Татары в российской армии. В российской армии процветает этническая дедовщина. Три пути национального движения

Combat

В российской армии процветает этническая дедовщина (кошмарные подробности)

В России продолжается военный призыв. Это первый призыв, для
которого снята проблема альтернативной службы: закон об АГС вступил
в силу. Между тем все больше военных аналитиков сходятся во мнении,
что в ближайшем будущем проблемой номер один для российской армии
может стать этническая дедовщина. Все больше инцидентов в воинских
частях имеют под собой национальную окраску.

Военнослужащие-земляки, объединяясь в сплоченные национальные
группы, выстраивают в воинских частях параллельную силовую
вертикаль, насаждая собственные правила и понятия. В основном речь
идет о военнослужащих, призванных из республик Северного Кавказа.
Проблема развивается по нарастающей и причиной тому -
демографические процессы и особенности воспитания нового поколения,
пишет сегодня издание ГАЗЕТА.

Уже сегодня двухмиллионный Дагестан поставляет в Вооруженные силы
почти столько же призывников, сколько 12-миллионная Москва.
Очередной побег на почве этнодедовщины случился недавно в Самаре. Из
воинской части внутренних войск № 5599, расположенной в самом центре
Самары, в двух шагах от берега Волги, между городским парком и
пивзаводом «Жигули», сбежали двое военнослужащих.

В тот же день они дали пресс-конференцию, на которой заявили, что
однополчане их не только били и унижали, но и заставляли совершать
преступления против жителей Самары. Военная прокуратура возбудила
уголовное дело по 4 статьям. Арестован рядовой, призванный из
Дагестана, Арслан Даудов. Спецкор ГАЗЕТЫ попытался на месте
исследовать особенности нового для российской армии явления.

"Русские, по их словам, свиньи и собаки"

«1. Шеф прав. 2. Шеф всегда прав, 3. Шеф не спит - он отдыхает, 4.
Шеф не ест - он укрепляет свои силы, 5. Шеф не пьет - он
дегустирует, 6. Шеф не флиртует с секретаршей - он поднимает ей
настроение; 7. Если шеф не прав - см. пункт 2».

Шеф - это Олег Киттер. Кроме плаката «Регламент шефа» в его приемной
советские и царские флаги, запрещенная законом об экстремизме
литература и собственный портрет в спасательном круге вместо рамки.
Киттер - русский националист и этого не скрывает. «Я националист», -
произносит он так же, как другие говорят: «Я водитель троллейбуса»
или «Я ветеринар». К приемной националиста примыкает его оружейный
магазин, охранное агентство и правозащитный центр, защищающий права
только русских.

В прошлом у Киттера - погоны капитана милиции, неудачная попытка
избраться в мэры Самары и два уголовных дела за разжигание
межнациональной розни. Первое закончилось оправдательным приговором,
второе еще тянется, но на всякий случай газета Киттера
«Алекс-информ» теперь выходит со сноской-отмазкой на первой полосе:
«Под жидами следует понимать международную прослойку людей, живущих
за счет труда и способностей других».

Побег из воинской части № 5599 внутренних войск МВД России рядового
Станислава Андреева (русского) и младшего сержанта Азамата Алгазиева
(казаха) - это первый случай в истории российской армии, когда,
спасаясь от неуставных отношений, беглецы обращались за помощью не в
Военную прокуратуру и не в Комитет солдатских матерей, а к махровому
националисту.

"Слово «националист» сильно извращено, - пожаловался Киттер. -
Национализм - это просто следующая ступень родства после семьи, он
не может разжигать никакой розни, если только не оскорблять этого
родства. А настоящим разжигателем национальной вражды как раз
является интернационализм. Потому что именно принудительное
выравнивание неравного приводит к недовольству национального
большинства и развращению национального меньшинства".

"В борьбе животного и зверя всегда побеждает зверь. Чтобы победить
зверя, нужно самому быть зверем. Чтобы плести паутину влияния, нужно
быть пауком. Русские не умеют быть пауками. Русские умеют быть
зверями, но их заставляют - те, кто плетет паутину - быть
животными".

"Это называется джамаат"

Рядовой Андреев и сержант Алгазиев после побега из воинской части
сначала содержались в полку МЧС, потом их перевели в часть при
областной Военной прокуратуре. Обоих Киттер опознал возле КПП.
Станиславу Андрееву 22 года. До армии он выучился на сварщика, потом
закончил юридический колледж и факультет уголовного права в
Тольяттинском университете. Поэтому говорить умеет.

"В полк меня привезли 25 декабря 2002 года. Уже на КМБ (курсе
молодого бойца. - ред.) из 90 человек было 45 дагестанцев и ингушей.
Те, что городские и с высшим образованием, еще более или менее. А
которые с гор и сразу после школы - вот эти и были вовлечены в эту
систему. После КМБ в нашей роте их человек 10-15 их было - аварцы,
даргинцы, ингуши, кумыки, но держались все вместе. Это у них
называлось джамаат - община по-нашему. Вместе молились в каптерке,
вместе решали проблемы, вместе бизнес наладили".

"Сначала вроде как по-дружески, - объясняет Андреев значение слова
"бизнес", - мол, ты местный, помоги, на курево денег нет. Принеси 50
рублей, я тебе потом отдам. Раз 50 рублей, два 50 рублей, потом 100,
потом 200. А когда предыдущий призыв уволился, а с новым земляков
пришло еще больше, они уже стали не просить, а требовать.
Вымогательство как-то очень быстро стало системой. Нас просто
обложили данью. Формы изобретали разные. Например, так называемый
косяк. За любую, самую мелкую провинность на тебя вешали
определенную сумму - от 50 до 1000 рублей. Косяк от 50 до 200 рублей
могли вменить за что угодно, предугадать, что ты через минуту
сделаешь не так, было невозможно. Они могли обвинить тебя даже в
том, что ты просто медленно среагировал на их требования".

"Более серьезные суммы, как правило, назначались по существу, но
дагов - мы их между собой так называли - не интересовало, что мы уже
получили наказание от командиров. Они выстроили параллельную систему
власти, - продолжает Андреев. - Однажды я, сержант Кузьменко и
младший сержант Гроздин отклонились от маршрута патрулирования,
чтобы позвонить домой, нас заметил полковник Лазарев и сообщил
дежурному по части. Когда мы вернулись, Аслан Даудов позвал меня и
сержанта Кузьменко и сказал: «На вас косяк» Мы сначала: «Ну косяк
так косяк, понесем наказание от офицеров». А он: «Не, от офицеров -
это само собой. А от нас - отдельно. Короче, с вас 1000 рублей».
Тогда за нас отдал сержант Кузьменко. Взял деньги у родителей и
отдал".

"Не сможет один сломать человека, сломаем всем джамаатом"

"Среди своих даги придерживаются субординации, все остальные для них
- никто. Старших офицеров еще более или менее чтут, и то не всегда,
а на лейтенантов и даже капитанов уже давно забили. Могут матом
послать, и те все это терпят. Осенью прошлого года командир взвода
роты материально-технического обеспечения лейтенант Солдатов сделал
рядовым ингушам замечание и был избит. Никаких последствий не было.
В декабре прошлого года рядовые Шакреев, Евлоев и Ужахов, все трое
из Ингушетии, пытались в столовой избить заместителя командира полка
по тылу майора Леонова. Также ничего не произошло", утверждает
Андреев.

"Многие офицеры просто боятся с ними связываться и предпочитают
закрывать глаза на многие грубые нарушения. Бесятся от бессилия и
все зло срывают на нас. На малейшие проступки отвечают грубостью и
оскорблениями. Чтобы хоть как-то контролировать ситуацию, ставят
самих же дагов замкомами взводов и старшинами, потому что русского
они слушаться не будут. Пока таких замкомов двое, но еще нескольких
уже отправили на учебу. Это создает видимость тишины и спокойствия,
но на самом деле проблемы только усугубляются. Вместо того чтобы
ставить их на место, офицеры идут им на уступки. В итоге под
командованием своих земляков служба у кавказцев и вовсе превращается
в курорт, на котором солдатам всех остальных национальностей
отводится роль обслуживающего персонала".

По словам Андреева, кроме косяков, облагались данью увольнения:
"Вернуться надо было или с деньгами, или с телефонной карточкой.
Смотря на сколько уходишь и насколько богатые у тебя родители.
Доходило до 600 рублей за день. Даже сама служба облагалась данью.
Наша часть патрулирует улицы города, помогает милиции, у нас и форма
похожа на милицейскую. Короче, каждый патруль должен приносить им из
города по 100 рублей в день. Солдатам приходилось вымогать деньги у
горожан, а иногда и грабить. Я серьезно говорю. В основном имели
дело с пьяными. Они откупались от нас, чтобы не попадать в
вытрезвитель. А упитых до бесчувствия просто обворовывали. Проблем
потом не было, потому что пострадавшие думали, что мы - милиция и
жаловались на ментов. Если ты приходил с патруля с пустыми руками,
долг оставался за тобой. А иногда и счетчик включали. Наша рота
патрулировала город 4 раза в неделю. Каждый день по 9 патрулей. А
всего в полку 200 человек ежедневно. Вот и посчитайте. Плюс косяки.
Плюс увольнения. Да, еще положенное бесплатно обмундирование они нам
продавали - например, тот же Даудов заставлял нас покупать берцы по
200 рублей. И это только денежная повинность".

Из рассказа следует, что помимо денежной существует трудовая
повинность - заправка постели, стирка, уборка помещения. "Это они
считают женской работой, говорят, что традиции им не позволяют ее
выполнять. Поэтому все это приходилось делать нам".

"Ремонт помещения -мужская работа, но и ремонт они заставляли делать
нас. Русские пацаны, бывало, всю ночь не спят, делают ремонт. Они
подключаются только к приходу командира. А тот их еще нахваливает:
«О, молодцы, джигиты, хорошо сделали». Малейшее недовольство их
требованиями - начинали бить. Но даже если ты все исполняешь, это не
спасает тебя от побоев. Бьют за все. Постирал плохо - избили,
постриг плохо - избили. Они чувствовали себя абсолютными королями. В
столовой сидят, едят: принеси чай, принеси вторую порцию. Откуда? Не
волнует. Свою неси. Смотрят телевизор: «Принеси подушку!» Они любят
сидеть, обложившись подушками. Курорт. За территорию выходят, когда
захотят. Покупают себе одежду гражданскую, ходят гулять на
набережную, когда день рождения у кого-то, - мы скидывались на день
рождения. Гражданской одежды у них гардеробы целые. И не важно,
первогодка ты или второгодка. Главное - с Кавказа ты или нет. Они
когда демобилизуются, у них вот такие баулы с кроссовками, куртками,
спортивными костюмами, туфлями, мобильниками. Они возвращаются с
курорта. Там, у себя на родине, они даже деньги платят, чтобы их в
Россию направили служить, а не на Кавказ. Они этого даже не
скрывали. Хажуков, дагестанец, лично мне говорил, что он на
призывном пункте заплатил 5 тысяч рублей, чтобы его сюда направили".

Командир части сделать ничего не может: "Жалобы были, но все уходило
в песок. Ну выстроит полковник их на плацу, поорет - дескать,
переведу всех в другие части, Сибирь большая - они сделают вид, что
боятся, а через час так изобьют жалобщика, что до следующего призыва
все заткнутся. Одного рядового, не буду называть его фамилию, после
такого случая избили, а потом заставили чистить туалет своей зубной
щеткой. Командование всякий конфликт старалось не решить, а замять.
Зачем им проблемы по службе? Только один раз осудили дагестанца из
нашей части за сломанную челюсть. И то на 2 года условно. Хотя
сломанных челюстей было много. И пальцы ломали. Но вообще-то они
старались бить грамотно - не оставляя следов. Ладонями били, мокрое
полотенце на кулак наматывали или били по передней части голени -
чтобы можно было сказать, что человек сам упал и ушибся".

Сопротивляться, судя по рассказу Андреева, не получается: "Что-то
мешает объединяться. Не знаю что. Вот вены вскрывать не боятся -
только при мне три случая было. Один еще на курсе молодого бойца,
фамилию не помню. Потом рядовой Измайлов из второй патрульной роты,
у него 2000 рублей вымогали. А третий у нас в роте - Романцев. Я
писарем командира роты работал, поэтому знаю все это точно. Слава
Богу, все остались живы. Мы с Азаматом тоже терпели до последнего.
Мне еще полгода оставалось, а он и вовсе 27 мая должен был
увольняться. Но нам обоим на день побега срок выплаты назначили - по
500 рублей. Они так нам сказали: «Не отдадите - узнаете, что такое
ад». За месяц до того мы патрулировали станцию метро рядом с офисом
Киттера, я тогда с ним случайно познакомился. Поэтому когда пришел
конец терпению, мы решили бежать именно к нему".

Несмотря на то, что сержан Алгазиев мусульманин, ему доставалось
больше, чем Андрееву: "И по почкам, и губы оттягивали, и уши
выворачивали. Накануне нашего побега его жестоко избил старший
сержант Магомедов. В ту ночь Азамат был дежурным по роте, а
Магомедов и еще трое - рядовые Шакреев, Таршхоев и Алиев - в классе
боевой подготовки пили водку. Когда им стало совсем весело, они
заставили русских рядовых Трошкина и Левченко 2 часа подряд
танцевать перед ними лезгинку. Когда Азамат попытался возразить, его
избили, отняли штык-нож и пообещали зарезать его этим штык-ножом,
если он его не выкупит за 500 рублей. Он все это в заявлении
написал. Для них мусульмане только те, которые с Кавказа. Казахи,
башкиры, татары для них - такие же свиньи, как русские. Потому что
они водку пьют и свинину едят".

По словам Андреева, военнослужащие мусульмане пьют водку, но свинину
не едят и подмываются каждый день: "У них традиция такая, они
туалетной бумагой не пользуются. Они так и говорят: «Наши жопы чище
ваших лиц». Антирусские настроения у них очень сильны. Слушают песни
певца Тимура Муцураева. Там прославляются шахиды и прямо целый план
расписывается, как моджахеды станут властителями мира".

"Быть сильным не запретишь"

Военный прокурор Самарского гарнизона Сергей Девятов назначен на эту
должность недавно. Он приехал из другого региона и не перестает
удивляться нравам местных призывников. Люди из его окружения в
конфиденциальных разговорах признаются, что прокурор уже испытывает
давление дагестанской диаспоры в Самаре. Но на прямой вопрос Девятов
ответил отрицательно: "Сейчас самая большая проблема для следствия -
это получить показания сослуживцев Андреева и Алгазиева, -
утверждает прокурор. - Никто не хочет. Все боятся".

При этом по словам прокурора, только 20 процентов военнослужащих -
выходцы с Кавказа. "Тем, которые сбежали, просто стыдно признаться,
что они терпели от кучки людей, - утверждает Девятов. - А
большинство там из Самары и области. Это единственная воинская часть
в регионе, где разрешается служить не по экстерриториальному
принципу. Именно поэтому все как воды в рот набрали. Предпочитают
терпеть, лишь бы их не услали куда-нибудь в Бурятию или еще хуже - в
Чечню". Арестованный Даудов, естественно, все отрицает. Командиры не
хотят портить себе отчетность.

Командир части полковник Громов производит впечатление человека,
который в сложившихся обстоятельствах делает все, что может, но
понимает, что обстоятельства сильнее и приходится под них
подстраиваться. Абдул-Самид сам военный, полковник медицинской
службы в отставке, поэтому смотрит на ситуацию не только как
дагестанец, но и как кадровый военный советской закалки: "Разве это
нормально, что 80 процентов военнослужащих части не смогли дать
отпор 20 процентам ребят с Кавказа? Мужской коллектив есть мужской
коллектив, там всегда идет борьба за власть и контроль. И если
большинство оказалось слабее меньшинства, то ему стоит о чем-то
задуматься".

Лидия Гвоздева, председатель самарского Комитета солдатских матерей,
тоже считает, что это ненормально, когда "двое дагестанцев бьют
одного русского, а еще четверо в очереди стоят": "Уж сколько раз мы
с нашими солдатами разговаривали, говорили, что надо держаться
вместе, про веник рассказывали - они в ответ только мычат, но все
без толку. На днях мне звонит мама: «Ради Бога, переведите моего
сына в другую часть, там их кавказцы терроризируют». Начинаем
выяснять - оказывается, в их подразделении двое поставили под
контроль целую роту. Двое! Я ей говорю: «Мамаша, лучше идите и
объясните своему сыну, что свое достоинство в этой жизни нужно
отстаивать. Иногда с кулаками. Пусть они объединятся, один раз
отметелят тех двоих, и все встанет на свои места».

Я знаю ответ на вопрос в заголовке, долго объяснять. Дальше будет хуже.

Конечно, в сегодняшней Российской армии существует ряд проблем, о которых необходимо говорить. И основные из них – это религиозный и этнический факторы. Мы поговорим о положении мусульман в Российской армии и трудностях, с которыми они сталкиваются. А так же попытаемся найти пути решения данных проблем.

Лет через 10-20 российская армия может наполовину состоять из мусульман и этот процесс - естественный. Такое мнение все чаще озвучивают некоторые политики, ссылаясь на выводы современной демографии.

В России такие количественные изменения обусловлены, прежде всего, совершенно новой этнической картиной. За последние двадцать пять лет рождаемость в европейской части страны упала до небывало низкого показателя. А в Татарстане, Башкортостане и на Северном Кавказе эти показатели почти не изменились.

Значительно увеличилась и доля мигрантов в населении России. Со временем российская демографическая карта может измениться в еще большей степени. И тогда прогнозы станут фактом.

Мы знаем, что армия у нас российская, до этого была советская. Hаследница той самой армии, от которой дрожала Европа в начале XIX века и в средине века XX. Конечно, подавляющее большинство военнослужащих в Российской армии – это русские. Вместе с тем представители мусульманских народов на протяжении многих столетий традиционно несли службу в Российской армии. Из мусульман создавались отдельные боевые подразделения. В ХVШ веке татары охраняли польскую границу. В 1807 году были созданы четыре конных татарских полка. Два из них участвовали в Отечественной войне 1812 года. За воинскую доблесть татарам дарована была земля для строительства мечети в Москве, названной впоследствии Исторической. Из крымских татар был создан полк, получивший название Крымского конного. Кроме татар на службе в Российской армии были мусульмане Северного Кавказа.

В декабре 1851 года был создан Дагестанский конный полк, участвовавший в Крымской войне. Так, к началу XX века в русской армии было немало мусульман. Hапример, Дикая дивизия состояла преимущественно из чеченцев. Были и туркменские части. В царской России для героев-мусульман была даже введена особая модификация Георгиевского креста, в центре которого, дабы не оскорблять религиозных чувств воинов, вместо святого Георгия был изображен исламский полумесяц.

В средине восьмидесятых годов прошлого века доля выходцев с Кавказа из Средней Азии достигала в армии почти трети. И после развала СССР в 1991 году доля неславян в армии продолжила увеличиваться. Это выглядит странно, если учесть, что от России отсоединились пять азиатских и три закавказские республики. Hо это только на первый взгляд. Отошли также Украина и Белоруссия. К тому же изменилась демографическая ситуация в стране в целом. К 1995 году в российской армии состояло на службе уже 35 процентов неславян. И тенденция к этническому изменению продолжает нарастать. К 2000 году эти цифры выросли уже до 36 процентов.

Канул в Лету институт армейских политруков, на смену ему пришли военные психологи, воспитатели, социологи. Так же стало практиковаться религиозное воспитание военнослужащих. В военных частях появились церкви и часовни. Создаются даже части при монастырях, где службу проходят послушники. Я считаю, что такие меры крайне положительно влияют на патриотический дух и боеспособность солдат. Но солдат православных.

Хочу обратить внимание на следующий факт: в армии, где уже сейчас более трети башкир, татар и кавказцев, то есть мусульман, нет ни одного полкового муллы, который бы призывал свою паству к терпению и подчинению командирам, призывал бы к уважению представителей других конфессий. Для мусульман, служащих в армии, нет мечетей. Hикто не считается с тем, что мусульмане должны соблюдать определенные нормы в быту. Как кормили солдат двадцать лет назад, в эпоху декларативного атеизма, вареным салом, так и сейчас кормят.

Родители мусульмане не имеют ни малейшего желания отдавать своих сыновей на службу. А сами молодые люди считают себя не отдающими святой долг служению Отечеству, а узниками, находящимися в ссылке. О каком боевом духе и патриотизме может идти речь, когда мусульмане чувствуют себя изгоями, второстепенными членами общества.

Что можно предложить? Религиозный фактор в армии можно попросту снять, формируя армию на профессиональной основе. Человек, идущий служить добровольно, заранее согласен с предлагаемыми ему правилами игры. Hо и в этом случае необходимо учитывать конфессиональную принадлежность солдат. Проблемы этого варианта в том, что рост мусульман в армии все-таки выше скорости армейских реформ. Что бы ни говорили высокие чины из Министерства обороны, полностью контрактную армию мы вряд ли увидим в ближайшие десять лет. Еще одним способом решения проблемы может стать формирование национальных, а точнее конфессиональных частей, где будут учтены особенности религии военнослужащих. Таким образом, как эта проблема решалась в царской России.

Hаиболее приемлемый вариант - осознать, что Россия - в значительной степени мусульманская страна. Должна быть создана и реализована имиджевая программа, убеждающая мусульманскую молодежь в том, что армия готова учитывать ее особенности. В армии должны, наконец, появиться муллы. Для мусульман должно быть выделено время для молитв. Солдатский рацион должен учитывать нормы исламского питания и должны быть созданы условия для соблюдения норм гигиены, предписываемых исламом. Если все это не будет сделано в самое ближайшее время, то дальнейшая судьба Вооруженных сил России будет не самой легкой. Не нужно придумывать велосипед. Надо обратиться к опыту наших мудрых предков, обратиться к опыту царской России, где всем религиям уделялось особое значение.{jcomments on}

Известно, что рекрутская система комплектования армии появилась в России при Петре I в 1699 году. С 1722 года царским указом она была распространена на татар, хотя фактически пополнять татарами новую русскую армию стали значительно раньше.

В 1737 году вышел именной императорский указ о комплектовании военно-морского флота наполовину иноверцами, наполовину жившими у моря русскими – жителями Архангелогородской губернии. По этому же указу инородцами комплектовались пехотные полки, находившиеся в Остзейском крае (современная Прибалтика).

В 1738 году на флот из Казанской, Симбирской, Астраханской, Сибирской губерний и Уфимской провинции был направлен 2761 рекрут.

«Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут…» от 1766 года еще раз подтвердило этот принцип комплектования.

Служба в армии и на флоте в то время даже среди русских крестьян считалась необычайно тяжелой. Это был совершенно другой мир, о котором крестьянский сын ничего не знал. Даже одежда кардинально отличалась от той, которую носили крестьяне.

Вот как описывал солдатскую одежду XVIII в. генерал-фельдмаршал князь Потемкин: «Словом, одежда войск наших и аммуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов, тем паче, что он, взят будучи из крестьян в 30 почти лет возраста, узнает узкие сапоги, множество подвязок, тесное нижнее платье и пропасть вещей, век сокращающих…».

Сюда следует добавить и жестокое обращение офицеров (прежде всего, иностранцев, которых немало было в русской армии) с «нижними чинами».

«Вот тебе три мужика, сделай из них одного солдата», «Двоих забей, но одного выучи» - такими «педагогическими» наставлениями зачастую руководствовались офицеры при обучении солдат и матросов. А если учесть, что призываемые на службу инородцы практически не знали русского языка…

«…Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства - и настоящего, и воображаемого. Он вдруг рассвирепел, взял ружье на руку и на все убеждения и приказания отвечал одним решительным словом: - З-заколу! - Да постой... да дурак ты... - уговаривал его унтер-офицер Бобылев. Ведь я кто? Я же твой караульный начальник, стало быть... - Заколу! - кричал татарин испуганно и злобно и с глазами, налившимися кровью, нервно совал штыком во всякого, кто к нему приближался. Вокруг него собралась кучка солдат, обрадовавшихся смешному приключению и минутному роздыху в надоевшем ученье…» (А.Куприн. «Поединок»).

Служба на флоте была, пожалуй, самой тяжелой.

Корабли того времени с точки зрения современного человека были совершенно не пригодны для жизни.

Начать с того, что места на кораблях было просто мало: в среднем на одного матроса приходилось около одного метра жилой площади. Однообразный рацион и отсутствие витаминов способствовали возникновению цинги, которая в дальних плаваниях буквально выкашивала экипажи. Работа с парусами выполнялись исключительно вручную. На больших кораблях могло быть до 250 ручных талей – тросов, которыми поднимали реи и паруса. Их нельзя было путать во избежание поломок и аварий.

Уставы первоначально не предусматривали возможности отправления религиозных обрядов иноверцами. В «Своде военных постановлений» 1839 года (Собрание всех законов, регулировавших жизнь вооруженных сил с 1716 года) лишь вскользь упоминаются иноверцы, которые «присягают по своим обрядам». Уставом Внутренней службы полковому священнику лишь было предписано: «… с солдатами иностранных вероисповеданий отнюдь не вступать ни в какие прения о вере», однако с 1838 года Именными Указами императора для «исполнения духовных треб между нижними чинами магометанского закона» в разные города Российской империи назначались официальные муллы. Такие муллы были в Симбирске, Казани, Уфе, Анапе, Отдельном Оренбургском корпусе, Финляндии, Отдельном Кавказском корпусе, в округах военного поселения, «при штабе войск в Царстве Польском» в Варшаве (с 1865 года).

Позднее в «Своде…» появилась статья о том, что «иноверцы…исполняют религиозные обязанности в церквях своего вероисповедания», а в 1869 году - особая форма присяги для «магометан». Тем не менее, еще в конце XVIII века – в годы правления Павла I солдатам-мусульманам петербургского гарнизона по инициативе муллы Юсупова было позволено собираться на богослужения в Таврическом дворце. Кроме того, командиры частей, где служили мусульмане, не препятствовали выбирать внештатных мулл из числа военнослужащих.

В 1845 году Именным Указом императора в военных портах «для исправления духовных треб по обряду магометанской веры» учреждались должности имамов, а Кронштадтском и Севастопольском портах - имама и его помощника.

В 1846 году были узаконены должности имамов, избираемых из числа нижних чинов в Гвардейском корпусе. Срок службы таких имамов должен был быть равен «со сроком службы сих чинов».

В 1849 году Именным указом было разрешено нижних чинов, претендующих на должность внештатных мулл в воинских частях, «экзаменовать в познаниях веры во всякое время, когда в местах расположения войск будут находиться магометанские Муллы».

С 1857 года таких нижних чинов стали отправлять для сдачи экзаменов в Оренбургское Магометанское Духовное собрание.

С 1860 года муллы появились при военных госпиталях.

Избираемые в муллы нижние чины носили солдатскую форму, им не разрешено было иметь бороды. По истечению срока службы они могли подобно другим военнослужащим, выйти в отставку.

В среде российских офицеров отношение к татарам-мусульманам было неоднозначным.

Так, исповедание ислама рассматривалось многими из них как недостаток.

«Контингент этот, подчиняя свою жизнь, деятельность и направление своим невежественно фанатическим убеждениям с поступлением в ряды христианствующей армии очутится в весьма странном положении: или он должен будет на все время своей службы отречься от своей обрядности и сделаться по наружности индифферентным мухаммеданином, или ему придется ко вреду службы пользоваться особыми льготами… », - писал полковник Генерального штаба, Действительный член Императорского Русского Географического общества А.Ф. Риттихъ в своей книге «Племенной состав контингентов русской армии». Далее по тексту, посвященному татарам, господин полковник вообще показывает себя как примитивный шовинист: «К особенностям татар следует отнести им присвоенный запах пота и от испарений, происходящий, как полагают, от употребления конского мяса. По одному этому можно, определить какой участок представлен к набору [рекрутскому], русский или татарский».

Опровергая столь несправедливую оценку некоторыми высокопоставленными офицерами солдат и матросов-татар можно привести несколько примеров их исключительной воинской доблести.

Например, в списках 91 Георгиевского кавалера Гвардейского морского экипажа «за французскую кампанию 1812-1814 годов» значится матрос-татарин Муртаза Мурдалеев. Стоит отметить, что в то время существовала одна степень награждения нижних чинов Георгиевским крестом, и эта награда являлась единственной для них в то время. Учитывая, что штатная численность экипажа составляла 518 человек, и она, как минимум, два раза обновлялась за время кампании, становится ясно, что Мурдалеев был одним из лучших матросов экипажа.

Кроме того, как и все русские гвардейцы - участники битвы при Кульме, он получил от прусского короля Железный крест.

Храбро действовали матросы-татары при отражении англо-французского десанта во время обороны города Петропавловск-на Камчатке во время Крымской войны в 1854 году. Вот выдержка из донесения по итогам боя, составленного руководителем обороны города адмиралом Завойко: «Матрос 1 степени Халит Саитов, отбиваясь от наскочившей на него толпы английских солдат, троих положил на месте. Матрос Бикней Диндубаев, будучи ранен пулею, продолжал сражаться…Унтер-офицер Абубакиров, имея четыре раны, хотя и легкие, но также из которых кровь лилась ручьями; я его сам перевязал, а он отправился снова в дело…». Абубакиров за свой подвиг был награжден Георгиевским крестом в числе других 16 нижних чинов.

Наконец, в самое элитное подразделение уже даже не армии, а гвардии – роту Дворцовых Гренадер при ее формировании в 1827 году был зачислен Рахмет Каримов – заслуженный ветеран Семеновского гвардейского полка, награжденный Георгиевским крестом за участие в войнах с Наполеоном и знаком отличия ордена св. Анны за 20-летнюю беспорочную службу. Стоит отметить, что в роте было всего 120 нижних чинов, и сама рота комплектовалась из самых заслуженных солдат гвардейских полков по личному выбору их командиров.

…Отслужив положенные 25 лет, возвращались татары-ветераны русской армии в родные деревни. Возвращалось их намного меньше, чем уходило – только треть всех призванных рекрутов доживала до конца срока службы. Это были уже пожилые люди, чья молодость прошла в служении Отечеству…

Солдат отставной я, не что иное,
Не унтер, а просто солдат отставной я!
В солдатчине молодость вся и осталась,
До дома со мной добрела только старость.
Всю жизнь в аккурат прослужил до отказа,
Исправный – наказан я не был ни разу.
Награда? В награду рука генерала
Меня, старика, по плечу потрепала.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Все больше военных аналитиков сходятся во мнении, что в ближайшем будущем главной проблемой российской армии станет этническая дедовщина. Солдаты-земляки, объединяясь в сплоченные национальные группы, выстраивают в воинских частях свою силовую вертикаль. В основном это парни, призванные с Северного Кавказа. Нынче двухмиллионный Дагестан поставляет столько же призывников, сколько двенадцатимиллионная Москва...

Очередной побег на почве этнодедовщины случился недавно в Самаре. Из воинской части внутренних войск сбежали двое военнослужащих. В тот же день они дали пресс-конференцию, на которой заявили, что однополчане их не только били и унижали, но и заставляли совершать преступления. Военная прокуратура возбудила уголовное дело. Арестован рядовой - дагестанец Арслан Даудов...


-- 1. Шеф прав. 2. Шеф всегда прав. 3. Шеф не спит - он отдыхает. 4. Шеф не ест - он укрепляет свои силы. 5. Шеф не пьет - он дегустирует. 6. Шеф не флиртует с секретаршей - он поднимает ей настроение. 7. Если шеф не прав - см. пункт 2".
Шеф - это Олег Киттер. Кроме плаката "Регламент шефа" в его приемной советские и царские флаги, запрещенная законом об экстремизме литература и собственный портрет в спасательном круге вместо рамки. Киттер - русский националист и этого не скрывает. К приемной националиста примыкает его оружейный магазин, охранное агентство и правозащитный центр, защищающий права только русских.

В прошлом у Киттера - погоны капитана милиции, неудачная попытка избраться в мэры Самары и два уголовных дела за разжигание межнациональной розни. Первое закончилось оправдательным приговором, второе еще тянется, но на всякий случай газета Киттера "Алекс-информ" теперь выходит со сноской: "Под жидами следует понимать международную прослойку людей, живущих за счет труда и способностей других".
Побег из воинской части № 5599 внутренних войск МВД России рядового Станислава Андреева (русского) и младшего сержанта Азамата Алгазиева (казаха) - это первый случай в армии, когда беглецы обратились за помощью не в Военную прокуратуру и не в Комитет солдатских матерей, а к махровому националисту.
-- "Слово "националист" сильно извращено, - пожаловался мне Киттер. - Национализм - это просто следующая ступень родства после семьи, он не может разжигать никакой розни, если только не оскорблять этого родства. А настоящим разжигателем национальной вражды как раз является интернационализм. Потому что именно принудительное выравнивание неравного приводит к недовольству нацбольшинства и развращению нацменьшинства".
-- "Олег Вячеславович, а вы не пробовали быть хитрым националистом? Не статьи про жидов публиковать, а поднимать свой бизнес, налаживать связи... Плетите паутину влияния и лоббируйте интересы своей нации"...
-- "Вот вам анекдот. Завелись в лесу бородатые зайцы. Везде ходят стаями, всех бьют, грабят, насилуют. Весь лес воет, а справиться никто не может. Вроде обычные зайцы, но уж слишком их много. Лиса пыталась с ними разговаривать - теперь в больничной норе лежит, волк выяснял отношения - в реанимацию попал, даже медведь чуть живой ушел. Осталась последняя надежда - лев. Забивает он с ними стрелку на поляне. Приходит - а там тьма тьмущая бородатых зайцев. Все такие мускулистые, глаза горят. "Мужики. -говорит, - вы чего творите? А ты кто такой?!" - спрашивают льва бородатые зайцы. "Я лев. Царь зверей!" "Не-е! Это Масхадов - царь зверей. А ты - просто животное".
-- Это вы так от ответа уходите?"
-- Это и есть ответ. Чтобы победить зверя, нужно самому быть зверем, Чтобы плести паутину влияния нужно быть пауком. Русские не умеют быть пауками. Русские умеют быть зверями, но их заставляют быть животными".
-- "Кто заставляет?"
-- "Те, кто плетет паутину.

Рядовой Андреев и сержант Алгазиев после побега из воинской части сначала содержались в полку МЧС, потом их перевели в часть при областной Военной прокуратуре. Киттер привез меня туда и опознал обоих беглецов возле КПП. Но Алгазиева тут же сцапали приехавшие на свидание родители. Они как-то косо посмотрели на националиста и наотрез отказались давать своему чаду слово.
Станиславу Андрееву 22 года. До армии он выучился на сварщика и закончил юридический колледж и Факультет уголовного права в Тольяттинском университете. Поэтому говорить умеет
-- "В полк меня привезли 25 декабря 2002 года. Уже на КМБ (курсе молодого бойца) из 90 человек было 45 дагестанцев и ингушей. Те что городские и с образованием - еще ничего. А которые с гор - вот эти и были вовлечены в эту систему. После КМБ в нашей роте их человек пятнадцать было - аварцы, даргинцы, ингуши, кумыки, но держались все вместе. Это у них называлось джамаат - община по нашему. Вместе молились в каптёрке, вместе решали проблемы, вместе бизнес наладили".
-- Какой бизнес?"
-- "Разбойничий. Сначала как бы по-дружески: мол, ты местный, помоги - на курево денег нет. Принеси пятьдесят рублей, я потом отдам. Раз пятьдесят рублей, два, потом сто, двести. А когда с новым призывом их земляков пришло еще больше, они уже стали требовать. Вымогательство стало системой. Нас обложили данью. Формы изобретали разные. Например, так называемый косяк. За любую провинность на тебя вешали определенную сумму - от пятидесяти до тысячи рублей. Косяк рублей в двести могли вчинить за что угодно. Они могли обвинить тебя даже в том, что ты просто медленно среагировал на их требования более серьёзные суммы назначались за настоящие провинности. Но дагов (мы их так называли) не интересовало, что мы уже получили наказание от командиров. Они выстроили параллельную систему власти. Однажды я, сержант Кузьменко и младший сержант Гроздин отклонились от маршрута патрулирования - звонили домой. Нас заметил полковник Лазарев и сообщил дежурному по части. Когда мы вернулись, Даудов сказал: "На вас косяк. От офицеров - это само собой. А от нас - отдельно. Короче, с вас тысяча". Тогда за нас отдал сержант Кузьменко".
-- "Сержант отдал рядовому?"
-- "А там не важно, рядовой ты или кто. Среди своих даги придерживаются субординации, все остальные для них - никто. Майоров еще слушаются, и то не всегда, а на лейтенантов и капитанов давно забили. Могут матом послать... Лейтенант Солдатов прошлой осенью сделал рядовым ингушам замечание - его избили. Никаких последствий не было. В декабре трое рядовых ингушей пытались в столовой избить заместителя командира полка майора Леонова. И тоже - ничего. Многие офицеры просто боятся с ними связываться. Бесятся от бессилия и все зло срывают на нас. Чтобы хоть как-то контролировать ситуацию, ставят самих же дагов старшинами, потому что русского они слушаться не будут. В итоге под командованием своих земляков служба у кавказцев превращается в курорт, на котором солдатам всех остальных национальностей отводится роль обслуживающего персонала".
-- "Что еще облагалось данью?"
--- "Увольнения. Вернуться надо было или с деньгами, или с телефонной карточкой. Доходило до шестисот рублей за день. Даже сама служба облагалась данью. Наша часть патрулирует улицы города, помогает милиции, у нас и форма похожа на милицейскую. И каждый патруль должен приносить им из города по сто рублей в день. Солдатам приходилось вымогать деньги у горожан, а иногда и грабить. Пьяные откупались от нас, чтобы не попадать в вытрезвитель. А упившихся до бесчувствия просто обворовывали. Если ты приходил с патруля с пустыми руками, долг оставался за тобой. А иногда и счетчик включали. Наша рота патрулировала город четыре раза в неделю. Каждый день по девять патрулей. Вот и посчитайте. Плюс косяки. Плюс увольнения. Да еще положенное бесплатно обмундирование они нам продавали... И это только денежная повинность".
-- "А еще какая?"
-- "Трудовая. Заправка постели, стирка, уборка помещения - это они считают женской работой, говорят, что традиции им не позволяют её выполнять. Поэтому все это приходилось делать нам. Впрочем они и ремонт помещения заставляли делать нас. Русские пацаны, бывало, всю ночь вкалывают. Они подключаются только к приходу командира. А тот нахваливает: "Молодцы, джигиты, хорошо сделали". За малейшее наше недовольство начинали бить. Но даже если ты всё исполняешь, всё равно бьют. Бьют за всё. Они чувствовали себя королями. В столовой: принеси чай, принеси вторую порцию. Откуда? Не волнует. Свою неси. Смотрят телевизор: принеси подушку! Они любят сидеть, обложившись подушками. Курорт. За территорию выходят, когда захотят. Покупают себе одежду гражданскую, ходят гулять на набережную. Когда день рождения у кого-то - мы скидывались на день рождения. Гражданской одежды у них гардеробы целые.

На дембель они уходят вот с такими баулами, а там кроссовки, куртки, спортивные костюмы, туфли, мобильники. Там, у себя на родине, они даже деньги платят, чтобы их в Россию направили служить, а не на Кавказ. Хажуков, дагестанец, говорил, что он на призывном пункте заплатил пять тысяч рублей, чтобы его сюда направили".
--"Зачем?"
-- "Да потому что среди своих придется реально служить. И постель заправлять, и унитазы драить. А представь, назначат тебя сержантом и придется командовать представителем какого-нибудь знатного рода. На кровную месть нарваться можно. Да и родители там рядом, старейшины - не побалуешь".

-- "Вы пробовали жаловаться командиру части? Или он тоже их боится?" -
-- "Нет, не боится. Но сделать ничего не может. Жалобы были, но все уходило в песок. Ну выстроит полковник их на плацу, поорет, они сделают вид, что боятся, а через час так изобьют жалобщика, что до следующего призыва все заткнутся. Одного рядового после такого случая избили, а потом заставили чистить туалет своей зубной щеткой. Командование всякий конфликт старалось замять. Зачем им проблемы по службе? Только один раз осудили дагестанца за сломанную челюсть. На два года условно. Хотя сломанных челюстей было много. И пальцы ломали. Но вообще-то они старались бить грамотно - не оставляя следов".
-- "А своим родителям ты рассказывал?"
-- "Нет, расстраивать не хотел. А другие рассказывали. Родители приходили к командиру части. Иногда переводили ребят в другие подразделения, где нет кавказцев".
-- "А почему у вас их так много скопилось?"
-- "Наш полк головной в бригаде, из других полков их сюда сбрасывают от греха подальше. Командир части все время грозится, что призыва с Кавказа сюда больше не будет, но меньше их здесь не становится. Против реальности не попрешь. У русских рождаемость падает, а на Кавказе демографический бум и стопроцентная явка на призывные пункты. Там уже наш полк давно прославился, и многие прицельно идут именно сюда".

-- "Слушай, половина - это все же не большинство. Вы пытались оказывать сопротивление?"
-- "Некоторые пытались - безрезультатно. Они, знаешь, как говорят? Не сможет один сломать человека, сломаем всем джамаатом".
-- "А вы не пробовали всем джамаатом?"
-- "Не пробовали. Что-то мешает объединяться. Не знаю что. Вот вены себе вскрывать русские не боятся - только при мне три случая было. Слава Богу, все остались живы.

Мы с Азаматом тоже терпели до последнего. Мне еще полгода оставалось, а он и вовсе должен был увольняться. Но нам обоим на день побега срок выплаты назначили - по пятьсот рублей. Они так нами сказали: "Не отдадите - узнаете, что такое ад" За месяц до этого мы патрулировали станцию метро рядом с офисом Киттера, я тогда с ним случайно познакомился. Поэтому мы решили бежать именно к нему."
-- "Алгазиев ведь мусульманин. Он для них "свой".
-- "Свой?! Смешно. Ему еще больше меня доставалось, хоть он и сержант. И по почкам били, и губы оттягивали, и уши выворачивали. Накануне побега его жестоко избил сержант Магомедов. В ту ночь Азамат был дежурным по роте, а Магомедов и еще трое в классе боевой подготовки пили водку. Когда им стало весело, они заставили русских рядовых два часа подряд танцевать перед ними лезгинку. Когда Азамат попытался возразить, его избили, отняли штык-нож и пообещали зарезать его этим штык-ножом, если он его не выкупит. Он все это в заявлении написал. Для них мусульмане только те. которые с Кавказа. Казахи, башкиры, татары для них - такие же свиньи, как русские. Потому что они водку пьют и свинину едят".
-- "А сами они водку не пьют?"
-- "Пьют. Но свинину не едят. И подмываются каждый день. У них традиция такая, они туалетной бумагой не пользуются.

Так и говорят: "Наши жопы чище ваших лиц". Антирусские настроения у них очень сильны. Слушают песни певца Тимура Муцураева. Там прославляются шахиды и прямо целый план расписывается, как моджахеды станут властителями мира. Мне запомнилась одна песня про то, как в горное село приходит трусливый русский солдат. А альбом этот называется "Держись, Россия, мы идем!"
-- "А в боевых действиях на стороне чеченцев там никто не участвовал?"
-- "Я такого не слышал. Вот что поразительно. У нас в роте было двое чеченцев. Из Урус-Мартана. Два брата - Хасан и Рамазан Басаевы. Они выросли во время войны, видели и бомбежки, и все на свете. И у них таких наклонностей не было. Они не слушали Муцураева, не называли нас свиньями и в вымогательствах не участвовали. Более того, если они видели, что на русского наезжают уж совсем по беспределу, заступались. Они единственные, кто как-то сдерживал дагов. Их боялись".

-- "А чего остальные с вами не побежали?" "Испугались. Это же внутренние войска. Там много местных служат.
-- "А у дагестанцев в Самаре большая диаспора. Вы бы видели, как дембеля из нашей части увольняются. Одежду и деньги получили - и бочком, бочком, пока не отняли".
-- "Ты, наверное, теперь тоже националист, как Киттер?"
-- "Да нет. Я только латышей не люблю. Мне за Прибалтику обидно".
***
Военный прокурор Самарского гарнизона Сергей Девятов назначен на эту должность недавно и не перестает удивляться нравам местных призывников. Люди из его окружения в конфиденциальных разговорах признаются, что прокурор уже испытывает давление дагестанской диаспоры в Самаре. Но на прямой вопрос Девятов ответил отрицательно:
-- "Сейчас самая большая проблема для следствия - это получить показания сослуживцев Андреева и Алгазиева. Никто не хочет. Все боятся".
-- "Конечно. Если там половина с Кавказа".
-- "Какая половина! Двадцать процентов. Наверное, тем, которые сбежали, просто стыдно признаться, что они терпели от кучки людей. А большинство там из Самары и области. Это единственная воинская часть в регионе, где разрешается служить местным. Именно поэтому все как воды в рот набрали. Предпочитают терпеть, лишь бы их не услали куда-нибудь в Бурятию или в Чечню. А арестованный Даудов, естественно, все отрицает. Командиры? Естественно, им все это не нужно. Зачем им портить себе отчетность? Но если так и дальше пойдет, то будет им не до отчетности... Мы-то дело в суд передадим, а что будет дальше - не знаю".
Воинская часть № 5599 расположена в самом центре Самары. На проходной стоит молодой дагестанец в гражданском. Мимо проходит солдат. Парень хватает его за руку: "Эй, стой. Слушай, вон в том корпусе на втором этаже двое прапоров. Скажи, их Рамазан ждет. Понял? Срочно". Солдат не переспрашивал.
Командир части полковник Громов производит впечатление человека, который и сложившихся обстоятельствах делает все, что может, но понимает, что обстоятельства сильнее. Долго спрашивал меня: "А что Киттер поет? А что Андреев поет?"

-- "В моем полку служат солдаты 56 национальностей, и для меня не важно, кто какой. Хотя, если честно, у кавказцев уровень боевой подготовки гораздо лучше. Они сильнее, инициативнее, тот же Даудов за неделю до ареста смог в одиночку задержать двух преступников. Когда они патрулируют город, я абсолютно спокоен".

-- "А когда они в казарме?"
-- "Здесь не закрытый режим. Все наши ходят в патрули, очень часто видятся с родственниками. Если их здесь так унижали, почему они молчали? Мое мнение - это все политические интриги Киттера. Про него что-то давно никто не вспоминал, вот он и решил пошуметь".
Когда я выходил, на проходной вместе с Рамазаном уже тусовались человек пять его земляков. Вместо ответа на мои вопросы он дал мне телефон главы дагестанской диаспоры в Самаре Абдул-Самида Азиева.

Абдул-Самид, полковник медицинской службы в отставке, смотрит на ситуацию не только как дагестанец, но и как кадровый военный советской закалки:
-- "У нас тут полтора года назад в учебном центре двадцать призывников написали жалобу, что их заставляют выполнять работу, которую им не позволяют делать традиции. Я тогда с ними встречался и говорил: "Не придумывайте! Никаких таких традиций на Кавказе нет и никогда не было. И в Коране об этом тоже нигде не написано. У себя дома - да. Там мужчина должен делать более тяжелую работу, а женщина - заниматься хозяйством. Но в армии мужской коллектив и вы не птички, которые летают и не оставляют грязи на полу. Поэтому будьте добры нести те же обязанности, что и остальные".
-- "А что делать с Даудовым?"
-- "Мне удалось с ним коротко побеседовать. Он утверждает, что никого не бил и кругом невиновен. Я не думаю, что это правда, но и не уверен, что, если его посадить, это послужит на пользу. Обозлится его мать, обозлится село. Надо искать другой выход. Правильное воспитание нужно начинать еще на призывных пунктах и на уроках военной подготовки в школах. Потому что возвращаются с военной службы ребята и хвастаются, что вот, мол, они в армии полы не мыли и картошку не чистили. И с них будут брать пример следующие призывники, сложится традиция, которую потом будет трудно перебороть. И еще - надо что-то делать с мужским воспитанием в России. Разве нормально, что восемьдесят процентов солдат не дали отпор двадцати процентам? В мужском коллективе всегда идет борьба за власть и контроль. И если большинство оказалось слабее меньшинства, то какое же это большинство?"
Лидия Гвоздева, председатель самарского Комитета солдатских матерей, сказала так: - "Проблема есть, и она становится все серьезнее и серьезнее. Я не понимаю, что происходит. Доходит до смешного. Двое дагестанцев бьют одного русского, а еще четверо русских стоят в очереди на экзекуцию. Уж сколько раз мы с нашими солдатами разговаривали, говорили, что надо держаться вместе. Они только мычат. Все без толку. На днях мне звонит дама: "Переведите моего сына в другую часть, там кавказский террор". Начинаем выяснять - оказывается, двое поставили под контроль целую роту. Двое! Я ей говорю: "Мамаша, лучше идите и объясните своему сыну, что свое достоинство в этой жизни нужно отстаивать. Иногда с кулаками. Пусть они объединятся, один раз отметелят тех двоих"...
-- "Вы же боретесь с дедовщиной в армии! Как вы можете такое советовать?"
-- "А это и есть борьба с дедовщиной. Среди казаков не было дедовщины, потому что там все были мужчинами. Если теперь наши ребята вырастают такими зайчиками, то чего удивляться, что их бьют. Дедовщину создают слабые, а не сильные. Мы делаем все возможное, чтобы сильных усмирить, но против природы не попрешь, человеку невозможно запретить быть сильнее тебя, можно только самому стать сильнее. Сколько раз приезжала сюда Тайгарат... это председатель махачкалинского Комитета солдатских матерей. Беседовала с ними, с собой старейшин привозила. Они говорят своим ребятам нечто такое, что на несколько месяцев позволяет снять проблему. В принципе я знаю, что они им говорят, но это не для разглашения".

-- "Странная у вас позиция. Обычно ваши коллеги склонны во всем винить командиров".
-- "Мы с этой частью работаем с 1994 года и имели дело со всеми ее командирами. Полковник Громов - самый достойный из них. До него была разруха полная. Наркоторговцы сверлили в заборе дырки и через них наркоту продавали, а при Громове даже пьянство там под реальным запретом. Можно, конечно, ругать командиров, можно даже их увольнять и сажать, только легче от этого не станет.

Вы подождите, сейчас подрастет поколение, которое родилось в девяностые, во время демографического спада. Тогда проблема дедовщины будет уже не только в армии, но и в обществе".

Т атары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие – этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).
Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. – Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.
По данным переписи 1989 года, на территории СССР, проживали около 7 млн. человек. Из них в РСФСР - более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане - более 1,76 млн. человек (26,6%).
В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии - 47,3 тыс. Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.


По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.


Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.
Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХв., а Древние татары -тюркские племена жили на территории сегодняшней Евразии. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы.

Существует мнение историков, что название «татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства "Алтын Урта" (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.


По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная - супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда - бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле,ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу - казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки - чай, айран (тан) - смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).


Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место.

Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии М.А.Гареев, генерал-полковники P.C.Акчурин и Ф.Х.Чураков, вице-адмирал М.Д.Искандеров, контр-адмиралы З.Г.Ляпин, А.И.Бичурин и др. Выдающиеся ученые - академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.


Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник - поэма "Сказание о Юсуфе" булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496/97-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века - классиков татарской литературы Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода - Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-патриота, Героя Советского Союза Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.

Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты это: Абдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, актеры: Чулпан Хаматова, Марат Башаров Рената Литвинова, актёр и режиссер Сергей Шакуров, режиссер Марсель Салимжанов, оперные певцы - Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров и Альфия Афзалова, популярные исполнители - Ринат Ибрагимов, Земфира Рамазанова, Салават Фатхутдинов, Айдар Галимов, Малика Разакова, молодой поэт и музыкант Рустам Аляутдинов.
Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.

Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:

Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов ("Локомотив"-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, "КАМАЗ" (Набережные Челны); "Спартак" (Москва); "Локомотив" (Москва); "Верона" (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, и многие многие другие.

Известные россияне – выходцы из татарских родов

Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России. Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы – всех не перечислить. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды." Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".
Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.
Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.
Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы...
Копыловы, Аксаковы (аксак - значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".
Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник - "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").
Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).
Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.
Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. По некоторым оценкам, в России до половины русских - имеют татарские корни.
В XVIII веке правители составили нынешнюю этнографическую карту: целые губернии записали в "славянство". Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: "На тысячи верст кругом Россия".
Тогда, в XVIII веке - всего-то двести лет назад - жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались "татарами". Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими.

Защитники Отечества

Татарские воины честно служили России. "Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества" – гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, – миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.
В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам – на ту же сумму – чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.

Великие ученые и писатели

Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского происхождения.



Что еще почитать