Татьяна друбич и сергей. Анна Соловьева: дочь легендарной пары - Татьяны Друбич и Сергея Соловьева. Татьяна Друбич в фильме "Десять негритят"

Татьяна Люсьеновна Друбич. Родилась 7 июня 1960 года в Москве. Российская актриса театра и кино.

Отец - Люсьен Израилевич (Ильич) Друбич (1932-1978), инженер, родом из Белоруссии.

Мать - Любовь Владимировна Друбич (род. 1933), экономист.

Отец умер, когда Татьяне было 18 лет, по словам актрисы, для нее это было большое потрясение.

Ее мама имела экономическое образование, но в юности хотела стать актрисой. Одна из семейных историй связана с актером Михаилом Жаровым: мать Татьяны собрала коллекцию фотографий артистов, в которую попало фото со съемок фильма «Беспокойное хозяйство», где были запечатлены Михаил Жаров и Людмила Целиковская - позже известный артист умолял продать ему эту фотографию, но она отказалась.

Актрисой становиться не мечтала. Но уже в в 11 лет Татьяна впервые попала на съемочную площадку: ее утвердили на роль Алены в фильме «Пятнадцатая весна» режиссера Инны Туманян.

Дебют оказался удачным и на нее обратили внимание другие режиссеры. Тогда как раз Сергей Соловьев задумал снимать свои «Сто дней после детства» . Ему показали фото Татьяны. Ей было 14, когда ее утвердили на роль Лены Ерголиной.

На съемочной площадке однажды разразился страшный дождь. Девочка успела скрыться под крышей одного из павильонов вместе с режиссером. «В этой будке, под этим дождем, каким-то непостижимым образом возникло у нас с Таней странное чувство труднообъяснимой, но несомненно естественной сопричастности друг другу. Как будто мы вдруг узнали, что нам обоим известна одна, возможно, даже самая главная, тайна жизни», - рассказывал Соловьев.

А картина «Сто дней после детства» имел огромный успех, удостоился нескольких призов, в том числе и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.

Такой же успешной оказалась и ее работа в фильме Павла Арсенова «Смятение чувств» , в котором она исполнила роль Маши.

Татьяна Друбич в фильме "Смятение чувств"

Несмотря на успешные дебютные роли в кино, Татьяна Друбич, окончив школу в 1977 году, избрала профессию врача. "Самым ценным я считаю образование медицинское. Оно способно заменить и актерское, и почти любое другое, если речь идет о понимании человека, мотивов его действий, реакций. Но главное, оно дает иное – полноценное – восприятие жизни. Ведь ничто так не проявляет, не проясняет жизнь... как смерть. А это факт медицинский", - поясняла она.

Окончив Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко, Татьяна Друбич устроилась работать врачом в поликлинику, работала врачом-эндокринологом.

В то же время Татьяна продолжала сниматься в кино. Сыграла у Сергея Соловьёва в «Спасателе», затем в «Избранных» (по окончании съемок они поженились). Далее были «Асса» (1987), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989).

Татьяна Друбич в фильме "Асса"

Татьяна Друбич в фильме "Десять негритят"

В 1990-е годы она решила попробовать себя в роли бизнес-леди. Сначала у неё появился клуб «Актовый зал», который пользовался популярностью, но просуществовал недолго. "То, что я за два месяца получила, я за всю жизнь не получала: бандиты, разборки", - вспоминала она.

В 1999 году снялась в клипе «Рассветная».

В 2000-е годы вышли фильмы с ее участием «2-АССА-2» , экранизация романа Льва Толстого «Анна Каренина» , лента в жанре фэнтези «Последняя сказка Риты» и несколько других. В 2009-м получила на кинофестивале «Созвездие» приз Гильдии актёров кино России «За лучшую Анну Каренину в XXI веке на мировом экране» за фильм «Анна Каренина». В 2012 стала лауреатом кинопремии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Последняя сказка Риты».

Татьяна Друбич в фильме "Анна Каренина"

Передала свои акции в управление, поскольку, говорила она, "нельзя одновременно заниматься бизнесом и сниматься в «Анне Карениной»".

Сотрудничает с , помогающей больным лейкозом детям. Работает в хосписе Веры Васильевны Миллионщиковой - является со-председателем попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

Критиковала принятии закона, запрещающего усыновление детей гражданами США. Негативно оценивает ситуацию в России. "После «закона Димы Яковлева» я поняла, что страна на данный момент мертва. Ждать тут больше нечего. Перемены возможны. Всякие. Я их не жду. Если кто-то может уехать – жить здесь не надо. Если вами владеет апатия – пересильте ее. Но одно серьезное преимущество у России есть. Здесь, где полгода зима и много других привходящих обстоятельств, надо уметь противопоставлять им что-то очень серьезное, чтобы быть счастливым. Если вы это умеете – вы уже состоялись. А уметь приходится. Потому что жить и не быть ни разу счастливым – это слишком большая роскошь, этого человек не может себе позволить", - говорила она.

Татьяна Друбич в программе "На ночь глядя"

"Счастье - это правильный выбор трех вещей. Человека рядом. Профессии. Места, где живешь" , - считает Татьяна Друбич.

Рост Татьяны Друбич: 176 сантиметров.

Личная жизнь Татьяны Друбич:

Была замужем за кинорежиссёром , который старше ее на шестнадцать лет. Их отношения начались, когда Татьяна была несовершеннолетней (14 лет) и первое время ее роман с Сергеем Соловьевым попахивал уголовным делом: девочка училась в восьмом классе.

27 июня 1984 года у пары родилась дочь Анна Друбич, композитор и пианистка. Анна в 2006 году окончила высшую школу театра и исполнительского искусства в Мюнхене - факультет по классу фортепиано. Выступала с концертами, сотрудничала с оркестром «Зальцбургер Моцартеум», оркестром «Виртуозы Москвы», Крымским Симфоническим оркестром, Камерным оркестром KREMLIN. Три фильма Сергея Соловьева - «2-Асса-2», «Анна Каренина» и «Одноклассники» - получили музыкальное оформление от Анны. С 2013 живёт в Лос-Анджелесе, пишет музыку для фильмов.

Развелись в 1989 году. "В моей жизни появился мужчина, режиссер, которого зовут Иван", - поясняла Друбич. По предположениям СМИ, она имела в виду Ивана Дыховичного.

В то же время дочь Анна рассказывала, что после развода ее родители не расставались, поэтому психологических травм у ребенка бракоразводный процесс не вызвал. Аня была так же окружена любовью и заботой родителей, которые по–прежнему, кроме своей личной жизни, занимались и совместной работой в кино.

Татьяна Друбич, Сергей Соловьев и дочь Анна

Позднее у Татьяны Друбич появилась вторая дочь - Мария (в экранизации «Анны Карениной» она появляется в кадре - в роли полуторогодовалой дочери Анны Карениной и Вронского). Кто отец - актриса скрывает. Ходили слухи, что возможным отцом мог быть Сергей Соловьев. Среди других версий, что ребенок приемный. Сама Друбич на все вопросы отвечает коротко: «Без комментариев».

Фильмография Татьяны Друбич:

1971 - Пятнадцатая весна - Алёна
1975 - Сто дней после детства - Лена Ерголина
1977 - Смятение чувств - Маша
1979 - Особо опасные - Таня Шевчук
1980 - Спасатель - Ася Веденеева
1982 - Наследница по прямой - Валерия
1982 - Избранные - Ольга Риос
1985 - Испытатель (к/м) - дочь испытателя
1986 - Храни меня, мой талисман - Таня
1987 - Воскресные прогулки
1987 - Десять негритят - Вера Клейторн
1987 - Асса - Алика
1988 - Чёрный монах - Таня (озвучила Марина Неёлова)
1989 - Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви - Саша
1991 - Анна Карамазофф
1994-2002 - Иван Тургенев. Метафизика любви - Полина Виардо (фильм не был завершён)
1996 - Привет, дуралеи! - Ксения
2000 - Москва - Ольга
2002 - Гололёд - женщина в лифте
2003 - О любви - Eлена Попова
2009 - 2-Асса-2 - Алика
2009 - Анна Каренина - Анна Каренина
2009 - Доброволец - мама Шторма
2012 - Последняя сказка Риты - Надя



Сам себе режиссер

Интеллигент, энциклопедист, оптимист и хохотун "САС" - Сергей Александрович Соловьев - культовый режиссер

Интеллигент, энциклопедист, оптимист и хохотун "САС" - Сергей Александрович Соловьев - культовый режиссер, снявший такие легендарные фильмы, как "АССА", "Чужая Белая и Рябой", "Сто дней после детства", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Нежный возраст", - вот уже более 10 лет трудится над экранизацией романа Льва Толстого "Анна Каренина". В главной роли, конечно же, Татьяна Друбич, его бессменная Муза. Когда-нибудь парадоксальный и прекрасный роман Соловьева и Друбич непременно перенесут на кинопленку: эта история достойна экранизации! ...Они познакомились во время съемок фильма "Сто дней после детства", режиссером которого был 28-летний Соловьев, а главную роль исполняла 13-летняя Таня Друбич. 15 лет разницы в возрасте, женатый мужчина и школьница, их страстный и нежный роман на фоне заката столь блюдущей мораль Советской империи. Родители девочки пребывали в "тихом ужасе", а вот бывшая жена Соловьева не молчала, жаловалась на него в горком партии. Увы, ничего не помогло: в их жизни, как и в кино, любовь победила! Сегодня маститый Сергей Соловьев декларирует вечную любовь, а Татьяна Друбич после развода с ним в одном из интервью не удержалась от горькой реплики: "Слава Богу, все закончилось, я освободилась"... Но их творческий тандем продолжается: как и 30 лет назад, Сергей Александрович никого другого не видит исполнительницей главных ролей в своих фильмах, кроме Татьяны. В его ближайших планах - снимать "АССУ-2". Только будьте готовы - теперь это будет совсем другое кино!

"Я СНЯЛ "АССУ", ЧТОБЫ СГЛАДИТЬ В ПАМЯТИ ПОЗОРНУЮ ЦИФРУ - 5,5 МИЛЛИОНА ОТ ПРОКАТА "ЧУЖОЙ БЕЛОЙ И РЯБОГО"

- Услышав, что вы собираетесь снимать продолжение "АССЫ", я, приз наться, была шокирована и удивлена: ведь это был фильм того времени. Какой будет "АССА-2"?

Это будет картина под названием "АССА-2, или Вторая смерть Анны Карениной" - театральный роман про то, как я снимал фильм "Анна Каренина". Все из первой "АССЫ", кто выжил, будут в нем участвовать: и Баширов, и Леша Иванов... Из "героев нашего времени" добавятся Шнур, Башмет, Земфира... И поверьте - все вместе будут прекрасно сосуществовать! Потому живем же мы все вместе в жизни, и ничего! Так же хорошо, очень дружески и любовно, все соединяется и на экране.

По поводу названия я, конечно, еще буду думать, это "рабочее". Видите ли, никак не могу забыть слова Владимира Досталя, некогда гендиректора "Мосфильма", который все время наставлял нас: "Товарищи, я прошу вас - обращайте внимание на названия фильмов!". Вот мне недавно привезли сценарий под названием "Метастазы". Скажите, кто из нормальных людей скажет своему другу: "Ты "Метастазы" видел? Пошли посмотрим! Такие, говорят, интересные "Метастазы"!..

По поводу съемок второй "АССЫ": знаете, я ведь долго думал, стоит ли дважды в одну реку входить? Как-то Сергей "Африка" Бугаев принес мне замечательный набросок сценария, просто замечательный! Ну, правда, казалось бы: "АССА-2" - ну что может быть лучше? Мне все, даже милиционеры на улице, только и говорят: "Что вы все туды-сюды ездите бессмысленно - сняли бы лучше продолжение "АССЫ"!". Но в какой-то момент я понял: нельзя этого делать. Нельзя! Ведь как первый фильм снимался? Просто так сошлись все звезды, все обстоятельства, эпоха, люди, понимаете?

"АССА" снималась три с половиной месяца, и все это время в Ялте была зима, и снег падал и не таял. Как мне потом сказали, такого не было больше ни после съемок, ни до того никто не припомнит. Это было какое-то совершенно особое знаковое время...

Но с другой стороны, думая про "АССУ-2" почти все время, я жил в душе с одним из самых гнусных ощущений, которые подарила мне жизнь, - ощущением "кладбища нереализованных идей": что я сделал и что я мог сделать. Скажу так: с одной стороны, моя жизнь выкинута на помойку - ничего не сделано. Но по сравнению с другими можно считать, что все получилось. (Смеется).

- Есть ли в вашей фильмографии картина, которую лично вы считаете провальной?

Конечно, есть! "Чужая Белая и Рябой" - картина, которую я очень люблю, которая в Венеции получила большой специальный приз жюри и вообще большой успех у интеллектуалов имела, но в прокате набрала всего 5,5 миллиона рублей. Я тогда буквально сошел с ума от несчастья! Помню, когда я пришел на премьеру фильма, увидел за кинотеатром "Ударник" несколько грузовичков с солдатами: меня это очень насторожило.

Оказалось, устроители премьеры решили меня не расстраивать пустыми местами в зале и запустить солдат, чтобы у меня было ощущение большого зрительского успеха. Я вам больше скажу: я снял "АССУ" только для того, чтобы сгладить в собственной памяти эту позорную цифру - 5,5 миллиона от проката "Чужой Белой и Рябого"!

Поэтому мне смешно видеть, как сегодня из-за 7 миллионов, полученных от проката "9 роты" Федора Бондарчука, поднимают такой шум! (Справедливости ради стоит отметить, что упомянутые 7 миллионов долларов - прибыль "9 роты" за первые четыре дня показа! Всего за одну неделю проката, в том числе в Украине, фильм Федора Бондарчука собрал 9,8 миллиона долларов. - Авт. ).

Я, например, лично очень хорошо отношусь к Феде, говорят даже, что и картина у него хорошая получилась (иначе и быть не может, потому что он не из рабов - он другой человек). Но если его "9 рота" в прокате заработала 7 миллионов - это же смешная цифра! 7 миллионов в советском прокате назывались не иначе как провалом !

Судите сами: на все производство моей двухсерийной картины "АССА" было затрачено 460 тысяч рублей. На экраны она вышла в апреле 1988 года, а к концу года фильм посмотрели 27 миллионов зрителей. Билет стоил 1 рубль 50 копеек. Посчитайте теперь конечную прибыль от этой совершенно не самой кассовой картины! Вернулось что-то около 40 миллионов рублей! А ведь рядом со мной Гайдай всегда был гением сборов! Вот что такое "неуспешная, разбитая, бесперспективная" экономика Советского Союза!

Советская кинематография, которую ругали за ее несовершенство, за ее ленивых директоров кинотеатров, которые сидели и ждали, пока Гайдай снимет фильм, а с другими им лень было возиться - на самом деле это была фантастическая по своему уму и экономическим расчетам кинематография, имевшая своим собеседником всех без исключения зрителей Советского Союза, всех национальностей, вероисповеданий и возрастов. Это было кино для всех! Для интеллектуалов работал Андрей Тарковский, и все ждали, пока выйдет "Солярис", и когда он вышел, вокруг кинотеатров стояла очередь в четыре ряда! А патриоты ждали новой картины Бондарчука. А бабушки ждали выхода фильма Матвеева, в духе: "Или партбилет на стол, или я ее люблю!". На Гайдая шли и смотрели все! Это была грандиозная по своей успешности кинематография, ориентированная на собственный народ, на диалог с этим народом, на то, чтобы каждый советский человек на всем пространстве нашел в кино своего собеседника.

Вы заметили такую вещь: ни один иностранец даже не улыбается на картинах Гайдая? (Кричит). Они не понимают! Они считают, что мы - куча кретинов и у нас есть свой кретинский режиссер!... (После паузы, тихим голосом) . А это и есть национальное кино. А вот превратиться в кретина в джинсах со жвачкой в зубах - это совсем другая задача. Сейчас мы прекрасно ее решаем.

"ГАЙДАЙ ВЗДЫХАЛ: "ТЫ БЫ ЗНАЛ, КАК МНЕ ВСЕ ЭТО ОСТОХРЕНЕЛО. ХОЧЕТСЯ СДЕЛАТЬ ЧТО-НИБУДЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ! В ДУХЕ АНТОНИОНИ!.."

- Но кто же заставляет нас смотреть американское кино?! И почему бы тогда нам так же не заставить американцев смотреть наши фильмы?

Поймите: все мы явились жертвами колоссальной финансовой аферы, связанной с американской кинематографией. В результате этой гигантской авантюры был сознательно разрушен национальный кинопрокат России. Наверное, за взятки. (Так как я не видел, кто и кому их давал, точно сказать не могу. Но догадываюсь, что было именно так). Потому что такой случайности быть не может, чтобы вдруг вся Россия - от Тихого океана до Балтийского моря - вдруг стала смотреть только кино американское! Это сегодня уже в результате оболванивания нескольких поколений российских зрителей все заговорили о наступлении эпохи жанрового кино - но это все прекрасно спланированная авантюра!

Я как-то в Каннах общался с самым главным продюсером Америки Джеком Валенти, которого я, будучи тогда председателем Союза кинематографистов России, пригласил приехать в Москву. Он говорит: "Я приеду, если ты организуешь мне встречу с Черномырдиным". Я сказал: "Хорошо, я устрою!" И он приехал. Черномырдин, в то время премьер-министр, нас принял. У Валенти в ходе встречи было страшно печальное лицо: "Я приехал, чтобы прекратить это безобразие с видеопиратством! Мы теряем ежегодно столько-то миллионов, будь оно все проклято!".

Вечером, уже слегка подвыпивший, Валенти сказал мне: "Поздравляю тебя с началом новой эпохи в российском кино!". А я ему и говорю: "Что ж вы столько времени сидели и никто из вас не дергался, когда с первого дня перестройки переписывались кассеты с вашими фильмами во всех наших гастрономах!? Почему раньше вас не волновало, что вас грабят?". - "Потому что раньше надо было ваш рынок наполнить видеомагнитофонами. У нас даже была договоренность с японцами. А как иначе насытить ваш рынок, если вам смотреть нечего было на видеокассетах? И вы смотрели нас. На то время нам это нужно было, и мы разрешили вам воровать наши фильмы...".

То есть с нами поступают, как с мартышками. Поступали и поступают! Сейчас нам разрешили иметь самостоятельное кино, но иметь их формы, их зрителя, воспитанного на блокбастерах и попкорне. Мы должны по этому замыслу стать преемниками этого стандарта американского кино. И они блистательно делают это, когда выпускают по Первому каналу этот "Ночной позор" ("Ночной дозор" . - Авт. ). Это совершенно осознанная и спланированная кампания по перелопачиванию мозгов, уж мне поверьте!

А вам не хотелось бы, в пику тому же "Ночному дозору", самому создать культовое кино для нынешнего поколения, как вы это сделали в свое время, сняв "АССУ"?

Я никогда не делал кино для кого-то, кроме как для себя и для всех. Когда я делал "Нежный возраст" - я делал его для себя и для всех. Потому что я сам был поражен происходившим, этой реальной историей, легшей в основу фильма. Ведь наяву все это происходило с моим сыном Дмитрием (сын от брака Сергея Соловьева и актрисы Марианны Кушнировой, сыгравшей главную роль в его фильме ("Станционный смотритель" . - Авт. ). И более того... (Вдруг плачет) . Ведь за день до премьеры убили этого мальчика, Алексея Дагаева, сыгравшего в фильме одноклассника, самого себя сыгравшего. Его взяли и убили какие-то подонки за его старые прегрешения. И в день московской премьеры фильма мы всей съемочной группой его хоронили.

Вот вы говорите "культовое кино"... Понимаете, наш кинематограф иначе устроен. Тот же Матвеев: он же не вычленял специально "свою аудиторию" - старушек, которые все еще верят в Коммунистическую партию, - и уже потом с ориентацией на эту аудиторию делал свое кино. Наше кино так не делается!

Василий Шукшин был прав, когда говорил: "Завяжись узлом, но не ори в пустом зале!". Помню, однажды я встретил его в аэропорту, когда он вернулся, получив за "Калину красную" главный приз какого-то фестиваля. Я его таким счастливым не видел никогда в жизни! В одном сапоге, пьяный-пьяный и плачет. Я говорю: "Вася, что с тобой? Сапог мы найдем!". - "Да какой сапог! Ты бы видел, как мою картину смотрели! Как ее смотрели!!! Я был на восьми сеансах - в зал зайти было нельзя!". Он был абсолютно счастливым человеком, который делал не жлобские картины из учета зрителя и жанра.

Я вам больше скажу: в России "жанра" в искусстве не существовало никогда! Скажите, какого жанра "Преступление и наказание"? Какого жанра "Ревизор"? Неужели вы верите гоголевской подписи, что это комедия? Эта самая фантасмагорическая и трагическая пьеса русского репертуара! Не существует понятия жанра для славянского сознания! Или вот какого жанра фильмы Гайдая - эта сложнейшая, почти ионесковская комбинация? Это наш смех над самими собой, из которого изъяли интеллектуальный стержень. "Кто купил билетов пачку - тот получит водокачку!". Что это ?! Какой жанр?

(Хохочет) . У меня однажды была просто истерика. Мы с Гайдаем монтировались рядом на "Мосфильме" и часто сидели в перерывах в курилке вместе. Я был очень молодым режиссером, а он уже именитым. И вот, помню, сидит Гайдай с папиросой и негодует (пародирует мрачным философским тоном): "Ты бы знал, как мне все это ос-то-хре-не-ло! Раз Гайдай - значит, с кого-то штаны упали! Раз Гайдай - значит, кто-то зеленой соплей обмотался! Так хочется сделать что-нибудь... психологическое! Про несчастную любовь! Что-нибудь в духе Антониони!..". (Хохочет до слез) .

Я недавно с дочкой Аней и Таней Друбич был в Венеции. Там, как всегда, наводнение. Мы выпили в каком-то ресторане и ночью возвращались в отель: полная луна на небе, кругом вода плещется по щиколотку, мы пьяные еле плетемся... И вдруг Аня (взрослая девка, Мюнхенскую консерваторию заканчивает, 21 год) говорит: "Ах, как жаль, что умер Гайдай!". - "???". - "Как бы он замечательно снял "Смерть в Венеции"!".

"МЫ ВМЕСТЕ СО ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ НЕ ЗНАЛИ, КАК СДЕЛАТЬ РЕЙТИНГОВОЕ МОДНОЕ КИНО"

- Признайтесь, Антониони и Висконти по-прежнему ваши любимые режиссеры?

А как же! А что тут может поменяться? Неправда, что фильмы надо смотреть новыми, сразу после выхода на экраны. И самая великая картина для индивидуального просмотра на все времена сделана здесь - это "Зеркало" Андрея Тарковского. Попробуйте смотреть ее ни с кем, не в кинотеатре, а в одиночку - это будет иное "Зеркало", и вы поймете мои слова. Неправда, что Тарковский - не кассовый режиссер! Вранье! "Мосфильм" каждый год от мертвого Тарковского получает 250 тысяч долларов прибыли! А все эти "кассовые ленты" - через год никто не вспомнит даже их названия. Нельзя питаться этой дешевкой кино, что у всех на устах.

Если верить рейтинговому телевидению, то мы народ безнадежных кретинов. Но дело-то обстоит прямо наоборот... Знаете, мне вот один американский продюсер, серьезный человек, начитанный, сказал: "Я тебе дам на "Анну Каренину" столько денег, сколько ты скажешь, но у меня одно-единственное условие - этот финал американский зритель не примет!". - "Ты что, больной?!" - говорю я ему. "То, что слышишь: Анна Каренина - очень хороший роман с никуда не годным финалом!". Ну кто он после этого? Кто его народ, если они не поймут такой финал? Кто кого должен излечивать?

Это мы должны давать им потихоньку читать Василя Быкова, Василия Шукшина, потому что жизнь состоит из другой материи, а не из той каши пережеванной, которую они нам предлагают. Есть, конечно, примеры обратного, примеры удивительные. Я, например, когда познакомился с режиссером Питером Богдановичем, никак не верил, что "Бумажную луну" и "Последний киносеанс" снял этот человек. Я не мог себя заставить в это поверить: ну не мог он снять это !

- А над чем вы сейчас работаете?

- (Тихо) . Над "Анной Карениной". (И замолкает) .

- Можно подробнее...

А подробнее - у Льва Толстого! (Хохочет) . Хотите спросить, почему я так долго ее снимаю? Да потому, что я насмерть переругался с продюсерами, которые хотели получить из моего фильма рейтинговое модное кино. И они знали, как это сделать, а я вместе со Львом Николаевичем Толстым - мы не знали. Эта битва продолжалась все последние четыре месяца: мы спорили по поводу всего. В итоге мне это надоело, и я сказал: "Ребята, я, кажется, не нанимался быть исполнителем ваших замыслов!". И ушел, хлопнув дверью.

Это совершенно ужасный элемент сегодняшнего российского кинематографа - так называемое "внедрение продюсерского кинематографа". Кто такой продюсер в мире? Человек, помогающий режиссеру реализовать его замысел. А кто такой продюсер на территории бывшего СССР? Это тот же самый безголовый начальник, который, наняв режиссера, хочет реализовать свои безголовые замыслы. И при этом - при любых обстоятельствах - еще и денег заработать! Не догадываясь, что есть вещи, на которых зарабатывают деньги, а есть такие, в которые деньги вкладывают и еще благодарят Бога за это.

Поэтому я выкупил картину. Это адская история: я должен был достать миллионы, выкупить права и сам стать генеральным продюсером. Картина должна выйти на экраны 2 февраля 2007 года. И в ней - увы! - будет самый предсказуемый финал истории Анны Карениной...

Хотя варианты, конечно, были разные: звонит мне как-то режиссер Роман Виктюк и кричит в трубку: "Я тебе нашел такое! Ты обалдеешь! "Анна Каренина-2"! Она прыгнула под поезд, ей выбило глаз, отрезало аппендицит, но она осталась жива!...". Я говорю: "Не надо мне это!". В романе все написано! Больше ни слова не надо!

- И все-таки любопытно, почему вы взялись за экранизацию этого известного до последнего слова романа?

Потому что есть только несколько книжек в мире, читающихся, как ворожба... Знаете, Набоков, который был всегда очень скуп и строг в своих оценках, говорил своим американским студентам в начале лекции: "Сегодня мы начнем говорить о лучшем романе русской литературы... Собственно: о лучшем романе мировой литературы!". Или Иван Бунин, к русскому слову относившийся с предельной строгостью, будучи уже лауреатом Нобелевской премии по литературе, вдруг делал такую запись в своем дневнике: "Перечитал "Анну Каренину". Боже, как же это прекрасно! Но как же кошмарно этот роман написан! Все эти бесконечные "если бы да кабы" - это же просто варварство! Как же ужасно написано!.. Надо будет найти время и переписать все по-человечески".

Вот чем я сейчас и занимаюсь: нашел время и переписываю всю историю Анны Карениной на язык зрительных образов.

Или вот еще в этой связи вспомнилась такая история: легендарный пианист Лео Оскарович Арнштам дружил с Дмитрием Шостаковичем еще со времен учебы в консерватории: потом они вместе подрабатывали таперами в синематографе, играя через сеанс, и вообще - были как братья. И всякий раз, когда Шостакович писал новое произведение, он отправлял его Арнштаму первому. И вот была написана 15 симфония, отправил он ее Арнштаму, а тот смотрит - там целый кусок из Малера, нота в ноту... "Митенька, ты, наверное, перетрудился! Что ты мне прислал?". - "Это ты про Малера?". - "Это же плагиат!". - "Но, Левушка, какое же это было удовольствие переписывать эту прекрасную музыку: нота за нотой, нота за нотой...".

"АКТРИСЫ, ПОХОЖЕЙ НА АННУ КАРЕНИНУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУБИЧ, СЕГОДНЯ НЕ НАЙТИ"

- Анну Каренину в вашей картине играет, конечно же, Татьяна Друбич?

Знаете, меня часто спрашивают: "Чем вы руководствовались, когда брали Таню Друбич на роль Карениной?". Я отвечаю: "Похожестью!". Я, например, очень люблю "Анну Каренину" предыдущую. Потому что Татьяна Самойлова фантастически была похожа на Анну. Похожа! Более похожей актрисы, чем Татьяна Самойлова, в то время найти было невозможно. Вот Смоктуновский был похож на Гамлета. Что тут сделаешь - похож, и все! Актрисы, больше похожей на Анну Каренину, чем Татьяна Друбич, сегодня не найти. Именно степень ее похожести вдохновила меня на этот проект.

Помните, когда снимали первые фильмы о Ленине, на роль утверждали актера по принципу похожести (а играли Ленина Щукин в 1937 году у Михаила Ромма в фильме "Ленин в Oктябре", а потом Штраух в 1938 году у Юткевича). И вот после выхода картин весь советский народ обсуждал: "Вот Штраух играет лучше, зато Щукин больше похож". Как будто кто-то видел Ленина - никто не видел! Но для того, чтобы снимать эти картины, режиссерам в первую очередь нужно было иметь похожего на Ленина актера.

Когда я начинал снимать "Сто дней после детства", я на кастинге встретил Таню Друбич почти сразу, на третий или пятый день. Но потом искал исполнительницу главной роли еще четыре месяца: мне казалось, что там должна была сниматься "молодая Ирина Купченко". А Таня никак не годилась в молодые Купченки. И это меня раздражало, и то, что вся съемочная группа совала мне непрестанно фотографии Тани в разные карманы, чтобы я унялся. А я говорил: "Нет, ищите мне молодую Купченко". Я искал типаж. А рядом со мной уже была Личность, которую я не хотел замечать, потому что был зациклен на типаже.

"Анна Каренина" - это тот самый случай, когда Таня необыкновенно похожа на персонаж. Есть изначальная "личностная идентификация". И я взялся за экранизацию романа только потому, что у меня уже была Анна Каренина.

- Сергей Александрович, почему же съемки этого фильма растянулись почти на десятилетие?

Действительно, в первый раз мы "Анну Каренину" запускали в 1994-м: самый кризисный год, самые глухие времена для кино. Но когда я на "Мосфильме" сказал эти два слова - "Анна Каренина", все сразу поняли, что именно это нужно сейчас снимать, что именно эта картина даст людям хотя бы иллюзию кино. Изначально было подписано соглашение о съемках пятисерийной телевизионной версии и двухсерийного кино. И было даже торжественно провозглашено, что это будет последняя картина, которую закроют. Ее последней и закрыли. Я сам ее закрыл, потому что был тогда председателем Союза кинематографистов России и не хотел парализовать все кинопроизводство в стране. Это было время "чубайсовского обрезания", когда секвестрировали весь бюджет. И если бы я стал продолжать работу над лентой со 150 персонажами, историческими декорациями и костюмами, то все остальные картины по стране пришлось бы закрыть.

И вот прошло много лет с того момента... Вдруг мне звонят с Первого телеканала: мол, Константин Эрнст приглашает поговорить о съемках "Карениной". Поначалу все гладко шло, полюбовно. Первый кастинг был такой: Анна - Татьяна Друбич, Вронский - Александр Домогаров, Сергей Гармаш - Левин. Только по поводу Каренина шел мучительный выбор между Александром Абдуловым и Олегом Янковским.

- И вы выбрали Янковского, да?

На роль Каренина - да, Янковского. Абдулов играет Стиву. Я не мог от него совсем отказаться, потому что Саша один из самых уникальных из всех встреченных мной актеров, самый подлинный! Мне иногда говорят: "Слушай, поговори с Абдуловым, чтобы он не снимался в сериалах! Погубит ведь себя как актера!". А я говорю: "Пусть снимается где хочет: ему не опасно!".

- А кто же будет Вронским?

Мы начинали съемки уже с Сережей Безруковым: замечательный совершенно актер. Мы с ним работали душа в душу, и у меня даже какой-нибудь маленькой претензии по отношению к Сереже не было - ничего, кроме восхищенных слов удивления. Но потом так стали складываться обстоятельства, что у него на одну работу наскакивала другая работа, на следующую - третья. А у нас сбился график в обратную сторону, напротив. И с очень большой грустью мы расстались, и я провел очень тяжелое время в поисках нового Вронского... А потом нашел Славу (Ярослава Бойко. - Авт. ) и успокоился!

Расскажу вам еще такую историю, связанную с этим проектом. Я ее уже с десяток раз рассказывал, но не боюсь повториться, уж больно смешная. Так вот, в первый съемочный день "Анны Карениной" стоим все мы на Киевском вокзале: Таня - в гриме, Сережа Безруков - в гриме. Все перекрыла милиция, чтобы люди не попадали в кадр случайные. И вдруг прорывается какой-то человек с микрофоном на длинной палке (оказалось, корреспондент какой-то газеты, то ли "Гудок", то ли "Железнодорожник") и, чуть своим микрофоном не вышибая глаз нашей Карениной, кричит: "Таня, скажите, пожалуйста, как вы считаете, можно ли назвать Льва Николаевича Толстого "поэтом железных дорог"?"... Дальше снимать в тот день, как вы понимаете, уже было невозможно: со всей съемочной группой случилась буквально истерика!

Сергей Соловьёв: Я вообще в достаточно затруднительном положении перед вами и публикой, очень уж интимная сфера. Я вообще буду говорить только о том, что можно говорить. Надеюсь, вы войдёте в моё положение? Помимо общедоступных вещей, есть вещи, о которых говорить можно, но я не стану этого делать. А ещё, а ещё немало других вещей, о которых просто не хочу говорить, да.

Режиссёр, сценарист, продюсер и народный артист Сергей Соловьёв о себе-то говорит не всегда охотно, не то что о своей третьей супруге Татьяне Друбич, и его вполне можно понять. С Таней Друбич их связывает куда большее, чем простые отношения, которые можно охарактеризовать стандартными словами. Он и она не просто режиссёр и актриса, да, они мужчина и женщина, и даже муж и жена, но… Таня Друбич - это открытие всей его жизни, рок, вещий сон и вдохновение. Открытие это произошло, когда Тане было всего 15 лет, она сыграла по приглашению в фильме Сергея «Сто дней после детства». Тогда ещё подростковая красавица Таня засияла на небосводе маленькой звездой, но не решилась связывать свою жизнь с кинематографом. Вместо роли кинозвезды, Таня примерила на себя белый халат и устремилась в медицинский ВУЗ. После она так и делила себя между двумя любимыми занятиями, и то и дело радовала своих поклонников очередными ролями в кинокартинах своего, уже, мужа Сергея Соловьёва.

Сегодня Татьяне исполняется сорок пять лет, и тот, кто не признаёт её кинозвездой, тот явно ошибается. Таинственная, загадочная, многозначительная, неразгаданная никем до конца, к ней сложно подступиться, а получить интервью ещё сложнее. Поэтому мы решили задать вопросы о ней её мужу, Сергею Соловьёву.

О том, как Таня выбрала профессию

Сергей Соловьёв: Да, это именно я посоветовал Танечке не идти во ВГИК или любой другой актёрско-театрально-киноинститут. Но не стоит думать, что это был простой выбор, тем более что Тане сразу же предложили место в группе Бондарчука, Сергея Фёдоровича. Его «мастерской» как раз не хватало такого юного бриллианта, Таня тогда ещё и школу закончить не успела. Ко мне тогда прибежали её родители и просили совета, как поступить, я тогда и ответил что думаю. А думал я, что Бондарчук, конечно, великая возможность, обрести мастерство, своё направление, но посоветовал, чтобы в таком выборе ему отказали, пусть и с благодарностью. Всё же Таня хотела уйти в медицину, она человек такой. Я и настоял: «Пусть поступает в медицинский». Всё же в этом было рациональное зерно, Татьяна могла заниматься кино и учиться всему уже на практике, на съёмочной площадке. А вот выбора лишать я не собирался, ибо в театральном искусстве есть один бзик, звучит он как «Хочу сыграть...», а дальше приписывает каждое своё. Я не хотел чтобы Татьяна лишалась выбора в жизни. Более того, Таня выросла с тех пор и стала не только профессиональной актрисой, она стала сверхпрофессионалом своего дела, и отсутствие профильного образования ей ничуть не помешало. У неё свой «ВУЗ» был, она снялась в десятке-двух моих фильмах и научилась всему, чему надо. Только не подумайте, что я призываю всех студентов-актёров быстро покинуть «альму матер» и бросаться в омут, у кино много ликов, и какой увидите вы и какой путь выберете - тот и правильный. Любое место в кинематографе важно, вся основная масса ролей должна быть сыграна, вы сможете найти своё. Просто, когда я впервые увидел Таню, я тут же всё понял, она и сейчас тонет в предложениях, но выбирает только те, что её интересуют, и это тоже правильно, она не разменивается.

О Тане, которая делает свой выбор

Сергей Соловьёв: Татьяна шла своим собственным путём, был ли он сложен? Безусловно, просто это её личный правильный путь. Она выбрала актёрское мастерство не как основную работу, в ней достаточно сил и желаний менять ситуацию вокруг себя в ту сторону, которая действительно ей нравится. Она решила, что не будет человеком, которого выбирают. Таня выбрала путь той, которая выбирает сама. И в этом ей действительно помогло то, что у неё есть дополнительное образование, белый халат. Это сделало её поистине независимой, и не только от кино, от моды, от внутрисемейной рутины. И не была она никогда просто моей женой, которую я заставлял сниматься в своих фильмах, не было этого, просто потому что это не для Татьяны Друбич. А медицина - она всегда при ней, она была практикующим врачом, сейчас она занимается бизнесом, тоже связанным с медициной.

Сергей Александрович Соловьев

Те, с которыми я… Татьяна Друбич

© Соловьев С.А., 2017

© Государственный центральный музей кино. Фото, 2017

© ООО ТД «Белый город», дизайн обложки и макет, 2017

От издательства

Мы не случайно начали этот большой проект в 2016 году, объявленном президентом Российской Федерации Годом российского кино. Золотой фонд советского и российского кино является одним из ключевых пластов в нашей истории и культуре. Даже в тяжелые для России времена, в военный период или в сложные годы перестройки, великие артисты, режиссеры, сценаристы, писатели и художники – деятели культуры, которыми так богата наша большая страна, продолжали создавать свои произведения, творить на благо нашей страны.

Коллектив издательства заинтересован в том, чтобы и современная аудитория, и наше будущее поколение могли бы знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, которые внесли свой весомый вклад в русскую культуру и искусство.

Одним из ярких представителей кинематографических деятелей является Сергей Александрович Соловьев – не только выдающийся сценарист и кинорежиссер, фильмы которого стали классикой отечественного экрана, но и яркий просветитель-телеведущий, вдумчивый педагог. Наконец, он еще и самобытный «кинематографический писатель», памятливый мемуарист. Его авторский цикл «Те, с которыми я…» для телеканала «Культура» создан с подкупающей искренностью, он пронизан трепетным отношением к выдающимся современникам, с которыми Сергея Соловьева сводила судьба на съемочной площадке и за ее пределами. Его словесные портреты выдающихся мастеров экрана лишены банальных черт, общеизвестных фактов, они согреты неповторимой личностной интонацией автора, который рассказывает о своих коллегах по искусству (в большинстве случаев они являются его друзьями) свободно, раскованно, иронично, но и нежно, с массой ярких деталей и подробностей, которые известны только ему.

На страницах каждой книги этого проекта мы старались передать живую речь Сергея Александровича, отрывки из его диалогов с героями передач, его мысли и воспоминания о моментах, проведенных вместе с ними. Книги написаны ярко и необычно, они как бы пронизаны голосами автора и его героев, погружают читателя в полноценную беседу.

Наши соотечественники за рубежом, которые по стечению различных обстоятельств находятся вдали от своей родины, также любят и помнят прекрасных артистов, на фильмах которых они выросли и которые пересматривают до сих пор. Мы уверены, что этот цикл книг будет востребован у наших соотечественников, у молодого поколения, проживающего в разных странах, которые (что вполне возможно) про некоторых деятелей культуры и искусства могут узнать впервые из этого проекта.

В следующих книгах серии будут представлены и другие яркие представители своей творческой профессии: Алексей Баталов, Михаил Жванецкий, Олег Янковский, Юрий Соломин, Исаак Шварц, Марлен Хуциев и многие-многие другие.

Мы надеемся, что эти блестяще написанные книги сохранят память обо всех ныне живущих и тех, кто, к сожалению, уже ушел в другой мир. Память об этих людях – наше бесценное духовное наследие и богатство.

Сергей Соловьев о Татьяне Друбич

С нитью жемчуга сравнила я свою жизнь.

Порвется – пускай, ведь с годами ослабну, не удержу своих тайн.

Принцесса Сёкуси, вторая половина XII века.

«С нитью жемчуга… Порвется – пускай, ведь с годами ослабну, не удержу своих тайн»… Вот, наверное, если говорить о том, что есть такая мощная традиция в честь женщин слагать стихи, то, я думаю, удачнее, чем это сочинение древней японской принцессы Сёкуси, нет. Удачнее про Таню Друбич никак не скажешь.

Мы с ней познакомились давно, где-то в начале 70-х годов. Я начинал «Сто дней после детства», и ассистентка наша притащила чуть ли не на третий или на четвертый день Таню на какой-то массированный подростковый кастинг по картине. Там были сотни, сотни людей. И среди этих сотен сидела в углу мрачная такая девочка. Была то ли зима, то ли осень – исключительно противная погода. И сидела девочка в черных рейтузах с вытянутыми коленками и смотрела куда-то в сторону, как бы вообще не интересуясь процессом кастинга. Дошла до нее очередь. Я говорю: «Как тебя зовут?» Она говорит: «Меня – Таня Друбич». Я говорю: «Сколько тебе лет?» Она говорит: «Ну, мне сейчас тринадцать, но скоро будет четырнадцать.» Я говорю: «Ты хочешь сниматься в кино?» Она говорит: «Нет, я не хочу сниматься в кино». Это был такой удивительный ответ, потому что все эти сотни кастингующихся детей очень даже хотели сниматься в кино. Я говорю: «А почему это ты не хочешь сниматься?» Она говорит: «Да я уже снималась в кино». И я говорю: «Где?» Она говорит: «На студии Горького, у режиссера Инны Туманян. В кинофильме "Пятнадцатая весна" я играла главную роль. И музыку там писал Таривердиев».

Вот с этого и началось наше с Таней знакомство, которое тут же и закончилось. Во-первых, меня очень обидело, что ей не хочется сниматься в кино. Всем хочется, а ей не хочется. Это мне не нравилось. А во-вторых, когда мы еще работали над сценарием, я имел в виду очень ясный женский облик, который мне необходим для того, чтобы получилась картина «Сто дней после детства».

Сто дней после детства

Мне нужна была молодая Ира Купченко. А так как я тогда был совершенно ошеломлен картиной Кончаловского «Дворянское гнездо», где очень молодая, но все-таки недостаточно молодая для «Ста дней после детства» Ира Купченко играла Лизу Калитину. И вот то, что она делала у Андрона, было полно немыслимого очарования юной женственности. Того, что я никак не мог вытрясти у себя из головы. И Таня никак, ну никак не подходила к этому облику. Но всей группе она очень понравилась. И все стали шумно говорить: «Ты что, с ума сошел? Вон она пришла – Ерголина! То, что нам нужно! Давай бери ее, бери скорей, хватай! Закрываем все кастинги». Я говорю: «Не, не, не, ребят… Это пусть судьба решит». Как говорит там Фуриков в картине «Сто дней после детства», вытаскивая из шляпы, кого кому играть в спектакле по драме Лермонтова «Маскарад»: «Пусть судьба решит». А все закричали: «Как, как? Она уже решила. Хватай ее, хватай ее, скорей, скорей бери». Но я был очень принципиальный молодой кинематографический автор, и я сказал: «Давайте, ребят, кончайте базар. Хватит облегчать себе жизнь любыми способами. Ищите то, чего я сказал. Ищите молодую Купченко». И поиск этот продолжался до каких-то безумных времен. Мы уже начали снимать картину. Я, не желая этого делать, утвердил Таню, просто поддавшись уговорам съемочной группы и, в частности, благодаря совершенно замечательной пробе. Ее сделали без меня художник по костюмам – замечательного вкуса и художественной одаренности женщина – Мила Кусакова и оператор Леонид Иванович Калашников. Они сняли пробу Тани в венке. Это все было без меня, все это без меня. Они хотели, чтобы на меня это произвело, наконец, впечатление.

Сто дней после детства

Но на меня впечатления ничего не производило, кроме Купченко в фильме «Дворянское гнездо». И вот мы уже снимали картину, и Таня уже приехала в Калугу вместе с мамой и бабушкой. И я ее не снимал. Месяц мы снимали, а я ее не снимал. Снимал всех, кроме Тани. И больше того, я еще придумал совершенно адскую вещь. Мы очень активно снимали все эпизоды. И картина уже как бы двигалась сама по себе. Она уже сама снималась. А Таню я так и не снимал. Потому что, конечно же, временами профессия режиссера – подлая. Потому что я дал тайное распоряжение параллельно с нашими съемками в Калуге, чтобы в Москве мои ассистенты продолжали искать молодую Купченко. И вот однажды, это было в день моего рождения – мне исполнилось тогда тридцать лет. Мы поехали. Уже все было снято без Тани. Дальше нужно было снимать Таню или останавливать картину. И я в отчаянии поехал с Таней на декорацию купальни. И на декорации купальни мы начали снимать самую трудную сцену картины – финальное объяснение героини Лены Ерголиной с несчастным Митей Лопухиным, так искренне, так преданно, так нежно влюбленным в эту самую Лену Ерголину.

31 мая в Михайловском театре пройдет премьерный показ фильма Сергея СОЛОВЬЕВА «Анна Каренина». На пресс-конференции в ИТАР-ТАСС режиссер вместе с исполнительницей главной роли Анны Карениной актрисой Татьяной ДРУБИЧ рассказали о том, как делалась картина.

— Я занимаюсь коммерческим кино не с коммерческого конца, — рассказал Сергей Соловьев. — «Анна Каренина» — первый роман русского серебряного века, а вовсе не повод для бенефиса. Мне претит «попкорновская» эстетика. Когда над зрителем глумятся с помощью спецэффектов, стрелялок и пукалок, это не искусство.
Когда я делал картину, надо мной все время вилась тень величайшего русского художника Михаила Врубеля. Он сделал гениальнейшие иллюстрации к «Анне Карениной». Их мало, но это бесконечно прекрасная страница искусства. Тарковский, которого многие считают эстетствующим барином, тоже делал коммерческое кино. Сейчас его фильмы стоят по 200 тысяч евро.

Из Анны Карениной вышли Цветаева, Ахматова. У меня нет никаких других амбиций, кроме как сохранить не изуродованную, не придуманную русскую историю.

Болезненные потери

На другой день после пресс-конференции скончался народный артист СССР Олег Янковский , исполнивший в картине роль Каренина.
О роли Янковского в создании картины Соловьев сказал:
— Мы начали обсуждать с ним картину еще лет десять назад. Янковский был ее мощным «мотором». Он блистательно сыграл обаяние трагизма Каренина.
На вопрос, какова же основная тема картины? Соловьев ответил:
— Пред нами все время светился феноменальный образ Карениной, сыгранный Татьяной Самойловой. Но повторяться мы не собирались. Анна в исполнении Друбич — другая.
В романе Толстого главное — это любовь Анны к Вронскому. И та страшная цена, которая за нее была заплачена. Драма. Но ведь счастливых любовей не бывает. Мой собственный жизненный опыт лишь подтверждение этому правилу. Но, как видите, мы с Татьяной работаем вместе.

Наша дочь Анна (Анна Соловьева родилась в 1984 году. Ее знаменитые родители расстались в 1989-м. Но теплые дружеские отношения поддерживают. У них теперь есть любимый внучок — Б.К. ) — автор музыки к «Анне Карениной». Она сейчас заканчивает вступительную оркестровую и вокальную сюиту.

Немногословная Друбич

Татьяна Друбич сказала о своем отношении к Карениной:
— Я впервые прочитала роман в пятнадцать лет. Самая интересная Анна Каренина — толстовская. Она самая правильная и точная. Подсмотреть с кого-то, как делать этот образ, невозможно. Анны Карениной хватит надолго и на всех актрис. Ее душа — бездна. Подсмотреть можно только у себя, в своей душе. Самым сложным для меня было Каренину полюбить. Для меня единственная ценность в любви — любить самой. По жизни я человек романтичный, увлекающийся. Не умею просить и отказывать. А счастье понимаю как правильный выбор трех вещей: человека рядом, дела и места, где живешь.

СПРАВКА
В мире насчитывается около тридцати экранизаций «Анны Карениной». Главные роли играли Грета Гарбо, Вивьен Ли, Алла Тарасова, Татьяна Самойлова, Софи Марсо.
Владимир Набоков назвал произведение Льва Толстого «лучшим романом мира».










Что еще почитать