Тема- е а благинина цель- расширить знания детей о жизни и творчестве е. Тема- е а благинина цель- расширить знания детей о жизни и творчестве е Лежу блаженствую под елкой

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Тема: Е. А. Благинина «Котенок», «Кукушка»

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве Е. А. Благининой

Задачи:

1) учить анализировать текст,

2) знакомить с биографией Е. А. Благининой,

3) познакомить с произведениями Е. А. Благининой «Кукушка» и «Котёнок»,

4) обучать понимать смысл прочитанного,

5) развивать связную речь,

6) развивать навык выразительного чтения,

7) формировать умение внимательно слушать одноклассников.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях в игре,

Смело, чётко говори

И тихонечко сиди.

Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

2. Как обычно, урок начнем с разминки. (На слайде)

Взгрустнулось кукушке

На дальней опушке,

И ветер разносит по лесу: ку-ку!...

Наверное, нет у кукушки подружки:

Сидит и кукует одна на суку.

Поговорите скороговорку:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

Прочитайте про себя

3. Проверка д/з.

На дом было задано выразительно читать стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если».

О чём повествуют произведения, включённые в данный раздел?

(Поэтическая тетрадь)

4. Посмотрите на доску. (слайд1)

Игорь, прочитай, с каким писателем мы сегодня познакомимся.

(Портреты: А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Е.Благининой)

Какова тема урока?

Какие цели мы перед собой поставим:

Мы познакомимся;

Мы научимся;

Мы будем учиться;

5. Биография Е. А. Благининой

Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.)

Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же - в годы студенчества - появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.

В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Елена Благинина. (слайд 2). Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

(слайд 3)Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

Послушайте, кто так кричит.

Что вы знаете о кукушке?

Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Кукование обычно начинается в мае – июне и прекращается во 2-ой половине лета.

Обыкновенные кукушки гнёзд не строят, яйца подбрасывают в чужие гнёзда.

Но кукушек следует причислить к полезным пернатым, т.к. они уничтожают, массу насекомых – вредителей древесных насаждений.

К тому же они своим кукованием приносят людям радость, ькак вы подчёркивая очарование наступившей весны.

Кукушка очень заботливая мать. Она долго выбирает кому подложить свои яйца.

Прочитай те пословицы

Если хочешь долго жить – торопись в лес годы считать. Вот уж накукует их тебе кукушка! На две жизни хватит. Ещё и останется.

6. Работа над стихотворением «Кукушка»

Откройте учебник на с. 109

Я прочитаю вам стихотворение «Кукушка». (слайд 4)

7. Какое стихотворение оно вам напомнило? (Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной»)

Давайте перечитаем это стихотворение.

В чём сходства этих стихотворений?

Общая тема – о кукушке,

Главный герой – мальчик,

Действие происходит в лесу.

В чём отличия этих стихотворений?

Разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера;

У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем.

Какое определение дают поэты голосу кукушки?

Стеклянный

Заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный

Простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний

Отзывчивый – легко отзывающейся. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.

Милый

Блаженствую – ииспытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым

8. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.

9. Физминутка (слайд5) Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Руки подняли и покачали –

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья согнули назад

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Эмоциональный настрой:

Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал он на урок.

Ровно встали,

Тихо сели,

На меня все посмотрели,

На уроке не зевать,

10. Работа над стихотворением «Котёнок» (слайд6)

Послушайте стихотворение Благининой «Котёнок» (аудиозапись)

11. От чьего лица ведётся повествование? (от лица девочки)

Какое настроение вызвало это стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?

Прочитайте внимательно стихотворение самостоятельно.

Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?

Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь)

Загляденье просто – очень красиво, глаз не оторвать.

Как бархат – очень мягкая, нежная ткань (шерстка мягкая).

Хвост трубой – когда веселый, довольный, уверенный.

Ребята, посмотрите на слайд (слайд 7)

Тут фотографии разных котят. Попробуйте найти фотографию, которая больше всего подходит нашему котенку в начале.

Каким он был сначала?

Почему этот котенок?

Найдите и прочитайте строки, соответствующие этой фотографии

А здесь ищем котенка, который больше подходит, когда его приютили.

12. Физминутка

Кот Мурлыка, кот Царапка

Учит деток танцевать

Ну-ка левой, ну-ка правой,

Раз-два-три-четыре-пять!

13. Выразительное чтение стихотворения «Котенок».

Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.

14.Рефлексия.

О чём стихотворения Елены Александровны Благининой? (О животных)

Чему научили нас прочитанные стихи?(Любить животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду)

А кто уже запомнил это стихотворение?

Прочитайте стихотворение наизусть.

15. Итог урока:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание : Одно из наиболее понравившееся стихотворений выучить наизусть.

По желанию нарисовать иллюстрацию.

Дополнительный материал:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

Давайте родную природу:

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-20

Заказать написание уникльной работы

Конспект урока чтения в третьем классе школы пятого вида

Тема: Е. А. Благинина

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве Е. А. Благининой

Задачи:

1) учить анализировать текст,

2) знакомить с биографией Е. А. Благининой,

3) познакомить с произведениями Е. А. Благининой «Кукушка» и «Котёнок»,

4) обучать понимать смысл прочитанного,

5) развивать связную речь,

6) развивать навык выразительного чтения,

7) формировать умение внимательно слушать одноклассников.

Ход урока:

1. Здравствуйте.

2. Проверка д/з.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На дом было задано выразительно читать стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если». Будем читать по цепочке, следите за текстом.

3. Откройте учебник на стр. 120.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дима, прочитай, с каким писателем мы сегодня познакомимся.

4. Биография Е. А. Благининой на слайдах

Слайд № 1 .

Над рожью, дождиком примятой,

Стоит денёк почти сквозной.

Орловский ветер пахнет мятой,

Полынью, мёдом, тишиной…

Автор этих строк, уроженка орловской деревни Елена Благинина. Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт ;font-family:"Arial";color:#808080;background:#ffffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;font-family:"Arial";color:#808080;background:#ffffff" xml:lang="-none-" lang="-none-">

Слайд № 2. В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. Она уделяла много внимания переводам произведений украинских, молдавских и татарских поэтов. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

Слайд № 3 . «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает один литературовед, работавший тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

5. Работа над стихотворением «Кукушка»

Я прочитаю вам стихотворение «Кукушка».

Под стать неяркому деньку –

Простосердечный и отзывный,

С утра до вечера:

«Ку-ку!»

То близко, то далёко где-то

Гуляет по всему леску.

И тихо расцветает лето

Под это милое

«Ку-ку!»

Чуть пахнет перегретой смолкой…

Лицо подставив ветерку,

Лежу, блаженствую под елкой

И слушаю:

«Ку-ку, ку-ку!»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какое стихотворение оно вам напомнило? (Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной» )

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Давайте перечитаем оба стихотворения, чтобы сравнить их.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В чём сходства этих стихотворений?

Общая тема – о кукушке,

Главный герой – мальчик,

Действие происходит в лесу.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В чём отличия этих стихотворений?

Разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера;

У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем.

6. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.

7. Физминутка

8. Работа над стихотворением «Котёнок»

Послушайте стихотворение Благининой «Котёнок» (аудиозапись)

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде...

Так и быть, зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой...

До чего ж хорош собой!

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">От чьего лица ведётся повествование? (от лица девочки )

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (сначала стало грустно, жаль котёнка, но закончилось всё хорошо, радость )

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что вы думаете об этой девочке?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (дети рассказывают )

9. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О чём стихотворения Елены Александровны Благининой? (о животных )

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (потому что она сама их очень любит )

10. Выразительное чтение стихотворения «Котёнок» детьми

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Постарайтесь вложить те чувства, которые переживала девочка, по вашему мнению .

11. Итог урока

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чему научили вас прочитанные стихи? (любить природу, животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду )

12. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению .


Заказать написание уникльной работы Е. Благинина «Кукушка», «Котенок» Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Благининой; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, рабочие тетради. Ход урока I . Организационный момент II . Проверка домашнего задания Чтение наизусть стихотворения С. Маршака «Если». III . Введение в тему 1. Беседа - Расшифруйте, что здесь написано.

5

6,5; 6,4; 6,5; 2,3; 1,5 1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 3,3; 3,5; 2,3; 1,5 2,5; 6,4; 1,5; 4,5; 3,4; 2,3; 3,4; 2,3; 1,5 - Ребята, соберите слова из распавшихся букв. АКШУКУК КОНЕТОК (Здесь зашифрованы слова «кукушка» и «котенок». А прочитать их надо справа налево.) - Как вы думаете, что может связывать эти два слова? - Это названия стихотворений, которые мы будем сегодня на уроке читать. Прочитайте, как зовут автора. (Елена Александровна Благинина.) - Какие стихи Благининой вы уже читали и знаете? (Ответы детей.) 2. Рассказ учителя об авторе (презентация) Елена Александровна Благинина (1903-1989) начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы для домашнего театра. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет! всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника». ...Половичок линючий - речка, А печка - пышный царский дом... От страха мрет в груди сердечко, Пылает голова огнем. Меня затягивает илом, Заносит медленно песком. А ты зовешь таким унылым, Срывающимся голоском: - Сестрица моя, Аленушка! Палач коварной ведьмой нанят, Костры трещат на берегу. А камень ко дну тянет, тянет Так, что дохнуть я не могу. - Ой, братец мой, Иванушка! - Мы продолжать не в силах действа И плачем громко - в три ручья - От вероломства, от злодейства, От горькой сказки бытия. Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». IV . Физкультминутка V . Работа по теме урока 1. Чтение стихотворения «Кукушка». Беседа - Прочитаем стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чем оно? Что вы знаете о кукушках? (Ответы детей.) (Чтение стихотворения учителем.) - Какое стихотворение оно вам напомнило? {Стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной...».) - Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите сходства и отличия. (Примерный ответ. Сходство в том, что в них общая тема - о кукушке; их главный герой - мальчик; действие происходит в лесу. Отличия: разное время суток: у Е. Благининой - «неяркий денек», весь день с утра до вечера; у С. Маршака - рассвет, туман, росистая поляна. У Е. Благининой - нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у С. Маршака - светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. Тема одна, но читать их надо по-разному.) 2. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» 3. Чтение стихотворения «Котенок» учителем - Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.) - Что вы думаете об этой девочке? - Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.) - О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.) - Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.) 4. Выразительное чтение стихотворения «Котенок» - Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Запишите в рабочую тетрадь. VI . Рефлексия VII . Подведение итогов урока - Чему научили вас прочитанные стихи? - Над чем заставили задуматься? Домашнее задание Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2». Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.

Что еще почитать