Тема: животные жарких стран. Конспект нод " животные жарких стран" Тема в детском саду животные жарких стран

Гульнара Чилимова
Открытое познавательное занятие «Животные жарких стран»

Открытое познавательное занятие .

Тема : «Животные жарких стран »

Группа : старшая

Цель : расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о животных жарких стран .

Задачи :

Образовательные :

Уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных жарких стран и их детенышей .

Закреплять представления детей о внешнем виде, местах обитания, повадках этих животных .

Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями обитания.

Закреплять умение изменять слова в зависимости от числа и рода имён существительных

Развивающие :

Развивать мыслительную и речевую деятельность, любознательность, наблюдательность, внимание.

Воспитательные :

Формировать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать навыки сотрудничества.

Воспитывать заботливое отношение к животным .

Оборудование и материалы :

1) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;

2) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?»

Предварительная работа :

Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );

Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;

Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;

Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;

Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход ООД:

Собрались все дети в круг

Сколько радости вокруг

Мы все за руки возьмемся и

И друг другу улыбнемся

Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать.

Воспитатель : Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Для того чтоб отправиться в путешествие закрывайте глаза. А я скажу волшебные слова :

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу.

Открывайте глаза .

На мультимидийной доске картины : тропики, саванна, пустыня.

Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в Африке. А что вы знаете про Африку? (рассказ ребенка)

Ребенок : Африка - большая страна , там есть тропики, саванны, пустыни. В Африке живёт очень много разнообразных и интересных животных , которых вы не встретите в нашей стране .

Воспитатель : Африка – это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Хотите, покажу вам фокус?

Перед детьми выставляются 3 банки с чистой водой.

Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканское небо. Скажите какое небо? (ответы детей) . Раз, два, три.

Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканский песок. Скажите какой? (ответы детей) . Раз, два, три.

Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканские джунгли. Скажите какие? (ответы детей) . Раз, два, три.

Вот видите, как много интересного мы знаем про Африку. А сейчас я хочу проверить как хорошо вы знаете животных , которые живут в Африке.

Послушайте пожалуйста загадку.

Он огромней всех на суше.

У него большие уши.

Он чудесным шлангом–носом

Может с пальм срывать кокосы.

Издаёт он трубный глас.

С ним встречались вы не раз

В цирке или зоопарке.

А живёт он в странах жарких

И на острове Цейлон.

Отвечайте это? (ответ детей : слон)

Воспитатель : Да. Это слон. Что вы можете рассказать про слона?

Рассказ ребенка : слон – могучее, очень сильное животное . Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом? Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.

Молодец, а вот и следующая загадка.

В жаркой Африке гуляет ,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках (ответ детей : жираф)

Кто хочет рассказать про жирафа?

Рассказ ребенка : жираф – самое высокое из всех животных . Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.

Устали, давайте немножко отдохнем. Физминутка

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя) .

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

Поглядите, что за диво

Мои лапы хвост и грива.

Как оскалюсь зарычу!

Очень грозен – не шучу!

«Царь зверей» - твердит молва.

Вы во мне узнали …

Воспитатель : это? (ответ детей : лев) Что вы можете рассказать про льва?

Рассказ ребенка : у льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает : рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.

Давайте продолжим наше увлекательное занятие и узнаем , кто же еще живет в жарких странах

В жарких странах он живёт ,

Гордо по пескам идёт.

На спине горбы имеет,

Ест колючки – не худеет.

Он других не просит блюд

Потому что он (ответ детей)

Воспитатель : Что вы о нём знаете?

Рассказ ребенка : верблюды имеют один или два горба – в которых накапливается жир. Этот жир помогает животному обходиться без воды и пищи длительное время, что помогает ему при переходах в пустыне. В пустыне верблюд питается верблюжьей колючкой или травой, если найдёт. Горбы служат так же своеобразной «крышей» , защищающей спину верблюда от палящего солнца.

А сейчас я предлагаю немножко поиграть. Но не просто поиграть, а проверить знаете ли вы детенышей африканских животных .

Игры с мячом «Взрослые и детёныши» .

Например : У львицы – … львёнок

У тигрицы - … тигренок

У слонихи – … слонёнок

У верблюда – … верблюжонок

Молодцы! Вы правильно назвали детенышей африканских животных . А сейчас я хочу проверить всех ли животных , которые живут в Африке вы знаете. Дидактическая игра «Собери животных »

Ребята, вы слышите кто – то стучится. Кто же это может быть…

Ой, ребята, кто же это. (ответы детей)

Обезьянка : Здравствуйте ребята, я услышала, что вы очень много знаете про Африку и ее обитателей. А что вы знаете обо мне? (рассказ ребенка)

Рассказ ребенка : внешне обезьяны похожи на человека, они могут вставать и ходить на ногах, сидеть как человек. Они очень умные, могут даже рисовать. Обезьяны одинаково ловко пользуются как руками, так и ногами. Очень помогает им прыгать с ветки на ветку длинный хвост, который бывает не у всех обезьян.

За то что вы про меня так хорошо рассказали, я хочу угостить вас бананами.

В : ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте произнесем вместе волшебные слова :

Волшебный глобус я кручу,

Попасть домой скорей хочу.

Воспитатель : Вам понравилось путешествие?А что вам запомнилось больше всего? Скажите, а что вы интересного и нового узнали сегодня для себя, о чём бы рассказали своим родителям?

Большое спасибо за занятие !

Лексическая тема:

«Животные жарких стран»

Задание 1. Игра «Подбери признак»

Тигр – рыжий, хищный, полосатый, …

Жираф – высокий, пятнистый, с длинной шеей, …

Обезьяна – смешная, вертлявая, длтннохвостая, …

Слон – большой, большеухий, толстокожий, …

Лев – сильный, быстрый, гривастый, …

Задание 2. Игра «Чей? Чья? Чьи?»

Голова льва? – львиная

Хвост льва? – львиный

Лапы льва? - ….

Уши обезьяны? - ….

Хвост обезьяны? - …

Голова обезьяны? - …

Лапы крокодила? - …

Пасть крокодила? - …

Хвост крокодила? - …

Задание 3. Игра «Сосчитай»

Один слон, два слона, пять слонов

Один жираф, два ……, пять ……

Одна зебра, …….., ……..

Один носорог, …….., ……

Один бегемот, …….., ……

Один лев, …….., ………

Одна обезьяна, ……., ……..

Один тигр, …….., ………

Задание 4. Игра «Назови ласково»

Слон – слоник Зебра - ……

Крокодил - ……. Кенгуру - …..

Бегемот - ……. Черепаха - ……

Носорог - …….. Жираф - ……

Задание 5. Игра «Назови детёнышей»

У львов – львёнок, львята

У слонов – слонёнок, слонята

У черепах – черепашонок, черепашата

У верблюдов – верблюжонок, верблюжата

Задание 6. Игра «Назови новое слово»

У жирафа длинные ноги – он длинноногий

У бегемота толстая кожа – он толстокожий

У крокодила острые зубы – он ………

У льва длинная грива – он ………..

У носорога короткие ноги – он ………

У тигра длинный хвост – он ……….

Задание 7. Упражнение «Составь предложение»

Слон, джунгли, живёт – Слон живёт в джунглях

Зебра, охотится, тигр, хищный - …..

Черепаха, панцырь, крепкий - ………

Питается, листья, жираф, трава - ………

Бегемот, вода, живёт - ………

Задание 8. «Выучите вместе с ребёнком»

Посмотрите, бегемот

В жаркой Африке живёт

Целый день в реке сидит,

Корни ест он или спит.

Ночью он не будет спать,

Выйдет травки пощипать.

И затопчет все луга – тяжела его нога,

А потом опять поспать, заберётся в воду,

Так проходят его дни, так проходят годы.

С.Васильева

Задание 9. «Загадки»

Тем, кто в речку угодил, нос откусит… (Крокодил)

Что за коняшки, на всех тельняшки? (Зебры)

Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (Верблюд)

И петь – не поёт, и летать – не летает.

За что же тогда его птицей считают? (Страус)

Панцырь каменный – рубаха, а в рубахе…. (Черепаха)

Ёжик вырос в десять раз, получился ….(Дикобраз)

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями,

Листьями леревьев (Жираф)

Хищника клык, страшный рык,

Слышат звери обомлев,

Царь зверей, конечно …. (Лев)

Скачет шустрый зверёк,

А в кормане сидит сынок (Кенгуру)

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен,

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Елена Скатькова
Конспект занятия в подготовительной группе «Животные жарких стран»

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран , отражая собственные впечатления в художественной деятельности.

Задачи :

*образовательная :

Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;

Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Продолжать учить высказывать собственные суждения;

Продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшения и дополнения образа характерными деталями, используя совмещённую изобразительную технику (аппликация и рисование) ;

Закреплять умение строить общую композицию.

* развивающая :

Развивать интерес к представителям живой природы ;

Расширять активный понятийный словарь воспитанников;

Развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

Поощрять оригинальность образов воображения;

Создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;

Развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

*воспитательная :

Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.

Оборудование и материалы :

1) Глобус;

2) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;

3) Детали животных в количестве более , чем присутствует детей на занятии , фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон.

4) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?» , настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т. д. ;

5) Запись песни «Африка» , игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…» .

Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Предварительная работа

Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );

Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;

Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;

Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;

Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что это?

Дети отвечают.

Воспитатель : Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

«Самый теплый материк живописен и велик .

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Дети : Африка.

Воспитатель : Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент . Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной :

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

Воспитатель : Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на условные знаки и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.

Дети отвечают : «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)

Воспитатель : Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем и посмотрим на экран.

Воспитатель показывает презентацию «Животные жарких стран » . Дети по очереди называют животных Африки .

Воспитатель : А сейчас я загадаю вам загадку :

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

(показ иллюстрации животном )

Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы) .

Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет) .

На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры) .

Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных ).

Воспитатель : Следующая загадка :

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть они в матросках?

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (зебра)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.

(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель : Послушайте о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд :

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд» , но это жираф)

Вот живой подъёмный кран ,

Обитатель жарких стран .

Со стволов многоэтажных

Рвёт и листья, и банан. (жираф)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья) .

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы , косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

Воспитатель : О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке ? СЛОН

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное , льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель : Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

Только в Африке найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (бегемот)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .

Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель : А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)

Воспитатель : Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.

(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…» )

Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя) .

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

Воспитатель : Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран , я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»

(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное )

Воспитатель : В Африке всегда очень жарко . А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные , когда хотят пить? (идут к водопою)

Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны : напиться, искупаться)

Воспитатель : Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев) . А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот) .

Воспитатель : На прошлом занятии мы выполнили панно с изображением природы Африки. Что мы изобразили?

(Дети : «Солнце, пальмы, водоём, траву» )

Кого нет на нашей работе? (животных ) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного , которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами) . Когда ваши животные будут готовы , вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных .

(Дети выбирают подносы с деталями животных , рассаживаются за столы, на которых стоят клей, кисти, лежат фломастеры, клеёнки, салфетки.)

Воспитатель : Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику) .

В жарких странах

(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу) .

Носороги

(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы) .

Просто ходят по дороге.

(Руками производить передвижения вперед)

Мокнут в речке бегемоты.

(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы) .

Львы выходят на охоту.

(Раскрывать пальцы веером) .

Крокодилы,

(Раскрывать соединенные у запястий руки) .

Обезьяны,

(Руки приставить к голове, показать «уши» ).

Зебры – жители саванны.

(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»

движения по столу вперед).

И тропические птицы

(Большие пальцы обеих рук переплести между собой

взмахивать ладонями, как крыльями).

Есть чему тут подивиться.

(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз) .

Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий :

1. выложить изображение;

2. по очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;

3. затем, когда всё животное будет наклеено , примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова) ;

4. украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т. д.)

5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.

По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.

Воспитатель : (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном , которое он создал сегодня.

(Каждый ребёнок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ)

Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу

Волшебный глобус я кручу,

Попасть обратно я хочу!

(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)

Воспитатель : Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке) . Что вам запомнилось?

На память о нашем путешествии я дарю вам игру. Она тоже о животных Африки , играть в неё вы сможете самостоятельно в группе .

Лавренова О.А.
учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 68

Тема: Животные жарких стран. Путешествие в Африку

Совершенствовать и активизировать словарный запас детей по данной теме;

Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, подборе эпитетов и родственных слов, согласовании числительного с прилагательным и существительным, составлении описательного рассказа по плану;

Закреплять навыки слогового и звукобуквенного анализа слов;

Развивать логическое мышление, память, внимание, эмоциональную выразительность речи.

Оборудование: предметные картинки с изображением экзотических животных; мяч; карточки с цифрами 2, 5, 9; буквы для составления слов; карточки со словами из кроссворда или предметные картинки (гепард, бегемот, зебра, жираф, тигр, носорог); кроссворд; мягкая игрушка лев.

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие

II. Сообщение темы

Я приглашаю вас сейчас по джунглям погулять.

Кто в жаркой Африке живет? Давайте вспоминать.

I. Закрепление

1. Игра «Маленький – огромный». Образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами

Дети вспоминают названия экзотических животных и образуют от них слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, произносят слова с соответствующей интонацией (лаково и угрожающе). На доске выставляются предметные картинки с изображением называемых животных.

Например: бегемот – бегемотик – бегемотище.

2. Согласование числительного с прилагательным и существительным:

Царь зверей, могучий лев

Решил всех подданных собрать,

Чтоб клыкастых и рогатых,

И зубастых, и лохматых,

На доске карточки с цифрами 2, 5, 9. Каждый ребенок выходит со своей картинкой и составляет словосочетание.

Например: 2-е рогатые антилопы, 5 рогатых антилоп, 9 рогатых антилоп.

3. Игра «4-й лишний»:

До чего же лев устал.

Целый день зверей считал.

Лев считал, но просчитался:

Кто-то лишним оказался.

Ну-ка, дети, раз, два, три!

Помоги его найти!

Кто лишний?

 Зебра, слон, жираф, морж;

 Носорог, лошадь, обезьяна, жираф;

 Тигр, слон, лев, леопард;

 Мартышка, бегемот, гепард, носорог

4. Динамическая пауза:

1) Речь с движением:

Жил да был огромный слон.

Кланялся при встрече он,

Длинным хоботом он с пальмы

Доставал себе бананы.

Утром рано на заре

Душ устраивал себе.

2) Игра «Мамы и детеныши» с перекидыванием мяча:

Животные в жаркой Африке

Живут-поживают, не тужат

И между собою дружат.

И каждое утро зверятки

Играют на детской площадке.

Приводят как в детский сад

Звери своих зверят.

Тигрица ведет …(тигренка),

Львица приводит …

Слониха ведет …

Верблюдица - …

Страусиха ведет - …

5. Игра «Собери слово». Звуко-буквенный синтез:

На ковре рассыпанные буквы (6 наборов – названия экзотических животных).

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

И вертелись, и кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Помоги гостей собрать!

1) Составление слов из букв. Дети парами собирают каждая пара свое слово.

2) Чтение слов. Кто был у слона на дне рождения?

3) Поднимите руки, у кого названия хищников? У кого травоядные? У кого слово из 2-х слогов? Из 3-х? из 4-х?

6. Кроссворд. Составление описательного рассказа по картинному плану.

Тут еще одна напасть:

Звери вздумали пропасть.

Поиграть решили в прятки,

Льву загадывать загадки.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Помоги всех отыскать!

У 6-ти детей карточка со словом или предметная картинка. Ребенок описывает своего животного по плану, не называя его. Остальные отгадывают. Заполняется кроссворд.

1. Место обитания

2. Внешний вид

3. Питание

4. Образ жизни и особенности поведения

5. Как растит детенышей

Кроссворд

6. Н ОСОРОГ

Лев, царь зверей. Говорит вам спасибо и хочет пожать руку тому, кто подберет родственное слово к слову ЛЕВ.

Дети называют родственные слова (львица, львенок, львиный, Лева, левушка) и пожимают лапу мягкой игрушке льву.

Конспект занятия по теме « Животные жарких стран»

Цели занятия:

    Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.

    Закрепление грамматических форм существительных родительного падежа единственного и множественного числа, названий детенышей.

    Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

    Закрепление слов сложной слоговой структуры.

    Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.

    Повторение схемы составления рассказа-описания животного.

    Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.

    Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).

    Развитие слогового анализа и синтеза.

    Развитие общей и мелкой моторики.

    Развитие внимания.

    Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.

    Воспитание положительной мотивации к занятиям.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Доброе утро ребята!

В этой группе все друзья

Я, ты, он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа.

Погладь соседа слева,

Погладь соседа справа.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа.

Все мы дружная семья

Я, ты, он, она.

2.Постановка цели

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Мы должны побывать на разных континентах. Как вы думаете, на каком транспорте мы будем путешествовать быстрее всего? (На самолете)

Тогда проходите, пожалуйста, в самолет. Садитесь, пристегните ремни. Посмотрите, как высоко мы летим. Пора приземляться.

3.Основная часть.

Как вы думаете где мы с вами приземлились? Почему? (В Африке) (На доске изображение пустыни и саванны)

В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой. Какие еще животные живут в Африке?

Послушайте внимательно загадки.

1. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А по тому, что он …. (жираф) .

2. По реке плывет бревно.

Ах, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил) .

3. Когда он в клетке, он приятен

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр похож на кошку. (леопард)

4. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит блюдо по дороге,

Голова торчит да ноги. (черепаха) .

5. Уж очень вид у них чудной,

У папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (львица) .

6. Ежик вырос в десять раз,

Получился … .(дикобраз) .

Игра « Продолжи»

    двугорбый … (верблюд)

    гривастый царственный … (лев).

    длинношеий пятнистый … (жираф).

    большеухие серые … (слоны).

    толстокожий воинственный … (носорог).

    полосатая … (зебра).

Сравнение животных, выделение характерных признаков.

– Посмотрите внимательно. Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!

– Ребята, разве это гусь? Давайте поможем разобраться!

Дети сравнивают гуся и жирафа:

И у жирафа, и у гуся длинная шея. НО:

Гусь – это водоплавающая птица, а жираф – это сухопутное животное.

Гусь живет в наших краях, а жираф – в Африке.

Гусь покрыт перьями, а жираф нет.

У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.

А это, наверное, африканский кот. Докажите, что это лев.

– Джунгли – это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.

Какие животные здесь живут.

Игра « Продолжи»

…веселую длиннохвостую… (обезьяну).

…чешуйчатого острозубого… (крокодила)

Также, здесь живет броненосец, муравьед, ленивец.

Физминутка «веселый Сафари – парк»

Это лев. Он царь зверей. Дети идут по кругу не торопливо,

В мире нет его сильней. Размеренно, с гордо поднятой головой.

А смешные обезьяны Останавливаются, ставят ноги на ширине плеч и,

Раскачали все лианы. Согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, Выполняют пружинку.

А вот умный добрый слон Пальцы рук прижаты к голове. Дети выполняют

Посылает всем поклон. наклоны туловища вперед – вправо, вперед - влево.

Леопард так быстро скачет, выполняют легкие прыжки на месте, согнув руки в локтях.

Словно мой любимый мячик.

Зебра головой качает, Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеча.

К себе в гости приглашает. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются из стороны в сторону.

Вот удав меня пугает Руки вытянуты вперед перед собой.

И к себе не подпускает. Дети выполняют руками волнообразные движения.

Вот павлин, он чудо – птица Ходьба по кругу. Руки назад, пальцы широко расставлены.

И всегда собой гордится. Дети двигаются грациозно, легко переступая с ноги на ногу, оттягивая носок.

Пони бегает, резвится, дети по кругу выполняют легкие подскоки.

Хочет с нами подружиться. Руки двигаются в перед, назад в такт движениям ног. (по С Маршаку)

Игра «Это кто такой большой». (с мячом) .

Я бросаю вам мяч и называю животное, вы ловите мяч и называете это животное так, чтобы в названии была часть -ищ.

Например:

страус – страусище,

3 жираф –

4 зебра –

5 крокодил –

6 носорог –

7 бегемот –

8 верблюд –

Я знаю, что у зверей, так же как и у людей, каждая мама любит своего детеныша. Давайте расскажем африканским животным об этом.

Игра «Кого любит мама»

Я вам показываю картинку, а вы мне говорите кого любит эта мама. Скажите, кого любит эта «мама»: (Показ картинок)

Жирафа любит жирафенка

Львица любит львенка

Слониха любит слоненка

Верблюдица любит верблюженка

Крокодилица любит крокодиленка....

4. Закрепление

Игра «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые (обезьяны)

В Африке живут большие, толстокожие (бегемоты)

В Африке живут огромные,сильные, толстоногие (слоны)

В Африке живут пятнистые, длинношеие (жирафы)

В Африке живут выносливые, двугорбые (верблюды)

В Африке живут сильные, желтогривые (львы)

В Африке живут пугливые, быстрые (зебры)

В Африке живут зеленые, для всех опасные (крокодилы)

В Африке живут медлительные, коротконогие (черепахи)

В Южной Америке живут маленькие, смешные (обезьяны)

В Южной Америке живут самые крупные хищники(ягуары)

В Южной Америке живут самые маленькие птички(колибри)

В Южной Америке живет чешуйчатый (броненосец)

Рисование животных

Посмотрите, а здесь нас ждет сюрприз - волшебный мольберт с пустыми плакатами с названиями «Африка» и «Южная Америка». Но на них не хватает животных. Вам задание: раскрасьте своих животных на раскрасках, вырежьте их и приклейте на плакат с их местом обитания. Раскрашивайте аккуратно в одном направлении и нажимайте на карандаш.

5. Подведение итогов

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Куда мы с вами сегодня летали на самолете? Что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось? А что не понравилось? Что вы нового узнали? Не забудьте, ребята, что мы не должны животных обижать, а должны о них заботиться!



Что еще почитать