Тренировочные упражнения по теме имя существительное. Изменение имен существительных по родам. Определение рода имен существительных в тексте. Род несклоняемых имен существительных

Упражнение 79. Образуйте разные формы множественного числа данных существительных, определите разницу в их значении.

Лагерь, орден, пропуск, учитель, цвет.

Упражнение 80. Образуйте форму множественного числа данных существительных, охарактеризуйте стилистические особенности возможных вариантов окончаний.

Ревизор, договор, выбор, инспектор, выговор, лектор, прожектор, корректор, профессор, директор, бухгалтер, фельдшер, тренер, контейнер, бампер, пахарь, слесарь, аптекарь, торт, порт, фронт, суп, почерк, вымя.

Упражнение 81. Определите, чем отличаются в значении разные формы числа существительных.

Масло – масла; красота – красоты; шум – шумы.

Упражнение 82. Определите ошибку в употреблении форм числа существительного.

1. С каждым днем убыстряются ритмы нашей жизни. 2. Сейчас поздняя осень, а на улице можно встретить девушек в легких косынках и молодых людей без головного убора. 3. Трава, говоря языком экономиста, – основа животноводств в республике. 4. Своим творчеством известный писатель помог многим воспитать в себе чувства прекрасного. 5. Птице от горожан ничего не надо, кроме доброго отношения.

Имя прилагательное

Упражнение 83. Образуйте краткую форму (там, где это возможно) данных прилагательных. Обратите внимание на стилистические особенности вариантов форм.

Молодой, теплый, черный, голубой, карий, вороной, лесной, искусственный, нравственный, бессмысленный, невежественный, явственный, естественный.

Упражнение 84. Определите, в чем ошибочность употребления форм прилагательных в приведенных ниже предложениях.

А.) 1. Что может быть более проще? 2. Итоги проверки более лучшие, чем в прошлом году. 3. Продано по самой выгоднейшей цене. 4. К деревне это была наиболее кратчайшая дорога.

Б.) 1. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. 2. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 3. Его характер тверд и несгибаемый в любых обстоятельствах.

Имя числительное

Упражнение 85. Просклоняйте по падежам числительное 6 478.

Упражнение 86. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной грамматической форме.

    К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. Предложение принято 7 895 (голос) против 251 (голос). 4. Изборск находится в 4 163 (километр) от Москвы. 5. После индексации расходы ПФ выросли до 543 (биллион) рублей в месяц, а доходы в лучшем случае были 342 (биллион). 6. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 (декабрь). 7. К 9 (апрель) 20011 (год) Мальцев выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна.

Упражнение 87. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных.

1.На слушании не было обоих сестер. 2. На обеих берегах реки раскинулись поля. 3. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 4. Четверо кошек играли на полу. 5. К нам обратилось трое девочек-школьниц. 6. Это засвидетельствовали четыре академиков. 7. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 8. Дом располагается в полторах километрах от дороги. 9. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей. 10. Щёточка с тысячью щетинок сделает ваши ресницы неповторимыми.

Упр. 1. Определите типы лексических значений выделенных слов.

Сдержанно улыбаясь, Давыдов сказал: «А ты, дядя Иван, оказывается, гусь » (М.Ш. ). Не такая великая птица командир дивизии, чтобы перед боями перекидывать его с фронта на фронт через Москву (К.С. ). «Эх ты, тряпка !» – сказал я (В.К. ). Катя посмотрела на меня с негодованием: «Свинья !» (В.К. ). Шел наш брат , худой, голодный, потерявший связь и часть, шел поротно и повзводно, и компанией свободной, и одни, как перст, подчас (А.Т. ). На заводе Филенкова считали сухарем (Д.Гр. ). Павел Васильевич был в душе тряпкой и не умел отказывать (А.Ч. ). Мы, дети севера, как здешние растения, цветем недолго, быстро увядаем (М.Л. ).

Упр. 2. Придумайте предложения со следующими именами существительными, используемыми в переносном значении для экспрессивной характеристики лиц мужского и женского пола.

Заяц, лиса, медведь, сурок, шляпа, квашня, орел, обезьяна, курица, лягушка, жаба.

Упр. 3. Подберите 10 терминов по темам «Лингвистика», «Филология». Дайте определение каждого из них.

Упр. 4. Объясните значение слов, используемых в публицистическом стиле.

Агрессия, инцидент, интервью, импорт, аккредитование, федерация, референдум, статут, ультиматум, субсидия, конфронтация, коалиция, коммюнике, концепция, аннексия, апелляция, форум, интеграция, вето, интервенция, декрет, солидарность, интенсификация, реализация, концентрация, демилитаризация.

Упр. 5. Объясните значение иностранных слов. Подчеркните интернационализмы. Установите, в каких случаях возможна замена их русскими синонимами-существительными. Устно составьте с данными словами предложения.

Апелляция, апогей, идеал, гегемон, дискриминация, констатация, обструкция, панегирик, престиж, континент, норматив, сибарит, утилитаризация, рефлекс, атмосфера, гибрид, эволюция, экспорт, коммюнике, акцент, проблема, реконструкция, мемуары.

Упр. 6. Объясните значение архаизмов, употребляемых в художественной литературе как стилистическое средство.

Бард, выя, вежды, вития, сонмище, десница, ветрило, лицедей, отроковица, денница, лоно, чертоги, реляция, келья, чело, ристалище, скальд, яства, шуйца, глагол, вояж, самодовольствие, пиит, перст, рыбарь.

Упр. 7. Составьте устно предложения с подчёркнутыми именами существительными-паронимами. Объясните значения этих слов.

Абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, здравица – здравница, невежа – невежда, остатки – останки, сталактит – сталагмит, талан – талант, экономия – экономика, экспонат – экспонент, претендент – прецедент, форму – кворум, локаут – нокаут, эмигрант – иммигрант.

Упр. 8. Распределите выделенные имена существительным по лексико-грамматическим разрядам. Укажите признаки, служащие основанием данного выбора.

1. Мелкой изморозью , серебряным бисером светится каждый листок озими , вороненой сталью отливает каждый пласт поднятой под зябь земли (М.Ш .). Через минуту мелкие дровишки , обрызганные бензином , горели весело и жарко (М.Ш. ). Опорожнив вторую миску жидкой пшенной каши , лишь слегка сдобренной салом, дед Щукарь пришел в состояние полного довольства и легкой сонливости (М.Ш. ). Метель так замела все дороги и все еще продолжала мести с такою силою , что ехать дальше на машине не было никакой возможности (К.С. ). Но Синцов не стал смотреть вырезанные Артемьевым статьи об истории русского офицерства (К.С. ).

2. Через город на запад , подтягиваясь, шла кавалерия (К.С. ). Говорят, если водолаза сразу, одним махом, без остановок погружают на всю глубину , то кровь ушами идет (К.С. ). Стояла тишина , еле слышно шуршала позёмка (К.С. ). Он вытащил из вагона лист фанеры, кисти и банки с красками, прислонил фанеру к вагону, поплевал на руки, взял кисть и одним махом нарисовал сажей толстяка в цилиндре (К.П. ). У них осталось лишь граммов сто урюка , столько же изюма и тюбик какао с молоком … (В.Сан. ). Особенно нас восхитила гигантских размеров голова языческого бога, высеченная из камня (В.Сан .).

3. У старых людей плохой сон (К.П. ). Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лед у мельницы (К.П. ). Работы у меня много, но, бывает, случится свободное время (К.П. ). Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе , как яркое маленькое пламя (К.П. ). Стояло то время, когда осень уже вылила все дожди , а ветер ободрал с деревьев последние листочки (К.П. ). Сейчас, в зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих увлечениях (К.П. ). Иногда в воздухе кружился снег (К.П. ). Иней посыпался с потревоженных ветвей (Б.П. ). Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя , носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов (Л.Т. ). С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох (К.П. ).

Упр. 9. Выпишите из текста вещественные существительные, назовите их особенности.

Ветер шелестел соломой на крыше, подвывал в голых ветвях ивы на берегу прудка (А.Т. ). Варились щи, жарился кофе, пахло тушеным мясом, луком… (Д. Гр. ). Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь (К.П. ). Здесь добывают и плавят медь. а золото и прочие редкостные металлы – только попутные отходы от основного производства (В.Кож. ). После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными (А.Ч. ). Правда в огне не горит и в воде не тонет (Посл. ). Пересохший мох потрескивал под ногами (Д.Гр. ). В банках была пшеница, рожь, крупа ячневая, пшенная и гречневая, селедки (К.Ф. ). Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя (К.П. ).

Упр. 10. Выпишите собирательные существительные, укажите их особенности.

Шахматы, профессура, часы, строгость, белизна, керосин, опилки, писатель, медь, студент, ножницы, мошкара, дерево, лес, стая, птица, метель, снежинка, сани, крестьянин, крестьянство, полк, солдат, ворота, ворона, воронье, тряпье, радость, листья, студенчество, пух, дробь, пыль, солома.

Упр. 11. Запишите в первую колонку одушевленные, во вторую – неодушевленные существительные. Объясните, на основании каких признаков произведено распределение слов.

Мост, полк, чудовище, бактерия, окно, город, толпа, учитель, числитель, стол, кумир, задира, кофе, шимпанзе, движение, мороженое, дружба, комар, истребитель, зверь, городишко, кукла, туз, леший, институт, творец, организация, вожак, авторитет, клуб, поезд, редакция, конференция, ровесник, деятель, информация, народ, личность.

Упр. 12. Поставьте вопросы к выделенным словам. Понаблюдайте, всегда ли к одушевленным существительным можно задать вопрос кто?

По стене медленно ползет муха . В тишине ночи назойливо и нудно пищал комар . На лугу паслась корова . Антиобщественные элементы обязательно будут разоблачены. Артиллеристы одним выстрелом смогли сбить вражеский бомбардировщик. Ледокол медленно продвигался к чистой воде. Лицо его оживилось, глаза лукаво заблестели. Поезд подходил к вокзалу. В сетях у рыбаков билась крупная и мелкая рыба. Китобои ждали китов , но в район лова никто больше не приплыл. В.К. Арсеньев и его близкие рисуют портрет гольда Дерчу Ождала, явившегося прототипом Дерсу Узала. Новую технологию изготовления бутылок, в три раза прочнее и легче обыкновенных, разработали молодые ученые . Американский воздухоплаватель Карл Томас, попытавшийся пересечь Атлантический океан, попал в зону действия циклона и лишь через четверо суток был подобран кораблем.

Упр. 13. Определите род выделенных имен существительных. Объясните, какими критериями вы пользовались при этом.

Нина большая умница . Один финансовый воротила , облаченный в поношенные джинсы и немало испытавшую на своем веку ковбойку, выглядел столь жалким, что так и хотелось сунуть ему монету: может, бедняга давно уже ничего не ел… (В.Сан. ) Впереди ехал, опустив забрало , неизвестный рыцарь. (Л.К. ) – А он у вас маленький хитрец , – хвалил Оську несколько смущенный комиссар. (Л.К . ) Старший группы – Фисенко, известный всей экспедиции балагур и великолепный работяга … (В.Сан. ) Я поел щей, взял свой чемоданишко и навсегда покинул нашу андреевскую избу. (С.Кр. ) В числе других машин колхоз приобрел у МТС легкий тракторишко для работы с навесными орудиями. (С.Кр. ) Десять лет назад гигантская волна цунами смыла все портовые сооружения, а пристань ручной кладки уцелела. Та же цунами слизнула и весь поселок Кадьяк. (ЛГ ) Правда, Брагин тоже за эти годы гибче стал, но в общем и целом это был прежде всего деляга. (Д.Гр. ) Кофе в чашках подернулся белой пленкой. (В.П. )

Упр. 14. Определите грамматический род аббревиатур.

Колхоз, ГОЭЛРО, ООН, райфо, ОТК, нэп, вуз, ЖЭК, ГУМ, районо, США, зарплата, ВАК, завкафедрой, кожимит, ЖЭУ, ЧП, Евразия, РОЭ, ТНУ (Таврический национальный университет), ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), драмтеатр.

Упр. 15. Определите род данных слов. Мотивируйте принадлежность существительных к определенному роду. Допишите пропущенные буквы, объясните правописание слов.

Задир…, амбаришк…, мыш…, опилки, ручищ…, бородищ…, воришк…, чернил…, юноша, объедал…, подмастерье, камыш…, леди, синица, сливки, сапожищ…, тюлень, тюль, госиздат, плащ-палатка, вуз, призер, неженка, тренер, староста, билетер, работяга, левша, зубил…, зубрил…, месячишк…, брош…, топорищ…, силищ…, болотищ…, городишк…

Упр. 16. Определите род имен существительных и дайте толкование выделенных слов.

Арго , аутодафе, боа, болеро , бра, бунгало , фортепьяно, кино, кабаре, досье, коммюнике , жюри, леди, мисс, мадам, какаду, шимпанзе, гну, контральто , такси, кофе, кафе, атташе, маэстро, Баку, вестибюль, кабель, панцирь, бюллетень, картофель, лосось, цитадель , шинель, колибри, резюме , шоссе, бутыль, сопрано, манто , эмаль, рагу, озимь, полынь, пари, интервью, фильм, рояль, вуаль, шампунь, толь, кашне, пальто, жалюзи, клише, марабу, рантье, регби, реле, сопрано, контральто, турне.

Упр. 17. Допишите к данным ниже названиям животных соотносительные пары противоположного пола и их детенышей там, где это возможно. Объясните причины отсутствия некоторых форм. Образец: баран – овца – ягненок.

Бык, петух, селезень, индюк, гусь, боров, цесарка, куропатка, кенгуру, дрофа, шимпанзе, колибри, какаду, лиса, верблюд, волк, медведь, заяц, сова, филин, жеребец, крот, енот, стрекоза, мышь, крыса, куница, белка, ястреб, сорока, обезьяна, журавель, бегемот, кролик, тюлень, хомяк, бабочка.

Упр. 18. Некоторые имена существительные с суффиксами субъективной оценки имеют особенности в отнесении к роду. Проверьте по словарям, к какому роду относятся данные ниже слова, образуйте словосочетания с именами прилагательными. (См. также статью Т.В. Шанской «О родовой принадлежности слов с суффиксами субъективной оценки» // Рус. яз. в шк. – 1961. – № 6. – С. 13–17). В обоснование ответа включите результаты собственного опроса информантов.

Домина, полосина, холстина, псина, дурачина, паспортина, лбина, сугробина, стволина, уродина, купчина.

Упр. 19. Назовите признаки имен существительных общего рода. Определите род других существительных (с учётом прямых и переносных значений).

Гуляка, вышибала, запевала, зубрила, воротила, заправила, пьянчуга, молодчина, дурачина, работяга, симпатяга, бродяга, ворюга, хапуга, хитрюга, жаднюга, выскочка, попрошайка, зазнайка, сладкоежка, белоручка, злюка, растеряха, забулдыга, плакса, тупица, гулена, сластена, тихоня, брюзга, невежа, недотрога, недотепа, зануда, обжора, подлиза, разиня, повеса, пустомеля, соня, растрепа, простофиля, шляпа, крошка, лиса.

Упр. 20. Данные имена существительные распределите по трём группам: I – имена существительные мужского пола; II – имена существительные в форме мужского рода, которые служат для обозначения лиц мужского и женского пола; III – имена существительные общего рода.

Автор, секретарь, студент, лентяй, староста, волейболист, инженер, машинист, друг, аспирант, директор, личность, гуляка, бездарность, гений, агроном, парикмахер, двойник, придира, почтальон, кассир, тихоня, подросток, библиотекарь, жадина, шофер, неряха, геолог, педагог, недоучка, лейтенант, учитель, диктор, директор, персона, повар, неженка.

Упр. 21. К каким лексическим группам можно отнести имена существительные pluralia tantum?

Антресоли, бега, белила, бредни, брызги, брюки, будни, весы, вилы, ворота, враки, всходы, выборы, выжимки, габариты, гетры, гольфы, грабли, гусли, дебаты, дебри, деньги, духи, жабры, жмурки, заморозки, именины, каникулы, клещи, кулуары, куранты, литавры, мемуары, недра, ножницы, обои, опилки, отруби, очистки, очки, переговоры, посиделки, происки, прятки, розвальни, россказни, салазки, святцы, сливки, субтропики, сумерки, сутки, узы, уста, финансы, хлопоты, часы, чернила, шахматы, шорты, щи.

Упр. 22. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от данных существительных.

а) Профессор, бухгалтер, редактор, том, инженер, шофер, слесарь, катер, корм, лектор, конюх, повар, пояс, хлеб, учитель, мех, шинель, чудо, время, инспектор, парус, рог, снег, бункер, год, китель, прожектор, договор, месяц, свитер, примус, кондуктор, воз, соболь, счет, тон.

б) Козлёнок, зайчонок, щеглёнок, голубёнок, медвежонок, гусёнок, лисёнок, волчонок, мышонок, крысёнок, щенок, грачонок, бочонок, опёнок, маслёнок, орлёнок, лягушонок, цыплёнок, журавлёнок, собачонка.

Упр. 23. От данных слов образуйте формы ед. ч., если это возможно. Обратите внимание на то, не изменилось ли при этом лексическое значение слова.

Бега, белила, беседы, брюки, бутсы, браслеты, вафли, весы, всходы, вещи, выборы, галеты, георгины, дома, деньги, дрова, загадки, жмурки, кабинеты, клавиши, консервы, каникулы, мелочи, макароны, недруги, ножницы, овощи, окна, обои, очки, патроны, пироги, ребра, сани, сливки, сливы, сумерки, сутки, тополи, тетради, тиски, словари, финики, часы, чернила, шарфы, шахматы.

Упр. 24. Образуйте формы мн. ч. от данных ниже существительных, определите значение этих форм (релятивно-коррелирующее или деривационно-коррелирующее). Назовите случаи лексикализации, если они имеются.

Барашек, бумага, верх, вид, возможность, год, грош, граница, лес, лист (бумаги), лист (дерева), сукно, сын, счет, хлеб.

Упр. 25. Употребите в контексте имена существительные, имеющие вариантные окончания -а/-у в родительном пад. ед ч. Объясните случаи использования вариантных окончаний.

Балык, бисер, бок, бор, брод, век, вес, вид, визг, виноград, воз, войлок, воск, глаз, год, голод, голос, град, долг, дом, дым, жар, жир, зов, износ, испуг, квас, кипяток, лад, лак, лимонад, лес, лоск, лук, мак, маринад, мармелад, мед, мир, мусор, народ, нос, отказ, пар, песок, пол, проезд, прок, проход, пыл, раз, разбег, разбор, разгон, рассольник, расчет, рафинад, сахар, свет, след, смех, снег, сор, спор, спрос, счет, табак, творог, туман, треск, тыл, уговор, хворост, ход, холод, час, чеснок, шаг, шёлк, шик, шум, щёлок.

Упр. 26. Определите функции мн. ч. следующих имен существительных.

Минеральные грязи, красоты Крыма, местные власти , народные массы , яровые всходы , изумрудные озими, суровые холода , лошадиные скачки , высоколегированные стали, масла из нефти, воды Днепра.

Упр. 27. Определите значения падежей имён существительных.

Каждый раз, когда у Андрея собирались товарищи на чтение нового номера заграничной газеты или брошюры, приходил и Николай, садился в угол и молча слушал час, два (М.Г. ). Маша снимала комнату в домишке, принадлежавшем старому рабочему паровозостроительного завода (А.Ф. ). Фридрих, возившийся у плиты с тряпкой в руке, снял с плиты сковороду с плавающими в жире кусками баранины и вышел (А.Ф .). Я стремительно бросаюсь к столу, наливаю из чайника, накрытого ватником, желтоватый настой в кружку и незаметно опускаю туда весь свой двухдневный паёк рафинада (Л.К. ). Кто-то повёл нас в кают-компанию, и мы, смертельно усталые, уселись там в ожидании окончания разгрузки и отплытия (К.С. ). По дороге в Тулу, километрах в тридцати или сорока от нее, виднелось несколько подбитых немецких танков, остатки грузовиков и повозок (К.С. ). Земля набухала от дождевой влаги и, когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром (М.Ш. ). Косари этой бригады выехали в степь в пятницу утром, а в субботу вечером на квартиру к Давыдову пришел Нагульнов (М.Ш. ). Подняв глаза над кружкой, из которой я цежу морковный сок, я осторожно перевожу взгляд на стену (Л.К. ).

Упр. 28. Объясните различия в употреблении окончаний –а, -у в именах существительных.

Воздух состоит из кислорода, водорода, азота и других газов. Ему стало лучше, будто вдохнул кислороду. На слоте стояла бутылка кефира , лежал кусок сыру и две булки хлеба . Я купил в буфете стакан крепкого чая , три ложки мелкого сахара , двести граммов свежего сыра , а мой друг выпил только стакан фруктового сока. Обнаружилась недостача бензина. В зале скопилось много народу. Ложка дегтю испортила бочку меду. В тесной комнате можно было задохнуться от дыму. Она закашлялась из-за папиросного дыма. С голоду посасывало под ложечкой. Не сбивай его с толку. Пропал человек ни за понюшку табаку. Спору нет, девушка была прекрасна. На площади собралось много народу. Эти постановления приняты в интересах народа.

Упр. 29. Распределите имена существительные по склонениям, придерживаясь схемы

Бандероль, санаторий, тополь, вуаль, бутыль, дворишко, зубрила, Кузьмич, Петров, леди, подмастерье, кофе, кафе, ворота, деньги, набережная, часы, рулевой, часовой, произведение, край, дождь, листва, содержание, ведро, сыр, маэстро, недотрога, очки, Фурсенко, Ивашковский, весы, Забродченко, мост, мышь, камыш, портье, служанка, Стендаль, атташе, мороженое, герой, ночь, сорго, чаевые, брошюра, издательство.

Упр. 30. Просклоняйте имена существительные дитя, знамя, путь, домишко (в единственном числе), деревцо, деревце (в единственном и множественном числе), деньги, простыни (во множественном числе).

Упр. 31. Допишите окончания имен существительных в творительном падеже единственного числа.

Туфл…, бандерол…, вуал…, плацкарт…, табел…, мозол…,тол…, рельс…, шампун…, картофел…, тюл… .

Упр. 32. Поставьте имена существительные в творительном падеже. Объясните, чем вызваны различия в окончаниях.

Населенные пункты Крыма: Ленино, Шубино, Ильичево, Синицино, Багерово, Войково, Куйбышево, Вилино, Кольчугино, Ромашкино, Воробьево, Кольцово, Добрушино, Наташино, Медведево, Лобанино, Клепилино, Калинино, Рошино, Ермаково, Маслово.

Фамилии: Шубин, Синицын, Буров, Войков, Куйбышев, Вилин, Кольчугин, Кольцов, Воробьев, Добрушин, Рощин, Маслов, Сазонов, Киселев, Попов, Соловьев, Петров.

Упр. 33. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа, подчеркните окончания.

Апельсин, грамм, помидор, яблоко, чулок, носок, кочерга, гектар, простыня, свеча, устье, захолустье, рельс, татарин, мандарин, ананас, щенок, грузин, узбек, турок, туфля, полотенце, домишко, подмастерье, опенок, якут, серьга, скамья, судья, копье, колдунья, ожерелье.

Упр. 34. Рассмотрите примеры употребления вариантных окончаний–е/-у в предл. пад. ед. ч. В каких случаях употребляются вариантные окончания и нашими условиями определено подобное употребление? Приведите примеры.

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Тема: Род несклоняемых имён существительных

Тип урока: комбинированный урок

Технология: личностно-ориентированное обучение

Цели урока:

Образовательная:

    создать условия для объективной необходимости изучения несклоняемых имён существительных;

    создать условия для изучения в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей определения рода несклоняемых существительных.

Воспитывающая:

    содействовать осмыслению целей образования; приобретению веры в себя; реализации конкретных индивидуальных способностей;

    содействовать формированию желания познавать мир; воспитанию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся.

Развивающая:

    способствовать овладению навыками самоорганизации учебной деятельности, умению ставить перед собой цель, планировать деятельность, овладению навыками работы в группе;

    способствовать умению выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации.

Оборудование:

  • 4. Карточки-задания

    5.Путевые дневники (приложение 1)

    6.Учебники, словари.

ПО:ГР Paint (приложение 2)

Уроку предшествовала подготовительная работа: учащимся было предложено подготовить материал для краткого сообщения о континентах (Евразии, Австралии, Америке, Африке).

План урока.

1.Организационно-мотивирующий этап.

2. Сообщения учащихся.

3.Эвристическое погружение.

4. Физкультурная пауза

5. Практическая часть:

а) обработка языкового материала, полученного в ходе путешествия;

б) создание версии возможной формулировки грамматического правила;

в) сравнение созданной версии с материалом учебника; обращение к словарям;

г) закрепление.

6. Итог урока. Рефлексия

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационно-мотивирующий этап.

Чтение стихотворения (приложение 2, слайд 2).

Почему вы смеётесь? (Мы так не говорим). Редактирование текста (слайд 3)

Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте и запишите тему урока в ваш путевой лист (приложение 1, остановка 1).

Правильно, на сегодняшнем уроке вам самим предстоит, совершая кругосветное путешествие, решить проблему: как определить род несклоняемых имен существительных (самооценка записи темы, слайд 4).

А что вам лично даст это путешествие по теме «Род несклоняемых существительных»?

Формулировка собственных целей.

Выберите из перечня то, что подходит вам (слайд 5), запишите свои цели, прочитайте нам (остановка 2, самооценка).

Что собирает путешественник в разных странах? Что привозит из странствий? Что мы соберём в нашем путешествии?

Слово учителя:

Цель путешествия - собрать языковой материал по теме нашего урока «Род несклоняемых имен существительных». Давайте же уточним, какие слова мы будем собирать? Почему эти существительные называются неизменяемыми?

3. Повторение

а) - Помогут нам в достижении цели ваши письменные ответы (остановка 3; повторение существительных собственных, одушевлённых и неодушевлённых; самооценка).

б) - Ребята, все опытные путешественники готовятся к поездкам и походам, узнают как можно больше о тех странах и континентах, где собираются побывать. Вам тоже было дано домашнее задание: повторить параграф в учебнике по природоведению, в котором рассказывается о материках. Итак, представитель каждой группы покажет на карте материк, изученный группой, и кратко расскажет нам о его особенностях.

Сообщения учащихся (слайд 6). Класс выбирает лучший рассказ, и ученики называют, записывают название континента, на котором им захотелось побывать, так оценивая сообщения (путевой лист, остановка 3, взаимооценка).

4.Эвристическое погружение (слайд 7-19).

Предварительный материал собран, и мы отправляемся в путешествие. Слушайте внимательно меня и в моих коротких сообщениях ищите слова - неизменяемые существительные, вам подскажут слайды с иллюстрациями:

«Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню - улице со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Затем перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши - это вкусное блюдо, приготовленное из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев».

Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова - неизменяемые существительные, услышанные вами в моем рассказе. Проверьте их написание по таблице (слайд 11; остановка 4,самооценка).

Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.

Продолжаем путешествие.

Задание: подчеркните несклоняемые существительные в текстах (карточка у каждого ученика).

«Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду - большого попугая с хохолком на голове».

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая взаимопроверка по таблице (остановка 4).

«И вот мы в Южной Америке. Обязательно заедем в Бразилию - родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток - кофе. Самая известная река Америки - Колорадо. А если вы хотите посмотреть озеро Онтарио, то поедем в Северную Америку. Здесь сделаем запись в путевые дневники».

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая взаимопроверка по таблице.

« Перед нами жаркая Африка. Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо, побываем в пустыне Калахари. Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато и поспешим домой».

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая самопроверка по таблице (слайд 20).

5. Физминутка

6. Практическая часть. Упражнения на закрепление. Обращение к словарям.

а) Задание. Распределите записанные вами существительные на три колонки: географические названия, одушевленные существительные, неодушевленные существительные. Запись в путевой дневник (остановка 5). Взаимопроверка (по слайду 24).

одушевленные

существительные

неодушевленные

существительные

Колора́до

Лимпопо́

Калаха́ри

шимпанзе

спагетти

б) Как определить род этих существительных? Ваши версии?

Запись версий в путевой дневник (остановка 6)

Работа в группах:

    Принятие правил работы в группе.

Памятка для работы в группе:

    Выберите руководителя

    Прочитайте вслух задание

    Распределите работу

    Найдите ответ на вопрос и обсудите его

    Договоритесь о едином мнении группы

    Составьте план ответа

    Выберите представителя от группы для выступления

    Защита версии группы

    Взаимооценка представленных вариантов.

в) Сравните ваши предположения с правилом в учебнике (параграф 40, страница 93 – 94; остановка 7, взаимооценка)

Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо - река, женский род; Онтарио - озеро, средний род, Торонто - город, мужской род (слайд 25). Определите род имен существительных в первой колонке.

Несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных: конферансье, какаду, шимпанзе (слайд 26).

Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду (слайд 27).

г) Осложненное списывание с последующей самопроверкой и взаимопроверкой (слайд 28, 29; остановка 8).

Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.

Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы.

Молодцы! Понравилось ли вам путешествовать?

7. Итог урока. Рефлексия (самооценка, остановка 10; слайд 30).

Выставление итоговой оценки в путевой лист (самооценка).

Учащиеся рисуют отдельный итоговый смайлик и прикрепляют его на тот континент на карте полушарий, на котором они хотели бы побывать (слайд 32).

8. Домашнее задание (слайд 33).

1) Задание для всех: Пополните путевые заметки словами из упражнений к параграфу учебника «Неизменяемые существительные».

2) Творческие задания по выбору:

Написать памятку «Как определить род несклоняемых существительных»;

Составить кроссворд;

Создать иллюстрации к путевым заметкам;

Написать свои путевые заметки.

Приложение № 1

ПУТЕВОЙ ДНЕВНИК

Учени… 6 _ класса МБОУ «СОШ №_ » ____________________ Дата: _______

ОЦЕНИВАНИЕ:

ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬНЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Остановка

(Этап урока)

Делаем запись

Ставим оценку

1. Определение темы урока.

2. Постановка своей цели на урок.

Повторить…

Изучить…

Овладеть способами определения…

Составить собственное представление о …

3. Повторение

а) Ответить на вопросы:

Географические названия относятся к …

Отвечают на вопрос КТО? ...

Отвечают на вопрос ЧТО? ...

б) Написать название самого интересного рассказа вашего одноклассника о континенте, на котором вам захотелось побывать________________

4. Путешествие по континентам

Австралия:

Оценка за всё задание

5. Распределите записанные несклоняемые существительные на три группы.

(Какие важные признаки существительных мы выделили при повторении?)

Оценка за всё задание

6. Как определить род этих существительных? Версия вашей группы

7 .1)Внимательно прочитайте в учебнике параграф 40 (стр. 93 – 94)

2).Сравните ваши предположения с правилом в учебнике

8. Осложнённое списывание (работка по карточкам)

Задание: согласуйте несклоняемые имена существительные с прилагательными

1) Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.

Задание: Согласуйте в роде глаголы прошедшего времени и несклоняемые имена существительные.

2) Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы.

9. Создайте алгоритм для определения рода несклоняемых существительных

10 . Рефлексия

Каковы были ваши цели? Насколько их удалось реализовать?

    У меня получилось…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Теперь я знаю…

    Моё настроение при изучении темы…

Ваши пожелания себе, одноклассникам, учителю.

Итоговая отметка

Использованная литература:

1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения.[Электронный ресурс]. Версия 1.0 / М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

2. Хуторской А.В. Как организовать образовательную ситуацию на уроке. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

3. http://21vu.ru/load/111-1-0-1349

4. http://www.gramota.ru

5. Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М. 1996

6. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2009.

7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова

Т.Р. Артеева МБОУ «СОШ № 6» г. Усинска

в 3 Г классе

«Упражнение в изменении имён существительных по числам

и определении рода»

МОАУ СОШ № 2

Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Задачи: обучающие: вспомнить приёмы распознавания рода имён существительных; тренировать умение изменять имена существительные по числам, познакомить с новыми именами существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе .

развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, орфографическую зоркость, логическое мышление, познавательные и творческие способности;

воспитательные: воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать родной язык.

Тип урока: урок закрепления

Оборудование : карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха»

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

2. Актуализация знаний.

· Запись числа.

Откройте тетради и запишите число. Сегодня 19 февраля . Классная работа.

Слайдфевраля. Классная работа.

· Настрой на урок.

А урок начнём с загадки.

Тройка – тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (зима)

Слайд 3. Картинка зима.

Слайд 4. Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.

· Актуализация знаний

З…ма – ? Сн…гирь - п с…сна - д за…ц – з

Прочитайте слова.

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 5. (Снегирь – это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево, поэтому стоит буква д, заяц - это зверь, поэтому стоит буква з, а зима – это время года - поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)

Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.

· Проверка

Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Слайд 6. Проверь! Зима - зимы, зимний; снегирь – снег, заяц; сосна - сосны.

Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)

Какое слово лишнее? Почему? (заяц - словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

Чем похожи все слова? (это имена существительные)

3 .Физкультминутка. Игра «Да – нет»

Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи ? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

Придумайте свой вопрос к игре.

1. Сообщение темы урока.

Сформулируйте тему урока.

Слайд 5. Имя существительное. Род и число имён существительных.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

2. Работа по теме урока.

· Игра «Ассоциации»

Ребята, вы сказали, что зима это время года. Правда, это замечательное время года уже подходит к концу. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т. е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 1 ряд - мужской род.

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т. е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода . Запишите их в строчку через запятую.(

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 2 ряд - женский род.

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т. е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако,

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 3 ряд - средний род.

· Проверка.

Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )

Слайд 9. Снеговик. Большой ком.

Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка, )

Слайд 9. Снеговик. Средний ком.

Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство )

Слайд 9. Снеговик. Маленький ком.

Слайд 9. Снеговик полностью с хлопками.

Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6. Зрительная физминутка.

Слайд 10. Зрительная физминутка «Снеговик»

Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.

· Обобщение.

Какого же рода бывают имена существительные? (имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

Как определить род имён существительных? (если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

А как определить род имён существительных во множественном числе? (нужно поставить его в единственное число)

· Распределительный диктант.

Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика по 4 строчки в каждом.

Слайд 11. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам.

Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота

Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?

А медведи и ежи?

· Проверка.

Какие слова записали в 1 столбик?

Во 2 столбик?

В 3 столбик?

Слайд 12. Проверь! Слова в столбиках по родам.

· Проблемный вопрос

Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число.

Слайд 13. Слово «Салазки»

· Сообщение сведений о языке.

Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.

Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:

Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»

· Синоним к слову «салазки» - сани, санки

· Мера времени, равная 24 часам - сутки

Слайд 14. Слово «Сутки»

· Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком – ножницы

Слайд 15. Слово «Ножницы»

· Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки

Слайд 16. Слово «Брюки»

· Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз - очки

Слайд 17. Слово «Очки»

Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе)

Слайд 18. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа.

Когда имя существительное стоит в форме множественного числа? (если обозначает несколько предметов)

· Проблемная ситуация.

Зимой, как правило, нам не хватает витаминов . Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

Слайд 19. Поставьте слова в форму множественного числа

На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон

Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.

· Проверка

Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? (яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)

Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.

Слайд 20. Употребляются только в форме единственного числа

Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель

Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)

Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

3. Физминутка «Как живёшь?»

4. Игра «Снежки»

Слайд 21. Игра «Брось снежок»

Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

· Проверка

Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку (учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)

Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

В какие слова снежок не попал? (малина, морковь, аллея, обед)

Что это за слова? Чем они похожи? (словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

Устно определите род у них (по цепочке)

Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? (пальто)

5. Игра на внимание.

Слайд 22. Слово пальто.

–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

· Игра на внимание «Пальто».

Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

6. Составление и запись предложений.

А теперь придумайте предложения со словом «пальто». (дети придумывают и говорят вслух)

Замечательные предложения!

А мы запишем предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из книги английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» . Я думаю, что каждому из вас знакомо имя Мэри Поппинс – главной героини этой книги.

Эдуард выходил на улицу всегда в пальто.
Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард – это мальчик. Но Эдуард – это был не мальчик. Это был пёсик – маленький, шелковистый, пушистый пёсик,

А перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис Заходер. Б. Заходер настолько точно, близко к оригиналу перевёл это произведение, что его считали автором этого произведения. Я вам предлагаю прочитать эту книгу и окунуться в мир приключений вместе в Мэри Поппинс.

· Работа с предложением.

Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи. Выпишите словосочетания с вопросами.

· Проверка.

Назовите грамматическую основу этого предложения.

Сколько словосочетаний вы выписали?

Назовите их.

Определите род у имён существительных.
6. Работа с текстом. Дополнение текста именами существительными.

На этой неделе вся страна будет отмечать праздник 23 февраля . Мы с вами тоже не останемся в стороне и сделаем сюрприз папе. Какой вы узнаете прочитав текст.

А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить)

Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со стола.

-Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе!

Слова для справок: сюрприз, муки , молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами

· Проверка

Прочитайте, какой текст у вас получился.

Слайд 23. Текст «Сюрприз»

Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа. Назовите их. (соль, молоко, мука, сахар)

Слайд 23. Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми.

Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного числа – мука и сахар.

А что можно сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? (имеют форму и единственного и множественного числа)

7. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? (имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ , на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

Слайд 24. Домашнее задание.

8. Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору:

1) № 000 на странице 30 учебника

2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

9. Рефлексия.

У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.

Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок . Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности - средний рисунок . А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.

Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

Урок окончен, спасибо!

На этом уроке вы узнаете об именах существительных, которые не изменяются по падежам, то есть о несклоняемых именах существительных. А самое главное - научитесь правильно определять род таких существительных.

Тема: Имя существительное

Урок: Род несклоняемых имен существительных

1. Понятие о несклоняемых именах существительных.

Несклоняемые существительные - это существительные, которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам.

Прочитайте предложение.

Адрес перепутали маленькие кони:

Вместо Лилипутии к нам попали пони.

Сравним склонение двух существительных: конь и пони.

Существительное конь склоняется по второму типу склонения.

Существительное пони остается неизменным. Пони - несклоняемое существительное.

Несклоняемые существительные имеют одну и ту же форму для всех падежей:

Вхожу в метро

Любуюсь метро

Говорю о метро

Среди них есть существительные нарицательные: кофе, пальто - и существительные собственные: Гарибальди, Золя, Сочи.

К несклоняемым существительным относятся:

1. Многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: -о, -е, -у, -ю; -а: рагу, боа, какао, кашне, евро, авеню.

2. Иноязычные фамилии, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласные: Алигер, Войнич.

3. Русские и украинские фамилии на: -о, -ых, -их: Черных, Шевченко.

4. Сложносокращённые слова, которые являются звуковыми или буквенными аббревиатурами: ГАЗ, МГУ, ВАЗ.

2. Род несклоняемых имен существительных.

Род несклоняемых существительных важно знать, чтобы не допустить ошибок в согласовании слов.

Нарицательные неодушевленные существительные иноязычного происхождения в большинстве своем относятся к среднему роду: шерстяное кашне, красивое кашпо.

Слово кофе с недавних пор можно относить и к среднему роду, но предпочтительнее выбор мужского рода при согласовании слова кофе с другими словами: вкусный кофе.

Род может определяться по видовому понятию:

салями (колбаса) - женского рода

кольраби (капуста) - женского рода

пенальти (удар) - мужского рода

Несклоняемые иноязычные слова, обозначающие одушевленные предметы (животных, птиц), относятся к мужскому роду:

маленький шимпанзе

разноцветный какаду.

Слово колибри может быть как женского, так и мужского рода, так как в нем наблюдается колебание в роде:

длиннокрылый колибри

длиннокрылая колибри.

Несклоняемые одушевленные слова иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если означают лиц женского пола: мадам, фрау, леди, мисс, - и к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола: денди.

Слова визави, протеже, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин. Согласование этих слов с другими определяется полом того лица, о котором идет речь:

О девушке мы скажем: пришла ваша протеже или моя визави .

О мужчине скажем: пришел ваш протеже или мой визави .

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду тех нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены.

Сухуми можно заменить существительным город (м.р.). Красивый Сухуми.

Колорадо можно заменить словом река (ж.р.). Колорадо протекала.

Название органов печати, если они являются несклоняемыми существительными, определяется по родовому понятию.

«Таймс» - это газета (ж.р.).

«Таймс» рассказала.

Кстати, всем нам хорошо известны слова пенсне и кашне . В русском языке эти существительные состоят только из корня. Они являются иноязычными существительными, пришедшими из французского языка.

«Пенсне» - это словосочетание, обозначающее «защеми нос».

«Кашне» - «спрячь нос».

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Род несклоняемых имен существительных ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

Найдите несклоняемые существительные:

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, желе, какао, молоко, сено, шоссе, филе, седло, горе, лото.

2. Упражнение 2.

Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.

Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, красивый Дели, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, французское буржуа.

3. Упражнение 3.

Составьте предложение с несклоняемым собственным именем существительным:

Баку, Сочи, Миссиссипи.

4. Упражнение 4.

Раскройте скобки, употребив глаголы в прошедшем времени.

На аэродроме (состояться) авиашоу с участием спортсменов нашего авиаклуба.

В гостинице портье (дать) ключ от нашего номера.

Вето сенаторов не (позволить) принять новый закон.

Рагу нам очень (понравиться).

Какао уже (свариться).



Что еще почитать