Усадьба Царицыно. Дворцовый ансамбль. Дворец в царицыно и все, что его окружает

Усадьба Царицыно — одно из самых красивых и загадочных мест в Москве. Располагается в южной части столицы, площадь усадебного парка – 550 гектар. Музей-заповедник включает в себя великолепнейший дворцовый ансамбль, огромный пейзажный парк с павильонами и скульптурами, живописные пруды, а также невероятно красивый светомузыкальный фонтан.

Я часто бываю здесь, так как живу недалеко — вот почему у меня скопилось много фотографий этого удивительного места. Рассказ о Царицыно пришлось разбить на несколько частей:

Дворцовый ансамбль Царицыно был возведен в конце 18 века в стиле псевдорусской готики лучшим архитектором того времени Василием Баженовым. Однако, впоследствии, из-за причуды императрицы Большой дворец пришлось перестраивать. Новое здание возвел ученик Баженова – Матвей Казаков. У стен Хлебного дома знаменитым архитекторам установлен бронзовый памятник.

Перед Большим дворцом находятся два объемных макета, дающие представление о первоначально замысле Баженова и о том, как выглядела усадьба Царицыно после ее перестройки Казаковым.

Необыкновенно гармоничный и нарядный, Фигурный мост задумывался, как парадный въезд со стороны прудов. Это самая первая баженовская постройка здесь, строительство было начато в мае 1776 года.

Неподалеку — еще один проезд к дворцовому ансамблю, Большой мост через овраг, украшенный стрельчатыми арками и богатыми узорчатыми композициями.

Большой дворец, главное здание архитектурного комплекса, сразу притягивает взгляд. Он очень похож на сказочный замок: нарядный декор, башни со шпилями, белоснежные колонны.

Шпили башен украшены золотыми звездочками.

Галерея с красивейшей аркой с шипами соединяет Большой дворец с Хлебным домом. Это фото – визитная карточка Царицыно. Усадьба также имеет еще одно очень узнаваемое сооружение — Виноградные ворота

Большой Кухонный флигель получил еще и такое название — Хлебный дом из-за использовавшихся в декоре стен изображения каравая и солонки. В этом здании должны были разместиться кухонные помещения, хранилища для припасов, а также комнаты для прислуги.

Напротив Большого дворца выстроены три Кавалерских корпуса. Предполагалось, что в них будут различные служебные помещения, фрейлины и охрана.

Первое здание предназначалось для свиты императрицы. Сейчас тут расположена дирекция музея заповедника.

Второй Кавалерский корпус.

В третьем корпусе в наши дни находится культурно-образовательный центр.

Между Кавалерскими корпусами — действующий храм во имя иконы Божией матери «Живоносный источник». Церковь, перестроенная из деревянной в каменную в середине 18 века, посвящена иконе, исцеляющей от физических недугов.

Недалеко от Фигурного моста на краю высокого склона находится Малый дворец, личные покои Екатерины Второй. Основное украшение этого строения – значительный вензель с буквой «Е», символ усадьбы.

Совсем рядом с ним расположено еще одно прекрасное архитектурное сооружение — Оперный дом. Здесь предполагалось устраивать музыкальные вечера, приемы и торжества. Верхнюю часть боковых стен украшают двуглавые орлы, символы российского самодержавия.

В наше время в Оперном доме проводятся выставки, концерты классической музыки и регистрации браков.

Усадьба очень популярна у молодоженов, это идеальное место для свадебной прогулки.

В Таврическом зале Большого дворца можно устроить фотосессию в исторических костюмах эпохи Екатерины Великой. Увидеть себя в новом облике и сделать на память фотографии своим фотоаппаратом стоит 250 рублей. Семейный билет для четырех человек — 800 рублей.

Название «Царицыно» усадьба носит не случайно. Местность, прежде называвшаяся « Черная Грязь» , была переименована по велению Екатерины Второй, купившей здесь землю для строительства загородной резиденции. Для своей задумки царица выбрала прекрасное место к югу от Москвы. Грандиозные строительные работы велись около 10 лет, но так и не были завершены. До 2007 года заброшенные царицыны владения лежали в руинах.

Не так давно была проведена реконструкция и усадьба сразу стала очень популярна – в хорошую погоду в выходные дни в центральной части всегда много народа. Но, так как музей-заповедник очень большой, все-таки есть местечки, где можно насладиться покоем и тишиной среди красивой природы.

Тайны Царицыно

Эти места хранят в себе множество тайн. Известно, что Баженов был масоном и построенные им архитектурные сооружения скрывают в себе зашифрованные масонские символы.

Не разгадана до конца загадка охлаждения императрицы к строительству. Есть только легенды и предположения, почему Екатерине не понравилась ее новая резиденция. По одним данным, ее возмутили масонские символы, вплетенные в узор сооружений. По другим данным, царице очень не понравился баженовские здания из-за низких потолков и тесных комнат.

Так или иначе, дворец и некоторые строения императрица велела разобрать и перестроить. Завершению строительства Царицына Села помешала начавшаяся война с Турцией, денег не хватало и отделочные работы так и не были закончены. Строительство было заброшено и ни сама Екатерина, ни другие царские особы здесь так никогда и не жили.

Продолжение рассказа об усадьбе: .

Как доехать до усадьбы Царицыно

На общественном транспорте: ст.м. Царицыно, выход из первого вагона из центра, далее по переходу – налево до конца. Выйдя на поверхность у радиорынка, продолжить движение в этом же направлении и через минуту вы увидите Главный вход в парк. Также можно войти в заповедник со стороны метро Орехово.

На автомобиле: г. Москва, ул. Дольская, д.1. Удобнее подъехать к музею-заповеднику со стороны улицы Тюрина – здесь есть две большие парковки. По выходным дням в хорошую погоду стоит приехать с утра пораньше – на стоянке может не найтись места. В вечернее время проблем с парковкой обычно нет.

Координаты: 55°36’45″N 37°41’1″E

Часы работы

Территория музея-заповедника открыта ежедневно с 6-00 до 24-00.

Большой дворец и Хлебный дом открыты:

  • со вторника по пятницу — с 11-00 до 18-00
  • в субботу — с 11-00 до 20-00

Понедельник — выходной.

График работы Оранжерей:

  • со среды по пятницу — с 11-00 до 18-00
  • в субботу — с 11-00 до 20-00
  • в воскресенье и праздники — с 11-00 до 19-00
Понедельник и вторник — выходные дни.

Светомузыкальный фонтан работает ежедневно с мая по сентябрь с 9-00 до 23-00, подсветку включают с 21.00 до 23.00.

Стоимость билетов

Вход на территорию парка бесплатный.

Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом — 350 рублей

Комплексный билет в три оранжереи — 250 рублей

Любительская фотосъемка — бесплатно

Музей-заповедник «Царицыно» участвует в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи Москвы — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца».

Копирование текста и фотографий запрещено! Материалы охраняются Законом об авторских правах.

May 10th, 2012

После посещения , я посетил
еще один новодельный комплекс- Большой Дворец в Царицыно. По самому парку доводилось гулять и ранее,
однако внутренности Большого Дворца отправился смотреть впервые. Отзывы разных этетствующих персон я слышал.
На слова "ужас, новодел" я, как правило, внимания не обращаю и стремлюсь составить собственное мнение.
Желающим прочитать исторический экскурс о Царицыно - рекомендую обратиться к Википедии , а сам продолжу свой рассказ, основанный на личных впечатлениях.


В парке нас встретила белка с традиционным "Орехи давай"

Белке было вербально объяснено, что мы здесь с экскурсионными целями, а не с белочно-покормочными.
В результате эфективного объяснения белка переключилась на других посетителей, а мы с drvini
отправились осматривать Большой Дворец.

Знакомство с Большим Дворцом началось с памятника архитекторам Василию Баженову и Матвею Козакову,
приложившим усилия к строительству этого архитектурного сооружения. Около этого памятника посетители
любят делать тервел-фото из серии "я и памятник". Причем выстраиваются в очередь. Мы с drvini
вместо классической фотографии стали фотографировать детали памятника. Чем вызвали удивление собравшихся.


Причем, у нас нашлись последователи. Они открыли для себя то, что макро - это может быть красиво.

Закончив с просветительской деятельнстью относительно макросъемки памятника мы с drvini
отправились вниз. Почему-то для того, чтобы войти в Большой Дворец в Царицыно сперва нужно спуститься в подземелье.

В подземелье посетителей ожидает гардероб, касса, кафе с ценами "средней жлобскости" и всякие сувенирные лавки.
Кроме билета заставят еще заплатить за фотосъемку .
И надеть бахилы. Причем бахилы выдает специально обученная тетушка. Только по входному билету и одну пару на один билет.
Если у вас разорвалась бахила при одевании - то вам выдадут другую.

После исполнения необходимых ритуалов по одеванию бахил и показыванию билетов можно подняться из подземелья на первый этаж.

В первом зале посетителей одидают генеалогические древа Рюриковичей и Романовых а также их бюсты.

И пройдя в следующий зал я понял, что сей музей мне скорее нравится, нежели не нравится.
Да, в нем нет шедевров мирового искусства, да он был создан в XXI-м веке. Ну и что!
Альтернатива была довольно простая: либо поддерживать руину в том виде в котором она сохранилась,
либо достроить дворцы, наполнить их экспонатами и позволить посетителям прикоснуться к русской истории.
Можно ли было сделать лучше? -наверное можно. Однако можно было сделать и хуже.

Экспонаты в основном представлены из 18-19 веков.

Вариант изразцов

Разного рода знаки

Посуда

Фрагменты рам


Часть экспонатов из Исторического музея

Перчатки и головной убор

Залы

Вазы, посуда

На стене картины, посвященные Царицыно


Они простенькие, однако для тех, кому интересна история Царицыно могут быть интересными.

Чехлы для телефонов:)


Подставка для планшета:)

Утварь

Зал с фрагментами подлинной кладки

Макет Большого недостроенного Дворца в Царицыно


Обратите внимание - на стенах уже стали расти деревья. И они действительно начинали расти
на стенах Большого Дворца.



Здесь можно отправиться в нижний зал


Там представлены всякие археологические находки в Царицыно.


Дальше средних веков культурный слой не исследовали.

Там же представлена выставка изделий из серебра. 19-й 20 век.

Мне очень понравился этот письменный прибор.


Правда, в наше время он довольно бесполезный:)

И вот это серебряное членистоногое

Фрагмент подлиной кладки

Запомнились также кошелечек для мелочи


drvini сказал, что он довольно прочный

и щеточка для усов


Экспозиция серебряных изделий довольно интересная. Однако, отправимся дальше.

Обратите внимание: кроме лестниц предусмотрели возможность подниматься в колясках

Стоит отметить также, что таблички используют шрифт Брайля для людей с ограниченными зрительными возможностями.
И на некоторых экспонатах висит вот такая вот ладошка, которая означает, что экспонат можно трогать:

Фрагмент парадного входа


В обычные дни он закрыт.

И входим мы в Екатерининский зал


смесь белого и желтого цветов. Во главе зала стоит памятник Екатерине Великой.

Однако обратимся к деталям.

Ручки на дверях. Интересно, а в Петергофе, Гатчине и пр. дворцах там тоже ручки на саморезах?
Если доведется вновь посетить - непременно обращу внимание. Интересно ведь.

Фрагмент колонны

Двери

Позолота кое-где слезает

Светильник

Подставка

Обратите внимание - саморезы тут покрыты позолотой

Подставка светильника

Орнамент

Колонна

Памятник Екатерине Великой

Вид зала:

Вид с противоположной стороны



Балкон

Дальше несколько залов, посвященных Екатерине Великой. О них подробно рассказывать
не буду - там несколько картин, одежда, монетки:

Особо хочу рассказать про музейных работников. Они все вежливые, однако как только вы достанете фотоаппарат они
будут на вас накидываться с вопросом "Есть ли билет на фотосъемку". Причем, чем ближе музейный работник
ко входу - тем легче он верит на слово. Дальше от входа музейный работник предлагает этот билет показать.
И это происходит в каждом зале.

Причем имя им Легион. Оптимальное решение - это бейдж, куда можно вложить билет. Однако, на входе его не дают.
Поэтому будьте готовы к подобному третированию.
При этом я не понимаю ЗА ЧТО музейщики собирают деньги за фотосъемку. Они не выставляют специально свет для фото
и не охраняют экспонат от посетителей без фотоаппаратов, чтобы кадр у фотографирующего получился лучше.
Они третируют посетителей вопросами "есть ли у них билет на фотосъемку", говоря, что просто делают свою работу.
На мой взгляд их работа в первую очередь заключается в том, чтобы у посетителей от музея сложилось хорошее
впечатление и туда хотелось еще раз прийти и порекомендовать совим знакомым зайти в этот музей.
А так - остается впечатление о злобных музейных церберах, которые не дают и кадра сделать без оплаты.
В кассах, кстати, при покупке билетов на фотосъемку кассирши инструктируют о том, что нельзя
самому фотографироваться на фоне экспонатов. Выглядит довольно дико.

Впрочем, вернемся к экспонатам.

Гламурный сервиз

Изделия из серебра

Часы

Вид из окна

Собственно говоря на этом рассказ об экспозиции Большого Дворца в Царицыно я заканчиваю.

Несколько слов скажу по остальным выставкам.

На втором этаже представлены картины художника Василия Нестеренко.
В основном - это эпические полотна, посвященные событиям 1612 и 1812 годов. Мне понравилось то, как у Василия получается писать лица людей.
Довольно выразительно получается.

Кроме Большого Дворца в Царицыно есть еще и Хлебный зал. В этот самый зал, кроме отдельного входного билета
нужно еще покупать отдельный билет на фотосъемку. При этом, там музейные работники не только не ставят свет
и не охраняют фотографа от других посетителей, чтобы получился удачно сделанный кадр, но еще и не все экспонаты позволяют фотографировать.
Я то наивный думал, что отдал один раз 100 рублей за фотосъемку и ходи и фотографируй. Ан нет - оказалось не все так просто!
Музейный цербер мигом мне объяснил о том, что билет мой действителен только в Большом дворце, а тут у них Хлебный зал с отдельным билетом на фотосъемку.
Перед тем как музейный цербер мне все это объяснил, мне удалось сделать пару кадров, которыми я делюсь с вами, мои дорогие читатели.
На одной из выставок представлена экспозиция женской одежды 20-го века


Там еще были всякие флаконы духов типа "Красная Москва", "Садко", "Черный ларец" и пр. Но музейный цербер зорко следил за тем,
чтобы я не сделал лишний кадр.

На другой выставке Хлебного зала - экспозиция народных промыслов:


Подводя итог моего рассказа, могу сказать, что музей в Царицыно мне скорее понравился, чем не понравился.
Не то, чтобы возникло желание туда еще раз пойти. Мне больше по парку нравится гулять.
Но не возникло отторжения от того, что я увидел. Т.е. получился довольно неплохой современный музей который вполне можно посетить.
В котором проводятся всякие выставки и мероприятия и вполне может быть что-то интересное.
Официальный сайт музея Царицыно: http://www.tsaritsyno-museum.ru/ru/
Сайт достаточно информативный.

Большой дворец для императрицы Екатерины Второй строился М. Ф. Казаковым в 1786-1796 годах на месте трех дворцов-павильонов, построенных ранее В. И. Баженовым и снесенных по ее повелению.

Через полгода после осмотра Екатериной II царицынских дворцов был утверждён новый проект дворцовой застройки. Матвей Казаков в 1786 году представил проект Большого дворца, который одобрила императрица.

Выбор Матвея Казакова в качестве главного архитектора переделки Царицына не был случайным. Во время своего визита в Москву Екатерина Великая осматривала другие казаковские постройки, например, Сенатский дворец, который ее привел в восхищение.

М. Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века. Вместе с тем проект нового дворца по планировке и архитектурно-пространственным характеристикам входил в противоречие с уже сформированной В. И. Баженовым структурой усадьбы Царицыно. Прошло десять лет с момента закладки усадьбы, и за это время классицизм набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры; изменились также вкусы и потребности императрицы. Новые подходы к формированию главного дома усадьбы конца XVIII века диктовали и новые решения в архитектуре здания: так, дворец приобрёл трехчастное деление, характерное для классицизма, и монументальные пропорции. Дворцы Баженова проектировались с расчетом их многостороннего восприятия и ансамблевого построения; казаковский проект предполагал, что фронтальные точки обзора станут главными. Новый дворец становился ведущим, доминирующим элементом застройки, что подчёркивалось разбивкой традиционной парадной площади перед ним.

Здание имеет трехчастную структуру. В трехэтажной центральной части дворца предусматривались вестибюль и парадные залы, соединенные галереями с двухэтажными боковыми частями, квадратными в плане. Они отводились под жилые и служебные помещения. В западной части (ближе к прудам) планировались покои самой императрицы, а в восточной (расположенной ближе к Хлебному дому) – апартаменты ее сына — цесаревича Павла Петровича и его семейства.

Парадные входы по обеим сторонам центральной части здания оформлены высокими портиками и балконами на третьем этаже.

Готический стиль дворца приобрел более выраженный характер благодаря восьми башням с шатрами. Дворец, построенный М.Казаковым, походит на западно-европейский средневековый замок. Проектные объёмы будущего Большого дворца значительно превосходили дворцовые корпуса, построенные по проекту В. И. Баженова. В 1790 году строительство дворца было приостановлено по причине отсутствия средств, и по распоряжению Екатерины Великой высота дворца была уменьшена на один этаж, что позволило его лучшим образом вписать в существующий ансамбль.

В 1794 году был разобран так называемый Большой Кавалерский корпус В. И. Баженова. Его разобрали на стройматериалы, т.к. императрица желала скорее завершить многолетнее строительство. На его месте Казаков, в соответствии с канонами классицистического оформления площадей, планировал установить обелиск.

Незадолго до смерти Екатерины II строительство Большого царицынского дворца практически завершилось. Здание покрыли временной кровлей, начались внутренние отделочные работы. Император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно, и в июне того же года последовал указ о прекращении строительства. Большой дворец, как и другие постройки в Царицыне, оказался невостребованным в качестве императорской резиденции. Оставленный и неиспользуемый, он уже в начале XIX столетия стал разрушаться и превращаться в руины. Тому способствовало разворовывание сначала съемных деталей (стекол, оконных и дверных переплетов, полов), а потом и других элементов. К середине XIX века обвалились железные крыши и межэтажные перекрытия. Большой дворец превратился в развалину.

К началу XXI века от Большого дворца остались лишь основные стены. В 2005-2007 годах была осуществлена его полномасштабная реконструкция. Общие формы и пропорции здания в целом достоверно воссозданы. Современные архитекторы украсили высокие кровли реконструированного здания множеством декоративных элементов.

Царицынский большой дворец является одной из главных частей ансамбля, созданного в 18-м веке. К сожалению, это здание так и не было использовано по назначению, однако его архитектурные достоинства несомненны, что позволяет включить строение в список наиболее значимых памятников эпохи, тем боле что оно выполнено в двух разных стилях. Строительство велось в течение достаточно долгого времени: с 1785 по 1796 г.

История создания

Первоначальный проект здания принадлежал В. Баженову, однако осмотревшая постройку императрица осталась недовольна, и поэтому автор был отстранен от руководства. Вместо него был назначен его товарищ и помощник М. Казаков, который и завершил строительство. Царицынский большой дворец был выполнен в стиле псевдоготики, однако с явными чертами классицизма, который к концу столетия набрал популярность и в конце концов стал эталоном для построек.

Изначальный вариант здания предполагал возведение небольшого по размеру сооружения, однако новый автор, следуя вкусам Екатерины II, изменил пропорции. Сооружение стало более объемным, но главное, обрело некоторую тяжеловесность в конструкции.

В 1790 году строительство было приостановлено в связи с финансовыми затруднениями из-за русско-турецкой войны. Через три года процесс возобновился. Однако теперь Царицынский большой дворец претерпел новые изменения: его пропорции были уменьшены, что в принципе нарушало замысел архитектора. Но скоро императрица скончалась, и новый правитель Павел I приказал завершить работы. Таким образом, строение так и не было использовано по назначению.

Архитектура

Сооружение интересно тем, что в нем сочетаются различные стили - псевдоготика и классицизм. С этой точки зрения здание условно можно назвать принадлежащим к переходному периоду в истории архитектурного строительства.

Царицынский большой дворец состоит из двух крыльев, внутри которых два покоя: для императрицы и ее сына. Средняя часть снаружи выглядит особенно величественно и монументально, однако в плане видно, что данная часть, по сути, представляет собой узкий переход между двумя основными покоями. Особую изящность строению придают две башни, выполненные в стиле псевдоготики. К последнему направлению также относятся хотя по своей форме окна на самом деле прямоугольные.

Дополнительные элементы

Матвей Казаков придал постройке строгость и гармоничность форм. Здание имеет три фасада, полуколонны и колонны, которые украшают парадный вход. Некоторые части придают строению тяжеловесность: мощные корпуса, аркада, арки. В целом внешний облик призван продемонстрировать имперскую мощь власти, в то время как первоначальный проект предполагал бо́льшую камерность и компактность форм.

Следует упомянуть еще о том, что изначально Матвей Казаков предполагал построить во дворце три этажа плюс отдельный, цокольный, однако через несколько лет, по требованию императрицы, он был вынужден уменьшить его высоту за счет одного этажа. В результате строение стало приземистым и несколько расплывчатым с виду.

Реакция современников

Итак, автор Большого Царицынского дворца по ходу постройки был вынужден делать множество изменений, что привело к отсутствию единства и цельности во внешнем виде здания. В 1796 году поверх него установили черную крышу, которая вызывала критику у тогдашнего российского общества. Многие деятели искусства отмечали, что она производит довольно мрачное впечатление, несмотря на наличие украшений в постройке.

Во второй половине 19-го века многие стали отмечать несомненные архитектурные достоинства постройки: говорили о том, что его внешний облик отличается праздничностью, и поэтому многие предлагали убрать черную кровлю.

Реконструкция

Одним из крупнейших дворцово-парковых ансамблей столицы является комплекс в Царицыно. Большой дворец, описание которого и есть предметом настоящего обзора, был перестроен и реконструирован в 2005-2006 годах, что вызвало критику многих экспертов. В первую очередь строители заменили черную крышу на более красивую и изящную кровлю с украшениями, что, по сути, стало нарушением замысла архитектора. Во-вторых, отделали интерьер, который в оригинальном варианте так и не был завершен. Зато полы покрыли дорогим материалом из ценных древесных пород. Кроме того, во дворце устроены два зала - «Екатерининский» и «Таврический», в которых проходят выставки. Внутренние помещения декорировали скульптурой и повесили хрустальные люстры. Кроме того, здесь находится знаменитый памятник императрице работы А. Опекушина.

Итак, в настоящее время в здании расположен целый музейный комплекс, который посвящен царствованию Екатерины II. Несмотря на то что дворец так и не был использован по назначению, тем не менее он занимает важное место в истории отечественной архитектуры, так как знаменовал переход от готики и традиционного к классицизму.

Наверное ни одно место в Москве не окутано таким туманом тайн, мистики и легенд как усадьба "Царицыно" , в которой Великой Екатерине II так и не суждено было жить. Не одно десятилетие ушло на возведение дворцов и красивейшего парка, который императрица называла раем, но которым так и не успела насладиться из-за своей кончины. Потом усадьба около 200 лет пустовала и разрушалась. И вот, после долгих лет реставрационных работ, в 2007 году на день города москвичи получили в подарок восстановленный дворцово-парковый комплекс "Царицыно", который стал еще краше, чем в лучшие годы своего существования.

… так говорила о своем имении в селе Царицыно императрица России Екатерина II. Природа там была и правда прекрасной и чарующей. Но для всех, кто когда-либо жил или намеревался жить там, это место приносило несчастье. Может быть судьбой предначертано быть этой красоте открытой для всех, а не принадлежать одному хозяину. Но начнем по порядку…

До XI века в этих окрестностях жило племя славян-вятичей. После них остались курганы — огромные могильники. Со временем на этом месте возникло село Черная Грязь, которое купила в XVI веке Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, и построила здесь усадьбу. Во время польско-литовской интервенции усадьба сгорела дотла. Потом эти земли кочевали от бояр Стрешиевых к князьям Голицыным, здесь строились великолепные дома, разводились сады. И все бы ничего, но опять незадача: род Стрешиевых затух, а Голицыных Петр I сослал в Сибирь, передав Черную Грязь молдавскому князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру. У Кантемира здесь тоже не заладилось — сошел на нет весь его род, последний законный наследник Антиох умер бездетным. Непонятно почему, но это место и впрямь оказывалось несчастливым для тех, кто здесь жил.

Следующей хозяйкой имения, тогда еще Черной Грязи, стала Екатерина Великая. В пеших прогулках по окрестностям столицы императрица набрела на это райское местечко. Красота окрестностей восхитила императрицу. Вот как она сама в письме живописует эту местность: «Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество, с лакеем переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, прудок, оканчивающийся плотиной, осененный высокими ивами, и между ними открывается еще более значительный пруд, которого один берег крутой занят разбросанными по нему маленькими деревеньками, а другой с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тенистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыне».

В результате несложных дворцовых интриг князя Кантемира убедили продать императрице этот рай за 25 тысяч рублей. Так имение из «Черной грязи» попало даже не в князи - а сразу в цари: указом Сената от 14 августа 1775 года оно было переименовано в Царицыно Село и стало подмосковной резиденцией императрицы.

С этого времени на усадьбе началось грандиозное строительство, которое Екатерина поручила своему любимцу архитектору Василию Баженову. Он возвел уникальный дворец и примыкающие постройки — театр, трапезную, палаты, потаенные беседки, каскады воздушных мостов, расширил пруды, соорудил таинственные гроты, пещеры и "греческие" руины, — словом, делал все по последнему слову тогдашней "готической" моды. Все чертежи императрица просматривала лично, всячески их одобряя. Но, когда дело было сделано, "матушка", приехавшая принимать работу, вдруг приказала дворец… снести. Устроенный в честь ее приезда грандиозный фейерверк уже никого не радовал; на следующий день сюда стянулись мрачные рабочие, по высочайшему капризу должные разрушить шедевр великого зодчего.

Многие полагают, что царица усмотрела здесь ненавистные ей масонские знаки — орлов, лисиц и прочую "живность". Знаков и символов в архитектурном убранстве Царицыно и вправду немало, но они не масонские и не мальтийские. Хотя отдаленно напоминают и языческих идолов, и египетских богов, и сфинксов, и других мифологических животных. Но что на самом деле имел в виду Баженов, ваяя эти фигуры, доподлинно неизвестно. Вероятно также, что царица просто охладела к строительству. Изменилась мода, стиль ей больше не нравился. Хотя, считают сотрудники музея, она, обладая бесспорной интуицией, могла предчувствовать недоброе.

Позже строительство большого дворца было начато другим славным архитектором того времени — Матвеем Казаковым, что и объясняет отличие архитектурного стиля большого дворца от остальных построек. Дворец строился в псевдоготическом стиле, с большим привнесением элементов мавританского. Практически вывели его под крышу, да опять незадача: хозяйка умерла. Наследник Екатерины Павел Первый в пику нелюбимой бабке прекратил строительство. Недостроенный комплекс долгие годы пребывал в забвении, сюда так и не ступила нога никого из представителей царственной фамилии.

200 лет дворец пустовал, приходя в ветхость и запустение, обрастая недоброй славой и жуткими слухами про привидений. Здесь был трактир, ночлежка, а после революции — клуб, сельсовет, кочегарка… Долгое время в руинах дворца собирались толкиенисты, устраивали грандиозные мистерии и рыцарские поединки. Потом была секция скалолазанья.

С 80-х годов XX века началась поэтапная реставрация объектов Царицыно. В восстановленных зданиях открывались музеи, проводились выставки. Также был полностью отреставрирован и освящен Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» , входящий в состав дворцового ансамбля. В 1993 году усадьба получила статус музея-заповедника и своё нынешнее название.

С 2005 по 2007 год восстановительные работы велись особенно активно, и 2 сентября 2007 года на день Москвы состоялось торжественное открытие Государственного музея-заповедника "Царицыно". Дворцовый ансамбль прирос новыми благоустроенными территориями. В состав его парковой части вошла зеленая зона, расположенная по другую сторону Верхнего царицынского пруда, которая до этого была самостоятельным лесопарковым участком. Облагорожена и вошла в состав парка территория вдоль Нижнего пруда, а также новая восточная часть парковой зоны. Таким образом, размеры парка удалось увеличить более чем вдвое.

Через Средний царицынский пруд перекинут великолепный новый двухсекционный ажурный мост, внутренние опоры секций которого — на вновь намытом искусственном острове. Здесь же на острове сооружен танцующий светомузыкальный фонтан — один из крупнейших в мире по технической сложности, дизайну, высоте струй и сложности водяного орнамента. В репертуаре фонтана композиции "Вальс цветов", "Марш" Чайковского, и около 30 композиций на мелодии французского композитора Поля Мориа. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 30 м и будет точно соответствовать светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 м 2 , а глубина воды 1,2-1,5 м. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.

Восстановлены практически все дворцовые строения и парковые сооружения, в том числе и Большой дворец . Достроить и реставрировать его не удавалось долгие годы. Восстановлены или проложены заново все парковые аллеи и малые парковые архитектурные формы.

Теперь у каждого посетителя парка есть возможность окунуться в этот загадочный и удивительный мир "Царицыно". В любое время года здесь хорошо: красиво и спокойно. Не зря парк всегда заполнен людьми. Аура этого места особенная: в Царицыне не бывает криков, беготни, кругом ощущается спокойствие и умиротворение. Через многие столетия парк, наконец, расцвел в своей полной красоте, доступной каждому гостю этого необыкновенного места.



Что еще почитать