В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания. Обработка и анализ результатов

Цель: методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков

Описание:

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Стимульный материал:

1. Утро – вечер

2. Корова – лошадь

3. Летчик – танкист

4. Лыжи- коньки

5. Трамвай – автобус

6. Река – озеро

7. Велосипед – мотоцикл

8. Собака – кошка

9. Ворона – рыба

10. Лев – тигр

11. Поезд – самолет

12. Обман – ошибка

13. Ботинок – карандаш

14. Яблоко – вишня

15. Лев – собака

16. Ворона – воробей

17. Молоко – вода

18. Золото – серебро

19. Сани – телега

20. Воробей – курица

21. Дуб – береза

22. Сказка – песня

23. Картина – портрет

24. Лошадь – всадник

25. Кошка – яблоко

26. Голод – жажда

Анализ результатов:

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно- логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», - слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого.

Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии. Норма 18-23 сравниваемых понятия.

Анализ результатов.

Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт, средний - десять-пятнадцать черт, низкий - менее десяти черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве - черты сходства или различия. часто ли он употреблял родовые понятия.

Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или отсталости. Умственно отсталый ребёнок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несуществующим признакам объектов.

После проведения количественного и качественного анализа результатов, можем заключить: из 10 испытуемых высокий уровень развития операций сравнения имеет только один ребёнок, 1 – выше среднего, 2 – средний и 6 человек имеют низкий уровень развития операций сравнения.

Бланк регистрации ответов по методике «Сравнение понятий»

ФИО_____________________________ Возраст______ Дата______________________

Пара слов

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Утро-вечер

Корова-лошадь

Лётчик-танкист

Лыжи-коньки

Трамвай-автобус

Река-озеро

Велосипед-мотоцикл

Собака-кошка

Ворона-рыба

Поезд-самолет

Обман-ошибка

Ботинок-карандаш

Яблоко-вишня

Лев-собака

Ворона-воробей

Молоко-вода

Золото-серебро

Сани-телега

Воробей-курица

Дуб-береза

Сказка-песня

Картина-портрет

Лошадь-всадник

Кошка-яблоко

Голод-жажда

1 См. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981 Особенности психического развития детей шести-семилетнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, 1988.

2 Данные по массовому обследованию представлены в работах: А.Л.Венгер, Е.В.Филиппова, 1980, Диагностика учебной деятельностии…, 1981.

Природные ресурсы мира.

Как вы объясните:


  1. В чем заключается сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?
«Природа» - более широкое понятие, это вся поверхность земного шара.

Географическая среда – та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение.


  1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Ресурсообеспеченность зависит и от масштабов извлечения (потребления); уровень обеспеченности зависит и от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид – к исчерпаемым (невозобновляемым и возобновляемым) или к неисчерпаемым ресурсам.

  1. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?
Структура земельного фонда:

Непродуктивные и малопродуктивные земли – 31,5% (увеличивается)_

Леса и кустарники – 30,5% (уменьшается)

Луга и пастбища – 23,5% (уменьшаются)

Обрабатываемые земли (пашня, сады и плантации) -11% (в основном без изменений)

Земли населенных пунктов, промышленности и транспорта -3,5% (увеличиваются).

На структуру земельного фонда постоянное воздействие оказывают два противоположных процесса:


  1. Человечество ведет упорную борьбу за расширение земель, пригодных для жизни и сельскохозяйственного использования (освоение целинных земель, наступление на прибрежные участки морей и т.д.)

  2. Все время происходит ухудшение, истощение земель (эрозия сельскохозяйственных земель, заболачивание, засоление; рост городов, увеличение промышленной и транспортной застройки).

  1. В чем заключаются причины обострения водной проблемы человечества?
Ресурсы пресной воды составляют лишь 2,6% общего объема гидросферы. И подавляющая часть пресных вод как бы законсервирована в ледниках Антарктиды и Гренландии и пока еще недоступна для использования.

Главный источник удовлетворения потребностей человечества в пресной воде – реки (48 тыс.км³). Реально можно использовать половину этого количества, Потребление пресной воды все время растет и в 2005 году достигло 6 тыс. км³ в год. Главный потребитель пресной воды - сельское хозяйство, где велик безвозвратный расход воды, особенно на орошение. Промышленно-энергетическое и коммунально-бытовое потребление воды также все время растет.

Кроме этого, запасы пресной воды на Земле распределены крайне неравномерно. В экваториальном поясе и в северной части умеренного пояса она имеется в достатке и даже в избытке. Здесь расположены самые многоводные страны, где на душу населения приходится более 25 тыс. м³ в год. А в засушливом поясе Земли – дефицит воды, здесь расположены самые маловодные страны мира, сельское хозяйство возможно лишь при искусственном орошении.


  1. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных дождей?
Кислотные осадки снижают урожайность культурных растений, губят леса и другую растительность, уничтожают жизнь в пресных водоемах, разрушают здания, отрицательно сказываются на здоровье людей.

  1. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
Загрязнению воздушного пространства – нет государственных границ, реки несут отходы, загрязненные воды из одних стран в другие; масштабы загрязнения велики, поэтому недостаточно мер, принимаемых отдельными странами.

Как вы думаете:


  1. Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?
В этом взаимодействии активной силой всегда выступает общество; в ХХ веке «давление» общества на природу резко возросло. Превращение природных ландшафтов в антропогенные чрезвычайно ускорилось, распространяясь на все новые пространства. Антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в т.ч. примерно на 20% ее территории они преобразованы коренным образом.

Природа не умеет рассуждать.


  1. В чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?
Относительно возобновляемых ресурсов: человек должен способствовать возобновлению ресурсов (посадить леса, удобрять почву и т.д.)

Относительно невозобновляемых: добывать из месторождения полезных ископаемых полностью (безотходное производство), повторно использовать ресурсы (Собирать металлолом, макулатуру, пластиковые бутылки), искать «вглубь».


  1. Что означают слова великого немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?
В течение тысячелетий леса сводились под пашню и плантации. Только за последние 200 лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое и обезлесение приобрело угрожающие масштабы. С ним связано и расширение эрозии почв, опустынивание, и сокращение запасов кислорода в атмосфере.

  1. Какую роль игранет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?
Географической наукой разработаны различные классификации природных ресурсов, предложены концепции территориальных сочетаний природных ресурсов, составлен кадастр природных ресурсов, их экологическая оценка; изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства в нее; проводит мониторинг окружающей среды.

Знаете ли вы:


  1. Какие крупнейшие в мире бассейны какого из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля, 2) нефти, 3) железной руды?
Железной руды (Франция – Лотарингия, Китай – Аншань, Индия – долина реки Домадор, Австралия - Том-Прейс, США – бассейн Месаби, Бразилия – железный треугольник, Норвегия – Каруна-вааре).

  1. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина?
Наиболее обеспечены: Австралия, Аргентина.

Наименее обеспечены: Япония, Китай, ФРГ.


  1. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Конго, Саудовская Аравия, Египет ?
Наиболее обеспечены: Канада, Бразилия, Конго.

Наименее обеспечены: Саудовская Аравия, Египет.

Можете ли вы:

2. Дать определение понятий:

«Географическая среда» - та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

«Ресурсообеспеченность » - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

«Географическое ресурсоведение» - изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.


  1. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:
А) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти. (да)

Б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня. (нет, преобладают малопродуктивные и непродуктивные земли -31,5%, а доля пашни – 11%)

В) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты. (нет, 2,6%)

Г) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства? (да, этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды).

В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания»? .

Сходство понятий состоит в том, что все они проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно- исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности - это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

Различие понятий в том, что гуманизм означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, а гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса.

На современном этапе развития общества все эти понятия приобретают значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности - гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире.

Какова роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности?

Роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности заключается в ориентации на личность ребенка:

Изучение детей;

Создание условий для саморазвития;

Организация активной жизнедеятельности детей;

Обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

В чём заключается сходство и различие традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания?

Сходство традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания, заключается в том, что воспитание характеризует функционирование любого общества и направлено на передачу индивиду социальных, общечеловеческих ценностей

Различие же состоит в том, что в центре педагогической аксиологии – ориентация педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование) подход с позиции ценностей в педагогике предполагает рассмотрение механизмов преобразования ценностей культуры в мир личности и, соответственно, влияние развивающейся личности на изменения системы ценностей социума, его культурных форм.

Образование само по себе не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Однако, формируя разумные потребности обучающихся, развивая их нравственные отношения и качества, духовность, оно закладывает предпосылки изменения жизненных обстоятельств в позитивную сторону. То есть воспитание как часть образования и школа – важнейшие поля деятельности, на которых возможны созидательные преобразования, способные дать ценностное начало духовному преобразованию страны.

Назовите не менее трёх наиболее значимых сущностных характеристик нравственного воспитания.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления нравственной воли.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков

2. Подберите не менее трёх высказываний известных педагогов о сущности и значении гуманистического воспитания детей.

1. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учи­тель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учи­теля, который прочел все кни­ги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершен­ный учитель»

(Л. Н. Толстой)

Гуманизм - это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций,- книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции.

(Л. Н. Толстой)

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям..

2. «Век математики - хорошее крылатое выраже­ние, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека.»

(В.А.Сухомлинский)

Подлинная означает, прежде всего, .

(В.А.Сухомлинский)

В.А.Сухомлинский внес значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес. его идеи гражданственно­сти и человечности в педагоги­ке оказались созвучны нашей современности.

3. «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

(А.С. Макаренко)

Мысль, выраженная в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов, автор глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  2. налаживание сотрудничества между людьми;
  3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Самым надежным и важным из всех принципов индукции является, пожалуй, принцип единственного различия. Он говорит: если какое-то обстоятельство имеет место, когда наступает исследуемое явление, и отсутствует, когда этого явления нет, а все другое остается неизменным, то данное обстоятельство и представляет собой вероятную причину явления.

ЕДИНСТВЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ

Принцип единственного сходства: если какое-то обстоятельство постоянно предшествует наступлению исследуемого явления, в то время как иные обстоятельства изменяются, то это обстоятельство есть, вероятно, причина данного явления.

Допустим, мы ищем причину плохого роста посеянных растений (обозначим это явление буквой X). Прежде всего составим перечень всех тех явлений, которые способны, как мы предполагаем, оказаться такой причиной. Наше подозрение может, в частности, упасть на вредителей растений (обозначим этот фактор буквой А), на высокую температуру (В), недостаточную влажность (С), неблагоприятный химический состав почвы (D), плохую ее вспашку (Е).

Теперь исследуем несколько полей, на которых посеяны эти растения, и составим сводную таблицу:

1. В условиях А, В, С, D, но не Е имеет место X.

2. В условиях А, В, С, Е, но не D имеет место X.

3. В условиях А, С, D, Е, но не В имеет место X.

4. В условиях В, С, D, Е, но не А имеет место X.

Значит, по всей вероятности, С есть причина X.

Таблица показывает, что всем случаям наличия Х сопутствует только фактор С. Иными словами, все ситуации, в которых посеянные растения развиваются плохо, сходны в одном-единственном свойстве: недостаточной влажности. Из этого мы заключаем, что причиной плохого роста растений является, вероятно, именно недостаточная влажность.

Общая схема этого принципа:

1. В условиях А, В, С, D имеет место X.

2. В условиях А, В, D, но не С отсутствует X.

Вероятно, что С есть причина X.

Например, в нормальном воздухе свеча горит, а в воздухе, лишенном кислорода, гаснет. Из этого можно заключить, что кислород - необходимая предпосылка горения.

На поле, которое было хорошо удобрено, хлеба буйно пошли в рост. На соседнем, в общем точно таком же поле удобрения не применялись и посевы развивались плохо. Единственное различие этих полей - удобрения - и является, скорее всего, причиной хорошего роста растений.

Сад, где выращивались груши сорта «вильямсия», буйно цвел, но не плодоносил, хотя климатические условия были благоприятными. Возник вопрос, отчего это. Было замечено, что плодоносили только те деревья «вильямсии», возле которых росли случайно сохранившиеся экземпляры груш сорта «фаворитка». Из этого был сделан вывод, что соседство с «фавориткой» находится в причинной связи с плодоношением «вильямсии». Этот вывод оказался правильным. Последующее изучение выявило тот факт, что груши сорта «вильямсия» плодоносят только после опыления их цветов пыльцой другого сорта.



Принципы единственного сходства и единственного различия, примененные вместе,дают объединенный принцип сходства и различия: ecw два или большее число случаев, когда наступает данное явление, сходны только в одном обстоятельстве, в то время как два или больше случаев, когда этого явления нет, различаются толь» тем, что данное обстоятельство отсутствует, то это обстоятельство и есть, вероятно, причина рассматриваемого явления.



Что еще почитать