В и ленин черты характера. Владимир ильич ленин как историческая личность. Становление личности Владимира Ильича Ленина

«Выбить из русского Обломова, немцы - вот кем должны стать русские», «либеральная трусость», «литература Достоевского - дрянь», «главный писатель - Чернышевский». Какие культурные, нравственные, литературные привычки сформировали характер Ленина.

Владимир Ленин остаётся главной фигурой ХХ века, определившей это время. Он - единственный из российских политиков, смогший вырваться из круга русских идей, «переросших Россию». До сих пор нет точного ответа, за счёт чего в России мог «вырасти» человек такого масштаба - обычно людей, подобных Ленину, наша Среда обезоруживает на раннем старте. Александр Майсурян в книге «Другой Ленин» пытается проследить культурные, нравственные, литературные привычки, сформировавшие характер вождя.

«Я до позднего возраста играл в солдатики». Одной из любимых игр юного Владимира были солдатики. Он сам вырезал их из плотной бумаги и раскрашивал цветными карандашами. Затем «воюющие стороны» ставили их на полу в ряд по 10-15 пеших и конных фигурок и поочередно сбивали их маленьким резиновым мячиком. Генералы имели более широкие подставки, чем простые солдаты, и сбить их с ног было труднее.

По воспоминаниям родных, Владимир обычно брал под командование войско американцев-северян. Он зачитывался в то время романом Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

В 1895 году, знакомясь за границей с вождём русских марксистов Георгием Плехановым, Владимир Ильич между прочим рассказывал ему: «Я сравнительно до позднего возраста играл в солдатики. Мои партнёры в игре всегда хотели быть непременно русскими и представлять только русское войско, а у меня никогда подобного желания не было. Во всех играх я находил более приятным изображать из себя командира английского войска и с ожесточением, без жалости бил «русских» - своих противников».

Плеханов признался, что в детстве тоже любил игру в солдатики, но всегда сражался за русское войско и воображал себя при этом «русским Наполеоном».

Увлечение иностранными языками Владимир Ильич сохранил на всю жизнь . Один раз он прочитал интересовавшую его книгу по-голландски, хотя не знал на этом языке ни слова: каждое слово терпеливо переводил со словарем. «Он свободно читал и говорил по-немецки, французски, английски, читал по-итальянски, - рассказывал Лев Троцкий. - В последние годы своей жизни, заваленный работой, он на заседаниях Политбюро потихоньку штудировал чешскую грамматику. Мы его на этом иногда «ловили», и он не без смущения смеялся и оправдывался».

Нелюбовь к либерализму. Разумеется, казнь брата произвела на Владимира сильнейшее впечатление. По словам сестры Анны, он сорвал со стены и начал топтать карту России.

Резко оттолкнули Ульянова и либералы. «Владимир Ильич рассказал мне однажды, - писала Крупская, - как отнеслось «общество» к аресту его старшего брата. Все знакомые отшатнулись от семьи Ульяновых, перестал бывать даже старичок-учитель, приходивший раньше постоянно играть по вечерам в шахматы».

«Ни одна либеральная каналья симбирская, - говорил Владимир, - не отважилась высказать моей матери словечко сочувствия после казни брата. Чтобы не встречаться с нею, эти канальи перебегали на другую сторону улицы».

«Эта всеобщая трусость, - продолжала Крупская, - произвела, по словам Владимира Ильича, на него тогда очень сильное впечатление. Это юношеское переживание, несомненно, наложило печать на отношение Владимира Ильича к «обществу», к либералам. Он рано узнал цену всякой либеральной болтовни».

Главный учитель - Чернышевский . «До знакомства с сочинениями Маркса, Энгельса, Плеханова главное, подавляющее влияние имел на меня только Чернышевский, и началось оно с «Что делать?».

Надежда Крупская вспоминала о муже: «Он любил роман Чернышевского «Что делать?», несмотря на мало художественную, наивную форму его. Я была удивлена, как внимательно читал он этот роман и какие тончайшие штрихи, которые есть в этом романе, он отметил. Впрочем, он любил весь облик Чернышевского, и в его сибирском альбоме были две карточки этого писателя, одна, надписанная рукой Ильича, - год рождения и смерти».

Любопытно, что в один из самых трудных моментов революции, в 1919 году, Ленин сравнил судьбу всей страны с судьбой Чернышевского. «Возьмём хотя бы Чернышевского, оценим его деятельность. Как её может оценить человек, совершенно невежественный и тёмный? Он, вероятно, скажет: «Ну что же, разбил человек себе жизнь, попал в Сибирь, ничего не добился. Вот вам образец». Но лишения, которым подверг себя Чернышевский, не были напрасны; по той же причине не напрасны и лишения России.

Среди молодых революционеров в начале XX века к роману Чернышевского было принято относиться снисходительно - за «мало художественную форму», наивность изложения. Николай Вольский (Н. Валентинов, в те годы большевик) в 1904 году как-то в присутствии Ленина завел разговор об этом произведении.

Диву даешься, - заметил он, - как люди могли увлекаться и восхищаться подобной вещью? Трудно представить себе что-либо более бездарное, примитивное и в то же время претенциозное. Большинство страниц этого прославленного романа написаны таким языком, что их читать невозможно.

«Ленин, - вспоминал Вольский, - до сего момента рассеянно смотрел куда-то в сторону, не принимая никакого участия в разговоре. Услышав, что я говорю, он взметнулся с такой стремительностью, что под ним стул заскрипел. Лицо его окаменело, скулы покраснели - у него это всегда бывало, когда он злился».

Отдаёте ли вы себе отчёт, что говорите? - начал он с негодованием. - Как в голову может прийти чудовищная, нелепая мысль называть примитивным, бездарным произведение Чернышевского, самого большого и талантливого представителя социализма до Маркса? Сам Маркс называл его великим русским писателем!»

Шахматы . «Ярче всего натура Ильича, как прирождённого спортсмена, сказывалась в шахматной игре», - писал П.Лепешинский. Он оставил и более подробное описание одной из партий Владимира Ильича - но не движения фигур по доске, а поведения игроков. «Помню, - вспоминал он (ещё при жизни Ленина), - как мы втроём, т. е. я, Старков и Кржижановский, стали играть с Ильичем по совещанию. И, о счастье, о восторг, Ильич «сдрейфил»! Ильич терпит поражение. Он уже потерял одну фигуру, и дела его очень неважны. Победа обеспечена за нами.

Рожи у представителей шахматной «Антанты» - весёлые, плутовские. Враг сидит в застывшей позе над доской, как каменное изваяние, олицетворяющее сверхчеловеческое напряжение мысли. На его огромном лбу, с характерными «сократовскими» выпуклостями, выступили капельки пота, голова низко наклонена к шахматной доске, глаза неподвижно устремлены на тот уголок, где сосредоточен был стратегический главный пункт битвы.

По-видимому, если бы кто-нибудь крикнул тогда: «пожар, горит, спасайтесь», он бы и бровью не шевельнул. Цель его жизни в данную минуту заключалась в том, чтобы не поддаться, чтобы устоять, чтобы не признать себя побеждённым. Лучше умереть от кровоизлияния в мозг, а всё-таки не капитулировать, а всё-таки выйти с честью из затруднительного положения.

Легкомысленная «Антанта» ничего этого не замечает.

Первым забил тревогу её лидер.

Ба-ба! да это что-то нами непредвиденное, - голосом, полным тревоги, реагирует он на сделанный Ильичем великолепный маневр.

Но, увы, разжевать нужно было раньше, а теперь уже поздно. С этого момента их лица всё более и более вытягиваются, а у Ильича глазки загораются лукавым огоньком. Союзники начинают переругиваться между собою, попрекая друг друга в ротозействе, а их победитель весело-превесело улыбается и вытирает платком пот со лба».

«Выбить из русского Обломова» . Ещё один «любимый» литературный образ Ленина - помещик Илья Ильич Обломов из одноименного романа Гончарова.

По Ленину, Обломов - это почти что воплощение России, русского человека. «Был такой тип русской жизни - Обломов, - говорил он в одной из речей в 1922 году. - Он всё лежал на кровати и составлял штаны. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а всё же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интеллигент, и не только интеллигент, а и рабочий и коммунист. Старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел». И после всех революций Россия, по Ленину, осталась «обломовской республикой».

В сочинениях Ленина пестрят упоминания «русской обломовщины», «наших проклятых обломовских нравов», «проклятой привычки российских Обломовых усыплять всех, всё и вся».

«Вот черта русского характера: когда ни одно дело до конца не доведено, он всё же, не будучи подтягиваем из всех сил, сейчас же распускается. Надо бороться беспощаднейшим образом с этой чертой. Я не знаю, сколько русскому человеку нужно сделать глупостей, чтобы отучиться от них». «Русский человек - плохой работник по сравнению с передовыми нациями». «По части организаторских способностей российский человек, пожалуй, самый плохой человек». «Мы дьявольски неповоротливы, мешковаты, сколько ещё у нас обломовщины, за которую нас ещё неминуемо будут бить». »

Вячеслав Молотов вспоминал: «Ленин говорил: «Русские ленивы. Поболтать, покалякать - это мы мастера! А вот организовать». «По-моему, - писал Ленин в 1922 году, - надо не только проповедовать: «учись у немцев, паршивая российская коммунистическая обломовщина!», но и брать в учителя немцев. Иначе - одни слова». Молотов продолжал: «Активность, организованность у Ленина - чертовская!»

Одной из характерных черт Владимира Ильича, - писала Мария Ульянова, - была большая аккуратность и пунктуальность. Вероятно, эти качества передались Владимиру Ильичу по наследству от матери. А мать наша по материнской линии была немка, и указанные черты характера были ей свойственны в большой степени».

Лидерство . Меньшевик Александр Потресов рассказывал: «Никто, как он, не умел так заражать своими планами, так импонировать своей волей, так покорять своей личности, как этот на первый взгляд такой невзрачный и грубоватый человек, по-видимому, не имеющий никаких данных, чтобы быть обаятельным. Ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладали секретом излучавшегося Лениным прямо-таки гипнотического воздействия на людей, я бы сказал, господства над ними. Плеханова - почитали, Мартова - любили. Но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным, бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя».

«Долой Достоевского» . С отношением к Нечаеву тесно переплеталось и отношение Ленина к «омерзительному, но гениальному» Достоевскому. Ленин не стал читать «Бесов». (Этот роман, как известно, писатель создал по материалам процесса «Народной расправы», а сам Нечаев послужил прототипом героя романа Петра Верховенского.)

Владимир Ильич признавался: «Явно реакционная гадость, подобная «Панургову стаду» Крестовского, терять на неё время у меня абсолютно никакой охоты нет. Перелистал книгу и швырнул в сторону. Такая литература мне не нужна - что она мне может дать? На эту дрянь у меня нет свободного времени».

Немногим лучше относился он и к другим произведениям писателя. О «Братьях Карамазовых» вместе с «Бесами» высказывался так: «Содержание сих обоих пахучих произведений мне известно, для меня этого предостаточно. «Братьев Карамазовых» начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило».

Роман «Преступление и наказание» Владимир Ильич, впрочем, прочитал. Один из товарищей в пылу спора как-то заметил ему:

Так легко можно дойти до «всё позволено» Раскольникова.

Какого Раскольникова?

Достоевского, из «Преступления и наказания».

- «Всё позволено»! - с нескрываемым презрением подхватил Ленин. - Вот мы и приехали к сантиментам и словечкам хлюпкого интеллигента, желающего топить революционные вопросы в морализирующей блевотине. Да о каком Раскольникове вы говорите? О том, который прихлопнул старую стерву ростовщицу, или о том, который потом на базаре в покаянном кликушестве лбом всё хлопался о землю? Вам может быть, это нравится?»

«Ничто так не претило Ленину, - замечал Л.Троцкий, - как малейший намёк на сентиментальность и психологическое рассусоливание». «Очень строго относился к себе. Но копанье и мучительнейший самоанализ в душе ненавидел», - подтверждала это отношение Н.Крупская.

Чересчур пристальное внимание к тёмным сторонам человеческой души Ленина отталкивало, в одном из писем он называл это «архискверным подражанием архискверному Достоевскому». И добавлял, поясняя свою мысль: «Мне пришлось однажды провести ночь с больным (белой горячкой) товарищем - и однажды «уговаривать» товарища, покушавшегося на самоубийство (после покушения) и впоследствии, через несколько лет, кончившего-таки самоубийством. Но в обоих случаях это были маленькие кусочки жизни обоих товарищей. А выискивать в жизни подобные «кусочки», чтобы соединить их все вместе - значит, малевать ужасы, пужать и своё воображение, и читателя».

Свобода от морализма . Н.Вольский отмечал, что Владимир Ильич «с полнейшим равнодушием относился к указанию, что то или иное лицо грешит по части личной добродетели, нарушая ту или иную заповедь праотца Моисея. Ленин в таких случаях - я это слышал от него - говорил: «Это меня не касается, это Privatsache» или «на это я смотрю сквозь пальцы».

В 1904 году один из большевиков попал в неприятную историю: просадил партийные деньги в публичном доме (как тогда выражались, «лупанарии»). Ленин по этому поводу заявил, что, не будучи попом, проповедями с амвона не занимается, и поэтому на происшествие смотрит сквозь пальцы.

«Если Икс пошел в лупанарий, - заметил он, - значит, нужда была, и нужно полностью потерять чувство комичности, чтобы по поводу этой физиологии держать поповские проповеди».

Владимир Ильич одобрил поступок большевика Виктора Таратуты, который женился на богатой невесте. Благодаря этому партия вполне законно получила крупную сумму.

Но каков Виктор? - возмущался этой женитьбой один из знакомых Ленина. - Ведь это подло по отношению к девушке?

Тем-то он и хорош, - улыбаясь, возразил Владимир Ильич, - что ни перед чем не остановится. Вот вы скажите прямо, могли бы вы за деньги пойти на содержание к богатой купчихе? Нет? И я не пошел бы, не мог бы себя пересилить. А Виктор пошёл. Это человек незаменимый!

«Партия, - заметил Ленин, - не пансион благородных девиц. Иной мерзавец может быть для нас именно тем полезен, что он мерзавец».

(Разумеется, это не полный перечень фактов и явлений, сформироваших Ленина. В одной из ближайших публикаций мы продолжим эту тему).

Ещё в Блоге Толкователя о Ленине:

Владимир Ленин был увлечённым спортсменом. Он регулярно делал гимнастику, занимался боксом, коньками и греблей. Ленин считал, что у настоящего революционера «должны быть мышцы, а не тряпка». Его соратник Николай Валентинов позднее описал это увлечение Ленина спортом.

Ленин использовал в практике от 130 до 150 псевдонимов. Но, как известно, остановился он на «Ленине». Историки до сих пор гадают, чем был обусловлен такой выбор. Одна из версий - Ильич так назвался в честь немецкого монастыря Ленин, известного верующим европейцам своим «Ленинским пророчеством».


Введение

1.1. Детство и молодые годы

1.2. Формирование политических взглядов

2. Политическая деятельность Владимира Ильича Ленина

2.1. Первые политические шаги

2.2. Основные вехи жизни Владимира Ильича Ленина

3 Историческое значение деятельности В.И. Ленина для России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила и подняла к активной политической жизни широкие массы трудящихся. Перед партией рабочего класса, впервые в истории ставшей правящей партией, встали сложные задачи создания нового общества, главной целью которого была бы защита жизненных интересов трудящихся масс. Решить эти задачи могли только сами массы. Одним из основателей партии рабочего класса стал лидер международного коммунистического движения, российский политический и государственный деятель Владимир Ильич Ульянов (Ленин).

Современные точки зрения показывают личность Ленина с разных сторон и с различных позиций. Долгое время Ленин восхвалялся советской идеологией, представал в сознании народа образцом «самого человечного человека», освободителем от буржуазно – помещичьего гнета. Многие писатели и историки показывают Ленина беспринципным политиком, организатором братоубийственной бойни и голода, вдохновителем бессудных казней, а также крах его насильственного социального эксперимента.

Смерть Ленина вызвала разнообразные, часто взаимоисключающие итоговые оценки его деятельности. Так, Сунь Ятсен на траурном митинге в Кантоне, обращаясь к портрету Ленина, говорил: "За многие века мировой истории появились тысячи вождей и учёных с красивыми словами на устах, которые никогда не проводились в жизнь. Ты, Ленин, исключенье. Ты не только говорил и учил, но претворил свои слова в действительность. Ты создал новую страну. Ты указал нам путь..." ["Глазами человечества"].

Уильям Черчилль писал о Ленине так: "Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой, как он. Непримиримый мститель, вырастающий из покоя холодного сострадания, здравомыслия, понимания реальной действительности. Его оружие - логика, его расположение души - оппортунизм. Его симпатии холодны и широки, как Ледовитый океан; его ненависть туга, как петля палача. Его предназначение - спасти мир; его метод - взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам... Он ниспровергал всё. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую как человеческое общество. В конце концов, он ниспроверг себя... Интеллект Ленина был повержен в тот момент, когда исчерпалась его разрушительная сила, и начали проявляться независимые, самоизлечивающие функции его поисков. Он один мог вывести Россию из трясины... Но русские люди остались барахтаться в этом страшном болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть" .

Так кто же он Владимир Ильич Ленин? Тиран или освободитель, гений или палач, «самый человечный человек» или беспринципный политик? В этом мы и попытаемся объективно разобраться в представленной работе.

Цель данной работы – исследование личности и жизнедеятельности Владимира Ильича Ленина с точки зрения современной исторической науки, с целью объективно оценить его как человека и как политика. Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

Исследовать становление личности В.И. Ленина (детство, молодость);

Рассмотреть политическую деятельность Владимира Ильича Ленина;

Объективно проанализировать свидетельства современных источников, которые описывают личность и деятельность Ленина;

Оценить и обобщить полученный материал по данной теме в работе.

Объектом исследования данной работы является личность Владимира Ильича Ленина, как человека и как политика. Предметом изучения являются события личной политической жизни Владимира Ильича Ленина.

При раскрытии выбранной темы были использованы труды таких авторов как, Волобуев П.В, Костомаров Н.И, Ненароков А.П, Мунчаев Ш.М и др.

Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения; включает список использованной литературы. Работа изложена на 26 страницах.

1. Становление личности Владимира Ильича Ленина

1.1. Детство и молодые годы

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 апреля (22апреля по новому стилю) 1870 года в городе Симбирске на Волге (теперь это город Ульяновск). Род Ульяновых своими корнями уходит глубоко в русский народ.

Его дед по отцу, Николай Васильевич Ульянов, происходил из крепостных крестьян, сам был крепостным одного из помещиков тогдашней Нижегородской губернии. В конце XVIII века он отправился в низовья реки Волги на заработки и к своему помещику больше не вернулся. Проживая позднее в Астрахани, дед Владимира Ильича некоторое время числился государственным крестьянином. Здесь он стал заниматься портняжным мастерством, и был приписан к мещанскому сословию. Женился он поздно на дочери крещеного калмыка Анне Алексеевне Смирновой. Сын Илья (отец Владимира Ульянова) родился, когда матери было 43 года, а отцу - за 60. Вскоре Николай Васильевич скончался, а Илью вырастил и выучил старший брат Василий, приказчик астраханской фирмы «Братья Сапожниковы».

Дед Владимира Ульянова по матери Александр Дмитриевич - Сруль (Израиль) Мойшевич - Бланк был крещеным евреем, врачом, немалое состояние которого значительно увеличилось после женитьбы на немке Анне Григорьевне Гросскопф (у семьи Гросскопф были и шведские корни). Выйдя в отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте (в чине статского советника), доктор Бланк приписался к казанскому дворянству (чин давал ему достоинство личного дворянина). Вскоре он приобрел имение Кокушкино, став помещиком средней руки. Рано осиротевшую мать Владимира Ильича, Марию Александровну, как и ее четверых сестер воспитала тетка по матери, обучившая своих племянниц разным наукам, музыке и иностранным языкам.

Родители Владимира Ильича - Илья Николаевич и Мария Александровна - по своим идейным взглядам принадлежали к передовой части русской интеллигенции. Отец, рано оставшийся сиротой, лишь с помощью старшего брата получил образование. Он работал учителем, был инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии. Энтузиаст народного просвещения, подлинный демократ, он страстно любил свое дело и отдавал ему все свои силы и знания. Илья Николаевич, набожный, законопослушный, чрезвычайно трудолюбивый чиновник (свою колоссальную работоспособность Владимир Ильич унаследовал от отца) много сделал для народного образования, дослужился до генеральского чина действительного статского советника, что давало его семье чин потомственного дворянства.

Мать Владимира была одарена большими способностями: владела несколькими иностранными языками, хорошо играла на рояле. Самостоятельно подготовившись, она сдала экстерном экзамены на звание учителя начальных классов. Всю свою жизнь она посвятила своей семье и детям, была для них близким другом. Мария Александровна не кончила университетского курса, но имела диплом домашней учительницы. Она была женщиной эмансипированной, придерживалась левых взглядов, была хорошей хозяйкой и заботливой матерью, сама занималась с детьми иностранными языками и музыкой.

Так, в семье Ульяновых усилиями Марии Александровны поддерживался особый пиетет перед немецким порядком и аккуратностью. Дети владели иностранными языками (Владимир Ильич в совершенстве владел немецким, по-французски читал и говорил, хуже знал английский). Ульяновы считались весьма состоятельной семьей в Симбирске: значительная доля матери в имении Кокушкино, собственный дом в Симбирске, жалованье отца, а после его смерти солидная (генеральская) пенсия. Семейным бюджетом до самой своей смерти в 1916 году всегда распоряжалась Мария Александровна.

Илья Николаевич и Мария Александровна воспитывали в своих детях честность и трудолюбие, чуткость и внимание к людям, личную ответственность за свои слова и дела, чувство долга. Впоследствии все дети Ульяновых (кроме рано умершей Ольги) встали на путь революционной борьбы.

Володя, четвертый ребенок в семье Ульяновых, был очень трудным мальчиком, ходить начал только в три года, да и в раннем детстве у него случались истерические припадки. Тем не менее, в 1879 году он поступил в симбирскую классическую гимназию и стал там первым учеником. Директор гимназии Ф.М. Керенский, высоко оценивал способности Владимира Ульянова. Учась в гимназии он переходил из класса в класс с первыми наградами.

Гимназия дала Ленину прочный фундамент знаний. Точные науки не составляли для него интереса, зато история, а в дальнейшем философия, марксизм, политэкономия, статистика стали теми дисциплинами, по которым он прочитал горы книг и написал впоследствии десятки томов сочинений.

В 1887 году Владимир Ульянов окончил симбирскую классическую гимназию с золотой медалью. В том же году для семьи Ульяновых стал страшным ударом арест старшего сына Александра в связи с покушением на царя. Александр Ульянов, старший брат юного Владимира, был казнен 8 мая 1887 года за участие в подготовке покушения на русского царя Александра III. Вопреки широко распространенным в советское время сведениям Владимир Ильич не был в особенно близких отношениях со своим старшим братом. До поступления в Петербургский университет у самого Александра Ульянова, по всей видимости, не было радикальных идей, он считался весьма талантливым биологом. Именно от старшего брата Володя Ульянов воспринял революционные и демократические традиции, узнал о существовании марксистской литературы, впервые увидел у него "Капитал" Карла Маркса.

Объединиться для созидательной деятельности, что разъединяет их в борьбе и общем труде, что затрудняет воспитание в каждом человеке необходимых ему качеств,- все это и противоречит коммунистической морали. Поэтому В. И. Ленин считал, что дело воспитания, образования и учения молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистической морали. Коммунистическое воспитание, учил В. И. Ленин, есть прежде...

Марксизм сыграл выдающуюся роль в воспитании масс, повышении его самосознания в деле борьбы за улучшение своих жизненных условий. 2. Вопросы кооперативного движения в работах В. Ленина Кооперативный план В. И. Ленина, план социалистического переустройства мелкотоварного, прежде всего крестьянского, хозяйства через кооперацию, путём постепенного добровольного объединения мелких частных...

Так как в истории эти два понятия неразрывно связаны. Поэтому я уверена, что историю делает народ, потому что он – главная, решающая сила истории. Кто делает историю отдельные личности или народ? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, установить, что такое народ и что такое личность. 1) Народ – это подлинный субъект истории; его...

Человек нового мира Луначарский Анатолий Васильевич

К характеристике Ленина как личности*

К характеристике Ленина как личности *

Чем более грандиозное движение находится перед нами, и чем более полно охватывает его тот или другой вождь, тем, конечно, более сильной должны мы предположить его мысль и его волю. Владимир Ильич обладал отличительно яркой, граненно четкой, глубоко охватывающей всякий предмет и поэтому почти ясновидящей мыслью. Мы знаем также, что даже в таком стальном аппарате, как выкованная двадцатилетней борьбой коммунистическая партия, Ленин и его воля играли роль своеобразного мотора, который часто давал необходимый толчок и оказывался решающим элементом во всей партийной работе. Ни на минуту не отрываясь от партийного большинства, Ленин являлся в полном смысле слова двигателем партии.

Сам Ленин, конечно, хорошо знал об этой стороне всякого крупного, а тем более великого человека. Он, например, очень любил говорить о «физической силе мозга» Плеханова. Я сам слышал от него несколько раз эту фразу и сначала не совсем понял ее. Для меня теперь ясно, что так же, как возможен физически сильный человек, который попросту может побороть вас, побороть бесспорно, положить на обе лопатки, может быть и физически сильный ум, при столкновении с которым вы чувствуете ту же непреоборимую мощь, которая подчиняет вас себе. Физическая сила мозга Ленина еще превышала огромную физическую силу мозга Плеханова.

Но, так сказать, объем и размах мысли и воли еще не делают личности. Они делают человека выдающимся, влиятельным, они определяют его, как крупнейшую величину в общественной ткани, но они не определяют отнюдь самого характера личности.

Часто думают (и думают не без основания), что личный характер человека большой роли в истории не играет. В самом деле, отнюдь не отрицая роли личности в истории в известных рамках, мы не можем не склоняться к тому положению, что при этом именно сила мысли, напряженность воли, играют первую роль, ведь все остальное исходит от общества… Тот факт, что Маркс или Ленин оказались революционерами, пролетарскими идеологами и вождями, было предопределено временем. Можно сказать, что в аналогичных исторических и общественных условиях и другие стали бы на эту же точку зрения, только они бесконечно более ярко эту точку зрения выразили, именно в силу объема. Другие же черты характеристики, хотя и великого лица, могут иметь чрезвычайно большое значение для его биографии, но с точки зрения анализа социальной роли эти черты отходят как будто бы на задний план.

Однако у Владимира Ильича были некоторые черты, которые глубочайшим образом присущи были именно ему и только ему, и которые, тем не менее, имеют колоссальное социальное значение.

Я хочу остановиться на двух таких чертах, которые особенно бросаются в глаза и которые особенно значительны. Значительны же они потому, что характеризуют Ленина как коммуниста. Этим я не хочу сказать, что они присущи вообще всякому коммунисту, нет, но они должны быть присущи законченному коммунисту, такому человеку которого мы строим одновременно с построением нового общества, человеку, каким, может быть, каждый из нас хотел бы быть, но каким в подлинно законченной форме был Владимир Ильич.

Первая важная черта из тех, о которых я здесь говорю, это отсутствие в Ленине всякого личничества. Явление это очень глубокое и заслуживает внимательной разработки в коммунистической литературе. Я думаю, что это придет со временем, когда вопросы искусства жить станут окончательно на подобающий план.

Мы, конечно, знаем немало мелких людей, которые являются отчасти, даже именно в силу мелкоты своей, - необычайными личинками. Лев Толстой сказал где-то, что истинная ценность человека определяется цифрой, которая получается от деления его хороших качеств на степень его самомнения; то есть даже сравнительно талантливый человек, если он обладает большим самомнением, тем самым может оказаться смешным и даже хуже того, ненужным, вредным; и наоборот, скромных дарований человек, при скромном мнении о себе, может быть мил и высоко полезен.

Было бы просто смешно предположить, что скромность Ильича, о которой так часто говорят, граничила с непониманием им самим своей собственной умственной и нравственной силы. Но у человека, так сказать, буржуазного или еще точнее - докоммунистического типа такое выдающееся положение и такое сознание своей огромной силы непременно сопровождается личничеством. Если даже такой тип будет скромен, то вы и в скромности его увидите позу. Он непременно носит себя, как некий драгоценный сосуд, он непременно обращает внимание на себя, он сам, разыгрывая свою роль в истории, является более или менее восхищенным зрителем.

Вот этого-то совершенно не было у Владимира Ильича, и в этом заключается его необычайная коммунистичность. Та необыкновенная простота и естественность, которые ему всегда сопутствовали, отнюдь не были каким-то «серым походным мундиром», которым Владимир Ильич хотел бы отличаться от золотого шитья других великих и многих малых людей истории. Нет, Владимир Ильич потому внешним образом был чрезвычайно естествен, и как птица летал, и как рыба в воде плавал во всех трудных условиях, что он никогда сам себя не наблюдал, никогда своей оценкой не занимался. Никогда не сравнивал своего положения с положением других и весь, без конца, без края был поглощен работой, которую делал.

Исходя из заданий этой работы, он понимал хорошо, что сам он хороший работник и что ту или иную работу может сделать лучше, чем такой-то товарищ, или что такие-то товарищи могут хорошо сделать эту работу лишь при его помощи и указании. Но это диктовалось, так сказать, организационными задачами, вытекавшими из самой работы.

В высочайшей степени, в некотором глубоком и прекрасном смысле, Владимир Ильич был человеком дела. Конечно, такая преданность делу, такое безусловное, лишенное всякого украшения претворение себя в работника этого дела велико и торжественно только потому, что самое дело огромно, или, вернее, является самым огромным делом, какое вообще мыслимо на свете.

Владимир Ильич жил жизнью человечества, прежде всего жизнью угнетенных масс и еще непосредственнее - жизнью пролетариата, в особенности передового и сознательного пролетариата. Вот такою цепью был он связан с человечеством и чувствовал и себя и свою борьбу на лоне этого человечества делом совершенно естественным, целиком наполняющим его жизнь.

Но именно потому, что во Владимире Ильиче не было совершенно никакого желания свою личность выращивать, поливать, украшать, в силу, я бы сказал, полной небрежности к своей личности, потому что он эту личность передал целиком в коммунистическую кузницу, она осталась не только мощной, но и необычайно цельной, необычайно характерной, ни на кого не похожей, но могущей считаться для всех образцом. Да, мы все не могли бы высказать лучшего пожелания относительно наших детей и внуков, как быть в этом отношении как можно более близкими к образцу, данному Лениным.

И вторая черта, на которой нельзя не остановиться. Владимир Ильич был человек необыкновенно веселый. Это не значит, конечно, чтобы сердце его не сжималось, и это не отпечатывалось глубокой грустью на его лице, при вести или зрелище какой-нибудь скорби любимых им трудящихся масс; все земное он принимал очень близко к сердцу, очень серьезно; и все-таки это был необыкновенно веселый человек.

Почему же такая радость, такая веселость жила в сердце Владимира Ильича? Я полагаю, что она объяснялась тем, что он был до конца практически, жизненно марксистом. Настоящий марксист видит все тенденции и будущее каждой данной общественной формации. Владимир Ильич мог допустить, что коммунисты могут делать ошибки, что вообще обстоятельства сложатся против них, но допустить победу врага не мог, так же, как мы раннею весной, даже шлепая по лужам, под сильным дождем и ветром, не можем не знать, что придет май и тепло, солнце и цветы.

Владимир Ильич разыгрывал труднейшую шахматную партию в мире, но он заранее знал, что даст мат противнику, или, вернее, знал, что та партия, в которой он является огромной важности фигурой, которую ведет пролетариат, непременно будет выиграна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Сталин: биография вождя автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 110. История с "отравлением Ленина". Миф о причастности Сталина к умерщвлению Ленина Автором этого мифа является Троцкий. Зачем он это сделал - наверное, нет особой нужды объяснять. Что касается анализа сути мифа, то позвольте процитировать книгу авторитетного

автора

Культ личности и цик личности Весной 1956го двенадцатилетняя сестренка Фаина спросила меня: «Вова, что такое культ личности, цик личности?» Ну, на первую половину вопроса я как-то ответил, а насчет второй - не сразу догадался, что Фаина слышала по радио, кроме сообщений о ХХ

Из книги Непарадные портреты автора Гамов Александр

О культе личности - Вам самому не кажется чрезмерным внимание к личности президента? Уже и в детских садах проводят конкурсы стихов, посвященных президенту.- Это просто, как сейчас модно говорить, раскрученный бренд, на котором можно заработать. Вот все кому не лень и

Из книги Человек, которого не было автора Монтегю Ивен

6. Создание личности Для нас майор Мартин давно уже стал реальным человеком, однако это чувство, причем как можно полнее, должны были разделять с нами и те, кому придется обследовать тело и изучать документы, имевшиеся в портфеле. Чем меньше сомнений возникнет у них, тем

автора Войнович Владимир Николаевич

Культ личности и цик личности Весной 1956-го двенадцатилетняя сестренка спросила меня: «Вова, что такое культ личности, цик личности?» Ну, на первую половину вопроса я как-то ответил, а насчет второй – не сразу догадался, что Фаина услышала по радио, кроме сообщения о ХХ

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Культ личности и цик личности Весной 1956-го двенадцатилетняя сестренка спросила меня: «Вова, что такое культ личности, цик личности?» Ну, на первую половину вопроса я как-то ответил, а насчет второй - не сразу догадался, что Фаина услышала по радио, кроме сообщения о ХХ

Из книги Восставшие из пепла [Как Красная Армия 1941 года превратилась в Армию Победы] автора Гланц Дэвид М

Личности

Из книги Апостолы атомного века. Воспоминания, размышления автора Щелкин Феликс Кириллович

Становление личности Кира Щелкин родился 17 мая 1911 года в г. Тифлисе. Его отец, топограф по поземельному устройству, губернский секретарь Иван Ефимович Щелкин был сыном крепостного крестьянина Ефима Щелкина из деревни Доброе Красненского уезда Смоленской губернии. Мать,

Из книги Я выжил в Сталинграде. Катастрофа на Волге автора Видер Йоахим

О характеристике фельдмаршала С изложенными выше оговорками и отвлекаясь от некоторых бьющих на дешевый эффект приемов из арсенала журналистики, следует все же признать определенные достоинства за биографией Паулюса, в которой Гёрлиц характеризует покойного

Из книги Жизнь. Кино автора

Орден Ленина имени Ленина На Малом Гнездниковском, в Министерстве кинематографии, мне вручили направление в Ленинград, на студию научно-популярных фильмов. Замминистра (это был, кажется, Баскаков) поздравил меня с назначением.- Но я же только диплом неигровой снимал, а

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Культ личности и цик личности Весной 1956-го двенадцатилетняя сестренка Фаина спросила меня: «Вова, что такое культ личности, цик личности?» Ну, на первую половину вопроса я как-то ответил, а насчет второй – не сразу догадался, что Фаина слышала по радио, кроме сообщений о ХХ

Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина Марковна

Культ личности Летом мы живем все вместе на даче. Взрослые собираются в саду за деревянным столом и говорят, говорят. Только и слышно:- Культ личности, культ личности!Я интересуюсь: что такое «культ личности».- А это когда обычный человек делает так, что его начинают

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Об удостоверениях личности В Святом Евангелии есть такой ответ Спасителя на искушающий вопрос: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Паспорт – это человеческое, а Богу нужно только наше сердце. Так, если мы живем в обществе среди людей, то и должны подчиняться

Из книги Жизнь. Кино автора Мельников Виталий Вячеславович

Орден Ленина имени Ленина На Малом Гнездниковском, в Министерстве кинематографии, мне вручили направление в Ленинград, на студию научно-популярных фильмов. Замминистра (это был, кажется, Баскаков) поздравил меня с назначением.– Но я же только диплом неигровой снимал, а

Из книги Аракчеев: Свидетельства современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

К. А. Измайлов Граф Алексей Андреевич Аракчеев (Рассказ к его характеристике) Предлагаемый рассказ, сохранившийся в моих заметках, записан мною еще в 1833 г, со слов бывшего тогда моего, по 8-й резервной] артиллерийской роте, командира - капитана Н. Ф. Демора, который

Из книги Владимир Путин. Who is Mister P? автора Мухин Алексей Алексеевич

Заключение к психологической характеристике Мы вынуждены констатировать, что Путин очень сильно изменился за свой первый президентский срок. Во время второго своего президентского срока и в период премьерства процесс изменений его личности практически остановился, а

«Ленин был первым представителем нового вида профессиональных организаторов тоталитарной политики. Вероятно, ни в ранней молодости, ни позже ему не приходило в голову, что существовали и другие виды человеческой деятельности, которыми стоило бы заниматься. Как анахорет он повернулся спиной к обыкновенному миру.

Ленин с презрением отверг предложение своей матери заняться земледелием.

Несколько недель он работал адвокатом и возненавидел эту работу. После этого он никогда не имел другого вида работы или занятия, так как его журналистика была просто функцией его политической жизни.

Но его политика была политикой жреческой, а не народной. Ленин окружил себя официальными публикациями, историческими и экономическими трудами. Он не сделал никакой попытки непосредственно поинтересоваться взглядами и условиями жизни масс. Идея об изучении мнения избирателей была для него анафемой - «ненаучной». Он никогда не посещал фабрик и не приближался к сельскому хозяйству. У него не было никакого интереса к тому, какими путями создается богатство. Его никогда не видели в рабочих кварталах городов, в которых он жил. Вся его жизнь протекла среди членов его собственного подкласса - буржуазной интеллигенции, в которой он видел уникальное привилегированное духовенство, одарённое особыми знаниями и избранное самой историей для решающей роли. Социализм, писал он, цитируя Карла Каутского , - продукт «глубокого научного познания... Носителем [этой] науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция: современный социализм рождается в умах отдельных членов этого класса».

Отдельных членов - или одного отдельного члена? На практике оказалось последнее. За двадцать лет до своей революции Ленин создал собственную фракцию среди социал-демократов - фракцию большевиков, отделил её от меньшевиков (или меньшинства) и стал после этого её абсолютным господином. Этот процесс, воля к власти в действии, был хорошо документирован его критически настроенными товарищами.

Плеханов , действительный создатель русского марксизма, через чью организацию «Искра» Ленин впервые стал известным, обвинял его в «поддержке сектантского духа исключительности». Он «смешивал диктатуру пролетариата с диктатурой над пролетариатом» и пытался создать «бонапартизм, если и не абсолютную монархию, в старом дореволюционном стиле». Вера Засулич говорила, что вскоре после того, как Ленин пришёл в «Искру», газета превратилась из дружного семейства в личную диктатуру. Ленинское представление о партии, писала она, это представление Луи XIV о государстве - moi.

В том же 1904 г. Троцкий назвал Ленина Робеспьером и террористическим диктатором, который пытается превратить партийное руководство в комитет общественной безопасности. Методы Ленина, писал он в своей статье «Наши политические задачи», являются «мрачной картиной трагической непримиримости якобинцев... партия подменяется партийной организацией, организация - Центральным комитетом и, наконец, Центральный комитет - диктатором».

Шесть лет спустя, в 1910 г., мадам Кржижановская писала: «Это человек, вставший против всей партии. Он разрушает партию». В 1914 г. Чарльз Раппапорт, восхваляя Ленина как «несравненного организатора», добавлял: «Но он считает социалистом только себя… Война объявляется каждому, кто отличается от него. Вместо того, чтобы бороться со своими оппонентами в социал-демократической партии социалистическими методами, т.е. аргументами, Ленин использует только хирургические методы такие, как «пускание крови». Никакая партия не может существовать при режиме этого социал-демократического царя, который считает себя сверхмарксистом, но в действительности является только авантюристом высокого ранга».

Приговор был следующим: «Победа Ленина была бы самой большой опасностью для русской революции... Он удушит её». Два года спустя, накануне революции, Вячеслав Менжинский описывал его как «политического иезуита,... незаконнорождённого дитя русского абсолютизма,...естественного наследника русского трона».

Внушительное единодушие этого критического анализа Ленина за двадцатилетний период, данного людьми, близко разделявшими его цели, свидетельствует об одной устрашающей последовательности характера Ленина. Он отметал в сторону атаки, которые, как видно, никогда и не заставляли его остановиться или задуматься хотя бы на секунду. В его броне не было ни одной трещины. Авторитарный? Разумеется. «Классами руководит партия, а партией руководит личности, которые называются лидерами... Это - азбучная истина. Воля класса иногда исполняется диктатором».

Значение имело только то, чтобы миропомазанный индивид, человек, избранный историей обладать необходимыми познаниями, в назначенное время смог понять и, таким образом, быть в состоянии растолковать священные тексты. Ленин всегда настаивал, что марксизм идентичен объективной истине. «В философии марксизма, - писал он, - вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины». Он сказал Валентинову: «Ортодоксальный марксизм не нуждается ни в какой ревизии ни в области философии, ни в теории политэкономии, ни в теории исторического развития».

Уверовав в это, а также в то, что сам он был назначенным свыше толкователем, так же, как Кальвин толковал Святое писание в своих Институтах (Трактаты Кальвина , где обосновывались гонения на инакомыслящих - Прим. И.Л. Викентьева). Ленин обязан был смотреть на ересь даже с большим ожесточением, чем на неверных. Отсюда и удивительная злоба в ругани, которой он постоянно осыпал своих оппонентов в партии, приписывая им самые низменные мотивы и пытаясь уничтожить их морально, даже если речь шла о незначительных моментах его доктрины. Вид языка, использовавшегося Лениным, с его метафорами, вышедшими из джунглей и сельского двора, и его грубый отказ сделать хотя бы малейшее усилие к человеческому взаимопониманию, напоминал odium theologicum (теологическая ненависть), отравлявшую христианские диспуты о Троице в шестом и седьмом веках, или об эвхаристии в шестнадцатом веке.

И, разумеется, после того как словесная ненависть была подогрета до предельной точки, в конце концов обязательно должна была пролиться кровь. Как печально отмечал Эразм о лютеранах и папистах: «Долгая война в словах и писаниях закончится ударами», - так и происходило на протяжении целого века. Ленин ничуть не страшился подобной перспективы. Как воинственные теологи, занимаясь достаточно тривиальными на непосвящённый взгляд вопросами, ощущали, что, в сущности, решают, будут ли бессчётные миллионы душ гореть в аду целую вечность, так и Ленин знал, что приближался роковой перелом в цивилизации, в котором будущая судьба человечества будет решена историей, а сам он будет её пророком. Bo-имя этого стоит пролить немного крови, а, может, и побольше.

И всё же любопытно, что при всей своей видимой ортодоксальности Ленин был очень далёк от ортодоксального марксиста. В существенных элементах он даже вообще не был марксистом. Он часто использовал методологию Маркса и применял диалектику, чтобы оправдать свои выводы, к которым приходил интуитивно . Но он полностью пренебрегал самим ядром марксистской идеологии - исторической детерминированностью революции. В глубине своей души Ленин был не детерминистом, а волюнтаристом: решающую роль играет человеческая воля, а, конкретно, - его».

Пол Джонсон, Современность: Мир с Двадцатых по Девяностые годы, Часть I, М., «Анубис», с. 66-68.

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия - Ульянов) – великий российский политический и общественный деятель, революционер, создатель партии РСДРП (большевики), создатель первого в истории социалистического государства.

Годы жизни Ленина: 1870 – 1924.

Ленин известен, прежде всего, как один из вождей великой Октябрьской революции 1917 года , когда была свергнута монархия, а Россия превратилась в социалистическую страну. Ленин был председателем Совета Народных Комиссаров (правительства) новой России - РСФСР, считается создателем СССР.

Владимир Ильич не только был одним из самых видных политических вождей за всю историю России, он также был известен как автор множества теоретических работ по политике и общественным наукам, основатель теории марксизма-ленинизма и создатель и главный идеолог Третьего интернационала (союза коммунистических партий разных стран).

Краткая биография Ленина

Ленин родился 22 апреля в городе Симбирске, где проживал вплоть до окончания Симбирской гимназии в 1887 году. После окончания гимназии Ленин уезжает в Казань и поступает там в университет на юридический факультет. В этом же году казнят Александра - брата Ленина за участие в покушении на императора Александра 3 – для всей семьи это становится трагедией, так как о революционной деятельности Александра.

Во время учебы в университете Владимир Ильич является активным участником запрещенного кружка «Народной Воли», также участвует во всех студенческих беспорядках, за что спустя три месяца его и отчисляют из университета. Полицейское расследование, проведенное после студенческого бунта, выявило связи Ленина с запрещенными обществами, а также участие его брата в покушении на Императора – это повлекло за собой запрет для Владимира Ильича восстановиться в университете и установку над ним пристального надзора. Ленин был причислен к списку «неблагонадежных» лиц.

В 1888 году Ленин снова приезжает в Казань и вступает в один из местных марксистских кружков, где начинает активно изучать работы Маркса, Энгельса и Плеханова, которые в будущем окажут огромнейшее влияние на его политическое самосознание. Примерно в это время и начинается революционная деятельность Ленина.

В 1889 году Ленин переезжает в Самару и там продолжает разыскивать сторонников будущего государственного переворота. В 1891 году он экстерном сдает экзамены за курс юридического факультета Санкт-Петербургского Университета. В это же время его взгляды, под действием Плеханова, эволюционируют с народнических до социал-демократических, и Ленин разрабатывает свою первую доктрину, положившую начало ленинизму.

В 1893 году Ленин приезжает в Санкт-Петербург и устраиваться работать помощником адвоката, продолжая при этом вести активную публицистическую деятельность – он выпускает множество работ, в которых изучает процесс капитализации России.

В 1895 году после поездки заграницу, где Ленин встречается с Плехановым и многими другими общественными деятелями, он организует в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начинает активную борьбу против самодержавия. За свою деятельность Ленин был арестован, провел год в тюрьме, а затем направлен в ссылку в 1897 году, где, однако, продолжал свою деятельность, несмотря на запреты. Во время ссылки Ленин сочетался официальным браком со своей гражданской женой – Надеждой Крупской.

В 1898 году состоялся первый тайный съезд партии социал-демократов (РСДРП) во главе с Лениным. Вскоре после Съезда все его члены (9 человек) были арестованы, однако начало революции было положено.

В следующий раз Ленин возвращается в Россию лишь в феврале 1917 года и сразу становится во главе очередного восстания . Несмотря на то, что довольно скоро его приказывают арестовать, Ленин продолжает свою деятельность нелегально. В октябре 1917 года, после государственного переворота и свержения самодержавия, власть в стране полностью переходит к Ленину и его партии.

Реформы Ленина

С 1917 года и вплоть до своей смерти Ленин занимается реформацией страны в соответствии с социал-демократическими идеалами:

  • Заключает мир с Германией, создает Красную армию, которая принимает активное участие в гражданской войне 1917-1921 годов;
  • Создает НЭП – новую экономическую политику;
  • Дает гражданские права крестьянам и рабочим (рабочий класс становится основным в новой политической системе России);
  • Реформирует церковь, стремясь заменить христианство новой «религией» - коммунизмом.

Он умирает в 1924 году после резкого ухудшения здоровья. По приказу Сталина тело вождя помещают в мавзолей на Красной площади в Москве.

Роль Ленина в истории России

Роль Ленина в истории России огромна. Он был основным идеологом революции и свержения самодержавия в России, организовал партию большевиков, которая смогла прийти к власти в достаточно короткие и сроки и полностью изменить Россию политически и экономически. Благодаря Ленину Россия превратилась из Империи в социалистическое государство, в основе которого лежали идеи коммунизма и главенства рабочего класса.

Созданное Лениным государство просуществовало практически на протяжении всего 20 века и стало одним из сильнейших в мире. Личность Ленина до сих пор вызывает споры среди историков, однако все сходятся на том, что он – один из величайших мировых вождей, когда-либо существовавших в мировой истории.



Что еще почитать