Враг твой голоден накорми его. Толкования на Рим. Рассуждение о любви вообще

Сегодня на обсуждении с подружкой Библии наткнулась на изречение Апостола Павла, которое сразу вызвало у меня большой интерес. Прежде всего, из-за неоднозначности толкования.

Римлянам 12:20: "Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. "

Вот эти самые горящие уголья меня и смутили. Из предыдущего и последующего стиха, где говорится о возмещении причиненного нам зла добром, кажется логичным, что "собирание угольев " на чью-то голову не должно быть чем-то негативным. Там ещё идёт речь о том, что Бог сам совершит правосудие над обидчиком, но не будет ли это значить, что, делая добро, мы ещё больше увеличиваем вину недоброжелателя? Выражение выглядит каким-то устрашающим, как по мне. Я сразу попыталась представить себя на месте этого врага: как чувствует себя человек, на зло которого ответили хорошим поступком? В общем-то, далеко ходить не надо - у меня и в жизни такое бывает, причём не всегда я нахожусь на стороне добродетеля. Единственное, что я чувствую - это жгучий стыд и раскаяние. По-моему, это сочетается с угольями - "гореть от стыда". Эта мысль привела меня к другой, не выходящей, как я думала тогда, из текста: что обидевший нас, видя, что мы не гневаемся на него, должен стать лучше, то есть наши добрые поступки - это подталкивание его самого к спасению?
В общем, я была озадачена). В расшифровке (да и в чтении) Библии я ещё совсем новичок, поэтому искала ответы на христианских сайтах. Там мнения расходятся, причём диаметрально. Некоторые считают "собирание углей" навлечением на обидчика кары Божьей, а вот другая мысль, близкая к моей, кажется мне более правдоподобной и интересной:

"Современный перевод РБО.

Цитата

19 Не мстите за себя, дорогие мои, оставьте место Божьему гневу. Ведь написано: "Отмщение - Мое, и Я воздам", - говорит Господь.
20 Наоборот, "если твой враг голоден, накорми его, жаждет - напои его. Этим ты заставишь его гореть со стыда".
21 Не дай злу победить тебя, но побеждай зло добром.
(Рим.12:19-21)
Комментарий: "дословно: Этим ты соберешь ему на голову горящие угли. Вероятно, это пословичное выражение."


Вот комментарий НЖБ:

Цитата

20 соберешь ему на голову горящие уголья. Наша доброжелательность может привести обидчика к обращению или, по крайней мере, настолько устыдить, что поведение его исправится.

Вот комментарий Баркли:

Цитата

Чтобы тронуть человека, уместно сердечное отношение, а не мщение. Месть может сломить дух человека; а доброта тронет его сердце. Делая добро своему врагу, говорит Павел, "ты соберешь на голову ему горящие уголья". Это, однако, не значит, что тем самым мы навлечём на него дополнительные кары, но оно побудит его к страшному стыду, в) Кто снизойдет до мести, будет побеждён злом. Зло никогда не одолевается злом. Если на ненависть ответить большей ненавистью, то она только увеличится; но если на неё ответить любовью, то противоядие найдено. Как сказал Букер Вашингтон: "Я никому не позволю унизить меня до того, чтобы я ненавидел его". Единственно действенный способ обезвредить врага - это превратить его в друга." (predanie.ru/forum/index.php?showtopic=78 2)

Или вот ещё:

Это место Писания взято из Притчей Соломона 25:21,22. Огонь всегда был необходим для поддержания тепла в доме и для приготовления пищи, другими словами, жизненно необходим. В дни Соломона сделать костёр было трудно, гораздо легче было поддерживать угли горящими, чтобы в необходимый момент использовать их для разведения костра. Если у кого-то угли затухали, то это была очень большая проблема для семьи. Раздобыть горящие угли было намного легче и проще, чем разводить новый огонь. Человек шел к своим близким и соседям и просил у них хотябы по одному горящему угольку. На Востоке в те времена и даже до сих пор люди носят свою ношу на голове. Этот человек ходил по соседям, собирал горящие угли и нёс их домой в корзине на голове. Этот прообраз говорит о том, что если ты(спасённый) добр к врагу(к неспасенному), то ты даёшь ему возможность получить от Бога то, что ему жизненно необходимо, в чем он нуждается (спасение, благословение), чего он раньше никогда не имел. (jesuschrist.ru/forum/362812,2.php)

Последнее разъяснение мне особенно нравится:)
з.ы. Может, кто-нибудь знает, что такое РБО и НЖБ?

5. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром

Что вы видите в этих словах ? То, что наша добродетель никак не должна зависеть от того, кто стоит пред нами, друг, или враг, добрый или злой, свой или чужой. Истинно верующий человек должен стараться делать добро для всех людей. Почему? Потому что добродетель, это следствие его веры в Бога, который спас его во Христе, для добрых дел :

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель…» (2Пет.1:5)

Истинно верующий человек будет творить добро для всех, ибо чрез это он являет своей жизнью характер милосердного Бога :

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных . Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:43-48)

Истинно верующий человек будет творить добро для всех, ибо чрез это, он становится солью земли, приостанавливая порчу человечества во зле :

Заметьте, что не своим языком, мы должны заграждать уста злым и безумным людям, этим вы только их раздражите :

«Уголь - для жара и дрова - для огня, а человек сварливый - для разжжения ссоры» (Прит.26:21)

«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2Тим.2:23,24)

Не устами нужно заграждать рот злым людям, как можно скорее нужно уйти от ссоры и заградить рот злому человеку своим добром, по отношению к нему :

«Кто любит ссоры, любит грех…» (Прит.17:19)

«Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Прит.17:14)

«Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен» (Прит.20:3)

«ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:15)

Истинно верующий человек будет творить добро для всех, ибо чрез это он прославит Бога, в которого Он верит и которому Он служит, и подтолкнет окружающих прославлять Бога своей жизнью :

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16)

«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников… провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:11,12)

Вспоминайте уже рассказанный вам случай, как своей добротой, Джим и Кора убили старого диавола, то есть ту горечь, злобу и обиду, что сидели в старике Греймсе, после несчастного случая с его женой и ребенком. Своей добротой они вырвали человека из лап диавола и привели Его к Богу.Оставляя злых людей без нашего добра, которое чрез нас хочет совершить Бог, мы оставляем человека в руках диавола, не сколько не беспокоясь о том, что это означает оставить его на вечную погибель .

То есть библия, ни в малейшей степени не поддерживает идею того, что проявлять рассудительность в добродетели, это думать о том, а делать ли нам добро тому, или иному человеку, достоин ли он этого добра, или нет? Это толкование проистекает из не возрождённого сердца, которое внешне облеклось в одежды праведности Христа, а внутри, все так же полно эгоизмом, это гроб окрашенный, не больше.

Вы знаете, на что похоже неверное толкование слов апостола Петра, относительно проявления рассудительности в добродетели? Это современныйкорван, современных верующих. Вспомните, что сказано в библии о корване:

«…Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей» (Мар.7:10-12)

Бог заповедал в своем слове почитать отца и мать, это незыблемая заповедь, и в ней нет оговорок такого плана, ну если родители плохие, злые, неверующие, то можно их не почтить. Нет, заповедь есть заповедь, и ее нужно соблюдать так же незыблемо, как и заповедь не кради, не зависимо от того, насколько вы нуждаетесь в средствах. Так вот древний Израиль, ветхозаветный народ божий, решил эту заповедь снабдить поправкой. Если я посвящаю свое имущество после своей смерти Богу, то при своей жизни я могу им пользоваться, а родителей могу и не почитать и не помогать им, ибо мое имущество принадлежит Богу . Ловкая поправка, и самое главное, что выглядит она не как нарушение заповеди божьей, а наоборот, выглядит она, как ревностное посвящение Богу.

Можно обмануть человека, но не Бога . Сын Божий четко объяснил, что сделала эта человеческая поправка с заповедью Божьей, она ее аннулировала. Эта человеческая поправка, отменила заповедь Божью, она стала заповедью, только уже не Божьей, а человеческой . В дерзости своей, человек грешный вознесся над святым словом божьим:

«Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого… И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание ? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили ;и делаете многое сему подобное » (Мар.7:8-13)

Вы видите, все, что соблюдают люди в противоположность писаниям Божьим, является учением человеческим, это человеческое предание, а не заповедиБожьи. Чем же чревата такая вольность в служении Богу? Тем, что Бог не примет этого служения, каким бы с виду ревностным, разумным и посвященным оно не казалось. Такое служение Богу является путем погибели :

«Он (Христос) сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мар.7:6,7)

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного… И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:21-23)

Бог, повелел нам творить добро для всех людей, не зависимо кем бы они ни были, добрыми или злыми, верующими или нет, одной с нами веры или разной. Этому учит нас слово Божье :

«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…» (Гал.6:9,10)

Бог, богатый милостью своей, обещает нам, творящим добро всем людям и возможно не получающим взамен добро от них.Бог, обещаетСам воздать нам обильным добром, вместо тех, кто оказался неблагодарным и злым . Так что братья и сестры не бойтесь делать добро для всех, не бойтесь получить от них зло за ваше добро, так поступили и с Христом, но Бог, что сделал Бог? Воскресил Христа и возвысил Его, поставив главою над всей вселенной . Творите добро и вы станете сонаследниками Христу! Это обещает нам святой Бог! Мы получим от Бога воздаяние за добро, если? ….Если не ослабеем в совершении добра!

Совершение нами добра свидетельствует о том, есть ли у нас вера, рождены ли мы свыше во Христе на добрые дела, и желаем ли мы, чтобы чрез наше добро прославился Бог?

«…покажите в вере вашей добродетель…» (2Пет.1:5)

«Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10)

«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14-16)

И, если мы, не выполняем это повеление Бога, и оправдываем себя тем, что мы проявляем в добродетели рассудительность, то это современный корван, современных христиан. Это человеческая поправка, которая отменяет повеление Божье относительно того, что мы во Христе Иисусе созданы на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять . А, значит, мы, в своей жизни, соблюдаем не заповедь божью, а предание человеческое, которым невозможно ни почтить Бога, ни спастись. И, это служение погибели,Бог не примет за посвященное и праведное служение Ему во Христе . И в день второго Пришествия, Христос скажет таковым, Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие. Прочтем слова Христа:

«…идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную…» (Матф.25:41-46)

А тем, которые поняли Божье повеление верно, тем определена лучшая доля :

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели, когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне… И пойдут… праведники в жизнь вечную» (Матф.25:34-40,46)

Праведники, не задавались таким вопросом: авот тот уголовник, который сидит в тюрьме, достоин ли он моей добродетели, или нет? Ведь он преступник и справедливо наказан за свои дела. Их не волновал вопрос:а тот, кто лежит в больнице, соблюдает ли он здоровый образ жизни, или же он курит, ест нечистую пищу, за что и по справедливости пожали болезнь? Праведников, это не волновало, это волновало нечестивых, думающих о себе, что они праведники, потому они и посчитали, что не нужно творить добро для таковых, ибо они не достойны его .

Праведников волновал вопрос:как же нам сотворить как можно больше добра в мире для людей, чтобы был прославлен чрез это Бог добра и милосердия? И они творили и творят добро для всех людей. И вот за эту, свою сильную веру, за то, что делая добро для всех, в том числе, для неблагодарных и злых, за то, что в этой своей вере они не ослабели, они пожали спасение по благодати Божьей !

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…» (Гал.6:7-10)

И, в завершении, хотел бы помочь вам писанием понять в истинном свете слова апостола Петра, относительно того, что мы должны показать в добродетели рассудительность.

Посмотрите на эти два стиха, и вам все станет понятно :

«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в …добродетели рассудительность (знание, понимание, разумение) …» (2Пет.1:5)

«Итак, кто разумеет (знать, познавать) делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17)

Я думаю, что вы поняли, что тот, кто проявляет в вере своей добродетель, тот должен в добродетели своей «знать, понимать, разуметь» о важности добра в плане спасения. Он должен понимать силу добра, чрез которую можно и нужно спасти как можно Больше людей, и чрез это, чтобы как можно больше, был прославлен Бог добра и милосердия!

Кто это разумеет, тот не ослабеет в добродетели, а наоборот будет в ней возрастать, ибо разумение назначения добродетели в плане спасения, это следующая ступенька в лестнице Петра, после добродетели. А кто этого не желает понять и принять, и в своей рассудительности в добродетели, увидит что-то иное, что даст ему повод не делать добро, в том или ином случае, тому будет грех . Выбор как вы понимаете за каждым из нас!


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (). Что в этом отрывке означает собирать горящие угли?

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.

Одна из версий, высказанная некогда раннехристианским писателем Хризостомом (Chrysostome ), гласит, что делая доброе дело врагу, мы тем самым усугубляем его вину и, соответственно, наказание, которое он получит. Как параллельный, разъясняющий, стих приводится : «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали» (см. статью « »). Угли в этих отрывках немного разные: в это גחלים (gechalim) — угли, жар; в это גחלים באשׁ (gechalim ba’esh) — раскалённые угли (букв. угли с огнём), но это не особенно влияет на смысл. Что более важно — эта версия несовместима с контекстом Писания в целом, поскольку в таком случае мотивом благодеяния врагу является мстительность , но не любовь.

Отношение к врагам в Библии освещено достаточно хорошо, чтобы мы избежали ошибки в толковании отрывка :

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему;
если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.

Как мы видим, помощь врагу предполагает, что он получит от нас какое-то благо — помощь и поддержку; в то же время неудачи врагов не должны радовать нас. Версию Хризостома, таким образом, необходимо отбросить.

Что же тогда означают угли, собираемые на голову врага?

Возможно такое объяснение: получив от нас помощь, наш враг устыдится; угли (а точнее, тлеющие угольки, жар) здесь являются метафорой стыда. Библеисты Кайл и Делич (Keil & Delitzsch ), однако, отказываются принять эту версию, поскольку, по их мнению, когда человеку стыдно, у него «горят» щёки — тогда как угли на голове должны быть метафорой раскаяния, которое следует за осознанием своей вины.

Пресвитерианский комментатор Библии Альберт Барнс (Barnes) объединяет версию Кайла и Делича с отвергаемой ими «версией стыда»: он полагает, что разгадку нам подсказывает отрывок («И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя; и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу»), где горящие угли призваны вознести благовонный запах к Богу. Так же, по мнению Барнса, происходит и здесь: жгучий стыд превращается в молитву, покаяние и благодарность Богу.

Теолог-методист Адам Кларк (Clarke ) в своих комментариях указывает на ещё одно возможное объяснение: угли, говорит он, нужны для того, чтобы растопить человека, сделав его добрее; метафора, по его мнению, отсылает нас к тому, как на углях плавят руду, получая чистый от примеси металл.

Версии, согласно которым горящие угли в означают стыд, покаяние, их комбинацию (некий фактор, ведущий к тому, что человек смягчается), — имеют между собой нечто общее, а именно идею, что наш добрый поступок приводит к благотворным изменениям в сердце нашего врага.

Нельзя не добавить к этому, что отрывок цитирует апостол Павел в послании к Римлянам, помещая эти стихи в красноречивый контекст:

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

Свт. Иоанн Златоуст

Аще убо алчет враг твой, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его. Сие бо творя,

Павел, го­ворят, отклоняя от гнева и убеждая быть кроткими и добрыми к ближним, еще более раздражает их и располагает к гневу. В самом деле, в словах: «если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его », содержится заповедь прекрасная, исполненная любомудрия и полезная как для делающего, так и для получающего это; но следующие затем слова приводят в великое недоумение и, по-видимому, не согласны с мыслью, выра­женною в первых. В чем же это? В том, что он говорит: «делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья». Этими словами, говорят, он причиняет вред и делающему и получающему благодеяние, обжигая голову последнего и налагая на нее горя­чих угольев. В самом деле, может ли быть столько добра от напитания и напоения, сколько зла от наложения кучи угольев? Таким образом, и получающему благодеяние, говорят, он де­лает зло, подвергая его большему наказанию, а с другой сто­роны и оказывающему благодеяние причиняет вред, потому что и последний какую может получить пользу от благодеяния вра­гам, если будет делать это в надежде навлечь на них нака­зание? Кто питает и поит врага для того, чтобы собрать горячие уголья на голову его, тот не может быть человеколюбивым и добрым, но бесчеловечен и жесток, – посредством малого благодеяния причиняя невыразимое мучение. Что, в самом деле, может быть жесточе питающего для того, чтобы собрать горячие уголья на голову питаемого? Таково возражение. Теперь надобно предложить и разрешение, чтобы ты из того самого, что, по-видимому, унижает слова заповеди, ясно увидел всю мудрость законодателя. Какое же это разрешение?

Хорошо знал этот великий и доблестный муж, что тяжелое и трудное дело – скоро примириться с врагом, тяжелое и труд­ное не по своему свойству, но по нашему нерадению. Притом он заповедал не только примириться, но и напитать, что го­раздо тяжелее первого: если некоторые, только видя своих оскор­бителей, ожесточаются, то как они решились бы напитать их алчущих? Но что я говорю: видя? Если кто напомнит об них и произнесет одно только имя их, то растравляет рану в душе нашей и усиливает раздражение. Поэтому-то Павел, зная все это и желая неудобоисполнимое и трудное сделать удобным и легким, и расположить того, кто не хочет даже видеть сво­его врага, сделаться его благодетелем, прибавил «горящие уголья» , чтобы он, побуждаясь надеждою наказания, решился на благо­деяние оскорбившему его. Как рыбак, закрыв уду со всех сторон приманкою, бросает ее рыбам, чтобы они, прибегая к обычной пище, удобнее были пойманы и удержаны, так точно и Павел, желая расположить обиженного делать благодеяние обидевшему, предлагает не пустую уду любомудрия, но, закрыв ее горячими угольями, как бы некоторою приманкою, надеждою наказания склоняет оскорбленного к благодеянию оскорбителю; а когда тот уже склонился, то удерживает его и не допускает уда­литься, так как самое свойство дела привязывает его к врагу, и как бы так говорит ему: если ты не желаешь по благочестию напитать обидчика, то напитай по крайней мере в надежде на­казания. Он знает, что, если тот приступит к такому благодеянию, то будет начат и продолжится путь к примирению. Никто, ведь никто не может иметь врагом того, которого он питает и поит, хотя бы вначале он и делал это в надежде наказания. Время в своем течении ослабляет и силу гнева. И как рыбак, если бы бросил пустую уду, не поймал бы рыбы, но, закрыв ее, незаметным образом внедряет уду в уста приближающегося животного, так и Павел, если бы не предло­жил надежду наказания, не убедил бы обиженных приступить к благодеянию обидевшим. Поэтому желая тех самых, кото­рые уклоняются, негодуют и раздражаются при одном взгляде на врагов, склонить к величайшим благодеяниям для них, он предложил «горящие уголья» – не для того, чтобы подвергнуть тех неизбежному наказанию, но чтобы, убедив обиженных на­деждою наказания оказывать благодеяния врагам, убедить их с течением времени оставить и весь свой гнев.

Так он утешил оскорбленного; посмотри же, как он примиряет и оскорбившего с обиженным. И во-первых – са­мым способом благодеяния, потому что никто не может быть так низок и бесчувственен, чтобы, получая питье и пищу, не захотел быть рабом и другом того, кто делает это для него; а во-вторых – страхом наказания. По-видимому, к питающему обращает он слова: «делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» ; но преимущественно они направлены против оскорбителя, чтобы по страху наказания он не остался навсегда врагом, но, зная, что пища и питие весьма много могут повредить ему, если он останется постоянно при своей вражде, прекратил бы гнев. Таким образом, он в состоянии будет погасить горячие уголья. Так наказание и предстоящее мучение располагает оскорблен­ного благотворить оскорбившему, и оскорбителя устрашает, исправляет и заставляет примириться с тем, кто питает и поит его. Следовательно, двойными узами он соединяет обо­их их между собою, – узами благодеяния и наказания.

Трудно начать и сделать приступ к примирению; а когда он сделан каким бы то ни было образом, тогда все последующее будет легко и удобно. Хотя бы оскорбленный сначала питал своего врага в надежде наказания ему, но, чрез самое питание сде­лавшись его другом, он может отвергнуть желание наказания, потому что сделавшись другом, он уже не станет питать при­мирившегося с ним в таком ожидании. Также и обидчик, видя, что обиженный вознамерился питать и поить его, поэтому самому и по страху предстоящего ему наказания, оставит всякую вражду, хотя бы он был тысячекратно жесток, как железо и адамант, стыдясь благорасположенности питающего и опасаясь предстоящего ему наказания, если и по принятии пищи он оста­нется врагом.

Беседа против непришедших в собрание.

Свт. Феофан Затворник

Слова сии взяты из притчей Премудрого (см.: Притч. 25, 22 - 23) и указывают единственный благословенный способ отмщения - благотворение тем, которые сделали и делают нам что-либо неприятное и худое. То же самое заповедал и Спаситель, говоря: добро творите ненавидящим вас (Мф. 5, 44) . Это одно отмщение приводит в чувство, и притом очень сильное, того, кто оказывает нам неприязнь. Уподобительное выражение: углие огненное собираеши на главу его - означает не злое что, а выражает сокрушение, в какое приходит злотворец по случаю сделанного зла тому, кто ему делает добро на место зла. Сие углие огненное , собираемое на главу его благотворением, погашает или испаряет огнь неприязни, горящий в сердце его, и водворяет мир. Тому, кто добро творит ненавидящему его, это умиротворение и надобно иметь в мысли при сем, а не то скорбное состояние, в какое поставлен будет тем ненавидящий его: ибо тут все же будет проскользать чувство отмщения, которое не дивно, что помешает и благотворному действию благотворения. Может быть, впрочем, в словах Апостола содержится и угроза ненавидящему, - что если он не исправится, то добро, ему сделанное, вместо его зла, увеличит наказание, которое Бог пошлет ему, отмщая за обиженного: так что слова сии, с одной стороны, поощряют обиженного, с другой - обуздывают страхом обидчика. Такая мысль видна у всех наших толковников. Святой Златоуст видит здесь некоторую поблажку или уступку чувству отмщения. Чувство сие, сливаясь с правом самозащищения, бывает так неотвязчиво, что будто уже и возможности нет отстать от желания видеть обидчика терпящим что-либо неприятное. Апостол будто и не поперечит сему, обнадеживая, что обидчику еще более достанется от Бога, если будешь благотворить ему. Но не с тою целию говорит он так, чтоб оправдать сие чувство, а чтоб, утолив его несколько, проложить путь к охотному приятию следующего за сим правила: не побежден бывай от зла (Рим. 12:21) . Вот что именно говорит святой Златоуст: «что я говорю, продолжает Апостол, надобно жить в мире со врагом? Я повелеваю благодетельствовать ему. Накорми его и напой, сказано. Поелику же заповедь сия весьма трудна и велика, то присовокуплено: сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его . Апостол сказал сие для того, чтобы обидчика обуздать страхом, а обиженного поощрить надеждою воздаяния (возмездия врагу от Бога). Ибо когда обиженный ослабевает в духе, не столько поддерживают его собственные блага, сколько казнь оскорбившего его. Всего приятнее для человека видеть врага наказанным. А чего человек желает, то Апостол и дает ему прежде. Когда же яд извлечен, предлагает ему увещания более возвышенные, говоря: не побежден бывай от зла (Рим. 12:21) . Апостол знал, что враг, хотя бы он был зверь, будучи накормлен, не останется врагом и что обиженный, сколько бы он ни был мстителен, накормив и напоив врага, не станет уже желать мщения. Посему, будучи уверен в окончании дела, не только угрожает, но делается щедрым на самые наказания. Не говорит, что навлечешь мщение (то есть Божие), но: углие огненное собираеши на главу его . Апостол дает свою заповедь, говоря: не побежден бывай злом, но побеждай благим злое (Рим. 12:21) . Чрез сие же скрытным образом внушает, что не с таким намерением должно благодетельствовать врагу (чтоб, то есть, угли собирать на главу его). Ибо помнить обиду - значит: уже быть побеждаему злом. И хотя сначала Апостол не сказал сего, потому что сие было еще неблаговременно; впрочем, как скоро утолил гнев слушателя, немедленно присовокупил: побеждай благим злое » (Рим. 12:21) .

Вот слова блаженного Феодорита: «указав Судию и объявив праведное Его определение (ибо сие означают слова: Мне отмщение, Аз воздам ), Апостол повелевает мужественно переносить наносимые обиды, обидчикам воздавать не обидами и неприязненным доставлять потребное для них. Ибо сие соплетает венцы любомудрым, а обидчикам увеличивает наказания. Впрочем, надобно знать, что не для того надлежит услуживать неприязненным, чтобы понесли они большие наказания. Ибо божественный Апостол привел слова сии с намерением угасить раздражение в обиженном, а не на то покушаясь, чтобы добром увеличить зло». Вот слова Амвросиаста: «не предоставлять только Богу отмщение заповедует Апостол, но и оказывать благодеяния врагам; чтобы показать, что мы не делами своими наделали себе врагов, когда, для укрощения их враждебности, стараемся победить их услугами им. Если они ожесточатся во враждебности своей, по нечестию ума своего, то наши им услуги послужат к большему им наказанию; а может быть, будучи тронуты усердностию наших услуг, они оживут благорасположением к нам, как иногда разгораются замершие уголья. Итак, желая сделать нас совершенными и научить не только самим себе, но и другим стяжевать жизнь вечную, Господь чрез Соломона не только запрещает отмщать врагам нашим, но убеждает благорасположением к ним и делами, тому соответственными, возвращать их к дружбе». Вот слова блаженного Фотия у Экумения: «не с тем благотвори обидевшему, чтобы большее навлечь на него наказание. Это в утешение тебе некое сказано, что, насыщая и напаяя его, углие огненное собираешь на главу его , а не затем, чтобы с этим именно чувством и добро ему сделать. Пусть Бог по тому случаю, что ты благотворишь врагу, больше прогневается на него, в отмщение за тебя, и огнь искушений и озлоблений, устроенных им для ближнего, обратит на главу его: но ты не с той целию благотвори ему, чтоб увидеть его подверженным такой беде, иначе ты окажешься побежденным от зла. И будет, что тот ничего более не постраждет, что следовало ему пострадать, а ты потеряешь мзду, быв побежденным от зла. И еще более того, - если Бог увидит в тебе такое намерение, то и отмщать за тебя не станет. Ибо за доброго и кроткого, когда его обижают, Он отмщает, а не за того, кто сам за себя отмщает гневом и зложелательным расположением, чрез доброе дело благотворения злоумышляя против оскорбившего его и желая видеть его разорившимся. Итак, благотвори, чтобы победить благим злое и быть сыном Отца Небесного, как сказал Господь».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Прп. Исидор Пелусиот

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Не знаешь ты, кажется, что новое любомудрие возвышеннее древнего совета, данного младенцам. Ибо правило, для тебя удивительное: аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его , - предписывает не что-либо крайне великое и отважное, но даже желаемое. Дойти человеку до такой крайности, чтобы возыметь нужду в сострадании врага, как я полагаю, тяжелее всякого бедствия и всякого наказания. Так признавали это многие, говоря: «не приму подаяния от врагов моих». Итак, если для тех, кто это делает сие согласно с их желанием, а для терпящих служит наказанием, то чему удивляешься? И особливо, когда это не простое благодеяние, но обращающееся в великое мучение. Сие бо творя углие огненное собираеши на главу его (Прит. 25:23) .

Итак, если дело само по себе обращается в наказание, да и делается оно с тем, чтобы прилагать новое мучение (не заслуживают внимания те, которые слова приточника объясняют так: «согреешь в нем владычественный ум и заставишь его воспрянуть»; ибо тогда Приточник не сказал бы о крайности голода, но повелел бы пользоваться сим во всякое время), то я со своей стороны удивляюсь не тем, которые так поступают, но тем, которые, видя врагов в благоденствии, не негодуют на них, но хвалят их и молятся о них, как предписывает новое любомудрие, говоря: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф. 5:44) . Ибо там смиряет нужда, а здесь испытывается одно сердечное расположение. Если же и Апостол употребил древний совет, то для всякого явно, что слово его было к несовершенным.

Творения. Том II.

Прп. Максим Исповедник

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Что означает загадочное речение из Притчей: Если голоден враг твой, накорми его, если жаждет,напои его. Ведь, делая это, ты соберешь горящие угли на голову его (Притч. 25, 21 -22: LXX)?

Врагом нашей души является наше тело, которое всегда сражается с нами, поднимая мятеж страстей. Если мудрование плоти, мучимое совестью, голодает , то есть простирается к спасению, или жаждет Божественного знания, то должно накормить его посредством воздержания и трудов и напоить изучением Божественных речений. Таким образом на его голову , то есть на ум, собираются горящие угли - Божественные и духовные помышления.

Вопросы и затруднения.

Блаж. Августин

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Апостол говорит: Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Мф. 5:44) . И многим может показаться, что он противоречит тому, чему учит Господь: любить врагов наших и молиться за гонящих нас; или даже тому, что сам апостол говорит выше: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте и никому не воздавайте злом за зло. Что же это за любовь, когда [врага] кормят и поят, чтобы собрать ему на голову горящие уголья, если «горящие уголья» в этом месте обозначают тяжелое наказание? Потому сказанное следует понимать так, что мы подтолкнем того, кто приносит нам вред, к раскаянию тем, что сделаем ему добро. Эти горящие уголья служат для разжигания, то есть для терзания, духа его, который подобен голове души, в которой все зло выжигается, когда человек обращается к лучшему через раскаяние. Эти уголья подобны тем, что упоминаются в Псалмах: Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми (Пс. 119:3-4) .

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Иероним Стридонский

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Кто сам за себя мстит, не заслуживает мщения Господня за него.

Книга третья против сочинений Руфина.

Так поступая, ты соберешь врагу на голову горящие угли, но не в проклятие и осуждение, как думают многие, а в исправление и покаяние, чтобы выжечь в нем холодность и чтобы он, побежденный благодеяниями, перестал бы быть врагом любви.

Беседы против пелагиан.

Если враг твой причинит тебе зло, а ты сделаешь ему добро, то соберешь горящие угли на голову его; иначе говоря, очистишь его от пороков и выжжешь в нем зло, дабы обратить его к покаянию.

Трактат на Псалмы.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Здесь требует от вас высшей степени любомудрия. Что я говорю, рассуждает, должно жить в мире? Я повелеваю даже благодетельствовать. Сказал: ты соберешь ему на голову горящие уголья , снисходя малодушию оскорбляемых; ибо всего приятнее для человека видеть врага наказанным. Как бы так говорит: ты желаешь отомстить ему? Благотвори ему; в таком случае ты отомстишь ему гораздо сильнее. Поэтому и сказал: соберешь ему на голову горящие уголья , обозначая этим сильное наказание. В этом смысле и выше сказал: дайте место гневу Божию (Рим. 12:19) .

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Именно это и Господь предписывает в Евангелиях (см. Мф. 5:42). На первый взгляд, смысл этих слов, в соответствии со сказанным выше, заключается в том, чтобы не только не воздавать своим врагам и обидчикам злом за зло, но оказывать им добро. Тем самым мы собираем на них кару суда Божиего: поистине справедливо будет покарать их, если пред Богом будет заявлено, что они причиняли зло тем, от кого получали добро. Но посмотрим, не содержится ли в этой заповеди какого-нибудь более глубокого смысла. Так, Иеремия тоже говорит грешнице, дочери вавилонской: «Есть у тебя горящие уголья; сядь рядом, они будут тебе в помощь» (Ориген ошибочно приписал Иеремии слова Исайи; прим. ред.). Быть может, и здесь эти горящие уголья, которые мы собираем на голову врага, собираются ему в помощь. Ибо может случиться, что свирепый и варварский дух врага, увидев нашу доброту, человечность, любовь и милосердие, почувствует угрызения совести и раскается в содеянном; и от того зажжется в нем некий огонь, который будет мучить и жечь его совесть за совершенное им.

Когда меня призвали в армию, была еще война в 1944 году. Мне тогда было 17 лет, 18-й пошел. Когда меня отец провожал, он говорит: «Сынок, если ты не примешь присягу, тебя расстреляют. Война! Господи, помоги!»

Случилось так, как говорил отец. Это было в Беларуси. Наша часть стояла в Поречье недалеко от Пинска, там есть местечко Яново. Когда вопрос коснулся присяги, меня вызвал командир части, майор Рымша, заместитель у него был капитан Федоренко.

Стою я у них в кабинете. Майор достал два пистолета и говорит: «Вот видишь, одним пистолетом в этот глаз, а другим в другой и мозги у тебя вылетят на стенку. Мы знаем о том, что ты сектант, да еще отказываешься от присяги, не желаешь брать оружие, не хочешь убивать. Сейчас в военное время я тебя могу расстрелять прямо тут. Понимаешь?» «Понимаю».

Он положил один пистолет, а второй держит. Думаю: «Неужели он будет все-таки стрелять? Ну, если мне положен расстрел, то должен суд какой-то быть». Но во время войны не всегда это было. Там беспощадно могли расстрелять тебя в любую минуту.

И все-таки он выстрелил. Когда пуля ударяет, я знаю, как от пули падают. Развернула она меня, и я плашмя упал на пол. А он стоит с пистолетом. Думаю: будет он еще стрелять, добивать, или нет? У меня из горла кровь пошла. Когда он увидел это, то вышел. А я все-таки встал, разделся и говорю дневальному солдату, который там стоял: «Посмотри, где пуля вошла?» «Нигде нету ничего, у тебя на лице кровь, а пуля попала в руку». Руку поднял: «А там где-нибудь есть?» Он говорит: «Нигде нет». Я ему говорю: «Как это пуля попала в руку, а из горла кровь течет?» Однако меня все-таки отвезли в госпиталь.

Я знаю, что Бог не только управляет ветром, бурей и всем в мире, Он и пулей управляет. Потом я узнал, что пуля коснулась кости, отрекошетила и четыре миллиметра до сердца не дошла. Когда рентген сделали, было видно: пробила легкие, потому у меня кровь пошла горлом.

И вот, получилось так, что я целый год ходил с этой пулей. Год прошел и мне говорят: «Тебе надо делать операцию, чтобы достать пулю».

Со спины мне резали, доставали пулю. Операцию делали без наркоза. Это можно себе представить, без наркоза разрезать спину? Двое, кто там стоял, крючками за ребра зацепили, раздвигали их, а хирург копался в легких, доставал эту пулю. Мне на спину тазик поставили и я чувствовал, как медсестра шприцем кровь выбирала и в тазик сливала, чтобы можно было хирургу работать. Не передать, конечно, какая тяжелая операция была. В конце операции я сознание стал терять, уже ничего не вижу, все мутно...

Операция закончилась, я семь дней лежал на животе, нельзя было ни поворачиваться, ни двигаться. На восьмой день в 9 часов утра мне сняли швы, а в 10 часов я уже был в тюрьме. Все-таки они оформляли мои документы, чтобы посадить. Прошло несколько дней; рана гноится, перевязки никакой, из легких кровь идет, одежда прилипает. Отдерешь ее, а что там, мне же не видно.

И дальше происходит вот что. Открывается дверь в камеру, и вводят этого майора Рымшу, который в меня стрелял. И капитан Федоренко тоже с ним. Я не поверил своим глазам. Майор смотрит на меня, а я на него смотрю и думаю: «Убийца. Это враг мой, вот настоящий враг». Это не передать, тяжело вспоминать. Говорю: «Товарищ майор, проходите, - я как раз с краю лежал, подвинулся, - тут место есть, вот здесь ляжете». Они оба легли рядом со мной. Спрашиваю майора: «За что же ты попал? Ты так усердно служил своему господину и вдруг ты оказался со мной рядом, на нарах?» Он говорит: «Я не знаю». «А я тебе скажу: у Бога есть закон урожая, что человек посеет, то и пожнет». А он говорит: «Как это понять?» Спрашиваю: «По какому делу тебя обвиняют?» «Я иду по 57 статье, как изменник родины». «Так тебе расстрел». Он говорит: «Я знаю». «Ты стрелял в меня, а теперь будут стрелять в тебя. У Бога есть закон урожая. Что посеешь, то и пожнешь». Он мне в ответ: «Но ведь ты-то живой». Я говорю: «Да, я живой». А он говорит: «Ты знаешь, почему ты живой? Ты помнишь, когда я выстрелил, ты упал, у тебя из горла кровь пошла. Я посмотрел на тебя и думаю: зачем я убил этого мальчишку? - Я вспомнил, что он сразу вышел тогда из кабинета. Он продолжал: - Я сказал, чтобы они отвезли тебя в госпиталь».

Помню, тогда подумал: стрелять не стал, и в госпиталь отвезли. Там меня откачивали. Оба легкие залиты кровью, дышать нечем, сил никаких нет, но Бог дал - живым остался. А когда прилетал медицинский генерал, захотел на меня посмотреть и сказал: «Это уникальное ранение, слепое пулевое ранение грудной клетки». И говорит: «Сынок, ты не должен жить». «Нет, товарищ генерал, наоборот, я должен жить». «С таким ранением не живут, это смертельная рана». А я говорю ему: «Жив Бог и жива душа моя». Он посмотрел на меня и ничего не сказал. От такого ранения человек жить не должен. Майор говорит: «Как удивительно все-таки, почему-то ты живой?» Отвечаю: «Да, вот живой. А мне еще удивительнее, почему ты попал в камеру».

Я смотрю, они вместе с капитаном так сидят на нарах. Говорю: «Вы давно не ели?» «Уже двое суток, пока этапом шли, пока нас везли, есть не давали». А у меня была паечка, еще там мне солдаты передали передачку. Достал ее: «Давайте поешьте». И вот здесь вспомнил слово: «Если враг твой голоден, накорми его», убийцу своего накорми. Это не простое дело. Может показаться – что тут особенного? Попробуй! Он, ну самый настоящий убийца. Я им кипяточку принес, кружку дал, чтобы они с хлебом запивали кипяток. Смотрю на майора, капитан ел молча, а у майора слезы катятся...

Ну вот, они поели, он мне говорит: «Но меня-то все-таки расстреляют». Я говорю: «Знаешь, товарищ майор, тебя не расстреляют». Он говорит: «Почему?» «Если расстрелять, тебя бы сразу отвезли на Лубянку и там бы с тобой закончили. Но почему-то ты попал в камеру со мной! Я, когда увидел, что ты вошел в камеру, понял, что это план Божий. Мой убийца стоит передо мной, это никакая не случайность. И вот, я прощаю тебя во имя Господа и попрошу Бога, чтобы Он тебя помиловал». Он говорит: «Это не поможет». «Поможет». «Я, - говорит, - когда в тебя выстрелил, увидел, что у тебя из горла кровь пошла, вспомнил слова матери. У меня мать православная, она все время говорила мне: сынок, будь честным. А я посмотрел, как я нечестно с тобою поступил, выбежал тогда. И вот, эта моя нечестность мне покоя не давала, больше года прошло, а у меня все время перед глазами стояло, как ты упал и горлом кровь пошла и слова матери: «Сынок, будь честным».

Это его настолько мучило, что он не находил покоя: «У тебя же мать есть». Я говорю: «Конечно, есть мать». «Ведь ты не должен был остаться в живых, такое смертельное ранение, я тебя, считай, убил». «Да, ты убийца, но Слово Божие говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих». Вот это как раз то, что у нас с тобой на сегодняшний день и происходит».

Ему труднее было, чем мне. Насколько ему было тяжелее! Он мучился.

Несколько дней они были со мной в камере. И в эти дни произошло такое, что сохрани Бог и помилуй видеть это.

В камере было битком набито уголовных преступников. Встают четыре молодых парня, хватают одного, заломили ему руки назад, один ему полотенцем рот завязал, потащили его к параше. Нагнули его и начали кусочком лезвия перерезать ему горло, даже не бритвой, а уголком лезвия. Двое его держат, один за полотенце, другой - за руки, а четвертый ему режет… Можете себе представить, наклонили, чтобы кровь стекала в парашу, чтобы на полу ее не было. Никто не вступился. И майор видел все это. Я ему тогда сказал: «Ты знаешь, майор, если бы я сказал им, что ты в меня вот так стрелял, ты бы сейчас на очереди был. Вот твоя доля». Он говорит: «Я понял это сразу». Когда его зарезали, вся кровь сошла, судороги кончились, ему горло завязали этим же полотенцем и бросили под нары.

А вечером проверка. Мы все встали около нар, стоим. Корпусной считает, а в камере нас было 73 человека. Одного не хватает. Еще раз пересчитал. Не хватает. Опять пересчитал. Не хватает. Может быть, кто спит под нарами? Видит ноги там. За ноги вытащили. Ну и что тут? Человека зарезали. Спрашивает: «Кто?» Но кто тут скажет, кто? А я как раз с краю был. Он на меня: «Кто?» Я молчу. Он меня на коридор. «Скажешь, кто!» На допрос повели: «Кто?» «Не скажу, кто». «Скажешь!» «Нет». «Скажешь! Мы тебя замучаем и ты скажешь». «Не скажу, знаете, почему? Потому что человека этого уже не вернешь, а еще сколько людей погибнет? Их расстреляют, или еще что-то с ними сделают, и я буду в этом виновен, не скажу». «В изолятор! А там скажешь».

В изоляторе через день давали 300 граммов хлеба и кружку воды. Сидеть можно было на чурбане, отпиленном от бревна, он стоял посредине. Это была особо жестокая тюрьма, Пинская, ее сейчас уже нет, разрушили. Сидеть нужно было на этом чурбане с 6 утра до 12 ночи, руки должны лежать на коленках и смотреть нужно только на «волчок», или на «кормушку», в одну сторону. В 12 ночи отбой. А после отбоя спать на «гробу». Там «гроб» такой стоял цементный около стенки, специально сделали, чтобы мучить людей. Спать до 6 утра, а в 6 утра вставать и опять садиться на этот чурбан и сидеть до 12 ночи. Все тело начинало ломить, невмоготу было, а нельзя ни наклониться, ни походить. Только сидеть и смотреть на этот «волчок».

На какие-то сутки я уже не выдержал, на коленку рукой облокотился и сижу. Надзиратель увидел это нарушение карцерного режима. Командует: «Надеть на него рубашку!» Кто знает, что это такое? Рубашка такая брезентовая, у неё рукава метра по четыре, а может и больше, длинные такие. Когда надевают, руки перекрещивают. Одним рукавом в одну сторону обмотают, другим в другую, по три человека начинают тянуть. Врач стоит, смотрит на секундную стрелку, чтобы лишнее не перетянули, потому что сердце остановится, если зажмут.

Вот такую рубашку мне надели. Сознание я потерял, меня бросили на пол, рубашку сняли, водой холодной облили и ушли. Сколько я лежал, не знаю, потом очнулся и пополз на этот «гроб», чтоб хоть полежать немножко не на полу, по нему черви ползают, букашки какие-то там везде, да и по «гробу» ползают. Сырость такая, грязь. Я после так и не мог уже встать с этого «гроба», так и лежал, хоть мне и говорили: садись на пень. Но у меня уже сил больше не было, я не мог сидеть. В конце концов меня отправили обратно в камеру.

Когда я пришел в камеру, вид у меня был, конечно, невзрачный, говорили, какой-то зеленый. Майор говорит: «И все это я виноват. Ты сюда бы не попал и вот опять тебе такие муки, а что еще будет впереди?» Я отвечаю: «Знаешь, что будет впереди? В Слове Божием написано, что временные наши страдания ничего не стоят по сравнению с той славой, которая откроется». «А, ты фанатик, какая слава? Терпеть такие мучения! О чем ты говоришь?» «Я говорю о том, что написано в Слове. Жив Господь и жива душа моя! Победа за Богом будет, потому что наш Господь живой, и мы живы будем». Вот такой прошли мы дорогой.

Так вот, я предлагаю сегодня такую совершить молитву: простить всех, кто на кого что имеет. Простить всех врагов. Помог бы нам в этом Бог!



Что еще почитать