Всемирная история в лицах. Генерал шарль де голль - первый президент пятой республики во франции

Период с начала июня 1958года по начало января 1959года был одним из поворотных пунктов во внутриполитической истории Франции после второй мировой войны: в течение этих семи месяцев были определены основные конституционные рамки нового режима, обязанного своим рождением майскому кризису.

  • 13 мая 1958 г произошел мятеж алжирских колонистов, вызванный слухами о готовности правительства начать переговоры с повстанцами. Командование расквартированных в Алжире вооруженных сил сочувствовало мятежникам, которые требовали передачи власти де Голлю. Генерал не был рад тому, что может прийти к власти благодаря мятежу, но решил воспользоваться ситуацией для реализации своих давних политических замыслов. Парламент поручил ему возглавить Совет министров (против были коммунисты и многие социалисты). Конституционный закон от 3-го июня в нарушение конституции 1946 г. поручил правительству разработать проект нового основного закона при соблюдении следующих принципов:
    • - сохранение всеобщего избирательного права;
    • - сохранение разделения законодательной и исполнительной властей;
    • - сохранение независимости судебной власти;
    • - сохранение ответственности правительства перед парламентом;
    • - формирование новых отношений с колониями;

Закон требовал окончательного утверждения проекта конституции на референдуме, который должен был «легитимировать» его вместо Учредительного собрания

Конституцию вырабатывала комиссия экспертов под руководством давнего сторонника де Голля министра юстиции Дебре. Проект был обсужден в правительстве, затем в «Конституционном консультативном комитете» (ККК), который работал с 29 июля по 14 августа под председательством П. Рейно. В ККК вошли представители правительства, нижней и верхней палат парламента. Созданием этого чисто декоративного учреждения правящие круги пытались сохранить иллюзию парламентского и общественного контроля. Однако состав его заранее предопределял победу правительственных предложений по всем важнейшим вопросам.

Единственной партией, решительно выступившей перед предстоящим референдумом против принятия проекта конституции, были коммунисты. Кроме них, в пользу ответа «нет» высказалась лишь небольшая группа левых социалистов и радикалов, объединившихся в рамках «Союза демократических сил».

На референдуме, состоявшемся 28 сентября 1958года, удельный вес воздержавшихся был сравнительно невелик. В метрополии из 26,6 млн. зарегистрированных, и 22,6млн. принявших участие в голосовании избирателей, 17,7млн. человек ответили «да». Таким образом, проект Конституции был утвержден большинством в 79,3% против 20,7% голосов. Главным фактором, предопределившим этот результат, явился страх перед возможностью гражданской войны, всячески раздувавшейся правыми силами. По данным Французского института общественного мнения, от трети до половины избирателей, ответивших «да», считали более или менее твердо, что в случае провала проекта конституции Францию ждет кровавая междоусобица.

Немалую роль сыграл и личный престиж де Голля. Широкие массы крестьянства, городских средних слоёв, определённая часть трудящихся видели в нём генерала, сражавшегося против немецко-фашистских завоевателей, человека, олицетворяющего сильную власть, которая в состоянии примирить армию и республику, арабов и французов, восстановить утраченное величие Франции на международной арене. Первостепенное значение имел алжирский вопрос. Поскольку ничего определенного о планах правительства на будущее не было известно, каждый из боровшихся вокруг Алжира политических лагерей приписывал де Голлю сочувствие собственным взглядам.

4 октября 1958 года Конституция была введена в действие. В ноябре состоялись выборы в Национальное собрание, в декабре - президентские, в апреле 1959 г. - сенатские. Первый президентом Пятой республики стал де Голль. Портфель премьер- министра получил М. Дебре.

Авторы конституции1958 года, которую считали «скроенной точно по мерке для де Голля», исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего, предполагалось стабилизировать политическую систему путём «большей сбалансированности» всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источником только «мандат народа», т. е. выборы. Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Таким образом, одной из важнейших задач этого органа было гарантировать стабильность исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях.

Эти идеи были четко проведены в тексте нового основного закона. Свидетельством этому является сама структура конституции, построенной по схеме президент - правительство-парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент, избиравшийся сроком на 7 лет. Ему была отведена роль «высшего арбитра», призванного обеспечивать «нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». Отныне президент - это «гарант национальной независимости». Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В тоже время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер.

Прежде всего, президент назначал главу правительства, а по его предложению - остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.

Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной сфере:

  • · он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей (ст. 10);
  • · право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции;
  • · право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент (ст. 11);
  • · право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона.
  • · Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики (Маклаков В.В. Государственный строй Франции. - М, 1976, - с.33).

Помимо указанных полномочий, президент по ст. 16 получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда «установление Республики, независимость Нации, целостность её территории или выполнение её международных обязательств оказываются под серьёзной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено» (Серебренников В.П. Конституционное право Франции (Пятая республика). - М., 1978., - с.209).

Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и. т. п.). Однако деятельность президента в период в период чрезвычайного положения никем не контролировалась. В соответствии со ст. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других - президент осуществлял единолично, без контрассигнования со стороны премьера и соответствующих министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом (Серебренников В.П. Конституционное право Франции (Пятая республика). - М., 1978, -с. 211).

Конституция 1958 года отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.

Второе место в государственном механизме Пятой республики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство должно определять и осуществлять «политику нации, распоряжаться администрацией и вооруженными силами» Конституция и законодательные акты Французской республики. Госюриздат, 1958 .,- с. 307 . Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны. Обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.

Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.

На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 года поместила парламент. Он состоял из двух палат - Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат. Избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые «сдерживающие» полномочия Сената, обладающего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.

Специальный раздел конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, в котором отчетливо закреплялась доминирующая роль правительства. Тщательно оформленное функциональное разделение «властей», подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели целью создание системы «рационализированного» парламентаризма моделей Третьей и четвертой республик. (Серебренников В.П. Конституционное право Франции (Пятая республика). - М., 1978., - с. 216).

Акты парламента могли регулировать строго определённый и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.) По этим вопросам правительство также могло издавать нормативные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода делегирования парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила такое положение. Все остальные вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов.

Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом. Прежде всего, оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклонению внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40,41, 44. 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.

Конституция 1958 года устанавливала ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие «резолюции порицания», которая обязывала бы правительство уйти в отставку, было обставлено многочисленными условиями (ст.49). Правительству могло быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов, а если инициаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течение той же парламентской сессии.

Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 года, обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента….), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешенным «президентско-парламентским» или «косвенным президентским» режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование «полупрезидентская республика».

Шарль Андре Жозеф Мари де Голль — французский генерал и политик, до Второй мировой войны известный в основном как тактик танковых сражений. Лидер Свободных французских сил во Второй мировой войне, глава временного правительства в 1944-46 годах. Вдохновитель новой конституции и первый президент Пятой республики с 1958 по 1969 год.

Происхождение и начало военной карьеры

Шарль был третьим ребенком в морально консервативной, но социально прогрессивной католической буржуазной семье. Его отец происходил из старинного аристократического семейства из Нормандии. Мать принадлежала к роду богатых предпринимателей из промышленного региона Лилль во французской Фландрии.

Молодой де Голль выбрал военную карьеру и четыре года отучился в престижной военной школе Сен-Сир. Во время Первой мировой войны капитан де Голль был тяжело ранен в битве при Вердене в марте 1916 года и взят в плен немцами.

После окончания войны, он остался в армии, где служил в штабе генерала Максима Вейганда, а затем генерала Филиппа Петена. Во время польско-советской войны 1919-1920 гг. де Голль служил в Польской армии инструктором пехоты. Был повышен до майора и получил предложение строить дальнейшую карьеру в Польше, однако предпочел вернуться во Францию.

Вторая мировая война

К началу Второй мировой войны де Голль оставался полковником, вызвав враждебность со стороны военного начальства своими смелыми взглядами. После немецкого прорыва в Седане 10 мая 1940 года, ему наконец доверили командование 4-й бронетанковой дивизией.
28 мая танки де Голля остановили германскую броню в бою при Каумонте. Полковник стал единственным французским командиром, вынудившим немцев отступить во время вторжения во Францию. Премьер-министр Поль Рейно повысил его до временно исполняющего обязанности бригадного генерала.

6 июня 1940 года Рейно назначил де Голля заместителем госсекретаря по национальной обороне и ответственным за координацию с Великобританией. Как член кабинета генерал сопротивлялся предложениям сдаться. Попытки укрепить решимость тех членов французского правительства, которые выступали за продолжение войны, потерпели поражение, а Рейно подал в отставку. Петен, ставший премьер-министром, намеревался искать перемирия с Германией.

Утром 17 июня, со 100 тыс. золотых франков из секретных средств, предоставленных ему накануне ночью Полем Рейно, генерал бежал из Бордо на самолете и приземлился в Лондоне. Де Голль решил отказаться от капитуляции Франции и приступить к созданию движения Сопротивления.

4 июля 1940 года военный трибунал в Тулузе приговорил де Голля заочно к четырем годам лишения свободы. На втором военном трибунале 2 августа 1940 года генерал был приговорен к смертной казни за измену.

При освобождении Франции он быстро установил авторитет Свободных французских сил, избегая военного правительства союзников. Вернувшись в Париж, генерал провозгласил преемственность Третьей республики, отрицая легитимность вишистской Франции.

После окончания войны де Голль стал президентом временного правительства с сентября 1944 года, но 20 января 1946 года ушел в отставку, жалуясь на конфликт между политическими партиями и не одобряя проект конституции Четвертой республики, который, давал слишком много власти в руки парламента с его смещающимися партийными альянсами.

1958 год: крах Четвертой Республики

Четвертая Республика запятнала себя политической нестабильностью, неудачами в Индокитае и неспособностью решить алжирский вопрос.
13 мая 1958 года поселенцы захватили правительственные здания в Алжире. Главнокомандующий генерал Рауль Салан объявил по радио, что армия временно взяла на себя ответственность за судьбу французского Алжира.

Кризис углублялся, поскольку французские парашютисты из Алжира захватили Корсику и обсуждали высадку десанта возле Парижа. Политические лидеры всех партий согласились поддержать возвращение де Голля к власти. Исключением стала коммунистическая партия Франсуа Миттерана, осудившая генерала как агента фашистского переворота.

Де Голль по-прежнему был намерен изменить конституцию Четвертой республики, обвиняя ее политической слабости Франции. Генерал поставил условием своего возвращения предоставление широких чрезвычайных полномочий в течение 6 месяцев и принятие новой конституции. 1 июня 1958 года де Голль стал премьер-министром.

28 сентября 1958 года состоялся референдум, и 79,2% проголосовавших поддержали новую конституцию и создание Пятой республики. Колонии (Алжир был официально частью Франции, а не колонией) получили выбор между независимостью и новой конституцией. Все колонии проголосовали за новую конституцию, за исключением Гвинеи, которая стала первой французской африканской колонией, получившей независимость, ценой немедленного прекращения любой французской помощи.

1958-1962 гг.: основание Пятой республики

В ноябре 1958 года де Голль и его сторонники получили большинство, в декабре генерал был избран президентом с 78% голосов. Он продвигал жесткие экономические меры, включая выпуск нового франка. 22 августа 1962 года генерал и его жена едва избежали попытки покушения.

На международном уровне он лавировал между США и СССР, продвигая независимую Францию с собственным ядерным оружием. Де Голль приступил к построению франко-германского сотрудничества, как краеугольного камня ЕЭС, совершив первый со времен Наполеона государственный визит в Германию главы французского государства.

1962-1968 гг.: политика величия

В условиях алжирского конфликта де Голль смог достичь двух основных целей: реформировать французскую экономику, и поддерживать во внешней политике сильную позицию Франции, так называемую «политику величия».

Правительство активно вмешивалось в экономику, используя в качестве основного инструмента пятилетние планы. Благодаря уникальной комбинации западного капитализма и экономики, ориентированной на государство, реализовывались крупнейшие проекты. В 1964 году, впервые за 200 лет, ВВП Франции на душу населения обогнал Великобританию.

Де Голль был убежден, что сильная Франция, выступающая в качестве балансирующей силы в опасном соперничестве между США и Советским Союзом, была в интересах всего мира. Он всегда пытался найти противовесы как США, так и СССР. В январе 1964 года Франция официально признала КНР, несмотря на противодействие США.

В декабре 1965 года де Голль был избран президентом на второй семилетний срок, победив Франсуа Миттерана. В феврале 1966 года страна вышла из военной структуры НАТО. Де Голль строя самостоятельные ядерные силы, не хотел зависеть от решений, принятых в Вашингтоне.

В июне 1967 года он осудил израильтян за оккупацию Западного берега и Газы после Шестидневной войны. Это было серьезным изменением в политике Франции в отношении Израиля.

1968 год: уход из власти

Демонстрации и забастовки в мае 1968 года были большой проблемой для президентства де Голля. Он распустил парламент, в котором правительство почти потеряло большинство, и провел новые выборы в июне 1968 года, ставшие большим успехом для голлистов и их союзников: партия получила 358 из 487 мест.

Шарль де Голль ушел в отставку 28 апреля 1969 года после провала инициированного им референдума. Он уехал в Коломбе-ле-дёз-Эглиз, где умер в 1970 году во время работы над своими мемуарами.

9 ноября 1970 года скончаля один из выдающихся мировых политиков Шарль де Голль. В память об этом деятеле сайт публикует его краткую биографию и интересные факты из жизни.

Шарль Андре де Голль (1890−1970) — боевой генерал и выдающийся государственный деятель, многие годы пребывал на посту президента Франции и по праву признан одним из крупнейших политиков XX века. В годы II мировой войны он основал движение «Свободная Франция», а позднее укрепил позиции своей страны как мировой державы и содействовал сохранению мира во всем мире.

Выдающийся военачальник



Шарль де Голль родился в Лилле, в буржуазной семье с сильными патриотическими традициями. Окончил военную академию Сен-Сир, а затем — Высшую военную школу в Париже. В годы I мировой войны Шарль де Голль проявил себя как храбрый офицер, а после войны вновь вернулся в академию Сен-Сир — теперь, в качестве преподавателя военной истории. В начале II мировой войны де Голль был назначен командиром танковой бригады, отличившейся в боях на реке Сомме. Быстро получив звание бригадного генерала, он был назначен заместителем министра национальной обороны, однако правительство маршала Петэна не собиралось воевать с гитлеровцами, предпочтя принять решение о капитуляции.

Правительство Петэна заочно приговорило де Голля к смертной казни


Когда было принято роковое решение о капитуляции, генерал заявил: «Неужели нет никакой надежды? […] Нет! Поверьте мне, еще ничего не потеряно. […] Франция не одинока. […] Что бы ни случилось, пламя французского сопротивления не может погаснуть. И оно не погаснет». В ответ на его страстный призыв французы поднялись на организованную борьбу с фашистами в зоне оккупации и за ее пределами. Подчиненное гитлеровцам правительство Петэна заочно приговорило де Голля к смертной казни.

Движение сопротивления



В 1943 году был создан Французский комитет национального освобождения


Не считая возможным вступать в переговоры с фашистами, де Голль улетел в Лондон. 18 июня 1940 года он обратился по радио с призывом к соотечественникам продолжать борьбу с оккупантами. Так было положено начало Сопротивлению, а сам де Голль возглавил объединенные патриотические силы («Свободная Франция», а с 1942 года — «Сражающаяся Франция»). В 1943 году генерал переехал в Алжир, где создал Французский комитет национального освобождения, а с 1945 года стал главой правительства.

Государственный деятель



Марк Шагал расписывал Гранд Оперу по заказу де Голля


Шарль де Голль был убежден, что президент страны должен обладать очень широкими властными полномочиями, однако большинство депутатов Конституционного собрания было категорически с этим не согласно. Результатом вспыхнувшего конфликта стал уход де Голля в отставку в январе 1946 года. Однако спустя 12 лет, когда колониальная война в Алжире до предела обострила ситуацию во Франции, 68-летний де Голль был избран президентом Пятой республики с сильной президентской властью и ограниченной ролью парламента. Под его руководством, длившимся вплоть до 1969 года. Франция вернула себе утраченные позиции ведущей мировой державы.

Интересные факты

В честь Шарля де Голля названы парижский аэропорт, парижская площадь Звезды, атомный авианосец французских ВМС, а также площадь перед гостиницей «Космос» в Москве и ряд других памятных мест.



На протяжении всей жизни, по подсчетам историков, на Шарля де Голля было совершено 31 покушение. Только за два года, прошедшие после получения Алжиром независимости, было предпринято по крайней мере шесть серьезных попыток покушения.

На восьмом десятке лет у Шарля де Голля стало слабеть зрение. Принимая однажды премьера Конго аббата Фюльбера Юлу, одетого в сутану, де Голль обратился к нему: «Мадам…».

На Шарля де Голля было совершено 31 покушение


Шарль де Голль однажды заметил о Франции: «Как можно управлять страной, в которой 246 видов сыра?».

Военная карьера Шарля де Голля началась сразу же после получения основного образования. Шарль де Голль поступил во французскую военную академию Сен-Сир (Аналог Вест-Пойнт в США), которую окончил в 1912 году.

Шарль де Голль родился 22 ноября 1890 г. на севере Франции в городе Лилль, недалеко от бельгийской границы. Он был третьим из пяти детей в патриотичной семье католиков. Его отец Анри де Голль преподавал философию в колледже иезуитов.

Шарль де Голль пришел к власти благодаря тому, что ему удалось убедить французский народ в том, что с ним Франция победит в алжирской войне. На самом же деле де Голль испытывал пессимизм по поводу судьбы Французского Алжира и в его планах была капитуляция.

В 1964 году Марк Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Шарля де Голля.

На площади Шарля де Голля не числится ни одного здания.

Шарль де Голль (Gaulle) (1890-1970) - французский политический и государственный деятель, основатель и первый президент (1959-1969) Пятой республики. В 1940 году основал в Лондоне патриотическое движение «Свободная Франция» (с 1942 «Сражающаяся Франция»), примкнувшее к антигитлеровской коалиции; в 1941 стал руководителем Французского национального комитета, в 1943 - Французского комитета национального освобождения, созданного в Алжире. В 1944 - январе 1946 де Голль - глава Временного правительства Франции. После войны основатель и руководитель партии «Объединение французского народа». В 1958 году премьер-министр Франции. По инициативе де Голля была подготовлена новая конституция (1958), расширившая права президента. В годы его президентства Франция осуществляла планы по созданию собственных ядерных сил, вышла из военной организации НАТО; значительное развитие получило советско-французское сотрудничество.

Происхождение. Формирование мировоззрения

Шарль Де Голль родился 22 ноября 1890 года, в Лилле, в аристократической семье и воспитывался в духе патриотизма и католицизма. В 1912 году он окончил военное училище Сен-Сир, став профессиональным военным. Сражался на полях Первой мировой войны 1914-1918 (World War I), попал в плен, был освобожден в 1918 году.

На мировоззрение де Голля оказали воздействие такие его современники как философы Анри Бергсон и Эмиль Бутру, писатель Морис Баррес, поэт и публицист Шарль Пеги.

Еще в межвоенный период Шарль стал приверженцем французского национализма и сторонником сильной исполнительной власти. Подтверждением тому служат книги, опубликованные де Голлем в 1920-1930-х годах - «Раздор в стране врага» (1924), «На острие шпаги» (1932), «За профессиональную армию» (1934), «Франция и ее армия» (1938). В этих трудах, посвященных военным проблемам, де Голль по существу первым во Франции предсказал решающую роль танковых войск в будущей войне.

Вторая мировая война

Вторая мировая война (World War II), в начале которой Шарль де Голль получил чин генерала, перевернула всю его жизнь. Он решительно отказался от перемирия, заключенного маршалом Анри Филиппом Петеном с фашистской Германией, и вылетел в Англию для организации борьбы за освобождение Франции. 18 июня 1940 де Голль выступил по Лондонскому радио с обращением к своим соотечественникам, в котором призвал их не складывать оружия и присоединиться к основанному им в эмиграции объединению «Свободная Франция» (после 1942 «Сражающаяся Франция»).

На первом этапе войны де Голль направлял главные усилия на установление контроля над французскими колониями, находившимися под властью профашисткого правительства Виши. В результате к «Свободной Франции» присоединились Чад, Конго, Убанги-Шари, Габон, Камерун, а позднее и другие колонии. Офицеры и солдаты «Свободной Франции» постоянно принимали участие в военных операциях союзников. Отношения с Англией, США и СССР де Голль стремился строить на основе равноправия и отстаивания национальных интересов Франции. После высадки англо-американских войск в Северной Африке в июне 1943 года в городе Алжир был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО). Шарль Де Голль был назначен его сопредседателем (наряду с генералом Анри Жиро), а затем и единоличным председателем.

В июне 1944 года ФКНО был переименован во Временное правительство Французской республики. Де Голль стал его первым главой. Под его руководством правительство восстановило во Франции демократические свободы, провело социально-экономические реформы. В январе 1946 де Голль покинул пост премьер-министра, разойдясь во взглядах по основным внутриполитическим вопросам с представителями левых партий Франции.

Шарль де Голль в период Четвертой республики

В том же году во Франции была установлена Четвертая республика. Согласно Конституции 1946 года, реальная власть в стране принадлежала не президенту республики (как предлагал де Голль), а Национальному собранию. В 1947 де Голль опять включился в политическую жизнь Франции. Он основал Объединение французского народа (РПФ). Главной целью РПФ стала борьба за отмену Конституции 1946 года и завоевание власти парламентским путем для установления нового политического режима в духе идей де Голля. Первоначально РПФ имело большой успех. В его ряды вступил 1 млн. человек. Но добиться своей цели голлистам не удалось. В 1953 году де Голль распустил РПФ и отдалился от политической деятельности. В этот период голлизм окончательно оформился как идейно-политическое течение (идеи государства и «национального величия» Франции, социальная политика).

Пятая республика

Алжирский кризис 1958 года (борьба Алжира за независимость) проложил де Голлю дорогу к власти. Под его непосредственным руководством была разработана Конституция 1958 года, которая значительно расширила прерогативы президента страны (исполнительной власти) за счет парламента. Так начала свою историю существующая и поныне Пятая республика. Шарль де Голль был избран ее первым президентом на семилетний срок. Первоочередной задачей президента и правительства стало урегулирование «алжирской проблемы».

Де Голль твердо проводил курс на самоопределение Алжира, несмотря на серьезнейшие противодействия (мятежи французской армии и ультраколониалистов в 1960-1961, террористическая деятельность ОАС, ряд покушений на де Голля). Алжиру была предоставлена независимость после подписания Эвианских соглашений в апреле 1962 года. В октябре того же года на всеобщем референдуме была принята важнейшая поправка к Конституции 1958 - о выборах президента республики всеобщим голосованием. На ее основе в 1965 году де Голль был переизбран президентом на новый семилетний срок.

Внешнюю политику Шарль де Голль стремился осуществлять в русле своей идеи «национального величия» Франции. Он настаивал на равноправии Франции, США и Великобритании в рамках НАТО. Не добившись успеха, президент в 1966 вывел Францию из военной организации НАТО. В отношениях с ФРГ де Голлю удалось достичь заметных результатов. В 1963 году был подписан франко-германский договор о сотрудничестве. Де Голль одним из первых выдвинул идею «единой Европы». Он мыслил ее как «Европу отечеств», в которой каждая страна сохраняла бы свою политическую самостоятельность и национальную самобытность. Де Голль был сторонником идеи разрядки международной напряженности. Он направил свою страну на путь сотрудничества с СССР, Китаем и странами третьего мира.

Внутренней политике Шарль де Голль уделял меньше внимания, чем внешней. Студенческие волнения в мае 1968 года свидетельствовали о серьезном кризисе, охватившем французское общество. Вскоре президент выдвинул на всеобщий референдум проект о новом административном делении Франции и реформе Сената. Однако проект не получил одобрения большинства французов. В апреле 1969 де Голль добровольно ушел в отставку, окончательно отказавшись от политической деятельности.

Как генерал де Голль победил Америку

В 1965 году генерал Шарль де Голль прилетел в США и на встрече с американским президентом Линдоном Джонсоном сообщил, что намерен обменять 1,5 миллиарда бумажных долларов на золото по официальному курсу в $35 за унцию. Джонсону доложили, что французский корабль, груженый долларами, находится в нью-йоркском порту, а в аэропорту с таким же грузом на борту приземлился французский самолет. Джонсон пообещал президенту Франции серьезные проблемы. Де Голль в ответ объявил об эвакуации с территории Франции штаб-квартиры НАТО, 29 военных баз НАТО и США и выводе 33 тысяч военнослужащих альянса.

В конечном итоге было сделано и то и другое.

Франция за 2 последующих года успела выкупить у США больше 3 тысяч тонн золота в обмен на доллары.

Что произошло с этими долларами и золотом?

Де Голль, говорят, очень впечатлился одним анекдотом, рассказанным ему бывшим министром финансов в правительстве Клемансо. На аукционе за картину кисти Рафаэля араб предлагает нефть, русский - золото, а американец достает пачку банкнот и покупает ее за 10 тысяч долларов. В ответ на недоуменный вопрос де Голля, министр ему объясняет, что американец купил картину всего за 3 доллара, т.к. стоимость печати одной 100-долларовой банкноты составляет 3 цента. И де Голль однозначно и окончательно поверил в золото и только в золото. В 1965 году де Голль решил, что эти бумажки ему не нужны.

Победа де Голля стала пирровой. Сам он потерял свой пост. А место золота в мировой валютной системе занял доллар. Просто доллар. Без всякого золотого содержания.

В начале 1960-х ситуация в европейской политике напоминала современную. США контролируют НАТО, де-факто приказывая европейцам, ведут войны, доминируют в финансах. Президент Франции Шарль де Голль решил изменить этот расклад.

Разведка

В планах де Голля было возвращении величия Франции, чему никак не соответствовало подчиненное положение страны в Североатлантическом альянсе. В сентябре 1958 года после сомнительных выступлений США и Британии во время конфликта в Тайваньском проливе, и на Ближнем Востоке, Де Голль в секретном меморандуме президенту США и премьеру Великобритании Макмиллану потребовал создать систему, в которой Франция принимала бы участие в консультациях для принятия совместных решений. Он пишет об этом в своих мемуарах: «Как я и ожидал, оба адресата, получившие мой меморандум, ответили уклончиво. Следовательно, у нас были все основания действовать». Весной 1959-го года средиземноморский флот Франции выходит из-под командования . Франция отказывает американцам в размещении атомных бомб и строительстве пусковых установок. Де Голль также возвращает под собственное командование войска ПВО, которые начинают автономно контролировать воздушное пространство страны. Франция также отказывается от достигнутых ранее соглашений о том, что под командование НАТО передаются войска, которые возвращаются из Северной Африки.

Против объединения Европы под эгидой США

Де Голль категорически не поддерживает предлагаемые англосаксами формы организации европейских стран, которые тогда начинали уже определяться. Планировалось создать политический блок, который бы заменил национальные государства. Для этого предполагалось использовать общий рынок как экономическую основу. Президент Франции не против интеграции, но так, чтобы эта структура не была наднациональной, однако практически все в Европе были за «единую европейскую державу». Тогда Де Голль нашел слабое звено – ФРГ. Канцлеру Конраду Аденауэру в то время очень нужна была поддержка. Он проводил политику жесткого противостояния с ГДР: автоматически разрывались дипломатические отношения с любой страной, признавшей ГДР. Предложения восточногерманской стороны о создании конфедерации германских государств категорически отвергнуты. ГДР заявила о своих притязаниях на Западный Берлин на том основании, что он находится на территории ГДР. Де Голль на взаимной основе воспользовался поддержкой немца, чтобы провалить английский план «зоны свободной торговли», в которую собирались включить и шесть стран «общего рынка». Англичане таким образом планировали осуществить план США, которые тогда теряли экономические позиции в Европе, и предлагали создать Атлантическое экономическое сообщество, сняв таможенные барьеры для американских товаров.

Хроника разрыва

В 1963 году Де Голль отказывается сразу от нескольких проектов НАТО, объявленных США и продолжает вывод войск из-под атлантического командования. В частности, он отвергает проект создания объединенных ядерных сил, и начинает собственную атомную программу - «ударной силы». Тогда же из-под командования НАТО выводится атлантический флот Франции, там остаются только две французские дивизии вместо 14. Де Голль резко критикует действия США во Вьетнаме, в мае 1965 года отзывает французских представителей из СЕАТО.

Отказ от доллара

В 1965 году де Голль взрывает, тогда еще не сеть, а прессу, заявлением об отказе от использования доллара в международных расчетах и предложением перейти единому золотому стандарту. В Европе на тот момент скопилось уже достаточно золота. Франция перевела большую часть своих долларов в золото. Этот шаг стал первым в череде экономических событий, которые привели к международному финансовому кризису конца 1960-ых и изменению системы международных расчетов.

Дружба с СССР

В 1966 году де Голль приехал в СССР с официальным визитом. Это был еще один шаг в борьбе за величие Франции. Именно с де Голля можно начинать историю разрядки международной напряженности, которую генерал считал в первую очередь европейской проблемой. Сближение с СССР было естественным шагом после отхода от США, но оба они были направлены на укрепление независимости Франции. Кроме того, у де Голля была идея великой Европы от Атлантики до Урала, а также теория конвергенции двух социальных систем. Он считал изменения в политических системах социалистических и капиталистических стран неизбежными, а в одном выступлении в Москве сказал, что современные народы «подчиняются законам одной и той же механической и научной цивилизации».

Выход из НАТО

В феврале 1966 года де Голль снова взорвал прессу, объявив, что Франция решила полностью выйти из военной организации НАТО, и потребовав удаления с французской земли баз, штабов и прочего, не находящегося под французским контролем. Президент направил 14 членам Североатлантического альянса соответствующую ноту, а США еще и график эвакуации 29 пунктов и 33 тысяч солдат и офицеров - до 1 апреля 1967 года. Штаб-квартира была срочно переведена из Парижа в Брюссель. Генерал де Голль говорил, что операция в отношении НАТО для него – «последняя важная битва».

Официально полностью Франция вернулась в НАТО лишь в 2009 году.



Что еще почитать