«Я не доллар, чтобы всем нравиться»

Научный руководитель: Награды и премии


(2012 г., посмертно )
Благодарственное письмо ДУМ РТ (2003 г.)

(2005 г.)
Благодарственное письмо Президента РТ (2008 г.)
Орден «Аль-Фахр» (2 степень)(2008 г.)
почётный знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ» Росвоенцентра при Правительстве РФ (2008 г.).

Сайт:

Валиулла Махмутович Якупов (4 сентября , деревня Дмитриевка , Уфимский район , Башкирия - 19 июля , Казань ) - российский религиозный и общественный деятель, мусульманский богослов , имам , Заместитель Председателя ДУМ РТ по работе с государственными структурами ( -2011 годы), Начальник отдела образования ДУМ РТ ( - 2012) историк и исламовед, кандидат исторических наук , Заместитель Председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации . Главный редактор журнала «Мусульманский мир» и журнала «Иман нуры».

Биография

В первый класс пошёл в школу в Дмитриевке, а затем обучался в средней школе № 4 г. Бирска , которую окончил в 1981 году . В том же году поступил в , который окончил в 1987 году по специальности «Технология электрохимических производств» с квалификацией «инженер химик-технолог». В это же время работал в институте и учился в очной аспирантуре, поступил на учёбу на заочное отделение исторического факультета КГУ .

Религиозная деятельность

Окончил Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия Ислама.

На объединительном съезде мусульман Татарстана 14 февраля 1998 года был избран Первым заместителем муфтия - председателем вакуфов ; переизбирался на эту должность на съездах и 2006 годов (решением Пленума ДУМ РТ полномочия приостановлены в апреле 2008 года; был переведён на должность заместителя муфтия по связям с государственными структурами, на которой находился до 2011 года . Р. М. Мухаметшин утверждает, что «тогда именно его антиваххабитская риторика стала причиной опалы» и главной причиной его снятия с должности заместителя муфтия.

Общественная деятельность

Также шеф-редактор нескольких религиозных публицистических изданий: газета «Иман» (на татарском языке), зарегистрирована 28 августа 1992 года, газета «Вера», зарегистрирована 15 октября 1993 года, журнала «Мусульманский мир», зарегистрирован 10 марта 1998 года, журнала «Иман нуры» (на татарском языке), зарегистрирован 15 октября 1993 года, ежегодника «Моселман календаре» (на татарском языке), зарегистрирован 17 мая 1995 года.

Научная деятельность

Членство в организациях

Смерть и похороны

Версии происшествия

Убийство Валиуллы-хазрата следствие связывает с его профессиональной деятельностью . Эту версию разделяют некоторые эксперты. Так руководитель Центра региональных исследований Раис Сулейманов утверждает следующее: «Он был ярким представителем традиционного течения ислама и постоянно наносил удар по радикальным мусульманам, число которых в Татарстане за последние годы значительно увеличилось». Журналист Максим Шевченко ввиду необходимости особой профессиональной подготовки считает виновниками криминальные сообщества Татарстана и маловероятным причастность к убийству каких-то экстремистских подполий:

«Трудно представить, что в Казани может возникнуть какая-то экстремистская группа, которая организует столь высокопрофессиональный двойной теракт. И при этом данная группа не будет находиться под контролем спецслужб. Подобную акцию непрофессионалы просто не в состоянии сделать».

Председатель Пермского муфтията ЦДУМ России муфтий М. Р. Хузин считает, что

«это след ваххабитов», потому что Илдус-хазрат и вместе с Валиуллой-хазратом «пытался установить контроль над последним оплотом ваххабизма в Татарстане - мечетью Кул Шариф . Ваххабиты пригрозили устроить массовые беспорядки…»

Первый заместитель председателя ЦДУМ России , муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов подчеркнул, что:

«Убийство религиозного деятеля в таком спокойном регионе, как Татарстан, всех удивило. Это сделали нелюди, бандиты, которые переступили черту. Это вызов не только региону, это вызов стране, всем мусульманам России». Он также отметил, что главное сейчас для представителей мусульманской уммы России - не поддаваться на провокации. «Религиозным организациям нужно очень последовательно, слаженно вести работу с органами власти и другими структурами».

Исламовед, ректор казанского Российского исламского университета Р. М. Мухаметшин считает, что:

Сейчас невозможно сказать, как дальше будут развиваться процессы в среде мусульман Поволжья. Но одно могу сказать определенно - пытаться объяснить убийство Валиуллы Якупова некими «экономическими разборками» наивно. Идеологов традиционного ислама из-за денег не убивают.

Награды

Награждён Благодарственным письмом ДУМ РТ в 2003 году, медалью 1000-летия г. Казани (2005 год), Благодарственным письмом Президента РТ в 2008 году, орденом «Аль-Фахр» II степени СМР в 2008 году, почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ» Росвоенцентра при Правительстве РФ в 2008 году.

Отзывы

Учёные и религиоведы

«Кандидат исторических наук Валиулла Якупов является основателем первого в России издательства исламской литературы, автором целого ряда богословских и исторических трудов, активным публицистом и популяризатором ислама. Он также оказал серьёзное влияние на становление системы исламского образования в Татарстане».

В мусульманской умме Татарстана Валиулла Якупов был одним из самых образованных религиозных деятелей. Он одним из первых получил научную степень. Помимо этого, наверное, никто в России не сделал столько Валиулла хазрат для пропаганды традиционного ислама. Достаточно вспомнить издательство «Иман». Помимо этого в последнее время он запустил несколько сайтов, пропагандирующих традиционные ценности"

Валиуллу Якупова я знаю с тех времен, когда он был аспирантом кафедры истории КХТИ (сейчас КНИТУ). Он всегда интересовался историей, был членом комитета ВЛКСМ вуза, то есть активно интересовался общественной жизнью – в тех формах, которые тогда существовали. Затем Валиулла Якупов стал признанным учёным-теологом. Его труды по теории ислама ценятся во всём мире. Валиулла Якупов был ярым противником ваххабизма, активно боролся с радикальными течениями в исламе. Думаю, что произошедшая трагедия связана с этим. У нас, к сожалению, недооценивают возможности ваххабизма , салафизма…

Исламовед А. М. Ахунов доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета :

«Валиуллу Якупова я знал с начала 90-х годов с момента создания им центра мусульманской культуры. Я наблюдал его эволюцию как учёного и исследователя. Якупов, несмотря на свою активную общественную деятельность, очень интересовался и наукой, стал кандидатом исторических наук. Благодаря своему исследовательскому интересу не только ислама, но и прошлого Татарстана, Якупов для гуманитарной науки в целом и татарстанской исторической науки сделал очень многое. Он первым стал выпускать труды татарских богословов и учёных, которые за годы советской власти были забыты. Я бы даже сказал, что эти публикации побудили Якупова углубиться в изучении истории, где он стал в своей области довольно крупным специалистом. Его мнение всегда было интересно учёным, к нему прислушивались. И сейчас трудно представить, кто кроме Якупова так активно сейчас будет заниматься возвращением духовного наследия мусульман. А что будет с многочисленной литературой просветительской литературой, которая выпускалась только благодаря ему?»

Валиулла хазрат Якупов был одним из самых выдающихся религиозных деятелей нашей республики. За годы своего духовного служения он внёс большой вклад в духовно-нравственное возрождение нашего общества, являлся противником любых проявлений экстремизма , способствовал укреплению гражданского согласия и религиозной терпимости.

Государственные деятели

«Хазрат Валиулла Якупов являлся одним из самых образованных мусульманских деятелей нашей республики, который снискал к себе уважение и за пределами Татарстана. Он занимался книгоизданием, много времени уделял просветительской деятельности, а главное этот человек оставался до последнего последовательным и бескомпромиссным борцом за сохранение традиционного ислама и всемерно противодействовал любым попыткам насадить в республике идеи радикального ислама, который неприемлем для наших мусульман».

Религиозные деятели

«За 13 лет, что мы работали вместе, мы с ним ни разу не ссорились, он был хорошим другом и дипломатом и очень вероубежденным человеком, читал вовремя все намазы, даже когда мы были в путешествиях за рубежом. Самое главное его качество - он не проводил ни одной минуты впустую».

Председатель Общественной палаты Республики Татарстан И. Р. Хайруллин сказал, что:

«Я знал его долго, примерно 15 лет. Это был человек очень порядочный, спокойный, всегда приветливый. В области теологии его можно назвать одним из умнейших людей Татарстана, он издал много книг. У нас были очень хорошие отношения, это был очень светлый человек. Очень жаль, мне его будет не хватать».

Его роль была огромна для татарстанской общины. Когда ещё не было духовных управлений, он создал центр «Иман», печатал книги. Тогда вообще ничего не было. Убить в начале священного Рамазана , то это… Нет слов…

А на церемонии прощания с Валиуллой-хазратом он особо отметил:

«Человек расстается с друзьями, родными и близкими, но должен оставить на этой земле след, Валиулла-хазрат очень много сделал для мусульманской уммы Татарстана и России в целом, его имя никогда не будет забыто»

Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин сказал о Валиулле-хазрате, что он:

занимал пост начальника учебного отдела ДУМ РТ был крупнейшим деятелем просвещения. Он вел научную и учебную деятельность, написал и издал множество книг, полезных не только для мусульман, но и представителей других конфессий. Этот человек сделал немало для мусульман Республики Татарстан и мог бы сделать ещё больше! Но какие-то злодеи и подлецы решили, что могут распоряжаться чужой жизнью! Мы глубоко скорбим о нашем погибшем брате по вере, желаем Илдусу-хазрату скорейшего выздоровления! И выражаем искреннюю надежду на то, что в скором времени преступники будут установлены и понесут должное наказание!"

Президиум ЦДУМ России в лице Верховного муфтия Т. С. Таджуддина в официальном заявлении отметил, что:

Перед началом благословенного поста мусульман цинично убит Валиулла хазрат Якупов, по праву представлявший молодое поколение мусульман России. Совершенно очевидно, что виновные в этом - непримиримые, лютые враги не только мусульман, но и всей огромной, единой и многоконфессиональной семьи народов нашей великой Отчизны.
В преддверии благословенного месяца Рамазан и в его первую ночь молим Всемогущего Аллаха упокоить светлую душу этого истинного шахида , праведного мученика за веру и Отечество Валиуллы хазрата в райских садах вместе с прославленными в веках подвижниками и святыми!

Имам мечети «Султан» Камиль-хазрат Бикчантаев:

Я потрясён. Человек он был очень искренний, знающий, был на своём месте и чётко проводил линию против терроризма, против сектантов, пользовался огромным авторитетом. Я скорблю, потому что вместе с ним мы стояли у истоков возрождения мусульманской веры в РТ во время перестройки. Это был знающий человек, историк; таких немного, к сожалению, в нашей среде. В последнее время ему было доверено работать с молодежью, а молодежь – это наша перспектива. Убийство накануне уразы никак не оправданно ни с человеческой точки зрения, ни с точки зрения нашей религии. Это страшно, жестоко, выражаем соболезнования его близким и будем молиться за него. Его словом питались…

Имам мечети «Марджани» Ильфар-хазрат:

У нас сейчас как раз проходит совещание по поводу этого страшного события. Будем молиться. Убийство перед уразой – страшный грех. Мы в шоке. Тем более, в Казани, в многоконфессиональном городе, где всё всегда было спокойно. Валиулла хазрат был очень авторитетный в нашей среде человек с учёной степенью. Он старался для нашей веры на Пути Всевышнего. В 90-х годах он вернул РТ историческое здание медресе «Мухаммадия» и был его ректором, основал издательство «Иман», выпускал брошюры, книги, газеты, его словом питались. Хвала Всевышнему, что муфтий не пострадал.

Экс-пресс-секретарь ДУМ РТ, главный редактор ИА «Инфо-Ислам» Ахмад Халиков:

Я очень долго знал Валиуллу хазрата, когда я пришел работать в ДУМ, он меня многому научил. Мне нравился его профессионализм, он всегда был открыт для прессы. Валиулла хазрат всегда был последователен в своих взглядах, высказывал неоднозначную точку зрения на любые события, которые происходили. Он был очень умным человеком, аналитиком, служил Исламу с честью, полностью посвятил себя служению делу. Благодаря ему было напечатано много книг по традиционному исламу, у него была своя типографии «Иман». Сегодняшная новость меня шокировала. Только вчера мы с ним виделись, разговаривали, а сегодня его не стало. Хотелось бы принести соболезнования родным и близким.

Валиуллу-хазрата я знал лучше других мусульман, относился с огромным уважением, о казанском исламе я судил по нему. Как духовный лидер он имел на это полное право. В 90-е годы я в епархии был вроде «министра внешних сношений» и со мной общался Валиулла Якупов. Встречались, обсуждали проблемы. Бросались в глаза интеллект, образованность, высокая культура. Я не считаю себя вправе давать оценки о ваххабитах, не знаю внутренних дел мусульманской общины, но знаю, что проблема ваххабизма огромна и для РТ, и для всего мусульманского мира, и нельзя не принимать во внимание этот фактор. Очень скорблю о нём, по православным канонам об иноверцах не молятся, но память о Валиулле хазрате сохранится в моём и не только в моём сердце.

Увековечивание памяти

Центр исламской культуры «Иман» города Казани, основателем которого в своё время был В. М. Якупов, предполагает создать музей Валиуллы-хазрата Якупова, где будут выставлены его личные вещи, книги, рукописи, фото и видеозаписи встреч и событий, в которых он принимал участие, а также будут проводиться тематические мероприятия.

Труды

Книги

  • Якупов В. М. Мусульманское образование / В. М. Якупов. - Казань: Иман, 2002. - 16 с.
  • Якупов В. М. Неофициальный Ислам в Татарстане: движения, течения, секты / В. М. Якупов. - Казань: Иман, 2003. - 32 с.
  • Якупов В. М. Татарское «богоискательство» и пророческий Ислам / В. М. Якупов. - Казань: Иман, 2003. - 52 с.
  • Якупов В. М. Адреса Сунны. - Казань.: Иман, 2004. - 36 с.
  • Якупов В. М. Благотворительность и социальная работа в исламе. - Казань.: Иман, 2004. -
  • Якупов В.М Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность. - Казань: Иман, 2004. -
  • Якупов В. М. Мера Ислама (К проблеме адекватного конкретно- исторического понимания вечных шариатских истин). - Казань: Иман, 2004. - 69 с.
  • Якупов В. М. Ислам в Татарстане в 90-е годы. - Казань: Иман, 2005. - 114 с.
  • Якупов В. М. Деятельность ДУМ РТ в 2003 году. - Казань: Иман, 2005. - 117 с.
  • Якупов В. М. "Устав"ная литература Духовных управлений мусульман Татарстана. - Казань: Иман, 2006. -
  • Якупов В. М. К пророческому исламу. - Казань: Иман, 2006. - 454 с.

Статьи

  • Якупов В. М. Ислам традиции / В. М. Якупов // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей - Н. Новгород: Издательство Волго-Вятский академии государственной службы, 2003. - С. 167-174
  • Якупов В. М. Важность традиционного Ислама в сохранении национальной самобытности в условиях глобализации / В. М. Якупов // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. - Казань: «Экоцентр», 2004. - С. 30-36.
  • Якупов В. М. Толерантность и толерантное сознание / В. М. Якупов // Этноконфессиональные отношения в Республике Татарстан. - Казань: ООО «Эльта», 2004. - С. 22-23.
  • Якупов В. М. Анти-Ислам (о раскольнической сущности ваххабитов-реформаторов) // Журнал Мусульманский мир, сентябрь 2006. Издательство «Иман». Казань 1427/2006.
  • Якупов В. М. Ваххабитский подрыв таухида / Валиулла Якупов. - Казань: Иман, 2009. - 24 с.; 20 см. - (Журнал «Мусульманский мир»; 2009, декабрь).

Интервью

  • Муфтий Валиулла Якупов: раскол в российской мусульманской общине не имеет объективных причин, в нём виновато духовенство // Интерфакс -Религия, 16.12.2005 г. (копия статьи)
  • Галина Мазитова Валиулла Якупов: Мусульманского фактора у террористов нет - это игра дельцов // Агентство политических новостей, 28.06.2006 г.
  • Яна Амелина Ваххабизм в России должен быть запрещен // Интерфакс -Религия, 16.05.2010 г.
  • Евгений Шестаков Считанные проценты течений внутри ислама проповедуют агрессивность //Российская газета , 25.11.2010 г.
  • Галина Хизриева Валиулла Якупов: «Государство нам не отказывает, оно ждёт…» // Islam.ru, 13.06.2011 г.
  • Арслан Минвалеев, Ольга Чернобровкина «Наша мечта, чтобы этой скульптуры в Булгаре не было» // Bussines-Online, 23.03.2012 г.
  • Александр Гавриленко Валиулла хазрат Якупов, настоятель Апанаевской мечети Казани: «Искусство совместного проживания в том и заключается, что на некоторые вещи приходится закрывать глаза» // 116.ru, 23.04.2012
  • Лия Вагизова Валиулла хазрат Якупов: Если имам не хочет быть толерантным, то зачем нам такой имам? // Комсомольская правда , 19.07.2012 г.
  • «Ислам как мерило поступков» // Элита Татарстана , 4.10.2010 г.

См. также

Ссылки

  • Обращение Центра Исламской культуры «Иман» в связи с жестоким убийством председателя Валиуллы хазрата Якупова // Официальный сайт Центра исламской культуры «Иман»
  • Валиулла Якупов ушел: Как будет развиваться ислам в Татарстане? // Телерадиокомпания «Казань», 22.07.2012 г.
  • Хизриева Г. А. Эксперт-религиовед: «Все разговоры об экономической подоплеке убийства Якупова в Казани являются спекулятивными» // ИА REGNUM , 23.07.2012 г.

Примечания

    • Покушение на представителей духовенства в Татарстане // Официальный сайт МВД России , 19.07.2012 г.
    • Заммуфтия Татарстана застрелен в Казани // Интерфакс , 19.07.2012 г.
    • Начальник учебного отдела ДУМ Татарстана убит в Казани // Интерфакс , 19.07.2012 г.
    • Машина муфтия Татарстана взорвана в Казани, есть погибшие // Эхо Москвы , 19.07.2012 г.
    • Заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов убит // ИА REGNUM , 19.07.2012 г.
    • Максим Милославский, Константин Сладков В Казани взорван автомобиль заместителя муфтия Татарстана // Комсомольская правда , 19.07.2012 г.
    • Машина муфтия Татарстана взорвана в Казани, его зам застрелен // Взгляд , 19.07.2012 г.
    • В Казани убит экс-заммуфтия РТ Валиулла Якупов // ИА ТатИнформ, 19.07.2012 г.
    • Муфтия республики Татарстан взорвали вместе с машиной через час после убийства его заместителя // NEWSru.com , 19.07.2012 г.
    • В Казани взорвана машина главного муфтия Татарстана // РБК , 19.07.2012 г.
    • В Казани ранен муфтий Татарстана, его заместитель убит // Вести.ру , 19.07.2012 г.
    • В Казани ранен муфтий Татарстана, его зам убит // BBC, 19.07.2012 г.
    • В Казани убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов // ИТАР-ТАСС , 19.07.2012 г.
    • В Казани застрелили заместителя муфтия Татарстана // Известия , 19.07.2012 г.

Дамир Мухетдинов, Айдар Хабутдинов

Валиулла-хазрат Якупов (1963-2012): жизнь и идеи

Очень трудно писать о человеке, которого ты знал лично, и жизнь которого оборвалась достаточно рано. Но мы попробуем… Вспоминается апрель 2008 г. в Дагестане. Мы приехали на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося ученого-богослова и шейха накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов Сайфуллы-кади Башларова». Нас встречает в Махачкале ректор Института теологии и религиоведения им. Мамма-Дибира аль-Рочи — Максуд-хаджи Садиков. Сама конференция совмещает доклады с вручением наград раненым имамам и родственникам погибших имамов. Потом мы едем в Дербент. На старинном мусульманском кладбище Валиулла-хазрат позирует, изображает, как пьет накопившуюся дождевую воду с могилы авлия — мусульманского подвижника. Мы все смеемся. И вот уже нет с нами ни Максуда-хаджи, ни Валиуллы-хазрата. Инна ли-Ллахи ва инна илайхи раджиун!

«А в прошлое письма не идут…». Почему-то вновь и вновь вспоминается строчка из «Писем в грядущее» Хади Такташа (1900-1931). Великий поэт начинал писать в эпоху великих надежд, которые сменились тяжелыми буднями. Винер Якупов и в наши дни оставался связан с рубежом 1980-1990‑х гг., теми романтическими временами, когда мы все надеялись, что скоро настанет лучшее будущее. Но достигнут ли адресата «Письма в грядущее» нашего поколения? В дни Рамадана 2012 г. внешне центр Казани столь же беззаботен, как и до терактов 19 июля, работают заводы, идет на полях страда, но уже все чаще Татарстан называют «Дагестаном на Волге».

Валиулла-хазрат застал рубеж 1980-1990‑х гг., когда татарская столица пробуждалась от многолетнего сна и из провинциального центра вновь превращалась в место, где рождались идеи и институты. В Казани конца 1980‑х гг. путь молодых активных людей был примерно одинаков. От комсомольской карьеры в ряды Союза татарской молодежи «Азатлык», большая часть лидеров которого достаточно быстро покинула пределы новой России, когда стало понятно, что независимость Татарстана недостижима. Винер Якупов участвует в 1‑м съезде Всетатарского общественного центра в феврале 1989 г., он возглавил религиозное направление в «Азатлыке» и стал Винеруллой-хазратом. 29 ноября 1990 года он был избран председателем Молодежного центра исламской культуры «Иман». Документы МЦИК «Иман» начала 1990‑х гг. весьма радикальны. Так, в обращении «К главам государств — участникам Организации Исламская конференция» утверждалось: «Ради сохранения своей мусульманской религии наши предки отказывались от богатств, покидали свои родные места, шли на смерть… обращаемся к вам с призывом всячески поддерживать естественное стремление нашего государства к независимости и свободе, ибо в условиях сильной духовной и материальной экспансии христианства, только это позволит сохранить в дальнейшем Исламскую веру у нашего народа. Мы призываем вас признать нашу независимость и принять решение о приеме Татарстана в Организацию Исламская конференция».

Нынешний ректор Российского исламского университета в Казани Р. Мухаметшин делает вывод: «В документах МЦИК “Иман” красной нитью проходит идея необходимости провозглашения Татарстана независимым государством» .

20 лет назад в Татарстане твердо верили в служебную функцию религии ислама и имамов в руках национального движения и истеблишмента республики. Молодой хазрат был тогда одним из первых (если вообще не первый в Казани), кто понял, что роль ислама будет расти постоянно. В 1991 г. В. М. Якупов создал и возглавил старейшее в России мусульманское издательство «Иман», которое выпустило свыше 1000 наименований книг исламской направленности — богословские труды, популяризаторскую и историческую литературу. Качество изданий было не слишком высоким, авторам перепечатываемых трудов не выплачивались гонорары, но никто и не думал возмущаться. Простой народ изголодался по религиозным знаниям, а в эпоху развала научных институций возможность напечататься в издательстве «Иман» была чуть ли не единственным выходом.

6 ноября 1992 г. В. Якупов был избран имам-хатыбом Апанаевской мечети г. Казани. По иронии судьбы именно в этот день Верховный Совет Татарстана принимает Конституцию республики, почти не отличающуюся от конституции независимого государства. С 1993 года по ноябрь 1996 года В. Якупов — ректор Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия».

На рубеже тысячелетий, с упадком татарского национального движения, резко возросла роль Духовного управления мусульман Татарстана и лично В. Якупова. Тогда были задвинуты в тень появившиеся на перестроечной волне Габдулла Галиулла (муфтий самостоятельного ДУМ РТ) и Фарид Салман (муфтий ДУМ Татарстана (ДУМ Т) в составе ЦДУМР (Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ)). Как и при организации 1‑го съезда Всетатарского общественного центра в феврале 1989 г., власти республики не остались в стороне. На встрече президента РФ В. В. Путина и президента РТ М. Ш. Шаймиева с представителями Третьего съезда Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 г. М. Шаймиев заявил: «Когда у нас пошел раскол внутри республики, несколько муфтиятов в Татарстане появилось несколько лет тому назад… Тогда мы действительно собрали у меня всех и договорились: давай мы проведем объединительный съезд. Провели очень хорошо, и избрали Гусман-хазрата» . Так, на Объединительном съезде мусульманского духовенства РТ в 1998 г. был избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман РТ, Г. Исхаков, занимавший это пост вплоть до начала 2011 г. На съезде мусульман Татарстана в 1998 г. покойный Валиулла-хазрат был одним из основных игроков.

Именно тогда, на съезде 1998 г., В. Якупов стал первым заместителя муфтия, председателем вакуфов ДУМ РТ. Он сыграл ключевую роль в ликвидации ДУМ Татарстана в составе ЦДУМР. Окончательная процедура образования ДУМ РТ состоялась на Пленуме ДУМ РТ 18 марта 1998 г., где был утвержден соответствующий передаточный акт и подписан от ДУМ Т — заместителем муфтия В. Якуповым, от ДУМ РТ — первым заместителем муфтия Г. Исхаковым, а от новообразованного ДУМ РТ — им же, но уже муфтием Г. Исхаковым .

Таким образом, ДУМ РТ, созданный по инициативе лидеров национального движения, превратился в тесного партнера режима РТ. Руководство ДУМ при Г. Исхакове всегда выступало в поддержку руководства РТ и лично президента М. Шаймиева. Например, в обращении ДУМ РТ после закрытия медресе «Йолдыз» (осень 1999 г.) утверждается, что некоторые центральные масс-медиа выполняют заказ по очернению «умной и достойной политики руководства РТ» путем обвинений в ваххабизме. Утверждается, что участие шакирдов «Йолдыз» во взрывах не обоснованно и не доказано (впрочем, это утверждалось до кукморского взрыва в декабре 1999 г.) .

В 2000‑е гг. Валиулла-хазрат неоднократно давал оценку направлениям татарской религиозной мысли, особенно джадидизму и кадимизму начала прошлого века. На выступлении на конференции «Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве», прошедшей в Казани 1-2 апреля 2004 г., он дал высокую оценку джадидизму, подчеркнув, что четыре муфтия — Г. Баруди, Р. Фахретдин, Г. Расули, Ш. Хиялетдинов, поочередно возглавлявшие ЦДУМ-ДУМЕС в 1917-1974 гг., были джадидами. Он писал: «Линия джадидизма полностью победила. Джадидский ислам сложился… Татары ныне придерживаются реформированного нашими предками ислама, то есть его джадидского варианта» .

Практически одновременно, в 2004 г., В. Якупов весьма негативно оценивает джадидизм в работе «Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность». Здесь он использует «восковой нос авторитета», своеобразно интерпретируя А. В. Малашенко, который «обращает внимание на то, что именно “ваххабитское движение косвенно становилось побудительным толчком для реформаторства”». Он также замечает, что «исламские радикалы нашего времени зачастую причисляют себя к реформаторам». Сам В. Якупов утверждает: «Для серьезных исследователей не является секретом прямая идеологическая связь между исламскими террористами и прикрывающими их реформаторами (джадидистами), которые по сути выступают как их интеллектуальное прикрытие. Здесь очевидно разделение труда — руками джадидов ставится задача уничтожения традиционных толерантных мазхабов и на Исламском поле остается только радикальный ваххабизм» . Если учесть, что Г. Баруди, Р. Фахретдин, Г. Расули были весьма ортодоксальными улемами-ханафитами, то тезис В. Якупова противоречит ему самому и не обоснован.

Чуть ранее, в работе «Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность», В. Якупов объясняет, кто виноват: «Речь идет о мазхабическом Исламе, применительно к Татарстану — это Ислам мазхаба Абу Ханифы. Вот именно этому Исламу и объявлена война со стороны радикалов и экстремистов, причем эта борьба все более обретает черты идеологического наступления. Весьма опасным для Татарстана является то, что борьбу с мазхабом ведут многие высокопоставленные чиновники и светские ученые, ставящие задачу реформации Ислама. Что же является реальной причиной таких планов?»

Откуда же и как пришел ханафитский мазхаб к татарам? В. Якупов утверждает: «Татары также могут и должны гордиться сохранением ханафизма в наиболее чистом виде без всяких изменений (реформ), то есть заслуга татар в том, что они смогли донести до современности чистый пророческий Ислам, не искаженный ересями позднейших времен, 18 и более поздних веков. Татары, получив Ислам от сахабов Пророка… так и хранят его как аманат» . Но асхабы не приходили в Булгар и жили раньше, чем Абу Ханифа.

Вновь продолжается критика христианства: «Специфика христианской теологии средневековья с ее нигилистическим отношением к рациональному научному знанию во многом дискредитировала все мировые религии, так как по аналогии считается, что и Ислам также был против науки, хотя это абсолютно не так».

Зачем необходимо соблюдение традиции мазхаба: «Главной задачей мазхабического Ислама является подлинное понимание смыслов Божественного и пророческого текстов… Необходимо сохранение цивилизационного ядра нашей культурной традиции, дальнейшая передача его из поколения в поколение. Ведь это и есть главное содержание, сущность развития человечества. Мазхаб — наша главная духовная ценность… Мы же должны сосредоточить усилия, чтобы сберечь эту ценность, обогатить и сохранить ее для потомков». Здесь видно стремление сохранить национальные традиции в исламе. Но в чем они?

С одной стороны, Валиулла-хазрат высоко оценивал прошлое татар:

«Достаточно поставить несколько вопросов:

Почему грамотность татар в разы была выше в условиях царской России по сравнению с другими мусульманскими народами?

Почему роль женщины-татарки, грамотной, не носящей чадры-паранджи, была всегда несравнимо более статусной по сравнению с положением женщины у других мусульманских народов?

Мусульмане других национальностей, в случае попадания в положение меньшинства или диаспоры обычно исчезали, лишались Ислама, а татары даже будучи в рассеянии сохраняли религию (в Польше и Литве в течение веков, будучи в ничтожном меньшинстве) и т. д.

Многовековая выборность мусульманского духовенства, традиции коллективного самоуправления махаллей выглядят диссонансом автаркическому строю общественной жизни у других мусульманских народов».

Но уже в прошлом он отмечал стремление татар быть слишком озабоченными проблемами других народов: «У татар — проблема с патриотизмом, верой в будущее своего народа. Как с горечью называл это явление Г. Исхакый : «“Умече”, то есть участник субботников, — бесплатно, беззаветно работающий на других, в то время как свой народ остается в не лучшем положении. Поэтому пришло время сменить эту парадигму. Нужно культивирование татарского и поиск подлинных патриотов и гордость ими…

А ведь у них инонациональных святых поболее, чем у нас, так как христианство на много веков “старше”.

Даже в каждой мусульманской стране также предпочитают своих подвижников. Почему только татары должны быть заняты чужими героями?».

Весьма критично покойный оценивал и влияние российского государства на татар. В «Татарском “богоискательстве” и пророческом Исламе» один из разделов называется «Причина кризиса татарского общества — колониальное ущемление возможностей социальной мобильности». Далее тезис расшифровывается: «Татары были крайне ограничены в возможностях изменения их места в структуре общества… Это и вызвало кризис и озлобление на всю татарскую образовательную систему. Здесь нет внутриконфессионального конфликта а ля джадидизм-кадимизм, есть возмущение молодежи своим колониальным статусом… Известно, что институты образования во всех обществах являются средствами вертикальной социальной циркуляции.

Школа-колледж-институт-университет — это по сути остановки “социального лифта” для продвижения наверх. В Англии Ричард II выпустил декрет: “Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям продвигаться в жизни”.

Так и было в царской России — татарам не давали возможности продвигаться в жизни из-за фактической запретности для них светской школы… К началу ХХ века эта ситуация привела к кризису — протесту татар против царистских порядков, а не против традиционной религии. Татары были бесконечно благодарны муллам за то, что те дали возможность получить хотя бы конфессиональное образование, когда у других народов России не было даже этого.

Сегодня некоторые чиновники, выслуживаясь перед РФ, стремятся лакировать наше колониальное прошлое… В условиях глобализации угроза утери идентичности, ее размывания становится только явственней. В этой связи актуальность методов самосохранения, консервации национальных особенностей, в том числе посредством “своей” традиционной религии, будет только возрастать» .

На самом деле в отношении российского государства и татарского общества тогда и теперь момент сотрудничества обычно бывал более значительным, чем момент конфронтации.

В целях достижения успехов на будущее В. Якупов пытался ставить вопрос, в чем «этноментальные преимущества татар», и сам же отвечал: «Их характеризует высокая степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, достаточно высокая скорость мыслительной деятельности. Конечно, такой интеллектуальный фон привел к пристрастию к общим мировоззренческим проблемам — развитости у татар наук акыды и калама…

Очень важно сердечное личное восприятие Божественного, поэтому у татар так популярны именно “дуа” — личные апелляции к Всевышнему, из-за этого сложилась своеобразная обрядовая система, не противоречащая шариату, — частые коранические меджлисы — способ стяжания благодати через крылья ангелов и опять-таки прямой апелляции к Самому Всевышнему. Все это в комплексе и характеризует веру татар — ее теплоту, сердечность, коллективизм, осмысленность и всегда напряжение разума — меджлисы эти в то же время и вопросы-ответы, по сути интеллектуальное обсуждение тонкостей праведной веры».

В «Татарском “богоискательстве” и пророческом Исламе». В. Якупов противопоставляет Г. Курсави и Ш. Марджани. Здесь видно влияние М. Кемпера, но вряд ли это мнение верно, как мы уже указывали выше. В. Якупов утверждает, что «после Курсави… классический мазхабический Ислам, исламская традиция вернулась и торжествовала победу» .

За год до смерти Валиулла-хазрат высоко оценил опыт свой нации: «Если воспитывать детей с опорой на наш тысячелетний опыт воспитания татарской ментальности, на нем строить воспитание, то и такие деструктивные проявления будут минимальными!. Ведь преступные проявления сегодня, к сожалению, могут иметь и религиозную окраску» . К сожалению, прогноз оказался верным.

Покойный в течении 20 лет занимал посты в исламском истеблишменте Татарстана. В. Якупов с 1998 по 2008 г. оставался первым заместителем председателя ДУМ РТ, председателем вакуфов. Он утратил свой пост в апреле 2008 г. на пленуме ДУМ РТ в связи со своим призывом сжигать «неправильную», то есть входящую в Федеральный список запрещенных материалов исламскую литературу . Тем не менее вплоть до 5‑го съезда ДУМ РТ 2011 г. В. Якупов был заместителем председателя ДУМ РТ по связям с госорганами. Только в 2011 г. с приходом И. Файзова на пост муфтия РТ В. Якупов становится просто начальником отдела образования ДУМ РТ. Все 13 лет нахождения Г. Исхакова на посту муфтия ДУМ РТ В. Якупов был ближайшим к нему человеком.

Покойный, по общему признанию, был генератором идей в ДУМ РТ. Если учесть, что муфтий Г. Исхаков предпочитал решать процессы кулуарным путем, то на всяческих мероприятиях, где шли дискуссии, мы чаще видели Валиуллу-хазрата. Намерение оценить происходящее проявилось как в его кандидатской диссертации, так и в намечавшейся докторской. В последние месяцы за Валиуллой-хазратом отмечали желание отказаться от навешивания ярлыков (включая ваххабизм), примирить сторонников идей кадимизма и джадидизма и, особенно, стремление объяснить верующим и в первую очередь молодежи основы исламских традиций у татар. Последней его концептуальной статьей стала «К вопросу лидерства в мусульманском сообществе (встречая 20‑летие раскола ДУМЕС») . Вспоминая дни молодости, Валиулла-хазрат заключал: «Формально у мусульманского духовенства был реальный шанс стать общепризнанным лидером мусульманского сообщества. В 1989-91 гг. авторитет духовенства был исключительно высок. Если бы официальное духовенство стало выдвигать адекватные идеи и возглавило бы дело возрождения, то лидерство сохранилось бы за ним… Иллюзия единоличного лидерства была, видимо, слишком соблазнительной, за что пришлось вскоре дорого заплатить — возникли кризисы раскола внутри духовенства, конца которым пока не видно».

Впрочем, Валиулла-хазрат ставил конкретную цель: «Если смотреть на будущее, то ясно одно — мусульманское духовенство должно осознать себя в качестве самостоятельной, уже сложившейся прослойки, духовенству пора выступить в качестве отдельного актора, у которого есть свои интересы». В настоящем оно скорее склонно «сервильно обслуживать чьи-то интересы» .

Действительно только единство корпорации улемов и имамов, обладающей административным и материальными ресурсами, опирающейся на поддержку уммы, способно вывести российских мусульман из сегодняшнего кризиса. Однако лучшие и наиболее профессиональные оказываются вырванными из наших рядов путем грубого насилия. Тем не менее, пока мы живы, нам необходимо понять, что только своими усилиями мы сможем построить лучшее будущее для себя и наших детей. Валиулле-хазрату уже не удастся увидеть это будущее, будем надеяться, что это удастся нам. Покойный останется в нашей памяти как человек, который сделал многое и стремился сделать еще большее. Инна-лиЛлахи и илайхи раджиун!

19 июля 2012 года ушёл из этого мира один из достойнейших сынов татарского народа, известный религиозный и общественный деятель, учёный-богослов Валиулла-хазрат Якупов. Он ушёл шахидом, пав от рук нелюдей, посягнувших на жизнь мусульманина.

Но даже убив учёного, невозможно убить его наследие. Благодаря своим организаторским способностям, острому аналитическому уму, широте знаний, Валиулла Махмутович Якупов занял особое место в новейшей истории Ислама в России.

Предлагаем вниманию читателей интервью, которое Валиулла-хазрат дал сайту «Ислам.ру» за год до трагической даты. В беседе религиозный деятель рассказал об опыте развития Ислама в поволжском регионе в постсоветский период.

Корр.: Уважаемый Валиулла-хазрат! Спасибо, что согласились побеседовать на тему, рамки которой выходят за пределы обсуждения проблем лишь духовенства, и обсудить взаимодействия светского и религиозного в жизни мусульманских народов внутренней России. Сегодня мы явно ощущаем расширяющуюся пропасть между светским и духовным пространством страны, независимо от того, какую религию исповедуем. Понимаем ли мы, что в мусульманской среде эта ситуация достигла своей критической точки и угрожает нормальному существованию государства? Или такая оценка – сгущение красок?

В. Я.: Это интересная тема, над которой мы давно задумываемся. Уже двадцать лет мы живём в постперестроечный период, когда были сняты все запреты на религиозную проповедь. В 90-е же годы государство предоставило максимальную свободу для деятельности религиозных организаций. Началось восстановление и строительство новых мечетей, возрождение проповеднической и иной религиозной деятельности. Казалось бы, всё идёт хорошо. Сейчас мы не будем касаться процессов в среде северокавказских мусульман. Это тема отдельного разговора. Но вот что касается мусульман «внутренней России» – татар и башкир, то тут процесс возрождения традиционной исламской духовности до сих пор идёт очень медленно. И до сих пор основной корпус элит нашего народа – финансовых, властных, творческих, т. е. основная масса интеллигенции, – ещё очень далёк от практикующего состояния Ислама. Пока процесс остановился на уровне комплиментарных высказываний в адрес религии. При этом образ жизни наших элит остаётся тем же самым, какой они вели в 70–80-е годы прошлого века, и мало отличается сегодня от образа жизни предыдущих эпох советского периода.

Корр.: Разъясните, хазрат, этот момент: что имеется в виду?

В. Я.: Знания об Исламе в основной своей массе подменяется интересом к общекультурной информации о восточной экзотике или же неким интересом к зарубежному Исламу, т. е. ограничиваются ровно теми же рамками, как это было в советское время. В принципе доброжелательно описывали арабский мир, мусульманский мир, но Ислам, как духовность, преображающая социум, как реальная, близкая и ежедневная жизнь, был далёк от их духовных и социальных исканий. Люди даже не задумывались об этом в советский период. Так это происходит и сейчас. Самое печальное, что мы, как проповедники Ислама, может быть, недостаточно работаем именно в этом ключе.

Корпус наших мусульманских священнослужителей среди татар и башкир, т. е. то «рабочее звено», которое непосредственно ежедневно общается с прихожанами, довольствуется теми, кто сам приходит в мечеть.

Пришедших в мечеть обслуживают в плане обрядов, ритуальных действий, и на этом всё, как правило, заканчивается. Но мы знаем, что мечети посещают не все члены общества, к сожалению. И мы до сих пор концептуально не решили эту проблему: как достучаться до наших элит, как сделать их практикующими мусульманами, как сделать так, чтобы мечети стали точкой сбора наших интеллектуалов.

Мечеть – не просто молитвенный дом. Мы видим по различным событиям в стране, в нашей республике и за рубежом, насколько это важный регулятор социальной жизни общества. Те, кто принимает управленческие решения в национальных республиках и создаёт национальную культуру, формируя ментальность людей, должны быть компетентны в религии своих народов. А ведь их неинформированность, отстранённость от Ислама сегодня трагически велика. Результатом этой отстранённости при активной политизации религии в современный период может стать печальный финал.

Мир глобализируется, и наша элита большую часть времени проводит в Европе, за границей. И если раньше, в советское время, в элите того времени – партийной и творческой – была какая-то почвенность, так как ещё были живы старшие родственники, осуществлявшие их связь с обрядовой и духовной сферой, сохранявшие семейную теплоту мусульманского образа жизни, то теперь их нет. А ведь это давало очень важное ощущение причастности на ментальном уровне ко всему тёплому, что несёт с собой наша религия. Это чувство дома было частью – пусть в те времена не вербализованного и не выявленного в социальном действии, но существующего фактически – мусульманского мира, мусульманского сообщества в стране. Эта связь и сам этот мир сегодня на грани исчезновения. Ведь сейчас все живут городской жизнью, отрываются от корней, и это, может быть, навсегда… Именно поэтому мы нуждаемся в новых идеях, нам нужны новые технологии в сфере проповеди.

Сейчас наши элиты разобщены, а отдельные её страты даже физически отделяются от общества. Мы видим эти закрытые коттеджные посёлки с охраной. Просто так встретиться, что называется, на улице и поговорить запросто, как это было раньше, стало невозможно. Такой дистанции даже в советской партноменклатуре не было! С представителями нашей национальной элиты пообщаться теперь совершенно невозможно. Конечно, если надо, то официально мы встречаемся. Но сейчас это становится всё более проблематично. Мы должны решить эту проблему.

Корр.: Есть ли какие-то надежды на то, что такое возрождение российской мусульманской культуры возможно?

В. Я.: Трудно сказать. Возможно, что рецепты такого рода можно было бы получить от той небольшой, скорее маргинальной пока, группы интеллигенции, которая практикует Ислам. Но пока ситуация такова, какова она есть: у нас в республике четыреста членов Союза писателей, и среди них хорошо если десять человек читают намаз. Иными словами, таких людей – буквально считанные единицы. При этом надо учитывать, что писатели, творческая интеллигенция – это самая исламизированная часть нашей элиты. В других стратах этой группы таких людей ещё меньше. Не будем действительно сгущать краски и говорить, что ситуация трагична, но отметим всё же, что она явно ненормальна. Как эту проблему решить – пока неясно.

Корр.: В чём Вы видите главную опасность того, что широкая общественность и интеллигенция не участвуют совместно в социальной и духовной жизни республики?

В. Я.: В наших народах творческая интеллигенция – довольно молодой феномен. Она начала формироваться в 20-е гг. прошлого века. В то время почти все наши писатели были выпускниками медресе, поэтому имели в своих душах базовый теологический ресурс, очень мощный. Следовательно, они и жизнь и мир осмысливали соответствующим образом. Даже в советское время, создавая иную литературу, они опирались именно на этот духовный фундамент – они доносили базовые идеи до людей. Это пробивалось в их произведениях, они выражали те мысли и чувства, которые волновали общество.

Но за советское время сменилось два-три поколения интеллигенции, и сейчас она уже воспитана иным образом. Последнее поколение наших известных татарских писателей очень мало знает об Исламе как традиционном образе жизни, потому что уже их дедушки были мало информированы об этом. Произошло инерционное затухание передачи культурной информации.

Это опасно для существования нации тем, на мой взгляд, что если интеллигенция будет воспитана только в лоне светской культуры и вне всякой национальной культуры, то перестанет чувствовать потребности, интересы общества, перестанет их выражать и защищать.

Если эта стена между обществом, духовенством и творческими и иными элитами сохранится, то вскоре у нас произойдёт разрыв культурных связей. У нас появится совершенно чуждая нашей духовной матрице интеллигенция, которая не сумеет адекватно доносить проблемы общества миру. Она будет очень далека от корней. В чём сила интеллектуальной части общества? В том, что она формирует мышление народа, направляет развитие его менталитета. Народ потребляет творческий продукт, который производится этими писателями, этими творческими людьми.

И если положение у нас не изменится и из четырёхсот писателей только пятеро будут адекватны культурной духовной традиции, то через 20 или 50 лет от культуры татарского и башкирского народа уже ничего не останется. Ничего хорошего для страны от этой ситуации я не жду.

Корр.: Валиулла-хазрат, если я Вас правильно поняла, то разрыв этот всё-таки уже чувствуется. Простите за то, что назову вещи своими именами, но хочется понять, правильно ли я уловила Вашу мысль. Получается так, что, с одной стороны, «низовая» часть общества, представленная активной национальной, стремится уехать получать знания в восточные учебные заведения и отрывается от родной почвы. С другой стороны, выходцы из интеллигентной городской среды, элитных страт тюркоязычного российского сообщества едут на Запад. Там они перенимают ценности культуры европейских народов, кстати говоря, большей частью тоже искажённой. Возвращаясь, те и другие не способны ни понять друг друга, ни принять ту культурную традицию, которая является их национальной культурой. Они будут воспроизводить привычные и удобные для них общественные отношения в комплексе (семья, работа, одежда, патриотизм) и в отношении к Исламу в частности («чистый» – «нечистый»), которые они восприняли вне культурных границ Родины. Налицо разрыв не только диахронических, но и синхронических связей, не так ли?

В. Я.: Этого нельзя допустить – нужно укреплять свой фундамент. К этому нужно стремиться сегодня. Нет общекультурной матрицы, к которой и та, и другая группы, обогащённые знаниями, обращались бы для развития своей национальной духовности. Нам за двадцать лет не удалось этого сделать, и здесь наша вина как проповедников Ислама очевидна. Нельзя позволить, чтобы одна часть общества была изолирована от другой. При всём разнообразии социального и культурного, личного духовного опыта у наших людей должны появиться ясные ориентиры на базовые ценности.

Пока мы не сумели ввести в ареал исламских духовных и культурных ценностей нашу молодую и старшую национальную интеллигенцию. Но мы над этим работаем.

Корр.: Вы говорили, что чиновничество уделяет мало внимания Исламу и этим вопросам, о которых мы говорим. По моим наблюдениям, в Татарстане с этим несравненно лучше, чем где бы то ни было ещё в России.

В. Я.: Мы ведь сейчас говорим не о комплиментарном отношении к Исламу со стороны чиновничества или, скажем, финансовых элит. В этом смысле, повторюсь, мы не обижены и постоянно чувствуем поддержку руководства республики. Речь о другом: о том, что необходимо, чтобы люди, принимающие важные для общества решения, сами были соблюдающими мусульманами. Тогда эта поддержка будет качественно иной. Она будет интеллектуальной, грамотной, с учётом массы нюансов, а следовательно, и решения будут приниматься намного более компетентные, что называется, как «для себя», а не «для них». Вот что важно. Среди чиновничества есть такие люди, но их так же мало, как и среди творческой интеллигенции. Мы ищем ключ к сердцам представителей нашей элиты. Ищем способы её вовлечения в Ислам. Это не только наша проблема, но проблема всей «внутренней России».

Корр.: Давайте охарактеризуем с этой точки зрения финансовые элиты республики. Здесь, в Татарстане, их деятельность по развитию экономики-халяль видна заметно больше, чем даже на Северном Кавказе. Насколько я понимаю, не будучи соблюдающим мусульманином, трудно этим заниматься, поскольку в этом процессе богословия не меньше, чем в проповеднической деятельности.

В. Я.: Нас это направление развития действительно очень радует. Коли мы мусульмане, в нас заложен этот механизм «халялизации» всех сфер жизни, то извлечение прибыли халяльным образом – важный аспект всей жизни мусульманина. Это побуждение очень важное потому, что оно действительно религиозное. Ведь, насколько я понимаю, в этих экономических структурах пока нет сверхприбылей или даже больших прибылей. Но при этом они взяли на себя труд обслуживать уже хорошо заметный социальный заказ на халяль. В мусульманских республиках, таких, как Башкирия, Татарстан, республики Северного Кавказа, со временем эта деятельность может стать намного более прибыльной, чем сейчас, и это заметно. При этом государство и люди, работающие в таких структурах, достигают сразу двух важных целей. Первая – это то, что люди чувствуют себя комфортно для проживания в нашей стране, а вторая – эти организации извлекают экономическую выгоду.

Однако здесь тоже не все проблемы решены, и всем предстоит большая работа в этой области. Пока это очень маленький сегмент экономики. И здесь тоже мы должны найти пути их решения и наметить точки роста. Слава Богу, что есть подвижники этого дела – люди, которые значительную часть своей земной жизни тратят на развитие этого сегмента. У нас в Российском исламском университете открыто специальное отделение. Есть люди, которые много работают в этом направлении. Мы нуждаемся в новых подходах и должны их найти. Именно поэтому я считаю, что в первую очередь нужен прорыв в связи с деятельностью интеллектуальной части общества.

Корр.: Валиулла-хазрат, Вы говорите, что у Вас нет концепции вовлечения элиты в Ислам, но Вы только что сами начали её излагать. Суть её, судя по Вашим же словам, заключается в том, чтобы соединить эти точки роста, которые сейчас сегментированы и развиваются автономно. Вопрос в связи с этим такой: готово ли морально Духовное управление мусульман Республики Татарстан стать звеном, связующим эти сегменты? И не на нём ли лежит эта ответственность?

В. Я.: По большому счёту, задача консолидации нации на основе традиционных ценностей – это, безусловно, задача, которую духовенство обязано решать, оно должно быть вовлечено в этот процесс. Более того, стать площадкой для решения этой задачи – это наша давняя мечта. Сегодня для её реализации мы пытаемся аккумулировать свои ресурсы. Может быть, и рецепта другого нет, как только соединять то, что сегодня оказалось разрозненным. Нужно, чтобы так случилось. Нужно быть открытым всему обществу, а не только тем, кто приходит в мечеть, т. е. работать активнее, а не так, как это происходило раньше.

Это не значит, что мы должны что-то навязывать прихожанам. Но мы обязаны им что-то предлагать, в том числе предлагать общение. И вне мечети тоже нужно проводить работу, предлагая креативные, интересные проекты, которые можно осуществлять объединёнными усилиями государства, бизнеса, культуры, которые были бы сопричастны исламской деятельности. Мы надеемся, что в новом формате Духовному управлению удастся мобилизовать общественное измерение нашей деятельности. Не только сугубо культовой и религиозной, но и общественной, культурной деятельности, вовлекая нашу творческую и научную интеллигенцию в сотрудничество, вовлекая общественность. Обновление Духовного управления мусульман Татарстана даёт нам такую надежду.

Корр.: Вы сами готовы лично принять участие в такой работе?

В. Я.: Мы все готовы, все наши сотрудники готовы внести свой вклад. Первоочередная задача Духовного управления – поднять на новый уровень уже имеющиеся проекты, которые мы начали осуществлять ранее.

Мы пытались проводить литературные конкурсы, тематические вечера, приглашать на них молодёжь и старшее поколение творческой интеллигенции. Одним нужно внимание и уважение, нужно показать, что их заслуги и опыт ценны, другим – творческое общение и опыт продвижения. Мы бы хотели проводить уже более масштабные мероприятия такого плана, в новых формах, расширить круг авторов этих мероприятий, чтобы они не были такими локальными, узкими, как прежде.

Корр.: А можно ли решить проблему восстановления фундамента духовной культуры мусульманских народов России без поддержки государства? Ведь в своё время решить проблему исламского образования без участия государства не было никакой возможности. И вот в один прекрасный момент государство, взвесив все «за» и «против», стало активно сотрудничать с духовенством в этой области. Результат впечатляет: работают медресе, открыты исламские высшие учебные заведения. Всё восстановлено практически с нуля.

В. Я.: Без поддержки государства едва ли можно провести сколько-нибудь масштабный проект. Но инициатива по возрождению высокой мусульманской духовности должна исходить всё-таки от самих мусульман. Государство нам не отказывает. Оно ждёт. К примеру, такой проект, как «Золотой минбар», финансировался с участием государства и был привлекательным для мусульманской общественности. Такого рода серьёзные, интересные проекты, я уверен, будут и впредь рассматриваться государством.

Корр.: Валиулла-хазрат, но ведь проекты, подобные «Золотому минбару», при всей их значимости и широковещательном характере всё же оставляют впечатление византийской парадности. Это единичные пиар-проекты, которые ни в коем случае не решают тех задач, которые Вы поставили выше. Это не тот инструмент, с помощью которого можно было бы ежедневно и планомерно растить творческие кадры, духовно окармливать нашу молодёжь, культурно обогащать приезжающих в Россию мусульман из других стран СНГ или мира, способствовать передаче традиционных ценностей. У тех проектов, о которых мы говорили, как мне кажется, и формат иной, и стиль другой, и иной масштаб массовости.

В. Я.: Если бы этого проекта не было, то было бы ещё хуже. По сути дела, к сожалению, эти мероприятия проходили с недостаточным участием религиозных организаций. Это показатель того, что не было активной позиции самих религиозных организаций. Может быть, поэтому эти важные культурные события с мусульманской составляющей проходили немного пустовато. Их нужно, без всякого сомнения, насытить содержанием, придать им регулярный вид. Здесь требуется и участие широкой массы религиозных активистов. Это не должны быть коммерческие проекты, и извлечение прибыли, как цель, там не стояла и не стоит и теперь.

Корр.: Сейчас заявлен новый духовный и культурный проект – возрождение Булгар. И этот проект поддерживается государством на всех уровнях. Насколько исторически обосновано говорить о том, что действительно сахабы пришли сюда в седьмом века и принесли с собой тот по-настоящему чистый Ислам, который тюркоязычное население этих мест восприняло от сахабов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)?

В. Я.: Разные историки придерживаются разных точек зрения. Тот же Худяков датирует появление Булгар началом 7-го века, есть те, кто настаивает на второй половине века. Но для нас как для религиозных деятелей профессиональные споры историков, сдвигающих даты с помощью сложной аргументации и системы доказательств, не так важны. Для нас гораздо важнее другой исторический факт: начиная с 12-го века, у татар укоренена уверенность в том, что они приняли Ислам от сахабов, посетивших эти места. И татарские авторы говорят об этом факте во многих своих произведениях в 16-м веке.

Есть академическая история, а есть исторический народный феномен, который играет символическую роль. На мой взгляд, судя по источникам, татарский булгарский проект вполне обоснован, и мы возлагаем надежды на этот проект.

Корр.: Почему так много времени заняло осознание того, что Булгары могут стать прекрасным общим проектом для мусульман России, культурно перекликающимся с Кавказом, мусульманам которого сейчас так нужна моральная поддержка? Ведь Талгат-хазрат Таджуддин давно, более десяти лет уж точно, говорит о необходимости возрождения Булгар. Это близко и кавказским мусульманам, у которых есть своя версия начала Ислама в Дербенте, закладку которого связывают с приходом сорока сахабов Пророка (мир ему и благословение). На кладбище в Дербенте сохранились все сорок могил сахабов, и к ним не иссякает поток паломников.

В. Я.: Посещение Булгар в течение веков не прерывалось. До революции там находился монастырь. Даже при посещении Екатериной Второй этих мест, как отмечают историки, она встретилась там с мусульманскими паломниками. В 18-м веке имело место движение муллы Мурата, который настаивал на посещении паломниками Булгар. Историки постоянно пишут о том, что татары во все века неуклонно посещают эти места. Когда на рубеже 19–20 веков возникло Общество истории, этнографии и археологии при Императорском Казанском университете, оно взяло на попечение этот исторический участок, он был огорожен, там был выставлен сторож, который фиксировал посетителей. И, судя по этим журналам, по 2–3 тысячи паломников туда приходило. В советское время люди ездили и туда, и в Биляры. А в конце 80-х гг. прошедшего века Талгат-хазрат сразу об этом и заговорил, потому что открылась такая возможность – говорить об этом. Когда был большой юбилей, государство не осталось в стороне от этого празднования – 40 делегаций со всего мира участвовали в нём.

А вот почему только теперь, по прошествии стольких лет, стали восстанавливать Булгары? Всё от Всевышнего. Значит, должно было прийти осознание каких-то важных вещей, того, что хорошо, что плохо. Посещения, которые начал Талгат-хазрат Таджуддин, в массовом масштабе отнюдь не игнорировались государством и уж точно поддерживались руководством Татарстана. Здесь высшее чиновничество республики очень правильно и с уважением к традиции себя позиционировало. И я считаю, что это милостью Божьей Минтимер Шарипович обратился к этому проекту. Он бы мог быть востребован в других делах, заняться другими проектами, но он взялся именно за него. И слава Богу, что он выбрал этот формат.

Корр.: Как Вы относитесь к тому, чтобы резиденцию шейх-уль-Ислама перенести в Булгар? На конференциях этот вопрос Талгат-хазрату задавали, и он отвечал, что не против этого.

В. Я.: Пока эти вещи существуют только в разговорах и в проектах. Как будет на самом деле, никто пока не знает. Но задача поставлена правильная: в Булгарах должна проходить максимально насыщенная духовная жизнь. Любые проекты приемлемы, если они будут вписываться в формат. Если Талгат-хазрат будет одновременно исполнять обязанности Верховного муфтия России и председателя ЦДУМ, то очень трудно представить его постоянное местонахождение в Булгарах. Возрождение Булгар – это настолько важный, символический проект, что тут нет смысла зацикливаться на личностях. Важно, что вся нация татарская дожила в составе российского государства до того дня, когда есть возможность свободно исповедовать свою религию и возрождать свою духовную традицию рядом с другими народами страны.

Корр.: Это было самое значимое событие года. Об этом решении было приятно услышать. И более всего радовало то, что борьба за духовную традиционность завершилась утверждением этого проекта и на многочисленных богословских, журналистских и псевдобогословских спорах была поставлена такая красивая точка.

Насколько я понимаю, мы сегодня имеем дело с 12–13-летними прихожанами. Как сделать так, чтобы дети научились сочетать светское и духовное и различать истинное и наносное в своей религии? Как тому научить молодого человека?

В. Я.: У нас в республике нельзя похвастать тем, что подростки посещают мечеть. Активность в этой сфере есть, но более эффективно можно было использовать возможность средних школ, чтобы предметы духовного цикла преподавались в любом формате: факультатива или же через федеральный компонент. У нас есть районы в республике, где идёт такой эксперимент, и он даёт прекрасные результаты. Например, в Болтасинском районе уже с 1998 года в школах ведётся предмет под условным названием «Нравственность». В татарских школах этот предмет ведётся на основе ценностей татарской культуры, и вот уже за последние 13 лет можно увидеть любопытные результаты. Появились школы, где вообще никто не курит. По современному уровню общей культуры в стране это – очень большое достижение.

За эти 13 лет можно говорить о явной пользе таких курсов. Для Татарстана просветительская работа в школах даёт хороший результат. Татары имеют собственный менталитет, одной из составляющих которого является мусульманская культура. Мы все помним, как на излёте советской власти мы столкнулись с феноменом «казанской групповой преступности». Это была преступность среди подростков. Но как только появились национальные школы с религиозным компонентом, то в них подобные преступные проявления сошли на нет. Наш народ ещё пока имеет духовный фундамент, и грех не воспользоваться таким педагогическим ресурсом, ресурсом «народной педагогики», в основе которой лежат исламские ценности, мусульманская нравственность. В этом направлении надо работать с привлечением учёных, педагогической общественности. Надо осмысливать возможности применения этого ресурса.

Корр.: Правильно ли я поняла Вашу мысль, хазрат, что в менталитете традиционного татарина не заложен агрессивный, деструктивный протест, и если ребёнку разъяснять основы народной нравственности, то у него включаются иные ресурсы продвижения своих интересов в обществе?

В. Я.: Если его воспитывать в ауре татарской культуры, то мы видим изумительный результат. Само наличие этого феномена татарской духовной культуры минимизирует преступные проявления. Если воспитывать детей с опорой на наш тысячелетний опыт воспитания татарской ментальности, на нём строить воспитание, то и такие деструктивные проявления будут минимальными! Но с педагогической, научной точки зрения это – малоисследованный феномен, и его изучением надо заниматься отдельно. Пока на этом направлении не произошла научная мобилизация, ещё недостаточно осмыслена необходимость изучения такого рода вещей. Пока никто не знает, как это использовать в реальной жизни. Ведь преступные проявления сегодня, к сожалению, могут иметь и религиозную окраску. Поэтому и с этой стороны необходимы усилия научной, педагогической общественности.

Будем надеяться, что с событиями, которые сейчас переформатируют духовное поле республики, с открытием мемориала в Булгарах, с развитием проектов, о которых мы говорили ранее, с развитием исламоведческого центра при АН Татарстана, на который мы возлагаем определённые надежды, аспекты традиционной татарской духовности будут более основательно исследоваться и изучаться.

Корр.: Иными словами, Вы, Валиулла-хазрат, считаете, что сегодня этой стихийной «вестернизации» элиты, разрушающей духовно-нравственные основы татарской нации, и активной «истернизации» низов под давлением различных проповедников нетрадиционного толка, уводящих татар и башкир в экстремизм и боевой протест, в республике есть что противопоставить?

В. Я.: Да. Я считаю, что шанс ещё не упущен. Если все векторы происходящих процессов сложить, то можно увидеть, что всё ещё поправимо.

Четыре годы назад ушёл из этого мира один из достойнейших людей, известный религиозный и общественный деятель, учёный-богослов Валиулла хазрат Якупов . 19 июля 2012 года он был расстрелян в подъезде собственного дома. Но даже убив учёного, невозможно убить его наследие, до сих пор теплым словом вспоминают его знакомые, друзья и коллеги. На этой неделе мусульманская умма почтила память хазрата, посетив его могилу, прочитав за него дуа и совершив коллективную молитву. ИА «Инфо-ислам» собрало мнения и воспоминания религиозных деятелей о Валиулле хазрате, подчеркивая одно: Валиулла Якупов занял особое место в новейшей истории ислама в России.

«Я не доллар, чтобы всем нравиться»

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин:

Он погиб истинным борцом против радикальных течений. После себя он оставил богатейшее наследие своих трудов. Даже при жизни у него были противники, на что он всегда отвечал: «Я не доллар, чтобы всем нравиться». Сегодня уже никто не может высказаться против его деятельности и трудов. Валиулла хазрат — признанный авторитет, и умер он настоящим шахидом. Пусть Всевышний Аллах не лишит его Своей милости.

Тысячу книг он напечатал, может, сотню книг сам написал, на них росли современные мусульманские деятели Татарстана. Нет ни одного дома, где бы не было книг издательства «Иман». Мы сегодня с хазратами вспоминали его фразы. Они на самом деле были уникальными. Если что-то скажет, то это уходит в голову и остается в сердце. Чтобы понять масштаб личности Валиуллы хазрата, понадобится еще время.

Заммуфтия Татарстана по социальным вопросам Илдар Баязитов:

Валиулла хазрат — это выдающийся деятель, идеолог татарстанского муфтията на протяжении многих лет. Мы не могли даже представить, что в самом рассвете сил он вдруг уйдет… Конечно, он открыто выступал против всяких радикальных сект и течений, но мне никогда не верилось, что у нас, в Татарстане, такое возможно… Очень большая потеря для нас. Он сделал очень многое для уммы: обеспечил литературой население, его издательство «Иман» сыграло решающую роль в просвещении людей, многие воспитывались на тех книгах, которые Валиулла хазрат в свое время выпускал…

Руководитель Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия Ислама Ильяс Зиганшин:

Я работал с ним практически два десятилетия. Среди исламских богословов он был одним из выдающихся личностей. Он всегда умел работать с разными категориями людей: с молодежью, со старыми, с богатыми, с бедными и тд… Он одним из первых в свое время взял под пристальное наблюдение процесс роста ислама, старался поднять религиозную составляющую, одним из первых пытался сплотить мусульман, в то же время начал возрождать исламские учебные заведения, в том числе известное медресе «Мухаммадия».

Кроме того, одним из первых он задумался о возрождении системы образования, работе с населением. Он был уникален тем, что внес огромный вклад в изучение трудов наших татарских богословов. Он организовывал различные конференции. Есть вещи, касающиеся народа, касающиеся религии, касающиеся традиций — он все это держал в уме и всегда привлекал к своей работе. Одним из первых он начал работать с интеллигенцией, сводил их с религиозными деятелями. У него очень много различных качеств, но могу выделить одно — он любил науку. Я всегда видел его с книгой в руках, огромное значение он придавал истории. Я считаю, его работы имеют огромное значение не только в масштабах Татарстана, но и всей страны.

Такой он был общительной, мобильной личностью с хорошим чувством юмора.

Историк Наиль Гарипов, ранее работавший заместителем Якупова по центру «Иман» (заявил "МК"):

В наши задачи входило распространение знаний по исламу и мусульманской культуре, которые были утеряны за 70 лет коммунистического режима. Я тогда был студентом, а он уже заканчивал аспирантуру. За 20 лет у нас было много совместных дел. Это был человек обширных познаний. Прекрасно разбирался в религиозных вопросах. Конечно, у него были враги: он был активный последователь традиционного ислама, его не любили те, кто выступал против этого ислама. В частности, последователи радикальных течений в исламе, таких как салафизм, так называемый «чистый ислам». Он выступал против них. По своему характеру этот человек был фаталистом и говорил, что надо уповать на Аллаха и ничего не бояться, но иногда после особенно эмоционального выступления я слышал от него такую фразу: «Наверно, за это меня убьют».

В память о Валиулле хазрате

В день смерти Валиуллы хазрата мусульмане Татарстана почтили память Якупова — руководитель учебного отдела ДУМ РТ, до этого многие годы проработавший первым заместителям муфтия республики, был убит ровно четыре года тому назад в подъезде собственного дома.

Тогда, летом 2012 года, в него стреляли шесть раз. Единственное ранение Якупов получил в грудь. Убийца был ранен срикошетившей пулей, но сумел скрыться. Выстрелы прогремели, когда Якупов выходил на улицу. Истекающий кровью он подошел к автомобилю Scoda, где его ждал водитель. После чего потерял сознание и скончался. Перед смертью Якупов сказал помощнику, что на него покушались.

Спустя 15 минут после этого убийства на улице Четаева был взорван автомобиль Toyota Land Cruiser. В машине в этот момент находился муфтий Илдус Файзов. Он разговаривал по телефону. Остановившись на светофоре, Файзов выскочил из автомобиля за секунду до взрыва. С переломами ног председатель ДУМ был госпитализирован в РКБ.

Оба религиозных деятеля боролись с экстремистами, из-за чего у Якупова и Файзова было много врагов. Исполнители и заказчика убийства и покушения впоследствии были задержаны либо ликвидированы силовиками.

Религиозные деятели пришли на могилу почтить память Валиуллы хазрата. Источник фотографии: dumrt.ru

«Я простил»

20 июля на кладбище при казанской мечети Аль-Марджани у могилы Валиуллы хазрата высшее руководство республиканского муфтията во главе с председателем Камилем Самигуллиным, главным казыем ДУМ РТ Джалилем Фазлыевым и другими вознесло молитвы за упокой души усопшего. Позже в Апанаевской мечети, в которой в качестве имама служил Якупов, состоялась научно-практическая конференция «Роль издательства „Иман“ в возрождении татарского духовного наследия», посвященная первому руководителю издательства Якупову.

В тот же день пострадавший во время казанских терактов Ильдус Файзов опубликовал на своей странице в Facebook следующую информацию: «Конечно, большинство из организаторов и участников этого преступления сегодня уже мертвы, но я думаю, заказчики еще живы и некоторые из них читают этот пост. Хочу сказать им, что я простил всех тех, которые участвовали в этом преступлении и вверяю их Аллаху», — говорится в сообщении.

Муфтий предположил, что возможной причиной нападения были призывы Духовного управления мусульман РТ быть патриотами своей Родины и любить свою нацию. Файзов также поблагодарил «всех, которые все это время поддерживали и до сих пор поддерживают» его.



Что еще почитать