Ялтинско потсдамская система. Распад ялтинско-потсдамской системы международных отношений. Смотреть что такое "Ялтинско-потсдамская система международных отношений" в других словарях

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений - принятое в историографии обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции.

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав - СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть, еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской ((4–11 февраля 1945) - вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх великих держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании Потсдамской (с 17 июля по 2 августа 1945 года) конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем, связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.

Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.

Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений, а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.

Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежским соглашением 1991 года.



Особенности:

1. Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли два сверхгосударства - СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.

2. Конфронтационный характер - системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной войны».

3. Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как в военных, так и в политических стратегиях.

4. Распределение мира на сферу влияния двух сверхгосударств как в Европе, так и на периферии, возникновения «разделенных» стран (Германия, Корея, Вьетнам, Китай) и становления военно-политических блоков, под руководством СССР и США привело к глобализации и углубленной геополитической структуризации системного противостояния и конфронтации.

5. Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР. США хотели установления в мире американской гегемонии под лозунгом «Рах Americana», СССР - утверждал о неотвратимости победы социализма в мировом масштабе. Советско-американское противостояние выглядело в первую очередь как соперничество системы политических и этических идеалов, социальных и моральных принципов.

6. Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. Разрушение колониальных систем, становление региональных и субрегиональных подсистем международных отношений осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и тенденций экономической и политической глобализации.

7. Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений.

8. ООН, один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путём гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное время.

Теоретические школы в международных исследованиях. Реал-политическая школа исследований международных отношений (реализм и неореализм)

Реализм

Основные положения классического реализма сводятся к следующему:

· Международные отношения представляют собой

взаимодействие государств, которые однородны по своей сути, являются унитарными участниками и, как люди,

эгоистичны в своих устремлениях.

· Взаимодействие государств осуществляется хаотично, так как

не существует «надгосударственного властного центра». В результате международные отношения являются «анархическими».

· Стремление к могуществу , в частности к военному превосход

ству, которое гарантирует безопасность государств, - главный мо-

тив их деятельности.

· Государства прежде всего исходят из своих интересов . При

этом они могут учитывать моральные соображения, однако ни одно

из них не обладает правом на определение того, «что такое хорошо,

злоупотреблений спекуляциями на морали.

· Политическая реальность отличается от экономической: для

политики главное власть, для экономики - богатство.

· В мире международных отношений, где доминирует силовой

фактор, государства всегда должны быть в полной готовности.

Шесть принципов политического реализма по Моргентау:

1. вероятностный характер политической деятельности в сфере международных отношений.

2. принцип национальных интересов, понимаемых в терминах власти и могущества.

3. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.

4. политический реализм признает моральное значение политического действия

5. политический реализм отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов.

6. Политическая сфера является автономной;

Общими для представителей политического реализма являются следующие ключевые положения:

1. Главными участниками международных отношений являются суверенные гос-ва. Реалисты считают, что сильные гос-ва делают то, что они могут, а слабые - то, что им позволяют сильные .
2 . «Национальные интересы» - главная категория теории политического реализма, основной побудительный мотив и ключевой стимул политики гос-ва на международной арене.

Что же касается состояния мира между гос-вами, то оно является идеальным, ибо всегда имеет временный характер.
3 . Основная цель гос-ва в международной политике - обеспечение собственной безопасности . Однако и они никогда не могут чувствовать себя в безопасности и постоянно стремятся к наращиванию собственных ресурсов и совершенствованию их качества.

4. Власть гос-ва неотделима от его силы , выступающей одним из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене

Наиболее известные представители - Рейнхольд Нибур, Фредерик Шуман, Джордж Кеннан, Джордж Шварценбергер, Кеннет Томпсон, Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Арнольд Уолферс и др. - надолго определили пути науки о международных отношениях. Бесспорными лидерами этого направления стали Ганс Моргентау и Реймон Арон

5. Можно ли изменить природу международных отношений? Этот вопрос реалисты считают центральным при изучении международной политики. Однако, по их мнению, до тех пор, пока существуют государства, они будут оставаться главными участниками международной политики, функционирующей по своим неизменным законам.

6. Иными словами, по мнению сторонников политического реализма, можно изменить конфигурацию политических сил, смягчить последствия международной анархии, установить более стабильные и более безопасные межгосударственные отношения, однако природу международных отношений изменить невозможно.

Неореализм

Основные положения неореализма:

§ Международные отношения рассматриваются как целостная система , функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.

§ Неореализм переносит центр объяснения международного поведения на уровень международной системы . Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими, так как зависят в основном от воли великих держав.

§ Кроме того, Уолтц выделил три основных принципа структуры международных отношений («структурная триада»). Во-первых, государства прежде всего руководствуются мотивом выживания. Во-вторых, участниками международных отношений остаются только государства, так как другие акторы не догнали и не перегнали ведущие державы по наличию полномочий и властных возможностей. В-третьих, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом.

§ Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.

§ стремление к методологической строгости.

§ Главные акторы - государства и их союзы .

§ Их основные цели - защита национальных интересов , безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях.

§ Основные средства достижения этих целей - сила и союзы.

§ Движущая сила международных отношений - в жёстком, сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы.

Сходства неореализма и политического реализма:

§ Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.

§ Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал.

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав - СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть, еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.

Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной .

Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США .

Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года .

Особенности

См. также

Примечания

Ссылки и литература

  • Системная история международных отношений в четырёх томах. 1918-1991 // Под редакцией доктора политических наук, профессора А. Д. Богатурова. Москва: «Московский рабочий», 2000
  • Дистанционный курс «Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. 1945-1991 гг.» // РАМИ. Авторский коллектив МГИМО(у) МИД РФ под руководством д.и.н. проф. М. М. Наринского. Москва:РОССПЭН, 2004.
  • Дубинин Ю. А., Мартынов Б. Ф., Юрьева Т. В. История международных отношений (1975-1991 гг.) : МГИМО(У). - М.: РОССПЭН, 2006.
  • Внешняя политика СССР. Сборник документов. Т. 5 (июнь 1941 - сентябрь 1945) / Отв. ред. Б. Е. Штейн. Сост. А. С. Тисминец. М.: [б/и], 1947.
  • Внешняя политика СССР. Сборник документов. Т. 6 (сентябрь 1945 - февраль 1947) / Сост. А. С. Тисминец. М.: [б/и], 1947.
  • Наринский М. М. История международных отношений. 1945-1975: Учебное пособие. - М.:РОССПЭН, 2004.
  • С. В. Кортунов, зав. кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ, проф. Крушение Вестфальской системы и новый мировой порядок - «Золотой Лев» № 125-126, 2006.
  • Дробот Г. А., д.п.н. проф. История мировой политики .
  • Юрченко С. В., Решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г. и «ялтинская система» в исторической ретроспективе // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып.2. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2001.
  • Шевченко О.К. «Границы Ялты» социокультурный срез Силезии, присоединенной к Польше в 1945 г. // «Ялтинская система» и современный мировой порядок: проблемы глобальной и региональной безопасности / Материалы международной научной конференции прошедшей в Ялте в 2010 г. – Симферополь, 2010.
  • Программа государственного экзамена по специальности 350200 «Международные отношения» исторического факультета АлтГУ, 2004.
  • Государственный комитет РФ по высшему образованию. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 021200 «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» - 1996.
  • Константин Челлини. Проблема глобализации в международных отношениях . - «Вестник Европы» 2002, № 6
  • Лебедева М. М., д. п. н., проф., зав. кафедрой политических процессов МГИМО. Политическая структура мира на рубеже веков: новые проблемы и вызовы - Центр исследований постиндустриального общества, 2001
  • Юрий Царик. Кризис международного права . - «Ноополис», 15 марта 2007
  • Сергей Берец. Ялта. Система мироздания. - bbcrussian.com, 4 февраля 2005
  • Ярослав Бутаков. Духи Ялты: смена вариантов глобализации - «АПН», 4 февраля 2005.
  • Планируемая история: мировой порядок как зона ответственности России - «Национальная лаборатория внешней политики», 2002.
  • Sergei Markedonov. Unrecognized Geopolitics . - «Russia in Global Affairs». № 1, January - March 2006
  • Horowitz D. From Yalta to Vietnam: American Foreign Policy in the Cold War. - N.Y. 1967.
  • Richard Holbrooke. America, A European Power. - Foreign Affairs, March/April 1995.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ялтинский уезд
  • Ялтырян, Арменак Вартересович

Смотреть что такое "Ялтинско-потсдамская система международных отношений" в других словарях:

    Ялтинско-Потсдамская система международных отношений

    Версальско-Вашингтонская система международных отношений

    Венская система международных отношений - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Вестфальская система международных отношений - система международных отношений, созданная после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Содержание 1 Описание 2 Основные принципы 3 Примечания … Википедия

    Системы международных отношений - В теории международных отношений выделяются несколько систем: Вестфальская система международных отношений (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.). Ей присуща идея баланса сил; Венская система международных отношений (после окончания… … Википедия

    Потсдамская эпоха - Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

    Версальская система - Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

    Версальско-Вашингтонская система - Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

    Международные отношения - Международные отношения это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Содержание 1 Критерии 2… … Википедия

    Холодная война - У этого термина существуют и другие значения, см. Холодная война (значения). Холодная война Дата 5 марта 1946 1991 Место Мир Прич … Википедия

Книги

  • История международных отношений В трех томах Том III Ялтинско-Потсдамская система Учебник , Торкунов А., Наринский М. (ред.). Учебник охватывает основные события и проблемы истории международных отношений периода после окончания Второй мировой войны и до распада биполярной системы мирового порядка. В книге…

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений - система международных отношений, закрепленная договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференций.

(Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - вторая по счету встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании,во время второй мировой войны, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском (Белом) дворце в Ялте, в Крыму. Потсдамскаяконференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года и проводилась с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.)

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г.

Бреттон-Вудская система , Бреттон-Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system ) - международная система организации денежных отношений и торговых расчётов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года. Сменила финансовую систему, основанную на «золотом стандарте». Конференция положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития(МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Ялтинско-Потсдамская система международных отношений имела ряд особенностей:

Биполярный порядок. Выявившееся преобладание в послевоенном мире двух наиболее мощных держав (СССР и США) довольно скоро переросло в их явное противостояние. Любой выигрыш одного из соперников автоматически считался соответствующим проигрышем другого –"игра с нулевой суммой ".

1) Гонка вооружений. . ялтинско-потсдамский порядок складывался в эпоху ядерного оружия, которое, внося дополнительную конфликтность в мировые процессы, одновременно способствовало появлению во второй половине 1960-х годов механизма предупреждения мировой ядерной войны - модели «конфронтационной стабильности».

В холодной войне каждая из сторон стремилась привлечь на свою сторону союзников и сателлитов. Тотальное противостояние СССР и США, Востока и Запада было чревато острыми международными кризисами: в Гватемале в 1954 г.,Чехословакия в 1968 г. Суэцкий кризис 1956 г. Берлинский кризис 1948–1949 гг., Корейская война 1950–1953 гг., Карибский кризис 1962 г.

Два полюса –уравновешивали друг друга. Первыми обладателями ядерного оружия стали США. В июле 1945 г. они произвели первое успешное испытание ядерного устройства, а 6 и 9 августа того же года сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. СССР стал обладателем атомной бомбы в августе – сентябре 1949 г. Членами атомного клуба стали также Великобритания – 1952 г., Франция – 1960 г., Китайская Народная Республика – 1964 г. При этом стабильность в рамках Я-Потсдамской системы была неустойчивой, непрочной. Она основывалась на равновесии страха и достигалась через конфликты, кризисы, локальные войны, через разорительную гонку вооружений.

3) Конфронтационный характер - системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах.

4) Роль международных организаций . В послевоенном мире усилилась взаимосвязанность стран и регионов .

Создание и существование универсальной Организации Объединенных Наций (ООН). Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., вступил в силу 24 октября того же года. Членами-учредителями ООН стали 50 стран.

Начало интеграционного процесса в Европе в 50е годы. План Монне, в основу которого легло экономическое объединение. По его замыслу, начинать было необходимо с интеграции угольной и металлургической промышленности Франции и Германии. Моне предполагал придерживаться «тактики малых дел», а не стремиться к созданию федерации или конфедерации.В дальнейшем план был доработан Шуманом, он ознакомил с ним иностранных партнеров. План Шумана предусматривал передачу контроля над угольной и сталелитейной промышленностью Германии и Франции наднациональному Высшему руководящему органу, который принимает обязательные решения в общих интересах. Переговоры по плану Шумана начались 20 июня 1950. Подписание договора о создании ЕОУС состоялось 18 апреля 1951.

Процесс формирования политической карты мира характеризовался значительными территориальными изменениями на политической карте мира: на месте бывшей Германии образовались два суверенных государства - ФРГ и ГДР, появилась группа социалистических государств в Восточной Европе, в Азии и даже в Латинской Америке (Куба). Война положила начало распаду колониальной системы.

Сан-Францисский мирный договор между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года. Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Представители Советского Союза, Чехословакии и Польши, участвовавшие в конференции, отказались его подписать. Глава советской делегации А. А. Громыко сделал упор на то, что на конференцию не пригласили представителей КНР.

Парижская мирная конференция 1946 г. Мирные договоры с союзниками Грм. М/ународная мирная конференция, созванная д/рассмотр-я мирных договоров м/у государствами антигитлеровской коалиции, победителями во второй мировой войне, и бывшими союзниками нацистской Грм. в Европе: Ит., Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Конференция проходила с 29 июля по 15 октября 1946 г. в Париже. В ней приняли участие СССР, США, UK, Фр., Кит., а также 16 других государств, принимавших участие в войне vs. блока фашистских агрессоров в Европе.

Оставшиеся несогласованными полож-я мирных договоров были урегулированы на Нью-йоркской сессии СМИД (4 ноября – 12 декабря 1946 г.). Церемония подписания мирных договоров состоялась в Париже 10 февраля 1947 г.

Каждый из подписанных мирных договоров объявлял о прекращ-и состояния войны с соответствующим государством. Мирные договоры предоставляли побежденным государствам право содержать в определенных размерах вооруженные силы, необходимые д/обороны страны. Побежденные страны обязались выплачивать репарации.

В итоге по мирному договору Ит. лишалась "всех прав и правооснований на итальянские территориальные влад-я в Африке", переданные в распоряж-е ООН. Ит. передавала Югославии полуостров Истрию, часть Юлийской Крайны, город Фиуме, некоторые острова. Принадлежавшие раньше Ит. Додеканезские острова в Эгейском море перешли к Греции. Были произведены также незначительные измен-я границы Ит. с Фр. в пользу последней.

Мирный договор с Румынией закрепил передачу СССР Бессарабии и Северной Буковины. Румынии возвращалась Трансильвания, переданная в 1940 г. фашистскими державами Венгрии. Вместе с тем подтверждалась передача Южной Добруджи Болгарии, также осуществленная во время войны. Тем самым выход Румынии к Черному морю заметно сузился.

Болгария должна была вернуть захваченные ею во время войны территории: Македонию – Югославии, Фракию – Греции. Вместе с тем она сохранила Южную Добруджу и поэтому оказалась единственным побежденным государством, территория которого получила некоторое приращ-е по сравн-ю с довоенной. Таким образом Болгария была вознаграждена за то, что она оставалась единственным сателлитом Грм., не объявившим войну Советскому Союзу.

Наибольшие территориальные потери понесла Венгрия, которая должна была вернуться к границам 1937 г. Румынии была возвращена Трансильвания, к ней же отошла Бачка – район на левом берегу Дуная. Южная часть Словакии была возвращена Чехословакии, а Закарпатская Украина перешла к СССР. В результате часть этнических венгров оказалась на территории соседних стран, например Румынии

Что касается Финляндии, то она признала границу с СССР, установленную в марте 1940 г. после "зимней войны"; кроме того, к СССР перешел район Печенги (Петсамо) на Крайнем Севере, что позволило Советскому Союзу иметь общую границу с Норвегией.

Советское руководство отстояло возврат к границам СССР на июнь 1941 г., то есть закрепл-е вхожд-я в состав Советского Союза Западной Украины и Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины, а также измен-я границы с Финляндией после "зимней войны" 1939–1940 гг. Оно даже добилось некоторых новых территориальных приобрет-й: К-гсберг с прилегающей территорией (ныне Калининград), район Петсамо на северном участке границы с Финляндией, Закарпатская Украина (по договору м/у СССР и Чехословакией от 1945 г.), Южный Сахалин, Курилы. Западные союзники признавали право СССР на "зону безопасности" вдоль его европейских границ - имелось в виду создание в соседних странах дружественных Советскому Союзу правительств, ориентировавшихся во внешней политике на Москву. СССР заключил договоры о союзе (или дружбе) и послевоенном сотрудничестве и взаимопомощи с UK, Фр., Чехословакией, Югославией, Польшей, Кит..

Происходила в рамках двух международных порядков – сначала биполярного (1945-1991), затем однополярного, который стал формироваться после распада СССР . Первый известен в литературе под названием ялтинско-потсдамского – по названиям двух ключевых международных конференцийЯлте 4-11 февраля 1945 и в Потсдаме 17 июля – 2 августа 1945), на которых руководители трех главных держав антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании) сформировали послевоенное мироустройство.

Ялтинско-потсдамская система обладала рядом важных особенностей.

1) Она не имела прочной договорно-правовой базы. Лежавшие в её основе договоренности были либо устными, официально не зафиксированными и долгое время остававшимися секретными, либо декларативными. В отличие от Версальской конференции , сформировавшей мощную договорно-правовую систему, ни Ялтинская конференция, ни Потсдамская к подписанию международных договоров не привели.

Это делало ялтинско-потсдамские основоположения уязвимыми для критики и зависимыми от способности заинтересованных сторон обеспечить фактическое их исполнение методами экономического и военно-политического давления. Элемент регулирования международных отношений силой или её угрозы был в послевоенные десятилетия ярче выражен, чем в 1920-х годах. Тем не менее, ялтинско-потсдамский порядок просуществовал (в отличие от версальского и вашингтонского ) более полувека и разрушился с распадом СССР.

2) Ялтинско-потсдамская система была биполярной. После Второй мировой войны СССР и США резко оторвались по мощи и влиянию от всех остальных государств. Многополярность мира исчезла.

3) Послевоенный порядок был конфронтационным главной характеристикой этой эпохи была Холодная война . Только в 1985-1991 гг., в годы «нового политического мышления » М. С. Горбачева , он стал трансформироваться в кооперационную биполярность, но она не укрепилась из-за разрушения СССР.

В условиях конфронтации отношения между СССР и США доходили порой до острых конфликтов, грозивших даже ядерной войной. Это породило во второй половине XX в. гонку вооружений невиданных масштабов.

4) Послевоенная биполярность приобрела форму идеологического противостояния между «свободным миром» во главе с США и «социалистическим лагерем», руководимым Советским Союзом. Оно выглядело как противостояние идеалов и моральных ценностей: равенства и уравнительной справедливости, с одной стороны, и свободы, конкурентности и демократии, с другой.

Советская пропаганда приписывала Соединенным Штатам мечту об уничтожении системы социализма, а американская Москве – намерение распространить коммунизм на весь мир. Однако идеологическое противостояние со временем смягчалось, всё больше заменяясь на практике геополитическими аргументами.

5) Ялтинско-потсдамская система складывалась в эпоху ядерного оружия, которое способствовало появлению во второй половине 1960-х годов механизма предупреждения мировой ядерной войны – модели «конфронтационной стабильности». СССР и США стали избегать ситуаций, способных спровоцировать вооруженный конфликт между ними. Сложились концепция взаимного ядерно-силового сдерживания и основанные на ней доктрины стратегической стабильности на базе «равновесия страха».

6) Ялтинско-потсдамская система отличалась высокой степенью управляемости международных процессов. Как система биполярная, она строилась на согласовании мнений всего двух держав, что упрощало переговоры. США и СССР действовали не только в качестве отдельных государств, но и в роли групповых лидеров – НАТО и Варшавского договора , которые им удалось довольно жёстко подчинить себе.

План
Введение
1 Особенности
Список литературы

Введение

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений - принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав - СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. Т.е., еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.

Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.

Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.

Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.

1. Особенности

· Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли два сверхгосударства - СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.

· конфронтационный характер - системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной войны».

· Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как в военных, так и в политических стратегиях.

· Распределение мира на сферу влияния двух сверхгосударств как в Европе, так и на периферии, возникновения «разделенных» стран (Германия, Корея, Вьетнам, Китай) и становления военно-политических блоков, под руководством СССР и США привело к глобализации и углубленной геополитической структуризации системного противостояния и конфронтации.

· Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР. США хотели установления в мире американской гегемонии под лозунгом «Рах Americana», СССР - утверждал о неотвратимости победы социализма в мировом масштабе. Идеологическая конфронтация, «борьба идей», приводила к взаимной демонизации противоположной стороны и оставалась важной чертой послевоенной системы МО. Советско-американское противостояние выглядело в первую очередь как соперничество системы политических и этических идеалов, социальных и моральных принципов.

· Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. Разрушение колониальных систем, становление региональных и субрегиональных подсистем международных отношений осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и тенденций экономической и политической глобализации.

· Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений.

· ООН, один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное время.

Список литературы:

1. В ряде случаев источники сокращают название до «Ялтинская система» или «Потсдамская система». Употребляются также термины «эпоха», «порядок» и «миропорядок».

2. Константин Худолей, профессор, декан факультета международных отношений СПбГУ:

После Второй мировой войны международные отношения определяла ялтинско-потсдамская система. Ее основными чертами были договоренности трех великих держав, выигравших Вторую мировую. Эти государства - прежде всего Соединенные Штаты Америки и Советский Союз (Англия отошла постепенно на второй план) - признали определённые сферы влияния друг друга. И в течение длительного времени, за исключением отдельных аспектов, договоренности сохраняли силу и никто не вторгался в чужую зону влияния. В то же время ялтинско-потсдамская система вызывала возмущение многих стран, чья роль таким образом значительно принижалась. К тому же неотъемлемой чертой ялтинско-потсдамской системы была холодная война, гонка вооружений, достигшая действительно критической черты, и постоянная напряженность.

Также см., напр. здесь: ,



Что еще почитать