​Ян Амос Коменский - великий чешский педагог, писатель, гуманист и общественный деятель. Краткая биография каменского правил искусства развивать нравственность

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) родился в семье управляющего золотыми приисками, раннее детство прошло в пос. Боровское на Урале. Осиротев в пять лет, жил у родственников в Перми, учился в церковноприходском училище. В 1902-1906 работал конторщиком на железной дороге, печатал заметки и стихи в уральских газетах.

В 1902 увлекся театром и стал выступать на провинциальной сцене, гастролировал по разным городам России. В 1903 г. попал в труппу В. Мейерхольда и по его совету оставил сцену ради занятий литературой. В 1906 переехал в Петербург и, сдав гимназические экзамены, получил возможность обучаться на сельскохозяйственных курсах.

В 1908 пришел в только что открывшийся «журнал литературных дебютов» - «Весна», и так понравился главному редактору Н. Шебуеву, что тот предложил ему место секретаря редакции. Здесь Каменский стал печатать свои незрелые юношеские литературные опыты; здесь же он познакомился с известными столичными писателями и «открыл» В. Хлебникова, впервые напечатав в «Весне» его прозу.

Вместе с Хлебниковым, Д. Бурлюком (у которого учился живописи) и E. Гypo участвовал в организации литературной группы «кубофутуристов» и до конца оставался верен этому направлению. Написал пьесу (принятую к постановке одним из петербургских театров), антиурбанистический роман «Землянка» (1910), редактировал коллективные сборники футуристов, где печатал и свои «солнцевейные» стихи, а в феврале 1911 года купил моноплан «Блерио XI» и стал одним из первых русских авиаторов.

Учился пилотажу у самого Л. Блерио в Париже, а потом совершал полеты из Гатчины, Перми и на юге; чудом остался жив после катастрофы над польским городом Ченстоховом. Показательные полеты сопровождал чтением лекций; в конце 1911 написал 4-актную пьесу «Жизнь авиаторская». На деньги, заработанные «воздушными» выступлениями, приобрел земельный участок под Пермью на реке Каменка и стал жить в собственной усадьбе, не оставляя при этом занятий литературой, живописью и авиацией.

Приехав в 1913 году по приглашению Д. Бурлюка в Москву, познакомился с В. Маяковским и вновь активно включился в движение «будетлян»: читал в Политехническом музее свои стихи и лекцию «Аэропланы и поэзия футуристов»; ездил со своими товарищами в турне по России, печатался во всех коллективных изданиях.

С 1914 начинают выходить «железобетонные поэмы» В. Каменского («Танго с коровами», «Константинополь» и др.), представлявшие собой пятиугольные книжки (лист со срезанным углом, расчерченный на неправильные многоугольники, заполненные буквами, целыми и усеченными - «заумными» - словами).

Спустя несколько десятилетий такие графические опыты стали называть на Западе «конкретной поэзией». Летом 1915 Каменский окончил свое главное произведение - роман «Стенька Разин», не столько историческое, сколько мифологизированное, стилизованное под фольклор повествование.

В 1916-17 жил в Тифлисе, с блеском выступая в цирке: выезжал на арену на белом коне в костюме «Стеньки Разина» и обращался к публике с речью о поэзии и с декламацией стихов. На вырученные деньги издал большую книгу стихов - «Девушки босиком».

В 1917 организовал в Москве «Кафе поэтов»; во время революции выпустил «Декрет О заборной литературе, О росписи улиц, О балконах с музыкой, О карнавалах искусств». После революции жил в своей усадьбе на Каменке, но много писал и путешествовал, сочинял темпераментные мемуары - «Путь энтузиаста».

Последние тринадцать лет жизни был парализован, прикован к постели.

Коменский(Komensky, Comenius) Ян Амос .

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Без примера ничему не выучишься.

Коменский Ян Амос

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Ян Амос

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чешского языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский- ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней воины он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("Labirint sveta a raj srdce", 1623), в котором отразилась его общественно-критическая позиция. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца"), Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликованную в1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к "Дидактике".

В 1631-32 Коменский переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике" создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь "Информаторий материнской школы", ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Коменский Ян Амос

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) он возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae linguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).

В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены им в соч. "Пансофич. школа" (1651). Ученый предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образовательном процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" ("Orbis sensualium pictus", 1658), упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу "Школа - игра" ("Schola - ludus", 1656), которая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Ян Амос

В 1654 Коменский вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. педагогических сочинений "Opera didactica omnia", среди которых впервые увидела свет и "Великая дидактика". В Амстердаме он работал также над начатым в 1644 трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica"), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. "Всеобщий совет..." включает несколько частей. "Всеобщее пробуждение" ("Панегерсия") призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, "Всеобщее просвещение" ("Панавгия") анализирует основные методы по исправлению, "Всеобщая мудрость" ("Пансофия"), называется также "Всеобщее устройство" ("Пантаксия"), содержит философское ядро "Всеобщего совета" - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. "Всеобщее воспитание" ("Панпедия") содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания ученый присоединяет и др. "школы жизни", которые в свою очередь делит на этапы развития - "классы". Т.о., система всеобщего воспитания Коменский включает "школу рождения", подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), "школу раннего детства" (дошкольное воспитание), "школу детства" (элементарное школьное обучение на родном языке), "подростковую школу" (среднюю ступень), "школу молодости" (высшее образование). На следующем этапе - в "школе старости" - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о ее сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура,- всеобщий язык" ("Панглотия"), "Всеобщее исправление" ("Панортосия") завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчеркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных полит. вопросов. Заключит, часть "Всеобщего Совета" -"Всеобщее поощрение" ("Паннутесия") призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому,- подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - богу. Т.о., Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно ему, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Коменский Ян Амос (Komensky, Comenius) .

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Без примера ничему не выучишься.

Коменский Ян Амос

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чешского языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский- ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней воины он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("Labirint sveta a raj srdce", 1623), в котором отразилась его общественно-критическая позиция. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца"), Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликованную в1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к "Дидактике".

В 1631-32 Коменский переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике" создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь "Информаторий материнской школы", ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Ян Амос

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) он возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae linguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).

Ян Коменский является известным чешским педагогом и писателем. Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.

В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Первой супругой Яна Коменского была Магдалина Визовская, с которой он прожил 4 года. В 1622 г. она и двое их детей скончались от чумы.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать .

Признание в обществе

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.

Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.

В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на и опубликована под названием «Реформа школ».

Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в и , где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в , обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.

Вскоре, ему удалось встретиться с (см. ), имя которого было известно всей Европе.

Пансофия Яна Коменского

Обосновавшись в , Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал для обучения школьников.

Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых.

В результате, в 1651 г. ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня.

По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 г. князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем.

Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу.

В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало.

Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

Последние годы жизни

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и началась война.

Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал . За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей.

Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным.

В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 г.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 г. в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Идеи и дидактика Яна Коменского

Прочитав краткую биографию Коменского, предлагаем вам ознакомиться с основными идеями великого педагога.

Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений:

  • видимому творению, в котором видна сила Творца;
  • человеку, созданному по подобию Бога;
  • слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания.

Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру.

В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость.

Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.

По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами.

Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой.

Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины.

Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий.

Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе.

Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной , это ни в коем случае не является его виной.

В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом.

В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.

Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова.

Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Человек своего времени

Стоит отметить, что Яна Коменского мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии.

Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.

Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете о жизни и трудах Яна Коменского все самое необходимое. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Священник, который в части Европы провёл образовательную реформу, родился в небогатой семье и почти не знал родительского тепла, поскольку и отец, и мать умерли очень рано от чумы. Наверное, поэтому у него было столько идей о правильном воспитании детей и столько методов, как дать им больше и времени, и знаний и любви, чем было принято в те годы.

Семья и образование

Ян Коменский родился в городке Нивнице в Моравии. Его родители принадлежали к религиозной общине Чешских братьев. Кроме Яна у них было ещё две дочери. Отец работал на мельнице.

Дед Яна переехал в Моравию из Словакии, затем изменил свою фамилию в честь городке в котором поселился - Комне, так и стал Коменским.

Начальное образование будущий педагог получил в местной братской школе.

Из-за чумы, которая в то время бушевала в Европе, Ян остался без обоих родителей и сестёр - все они умерли в 1602-1604 годах.

В 16 лет Ян переехал в городок Пршеров, где пошёл учиться в латинскую школу, где пробыл два года. В 1611 он крестился, получив второе имя - Амос, и стал священником. Ему поручают место управляющего Советом общины братьев, кроме того он также и учитель-проповедник.

Следующими этапами в жизни Коменского стали учёба в академии Херборна и Гейдельберском университете. В то же время Ян начинает работу над своим первым серьёзным трудом «Театром всех вещей», который будет создавать, начиная с 1614 следующие 13 лет. Кроме того он начал трудиться над «Сокровищницей чешского языка». И если первая книга была своеобразной энциклопедией, то вторая — первый словарём чешского языка. Работа над ним будет окончена лишь в 1656 году.

Педагогическая деятельность

В 1614 Ян возвращается в Пршеров и следующие четыре года работает там учителем в местной братской школе. После переезжает в городок Фульнек, где изучает эпоху Возрождения. Там же он пишет «Моравские древности» и девять лет жизни отдаёт на то, чтобы составить карту Моравского края.

В 1618 году он женится, но через четыре года жена и оба ребёнка умирают от чумы.

В 1624 он женится вторично.

Несмотря на бурную научную деятельность, у него возникают проблемы на религиозной почве: католики начали гонения против Моравских братьев, к которым принадлежал и Коменский, и других протестантов. Это повлияло на его решение переехать в Польшу. Там он оседает в городе Лешно, где за год до его приезда, в 1626, Моравские братья открыли собственную гимназию. В ней он и остался на должности ректора и преподавателя, параллельно работая над своими трудами.

В 1632 году он издал «Дидактику», сперва на чешском языке, затем шесть лет ушло на перевод книги ещё и на латынь. В 1638вышла его Didactica Magna.

Кроме научных трудов он также работал и над учебниками: из-под его руки вышли «Физика» и «Астрономия». Он написал «Материнскую школу» — один из первых в Европе трудов о воспитании детей.

Коменский также был приверженцем пансофии - движения, которое предусматривало обучение всему. Его идеи стали весьма популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои методики на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки.


Переезды и школьные реформы

В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где канцлер предложил ему провести образовательную реформу. Но из-за бумажной волокиты и дипломатических дел, замысел не был осуществлён. В результате в Швеции реформу провели по примеру Упсальского университета.

В 1648 году умирает вторая жена Коменского, через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.

В 40-х годах он также активно работает над учебниками, в результате чего в 1651 году его приглашают осуществить школьную реформу в Трансильвании.

Первым городком, который попал под новации, стал Шарошпатак. После реорганизации местных школ, он снова вернулся в Лешно в 1656, где его возводят в епископы. Там пробыл год, но из-за войны на территории Речи Посполитой, решил бежать, поэтому и перебрался в Амстердам. Этот переезд был скорее побегом: пришлось оставить всё нажитое за 28 лет имущество, огромную библиотеку и множество незаконченных рукописей

В Амстердаме он наконец может спокойно вздохнуть и работать: его проекты своевременно финансируют, а разработки ценят. Наконец он завершает и издаёт свою «Великую дидактику» в четырёх томах. Книга имела большую популярность.

Из-за конфликта между Англией и Нидерландами, Коменский рисковал опять бежать из страны, но по его призыву обе стороны заключили мирный договор.

Из-за пережитого и постоянных переездов здоровье Коменского пошатнулось. Работать ему было уже тяжело, поэтому свои последние разработки за ним записывали помощники.

Ян Коменский умер в возрасте 78 лет. Его похоронили в Нардене - пригороде Амстердама.


Основные идеи педагогики и философии Коменского

Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.

Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.

Учитель - это не профессия, а призвание.

Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.

У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.

Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё - школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после - школа юности, школа жизненной практики и последняя - школа старости.

  • В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.
  • На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.
  • Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.
  • В честь Коменского названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).


Что еще почитать