Звери наших лесов. Конспект ООД в подготовительной группе «Звери наших лесов. Малый пёстрый дятел

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Образовательные:

1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

2. Согласование числительных с существительным

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию просодической стороны речи.

3. Способствовать развитию фонематического восприятия.

4. Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле,

Демонстрационный материал:рисунки частей животных. Предварительная работа: 1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание иллюстраций о животных 3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: - Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)

1. Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки(мышь)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой(медведь)

3.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный(волк)

4.Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?(заяц)

5. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней(лиса)

6.Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка(лягушка)

Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»

2. Сообщение темы занятия

Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка) 3.Расширение словаря по теме.

ЛОГОПЕД: Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

РЕБЕНОК: -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД: - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.) - Вошла мышка и стала там жить.

4. Согласование существительных с числительными

ЛОГОПЕД: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала: РЕБЁНОК: - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (1 лось, лиса и т.д.) - Вошла лягушка и стала там жить.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково. (Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось…., кабан…) - Вошёл зайчик и стал там жить.

6. Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

И колючий брат-ежонок.

7.Образование притяжательных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты.(Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам)) - Вошла лисичка и стала там жить.

8. Употребление сложных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий. - Вошел волк и стал там жить.

9. Образование существительных с суффиксом –ищ Работа над просодикой речи

ЛОГОПЕД: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята скажут у кого что?

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

Вошёл медведь в теремок и стал там жить.

10 .Составление рассказа-описания

ЛОГОПЕД: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме

Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.

Медведь дикое животное.

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

11. Итог занятия

Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась вам сказка?

Конспект фронтального занятия по теме «Дикие животные наших лесов» для детей старшей логопедической группы с ОНР.

Цель : формирование лексико– грамматических категорий у детей старшей логопедической группы по теме “Дикие животные” .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и расширить представления о диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, их семьях, среде обитания, питании;

Расширять и активизировать словарь по данной теме ;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных;

Учить согласовывать существительные с прилагательными;

Упражнять в падежном управлении существительных.

Коррекционно-развивающие :

- развивать логическое мышление , внимание, восприятие;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать произвольность поведения;

Развивать графические навыки;

Учить согласовывать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные :

Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : картинки с изображением диких животных, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные). Презентация.

Ход нод:

1.Организационный момент.

Звучит аудиозапись. Под музыку (стук дятла в лесу, голоса птиц, животных ) дети заходят в группу .

Логопед : - Ребята, вы узнали, чьи это голоса?

Дети : -Это голоса животных и птиц.

Логопед : -Где мы можем услышать этих птиц и животных?

Дети : - В лесу.

Логопед :- А вы хотите поближе познакомиться с животными и побольше узнать о них?

Дети : -Да.

Логопед: - Предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Оденемся потеплее.

Имитация одевания в сочетании с массажными движениями по тексту:

Надеваем кофты, теплые штанишки,

Надеваем шапки, шубки, и манишки.

Варежки на ручки, обуем сапожки.

Ну, готовы, детки? Сани уже ждут нас. Слайд

Вот мы и в лесу!

Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы пришли.

Как здесь красиво! Слайд

Работа по развитию дыхания.

Давайте подышим чистым лесным воздухом.

Вдох через нос, выдох через рот.

Координация речи с движением
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)

Там деревья до небес, (Плавно через стороны поднимают

Ветер сильный налетает

И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)

Тише, тише не шуми,

Лесных зверей хотим найти.

Тихо сейчас в лесу, но

Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.

Волк в лесу - … воет Изобразите волчий оскал, воем как волки (У-у-у)

Медведица - … ревет (Ы-Ы-Ы)

Кабан - … хрюкает ……(хрюкаем)

Лиса - … тявкает…..

В лесу, кроме птиц и зверей, можно услышать еще и эхо.

Сейчас я буду говорить то тихо, то громко, а вы будете моим эхом.

Чистоговорки

Ду-ду-ду – по тропинке я иду Слайд

Ды-ды-ды – вижу на снегу следы

Де-де-де – а лесные звери где?

Ди – ди –ди – кто за елкой, погляди.

Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем.

Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Игра “Узнай по силуэту” (“зашумованые” картинки) . Слайд

Образование существительных в В. п без предлога

Кого вы увидели? Настя, кого ты видишь? А ты, Коля?...

(Я вижу лису. Я вижу медведя. И т. д.)

Логопед : Как мы называем животных, живущих в лесу, одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?....(Ответы детей).....

Давайте поиграем в игру "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.

Злой, голодный, серый. Слайд

Трусливый, длинноухий.

Хитрая, рыжая, хищная.

Рыжая, маленькая, быстрая.

Большой, бурый, неуклюжий.

Рогатый, мощный, неторопливый.

Колючий, маленький, ловкий.

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Кого в лесу много? Игра «Один – много»

Волк – волков.

Белка – белок.

Лось – лосей.

Заяц – зайцев.

Крот – кротов и т. д.

Угадайте-ка, ребятки,

Что за звери захотели

С нами в прятки поиграть?

Мы должны зверушек с вами

По их хвостикам узнать. Слайд

Д/ Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных)

Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д.

(Образование существительных в Р. падеже с предлогом У)

Логопед : У кого хвост самый короткий?

Самый пушистый?

Похож на лисий, но поменьше?

Самый некрасивый?

Вот зверушки осмелели,

выглянули из-за ели.

Чьи мы ушки увидали?

Назовете-всем медали знатоков вручу тотчас.

Чьи ушки? (медвежьи……. Слайд

Тихо так в лесу, прекрасно.

Только ищем мы напрасно

Ежика и барсука, мишку и бурундука.

И енота не найдем. Спят они зимою лютой.

И у каждого свой дом.

Так тепло, уютно в нем Слайд

Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом
Есть нора –надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.

Ну, а где же зайца дом?
Живет зайчишка под кустом.

Дом – ладошки, дети

загибают пальцы на обеих руках на каждое

двустишие.

делают ушки зайчика

разводят руки в стороны

Игра “Назови семью”.

Логопед : - Ребята, у всех животных есть семья .

Назовите семью животных: папу, маму, детеныша. (Это заячья семья. Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д) Слайд

Логопед :- А сейчас назовите диких животных ласковыми словами.

Игра «Назови ласково»

Медведь – медведюшка.

Заяц – заинька.

Лиса – лисичка.

Белка – белочка.

Волк – волчок и т. д.

Вспомните сказки, герои в которых - дикие животные. (Дети называют)

Как в сказках называют зверей?

Михайло Потапыч,

Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна

Волчок-серый бочок, заинька.

Логопед:-Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали и немного отдохнем.

Физкультминутка “На водопой”.

Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)

За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)

За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)

Волчица вела за собою волчат (крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)

Хорошо воды напиться, но пора и подкрепиться.

Игра “Кто чем питается?” Слайд

На доску выставляются картинки:

На первую строчку – мясо в тарелке;

На вторую - трава, гриб, ягода.

Ребята, все дикие животные делятся на две большие группы: хищники, которые питаются мясом, т. е. поедают более мелких животных; и травоядные, которые едят траву, грибы, зёрна. Подумайте, к какой группе можно отнести животное на картинке и поставьте его на соответствующую строчку (дети выходят по одному и к доске и выполняют задание).

Хитрые вопросы.

У кого больше лап – у зайца или белки?

Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?

Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно на диких животных, на их внешние признаки. Давайте скажем о них одним словом.

Упражнение на развитие словообразования. Слайд

Логопед : - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая) ;

У зайца какие уши? (длинные) . Значит он какой? (длинноухий) ;

У белки как ИЕ ЗУБЫ? ) Значит она какая ( ОСТРОЗУБАЯ ).

У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий).

У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т. д.

У медведя какие лапы? (толстые)-…. толстолапый.

Упражнение для развития графических навыков

Логопед : Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением диких животных . Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.

Оставьте их себе, дома раскрасите.

Вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой.

Звонко бубенцы звенят, сани мчат нас в детский сад.

Итог. Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Кого мы там встретили? Что нового вы узнали о диких животных?

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Дикие животные наших лесов»

для детей подготовительной группы

Цель: создать условия для развития лексико - грамматической стороны речи , в процессе закрепления представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период.

Коррекционно-обучающие задачи: с оздавать условия для закрепления и совершенствования навыков образования притяжательных прилагательных; Совершенствовать грамматический строй речи (существительное в родительном падеже и множественном числе)

Коррекционно-развивающие задачи: у пражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, развивать у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в.

Коррекционно-воспитательные задачи: в оспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Оборудование: картинки - дикие животные (медведь, волк, лиса, заяц, ёж), картина, на которой изображены «домики» животных, картинки детенышей животных, аудиозапись голосов животных, звуки леса.

Ход занятия

«Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса, не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть, что нам пить и что нам есть.

Поскорее, приходите, помогите, помогите».

Жители леса.

Ну что, отправимся на помощь к животным? Чтобы им помочь, нам нужно будет рассказать, как они выглядят, чем питаются и где живут, тогда чары волшебника исчезнут.

Логопед : Скажите , как называют животных, которые живут в лесу?

Дети : Дикие животные.

Логопед : Правильно, все эти животные - дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Дети : Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

А что растёт в лесу?

Дети : деревья, ягоды, грибы.

Логопед : Давайте, с вами превратимся в снежинки, чтобы злой волшебник нас не заметил, и мы отправимся на помощь. Закрывайте все глаза я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.

Все вместе покружитесь ,

В снежинки превратитесь.

В зимнем лесу окажитесь !

Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите, как красиво вокруг посмотрите какой красивый зимний лес. Подышите свежим, чистым воздухом зимнего леса.

Дыхательная гимнастика.

Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу?

Ответы детей : (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то можно напугать лесных жителей , так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки).

Логопед : Молодцы ребята теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу. Ой, смотрите : а кто это?

Все зубами клац да клац, -
Что ты ходишь, серый волк?
"Места я не нахожу -
Все от холода дрожу!"

Я Волк очень похож на собаку я хищное животное. живу в лесу, имею серый окрас. Какой ты издаешь звук? А как называется твое жилище?

Проволка написано много сказок, создано много мультфильмов. Какие например?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая.

Ответ детей (лиса)

Я лиса очень красивое животное. У меня мягкая и пушистая шёрстка, рыжего цвета. Лапы черные, а грудь белая. Хвост у меня очень пушистый и красивый, он согревает в сильные морозы. Я живу в норе.

А это кто? Дети здороваются с медведем. Медведь рассказывает про себя.

Я хищник, так как охочусь очень редко. Очень люблю различные ягоды, мёд диких пчел . Живу в берлоге. А что медведь делает зимой? Дети рассказывают, что медведю необходимо в это время спать. Медведь соглашается, но сначала хочет поиграть с детьми. Скажите , а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?

Ответ детей: (еж)

Логопед : Правильно еж. Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой ему нечего есть. Показ картинки.

Пойдешь спать, но сначала помоги отгадать загадку.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответы детей : (белка)

Логопед: Правда, белка! Правильно вы отгадали! Рассмотрите белку. Расскажите , какая она? Какие у неё ушки и хвост? Почему Белок называют грызунами ?

А где живет белка?

Ответ детей : (в дупле) .

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

А как вы догадались, что это заяц? (он живёт в бору, питается корой, зимой меняет цвет шубки).

- Пройдите лабиринт, помогите животному найди дорогу к своему жилищу.

Но прежде разомнем пальцы:

Гладь мои ладошки, ёжик!

Ты колючий, ну и что же!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Ой а что это за звуки (найди картинки)

Зайцы- кричат

Волк воет - у-у-у

Медведи издают рычащие звуки - медвежий рык.

Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки ,

А какие звуки издает лиса ? Лиса пищит.

Белка издает цоканье.

Игры на развитие выразительной мимики.

1. Если белка попробует соленый чай.

2. заяц попробует лимон.

3. Сердитый мишка.

4. ночь день

5. Грязная морковка.

6. Тепло-холодно в зимнем лесу

7. Рассердились на драчуна волчонка.

8. Встретили доброго зайку.

9. Обиделись на лису.

10. Удивились какой красивый зайчик.

12. подмигнули зайчику

13. Получить подарок.

14. Радость.

- Есть нет. Совершенствование грамматического строя речи (существительное в родительном падеже и множественном числе)

У меня есть волк у меня нет волка но есть белка у меня нет белки но есть заяц у меня нет зайца но есть лось у меня нет лося но есть лиса у меня нет лисы но медведь у меня нет медведя но есть волк.

Физ. минутка Летит самолет над лесом

узнать ещё больше о жизни диких животных нам поможет волшебный «снежок» . Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы - отвечать, не спеша, хорошо подумав.

Проблемные вопросы:

Как называется дом белки? (Дупло.)

Утепляет ли на зиму своё дупло заяц? (Нет, его у него нет.)

Кто из диких животных выше зайца , но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)

Каких животных можно назвать - звери - сони ? (Медведь, ёж,.)

Какие звери не впадают в спячку ? (заяц, лиса, волк,)

Каких животных можно назвать - грызунами? (заяц, белка.)

Каких животных можно назвать - хищниками? (Волк,медведь)

Игра «Чей хвост, чьи уши?»

Задание. Дети по картинкам определяют, чей хвост, чьи уши.

Игра «Кто лишний?»

Логопед: Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Мы помогли жителям леса, и чары злого волшебника развеялись и все звери провожают Вас, скажите: кто, где сидит?

Дети: Белка сидит НА дереве

Заяц спрятался под куст

Медведь стоит за деревом

Лиса выглядывает ИЗ норы

Волк лежит ПОД деревом

Давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны так как чары волшебника исчезли . А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся как снежинки .

снежинки, снежинки

В деток превратитесь

В детский сад вернитесь!

Вам понравилось наше приключение?

Дети : Да!

Логопед : Где мы сегодня побывали?

Дети : В лесу.

Логопед : Кому мы сегодня помогли?

Дети : Диким животным.

Каких зверей мы встретили?

А кто делает запасы на зиму?

Кто из зверей впадает в спячку?

Здорово ребята, все запомнили. Теперь мы знаем, что делают звери в лесу зимой.

Организация: МБДОУ Детский сад Мишутка

Населенный пункт: Смоленская область, г. Рославль

Цель : Формирование знаний о диких животных нашего леса через интеграцию образовательных областей.

Задачи : Обогащать и систематизировать знания детей о жизни диких животных наших лесов: образе жизни, питании, жилищах;

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, учить делать выводы;

Развивать связную речь детей через составление описательных рассказов о животных с использованием схемы – алгоритма;

Обогащать словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки);

Формировать слуховое восприятие у детей;

Развивать коммуникативные способности детей, интеллект;

Воспитывать любознательность, любовь, бережное и заботливое отношение к животным родного края.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседы с детьми, чтение сказок, рассказов о животных наших лесов, рассматривание энциклопедий о животных, просмотр мультфильмов, презентаций, рассматривание фотографий, заучивание стихов, загадывание загадок, продуктивная деятельность на занятиях по рисованию и аппликации, изготовление и работа с «лэпбуком» «Дикие животные леса».

Материалы и оборудование:

мультимедийный экран, фотографии диких животных, звуки леса, мяч для игры, силуэтные раскраски диких животных, гуашь, палочки с поролоном, клеевые кисти, ватные палочки, пастельные мелки.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы верите в чудеса? (ответы детей) Я предлагаю вам закрыть глаза ладошками и сосчитать до трёх: раз, два, три и очутиться…где? (на экране появляется картинка леса и звучит живая музыка - звуки леса). Как вы думаете, где мы с вами оказались? (СЛАЙД 1) (В лесу).

Воспитатель : Мы с вами живём в квартирах, домах. А для кого, ребята, лес является домом? (Для диких животных, потому что они сами заботятся о себе, добывают пищу, строят жилища).

Воспитатель : Молодцы, ребята. А вы помните, как нужно вести себя в лесу? Давайте все вместе вспомним. (Дети перечисляют правила: нельзя шуметь, громко включать музыку, нельзя разводить костёр, оставлять мусор после себя, нельзя трогать яйца птиц, ломать ветки деревьев).

Воспитатель: Давайте пройдёмся по лесной тропинке. А пока будем идти, вспомним, кто живёт в лесу.

2.Динамическое упражнение: «Как передвигаются животные»

По лосиному красиво (ходьба, поднимая высоко колени ,

  • лось в лесу густом. скрестив руки над головой)

По мышыному пугливо (бег на носках)

Семенит мышонок в дом.

И по заячьи зайчишка (прыжки на 2х ногах)

Всё спешит запутать след.

По медвежьи ходит мишка (ходьба на внутренней

  • с детских лет. стороне стопы)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте тихонько присядем на лесной полянке и посмотрим, кто же из животных нам покажется.

3. «Опиши животное»

На экране появляются: (СЛАЙД 2 ) –волк. (СЛАЙД 3) – медведь, (СЛАЙД 4) – ёж, (СЛАЙД 5) – заяц. Дети описывают животных, опираясь на схему-алгоритм. (Внешний вид, среда обитания, чем питается, жилище, отличительные особенности). В процессе описания дети дополняют ответы друг друга.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень много знаете о животных. Умнички! А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом на нашей полянке. Я буду называть вам животных, при этом – бросать мяч, а вы мне назовёте их признаки.

4.Игра «Ассоциации»

Признаки:

Лиса (какая?) хитрая, рыжая…

Волк (какой?) злой, серый, хищный…

Ёж (какой?) колючий, всеядный… и т.д.

Действия:

Лиса (что делает?) - охотится, мышкует…

Белка (что делает?) - готовит запасы, прыгает…

Кабан (что делает?) - бродит, ищет жёлуди…и т.д.

В-ль: Какие вы все молодцы! Мне понравилось с вами играть. А вам?

(ответы детей). Тогда давайте ещё поиграем.

5. Игра «Исправь ошибки»:

Волк впадает в спячку зимой.

Зайцы живут на деревьях.

У медведя на ногах копыта.

- Ёж всеядное животное.

Лиса умеет прыгать по деревьям.

Белка хищное животное.

Дети исправляют ошибки и объясняют правильный ответ.

6 . Викторина «Вопрос – ответ»

- У кого самые длинные уши? (у зайца).

- Кого называют хозяином леса? (медведя).

Кто делает запасы на зиму? (белка).

У кого зимой рождаются детёныши? (у медведицы).

Кто умеет сворачиваться в клубок? (ёжик).

Кто является санитаром леса? (волк).

Кто умеет запутывать следы? (заяц).

Кто впадает в зимнюю спячку? (медведь, ёж).

Для кого жёлуди – любимое лакомство? (для кабана).

Воспитатель : Как вы быстро и правильно всё мне ответили. Молодцы! Но сейчас я предлагаю для вас более сложное задание. Нужно внимательно слушать меня и если я скажу неверно, вы меня исправите. Готовы?

7. Дидактическая игра «Кто лишний?»

Лиса, заяц , волк, рысь.

Кабан, барсук, слон , медведь.

Лось, ёж , косуля, олень.

Зайчонок, бельчонок, волчонок, лиса .

Воспитатель: Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями, были внимательны, активны. Молодцы! А теперь нам пора вернуться обратно, чтобы не мешать животным.

Закрываем глаза, считаем: раз, два, три – вот мы и в группе, посмотри! (ЗАКРЫТЬ СЛАЙДЫ).

Воспитатель : Наше чудесное путешествие закончилось, но на столах вас ждёт небольшой сюрприз. Давайте подойдём и посмотрим. Кого вы здесь видите? (раскраски с дикими животными). Не хотите ли вы, в память о нашем чудесном путешествии, раскрасить этих животных и показать работы вашим родителям на нашей выставке. Раскрашивать можете по желанию: жёсткой кистью или палочкой с поролоном на конце, а можете и пастельными мелками. Глаза и носы можете нарисовать с помощью ватных палочек. Приступайте к работе. (Включаю музыку со звуками леса).

Рефлексия: Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня работали. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше?

Используемая литература:

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2016г

Лисина Т.В, Морозова Г.В. Подвижные и тематические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016г

Аксёнова З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

«Большая энциклопедия животных» - М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2000г

Н.И.Сладков Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры. – С.: Русич, 2002г

Познавательные журналы из серии «В мире животных»

Статьи из журналов:

Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. - №6. - с.54- 57.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. -2006. - №3.- с.23-27.


Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 105, март 2017 года. Самые распространённые звери, птицы, рептилии и земноводные, обитающие на территории Ленинградской области.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга за поддержку при старте проекта и всех, кто бескорыстно помогает в распространении стенгазет. Отдельное спасибо издательству Амфора за книжку «Животные нашей страны» (2010), материал которой положен в основу этого выпуска.

© Н. Н. Чарушина-Капустина, иллюстрации, 2017.

© В. М. Храбрый, текст, 2017.

Дорогие друзья! Наша серия «Природа родного края» продолжается выпуском, объединившим творчество двух замечательных мастеров своего дела. «Я родилась в удивительно светлой и дружной семье, и детство у меня было таким же – удивительно светлым и радостным… Пахло прелой листвой, прогретой солнышком, начинали урчать лягушки, летели гусиные стаи, свистели крыльями утки – всё наполнялось жизнью, оживало на глазах. Настоящая весна с тех пор начинается для меня с первой песни дрозда. Испытываю восторг ребёнка, который в новогоднюю ночь нашёл подарок под ёлкой, когда в конце марта, откуда-то издалека, на закате, тихонечко начинает петь чёрный дрозд! И нет счастливей и богаче человека, чем я, в этот момент!» Так рассказывает о своём детстве Н. Н. Чарушина-Капустина, продолжательница династии замечательных художников Чарушиных. Наталья Никитична любезно согласилась предоставить свои рисунки для нашей стенгазеты. А текст, который написал петербургский орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Зоологического института Российской академии наук Владимир Михайлович Храбрый, делает этот выпуск не только наглядным и интересным, но и научно достоверным. В серии «Природа родного края» читайте на сайте сайт такие наши выпуски: «Дикая природа парков Петербурга» (№43), «Звери наших лесов» (№56), «Редкие птицы Ленинградской области» (№59), «Бабочки Ленинградской области» (№92), «Рыбы Ленинградской области» (№94), «Заповедные территории Петербурга» (№95), «Заповедные территории Ленинградской области» (№97) и ряд других.

Спасибо, что вы с нами!


Заяц-беляк

Кто не знает зайца? Уши длинные, хвостик коротенький, куцый. Летом беляк грифельный или рыжевато-серый, зимой – белый. Обитает он на пойменных лугах, в негустых лиственных лесах. У зайца полно врагов, всех он боится. Днём спит, спрятавшись под кустом или в траве. Зимой роет норы в снегу. Ночью заяц выходит на кормёжку. Ест траву, ветки, обгрызает кору с деревьев, за что его не жалуют садоводы. Зайцы плодовиты. Первый помёт – зайчата-настовики – появляется, когда ещё снег не сошёл. Второй – среди лета, а третий, листопадники, – осенью. Весной самцы часто дерутся – встают на задние лапы и «боксируют» передними. Зайцы редко подают голос, только от испуга громко и жалобно кричат.


Белка

Белка – лесной житель, но встречается и в городских парках. Милый зверёк с пушистым хвостиком, очень доверчивый, ловко прыгает с ветки на ветку, свободно перемещается вверх и вниз по стволу дерева, быстро бегает по земле. Днём белка кормится, собирая ягоды, грибы, плоды деревьев. Может разорять птичьи гнёзда, поедая яйца и птенцов. Белка делает запасы на зиму, припрятывая в дуплах и зарывая между корней жёлуди, шишки, орехи, развешивая на ветках грибы, но часто забывает о своих кладовых и пользуется запасами мышей и бурундуков. Ночью спит на дереве в гайне – шарообразном гнезде из веточек, лыка и мха, выстланном изнутри шерстью и перьями. Испуганная белка звонко цокает.


Ёж

В лиственных лесах, на полянах и опушках, можно встретить ежа. У него всё тело, кроме мягкого пушистого брюшка и вытянутой мохнатой мордочки с блестящими бусинами глаз и чёрным всегда влажным носом, покрыто иглами. Обычно весь день ёж проводит в гнезде, которое сооружает из листьев и веток где-нибудь под корнями дерева. К вечеру ёжик просыпается и ночью бродит по лесу, питаясь насекомыми, лягушками, улитками и мышами. Вопреки распространённому убеждению ёж не накалывает на иголки еду, но иногда переносит в гнездо наколотые на иглы сухие листья. Отъевшись за лето, ёжик всю зиму спит в своём гнезде. Весной самцы ежей поют, их песня представляет собой монотонное пыхтение.


Лисица

Лисицу можно увидеть в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Её ни с кем не спутаешь. Уж больно приметны рыжая лисья шубка и длинный пушистый хвост с белым кончиком. Зимний мех гуще и длиннее летнего. Лисица – очень сообразительный зверь. Зимой она выкапывает на слух бегающих под снегом мышей – мышкует. Летом ловит лягушек, мелких птичек и зверьков. Готовясь вывести детёнышей, лисицы роют хитрые длинные норы с несколькими выходами. А иногда поселяются в тех, что выкопал барсук или другой зверь. Лисы – заботливые родители. Самец опекает самку с детёнышами. Голос у лисицы звонкий, она тявкает.


Серый волк

Этот крупный зверь похож на собаку, чьим предком он является. Только морда у волка шире, лоб выпуклее и хвост (охотники называют его «поленом») обычно опущен. У лесных волков шерсть серая, у тундровых – почти белая, у степных – рыжеватая. Волк избегает густых лесов. Логова устраивает только для разведения потомства, в зарослях кустарника или расщелинах. Главная добыча волка в лесах – лоси, косули, олени, кабаны. Но не брезгует серый хищник и мелкой добычей: зайцами, птицей, птичьими яйцами. Волки очень умны, ловко уходят от опасности, искусны в охоте, которую ведут стаями. Это молчаливые животные, но осенью и зимой волки часто воют.


Рысь

Эта крупная лесная кошка на высоких ногах, с длинными кисточками на ушах, очень осторожный зверь. Живёт она в густых лесах, подальше от жилья человека. Рысь – великолепный охотник, подолгу стерегущий добычу в засаде. Днём она обычно отлёживается в своём логове под вывернутыми корнями дерева, в яме или расщелине, а с наступлением сумерек ищет добычу. Питается рысь мелкими зверьками, птичками, но может нападать на крупных птиц и на оленят. Рысь – молчунья, однако весной она громко и резко мурлыкает и кричит. В ночной тишине эти звуки производят на человека жутковатое впечатление.


Лось

Одно из самых крупных животных в наших лесах – лось. Его легко узнать по длинным мощным ногам, горбоносой морде и высокой, в виде горба, холке. У взрослых самцов вырастают большие рога, похожие на лопату. Поздней осенью лось сбрасывает рога и ходит без них до весны. Летом, когда лосей донимают жара и гнус, они отдыхают днём, а ночью выходят пастись. А зимой, наоборот, кормятся днём, а ночью спят в снегу. Кормится лось ветками деревьев и кустарников. Голос его можно услышать в конце лета по утрам и вечерам. В это время самцы стонут – глухо и протяжно мычат.


Кабан

Встретил перекопанную почву в лесу или на поле – знай: здесь паслось кабанье стадо. От своего потомка – домашней свиньи – кабан (вепрь) отличается уплощённым с боков телом, густой и длинной серо-чёрно-бурой щетиной и чёрным пятачком. У старых кабанов вырастают большие клыки, которые торчат из-под рыла. Маленькие поросята у кабанов полосатые. Кабаны живут большими семьями. День проводят на лёжке, а с наступлением вечера в поисках корма бродят по лесу и полям, роют землю и поедают корешки, семена и плоды растений, личинок и жучков. Купаются в глубоких лужах или ямах, наполненных водой и грязью. Дикие кабаны, как и домашние свиньи, хрюкают. Разъярённый кабан очень опасен.


Бурый медведь

С виду медведь неуклюж – большой, грузный, косолапый. На самом же деле это очень подвижный и грозный лесной зверь, который быстро бегает, прекрасно плавает и лазает по деревьям. Один удар могучей медвежьей лапы способен переломить спину зубру. Хотя медведь – хищник, по большей части он питается травами, ягодами, плодами, зёрнами и корешками растений. Зимой косолапый спит в берлоге, под защитой бурелома или вывороченных древесных корней. Иногда, не успев откормиться за осень, он просыпается и бродит в поисках пищи – становится шатуном. В феврале в медвежьих берлогах рождаются медвежата. Медведь молчалив, но порой так зарычит, что душа уходит в пятки.


Лесная куница

Прыгая с ветки на ветку, по лесу молнией передвигается длиннохвостый коричневый зверёк с большим жёлтым пятном на горле – лесная куница, или желтодушка. Длинный пушистый хвост помогает ей сохранять равновесие при лазании и прыжках. Куница одинаково хорошо чувствует себя на деревьях и на земле. Днём она отдыхает в дуплах, покинутых гнёздах белок или хищных птиц, а в сумерках выходит на охоту. Питается в основном белками и лесными птицами, которых убивает укусом в затылок. Некоторые куницы разыскивают гнёзда диких пчёл и поедают мёд. Поздним летом и осенью они припасают пищу на зиму. Испуганная куница издаёт неприятное, скрипучее шипение.


Выдра

На богатых рыбой реках и озёрах встречается выдра – длинный коротконогий зверь с толстым голым и мускулистым хвостом. Обтекаемое её тело отлично приспособлено для плавания. Лапы имеют специальные плавательные перепонки. Мех не намокает в воде. Увидеть выдру не просто. Она очень осторожна и охотится ночью. Питается рыбой, иногда поедает лягушек, грызунов, птиц. Живёт в норах среди прибрежных зарослей. На суше выглядит неуклюжей, но в воде передвигается стремительно, настигая даже самых быстрых рыб. Выдра – очень подвижный зверь, проводящий много времени в играх. Играя, зверьки издают длинные, неприятные на слух трели.


Бобр

Маленький ручеёк в лесу, превратившийся вдруг в большое озеро, – это работа бобров. Бобры – прирождённые строители плотин. Так они регулируют уровень воды в местах своего обитания. Ведь бобр – животное полуводное. Его плоский голый хвост, покрытый роговыми щитками, напоминает весло. Питаются бобры корой и тонкими ветками деревьев и кустарников. Живут они большой семьёй в прибрежных норах или хатках, которые сооружают на плотине либо на берегу из хвороста, обмазанного глиной. Осенью бобры запасают под водой много веток – чтобы хватило на всю зиму. Кормятся и работают в основном ночью. В случае опасности ныряют, подав сигнал тревоги – громко шлёпнув хвостом по воде.


Барсук

Барсука мало кто видит. А всё потому, что он ведёт ночной образ жизни. Барсук роет на склонах песчаных холмов, лесных оврагов и балок глубокие разветвлённые норы. Иногда это целые городища. Здесь барсук проводит основную часть светлого времени. А как только стемнеет, он выходит на охоту, бродит вокруг своей норы, ищет насекомых, мышек, лягушек, плоды и корешки растений – нагуливает жир, который обладает очень ценными свойствами. На севере барсук осенью погружается в спячку до весны. Весной у барсуков появляются детёныши. Ночью в лесу иногда слышится громкий и звонкий барсучий крик, похожий на крик гуся.


Гадюка

Отправившись в лес по грибы, по ягоды, можно встретить на опушке, вырубке, зарастающей гари или болоте гадюку, ядовитую змею, чей укус болезнен и очень опасен. Гадюки любят греться на солнце, устраиваясь на тропе, пнях, кочках и камнях. Иногда заползают даже на огород и луг. При встрече с человеком гадюка обычно пытается скрыться. Но если видит в нём угрозу – шипит, совершает броски. Поэтому резких движений при встрече с ней лучше не делать. По ночам гадюки охотятся на мышей, лягушек и насекомых. Гадюка – змея живородящая: яйца развиваются и детёныши вылупляются в утробе матери. Два-три раза в год гадюки линяют, скидывая старую кожу. Осенью они прячутся в норах и расщелинах, готовясь впасть в спячку.


Уж

Уж – существо безобидное. Он легко приручается. От прочих змей его отличают два больших, хорошо заметных светлых пятна по бокам головы («уши»). Живёт он рядом с водой – любит купаться и часто плавает. Питается уж в основном лягушками и грызунами. Летом ужиха откладывает в кучу прелых листьев, подушку мха или трухлявый пень несколько десятков яиц, покрытых не скорлупой, а мягкой кожистой оболочкой. Месяца через два из яиц вылупляются маленькие ужи. Первым делом они должны найти место для зимовки: на календаре уже конец лета или начало осени. Зимуют ужи большими группами глубоко под корнями деревьев или под каменными кучами.


Ломкая веретеница

Летом на лесной опушке среди опавшей листвы мелькнёт иногда проворная тварь. Тело как у змеи, тупой хвост. Это безногая ящерица – веретеница. Её легко отличить от змеи по подвижным векам. За желтоватую окраску её ещё называют медяницей. Зимой она спит в глубокой норке или под корнями пня. А в начале лета у этой безногой ящерицы появляются детёныши. Веретеницей её назвали потому, что формой тела она напоминает веретено, а ломкой – из-за способности сбрасывать хвост, характерной для многих ящериц. Ухватили её за хвост, а она раз! – обломила его и отбросила. Главное – уйти от опасности, а хвост что – новый вырастет.


Ящерица

Эти юркие создания попадаются тебе повсюду, шныряя тёплыми днями в саду, в огороде, в лесу среди камней и растений. Многие относятся к ящерицам с опаской, кое-кто считает их вредными и даже ядовитыми. Однако ящерицы не просто безобидны – они приносят огромную пользу, поедая великое множество различных садовых вредителей. Если у вас в саду или на огороде поселились ящерицы, не прогоняйте их, не ловите, чтобы полюбоваться или поиграть. Самые обычные в южных районах прыткие ящерицы размножаются, откладывая яйца в почву. В средней полосе и севернее встречается живородящая ящерица.


Тритон

Тритоны – близкие родственники лягушек, но, в отличие от них, имеют хвост. Ищите тритонов в мелководных водоёмах, по влажным, тенистым местам в укромных уголках леса или старого сада. Летом они бойко плавают в воде, периодически поднимаясь к поверхности за воздухом. На суше тритона встретишь очень редко – разве что сразу после тёплого июльского дождя на лесной тропинке. Самки тритонов откладывают на листьях водных растений яйца, из которых через две-три недели выводится потомство. Тритоны – полезные земноводные. Они уничтожают личинки комаров, в том числе малярийных. Зимуют тритоны под толстым моховым покровом, в трухлявых пнях, корневых ходах, норах грызунов и кротов, подвалах и погребах.


Прудовая лягушка

В самых разных водоёмах широколиственных и смешанных лесов живёт прудовая лягушка. Её часто называют зелёной из-за ярко-зелёной окраски со светлой полосой вдоль спины и некоторым количеством чёрных пятен. Прудовая лягушка теплолюбива. И зимняя спячка у неё долгая, и весной она оживляется только после по-настоящему тёплых дней. В конце мая самка прудовой лягушки откладывает две-три тысячи икринок, из которых появляются головастики – будущие лягушата. Питается прудовая лягушка жуками, комарами, муравьями и другими ползающими и летающими мелкими насекомыми.


Травяная лягушка

В лесу и на полях, в зарослях кустарника и на сырых лугах, в болотах, по берегам рек и озёр, даже в населённых пунктах встречается травяная лягушка. Сверху она оливковая или красновато-коричневая, с тёмными пятнами на спине и боках. Весной у самцов горло голубое, и они светлее самок. Пробудившись после зимней спячки, лягушки во множестве собираются в лужах, канавах, лесных водоёмах, в старицах рек, где самки откладывают икру. Сумерки оглашаются лягушечьими хорами – громким кваканьем. Самка травяной лягушки откладывает больше тысячи икринок, из которых выводятся головастики. Питается травяная лягушка жуками, гусеницами, моллюсками, дождевыми червями и пауками.


Жаба

Серая жаба, крупная, медлительная, обитает в лесах и рощах, в парках и садах, на огородах. Кожа у жаб сухая, пупырчатая и может быть покрыта едкими выделениями. Поэтому после прикосновения к жабе руки лучше вымыть, чтобы эти едкие вещества не попали в рот или глаза. А вот то, что от этого появляются бородавки, – полная чепуха. Едкая слизь – единственная защита этих очень полезных животных, которые избавляют от вредителей сады и огороды. Взрослые жабы питаются различными беспозвоночными животными, часто истребляя тех, которых не едят птицы.


Снегирь

Зимой всё вокруг окрашено в строгие белые и чёрные тона. Но вот на голый кустик сирени или боярышника прилетели яркие, нарядные красногрудые птички. Это самцы снегиря – оперение у самочки не такое яркое, грудка у неё зеленовато-серая. Всё лето снегири жили в лесах, где выводили птенцов. Осенью они сбились в небольшие стайки и отправились на поиски рябины и других ягод, поближе к жилищам человека. Так всю зиму и странствуют по паркам, скверам, садам и огородам, выискивая корм.


Ремез

В зарослях кустарников, по берегам рек, озёр, прудов и других водоёмов снуёт маленькая, невзрачная синичка – ремез. Отыскивая пищу, она проворно лазает по веткам, подвешиваясь вниз головой или спиной. И очень часто издаёт тонкий свист тсии-тсии , который далеко слышен. Из растительного пуха, шерсти зверей и пёрышек птиц ремез плетёт необычное гнездо-рукавичку, утыканное снаружи берестой, почечными чешуйками и цветочными серёжками ивы и тополя. Гнездо обычно крепится к концу поникшей над водой ветви ивы, берёзы или тростника. Ремез – единственная из наших синиц – на зиму улетает в тёплые края, далеко от тех мест, где выводила птенцов.


Малый пёстрый дятел

В морозный зимний день, распушившись, приподняв ёршиком красные пёрышки на голове, ползает по деревьям малый пёстрый дятел, рябой шарик, оживлённо простукивающий клювом щели и трещины в коре: не спрятались ли там лакомые для него насекомые? Обычно он молча прыгает по стволам, но весной часто заявляет о себе громким кии-кии-кии . Птица эта предпочитает держаться смешанного и лиственного леса, пойм рек, встречается в садах и парках. Гнёздышко устраивает в дупле, которое выдалбливает в сухих и трухлявых деревьях. Летом в гнезде появляются крикливые птенцы, требующие, чтобы их побыстрее накормили.


Скворец

В нашей стране скворец – вестник весны. Как только появляются первые проталины, птицы прилетают в родные места и сразу же объявляют о своём прибытии песней: щебетом, бульканьем, щёлканьем, свистом, звуками, подслушанными у других птиц, у животных. Скворец – лесная птица, но охотно селится рядом с человеком, в деревнях и даже больших городах, в скворечниках, вывешенных на балконах многоэтажек. Скворца узнает каждый: оперение чёрное, клюв длинный, жёлтый. В поисках пищи птицы быстро шагают по земле и всюду протыкают клювом почву, летают прямо и быстро. После вылета из гнезда молодые скворцы собираются в большие стаи и кормятся по полям, лугам и речным поймам.


Козодой

Весенним и летним вечером в редком старом лесу разносится длинная, монотонная сухая трель: тр-уэрр-уэрр-уэрр-уэрр . Это далеко слышное в сумерках дребезжание – песня козодоя, который уселся на сук сухого дерева. Закончив песню, он взлетает, широко взмахивает крыльями и точно подпрыгивает, вздрагивая в воздухе. Увидеть молчащего козодоя непросто. Прильнув к стволу, совершенно неподвижный, сидит он, сливаясь с корой благодаря крапчатой окраске. Странным названием птица обязана старому немецкому поверью, приписавшему ей способность доить коз. Ведь козодои вечно кружат около пасущегося скота, присаживаясь у ног коров, коз или овец. Только вот привлекает их не молоко, а насекомые, собирающиеся около животных и их помёта.


Большая синица

В январскую стужу, стоит появиться солнышку, начинает петь большая синица, постоянно попадающаяся на глаза в парках, садах и по окраинам лесов, очень подвижная и заметная: брюшко ярко-жёлтое, разделённое чёрной полоской, белые щёчки. Перелетая с ветки на ветку, она издаёт звонкое пинь-пинь-чэржжж, циррерреререре, ци-ци-ци . Громкая её песенка состоит из многократно повторяемых слогов: пиньтю-пиньтю, циньцитя-циньцитя, дзинь-ту-дзинь-ту . Гнёздышко своё большая синица устраивает в дуплах и щелях на стволе, разных искусственных гнездовьях, под крышей домов. В парках больших синиц часто изгоняют из гнездовий воробьи. Зимой синицы слетаются к кормушкам, помогающим пернатым пережить зимнюю бескормицу.


Сова

Бесшумно парит над сырыми лесными полянами, топями и полями болотная сова. Она больше охотится днём, чем ночью. Полёт её лёгкий и плавный, с редкими, глубокими взмахами крыльев. Часами кружит она над землёй, высматривая мышей. Завидит добычу, остановится в воздухе, часто взмахивая крыльями, и круто падает вниз, хватает поживу. Болотная сова – перелётная птица. Зиму она проводит на юге нашей страны. Весной, прилетая на места гнездования, болотные совы устраивают воздушные игры – летают друг за дружкой, часто издавая глухое, повторяющееся бу-бу-бу . В отличие от других сов, которые обходятся без гнёзд, болотная сова устраивает себе гнездо на земле, посреди густых кустов или зарослей травы.


Беркут

Беркут – самая большая хищная птица нашей страны. Размах его крыльев превышает два метра. Беркута зовут золотым орлом за золотистые перья на затылке взрослой птицы. Это настоящий птичий король. Зрение у него преострое. Зайца беркут видит на расстоянии до четырёх километров. Он самый стремительный из орлов. Преследуя добычу, покрывает больше ста километров в час. Гнездо беркут устраивает высоко на дереве или на скале. Обычно оно служит много лет паре птиц, которая его поправляет и надстраивает, так что оно со временем достигает двух-трёх метров в диаметре. Часто между его сучьями вьют гнёзда воробьи, которых беркуты не замечают. Беркут неговорлив. Лишь иногда услышишь его негромкое кьев-кьев-кьев , напоминающее лай небольшой собачки.


Мухоловка-пеструшка

На светлых лесных опушках, в парках распевает подвижная птичка с контрастной, чёрно-белой окраской. Это самец мухоловки-пеструшки. Самочка – серенькая, малоприметная. Поющий самец обычно заметен: он предпочитает сидеть на отдельной веточке или на крыше искусственного гнездовья. Во время пения часто опускает крылья и распускает хвост, быстро потряхивает крыльями. Как бы порывается взлететь, расправляет крылья и сейчас же их снова складывает. Выводит он громкую короткую трель: ци-кру, ци-кру-ци, цикру-цикру или три-крути-крути-три . А у гнезда перед самкой часто тихо щебечет цюй-цюй-цифируфлит или пиль-пиль-филили-лилилилю .


Кукушка

Кто не слышал в лесу раз за разом повторяемого звучного ку-ку ? Это даёт о себе знать самец кукушки. Кукование звучит днём и ночью, особенно на утренней и вечерней заре. Обычно самец кукует сидя на ветке в верхней части кроны. Во время пения он опускает крылья, приподнимает и распускает хвост. Кукушка не строит гнёзд. Самка подбрасывает своё яйцо в гнездо какой-нибудь мелкой птички (зарянки, камышёвки, славки). Первым обычно вылупляется кукушонок и норовит выкинуть всё, что находит рядом, избавляясь от других птенцов. Аппетит у него отменный: от зари до зари маленькие птички таскают еду огромному в сравнении с ними подкидышу. При кормлении подросшего кукушонка им приходится засовывать голову глубоко в его открытый рот.


Ворон

Ворон – крупная птица с большим и крепким клювом, который помогает защищаться от врагов и добывать пищу. Ворона легче услышать, чем увидеть, – уловить свист крыльев могучих птиц, их перекличку в полёте – глухое кро-кро или резкое крук-крук . Зоркие вороны летают над лесом и полями, высматривая добычу. Питаются они главным образом падалью. Уйдёт от охотников раненый зверь и погибнет в лесу – тут же вороны слетаются на пир. На крик нашедших добычу спешат сородичи, собирается целая стая. И вдруг все разом взмыли в воздух, покружили и расселись по деревьям. Это пришёл на готовое кто-то посильнее – волки, а то и сам хозяин лесов, медведь. Теперь сиди и жди, когда насытятся звери.


Клёст-елóвик

В феврале, когда леса в снегу и трещат морозы, приступает к постройке гнезда красивая птица с красным оперением – клёст-елóвик. Гнездо своё – довольно крупное и хорошо утеплённое – строит он на высоких и густых хвойных деревьях, чаще на елях. Клюв у клёста толстый, с перекрещивающимися концами – таким проще доставать семена из еловых шишек, которые служат клёстам основным кормом. По ветвям клёст передвигается медленно, иногда с помощью клюва. Поёт обычно на вершинах деревьев. Поющий клёст часто устраивает «танцы», может с песней летать вокруг дерева. Голос у него звонкий. В полёте почти беспрерывно звучит длинное тиктиктиктиктиктик или звонкое клё-клё-клё .


Щегол

Самая красивая птичка светлых лесов и садов – щегол. Словно яркая бабочка порхает он среди ветвей. Мало того, что красив, – он ещё очень подвижен, даже вертляв, мастер подвешиваться в разных возможных и невозможных положениях на самых тоненьких веточках или даже на шишках репейника, нередко переругиваясь с собратьями на своём, щеглином, языке: рэрэрэрэрэ . Сидя на вершине дерева, щегол держится щёголем, подтянутый, гордый своей красотой, и песенку исполняет громкую и красивую: пюи-пюи, сти-глик, пикель-ник .


Сорока

Сороке не по душе чащобы. Весной держится она у края леса, в кустарниках. Под осень перебирается в деревни, ближе к человеку. Особенно приметен её длинный ступенчатый синевато-зелёный хвост. Оперение голени и подхвостье – чёрные, а нижняя часть груди, брюшко и полосы на плечах белые, за что и прозвана белобокой. Но больше пёстрого наряда привлекают внимание сорочья суета и стрекотанье. Своё большое шарообразное гнездо сорока строит в глубине куста или дерева. Обычно шумливая, около гнезда держится тихо. Всеядная эта птица нападает на мелких певчих птах, расклёвывает в их гнёздах яйца и птенцов. Повадится сорока-воровка летать на двор – будет не только таскать яйца из курятника, но может и цыплят извести.


Пеночка-тенькóвка

Ранней весной, когда ещё только набухают почки на деревьях, в вершине кроны раздаётся мелодичный свист: тень-тянь-тинь-тюнь-тень , как будто капли плюхаются в воду. Это поёт одна из самых маленьких наших птичек – пеночка-тенькóвка, или, как её называют в народе, кузнечик. Маленькая-то она маленькая, а голос громкий, слышен издалека. Целыми днями копошится она в вершинах высоких деревьев, склёвывая мелких насекомых. А с наступлением лета устраивает на земле, под кустиком или в кочке, гнёздышко-шалашик с боковым входом.


Певчий дрозд

Громче и затейливее всех в весеннем лесу заливается певчий дрозд. Даром что наряд скромный: всё оперение буроватооливковое, лишь на брюшке беловатое с охристым оттенком. Заметен дрозд своим пением. Всю весну и половину лета поёт сутками, особенно утром и вечером, смолкая лишь в полной темноте. Песня у него мелодичная, неторопливо и чётко выводимые свистовые фразы с обязательным двукратным повторением: фИлипп-фИлипп, приди-приди, чайпить-чайпить, витью-витью .


Тетерев

Красив тетерев. Мало кто сравнится с ним в наших лесах: оперение чёрное с синим отливом, брови ярко-красные, хвост как лира – крайние перья сильно загнуты в стороны (оттого его называют косачом), подхвостье ярко-белое, на крыльях белые зеркальца. И всё же весной тетерева ищут по голосу. Как только потеплеет и удлинится день, самцы собираются на поляне или моховом болоте, где раньше сходит снег. Здесь они поют – токýют. Издают что-то вроде бульканья или бормотания, ходят, даже бегают друг за другом, развернув хвост, раздув и опустив шею, распустив до земли крылья. Бормотание прерывается громким кукáррр и шипящим чуффышшшш . На токý тетерева часто подпрыгивают и хлопают крыльями, а иногда дерутся, как домашние петухи.


Зарянка

Весной в густых смешанных и хвойных лесах с перелётных птиц появляется зарянка – небольшая, очень доверчивая птичка с малиновой грудкой и большими, немного печальными глазами-бусинками. Вы узнаете её не только по цветной грудке, но и по характерному потрескивающему тик-тик-тик и тонкому свисту сиип или тсии . Её мелодичные, щебечущие и журчащие трели начинаются растянутыми звуками и иногда длятся довольно долго, но чаще прерываются небольшими паузами. Весной зарянка поёт весь день до темноты. Она часто наведывается на дачные участки. Любит весной прыгать по грядкам и собирать мелких насекомых и червячков, а осенью с удовольствием лакомится садовыми ягодами.


Сорокопут-жулан

Случалось ли вам на окраине сада или лесной опушки, где много кустарников, натолкнуться на сухой куст, острые сучки которого унизаны жуками, кузнечиками и даже лягушками и ящерицами? Это собирал пищу про запас маленький пернатый разбойник – сорокопут-жулан. Голова у него большая, клюв крючковатый, хвост длинный, полёт волнообразный, а ещё он постоянно чем-то недоволен и резко так покрикивает: чек-чек . Сорокопут любит сидеть на вершине куста, откуда наблюдает за окружающей местностью. Зрение у него острое, слух тонкий. Стоит кому-то пошевелиться в траве, срывается сорокопут с ветки, и через несколько мгновений добыча у него в клюве.


Деревенская ласточка

Кто бывал в деревне, знает деревенскую ласточку – касатку. Хвост у неё вилообразный, крайние пёрышки намного длиннее средних. Это особенно заметно, когда она летает высоко или носится низко над землёй, раскрывая хвост веером. Песня касатки – весёлый щебет, заканчивающийся трескучей трелью церрр. Гнёздышко – чашу, вылепленную из комочков глины, которые склеены ласточкиной слюной, – касатка устраивает под крышей какой-нибудь постройки. Внутри оно выстлано перьями и волосом. Кормится деревенская ласточка летающими насекомыми, и потому в холодную сырую погоду, когда их мало в воздухе, ласточка летает низко, собирая насекомых с травы и даже с земли. В тёплые дни касатки охотятся довольно высоко, куда заносят их добычу восходящие потоки воздуха.


Спасибо, друзья, за внимание к нашей публикации. Мы были бы вам очень признательны за оставленный отзыв. В наших следующих выпусках: «Следы зверей и птиц», «Любопытный Петербург, часть 8: Невский район» и другие. Напоминаем, что наши партнёры в своих организациях бесплатно раздают наши стенгазеты.



Что еще почитать