Доспехи рыцарей Средневековья: фото и описание. Рыцарское вооружение в XV веке Рыцари в чем у них мечи

Рыцарское вооружение

Каким оно обычно нам представляется?

Тот, кому доводилось бывать в Санкт-Петербургском Эрмитаже, наверняка не забудет впечатления, оставленного знаменитым Рыцарским залом. Так и кажется - сквозь узкие прорези в шлемах, украшенных пышными султанами, настороженно следят за каждым, кто входит, суровые воины-рыцари из далеких времен, закованные в сталь с головы до ног. Тяжелой броней почти полностью закрыты и боевые кони - словно бы только и ждут они сигнала трубы, чтобы ринуться в бой.

Однако вот что, пожалуй, поражает больше всего - тончайшее мастерство отделки доспехов: и чернью они украшены, и дорогой позолотой, и чеканкой.

Да и от рыцарского оружия в застекленных витринах просто глаз не оторвешь - на рукоятях мечей драгоценные камни, серебро, позолота, на вороненых клинках выгравированы девизы их владельцев. Длинные узкие кинжалы поражают изяществом работы, совершенством и пропорциональностью формы - вроде бы и не кузнец-оружейник трудился над ними, а искусный мастер-ювелир. Копья же украшены флажками, алебарды - пышными кистями...

Словом, во всем своем блеске, во всей романтической красоте воскресают перед нами в одном из музейных залов далекие рыцарские времена. Так что сразу и не поверишь: относится все это красочное, праздничное великолепие... к самому худшему периоду рыцарства, к его упадку, угасанию.

А ведь действительно так! Ковались эти доспехи и это оружие изумительной красоты в те времена, когда рыцари все больше теряли свое значение, как основная военная сила. Уже гремели на полях сражений первые пушки, способные на расстоянии разметать бронированные ряды конной рыцарской атаки, уже обученная, хорошо подготовленная пехота с помощью особых крючьев без труда стаскивала в ближнем бою рыцарей с седел, превращая грозных бойцов в груду металла, беспомощно распростертую на земле.

И ни оружейных дел мастера, ни сами рыцари, привыкшие к битвам, распадавшимся на отдельные рукопашные поединки с такими же точно рыцарями, уже ничего не могло противопоставить новым принципам ведения военных действий.

Такие доспехи теперь украшают музеи

В Европе появились регулярные армии - мобильные, дисциплинированные. Рыцарское же войско всегда было, по сути, ополчением, собиравшимся лишь по зову своего сеньора. И к XVI веку - а большинство из блестящих доспехов и оружия относится именно к этому времени, - только и оставалось рыцарскому сословию, что блистать на королевских парадах в качестве почетного эскорта, да выезжать на турниры в надежде заслужить благосклонный взгляд какой-нибудь из придворных дам на роскошно убранной трибуне.

И все-таки больше полтысячи лет были рыцари основной силой средневековой Европы, причем, не только военной. Многое изменилось за это время - и мировоззрение человека, и уклад его жизни, и архитектура, искусство. И рыцарь X века совсем не был похож на рыцаря, скажем, XII века; разительно отличался даже их внешний облик. Связано это с развитием рыцарского вооружения - непрестанно совершенствовались и защитные доспехи, и наступательное оружие. В военной сфере никогда не прекращалось извечное соревнование нападения и защиты, и оружейники нашли немало оригинальных решений.

Правда, о том, как видоизменялось европейское вооружение до X века, судить теперь не так-то легко: историки опираются в основном лишь на миниатюры древних рукописей, не всегда точно исполненные. Но нет сомнений в том, что европейские народы пользовались основными видами древнеримского вооружения, слегка изменяя его.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Рыцарское вооружение Каким оно обычно нам представляется? Тот, кому доводилось бывать в Санкт-Петербургском Эрмитаже, наверняка не забудет впечатления, оставленного знаменитым Рыцарским залом. Так и кажется - сквозь узкие прорези в шлемах, украшенных пышными

Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Рыцарское вооружение в XV веке В XV веке рыцарское вооружение быстро видоизменялось, продолжали совершенствоваться отдельные его части. Наручи были значительно улучшены тем, что на них появились защищавшие локоть круглые выпуклые бляхи. Позже к половинчатым прежде

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

ВООРУЖЕНИЕ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Основы партизанской войны автора Автор неизвестен

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты автора Морозов В. П.

Вооружение Давать какие-либо рекомендации о том, каким оружием следует (или не следует) вооружаться партизанам – бессмысленно и глупо. Партизан воюет тем, что сумел приобрести, захватить у противника, изготовить самостоятельно, украсть или добыть каким-либо другим

Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман Викторович

Из книги автора

Каким было рыцарское вооружение на заре рыцарства Римские воины в качестве наступательного вооружения использовали обоюдоострый меч шириной от 3 до 5 сантиметров и длиной от 50 до 70 сантиметров. Конусообразное острие меча было хорошо отточено, таким оружием можно было в

Из книги автора

Рыцарское вооружение в XV веке В XV веке рыцарское вооружение быстро видоизменялось, продолжали совершенствоваться отдельные его части.Наручи были значительно улучшены тем, что на них появились защищавшие локоть круглые выпуклые бляхи. Позже к половинчатым прежде

Из книги автора

БОМБОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Из книги автора

ВООРУЖЕНИЕ ВДВ И СПЕЦНАЗА К этому времени на вооружение частей специальной разведки было принято значительное количество инженерных и специальных боеприпасов и оружейных систем, с помощью которых диверсанты должны были уничтожать средства ядерного нападения

Вооружение рыцаря

На поле сражения тяжело вооруженный рыцарь имел все преимущества. Всадники младших чинов (сержанты, не бывшие рыцарями) старались во всем им подражать, хотя их доспехи и вооружение уступали рыцарским. Войска, набранные из городского и сельского ополчения, состояли из лучников, арбалетчиков, роль которых в сражениях постоянно возрастала, и вспомогательных отрядов пехотинцев, вооруженных копьями, рогатинами и ножами. Их доспехи состояли из железного шлема и короткой кольчуги, сплетенной из колец или брони, сшитой из кожи и покрытой металлическими бляхами.

Боевое облачение рыцаря

Рыцарское вооружение

Экипировка всадника состояла из копья длиной около трех метров, которое он прижимал рукой к телу и, опираясь на стремена, в схватке с противником пытался выбить его из седла, проткнув копьем его щит и доспехи. Подобная практика ведения атаки с копьем наперевес, проиллюстрированная вышивками из Байё, появилась в XI в., хотя и в более позднее время встречались рыцари, ведущие бой по старинной методе копьеметания.

Помимо копья рыцарь был вооружен прямым и с широким лезвием мечом; иногда у него на поясе был закреплен еще один более короткий меч. К концу XIII в. доспехи стали такими прочными, что колющие и режущие удары потеряли эффективность, и меч становится рубящим оружием. В бою также имела большое значение массивность меча, дававшая возможность свалить противника наповал. В пешем сражении использовался так называемый «датский топор» (был введен викингами), который обычно держали обеими руками. Будучи наступательным оружием, меч обладал для каждого рыцаря и символическим значением: ему обычно присваивали имя (меч Дюрандаль Роланда), его благословляли в день посвящения в рыцари, и он передавался по наследству в рамках линьяжа.

К оборонительным рыцарским доспехам относилась кольчуга, спускавшаяся в виде рубашки до колен с разрезами спереди и сзади для удобства движений или образовывавшая нечто вроде штанов. Она изготавливалась из множества переплетенных железных колец и иногда была с рукавами и капюшоном. Руки защищали перчатки-рукавицы, также сплетенные из колец. Общий вес рыцарских доспехов достигал 12 килограммов.

Под кольчугой рыцарь носил фуфайку, а сверху – нечто вроде туники без рукавов, стянутой на талии, на которой, начиная с XIII в., прикреплялись гербы воина. К этому же времени относится и защита наиболее уязвимых частей тела металлическими пластинами; соединенные между собой, они получили большое распространение, начиная с конца XIV столетия. Около 1300 г. появились полулаты или легкая кольчуга, представлявшая собой короткое одеяние из полотна или кожи, покрытое изнутри или снаружи металлическими бляхами или пластинами. Шлем одевался на капюшон и имел самые разнообразные формы, первоначально он был коническим, затем цилиндрическим с наносником, впоследствии он почти полностью закрывал затылок и лицо. Небольшие прорези для глаз и отверстия в шлеме позволяли дышать и ориентироваться в бою. Щит был миндалевидной формы и изготавливался из дерева, облицованного медью и укрепленного железом. Он почти исчез из употребления, когда ношение доспехов стал общепринятым.

Из книги Повседневная жизнь рыцарей в Средние века автора Флори Жан

Из книги Повседневная жизнь рыцарей в Средние века автора Флори Жан

Глава пятая. От всадника до рыцаря 1 Bumke J. Op. cit. р. 29.

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Оружие и доспехи рыцаря А теперь посмотрим, чем же и в чем воевали рыцари.Литература, особенно художественная, широко распространяет мнение, что европейское рыцарское вооружение было ужасно тяжелым и неудобным. Как только не измываются над рыцарями романисты: бедные

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Печальный образ рыцаря О ком мечтает большинство современных женщин? Правильно, о благородном рыцаре, готовом на все ради своей прекрасной дамы сердца: сразиться с драконом, бросить к ее ногам все богатства мира и любить до самой смерти. Увы, все это лишь красивая сказка,

Из книги Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием автора Хаттон Альфред

Глава 14 Веселая шутка Длинной Мег из Вестминстера, и как она с мечом и баклером победила испанского рыцаря «Во времена достопамятного Генриха VIII в семье весьма достойных людей родилась дочка, получившая впоследствии за высокий рост кличку Длинная Мег, ибо она не только

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение автора Окшотт Эварт

Глава 1 ВООРУЖЕНИЕ РЫЦАРЯ Французские рыцари гибли сотнями под устрашающим градом английских стрел, падали, сраженные ударами мечей, топоров и булав, которыми умело действовали тяжеловооруженные английские всадники. Груды убитых и раненых воинов и их лошадей

автора Ливрага Хорхе Анхель

Вадим Карелин Ищите рыцаря, или Вечный дозор После выхода на экран фильм «Дневной Дозор», как и ожидалось, побил все рекорды. Только за первые девять дней проката его посмотрели пять миллионов зрителей. И если об идее фильма и его художественных достоинствах можно

Из книги Путь к Граалю [Сборник статей] автора Ливрага Хорхе Анхель

Илья Молоствов Путь рыцаря-джедая Унылый пейзаж почти безлюдной далекой планеты. Молодой Люк Скайуокер стоит перед своим будущим учителем Обиваном Кеноби и с немым удивлением слушает о тайне Силы, которая все пронизывает, все связывает и которая является неиссякаемым

автора Воробьевский Юрий Юрьевич

ВИЗИТ РЫЦАРЯ МЕСТИ Я вспоминаю свое давнее интервью с Владимиром Ивановичем «каменщиком». Сначала договаривались с Н.Н., но в последний момент он решил «не светиться». Дескать, что скажут зарубежные «братья», там и так хватает недоброжелателей. Но – дал добро на то, чтобы

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Сейчас эта лента Рыцаря Кадош полетит на пол. Знаки масонской мести летят на грязный

Из книги Викинги. Мореплаватели, пираты и воины автора Хез Йен

Вооружение Типичным наступательным оружием, которое обнаруживается в местах обитания викингов, являются мечи, боевые топоры, копья и луки. Извлекается оружие в основном из захоронений. Датские находки раннего периода включают в себя тот же ассортимент оружия, что

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

Письмо неизвестного рыцаря, участника событий Да будет вам ведомо, что Алексей Барисиак, как я Вам уже сказывал, прибыл к нам на Корфу и здесь, преклонив колена и проливая слезы, смиренно и настоятельно просил нас идти с ним в Константинополь, оказать ему помощь,

Из книги Древний Китай. Том 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Честь рыцаря и достоинство аристократа Рыцарских поединков и тем более дуэлей древний Китай не знал, во всяком случае, в текстах об этом ничего не сказано. Тем не менее знатные люди порой мерялись силой и убивали один другого. Речь не о схватке в пылу сражения (такие

Рыцарский доспех и вооружение Средневеко­вья изменялись, чуть ли не с такой же скоростью, как и современная мода. И рыцарские латы середины XV в. даже отдаленно не походили на то, чем защищали себя воины в XII или XIII вв. Эволюция стала особенно заметной в позднее Сред­невековье, когда чуть не каждый год привносил изменения в облик защитного и наступательного вооружения. В этом обзоре мы расскажем о том, какие доспехи носили английские и французские рыцари в эпоху, когда под руководством легендарной Жанны д’Арк французы разбили английские войска под Орлеаном, и наметился переломный момент в ходе Столетней войны.

К концу XIV – началу XV в. окончательно оформился облик полного латного доспеха. В 20-30-е гг. XV в. самыми лучшими считались доспехи, сделанные италь­янскими и прежде всего Миланскими оружейниками, славившимися необычайной искусностью своей рабо­ты. Наряду с итальянскими были популярны также ору­жейники юга Германии и Нидерландов.

Доспех

Поддоспешник. Под доспех в обязательном порядке надевалась толстая стеганая куртка. Она шилась из кожи или прочной грубой материи на конском волосе, вате или пакле. В ХIII-ХIV вв. этот матерчатый доспех назывался «акетоном», в XV в. за ним закрепился термин «дублет». От толщины набивки и качества простежки дублета во многом зависели защитные свойства любого доспеха. Ведь сильный удар мог, не пробив лат, серьезно травмировать владельца. Дублет кроился по фасону модной в ХV в. короткой, приталенной куртки обычно с застежкой спереди и стоячим воротником. Длинные рукава дублета могли не пришиваться, а пришнуровываться к проймам. Наиболее толстая набивка прикрывала самые уязвимые места тела: шею, грудь, живот. На локтевых сгибах и под мышками набивка была совсем тонкой или вовсе отсутствовала, дабы не стеснять движений воина.

На голову под шлем также надевался стеганый подшлемник. Один подшлемник, как правило, монтировался внутри шлема, второй, более тонкий и меньшего размера, надевался непосредственно на голову наподобие чепца. Столь мощные амортизирующие подкладки обусловили чрезвычайно большой размер шлема, который значительно превосходил размер головы рыцаря.

Под ножными латами также полагалось носить стеганые подкладки.

К первой трети XV в. рыцари использовали четыре вида шлемов: басинет, армэ, салад и шлемы с полями (шапель-де-фер).

Басинет был очень популярен уже в ХIV в. Это – шлем с полусферическим или коническим наголовьем, снабженным забралом. Басинеты конца XIV – начала XV в. имели заднюю пластину, опускавшуюся на спину воина, а также нашейник, которые надежно защищали голову и шею воина. Басинеты с удлиненным назатыльником и нашейной пластиной назывались «большими басинетами» и получили немалое распространение. Большие басинеты всегда снабжались забралом. В конце XIV в. исключительной популярностью пользовалось коническое забрало, которое из-за своей формы по-немецки называлось «хундгугелем» (собачья голова). Благодаря такой форме даже мощные удары копья соскальзывали, не нанося вреда. Для облегчения дыхания и обеспечения лучшего обзора забрала снабжались нижней прорезью на уровне рта и многочисленными круглыми отверстиями. Эти отверстия могли располагаться только на правой половине забрала, что обуславливалось условиями конного боя на копьях, при котором в первую очередь поражалась левая половина шлема воина.

Рис.2 Шлем с открытым и закрытым забралом

В начале XV в. появляется еще одна разновидность шлема, ставшая впоследствии очень популярной шлем «армэ». Основное различие между армэ и басинетом, в 30-х г. XV в., заключалось в наличии у первого двух снабженных шарнирами нащечных пластин, смыкающихся перед подбородком и запирающихся посредством накидного крюка или ремня с пряжкой.

От басинета ведет свое происхождение еще одна разновидность шлемов, а именно так называемый «салад» (по-немецки «шалер»). Термин «салад» впервые встречается в 1407 г. Ко времени осады Орлеана он стал снабжаться подвижным забралом, крепящимся на двух шарнирах.

В начале XV в. были очень популярны шлемы с полями. Эти шлемы, выполненные в форме обычной шляпы (отсюда и французское название «шапель-де-фер», дословно – «шляпа из железа»), не затрудняли дыхание и обеспечивали полный обзор. При этом нависающие поля защищали лицо от поперечных ударов. Наибольшее распространение этот шлем получил в пехоте, однако рыцари и даже коронованные особы не пренебрегали им. Не так давно при раскопках в Лувре был найден роскошный, украшенный золотом шапель-де-фер Карла VI. Тяжелая конница передних шеренг боевого построения, принимавшая на себя первый, самый страшный копейный удар, носила закрытые шлемы, бойцы же задних шеренг часто использовали шлемы с полями.

Шлемы всех рассматриваемых видов украшались в соответствии с модой, желанием владельца и особенностями того или иного региона. Так, для французских рыцарей были характерны плюмажи, закрепляемые в трубки, устанавливаемые в верхней части шлема. Английские рыцари предпочитали носить на своих шлемах вышитые «бурелеты» (набивные валики), а в большинстве случаев обходились и без них. Шлемы также могли золотиться или расписываться темперными красками.

Отметим, что английские рыцари предпочитали басинеты и лишь изредка носили шапель-де-феры. Французы же использовали все указанные виды шлемов.

Кираса. Основным элементом доспеха, защищавшим корпус, была кираса. Кирасы 20-30-х гг. XV в. были монолитными и составными. Монолитные состояли только из двух частей: нагрудника и наспинника. В составных же нагрудник и наспинник набирались из двух частей, верхней и нижней. Верх и низ классических итальянских кирас соединялись между собой ремнями с пряжками. Кирасы, производимые для продажи в другие страны, были сделаны на скользящих заклепках, заменявших ремни. Нагрудник и наспинник первого варианта соединялись на левом боку петлей и застегива­лись на правом боку пряжкой. Детали кирасы второго варианта соединялись на боках посредством ремней с пряжками. Монолитные кирасы были более характерны для английского рыцарства, а составные – для французского.

Пластинчатые подолы закрывали тело от талии до основания бедер и имели плавные очертания. Они набирались из горизонтальных стальных полос, находящих друг на друга снизу вверх. По краям они соединялись заклепками, по центру обычно пропускалась дополнительная кожаная полоса, приклепанная изнутри. Количество стальных полос подола колебалось от четырех до семи или даже восьми. Ко второй половине 1420-х гг. к низу подола стали привешивать на ремнях пластины, закрывавшие основание бедра. Эти пластины назывались «тассетами».

Бригантина. Помимо кирас рыцари обеих воюющих сторон продолжали использовать бригантины – доспехи, состоящие из мелких пластин, крепящихся к внутренней стороне матерчатых курток заклепками. Тканевая основа шилась из бархата с подкладкой из льняного, конопляного полотна или тонкой кожи. Наиболее распространенными цветами покрышки бригантины были красный и синий.

С 30-х гг. XV в. бригантины могли усиливаться цельнометаллическими элементами, а именно нижней частью составной кирасы и пластинчатым подолом.

Для удобства использования копья в конном бою с конца XIV в. правая сторона нагрудной части бригантины или кирасы стала оснащаться опорным крюком. Во время конной сшибки на него клалось древко копья.


Защита рук. Руки воина защищались специальными стальными накладками: наручами, налокотниками, плечевыми щитками, наплечниками. Наручи состояли из двух створок, соединявшихся петлей и ремешками с пряжками. Налокотники – сильно выпуклые пластины полусферической, конической или куполовидной формы. Внешняя часть налокотников, как правило, снабжалась боковым щитком, имеющим форму раковины. Плечевой щиток имел форму монолитной трубы. Наплечник защищал плечевой сустав. Подмышка могла прикрываться дополнительной подвесной пластиной той или иной формы.

Интересной разновидностью прикрытия плечевого сустава были бригантинные наплечники. Они выполнялись в манере обычного бригантинного доспеха со стальными пластинками под тканью. Подобные наплечники или пристегивались (пришнуровывались) к панцирю, наподобие латного наплечника, или выкраивались с бригантиной.

Кисти рук закрывались латными перчатками или рукавицами. Они набирались из полос железа и пластин различных форм и крепились посредством шарниров. Пластинки, защищавшие пальцы, приклепывались к узким кожаным полосам, которые, в свою очередь, пришивались к пальцам обычных перчаток. В 1420-х гг. в Италии были изобретены латные рукавицы из широких полос стали на шарнирном соедине­нии. Ко времени осады Орлеана это прогрессивное нововведение только начало завоевывать популярность в Западной Европе и редко употреблялось кем-либо, кроме итальянцев.

Защита ног. Латы, закрывавшие ноги, традиционно опережали в развитии наручные латы. Набедренник через переходные пластины на шарнирах присоединялся к наколеннику. Наколенник, как и налокотник, с внешней стороны дополнялся раковинообразным боковым щитком. Нижняя часть наколенника оснащалась несколькими переходными пластинами, последняя из которых по моде XV в. имела значительную длину, примерно до трети голени (иногда и до середины голени). В 1430-х гг. или немного раньше верхняя часть набедренника стала дополняться одной переходной пластиной, для лучшего облегания ноги, а также для усиления защиты основания бедра. Задняя часть бедра закрывалась несколькими вертикальными полосами на петлях и пряжках. Под нижние переходные пластины наколенника надевался двустворчатый латный наголенник. Наголенник точно повторял особенности анатомического строения голени, что соответствовало требованиям удобства и практичности. Стопа помещалась в аркообразный вырез передней створки наголенника. Этот вырез имел отвальцовку по периметру для увеличения жесткости наголенника.

Стопа защищалась латным башмаком «сабатоном» или же «солеретом». Как и латная рукавица, сабатон набирался из поперечных полос на шарнирах. Его носок имел приостренную форму по фасону обычного кожаного башмака «пулена».

Ножные и наручные латы декорировались накладками из цветного метала, зачастую чеканными или гравированными различным геометрическим орнаментами.

Вес рассматриваемого нами рыцарского доспеха первой трети XV в. вместе со стегаными и кольчужными элементами составлял 20-25 кг, но могли встречаться и более тяжелые экземпляры. В большинстве случаев он зависел от физических данных его владельца. Толщина пластин составляла, как правило, от 1 до 3 мм. Наибольшую толщину имели защитные детали, закрывающие торс, голову и суставы воина. Поверхность латных доспехов дополнительно насыщалась углеродом и подвергалась термообработке (закаливанию), благодаря чему пластины приобретали повышенные прочностные свойства.

Первоначально надевались наголенники с сабатонами, затем на корпус воина надевался стеганый дублет, к которому пришнуровывались набедренники, соединенные с наколенниками. Потом надевались наручные латы, пришнурованные к верхней части рукава дублета. Впоследствии, на корпус воина надевалась кираса с латным подолом или бригантина. После того как закреплялись наплечники, на го­лову воина водружался стеганый подшлемник со шлемом. Латные перчатки надевались не­посредственно перед боем. Для облачения рыцаря в полный доспех требовалась помощь одного или двух опытных оруженосцев. Процесс одевания и подгонки снаряжения занимал от 10 до 30 минут.

В рассматриваемый период времени рыцарство обеих воюющих сторон по-прежнему использовало щит. Щит изготавливался из одной или нескольких досок. Он имел различную форму (треугольную, трапециевидную, прямоугольную), одну или несколько параллельных граней, проходящих через центральную часть щита, и вырез под копье, располагавшийся с правой стороны. Поверхность щита оклеивалась кожей или тканью, после чего грунтовалась и покрывалась темперной росписью. Изображения на щитах представляли собой гербы владельцев, аллегорические рисунки, «растительный» орнамент, девизы владельцев или отрядов. К внутренней стороне щита крепилась система ремней и набивная амортизационная подушка.

Оружие

Холодное оружие состояло из мечей, тесаков (фальшионов), кинжалов, боевых ножей, стилетов, секир, топоров, боевых молотов, клевцов, булав, перначей и копий.

Закованные в доспехи совершенных форм и вооруженные высококачественным холодным оружием, английские и французские рыцари еще длительное время после осады Орлеана с переменным успехом сражались на полях битв Столетней Войны.

Фальшион (фальчион) представлял собой колюще-режуще-рубящее оружие, состоящее из массивного искривленного или прямого асимметричного однолезвийного клинка, нередко сильно расширяющегося к острию, крестообразной гарды, рукояти и навершия. Это оружие, имеющее массивный клинок, позволяло пробить кольчужную защиту. В том случае, когда удар приходился в шлем воина, противник мог быть временно оглушен. Из-за сравнительно небольшой длины клинка использование фальшионов было особенно эффективно в пешем бою.

Боевой топор представлял собой металлическое железко (данная деталь соответствует наконечнику древкового оружия), снабженное клином (поражающий конструктивный элемент) и насажанное на рукоять. Очень часто железко снабжалось шипообразным, крюкообразным или выраженным молотковидным выступом со стороны обуха и пиковидным либо копеевидным пером, направленным вверх. Двуручный топор относился уже к древковому оружию и был очень популярным оружием пешего боя, так как обладал чудовищной пробивной способностью и значительным ушибающим действием.

Боевой молот , относящийся к категории древкового оружия первоначально только ударно-раздробляющего действия, представлял собой наконечник в виде металлического бойка цилиндрической или катушечной формы, насаженный на деревянное древко. Достаточно часто в XV в. подобное оружие снабжалось копьевидным или пиковидным наконечником. Древко практически всегда оковывалось металлическими по­лосами, предохраняющими его от рубящих ударов и раскалывания.

Пернач был оружием ударно-раздробляющего действия, состоящим из навершия и рукояти. Навершие представляет собой комплекс ударных поражающих элементов в виде пластин прямоугольной, треугольной, трапециевидной и иной формы, набранных в количестве от 6 до 8 штук по окружности и закрепленных на общем трубчатом основании.

Булава , так же как и пернач, являясь оружием ударно-раздробляющего действия, состояла из навершия и рукояти. Навершие изготавливалось в виде металлического шара, нередко снабженного гранями или шипами.

Боевой бич являлся оружием ударно- раздробляющего действия. Представлял собой массивный ударный груз (гирьку), соединенный с рукоятью посредством гибкого подвеса (веревки, кожаного ремня или цепи).

Копье являлось основным древковым колющим оружием рыцаря. Это оружие представляло собой стальной наконечник и деревянное древко, снабженное предохранительным щитком. Наконечник состоял из граненого пера и втулки, посредством которой наконечник крепился к древку. Древко изготавливалось из древесины твердых пород (ясень, вяз, береза) и имело вытянуто веретенообразную форму. Для удобства управления копьем во время боя древко снабжалось защитным щитком или специальным вырезом. Для улучшения баланса в заднюю часть древка заливался свинец.

Меч состоял из прямого обоюдоострого клинка с ярко выраженным острием, гарды в виде крестовины, рукояти и навершия. Особой популярностью пользовались мечи с клинком, плавно сужающимся к острию, имеющим ромбовидное сечение, значительную толщину клинка и повышенную жесткость. Подобным оружием можно было наносить эффективные колющие удары, способные поражать уязвимые места латных доспехов, нанесение рубящих ударов по которым не приносило желаемого результата.

Кинжал , в рассматриваемый период, состоял из узкого колюще-режущего обоюдоострого клинка, гарды различной формы, рукояти и в редких случаях навершия. Кинжал был практически неизменным атрибутом светского и военного костюма. Его наличие на поясе владельца позволяло ему в городских условиях избавиться от назойливого посягательства на кошелек, а в бою давало возможность поражать неприятеля в сочленения и щели доспехов.

Боевой нож по своей конструкции и внешнему виду мало чем отличался от кинжала и выполнял те же функции, что и последний. Основное различие состояло в том, что нож обладал массивным вытянуто-треугольным однолезвийным клинком.

Стилет , будучи только колющим оружием, состоял из граненого клинка, обладающего только острием, дисковидной гарды, такого же навершия и цилиндрической или бочковидной рукояти. Данное оружие в этот период еще не получило широкого распространения.

Секира состояла из конструктивных элементов, аналогичных конструктивным элементам боевого топора. Основное отличие между этими родственными группами холодного оружия заключалось в наличие у секиры клина, ширина которого была больше его длины и увеличивалась в обе стороны относительно вертикальной плоскости оружия при удержании его железком или наконечником вверх. Как и боевой топор, данное оружие, являясь оружием состоятельных воинов, могло быть богато декорировано в готическом стиле.

Следует особо отметить, что как боевые топоры, так и секиры, относящиеся к категории древкового оружия, были особенно популярны во Франции на протяжении всего XV в.

Клевец являлся оружием ударно-раздробляющего, колющего действия и существовал в нескольких вариантах. Один вариант представлял собой оружие, снабженное рукоятью, и не отличался значительными размерами, другой из-за своих размеров и рукояти большой длины может быть отнесен к древковому оружию. Общей конструктивной чертой данных разновидностей являлось наличие поражающего элемента конструкции в виде металлического клина, снабженного острием и молотовидным утолщением обуха.

Слева реконструкция вооружения французского рыцаря в 20-30 гг. XV века. В доспехе рыцаря прослеживается сильное влияние итальянских оружейников. Справа реконструкция вооружения английского рыцаря в 20-30 гг. XV века. Несмотря на сильное итальянское влияние доспех носит ярко выраженные национальные черты. Автор обоих реконструкций К.Жуков. Художник: С.Летин

Журнал “Империя Истории” №2 (2) за 2002 год
Рыцари Западной Европы
Клим Жуков и Дмитрий Коровкин
стр. 72-81

Когда мы, современные люди, рисуем себе в воображении красочные картины средневековой романтики, то, в первую очередь, представляем себе рыцаря, с ног до головы закованного в тяжелые доспехи, этакого железного человека, у которого даже лицо скрыто металлическим забралом. Но на самом деле доспехи рыцаря вовсе не обязательно были тяжеловесными. Доспехи должны были хорошо защищать и быть при этом достаточно легкими, чтобы обеспечивать подвижность и гибкость во время боя. А что проку от тяжелых лат, если упав на землю, в них не мог даже подняться без посторонней помощи? А вот оружие рыцарей, действительно, было довольно-таки тяжеловесным.

Копье

Самым главным оружием средневекового рыцаря был вовсе не меч, как полагают многие, а копье. До одиннадцатого века копья, в основном, использовались, как пики и применялись в бою при помощи резкого выпада, то есть рыцарь при атаке выпрямлял руку, сжимающую копье, в связи с этим длина такого оружия редко превышала два с половиной метра. К тому же, копья такого размера использовались и в качестве метательного оружия. Но уже буквально спустя два века рыцарское копье изрядно удлинилось. Это было связано с изменением тактики копейного боя: исчез выпад, остался только удар.

Копья стали изготавливать от трех с половиной метров в длину, и весило такое оружие до 18 килограммов. Древко обычно мастерили из ясеня или яблони. Иногда использовали бук. Наконечник был обоюдоострым, под которым красовались либо трехцветные флажки, либо знамя, а уж под ними размещался специальный диск, который не давал копью проникать в тело поверженного противника слишком уж глубоко. Хотя, вряд ли, средневековые оружейники руководствовались гуманными соображениями при изготовлении этого диска. Он, скорее всего, был необходим для того, чтобы копье было легче извлекать из тела противника.

Меч

Рыцарский меч с течением времени менее всего был подвергнут изменениям. Единственное, что претерпевало изменения в этом виде оружия – это его размер. Приблизительно в XV веке, когда рыцарские латы стали намного прочнее, понадобился и усовершенствованный меч, способный пробить крепкую кирасу. Так мечи стали изготавливать намного длиннее, чем раньше, утяжеляя силу удара. Меч стали затачивать не с двух сторон, как раньше, а только с одной. Рукоять меча стала много тоньше, поэтому рыцари стали обматывать ее проволокой. А вот ножны, по-прежнему, изготавливались из выдубленной кожи, которую обшивали сверху материей, на которую уже крепили различные металлические украшения.

Позже появился двуручник. Двуручный меч попросту невозможно было удержать одной рукой. Он был намного длиннее, а, стало быть, и намного тяжелее обычного меча или полуторного, его разящая сила была огромной. Двуручным мечом можно было с одного удара разрубить человека напополам.

Боевые топоры, кувалды, секиры все-таки больше применялись в армии, так как рыцари отдавали предпочтение старым добрым мечам, но все-таки в ближнем бою иногда в ход шли и они. Боевые топоры использовали и как метательное оружие и как ударную силу. К ним часто крепили длинный ремень, при помощи которого топоры после метания возвращались к рыцарю. Но, с течением времени, их применяли все реже и реже. В итоге, боевой топор превратился в исключительно турнирный вид оружия. Как, собственно и лук, стрельба из которого тоже превратилась в спортивную забаву.

На смену луку в качестве наступательного оружия пришел арбалет, пробивная сила которого наводила настоящий ужас. Стрела, пущенная из арбалета, пробивала и кольчугу, и пластинчатые латы с расстояния в 150 метров!

Антикварное холодное оружие никого не оставляет равнодушным. Оно всегда носит отпечаток замечательной красоты и даже магии. Создается ощущение, что попадаешь в легендарное прошлое, когда эти предметы применялись очень широко.

Конечно подобное оружие служит идеальным аксессуаром для отделки помещения. Кабинет, украшенный великолепными образцами старинного оружия станет выглядеть более импозантно и по-мужски.

Такие предметы, как, например, мечи средневековья, становятся интересны множеству людей как неповторимые свидетельства событий, происходивших в старинные времена.

Антикварное холодное оружие

Вооружение средневековых пехотинцев имеет сходство с кортиком. Длина его меньше 60 см, широкий клинок имеет острый конец с лезвиями, которые расходятся.

Кинжалами a rouelles чаще всего были вооружены конные воины. Такое антикварное оружие найти все труднее и труднее.

Наиболее страшным оружием тогдашнего времени был датский боевой топор. Широкий клинок его - полукруглой формы. Конники во время боя держали его двумя руками. Топоры пехотинцев были насажены на длинном древке и давали возможность одинаково эффективно выполнять колющие и рубящие удары и вытаскивать из седла. Топоры эти сначала называли гвизармами, а затем, во Фламандии, - годендаками. Они и послужили прообразом алебарды. В музеях это антикварное оружие собирает много посетителей.

Рыцари были также вооружены деревянными палицами с набитыми гвоздями. У боевых бичей также был вид палицы, имеющей подвижную главу. Для соединения с древком служила привязь или цепь. Такое оружие рыцарей не получило широкого распространения, так как неумелое обращение могло больше навредить владельцу оружия, чем его противнику.

Копья делались обычно очень большой длины с древком из ясеня, оканчивающимся заостренным листовидным железком. Для нанесения удара копье еще не держалось под мышкой, не давая возможности обеспечить точного удара. Древко держали на уровне ноги горизонтально, выставляя вперед примерно четвертую часть его длины, так, чтобы противник получил удар в живот. Такие удары, когда шла битва рыцарей, многократно усиливались быстрым движением всадника, приносили смерть, невзирая на кольчугу. Однако управляться с копьем такой длины (она достигала пяти метров). было очень трудно. Чтобы сделать это, нужна была недюжинная сила и ловкость, длительный опыт наездника и практика в управлении оружием. При переходах копье носили вертикально, вкладывая его наконечник в башмак из кожи, который висел возле стремени справа.

Среди оружия встречался турецкий лук, имевший двойной изгиб и бросающий стрелы на дальние расстояния и с большой силой. Стрела поражала противника, отстоящего в двухстах шагах от стреляющих. Лук выполняли из древесины тиса, его высота достигала полутора метров. В хвостовой части стрелы снабжали перьями или кожаными крылышками. Железко стрел имело различную конфигурацию.

Очень широко использовался у пехотинцев самострел, так как, несмотря на то что подготовка к выстрелу занимала большее количество времени по сравнению со стрельбой из лука, дальность и точность выстрела была больше. Эта особенность позволила данному сохраниться до XVI столетия, когда на смену ему приходит огнестрельное оружие.

Дамасская сталь

С давних времен качество вооружений воина считалось очень важным. Металлургам древности иногда удавалось, кроме обычного ковкого железа, добиться получения прочной стали. Из стали изготавливались в основном мечи. Благодаря своим редкостным свойствам они олицетворяли богатство и силу.

Информация об изготовлении гибкой и прочной стали связывается с дамасскими мастерами-оружейниками. Технология её получения овеяна ореолом таинственности и удивительных легенд.

Замечательное оружие из этой стали приходило из кузниц, которые находились в сирийском городе Дамаске. Их построил еще император Диоклетиан. Здесь производилась дамасская сталь, отзывы о которой вышли далеко за пределы Сирии. Ножи и кинжалы из этого материала привозились рыцарями из крестовых походов в качестве ценных трофеев. Они хранились в богатых домах и переходили от поколения к поколению, являясь фамильной реликвией. Стальной меч из дамасской стали во все времена считался раритетом.

Однако веками мастера из Дамаска строго хранили секреты изготовления уникального металла.

Тайна дамасской стали была полностью раскрыта лишь в XIX веке. Оказалось, что в исходном слитке должны присутствовать глинозем, углерод и кремнезем. Особым был и метод закалки. Дамасским мастерам охлаждать раскалённые поковки из стали помогала струя прохладного воздуха.

Самурайский меч

Катана увидела свет примерно в XV веке. Пока она не появилась, самураи использовали меч тати, который по своим свойствам сильно проигрывал катане.

Сталь, из которой делался меч, особым образом ковалась и закалялась. При смертельном ранении самурай иногда свой меч передавал противнику. Ведь кодекс самурая говорит, что оружию уготовано продолжение пути воина и служба новому хозяину.

Меч катана передавался в наследство, согласно самурайскому завещанию. Этот ритуал сохраняется и в наши дни. Начиная с возраста 5 лет мальчик получал разрешение носить меч из дерева. Позднее, по мере того как дух воина приобретал твердость, персонально ему выковывали меч. Как только в семье древних японских аристократов рождался мальчик, для него сразу заказывали меч в кузнечной мастерской. В момент, когда мальчик превращался в мужчину, его меч катана уже был изготовлен.

Мастеру, чтобы изготовить одну единицу такого оружия, требовалось времени до года. Иногда у мастеров древности на то, чтобы изготовить один меч, уходило 15 лет. Правда, мастера одновременно занимались изготовлением нескольких мечей. Есть возможность выковать меч быстрее, но это будет уже не катана.

Идя на битву, самурай снимал с катаны все бывшие на ней украшения. Зато перед свиданием с любимой всячески украшал меч, чтобы избранница в полной мере оценила могущество его рода и мужскую состоятельность.

Двуручный меч

Если рукоять меча рассчитана так, чтобы требовался хват только двумя руками, меч в этом случае называется двуручным. В длину рыцарей достигал 2 метров, и носили его на плече без всяких ножен. Например, двуручным мечом были, вооружены швейцарские пехотинцы в XVI веке. Воинам, вооруженным с двуручными мечами отводилось место в первых рядах боевого порядка: им ставилась задача разрубать и сбивать копья воинов противника, имевшие большую длину. В качестве боевого оружия двуручные мечи не прослужили долго. Начиная с XVII века они исполняли церемониальную роль почетного оружия рядом со знаменем.

В XIV веке в итальянских и испанских городах стали использовать меч, не предназначавшийся рыцарям. Его делали для жителей города и крестьян. У него по сравнению с обычным мечом были меньшие вес и длина.

Сейчас по существующей в Европе классификации двуручный меч должен иметь длину 150 см. Ширина его клинка 60 мм, рукоять имеет длину до 300 мм. Вес такого меча составляет от 3,5 до 5 кг.

Самые большие мечи

Специальную, очень редкую разновидность прямых мечей представлял собой великий двуручный меч. Он мог достигать в весе 8 килограмм, а в длину имел 2 метра. Для того чтобы управляться с таким оружием, требовалась совершенно особенная сила и необычная техника.

Изогнутые мечи

Если в каждый сражался за себя, зачастую выпадая из общего строя, то позднее на полях, где происходила битва рыцарей, стала распространяться другая тактика ведения сражения. Теперь требовалась защита в строю, и роль воинов, вооруженных двуручными мечами, стала сводиться к организации отдельных очагов битвы. Будучи фактически смертниками, они бились перед строем, атакуя наконечники копий двуручными мечами и открывая путь пикинёрам.

В это время стал популярным меч рыцарей, имеющий «пламенеющее» лезвие. Он был придуман еще задолго до этого и широко распространился в XVI столетии. Ландскнехты использовали двуручный меч с таким лезвием, получившим название фламберг (от французского «пламя»). Длина лезвия фламберга достигала 1,40 м. Рукоять в 60 см была обмотана кожей. Клинок фламбергов был изогнут. Эксплуатировать такой меч было довольно сложно, так как хорошо заточить клинок, имеющий искривленную режущую кромку, было затруднительно. Для этого требовались хорошо оборудованные мастерские и опытные мастера.

Зато удар меча фламберга позволял наносить глубокие раны резаного типа, которые плохо поддавались лечению при том состоянии медицинских знаний. Изогнутый двуручный меч причинял раны, часто приводящие к гангрене, а значит, потери противника становились больше.

Рыцари-тамплиеры

Мало существует таких организаций, которые окружены таким покровом тайны и история которых столь противоречиво оценивается. Интерес писателей и историков привлекает насыщенная история ордена, таинственные обряды, которые совершали рыцари-тамплиеры. Особенно впечатляет их зловещая гибель на кострах, которые зажег французский Рыцари, одетые в белые плащи с крестом красного цвета на груди, описаны в огромном количестве книг. Для одних они предстают сурового вида безупречными и бесстрашными Христовыми воинами, для других это двуличные и чванливые деспоты или наглые ростовщики, раскинувшие щупальца по всей Европе. Доходило и до того, что им приписывалось идолопоклонничество и осквернение святынь. Можно ли отделить правду от лжи в этом множестве совершенно противоречивой информации? Обратившись к самым древним источникам, попробуем разобраться, что же представляет собой этот орден.

Орден имел простой и строгий устав, а правила были подобны правилам монахов-цистерцианцев. По этим внутренним правилам рыцари должны вести аскетическую, целомудренную жизнь. Им вменяется стрижка волос, однако бороду брить нельзя. Борода выделяла тамплиеров из общей массы, где большинство мужчин-аристократов были бритыми. Кроме того, рыцари должны были носить белую рясу или накидку, которые в дальнейшем превратились в белый плащ, ставший их визитной карточкой. Белый плащ символически указывал, что рыцарь сменил мрачную жизнь на служение Богу, полное света и чистоты.

Меч тамплиеров

Меч рыцарей-тамплиеров почитался самым благородным среди видов вооружений для членов ордена. Безусловно, результаты его боевого применения в значительной степени зависели от умения владельца. Оружие отличалось хорошей сбалансированностью. Масса была распределена по всей длине клинка. Вес меча составлял 1,3-3 кг. Тамплиерский меч рыцарей ковали вручную, используя в качестве исходного материала твердую и гибкую сталь. Внутрь помещался железный сердечник.

Русский меч

Меч является обоюдоострым холодным оружием, используемым в ближнем бою.

Приблизительно до XIII века острие меча не затачивали, так как им наносились преимущественно рубящие удары. Летописи описывают первый колющий удар лишь в 1255 году.

В могилах древних обнаруживают с IX века, однако, скорее всего, это оружие было известно нашим предкам еще раньше. Просто к этой эпохе относят традицию окончательно отождествлять меч и его хозяина. При этом умершего снабжают оружием, чтобы и в ином мире оно продолжало защищать хозяина. На ранних этапах развития кузнечного дела, когда широко распространился метод холодной ковки, который не отличался эффективностью, меч считался огромным сокровищем, так что мысль о предании его земле никому не приходила в голову. Поэтому находки мечей у археологов считаются большой удачей.

Первые славянские мечи археологами разделяются на много типов, различающихся рукояткой и крестовиной. Клинки у них очень похожи. Они имеют длину до 1 м, ширину в районе рукоятки до 70 мм, постепенно сужающуюся к концу. В средней части клинка находился дол, который время от времени ошибочно называли «кровоспуском». Вначале дол делали достаточно широким, но затем он постепенно стал более узким, а в конце и совсем исчез.

Дол служил на самом деле для того, чтобы уменьшить вес оружия. Сток крови здесь ни при чем, так как колющие удары мечом в то время почти не применялись. Металл клинка подвергался особой выделке, что обеспечивало его высокую прочность. Русский меч имел вес примерно 1,5 кг. Мечами обладали далеко не все воины. Это было в ту эпоху очень дорогое оружие, поскольку работа по изготовлению хорошего меча была длительной и сложной. Кроме того, требовало от его владельца огромной физической силы и ловкости.

Какова же была технология, по которой изготавливался русский меч, имевший заслуженный авторитет в странах, где он использовался? Среди холодного оружия высокого качества для ближнего боя особо стоит отметить булат. В этом особом виде стали содержится углерод в количестве больше 1%, причем распределение его в металле неравномерно. Меч, который изготавливали из булатной стали, имел способность разрубить железо и даже сталь. При этом он был очень гибок и не ломался, когда его сгибали в кольцо. Однако был у булата большой недостаток: он становился хрупким и ломался в условиях низких температур, поэтому в русскую зиму практически не использовался.

Чтобы получить булатную сталь, славянские кузнецы складывали или скручивали прутья стали и железа и много раз проковывали их. В результате многократного выполнения этой операции получались полосы прочной стали. Именно она давала возможность изготавливать достаточно тонкие мечи без утраты прочности. Часто полосы булата были основой клинка, а по краю приваривались лезвия, изготовленные из стали с высоким содержанием углерода. Такая сталь получалась цементацией — нагреванием с использованием углерода, пропитывавшего металл и увеличивавшего его твёрдость. Такой меч легко рассекал доспехи врага, так как их чаще всего делали из более низкосортной стали. Также они были способны перерубать клинки мечей, которые были сделаны не так искусно.

Любой специалист знает, что сварка железа и стали, у которых различная температура плавления, — процесс, который требует от мастера-кузнеца огромного искусства. При этом в данных археологов находится подтверждение, что в IX веке наши славянские предки обладали этим мастерством.

В науке поднялась шумиха. Часто выяснялось, что меч, который специалисты относили к скандинавским, был сделан на Руси. Для того чтобы отличить хороший булатный меч, покупатели сначала проверяли оружие так: от небольшого щелчка по клинку раздается чистый и долгий звук, причем чем он выше и чем чище этот звон, тем выше качество булата. Затем булат подвергали испытанию на упругость: не произойдет ли искривления, если приложить клинок к голове и пригнуть вниз до ушей. Если же, пройдя первые два испытания, клинок легко справлялся с толстым гвоздем, перерубая его и не тупясь, и легко перерезал тонкую ткань, которая была брошена на лезвие, можно было считать, что оружие прошло испытание. Лучшие из мечей часто украшались драгоценностями. Они теперь являются целью многочисленных коллекционеров и ценятся буквально на вес золота.

В ходе развития цивилизации мечи, как и другое оружие, претерпевают существенные изменения. Сначала они становятся короче и легче. Теперь часто можно встретить их длиной 80 см и весом до 1 кг. Мечи XII—XIII веков, как и прежде, больше использовались для рубящих ударов, но теперь они получили способность и колоть.

Двуручный меч на Руси

В это же время появляется еще одна разновидность меча: двуручный. Его масса достигает приблизительно 2 кг, а длина доходит до 1,2 м. Существенно видоизменяется техника боя с помощью меча. Носился он в деревянных обтянутых кожей ножнах. У ножен было две стороны - наконечник и устье. Ножны украшались зачастую так же богато, как и меч. Бывали случаи, когда цена оружия была гораздо больше стоимости остального имущества хозяина.

Чаще всего роскошь иметь меч мог позволить себе дружинник князя, иногда - богатый ополченец. Меч использовался в пехоте и коннице до XVI века. Однако в коннице его изрядно потеснила сабля, которая более удобна в конном порядке. Несмотря на это, меч является, в отличие от сабли, истинно русским оружием.

Романский меч

В эту семью включаются мечи средневековья до 1300 года и позднее. Для них был характерен заостренный клинок и черенок рукояти большей длины. Форма рукояти и клинка может быть самой разнообразной. Эти мечи появились с возникновением рыцарского класса. Черенок из дерева надевается на хвостовик и может обматываться шнурком из кожи или проволокой. Последняя предпочтительнее, так как металлические перчатки рвут оплетку из кожи.



Что еще почитать