Фотографии женщин фотографы. Познавательно! Женщины-фотографы: как все начиналось…. Модернизм, реклама и модная фотография

Эти снимки видели все: подборка самых известных и самых впечатляющих фотографий, неоднократно облетевших весь мир.
"Самая известная фотография, которую никто не видел", - так фотограф Associated Press Ричард Дрю (Richard Drew) называет свой снимок одной из жертв Всемирного торгового центра, выпрыгнувшей из окна навстречу собственной смерти 11 сентября

Малкольм Браун, 30-летний фотограф из Нью Йорка, последовав анонимной наводке, заснял самосожжение буддийского монаха Thich Quang Duc, которое стало знаком протеста против репрессий в отношении буддистов.



21-недельный зародыш, который должен был родиться в декабре прошлого года, в утробе матери перед началом операции на позвоночнике. В этом возрасте ребенок еще может быть законным образом абортирован.

Смерть мальчика Аль-Дуры, снятая репортером телевизионной станции в момент, когда он застрелен израильскими солдатами, будучи в руках своего отца.

Фотограф Кевин Картер (Kevin Carter) получил Пулицеровскую премию за фотографию «Голод в Судане», снятую в начале весны 1993 года. В этот день Картер специально прилетел в Судан, снимать сцены голода в маленькой деревне.

Еврейская поселенка противостоит Израильской полиции, которая приводит в силу решение Верховного суда о демонтаже 9 домов на аванпосте поселения Амона, Западный Берег реки Иордан, 1 Февраля 2006.

12-летняя афганская девочка - знаменитая фотография Стивена Маккьюри (Steve McCurry), сделанная им в лагере беженцев на афганско-пакистанской границе.

22 июля 1975 года, Бостон. Девушка и женщина падают, пытаясь спастись от пожара. Фото Stanley Forman/Boston Herald, США.

«Неизвестный бунтарь» на площади Тяньаньмэнь. На этой знаменитой фотографии, сделанной фотографом «Associated Press» Джеффом Виднером (Jeff Widene), изображен участник протестов, которому удавалось в течение получаса в одиночку сдерживать продвижение танковой колонны.

Девочка Тереза, выросшая в концентрационном лагере, рисует "дом" на доске. 1948 год, Польша. Автор - Дэвид Сеймур (David Seymour).

Террористический акт 11 сентября 2001 года - серия координированных самоубийственных террористических атак, произошедших в США. По официальной версии ответственность за эти атаки лежит на исламистской террористической организации «Аль-Каида».

Замерзший Ниагарский водопад. Фото 1911 года.

Апрель 1980 года, Великобритания. Район Карамоджа (Karamoja), Уганда. Голодный мальчик и миссионер. Автор фото - Майк Уэллс (Mike Wells).

Белые и цветные, фотография Эллиотта Эрвитта, 1950 год.

Молодые ливанцы проезжают через разрушенный район Бейрута, 15 августа 2006 года. Автор фото - Спенсер Платт (Spencer Platt).

Фотография офицера, стреляющего в голову закованного в наручники заключенного, не только получила пулитцеровскую премию в 1969 году, но и также окончательно изменила отношение американцев к тому, что происходило во Вьетнаме.

Суд Линча, 1930 год. Этот кадр был сделан, когда толпа из 10 тысяч белых повесила двух чернокожих мужчин за изнасилование белой женщины и убийство её молодого человека. Автор - Лоуренс Байтлер (Lawrence Beitler).

В конце апреля 2004 года канале CBS в программе 60 Minutes II был показан сюжет о пытках и издевательствах над заключенными тюрьмы Абу-Грейб группой американских солдат. Это стало самым громким скандалом вокруг присутствия американцев в Ираке.

Захоронение неизвестного ребенка. 3 декабря 1984 года индийский город Бхопал пострадал от самой масштабной техногенной катастрофы в истории человечества: гигантское ядовитое облако, выброшенное в атмосферу американским заводом по производству пестицидов унесло жизни более 18 тысяч человек.

Международную известность фотограф и ученый Леннарт Нильсон (Lennart Nilsson) получил в 1965 году, когда журнал LIFE опубликовал 16 страниц фотографий человеческого эмбриона.

Фотография лох-несского чудовища, 1934 год. Автор - Ян Уезерелл (Ian Wetherell).

Клепальщики. Снимок сделан 29 сентября 1932 года на 69 этаже Рокфеллер-центра в последние месяцы строительства.

Хирургу Джею Ваканти (Jay Vacanti) из Главной больницы Массачусетса в Бостоне в 1997 году ему удалось вырастить на спине мыши человеческое ухо, используя клетки хряща.

Ледяные дожди могут образовывать толстую корку льда на любом предмете, разрушая даже гигантские опоры линий электропередач. На фото - последствия ледяного дождя в Щвейцарии.

Мужчина пытается смягчить тяжелые условия сыну в тюрьме для военопленных. 31 марта 2003 года. Ан Нажав (An Najaf), Ирак.

Долли (англ. Dolly) - самка овцы, первое млекопитающее, успешно клонированное из клетки другого взрослого существа. Эксперимент был поставлен в Великобритании, где она и родилась 5 июля 1996 года.

Документальный фильм Паттерсона-Гимлина (Patterson-Gimlin film), запечатлевший в 1967 году женскую особь бигфута, американского «снежного человека», является до сих пор единственным четким фотографическим свидетельством существования на земле живых реликтовых гоминидов.

Республиканский солдат Федерико Борель Гарсия изображен перед лицом смерти. Снимок вызвал огромное потрясение в обществе. Автор снимка - Роберт Капа (Robert Capa).

Снимок, сделанный репортером Альберто Корда (Alberto Korda) на митинге в 1960-м году, претендует на звание самого растиражированного за всю историю фотографии.

Фотография, на которой было запечатлено водружение Знамени Победы над Рейхстагом облетела весь мир. 1945 год. Автор - Евгений Халдей.

Смерть нацистского функционера и его семьи. Отец семейства убил жену и детей, затем застрелился сам. 1945 год, Вена.

Для миллионов американцев эта фотография, которую фотограф Альфред Эйзенштадт (Alfred Eisenstaedt) назвал «Безоговорочная капитуляция», стала символом окончания второй мировой войны.

Убийство тридцать пятого президента США Джона Кеннеди было совершено в пятницу 22 ноября 1963 года в Далласе (штат Техас) в 12:30 по местному времени.

30 декабря 2006 года в Ираке казнили экс-президента страны Саддама Хусейна. Высший трибунал приговорил бывшего иракского лидера к смерти через повешение. Приговор был приведен в исполнение в 6 часов утра в пригороде Багдада.

Американские военные волокут на привязи тело вьетконговского (южновьетнамский повстанец) солдата. 24 февраля 1966 года, Тан Бин (Tan Binh), Южный Вьетнам.

Молодой мальчик выглядывает из автобуса, загруженного беженцами, которые сбежали из эпицентра войны между чеченскими сепаратистами и русскими, рядом с Шали, Чечня. Автобус возвращается в Грозный. Май 1995 года. Чечня

Кошка Тэрри и пес Томсон делят, кто первый начнет обедать хомячком Джимом. Хозяин зверей и автор этой замечательной фотографии - американец Марк Эндрю, утверждает, что во время фотосессии никто не пострадал.

Французский фотограф Генри Картье Брессон, которого причисляют к основателям жанра фоторепортажа и фотожурналистики, сделал этот кадр в Пекине зимой 1948 года. На фотографии изображены дети, стоящие в очереди за рисом.

Фотограф Берт Стерн стал последним, кто фотографировал Мерилин Монро. Спустя несколько недель после фотосессии актрисы не стало.

Были времена, когда алкоголь продавали детям - родителю достаточно было написать записку. На этом кадре мальчик гордо шагает домой, неся отцу два бутыля вина.

Финал английского чемпионата по рэгби в 1975 году дал начало так называемому "стрикерству", - это когда в разгар спортивного мероприятия на поле выбегают голые люди. Веселое хобби, и ничего более.

В 1950-м году, в разгар время Корейской войны, генерал МакАртур, когда китайцы пошли в контрнаступление, понял, что переоценил возможности своих войск. Именно тогда он произнес свою самую известную фразу: "Отступаем! Ибо двигаемся мы в неверном направлении!"

Эта фотография Уинстона Черчилля была сделана 27 января 1941 года в фотоателье на Даунинг Стрит. Черчилль хотел показать миру стойкость и решительность англичан во время Второй мировой.

Эта фотография была переделана в почтовую открытку и долгое время была самой популярной открыткой в Америке. На фотографии изображено, как три девочки с куклами о чем-то яростно спорят на аллее Севиллы (Испания).

Два мальчика собирают осколки зеркала, которое перед этим сами же и разбили. А вокруг по-прежнему кипит жизнь.

Представляем обзор 20 самых талантливых женщин-фотографов XX века, которые своим творчеством внесли огромный вклад в развитие мирового фотоискусства.

Ева Арнольд – американский фотограф и фотожурналист, первая женщина – член агентства Magnum Photos.

Ева увлеклась этим видом творчества в 1946 году. Первые шаги в профессиональной фотографии она сделала два года спустя в журнале Harper’s Bazaar под руководством его арт-директора Алексея Бродовича. За свою творческую карьеру Ева поработала в Китае, ЮАР, России и Афганистане, снимая самые разные сюжеты, события и портреты. Широкую известность она получила благодаря съемке голливудских звезд и политических деятелей: Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд, Элизабет Тейлор, Кларка Гейбла, Малькольма Икса, Жаклин Кеннеди, Маргарет Тэтчер, королевы Елизаветы Второй и других. Особенно прославила ее серия портретов Мэрилин Монро.

В послевоенные годы Ева Арнольд носила неофициальный титул гранд-дамы фотожурналистики. Она считается одним из творцов «золотого века новостной фотографии», ассоциирующегося с такими изданиями, как Life и Look. Эти журналы привлекали внимание не столько текстами, сколько высокохудожественными снимками, сделанными такими мэтрами, как Анри Картье-Брессон, Гордон Паркс, Роберт Капа и другие.

В 1980 году в Бруклинском музее Нью Йорка состоялась первая персональная выставка снимков Евы Арнольд, сделанных в Китае. В 1995 году она стала членом Королевского фотографического общества.

«Многие из моих сюжетов повторялись. Я была бедна, и мне важно было запечатлеть бедность. Меня интересовала политика, и я пыталась понять, как она сказывается на нашей жизни. Наконец, я женщина, и мне хотелось больше узнать о других женщинах», – рассказывала Арнольд в одном из интервью.

Инге Морат из Австрии стала в 1953 году членом Magnum Photos и второй женщиной-фотографом, попавшей в это легендарное агентство.

Инге заинтересовалась искусством светописи в начале 1950-х годов, когда работала в послевоенной Вене в паре с фотографом Эрнстом Хаасом. На собственное творчество ее вдохновил просмотр работ великого Анри Картье-Брессона.

Инге очень много путешествовала. Она побывала в Европе, Африке, США, Южной Америке и на Ближнем Востоке. «Странное дело фотография… Ты всего лишь доверяешь своему глазу, но не можешь не обнажить душу», – сказала она когда-то.

Американский фотограф и фотожурналист, пионер репортажного направления, она стала первой женщиной-фоторепортером журнала Life. Кроме того, она первой из западных фотографов посетила в 1930 году СССР. Ее также можно назвать первой женщиной, которой разрешили работать на фронте. В годы Второй мировой войны Маргарет снимала очень активно и была единственным иностранным фотографом, присутствовавшим в Москве во время нападения фашистской Германии; позже она сопровождала американские войска.

Ее книга «Дорогая родина, отдыхай спокойно» (Dear Fatherland, Rest Quietly), в которой Маргарет показала все ужасы войны, приобрела мировую известность, а автобиография «Собственный портрет» стала бестселлером.

Как отмечали современники, Маргарет всегда выявляла объективную сущность события и снимала так, чтобы каждый кадр отражал ее отношение к происходящему. Мастер динамичных журналистских фотоэссе, она была невероятно проницательна и умела передавать в снимках живые эмоции. Как говорила сама Маргарет, камера была для нее спасением, барьером между ней и реальностью. Сегодня ее фотографии хранятся в исторических музеях США и Библиотеке Конгресса в Вашингтоне.

Маргарет Бурк-Уайт скончалась в возрасте 67 лет, долгое время проболев болезнью Паркинсона.

Лилиан Бассман – американский фотограф и художник. Она родилась в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов.

В 1950–60-х годах Лилиан работала в Harper’s Bazaar в качестве фэшн-фотографа и арт-директора, однако вскоре решила коренным образом поменять свой стиль и увлеклась высококонтрастной черно-белой фотографией. Этот прием она стала использовать в фэшн-съемках, благодаря чему снискала немалую популярность.

Лилиан очень интересовалась пикториальной фотографией. Возможно, именно этим объясняются живописность и графичность ее работ. Она была известна как экспериментатор, не жалевший времени на обработку кадров, и пыталась снимать вне фокуса и на длинных выдержках.

Лилиан Бассман часто называют фотографом-самоучкой, которая, как она сама говорила, пыталась «избавиться от тяжести в фотографии».

В конце своего творчества Бассман открыла для себя цветную абстрактную фотографию и освоила фотошоп.

Вскоре Диана начала работать одна и очень быстро нашла свою тему. Она показала миру тех людей, при встрече с которыми большинство из нас отводит глаза в сторону. Карлики, гиганты, нудисты – галерея образов, показанных ею, впечатляет… Будучи очень чувствительным и восприимчивым человеком, Диана на протяжении всей своей жизни страдала от депрессии, а в 1971 году покончила жизнь самоубийством.

В 2004 году ее фотография Identical Twins была продана почти за полмиллиона долларов.

Американка Вивиан Майер, работавшая в жанре уличной фотографии, – один из самых загадочных фотографов XX века.

Первые свои снимки она сделала еще во Франции на рубеже 1940–50-х годов. В США Вивиан начала снимать городские виды и вскоре купила камеру Rolleiflex. При жизни она не заботилась о публикации своих фотографий, скорее всего, расценивая их как хобби.

В творчестве Вивиан Майер отражен Нью-Йорк в период с 1950-х до 1980-х годов. Благодаря ее работам зрители могут увидеть улицы этого города тех времен. У Майер очень много образов и фотографий. Она почти не печатала свои работы, а в конце своей творческой деятельности даже не проявляла пленки, а просто складывала их.

Вивиан Майер работала няней, и о ее увлечении фотографией не знал практически никто. По свидетельствам знавших ее современников, она была очень скромным, скрытным и тем не менее эксцентричным человеком. Так, будучи очень высокой, она носила длинную одежду и мужские ботинки большого размера, что делало ее фигуру еще более крупной и необычной.

Помимо фотографии, Майер интересовалась кинематографом и даже сняла несколько бессюжетных роликов о жизни города. Кроме того, она записывала интервью с людьми, с которыми разговаривала. Все эти работы пока что находятся в стадии исследования.

Неожиданным открытием имени этого фотографа мир обязан Джону Малуфу, который купил ее снимки на аукционе за 400 долларов, даже не подозревая о ценности своего приобретения. Он насчитал более 100 000 негативов, которые до сих пор разбирает и впоследствии планирует опубликовать. Так как фотографий было много, а их хранение затруднительно, часть снимков Джону пришлось продать коллекционеру Джеффу Гольдштейну (Jeff Goldstein).

Лизетт Модел – американский фотограф австрийского происхождения.

Лизетт родилась в хорошей венской семье, изучала музыку у известного композитора Шёнберга. После смерти отца ее семья переехала в Париж, где она зарабатывала на жизнь пением. Но очень скоро музыка наскучила девушке, и она занялась фотографией.

Лизетт училась у первой жены Андре Кертеша, Рожи Андре, и именно от нее усвоила главное правило: «Никогда не снимай то, в чем ты страстно не заинтересована».

Модел считается одним из основоположников стрит-фотографии, ее взгляд всегда жесток.

Своим ученикам она говорила: «Фотографируй из своих кишок!». Кстати, самым известным из них, Диане Арбус и Брюсу Веберу, как раз таки удалось найти свой стиль, «снимая внутренностями» и показывая миру то, чего никто не хочет видеть.

Городская среда была для Лизетт главным источником вдохновения. В ее портфолио мы видим отражения в окнах небоскребов, толпы прохожих, портреты нищих, увядающую красоту состоятельных дам. До 1950 года работы Модел публиковались в глянцевых изданиях Look и Harper’s Bazaar, а в послевоенные годы этот стиль был признан слишком жестким и вышел из моды.

Имоджен Каннингем – американский фотограф, известный по фотографиям растений, обнаженной натуры и промышленности, одна из основателей неформального объединения калифорнийских фотографов «Группа F64», в которую входили Ансель Адамс, Эдвард Уэстон, Уиллард Ван Дайк и другие.

Имоджен Каннингем стала одной из первых женщин, осмелившихся назвать фотографию своей профессией. Ее карьера началась в 1901 году в студии Эдварда Кертиса в Сиэтле, где она печатала снимки. В 1909 году Имоджен отправилась в Германию в Высшую техническую школу, а после возвращения открыла в Сиэтле собственную портретную галерею, которая очень быстро получила известность.

В 1906 году Имоджен по-настоящему шокировала местную публику, опубликовав свой автопортрет в стиле ню. С тех пор обнаженная натура стала ее любимым жанром, хоть и не единственным. Многие снимки Имоджен носили скандальный характер.

В начале 1930-х годов Каннингем вошла в «Группу F64», участники которой утверждали фотографию как отдельный вид искусства и акцентировались именно на фотографической эстетике. Через некоторое время она открыла новую галерею и начала преподавать в Институте искусств в Сан-Франциско. В 1974 году Имоджен Каннингем опубликовала ретроспективную монографию своих снимков. Скончалась она в 1976 году, так и не завершив свою последнюю серию «Жизнь после 90 лет».

Франческа Вудман (1958–1981)

Франческа Вудман – американский фотохудожник, дочь живописца и фотографа Джорджа Вудмана и художницы-керамистки Бетти Вудман.

Франческа начала фотографировать с 13 лет. Она окончила школу дизайна и часто посещала римскую авангардную книжную лавку-галерею «Мальдорор», где и состоялась первая выставка ее работ. В 1981 году в Филадельфии была напечатана серия ее фотографий «Несколько образцов расстроенной внутренней геометрии», оставшаяся единственной прижизненной публикацией.

Творчество Франчески часто называют фантасмагоричным и даже безумным. Очень часто она сама присутствует на своих снимках. Мистический дом с камином, окнами и зеркалами олицетворяет незнакомый пугающий мир. В каком-то смысле каждая ее фотография – это попытка взглянуть на собственную жизнь как бы со стороны, и наблюдая, уловить неуловимое. По мнению исследователей, на творчество Вудман особенно заметно повлияла живопись и фотография сюрреализма, автопортреты Ремедиос Варо, Фриды Кало, работы Ханса Беллмера и американских мастеров – Кларенса Джона Лафлина и Р. Ю. Митъярда.

В начале 1920-х годов Ильза Бинг собирала материалы для диссертации по истории немецкой архитектуры. Ей нужна была фотокамера, и вскоре она пробрела «Лейку» – в то время совсем новый фотоаппарат, который еще мало кто использовал.

Оценив компактность камеры, Ильза стала очень много снимать. Вскоре уровень ее мастерства вырос настолько, что работы Бинг стали печатать в немецких периодических изданиях. В 1930 году, несмотря на сопротивление семьи, она решила стать профессиональным фотографом и переехала в Париж.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов Ильза Бинг была чуть ли не единственным профессиональным фотографом, использующим узкоформатную камеру, да еще настолько мастерски. Именно за это ее стали звать «Королевой «Лейки». Работы Ильзы одинаково хорошо принимали и широкая публика, и представители авангардного европейского искусства. Ее снимки участвовали в европейских выставках наряду с фотографиями Ман Рэя, Андре Кертеша, Ласло Мохой-Надя и Анри Картье-Брессона.

С началом Второй мировой войны Ильза Бинг эмигрировала в США, сменила «Лейку» на крупноформатную камеру и вскоре снискала славу талантливого фотографа-портретиста. В 1959 году она перестала снимать и до самой смерти в 1998 году занималась поэзией и живописью.

Елена Мрозовская (умерла в 1941 году, точный год рождения не установлен )

Выдающаяся отечественная «художница светописи», первый официальный фотограф Санкт-Петербургской консерватории, основательница собственной художественно-фотографической мастерской.

Елена начала свою карьеру с работы учительницей и продавщицей. Но, всегда будучи неравнодушной к фотографии, в 1892 году она решила закончить курсы V Отдела светописи при Русском техническом обществе, а сразу после них получила специализированное образование в Париже у известного мастера фотоискусства Феликса Надара. Мрозовская – автор большого числа портретов известных артистов, художников и литераторов. Она была фотографом на знаменитом костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце, снимала спектакли театра В. Ф. Комиссаржевской. Очень хорошо удавалась ей и портретная съемка детей.

Сейчас Сабина Вайс – уже бесспорный авторитет в мире фотографии, чьи выставки неизменно проходят с аншлагами, а многие сделанные ею снимки хранятся в музеях по всему миру – в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Цюрихе, Чикаго, Киото… Яркой иллюстрацией ее таланта служит история с одной из самых знаменитых фотовыставок в истории. Речь идет о прошедшей в 1955 году биеннале «Семья людей» (Family of Man), для которой самые разные фотографы со всего мира прислали свыше 2 000 000 снимков. Однако в окончательную версию выставки вошли лишь 503 работы, и автором трех из них была Сабина Вайс.

Сама она признается, что ей всегда более всего были интересны естественность ситуации и истинные чувства людей. А потому она, в общем-то, и не скрывает своего прохладного отношения к современной фотографии, чересчур увлеченной, по ее мнению, конструированием кадра и объектов в нем.

Сама Сара шутит, что причина размытости снимков – в ее близорукости: она якобы просто не могла навести объектив на резкость. Сара Мун снимает почти одни только черно-белые фотографии, полагая цвет совершенно ненужным для передачи идеи снимка. На ее счету большое количество выставок, она неоднократно получала награды за свое творчество, например, премию Clio как самый креативный французский фотограф.

Ныне известный американский фотограф, в юности она получила степень бакалавра по литературе в колледже Холлинс, но все же свою жизнь решила связать с фотографией. Ее творческая карьера началась со снимка обнаженной одноклассницы. Наверное, оттуда и берет начало скандальная известность Салли.

В начале своего творчества Салли занималась в маленькой комнатке размером 5 х 7 метров, которую ей предоставил отец. Там она и проводила свои эксперименты с помощью старой фототехники.

Популярность пришла к ней после публикации серии фотографий «Ближайшие родственники», состоявшей из 65 кадров, на которых были изображены по большей части отдыхающие члены семьи Салли. Очень часто она создавало нечто такое, что не всегда находило понимание в обществе. Например, свои снимки собственных обнаженных детей, которые критиковались очень многими, Салли вовсе не считала чем-то противоестественным. Она бралась за разные жанры фотографии, в том числе и пейзажи, которые также вызывали подчас полярные мнения.

В 2001 году Салли Манн было присвоено звание лучшего фотографа Америки. Кажется, эту женщину невозможно остановить: в 2006 году она получила травму во время занятий верховой ездой, но даже находясь на лечении, сделала несколько интересных автопортретов.

Немка Астрид Кирхгерр известна как художница и личный фотограф группы The Beatles.

Астрид заинтересовалась черно-белой фотографией сразу после окончания школы, хотя и планировала стать модельером. После нескольких лет учебы она четыре года проработала ассистенткой своего преподавателя фотографии Рейнарда Вульфа.
С легендарными битлами Астрид «познакомил» ее друг Юрген Фоллмер, который сам однажды зашел на концерт молодой группы совершенно случайно. Как вспоминали друзья девушки, одно только ее появление в клубе всегда приковывало все внимание к ней. Как-то она спросила музыкантов, не хотят ли они, чтобы она провела их фотосессию. Они, конечно же, согласились, ведь в то время профессиональных фотографий у них не было. Уже на следующее утро Кирхгерр фотографировала The Beatles камерой Rolleicord.

На протяжении всей жизни Астрид сохраняла дружеские отношения с этой группой. Именно ее считают изобретательницей необычных причесок The Beatles, хотя сама она отрицает этот факт.

В 1964 году Кирхгерр стала фрилансером. Со своим коллегой Максом Шелером она фотографировала The Beatles во время съемок «Вечера трудного дня» для немецкого журнала Stern.

Кирхгерр позже рассказывала, как трудно было стать женщиной-фотографом в 1960-х: «Редакция каждой газеты или журнала требовала, чтобы я опять и опять снимала The Beatles. Или же они просили разрешения на публикацию старых фотографий группы, даже если те были плохо снятыми и нечеткими. На другие мои работы никто и смотреть не желал. Девушке-фотографу тогда было очень тяжело зарабатывать на жизнь. В конце концов я сдалась. С 1967 года я не сняла практически ни одного кадра».

Известно, что Кирхгерр решила сделать сборник фотографий «Когда у нас все было замечательно» (When We Was Fab, 2007 год) своей последней публикацией: «Я, наконец, создала книгу совершенно сама. Книгу с моими любимыми фотографиями, оформленными так, как оформила их я, вплоть до подписей и дизайна обложки… Эта книга – я сама. Поэтому она станет последней. Самой последней», – рассказывала Астрид.

Нина Свиридова (1933–2008)

Учительница русского языка и литературы в школе, однажды она взяла в руки фотокамеру, чтобы вместе со своим мужем Дмитрием Воздвиженским показать миру целую галерею прекрасных образов советской действительности. Впервые профессионально выполненные работы Нины Свиридовой были опубликованы в 1961 году в «Учительской газете». Редакция газеты «Спутник» сразу же заметила это чудесное «превращение любителя в профессионала, учительницы русского языка в профессора фотографии». В том же году в «Советском фото» появляется ее снимок «У кремлевской стены».

Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский по праву вошли в почетный список той эпохи наряду с В. Генде-Роте, Н. Рахмановым, В. Ахломовым, Г. Колосовым, Л. Шерстенниковым, Е. Кассиным, В. Резниковым и многими другими мастерами, чьи работы украшали газетные и журнальные полосы и выставочные залы отечественных и зарубежных фотоэкспозиций в период оттепели.

Нина Свиридова много путешествовала, она побывала во всех уголках Советского Союза: в Закарпатье, на Урале, в Белоруссии, Прибалтике…

Творческий союз супругов продолжался около 40 лет. Нина Свиридова так определяла свое отношение к фотографии: «Мне кажется, что каждый фотожурналист, помимо работы над редакционным заданием, должен обязательно работать над собственной, особенно близкой ему темой. Для меня ею стало человеческое счастье. Я люблю в людях проявление оптимизма, радостное, светлое восприятие окружающего мира».

Этому постулату Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский не изменяли всю свою жизнь.

Виктория Ивлева – один из самых заметных отечественных фотокорреспондентов. Окончив в 1983 году факультет журналистики МГУ, она очень быстро завоевала немалый авторитет среди коллег по цеху.

Фотограф Виктория Ивлева на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века она работала во всех горячих точках СССР, а затем и России. В 1991 году Виктория стала единственным журналистом, снимавшим внутри четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. За этот материал она получила самую престижную для фотожурналиста награду – World Press Photo Golden Eye.

Более 25 лет Светлана Георгиевна работала ведущим специалистом в отделе фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества. В данный момент - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, куратор детской и молодежной фотографии, член жюри, участник и призер международных, всесоюзных, российских фотовыставок, фестивалей и конкурсов.

Светлана - автор многочисленных статей и публикаций по фотографии, автор книг: «Фотобукварь» (в соавторстве с А.Агафоновым), издательство «Детская литература» (1993г), «Фотомастер», Москва, изд-во «Пента» (2001г.), «Школа фотографа. Антология детской и молодежной фотографии», «Галерея фотомастеров», Москва, изд-во «ГАЛАРТ» (2008г.) "Школа фотографа" (2-е издание), Москва, изд-во "Индексмаркет" (2012г.).

По России и за рубежом проведено более 20 персональных выставок Светланы. Ее работы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ), Государственном центре современного искусства(ГЦСИ), а также в частных коллекциях. Светлана преподавала фотографию в РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет), в Школе журналистики "Известия" читала курсы "Основы композиции и "Стилистика фотографии".

В мировом искусстве второй половины XX века трудно найти знаменитость, которая не была бы запечатлена камерой Заслуженного деятеля искусств России Галины Кмит. Она прекрасно знает, что такое пройти по красной дорожке Каннского кинофестиваля.

Выставки фотографий Галины Кмит десятки раз организовывались в России и странах мира. Особенную популярность получили циклы фотографий Галины «Эти великолепные мужчины» и «Мои соперницы», посвященные известным деятелям искусства.

Ее называют живой легендой фотоискусства. А сама относится к этому весьма сдержанно. Вот, например, что сказала Галина в интервью корреспонденту «Учительской газеты»: «Может, я и в самом деле легенда, мало ли чего бывает на свете. Тут ваш брат репортер постарался. Кто-то однажды назвал меня так - и пошло-поехало. А я и не против, это же не оскорбительно. И кто мог предположить, что все так обернется. Я же была сначала корреспондентом пишущим, начинала в моей родной редакции «Московского комсомольца»…».

На заслуги Галины Васильевны не ограничиваются только лишь фотографиями звезд. Настоящий фотохроникер, она побывала в каждом уголке Советского Союза. На выставке «Россия - родина моя» были представлены ее прекрасные работы с Сахалина, Камчатки, Коми…

«Вегда обидно, когда про меня думают, что снимаю только звезд. Я жизнью рисковала, чуть в тундре не погибла, когда наш вертолет совершил вынужденную посадку. 19 часов там просидела, чуть от холода не околела, натянула на себя какие-то шкуры блохастые. Мужики что - выпили спирта и были в порядке. А у меня была только банка сгущенки. Но нас искали, пропал же вертолет с корреспондентом. Нашли. А я к тому времени уже, можете представить, написала завещание, сын-то маленький был. На полном серьезе, считала, что уже все. Вот про это никто не знает, а что снимала Депардье, так знают. Обидно», - рассказывала Галина той же «Учительской газете».

Решительная, волевая, талантливая, - заслуги Галины можно перечислять долго.

«Не считаю, что папарацци - это плохо. Ничего подобного. Папарацци - это человек, профессионально выполняющий свои обязанности. Другое дело - этика, журналистская, человеческая. Я могу снять все, но все опубликовать - не могу», - как-то поделилась своим мнением Галина.

Анна-Лу «Энни» Лейбовиц – известнейший американский фотограф, которую знают в основном благодаря ее портретам знаменитостей. На сегодняшний день она признана самой востребованной из женщин-фотографов. Известность Энни Лейбовиц настолько велика, что перешла в иное качество: некоторые ее работы попросту отделились от личности создателя и начали жить своей собственной жизнью.

А родилась Энни Лейбовиц в 1949 году в США в штате Коннектикут. Ее отец был военным, и семья часто переезжала с места на место. Позже Энни говорила, что нетрудно стать художником, если с раннего детства ты видишь мир в уже готовой рамке, через окно автомобиля. В конце концов семья вернулась в США, и в 1967 году Энни поступила в Художественный институт Сан-Франциско, намереваясь стать преподавателем живописи. Год спустя она записалась еще и на курсы фотографии, где не только преподавали теорию, но и отправляли студентов на улицы, а вечером обсуждали сделанные снимки. В 1969 году Энни бросила учебу и уехала в Израиль с археологической экспедицией. Как ни странно, именно там окрепло ее желание стать фотографом.

Просмотры: 23213

Пальму первенства среди женщин фотографов в далеком 19 веке делят между собой несколько замечательных женщин, среди которых и , которая в 1843 году первой подготовила и выпустила книгу, полностью иллюстрированную, сделанными ею фотографиями. После того, как женщина взяла в руки фотоаппарат, ее работы не уступают мужским, ни в композиции, ни в экспозиции, ни в глубине, ни в цвете. На фоне мужских фоторабот, женские, всегда отличались присутствием внутренней, скрытой тайны. Работы женщин фотографов отличаются трогательностью, интимностью, быть может, даже большей лирической глубиной. Мы предлагаем вам познакомиться с десяткой величайших фотографов женщин, что бы самим убедиться во всем вышесказанном.

Диана Арбус (Diane Arbus)

Первенство в нашем рейтинге, бесспорно, отдается . Своими черно-белыми снимками Диана перевернула фотографический мир и отношение к съемке и изображению необычных людей. Ее моделями были люди, которые не вписываются в рамки «стандартных» людей, как в физическом, так и в моральном плане. Работы Арбус и сегодня остаются самыми раскупаемыми работами в мире. Официальный сайт

Синди Шерман (Cindy Sherman)

За Дианой следует американская величайшая фотограф . Синди взошла на фото олимп благодаря своим концептуальным постановочным портретам. Своей основной задачей в фотографии Синди видит решение важных вопросов о роли женщины в обществе, СМИ и искусстве. Некоторые ее работы – самые дорогие, из всех проданных когда-либо фотографий. Официальный сайт

Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz)

Десятку величайших фотографов женщин продолжает . В далеких 70-х она начала свою фото карьеру, как штатный фотограф журнала «Rolling Stone». Работая в журнале, своими портретами фотограф определила и сам журнал, и наше представление о времени. Сегодня, вот уже на протяжении более сорока лет портреты Лейбовиц считаются культовыми и определяющими время и пространство.

Корина Дэй (Corinne Day)

На четвертой позиции располагается британская модная фотограф . Фотограф определила стиль фотографии в начале 90-х годов. Она была фотографом-самоучкой. В своих работах она объединила документальную, можно даже сказать, биографическую фотографию с фотографией фэшн. Дружба с фотографируемыми моделями, такими, как например Кэйт Мосс, дала возможность Корин делать очень интимные, личные портреты. Официальный сайт

Сара Мун (Sarah Moon)

Продолжает десятку самых-самых француженка Сара Мун (Sarah Moon) . Свое профессиональное определение Сара начала, как модельер. Когда ей исполнилось 29 лет она взяла в руки камеру и уехала из родного Парижа в Лондон. Больше чем любой другой фотограф Сара смогла визуализировать и запечатлеть атмосферу модного Лондона в переходный период – от шестидесятых к развитию панка. Ее работы сравнивают с картинами Дега.

Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron)

На шестой позиции – пионер Британской фотографии Викторианской эпохи Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron) . Помимо того, что она входит в то самое спорное число первых фотографов женщин, она так же стала известна серией портретов знаменитостей своего времени. Фотографическая карьера Кэмерон была достаточно короткой, всего одиннадцать лет, она занялась фотографией в сорок восемь лет, когда фотоаппарат ей подарили в подарок. Хотя ее стиль не получил должной оценки среди современников, ее работы оказали значительное влияние на развитие современных фотографов.

Дебора Тюбервиль (Deborah Turbeville)

– величайшая фотограф индустрии моды. Впервые работы Тюрбевиль появляются в 70-м году в журнале «Vogue», и с этих самых первых работ фотограф серьезно заявила о себе и заняла доминирующие позиции в модной современной фотографии. Она обладала совершенно оригинальным видением искусства. Ее называли авангардным фотографом благодаря привнесению в модную фотографию темных элементов задумчивости. Официальный сайт

Ева Арнольд (Eve Arnold)

К сожалению, единственная представительница фотографического агентства «Magnum Photos» в нашей десятке – . Отношение к Еве Арнольд очень особое. Она – фотограф от Бога. Она стала первой женщиной фотографом – членом одного из самых значимых фото агентств 20 века – «Magnum Photos». Она прожила долгую, интересную жизнь, не дожив до своего 100-летнего юбилея всего четыре месяца. Она стала автором портретов целой плеяды выдающихся людей 20 века. Она дружила с Мэрилин Монро. Она исколесила весь мир и запечатлела его таким каков он есть.

Элен Левитт (Helen Levitt)

Продолжает десятку величайших фотографов женщин Элен Левитт (Helen Levitt) , американская фотограф, вошедшая в историю фотографии своими уникальными «Уличными фотографиями». Интерес к фотографии у Элен возник очень рано. И ее внимание сразу привлекла «уличная фотография», фотография жизни обычных людей в обычных условиях. В 1937 году Элен начала с того, что стала фотографировать меловые детские рисунки и самих детей, которые их нарисовали. Серия этих фотографий увидела свет в 1987 году, отдельным изданием. В общей сложности Левит посвятила фотографии семьдесят лет.

Женевьев Нейлор (Genevieve Naylor)

Завершает нашу женскую фотографическую десятку величайших – Женевьев Нейлор (Genevieve Naylor) . Карьера Женевьев длилась 40 лет, поэтому она успела попробовать свои силы в различных направлениях. Как фотожурналист она стала одной из первых женщин, нанятых на работу Ассошиэйтед Пресс. Она успела 15 лет проработать в модной индустрии, непосредственно в журнале Harper`s Bazaar, стараясь удивительным образом объединять в своих фэшн работах фотожурналистику и моду. За свою долгую карьеру она успела побывать на Корейской войне, работая для журнала Look, а так же работала на голливудских съемочных площадках.

Судьба женщин, стоявших у истоков фотографии, была достаточно сложной: в период становления нового искусства оборудование, использовавшееся для съемки, было громоздким и тяжелым. С собой приходилось возить все необходимое – деревянный штатив, камеру, едкие химикаты и пластины. Кроме того, многие скептики попросту не воспринимали всерьез женщин-фотографов, отводя им роль помощницы мужа. Однако, невзирая на все эти сложности и критическое отношение общественности, до нашего времени сохранились имена многих талантливых женщин-фотографов.

Первыми женщинами, имевшими дело с фотографическими технологиями и оставившими след в истории искусства, были Констанс Тальбот , жена изобретателя негативно-позитивного процесса, и Анна Аткинс , английский ботаник. К сожалению, ни одной фотографии Тальбот не сохранилось, и мы ничего не можем сказать о ее вкладе в историю. Но зато Аткинс была автором первого в мире научного труда, проиллюстрированного отпечатками, оставленными самой природой на светочувствительной поверхности. Книга Анны Аткинс "Водоросли Британии" с фотограммами в технике цианотипии издана в 1843 году - на полгода раньше знаменитой фотокниги Тальбота "Карандаш природы".


Анна Аткинс (1799-1871) родилась в графстве Кент, Англия, она рано осталась без матери и воспитывалась в семье ее отца – уважаемого ученого, члена Королевского сообщества – Джона Джорджа.

Фотографией же Анна Аткинс начинает заниматься примерно в 1841 году, вдохновленная своим другом - одним из создателей фотографии, физиком и химиком Уильямом Генри Фокс Тальботом. В 1843 году она знакомится с принципом цианотипии Джона Гершеля, один из первых способов монохромной печати, при которой снимок приобретает синеватый оттенок.

С 1843 по 1853 год Анна фотографировала всю свою большую коллекцию водорослей. Все снимки вошли в 12 частей серии "Водоросли Британии". Анна Аткинсон – один из ярких примеров того, как серьезное увлечение (в данном случае - увлечение ботаникой) привело женщину к серьезному занятию фотографией. Помимо трудов, иллюстрирующих водоросли, Аткинсон стала автором книг по изучению папоротников и цветковых растений Англии и других стран. Эти книги сегодня находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.

Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879) делала портреты известных людей своего времени и оставила немалое число постановочных фотографий в викторианском духе - героических мужчин, нежных женщин и прелестных детей. Все они имеют вид прекрасных мечтателей, возвышенных, просветленных, меланхоличных и мудрых, не прикасающихся к суетливой материальной повседневности.

Миссис Кэмерон всегда вспоминают при разговоре о фотографах, связанных с кругом художников-прерафаэлитов. Сейчас она - бесспорный классик фотоискусства, и хотя отношение к художественным достоинствам ее работ остается неоднозначным, их историческая ценность не подвергается сомнению.

Джулия Маргарет была своеобразным представителем своего времени. Не вполне типичным было ее поведение, образ жизни и сами фотографии, но типичными - взгляды на искусство и эстетические настроения эпохи, проводником которых она была - как фотограф, считающий себя художником.

Кэмерон оставила потомкам несколько сотен фотографий, часть из которых признается шедеврами, а другая вызывает снисходительную улыбку у критиков, но все равно неизменно чем-то очаровывает. Кэмерон не была профессионалом (то есть человеком, работавшим в студии и имевшим клиентов, или сотрудничавшим с государственными проектами, или каким-либо еще способом зарабатывавшим себе на жизнь фотографией), что неудивительно. Во-первых, в силу социального положения ей не нужно было работать. Во-вторых, если бы такая необходимость все же возникла, вряд ли женщина девятнадцатого века выбрала бы фотографию в качестве средства заработка. Она была увлеченным любителем, которых было достаточно как среди мужчин, так и среди женщин высшего и среднего класса. То есть человеком, имевшим оборудование, освоившим технологию и воплощавшим свои идеи в кругу единомышленников, иногда даже выставляясь, публикуясь и получая отзывы в прессе.

Камера появилась у нее в 1863 году, в разгар "визиточного" бума, когда массовое распространение дешевых снимков размером с визитную карточку заставило некоторых признанных мастеров фотографии разочароваться в судьбе своего благородного средства и в поведении коллег, которые с готовностью бросились угождать непритязательным вкусам массовой публики. Миссис Кэмерон была сорокавосьмилетней женщиной, женой уважаемого джентльмена, занимавшего почетный пост в английской администрации в Калькутте и владевшего кофейными плантациями на Цейлоне.

У нее было шестеро своих и столько же приемных детей, дома в Лондоне, дом на острове Уайт и огромный круг общения, в который входили не только многочисленные родственники, но и цвет британской интеллектуальной элиты - художники, писатели, ученые. Одна из сестер Джулии Маргарет организовывала светские вечера, на которых бывали Чарльз Дарвин, Роберт Браунинг, Данте Габриэль Россетти, Эдвард Берн-Джонс и Джон Гершель. В деревне Фрешуотер на острове Уайт ее соседом был прославленный литератор Альфред Теннисон, ее другом и наставником - живописец Джордж Фредерик Уоттс, среди гостей, друзей и корреспондентов семейства Кэмерон можно было встретить Карлейля, Лонгфелло, Теккерея, Троллопа, Уистлера, Рескина и других знаменитостей.

Миссис Кэмерон была чрезвычайно активной и деятельной натурой, не только занятой делами семьи, но и принимавшей живое участие в жизни своих замечательных знакомых. Ежемесячно она писала по триста писем и обеспечивала маленький телеграф Фрешуотера работой, отправляя не менее шести телеграмм в день. Энергия и интерес к жизни заставляли ее находиться в постоянном движении и молниеносно исполнять свои замыслы. Ей ничего не стоило подбить прислугу и домочадцев на то, чтобы прорубить окно в слишком темной гостевой спальне, пока гость отсутствует, или за одну ночь уничтожить надоевший огород и устроить на его месте ровно подстриженную лужайку. Проблемы и радости друзей и родственников вызывали отнюдь не праздный интерес миссис Кэмерон.

Хотя многие сетовали на ее неуемное стремление окружить всех любовью и заботой, все признавали, что оно вполне искреннее. Нестандартность леди Кэмерон отмечали все. Ее поведение было совершенно независимым, иногда странным, иногда нелепым и вызывающим. Но так как ее благородное происхождение, ум, эрудиция и добросердечность не вызывали сомнений, никто не считал ее поступки неподобающими - их считали эксцентричными, а эксцентричность - вполне легитимная черта английского характера.

В 1863 году мистер Кэмерон с сыновьями отбыл на Цейлон, чтобы заняться делами плантаций. Финансовые трудности семьи и разлука с родными заставили мисс Кэмерон грустить, и именно в этот момент дочь и зять подарили ей камеру со словами: "Это может развлечь тебя, мама, в твоем уединении во Фрешуотере". Миссис Кэмерон приступила к новому занятию с энтузиазмом и целеустремленностью - так же, как она подходила к любому делу, которое должно быть сделано. "Я устроила в угольном сарае лабораторию, а из курятника сделала студию, - вспоминает она. - Куры получили свободу. Больше мои мальчики не ели свежих яиц, а куриное общество сменилось обществом поэтов, пророков, художников и прелестных девушек, которые поочередно были запечатлены в скромной маленькой деревенской студии".

Вскоре были сфотографированы все члены интеллектуальной компании миссис Кэмерон, некоторые даже неоднократно. Фотография стала главным занятием энергичной леди в течение последующих одиннадцати лет. Она позволила ей стать творцом - таким же, как окружавшие ее "лучшие люди Британии, сформировавшие столетие".

Искреннее служение красоте и поиски идеала делали Кэмерон очень демократичной художницей, которая, невзирая на сословия, профессии и общественное положение, смотрела лишь на то, достаточно ли в человеке нужных качеств для воплощения авторского замысла. Кэмерон, по сути, была гуманисткой от фотографии, для которой и горничная, и прославленный поэт, и кронпринц были одинаково интересной натурой. Не из-за социального статуса и личной истории, а в качестве носителей разных проявлений божественной сущности. Это придает ее работе еще одно интересное измерение. Современники Кэмерон - такие же романтики, как и она, хвалили ее фотографии, чувствуя искренний восторг автора и видя ее поклонение прекрасному. "Красота" - последнее слово, сказанное Джулией Маргарет Кэмерон на смертном одре.

После того как в 1948 году вышло первое издание книги Гернсхайма о Кэмерон, леди-любитель стала полноценной частью истории. Ее слава в финансовом эквиваленте достигла кульминации в 1974 году, когда один из ее женских портретов был продан на аукционе "Сотбис" за наивысшую на тот момент для фотографии цену - 1500 фунтов стерлингов. Большая часть фотографий Кэмерон сейчас хранится в музее Виктории и Альберта, хотя коллекции ее работ есть во многих других собраниях, в том числе и в Соединенных Штатах Америки.

Джулия Маргарет щедро дарила свои фотографии и целые альбомы разным людям, от садовника до членов королевских фамилий, в знак любви, благодарности или симпатии. Хельмут Гернсхайм вспоминает, что первым побуждением к изучению творчества Кэмерон стала встреча с ее фотографиями в совершенно неожиданном месте - в павильоне железнодорожной станции Брокенхерст. Развешанные по стенам характерные фотографические портреты сопровождались пояснительной надписью: "Галерея портретов выдающихся людей нашего времени подарена этому месту миссис Кэмерон в память о том, что здесь она впервые после четырехлетней разлуки встретилась со своими сыновьями, вернувшимися с Цейлона 11 ноября 1871 года".

Печаль (актриса Эллен Терри, 16 лет)

Пол и Вирджиния

Чарльз Камерон

Энни. Мой первый успех

Альфред Лорд Теннисон

Красная и белая розы

Кассиопея

Молящаяся девочка

Портрет Генри Тоби Принсепа (торговца в Индии, члена Парламента)

Сэр Джон Гершель

Джон Фредерик Уильям Гершель

Дочь садовника

Племянница Джулия Джексон (впоследствии миссии Герберт Декворт)

Девочки с бутонами роз

Портрет Чарльза Дарвина

Клод и леди Флоренс Ансон

Флоранс Фишер

Вал Принсеп (кузен) в образе Генри VIII

Изабель Бейтман

Альфред Лорд Теннисон

Св.Агнесс

Шепот музы

Гипатия

Алетея (Элис Лиделл)

Король Лир и три его дочери

Вивьен и Мерлин

Леди Клементина Хаварден (Lady Clementina Hawarden, 1822 - 1865) по праву считается одним из самых примечательных фотографов 19 века. Неудивительно, что ее творчество так высоко ценил Льюис Кэрролл. Ее часто сравнивают с Маргарет Кэмерон, но, в отличие от Кэмерон, на чьих работах можно увидеть многофигурные композиции и tableau vivant по мотивам стихов Теннисона, леди Хаварден фотографировала по большей части своих дочерей.

В 1845 году Клементина Флиминг, дочь адмирала Чарльза Элфинстоуна Флиминга, вышла замуж за Корнваллиса Мода, 4-го виконта Хавардена. Следуя заветам королевы Виктории, супруги произвели на свет 8 детей. В конце 1857 года у леди Клементины появилось новое хобби - фотография. А в 1859 году, после переезда в Южный Кенсингтон, Клементина устроила в новом доме фотостудию.

Подросшие дочери всегда были под рукой, так что недостатка в моделях леди Клементина не знала. Чаще всего на ее фотографиях появляются три старшие дочери - нежная и задумчивая Изабелла Грейс, Клементина, которой так шли мужские костюмы, и пухленькая Флоренс Элизабет.

Дочери представали то в образе принцесс, то дремали на кушетках, подражая томным одалискам, то стояли лицом к окну, ловя лучи солнца. Многие фотографии кажутся интимными зарисовками из жизни, не предназначенными для посторонних глаз - как, например, фото, где Клементина-младшая, босоногая и дезабилье, опирается на зеркало. Очень часто зритель подглядывает из-за спины или на ходу бросает взгляд в комнату, где кто-то читает или прихорашивается, где все поглощены своими делами.

В 1863 году виконтесса устроила первую выставку в Фотографическом Обществе в Лондоне, а в следующем году стала его членом. Работы леди Клементины, среди которых встречались пейзажи и жанровые сценки, были признаны ведущими фотографами и удостоены медали за композицию. Тем не менее, к леди Клементине относились скорее как к знатной дилетантке, чем к профессионалу. Возможно, она достигла бы и не таких высот, если бы не ее скоропостижная смерть в 1865. Фотографии леди Клементины, общим числом более 800, хранились в семейных альбомах. В 1939 году внучка виконтессы, Клементина Тоттенхэм, передала фотографии в Музей Виктории и Альберта. Можно представить, как огорчены были кураторы музея, увидев, что драгоценные снимки вырвали из альбомов "с мясом". Края были грубо обрезаны или просто оборваны. Но чем дольше любуешься этими невероятными фотографиями, тем яснее понимаешь - вот так и надо, вот теперь они действительно похожи на клочки прошлого, которые непонятно как занесло в наше время.

Фрэнсис Джонстон (1864–1952) провела детство в Вашингтоне, изучала искусство в Париже, публиковала статьи и сама их иллюстрировала, пока близкий друг семьи Джордж Истман (изобретатель, один из основателей компании Kodak) не подарил Фанни ее первую камеру.

В 1890-е уже как фотограф Джонстон отправилась в путешествие по Европе, позже работала в Eastman Kodak, а в 1895 году открыла собственную фотостудию. Имея доступ в высшие круги американского общества, Фрэнсис работала со многими выдающимися и знаменитыми людьми. С фотоаппаратом она появлялась и в Белом доме, за что получила изящное прозвище "придворного фотографа". Волевая и сильная, Джонстон беспрестанно говорила о важной роли женщины в стремительном развитии искусства фотографии. В 1897 году она опубликовала статью под названием "Что женщина может сделать с фотоаппаратом" (What a Woman Can Do With a Camera). А в 1900 году на выставках в России и Франции она представила 148 работ, выполненных 28 женщинами-фотографами.

Вторая декада XX века прошла для Джонстон под знаком архитектуры. В застывших формах она увидела живую пульсацию времени, которое, казалось, сменило в новом веке шаг на бег. В 1928 году Фрэнсис Джонстон представила серию из 247 фотографий с изображениями как обветшалых особняков, так и убогих лачуг - все, что несло на себе отпечаток времени.

Созерцание поразительно.
Человек Созерцающий способен постичь тайну мира. Фотограф с камерой в руках останавливает время и соединяет нас с вечностью.

Первые великие фотографы:

Луи Дагер - первым запатентовал способ фиксации фотоизображения на медной пластине, покрытой слоем серебра, и назвал его "дагеротипия" - это стало предтечей документальной фотографии
Фокс Тальбот - изобрел способ негативно-позитивного процесса печати на бумаге и назвал его "калотипия" , из калотипии выросла современная художественная фотография
Феликс Надар - французский фотограф, по совместительству - карикатурист и воздухоплаватель.Современники восхищено называли его "Тицианом фотографии" , ставя в один ряд с великим .

Робер Демаши - один из лидеров французского пикториализма, разработавший красивую технику гумми-бихроматной печати
Александр Кейгли - английский фотограф пикториалист, идеалист и романтик, один из основателей лондонского фотоклуба «Звено» (The Linked Ring).
Альфред Стиглиц – великий американец, популяризатор Искусства фотографии, коллекционер, создатель "Фото-Сецессиона" , редактор известного в начале XX века журнала "Camera Work"
Эдвард Стэйхен – известный американский фотограф - пикториалист, соратник Альфреда Стиглица, ставший в последствии одним из первых фотографов изящной моды для журнала Vogue.

"В фотографии есть настолько тонкая реальность, что она становится все более реальной, чем сама реальность."

Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz)


/Альфред Стиглиц - "Руки"/ / Эдвард Стэйхен - "Портрет Глории Свэнсон"/
Пол Стрэнд - американский фотограф и режиссер-документалист, вышел из под крыла Стиглица, известен своими четкими ритмами и социально - тематическими фотографиями.
Фрэнк Юджин - американский художник-фотограф, создатель прекрасных женских образов, работал в технике платиновой печати
Александр Эйхенвальд - московский фотограф, один из первых до революции 1917 г. делал раскрашенные вручную фотографии, как правило - портреты.
Франтишек Дртикол - всемирно известный чешский фотограф, начинал, как пикториалист, впоследствии сделал много интересных экспериментальных фотографий в стиле кубизма и модернизма.
Прокудин-Горский - русский фотограф, уникальная личность - делал цветную фотографию по методу тройного цветоделения в дореволюционной России. Царь Николай II, восхищенный фото-изобретением, выделил ему целый поезд, на котором Сергей Михайлович объехал Россию снимая ее жизнь, города и людей.



/Сергей Прокудин - Горский (цветоделение и современная оцифровка)/ /Александр Родченко "Братья"/

Александр Родченко - прекрасный русский фотограф и художник начала ХХ века, конструктивист, для него характерны смелые ракурсы, динамичные композиции, оригинальный сюжет.
Борис Игнатович - известный мастер советской фотографии, фотокорреспондент, во многом последователь Родченко.
Ман Рэй – Гений! Фотограф, художник, кинорежиссер, изобрел рейографию, соляризацию, мультиэкспозийцию и много др. творческих приемов в фотографии. Его авторству также принадлежит ряд известных дадаистских предметов и инсталляций, созданных самостоятельно, и в соавторстве с другими художниками.
Кристиан Шад - интересный фотограф, график, соратник Ман Рэя, изобрел свой метод печати в фотографии - шадография.
Андрэ Кертэш - один из самых известных американских фотографов, венгерского происхождения, наблюдательный и изобретательный, пробовавший себя в разных жанрах. Наиболее известна его серия сюрреалистических ню - "Искажения" .


/ Андрэ Кертэш "Искажения" /
Филипп Хальсман - знаменитый фотограф, первооткрыватель сюрреализма в фотографии, друг Сальвадора Дали - его серия «Прыжок» стала классикой фотоискусства - более 200 портретов известных людей в момент прыжка.
Аркадий Шайхет - талантливый русский фотограф, один из основоположников советского репортажа.
Ирвинг Пенн - легендарный американский фотограф, автор оригинально - ироничных постановочных портретов, каждый из которых смотрится, как мини-спектакль.
Жанлу Сьефф - французский мастер портретной фотографии с налетом кинематографического изыска.
Ансел Адамс - американский фотограф, классик пейзажной фотографии.
Ричард Аведон - известный американский фотограф, классик портретной фотографии, для которого характерны оригинальные композиционные решения и прекрасное чувство юмора.
Хельмут Ньютон - классик фотоискусства немецкого происхождения, его портреты и зарисовки моды в жанре ню всегда были сверх оригинальны, чувственны и красивы.




/ Ричард Аведон / / Ирвинг Пенн / / Ман Рэй /

Картье Брессон - великий французский фотограф, классик пленочной фотографии, один из основателей известного фото-агенства "Магнум фото" .
Йозеф Судек - выдающийся чешский фотограф, поэтичный лирик, умевший с камерой в руках находить красоту в самых простых вещах.
Элиот Эрвит - американский фотограф, известный своими ироничными и очень эмоциональными черно-белыми снимками.
Эрнст Хаас - известный австрийский фотограф - экспериментатор, фотожурналист.
Антон Корбайн - легендарный нидерландский рок-фотограф, клипмейкер и кинорежиссер.
Ласло Мохой-Надь – венгерский фотограф-экспериментатор, художник, дизайнер, яркий представитель мирового авангарда, преподаватель Баухауза.


/ Ласло Мохой Надь /

Майкл Кенна - английский фотограф, мастер черно - белого пейзажа.
Ян Саудек - известный чешский фотограф, работающий в жанре откровенных и часто шокирующих ню, раскрашенных вручную.
Эрвин Блюменфельд – немецкий фотограф - экспериментатор, певец женской красоты, придумал "штучки", которыми фотографы пользуются и сегодня, его излюбленные приемы - фотомонтаж и съемка с отражениями.
Брассай - известный французский фотограф и художник, большую популярность приобрели его фотографии ночного Парижа.
Арнольд Ньюман - известный американский фотограф, выдающийся портретист и мастер композиционного построения кадра.
Герберт Байер - интересный австрийский фотограф и дизайнер, принадлежавший к стилю Баухауза.
Альберт Уотсон - знаменитый шотландский фотограф, его конёк - оригинальная портретная и фэшн фотосъёмка.
Ги Бурдэн - самобытный французский фотограф, работавший на заре фэшн индустрии, и сделавший для нее много творчески-привлекательных ярких цветных кадров.
Марио Джакомелли - гениальный итальянский фотограф, обладавший особенно глубоким взглядом на жизнь, склонный к философским обобщениям.
Жоэль Питер Уиткин – скандально известный американский фотограф - "некрофил", через постановочную игру с мёртыми телами воспевающий красоту жизни.


/ Жоэль Питер Уиткин /

Роберт Мэпплторп – известный американский фотограф, шокировавший публику откровенно-сексуальными сюжетами и брутальной съемкой мужских ню, кроме этого сделал много интересных портретов знаменитостей.
Масао Ямамото - японский мастер фотографии, художник, эстет и минималист, сумевший показать в своих работах красоту пустоты и внутреннего безмолвия.
Фан Хо - всемирно известный китайский фотограф, художник, а также актер и режиссер, чьи работы выделяются точно выстроенной композицией и кинематографической поэтичностью кадра.
Дэвид Лашапель - скандально известный американский фотограф и клипмейкер, часто работающий с гламуром на грани фола, но очень привлекающий этим публику.

Норман Паркинсон - британский фотограф известный своими ироничными эксцентричными портретами и фэшн-фотографиями для Vogue.
Сол Лейтер - блестящий цветной стрит - фотограф намного опередивший свое время и ставший учителем для многих поколений фотографов, работающих с цветом.
Дуан Мичэлс - оригинальный американский фотограф, делавший из фотографий блоки - фотоистории с забавными сопроводительными текстами.

«Лучшая часть нас - не то, что мы видим, а то, что чувствуем. Мы то, что мы чувствуем. …Мы - не наши глазные яблоки, мы - наш разум. Люди верят своим глазам, и они совершенно неправы. …Вот почему я считаю, большинство фотографий ужасно скучными» Duane Michals

Известные женщины – фотографы:

Эли Лотар - французский фотограф, была близка с творческими кругами сюрреалистов, поэт Жорж Батай называл её своим любимым фотографом, снимала хоррор на скотобойне.
Грета Штерн - фотограф и художник немецкого происхождения, сделала серию фотоколлажей, иллюстрирующих сны, интересовалась психоанализом.
Франческа Вудман - молодая американка, сделавшая своё депрессивное состояние и нежелание жить на земле объектом для исследования фотокамерой, создав ряд прекрасных фотографий, покончила с собой.
Диана Арбус - эксцентричная, откровенная и бесстрашная в своем желании рассмотреть красоту в мире отверженных и уродов, которых она сама выбирала для съемки.
Сара Мун – великая французская женщина-фотограф, самая таинственная и непредсказуемая, снимающая за гранью обыденных смыслов.



/Сара Мун/

Нэн Голдин - откровенные, порой чернушные фотографии, полные предельной искренности и принятия жизни во всех ее проявлениях, известная серия «Баллада о сексуальной зависимости».
Эни Лейбовиц - известная американка, прославившаяся великолепными постановочными портретами знаменитых людей.
Мичико Кон - японская фотография - красивые сюрреалистические натюрморты из даров моря, рыб и цветов.
Флор Гардуньо - мексиканский фотограф, который, как цветы, собирает в кадре сны и метафоры поэтизированной действительности.
Софи Калль - представительница французской современной концептуальной фотографии, режиссер, писательница, инсталятор, использующая фотокамеру, как один из инструментов фиксации эмоций, событий, чего-то трудноопределимого словами.



/ Флор Гардуньо /



/ Стив Маккари /

Репортажные фотографы , чьи великолепные фотографии, сделали репортаж - искусством:

Раймонд Депардон – известный французский фотограф, фотожурналист, режиссер документального кино.
Себастьян Сальгадо - признанный во всем мире бразильский фотограф - документалист, с яркой гуманистической позицией. Моя статья о нем в Блоге -
Георгий Пинхасов - известный своими высоко - художественными цветными фотографиями, единственный русский фотограф в международном агентстве Магнум Фото.

Алексей Титоренко - самобытный современный петербургский, фотохудожник, известный во всем мире своей серией черно-белых фотографий "Город теней".
Спэнсер Туник - известный американский фотохудожник, снимающий обнаженные массовки, участниками его фотографических флэшмобов стали сотни и тысячи людей по всему миру.
Роджер Баллен - южноафриканский фотограф, его тема - темная сторона души, неосознанные страхи,сумасшедшие и аутсайдеры, живущие в своем мире теней, параллельно с нами.
Франко Фонтана - итальянский мастер концептуальной цветной фотографии, создавший восхитительные фотографические полотна, близкие к абстрактной живописи.
Андреас Гурски - знаменитый немецкий фотограф, поражает его масштабное виденье ритмов городских мегаполисов и монументальность замысла каждой фотографии.
Родни Смит - известный современный нью-йоркский фотограф, создал жанр веселого сюрреализма, и часто становится главным героем своих фото - историй.



/ Родни Смит /

Список будет пополняться,
Ваша Ася Немчёнок .



Что еще почитать