К числу школьных болезней не относится. Школьные болезни. Спасаем «зеркала души»

Отправляя ребенка в школу, многие родители следят только за успеваемостью, а здоровье малыша отодвигается на второй план. И это в корне не правильно.

«Школьные годы чудесные», но не беззаботные. Вводятся все новые и новые стандарты обучения, к школьникам предъявляют высокие требования, которые также увеличивают с каждым годом. Организм учеников не справляется с нагрузками, развиваются различные «школьные» заболевания. Оканчивая школу, ученик вместе с аттестатом зрелости получает пышный букет заболеваний.

У 90% школьников отмечаются хронические заболевания. Отклонения в здоровье у детей 7-17 лет, носит обобщенное название “школьные” болезни. Естественно «школьные» болезни можно избежать. Но как?

Адаптация в школе

Ребенок, не успев перешагнуть порог школы, сталкивается с рядом задач: учебная программа, новый коллектив, новые условия, школьные нормы поведения. Задача родителей и учителей с первого дня ребенка в школе уделять достаточно внимания к адаптации малыша, иначе в дальнейшем, возможно, пострадает нервно-психическое состояние и физическое здоровье. От того как пройдет первая адаптация в школе, зависит здоровье ребенка и его успеваемость.

Стрессы и неврозы

Многие родители из благих намерений стараются записать сына или дочь во все кружки и секции, но чрезмерная , да еще и секции с кружками, могут привести к или . Хотите этого избежать? Оставьте ребенку время на отдых, игры, спокойный сон, этим самым можно избежать ряд «школьных» болезней.

Снижение зрение

Снижение зрение, по словам медиков, самая распространенная школьная болезнь. Для того чтобы у ребенка не портилось зрение, достаточно выполнять правила:

  • Место для выполнения домашних занятий должно быть удобным и хорошо освещенным.
  • Нельзя позволять ребенку лежа читать
  • Ограничить время для
  • Следить, чтобы в меню ребенка были капуста, морковь, черника, рыба, творог и зелень.

Сколиоз – враг номер один

Сколиоз – враг номер один, одна из самых распространенный «школьных» болезней.

«Сколиоз (греческое слово σκολιός означает – «кривой», латинское слово scoliōsis) – стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Что приводит к сколиозу? Неправильное положение за партой и при ходьбе. Если малыш постоянно сидит с неровной спиной, ходит, ссутулившись, происходит деформация позвоночника, и он постоянно испытывает недостаток кислорода. Появляется быстрая утомляемость, снижается внимание. К тому же, было замечено: дети, страдающие от сколиоза, более зажаты и менее активны и общительны.

Как избежать школьную болезнь сколиоз?

Как избежать школьную болезнь сколиоз? Следить за осанкой!

  • Правильно сидеть за столом: ноги стоят на полу, колени согнуты под прямым углом, локти на уровне стола.
  • Правильно ходить: тело при ходьбе должно быть ровным.

Выработать правильную осанку при ходьбе, поможет такой способ:

Поставить малыша спиной к стенке, прижать к ней пятки, икры, ягодицы, лопатки и голову. Запомнить это положение и походить.

Ежедневно выполняя это упражнение, ребенок быстрее научится правильно ходить.

Гастрит

К сожалению, гастрит у школьников распространенная проблема. Эту «школьную» болезнь можно также избежать.

Нужно следить, чтобы ребенок обязательно утром завтракал, но не бутербродами, а кашей, сыром, яйцами, йогуртом. Обедал и не ходил голодным, перебивая аппетит сладостями. Ужин должен быть сытным, но легким. Следует избегать жареной и жирной пищи. В меню ребенка обязательно должны входить кисломолочные продукты: кефир, ряженка. Они улучшают работу пищеварительной системы.

Педикулез

Педикулез среди школьников встречается чаще, чем бы нам этого хотелось. Если вдруг ваше чадо заразилось, не стоит никого ругать и ударяться в панику. Что делать?

  • Срочно лечить, в аптеке достаточно различных средств продается.
  • Сообщить классному руководителю.

«Школьные» болезни, впрочем, как и все остальные, проще предотвратить, чем лечить.

Посмотрите еще

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

  • В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
  • Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
  • Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. В последние семь лет к работе в этом направлении подключились и московские школы.

В рамках федеральной целевой программе “Дети России” был организован ежегодный Всероссийский съезд “Здоровое поколение – Здоровая Россия” и портал www.сайт с целью обобщить и систематизировать накопленный опыт “школ здоровья” страны. Создать и клонировать на все образовательное пространство Российской Федерации отлаженную универсальную систему здоровьесберегающего образования.


По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ - инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт…


Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма. 1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].Произношение звука [и]…


за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка. при письме Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на…


1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом…


Дезадаптационные состояния учащихся часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со…

Годы обучения - серьезное испытание для каждого ребенка

Сегодня, по мнению специалистов, практически каждый выпускник школы имеет 2-3 заболевания функционального характера или хроническое, и лишь 10 % детей оканчивают школу здоровыми. Высокая учебная нагрузка зачастую ведет к малоподвижному образу жизни, снижению зрения, нарушению осанки, стрессам.

Основной перечень приобретенных школьных болезней таков: снижение зрения, искривление позвоночника и гастриты. Помимо этих недугов в процессе обучения могут возникнуть и другие, не связанные с простудой и инфекцией, а именно приобретённые в процессе обучения. Это и малокровие, и ослабление мышечной ткани, депрессия, раздражительность и т.д. Но самыми распространёнными, согласна статистики, являются именно эти три болезни.

Спасаем «зеркала души»

Одним из основных органов чувств являются глаза. Они, как известно, зеркало души. Ребенок получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. И для родителей важно развивать и защищать зрение своего чада. Важным инструментом защиты является профилактика.

Изменение режима ребенка при поступлении в школу сильно сказывается на состоянии его глаз. Поэтому у специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы продолжительность непрерывного занятия не превышала одного часа, а однотипного и того меньше - не более 20 минут! Между занятиями обязательно должно быть время для активных игр и пребывания на свежем воздухе минимум в течении 15 минут. Если ребёнок в процессе письма старается наклонить голову ближе к тетради вообще, или приблизить только левый, или правый глаз, уже это должно насторожить родителей. Возможно, это не прихоть ребёнка, а вынужденная поза написания, и она говорит о нарушении зрения.

Основной проблемой современных школьников является увеличение времени, которое они проводят за обучением, а также перед экраном компьютера - длительность одного такого занятия не должна превышать 30-40 минут, при работе с компьютером расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 сантиметров и не более 1 метра (зависит от диагонали и модели монитора) профилактика. Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение ребенка, либо не отражались от экрана. Кроме того, малышу нельзя работать на компьютере в полной темноте.

Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 сантиметров задвинут под стол. Неправильная посадка приводит к появлению проблем не только со зрением, но и с позвоночником.

Основным способом контроля над зрением ребенка являются периодические медицинские осмотры (для детей младших классов - не реже 1 раза в год). Помните, что раннее выявление болезней влияет на положительный результат лечения.

С целью профилактики можно приучить ребенка выполнять следующие упражнения:

1. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
3. Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

Лучше, если указанные упражнения будут выполняться в середине каждого урока, а также на перемене. Продолжительность одной тренировки должна составлять 3-5 минут.

Профилактическое воздействие оказывает включение в рацион ребенка следующих продуктов: черника, шиповник, морковь, облепиха, земляника, калина, клюква, рябина, картофель, капуста, морковь, помидоры, репа, а так же витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.

И еще об одном очень хотелось бы сказать. Сейчас часто можно увидеть на улицах и взрослых, и детей, читающих литературу или играющих в игры на мобильном телефоне или планшете. Причём зачастую это делается во время езды в общественном транспорте, что усугубляет проблемы со зрением. Постарайтесь избегать этого и следите, чтобы ваш ребенок следовал вашему примеру.

Следим за осанкой

Осанка - это положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку с неправильной не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Увы, мало кто может ею похвастать, ведь чаще всего мы портим осанку еще в детстве. Виной тому неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения, долгие часы с учебником и плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу. Как же сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Прежде всего, «груз знаний» должен быть небольшим. Не стоит покупать ребенку портфель, который нужно носить в одной руке. Каждый, кто хотя бы раз пытался поднять портфель школьника с несколькими учебниками, подтвердит - это нешуточное испытание для детского позвоночника. А если носить такой вес в одной руке, да еще и в младшей школе, искривление позвоночника практически гарантировано. Для равномерного распределения нагрузки школьнику нужен ранец, причем вес его не должен превышать 10% от массы тела ученика. У школьного ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку ребенка. Однако «твердая» не означает «жесткая»! Место соприкосновения со спиной ребенка должно быть в меру смягченным, например, специальной подкладкой.

Проверьте рабочее место сына или дочери! Как ни крути, а большую часть школьного времени ваш ребенок будет сидеть за партой. Потому ее следует внимательно осмотреть во время визита в школу. Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту. Это вы можете проконтролировать сами: посадите ребенка на стул, чтобы ступни ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, стул ребенку в самый раз. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле ребенка - локоть должен быть на 5-6 сантиметров ниже крышки стола. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3-5 см. Ребенок не должен опираться грудью о край стола - между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.

Значение имеет не только поза школьника и размеры его парты, но и расстановка мебели в классе. Парты должны быть размещены в три колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. Впереди колонны ставятся более низкие парты, по мере удаления - более высокие. При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами, ведь из-за плохого угла зрения по отношению к доске они вынуждены поворачивать корпус тела.

Еще одна причина плохой осанки - освещение. Да, именно освещение, ведь недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже, «писать носом». Во время родительских собраний нелишним будет проверить, работают ли все лампы и светильники в классе.

В домашних условиях тоже необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка, и не забывать, что освещение должно быть слева. Стоит коснуться и качества домашней мебели. Материал, из которого она изготовлена, должен быть экологически чистым Во время подготовки домашних заданий каждые 15 минут менять позу. Кроме того, в дневном распорядке нужно выделить время для прогулок и для подвижных игр. Вашим союзником в борьбе за правильную осанку может стать школьная физкультура - если упражнения подобраны правильно, они будут развивать мышечный каркас спины и укреплять позвоночник. Нельзя забывать о том, что отдохнуть за ночь можно только на кровати с хорошим ортопедическим матрасом.

Кифоз, лордоз и сколиоз

Позвоночник имеет два наиболее распространенных вида патофизиологических искривлений: кифоз - искривление позвоночника выпуклостью назад (отмечается в грудном отделе) и лордоз - искривление позвоночника выпуклостью вперёд (отмечается в поясничном отделе). Кроме того, ещё существует боковое искривление под названием сколиоз. Это заболевание встречается в два раза чаще у девочек, чем у мальчиков. Хотя заболевание может встречаться в любом возрасте, в основном сколиоз отмечается у детей старше 10 лет.

Самое опасное для позвоночника - сидячий образ жизни и низкая профилактика. Когда человек долго сидит, его расслабленные мышцы не помогают позвоночнику и всю нагрузку он принимает на себя. Позвоночные диски очень прочны и способны восстанавливать свою структуру даже при тяжелых травмах, но долгое сидение для них губительно и ведет к сколиозу. Таким образом, в группе риска по сколиозу - офисные работники и учащиеся.

Различают три основных типа сколиоза. Функциональная форма сколиоза диагностируется тогда, когда позвоночный столб ровный, но при этом отмечается его патологическое искривление ввиду некоторых проблем в организме. Причиной может быть, например, укорочение одной ноги по сравнению с другой, либо спазм мышц спины. При нейромышечной форме отмечается нарушение формирования костей позвоночника. Либо кости полностью не формируются правильно, либо они не отделяются друг от друга. Это форма сколиоза отмечается у лиц с врождёнными дефектами, мышечной дистрофией, церебральным параличом или синдромом Марфана. Если искривление позвоночника отмечается при рождении ребёнка, оно называется врождённым. Эта форма сколиоза более выраженная и требует более упорного лечения. Дегенеративная форма сколиоза встречается в пожилом возрасте. Причиной его возникновения является артрит суставов позвоночника, ослабление связок и других мягких тканей, а также новообразования в виде доброкачественных опухолей.

Как выявить наличие сколиоза у ребёнка? Следует попросить его встать спиной к вам и расслабиться. При этом нужно обратить внимание на следующие признаки сколиоза: а) одно плечо ребёнка немного выше другого; б) выпирает угол одной лопатки; в) различное расстояние от прижатой к боку туловища руки до талии; г) при наклоне позвоночника вперёд отмечается его кривизна.

Если вовремя не начать лечение (профилактика), начнутся осложнения, такие как деформация грудной клетки, ограничение функции лёгких и, как следствие сердечная недостаточность. А ведь каждый родитель желает, чтобы у его чада была красивая осанка!

Лечением сколиоза занимаются врачи-ортопеды. Манипуляции с позвоночником (лечебная физкультура, мануальная терапия, массаж, профилактика) могут без вреда для здоровья проводить только высококвалифицированные специалисты. При некоторых формах сколиоза мануальная терапия противопоказана. Обычно лечение состоит из трех этапов: активное воздействие на искривление, исправление искривления, закрепление правильного положения позвоночника. Третий этап - самый трудный! Мышцы спины необходимо тренировать с помощью специальной лечебной гимнастики, которую назначает специалист в зависимости от степени болезни и характера сколиоза. Самое важное - выявление этиологии недуга, то есть причинного фактора, который привел к искривлению позвоночника.

Гастрит как он есть

Третьим по распространенности школьным заболеванием является гастрит. В современной медицине термин «гастрит» объединяет большую группу острых и хронических заболеваний желудка, общим признаком которых служит воспаление его слизистой оболочки.

Выделяют острый и хронический гастрит. Острый гастрит чаще всего развивается при воздействии на слизистую агрессивных химических веществ (кислот, щелочей, ядов), некоторых лекарственных препаратов, недоброкачественных и зараженных болезнетворными микробами (стафилококк, кишечная палочка, клебсиеллы, иерсении и др.) продуктов питания. При правильном лечении острый гастрит обычно заканчивается полным выздоровлением.

Хронический гастрит, как и другие школьные болезни, характеризуется очень длительным течением. Многие люди без проведения адекватного лечения страдают им на протяжении практически всей жизни. На фоне постоянно существующего воспаления у значительной части пациентов постепенно гибнут железы желудка производящие желудочный сок. В этом случае говорят об атрофии слизистой оболочки, такой гастрит называют атрофическим.

Какова же причина гастрита у школьников? Кроме упомянутых выше причин, возникновением данного заболевания может послужить постоянное нарушение режима питания, а отказ от полноценного завтрака, еда, как говорят в народе «на сухомятку». В последнее время врачи всё больше стали говорить, что стрессовое состояние школьника тоже может привести к гастриту. Имеется в виду постоянное переживание, например, на уроке математики в силу трудности этой дисциплины, страх перед экзаменом и т.д.

Конечно, при возникновении любого из недугов следует обратиться за помощью к врачам. Но любое заболевание, как известно, легче предупредить, чем лечить - школьные болезни профилактика. Поэтому самый надёжный способ вырастить своё чадо физически здоровым это соблюдение режима дня, полноценное питание, спортивные занятия, общение с природой на вольном воздухе, доверительное отношение между родителями и детьми.

Это уже отдельная статья в списке всевозможных болезней. Врач-педиатр, гомеопат Мария Савинова расскажет, на какие школьные болезни жалуются родители подростков .

Когда долгое время ведешь детский прием, волей-неволей накапливаешь некоторую статистику. Так вот по моим наблюдениям на прием приходит много малышей от 0 до 5-6 лет и просто на проверку и с простудами-температурами-насморками. Младшие школьники - относительно спокойный возраст, их приходит на прием мало. А вот следующая многочисленная когорта - это подростки 12-16 лет. В основном о них сегодня и пойдет речь, ведь хоть и начинают формироваться с первых классов, но расцветают как раз к середине школьной жизни.

А жалобы у подростков на любой вкус и бывает трудно их увязать между собой и сложить в общую картину. Тут и длительные субфебрилитеты (повышение температуры до 37.0 - 37.9 градусов), и понижение температуры, и тошнота-рвота, боль в животе, обмороки, головокружение, сердцебиение, слабость, головные боли, высыпания на коже и многое другое. Да еще половое созревание вносит свою лепту…

Я бесконечно люблю подростков и жалею их, ведь в них огромное количество несоответствий - внешне это практически взрослые люди, внутри - сущие дети. Они и ведут себя так - то на каблуках ходят, то в куклы и машинки играют.

Итак, основные школьные болезни - это:

  1. Нарушение осанки,
  2. Снижение зрения,
  3. Гастриты, гастродуодениты,
  4. Неврозы и вегетативные расстройства.

Нарушения осанки (лордоз, кифоз, сколиоз) возникают в результате длительного сидения школьников в неправильной позе, ношения тяжелого рюкзака с учебниками, слабо развитого мышечного корсета туловища. соответствующая - подбирать мебель по росту, следить за положением ребенка во время занятий, ортопедический рюкзак с разумным количеством учебников, ортопедический матрас для сна, прогулки и занятия спортом.

Снижение зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) в первую очередь связано с большой зрительной нагрузкой, а усугубляется плохим освещением и, безусловно, наследственностью. Для профилактики нарушений зрения нужно обеспечить достаточное освещение рабочего места, расстояние от глаз до стола - 30-35 см, делать перерывы во время чтения и занятий для отдыха глаз, а самое главное ограничение использования компьютера и особенно планшета.

В отношении болезней пищеварительного тракта в полной мере применимы все рекомендации, которые касаются неврозов, поскольку стресс - очень важный фактор риска возникновения этих нарушений. Кроме того, конечно, пищевые привычки имеют большое значение (газировка, сухарики, чипсы, фастфуд вредны для здоровья). Контролировать долго наших детей мы не сможем, поэтому нужно рассказывать им о пользе и вреде определенных продуктов. А в первую очередь самим правильно питаться.

Теперь поговорим о школьных неврозах , которыми страдают около половины учеников. Школьные программы не соответствуют функциональным возможностям и возрастным особенностям детей. Причем школьники перегружены фактическим материалом настолько, что уже на рассуждение, составление своего мнения, поиск связей между событиями нет ни времени, ни желания. Да этого и не задают.

Многие дети добираются в школу на общественном транспорте или автомобиле, а после школы посещают многочисленные кружки и дополнительные занятия, так что домой попадают уже к вечеру. И везде гонка, сроки, контрольные, . Учителя, родители, тренеры ждут достойного результата. Я не против дополнительных занятий и специализированных школ, но все должно быть в меру и по силам ребенка. Детям обязательно нужно свободное время, чтобы отдохнуть, расслабиться, подумать о своем, помечтать. А мы, родители, должны всегда поддерживать наших чад, не преувеличивать значения оценок и быть на стороне ребенка, а не школы. Еще важно помнить, что у ребенка должны быть психологические дренажи, разрядка. Тут каждый выбирает по себе - кому нужно погулять, встретиться с друзьями, кому поплавать в бассейне или побить грушу, а кому и поплакать.

Итак, самое главное в профилактике школьных неврозов это умеренные нагрузки и психологический комфорт , но также важны режим дня, физическая активность и . Здоровый режим дня предполагает сон не менее 8-10 часов, причем ложиться нужно не позднее 22 часов, ежедневную зарядку, прогулки на свежем воздухе в лесу или парке. Физкультура в несоревновательном, безнормативном режиме, хороши коньки, велосипед и, особенно, плавание. Рациональное питание включает все необходимое - каши, овощи, фрукты, зелень, сухофрукты, нежирное мясо и рыбу, сладости в разумных пределах. Полезны также массаж и закаливающие контрастные процедуры.

От всей души желаю нашим детям здоровья и «нормальной детской жизни».

Наболевшие вопросы родителей школьника - смотреть видео

В школе ребенок получает не только полезную информацию и знания, а и так называемые школьные болезни. Под этим термином врачи подразумевают недомогания, которые зачастую появляются при пребывании ребенка в школе, а это довольно значительный период времени. Какие болезни чаще всего возникают у школьников и какая профилактика нужна – об этом и пойдет речь.

shutr.bz

Проблема с осанкой

По статистикам медосмотров, это одна из самых распространенных школьных болезней. Есть несколько вариантов искривления позвоночника: кифоз, лордоз и сколиоз. Чаще всего это сколиоз – искривление позвоночника. Причины: неудобная парта (низкая или высокая, не по росту ребенка), поза, в которой ребенок пишет или читает, ношение сумки на одном плече, слабый мышечный корсет. Заметить проблемы с осанкой несложно: ребенок начинает сутулиться, горбиться, визуально можно заметить, что одно плечо выше другого. Все это должно насторожить родителей.

Что можно сделать? Для начала поговорите с учителем – он должен рассаживать учеников за парты в соответствии с ростом и наблюдать, чтобы ребенок ровно за ней сидел.

Поговорите с учителем – он должен рассаживать учеников за парты в соответствии с ростом

Родители должны дома контролировать это тоже – нужно обязательно мониторить, как ребенок сидит при выполнении домашних заданий, за кухонным столом, при игре в компьютерные игры. Дорогие мамы, забудьте о сумках на одно плечо как минимум до старших классов! Даже если дочка 12-13 лет просит модную сумочку на день рождения. Значит, нужно убедить девочку, что модный рюкзачок ничуть не хуже сумочки кросс-боди. Груз должен распределятся на плечах равномерно, и для этого подходит только рюкзак! Следите, чтобы он не был тяжелым. Конечно, современные учебники и пособия весят немало, поэтому в сумке школьника не должно быть ничего лишнего. И конечно же, физкультура. Помимо школьных уроков родителям стоит приучить ребенка к ежедневным занятиям утренней зарядкой, на турнике дома или записать ребенка на плавание, танцы, баскетбол или в другую спортивную секцию – особенно если уже поставлен диагноз “сколиоз”.

Проблемы со зрением

Еще одно традиционно школьное заболевание. Особенно опасно, если проблемы со зрением были и до школы – во время учебного года острота зрения быстро падает. А при неправильно организованном рабочем месте и у детей с хорошими показателями до школы во время учебы может появиться данная неприятность. Наиболее распространена близорукость. Ребенок жалуется, что плохо видит буквы на доске. Если мама услышала такие жалобы, нужно сходить к офтальмологу, возможно, ребенку понадобятся очки.

В целях профилактики полезно каждый день делать упражнения для глаз – вращать ими из стороны в сторону, методику можно без труда найти в Интернете или попросить показать окулиста. Также профилактические меры включают хорошее освещение в классе и дома за рабочим столом.

Следите, мамочки, также и за тем, как ребенок читает (расстояние от глаз до книги должно составлять 25-35 см), – это позволит уменьшить напряжение зрительных функций. Время возле компьютера должно быть ограничено: в первом классе разрешено непрерывно смотреть в экран 10 минут, за день не более 20 минут, со второго по пятый класс – 15 минут, а за весь день – 30 минут, старше пятого класса – 30 минут, за день – не более часа. После работы на компьютере должна проводиться гимнастика для глаз. И подумайте, сколько времени ваш ребенок сидит за компьютером дома, возможно, проблема со зрением – не только нагрузки в школе. При любых отклонениях в остроте зрения компьютер под запретом. Не забывайте добавлять в рацион ребенка продукты с высоким содержанием витамина А, который благоприятно влияет на зрительные функции. Его много в чернике, моркови, петрушке, шпинате, печенке, рыбьем жире.


shutr.bz

Проблемы с желудочно-кишечным трактом

У детей проблемы с пищеварением – не редкость. Чем младше ребенок, тем уязвимее желудочно-кишечный тракт. Всему виной неправильное питание и режим принятия пищи. Дома все на совести родителей – что дают, то ребенок и ест.

Не давайте ребенку деньги, если не уверены, что он не купит сухарики, чипсы и другие вредные продукты

В школе немного другая ситуация, вы не видите, чем кормят, съел ли это ребенок и что он покупает на данные ему деньги. Как избежать данной проблемы? Первое – утром дома ребенок кушает полноценный горячий завтрак, по возвращении домой из школы – только здоровая еда. Оговорите с учителем питание в школе и не давайте деньги, если не уверены, что ваш школьник на них не купит сухарики, чипсы и другие вредные продукты.

Вирусные инфекции

Только пошел в школу – и опять насморк, кашель, температура, жалуются постоянно родители. В большом коллективе вирусы быстро распространяются. Иммунная система у каждого ребенка разная, одни редко болеют, другие постоянно на лечении. Самое важное для родителей – чтобы дети не так часто и массово болели. Первая и самая простая мера профилактики – когда ребенок заболел, не нужно вести его в школу и заражать остальных. Если этого правила будут придерживаться все, вспышки инфекций уменьшатся. Старайтесь ребенка закалять, а не окружать парниковыми условиями, оберегая от сквозняков и так далее. Водные процедуры по утрам, обтирание водой с постепенным понижением градуса, спорт, режим дня – вот залог здоровья, а не таблетки для повышения иммунитета.

Педикулез

Да, старинные вши, которыми страдали наши бабушки и дедушки, мамы и папы и по-прежнему заражаются дети в XXI веке. Сегодня вспышки педикулеза довольно распространены, особенно у учеников младших классов. Если родители увидели у ребенка в волосах крохотные белые крупинки, первым делом нужно мчаться в аптеку за противопедикулезными средствами – чаще всего это шампуни.

В наше время долго мучиться, к счастью, и поливать голову керосином не нужно: нанесла шампунь на волосы, подержала, смыла, вычесала гнид, при необходимости повторила.

Следующий шаг – оповестить о случившемся учителя или школьную медсестру, чтобы был проведен осмотр всех детей. Это важный обязательный шаг, ведь зачастую мамы никому не говорят о случившемся, дабы избежать осуждений. Обработала голову ребенка и с чувством выполненного долга повела в школу, при этом не задумываясь, что ребенок, который заразил твоего ребенка, до сих пор не пролечен, а значит, опять заразен и для твоего, и для других детей.


shutr.bz

Конечно, это не все заболевания, которые приносит школа, но самые распространенные и самые поддающиеся профилактике. Следите за здоровьем вашего ребенка, ведь вовремя обнаруженная проблема быстрее устраняется и доставляет меньше хлопот. Здоровья вашим детям!



Что еще почитать