Какой этнос у сино тибетской языковой семьи. Структурная характеристика сино-тибетских языков

  • СИНО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ
    (китайско-тибетские) семья языков, распространенных в Китае, Мьянме, Непале, Бутане и на северо-востоке Индии. Общепринятая генетическая классификация отсутствует. Выделяют 2 ветви: …
  • СИНО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ
    (китайско-тибетские) , семья языков, распространенных в Китае, Мьянме, Непале, Бутане и на северо-востоке Индии. Общепринятая генетическая классификация отсутствует. Выделяют 2 …
  • ЯЗЫКИ
    РАБОЧИЕ - см. ОФИЦИАЛЬНЫЕ И РАБОЧИЕ ЯЗЫКИ …
  • ЯЗЫКИ в Словаре экономических терминов:
    ОФИЦИАЛЬНЫЕ - см. ОФИЦИАЛЬНЫЕ И РАБОЧИЕ ЯЗЫКИ …
  • ЯЗЫКИ
    ЯЗЫЌИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, формальные языки для описания данных (информации) и алгоритма (программы) их обработки на ЭВМ. Основу Я.п. составляют алгоритмические языки …
  • ЯЗЫКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЗЫЌИ МИРА, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число от 2,5 до 5 тыс. (точную цифру установить …
  • СИНО-ТИБЕТСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ИНО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ, см. Китайско- тибетские языки …
  • СИНО-ТИБЕТСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ИНО-ТИБЕТСКИЕ ГОРЫ (Сычуаньские Альпы), в Китае. Ок. 750 км. Выс. до 7590 м (г. Гунгашань). Окаймляют с В. Тибетское нагорье, …
  • ЯЗЫКИ МИРА
    мира, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м. - от 2500 до 5000 (точную цифру …
  • ЯЗЫКИ МИРА в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
  • ЯНЦЗЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Янцзыцзян Голубая река), в Китае. 5800 км, самая длинная в Евразии, площадь бассейна 1808,5 тыс. км2. Начало на Тибетском нагорье; …
  • СЫЧУАНЬСКИЕ АЛЬПЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Сино-Тибетские …
  • СИНО-ТИБЕТСКИЕ ГОРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Сычуаньские Альпы) в Китае. Ок. 750 км. Высота до 7590 м (гора Гунгашань). Окаймляют с востока Тибетское нагорье, служат западной …
  • КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Сино-тибетские …
  • ЯНЦЗЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Янцзыцзян, Голубая река, самая большая река Китая и Евразии. Длина 5800 км, площадь бассейна 1808,5 тыс. км2 (по другим …
  • СИНО-ТИБЕТСКИЕ ГОРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    горы, Сычуаньские Альпы, Хуандуанынань, горы в Китае. Представляют собой уступ Тибетского нагорья на границе с равнинами и низкогорьями Восточного Китая. …
  • РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки (от лат. romanus - римский), группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье (см. Индоевропейские языки)и происходящих от латинского …
  • КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, синитические языки, семья языков в Китае, Бирме, Гималаях и на Северо-Востоке Индии, подразделяющаяся, по классификации американского учёного Р. Шейфера, …
  • КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИТ́АЙСКО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ (сино-тибетские языки), семья языков, распространённых в Китае, Мьянме, Непале, Бутане и на С.-В. Индии. Общепринятая генетич. классификация отсутствует. …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЯЗЫКИ НАРОДОВ СССР
    — языки, на к-рых говорят народы, живущие на территории СССР. В СССР представлено ок. 130 языков коренных народов страны, живущих …
  • ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —семья языков, входящая в состав более крупного генетического объединения языков, названных уральскими языками. До того как было доказано генетич. родство …
  • УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —крупное генетическое объединение языков, включающее 2 семьи — фииио-угорскую (см. Финно-угорские языки) и самодийскую (см. Самодийские языки; нек-рые ученые рассматривают …
  • СУДАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — классификационный термин, употреблявшийся в африканистике в 1-й пол. 20 в. и определявший языки, распространенные в зоне географического Судана — …
  • РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —группа языков индоевропейской семьи (см. Индоевропейские языки), связанных общим происхождением от латинского языка, общими закономерностями развития и значит, элементами структурной …
  • ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — условно определяемая языковая общность, объединяющая генетически ие связанные между собой чукотско-камчатские языки, эскимосско-алеутские языки, енисейские языки, юкагиро-чуванские языки и …
  • ОКЕАНИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —часть восточной «подветвп» малайско-полинезнй-ской ветви австронезийских языков (нек-рыми учеными рассматриваются как подсемья австронезийских языков). Распространены в р-нах Океании, расположенных восточнее …
  • КУШИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —ветвь афразийской семьи языков (см. Афразийские языки). Распространены на С.-В. и В. Африки. Общее число говорящих ок. 25,7 млн. чел. …
  • ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где применение естественного языка менее эффективно или невозможно. И. я. различаются …
  • ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —группа языков, относящихся к индоиранской ветви (см. Индоиранские языки) индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки). Распространены в Иране, Афганистане, нек-рых …
  • ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся в течение последних пяти веков также в Сев. и Юж. Америке, Австралии и …
  • АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (афроазиатские языки; устар.— семито-хамитские, или хамито-семитские, языки) — макросемья языков, распространенных н сев. части Африки от Атлантич. побережья и Канарских …
  • АУСТРОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (ав-строаэиатские языки) — семья языков, на к-рых говорит часть населения (ок. 84 млн. чел.) Юго-Вост. и Юж. Азии, а также …
  • АВСТРОНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — одна из крупнейших семей языков. Распространены на Малайском арх. (Индонезия, Филиппины), п-ове Малакка, в иек-рых юж. р-нах Индокитая, в …
  • TЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —семья языков, на к-рых говорят многочисленные народы н народности СССР, Турцнн, часть населения Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Румынии, Болгарии, Югославии …
  • КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    см. Сино-тибетские …
  • АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ в Цитатнике Wiki.
  • КУРИХАРА КОМАКИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (р. 1945) - актриса театра и кино. Училась музыке и балету. С 1963 г. обучалась в школе при театре "Хайюдза". …
  • АБОТЕНИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    в мифологии народов тибето-бирманской группы ади (дафла, мири, сулунгов, апатани и других народов гималайского района на северо-востоке Индии) первый человек, …
  • БОЛЕЗНИ РЕВМАТИЧЕСКИЕ в Медицинском словаре.
  • БОЛЕЗНИ РЕВМАТИЧЕСКИЕ в Медицинском большом словаре.
  • ВИОЛА в Литературной энциклопедии:
    (англ. Viola) - героиня комедии У.Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1601). Образ, максимально полно выражающий представление о человеке эпохи …
  • ТИБЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    возникла и развивалась в средневековых, феодальных условиях. Художественная лит-ра в Тибете не успела еще отделиться в качестве особой области идеологии …
  • МОНГОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Население Монголии — Монгольской народной республики и Внутренней Монголии — этнически не однородно. Монгольскую народную республику населяют в основном халха-монголы, …
  • МАНДЖУРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    возникла после создания манджурского государства, когда в средине XVI в. христ. эры объединились 760 мелкие племена манджур, вскоре овладевших всем …
  • КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    яз. волжских ойратов, известных под названием калмыков, входит вместе с говорами азиатских ойратов (в Кобдосском округе Монгольской народной республики, Восточном …
  • АСВАГОША в Литературной энциклопедии:
    (точнее Ашьвагхоша) — знаменитый поэт индийского буддизма. Традиция считает его современником царя Канишки (I в. христ. эры). Тибетские и китайские …
  • ЯЛУНЦЗЯН в Большом энциклопедическом словаре:
    река в Китае, левый приток р. Янцзы. 1324 км, площадь бассейна 144 тыс. км2. Протекает главным образом в Сино-Тибетских горах. …
  • ТУЦЗЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (самоназвание - бисека) народ в Китае (пров. Хунань и Хубэй). 5,9 млн. человек (1992). Язык сино-тибетской …
  • ТИБЕТСКОЕ НАГОРЬЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    в Центр. Азии, в Китае, одно из самых больших (ок. 2 млн. км2) и высоких на земном шаре. Ограничено Гималаями, …

(сино-тибетские языки) - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных. Общее число говорящих свыше 1100 млн. чел. (1989, оценка). По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, прини­мав­шей­ся большинством исследователей в начале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включав­шую китайский язык и тайские языки , и западную (тибето-бирманские языки). К восточной группе иногда относили также мяо-яо языки и каренские языки . Главным признаком, разли­чав­шим группы, был порядок слов : в восточных языках дополнение помещается после глагола , в западных - перед ним. В настоящее время известно, что тайские языки и мяо-яо не входят в китайско-тибетскую семью.

В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различ­ные по степени их внутренней расчленённости и по их месту на лингвистической карте мира, - китайскую и тибето-бирманскую. Первую образует китайский язык с его много­чис­лен­ны­ми диалектами и группами диалектов. На нём говорит свыше 1050 млн. чел., в т. ч. около 700 млн. - на диалектах северной группы. Основной областью его распространения является КНР южнее Гоби и восточнее Тибета, но многочисленное китайское население есть и в других районах страны и за её пределами. К китайской ветви относится дунганский язык ; разговорный язык дунган входит в состав северной группы китайских диалектов. Возможно, что к этой ветви принадлежит также язык бай, или миньцзя, в КНР (провинция Юньнань, свыше 1 млн. говорящих), однако это не доказано; обычно этот язык считают тибето-бирманским или вообще исключают из китайско-тибетской семьи. Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь. Народы, говорящие на этих языках, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного Китая и северо-восточной Индии. Важнейшие тибето-бирманские языки или группы близкородственных языков: бирманский (до 30 млн. говорящих) в Мьянме и (свыше 5,5 млн.) в Сычуани и Юньнани (КНР); тибетский (свыше 5 млн.) в Тибете, Цинхае, Сычуани (КНР), Кашмире (северная Индия), Непале, Бутане; каренские языки (свыше 3 млн.) в Мьянме у границы с Таиландом: хани (1,25 млн.) в Юньнани; манипури , или мейтхей (свыше 1 млн.); бодо, или качари (750 тыс.), и гаро (до 700 тыс.) в Индии; цзинпо, или качин (около 600 тыс.), в Мьянме и Юньнани; лису (до 600 тыс.) в Юньнани; таманг (около 550 тыс.), неварский (свыше 450 тыс.) и гурунг (около 450 тыс.) в Непале. К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. чел.) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык.

Китайско-тибетские языки - слоговые , изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации . Основной фонетической единицей является слог , причём границы слогов, как правило, являются одновременно границами морфем или слов . Звуки в составе слога распола­га­ют­ся в строго определённом порядке (обычно - шумный согласный , сонант, промежуточный гласный , основной гласный, согласный; все элементы, кроме основного гласного, могут отсутствовать). Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога. Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6-8); в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный. Во многих языках имеется тон . В языках, история которых хорошо известна, можно наблюдать постепенное упрощение консонантизма и усложнение системы гласных и тонов.

Морфема, как правило, соответствует слогу; корень обычно неизменяем. Однако во многих языках эти принципы нарушаются. Так, в бирман­ском языке возможно чередование согласных в корне: п х ауʼ ‘продырявить’, пауʼ ‘быть продырявленным, иметь дыру’; в классическом тибетском существовали неслоговые префиксы и суффиксы, выражавшие, в частности, грамматические категории глагола: b-kru-s ‘вымыл’, khru-d ‘мой’; в цзинпо многие корни состоят из двух слогов, причём первый имеет редуцированный гласный и в сочетаниях может отпадать: mă¹kui³ ‘слон’, но kui³noŋ³ ‘стадо слонов’. Корень в принципе может употребляться как корневое слово, например кит. mǎ 馬 ‘лошадь’, lái 來 ‘иди сюда’, бирм. мйин³ ‘лошадь’, пей³ ‘дай’; однако часть именных корней (в некоторых языках значительная), чтобы стать словом, нуждается в специальном аффиксе . Таков китайский суффикс ‑z (слог с редуцированным гласным) в слове fáng‑z 房子 ‘дом’, тибет. ‑pa в lag-pa ‘рука’, префикс a¹- в лису a¹mo⁵ ‘лошадь’. Единственное назначение таких аффиксов в том, чтобы образовать от корня законченное слово; в других случаях они образуют имена от глаголов. Преобладающим способом словообразования является сложение корней. Выделение слова часто представляет сложную проблему: трудно отличить сложное слово от словосочетания , аффикс от служебного слова . Классы слов (части речи) выделяются по способности слов употребляться в составе определённых синтаксических конструкций и по сочетаемости со служебными морфемами. Например, в китайском языке, сравнивая сочетания zhòng huār 種華兒 ‘сажать цветы’ и hóng huār 紅華兒 ‘красный цветок’, можно выделить три класса слов - существительное , глагол , прилагательное , различающиеся по тому, какое место они могут занимать в сочетаниях этого типа: глагол может иметь после себя существительное в качестве дополнения или другого зависимого члена, прилагательное может быть определением к существительному. В бирман­ском языке среди служебных морфем выделяются именные частицы (например, тоу¹ - показа­тель множественного числа , и¹ - показа­тель притяжательности) и глагольные частицы (например, мэ² - показа­тель будущего времени , пйи² - показа­тель перфекта); слова, сочетающиеся с частицами первой группы, - имена, второй группы - глаголы. Прилага­тель­ные в китайско-тибетских языках по грамматическим признакам стоят ближе к глаголам, чем к именам; иногда их включают в состав категории глагола как «глаголы качества». Широко распространена конверсия , то есть образование слова, принадлежащего к другой части речи, часто происходит без помощи словообразовательных морфем, только путём изменения употребления.

Простейшие отношения между словами в предложении - дополнение при глаголе, определение при существительном и т. п. - выражаются порядком слов; например, китайское предложение bái mǎ chī cǎo 白馬吃草 ‘белая лошадь ест траву’ состоит только из корневых слов, отношения между которыми определяются по их расположению. Другие грамматические значения выражаются служебными морфемами. Последние обычно легко отделяются от слова, к которому относятся, то есть оформляют не слово, а словосочетание; ср. кит. chī cǎo de mǎ 吃草的馬 ‘лошадь, едящая траву’ (показа­тель определения de 的 присоединен к словосочетанию chī cǎo 吃草 ‘есть траву’); бирм. пан³ ахла¹ тоу¹ ‘красивые цветы’ (показа­тель множественного числа присоединен к сочетанию пан³ ахла¹, букв. - цветы красивые). Часто в одних и тех же условиях служебный элемент может или употребляться, или опускаться, почти не меняя значения целого; например, в классическом тибетском síng-gi lo-ma и síng-lo (-gi - частица притяжательности, ‑ma - суффикс существительного) одинаково переводятся ‘листья дерева’. Постпозитивные служебные морфемы встречаются гораздо чаще, чем препозитивные.

Письменности китайско-тибетских языков делятся на три основных типа: идео­гра­фи­че­ские, фонети­че­ские письмен­ности индийского происхождения и письменности, созданные сравнительно недавно на основе латинского или русского алфавитов. К первому типу относится китайская иероглифика (см. Китайское письмо ; первые памятники относятся к 13 или 14 вв. до н. э.), внешне похожее на неё тангутское письмо, введённое в 11 в. и забытое после гибели тангутского государства, письмо наси, знаки которого напоминают стилизо­ван­ные рисунки, и более простое по форме письмо и (скорее слоговое, чем идеографическое). Второй тип представ­лен прежде всего тибетским и бирманским алфавитами (первый существует с 7 в., второй - с 11 в.). Менее распространены письмо невари (известно с 12 в.), ронг, или лепча (с конца 17 в.), и манипури. Слегка видоизменённый бирманский алфавит используется для записи нескольких каренских диалектов. Индийское происхождение имела также письменность мёртвого языка пью в современной Мьянме (сохранились тексты 6-12 вв.). Общая особенность алфавитов этого типа состоит в том, что гласный «а» не имеет специального обозначения - согласная буква без знака гласного читается с гласным «а»; знаки остальных гласных могут занимать любое место по отношению к согласной букве - над ней, под ней и т. п.; в сочетаниях согласных вторая буква подписывается под первой и обычно упрощается. Письменности на латинской основе разработаны для ряда языков Китая и Мьянмы, в т. ч. для языка и. Дунганский язык (в пределах СССР) пользуется письменностью на основе русского алфавита (с добавлением нескольких букв).

Первые попытки сравнительного и типологического изучения китайско-тибетских языков делались в 80-90‑х гг. 19 в. (В. Грубе, А. Террьен де Лакупри, А. Конради и другие). Обширный система­ти­зи­ро­ван­ный материал по китайско-тибетским языкам, обработанный С. Коновом, опубликован в «Лингви­сти­че­ском обзоре Индии» (1899-1928). В 30‑х гг. 20 в. аналогичная работа была выполнена в Калифор­ний­ском университете (США), но осталась неопубликованной. На ней основаны обобщающие исследования Р. Шейфера (1966-74) и П. К. Бенедикта (1972).

  • Grierson G. A. (ed.), Linguistic survey of India, v. 1. pt 2, Calcutta, 1928; v. 3, pt 1-3, Calcutta, 1903-09;
  • Shafer R., Bibliography of Sino-Tibetan languages, v. 1-2, Wiesbaden, 1957-63;
  • его же , Introduction to Sino-Tibetan, pt 1-5, Wiesbaden, 1966-74.
  • Benedict P. K., Sino-Tibetan: a conspectus, Camb., 1972.
Процент совпадений 18% Коды языковой группы ГОСТ 7.75–97 сит 601 ISO 639-2 sit ISO 639-5 sit См. также: Проект:Лингвистика

Си́но-тибе́тские языки́ (раньше назывались также кита́йско-тибе́тскими ) - крупная языковая семья , распространённая в Восточной , Юго-Восточной и Южной Азии . Объединяет около 300 языков . Общее число говорящих на этих языках составляет не менее 1,2 млрд человек - таким образом, по числу носителей данная семья занимает второе место в мире после индоевропейской .

Сино-тибетская семья подразделяется на две подсемьи - китайскую (синитическую), состоящую из нескольких китайских языков (по идеологическим соображениям именуемых диалектами), в том числе дунганского языка и языка бай , и тибето-бирманскую (все остальные языки). Число носителей китайских языков превышает 1 млрд человек.

Существуют дискуссионные макрокомпаративистские теории, включающие сино-тибетские языки в сино-кавказскую или макросемью.

Генетическая общность сино-тибетских языков [ | ]

Согласно Benedict 1972 и Matisoff 2003, набор согласных в прото-сино-тибетском языке - который в полном объеме использовался прежде всего для начальных согласных корня - состоял из следующих фонем:

/p, t, k; b, d, g; ts, dz; s, z, h; m, n, ŋ; l, r, w, j/.

В разных языковых группах в качестве начальных согласных корня слова эти фонемы имеют следующие звуковые соответствия:

Сино-тиб. Тиб . Качин . Бирм . Гаро Мизо
*p p(h) p(h), b p(h) p(h), b p(h)
*t t(h) t(h), d t(h) t(h), d t(h)
*k k(h) k(h), g k(h) k(h), g k(h)
*b b b, p(h) p b, p(h) b
*d d d, t(h) t d, t(h) d
*g g g, k(h) k g, k(h) k
*ts ts(h) ts, dz ts(h) s, ts(h) s
*dz dz dz, ts ts ts(h) f
*s s s s th th
*z z z s s f
*h h ø h ø h
*m m m m m m
*n n n n n n
ŋ ŋ ŋ ŋ ŋ
*l l l l r l
*r r r r r r
*w ø w w w w
*j j j j ts, ds z

Исключения в этих соответствиях, как правило, второстепенны, придыхание появляется лишь при определенных условиях и не является фонематически значимым. Данная таблица составлена по данным Benedict 1972, где для этих звуковых соответствий также приводятся лексические сравнения.

Сино-тибетская система гласных реконструируется как /a, o, u, i, e/. Гласные могут быть в середине или в конце слога, но не в начале. Следует заметить, что в протоязыке все гласные, кроме /а/, крайне редко можно встретить в конце слога. А окончания на /-Vw/ und /-Vj/ (где V - гласный), напротив, встречаются наиболее часто.

Морфология словообразования [ | ]

По общему мнению исследователей протоязыка, классической синтаксической морфологии (а также системных морфологических изменений существительных и глаголов по таким категориям, как падеж , число , время , лицо , залог и др.) в нем не было. Прослеживаемую в современных тибето-бирманских языках синтаксическую морфологию существительных и глаголов следует понимать как нововведение, которым они обязаны местному влиянию соседних языков, а также языков-субстратов . В силу большого разнообразия подобных влияний могли формироваться совершенно разные морфологические типы.

Тем не менее, можно с уверенностью говорить об элементах словообразовательной морфологии , общих для многих сино-тибетских языков. Среди них следует выделить консонантные приставки и суффиксы , а также изменения в анлауте , меняющие значение глаголов и существительных. Существование общих словообразовательных аффиксов и чередования в анлауте , имеющие одинаковый или похожий семантический эффект почти во всех группах сино-тибетских языков, является убедительным признаком их генетической общности (примеры взяты из Benedict 1972, Matisoff 2003 и Thurgood 2003; в транскрипции слов из немецкоязычных источников вместо /j/ используется /y/).

Приставка s-

Почти во всех сино-тибетских языках есть пары семантически связанных слов, которые в своем звучании отличаются друг от друга лишь звонкостью или глухостью начального согласного. Звонкий вариант, как правило, имеет переходное значение, а глухой - непереходное . Есть теория, согласно которой изменения в анлауте обусловлены существовавшей когда-то приставкой *h - неслоговым фарингальным переходным звуком (Edwin G. Pulleyblank 2000).

  • Нгаранг ги дэп - Моя книга.

Китайско-тибетские языки (сино-тибетские языки) - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных. Общее число говорящих свыше 1100 млн. чел.

В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различные по степени их внутренней расчленённости и по их месту на лингвистической карте мира, -- китайскую и тибето-бирманскую . Первую образует китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов. На нём говорит свыше 1050 млн. чел., в т. ч. около 700 млн. - на диалектах северной группы. Основной областью его распространения является КНР южнее Гоби и восточнее Тибета.

Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь. Народы, говорящие на этих языках, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного Китая и северо-восточной Индии. Важнейшие тибето-бирманские языки или группы близкородственных языков: бирманский (до 30 млн. говорящих) в Мьянме и (свыше 5,5 млн.) в Сычуани и Юньнани (КНР); тибетский (свыше 5 млн.) в Тибете, Цинхае, Сычуани (КНР), Кашмире (северная Индия), Непале, Бутане; каренские языки (свыше 3 млн.) в Мьянме у границы с Таиландом: хани (1,25 млн.) в Юньнани; манипури, или мейтхей (свыше 1 млн.); бодо, или качари (750 тыс.), и гаро (до 700 тыс.) в Индии; цзинпо, или качин (около 600 тыс.), в Мьянме и Юньнани; лису (до 600 тыс.) в Юньнани; таманг (около 550 тыс.), неварский (свыше 450 тыс.) и гурунг (около 450 тыс.) в Непале. К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. чел.) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык .

Китайско-тибетские языки - слоговые, изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации. Основной фонетической единицей является слог, причем границы слогов, как правило, являются одновременно границами морфем или слов. Звуки в составе слога располагаются в строго определённом порядке (обычно -- шумный согласный, сонант, промежуточный гласный, основной гласный, согласный; все элементы, кроме основного гласного, могут отсутствовать). Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога. Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6--8); в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный. Во многих языках имеется тон. В языках, история которых хорошо известна, можно наблюдать постепенное упрощение консонантизма и усложнение системы гласных и тонов.

Морфема, как правило, соответствует слогу; корень обычно неизменяем. Однако во многих языках эти принципы нарушаются. Так, в бирманском языке возможно чередование согласных в корне; в классическом тибетском существовали неслоговые префиксы и суффиксы, выражавшие, в частности, грамматические категории глагола. Преобладающим способом словообразования является сложение корней. Выделение слова часто представляет сложную проблему: трудно отличить сложное слово от словосочетания, аффикс от служебного слова. Прилагательные в китайско-тибетских языках по грамматическим признакам стоят ближе к глаголам, чем к именам; иногда их включают в состав категории глагола как «глаголы качества». Широко распространена конверсия.

Кита́йско-тибе́тские языки́.

Одна из крупнейших языковых семей мира. Общее число языков не установлено. Предположительно - 200-300, но изучено из них лишь 50-60. Общее число говорящих свыше 1100 млн. чел. (1989, оценка). По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, прини­мав­шей­ся большинством исследователей в начале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включав­шую китайский язык и тайские языки , и западную (тибето-бирманские языки ). К восточной группе иногда относили также мяо-яо языки и каренские языки. Главным признаком, разли­чав­шим группы, был порядок слов: в восточных языках дополнение помещается после глагола, в западных - перед ним. В настоящее время известно, что тайские языки и мяо-яо не входят в китайско-тибетскую семью.

В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различ­ные по степени их внутренней расчленённости и по их месту на лингвистической карте мира, - китайскую и тибето-бирманскую. Первую образует китайский язык с его много­чис­лен­ны­ми диалектами и группами диалектов. На нём говорит свыше 1050 млн. чел., в т. ч. около 700 млн. - на диалектах северной группы. Основной областью его распространения является КНР южнее Гоби и восточнее Тибета, но многочисленное китайское население есть и в других районах страны и за её пределами. К китайской ветви относится дунганский язык ; разговорный язык дунган входит в состав северной группы китайских диалектов. Возможно, что к этой ветви принадлежит также язык бай, или миньцзя, в КНР (провинция Юньнань, свыше 1 млн. говорящих), однако это не доказано; обычно этот язык считают тибето-бирманским или вообще исключают из китайско-тибетской семьи.

В современном китайском языке выделяют 9 групп диалектов. Диалекты 6 из этих групп распространены в прибрежных и центральных районах (перечисляются в порядке численности носителей):

    диалекты У [наречие Ву ] – в районе городов Шанхай и Нинбо ;

    южно-миньские диалекты [наречие Йу , Юэ ?] – в районе городов Сямынь (Амой ), Шаньтоу (Сватоу ) и на Тайване ;

    северно-миньские диалекты [наречие Мин Нан , Минь ?] – в районе города Фучжоу [провинция Фуцзянь ?];

    кантонский (гуандунский ) диалект [диалекты Гуанчжоу , наречие Джинью , Гань ?] – в центральной и восточной части провинции Гуандун , в том числе в городе Гуанчжоу (Кантон);

    диалекты Сян [наречие Ксиянг ] – в провинции Хунань ;

    диалекты Хакка [наречие Хакка ] – в районе города Мэйсянь, на северо-востоке провинции Гуандун и на юге провинции Цзяньси.

Эти 6 групп диалектов распространены примерно на 1/4 территории Китая, на них говорит 1/3 китайскоязычного населения страны. Друг от друга, а также от северных диалектов, на которых говорят на остальной территории страны, эти группы отличаются примерно в такой же степени, в какой нидерландский язык отличается от английского или итальянский от французского.

Кроме того, существуют 3 подгруппы северных диалектов (в западной традиции называемых мандаринскими ), на которых говорят, в частности, в городах Нанкин , Пекин и Чунцин :

    северная , включающая диалект Пекина ;

    южная

    и центральная .

Эти подгруппы различаются примерно так же, как английский язык в Англии, США и Австралии, и зачастую взаимопонимаемы. Поэтому эти диалекты в совокупности называют языком Мандарин .

Общепринятый нормативный китайский, или общенациональный язык путунхуа , основан на диалекте Пекина (иначе Бейцзина, как по настоянию китайцев стало воспроизводиться на Западе название столицы Китая).

Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь. Народы, говорящие на этих языках, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного Китая и северо-восточной Индии. Важнейшие тибето-бирманские языки или группы близкородственных языков: бирманский (до 30 млн. говорящих) в Мьянме и (свыше 5,5 млн.) в Сычуани и Юньнани (КНР); тибетский (свыше 5 млн.) в Тибете, Цинхае, Сычуани (КНР), Кашмире (северная Индия), Непале, Бутане; каренские языки (свыше 3 млн.) в Мьянме у границы с Таиландом: хани (1,25 млн.) в Юньнани; манипури, или мейтхей (свыше 1 млн.); бодо, или качари (750 тыс.), и гаро (до 700 тыс.) в Индии; цзинпо, или качин (около 600 тыс.), в Мьянме и Юньнани; лису (до 600 тыс.) в Юньнани; таманг (около 550 тыс.), неварский (свыше 450 тыс.) и гурунг (около 450 тыс.) в Непале. К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. чел.) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык.

Китайско-тибетские языки - слоговые, изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации. Основной фонетической единицей является слог, границы слогов, как правило, являются одновременно границами морфем или слов. Звуки в составе слога располагаются в строго определенном порядке. Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога [как в тибетском]. Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6-8); в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный. Во многих языках имеется тон. В языках, история которых хорошо известна, можно наблюдать постепенное упрощение консонантизма и усложнение системы гласных и тонов.

В Китайском (Мандарин) 4-ре базовых тона, один нейтральный и неограниченное количество комбинаций.

Морфема, как правило, соответствует слогу; корень обычно неизменяем. Однако во многих языках эти принципы нарушаются. Так, в бирманском языке возможно чередование согласных в корне: пхay" "продырявить", пау" "быть продырявленным, иметь дыру"; в классическом тибетском существовали неслоговые префиксы и суффиксы, выражавшие, в частности, грамматические категории глагола: b-kru-s "вымыл", khru-d "мой"; в цзинпо многие корни состоят из двух слогов, причем первый имеет редуцированный гласный и в сочетаниях может отпадать: ma 1 kui 3 "слон", но kui 3 nong 3 "стадо слонов".

Классы слов (части речи) выделяются по способности слов употребляться в составе определенных синтаксических конструкций и по сочетаемости со служебными морфемами. В китайском языке, сравнивая сочетания zhong huar "сажать цветы" и hong huar "красный цветок", можно выделить три класса слов – существительное, глагол, прилагательное, различающиеся по тому, какое место они могут занимать в сочетаниях этого типа: глагол может иметь после себя существительное в качестве дополнения или другого зависимого члена, прилагательное может быть определением к существительному. В бирманском языке среди служебных морфем выделяются именные частицы (напр., тоу - показатель мн. ч., и - показатель притяжательности) и глагольные частицы (напр., мэ - показатель буд. вр., пйи - показатель перфекта); слова, сочетающиеся с частицами первой группы, - имена, второй группы - глаголы.

Прилагательные по грамматическим признакам стоят ближе к глаголам, чем к именам; иногда их включают в состав категории глагола как "глаголы качества".

Простейшие отношения между словами в предложении выражаются порядком слов. Например, китайское предложение bai ma chi cao "белая лошадь ест траву " состоит только из корневых слов, отношения между которыми определяются по их расположению.

Другие грамматические значения выражаются служебными морфемами. Последние обычно легко отделяются от слова, к которому относятся, т.е. оформляют не слово, а словосочетание. Напр. chi cao de ma "лошадь, едящая траву" [буквально, есть (chi) траву (cao) -такая (de) лошадь (ma)] (показатель определения de присоединен к словосочетанию chi cao "есть траву" [аналогично послелогу -no в японском, выражающему родительный падеж или принадлежность]). Часто в одних и тех же условиях служебный элемент может или употребляться, или опускаться, почти не меняя значения целого. Например, в классическом тибетском sing gi lo-ma и sing-lo (-gi - частица притяжательностн, -ma - суффикс существительного) одинаково переводятся "листья" дерева" [первая конструкция по типу - японская, вторая - чисто изолирующая]. Постпозитивные служебные морфемы встречаются гораздо чаще, чем препозитивные.

Преобладающим способом словообразования является сложение корней. Выделение слова часто представляет сложную проблему: трудно отличить сложное слово от словосочетания, аффикс от служебного слова. Сложение корней внутри сложного слова происходит по определенным структурным моделям. Т.е. получается что-то типа образования словосочетания, описывающего еще не названную вещь или событие, которое и есть производное слово. Всего в словах образованных способом корнесложения существует пять типов связи.

Широко распространена конверсия, т. е. образование слова, принадлежащего к другой части речи, часто происходит без помощи словообразовательных морфем, только путем изменения употребления.

Тем не менее, часть именных корней (в некоторых языках значительная), чтобы стать словом, нуждается в специальном аффиксе. Таков китайский суффикс -z (слог с редуцированным гласным) в слове fang-z "дом", тибетское -ра в lag-pa "рука", префикс а1- в лису а1mо5 "лошадь". Единственное назначение таких аффиксов в том, чтобы образовать от корня законченное слово; в других случаях они образуют имена от глаголов.

Китайская письменность - иероглифика - восходит к гадательным костям династии Шан (16-11 вв. до н. э.) с вырезанными стилизованными изображениями предметов - символами, заменявшими слова и использовавшимися для предсказаний.

Несмотря на изменения в материалах для письма, китайские иероглифы остались практически такими же, какими были в древности. Для чтения газеты необходимо знать не менее 3000 иероглифов, а образованный человек владеет более чем 5000 иероглифов.

Правила написания иероглифов: сначала пишется горизонтальная черта, после - вертикальная; сначала пишется откидная влево, затем - откидная вправо; иероглиф пишется сверху вниз и слева направо; в первую очередь, пишется внешняя часть иероглифа, затем - то, что внутри; в таких иероглифах, как, скажем, "государство", "день, солнце" сначала пишутся элементы внутри, в завершении же он "запечатывается" снизу; вначале следует писать тот элемент иероглифа, что посередине, в последнюю очередь - элементы слева и справа соответственно.

Костюмы

В процессе этногенеза, на территории Поднебесной сформировалось около 56 этнических групп. И соответственно каждая из них обладает своим особенным стилем одежды с заметными отличительными особенностями, которые стали результатом влияния культуры, традиций и географической расположенности местности проживания жителей. Вместе взятые отдельные элементы индивидуальных стилей этносов формируют один совершенно целый образ традиционного китайского костюма.

Китайские национальные костюмы традиционно богаты на неописуемое разнообразие используемых материалов, цвета и кроя. Характерными их элементами являются совершенно ассиметричные застежки, необычная отделка тесьмой и кантами, кимоно, массивные и широкие ремни под названием оби, достаточно колоритная вышивка.

С давних пор китайцы отдавали предпочтение различным кофтам, халатам, штанам и головным уборам. Выбор одежды проходил совсем не случайно. Ведь своеобразная отделка могла стать свидетельством о социальном положении в обществе человека, облаченного в них.

Огромное внимание в Китае принято было уделять расцветке костюмов. Желтые цвета считались императорским. И естественно никто другой, кроме окружающих главу государства, не имел права позволить себе носить одежду такого цвета. Костюмы красного цвета предпочитали люди достаточно зажиточные. Как ни странно, но к траурным цветам принадлежал белый, по этой причине его могли использовать только для пошива нижнего белья. Остальные цвета и оттенки были разрешены к использованию всеми слоями населения.

Подытоживая всё выше перечисленное можно сказать, что китайские национальные костюмы значительно отличаются своеобразной изысканностью и шармом, что чётко свидетельствует о неподдельном умении жителей Поднебесной быть оригинальными и неповторимыми во всём.

Национальные праздники.

    Китайский новый год празднуется 1 января. Этот праздник окутан легендой: в Древнем Китае существовало чудовище, которое ежегодно разоряло деревни. Однажды нищий странник доказал людям, что чудище боится красного цвета, пламени огня и громкого смеха. С тех пор Китайский новый год празднуется шумно и весело. Китайцы взрывают хлопушки и наряжают себя в красное, а свои дома украшают яркими красными плакатами и фонарями.

    Праздник весны отмечается на исходе зимы и является традиционно семейным. В этот праздник вся семья собирается вместе. Даже родственники, проживающие в разных концах страны, съезжаются в отчий дом, что в течение месяца до праздника создает максимальную нагрузку транспортной инфраструктуры. Поскольку этот праздник длится три дня, то можно успеть полюбоваться на пляски львов и драконов, номера на «ходулях» и многие другие массовые мероприятия.

    Праздник фонарей , распространенный уже во II веке до н. э., отличается обилием заранее изготовленных красочных фонарей и фонариков, развешенных по улицам городов. Возможно, по масштабу, буйству красок и развлекательным программам с этим празднеством может сравниться лишь карнавал в Рио! Традиционная еда этого дня – юаньсяо – смесь из риса и сладостей. Традиционное времяпровождение – разгадывание загадок, написанных на фонариках, а также фейерверки. Праздник уходит корнями в традицию буддистских монахов медитировать с зажженными в честь Будды фонарями.

    Фестиваль воздушных змеев проводится в апреле и посвящен одному из оригинальных китайских открытий. Традиционное искусство Китая по созданию воздушных змеев проявляет себя во всей своей причудливости, изобретательности и величественности именно в этот праздник. Ведь где еще можно увидеть почти свободно парящими в небе сотни разноцветных фигур? В течение года китайцы находят время для празднования огромного числа мероприятий. Вереница древних праздников направлена на укрепление семейных уз и родственных отношений.



Что еще почитать