Катарсис болезнь. Катарсис. Психология очищения. Определения, значения слова в других словарях

Последнее обновление: 07/04/2016

Под катарсисом подразумевают сильную эмоциональную разрядку. Согласно психоаналитической теории, это высвобождение энергии связано с необходимостью разрешить определенный конфликт бессознательного. Например, стресс на работе может вызвать чувства разочарования и напряженности. Вместо того, чтобы выразить эти чувства неадекватным и социально неприемлемым способом, индивидуум может прибегнуть к деятельности, которая поможет высвободить накопившуюся энергию - физической активности или любой другой деятельности, способной оказать благотворное влияние на его психическое состояние.
Сам термин происходит от греческого словаkatharsis ’, означающего «очищение»; используется он в самых разных сферах - от терапии до литературы. Герой романа может испытать катарсис, который ведет к какому-то восстановлению или обновлению.

Катарсис включает в себя как мощный эмоциональный компонент, в котором испытываются и выражаются сильные эмоции, так и когнитивный компонент, подразумевающий появление новых знаний или идей. Целью такой разрядки может служить обеспечение позитивных изменений в жизни человека в той или иной форме.

Катарсис в психоанализе

Этот термин использовался еще в Древней Греции, однако коллега Зигмунда Фрейда, Йозеф Брейер, был первым, кто использовал этот термин для описания терапевтического метода. Применял он этот метод в работе с пациентами, проявляющими симптомы истерии; Брейер заставлял их вспоминать травматические переживания под гипнозом - сознательное проявление эмоций, которые уже давно были подавлены, позволяло его пациентам испытывать облегчение.

Фрейд также считал, что катарсис может играть важную роль в облегчении симптомов дистресса (или стресса, наносящего вред организму).

В теории Фрейда важная роль отводится подсознанию: его содержимое способно оказывать влияние на поведение и функционирование человека. С помощью психотерапевтических инструментов, таких как интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций, по мнению Фрейда, эти бессознательные чувства и воспоминания могут быть извлечены и обработаны.

В своей книге «Исследования истерии» Фрейд и Брейер определили катарсис как процесс сокращения или устранения комплекса через извлечение его из бессознательного. Катарсис до сих пор считается важным элементом психоанализа. Американская психологическая ассоциация определяет этот процесс как «выплеск чувств, соединенный с подавляемыми ранее травматическими событиями и подразумевающий возвращение этих событий в сознание с тем, чтобы испытать их повторно».

«Катарсис» в обиходе

Термин «катарсис» нашел свое место и в повседневном языке - часто он используется для описания моментов осознания человеком чего-либо или переживания завершения какого-то этапа его жизни. Человек, который переживает развод, мог бы назвать катарсисом момент, в который он обретает умиротворение и осознает, что может двигаться дальше, оправившись после неудачных отношений. Люди называют катарсисом также какие-то травматические или стрессовые события - например, проблемы со здоровьем, потерю работы, несчастный случай или смерть близкого человека (в этом случае, конечно, значение термину придается несколько иное).

Слово "катарсис " было заимствовано из греческого языка κάθαρσις , что можно перевести, как "очищение " - это эмоциональная реакция людей при соприкосновении с прекрасным: театральной постановкой, музыкальной композицией, литературным трудом, явлением природы и т.п.,когда под воздействием внезапно появившихся от услышанного и увиденного эмоций его чувства, как будто бы очищаются и омываются от повседневной "грязи", мелочных стремлений, подленьких и злых мыслишек, при этом становясь благороднее, чище, светлее, возвышаются над скверной повседневности (см. значение слова эпатаж).

Данные чувства определил и выявил философ Аристотель, живший в Древней Греции.


Наверное вряд ли найдётся на свете человек, ни разу не ощутивший в своей жизни этого удивительного чувства.Просто мы даже не догадываемся, что наши эмоции возникающие при встрече с прекрасным зовутся "катарсисом ". А ведь это состояние может вызвать всё что угодно, например книга в которой выражены именно те чувства и мысли, которые сам не можешь сформулировать, удивительная мелодия - сотни слушал без особых переживаний, но конкретно эта заставила замереть и заплакать, цирковое выступление, футбольный матч в исполнении профессионалов, мост необычной форы, старинный замок, пагода, средневековый город, а также природные явления штиль или напротив морской шторм, потрясающие краски заката, замершие автомобили на стоянке, первый снег, покрывший тротуары и дома, деревья (см. значение слова дауншифтинг).

К сожалению, а может быть и к счастью продолжительность этого состояния недолга.Секунда. И солнце скатилось за горизонт, днём потеплело и первый снег растаял, городской шум заглушил волшебную музыку, и больше не осталось ничего, но испытанные в то мгновенье переживания или чувства, навсегда оставили свой отпечаток в памяти человека, и он стал чуть-чуть добрее, духовно богаче, лучше.

Состояние катарсиса, которое сформулировали в далёком прошлом, пронзив тысячи лет, без каких бы то ни было серьёзных изменений попало в нашу действительность.Правда теперь этим явление больше интересуются психиатры (см. значение слова креативность). Если ознакомиться с мыслями Фрейда и его учеников, то состояние катарсиса может послужить прекрасным лечебным средством, чтобы очистить человеческую психику от неприятных аффектов.

Катарсис - чудесное слово

  • Катарсис - фильм
  • Катарсис - Katarsis Business Group - коучинг (см. что такое коучинг), консультирование, оценки персонала, бизнес тренинги
  • Катарсис - наименование научно-производственной фирмы в Петербурге
  • Катарсис - это российская рок-группа и её популярный альбом "Крылья"
  • Катарсис - комплексный центр социального обслуживания в городе Нягань
  • Катарсис - это ЗАО производства кисломолочных и молочных продуктов город Ижевск
  • Катарсис - терапевтический центр город Чита
  • Катарсис - наркологический диспансер в городе Великий Новгород

Как испытать катарсис видео

Катарсис – это личностный или групповой процесс, который переживается как «очищение» или «высвобождения» таких энергий, импульсов и переживаний, которые стали причиной глубоких психологических перестроек индивида (иногда — коллективного сознания в целом).

Добивается это многими способами, но в основном, с помощью вербализации и телесных действий. Иногда, катарсисом может называться состояние «над ситуацией» в случае глубоких эмоциональных потрясений. Но, такое определение чаще встречается в художественной литературе.

Подходы к понятию в психологии

Если за основу берётся смысл определения с точки зрения «очищения», то некоторые нюансы всё равно могут разнится. Так, символдрама, психодрама, телесно-ориентированная терапия называют катарсисом сам метод, благодаря которому достигается такая разрядка. А делается это для того, чтобы накопившаяся отрицательная энергия, сильные негативные переживания по поводу чего-либо, не мешали дальнейшей работе.

Пример из жизни . Мы все знаем, что сперва должна пройти сильная эмоциональная реакция (аффект) на значимые события, прежде чем мы «возьмём себя в руки» и начнём трезво оценивать ситуацию. То же самое достигается с помощью катарсиса, самая что ни на есть разрядка в ситуации сильных переживаний. Правда, эти переживания могут быть отсрочены во времени, быть не в данный момент. С помощью этих методов психологии, они «вынимаются» в настоящие переживания. Таким образом, снимается постоянное внутреннее напряжение, беспричинное беспокойство. Поэтому, катарсис отлично зарекомендовал себя не только как начало большой коррекционной работы, но и как отдельный ситуативный метод.

В психотерапии катарсисом принято называть фазу «припоминания» тех значимых психологических событий, которые привели к возникновению невротических переживаний, повлияли на глубинные установки личности. Таким образом, клиент восстанавливает причинно-следственные связи между важным происшествием и своей проблемой, таким образом очищаясь от ненужных домыслов и иллюзий.

Психоанализ и катарсис

Зигмунд Фрейд отводил понятию катарсиса большое значение. Он говорил, что все психологические проблемы произошли из-за аффекта. Но, ряд аффектов были вытеснены нашей психикой в подсознание и теперь управляют нами «исподволь». Если нас это не устраивает, и мы хотим решить свою психологическую проблему, мы должны найти этот самый неразрешённый аффект. Но, так как находится вне зоны влияния осознанного, мы должны его каким-то образом «извлечь». Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, когда человек вербализирует первые возникшие образы в ответ на предлагаемый стимул. И таким образом, в психоанализе катарсис – это, в том числе, и метод «отреагирования», и само очищение с помощью него.

История и современность

Несмотря на длительную историю существования понятия, сейчас катарсис, как психотерапевтический приём, применяется во многих современных методах. Человек «вспоминает» травмирующую ситуацию, переживает что-то в своих иллюзиях, телесных реакциях, или определённым образом вербализирует эмоции.

Возобновление негативных, травмирующих событий, переживаний, эмоций, которые были с ними связаны, являются центральным значением для дальнейшего очищения психики человека. Можно сравнить метод с вскрытием внутреннего нарыва. Ведь без болезненного хирургического вмешательства, полное исцеление невозможно. То же происходит и в психике человека. Восстановление травмирующих событий часто бывает крайне болезненно. И происходит крайне медленно, ведь сознание стремится оградить личность от этого. Поэтому завершение переживания зачастую ощущается понятием «как гора с плеч». Настолько мощной и значимой становится разрядка.

Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.

С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.

В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).

Слово катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.

Катарсис В гештальте - проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может возникнуть спонтанно, в частности, после амплификации (Смотри: ). За ним почти всегда следует вербализация.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Катарсис

(от греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты .

Традиционно понятие К. трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства . Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии () и т. д. В новейшее время понятие К. получило распространение в психологии и психотерапии . В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда (см. ) и достижение ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Катарсис

(катарзис)

Первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (см. ; ). В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Катарсис Этимология.

Происходит от греч. katharein - очищение.

Автор.

Понятие введено Аристотелем в "Поэтике" для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей.

Категория.

Форма эмоций.

Специфика.

Эмоциональное отреагирование. Сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. В смысле эмоционального отреагирования тех или иных конфликтных ситуаций это понятие стало использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

Литература.

Frank L. Die psychokatartische Behandlung neuroser Storungen. Leipzig: G.Thieme, 1927


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КАТАРСИС

(от греч. katharsis - очищение) - термин, используемый в эстетике, в психологии искусства , психоанализе .

в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л . С . Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций , которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции».

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название «катартический метод» Брейера-Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Катарсис

   КАТАРСИС (с. 294)

Греческое слово катарсис вот уже более ста лет бытует в лексиконе психологов, более того - уже стало своеобразным культовым символом, значение которого представляется ясным лишь посвященным. В самом деле, в обыденной речи оно практически не встречается, зато психологи пользуются им всякий раз, когда заходит речь о сильных переживаниях, которые, по мнению многих, человека облагораживают. Именно такого рода переживания намеренно культивируются различными направлениями практической психологии с целью личностного совершенствования.

В различных источниках можно найти несколько толкований данного понятия, которое с древнейших времен используется в философии, в частности в эстетике, а со сравнительно недавних пор - и в психологии, преимущественно в психоанализе. Обобщенная дефиниция, почерпнутая из этих источников, могла бы звучать так: катарсис - эмоциональное потрясение, имеющее очистительный, просветляющий эффект. Авторство этого понятия приписывается Аристотелю, внедрение его в психологию принято считать заслугой 3. Фрейда. Эти положения, в принципе небезосновательные, требуют, однако, некоторых уточнений.

Иногда создается впечатление, что приоритет Аристотеля в ряде случаев объясняется довольно простой причиной: в отличие от писаний многих античных мыслителей, большинство трудов этого обласканного тогдашней властью ученого были бережно сохранены и дошли до наших дней. Сохранилось, впрочем, не все - содержание некоторых работ Аристотеля известно нам исключительно в изложении позднейших трансляторов и толкователей. Это относится и ко второй части трактата «Поэтика», где греческим философом использовано понятие катарсиса. Справедливости ради следует сказать, что само это явление было описано гораздо раньше, хотя сохранившиеся упоминания об этом разрозненны и фрагментарны.

Предположительно само слово катарсис восходит к семитскому gtr - культовые воскурения; первоначально термин был связан с религиозным понятием культовой чистоты - очистительные ритуалы, приводящие к катарсису, обыкновенно открывали культовую церемонию.

Этот смысл был воспринят греческой философией. В доплатоновской философии идея катарсиса характерна прежде всего для Пифагора и его школы. Поскольку в соответствии с пифагорейским учением только чистая душа способна обрести знание, существовали многочисленные предписания и требования, преследующие цель очищения и просветления души, в числе которых было и знаменитое требование продолжительного молчания для начинающих. Пифагорейцы также рекомендовали музыку для очищения души - в этом можно увидеть истоки современной музыкотерапии. Не вызывает сомнения, что соответствующие, специально подобранные музыкальные произведения могут вызвать сильные переживания, когда утомленная душа омывается очистительными слезами (но очевидно также, что иные произведения - вроде «шедевров» ТАТУ или «Ленинграда» - чреваты обратным эффектом).

Платон в диалоге «Федон» говорит о философском катарсисе, который открывает философствующему новое измерение реальности. Философия должна постигать истинно сущее, для чего необходимо рассматривать вещи только посредством души. Этому препятствуют силы чувственного познания и отклоняющие от духовного знания потребности тела. Поэтому душа должна стремиться отделиться от тела, как от оков, и тем самым достигнуть просветления.

Аристотель подобно пифагорейцам также отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотеля трагедии как очищения от аффектов вызвало появление обширной литературы о том, как здесь следует понимать катарсис, какое содержание вкладывал Аристотель в это понятие и что он подразумевал под очищением. Выдвигались различные теории, в соответствии с которыми трагедия очищает от пороков (Г.Э. Лессинг), успокаивает аффекты сострадания и страха благодаря законам нравственности (Э. Целлер), вносит умиротворяющую завершенность путем гармоничного примирения страстей (И.В. Гёте). Высказывались и негативные суждения - например, Ж.Ж. Руссо осуждал театральное искусство, ставя в упрек катарсису то, что он есть лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия».

Особо оживленные дискуссии проблема духовного очищения вывала в XIX в., что безусловно предвосхитило соответствующие положения теории 3. Фрейда. Историки психоанализа, характеризуя духовную атмосферу конца XX в., пишут о «подлинном помешательстве, связанном со всеобщим интересом к проблеме катарсиса. Эта тема стала, пожалуй, самым популярным предметом обсуждения как среди ученых, так и в изысканных и утонченных венских салонах». К 1890 г. только на немецком языке вышло более 140 различных публикаций по проблеме катарсиса. Одна из них принадлежала Якобу Бернайсу, который приходился дядей Марте Бернайс, невесте доктора Фрейда. В ней автор, анализируя взгляды Аристотеля, утверждал, что при восприятии трагического представления у зрителя пробуждаются и усиливаются связанные с аффектами сострадания и страха переживания, в результате чего трагедия оказывает на него сильное воздействие, способствующее устранению соответствующих аффектов, приносящее удовольствие и облегчение. Есть достаточно оснований полагать, что Фрейд имел возможность ознакомиться с этой работой и испытал известное влияние содержавшихся в ней идей. То же самое, по всей вероятности, можно сказать и о старшем товарище и коллеге Фрейда И. Брейере, которому и принадлежит приоритет внедрения принципов очищения в психотерапевтическую практику.

В истории психоанализа классическим считается так называемый случай Анны О. - первый пример использования «катарсического метода Брейера-Фрейда». Этот случай описан в совместной работе Брейера и Фрейда «Исследования истерии» (1895). Под псевдонимом Анны О. в ней фигурировала некая Берта Паппенгейм, пациентка Брейера, с которой Фрейд никогда лично не встречался, хотя с нею и была знакома его невеста. Несчастная Анна-Берта страдала целым букетом истерических расстройств, впервые появившихся тогда, когда она ухаживала за умиравшим отцом. Брейер лечил ее при помощи гипноза. Он обнаружил, что под гипнозом пациентка могла вспомнить те переживания, которые, возможно, и являлись причиной болезненных симптомов. Последующее обсуждение ее переживаний, казалось, способствовало улучшению состояния. Каждый раз после подобных обсуждений пациентка сообщала об улучшении самочувствия. Брейер и Фрейд, подробно обсуждавшие ход лечения, пришли к выводу, что освобождение от травмирующих переживаний снижает или совсем устраняет болезненные симптомы.

Вот уже более ста лет психоаналитики превозносят этот случай как блестящий пример воплощения принципов психоанализа. Справедливости ради следует признать, что сам по себе этот случай далеко не бесспорный. Сразу же после лечения Брейера его пациентка, от которой он по личным причинам отказался, была помещена в психиатрическую клинику и впоследствии не раз туда возвращалась. Душевного здоровья она так никогда и не обрела. Напротив, ее истеричность обострилась в виде еще одного болезненного симптома - феминизма, которым она была одержима до конца своей неприкаянной жизни.

Становлению катарсического метода лечения этот досадный факт, однако, не помешал. В его основу легли следующие предположения: болезненные симптомы являются символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого; заболевание происходит потому, что нормальной разрядке аффектов был прегражден доступ и ущемленным аффектам пришлось направиться в другое русло; став бессознательными, эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, ранее сдерживаемые аффекты проявляются с необычной силой, происходит отреагирование, и невротические симптомы исчезают.

Используя этот метод, Фрейд со временем отказался от гипноза, который стал для него, по его словам, «неприятен как капризное и, так сказать, мистическое средство». Фрейд сделал катарсическое лечение независимым от гипнотического внушения, поставил задачу не в гипнотическом, а в бодрствующем состоянии узнать у пациента то, чего тот не осознавал. Впоследствии в качестве технического приема метод был дополнен свободными ассоциациями. Это новшество фактически и открыло путь к возникновению собственно психоанализа.

В наши дни независимо от того, в какой мере психологи разделяют фрейдовские постулаты, многие из них активно используют в своей практике механизмы катарсического отреагирования. Цель многих психотерапевтических процедур состоит в освобождении неотреатированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности. Катарсис оказывается успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях.

Говоря упрощенно, человеку в ряде случаев бывает необходимо проговорить, проиграть, так или иначе заново пережить в спокойной, безопасной обстановке травмирующие, тягостные переживания, дабы освободиться от их груза. По большому счету, это и есть одна из важнейших задач психологии, если понимать ее как «помогающую профессию». Технических приемов для достижения этой цели разработано множество, но их общий принцип - катарсическое просветление.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Катарсис

Отреагирование ранее подавленных чувств, являющихся причиной невротического конфликта. Термин обычно используется в психодинамической терапии, считающей, что глубинные проблемы невозможно разрешить, если связанные с ними эмоции не будут высвобождены.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "катарсис" в других словарях:

    КАТАРСИС - (от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека … Философская энциклопедия



Что еще почитать