Княгиня рогнеда биография. Рогнеда Полоцкая. Люблю и ненавижу тебя, князь Владимир…. Принятие христианства и смерть

Владимир состоял в нескольких языческих браках. Еще до своего сватовства к Рогнеде он уже был женат на «чехине». Согласно «Саге об Олаве сыне Трюггви» ее звали Аллогия, по Татищеву же «чехиней» была норвежская княжна Олава. Достоверных данных о ней почти нет, кроме того, что она родила Владимиру сына Вышеслава, ставшего новгородским князем и умершего еще при жизни отца.

Процесс сватовства к полоцкой княжне Рогнеде подробно описан в «Лаврентьевской летописи». Владимир, услышав, что брат его Ярополк собрался взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода, решил опередить его. Послал он к Рогволоду в Полоцк гонцов сообщить о том, что хочет дочь его в жены. Полоцкий князь же спросил о том у дочери, на что получил ответ: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Тогда Владимир собрал войско из варягов, славен, кривичей и чуди и пошел на Полоцк. Рогнеду уже собирались везти к Ярополку, когда Владимир напал на город. Рогволод вступил в борьбу с князем, но потерпел поражение и закрылся в городе.

В 978 году Владимир взял крепость и решил отомстить за оскорбление. По совету своего дяди Добрыни, который был братом ключницы Малуши, Владимир изнасиловал юную Рогнеду на глазах ее родителей, после чего убил князя Рогволода, его супругу и сыновей. Рогнеду он принудительно взял в жены. Она получила имя Горислава и стала второй из шести жен Владимира. Княгиня поселилась на Лыбеди, где образовалась деревня Предславино (в честь дочери Владимира и Рогнеды - Предславы). Рогнеда родила князю 7 детей.

Первенцем стал Изяслав, будущий полоцкий князь. В 987 году Рогнеда решила отомстить мужу за содеянное зло. Однажды князь приехал к ней в сельцо. Рогнеда ночью, когда Владимир спал, хотела его заколоть, но князь проснулся и успел отвести удар. За покушение Рогнеде грозила смертная казнь. Владимир приказал жене нарядно одеться, и уже было взял в руки меч, чтобы привести приговор в исполнение, но тут навстречу ему вышел маленький Изяслав тоже с мечом в руке. Владимир не смог убить мать на глазах у ребенка и созвал бояр, которые посоветовали пощадить Рогнеду и отправить ее в земли отца. Владимир воздвиг в полоцкой земле город Изяславль и поселил Рогнеду с сыном там. Оттуда пошла полоцкая ветвь Рюриковичей.

Вторым сыном стал Мстислав, но он, скорее всего, умер в младенчестве. Сын Ярослав сначала княжил в Ростове, после смерти Вышеслава в Новгороде, а после победы над Святополком Окаянным занял киевский престол и вошел в историю как Мудрый. Всеволод стал владимиро-волынским князем, погиб в Швеции еще при жизни отца. Дочери Предслава и Мстислава были угнаны в 1018 году в Польшу князем Болеславом I, после того, как он взял Киев. До этого Болеслав сватался к Предславе, но получил отказ. Победитель сделал пленницу своей женой, хотя уже и был женат. Дочь Премислава же, по некоторым источникам, стала женой венгерского принца Ласло Лысого.

После убийства брата Ярополка Владимир взял к себе в наложницы его беременную жену, гречанку, которую, по некоторым источникам, звали Юлией. Она была монахиней, а привез ее за ее красоту в жены к сыну князь Святослав. Гречанка родила сына Святополка, который позднее в борьбе за власть убьет своих двоюродных братьев Бориса и Глеба и получит имя Окаянного.

От Адельи из Чехии у Владимира было три сына: Мстислав, князь черниговский и тмутаранский, Станислав, князь смоленский, и Судислав, князь псковский. От богемской княжны Мальфриды - сын Святослав, князь древлянский. От болгарыни Милолики - сыновья Борис и Глеб, которые княжили в Ростове и Муроме. Были у Владимира дети, чьих матерей установить не удалось. Сын Позвизд упоминается только в летописном списке детей Владимира, но, если судить по языческому имени, родился он до принятия князем христианства. Дочь Добронега-Мария же стала женой короля Польши Казимира I.

Женами Владимир не ограничивался. Если верить летописям, то было у князя 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белегороде и около 200 в Берестове. Владимир был настолько ненасытен в любви, что «всякая прелестная жена и девица страшились его любострастного взора». Князь не чтил святость брачных союзов или невинности и брал себе любую понравившуюся девушку в любовницы.

В конце концов Владимир захотел в жены византийскую царевну Анну. Незадолго до этого князь послал в Византию большое войско, которое помогло победить мятежного полководца Варду Фоку. Взамен потребовал Владимир отдать в жены ему сестру императора Василия II. Византийцы согласились при условии, что Владимир примет крещение, но схитрили и «забыли» послать князю жену.

Как мы помним, Владимир болезненно относился к подобным отказам и пошел с войском на Корсунь. Он потребовал отдать за него дочь градоначальника вместо принцессы, но и тут его ждал отказ. Тогда князь взял город в долгую осаду. Когда начался голод, среди горожан нашлось немало сторонников сдачи города, и ворота княжескому войску были открыты. В отместку за отказ Владимир поступил с семьей местного градоначальника, как с Рогволодом. А дочь его, посмевшую отказать князю, выдал насильно замуж за одного из предателей, сдавших город.

После взятия Корсуни Владимир вновь потребовал себе Анну в жены, пригрозив, что пойдет на Константинополь. В 988 году Анну выдали замуж за Владимира, а последний принял христианство под именем Василий. После крещения он приказал отпустить своих «языческих» жен, повелев им идти замуж за того, кого выберут. Кроме того, он пытался усмирить свою похоть и женолюбие, и даже специально собирал лекарей, которые должны были усмирить его плоть. Однако на радикальные меры в данном вопросе Владимир так и не решился.

Остаток жизни Владимир провел как благочестивый христианин. Детей в браке с Анной у него не было, но его предыдущая языческая жизнь оставила князю 11 сыновей. Вскоре его отпрыски начнут борьбу за киевский престол, а государство на годы погрузится в междоусобные войны и кровопролитие.

За что я не люблю изобразительное искусство в стиле классицизма, в особенности если речь идет о картинах, написанных на исторические сюжеты, так это за театральность и совершенную недостоверность.
Взять хотя бы известную картину Антона Павловича Лосенко (1737 - 1773) "Владимир и Рогнеда" , написанную в 1770 году:

В этой картине следование стилю проявляется во всем: в позах героев, их жестах и даже в немыслимых для Полоцка IX века классических колоннах, виднеющихся на заднем плане. Да и сам Владимир больше похож на какого-нибудь индийского раджу, чем на сына и внука скандинавских конунгов.
Тем более интересно узнать подлинную историю князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды .

Сюжет картины Лосенко основан на эпизоде первой на Руси междоусобной войны между братьями Ярополком, Олегом и Владимиром, получившей отражение в русских летописях.
Новгородский князь Владимир Святославич перед походом на Киев, где правил Ярополк, пытался породниться с полоцким князем. Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рангвольд) со своими сыновьями и дочерью Ронгедой (Рагнхильдой).
Сватать Рогнеду был послан дядя Владимира новгородский посадник Добрыня. Браком со знатной скандинавской девицей в Новгороде рассчитывали укрепить положение Владимира. Однако из этого сватовства вышел страшный скандал. Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: "Хочешь ли за Владимира?" - то она, согласно "Повести временных лет", отвечала заносчиво и дерзко: "Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю".

Сваты Владимира у Рогволда;
Рогволд беседует с Рогнедой


"Робичич" - сын рабыни, и Рогнеда тем самым хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка. Из этой же фразы можно сделать и другой вывод: дело не столько в происхождении Владимира, сколько в том, что Рогволд и Рогнеда рассчитывали на более выгодную для себя партию - хотели породниться с влиятельным киевским князем Ярополком.

Естественно, что Владимир и Добрыня "исполнися" ярости. Князь собрал рать из наемников-варягов, подвластных новгородских словен и чуди и отправился походом во главе этого войска на Полоцк. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью.
Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными. Добрыня стал позорить дочь Рогволда ("поноси дщери его" ). "Повесть временных лет" содержит текст, который можно понимать как описание публичного изнасилования Рогнеды на глазах ее родителей, после чего отец обесчещенной девушки и два ее брата были убиты: "...и повеле Владимиру бытии с нею пред отцем ея и матерью, а потом отца уби, а саму поя жене и нарекоша ей имя Горислава" . Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова "горе"), безусловно, должно было унизить дочь конунга.

Так спрашивается: почему же на картине Лосенко изображена столь идиллическая сцена? Лосенко знал, что было написано в летописи обо всей этой неприглядной истории, но законы искусства для него были выше исторической правды. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) "отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно не имело успехов, всегда б наконец быть в попрании" . Именно поэтому герой живописной классической драмы Лосенко не мог поступить столь безобразно, как он поступил в жизни. Словом, искусство победило правду.

По-видимому, Владимир не сразу натешился достигнутой победой: он взял Гориславу, ставшую его женой при таких ужасных обстоятельствах, в поход на Киев, а после того, как взял верх (причем, довольно бесчестно) над Ярополком, поселил ее под Киевом в замке Предславино, где она и родила ему сына Изяслава.
Сев на киеский стол, Владимир - язычник и сластолюбец - обзавелся новыми женами ("поя же паки и ины жены многи" ), а заодно и гаремом в 800 наложниц, ибо, как писал летописец, "был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц" . Неудивительно, что Владимир вскоре забыл об упрямой Рогнеде. Но однажды он приехал в замок и остался с женой на ночь, и когда Владимир уснул, Рогнеда решила его убить.

Покушение Рогнеды на Владимира
(миниатюра Радзивилловской летописи):

Она, видно, не опытная в таких страшных делах, как-то неловко, по-женски замахнулась ножом, князь внезапно проснулся и успел перехватить ее руку. Тут-то Рогнеда выплеснула на мужа все свои обиды, побудившие ее совершить столь отчаянный поступок: "Зане отца моего уби, и землю его полони, мене деля. И се ныне не любиши мене со младенцем сим!"

Уходя, Владимир приказал княгине приготовиться к смерти. Когда на следующий день он с мечом в руках вошел к ней, чтобы убить коварную супругу, то у постели Рогнеды князя встречал - тоже с обнаженным крошечным мечом - его малолетний сын Изяслав.

Изяслав защищает Рогнеду
(миниатюра из Радзивилловской летописи):

Тронутый видом маленького отважного защитника, готового умереть за мать, Владимир смягчился и отменил казнь. Посоветовавшись с боярами, он вернул Рогнеде полоцкие земли и основал там город Изяславль. По-видимому, после пережитого отношения супругов несколько улучшились, и Рогнеда родила князю еще четырех сыновей (в том числе ставшего позже знаменитым Ярослава Мудрого) и двух дочерей.

Правда, и от других жен у Владимира было немало детей. Когда же Владимир принял христианство и женился на византийской царевне Анне, Рогнеда постриглась в монастырь под именем Анастасия.

Но на этом полоцкая история еще не закончилась. Кровная обида не была забыта детьми и внуками Изяслава, ставшего полоцким князем. Десятилетиями они жестко враждовали с сидевшими на киевском троне Ярославичами. В конце концов князь Мстислав Ярославич захватил всех полоцких князей, посадил вместе с женами и детьми на корабль и выслал их, потомков Рогнеды, навечно в Константинополь.
Очевидно, что с принятием христианства нравы на Руси значительно смягчились - ведь мог же Мстислав ссыльных и просто утопить, да не стал...

Цитата сообщения История князя Владимира и княгини Рогнеды

Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне - красавице Рогнеде. (ок. 960 - 1000)
Знатное происхождение, могущественное положение и богатства отца, яркая внешность, неистребимое жизнелюбие и страстность великолепной Рогнеды - все, казалось, сулило ей любовь, преклонение, обожание, счастье. Но эти упования рухнули в одночасье. Вовлечённая бурных событий, прекрасная и гордая Рогнеда стала жертвой непримиримого политического столкновения и мужского соперничества двух родных братьев - Ярополка и Владимира Святославичей.


Лосенко Антон Павлович. «Владимир и Рогнеда» 1770 г.

В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он «держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю».
Современные исследователи установили, что имя «Рогволод» - чисто славянское, двусложное, наподобие славянского имени «Володимер». И означает оно «владелец рога», то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения ее в Западную Двину.

Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало por: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, «имяше свою волость в Полотьске» - Рогнеда.
Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил «великий путь«из варяг в греки» - торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси.

Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Святославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, пекрасную Рогнеду.
Первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Ярополк был старшим сыном великого князя Святослава Игоревича. Перед своим последним дунайским походом Святослав дал ему стол в Киеве, среднему сыну Олегу выделил древлянскую землю со стольным городом Овручем, а младшего его сына Владимира, по совету Добрыни, выпросили себе новгородцы.

Через несколько лет после смерти отца между старшими братьями Святославичами началась борьба, в результате которой Олег погиб во время взятия киевлянами города Овруча.
Когда весть об этом пришла в Новгород, Добрыня, чтобы спасти своего юного племянника, четырнадцатилетнего княжича Владимира, бежал с ним за море.

Но уже через два года возмужавший Владимир вернулся в Новгород с варяжской дружиной, прогнал из города посадников Ярополка, объявив, что будет вести борьбу за великое княжение. Тогда же, прослышав о необычайной красоте дочери полоцкого князя Рогнеде, он решил отбить у Ярополка невесту. Тем более что по принятому в то время обычаю многоженства Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке, расстриженной православной монахине.

Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа).
Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Оба юные соперника-князя просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила:
«Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка».

Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава. Его матерью была пленная «ключница» княгини Ольги - Малуша. А по бытовавшему в те времена древнерусскому свадебному обряду новобрачная должна была разуть своего мужа в знак преданности и покорности. Как истинная славянка, Рогнеда знала об этом не понаслышке.
Глубоко оскорбился таким ответом молодой князь Владимир, а еще больше его дядя и наставник Добрыня, родной брат той самой Малуши, которую Рогнеда назвала «рабыней». Кроме того, Добрыня рассудил, что этот ответ был произнесен не без влияния отца. А значит, в предстоящей борьбе Рогволод поддержит своего будущего зятя Ярополка.

Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке.

После непродолжительной осады город был взят, вся княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда сочеталась с Владимиром и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву.

Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк.

Одолев Ярополка, Владимир в 978 году стал единовластным князем всей русской земли. А Рогнеда, его первая «водимая», то есть «законная», жена получила титул великой киевской княгини. Полоцкие земли, прежде принадлежавшие отцу Рогнеды, князю Рогволоду, Владимир присоединил к своим землям. Чудесный край и весь путь «из варяг в греки» теперь принадлежал ему. Богатое приданное!

Владимир и Рогнеда. Художник А. И. Транковский.

А что же Рогнеда? Через девять месяцев после столь печально начавшегося супружества с Владимиром она родила сына-первенца Изяслава. Владимир, проливший столько крови ради брачного союза с Рогнедой, очень скоро разлюбил ее, забыв и о несчастной супруге, и о маленьком сыне. Осиротевшая, униженная дочь Рогволода жила уединенно в тереме на реке Лыбеди, недалеко от Киева. С ней находился маленький сын Изяслав, отныне единственная ее родная душа и отрада.
О страданиях Рогнеды, о нежных, сердечных отношениях матери и сына проникновенно поведал в своей поэме «Рогнеда» К. Рылеев:

Как месяц утренний, бледна,
Рогнеда в горести глубокой
Сидела с сыном у окна
В светлице ясной и высокой.
Oт вздохов под фатой у ней
Младые перси трепетали,
И из потупленных очей,
Как жемчуг, слезы упадали.
Глядел невинный Изяслав
На мать умильными очами,
И, к персям матери припав,
Он обвивал ее руками.
«Родимая! - твердил он ей,
Ты все печальна, ты все вянешь:
Когда же будешь веселей,
Когда грустить ты перестанешь?
О! полно: плакать и вздыхать,
Твои мне слезы видеть больно,
Начнешь ты только горевать,
Встоскуюсь вдруг и я невольно.
Ты б лучше рассказала мне
Деянья деда Рогволода.
Как он сражался на войне,
И о любви к нему народа».

Любящая мать, целиком посвятившая себя воспитанию юного княжича Изяслава, Рогнеда волновалась о его будущей судьбе. Она была первой, но отнюдь не единственной женой Владимира. Погубив своего родного брата Ярополка, Владимир сделал его бывшую супругу-гречанку своей женой-наложницей. Изяслав был еще младенцем, когда от этой прежней монахини-гречанки родился другой сын Владимира - Святополк. Тот самый «Святополк Окаянный», по приказу которого впоследствии будут убиты братья-князья Борис и Глеб.

Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Как говорится «жил на всю катушку».

Иванов Всеволод Борисович. Капище у озера.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон - поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

Удаленную из Киева великую княгиню Рогнеду мучили не только ревность и оскорбленное достоинство, но и тревога за маленького Изяслава. Равнодушие Владимира к их сыну-первенцу переполнило чашу терпения Рогнеды.
Однажды Владимир охотился в дубраве на берегу Лыбеди и решил навестить Рогнеду и сына Изяслава. Когда гонец сообщил княгине об этом, она пришла в негодование:

- «Итак, он вспомнил о жене...
Но не желание свиданья...
О нет! влечет его ко мне-
Одна лишь близость расстоянья!»

Попытка Рогнеды-Гориславы убить мужа, князя Владимира.
Миниатюра Радзивилловской летописи. XV в.

Когда после богатого пира утомленный охотой Владимир крепко заснул, Рогнеда решилась на мужеубийство. Она тихонько встала с супружеского ложа, зажгла свечу, сняла со стены тяжелый меч и занесла его над Владимиром. В тот самый момент Владимир внезапно проснулся и, выхватив у нее меч, вскричал:
- «На что дерзнула в исступленьи?..
Но долг супруги, но любовь?..»

Покушение Рогнеды на Владимира. Б. А. Чориков. 1836. Гравюра.

Прекрасная Рогнеда, стойко перенесшая столько злосчастий и страданий, без страха отвечала разгневанному мужу:

- «Любовь! к кому?.. к тебе, губитель?..
Забыл, во мне чья льется кровь,
Забыл ты, кем убит родитель?

Ты, ты, тиран его сразил!
Горя преступною любовью,
Ты жениха меня лишил
И братнею облился кровью!
Испепелив мой край родной,
Рекою ты кровь в нем пролил всюду
И Полоцк, дивный красотой,
Преобратил развалин в груду.
Но недовольный... местью злой
К бессильной пленнице пылая,
Ты брак свой совершил со мной
При зареве родного края!
Повлек меня в престольный град;
Тебе я сына даровала...
И что ж?.. еще презренья хлад
В очах тирана прочитала!..

Владимир промолчал. Да и что мог он ответить на справедливые упреки Рогнеды?! По языческим законам славян того времени, покушение на убийство мужа каралось смертью виновной. Княгиню же, по традиции, мог казнить только сам князь.

Владимир велел Рогнеде надеть свадебную княжескую одежду, сесть на богато убранную постель в своей горнице и ждать его. Рогнеда знала, что ее ждет неминуемая смерть, что на утренней заре роскошное брачное ложе станет для нее плахой, на которой беспощадный Владимир пронзит ее своим мечом.
Без боязни и без слез ждала мужественная Рогнеда назначенной супругом казни. Казалось, все слезы она уже выплакала! Одно-единственное чувство теплилось в ее груди: она желала хотя бы еще раз увидеть юного Изяслава.

Тайком пробралась она к сыну. И только здесь, у постели сына, невольно разбудив его бурны ми поцелуями и объятиями, Рогнеда не выдержала и разрыдалась.
Встревоженному, горячо любящему мать и рано повзрослевшему княжичу Изяславу она поведала, что через несколько часов он осиротеет.

Васнецов. Владимир-язычник.

Когда с первыми лучами багровой зари Владимир вошел с мечом в руке к Рогнеде, его встретил четырехлетний княжич Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь гневному родителю, Изяслав сказал ему:
«Отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль можешь - убей, жестокий, мать при сыне!»

И грозный Владимир, увидев сына и услышав его речь, не посмел осуществить то, что ему повелевал языческий закон. Ошеломленный, он растерянно произнес: «А кто же знал, что ты здесь?!» Бросил меч и приказал позвать бояр, чтобы спросить их совета. А бояре посоветовали Владимиру не убивать жену, простить ее ради сына-малютки и даже вернуть ей и Изяславу землю Рогволода.

Владимир так и поступил. Смилостивившись над Рогнедой, «воздвигнул ей отчину», «устрои город и нарече имя городу тому Изяславль» - по имени их первого с Рогнедой сына.

Ефошкин Сергей. Князь Владимир. Встреча византийской принцессы Анны.

Многие биографы великого князя киевского Владимира Святославича не без оснований усматривают в столкновении с княгиней Рогнедой и его исходе проявление глубокого и благотворного нравственного переворота, совершившегося в его душе еще до принятия христианства. В молодом князе, до случая с Рогнедой неукоснительно следовавшего языческим обычаям в том, что касалось мести, насилия, захвата «трофейных» жен и наложниц, произошла перемена. Защищая свою женскую гордость, человеческое достоинство, Рогнеда отказывалась жить по привычным для своего времени нормам и побуждала к этому своего мужа.
Готовая заплатить жизнью за свое достоинство и права своего ребенка, она пробудила в нем совесть, подвигла его на искания нравственных законов.

Но: "Был князь Владимир «ненасытен в блуде» и после крещения!"

Известен случай, произошедший уже после принятия крещения. Речь идет о знаменитом корсуньском походе Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. После изнурительной осады византийцы вынуждены были сдаться на милость победителя. Каковой же оказалась "милость" новокрещеного великого князя - рассказывается в его Житии особого состава: "А князя Корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их перед ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...".

Княгиня оценила и милосердие, и благородство Владимира, сохранившего ей жизнь, вопреки языческим законам. Прощенная, уверенная отныне в будущности своего сына Изяслава, Рогнеда примирилась с мужем. Более того, она снова оказалась в почете как великая киевская княгиня, верная супруга и заботливая мать. В последующие годы у Рогнеды и Владимира родились еще три сына и две дочери, среди которых были будущий великий князь Ярослав Мудрый. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.

Владимир и Рогнеда. Дудченко Н.И. Момент решения Владимира принятия хрестьянства на Руси.

Счастливая мать, Рогнеда не догадывалась, что впереди ее ждут новые горести.
В 989 году Владимир, приняв христианство, обвенчался в Корсуне с византийской царевной Анной. На обратном пути в Киев он послал сказать своей первой жене Рогнеде: «Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак; ты же выбери себе мужа из моих бояр, кого пожелаешь».

Замечателен ответ Рогнеды Рогволодовны, который она велела передать Владимиру: «Я - природная княжна, ею была, ею и останусь... А если ты принял святое крещение, то и я могу быть невестой Христовою».

Печальная судьба прекрасной славянки Рогнеды вызывала сочувствие. За горести, слезы и страдания современники прозвали ее «Гориславой». Умерла Рогнеда на рубеже двух тысячелетий, в 1000 году.
Письменные источники не сохранили сведений о том, где она похоронена.

Великая княгиня Рогнеда Рогволодовна воспитала замечательных детей, любящих, преданных, умных, образованных.
Старший сын Рогнеды Рогволодовны, Изяслав Владимирович, впоследствии стал родоначальником новой династии полоцких князей. Летописи характеризуют Изяслава Владимировича как мудрого и просвещенного правителя.

Его внук, полоцкий князь Всеслав. Брячиславич, за военное искусство, находчивость и отвагу был прозван «Чародеем». Его полная приключений жизнь нашла отражение в песнях, легендах и сказаниях. «Вещему» и «храброму» князю Всеславу посвятил немало строк автор «Слова о полку Игореве».
Родной внучкой Всеслава Брячиславича была преподобная Евфросиния Полоцкая, стараниями которой древнерусское искусство обогатилось непревзойденными шедеврами.

Из двенадцати сыновей Владимира Святославича не кто иной, как младший сын Рогнеды; Рогволодовны, Ярослав Владимироич Мудрый, стал великим киевским князем и продолжателем сей последующей династии Рюриковичей.

Его отношения с двенадцатью признанными сыновьями (сколько же было непризнанных детей от 800-дущного гарема да несметного количества обесчещенных жен и девиц - одному Богу известно) особой теплотой не отличались. В конце концов дело дошло до того, что Владимир Святославич вынужден был пойти войной на собственного старшего сына Ярослава (~980 - 20 февраля 1054) от полоцкой княжны Рогнеды, княжившего в Новгороде и не посылавшего положенной дани в Киев.

Великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси Владимир I Святославич скончался 15 июля 1015 года. Смерть крестителя Руси была насильственной. Когда в 30-е годы XVII века по указанию митрополита Петра Могилы в Киеве производились раскопки Десятинной церкви, разрушенной еще во времена Батыева нашествия, был найден мраморный саркофаг-гробница с именем Владимира Святославича, а в нем - кости со следами глубоких разрубов и отсеченной головой, при этом некоторые части скелета вообще отсутствовали.

Один из самых образованных правителей своего времени, Ярослав Мудрый был прекрасным семьянином, нежно любящим упругом, братом и отцом. Ярослав Мудрый высоко ценил достоинства своей жены Ирины-Ингигерды, дочери шведского ороля Олафа, которая занималась не только воспитанием де:й, но и вникала во все государственные дела, создавая особую культурную и духовную атмосферу при дворе своего мужа, великого князя киевского.

Ярослав Мудрый заботился о прекраснм образовании и «поучении книжнем» не одних лишь сыной, но и дочерей. Чрезвычайно взыскательно относился он и претендентам на руку каждой из них. Три его дочери - Еливета, Анна и Анастасия - стали первыми коронованными ссиянками.

Верный супруг, отрицательно относившийся к многоженству, Ярослав Владимирович Мудрый никогда не забывал печальной участи, постигшей в свое время его мать Рогнеду Рогволодовну. Составитель «Русской Правды», он юридически закрепил право женщин на проявление собственной воли при выборе супруга.

Так, в статьях Устава князя Ярослава Владимировича предполагалось наказание родителей, не считавшихся со свободной волей невесты в делах замужества не только в тех драматических ситуациях, когда девушки совершали самоубийство из-за брака поневоле, но и в тех случаях, «аще девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять».
Такого гуманного отношения к женшине, как в русском праве, не знало в Xl веке законодательство ни одной европейской страны.

Памятник Рогнеде и Изяславу в Заславле.

Яркий образ прекрасной и сильной славянки Рогнеды не померк со временем. В Тверской и Лаврентьевской летописях под 1128 годом есть ее жизнеописание, которое звучит как легенда. Возвышая личность Рогнеды, летописцы отдают должное ее несомненным достоинствам: безграничной преданности родному краю, женской гордости, супружеской верности, самозабвенной материнской любви.

Незаурядная судьба и личность Рогнеды вдохновляла художников, музыкантов и поэтов. Живописцы А. Лосенко и Н. Грибков создали замечательные полотна: «Владимир и Рогнеда» и «Ревность Рогнеды». Композитор А. Серов написал оперу «Рогнеда». С огромным успехом она прошла на сцене Мариинского театра в 1865 году. 0 Рогнеде писали свои поэмы и стихи К. Рылеев, Т. Шевченко, Я. Купала.


Нобелевский лауреат по литературе

    Белорусская Народная Респулика

  • Булак-Балахович Станислав
    командир Белорусской Народной Армии
  • Васильковский Олег
    глава дипмиссии БНР в Прибалтике
  • Гениюш Лариса
    "птица без гнезда" - поэтесса, хранительница архива БНР
  • Дуж-Душевский Клавдий
    автор эскиза национального флага
  • Кондратович Киприан
    министр обороны БНР
  • Ластовский Вацлав
    Премьер-Министр БНР, академик АН БССР
  • Луцкевич Антон
    Старшыня Рады Міністраў БНР
  • Луцкевич Иван
    культуртрегер Беларуси
  • Лёсик Язеп
    Председатель Рады БНР, академик АН БССР
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Богданович Максим
    один и создателей современного литературного языка, автор гимна "Погоня"
  • Будны Сымон
    гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Великие князья Литовские

    • Миндовг (1248-1263)
      король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267)
      сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269)
      зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 - 1316)
      "измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем"
    • Гедимин (1316-1341)
      в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377)
      в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381)
      в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • (1381-1382)
      "Клятва Кейстута" и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430)
      и начало "Золотого века" ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432)
      мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586)
      первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586)
      освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632)
      король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795)
      последний король и в. князь
    • Ягеллоны
      девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос "Песня о зубре"
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель "Карты расселения белорусского племени"

  • первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Дроздович Язеп
    "вечный странник", астроном и художник
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель "Карты расселения белорусского племени"
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Кит Борис Владимирович
    "беларус нумар адзін ва ўсім свеце"
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой "Трилогии"
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, "св. апостол единения"
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник "лисовчиков"
  • Рогволод, Рогнеда и Изяслав. Рогволодовичи

    Рогволод и "Рогволожи внуки"

    Рогволод (920-978) - первый полоцкий князь, названный по имени в исторических источниках. До сих пор остается почти мистической фигурой - сведений о нем и его происхождении мало: "пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке" .

    Большинство историков принимают его скандинавское происхождение и возводят к нему Полоцкую княжескую династию, обособляя ее от Киево-Новгородских Рюриковичей.

    "Особое тяготение варягов к Полоцку" подчеркивал А. Н. Веселовский в своей работе "Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Wilkinasaga)". Так же, как и "необщерусскую его политическую ориентацию - у одних на руках половцы, у других Литва и Ливь" .

    Повесть Временных лет, год 6488 (980) - "И послал [Владимир] к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?". Она ответила: "Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка". Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы… И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены."

    "И с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков."
    Дети от брака Владимира и Рогнеды положили начало родам Изяславичей ("Рогволожи внуки" - князья Полоцкие) от старшего Изяслава и Ярославичей ("Рюриковичи" - князья Киевские, Новгородские, Ростовские) от Ярослава Мудрого, младшего сына.

    "В вековой распре Ярославичей и Изяславичей есть что-то расовое" - отмечал профессор Веселовский. Полоцкие князья не участвовали в съездах руских князей (Ярославичей). Единственный раз, после битвы на Немиге (князь Всеслав-Чародей vs Ярославичи) киевский князь Изяслав приглашал Всеслава на съезд и «крест целовал: "Приди к нам, не сотворим тебе зла"» . Там Всеслав был пленен, затем освобожден восставшими горожанами и киевским вече посажен на Киевское княжение.

    От Изяслава - внука Рогволода выводило происхождение Гедиминовичей Русское Императорское Географическое Общество в своем труде "Живописная Россия" , 1882

    Рогнеда и Изяслав

    Рогнеда (960-1000) - дочь князя Рогволода, князя Полоцкого.

    События, связанные с Рогнедой, изложены в "Повести временных лет". Запись от 1128 года говорит об этой истории, как о событии, полжившем начало вражде Рогволодовичеий и Ярославичей. Подробный анализ источников приведен в работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).

    В 980 году Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван "робичичем" и получил отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы.

    Убив Рогволода и его сынвей и взяв Рогнеду в жены насильно, Владимир увез ее в Киев. Примерно в 987 она решилась отомстить за содеянное и убить мужа. Согласно легенде, ночью, когда Владимир спал, Рогнеда хотела заколоть его, но князь проснулся и успел отвести удар.

    За покушение Рогнеде грозила смертная казнь. Разгневанный Владимир приказал жене нарядно одеться и взял в руки меч, однако на крик прибежал их первенец Изяслав и стал на защиту матери также с мечом в руках. Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына.

    По совету своих бояр: "Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим" , Владимир поселил Рогнеду и Изяслава в их полоцкой земле - городе, который был назван Изяславль (Заславль).

    Потомками Рогволода были не только полоцкие князья (Изяславовичи "Рогволожи внуки"), но и Ярославичи, так как Ярослав Мудрый несколько раз назван летописцем сыном Рогнеды, младшим братом Изяслава.

    Ниже приведены иллюстрации из Радзивилловской летописи XIII века.

    Легенда о гордой Рогнеде и храбром Изяславе - один из немногих летописных сюжетов тысячелетней давности, знакомый даже тем, кто никогда не интересовался историей.

    http://inbelhist.org/rogvolod-kotoryj-prishel-i-zamorya/
    be-x-old.wikipedia.org
    be.wikipedia.org
    pl.wikipedia.org
    uk.wikipedia.org
    ru.wikipedia.org



    Что еще почитать