Методическая служба образовательной организации. Цели и задачи методической службы. Функции управления методической работой

  1. Мкоу нижнеиргинская сош методическая работа как условие повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты (внеурочная деятельность)

    Документ

    МКОУ Нижнеиргинская СОШ Методическая работа как условие повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты (... Посещение внеурочных мероприятий Анализ работы 10 Май Педагоги ДО, классные руководители. Анализ...

  2. Профессионализм педагога как условие развития муниципальной системы образования

    Документ

    ... профессионализм педагога как условие развития муниципальной системы образования, следует выделить главные задачи по повышению профессионализма учителя...

  3. Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы

    Методические рекомендации

    ... работой педагогов , часть системы повышения профессионализма . Выбирая вариант методической работы ... педагогов к организации методической работы , быть руководителем МО, входить в состав творческой группы и т. д. Необходимые условия для методической работы ...

  4. Методические рекомендации организация методической работы по формированию готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в школе составитель

    Методические рекомендации

    Научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма . Психологическая готовность... а также создание необходимых условий реализации программы методической работы педагогов в русле повышения их квалификации к осуществлению...

  5. Методической работы мбоу «Прогимназия №51» на 2014-2015 учебный год Белгород 2014

    Документ

    Задачи методической службы Цель: создание условий для развития учительского потенциала и повышения уровня профессионализма педагогов для... в конкурсах 7. Изучение положительного опыта работы прогимназии как областной стажерской площадки. В течение...

Зайцева Алена Владимировна
Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении

Введение

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении , как нечто первостепенное. На в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс Российского общества. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке. В наше время все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение. Умелый методист четко определяет задачи педагогического коллектива, ясно намечает пути в их решении. Методист дошкольного учреждения имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности. Вот почему управление дошкольным учреждением должно рассматриваться, как целенаправленное активное взаимодействие методиста и всех участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние. Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования методистом разнообразных форм методической работы в дошкольном учреждении . Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том , чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Актуальность проблемы, оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности. Помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования , в повышении своего педагогического мастерства.

Состояние методической службы в ДОУ

Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений . Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения . Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса , содействовать его обновлению.

В 1994 году Министерство образования РФ выпустило письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ », где выделяются информационная, прогностическая, содержательная, инновационная и экспериментальная деятельность, повышение квалификации, аттестация педагогов. С 1996 года организация методической работы поручается специальным службам – методическим кабинетам , методическим центрам в структуре органов управления образованием и институтов повышения квалификации работников образования . Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие педагогических услуг, предлагаемое дошкольным учреждением , отвечает возросшим запросам родителей. Главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования : укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Гуманизация современного образования связана , прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.

Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. В связи с этим перед методистом детского сада возникает достаточно ответственная задача - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагогические работники ДОУ должны быть ориентированы в основных тенденциях программно - методического потока . Работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса : ДОУ моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно - методических материалов , а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид ДОУ. Процесс создания общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается. Внедрение разнообразных подходов в организацию педагогического процесса весьма перспективного для системы дошкольного образования в целом . В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы . Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий, то это требует создание новой модели методической работы , обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.

Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.

В качестве общих задач методической работы , Багаутдинова С. Ф. выделяла следующие : управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте . Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы . В методической работе участвуют педагог – психолог и педагоги – специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.

Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду , в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, методиста ДОУ , специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования , необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Совокупность отдельных педагогических систем образуют единую целостную систему образования . Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение может рассматриваться как социально – педагогическая система. Следовательно, по мнению Белой К. Ю, оно отвечает определенным свойствам : целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

К. Ю. Белая выделяет что, методическая работа в ДОУ как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре : прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ.

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Ведущие формы методической работы в ДОУ

Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения ».В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно – образовательного процесса . Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе. В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.

Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы методиста , направленной на реализацию принятых решений.

Консультации - постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов) . Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу. Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи , которой является семинар.

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года методист определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы : они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное. Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре – практикуме. Как слепить зайца, чтобы он был похож на настоящего, как показать кукольный театр, чтобы персонажи доставляли детям радость и заставляли задумываться, как научить ребят выразительно читать стихотворение, как изготовить дидактические игры своими руками, как оформить групповую комнату к празднику. На эти и другие вопросы воспитатели могут получить ответ опытного педагога – методиста . Для того чтобы организовать специальные практические занятия, заведующий изучает потребность педагогов в приобретении определенных практических навыков и умений. Изготовленные во время практикумов методические пособия воспитатели могут использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а часть их остается в педагогическом кабинете в качестве образцов – эталонов .

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями. Данным методом методист пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев. Данная форма методической работы требует от методиста большого такта . Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением. Беседуя с воспитателем, методист выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место, стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов. В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников. При обсуждении такого занятия методисту необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы. Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Методист обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Заметив определенные успехи воспитателя по какому - либо разделу программы, он проектирует дальнейшее его развитие : подбирает определенную литературу, консультирует, наблюдает за практическими действиями этого сотрудника. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться : и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает. К подготовке следует отнести : правильный выбор темы (ее актуальность, потребность в ней всех воспитателей, связь с темами педсоветов и др., помощь воспитателю - методисту в формулировке основной цели занятия (или в процессе другой какой – либо деятельности детей, составление конспекта мероприятий с указанием воспитательно- образовательных задач , методов и приемов , используемого материала.

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения рабочих мест. При этом роль методиста состоит в том , чтобы порекомендовать воспитателю, посетить занятие напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Методист должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество. Когда в коллективе появляется новый, начинающий воспитатель, на первых порах у него возникает много вопросов, и он нуждается в помощи. В силу своей занятости руководитель не всегда может оказать такую помощь. Поэтому из числа более опытных педагогов он назначает наставника, учитывая при этом, что наставничество должно быть добровольным с обеих сторон. Кандидатура наставника утверждается на педсовете, там же заслушивается и его отчет. Наставник должен помочь новому сотруднику установить необходимые деловые и личные контакты, познакомиться с традициями коллектива, с его успехами, а также с трудностями в работе.

Методист руководит также самообразованием воспитателей . Прежде всего, он создает необходимые условия : вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования , оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. При рекомендации тем для самообразования методист исходит из интереса каждого педагога и из потребности его в образовании . Значительных усилий требует от методиста изучение , обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает новые возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов педагогической работы. Показателем передового опыта является устойчивость положительных, методически обоснованных результатов воспитания и обучения детей.

В руководстве методиста по выявлению , обобщению и внедрению педагогического опыта существуют определенные этапы и методы .

Первый этап заключается в выявлении лучшего опыта. Например, заведующий или методист в процессе систематического наблюдения за работой воспитателя и поведением детей старшей группы увидел, что все постоянно заняты интересными делами. Игры детей содержательные, длительные, в них отражается труд и взаимоотношения окружающих людей. Многое сделано для игр самими детьми и воспитателем и т. д. Заведующий или методист в беседе с воспитателем выясняет, как, какими методами тот добивается хороших результатов. Получив общее представление о заинтересованной, продуманной, систематической работе по ознакомлению детей с трудом животноводов, методист предлагает воспитателю описать свой опыт : с чего он начал работу, какие использовал пособия, методическую литературу , чей опыт был для него примером., как разрабатывался комплекс методов и приемов по воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду взрослых, что было новым в этой работе и т. д. Сочетание различных методов позволяет воспитывать у детей на положительном эмоциональном фоне такое очень важное качество личности, как социальная активность. Таким образом , методист подводит педагога ко второму этапу- обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития. Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методических объединений , на конференции. Это уже третий этап – распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе. Бывает, что систематизированного опыта еще нет, есть только отдельные находки, удачные приемы работы с детьми. В таком случае необходимо четко определить проблему, основную педагогическую идею, по которой опыт будет постепенно накапливаться и обобщаться. При этом методисту не стоит забывать об очень существенном показателе передового опыта – его экономичности, который предполагает достижение положительных результатов при наименьшей затрате времени и сил воспитателя и его подопечных. Нельзя считать передовым тот опыт, который культивирует одну из сторон воспитания за счет других разделов программы и в ущерб им. Сущность использования передового педагогического опыта заключается в том, чтобы слабые стороны работы одного сотрудника восполнить сильными сторонами другого. Поэтому руководитель должен постоянно искать в коллективе талантливых, любящих свое дело людей, с желанием и умело передающих коллегам все свои знания и опыт : стремиться концентрировать и направлять усилия всех членов коллектива на совершенствование педагогической работы.

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

· мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;

· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);

· изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;

· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

2. Информационная деятельность:

· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

· ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

· информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

· создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

3. Организационно-методическая деятельность:

· изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

· прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

· организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;

· организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;

· участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;



· участие в разработке программы развития образовательного учреждения;

· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;

· методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

· помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;

· подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;

· организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

· взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.

4. Консультационная деятельность:

· организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;

· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Формы работы методической службы образовательного учреждения

Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.

1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования :

· курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

· обучающие семинары;

· теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);



· школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

· участие в работе сетевых сообществ Интернета;

· научно-методические конференции;

· круглые столы;

· мастер-классы;

· постоянно действующие семинары;

· деловые игры;

· единые методические дни по учебным дисциплинам;

· методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);

· самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

· наставничество;

· консультирование по научно-методическим вопросам;

· индивидуальная методическая помощь;

· стажировка;

· работа над личной методической темой;

· иннновационная работа;

· экспертиза результатов педагогической деятельности;

· диагностика затруднений;

· творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;

2. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности :

· инновационная работа;

· работа в творческих группах;

· практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;

· фестивали (например, педагогических технологий);

· открытые уроки;

· мастер-классы;

· творческие отчёты;

· конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

· печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.

3. Формы информационно-методической работы :

· изучение информационных запросов педагогических кадров;

· формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

· обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

· создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;

· размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;

· освещение деятельности педагогов в СМИ и др.

По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы можно отнести:

· семинары;

· практикумы;

· научно-практические конференции;

· школьные методические объединения (МО);

· кафедры;

· школы передового опыта;

· временные творческие учителей;

· школьные методические кабинеты.

К индивидуальным формам работы относятся:

· индивидуальные консультации;

· наставничество;

· стажировка;

· работа над личной методической (творческой) темой;

· индивидуальное самообразование.

Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.

Методические объединения

Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.

Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.

Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций - чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.

Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.

Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.

Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.

Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.

Педагогические семинары

Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.

Изначально семинар - это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность - отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.

С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы - круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.

Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.

Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с учеными, представителями НИИ, педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать учительскую дискуссию, диспут. В некоторых образовательных учреждениях именно в рамках семинаров проводят так называемые «мозговые атаки», в ходе которых учителя, концентрируя мышление на решение сложных педагогических проблем, коллективно создают более совершенную методику учебно-воспитательной работы. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр и применение других наиболее активных методов повышения квалификации учителей. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру учительского коллектива.

Основные дидактические единицы . Структура и содержа- ние методической работы в профессиональном образовании. Документы об организации методической работы в учрежде- ниях профессионального образования. Методическая служба в образовательном учреждении начального и среднего професси- онального образования: виды, функции, основные направления деятельности, особенности организации.

!!! 1. Методическая служба в профессиональном учебном за- ведении – система взаимосвязанных организационных форм соответствующего их назначению содержания деятельности, основанная на достижениях педагогической науки и педагоги- ческого опыта, направленная на становление и развитие педа- гогического мастерства инженерно-педагогических работников учебного заведения, их творческого потенциала в целях дости- жения качества обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями Государственного стандарта про- фессионального образования .

2. Основные цели и задачи методической службы сводятся к следующему :

1) обеспечение анализа деятельности инженерно-педагоги- ческих работников; выявление и удовлетворение их актуальных потребностей в методической помощи; создание им необходи- мых условий для формирования и развития педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обу- чения в целях качественной подготовки в учебных заведениях конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специа- листов;

2) организация выявления, изучения, обобщения, pacпро- странения и внедрения передового опыта педагогов-новаторов в практику учебно-воспитательной деятельности педагогиче- ских работников учебного заведения;

3) оказание помощи педагогическим работникам в эффек- тивном изучении и использовании результатов научно-педаго- гических исследований и разработок;

4) оказание помощи преподавателям и мастерам производ-ственного обучения в разработке (в том числе авторской) на основе государственного стандарта профессионального образо- вания рабочей учебно-программной документации, методиче- материалов и пособий;



5) организация в учебном заведении педагогических экспе-

риментов по использованию прогрессивных форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся, оказание педагогиче-ским работникам помощи в их диагностике, экспертизе, оформ-лении результатов, а также во внедрении в практику учебно-во- спитательного процесса;

6) обеспечение педагогических работников научно-педаго- гической информацией, необходимой для качественного осу- ществления учебно-воспитательного процесса в учебном заве- дении;

7) оказание помощи руководству учебного заведения в соз-

дании педагогического коллектива, способного к эффективной, творческой учебно-воспитательной деятельности.

3. Можно выделить следующие основные формы методиче- ской работы в рамках методической службы в профессиональ- ном учебном заведении :

а) коллективные : педагогический совет и предметные (ци-кловые) методические комиссии.

Педагогический совет – постоянно действующий совеща-тельный орган коллективного руководства образовательным учреждением . В педагогический совет входят директор, за- местители директора, преподаватели и мастера производствен- ного обучения, представители общественных организаций.

Основными направлениями деятельности педагогического совета являются учебно-методическая и организационно-хо- зяйственная деятельность .

Основными направлениями деятельности предметных ко-миссий являются:

1) изучение и разработка учебно-методической документа-ции; 2) повышение качества учебно-воспитательного процесса; 3) повышение педагогической квалификации инженерно-педа- гогических работников .

б) массовые и групповые : педагогические чтения, научно- практические конференции, инструктивно-методические сове- щания, экспериментальные лаборатории, проблемные группы.

Педагогические чтения – проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передово- го опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников учебного заведения .

Научно-практические конференции – организуются с целью ознакомления и обсуждения подготовленных преподавателями и мастерами сообщений и докладов по отдельным вопросам пе- дагогической теории и практики на основе экспериментальных и исследовательских работ, проводимых в учебном заведении .

Инструктивно-методические совещания - одна из основ-ных форм методической работы руководителей учебного за- ведения с педагогическими работниками. Они проводятся с группой инженерно-педагогических работников с целью опера- тивного обсуждения и инструктирования по отдельным акту- альным методическим вопросам .

Экспериментальные лаборатории – группа опытных педагогов-энтузиастов, организующих и проводящих проектно- исследовательскую и экспериментальную работу в учебном заведении по разработке и апробации актуальных проблем по- вышения качества подготовки в учебном заведении квалифи- цированных рабочих и специалистов .

Проблемные группы – творческие лаборатории, объединяю- щие опытных, творчески работающих педагогов, создаваемые для решения той или иной проблемы, актуальной для отдель- ных педагогов или всего учебного заведения .

в) методический (педагогический) кабинет .

В функции методического (педагогического) кабинета вхо-дит :

– организация семинаров по обмену педагогическим опы- том работников учебного заведения;

– организация лекций на педагогические и технические темы;

– организация проведения методических выставок и кон- курсов;

– организация педагогических практикумов, «школ передо-вого педагогического опыта» и др.;

– организация педагогических чтений, научно-практиче- ских конференций, читательских конференций;

– организация педагогических консультаций для препода- вателей и мастеров;

– создание справочно-информационного фонда, обеспече-ние педагогических работников материалами научно-педагоги- ческой информации;

– организация конференций по итогам методической рабо- ты в учебном заведении по единой педагогической теме;

– организация встреч работников учебного заведения с ма- стерами педагогического труда и научными работниками и т.п.

г) индивидуальные : изучение и использование передового педагогического опыта; самостоятельная методическая работа педагогических работников; педагогическое самообразование.

Педагогический опыт – индивидуализированная педаго- гическая система, стабильно приводящая к высоким результа- там в учебно-воспитательном процессе. Передовой опыт – это прежде всего умелое использование педагогом своих сильных качеств . Передовой педагогический опыт – это новые ори- гинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе твор- ческого поиска путей и средств повышения качества и эффек- тивности процесса обучения, воспитания и развития учащихся . Главный критерий передового педагогического опыта – результативность.

Основной путь изучения передового педагогического опы- та – посещение занятий опытного преподавателя, мастера производственного обучения . На учебном занятии рас- крываются возможности педагога, степень его подготовки, ма- стерство, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая тех- ника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Применительно к занятиям профессионального обучения основными объектами изучения и анализа при таких посеще- ниях являются :

– способы целевой установки учащихся на урок: характер вступления; разъяснение значимости предстоящего к изуче- нию; примеры из практики; демонстрация образцов продук- ции и т.п.;

– методы эффективной демонстрации трудовых приемов способов: расчленение приема на элементы; применение замед- ления темпа; применение средств наглядности и технических средств обучения; рациональное сочетание показа и пояснений; попутный контроль восприятия учащимися и т.п.;

– методические приемы активизации учащихся: примене-ние эвристической беседы; вопросы «продуктивного» характе-ра; стимулирование самостоятельности и творческого примене- ния знаний и умений учащихся в работе; приучение учащихся принимать собственные решения и т.п.;

– способы использования документации письменного ин- структирования: применение документации при проведении вводного инструктажа; приучение учащихся самостоятельно пользоваться документацией в процессе работы; привлечение учащихся к анализу и самостоятельной разработке технологи- ческой документации и т.п.;

– индивидуализация процесса обучения: регулирование трудности и сложности учебно-производственных работ в зави- симости от опыта и возможностей учащихся; особенности теку- щего инструктирования и контроля «сильных», «средних», «сла- бых» учащихся; организация взаимопомощи учащихся и т.п.;

– контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерыв- ность контроля; сочетание текущих наблюдений и проверки выполненных учащимися работ; межоперационный контроль работы учащихся; организация взаимоконтроля учащихся; оце- ночное общение мастера с учащимися; объективность и спра- ведливость оценки учащихся и т.п.;

– педагогический стиль мастера: обстановка на уроке; уме- ние мастера «владеть» группой; характер взаимоотношений мастера и учащихся; характер преобладающих методических приемов руководства учебно-производственной деятельностью учащихся и т.п.;

– педагогический такт мастера: тон общения с учащимися; характер дисциплинарных и других замечаний учащимся; ха- рактер исправления ошибок и недоработок учащихся; умение убеждать учащихся; умение работать с группой (бригадой) как с коллективом и т.п.;

– педагогическая техника мастера: техника речи; умения пользоваться различными средствами обучения; быстрота при-нятия решений; умение держать себя на уроке и т.п.

Эффективным способом изучения и распространения пере- дового педагогического опыта является анализ и обсуждение «открытых» занятий опытного педагога .

Самообразование начинается там, где из прочитанного, услышанного, увиденного, изученного педагог берет для себя что-то на вооружение, обогащает свою память, свой опыт тем, что потом пригодится в его педагогической деятельности . Проблема педагогического самообразования должна решаться не попутно с основным делом, не от случая к случаю, а целена- правленно, систематически как один из важнейших путей фор- мирования и развития педагогической квалификации, мастер- ства, эрудиции.

Задание 12 . Составьте схему методической службы учрежде- ния профессионального образования, опираясь на представленный ранее материал. Приготовьтесь презентовать и обосновать раз- работанную схему в группе.

Задание 13 . Составьте программу развития своего профессио- нального мастерства с использованием возможностей методиче-ской службы образовательного учреждения СПО.

Методическая работа всегда являлась неотъемлемой частью деятельности профессиональных учебных заведений в России с момента их возникновения более 250 лет тому назад. Интерес к проблеме изучения и совершенствования методической работы всегда был самый неподдельный. До революции цвет русской педагогики - Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, С.А.Владимирский, П.Ф.Каптеров, П.Ф.Лесгарт, В.В.Розанов, Д.К.Советкин, П.И.Устинов, К.Д.Ушинский и др., в советские времена - Ю.К.Бабанский, А.М.Гельмонт, М.А.Данилов, Н.И.Кравцов, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Н.П.Тучнин и др. обращались к решению проблем методической работы.

Понятие «методическая служба» появляется в начале 90-х г.г. XX в. в связи с переходом на новое содержание профессионального образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Формирование и развитие методической службы профессиональных учебных заведений становится предметом пристального внимания со стороны современных исследователей (Л.И.Белоусова, О.Г.Бутузова, А.Т.Глазунов, Н.Л.Гунявина, Э.Д.Идиатулина, А.Н.Лейбович, Т.В.Максимченко, В.И.Мигаль, А.М.Моисеев, Н.В.Немова, А.М.Новиков, Т.И.Олифиренко, Т.А.Сергеева, И.П.Смирнов, П.И.Третьяков, Н.М.Уварова, Л.Д.Федотова, П.С.Хейфец и др.).

В результате анализа научной, справочной и нормативной литературы по теме настоящего диссертационного исследования нами выделен ряд ключевых понятий, представляющих собой его содержательную основу.

«Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предмет и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними» . С целью исключения неоднозначности, двусмысленности употребления понятий и терминов был проведен их анализ. Рассмотрим прежде всего сущность понятий «методика», «методическая работа», «методическая служба».

В словаре иностранных слов указывается, что методика - это «совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой- либо работы».

В Педагогическом словаре термин «методическая работа» определяется как «оказание методической помощи учителям и повышение их методической квалификации», в других источниках - как «деятельность с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, качества подготовки квалифицированных рабочих», «целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя», «разработка и применение на основе педагогической практики совокупности методов и приемов целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, его содержания, методов и форм при изучении определенного предмета или цикла предметов или подготовки рабочих конкретной профессии в системе обучения».

В новых социально-педагогических условиях трактовка методической работы получила несколько другое направление. В Педагогическом энциклопедическом словаре она характеризуется как «часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей», целью которой является «освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом». По другим определениям, «методическая работа - это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала, профессионального мастерства, педагогического менеджмента и повышение квалификации инженерно- педагогических и методических работников образовательных учреждений»

, «… особый вид педагогической, исследовательской, управленческой деятельности, которая направлена на обучение и развитие педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» .

В связи с переходом на новое содержание профессионального образования с введением государственных образовательных стандартов, с повышением требований к методической работе в практику работы профессиональных образовательных учреждений вводится понятие «методическая служба», которой предстоит осуществить сложный в психологическом и организационном отношении переход от ориентации на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, количество изданных методических рекомендаций, количество проведенных мероприятий и т.п.) к ориентации на достижение конечных и частных целей реализации государственных стандартов профессионального образования.

Применительно к системе профессионального образования О.Г.Бутузова пишет, что «методическая служба - это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала, профессионального мастерства и повышение квалификации инженерно- педагогических работников учреждений профессионального образования». Т.А.Сергеева, Н.М.Уварова дают следующее определение методической службы: «Совокупность различных видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей субъектов практики». На основании этих определений Л.И.Белоусова и А.Т.Глазунов рассматривают методическую службу как «основанную на достижениях науки и педагогического опыта совокупность различных видов деятельности, направленных на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном счете - на рост уровня обученности, развитости и воспитанности учащихся, конкурентоспособности выпускников на рынке труда». Такое определение представляется нам наиболее соответствующим современной методической службе инновационного профессионального образовательного учреждения.

Изучение научных исследований в области совершенствования методической службы показывает, что создание методической службы нового типа является необходимостью в инновационных образовательных учреждениях, однако сегодня потребность реформы методической службы назрела и в других учебных заведениях, которые только выходят на путь развития.

Деятельность методической службы осуществляется на основе поставленных перед методической службой целей и задач. Для определения целей и задач методической службы О.Г.Бутузова, Н.М.Уварова и др. выстраивают последовательность:

Анализ ситуации на предмет выявления затруднений в работе педагогов > фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе > формулирование заказа управленцев и педагогов > постановка цели, исходя из заказа > выделение основных направлений деятельности, адекватных поставленным целям.

Исходя из проблем, стоящих перед профессиональной школой по повышению качества профессионального образования, из потребностей основных заказчиков на методические услуги, О.Г.Бутузова , Т.И.Олифиренко основными целями и задачами методической службы в новых социально-педагогических условиях называют следующие:

  • - создание необходимых условий педагогическим работникам образовательных учреждений для подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях рынка труда;
  • - создание системы методических услуг в соответствии с потребностями основных заказчиков (управленцы, педагоги, наука) по основным проблемам реформирования профессиональной школы;
  • - развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
  • - трансляция результатов научных исследований и педагогического опыта в практику работы образовательных учреждений;
  • - создание условий научно-практической работы педагогам в условиях инновационной деятельности учебного заведения.

Г.И.Горская считает, что в процессе методической работы решаются еще и другие задачи: подготовка педагога к освоению им содержания новых программ и технологии их реализации; регулярное ознакомление педагога с достижениями педагогических дисциплин и методики преподавания; обогащение новыми, прогрессивными и более совершенными методами и средствами обучения; совершенствование навыков самообразовательной работы педагога, оказание ему квалифицированной помощи как в вопросах теории, так и в практической деятельности, в повышении результативности педагогического труда.

В результате глубокого и всестороннего анализа требований, которые необходимо учесть при постановке целей методической службы нового типа, Т.А.Сергеева, Н.М.Уварова, Т.В.Максимченко , конкретными ее целями определяют:

«Первая цель - удовлетворение актуальных потребностей педагогов и руководителей учебного заведения в реализации их профессиональной деятельности. Вторая - «выращивание» у педагогов потребностей, которые находятся в зоне их ближайшего развития. Другими словами, методическая служба должна не только обслуживать практику профессионального образования, но и способствовать ее развитию.

Актуальнейшая цель современной методической службы - оказание помощи руководству образовательного учреждения в создании педагогического коллектива, способного к инновационной деятельности».

Систематизирующим фактором развития методической службы профессионального учебного заведения являются принципы ее деятельности.

По мнению В.Н.Максимовой , основными из них являются следующие: актуальная направленность, научность, целенаправленность и систематичность методической работы, творческая активность, сочетание коллективных и индивидуальных форм; учет индивидуальных особенностей инженерно-педагогических работников.

В новых социально-педагогических условиях, как отмечает О.Г.Бутузова , основными принципами деятельности методической службы становятся: принцип сравнительного педагогического анализа, позволяющий определить место авторской педагогической идеи в педагогическом процессе, выверить свою позицию в сравнении с другими педагогическими работниками; принцип системного анализа, т.е. вычленение во множестве взаимодействующих элементов тех компонентов, которые необходимы педагогу для подтверждения своей позиции; принцип содержательной индивидуализации и личностной персонализации, выражающийся в создании условий для реализации собственной гипотезы или идеи конкретного педагогического работника.

В своем исследовании А.М.Моисеев выделяет следующие принципиальные требования: научность; системность; комплексный характер; систематичность, последовательность, преемственность, непрерывность; творческий характер, максимальная активизация педагогов; конкретность; единство теории и практики при всей практической направленности методической работы; оперативность, гибкость, мобильность; создание благоприятных условий для эффективных творческих поисков педагогов.

Как отмечает подавляющее большинство современных исследователей, традиционная методическая служба профессионального образования в настоящее время не может полностью обеспечить потребности практических работников. Поэтому одним из фундаментальных вопросов методической работы является определение направлений деятельности инновационной методической службы, что позволит решить комплекс поставленных перед ней задач. Применительно к системе профессионального образования, А.Е.Терюкова пишет, что направления деятельности методической службы многогранны: «планирование и руководство методической работой; повышение квалификации педагогов; обобщение и распространение передового педагогического опыта; участие во внутриколледжном контроле; проведение диагностики и анализа полученных результатов; оказание помощи молодым педагогам в период их адаптации; обеспечение постоянной связи с научно - учебно-методическим центром».

С позиций системного подхода представлены основные направления деятельности методической службы профессионального образования в трудах В.А.Ермоленко, Т.А.Сергеевой, О.Г.Бутузовой, В.А.Скакуна . По мнению авторов, таковыми являются: стандартизация профессионального образования; научно-методическое обеспечение образовательных стандартов; мониторинг образовательных стандартов; выбор и применение новых педагогических и информационных технологий; использование результатов педагогической науки и педагогического опыта; повышение квалификации и развитие педагогического творчества.

Т.И.Олифиренко классифицирует направления деятельности по их применению: в области содержания профессионального образования; в области форм и методов профессионального обучения и воспитания; в области научно-методического обеспечения нового содержания профессионального образования; в области определения содержания и организации методической работы; в области научно- организационной деятельности.

В исследовании В.А.Ермоленко, Т.А.Сергеевой основными направлениями деятельности методической службы в современных условиях обозначены: стандартизация профессионального образования; научно- методическое обеспечение образовательных стандартов; мониторинг образовательных стандартов; применение новых педагогических и информационных технологий.

На основании основных задач, стоящих перед профессиональной школой по повышению качества профессионального образования, направления деятельности методической службы определены О.Г.Бутузовой :

Разработка и совершенствование содержания профессионального образования. «Методическая служба профессионального образования принимает непосредственное участие в реализации требований государственного стандарта и его научно-методического обеспечения. Разработка регионального компонента содержания профессионального образования, рабочей учебно-программной документации, аппарата контроля результатов качества профессионального образования и т.д. потребует от методической службы определенных знаний по основным вопросам стандартизации профессионального образования».

Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов.

«Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов - это разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации, учебной и научно-методической литературы и других средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения предметам (профессиям) в рамках времени, отведенного учебным планом в соответствии с моделью учебного плана».

Совершенствование форм и методов профессионального обучения. Одним из основных направлений деятельности методической службы, по мнению автора, является выбор технологий и средств обучения - как теоретического, так и производственного, а также педагогический контроль качества результатов профессионального образования.

Повышение квалификации. Развитие педагогического творчества.

«Главным условием качественной перестройки профессиональной школы является существенное повышение психолого-педагогической компетентности ее руководителей и преподавателей». «К передовому педагогическому опыту относятся методы и приемы обучения и воспитания, применяемые педагогическими работниками, инициативы педагогических коллективов образовательных учреждений, обеспечивающие высокое качество профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта».

По мнению О.Г.Бутузовой, Н.М.Уваровой методическая работа в профессиональном учебном заведении охватывает следующие виды деятельности: педагогическая, собственно методическая, управленческая, научная, экспертная.

В некоторых исследованиях выделяют следующие направления деятельности: технологическая, педагогическая, управленческая, научная.

Технологическая деятельность при этом включает анализ на диагностической основе педагогической деятельности инженерно- педагогических работников, феноменологическое и нормативное описание педагогического труда преподавателей и мастеров производственного обучения, доведение педагогического опыта до уровня педагогической технологии. Технологическая деятельность методической службы направлена на осознание педагогическими работниками необходимости перехода на новые педагогические технологии, позволяющие формировать в соответствии с требованиями образовательных стандартов и рынка труда качественно иного выпускника.

Педагогическая деятельность подразумевает оказание практической помощи педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства и повышении квалификации, в развитии творческой инициативы и самообразования, консультирование при разработке научно-методического обеспечения образовательных стандартов, методическое обеспечение повышения квалификации.

Управленческая деятельность связывается с созданием педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям образовательного процесса в условиях реализации требований государственных образовательных стандартов, информационного банка данных учебной документации, научной, учебно-методической литературы, организация разработки комплекса методического обеспечения образовательного процесса, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального мастерства.

Научная деятельность включает организацию опытно-экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ, экспериментальных площадок по изучению и апробированию учебно-программной документации в условиях стандартизации профессионального образования, проведение научно-практических конференций, оказание помощи администрации образовательного учреждения в работе по мониторингу введения образовательных стандартов в практику работы учреждения образования.

Таким образом, единого определения направлений деятельности методической службы профессионального учебного заведения у ученых нет. В последние годы появились публикации, авторы которых выделяют новые направления. Анализируя деятельность региональной методической службы в условиях реализации стандарта образования, Л.И.Белоусова и А.Т.Глазунов

Пришли к выводу, что функции методической службы (педагогическая, технологическая, управленческая, научная и информационная) остаются прежними, но наполняются новым содержанием и технологией реализации; в своем исследовании ученые выделили новые направления деятельности методической службы:

  • - «научно-методическое обеспечение стандартизации профессионального образования;
  • - повышение профессионального мастерства инженерно-педагогических работников в связи с необходимостью внедрения образовательных стандартов, развитие педагогического творчества;
  • - создание условий для научно-практической деятельности педагогов, включение в работу педагогов элементов научного исследования».

Устройство методической службы определяется ее моделью.

«Модель - отражение реальных объектов или процессов, аккумулирующих в себе наиболее существенные структурные элементы и связи этого реального объекта (процесса)» .

Модель должна удовлетворять следующим требованиям: «… быть адекватной отражаемому объекту (иначе она не выполнит своей функции); должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко реагировать на внешние изменения: либо появлением (устранением) одного из структурных элементов, либо образованием новых связей в структуре и т.д.; должна быть реальной, т.е. построенной с учетом условий «внешней» по отношению к модели среды (можно спроектировать самую идеальную, с точки зрения строения и структуры, модель, но она не будет работать в силу своей фантазийности); должна быть проверяемой на достоверность» .

Для построения модели методической службы образовательного учреждения необходимо:

  • - определить потребности педагогических работников в методической службе;
  • - определить задачи конкретного образовательного учреждения в соответствии с проблемами, стоящими перед профессиональной школой, и наметить мероприятия по их реализации;
  • - определить основные направления деятельности и содержание работы методической службы по реализации постановленных задач повышения качества профессионального образования на конкретный период и на перспективу.

Как далее отмечает автор, «чрезвычайно значимым является существование в системе методической службы структур, непосредственно реализующих задачи, стоящие перед педагогическими коллективами образовательных учреждений в условиях стандартизации профессионального образования, способных взять на себя и функции обеспечения названных выше условий».

Идеальная модель методической службы профессионального образования, если создание таковой возможно, должна быть построена таким образом, чтобы могли быть реализованы все потребности основных ее заказчиков.

Т.И.Олифиренко предлагает следующую структуру модели методической службы профессионального учебного заведения (рис. 1):

Методический кабинет

педагогическая и технологическая функции

Научно-методический совет

организационная функция

управленческая функция

Информационный центр Экспериментальные лаборатории

информационная функция научная функция

Рис. 1. Структура модели методической службы профессионального образовательного учреждения

Проблема построения модели методической службы профессионального образования в современных условиях нашла отражение в работах многих ученых-педагогов . Современные модели методической службы располагают рядом достоинств и недостатков, связанных с формированием структуры инновационного типа. Как отмечают авторы, кардинальное изменение структуры методической службы по сравнению с традиционной - это требование, вызванное необходимостью совершенствования методической работы, переходом ее из сферы обеспечения образовательного процесса в сферу разработки и реализации образовательной политики, в сферу координации всех направлений учебно-методической, творческой, экспериментальной, инновационной деятельности профессионального учебного заведения.

Исследуя структуру методической службы в условиях конкретного региона или конкретного учебного заведения, авторы констатируют наличие в структурах нетрадиционных элементов: научно-методический совет; ученый совет; научно-методический центр (учебно-методический центр); совет по информационным технологиям; лаборатория новых педагогических технологий; инновационно-методическая лаборатория; лаборатории профессиональной и общеобразовательной подготовки; лаборатория лицензирования, аттестации и аккредитации; творческие (проблемные) группы и др.

Особое место в структуре методической службы занимает методический совет, реализующий ее организационную и управленческую функции. «Методический совет - организационно-управленческий компонент методической службы образовательного учреждения», «…основной орган, обеспечивающий руководство методической работой» . В советское время основные направления работы методического совета обобщены В.Н.Максимовой и Г.С.Беловым: «Методический совет утверждает темы и планы методической работы, организует повышение квалификации инженерно-педагогических кадров и планирует их участие в этой работе на базе ИУУ, ФПК, ИПК, вузов. Методический совет определяет наиболее актуальные направления методической работы по номенклатуре учебно-производственных работ, по порядку аттестации инженерно-педагогических работников, по совершенствованию и развитию обучения и воспитания учащихся и др.» .

В новых социально-педагогических условиях методический совет профессионального учебного заведения получает дополнительные функции: анализ потребностей педагогов и управленцев; проектирование концепции и программы функционирования и развития методической службы образовательного учреждения; анализ эффективности деятельности методической службы и др. .

В связи с внедрением государственных образовательных стандартов появляется понятие «научно-методический совет». Придание научной направленности деятельности методического совета возникает в связи с необходимостью «…стимулирования педагогов на разработку учебно-методической документации нового поколения; приобщения педагогов и студентов к участию в научно-исследовательской и творческой работе» , «создания контрольно-измерительных материалов для проведения как итоговой аттестации выпускников, так и промежуточной аттестации студентов техникумов и колледжей» .

В исследованиях Т.И.Олифиренко, Н.А.Подхомутникова и др. содержатся задачи научно-методического совета современного профессионального учебного заведения.

В Положении о научно-методической организации начального профессионального образования акцентируется внимание на следующих направлениях работы научно-методического совета:

«Обсуждает и утверждает программы развития образовательного учреждения в новых социально-экономических условиях и инновационной деятельности, обсуждает результаты мониторинга введения государственных стандартов в практику работы образовательных учреждений, рассматривает и обобщает результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой в образовательном учреждении» и др.

Старейшей формой методической работы и структурным элементом методической службы являются методические комиссии (предметные цикловые методические комиссии).

Работа методических комиссий профессиональных учебных заведений исследовалась многими авторами. Обобщая исследования Н.И.Кравцова , И.П.Поздняка, В.В.Малашевича , В.Н.Максимовой, Г.С.Белова , О.Г.Бутузовой , Т.И.Олифиренко и других авторов, отметим следующее:

  • - однозначного определения понятия «методическая комиссия» авторами дано не было, определения сводятся к характеристике методической комиссии как «объединения преподавателей и мастеров производственного обучения определенного предмета или родственных предметов (профессий)»; как «одной из важных форм коллективной методической работы» или как «элемента в структуре методической службы с определенными целями и задачами»;
  • - функции методической комиссии, по мнению исследователей, сводятся к решению методических и педагогических проблем применительно к конкретной группе предметов (профессий).

«цикловая комиссия»: «Предметная комиссия - объединение преподавателей одной и той же учебной дисциплины; цикловая комиссия - объединение преподавателей нескольких учебных дисциплин цикла» .

Основными направлениями их деятельности являются: учебно-методическое и учебно-программное обеспечение учебных дисциплин; определение технологий обучения; обеспечение проведения аттестации обучающихся; совершенствование методического и профессионального мастерства преподавателей; изучение, обобщение и введение в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий; организация экспериментально-конструкторской работы.

Неотъемлемым элементом методической службы профессионального учебного заведении является методический кабинет. В результате анализа научной литературы и нормативных документов было выявлено, что практически одинаковую или сходную трактовку на протяжении многих лет получали понятия «педагогический кабинет» и «методический кабинет», («методический (педагогический) кабинет»). Работа педагогического кабинета наделена методическими функциями: «проведение коллективных мероприятий по повышению квалификации педагогических работников, …обеспечение мастеров, преподавателей и воспитателей учебной и методической литературой, организация выставок по соответствующим разделам методики обучения» и др.

И.П.Позняк и В.В.Малашевич в качестве основных функций педагогического кабинета перечисляют: «оказание помощи мастерам и преподавателям в повышении их общеметодического уровня и педагогического мастерства, в овладении новейшими достижениями науки и техники, передовым опытом» . Положением о методической работе в профессионально-техническом учебном заведении, утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию №6 от 11 января 1982 г., установлено, что педагогический кабинет в учебном заведении создается «в целях обеспечения необходимых условий для проведения методической работы» . В.Н.Максимова и Г.С.Белов называют педагогический кабинет «центром методической работы в профтехучилище» .

Таким образом, педагогический кабинет можно условно считать частично выполняющим функции методического кабинета, поэтому попытаемся раскрыть смысл этих двух понятий как одного целого.

По определению О.Г.Бутузовой, «методический (педагогический) кабинет является: центром методической работы в образовательном учреждении; центром методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения; местом, где обеспечены условия для подготовки инженерно-педагогическим работникам к занятиям; центром научно-технической и педагогической информации» .

Согласно Положению об учебно-методическом кабинете профессионально-технического образования (приложение 2 к приказу Госпрофобра СССР от 7 мая 1987 г. №67) учебно-методический кабинет -

«центр научно-методической работы с инженерно-педагогическими кадрами профессионально-технического образования по повышению эффективности подготовки квалифицированных рабочих» .

Специалисты ИРПО в результате проведенных исследований выделили три основные группы педагогических (методических) кабинетов учреждений системы профессионального образования : 1) инновационные педагогические кабинеты; 2) педагогические кабинеты, основным направлением деятельности которых является методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по проблемам повышения качества профессионального образования; 3) кабинеты, деятельность которых направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса и развитие педагогического творчества.

В рамках модели методической службы нашли место и проблемные группы. Исходя из значения термина «проблема» (от греч. problema - задача)

- «сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения, в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо объектов, явлений, процессов» , - проблемные группы, по определению О.Г.Бутузовой, «это творческие лаборатории, созданные для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или для педагогического коллектива в целом» . Л.И.Белоусова, А.Т.Глазунов под «проблемными группами» подразумевают объединения преподавателей и мастеров производственного обучения, выполняющие научную и технологическую функции методической службы: «они анализируют индивидуальные методические затруднения, совместно исследуют состояние возникшей или предложенной им проблемы, выбирают способы решения проблемы» . Цель создания проблемных групп, как указывает Т.Ю.Ильина, - «профессиональное сближение педагогов, мастеров производственного обучения, выработка позиций, вокруг которых соберутся единомышленники» .

Важным структурным компонентом модели методической службы нового типа является экспериментальная лаборатория . Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п. . В некоторых исследованиях структуры методической службы встречается термин инновационная лаборатория.

Экспериментальная (инновационная) лаборатория - проектно- исследовательская структура в рамках методической службы, с ее помощью создаются, апробируются и внедряются образцы новой практики. Основные функции лаборатории следующие: проектирование концепции образовательного учреждения; разработка программы опытно- экспериментальной деятельности образовательного учреждения; обеспечение опытно-экспериментальной деятельности нормативными и учебно-методическими средствами; диагностика хода экспериментальной работы; «запуск» и научно-методическое обеспечение экспериментальных процессов; научное консультирование педагогов и работников управления, имеющих затруднения в опытно-экспериментальной деятельности; описание и оформление результатов опытно-экспериментальной деятельности.

Сложившаяся практика методической работы, а также исследования российских ученых позволяют выделить организационные формы методической работы, традиционно подразделяемые на коллективные (массовые) и индивидуальные. Согласно классификации, предложенной А.Е.Терюковой , к массовым формам методической работы относятся: совет колледжа; педсовет (методический совет); цикловые комиссии; педагогические чтения; школа передового опыта; школа молодого педагога; конференции. К индивидуальным формам автор относит: рекомендации; методические разработки; рецензирование методических разработок, пособий; доклады; сообщения; реализацию инновационных методов; систематизацию дидактического материала; беседы - учебу на ФПК; самообразование; проведение открытых занятий; взаимопосещения занятий.

Методическая служба как открытая система нуждается в постоянном совершенствовании.

Повышение качества методической службы можно рассматривать как улучшение деятельности методической службы на основе создания оптимальной ее структуры. Таким образом, совершенствование методической службы нужно рассматривать в двух аспектах: функциональном (изменение деятельности) и структурном (изменение состава, структуры).

Совершенно очевидно, что важнейшим вопросом деятельности методической службы нового типа является определение ее эффективности.

Эффективность деятельности методической службы определяется на основе критериев (эффект (от лат. effectus - исполнение, действие) - результат, следствие каких-либо причин, действий) .

Общим критерием оценки всех подсистем является мера соответствия происходящего в них процесса искомому конечному результату, в нашем конкретном случае - качеству профессиональной подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования , а также созданию педагогического коллектива инновационного типа .

Оценка качества методической службы зависит от удовлетворения потребностей руководителей и педагогов в методических услугах.

Обеспечить высокую эффективность деятельности методической службы - это значит достичь заранее предусмотренного, оптимального результата при минимальных затратах общественного труда и времени.

Основные требования системы оценки методической службы следующие: объективность (независимость от воли проверяющего); значимость каждого критерия в оценке; научность (достаточное и четкое научное обоснование критериев, вводимых в качестве основных); практическая направленность (связь с практикой работы профессиональных общеобразовательных учреждений); доступность (возможность исправления критериев в практической деятельности); полнота (всестороннее отражение всех сторон деятельности методической службы); связь оценки критериев деятельности методической службы с целями обучения; диагностичность (возможность по перечисленным критериям поставить однозначный диагноз уровня эффективности методической службы) .

Исследованию эффективности деятельности региональной методической службы посвящена монография Л.И.Белоусовой и А.Т.Глазунова. На основании глубокого и всестороннего анализа работ отечественных и зарубежных авторов, а также на основании экспериментальных данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, ученые пришли к выводу, что «показателем эффективности в образовании является качественный рост образовательного процесса, а критерий эффективности характеризуется как средство, с помощью которого выбираются и измеряются альтернативы наивыгодного решения практических задач в существующих конкретных условиях» .

Эффективность любой педагогической системы вообще и методической службы в частности определяется по конечному результату. В нашем случае - это качество образования, что подразумевает уровни знаний, умений студентов, их развития и воспитанности. Так как качество образования в новых социально-педагогических условиях регламентируется стандартами образования, Л.И.Белоусова и А.Т.Глазунов выделяют в качестве одного из главнейших критериев эффективности методической службы качество реализации стандарта образования. По их мнению, «этот критерий проявляется в результатах итоговой аттестации выпускников, анализируется на педагогических конференциях и методических секциях по результатам работы учреждений профессионального образования за учебный год».

На основании экспериментальных данных ученые пришли к выводу, что инженерно-педагогические работники нуждаются в специальной подготовке к реализации Государственных образовательных стандартов, освоению технологии их внедрения, разработке учебно-методического комплекса. Такой вывод позволил предложить в качестве следующего критерия эффективности деятельности методической службы профессионализм руководителей, методистов, педагогов в области стандартизации и внедрение индивидуализированной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Важным критерием, по глубокому убеждению Л.И.Белоусовой и А.Т.Глазунова, является методическая обеспеченность стандарта, так как достаточно полная реализация стандарта возможна только лишь при хорошем научно-методическом обеспечении. «Названный критерий характеризуется тем, насколько полно методическая служба обеспечена нормативной документацией Госстандарта, научно-методической литературой, периодическими изданиями, раскрывающими формы и методы реализации Госстандарта, наличием банка учебно-программной документации по подготавливаемым профессиям».

Еще одним важным критерием эффективности деятельности методической службы, как отмечают авторы, является инновационность образовательного процесса, его направленность на удовлетворение запросов и развитие личности, так как для профессионального учебного заведения большое значение имеет уровень организации образовательного процесса, его постоянное совершенствование. Этот критерий определяется внедрением новых педагогических технологий, нетрадиционных форм обучения, результативностью образовательного процесса (динамикой роста основных показателей учебного процесса) .

Несомненный интерес для нашего исследования представляет модель оценки эффективности методической работы В.М.Лизинского , которая включает следующие критерии: положительный психолого-педагогический климат в коллективе; высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью; овладение современными методами обучения и воспитания, педагогическими технологиями; положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся; высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов; своевременное распространение передового педагогического опыта; внимание к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования развития педагогической деятельности; качественно организованная система повышения квалификации педагогов.

В результате проведенного обзора по предмету исследования можно сделать выводы: несмотря на разносторонность исследований, отраженных в отечественной литературе, роль методической службы в реализации стандарта профессионального образования и проблема комплексного совершенствования методической службы специально не исследовались; тема настоящего исследования разработана учеными в незначительной степени. Большинство авторов работали в области изучения организации деятельности методической службы на уровне системного анализа факторов, предопределяющих необходимость становления и развития методической службы в профессиональной школе; исследования проблем образовательной деятельности, регионализации образования, содержания, форм и методов деятельности методической службы. Однако принципиальные проблемы совершенствования методической службы, связанные с происходящими в системе образования изменениями, учеными исследовались не достаточно.

Отдельные вопросы, а именно: цели и задачи методической службы профессионального учебного заведения, модель региональной методической службы, представленные в обзоре, решены, но не в полной мере. Многие вопросы исследователями были поставлены, но не решены: правовые основы деятельности методической службы, анализ состояния методической службы в современных условиях, нормативное обеспечение ее деятельности и направления ее совершенствования.



Что еще почитать