Митрополит сильвестр. Сильвестр, епископ Белогородский, викарий Киевской епархии (Стойчев Александр Николаевич). Митрополит Макарий и митрополит Колычев

Митрополит Сильвестр (Холмский)

С.В. ПЕТРОВ

(КазДС)

Тема нашего доклада связана с историей христианства в Казанском крае. Следуя заветам апостола Павла поминать наставников своих (евр. Глава 13,7) мы хотели бы раскрыть историю жизни и деятельности митрополита Сильвестра (Холмского). Являясь истинным пастырем Церкви Христовой, он ревностно занимался просветительской деятельностью.

Митрополит Сильвестр родом из дворян северного края России, по фамилии Холмских. Обучался в Украинской духовной школе, был казначеем архиерейского дома при Новгородском митрополите Иове. Своими достоинствами обратил на себя внимание митрополита Иова. В декабре 1700 года возведен в сан архимандрита Деревяницкого монастыря Новгородской епархии, в котором правил в течение трех лет. C 1701 года переведен в Юрьев Новгородский монастырь. Здесь он был вовлечен в борьбу между великорусской и малорусской партиями, причисляя себя к великорусской партии, что в последствии отразилось на его карьере. В 1724 году интригами бывшего архиепископа Новгородского Феодосия Сильвестр будет лишен сана митрополита.

С 23 октября 1704 года является настоятелем Троице-Сергеевой лавры. В этот период он знакомиться со святителем Дмитрием Ростовским известна их переписка. Следует также отметить что митрополит Сильвестр, как и другие духовные лица из великорусов, был не доволен реформами Петра, которые уже тогда сильно затрагивали духовенство. Он обращает взоры на царевича Алексия, который тоже не любил украинцев и дружил с одним великорусским духовенством.

Петр смотрел на имущества и вотчины монашествующего духовенства, как на «тунегиблемыя», и положил себе задачей извлекать из них как можно больше выгод для государства. С этой целью в 1701 году им был устроен монастырский приказ, получивший в свое ведомство все архиерейские и монастырские хозяйства. Духовные власти были совершенно отстранены от управления церковными вотчинами. Монастырский приказ состоял не в церковном, а в государственном ведомстве, будучи подчинен Сенату. Нам известно, что не все иерархи были согласны с монастырской реформой Петра. Так вызвал недовольство царя Нижегородский митрополит Исаия. Он лишается кафедры и отправляется на покой в Кириллов Белозерский монастырь. На его место с 14 сентября 1708 года хиротонисан в епископа Нижегородского и Алатырского Сильвестр с возведением в сан митрополита.

C 1719 года начинается постепенное его понижение по иерархической лестнице и переводы его с одной кафедры на другую, 22 марта 1719 года царь ставит епископом Питирима, а Сильвестра переводят в Смоленск.

На Смоленской кафедре Сильвестр будет всего один год в такое короткое время, часть которого притом прошла в отлучке из Смоленска в Петербурге, он не успел ни чем проявить свою деятельность.

3 марта 1720 года митрополит Сильвестр будет переведен в Тверь, от куда перевели Варлаама Косовского на его место в Смоленск. Эта епархия была гораздо богаче смоленской и нижегородской. Но зато Тверь никогда ни считалась митрополией и только однажды в 1682 году ею управлял митрополит Варсонофий. Сильвестр оставлен в прежнем сане митрополита, но должен сменить белый клобук на черный, и степенью стоять ниже воронежского архиерея. Это уже было очевидное понижение. В Твери он находился около трех лет. Самым важны делом, которое требовалось от него в этой новой епархии, будет дело первоначального устройства архиерейской школы, которой здесь еще не было.

25 июля 1725 года перемещен епископом Казанским и Свияжским. Для возвращение сана митрополита он подал в Синод прошение на Высочайшее имя. Его просьба была удовлетворена, но с ношением черного клобука. Казанская епархия занимала в списке третье место после Киевской и Новгородской. В то время она простиралась по всей восточной полосе России от реки Суры и Ветлуги до Уральских гор, на севере от границы вятской епархии, на юге до реки Самары захватывая всю область Урала до Каспийского моря. В ней насчитывалось около 1000 церквей и 20 монастырей. Это был еще глухой край окраины России, сюда толпами стекались раскольники, беглые и «всякие люди». Предшественником Сильвестра был в Казани митрополит Тихон III (1699-1724), один из почтеннейших иерархов Петровского царствования.

Самое первое столкновение его в Казани было с архимандритом Спасского монастыря Ионой Сальниковским, с которым у него не покончены были счеты еще по Троицкой лавре и который при вступлении Сильвестра на казанскую кафедру был большой силой в епархии. 1726 году Сильвестр подал на Иону в св. Синод доношение о расхищение им монастырской казны и не законной распродажи в свою пользу церковных вещей из монастырей Кизического и Федоровского. Монастыри эти были приписаны архиерейскому дому. Но при Тихоне Иона успел выхлопотать их к своему Спасскому монастырю и в 1724 году перевез к себе всю их утварь. Обстоятельство очень важное для отягчения его в глазах Сильвестра, который всегда был ревнителем архиерейского дома.

1730 год восшествие на престол Анны Иоанновны повлекло за собой падение великорусской партии в св. Синоде и сильно поколебал торжество Сильвестра. Во главе церковных дел теперь стал Феофан Прокопович, который начал с лихвой расплачиваться со всеми архиереями прежде его затиравшими. В марте 1730 года св. Синод поручил произвести следствие о расхищенных Ионой церковных денег и вещей казанскому губернатору Артемию Петровичу Волынскому. Волынский в начале архиерейства Сильвестра в Казани был в хороших с ним отношениях. Но эти отношения были не прочны и скоро разладились. Одной из характерных черт того времени были очень частые ссоры между губернаторами и архиереями. Власть губернатора почти ни чем не ограничивалась и вырабатывала удивительный произвол и самодурство которые были иногда не лучше произвола и самодурства древних воевод.

В частности, Волынский был давно уже известен своей властолюбивой раздражительностью самодурством, и привычкой давать полную волю своим рукам. Из Астрахани, где он был прежде губернатором, св. Синод получил уже несколько жалоб, на его самовольное и грубое вмешательство в церковные дела. Легко понять, почему он долго не мог ужиться с таким архиереем, как Сильвестр. До 1730 года явных сор и столкновений между ними нет, но разных недовольств накопилось много, все скопившееся раздражение прорвалось в деле Сальникова и произвело ожесточенную борьбу двух казанских властей. Когда дело Сальникова попало, в руки Волынского он повернул дело на прямую дорогу. Он освобождает Иону от заточения.

Сильвестр в это время находиться в Москве и всеми силами пытается повредит Волынскому. Он подает в Синод свою знаменитую записку на губернатора в 38 пунктах, в которой изображает разные его злоупотребления.

Волынский, узнав об этом, пришел в сильное раздражение. Маралась его служебная репутация причем он был племянником приближенного императрицы, Андрея Салтыкова. Он принялся отписываться от челобитной в письмах к Салтыковку, не стесняясь в выражениях на митрополита, отыскивая разные злоупотребления по епархиальному управлению. Сильвестр, узнав об этом, предупреждает его донесения своими челобитными к Салтыкову и генерал-прокурору П.И. Ягужинскому.

В 1731 году в Свияжский монастырь прибывает великорус, один из лишенных архиерейского сана друг и покровитель Сильвестра Игнатий Смола Коломенский, назначенный сюда в заточение в качестве политического преступника. Сильвестр принял его радушно и дружественно с ним обращался, посещал его в заточении и сам принимал его у себя в Раифском монастыре. Последовал высочайший указ об исследование поведения Сильвестра. 30 декабря 1731 года Сильвестра переводят в Александриевский монастырь с запретом носить архиерейскую мантию и совершать богослужения. В 1732 года, его переводят в псковский Крыпецкий монастырь, он там находиться под строгим арестом. В октябре 1732 года дело окончилось тем, что кабинет при Высочайшей особе лишает его архиерейство, оставив простым монахом, и ссылает в Выборг, для содержания в замке. Где он и умирает в 1735 году.

Следствие Сильвестра стоило многих страданий казанскому духовенству. Между разными обвинениями Волынского и Сальникова было приписано то, что он не велел поминать при богослужении св. Синод. Из этого 1732 года возникло огромное следствие, к которому было притянуто огромное число духовенства за прекрывания незаконного распоряжения архиерея. Следствие проходило так строго, что даже один из подсудимых архимандрит Ивановского монастыря Иоаким не выдержал и повесился.

Подытожим наш доклад: Митрополит Сильвестр Холмский являлся на наш взгляд ревнителем благочестия, он не мог смириться с Петровскими нововведениями в Церкви, стремился оградить Церковь от пагубного влияния малорусов: так как малорусы в угоду политики Петра и ближайших его приемников, пренебрегали интересами Церкви и духовной традиции России. Сильвестр пострадал, будучи борцом за правду. Этот пример очень ярко характеризует ту эпоху, когда политические взгляды, а не духовная жизнь человека решали его судьбу и могли загубить жизнь человека.

СИЛЬВЕСТР (МИТРОПОЛИТ КАЗАНСКИЙ)

Сильвестр - митрополит казанский, типичный представитель великорусских Иерархов первой половины XVIII столетия. Происходил из дворянского рода Холмских; родился около половины XVII столетия и принял пострижение уже в зрелых летах; был архимандритом в разных монастырях; в 1708 г. возведен в сан митрополита нижегородского, причем обязался особенно стараться, вместе с Питиримом, об искоренении раскола, но на самом деле не оказывал Питириму никакого содействия. Между тем Петр видел в потаенных раскольниках политическую партию "лютых неприятелей, государству и государю непрестанно зло мыслящих". С. притом был близок к царевичу Алексею, разделяя с ним и большинством Иерархов недовольство реформами Петра. С 1719 г. начинается постепенное понижение С. по Иерархической лестнице. Желая видеть на нижегородской кафедре деятельного Питирима, царь велел (1719) поставить его епископом нижегородским, а С. перевести в Смоленск. Прошел год, и его опять перевели в Тверь, причем оставили за ним сан митрополита, но клобук велели носить не белый, а черный. В Твери С. пробыл около трех лет; затем его перевели в Рязань уже в звании простого епископа. В 1725 г. С. был переведен архиепископом в Казань, а в 1727 г., согласно его прошению, ему возвращен сан митрополита, но клобук велено носить черный. В Казани С. завел процесс с губернатором Артемием Волынским и подал на него челобитную, в которой обвинял его в разных обидах архиерейскому дому, монастырям и духовенству, в насилиях всем жителям Казанской губернии во взятках, в потворстве расколу, в побоях и даже убийствах (челобитная С. напечатана в "Чтениях Общества Истории и Древностей", 1862, кн. IV, материалы для биографии Волынского, и в статье Шишкина "Арт. Волынский", "Отечественные Записки", 1860, ¦ 2). Волынский был смещен с губернаторства, но скоро вошел в большую силу при дворе, после чего С. пришлось дорого поплатиться за свой донос. На него самого донесено было, что он держит у себя лишенного архиерейского сана Игнатия Смолу как архиерея, говорит с ним непристойные речи об императрице, рвал прошения, подаваемые ему на Высочайшее имя, и заставлял переписывать их на свое собственное имя, делал поборы по епархии. В конце 1731 г. С. заключили в Невский монастырь, потом лишили сана и заточили в Выборгскую крепость, где он и скончался в 1735 г. В Синодальной библиотеке хранится сочиненный С. канон Пресвятой Богородице, "его же от оклеветания печалях и напастях петь прилично", и несколько им же написанных молитв. Письмо С. к духовнику царевича Алексия, Я. Игнатьеву, от 6 ноября 1707 г., с изъявлением радости о возвращении царевича в отечество напечатано в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1861, кн. III. См. И. Чистович "Феофан Прокопович и его время" (Санкт-Петербург, 1868, стр. 84, 341 - 47, 671); П. Знаменский "С. митрополит Казанский" ("Православное Обозрение", 1878, апрель, май - июнь).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИЛЬВЕСТР (МИТРОПОЛИТ КАЗАНСКИЙ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • типичный представитель великорусских иерархов первой половины XVIII стол. Происходил из дворянского рода Холмских; родился около половины XVII стол. и принял …
  • СИЛЬВЕСТР, МИТРОПОЛИТ КАЗАНСКИЙ
    ? митрополит казанский, типичный представитель великорусских иерархов первой половины XVIII столетия. Происходил из дворянского рода Холмских; родился около половины XVII …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре воровского жаргона:
    - пpедседатель …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре церковных терминов:
    (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены …
  • МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Митрополит (греч.: столичный) - первоначально - епископ митрополии. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так …
  • СИЛЬВЕСТР в Лексиконе секса:
    (? - ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с кон. 1540 г. Духовник Ивана IV с 1547 г. Автор особой …
  • СИЛЬВЕСТР
    (? - ок. 1566) священник московского Благовещенского собора с кон. 1540-х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен …
  • МИТРОПОЛИТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. metropolites), высший духовный сан в некоторых христианских …
  • СИЛЬВЕСТР БРАТАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Братановский, род. в 1871 г.) — писатель, архимандрит. Образование получил на юридическом факультете в СПб. унив. и в Московской духовной …
  • СИЛЬВЕСТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Silvestre) — фамилия нескольких французск. художников, из которых наибольшею известностью пользуются двое: 1) Израэль С. (1621—91), рисовальщик, живописец и гравер …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Митрополит - епископ митрополии, т. е. главного города области(Eparcia) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают,что название М. явилось …
  • КАЗАНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Казанский уезд занимает середину сев. половины Казанской губ., налев. берегу р. Волги. Пространство зем. площади уезда 5012 кв. в.;поверхность вост. …
  • СИЛЬВЕСТР
  • МИТРОПОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СИЛЬВЕСТР
    (? - около 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540-х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    (греческое metropolites - гражданин митрополии, а также епископ митрополии), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Высшее почетное звание епископа, а также епископ, имеющий это звание. Митрополичий - относящийся к митрополиту, митрополитам.||Ср. АРХИЕПИСКОП …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. II прил. митрополитский, -ая, -ое …
  • СИЛЬВЕСТР
    СИЛЬВ́ЕСТР II (Sylvester) Герберт (Gerbert) (ок. 940-1003), монах-бенедиктинец, математик, философ, церк.-полит. деятель; папа Римский с 999. Приобрёл известность как преподаватель …
  • СИЛЬВЕСТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИЛЬВ́ЕСТР (Sylvester) Джеймс Джозеф (1814-1897), англ. математик, ин. ч.-к. Петерб. АН (1872). Тр. по алгебре, теории чисел, матем. …
  • СИЛЬВЕСТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИЛЬВ́ЕСТР (в миру Симеон Агафонникович Медведев) (1641-91), просветитель, писатель, учёный. В 1678-89 справщик Моск. печатного двора. Участвовал в полемике с …
  • СИЛЬВЕСТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИЛЬВ́ЕСТР (? - ок. 1566), священник моск. Благовещенского собора с кон. 1540-х гг. С 1547 оказывал большое влияние на Ивана …
  • СИЛЬВЕСТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИЛЬВ́ЕСТР (?-1123), игумен Михайловского Выдубецкого мон., с 1118 епископ Переяславля (южного); писатель. Будучи близок к Владимиру Мономаху, играл видную роль …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИТРОПОЛ́ИТ (греч. metropolites - человек из главного города), в Рус. правосл. церкви священнослужитель высшей (третьей) степени. До 14 в. Русь …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, один из старейших отеч. вузов, науч. центр, осн. в 1804. Готовит кадры по матем., физ., хим., биол., геол., …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1919 как Казанский химико-технол. ин-т; с 1992 совр. статус. Готовит инженеров по осн. специальностям хим., …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1932 как Казанский авиационный ин-т; с 1992 совр. статус. Готовит специалистов по авиац. машино- и …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ СОБОР в С.-Петербурге, пам. архитектуры рус. классицизма. Построен арх. А.Н. Воронихиным в 1801-11. Примыкающая к северному фасаду крестово-купольного здания …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. В.И. Качалова, ведёт начало с 1791. Актёры: В.И. Качалов (1897- 1900), Е.Е. Жилина, Н.И. …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1876 как Казанский учительский ин-т; в 1934 преобразован в Казанский пед. ин-т; с 1994 совр. …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН, организован в 1990 на базе одноим. филиала АН (ведёт историю с 1945). 6 науч. …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "КАЗ́АНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ", рус. ист. пов. о Казанском ханстве ("царстве") с древнейших времён до 1552. Составлен ок. 1564-66 неизв. автором по …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ ЗАГОВОР, попытка поднять воен.-крест. восстание весной 1863 в Поволжье в поддержку Польск. восстания 1863-64. Организаторы: К-т рус. офицеров в …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ Ник. Ник. (р. 1952), языковед, ч.-к. РАН (1997). Сотрудник Ин-та лингв. исследований РАН. Тр. по проблемам классич. филологии (в …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ Вл. Бор. (р. 1931), физикохимик, акад. РАН (1991). Сын Б.А. Казанского. Тр. по гетерогенному …
  • КАЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЗ́АНСКИЙ Бор. Ал-др. (1891-1973), химик- органик, акад. АН СССР (1946), Герой Соц. Труда (1969). Тр. по каталитич. превращениям углеводородов. Гос. …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? епископ митрополии, т. е. главного города области (???????) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают, что название …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре Кольера:
    (греч. metropolis - мать городов, метрополия, т.е. главный город), титул епископа главного города области или провинции. В Восточных церквах сан …
  • МИТРОПОЛИТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    митрополи"т, митрополи"ты, митрополи"та, митрополи"тов, митрополи"ту, митрополи"там, митрополи"та, митрополи"тов, митрополи"том, митрополи"тами, митрополи"те, …
  • МИТРОПОЛИТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Высший титул православных епископов, а также лицо, имеющее этот титул. Митрополит устроил общее молебствие. В один день и …

1753-1761 гг. Епископ Переславский и Дмитровский.
- Сильвестр Страгородский - 1761 – 1768 гг. Епископ Переславский.

Епископа Амвросия (Зертис-Каменского) на Переславской кафедре сменил в 1761 году Сильвестр Строгородский, управлявший Переславской епархией 6 ½ лет. И на этот раз Переславская епархия, как ближайшая к Москве, в лице Сильвестра приобрела одного из даровитых и выдающихся иерархов второй половины XVIII столетие. Правда, болезненное состояние организма не позволяло ему быть до такой степени энергичным и практически деятельным, каким был его предшественник Амвросий. Епископ Сильвестр принадлежал скорее к типу архиереев кабинетно замкнутых и несколько сторонившихся от жизни; мелочи и дрязги епархиального управление заметно тяготили его. Но, как человек умный и просвещенный, он и при таких индивидуальных особенностях внес в епархиальное, управление много элементов, смягчавших современную грубость, жестокость взглядов и нравов, и приложил много стараний к возвышению уровня учебно-воспитательной жизни Переславской духовной школы, к ослаблению взяточничества и произвола правителей епархиальных учреждений.

Епископ Сильвестр, в мире Симеон Игнатьевич Строгородский, был сын Царскосельского придворного священника, родился в 1725 году и своею крестною матерью имел великую княжну, впоследствии Императрицу, Елизавету Петровну. В 1735 году Симеон Строгородский поступил в Невскую семинарию, осиротел, заболел глазами и в 1743 г. должен был выйти из школы. Получив облегчение от болезни, он снова вернулся в Невскую семинарию, окончил курс и в 1745 году был оставлен в ней учителем.
В 1748 году Строгородский постригся в монашество с именем Сергия. Затем последовало обычное возвышение по учебным степеням. Именно, монах Сергий, переименованный впоследствии Сильвестром из признательности к архиеп. С.-Петербургскому Сильвестру Кулябке, сначала сделан был префектом семинарии. В 1756 году префект Сильвестр, хотя и просил, ссылаясь на свою болезненность, «приобретенную от неосторожной в учебном деле безумеренности» уволить его от учительства и от префектства, так как «в правлении семинарии много припадает необходимых случаев, которые причину дают к печальной задумчивости и к острожелчию», но вместо увольнение назначен был ректором Невской семинарии. При этом ему дан был совет иметь «в учении умеренность» и «в трудех роздых». Во главе семинарии Сильвестр стоял недолго. В июне 1757 года по расстроенному здоровью он взял отпуск на год. Через год вернулся, но в должность ректора уже не вступал, а снова взял отпуск на два года.
По просьбе епископа Переславского Амвросия, хорошо знавшего Сильвестра, как ученика и учителя Александро-Невской школы, Св. Синод в 1760 году, имея в виду болезненное состояние Сильвестра, благословил произвести его в архимандрита Переславской епархии в пристойный монастырь. 5 марта 1760 года Сильвестр был произведен в архимандрита и настоятеля Никитского монастыря и определен ректором Переславской семинарии.

19 октября 1761 года в Св. Синоде объявлен был Высочайший указ о назначении архимандрита Сильвестра епископом Переславским и Дмитровским. 23 декабря состоялась хиротония, а 26 февраля дан пашпорт для следование в город Переславль. Некоторая задержка в выезде из Петрограда вызывалась, по словам Сильвестра, «препятствием известных приключений», но письменные сношение со своей епархией у новоназначенного епископа установились еще с начала января. Указом от 7 января консистории предписывалось представить владыке самые подробные сведение о течении епархиальных дел и количестве епархиальных сборов.
8 сентября того же 1762 года епископ Сильвестр с богатой ризницей выезжал для встречи Императрицы в Москву, а в конце года выбыл на продолжительное время в Москву для присутствования в Комиссии об учреждении штатов.
Указом Св. Синода от 1763 года епископ Сильвестр назначается присутствующим в Московской Синодальной Конторе вместе с Московским митрополитом Тимофеем и Амвросиям Крутицким, с правом «переменяться через год или два». Названные архиереи согласились иметь присутствие погодно, и с 7 ноября 1765 года Сильвестр должен был оставить Переславль для присутствование в Синодальной Конторе в течение целого года. В 1768 году в феврале месяце последовала такая же отлучка.
Эти продолжительные отлучки не давали, конечно, возможности епископу Сильвестру всецело сосредоточиться на епархиальных делах. Но и помимо отлучек, слабость здоровья, особый склад характера служили для Сильвестра большим препятствием к непосредственному и непрестанному веданию епаршескими делами. Еще в апреле 1764 г. им подано было прошение в Св. Синод об увольнении его на покой в один из монастырей. Прошение говорит о том, что новый епископ сильно тяготился епархиальным управлением.
«По указу блаженные и вечные славы достойные памяти Великие Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, писал еп. Сильвестр, мимошедшего 1761 года произведен я в епископа в Переславскую епархию, и хотя от давних лет здоровьем всегда был я слабосилен, почему и правлению епархии чувствовал себя недовольным, однако ж принять на себя оное бремя за Высокомонаршую власть и благоволение Вашего Святейшества, тем паче что не предусмотрел имевших из того последовать тягостей, не отрекся: ныне же от множества епаршеских дел и разных по оным затруднений в конечное пришел изнеможение, почему и должность свою исправлять не в состоянии, да и способу к восстановлению сил, по довольном всего искусе, не обретаю. Того ради Вашего Святейшества всепокорнейше прошу от означенной епархии меня за неспособность мою уволить и определить на жительство и пропитание в какой Вашему Святейшеству заблогорассудится монастырь».
В заседании Святейшего Синода от 17 мая прошение еп. Сильвестра об увольнении его за болезнью от епархии было заслушано, но решение не состоялось. Постановлено было означенное прошение доложить потом в полном собрании членов Св. Синода. Неизвестно по каким причинам, но вторичный доклад прошение еп. Сильвестра не состоялся.
В январе месяце 1768 г. архиепископ Амвросий Крутицкий переведен был на Московскую кафедру. 13 марта того же года Крутицкая кафедра была предоставлена еп. Сильвестру, члену Московской Синодальной Конторы.
Но болезненный и аскетически настроенный епископ Сильвестр по прежнему искал уединение и старался освободиться от дел епархиального управление.
Высочайшим указом от 24 февраля 1771 года велено было еп. Сильвестра, по его прошению, за слабостью здоровья, уволить от епархии вечно, с произвождением ему по смерть из Коллегии экономии по 500 руб. на год, для жительства же его определить ему какой-нибудь штатный монастырь, которому и быть в его смотрении и управлении. Таким монастырем избран был Воскресенский Новоиерусалимский. Высочайшим указом от 15 сентября 1775 года велено было сверх пенсии епископу Сильвестру выдавать содержание и жалование по месту им управляемого Воскресенского монастыря.
3 октября 1785 года епископ Сильвестр, за старостью и слабостью здоровья, от управление Воскресенским монастырем уволен. Для спокойного его пребывание позволено было ему избрать место, какое он пожелает, с произвождением ему по смерть, как той пенсии, которая была пожалована, так и получаемого им по месту настоятеля Воскресенского монастыря жалование.
Но духовно-административная деятельность епископа Сильвестра на этом не закончилась. 22 февраля 1788 года епископу Сильвестру, по его желанию, велено было занять место настоятеля Московского Андроникова монастыря, при чем означенный монастырь с того времени имел состоять в непосредственном ведомстве Св. Синода и его Конторы. Пенсия Сильвестру в это время производилась в размере 1000 рублей.
Утром 19 октября 1802 года епископ Сильвестр скончался. В завещании, оставленном им, главным своим имуществом он называет книги, которые и передает митрополиту Московскому, в том рассуждении, что они могут пригодиться в разных училищах, состоящих в ведении предстоятеля Московской кафедры. Митрополит Платон разделил библиотеку еп. Сильвестра между монастырем и духовными училищами: монастырь получил 83 экземпляра, а в училища отправлено 426 экземпляров.
Похоронен был епископ Сильвестр при входе в Знаменскую церковь. Он еще при жизни написал себе эпитафию, которая и помещена на стене над его могилою:
«На месте сем Сильвестр епископ погребен;
Безвестной участи скончав последний день,
Он стать на суд и дать отчет в делах обязан,
По списку совести в них должен быть истязан,
Где истец враг души, а иск тщета ея,
Суд не приемный лиц, Всеведущий Судья,
Где все дела, слова и помыслы сердечны,
Приемлют мзду свою иль казнь, а казнь огнь вечный.
О помощи души он просит всех своей
В столь страшном подвиге спастись от бедства ей, Он просит всех простить, кому в чем был виною,
И, вспомни общий рок, вздохнуть об нем с мольбою.
А ты, кой чтешь сие, прохожий мой любезный,
Смотря на тлен и прах, что гробный кроет спуд,
Прими умершего совет тебе полезный:
Чтоб, помня смерть, всегда готову быть на суд».

Из богословских литературных трудов епископа Сильвестра известны следующие. «Историческое и хронологическое описание Ставропигиального Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим именуемого». Новые Ежемесячные Сочинение, ч. IV, 23, - «Правила монашенского житие». Спб. 1805 и 1823.
В 1767 году Св. Синод, приступая к составлению наказа назначенному от Синода депутату в учрежденную Императрицею Комиссию по составлению Уложение, предварительно запросил от каждого из своих членов, как бывших на лицо в Синоде, так и отсутствовавших, отдельных соображений о том, какие, по их мнению, желательны были бы для блага церкви предположение и новые законоположение в области церковного и гражданского законодательства в России. Присутствовавшие члены Синода изложили свои соображение устно, отсутствовавшие - письменно. Епископ Сильвестр, находившийся в то время в епархии, письменно изложил свои законодательные предположение в 40 пунктах. Пункты эти имеют важное значение для характеристики личности и взглядов епископа Сильвестра. Кроме того сохранилось и напечатано в Христианском Чтении (1873 г., I, стр. 340 - 41) одно из писем епископа Сильвестра к митрополиту Петроградскому Гавриилу, свидетельствующее о том, какие горькие мысли и чувства вызвало у более интеллигентных представителей современной иерархии постановление одной из секций Екатерининской комиссии для составление Уложение о причислении духовенства «к мещанству или среднему роду людей».

игум. Аристарх (Лебедев)

Богословие епископа Сильвестра (Малеванского)

На протяжении всего Своего исторического пути Святая , исполняя повеление Божественного Откровения: Идите, научите все народы (), несла и несет в мир Свет Вечного Евангелия. Для исполнения этой божественной миссии всегда нуждалась в людях, могущих соединить в своей душе искреннее христианское благочестие и высокую образованность.

Одним из ярких представителей плеяды деятелей именно такого отечественного Православия является епископ Сильвестр (Малеванский), которому в этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения и 100 лет со дня его смерти. Это был великий труженик отечественной догматической науки, неутомимый богослов и вдохновенный педагог, посвятивший Академии более сорока лет своей профессорской деятельности. «Богатые природные дарования соединились в нем с неустанным трудолюбием, глубокие научные стремления сочетались с высокой христианской жизнью. Главным же делом всей жизни Владыки было служение богословской науке. И в этом служении он явил высокий пример никогда не оскудевающих стремлений к истине. Своих ученых трудов он не прерывал до глубокой старости. От них не отрывали его ни немощи, ни те многочисленные занятия, которыми он всегда был обременен» . Однако епископ Сильвестр «распространял свет божественного учения не только посредством прочитанных лекций, не только путем обнародования в печати своих замечательных богословских произведений, он старался по возможности показать на самом себе, на своей жизни действенность и благотворность христианского учения. Его глубокая религиозность, его живая вера в Божественного Искупителя наполняла всю его сущность» .

Епископ Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский) родился на Волыни 9 (22) января 1828 года в семье священника, в которой получил глубоко религиозное воспитание. По окончании курса Волынской духовной семинарии, после женитьбы и священнической хиротонии в 1847 году, он некоторое время нес священническое служение на сельских приходах своей родной епархии. Однако приходская служба его была непродолжительной. Священник Стефан вскоре овдовел, и, вслед за тем, в 1853 году, поступил в Киевскую духовную академию.

В Академии будущий епископ сумел своими духовными качествами заслужить особое уважение среди однокурсников, которые не только следовали его примеру в ревностном изучении богословия, но и старались научаться у него христианским добродетелям. Однако обучение в Академии было омрачено внезапно настигшей его болезнью. У отца Стефана к концу первого курса резко ухудшилось зрение, и он практически перестал видеть. По свидетельству профессора Ф. Титова, основанного на биографических воспоминаниях самого Владыки, в связи с невозможностью видеть, а значит читать и учиться, у будущего епископа закралась мысль оставить Академию. Но к счастью все обошлось. Болезнь отступила, и он снова смог приступить к занятиям. Все годы студенческой жизни для будущего богослова были не только периодом повышения своего уровня религиозного образования, но, прежде всего, духовным возрастанием и становлением, которое привело отца Стефана к осознанному принятию монашества. В 1856 году, за год до завершения своего обучения в Академии, священник Стефан, по благословению Преосвященного – в то время ректора КДА, принял постриг с именем Сильвестр.

За свое прилежание к богословской науке и блестящее окончание Академии иеромонах Сильвестр был принят в штат своей родной школы бакалавром богословских наук (1857 год). В 1873 году, после публичной защиты он был удостоен высшей ученой степени – доктора богословия, за работу «Учение о Церкви в первые три века христианства».

Но уже через год после этого с архимандритом Сильвестром произошло событие, которое едва ли не оставило Киевскую духовную академию без своего лучшего ученого-богослова. Весной 1874 года митрополит Макарий (Булгаков) по поручению Священного Синода совершил проверку научно-богословской, учебной и воспитательной деятельности КДА. В отчете о проделанной ревизии Высокопреосвященный Макарий дал в высшей степени негативный отзыв о профессорской работе архимандрита Сильвестра, да и вообще скептически отнесся к его познаниям в области догматического богословия. Эта отрицательная рецензия, озвученная иерархом, который сам являлся выдающимся богословом-ученым, приобретала особую значимость и авторитетность и, несомненно, вела к суровому приговору о невозможности в дальнейшем преподавать архимандриту Сильвестру на профессорской академической кафедре. Но, по милости Божьей и благодаря энергичному и инициативному заступничеству Киевского митрополита Арсения, строгого приговора удалось избежать. Сам Сильвестр никогда не отрицал данного факта, и по этому поводу замечал, что на качество прочитанной им лекции, на которой присутствовал митрополит Макарий, повлияло сильное волнение, вызванное присутствием авторитетного богослова, и поэтому лекция была изложена нечетко и сумбурно. Когда же ревизор после занятия стал расспрашивать профессора об источниках и пособиях, которыми он пользуется при составлении своих конспектов, а также о методе его преподавания, то он снова не смог, по той же самой причине, четко ответить на поставленные вопросы. Но этот негативный опыт для самого архимандрита Сильвестра стал успешным в будущем. Обиженный в своем научном самолюбии он приступил к большому труду (в пяти томах) который назвал: «Опыт православно-догматического богословия» (с историческим изложением догматов), ознаменовавший собой новый этап развития отечественного догматического богословия . Это сочинение стало одним из лучших в области догматики, уверенно и решительно перегнавшее в своей форме изложения, методологии и научном подходе «Православно-догматическое богословие» самого митрополита Макария.

Помимо успешной работы в области богословия епископ Сильвестр не менее успешно исполнял и административные послушания в стенах Академии, сначала в должности помощника инспектора (1862–1881 гг.), а затем и ректора (1883–1898 гг.). Должность ректора Академии, которую он занимал 15 лет, Преосвященный Сильвестр совмещал с настоятельством Киево-Братского Богоявленского монастыря. «Решительность и настойчивость его начальствования, – говорит профессор Ф. Титов, – значительно смягчались и умерялись его редкой добротой и большой снисходительностью в тех случаях, когда того требовала польза» .

В 1898 году, неожиданно для профессорско-преподавательской корпорации и студентов епископ Сильвестр был переведен на другое послушание. Он стал наместником Киево-Никольского монастыря. Такая неожиданная перемена и особенно разлука с любимой Академией, с которой он по собственному выражению в буквальном смысле сросся, произвела на него глубокое потрясение, которое, несомненно, отразилось на состоянии физического здоровья Владыки. Однако у него еще было достаточно сил, чтобы достойно нести свое послушание, как, например, в течение некоторого времени после смерти Киевского митрополита Иоанникия, по поручению Священного Синода управлять со всей ответственностью Киевской епархией. Два последних года были временем постепенного угасания знаменитого светильника Церкви Христовой. Перед он причастился, а накануне – пособоровался, и в ночь на 12 (25) ноября епископ Сильвестр мирно и безболезненно скончался на руках близких и родных, как указывает в некрологе профессор Ф. Титов. Свое завещание Архипастырь закончил молитвой к Богу о ниспослании благословения всем многочисленным его ученикам по КДА.

Церковно-административной, преподавательской и особенно ученой деятельностью епископ Сильвестр на века вписан в историю отечественного богословия и, несомненно, в историю КДА. Благодаря уникальному таланту, неимоверной трудоспособности и любви к богословию он создал в Киевской Духовной Академии свою собственную «сильвестровскую» догматическую школу. «Дух этой школы через своих многочисленных учеников, среди которых много замечательных и выдающихся церковно-общественных деятелей, епископ Сильвестр распространил далеко за пределы родной alma mater, оказав, таким образом, огромное влияние на жизнь всей Православной Церкви вообще, и нашей духовной школы в частности» .

Среди его ученых работ можно отметить следующие капитальные труды и богословские статьи:

1 . Учение о Церкви в первые три века христианства. Киев, 1872;

2 . Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере // Труды КДА. 1862. № 4–5.1663. № 11–12;

3 . Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности // Труды КДА. 1865. № 2, № 8;

4 . Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов // Труды КДА. 1867. № 6–7;

5 . Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Святом Духе // Труды КДА. 1874. № 8;

6 . Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Пресвятой Деве // Труды КДА. 1875. № 1;

7 . Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о добрых делах // Труды КДА. 1875. № 1–2;

8 . Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). В пяти томах. К., 1898 .

Какова же суть богословия епископа Сильвестра? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к самому значительному его труду, посвященному догматической науке – к его «Опыту православного догматического богословия». Свое знаменитое сочинение епископ Сильвестр начинает с рассуждения о науке богопознания как таковой через «предварительные понятия и сведения о ней, которые могли бы облегчить вход во внутреннюю ее область» . Познание Бога является фундаментом исповедания веры, стержнем нравственности человека, и влечет за собой определенный образ религиозного мировоззрения, – говорит в «Опыте...» Владыка. Следовательно, богопознание должно осуществляться и умом и сердцем, т.е. вовлеченностью в этот процесс всего человеческого существа. Вера в сокровенного Бога всегда есть поиск и путь к еще более ищущей и вопрошающей вере. На этом пути Бог, оставаясь таинственным, Своей непостижимой любовью дарует нам возможность некоторым образом приобщиться к божественным истинам, столь важным для жизни верующего человека. Поэтому, замечает Владыка, православный человек сможет понимать и принимать предлагаемое о вере только по такой форме изложения, которая будет вести его к раскрытию внутреннего содержания православного вероучения с одной стороны, и уяснению этого учения через научный метод изложения, с другой.

Анализ отечественных опытов составления догматики говорит о том, что богословских систем с историческим методом изложения вероучительных истин до Сильвестра (Малеванского) практически не существовало. Все известные нам труды, относящиеся к данной проблематике, чаще всего составлялись без какой-либо системы, в виде трактатов или отдельных лекций, не связанных между собой общей мыслью, как например, догматики Иосифа Карпинского, Сильвестра Лебединского, Макария Петровича и иеромонаха Ювеналия Медведского. Другие же, напротив, придерживались системы изложения, в которой догматы делились на два содержательные направления. К первым относится митрополит Макарий, деливший науку догматику на две части, где в первой излагает учение о Боге и о Его общем отношении к человеку (naturali, ordinario), а во второй – учение о Боге Искупителе рода человеческого (supranaturali, extraordinario). Такого же деления придерживался и преосвященный Филарет в своем «Догматическом богословии». Ко вторым, относятся догматисты, строящие системы о догматах на делении, предложенном еще Феофаном Прокоповичем. Он разделял догматику тоже на две части, но иначе чем в вышеупомянутых трудах: первая – учение о Боге в самом Себе (de Deo ad intra) и вторая – учение о Боге в Его действиях (de Deo ad extra). К ним относятся сочинения Иринея Фальковского, Феофилакта Горского, архимандрита Антония, которые излагали свои системы в строгости формул с априорной установкой общего положения ориентированности на Священное Писание и Предание .

Такое деление своего труда берет за основу и епископ Сильвестр, но в своем «Опыте...» он выходит за сухие рамки изложения догматов, и в новом ключе излагает основы православной веры, через их осмысление, базирующееся на живом и реальном ведении Бога. Оно не есть совокупность отвлеченных идей, формул или логических построений о Боге и Его Домостроительстве. Его система, прежде всего, основывается на мистическом созерцании богооткровенных истин, конечной целью которого является спасение и единение человека с Богом.

Исходной точкой своего «Опыта...» епископ Сильвестр полагает догмат как таковой, потому что он фиксирует понятия, отражающие фундаментальное основание церковного сознания, непоколебимое и непогрешимое сознание в своей соборности как сама . «Филологическое и историческое уяснение понятия, выражаемого словом δόγμα , равно как и психологический анализ взаимоотношения душевных сил приводит епископа Сильвестра к выводу о том, что базис духовной жизни есть знание» . В этом значении догмат получает высший умопостигаемый смысл, он перестает быть внешнеобязательным и становится внутренне необходимым, несомненным, непререкаемым и непреложным .

Догматы Церкви, как и вообще догматическое богословие, епископ Сильвестр называет богословием опыта. Этот опыт в основном коренится в аскетическом подвиге святых Отцов. Для них догматы были не мертвой буквой или философской системой, но являлись жизненным опытом веры. До Вселенских Соборов вероучительные истины не были сформулированы в некой строго определенной форме, потому что для первых христиан они были опытом, т.е. живой верой Церкви, богословски осмысленной и выраженной позднее. Именно по этим причинам, замечает владыка, догматика носит событийный, опытный характер. В частности, она не представляет собой только подтверждение и исповедание истин, предназначенных для ума и интеллекта. Догматическое богословие является, прежде всего, переживанием и опытом определенного отношения человека к Богу и миру. Однако не следует понимать догматы как опыт отдельных людей, догматы – это опыт Церкви, т.е. соборного сообщества верующих. Кроме того, они, как зафиксированные определения, были сформулированы только на Вселенских Соборах. Из этого следует то, что догматы, представляя собой соборную истину, неотделимо связаны с Соборностью Церкви. Рассуждая таким образом, епископ Сильвестр приходит к следующим частным представлениям о догматах. Он говорит: «Они есть истины веры христианской, они божественны и потому непререкаемы и непреложны, они суть истины определенные или формулируемые , и истины такого рода, которые имеют силу закона, обязательного правила для каждого верующего, желающего спастись» .

Такое понимание сущности догмата приводит преосвященного Сильвестра к четкому определению задачи догматического богословия, заключающейся в самой деятельности Церкви, «которая являет, – пишет владыка, – своего рода внутреннюю непрерывную диалектическую работу, стремящуюся оградить истины веры от всякого рода заблуждений и к более точному разъяснению и определению их для прочного утверждения в сознании верующих» , потому что догмат «должен служить основой и движущей силой нашей религиозно-нравственной жизни, при которой недостаточно признать его холодным рассудком, но нужно перевести его во внутреннюю природу сознания и сделать неотъемлемым достоянием последнего. А это значит, что вечное и неизменное существо догмата нужно приспособить к современным требованиям науки и жизни» . «Поэтому задача догматического богословия состоит не в сохранении форм самих догматов, – продолжает епископ Сильвестр, – а в том, чтобы, удерживая их неизменность, заботиться о выработке, при их изложении, более полных, определенных и соответствующих требованиям современных запросов четких форм для раскрытия более живой и действенной силы самих догматов, могущих ближе касаться сознания каждого верующего человека» . Это ведет к постоянно продолжающемуся развитию догматической науки, в смысле не увеличения количества догматов, а более точного словесного изложения познанной истины.

Для осуществления своей задачи епископ Сильвестр выбирает исторический метод изложения материала, что существенно отличает его труд от всех предшествовавших систем по догматике. Через такой метод он прослеживает «изучение внутреннего «диалектического» процесса развития догматов» , потому что, как указывает сам епископ Сильвестр «такой способ исследования и изложения христианской веры может дать возможность прийти к тому несомненному убеждению, что Христова всегда оставалась верной и неизменной блюстительницей ее внутренней сущности, духа и силы. Поэтому, вводя в науку догматику исторический метод изложения, должно следить не за внешней исторической судьбой догматов (что принадлежит собственно церковной истории или специальной истории догматов), а за внутренним, диалектическим процессом их развития» . Именно «так раскрывается генезис догмата и его жизненная выработка и основа. Путь, которым человечество выработало истину, до известной степени аналогичен психологическому развитию каждого человека, и если этот последний лично переживет, следуя за ходом истории, периоды неясного ощущения истины, сомнения в ней, отрицания и, наконец, придет к победоносному утверждению ее, то его понятие о догмате будет не только логическим, но и жизненно исчерпанным» .

Таким образом, историю внутреннего развития догмата на основе хронологического и исторического изложения епископ Сильвестр моделирует в следующем порядке. Сначала излагается учение древних отцов и учителей Церкви I-III веков – периода мужей апостольских и апологетов, потому что «первые были непосредственными слушателями устной проповеди апостолов. А последние, – говорит епископ Сильвестр, – были не далеки от их собственной проповеди, основанной на апостольской» . Далее излагается учение о догматах в период Вселенских Соборов и заканчивается рассмотрение проблематики со времени св. Иоанна Дамаскина до окончательного утверждения догмата. Преимущество такого подхода к изучению материала, несомненно, заключается в том, что при его изучении «у известного отца в связи со всей системой его мировоззрения устраняется возможность перетолкования его мысли и получается твердый критерий для понимания его действительного смысла» .

В последних главах, излагающих сущность того или иного догмата, епископ Сильвестр приводит аргументы так называемого здравого смысла, а также научные и философско-психологические основания, появившиеся в западной богословско-философской литературе.

Однако, прежде чем излагать какую-либо из вероучительных истин Православной Церкви в историческом их развитии епископ Сильвестр обращается к Божественному Писанию, заботясь тем самым об утверждении и раскрытии внутренней природы этих вероучительных истин, принимавших впоследствии разнообразные формы, оставаясь при этом неизменными на протяжении всего времени своего развития. Особое внимание в данном случае он уделяет новозаветному Откровению, потому что «в нём собственно преподана полная и неизменная истина, и преподана Самим Сыном Божиим и Его апостолами» . Но в этом случае не стоит умалять и свидетельства Ветхого Завета, – говорит Владыка. «Сам Христос и Его апостолы в своей новой проповеди часто обращались к ветхозаветным Писаниям» . Однако, как метко замечает профессор М.Н. Скабалланович, епископ Сильвестр все же недостаточно использует ветхозаветный материал. Он говорит, что «на глазах епископа Сильвестра на Западе производилась широкая разработка библейского ветхозаветного богословия» . Именно поэтому является неоправданным, по его мнению, обхождение этого пласта науки, в котором происходит соприкосновение библейского и догматического богословия.

Если окинуть взором всю работу епископа Сильвестра, то можно сказать, что вся она изложена в четком и последовательном систематическом порядке. Необходимо также сказать и о том, что изложение догматов Православной веры в « Опыте...» соответствует всем требованиям науки, формируя тем самым единую и стройную форму органического целого. В своих изысканиях автор идет навстречу современным запросам, он не только излагает православную истину, хранимую , но и предлагает ей научное обоснование, вводя, таким образом, читателя в понимание ее вечной жизненности, силы и духа. Следовательно, как утверждает епископ Сильвестр: «Догматы не противоречат такому требованию, они, наоборот, сами ведут догматиста к его выполнению. Истины веры не есть какие-либо отрывочные обособленные истины, нуждающиеся в каком-либо внешнем и механическом сцеплении их, а напротив, в самой внутренней и неразрывной связи между собой, почему и называются не без основания членами веры, т.е. принадлежащими к одному органическому целому, и образующими собой духовно-органическое единство» .

Опыт православно-догматического богословия епископа Сильвестра, несомненно, стал новым, живым и современным свидетельством православной веры, адекватно реагирующим на требования своего времени. В своем труде епископ Сильвестр применил два новых в то время приема в разработке догматики, которые сделали его труд неподражаемым сочинением в области богословской науки. Во-первых, для уяснения и понимания догматов епископ Сильвестр обратился к живому религиозному сознанию Церкви и, во-вторых, умело использовал историко-генетический метод изложения догматов. Это дало ему возможность оторваться от мертвых схоластических формул и раскрыть, преодолевая вербальную оболочку догмата, его «дух и силу», доказывая, что они «по своему внутреннему содержанию глубоко связаны между собой».

Митр. Сильвестр - деятельный борец за православие. На борьбу с католической Польшей за угнетенную Малороссию он благословил Богдана Хмельницкого , но когда Малороссия начала переходить под покровительство Москвы и встал вопрос о переподчинении Киевской митрополии Московскому Патриархату, митр. Сильвестр всеми силами противился этому и старался отстоять свою духовную независимость от Москвы. Идея о переходе в иную юрисдикцию не нашла полного понимания со стороны киевской православной иерархии, поскольку менялась традиция 600-летней давности. Кроме того, греки активно противодействовали этому процессу. Митрополит Сильвестр (Коссов) отправил свое посольство в Москву с ходатайством о сохранении константинопольской юрисдикции .

Труды

  • Дидаскалия, альбо наука о седми сакраментах, 1637, 2-е изд., 1653.
  • О хиротонии, 1652.
  • Отчет о православных Киевских и Винницких школах и защита преподавания латинского языка (на польском языке), 1635.
  • Патерик, 1635 (в конце книги имеется хронологический перечень православных киевских митрополитов).

Литература

  • Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 187.
  • Соловьев С. М. История России, кн. II, с. 1490, 1593, 1639-1643, 1674, 1675.
  • М. Макарий И. Р. Ц., т. XII, с. 11-112.
  • Чистович И. Очерк истории зап.-рус. церкви, ч. II, 1884, с. 132-136.
  • Голубев История Киев. дух. акад., вып. I. Киев, 1886, с. 185-187, прилож. 80-86.
  • Аскоченский Киев, с его древнейшим училищем академией, ч. I, 1856, с. 169-180.
  • Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., пер. IV, с. 74, 123, 136, 154, 254.
  • Костомаров Богдан Хмельницкий, т. II.
  • М. Евгений Описание Киево-Соф. собора, 1825, с. 180-186.
  • Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 498, 501, 520, 570.
  • Строев П., с. 4, 493, 498.
  • Диев М., прот. Поверка иерархических каталогов (рукопись), 1853, с. 180, 181 и 1859, с. 239-254.
  • Пекарский Представители киевской учености (Отечественные записки, 1862, апрель).
  • Карпов Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малоросии с Великою Россией (Прав. обозрен., 1871, август-сентябрь).
  • Гатцук Календарь на 1883 год, с. 135.
  • Булгаков, с. 1403, 1404.
  • Денисов, с. 380.
  • Летопись Е. А., с. 653.
  • Жития святых синод. 2- е изд. М., 1903, сентябрь, с. 17, прим.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 197-199.
  • Литов. еп. вед., 1882, № 7-10.
  • Труды К. Д. А., 1869, сентябрь, с. 354, 355, 376, 1870, июль, с. 113, 126.
  • Ж. М. П., 1954, № 4, с. 11; № 5, с. 36.
  • БЭС, т. II, с. 2053.
  • ЭС, т. XXIX-а (кн. 58), с. 891.
  • РБС, т. XVIII, с. 437.
  • Н. Д., с. 14, 55.


Что еще почитать