Надежность теста означает что. Надежность и валидность теста - это что такое? Теоретическое основание Кронбаха

*Надежность и валидность теста - это характеристики соответствия исследования формальным критериям, определяющим качество и пригодность к применению на практике.

Что такое надежность

В ходе проверки надежности теста проводится оценка постоянства полученных результатов при повторном проведении испытания. Расхождения данных должны отсутствовать или же быть незначительными. В противном случае невозможно относиться к результатам теста с доверием.

Надежность теста - это критерий, который свидетельствует о Существенными считаются следующие свойства тестов:

  • воспроизводимость результатов, полученных по итогам исследования;
  • степень точности или соответствующих приборов;
  • устойчивость результатов на протяжении определенного периода времени.

В трактовке надежности можно выделить следующие основные составляющие:

  • надежность измерительного инструмента (а именно грамотности и объективности тестового задания), которая может быть оценена путем расчета соответствующего коэффициента;
  • стабильность изучаемого признака на протяжении длительного периода времени, а также предсказуемость и плавность его колебаний;
  • объективность результата (то есть его независимость от личных предпочтений исследователя).

Факторы надежности

На степень надежности может повлиять целый ряд негативных факторов, наиболее существенными из которых являются следующие:

  • несовершенство методики (неверная или неточная инструкция, нечеткая формулировка заданий);
  • временная нестабильность или постоянные колебания значений показателя, который подвергается исследованию;
  • несоответствие обстановки, в которой проводятся первоначальные и повторные исследования;
  • меняющееся поведение исследователя, а также нестабильность состояния испытуемого;
  • субъективный подход при оценке результатов теста.

Способы оценки надежности теста

При определении надежности теста могут быть использованы следующие методики.

Метод повторного тестирования является одним из самых распространенных. Он позволяет установить степень корреляции между результатами исследований, а также временем, в которое они были проведены. Данная методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее у испытуемых, как правило, повторные исследования вызывают раздражение и негативные реакции.

  • конструктивная валидность теста - это критерий, применяемый при оценке теста, имеющего иерархическую структуру (используется в процессе исследования сложных психологических явлений);
  • валидность по критерию подразумевает сопоставление результатов тестирования с уровнем развития у испытуемого той или иной психологической характеристики;
  • валидность по содержанию определяет соответствие методики изучаемому явлению, а также круг параметров, которые она охватывает;
  • прогностическая валидность - это который позволяет оценить перспективное развитие параметра.

Типы критериев валидности

Валидность теста - это один из показателей, который позволяет оценить адекватность и пригодность методики для изучения того или иного явления. Можно выделить четыре основных критерия, которые могут повлиять на нее:

  • критерий исполнителя (речь идет о квалификации и опыте исследователя);
  • субъективные критерии (отношение испытуемого к тому или иному явлению, что отражается на конечном результате теста);
  • физиологические критерии (состояние здоровья, усталость и прочие характеристики, которые могут оказать существенное влияние на конечный результат тестирования);
  • критерий случайностей (имеет место в определении вероятности наступления того или иного события).

Критерий валидности представляет собой независимый источник данных о том или ином явлении (психологическом свойстве), исследование которого проводится посредством тестирования. До тех пор, пока не будет проведена проверка полученных результатов на соответствие критерию, о валидности судить нельзя.

Основные требования к критериям

Внешние критерии, которые влияют на показатель валидности теста, должны отвечать следующим основным требованиям:

  • соответствие именно той сфере, в которой проводится исследование, релевантность, а также смысловая связь с диагностической моделью;
  • отсутствие каких-либо помех или резких разрывов в выборке (суть состоит в том, что все участники эксперимента должны соответствовать заранее установленным параметрам и находиться в схожих условиях);
  • исследуемый параметр должен быть надежным, постоянным и не подвергаться резким перепадам.

Способы установления валидности

Проверка валидности тестов может осуществляться несколькими способами.

Оценка очевидной валидности подразумевает проверку соответствия теста его предназначению.

Оценка конструктивной валидности проводится в том случае, когда для изучения определенного сложного показателя проводится ряд экспериментов. Она включает в себя:

  • конвергентную валидизацию - проверку взаимосвязи оценок, полученных с использованием различных комплексных методик;
  • дивергентную валидизацию, которая состоит в том, чтобы методика не подразумевала оценки посторонних показателей, не касающихся основного исследования.

Оценка прогностической валидности подразумевает установление возможности предвидения перспективного колебания изучаемого показателя.

Выводы

Валидность и надежность тестов - это взаимодополняемые показатели, которые дают наиболее полную оценку справедливости и значимости результатов исследований. Зачастую они определяются одновременно.

Надежность показывает, насколько результатам теста можно доверять. Имеется в виду их постоянство при каждом повторном проведении аналогичного испытания с одними и теми же участниками. Низкая степень надежности может говорить о намеренном искажении или безответственном подходе.

Понятие валидности теста связано с качественной стороной эксперимента. Речь идет о том, соответствует ли выбранный инструмент оценке того или иного психологического явления. Здесь могут быть применены как качественные показатели (теоретическая оценка), так и количественные (расчет соответствующих коэффициентов).

Надежность теста один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Надежность теста рассматривается при одном подходе: как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании; при другом, как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов.

Надежность теста

Надежность теста - фундаментальная характеристика теста, которая показывает в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании. Надежность теста может определяться путем повторного тестирования (через строго определенный отрезок времени) и вычисления коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования. Надежность теста может определяться и путем тестирования с помощью нескольких вариантов одного и того же теста, деления теста на две половины и т.д. Надежность результатов тестирования зависит не только от качества самого теста, но и от процедуры проведения тестирования (она должна быть абсолютно идентичной в первом и во втором случае), социально-психологической однородности выборки (н. т. будет различной для детей, мужчин, женщин, солдат первого года – службы, старослужащих солдат и т.д.). И может получиться, что будучи надежным для одной группы людей, тест окажется ненадежным для другой, результаты тестирования в последнем случае будут неверны. Таким образом, н.т., выражая степень неточности, возможность ошибки, возникающей неизбежно при любом тестировании, заставляет искать пути уменьшения этой ошибки, более конкретного, целеустремленного применения теста. Надежность лучших тестов составляет 0,8 - 0,9.

Надежность эксперимента

устойчивость результатов эксперимента при его проведении второй, третий, четвертый и т.д. раз.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1) единообразие процедуры проведения теста для полу­чения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

2) единообразие оценки выполнения теста;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тес­тирования (см. здесь "тре­тий этап стандартизации").

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Этапы стандартизации

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1) условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факто­ры). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раз­дра­жителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

3) Наличие стандартного стимульного материала. Например, дос­то­верность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные - с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4) Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5) Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного блан­ка облегчает процедуру обработки.

6) Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испы­ту­емого (усталость, пере­напряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.

8) Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тес­тирования, преодолел чувство неизвестности и выработал опре­деленное отношение к тестовой ситуации. Например, если респон­дент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предла­гать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в соз­дании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интер­претации полученных результатов и предварительной стандартной обра­бот­ки. Этот этап предполагает также сравнение полученных пока­зателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы - разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

Профессиональные нормы устанавливаются на основе тестов для разных про­фес­сиональных групп (например, механиков разного про­филя, машинисток и др.).

Локальные нормы устанавливаются и применяются для узких кате­го­рий людей, отличающихся наличием общего- признака - возраста, пола, географического рай­о­на, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.

Национальные нормы разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходи­мость таких норм определяется конкретной куль­турой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Надежность теста это такой критерий, который говорит о степени точности, с которой тест измеряет определённоё свойство или способ поведения личности. Надёжность характеризует тест с точки зрения его устойчивости к действию помех (внешних и внутренних).

О высокой степени надёжности теста говорят в том случае, когда тест точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1) При повторно применении теста к тем же самым испытуемым, в одних и тех же условиях, через определённый интервал времени, результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования.

В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещённость помещения и другие. Такие посторонние случайные факторы ещё называют факторами нестабильности измерительной процедуры.

3) При повторном применении теста к тем же самым испытуемым, через определённый интервал времени, в изменённых условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под изменёнными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и другие.

Наиболее часто надёжность толкуют в следующих смыслах:

1) Надёжность самого измерительного инструмента – характеризуется коэффициентом надёжности. Эмпирическое определение этого коэффициента является обязательным условием допуска теста для его использования в практической деятельности психолога. Уровень надёжности теста зависит от:

а) Правильности подбора заданий, с точки зрения их взаимосогласованности;

б) Внутренней однородности – актуализации в заданиях одного и того же свойства;

в) Общей гомогенности и взаимосогласованности отдельных пунктов заданий.

Для проверки надёжности измерительного инструмента, позволяющего судить о степени его однородности (гомогенности) используют метод деления, или расщепления теста на части, при котором задания теста делятся на чётные и нечётные (иногда первую половину и вторую половину), отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных на репрезентативной выборке рядов коррелируются между собой, и мерой надёжности выступает коэффициент корреляции, рассчитанный по формуле Спирмена (см. 3.1.1). Методика признаётся надёжной, если полученный коэффициент корреляции Спирмена (r s) не ниже +0,75 - +0,85. Но на начальном этапе разработки теста можно получить невысокий коэффициент корреляции - +0,46 - +0,50, что говорит о том, что ряд заданий теста имеет специфичность и их надо изъять из теста и повторить процедуру снова. Снижение коэффициента надёжности может происходить также в результате социально-психологической неоднородности той выборки, на которой проверялась надёжность теста.


2) Стабильность изучаемого признака – характеризуется коэффициентом стабильности. Он позволяет судить о том, насколько устойчив, стабилен признак, который измеряется данной методикой.

Для измерения стабильности теста используется приём, известный под названием тест – ретест, заключающийся в повторном тестировании выборки испытуемых одним и тем же тестом через определённый интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), событий, происходящих с испытуемым в жизни, содержанием и характером задач теста. С увеличением временного интервала в последовательности: , стабильность признака имеет тенденцию снижаться, и поэтому наибольшую проблему вызывает попытка ответить на вопрос об оптимальных сроках повторного тестирования. Наиболее часто многие авторы называют срок между первым и повторным тестированием для взрослых в несколько месяцев, но не более 6. Для детей младшего возраста – несколько недель.

Мерой стабильности теста выступает коэффициент корреляции между результатами первого и повторного тестирования у одной и той же выборки испытуемых. Коэффициент стабильности, рассчитанный по формуле Спирмена (см. 3.1.1 (r s)), должен быть не ниже r s = +0,8.

Надёжность как устойчивость

Устойчивость результатов теста или ретестовая надежность (англ - test-retest reliability) – возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях.

Устойчивость определяется с помощью повторного тестирования (ретеста) :

В данном методе предлагается провести несколько замеров с некоторым промежутком времени (от недели до года) одним и тем же тестом. Если корреляция между результатами различных замеров будет высокой, следовательно, тест достаточно надежный. Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является 0,5. Однако надежность не всех тестов можно проверять этим методом, так как оцениваемое качество, явление или эффект могут быть сами по себе нестабильны (например, наше настроение, которое может меняться от одного замера к следующему). Еще один недостаток повторного тестирования – это эффект привыкания. Испытуемые уже знакомы с этим тестом, а может быть, даже помнят большую часть своих ответов после предыдущего заполнения.

В связи с выше сказанным применяется исследование надежности психодиагностических методик с использованием параллельных форм, при которых конструируются эквивалентные или параллельные наборы заданий. При этом испытуемые выполняют совершенно другой тест при аналогичных условиях. Однако имеются трудности в доказательстве того, что обе формы являются действительно эквивалентными. Несмотря на это, на практике параллельные формы тестов оказываются полезными в установлении надежности тестов.

Надёжность как внутренняя согласованность

Внутренняя согласованность (англ. - internal consistency) определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест. Чаще всего тесты, разрабатываются таким образом, чтобы у них была высокая степень внутренней согласованности, а связи с тем, что если одна переменная измеряется частью теста, то тогда в других частях, если они не согласованы с первой, эта же переменная измеряться не может. Таким образом, чтобы тест был валидным, необходимо, чтобы он был согласован.

Однако существует и противоположная точка зрения. Кэттелл говорит о том, что высокая внутренняя согласованность на самом деле является противоположностью валидности: каждый вопрос должен затрагивать меньшую область или иметь более узкое значение, чем критерий, подвергающийся измерению. Если все вопросы являются согласованными в высокой степени, они сильно коррелируют, и, следовательно, надежный тест будет измерять только лишь сравнительно "узкую" переменную с малыми отклонениями. По рассуждениям Кэттелла, максимум валидности существует, когда все задания теста не коррелируют друг с другом, а каждое из них имеет положительную корреляцию с критерием. Однако, такой тест будет характеризоваться низкой надежностью по внутренней согласованности.

Для проверки внутренней согласованности применяются:

  1. Метод расщепления или метод автономных частей
  2. Метод эквивалентных бланков

Метод расщепления (Split-half reliability)

Этот метод заключается в расщеплении/разделении теста на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), а затем находится корреляция между ними. Если корреляция высокая, тест можно считать надежным.

Метод эквивалентных бланков

МЭБ состоит в применении двух сопоставимых друг с другом форм теста для большой выборки (например, формы L и M для измерения в шкале интеллекта Стэнфорда-Бине) Результаты, полученные при выполнении двух форм, сравнивают и высчитывают корреляцию. Если коэффициент корреляции высокий, следовательно, тест надежен. Недостаток этого метода в том, что он подразумевает такой длительный и трудоемкий процесс, как создание двух эквивалентных форм.

Альфа Кронбаха

В этом методе, предложенном Ли Кронбахом , сравнивается разброс каждого элемента с общим разбросом всей шкалы. Если разброс результатов теста меньше, чем разброс результатов для каждого отдельного вопроса, следовательно, каждый отдельный вопрос направлен на исследование одного и того же общего основания. Они вырабатывают значение, которое можно считать истинным. Если такое значение выработать нельзя, то есть получается случайный разброс при ответе на вопросы, тест не надежен и коэффициент альфа Кронбаха будет равен 0. Если же все вопросы измеряют один и тот же признак, то тест надежен и коэффициент альфа Кронбаха в этом случае будет равен 1.

Вычисление Кронбаха

Кронбаха определяется как

где - число элементов в шкале, - дисперсия общего тестового балла, и - дисперсия элемента .

Альтернативный способ вычисления выглядит следующим способом:

где N - число элементов в шкале, - средняя дисперсия для выборки, - среднее значение для всех ковариаций между компонентами выборки.

В настоящее время Кронбаха считают при помощи SPSS , STATISTICA и других современных статистических пакетов, возможно и при помощи Microsoft Excel

Значение Кронбаха

Альфа Кронбаха в целом будет возрастать по мере увеличения взаимных корреляций переменных, и, поэтому, считается маркёром внутренней согласованности оценки достоверности результатов тестов. Так как максимальное взаимные корреляции между переменными по всем пунктам присутствуют, если измеряется одно и то же, альфа Кронбаха косвенно указывает на степень того, насколько все пункты измеряют одно и то же. Таким образом, альфа наиболее целесообразно использовать, когда все пункты направлены на измерение одного и того же явления, свойства, феномена. Однако, следует заметить, что высокое значение коэффициента указывает на наличие общего основания у набора вопросов, но не говорит о том, что за ними стоит один единственный фактор - одномерность шкалы следует подтверждать дополнительными методами Когда измеряют гетерогенную структуру, альфа Кронбаха часто будет низким. Таким образом, альфа не подходит для оценки надежности умышленно гетерогенной инструментов (например, для оригинала MMPI , в данном случае имеет смысл проводить отдельные измерения для каждой шкалы).

Считается, что профессионально разработанные тесты должны иметь внутреннюю согласованность на уровне не менее 0.90.

Коэффициент альфа может применяться и для решения другого типа задач. Так, с его помощью можно измерять степень согласованности экспертов, оценивающих тот или иной объект, стабильность данных при многократных измерениях и т.д

Теоретическое основание Кронбаха

Альфа Кронбаха может быть рассмотрено как расширение Кьюдера-Ричардсона-20 , которая является эквивалентом для работы с дихотомиями или переменными, принимающих только два значения (например, ответы истинно/ложно).

Α Кронбаха теоретически связана с формулой прогнозирования Спирмана-Брауна . И обе эти формулы вытекают из классической теорией теста , заключающийся в том, что достоверность результатов тестирования может быть выражена как отношение дисперсий истинной и общей оценок (ошибки и истинной оценки).

См. также

Помимо надежности тестов, есть так же надежность наблюдения – межнаблюдательская надежность. МН – это процент совпадения результатов наблюдения экспертов друг с другом.

Надежность и валидность

Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем. Валидное исследование автоматически является надежным, однако обратное следствие не обязательно. Надежное исследование может и не быть валидным.

Литература

Пол Клайн. "Справочное руководство по конструированию тестов", Киев, 1994.

Ссылки

  • Надёжность тестов в книге В.С.Кима "Тестирование учебных достижений"

Wikimedia Foundation . 2010 .

Необходимыми материальными и техническими средствами обеспечения эффективного усвоения студентами дисциплин являются :

А) типовое учебное помещение (комната, кабинет, аудитория), укомплектованное стандартной учебной мебелью (партами и стульями), имеющее типовое, функционально необходимое электрическое освещение, имеющее стандартную меловую или типовую «маркеровую» учебную доску и обычное мультимедийное проекционное оборудование;

Б) библиографические источники из списка основной литературы по дисциплинам, в стандартно-типовом количестве и качестве наименований на одного студента (как минимум – три наименования разноплановых библиографических источников, с минимальным расчётом – один экземпляр одного наименования на трёх студентов);

В) копировальная и множительная техника (принтер, сканер, ксерокс) с целью сканирования и тиражирования в бумажном (печатном) виде бланков, заданий и стимульных материалов к используемым тестовым психодиагностическим методикам.

Специальное (особое) материально-техническое обеспечение для успешного освоения студентами данных учебных дисциплин не требуется.

ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ ПОСОБИЮ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

«ТЕСТОВЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНАМ ″ПСИХОДИАГНОСТИКА″ И ″ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ″»

1. Наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, наука и практика постановки психологического диагноза (выбор единственно правильного ответа): а) социология;б) медицина;в) педагогика;г) психодиагностика.

2. Психодиагностика – это (выбор двух правильных ответов):а) наука, изучающая индивидуально-психологические особенности человека;б) наука о принципах и способах организации научного познания человека;в) комплексная дисциплина, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности;г) наука о закономерностях психического развития человека;д) наука, разрабатывающая методы измерения индивидуально-психологических особенностей человека.

3. Когда завершилось формирование психологической диагностики в самостоятельную область исследований(выбор единственно правильного ответа):а) 20-е гг. ХХ века;б) 40-е гг. ХХ века;в) 60-е гг. ХХ века;г) 80-е гг. ХХ века.

4. Сколько этапов выделяют в развитии отечественной психодиагностики (выбор единственно правильного ответа): а) два;б) один;в) три;г) четыре.

5. Что явилось первым диагностическим тестовым методом по форме проведения теста (выбор единственно правильного ответа):а) тесты-опросники;б) тесты-задания;в) проективные техники;г) психофизиологические методики.

6. Кто впервые использовал психодиагностические тесты-опросники (выбор единственно правильного ответа):а) Ф. Гальтон;б) Т. Рибо;в) Р. Вудвортс;г) Д. Юм.


7. Какие тесты, по содержанию, по направленности теста, первыми стали применяться в психодиагностике(выбор единственно правильного ответа):а) тесты интеллекта;б) тесты достижений;в) тесты креативности;г) личностные тесты.

8. В какого рода методиках от испытуемого требуется получить верный ответ (выбор единственно правильного ответа):а) тесты;б) анкеты;в) психофизиологические методики;г) проективные методики.

9. Единообразие проведения и обработки теста, независимость результатов теста от внутренних и внешних раздражителей, называется (выбор двух правильных ответов):а) надёжность теста;б) валидность теста;в) адаптация теста;г) стандартизация теста.

10. К проективным методикам относятся (выбор двух правильных ответов): а) тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна»;б) Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана;в) Тест «Моторная проба К. Шварцландера»;г) Рисуночные тесты.

11. Как можно установить надёжность частей теста (выбор единственно правильного ответа):а) предложить испытуемому выполнить две равноценные части теста и сравнить результаты;б) повторно обследовать испытуемых с помощью одного и того же теста и сравнить результаты;в) предложить разным группам испытуемых разные части теста и сравнить результаты;г) предложить испытуемым выполнить основной набор заданий, а затем дополнительный набор заданий и сравнить полученные результаты.

12. Что такое статистический критерий (выбор единственно правильного ответа):а) правило принятия истинной гипотезы;б) метод расчета количества испытуемых;в) показатель наличия причинно-следственной связи между переменными;г) показатель влияния переменных на изменчивость изучаемого признака.

13. Какая измерительная шкала имеет фиксированное начало отсчета(выбор единственно правильного ответа):а) шкала отношений;б) шкала интервалов;в) шкала порядка;г) шкала наименований.

14. Какая из контрольных шкал направлена на анализ тенденции к ухудшению результатов обследования (выбор единственно правильного ответа):а) шкала валидности;б) шкала коррекции;в) шкала лжи;г) шкала вопросов.

15. Что такое выборка стандартизации (выбор единственно правильного ответа):а) группа людей, которые реально (непосредственно) подвергаются тестированию;б) группа, состоящая из людей, обладающих стандартным набором качеств;в) группа людей, к которой применяются формализованные методики;г) большая совокупность людей, относительно которой психологи-тестологи собираются делать выводы.

16. Что означает понятие «репрезентативность выборки» (выбор единственно правильного ответа):а) вероятностные свойства (конкретные параметры) данной выборки очень близки к свойствам генеральной совокупности респондентов;б) выборка ориентирована на широкую популяцию;в) выборка состоит из людей, пожелавших принять участие в исследовании;г) использование одной и той же выборки для двух разных исследований.

17. В чём, прежде всего, заключается надёжность психодиагностической тестовой методики (выбор единственно правильного ответа):а) в точности и достоверности имеющихся психологических измерений;б) в теоретической обоснованности методики;в) в единообразии проведения и оценки результатов методики;г) во внутренней однородности методики.

18. Кто автор теста интеллекта "Прогрессивные матрицы …", направленного на изучение невербального (геометрического, пространственного, графического) интеллекта (выбор единственно правильного ответа):а) Дж. Равенн;б) Дж. Гилфорд;в) Ж. Пиаже;г) К. Левин.

19. Каких субтестов нет в тесте Р. Амтхауэра, направленном на диагностику разнообразных видов интеллекта (выбор единственно правильного ответа):а) моторных (двигательных) субтестов;б) пространственных субтестов;в) числовых субтестов;г) вербальных субтестов.

20. На что направлен тест «кубиков Коса» (выбор единственно правильного ответа):а) на оценку способности к синтезу целого из частей;б) на оценку способности к формированию понятий;в) на исследование оперативной памяти;г) на оценку способности выделять существенные детали

21. Для чего применяется диагностический обучающий эксперимент (выбор единственно правильного ответа):а) для оценки интеллектуального развития;б) для оценки развития памяти;в) для оценки развития внимания;г) для оценки развития творческих способностей.

22. Кто создал первые тесты креативности (выбор единственно правильного ответа):а) Дж. Гилфорд;б) Е.П. Торранс;в) Р. Кеттелл;г) Д. Векслер.

23. Для каких сфер наиболее актуальна диагностика моторных (двигательных) способностей (выбор двух правильных ответов):а) спорт;б) профотбор;в) возрастная психология;г) медицинская психология.

24. Где, в основном, применяются тесты сенсорных способностей (выбор двух правильных ответов):а) в промышленности;б) в военном деле;в) в спорте;г) в образовании.

25. Что из названного является сущностной характеристикой эпилептоидного типа личности (выбор единственно правильного ответа):а) склонность к периодическому возникновению т.н. злобно-тоскливого настроения;б) устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения;в) повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям;г) повышенная впечатлительность и чувство неполноценности

26. Сколько цветов используется в тесте цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа):а) восемь;б) пять;в) десять;г) двенадцать.

27. Какие личностные черты называются генерализованными, генирализированными (выбор единственно правильного ответа):а) те черты, которые характеризуются безусловным постоянством их проявлений;б) те черты, которые характеризуются эпизодичностью проявления;в) те черты, которые являются социально значимыми;г) те черты, проявление которых находится под сознательным контролем человека.

30. С какого возраста применяется тест цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа):а) с 3-4 лет;б) с 1-2 лет;в) с 6-7 лет;г) с 11-12 лет.

31. Какой из способов косвенной оценки межличностных отношений не касается "личностного пространства" (выбор единственно правильного ответа):а) паралингвистические средства;б) методики наблюдения реальной ситуации;в) методики символического моделирования реальной ситуации;г) проективные средства (методики).

32. В чём состоят аутосоциометрические методики (выбор единственно правильного ответа):а) испытуемые сами "измеряют" взаимные отношения людей друг к другу и к себе;б) испытуемые сравнивают реальное и желаемое отношение людей к себе;в) испытуемые "измеряют" взаимоотношения людей с точки зрения другого человека;г) испытуемые "измеряют" свои отношения с другими людьми с точки зрения другого человека.

33. Какая сфера общения рассматривается в методике «социометрия» (выбор единственно правильного ответа):а) все сферы;б) труд;в) досуг;г) учёба.

34. Каково минимальное количество членов малой группы (выбор единственно правильного ответа):а) 2-3 человека;б) 5-6 человек;в) 8 человек;г) 10 человек.

36. В чём состоят рефрактивные (рефрактерные) техники (выбор единственно правильного ответа):а) люди оценивают свои атрибуты, не осознавая, что оценивают свою личность;б) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения малознакомого человека;в) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения друга;г) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения человека, с которым он находится в неприязненных отношениях.

37. О чём говорит выбор человеком, в основном (как правило), каких-либо средних значений в разнообразных тестах-опросниках самоотношений, самооценки личностных качеств (выбор единственно правильного ответа):а) о значительном включении психозащитных процессов;б) об оптимальном уровне самопринятия;в) о низком уровне самопознания;г) о действии психологического механизма социальной желательности.

38. Какое минимальное количество альтернатив предлагается при выборе ответа в тестах-опросниках самоотношения (выбор единственно правильного ответа): а) одна;б) две;в) три;г) четыре.

39. Что такое страх, чем страх отличается от тревоги (выбор единственно правильного ответа):а) страх – это, в большинстве случаев, реакция на конкретную угрозу;б) страх - это реакция на угрозу представления о себе;в) страх - это реакция на угрозу базовым ценностям;г) страх - это ожидание неудач в социальном взаимодействии.

40. Что не относится к т.н. кратким функциональным пробам (выбор единственно правильного ответа):а) тесты-опросники;б) корректурная проба;в) таблицы Шульте;г) метод парных ассоциаций.

41. Каких психодиагностических тестов нет среди средств диагностики психических состояний личности, имеющих место «здесь и сейчас» (выбор единственно правильного ответа):а) личностные тесты;б) психофизиологические тесты;в) поведенческие тесты;г) т.н. субъективные тесты.

42. Что характерно для людей со слабой нервной системой (выбор единственно правильного ответа):а) обстоятельное выполнение заданий в строгой очередности, без перескакивания с одной операции на другую;б) умение собраться, сконцентрироваться в ответственных ситуациях;в) в шумной обстановке эффективность умственной работы не снижается;г) неудачи в деятельности мало отражаются на дальнейшей работе.

43. Что относится к формально-динамическим особенностям психического склада человека (выбор единственно правильного ответа):а) чувствительность органов чувств;б) убеждения;в) знания;г) интересы.

44. Что относится к физиологическим показателям сдвигов в функциональном состоянии человека (выбор единственно правильного ответа):а) частота сердечных сокращений;б) количество выполняемых операций за единицу времени;в) качество работы;г) скорость работы.

45. Для чего предназначена доска форм Сегена (выбор единственно правильного ответа):а) для исследования уровня умственного развития детей;б) для исследования памяти у детей;в) для исследования внимания у детей;г) для исследования пространственного восприятия у детей.

46. Что позволяет определить методика Д.Б. Эльконина "Графический диктант" (выбор единственно правильного ответа):а) умение ребенка выполнять задания взрослого, предлагаемые в устной форме;б) уровень ориентировки ребенка на заданную систему требований;в) уровень саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности;г) готовность ребенка к коллективной учебной деятельности.

47. В чём состоит методика Н.И. Гуткиной по определению доминирования познавательной или игровой мотивации у ребенка (выбор единственно правильного ответа):а) ребёнка ставят в реальную ситуацию выбора - поиграть с игрушками или дослушать незнакомую сказку;б) ребёнку предлагают рассказать о его предпочтениях - игрушки или сказки;в) сравнивают время, которое ребенок по собственной инициативе играл с игрушками и слушал новую сказку;г) сравнивают, как часто ребенок обращается к игрушкам и к новым сказкам.

48. Когда проводится диагностика психологической готовности детей к школе (выбор единственно правильного ответа):а) за 3-4 месяца до поступления в школу;б) за 1 год до поступления в школу;в) за 1 месяц до поступления в школу;г) в первый месяц обучения в школе.

49. Как диагностируется степень тревожности у детей в возрасте 3,5 - 7 лет (выбор единственно правильного ответа):а) выбор ребёнком веселого или печального детского лица среди рисунков типичных для ребенка ситуаций;б) придумывание продолжения сказок с различным сюжетом;в) систематическое наблюдение за поведением ребенка в различных обстановках;г) рассказ ребенка о его обычных состояниях.

50. На какой возраст рассчитаны таблицы развития Гезелла (выбор единственно правильного ответа):а) от 4 недель до 6 лет;б) от 6 месяцев до 3 лет;в) от 5 до 10 лет;г) от 0 до 1 года.

51. По какому типу построено большинство тестов для раннего возраста, – 1 год – 3 года (выбор единственно правильного ответа):а) по типу шкал;б) по типу игровых методик;в) по типу проективных методик;г) по типу формирующего эксперимента.

52. В чём состоит отличие отечественных методик диагностики детей раннего возраста от западных (выбор единственно правильного ответа):а) в комплексном подходе к диагностике психического развития;б) в подробной диагностике отдельных сфер психики;в) в акценте на познавательной сфере ребенка;г) в акценте на двигательной активности ребёнка.

53. На какой возраст рассчитана проективная методика "Дом-дерево-человек" (выбор единственно правильного ответа):а) на все возраста;б) на детей;в) на подростков;г) на взрослых.

54. Что не является причиной различия в развитии познавательных процессов у представителей разных культур (выбор единственно правильного ответа):а) специфика самих познавательных процессов у разных народов;б) характер деятельности представителей разных сообществ;в) характер обучения у разных сообществ;г) участие в социальном взаимодействии с представителями более высокого уровня развития.

55. С чем связан запрет на свободное распространение психодиагностических методик (выбор двух правильных ответов):а) гласность в отношении содержания методики делает недейственным ее применение в будущем;б) предупреждение неправильного применения методики;в) защита авторских прав создателя методики;г) регулирование финансовых отношений в области психологической диагностики.

56. В каких источниках содержится описание методик, обеспечивающее их адекватное использование (выбор двух правильных ответов):а) инструктивные документы;б) научные сообщения (доклады, тезисы);в) справочно-методические издания;г) популярные издания.

57. Как можно устранить влияние фактора культуры на тестовые результаты (выбор единственно правильного ответа):а) полностью устранить влияние фактора культуры нельзя;б) тест должен проводить представитель той же культуры, что и испытуемые;в) проверить надежность методики в новых социокультурных условиях;г) проверить валидность методики в новых социокультурных условиях.

58. Чего нельзя сделать посредством традиционных интеллектуальных тестов (выбор единственно правильного ответа):а) произвести коррекцию интеллектуальной сферы;б) определить успешность ученика;в) классифицировать группу учащихся по уровню умственного развития;г) отобрать учеников в школы с усложненными программами.

59. Какие погрешности процедуры тестирования нельзя устранить с помощью компьютера (выбор единственно правильного ответа):а) отсутствие оптимальной мотивации испытуемых;б) несоблюдение временных стандартов выполнения тестовых заданий;в) нарушения правил инструктирования испытуемых;г) установки на определенные ответы испытуемых.

60. В какой области психологического тестирования применение компьютера не целесообразно (выбор единственно правильного ответа):а) сообщение результатов обследования;б) предъявление заданий испытуемым;в) обработка результатов;г) интерпретация результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

«ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ И К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ″ПСИХОДИАГНОСТИКА″ И ″ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ″»

1. Определение, цели, задачи и предмет психодиагностики. Области практического использования результатов психодиагностической работы.

2. История развития психодиагностики на Западе.

3. Развитие психодиагностики в России. Критика тестов в отечественной психологии.

4. Классификация методов психодиагностики.

5. Требования к диагностическим методикам.

6. Методологические принципы в работе психолога-диагноста.

7. Понятие теста в психодиагностике. Объективные тесты и тесты-опросники.

8. Диагностика умственного развития. Тесты интеллекта. Примеры тестов.

9. Тесты интеллекта. Правила проведения тестирования и обработки результатов.

10. Тесты интеллекта. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

11. Тесты интеллекта. Тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна.

12. Тесты интеллекта. Тест Д. Векслера.

13. Диагностика личности. Личностные опросники.

14. Конструирование личностных опросников как инструмента психодиагностики.

15. Требования, предъявляемые к личностным опросникам.

16. Личностные опросники Г. Айзенка, теоретические позиции автора.

17. Факторные технологии создания личностных опросников. Опросник 16-PF Кеттелла Р.

18. Тестовые методики на изучение эмоциональной сферы личности.

19. Тестовые методики изучения психологических защит личности.

20. Проективные методики, их классификация. Достоинства и недостатки проективной техники.

21.

22. Проективные методики. Цветовой тест предпочтений М. Люшера.

23. Проективные методики. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана.

24. Проективные методики. Рисованный апперцептивный тест Л.Н. Собчик (РАТ).

25. Проективные методики. Тест фрустрации С. Розенцвейга.

26. Проективные методики. «Тест руки» («Hand test»). Тест «Пятна Г. Роршаха».

27. Проективные методики. Тест «Пятна Г. Роршаха».

28. Назначение и взаимосвязь основных методов исследования личности: наблюдения, беседы, тестирования.

29. Надёжность тестов. Основные методы оценки надёжности тестов.

30. Понятие валидности. Необходимость валидизации психодиагностических методик.

31. Понятие валидности. Виды валидности. Содержательная валидность.

32. Конструктивная валидность. Понятие конструкта. Технологии оценки конструктивной валидности.

33. Понятие валидности. Виды валидности. Критериальная валидность. Понятие внешнего критерия. Технологии оценки критериальной валидности.

34. Методы оценки критериальной валидности. Метод контрастных групп.

35. Психометрические процедуры стандартизации на этапе обработки диагностических данных.

36. Стандартизация психодиагностических методик. Статистическая норма. Первичные и вторичные показатели (стены, IQ, Т-баллы и др.)

37. Стандартизованные и нестандартизованные личностные опросники. Сравнительная оценка и примеры.

38. Тесты достижений. Диагностика учебных и профессиональных достижений. Школьный тест умственного развития (ШТУР), Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

39. Диагностика креативности. Тесты Е.П. Торранса.

40. Тестовые методики на мотивацию достижений и избегания неудач.

41. История развития психодиагностики в России: этапы и периоды.

42. Диагностика особенностей личности. «Тест руки – Hand test».

43. Предмет и задачи психодиагностики. Области практического использования результатов диагностики.

44. Классификация психодиагностических методов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, К.М. Гуревич, В.В. Столин и др.).

45. Тесты интеллекта (зарубежные и отечественные). Диагностика умственного развития.

46. Диагностика особенностей личности. Детский апперцептивный тест Л. Беллак. Рисуночный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.

47. Проблема нормы в психодиагностике.

48. Тест как предмет исследования. Виды тестов. Правила проведения, обработки и интерпретации результатов тестирования.

49. Диагностика интеллектуального развития. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэера.

50. История возникновения и становления психодиагностики. Дифференциальная психология.

51. Возникновение и развитие тестирования. Тестовый бум в 20-е – 30-е годы XX-го века (В. Вундт, Т. Эббингауз, Р. Кеттелл, А. Бине и др.). Критика тестов.

52. Диагностика особенностей личности детей и взрослых. Тест фрустрации С. Розенцвейга.

53. Диагностика креативности. «Познавательное» и «личностное» направления в изучении креативности. Методика Е.П. Торранса и др.

54. Проективные техники как средство диагностики личности.

55. Тесты интеллекта, тесты достижений, тесты способностей. Сравнительный анализ.

56. Процедура получения вторичных показателей.

57. Рисуночные тесты как метод психодиагностического исследования.

58. Диагностика интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж. Равенна.

59. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Этические стандарты психологов (1963, 1965, 1972).

60. Диагностика учебных и профессиональных достижений. Стенфордский тест достижений. Критериально-ориентированные и ориентированные на норму тесты достижений.

61. Требования к построению и проверке методик. Качественная и количественная интерпретация результатов обследования. Связь интерпретации с позициями исследования.

62. ГИТ (групповой интеллектуальный тест), ШТУР (школьный тест умственного развития).

63. Проективные методики. Их классификация (Л.К. Франк, Д. Линдсей). Достоинства и недостатки проективной техники, проектные оценки.

64. Психометрическое сопровождение создания тестов. Валидизация, стандартизация, проверка надёжности.

65. Диагностика интеллекта. Тест интеллекта Д. Векслера.

66. Тест как предмет исследования. Проблема адаптации и стандартизации тестов. Критика тестов.

67. Тесты способностей. Диагностика общих и специальных способностей (сенсорные, моторные, технические, профессионализированные).

68. Малоформализованные методы в психодиагностике: наблюдение, беседа, интервью и анализ продуктов деятельности, экспертные оценки.

69. Диагностика потребностно-мотивационной сферы личности.

70. Диагностика интеллекта. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест интеллекта Д. Векслера. Сравнительный анализ.

71. Метод тестов как предмет исследований. Виды тестов: по цели проведения и по форме проведения.

72. Диагностика особенностей личности. Цветовой тест отношений М. Люшера. Тест чернильных пятен Г. Роршаха.

73. Рисуночные методики как средство исследования личности.

74. Современное состояние психодиагностики. Критика теста как метода диагностики в отечественной и иностранной психологии.

75. История становления психодиагностики. Возникновение и развитие тестирования.

76. Диагностика особенностей личности. Проективные методики: «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Завершение предложений», «Автопортрет».

77. Диагностика личности. Опросники и их виды. Факторные опросники. Теория черт личности Р. Кеттелла. Опросник 16 PF Кеттелла Р.

78. Особенности проведения психодиагностики с целью профориентации и профотбора.

79. Требования к психодиагностическим методикам. Валидность, виды валидности. Проверка теста на критериальную валидность методом контрастных групп.

80. Диагностика особенностей личности. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана. РАТ (рисуночный апперцептивный тест).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

«МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ″НАБЛЮДЕНИЕ″»

Методическое указание . Наблюдение осуществляется в процессе организованной специально, или имеющей место быть по факту трудовой профессиональной деятельности испытуемых, активности испытуемых в поведении, деятельности, общении, решении совместных деятельностных задач.

По форме проведения исследования, мы осуществляем прямое исследовательское наблюдение, применяем его в качестве практического психологического метода накопления данных.

Цель наблюдения: изучение поведения и деятельности испытуемого в естественных условиях (как правило – в естественных условиях), выявление эмоциональных реакций субъекта, выяснение его чувственных отношений к действительности и т.д.

Вид (параметры) наблюдения: внешнее; стандартизированное; включённое; систематическое.

Инструкция. Наблюдение профессионально желательно осуществлять несколько раз (2–4 раза) подряд. Наблюдение осуществляется с фиксированными перерывами (промежутками) в течение полного дня жизнедеятельности субъекта или в течение нескольких часов (2–3 часа), находясь с ним в постоянном взаимодействии в процессе выполнения разнообразной деятельности. Наблюдателем должен являться только сам психолог, от лица которого и составляется протокол стандартизированного наблюдения. Протокол наблюдения, разработанный нами на основе многолетнего опыта, мы приводим в нижеследующей таблице.

«Протокол ведения стандартизированного систематического наблюдения за психологическими и ″деятельностными″ реакциями субъекта (субъектов)» (Автор-составитель Д.А. Донцов).



Что еще почитать