Она создает все необходимые условия. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Основные типы общественной деятельности

Основные сферы социальной жизни

Материальная сфера. Ее своеобразие состоит в том, что она призвана создавать определенные вещи необходимые для удовлетворения материальных потребностей людей. Основной фигурой является работник физического труда. Трудом работников добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое для удовлетворения производственных нужд. В ней создается то, что необходимо людям в повседневной жизни.

Духовная сфера. Здесь производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Однако и они так или иначе материализуются в физических вещах (книги, картины и т. д.) Хотя главным является духовное содержание.

Регулятивная или управленческая деятельность. Это деятельность политиков, управляющих. Специфическая задача сферы - поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Обеспечение согласованности Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность, т.к. здесь решаются судьбы миллионов людей.

Социальная сфера или деятельность по обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста. Сфера обслуживания - самая динамичная в современном обществе.

Все выделяемые в ходе анализа типы деятельности, соц. Группы и институты, их взаимоотношения в реальности существуют вместе. Взаимосвязаны.

Общество, как самодостаточная система

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами:

  • 1)самодеятельностью;
  • 2)самоорганизацией;
  • 3)саморазвитием;
  • 4)самодостаточностью.

Первые три свойства присущи не только обществу в целом, но и его составляющим сферам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.

Самодостаточность - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы, и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимое для своего существования.

Тема №9. Общество как целостная саморазвивающаяся система.

1. Основные понятия общества как системы

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (например, солнечная система, государство, фирма, но не предметы в сумке)

Структура – относительно устойчивая совокупность связей между элементами системы.

Общество представляет собой особую сложноорганизованная систему , которая имеет значительно более сложную структуру и организацию, чем остальная природа.

При этом отдельные части создают общество как единую систему с особыми свойствами, которых нет у ее отдельных частей.

Общество как система (целостный организм) характеризуется следующими свойствами :

Самоорганизация – способность самоорганизовываться

Саморазвитие – способность к самостоятельному развитию

Самодостаточность – автономность существования и развития.

Самодостаточность – способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для коллективной жизни.

При этом самодостаточность характерна только для общества в целом, тогда как самоорганизация и саморазвитие может присутствовать и в отдельных частях общества!

Кроме того, части социальной системы не просто взаимосвязаны, но и взаимно проникают друг в друга (например, экономика и политика).

2. Социальная (общественная) деятельность и ее структура.

Элементы, типы (виды).

Все бесконечное многообразие явлений общественной (социальной) жизни представляют по существу лишь ту или иную разновидность совместной деятельности людей (О.Конт).

Таким образом, человеческая деятельность есть основа всего социального (всех процессов в обществе).

Социальная (общественная) деятельность – есть специфически человеческая форма активного отношения людей к окружающему миру, ее содержанием которой является целенаправленное освоение и преобразование этого мира.

Простейшим проявлением деятельности является социальное действие (воздействие субъекта по отношению к объекту).

Деятельность включает в себя 4 элемента.

Основные элементы социальной деятельности:

1. человек (люди);

2. физические вещи;

3. символы;

4. связи между ними.

1. Человек (люди) . Они являются субъектом деятельности (т.е. активной стороной), которая направлена на те или иные объекты.

2. Вещи , выступающие как объекты деятельности с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим разнообразным потребностям.

Вещи делятся на две группы :

Орудия и средства материального производства (механизмы, машины);

Орудия духовного производства (карандаш, ручка, пишущая машинка и особенно - компьютер(!).

Кроме того, объектом деятельности (кроме вещей) могут быть и сами люди , если на них направлено действие человека в качестве субъекта.

3. Символы: язык жестов, звуковая и письменная речь, информация(на бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах, дисках, графических изображениях, картинах, денежных банкнотах и т.д.).

Они обеспечивают целенаправленность и согласованность человеческой деятельности.

Если физические вещи непосредственно служат человеку для приспособления его к окружающей действительности, то символы многократно облегчают для человека этот процесс приспособления.

4. Многократные и устойчивые связи и отношения между выше указанными факторами социальной деятельности. Они и образуют реальную социальную деятельность. Вне этих связей самой деятельности существовать не может.

Основные типы (виды ) общественной деятельности

Итак, существуют 4 элемента человеческой деятельности: люди, вещи, символы, связи между ними. Осуществление любого типа совместной деятельности людей без них невозможно.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

    Материальное производство;

    Духовная деятельность (производство)

    Регулятивная деятельность

    Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, а идеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л.Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность (в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Особенности социальной системы

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем , которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема .

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении . Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством , которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства - Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество , возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых . Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения , т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система. Вариант 1.

Задания с выбором ответа

1.К числу основных подсистем общества относится:

1) государство; 2) религия; 3) экономика; 4) класс предпринимателей.

2.Социальный институт – это:

3. Главным политическим институтом является

1) институт многопартийности; 3) институт полномочных представителей президента

2) институт судебной власти; 4) институт государства.

4. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?

А. Общество как система характеризуется самодостаточностью

Б. Общество как система характеризуется самоуправляемостью

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

Задания с кратким ответом.

Особенность

Её сущность

Упорядоченная целостность

Социальные институты

Виды социальных институтов

1) экономические институты

Б) материнство

2) политические институты

3) институт семьи и брака

Г) деньги

Д) партия

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система. Вариант 2.

Задания с выбором ответа

1.К особенностям общества как системы не относится:

1) наличие множества уровней, подсистем, элементов. 3) альтернативность развития;

2) завершенность, линейность развития; 4) наличие разнокачественных элементов.

2. Социальный институт – это:

1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также её результат, включая преобразование самого человека;

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей;

3) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека;

4) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности.

3. В политической жизни нашей страны возник институт парламентаризма. Какую функцию общества как системы иллюстрирует данный пример?

1) интеграции; 2) адаптации; 3) целедостижения; 4) поддержания образца.

4. Верны ли следующие суждения о соотношении сфер общественной жизни?

А. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга.

Б. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными.

Б. Социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

6. В стране К. политический строй общества тормозит развитие экономики. Этот пример иллюстрирует:

1) цикличность как основу существования общества;

2) сложное строение основных сфер жизни общества;

3) постоянное изменение общественной жизни;

4) соотношение сфер общественной жизни.

Задания с кратким ответом.

    Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Особенность

Её сущность

Упорядоченная целостность

Компоненты системы занимают внутри неё определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами

Способность системы создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.

    Установите соответствие между социальными институтами и их видами:

Социальные институты

Виды социальных институтов

1) экономические институты

Б) материнство

2) политические институты

3) институт семьи и брака

Г) деньги

Д) партия

    Найдите в приведенном ниже списке ключевые институты с точки зрения организации общества:

    власть, 2) судебная экспертиза; 3) собственность; 4) завод; 5) побратимство; 6) семья.

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система

Вариант 1.

Задания с выбором ответа

Задания с кратким ответом.

1. самодостаточность

Вариант 2.

Задания с выбором ответа

Задания с кратким ответом.

1. самодостаточность

Продолжаем знакомить вас с инструментами коучинга, которые можно использовать самостоятельно для наведения порядка в голове, структурирования мыслей, повышения осознанности, принятия решений, усиления мотивации и, как следствие, для более эффективного и увлекательного движения к вашим целям.

Очень часто причиной провала в достижении целей является не отсутствие мотивации, не плохо продуманный план и даже не прокрастинация, чаще всего это банальный просчет в ресурсах. Один из важнейших ресурсов – это наши знания, способности и навыки.

Интересно : навыки, необходимые для достижения цели, совсем не обязательно должны быть развиты идеально. Михай Чиксендмихай, впервые описавший состояние потока, которое характеризуется полным погружением в процесс выполнения определенной задачи, составил список условий, при которых подобное состояние может возникнуть. Одно из условий – сложность выполняемой задачи. То есть навыки должны быть развиты достаточно для того, чтобы задача оставалась одновременно и сложной, и выполнимой. Так как если навыки развиты недостаточно, выполнить задачу будет слишком сложно, из- за чего быстро пропадут интерес и мотивация. Если же навыки развиты слишком хорошо, задача окажется слишком простой и работа над ней быстро перестанет приносить удовольствие.Поэтому при постановке цели важно не только оценить имеющиеся и понять, как развивать необходимые навыки, но и учесть соответствие между желаемой целью и степенью развитости необходимого навыка.

Сегодня я расскажу вам о коучинговом инструменте, проработав который, вы найдете ответы на вопросы: «Какие знания и умения мне важно развить для достижения моей цели?» и «Каким образом я могу это сделать?»

Наверняка, многие из вас слышали про Колесо баланса. Предлагаю рассмотреть альтернативное применение этого инструмента. Итак, знакомьтесь (барабанная дробь), «Колесо навыков»!

Колесо навыков – это универсальное название. На самом деле в него могут входить любые умения, знания и способности. Это те ресурсы, которые будут с вами всегда, независимо от того, где вы и с кем.

Алгоритм работы с колесом навыков

Алгоритм работы с колесом навыков такой же, как и с колесом баланса.

1. Определите, какие знания, умения и способности необходимы вам для достижения цели. Желательно не больше 8. Чем меньше, тем лучше для фокусировки.

Рекомендация : Ответьте на вопрос: «Кто я, когда достигаю эту цель?» Например, ваша цель – начать зарабатывать удаленно. И ответом на вопрос «Кто я, когда достигаю эту цель?» может быть «Фрилансер». Значит, для своего списка вы выбираете качества, навыки, знания, которые важны для успешного фрилансера. Или «Хочу вывести бизнес на новый уровень». Кто я? Предприниматель. И ищите, что характеризует успешного предпринимателя. Или «Хочу рельефный пресс». Кто я? Привлекательный парень с рельефным прессом. А теперь подумайте про того, кого можно назвать «Привлекательным парнем с рельефным прессом» 🙂 Какие качества, навыки, умения помогли ему достичь этой цели?

2. Ответьте на вопрос: «Как должен проявляться каждый из навыков в идеале (применимо к вашей цели)?»

3. Выпишите отдельно все критерии идеального проявления навыка.

4. Нарисуйте колесо, разделив его на сектора, соответствующие количеству выбранных вами навыков. Рисунок будет похож на колесо со спицами. Каждая спица – это навык.

5. Разделите каждую спицу на 10 частей таким образом, чтобы каждая часть соответствовала 1 баллу. Считаем баллы от центра, начиная с 1.

6. Оцените по 10-балльной шкале, насколько в настоящее время проявлен каждый из навыков. То есть какой балл вы можете присвоить навыку сейчас, если 10 баллов – это идеальное проявление навыка (в соответствии с вашим описанием).

7. Поставьте точку на балл, который вы присвоили навыку на каждой спице и соедините точки. Так вы сможете комплексно оценить существующую картину по вашим навыкам на сегодняшний день.

План действий

Теперь переходим к составлению списка действий.

8. Выберите навык, с которого хотите начать.

9. Подумайте, как изменится ваш навык, если степень его проявленности вырастет всего на 1 балл? Что нового появится в вас? И что можно сделать для развития навыка всего на 1 балл? Запишите выбранные вами действия.

10. А теперь подумайте, как изменится ваш навык, если степень его проявленности вырастет еще на 1 балл? Что нового появится в вас? И что можно сделать для развития навыка, чтобы его проявленность выросла еще на один балл? Запишите эти действия тоже.

11. Продолжайте двигаться по 1 баллу вверх и фиксировать выбранные действия, пока не достигните 10 баллов.

Примечание : считается, что такой пошаговый балльный способ движения лучше структурирует мысли в области действий. Но если вам удобнее сразу составить список действий, это ваш выбор. Предложенный алгоритм можно и нужно подстраивать под себя, только тогда он будет максимально полезен.

Колесо навыков может подойти практически для любой цели или подцели, главное, чтобы они были максимально конкретно сформулированы.

Пример замечательной проработки данного упражнения показала участница программы WinWin Mira Charlie . Её цель – устроиться на работу в отдел персонала крупной компании. Один из важнейших этапов – прохождение собеседования. Для того чтобы максимально эффективно подготовиться к прохождению данного этапа, Мира создала колесо идеального собеседования, прописав в нем все, что, по ее мнению, необходимо успешному кандидату.

Очень надеюсь, что данный инструмент пригодится вам при анализе ресурсов и планировании действий по развитию.

Другие способы применения колеса баланса, а также различные полезные коучинговые модели и техники можно не только изучить, но и отработать на практике как в роли коуча, так и в роли клиента, записавшись на курс «Основы Коучинга»



Что еще почитать