Пьер Бомарше: краткая биография и обзор творчества. Бомарше – краткая биография Карон де бомарше основные идеи

Пьер Огюстен Карон де Бомарше – известный французский писатель, родился 24 января 1732, умер 18 мая 1799, сын часовых дел мастера Карона, из протестантов . Благодаря привлекательной наружности, остроумию, поэтической и музыкальной способностям он сделался учителем игры на арфе у дочерей Людовика XV , потом с помощью денег добился дворянства и придворных чинов.

Памятник Бомарше в Париже. Скульптор Л. Клозад, 1895

В 1764 он съездил в Испанию, чтобы защитить честь своей сестры, на которой обещал жениться (и потом обманул) знатный испанский дворянин Клавихо. Бомарше удалось добиться того, что Клавихо лишился места и был сослан. На этот сюжет он в 1767 написал свою первую пьесу, «мещанскую трагедию» во вкусе Дидро «Эжени», которою, равно как и рассказом Бомарше о своей поездке в Испанию – в 4 «Мемуаре», воспользовался Гете для своего «Клавиго».

После смерти своей второй жены (1770) он впутался в процесс из-за 15.000 ливров, завещанных ему его покровителем банкиром Дюверне. Выиграв дело в первой инстанции, Бомарше проиграл его в высшем судепарламенте . Тогда он выпустил «Мемуары господина Бомарше, написанные им самим» – 4 мемуара, в которых с удивительным красноречием, блестящим остроумием и необычайной иронией осмеял недостатки современного ему судебного дела, причем заявил себя поборником бесправного третьего сословия. Отстояв себя перед общественным мнением, он через некоторое время выиграл свое дело в суде: Людовик XVI велел кассировать приговор парламента.

Популярность Бомарше возросла невероятно с появлением двух его комедий «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность » и «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (продолжение первой комедии); к этим двум пьесам в 1791 присоединилась третья (слабее первых двух) – «Виновная мать, или Второй Тартюф ». Добившись огромного успеха с «Цирюльником», Бомарше, вопреки безмерным притязаниям актеров, закрепил за собой авторские права на эту пьесу; постановка же «Женитьбы Фигаро», несмотря на поддержку королевы и графа Артуа, не дозволялась в течение 7 лет. Наконец, с разрешения короля, эта комедия была поставлена на частной сцене в имении графа Водрейля, а скоро после того, 27 апреля 1784, – в Париже, где прошла с шумным успехом в присутствии цвета представителей «старого порядка », хотя она их же жестоко осмеивала и унижала. «Комедия Фигаро, – сказал потом Наполеон , – была уже революцией в действии».

Бомарше. Безумный день или женитьба Фигаро. Телеспектакль

Достигнув этою знаменитой пьесой апогея славы, Бомарше испытал, как превратно расположение толпы и счастье. За слишком резкий отзыв об анонимной статье одной высокопоставленной особы он был присужден к тюремному заключению; издержки по изданию сочинений Вольтера (1785 – 89) ввели его в большие долги. Но больше всего повредила ему вражда с Мирабо , который за необдуманную выходку Бомарше против него так ожесточенно и резко напал на главные слабости своего противника, что Бомарше не осмелился ответить. Но и талант его слабел. Его мемуары против Корманна, привлеченного к суду за дурное обращение с женой, не имели уже того успеха, как мемуары 1774 – 78. Общество недружелюбно следило за проявлениями частной жизни Бомарше и охотно пользовалось случаями осмеять и оскандалить своего бывшего любимца. В это время была написана им опера «Тарар», с намеками революционного характера, род пролога к «декларации прав ».

При взрыве французской революции , которую Бомарше отчасти подготовил своими сочинениями, он сам испугался разнузданного брожения умов, и ему приходилось беспрерывно защищаться перед Конвентом против взводившихся на него обвинений. В 1792 он навлек на себя много неприятностей и серьезную опасность, по случаю заказа в Голландии ружей от имени французского правительства. Его арестовали, он бежал в Лондон, но вскоре возвратился, чтобы оправдаться новыми, но скучными «Шесть периодов моей жизни» (1793). Вскоре он должен был опять бежать, на этот раз в Гамбург, где жил в крайней нужде до 1796, когда, почти глухой, вернулся в Париж и там умер от апоплексического удара. Говорили также, что он отравился. Кроме выше названных сочинений, ему принадлежат несколько политических статей об Англии и её колониях.

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ БОМАРШЕ

Жизнь Бомарше представляет собой тугой клубок из множества переплетенных между собой, а порой и запутавшихся нитей, воспринимать ее в таком виде непросто, поэтому там, где я нашел это возможным, я разделял эти нити, разматывая каждую из них в отдельности. Поскольку этот метод нарушал порой строгую последовательность фактов, для ее восстановления я считаю необходимым закончить свою книгу хронологией жизни Бомарше, что должно облегчить ее чтение.

1732 - Рождение в Париже на улице Сен-Дени Пьера Огюстена Карона, седьмого ребенка в семье часовщика Андре Карона, протестанта, перешедшего в 1721 году в католичество и в 1722-м женившегося на Луизе Пишон, которая родила ему десятерых детей.

1742 - Пьер Огюстен Карон поступает в коллеж Альфора.

1745 - Пьер Огюстен Карон возвращается в часовую мастерскую отца, где постигает тайны его профессии. В этом году он познал свою первую любовь.

1750 - За недостойное поведение отец выгоняет Пьера Огюстена из дома, мать вымаливает ему прощение.

1753 - Пьер Огюстен придумывает систему анкерного спуска для часов, его изобретение присваивает королевский часовщик Лепот. Полемика в «Меркюр де Франс».

1754 - Академия наук разбирает спор и отдает пальму первенства Пьеру Огюстену Карону. Его принимают в члены Лондонского королевского научного общества, он становится часовых дел мастером, а затем королевским часовщиком.

1755 - Пьер Огюстен оставляет свое ремесло часовщика и покупает у Пьера Франке должность контролера-клерка королевской трапезы.

1756 - 27 ноября - Пьер Огюстен женится на вдове Пьера Франке, вступает во владение ее имуществом по брачному контракту и присоединяет к своему имени название земельного участка, принадлежавшего его жене, которое он пишет как Бомарше.

1757 - 30 сентября - Г-жа де Бомарше умирает от лихорадки. Ее родственники обвиняют Пьера Огюстена в присвоении наследства и вымогательстве подписи. Он возвращает им унаследованное имущество, но сохраняет имя де Бомарше.

1758 - Смерть г-жи Карон, матери Бомарше.

1759 - Бомарше становится учителем музыки принцесс - дочерей Людовика XV.

1760 - Бомарше знакомится с банкиром Пари-Дюверне, пользуется его кредитом, оказывая услуги принцессам, становится его компаньоном в финансовых делах и закладывает основы собственного состояния.

1761 - 9 декабря - Бомарше покупает должность королевского секретаря и приобретает, таким образом, дворянское звание.

1762 - Бомарше безрезультатно добивается более высокой должности при дворе. Не сумев стать одним из главных лесничих королевства, он занимает должность старшего бальи Луврского егермейства и Большого охотничьего двора и получает почетное право заседать в королевском суде по браконьерским делам; на этой должности он пробудет двадцать два года.

1763 - Бомарше вынашивает планы женитьбы на Полине Ле Бретон. Переезд в дом номер 26 по улице Конде.

1764 - Поездка в Мадрид по коммерческим делам Пари-Дюверне, а также для того, чтобы урегулировать личную проблему его сестры Лизетты, скомпрометированной литератором Клавихо, которого он дискредитирует.

Ему не удается добиться претворения в жизнь проектов Пари-Дюверне, в числе которых был и проект получения концессии на поставку черных рабов в испанские колонии.

Он укладывает свою мадридскую любовницу маркизу де ла Круа в постель испанского короля Карла III.

1765 - конец марта - Возвращение Бомарше в Париж.

1766 - Разрыв помолвки с Полиной Ле Бретон.

1768 - 11 апреля - Бомарше вновь вступает в брак, его женой становится богатая вдова г-жа Левек, в девичестве носившая имя Женевьева Уотблед.

Совместно с Пари-Дюверне создает компанию по эксплуатации Шинонского леса.

1770 - 13 января - Бомарше представил на суд публики свою новую пьесу «Два друга, или Лионский купец», которая с треском провалилась.

1771 - январь - Реформирование парламентов.

22 февраля - Первый акт судебного процесса с Лаблашем; суд первой инстанции признает притязания графа беспочвенными. 14 марта - Лаблаш подает апелляцию.

1773 -3 января - «Севильский цирюльник» принят к постановке в «Комеди Франсез».

6 апреля - Доклад Гёзмана, из-за которого Бомарше проигрывает дело, возбужденное по апелляционной жалобе Лаблаша.

Сентябрь - Выход в свет первого из четырех мемуаров против Гёзмана.

1774 - январь - Последний мемуар против Гёзмана.

Конец февраля - Встреча с Марией Терезой де Виллермавлаз.

Март - Бомарше отбывает в Лондон в качестве секретного агента. Он вступает в контакт с Тевено де Морандом и выкупает у него памфлет, направленный против г-жи Дюбарри, под названием «Секретные записки публичной женщины».

Июнь - октябрь - Новая поездка в Лондон по поручению короля Людовика XVI с целью выкупа памфлета, порочащего Марию Антуанетту.

Дело Анжелуччи.

Бомарше в Вене; встреча с императрицей Марией Терезией.

Гёте публикует свою пьесу «Клавиш».

1775 - Вопреки желанию Бомарше папаша Карон вступает в новый брак.

Людовик XVI снимает запрет на постановку «Севильского цирюльника»; 23 февраля пьесу представляют парижской публике в пятиактном варианте, и она с треском проваливается; 25 февраля, после доработки, она идет на сцене в четырех актах и имеет ошеломляющий успех.

Май - Поездка в Лондон по делу кавалера д’Эона.

Трудности с д’Эоном, завершившиеся подписанием 4 ноября соглашения, по которому кавалер признавал изменение своего гражданского состояния.

Первое обращение к Людовику XVI с призывом поддержать восставшие американские штаты.

Декабрь - Приговор в пользу графа де Лаблаша объявляется недействительным, дело отправляется на пересмотр в парламент Прованса, что морально реабилитирует Бомарше.

1776 - 10 июня - Бомарше получает от Верженна один миллион ливров на поставки оружия восставшим американцам, которые он начинает осуществлять через созданный им торговый дом «Родриго Горталес».

18 августа - Первое письмо Бомарше американскому Конгрессу. 6 сентября - Парламент выносит решение о реабилитации Бомарше.

Ноябрь - После тридцать второго спектакля «Севильского цирюльника» Бомарше, решивший, что «Комеди Франсез» ущемляет его авторские права, потребовал от пайщиков театра подробного отчета о сборах от постановки пьесы.

Начало любовной связи с г-жой де Годвиль.

3 июля - Бомарше устраивает у себя дома собрание авторов, пишущих для «Комеди Франсез», на котором они учреждают Секцию драматургов, прародительницу Общества литераторов.

Соединенными Штатами.

21 июля - Парламент Прованса выносит приговор в пользу Бомарше в его тяжбе с графом де Лаблашем.

1779 - 15 января - Бомарше получил письмо от Джона Джея, в котором тот обещал, что Америка вернет ему долги.

Бомарше выкупает у издателя Панкука рукописи Вольтера и создает в Келе «Литературное и типографское общество» для их издания.

1780 - 26 августа - Постановление Государственного совета по вопросу об авторских правах.

1781 - 29 сентября - «Женитьба Фигаро» принята к постановке в «Комеди Франсез».

1782 - Бомарше уступает свою должность королевского секретаря Тевено де Франси.

1783 - Версальский договор и прекращение поставок Бомарше американцам.

Выход в свет первых томов полного собрания сочинений Вольтера.

Полемика с Мирабо по делу Компании по распределению воды.

Бомарше вступает в третий брак, он женится на Марии Терезе де Виллермавлаз, которая в течение десяти лет была его любовницей и родила ему дочь Евгению; после заключения этого брака Евгения приобретает статус законного ребенка.

1787 - Появление г-жи Уре де Ламарине.

Мемуар Бергаса против Бомарше и в защиту банкира Корнмана. Война памфлетов.

Приобретение земельного участка рядом с Бастилией и начало строительства особняка.

Июль - Обыск в особняке Бомарше, подозреваемого в сокрытии оружия и продовольственных запасов.

1791 - Окончательный переезд в особняк на бульваре Сент-Антуан.

12 июля - Кельское издание оказывается в кортеже, перевозящем останки Вольтера в Пантеон.

1792 - 13 января - Декрет о литературной собственности - успех, увенчавший старания Бомарше.

3 апреля - Встреча с военным министром по вопросу приобретения 60 тысяч голландских ружей.

Декабрь - Обращение Бомарше к Конвенту. Он едет в Лондон, где попадает в тюрьму за долги.

Март - май - Бомарше возвращается во Францию, где, в ответ на обрушившуюся на него клевету, публикует серию мемуаров под общим названием «Шесть этапов девяти самых тягостных месяцев моей жизни».

Вновь отбывает с поручением за границу и оказывается в списке эмигрантов.

1794 - Г-жа де Бомарше, Евгения и Жюли заключены в тюрьму.

Бомарше мечется между Лондоном, Амстердамом и Базелем, пытаясь завершить операцию по покупке ружей.

1795 - Найдя убежище в Гамбурге, Бомарше влачит там нищенское существование, сближается с Талейраном и аббатом Луи; позже получает кое-какие средства из Америки.

Заключение нового брака Пьера Огюстена с Терезой, с которой его развели из-за его вынужденной эмиграции.

1797 - Возобновление постановки «Преступной матери».

1799 - В ночь с 17 на 18 мая Бомарше умер от апоплексического удара.

Хронология жизни Аристотеля 384 г.?до?н. э.?Аристотель родился в Стагире на полуострове Халкидика в Северной Греции.367 г.?до?н. э.?Аристотель начинает учиться в платоновской Академии в Афинах, где остается на 20 лет.347 г.?до?н. э.?Аристотель покидает Афины, не получив поста

Хронология жизни Ницше 15 октября 1844 г. Фридрих Вильгельм Ницше родился в саксонском городе Рёккене.1849 г. Смерть отца Ницше.1850 г. Мать Ницше перевозит семью в Наумбург.1858 г. Ницше поступает в школу-пансион в Пфорте.1864 г. Поступает в Боннский университет.1865 г.

Хронология жизни Макиавелли 1469 г. Никколо Макиавелли родился во Флоренции. Власть в городе переходит к Лоренцо Великолепному.1478 г. Неудачный заговор Пацци. Лоренцо чудом остается жив.1492 г. Смерть Лоренцо Великолепного. Колумб открывает Америку. На папский престол

Хронология жизни Шопенгауэра 1788 г. В Данциге родился Артур Шопенгауэр.1793 г. Семья Шопенгауэр переезжает в Гамбург незадолго до оккупации Данцига Пруссией.1803–1804 гг. Шопенгауэр сопровождает родителей во время путешествия по Европе.1805 г. Самоубийство отца.1807 г. Переезд

Хронология жизни Платона Около 428 г. до н. э. Рождение Платона на острове Эгина (либо в Афинах).399 г. до н. э. После смерти Сократа Платон бежит из Афин, путешествует по Северной Африке, Ближнему Востоку и Южной Италии.Около 388 г. до н. э. Платон при дворе Дионисия I, правителя

Хронология жизни Канта 1724 г., 22 апреля. Иммануил Кант родился в Кёнигсберге, Восточная Пруссия.1737 г. Смерть матери.1740 г. Кант поступает в Кёнигсбергский университет.1746 г. Смерть отца; сам Кант вынужден оставить учебу и зарабатывать на жизнь частными уроками.1755 г.

Хронология жизни Спинозы 1632 г.?В Амстердаме родился Спиноза.1646 г.?Родился Лейбниц.1648 г.?Окончание Тридцатилетней войны, разорившей обширные области Германии и Центральной Европы.1650 г.?Смерть Декарта.1654 г.?Смерть отца Спинозы и последовавшая за ней судебная тяжба с

Хронология жизни Кьеркегора 1813 г. Сёрен Кьеркегор родился в Копенгагене.1830 г. Кьеркегор начинает изучать теологию в университете Копенгагена.1834 г. Смерть его матери.1837 г. Кьеркегор впервые встречает Регину Ольсен, которой тогда было 15 лет.1838 г. Смерть его отца.1840 г.

Хронология жизни Дерриды 1930 г. Родился в г. Алжире.1940 г. Над Алжиром установлен протекторат нацистского Третьего рейха.1942 г. Камю публикует «Постороннего» и «Миф о Сизифе». После введения расовых законов и еврейских квот Деррида исключен из школы. Прогуливает уроки в

Хронология жизни А.А. Власова 1 сентября 1901 года. В селе Ломакине Нижегородской губернии родился Андрей Андреевич Власов.1913 год. Поступил в духовное училище в Нижнем Новгороде.1915 год. Закончил духовное училище и поступил в семинарию.1917 год. Перешел в XI Нижегородскую единую

Хронология жизни Хайдеггера 1889 г., 26 сентября.?Мартин Хайдеггер родился в Месскирхе на юге Германии.1909 г.?Начинает изучать богословие в Фрайбургском университете.1911 г.?Переходит на философский факультет.1913 г.?Защищает диссертацию «Учение о суждении в психологизме» и

Хронология жизни Гегеля 1770 г., 27 августа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте.1781 г. Как и другие члены семьи, перенес тяжелую лихорадку. Смерть матери.1788 г. Начинает изучать богословие в Тюбингенском университете, где знакомится с Гёльдерлином и

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ П.А. РУМЯНЦЕВА 1725, 4 января - в семье дипломата и воина А.И. Румянцева родился сын Пётр. 1735 - Пётр Румянцев записан рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк.1739 - назначен на дипломатическую службу и зачислен в состав русского посольства в Берлине.1740 -

Хронология выдающейся жизни 1955 – Рождение Стива Джобса и его усыновление Полом и Кларой Джобсами.1971 – Джобс знакомится со Стивом Возом (Возняком).1976 – Основание Apple и первое представление на выставке Apple I.1977 – Запуск Apple II.1978 – У Джобса рождается дочь Лиза от подруги

Бомарше

Бомарше

БОМАРШЕ Пьер Огюстен Карон (Pierre Augustin Caron de Beaumarchais, 1732–18/V 1799) - французский писатель. Сын часовщика, обучился часовому делу и в 20 лет сделал усовершенствования в часах. Знаменитый часовой мастер, к-рому он рассказал о своем изобретении, попытался присвоить его себе, но Б. возбудил процесс против него в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность. Получив доступ в Версаль, отказался от своей профессии. В 1757 женился и прибавил к своей фамилии прозвище Бомарше. Музыкально одаренный, он занялся игрой на арфе и сделал некоторые усовершенствования в этом инструменте. Благодаря этому Б. стал преподавателем музыки у дочерей Людовика XV; живой и необыкновенно остроумный, он имел у них большой успех. Пользуясь своим положением, он оказал важную услугу крупному финансисту Пари-Дювернэ. В благодарность за это Пари-Дювернэ сделал Б. соучастником в своих финансовых предприятиях. Б. очень увлекся финансовыми спекуляциями. В то же время Б. получает важную должность, связанную с исполнением судейских функций. В 1764 он едет в Мадрид, где заставляет испанского литератора Клавиго, отказавшегося жениться на его сестре, написать заявление, в к-ром тот признает себя виновным в нарушении данного им слова. В Мадриде он пережил массу приключений. Один в чужой стране, окруженный врагами, Б. не растерялся; ему удалось проникнуть к министрам, к королю и добиться удаления своего противника от двора и лишения должности (эта история послужила сюжетом для пьесы Гёте «Клавиго»). В то же время он в Мадриде участвует в разных финансовых спекуляциях, придворных развлечениях и музыкальных упражнениях. Испанцы были в восхищении от его неистощимой веселости и богатства фантазии. По возвращении в Париж Б. дебютировал в 1767 пьесой «Евгенией», имевшей некоторый успех. В 1770 он выпустил драму «Два друга», которая не имела никакого успеха. В этом же году умер его покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Б., но обвинили последнего в обмане. В первой инстанции Б. выиграл дело, но во второй - проиграл. Согласно обычаю того времени, он перед разбором своего дела с наследниками Дювернэ посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Но дело было решено не в его пользу; тогда г-жа Гезман вернула ему подарки за исключением 15 луидоров. Он воспользовался этим поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья обвинил его в свою очередь в клевете. Тогда Б. выпустил свои мемуары, где беспощадно обличались судебные порядки тогдашней Франции. Мемуары имели шумный успех и создали ему большую популярность. 26 февраля 1774 процесс окончился; судья Гезман лишился должности, а жена его и Б. получили «большой выговор». Но в 1776 Б. был восстановлен в правах, а в 1778 выиграл дело с наследниками Дювернэ. В 1775 был поставлен «Севильский цирюльник», в 1784 - «Женитьба Фигаро», в 1792 - «Виновная мать». С 1792 до 1796 ему пришлось скитаться по Европе; в 1796 он вернулся обратно в Париж, где и умер.
Из произведений Б. литературное значение имеют мемуары, «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Мемуары написаны с замечательным мастерством. Вольтер был от них в восторге. Б. сумел придать своему делу политическое значение. Одна мысль обратиться к публике была тогда чрезвычайно смелой; в мемуарах он раскрывает все язвы тогдашнего судопроизводства, показывает публике все стадии судопроизводства и вводит так. обр. принцип публичности в судебное дело. С литературой стороны мемуары Б. отличаются своими портретными характеристиками, которые читаются с захватывающим интересом.
В «Севильском цирюльнике» выводится в первый раз Фигаро, представляющий оригинальное создание Б. В нем много черт самого Б. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, - он умеет находить выход из всякого положения. Он - центральная фигура. Так. обр. уже в этой комедии главное лицо - простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие. Но полного расцвета комический талант Б. достигает в «Женитьбе Фигаро». В самом ее сюжете заключается насмешка над аристократией; простой слуга осмеливается оспаривать свою невесту у могущественного феодального владетеля; благодаря своей находчивости, ловкости и остроумию Фигаро выходит победителем. В пьесе подвергаются самым язвительным насмешкам целый ряд учреждений, совершающих злоупотребления; в ней осуждаются привилегии рождения, бесчестность фаворитов, продажи судебных должностей, бесстыдство адвокатов, жадность придворных, претензии дипломатов. Комедия эта написана Бомарше в чрезвычайно смелом стиле памфлета, но вместе с тем «Женитьба Фигаро» представляет собою завершение развития французской мещанской драмы. Для ее создания Б. воспользовался не только своим жизненным и литературным опытом. Теории Дидро, смех Рабле, социальная сатира Мольера, широкая картина нравов Лесажа, итальянская интрига, испанская причудливость - все эти моменты мы находим в «Женитьбе Фигаро». Она представляет собою синтез всех этих элементов и является кульминационным пунктом в развитии французского драматического искусства XVIII в. Успех ее был колоссальный; день первого представления «Женитьбы Фигаро» - 27 апреля 1784 - остался памятной датой в истории французской комедии. Она выдержала 68 представлений подряд. Комедия явилась как нельзя более своевременно, в годы, когда надвигалась революция. Публика была в восторге; никогда еще со сцены не раздавались такие дерзкие речи, направленные против существующих установлений. Наполеон говорил, что пьеса была «революцией в действии». Знаменитый монолог Фигаро, где он противопоставляет себя графу, «давшему себе труд» только родиться, выражал настроения поднимающейся буржуазии. «Женитьба Фигаро» оказала громадное влияние и на последующее развитие французского театра и приобрела популярность во всей Европе. Моцарт написал оперу на ее сюжет, Россини - на сюжет «Севильского цирюльника». Что касается «Виновной матери», то она представляет собою третью часть трилогии: в ней также представлен Фигаро, постаревший и ставший добродетельным. Он изобличает порок и помогает торжеству справедливости. Но особого художественного значения эта комедия не имеет.Библиография:
Геттнер Г., История всеобщей литературы XVIII в., изд. 2-е, т. II, М., 1897; Иванов И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895; Галле (Hallays) Андре, Б., М., 1898; Веселовский А., Этюды и характеристики, М., 1903; Шахов А., Вольтер и его время, СПБ., 1907; Коган П. С., Очерки по истории зап.-европ. литературы, т. I, М. - П., 1923; de Loménie L., B. et son temps, II v., P., 1855; Bettelheim A., B., Frankfurt a/M., 1886; Lintilhac, B. et ses oeuvres. P., 1887; Brunetière F., Les époques du théâtre français (1636–1850), P., 1914; Réné Dalsème, La Vie de B., P., 1928.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Бомарше́

(Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (1732, Париж – 1799, там же), французский писатель.

Родился в семье ремесленника, сам проявил способности к ремеслу и изобретательству. Стал придворным часовщиком, затем – учителем игры на арфе дочерей Людовика XIV, купил дворянство. Участвовал в придворных интригах и скандалах, пытался разбогатеть, пускаясь в различные финансово-экономические предприятия. Светская жизнь и судебные разбирательства стали главными темами Бомарше-писателя в «Мемуарах» (1773-74), принесших ему популярность и симпатии читателей. Описанная в «Четвертом мемуаре» история спасения чести сестры Бомарше, обманутой испанским журналистом Клавихо, привлекла внимание И. В. Гёте, написавшего по мотивам этого сюжета пьесу «Клавиго» (1774). Как драматург Бомарше начал с сочинения «парадов» – фарсово-комических пьес для частных театров. Заинтересовавшись новыми тенденциями в драматургии, стал сторонником идей Д. Дидро. Своей драме «Евгения» (1767) Бомарше предпослал большое «Эссе о серьёзном драматическом жанре», но как сочинитель сентиментальных драм не преуспел. Славу писателю принесли пьесы о Фигаро: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (1775), «Женитьба Фигаро, или Безумный день» (1783-84). Используя в «Севильском цирюльнике» традиционные комедийные ситуации и типы (влюблённый дворянин отвоёвывает возлюбленную у старика-опекуна с помощью ловкого слуги), Бомарше оригинально трансформирует их, наполняет свежим и живым содержанием, превращая цирюльника Фигаро в близкий самому автору образ поэта-авантюриста. Оригинальная идея создать драматическое продолжение «Севильского цирюльника» позволила писателю развить комедийные характеры Альмавивы, Розины, Бартоло, Базиля и главное – самого Фигаро. В «Женитьбе Фигаро» он выступает уже не помощником протагониста, а главным героем. Весёлость и лёгкость диалогов, изобретательность комических интриг сочетаются в пьесе с изображением серьёзных этико-психологических ситуаций и демократическим критическим пафосом, особенно ярко выраженным в последнем монологе Фигаро. В заключительной части трилогии о Фигаро – «Преступная мать» (пост. 1792) – сатирическая комедия сменяется мелодрамой: характеры постаревших героев меняются, иными становятся и их отношения: преданный слуга Фигаро восстанавливает мир в семье раскаявшегося графа.
По пьесам Бомарше написаны оперы «Севильский цирюльник» (Дж. Россини, 1816), «Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт, 1786).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Бомарше" в других словарях:

    - (фр. Beaumarchais) французская фамилия. Бомарше, Пьер Огюстен Карон де французский драматург и публицист. Бомарше, Антуан Лабарр де французский каноник и литератор. Список статей об однофамильцах … Википедия

    Beaumarchais. Бомарше (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (1732 1799) Французский драматург. Афоризмы, цитаты Бомарше. Beaumarchais. Биография Что такое аристократ? Человек, который потрудился родиться. Природа сказала женщине: будь… …

    - (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (Caron de) (1732 99), французский драматург. Сын парижского часовщика, получил доступ ко двору Людовика XV. Мировую славу Бомарше принесли комедии Севильский цирюльник (1775) и Женитьба Фигаро (1784), в… … Современная энциклопедия

    бомарше - Beaumarchais. Пирог Бомарше. Beaumarchais. Зеленко 1902 461 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (24.1.1732, Париж, 18.5.1799, там же), французский драматург. Родился в семье часовщика. Уже в первых, т. н. «мещанских драмах» «Евгения» (1767), «Два друга» (1770), Б. правдиво рисует картины… … Большая советская энциклопедия

    Бомарше П. О. - БОМАРШÉ (Beaumarchais) Пьер Огюстен (1732–99), франц. драматург. В двух первых комедиях трилогии о талантливом и остроумном плебее Фигаро Севильский цирюльник (1775) и Женитьба Фигаро (1784) изображён конфликт между третьим сословием и… … Биографический словарь

    БОМАРШЕ - (Beaumarchais), Пьер Огюстен Карон де, род. 24 янв. 1732, ум. 19 мая 1799 в Париже; знаменитый французский писатель, комедии которого: Севильский цирюльник и Свадьба Фигаро дали сюжеты для двух опер, в которых гений Россини и Моцарта выказался в… … Музыкальный словарь Римана

    Бомарше, Пьер Огюстен Карон де (Caron de Beaumarchais) (1732 1799) Бомарше. Beaumarchais. Биография Французский драматург. Бомарше родился 24 января 1732 в Париже, в семье часовщика. 7 марта 1721 отец Бомарше, Андре Шарль Карон, которому было… … Сводная энциклопедия афоризмов

Французская литература

Пьер Огюстен Карон Бомарше

Биография

Бомарше Пьер Огюстен Карон (Beaumarchais) - знаменитый французский драматург и публицист, родился 24 января 1732 в Париже. Сын часовых дел мастера, он первоначально занялся ремеслом отца, но в тоже время ревностно изучал музыку.

Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе и, благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ, сделался обладателем значительного состояния.

В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гёте: «Клавиго».

Но посреди своих торговых спекуляций, Бомарше выступил перед публикой с двумя пьесами: «Eugenie» (1767) и «Les deux amis» (1770), из которых на сцене удержалась только первая. После смерти своего компаньона Дювернэ Бомарше начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом ее было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ.

Чтобы добиться доступа к докладчику Гёцману, Бомарше поднес жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гёцмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп. Бомарше был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению. Тогда он написал в свою защиту знаменитые «Memoires» (1774); затем «Suite de memoires» (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина.

В тоже время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары - образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который еще и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент увидел себя вынужденным отменить приговор первой инстанции и как-нибудь замять это дело посредством соглашения.

Симпатии публики к Бомарше выросли еще больше после представления классических театральных комедий его: «Севильский цирюльник» (1775) и «Свадьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомаршэ является провозвестником революции и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Свадьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и не даром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы. Когда началось восстание сев. американских колоний, Бомарше с большим уменьем принял на себя заботу о доставлении им военных припасов, нажив на этом миллионы.

Замешанный в новом процессе (1781) за пособничество в уводе жены Корнманна, Бомарше нашел себе превосходного противника в Баргассе. Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнегоуспеха. Процесс он выиграл, но на этот раз публика была не на его стороне. Вдобавок опера «Tarare» (1787) пошатнула его славу, какписателя, а комедия «La mere coupable» (1792), стоявшая в тесной связи с «Фигаро», встретила очень холодный прием.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, не смотря на потраченные на него громадные издержки (Бомарше завел для этого издания даже особую типографы в Кэле) принесло Бомарше почти около миллиона убытку.

Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя поставку 60000 ружей республиканскому войску. От наказания он избавился только бегством в Лондон, а второй раз в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. Свое поведение в этом деле Бомарше пытался обелить в «Mes six epoques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий народа.

Бомарше Пьер Огюстен Карон (Beaumarchais) - известный французский публицист и драматург, родился в Париже 24 января 1732 года. Отец был часовым мастером, чем он и сам поначалу занимался и одновременно с этим активно изучал музыку.

Его разговорный дар и музыкальные таланты предоставили для него доступ в высшее общество, где со временем он сумел завязать большие связи, которые стали очень полезными в будущем. Боморше умудрился попасть во дворец к самому Людовика XV и стал обучать игре на арфе его дочерей. Пьер Бомарше был дважды женат на богатых, которые умерли очень скоропостижно. Благодаря ним, а также знакомству с банкиром Дювернэ, он стал обладателем внушительного состояния.

В 1764 он отправился в Мадрид по денежным делам. Там он убил на дуэли обольстившего его сестру испанского писателя Клавиго, что стало сюжетом трагедии Гёте «Клавиго». После смерти Дювернэ, который был его компаньоном, Пьеру предстояла тяжба с наследником Дювернэ графом Блака и здесь ему представилась возможность выказать свой изумительный талант и изворотливость в полном объеме. Тяжба, предметом которой был неуплаченный долг, который требовал наследник Дювернэ, разбиралась в парламенте.

Для того чтобы иметь доступ к докладчику Гёцману, Бомарше пришлось приобрести дорогой подарок для его жены. Когда он проиграл процесс, подарок ему вернули, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гёцмана. На основании данных фактов в 1773 году возник новый процесс по обвинению в покушении на подкуп и клевете.

Бормаше был замешан в новом процессе (1781) по обвинению в пособничестве в уводе жены Корнманна, где в Баргассе сумел найти себе превосходного противника. Процесс он сумел выиграть, но публика была против него. После этого пошатнула его славу как писателя опера «Tarare» (1787).

В 1792 он потерял много денег, когда взял на себя обязательства на поставку 60000 ружей во время республиканской войны. Он сбежал в Лондон, сумев таким образом избежать наказания, а потом в Гамбург, откуда сумел вернуться лишь в 1796 году. Свое поведение Бомарше попытался обелить в предсмертном сочинении «Mes six epoques», однако, оно не сумело вернуть ему симпатий народа. Умер писатель19 мая 1799 года.

Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais ; 24 января , Париж - 18 мая , там же) - французский драматург и публицист .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

    1760-1780

    Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера «Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех «Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

    1780-1799

    Когда началась Война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

    Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

    Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей французской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

    Библиография

    Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

    • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
    • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
    • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
    • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
    • 1773 - «Севильский цирюльник » (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
    • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
    • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
    • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
    • 1784 - Préface du mariage de Figaro
    • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
    • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
    • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

    Примечания

    Литература

    • Фредерик Грандель Бомарше // Beaumarchais: ou, la calomnie. Paris, Flammarion, 1973; Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной; М., «Книга», 1986. 400 стр.
    • Р.Зернова. Гл. «Пьер Огюстен Бомарше» - из «Писатели Франции», М. Издательство «Просвещение», 1964 г.
    • Сальери и Бомарше. Опера и революция / Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери
    • Лисы в винограднике. Лион Фейхтвангер. Исторический роман.


Что еще почитать