Почему не делай добра не получишь зла. "Не делай добра - не получишь зла" - значение и происхождение поговорки

На самом деле крылатая фраза звучит немного по другому - "Не делай добра, не получишь зла" или "За добро платят злом". Еще есть другие варианты близкие по сути: "Благими намерениями вымощена дорога в Ад", " Не мешай человеку быть несчастным, а то он помешает тебе быть счастливым".

ПРИТЧА №1

Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё:
- Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! - сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. - Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! - ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки - те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро платят злом.

ПРИТЧА №2

Змея, за которой гнались охотники, упросила крестьянина спасти ей жизнь. Чтобы спрятать ее от погони, крестьянин сел на корточки и дал змее заползти себе в живот. Но когда опасность миновала и он попросил змею выйти наружу, та отказалась. Внутри было тепло и безопасно.
По пути домой крестьянин увидел цаплю. Он подошел к ней и шепотом поведал, что произошло. Цапля велела ему присесть и потужиться, чтобы извергнуть змею. Когда показалась голова змеи, цапля клюнула ее, вытянула змею наружу и убила. Крестьянин испугался, что яд змеи мог остаться в его внутренностях. Цапля сказала ему, что излечиться от яда змеи можно, если сварить и съесть шесть белых птиц."Ты белая птица, -воскликнул крестьянин, - с тебя и начнем!".
И он схватил цаплю, посадил в мешок и понес домой, а там, вытащив ее, рассказал жене что с ним приключилось.
"Ты меня удивляешь, - сказала жена, - "птица сделала тебе добро, избавила от зла, поступила хорошо, спасла тебе жизнь, а ты хочешь убить ее и съесть?".
Она немедля освободила цаплю, и та улетела. Но сначала выклевала женщине глаза.

Мораль: если видишь, как вода течет вверх по холму, значит, кто-то отплатил добром за добро.

Так о чем это я?

Все чаще и чаще я замечаю, что люди - неблагодарные твари. Я делаю что-то для них хорошее, а в ответ получаю только ушат говна на свою голову. Нет, я не прошу петь мне дифирамбы или быть по гроб жизни благодарными. Мне хочется банального - чтобы они свое зло и невежество запихали поглубже в анальное отверстие.

Я не буду перечислять все примеры. Возьму тот, что случился сегодня.

Напомню, что в минувшую субботу во время игры ENCOUNTER моя команда стала свидетелем предательства - неизвестный на "двенашке" оставил овчарку на проезжей части и скрылся.

Данную информацию я предоставила Светлане Уваркиной, которая занимается у нас приютом для животных "Друг". Она разместила ее в группе вконтакте. Все стали переживать за собаку, параллельно вычисляли владельца машины по номерам, кто-то даже вышел в рейд в указанное место в поисках пса. И тут появляется в комментариях 20-летнее чудо-юдо, которое заявляет, что фигли тут наезжаете на человека, бросившего овчарку, если сами такие-сякие проехали мимо! Мне, если честно, непонятно:

1. Почему нас ставят в один ряд с тем, кто выбросил СВОЕГО пса?
2. Что мы должны были делать, завидев все это?

В машине нас было пятеро. Садить в переполненный транспорт незнакомое животное, тем более взрослую овчарку, чревато укусами. Собачий приют работает исключительно только утром, так что куда-либо звонить в полвторого ночи смысла не было! Даже, если бы я звонила на личный телефон С. Уваркиной, стал бы человек посреди ночи поднимать трубку? Я, например, всегда отключаю звонок или же вообще телефон, когда ложусь спать. Так что до утра куковать с собакой на обочине, охраняя ее, чтобы она никуда не ушла? А может потратить час, чтобы пешком ее заманить к себе домой? Только у меня там кошка живет, которая даже чужих котов на дух не переносит, а представьте, что будет в однушке, когда там появится незнакомый большой пес!

Рассмотрим другой вариант событий - догнать козла на "пузотерке" и дать ему пиздюлей. Мы в общем-то так и планировали, в видеозаписи даже есть фраза "Доставай биту". Я проследовала за 12-кой от вышеуказанного перекрестка до пересечения улиц Колхозная и Южная. Но он так гнал, как будто пытался убежать от собственной совести. У меня на машине стоит всесезонка, которая по гололеду скользит примерно так же, как лысая резина. Разгоняться до 120 километров в час (в черте города, где разрешенная скорость в два раза меньше - то есть в лучшем случае штраф от 1 до 5 тыс. рублей, в худшем - лишение водительских прав прав от полугода), чтобы его обогнать и подрезать - это чистое самоубийство и убийство. Напомню, что в машине нас было пятеро. Как бы это жестоко не звучало, но стоит ли одна собачья жизнь таких жертв?

Или давайте объединим все выше указанное и доведем до абсурда: останавливаемся, запихиваем кусающуюся большую псину в машину поверх людей, включаем скорость "ракета", догоняем "двенашку", на ходу заставляем открыть окна, перекидываем собаку в салон лады. Миссия выполнена! Народ ликует и дамы в небо чепчики бросают.

Я знала, что у меня есть знакомый, который сможет по номерам вычислить владельца машины (госномер мы записали). Сыктывкар - город маленький и найти выродка потом будет проще простого. В век высоких технологий и засилия социальных сетей, это можно сделать, даже не выходя из дома (

Часто мы слышим от разочарованных в жизни людей: «Не делай добра - не получишь зла». Почему все так? Что обидело тех, кто так думает? Мы будем разбираться в настоящей статье, справедлив ли данный афоризм.

Добро и зло: абсолютные и относительные понятия

Сложно отрицать, что «Добро» и «Зло» - категории, с одной стороны, абсолютные (если мы думаем о Боге и дьяволе), а с другой стороны, относительные (если принимать в расчет конкретные поступки людей).

Когда человек читает сказки, он легко может отличить зло от добра. Помимо очевидного, отрицательные герои обычно выглядят соответственно. В реальной жизни все сложнее: друзья предают, жены уходят, родители бросают (иногда просто игнорируют). Другими словами, отличить зло от добра не так уж и просто, особенно поначалу, когда все хорошо.

Представьте, встречается мальчик с девочкой, потом они женятся, у них, возможно, рождаются дети, а он (или она) уходит. Партнер, оставшийся в одиночестве, грустно произносит: «Не делай добра - не получишь зла». Таким образом, он воспринимает всю прошедшую супружескую жизнь как некоторую свою заслугу и как царство совершенного добра. Но мы-то знаем, что просто так ни от кого мужья и жены не бегут, ведь так?

Нельзя быть благодарным вечно

У людей избирательная память: человек хорошо помнит свои заслуги и добрые дела, но легко забывает о том зле, которое он причиняет окружающим. Например, жена уходит от мужа. Он говорит: «Эх, не делай добра - не получишь зла». Муж хорошо помнит, что он много работал на благо семьи, купил квартиру, шубу жене, но совершенно забыл о том, что не уделял ей в этот период никакого внимания, нередко задерживался на работе по «нетрудовым вопросам» и много чего еще. Это все проделки его памяти, она решила скрыть все это, дабы не травмировать психику и не понижать самооценку.

Жена же, в свою очередь, может вспомнить, как ишачила на кухне, по дому, а он даже не обращал на это внимания. Поэтому и она может произнести фразу «не делай добра - не получишь зла» перед тем, как уйти к другому или просто оставить мужа.

Случай, описанный здесь, может включать в себя любую пару: родители и дети, друзья.

Родители и дети

Представьте себе авторитарных родителей. Они решают, что ребенку пить, есть, в чем ходить, куда поступать учиться, с кем дружить, а потом вдруг, когда начинается пора студенческой жизни, их благословенное чадо, срываясь с поводка, устраивает родителям светопреставление. Родителям остается только озадаченно сказать: «Не делай людям добра - не получишь зла», - и горько заплакать. И самое интересное - их слезы будут совершенно искренними.

Они же не понимали, что на протяжении всей жизни просто калечили душу своего ребенка, все время указывая ему, как жить, с кем дружить и что носить, а теперь, когда чадо набралось смелости и сил от «симметричного ответа», его реакция кажется ближайшим предкам космической несправедливостью и таким же удивительным явлением, как +40 зимой в Мурманске. Но оказывается, что у всего есть причина.

Алешкина любовь: неординарная трактовка песни

Все (или многие) знают песню: «Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…». И все страдания поющего от того, что он не хочет терять ни друга, ни любимую. Он боится, что Алешка скажет: «Не хочешь получить зла - не делай добра».

Страхи героя оправданы, но тут надо делать выбор: либо любовь, либо дружба. Это очень непростая и противная, отвратительная дилемма, но жизнь подчас весьма мерзкая штука.

Сережка (пусть поющего будут звать так) с Алешкой, возможно, прошли и огонь, и воду, и медные трубы. Один другого не раз вытаскивал из разных передряг, но потом пришла Любовь (или просто Люба), и все - нужно делать выбор судьбоносный. Друг, если он настоящий, поймет и простит. Ему просто нужно время.

Лингвистический поворот

Мы рассмотрели различные ситуации, когда используется пословица «не делай добра - не получишь зла». Теперь же настала пора конкретно указать ее значение. Как нетрудно понять из примеров, эта пословица присутствует в словаре тех людей, которые считают себя праведниками и благодетелями. Они полагают, что насыщают мир исключительно добром, а им возвращается либо зло, либо ничего.

В некотором смысле такие люди представляют собой тип современного Иова, который стоит на коленях с руками и глазами, обращенными к небу, и спрашивает: «Почему я, Господи? Ну почему?» Но в ходе нашего не слишком обширного исследования мы поняли, что это только поза и плохая память. Нет никаких праведников. Нет совершенно добрых людей, есть люди с плохой памятью и черствыми сердцами, когда дело касается чужих страданий и проблем.

М. М. Жванецкий и народная мудрость

У Михал Михалыча есть прекрасная фраза: «Раб говорит: “Они виноваты в том, что я…”. Свободный человек говорит: “Я виноват в том, что я…”». Чувствуете разницу? Когда мы хотим успокоить совесть и убедить себя и других в собственной безгрешности, то нам приходит на ум поговорка «не делай добра - не получишь зла». Если же мы вдруг стали сознательными и не в меру продвинутыми Homo sapiens’ами, то мы используем для духовной поддержки другой, более подходящий в этой ситуации афоризм. Возможно, что-то из наследия экзистенциальной философской мысли, если уж не устраивает творчество Михал Михалыча.

Почему нельзя думать так, как предписывает поговорка?

Когда мы сбрасываем с себя ответственность за происходящее с нами, то, с одной стороны, надеваем костюм жертвы, а с другой стороны, признаем, что мы лишь марионетки в руках судьбы. Возможно, последнее утверждение и верно, но человек не должен так думать. Такой образ мысли непоправимо вредит построению гармоничной жизни, которая даже на земле, вопреки мнению желчных критиков, вполне возможна.

Человек может устроить все наилучшим манером только в том случае, если готов ответить за каждое свое действие, вне зависимости от того, истинно оно или ложно. Только так можно прийти к свету. А боли бояться не стоит, ибо только через страдание открывается правда. Если истины важные, они, как уколы, очень болезненные. Лекарства ведь тоже гадкие и противные, но они помогают человеку жить и дышать, а жизнь есть великий дар. По крайней мере, так думают некоторые. Если же человек не слишком уверен, что жизнь - это так уж прекрасно, то лекарства позволяют ему хотя бы посмотреть еще какое-то количество фильмов и прочесть еще какое-то количество книг, ну и поработать, естественно, на благо общества.

Можно подумать, что мы немного отклонились от темы, но это не так. Все это входит в орбиту темы «Не делай добра - не получишь зла: значение поговорки». Народные афоризмы такие: они будят множество ассоциаций, мыслей и чувств, которые непременно надо затронуть. Все это необходимым образом нужно обговорить, чтобы не было недосказанности.

И напоследок. Лучше поговорку «не делай добра - не получишь зла» заменять на нечто вроде: «если со мной поступили дурно, то это я и только я допустил ошибку». Здесь важно сказать, что такое поведение не имеет ничего общего с христианской мыслью о двух побитых щеках. Если с вами поступили подло, то вы должны сделать определенные выводы о человеке, который нехорошо с вами обошелся, и исправить собственные недостатки и недочеты, чтобы такого больше не случалось никогда во веки веков. Аминь.

Очень часто можно слышать от людей: «Я так старалась, столько помогала, а она вдруг перестала со мной общаться», «Я столько делаю ради него, а он совсем не ценит…» и т.п.

Давайте разберемся. Во-первых, очень интересный момент: делать что-то для другого, в первую очередь, для кого мы это делаем? Для другого? Если задуматься, то вовсе не для другого, а прежде всего для себя! И здесь важно понять - для чего мне нужно помогать другому? Что это помощь значит для меня?

Если человек не просит помощи, не надо лезть к нему со своим «добром», со своим желанием помочь. Иначе будет негативная ответная реакция. Насильно навязанное добро не может считаться настоящим добром, это вторжение в чужую жизнь. А злом люди обычно всё-таки отвечают не на добро, а на зло.

Зло от другого и получается, что мы хотим человеку помочь, а он не просил помощи и не хочет её получать.

Иногда ко мне обращаются с такими вопросами, типа: «Подскажите, как помочь подруге (дочери, маме, другу, знакомому)? Так она страдает…» и т.п. У меня возникает ответный вопрос (который в принципе задаст любой психолог): «Подруга просила у вас помощи?» Как правило, ответ отрицательный. Тогда следует другой вопрос: «Для чего вы хотите ей помочь?» И тут уже раскрывается много интересного…

Человек начинает возмущаться, что как это так, подруга страдает, надо же помочь! Ну и что, что не просила, ведь тяжело видеть, как она страдает, хочется, чтобы она была счастлива… и т.д. и т.п.

Любой психолог на подобные заявления скажет, что может помочь лишь тому, кто непосредственно обратился за помощью. Подруга (друг, мама, знакомая) не обратилась ведь за помощью, значит помочь ей не можем. Может всё-таки стОит разобраться с этим страстным желанием помочь? Иногда клиент соглашается, но чаще всего в мыслях думает: «Какой плохой психолог!» и уходит… Бывает, уходит искать помощи у другого психолога. Может попадётся какой-нибудь неопытный, который насоветует, как быть.

И всё-таки, возвращаясь к самой сути.

Даже если подруга, друг, супруг, знакомый всем своим видом показывают, как им плохо, но не зовут нас на помощь, придётся проявить стойкость.

Во-первых, когда делают добро, не ждут благодарности и тем более никакой платы даже в виде равноценного добра. Тогда и обиды не будет. Ведь по большому счёту, делая добро другим, мы приносим пользу прежде всего себе. Т.е. делаем добро для себя, ведь нам от этого хорошо на душе.

Во-вторых, мы можем просто ошибиться. Мы же не знаем, что происходит на самом деле с человеком. Может человеку просто надо выплакаться, а мы кидаемся его спасать. Тут можно узнать о себе много нового, например: «Достала ты меня уже своими советами» и т.п.

В-третьих, помогая без спроса, мы лишаем своих близких и друзей полезного опыта. Фактически, учим их быть беспомощными.

Помогать другим - это благое дело. Но только тогда, когда человек вас попросил о помощи.

Две вишни. Притча святителя Николая Сербского

У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то “окопай меня”, то “побели меня”, то “напои меня”, то “отведи излишнюю влагу от меня”, то “заслони меня от жаркого солнца”, то “дай мне больше света”. А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: “Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!”
Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.
И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: – Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.
***
Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. “Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!” – говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину – Богу, “Господину жатвы”, о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
“Господь наш есть Господь Даритель”, – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: “Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам добавится”. И еще Он велит: “Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется”. И еще Он говорит: “Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!”
Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..” Но эта молитва в “Отче наш” стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.
Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

Этому есть объяснение. Да и добро бывает разное. Хочешь жить спокойно — не делай добра, если тебя об этом не просят. Если будешь вмешиваться, желая быть благодетелем, избавителем, готовься к следующей роли, роли жертвы.
Есть так называемый треугольник Карпмана, его также называют треугольником судьбы. Выглядит он так:
преследователь – избавитель – жертва.
Как только человек начинает играть в эту игру, он втягивается в этот треугольник. Выйти из него труднее, чем в него попасть. Так как в большинстве случаев люди попадают в него неосознанно.

Например, ты видишь как дорогой тебе человек страдает (жертва ) от другого человека (преследователь ). Тебе конечно же хочется помочь, стать избавителем , даже если тебя не просят. Как-только ты вмешиваешся, попадаешь в треугольник.
Роли в этом треугольнике могут меняться между его участниками. Сегодня ты избавитель, завтра жертва. Метание по ролям карпманавского треугольника приносит участникам некое, возможно даже неосознаваемое удовольствие, сильные эмоции, мощные переживания!
Безумно приятно чувствовать себя избавителем , ощущать свою значимость, доказывать себе очевидным образом ценность своего существования. Спаситель возвышается над жертвой, и это наполняет душу сильнейшим удовольствием.
А каким чувством победы вознаграждается преследователь ! «Плевал я на эту дуру» - с великой гордостью говорит дружкам пьяный, а те поддакивают ему, как будто он совершил нечто действительно великое.
Жертва тоже без выгоды не остается: самоуничижение, самобичевание насыщают жизнь очень большими чувствами. А в перспективе светит превращение в Преследователя , в роли которого можно будет «оторваться по полной», или возвышение в роль Спасителя .
Это игра, невротическая игра , треугольник Карпмана практически не осознается. Люди просто чувствуют, думают, действуют, кажутся себе вполне искренними и не видят собственного «второго дна». Особенно упорны в отстаивании своего права продолжать зависать в треугольнике хронические спасители, то есть созависимые. Очень уж завораживает эта роль.
Такая жизнь может быть и не устраивает участников этой системы, но если бы они действительно хотели что-то изменить, им бы пришлось выйти из драматического треугольника. А это уже страшно, это очень большие изменения. Мало того, если говорить о семье в которой нет истинной близости, то прыжки по карпмановским ролям создают иллюзию эмоциональной насыщенности, как бы заменяют душевное наполнение отношений.
Это о треугольнике Карпмана . А теперь о добрых делах .

Настоящий благодетель делает добрые дела даже не подоревая об этом. А если человек знает и осознает свой поступок как благое дело, то он должен поблагодарить того, кому оказывает благодеяние, за то что тот его принял. Потому что если бы тот его не принял, благодетель не смог бы чувствовать себя благодетелем. Оказывая осознанно благодеяние, не ждите благодарности. Осознание, что вы совершили доброе дело, и есть награда. Поэтому будьте вечно признательны тому, кто это благодеяние принял, так как без него вы не могли бы чувствовать себя благодетелем.

В общем, делайте свое дело. Если оно будет сделано хорошо, вам зачтется, а для кого-то оно возможно окажется благодеянием. Как говорилось в одном известном мультфильме.



Что еще почитать