Позирует в сари показывая свое тело. История появления сари. Легенды об индийской одежде

Сари - национальная женская одежда Индии, которая является по сей день одним из символов Индии. Сари представляет собой кусок ткани обернутой вокруг тела шириной примерно 1,1 метра и длиной в среднем 8 метров. Сари надевается на топик и длинную юбку, которая помогает плотно закрепить складки сари.

Топик называется чоли или равика . Он прикрывает верхнюю часть тела и может быть как со спинкой, так и без нее, с короткими рукавом или длинным, в зависимости от региона Индии.

У юбки есть тоже множество своих названий: ленга или ланга в Юго-Западной Индии, шая на Востоке, лехенга в Северной Индии, павада или павадаи на Юге Индии, чание, гагра, гагаро, паркар на Западе.

С санскрита слово сари переводится, как полоска ткани - сати, в буддийской литературе описание сари соответствует слову Джата.

История сари

Кажется, что история сари восходит к периоду создания цивилизации. Самое раннее доказательство, которое было найдено - это скульптура жреца, одетого в сари, которая осталась нам от цивилизации Инда (3-2 тыс. лет до н.э.).

Ранее сари оборачивали таким образом, чтобы образовались штаны. Это было сделано, чтобы не сковывать движения жрецов и жриц в храмовых танцах. Также мы видим по ранним статуям богинь, что сари надевалось вокруг талии, верхняя же часть тела была либо абсолютно голой, либо частично прикрыта украшениями.

Наскальная роспись в пещерах Аджанты (II век до н.э. по VII век н.э.)

В трактате Натья Шастра (III-IV век н.э.) был описан костюм танцовщиц из изысканных драпировок, где главным являлся неприкрытый пупок, так как он является источником творчества и силы.

В Южной Индии достаточно долго просуществовала одежда с открытым верхом, но после 19 века обнаженная грудь подверглась социальной переоценке, что привело к прикрытию ее и пупка.

В штате Керала на юге до сих пор можно встретить людей одетых в традиционное сари - лунги и шаль, перекинутое через левое плечо.

С приходом мусульман и англичан верхняя часть одежды и нижняя плотно вошли в костюм, что и дошло до нашего времени.

Сейчас существует более ста разновидностей , но юбка и чоли остались неотъемлемой частью наряда.

Кстати, а знаете ли вы, что знаменитая кукла Барби в Индии продается в национальном костюме - сари?

Стоимость сари

Приобрести сари в Индии можно в магазинах или на рынках. В магазинах цена указана на ценнике. А вот на рынках лучше торговаться. Стоимость сари зависит от многих составляющих: материала, его качества, используемой вышивки, штата, где оно изготовлено и было ли транспортировано.

Обычно цена колеблется от 300 до 10 000 рупий (на наши деньги - от 150 до 5000 рублей). Но могут встречаться и эксклюзивные товары.

Так, например, в 2008 году в книгу рекордов Гиннеса попала индийская фирма, которая выпустила самое дорогое сари в мире. Его стоимость оценивалась в 100 тыс. долларов.

Это сари было сделано вручную, над ним работало 30 человек в течение 7 месяцев. Его украшают 11 картин индийского художника, которые вышиты золотыми нитями и украшены множеством драгоценных камней: сапфирами, изумрудами, жемчугом, бриллиантами, кораллами. Естественно, и весит такое искусство немало - около 8 кг.

До сих пор сари является популярным свадебным нарядом для индийских девушек. Индийские браки показывают нам о богатом и незабытом наследии Индии. Невесты из разных регионов Индии, разных верований, предпочитают выходить замуж в сари.

Сари разнообразны, как по ткани, так и по расцветкам. А какие чудные вышивки раскрашивают ткань! А сплетение драпировок в искусной форме просто поражает своей изысканностью и красотой великолепия!

Современная индийская невеста обладает большим выбором разнообразия сари, начиная от Майсур шелка, Банарсис, Кандживарамс, Гхарчолас, Балучарис, Зардоси, Пайтани, Танчоис, Патолас, Тангаилс, Почампаллис, Джамаварс и заканчивая великолепными вышивками из золота и серебра, зеркал, страз и бисера.

Девушке сложно его выбрать для самого важного дня в своей жизни, в день ее свадьбы, когда все взгляды будут направлены на нее.

Выбор помогает определить класс семьи невесты, каста, национальность, региональные обычаи, так как именно это влияет на ткань, цвет и рисунок. Кроме того, не стоит забывать и о драпировках, которые изменяются в зависимости от региона.

Красное сари носят невесты из северной Индии, Бенгалии. Также брахманы южной Индии носят их, считая, что красный - это цвет крови и семейного счастья, который влияет на сексуальность и рождаемость. Так же красный цвет является неким супружеским символом при рисовании синдур и бинди. Является символичным и в касте чура.

Желтый цвет связан с процветанием и является священным цветом во многих индийских свадьбах. Желтое сари предпочитают на востоке в штате Утар-Прадеш. В области Кангра штат Химачал-Прадеш в свадебном сари используются либо элементы золотистых цветов, либо желтый цвет материала.

Зеленый цвет символизирует плодородие и процветание. Невесты в штате Махараштра предпочитают зеленые сари с красной каймой. Стоит обратить внимание и на драпировку сари невест, она необычна тем, что раскрывает красоту ног, с помощью оборачивания свободного конца передних складок между ног, а затем заправленного сзади за пояс.

Не стоит забывать и о белом цвете , так привычном для европейцев. В Индии данный цвет символизирует либо траур, либо вдовство.

Но Индия была бы не Индией, если б не имела исключений!

Так, в некоторых регионах Джаркханда, Западной Бенгалии, Бихар, Одиша и Ассаме, где живут племенные общины Индии сантахал - белое сари с пурпурной каймой символизирует девственность и целомудрие.

Распространенное искусство Индии - покоряет сердца российских граждан, которые все чаще увлекаются мехенди.

Что нужно обязательно взять с собой в путешествие на Гоа .

Ассамские невесты носят традиционные белые сари. Малайли невесты из пышных зеленых кокосовых рощ выбирают сетмунду - это кремово-белое сари с золотой окантовкой, состоящее из двух частей. Белое сари с красной каймой называется панитра .

Свадебное сари из Ориссы - саптакар , как правило, изготавливают из Туссар шелка. Оно имеет клетчатую расцветку с белыми, красными и черными цветами. Интересно, что саптакар, это также название настольной игры, в которую пара играет после свадьбы, когда молодожены остаются наедине впервые.

Шелковая парча квин-квеб

Кин-Квэб - вид шелковой парчи из Варанаси (старое название Бенарес), который высоко ценится в Индии, он является одним из излюбленных для невест. Иногда в нем присутствует вышивка Зари.

Пхола - цветы, которые служат символом плодородия и украшают своими мотивами в виде манго, лотоса, хризантемы, жасмина, лилии, розы и т.п. Край сари украшают вьющимися лианами и цветами. Не используется только цветок Кетаки , так как по мифу он был проклят .

Интересно, что у сари Канджеварам окантовка и край ткется отдельно от основы. Среди данных моделей преобладают храмовые мотивы, слоны, попугаи, павлины и цветы. Современные модели данного вида сари выполнены полосами и повторяющимися узорами.

И чтобы ни произошло, сколько бы веков ни прошло, как бы ни менялась мода, полагаю, что индийские невесты будут носить традиционное сари, так как оно всегда неизменно привлекательно и изящно в своих различных стилях!

Естественное стремление женщины — быть женственной, загадочной и привлекательной. Ни для кого не секрет, что одежда, которую мы носим, способствует развитию определённого умонастроения. А иначе, какой тогда смысл в одежде военного, священника, повара или спортсмена? Так же существует одежда различного предназначения: деловая, повседневная, домашняя, праздничная, униформа и т.д.
В этой статье мы поговорим об уникальном явлении в истории мировой моды — индийском сари — одежде, проявляющей в женщине подлинную красоту .



В то время, когда современная мода имеет тенденцию оставлять на женском теле все меньше и меньше одежды, в Индии, как и тысячи лет назад, подавляющее большинство женщин отдаёт предпочтение традиционной одежде индианок — сари. Почему же каждый уважающий себя индус желает видеть свою жену, дочь, сестру или мать одетой в сари? Вовсе не потому, что сари, как и паранджа, скрывает женщину от чужих глаз. На самом же деле уникальность драпировки сари подчёркивает в каждой женщине её подлинную природную красоту , скрывая при этом недостатки фигуры.

Стоит женщине надеть сари, как с ней происходят чудесные превращения. Благодаря своей непостижимо мудрой изысканности и простоте этот наряд способен сделать худых и полных — стройными, лишённых женственности — грациозными и плавными, серьёзных — приветливыми, а легкомысленных — сдержанными и целомудренными. Перечень этот может быть бесконечным, как и сами качества сари.



Интересна и та тенденция, что сейчас европейских девушек в сари часто можно встретить и на улицах западных городов, и на подиумах высокой моды. Например, Анна Шауфуса, манекенщица международного класса, которая в восемнадцать лет стала Мисс Данией. Она — частый гость на страницах и обложках престижных журналов: «Vogue», «Officiel», «Elle», «Paris Match». Своим естественным нарядом Анна считает именно сари. Или, например, Мисс Москва Катя Шидловская, победительницу конкурса в 1993 году. Она также отдаёт предпочтение сари, считая, что оно помогает раскрывать красоту души.
Звезды примеряют сари:

Традиционное индийское сари

Pussycat Dolls

Наоми Кэмпбелл

Кейт Хадсон и Ева Грин

Алиса Милано

Эшли Джад

Шейла Чандра

Шанта Апте

Падма Лакшми

Сонам Капур

Грейс Джонс

Диана Крюгер

Одри Марне

Мадонна

Элизабет Херли

Айшвария Рай

Опра Уинфри

Американские теннисистки Серена и ее сестра Винус Уильямс накануне открытого чемпионата Бангалора по теннису в 2008 году

Анна Курникова

Мария Кириленко

Елена Янкович

Словацкая теннисистка Даниэла Хантухова

Таким образом, можно видеть, как практичным признается то, что проверено опытом тысячелетий. Известно, что на Востоке женщины носят сари с незапамятных времён. Оно было «в моде» ещё несколько тысячелетий назад, во времена процветания в обширных районах Земли так называемой арийской или ведической культуры , до сих пор привлекающей пристальное внимание учёных, историков, искателей истины и вдумчивых исследователей.

Несомненно, поскольку мы тоже являемся потомками ариев, то различные аспекты ведической культуры для нас тоже привлекательны. Само санскритское слово «арий» переводится как «благородный». Вы, наверное, сами замечали, что уже сам божественный вид женщины в сари настраивает на подобающее почтительное и уважительное отношение к прекраснейшей половине человечества . В противоположность этому, западная одежда как правило вызывает у мужчин желание насилия над женщинами, провоцируя на животные инстинкты и недостойное поведение.

Кроме эстетических качеств, сари ещё и очень практично. Хотя может показаться, что такое большое количество ткани на теле женщины должно причинять ей неудобства (длина цельного куска ткани может колебаться от 4,5 м до 9 м, а ширина — 1,2м), однако благодаря чоли (коротенькой блузочке, которую носят под сари) часть спины и живота остаются открытыми и это прекрасно предохраняет от жары. Зато в холодное время года три слои ткани внизу тела и верхняя часть сари в виде платка согревают.

Здесь следует заметить о значительном влиянии восточного стиля одежды на западных людей. Эту же самую блузку чоли , которая на Востоке известна тысячелетиями, ныне взяли на вооружение западные модельеры. А изначальный цвет одежды ведического отреченного монаха — шафрановый — ныне очень популярен в ансамблях западной одежды. Ещё в древности люди знали, что наряд человека несёт много информации для других — это этнический, классовый, профессиональный, конфессиональный, возрастной индикатор, это проявление материальной и духовной культуры человека.

Особая привлекательность сари таится также в необъятном разнообразии цвета, рисунка и материала — от самого дорогого шёлка ручной работы до самой дешёвой хлопчатобумажной или синтетической ткани.

В Индии сари носят около 400 миллионов женщин, причём как индуистки, так и мусульманки. Но вы не сможете найти среди них двух одинаково одетых. Даже самая бедная женщина там имеет несколько дюжин сари, в которых она выглядит как принцесса. И каждый день они надевают разные сари.

Самый простой способ заинтриговать мужчину — одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.

Так что же такое сари?
Сари — это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину. Оно может быть выполнено из сверкающего шёлка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами и вышивкой. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой, расшивают стразами и пайетками. Хотя существует множество способов драпировки сари, наиболее распространённым является стиль, следуя которому индийские женщины обвязывают сари вокруг талии, формируя спереди складки, а конец (паллу ) перебрасывают через плечо, закрывая грудь по диагонали. Сари одевают с блузкой, называемой чоли или равика , и нижней юбкой.

Если вы решитесь купить сари, то помните — полным женщинам подходят жоржет, шифон и креп. Один из самых дорогих материалов — тяжёлый миссорский шёлк, он великолепно смотрится на фигуре, делая её изящнее и стройнее. Невысокие девушки должны выбирать себе сари без каймы или с неширокой каймой по краям. Тонким худышкам подойдёт органза, накрахмаленная хлопчатобумажная и прозрачные ткани, которые полнят женщину. Узор на сари должен быть достаточно изящным, избегайте больших, тяжёлых изображений.

Как носить сари. Во время работы желательно собирать и подкалывать булавкой конец сари на плече, чтобы оно не мешало движениям и не отвлекало от выполнения работы. Если вы надели сари на вечеринку, пусть его свободный конец спадает вам на руку — это придаст вашему облику необходимую строгость и изящность. Складки спереди не должны топорщиться, желательно подколоть их булавкой к нижней юбке с внутренней стороны. Вторую булавку (её можно заменить брошью) закрепите на плече.Как надеть сари?
Одевание сари — это большое искусство, но при достаточном желании любая женщина в состоянии овладеть им.
Расскажем о классическом стиле ношения сари — "ниви ".

Чтобы задрапировать сари, необходимо наличие двух элементов — блузки (blouse) и нижней юбки (petticoat). Блузка (устаревшее название "чоли ") должна быть довольно узкой и короткой, с рукавами или без них. Обычно цвет блузки подбирается под цвет окантовки (бордюра — border) сари или под основной цвет сари. Нижняя юбка должна плотно облегать талию и крепиться без помощи резинки, так как резинка может оттягиваться под тяжестью сари. Лучше всего использовать ленту. Нижняя юбка должна как можно ближе подходить к основному цвету сари.
Части сари. В разных регионах Индии они имеют разные названия. Например, паллю (хинди) — ачхел (бенгали).
1. Оденьте блузку (blouse) и нижнюю юбку (petticoat).
2. Возьмите край сари и, начиная с правого бока, закладывайте его по краю за юбку. Таким образом опишите вокруг талии один круг. Следите за тем, чтобы нижний конец сари касался пола.
3. Начиная опять же с правой стороны, сделайте 5-7 складок на сари, каждая примерно по 12 см. Выровняйте их по длине и ширине и соберите вместе. Это наиболее ответственный момент в драпировке сари. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки.
4. Заложите собранные вместе складки за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону.
5. Еще раз оберните свободный конец сари вокруг себя.
6. Свободный край сари (паллю ) перекиньте на плечо. Чтобы край не спадал, можете приколоть его булавкой к блузке.
Всё. Одевание сари закончено.
Главной деталью сари считается его конец, который перекидывается через плечо и при ходьбе красиво развевается. Его принято богато украшать.

Чоли
Это короткая, плотно облегающая грудь блузка с застёжкой спереди, которая надевается под сари. Может быть как с длинными, так и с короткими рукавами, различной длины и фасона. Как правило чоли шьётся по индивидуальным меркам из дополнительного отреза, которым снабжено большинство сари. Этот отрез может быть такого же цвета, как сари, а может отличаться от него по цвету и рисунку. Вариантов дизайна и кроя — великое множество!

Сари не изменилось за века. Различные народности Индии со временем лишь вносили свой вклад, употребляя разнообразные ткани для изготовления сари, применяя новые способы драпировки. Жители южной Индии традиционно драпируют девятиярдовое сари (примерно 8,2 м) в виде шароваров. У народностей, проживающих на территории центральной и южной Индии, оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического шестиярдового сари (5,5 м) позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.

В древности в Индии по одежде можно было определить принадлежность к роду и сословию. Для простых людей существовали хлопковые ткани, а для членов королевских семей ткали золотую или серебряную парчу. Индийская парча представляет собой шёлковую основу с вплетёнными в неё золотыми или серебряными нитями. Эти нити образуют на ткани нежные цветочные узоры. Но не только по виду материала или цвету выделяли касту — в Индии даже драпировка сари означала многое и существовали специальные правила. Сегодня, конечно, о кастовой принадлежности говорить не приходится, но способы различных драпировок до сих пор существуют.

Традиционные сари ручной работы ткут на станках, наполовину врытых в землю. Зеленые, желтые, красные, розовые, золотые. Всех красок сари не перечесть! Особым авторитетом среди ткачей пользуются те, кто делает праздничные сари для свадеб и других торжеств.
Женщина в сари всегда неотразима! В этой одежде она выглядит стройнее и изящнее. Сари — это скромность и чувственность, грация и достоинство. Сари — это гордость Индии. И можно не сомневаться — мода на сари, существующая уже пять тысяч лет, не пройдёт здесь никогда.

Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжёлое и трудоёмкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определённое время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают нити специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Некоторые краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.

Индийские ткани уникальны. Они обладают замечательными свойствами и предоставляют безграничные возможности для моделирования. Они ценятся за потрясающие сияющие расцветки и богатое украшение разнообразными орнаментами. Некоторые образцы излучают такой свет, как-будто это не ткань, а горсть самоцветов!

В Индии и сегодня многие полотна ткут на станках вручную. Но в европейские страны поступают материалы, изготовленные промышленным способом, что никак не лишает их своей уникальности.

Важно заметить, что в последних коллекциях мировых дизайнеров присутствуют модели сари.












В этой одежде женщина выглядит стильно, элегантно и привлекательно. Женщина, задрапированная в сари, подобна драгоценному божественному дару в изящной упаковке. Надевая сари, женщина облачается в тайну, которую стремились постичь и воспеть поэты всех времён, называя такую женщину Богиней!

Происхождения и история
История индийской одежды глубоко уходит корнями в историю Цивилизации долины Инда, которая процветала 2800—1800 до нашей эры на территории современных Индии (Гуджарат, Харьяна и Раджастхан) и Пакистана (провинции Синд и Пенджаб). Самое раннее известное описание сари на индийском субконтиненте — статуя жреца долины Инда, одетого в драпированую ткань.
Сари является непременным атрибутом одежды индуистских Богинь. Например, на иллюстрациях в сари изображены Радха, Дурга и Лакшми . Также известно множество пуранических историй, связанных с сари.
По легенде, волшебный ткач, пока создавал свою ткань, думал о прекрасной женщине, о ее грации, о нежных прикосновениях ее рук, о шелковистых ее волосах… Он думал и ткал, и не мог остановиться, пока не соткал длинный отрезок волшебной ткани - женской одежды сари. Эта легенда западному человеку говорит мало, но если вспомнить о том, что для индийцев ткань ассоциируется со Вселенной, а ткач - с создателем, становится все более или менее ясно.
Несмотря на то, что это женская одежда, ткать сари полагается лишь избранным… мужчинам из касты. А самые дорогие одежды поручают молодым юношам, у которых пальцы еще очень чувствительны.


Некоторые историки костюма полагают, что мужское дхоти (самая древняя Индийская драпируемая одежда) предшествовало сари. До 14-го века дхоти носилось как мужчинами, так и женщинами. Скульптуры Гандхары (1-6 век н. э.), изображают богинь и танцовщиц, одетых в подобие набедренной повязки, которая свободно ниспадает закрывая ноги, а спереди уложена складками. Выше талии тело остается обнаженным. Из таких письменных источников как «Рамаяна» и «Махабхарата» известно, что ежедневный костюм как мужчин так и женщин состоял из дхоти или лунги (саронг ), драпировавшей ноги, и покрывала, которым закрывали плечи или набрасывали на голову. Сари состоящее из одного куска ткани — более позднее нововведение. Только с IV века н. э. формируются некие правила ношения дхоти и сари , появляются элементы отличия между мужской и женской одеждой, а также в костюме начинают выделятся региональные типы. В основе своей сари остается почти неизменным на протяжении многих тысячелетий.

Предметом особого спора является история чоли и нижней юбки. Некоторые исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии британцами, и что эти детали костюма были введены, дабы удовлетворить Викторианские требования скромности. Ранее женщины носили только одно драпируемое полотно и небрежно выставляли грудь. Другие историки приводят множество текстовых и художественных свидетельств существования различных форм нагрудных повязок, платков и покрывал.
До 20-го века в Южной Индии женщины многих племен носили только сари и оставляли открытой верхнюю часть тела. Даже сегодня женщины в некоторых сельских областях не носят чоли .
По орнаменту сари можно узнать, из какой провинции происходит и даже к какому роду или религиозному направлению принадлежит его хозяйка.
По сари можно сказать многое о девушке, которая его носит. Способ, которым пользовалась девушка, чтобы обернуться в ткань, скажет о том, в каком регионе Индии она живет. Ткань сари поможет определить доход ее семьи, а цвет - какой период своей жизни она сейчас проживает.
И если с первыми двумя пунктами все более или менее понятно, то на последнем остановимся подробнее. Итак, цвет. Белые сари без украшений носят вдовы. Если дама только что родила ребенка, то она должна надеть желтое сари. Этот цвет связан с религией и аскетизмом. Голубое сари никогда не наденет женщина из богатого рода. Это цвет касты шудр (ремесленники, крестьяне). Почему голубой? Потому что добыча цвета индиго связана с особо грязными работами, вот и не хотят пачкаться девушки из хороших семей. Красный цвет - доброе предзнаменование. Именно такое надо носить невестам на свадьбе. А если украсить его орнаментом в виде слонов, манго или рыбы - тогда ждать потомства долго не придется, ведь все это символы плодородия и изобилия. Слон, правда, также олицетворяет власть и силу.









Путешествуя по Индии, первое, на что обращаешь внимание – так это на восхитительные расцветки женской одежды . Но если вы думаете, что все индианки всегда носят исключительно сари , вы ошибаетесь! В зависимости от возраста, климата, местной культуры, религиозных убеждений, а так же места проживания индийские девушки и женщины носят сальвар камиз , чуридар камиз или лехенгу чоли .

Сари является не только национальной женской одеждой, появившейся в Индии еще в древние века, но и очень красивым и популярным нарядом в современной Индии. Оно не сковывает движения, смотрится чрезвычайно женственно и грациозно , а так же отлично скрывает недостатки фигуры!

Сари представляет собой ткань длинной 6 м (возможно и длиннее, но я не встречала). Часто оно изготавливается из полиэстера , хлопка или шёлка . Такая ткань продается вместе с материалом подходящей однотонной расцветки, из которого шьется топ . Сари бывают однотонные и разноцветные, но особой популярностью пользуются те, где присутствует вышивка, орнамент или узор. Особенно красивы праздничные и свадебные сари. И знаете, что удивительно? Я ни разу не видела индианок, одетых в одинаковые сари!

Кто же носит сари ? Я заметила, чем ниже социальный статус, тем в большей степени индианка предпочтет сари . Так же индианки в возрасте, не зависимо от статуса, в основном, носят сари . Девушки же помоложе одевают его исключительно по праздникам или на особые торжества.

Однажды я спросила одну мою знакомую - молодую девушку, которой около 25 лет и она работает в крупной компании в сфере IT – технологий:

– Носишь ли ты сари?
– Неа, но моя мама носит. А вот, вспомнила, было однажды! Но представь, я даже не умею его одевать! Мои подруги помогли мне, - рассказала она мне.

Еще один тип индийской женской одежды – это сальвар камиз . Сальвар (очень похоже на шаровары, правда?) представляет собой широкие брюки, суженные в районе лодыжки. Камиз - это курта или туника. Такой костюм так же часто называют Пенджаби дресс (от англ. dress - платье) из-за его популярности в индийском штате Пенджаби. Многие девушки, независимо от места проживания, предпочитают упрощенный вариант этого наряда – курту с леггинсами (их так же называют чуридарами), которые часто заменяют на джинцы.


Девушки одеты в сальвар-камиз

Девушки одеты в чуридар-камиз

Не менее красив и наряд под названием лехенга чоли – еще одна разновидность женского костюма. Она состоит из длинной юбки со складками - лехенги , чоли – кофточки и дупатты - накидки. Часто эту одежду носят как вечерний, праздничный или торжественный наряд.

Девушки одеты в лехенгу чоли

А как же европейские платья, спросите вы? Ведь платья любят многие девушки не зависимо от места проживания. Да, и, наверняка, глобализация добралась и до Индии!

И в Индии любят! Однако по улицам ходить с открытыми ногами не принято, поэтому с платьями либо одевают легинсы, либо если уж очень хочется одеть обновку, ездут в место назначения на автомобиле. Стильных и модных индийских девушек можно встретить в торговых центрах, там многие себе позволяют «расслабиться» и одеть даже короткие шорты. Однако такая одежда не везде уместна, более того, это может быть даже небезопасно.

Джессика Альба и её лехенга чоли


Джулия Робертс одета в сари

Хотели бы читательницы этой колонки попробовать примерить индийский наряд? И если да, то какой?

Неоднократно побывав в Индии, я так и не увидела двух одинаковых сари, они все уникальны, а значит., и каждая женщина в сари - уникальна. Сари бывают разные и для разных случаев. В данной подборке мы представляем очень красивые и дорогие сари. Кстати, богатство материала сари отражает достаток своей хозяйки. По нему можно без ошибки определить не только касту человека, религию и регион, но и место на социальной лестнице.

Изготовлением сари занимаются исключительно мужчины из касты ткачей. Кто как не мужчина знает, как должна выглядеть женщина?

Сари состоит не из одной, а из трех частей: коротенькой кофточки-топика, подъюбника и длинного отреза ткани (до 12 метров), один конец которого оборачивается вокруг бедер, другой — перекидывается через плечо. Перекинутый через плечо край ткани, который называется палу или паллав. Умение надеть сари — это целое искусство, ведь обернуть его вокруг тела нужно так, чтобы не потребовались ни заколки, ни застежки.

На изготовление некоторых нарядов, выполненных из тончайшего хлопка или сверкающего шелка, пышно украшенного узорами и вышитого золотыми нитями, окантовкой или полудрагоценными камнями, иногда уходит шесть месяцев.

Индианка среднего достатка имеет в своем гардеробе наряды на все случаи жизни, которых обычно насчитывается около сотни, а то и более.

Сари в Индии имеют широкий диапазон цен — от 600 до 30 тысяч рупий. Хорошее качественное сари никогда не износится и не полиняет, поэтому индийская одежда сари в этой стране часто передается из поколения в поколение.

Что удивительно, сари носят все замужние женщины,независимо от возраста или комплекции фигуры. Сари удачно подчеркивает достоинства хозяйки и умело скрывает все проблемные зоны. Даже живот можно закрыт хвостом сари.Так что такой наряд носят как худенькие, так и полные женщины.

Свадебное сари всегда красного цвета, а вот белое сари носит вдова.

Одежда сари – это прямоугольное полотнище ткани длиной от 5 до 9 м и шириной до 1, 2м. Такой метраж позволяет надеть сари женщине любой комплекции. Сари делает женщину элегантной и в то же время чувственной и стильной.


Слово сари произошло от пракритского слова саттика, что означает полоску ткани. В Индии ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, «сутрадхара» (ткач) - создателем или творцом Вселенной. Самое раннее описание сари, известное в истории Индии,– это статуя жреца в долине Инда, одетого в драпированную ткань.



Сари, состоящее из одного куска ткани - более позднее нововведение. В более древние времена женский костюм также, как и мужской, состоял из набедренной повязки и драпированного куска ткани, выше талии тело оставалось обнажённым. Эта одежда называлось дхоти, и всё это можно было позволить себе, благодаря жаркому климату Индии. Древние индийские скульптуры и божества изображены в подобной повязке. Весь этот наряд дополнялся покрывалом, которым закрывали плечи и набрасывали на голову. Как считают историки, именно дхоти постепенно преобразовалась у женщин в сари.


С IV века н. э. уже формируются правила ношения дхоти и сари, появляются элементы различия между мужской и женской одеждой.


Ткань, которую используют для сари, обычно имеет орнаментальное оформление с различной цветовой гаммой, которая варьируется в зависимости от кастовой принадлежности и региона страны. При оформлении сари используются различные виды драпировок, что отражает возраст, статус, профессию и вероисповедание женщины.



Самые различные материалы со всем многообразием цветовой палитры украшают сари и делают женщину привлекательной. Фантазийный экзотический принт, набивные или жаккардовые орнаменты, расшитые бисером и жемчугом материалы – всё это является основой в создании современного национального костюма сари.


Очень важно выполнить правильную драпировку сари, чтобы малейшая неточность не испортила весь наряд. Один из способов, используемых часто в народе, – это когда женщины обертываются сари, как дхоти, затем укладывают его наискось на груди, пропуская под одним плечом на спину и наперед через другое плечо.



Самый распространённый способ оформления сари был изобретён жёнами индийских раджей. Они драпировали сари в стиле «ниви», который популярен и сегодня. Этот стиль отличается тем, что сари обёртывается один или два раза вокруг бёдер. Большая часть ткани собирается на талии в мелкие складочки (в гармошку) и закрепляется спереди. Оставшаяся часть драпируется наискось на груди и перебрасывается через левое плечо. Вниз свисает край сари - паллу, который украшается самым богатым декором. Часто этот край – паллу женщины накидывают на голову, скрываясь от палящих лучей солнца.


Есть и другой способ оформления паллу. Если конец ткани достаточно длинный (1,5 – 2 метра), тогда его протягивают между ног и далее перекидывают через левое плечо. Получается одежда, похожая на брюки.


И ещё один популярный вид ношения сари – с блузкой-чоли и длинной юбкой. Чоли – это короткая блузка, которая надевается под сари. Раньше чоли закрывали только грудь, сейчас и грудь, и спину. Чоли имеют прилегающий покрой, что выполняется за счёт вытачек или шнуровки на спине. Таким образом, подчёркивается форма тела. Это главная общая черта всех видов чоли. В остальном они могут отличаться наличием рукавов или быть без рукавов, на бретелях. Рукава могут быть как втачные, так и цельнокроеные.


Длина рукавов обычно до локтя. Длина чоли ограничивается под грудью, оставляя остальную часть тела открытой. Чоли выполняют из ткани ярких цветов, контрастных с цветом сари. Длинная юбка называется павада.



Декоративное оформление сари очень богатое, наиболее распространённые цвета – зелёный, зелёно-голубой, золотисто-жёлтый, алый.


Сари остается почти неизменным, на протяжении многих тысячелетий.
Повседневный и нарядный костюмы индийской женщины обязательно включают сари - настолько оно соответствует национальному облику народа.



Фото сверху - Giorgio Armani
Фото снизу - Monique Lhuillier



Индийское сари послужило вдохновением для современных дизайнеров. Восточная мода не раз в течение ХХ – го века возвращалась на подиум. Хлопковые туники, расшитые золотыми нитями ткани, блеск бисера и страз, лоскутные платья, жакеты из , сари в вечерних нарядах - всё это и сегодня является актуальным гардеробом модниц.




Что еще почитать