Примеры мер международной защиты прав человека. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Презентация на тему

Международная защита прав человека -- это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного человека.

Международные средства защиты прав и свободпредставляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наделяются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

Такие средства применительно к отдельным направлениям правового регулирования были предусмотрены в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Созданные согласно этим Конвенциям Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток были уполномочены принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц (или групп лиц), которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником изложенных в Конвенции прав (соответственно ст. 14 первой и ст. 22 второй Конвенции).

Термин «права человека» (droitsdel"homme) впервые появляется во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. в формулировках декларации. Здесь шла речь об установлении юридически формального равенства между людьми и закреплению того факта, что «гражданин» имеет по отношению к власти не только обязанности, но и права.

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.

В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области.

Всеобщая Декларация прав человека 1948г.. В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, международно признанные стандарты прав и свобод. Декларация, например, провозглашала такие права человека, как право покидать свою страну и возвращаться, право выбирать место своего жительства, право на забастовку и др. Поскольку ее основной задачей была разработка именно прав и свобод человека, более общее понятие -- понятие статуса человека -- для достижения главной цели было искусственно расчленено. Из него была выделена только одна часть -- права и свободы, в ущерб другим составляющим этого понятия, и, прежде всего, обязанностям человека.

Пакты о правах человека 1966г.. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты два универсальных договора в области прав человека, именуемые пактами: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Это уже были обязательные для участвующих стран нормативные акты. Совместно с декларацией они стали называться Международным биллем о правах.

Заключительный Акт СБСЕ 1975г. В данном акте впервые нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод были сформулированы в виде самостоятельного принципа современного международного права. С этого времени соблюдение государствами общепринятых прав и свобод человека становится не просто договорной формой международного права, но нормой-принципом, т.е. обязанностью, исполнения которой может потребовать каждый. Теперь уже отпала сама необходимость доказывания самого права на существование концепции уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Существует также ряд конвенций в области защиты прав человека, имеющих первоочередное значение:

Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня:

  • 1) универсальный;
  • 2) региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляется ООН (ГА, ЭКОСОС, Верховный комиссар по правам человека, Комиссия по правам женщин, Комитет против пыток и др.).

Существуют три основные формы контроля за соблюдением прав человека:

  • 1) рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
  • 2) рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
  • 3) рассмотрение индивидуальных петиций.

Первостепенное значение Международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации.

Именно такой смысл стандартов хорошо выражен в ст. 19 Устава МОТ, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией». В одном из официальных изданий МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифицируются как минимальные нормы.

Можно обозначить следующие функции стандартов:

  • 1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств -- участников пактов и других конвенций;
  • 2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;
  • 3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;
  • 4) фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами.

Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В одном аспекте пакты отличаются друг от друга: если в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах каждое государство «обязуется уважать и обеспечивать» признаваемые в Пакте права, то, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждое государство обязуется «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление» признаваемых в Пакте прав.

Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства РФ выражается в принципиальной согласованности международного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.

Структура гл. 2 Конституции РФ, не воспроизводящая, естественно, построения пактов о правах человека, позволяет зафиксировать на национальном уровне почти все гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права (по отношению к последним трем группам в государствоведении широко используется термин «социально-экономические права»).

Заметным отступлением в этом плане является отсутствие в конституционном перечне положения ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где признается «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Очевидно, даже с учетом нынешней ситуации уместно было бы предусмотреть такое право, тем более в контексте приведенной выше формулировки данного Пакта о постепенном полном осуществлении признаваемых в Пакте прав в максимальных пределах имеющихся ресурсов.

Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значимости для человека.

Целостный взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются существенными для свободного и полного развития личности, что все права и свободы «имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами».

Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием».

Принятие государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод человека квалифицируется в пактах и конвенциях как международное обязательство государства.

Пакты и конвенции презюмируют право государства устанавливать определенные ограничения в качестве условий пользования правами и предохранительных мер против неправомерных действий пользователей. Еще Всеобщая декларация прав человека предусмотрела, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», в связи с чем оговорила возможность устанавливаемых законом ограничений при осуществлении прав и свобод.

Сегодня в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы, подписанием и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вместе с рядом протоколов к ней) и других европейских конвенций особую актуальность приобретают нормы этих региональных международных актов, признанных нашим государством.

Иногда говорят о «европейских стандартах» прав и свобод человека. Некоторые такого ряда специфические стандарты действительно существуют, если иметь в виду формулировки отдельных прав и особенно их гарантии, механизм их осуществления. И все же в своей основе действующие ныне универсальные, т. е. содержащиеся в рассмотренных международных пактах, и европейские стандарты прав и свобод человека однородны и обладают общими ценностными характеристиками.

Специфика Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод заключается в том, что ее собственный текст органически совмещается с текстами принятых в разное время протоколов к ней. Эти протоколы являются в большинстве своем самостоятельными юридическими документами, но их положения рассматриваются как дополнительные статьи Конвенции. Конвенция и протоколы к ней представляют собой целостный нормативный комплекс.

Так, в основном тексте Конвенции не были предусмотрены такие существенные права, как право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование, право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории государства и т. д. Они были включены в протоколы.

Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допускает лишение жизни во исполнении смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Однако восприятие этой статьи сегодня не может быть истинным без учета предписания Протокола № 6 к Конвенции относительно отмены смертной казни, в ст. 1 которого сказано:«Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».

Этот Протокол от имени Российской Федерации был подписан 16 апреля 1997 г., но не прошел процедуру ратификации и, следовательно, не вступил в силу для Российской Федерации. Однако следует иметь в виду, что, согласно ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров, в период после подписания договора под условием ратификации, принятия или утверждения до вступления договора в силу государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Характеристика международно-правовых норм в качестве международных стандартов прав и свобод человека предполагает комплексную оценку правового статуса личности в контексте как конституционных, так и конвенционных предписаний.

Получило распространение суждение, согласно которому права и свободы приобретают качества элементов правового статуса человека только благодаря закреплению в конституции и ином внутригосударственном законодательстве. При таком подходе те права, которые сформулированы исключительно в международных договорах, не признаются субъективными правами граждан государства, в законах которого те или иные права не названы.

Комплексный правовой статус индивида включает в себя права и свободы независимо от юридических форм и средств их воплощения. Достоянием личности являются в равной мере как те права, которые закреплены во внутригосударственных нормативных предписаниях, так и те, которые содержатся в межгосударственных согласованных решениях.

При отсутствии конституционной или иной внутригосударственной регламентации, а также при несовпадающих нормативных формулировках на конституционном и конвенционном уровнях международные стандарты могут не только выступать в качестве нормативного минимума, определяющего состояние внутригосударственной регламентации, но и быть самостоятельным и непосредственным регулятором

Таким образом, правовой статус личности включает в себя права и свободы, провозглашенные в международных договорах, т. е. международно признанные права и свободы. Эти права и свободы становятся непосредственно действующими в смысле ст. 18 Конституции РФ как в ситуациях их применениянациональными судами и другими органами государства, так и в случаях международной защиты при обращениях индивидов в межгосударственные органы, в том числе в Европейский Суд по правам человека.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Отдельные конвенции предусмотрели создание специальных органов. В их числе: Комитет по правам человека -- на основании Пакта о гражданских и политических правах; Комитет по правам ребенка -- на основании Конвенции о правах ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации -- на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет против пыток -- на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Пакт об экономических, социальных и культурных правах не предусмотрел специального органа, оговорив возможность действий через ЭКОСОС; последний своим решением в 1985 г. учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Каждый комитет состоит из экспертов (в комитете против пыток -- 10, в остальных -- по 18 человек), причем в него не может входить более чем по одному гражданину одного государства; принимается во внимание справедливое географическое распределение и представительство различных форм цивилизации и основных правовых систем.

Государства, участвующие в пактах и конвенциях, обязались на регулярной основе представлять в соответствующий комитет (непосредственно либо через Генерального секретаря ООН)доклады о состоянии в области прав человека и о принимаемых мерах с целью прогресса в реализации прав.

Пакты о правах человека и другие международные акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и свобод, причем, с одной стороны, фиксируют обязательства государств по внедрению национальных средств защиты, а с другой -- вводят и прямо регламентируют международные средства защиты.

Следующим шагом стало признание того, что «право на правовую защиту» (термин Пакта о гражданских и политических правах), принадлежащее человеку, реально лишь при соответствующих обязанностях государства и его органов.

Одновременно -- и это подчеркивает нормативное значение пактов -- было установлено, что правовой защите подлежат права и свободы, признаваемые в пактах. Следовательно, на национальные суды и другие компетентные государственные органы возлагалась обязанность защищать не только конституционные, но и международные договорные права.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах каждое государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты; установлениеправа на правовую защиту для любого лица через судебные, административные или законодательные органы; применение компетентными властями средств правовой защиты.

После рассмотрения сообщения и запрошенной у государства информации Комитет представляет свои мнения, предложения, рекомендации соответствующему государству и заинтересованному лицу.

Комитет по правам человека, учрежденный Пактом о гражданских и политических правах, обладает дополнительной компетенцией, зафиксированной в первом Факультативном протоколе к Пакту. Имеется в виду функция рассмотрения индивидуальных обращений в связи с нарушением прав, провозглашенных в Пакте. Условием осуществления Комитетом такой функции является участие государства не только в Пакте, но и в Протоколе (как отмечено выше, для Российской Федерации Протокол вступил в силу с 1 января 1992 г.) и признание государством указанной компетенции Комитета.

Любое находящееся под юрисдикцией такого государства лицо, которое утверждает, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которое исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, может представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение (обращение допускается и в том случае, если применение внутренних средств неоправданно затягивается). Комитет доводит сообщение до сведения соответствующего государства, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения и информирует о принятых мерах. После рассмотрения всех представленных материалов Комитет направляет свои соображения соответствующему государству и заинтересованному лицу.

На региональном уровне подобная процедура намечена и в рамках СНГ. Статья 33 Устава СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как консультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека.

Наиболее эффективная система рассмотрения индивидуальных обращений (жалоб) и юридического реагирования на нарушения органами и (или) должностными лицами государств прав человека сложилась в рамках Совета Европы в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и протоколами к ней.

В проблеме исчерпания всех внутренних средств правовой защиты применительно к Российской Федерации позиция Суда такова, что заявителю необходимо пройти инстанции, обращение в которые обусловлено его собственным волеизъявлением, т. е. первую и кассационную судебную инстанцию. Использование процедур надзорного производства не считается обязательным предварительным условием обращения в Европейский Суд. Возможно принятие жалобы и в случае неоправданной задержки, поскольку Суд, имея в виду положение п. 1 ст. 5 Конвенции, ориентируется на разбирательство дела в национальном суде «в разумный срок».

Следуя своим международным обязательствам, Российская Федерация в конституционном законодательстве предусмотрела такого рода процедуру. Первоначально она была зафиксирована в прежней Конституции РФ в редакции Закона от 21 апреля 1992 г. В действующей Конституции РФ соответствующая норма содержится в ч. 3 ст. 46: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Подобной нормы пока нет в конституционном законодательстве других государств, в том числе в новых конституциях государств, входящих в СНГ, за исключением сходных по смыслу формулировок в Конституции Украины от 28 июня 1998 г. (ст. 55) и в Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. (ст. 61). Следует отметить, что и в УИК РФ, в ст. 12 «Основные права заключенных», включено положение об их праве обращаться с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное право – особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон. Функции международного права: стабилизирующая функция; регулятивная функция; охранительная функция.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН: суверенного равенства государств; неприменения силы и угрозы силой; нерушимости государственных границ; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела; всеобщего уважения прав человека; самоопределения народов и наций; международного сотрудничества; добросовестного выполнения международных обязательств. Источники международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Виды международных документов: международные конвенции (договоры между государствами, в законодательстве которых содержатся нормы, обязательные для международного сообщества); декларация (документ, положения которого не имеют строго обязательный характер для выполнения); пакт (одно из наименований международного договора).

Субъекты международного права: государства; нации и народы, борющиеся за независимость; международные организации (межправительственные – ООН, ЮНЕСКО, МОТ; неправительственные – Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Гринпис).

Международные организации , обеспечивающие совместные действия стран в защиту прав человека:

1. Организация Объединенных Наций (1945). Учредительный документ ООН – Устав ООН – является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека, и другие.

Органы ООН: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам; Совет по Опеке ООН способствует прогрессу населения подопечных территорий и его постепенному развитию к самоуправлению или независимости; Международный Суд ООН; Секретариат ООН.

К специализированным органам ООН по правам человека относятся: Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека, Комиссия по правам человека, Совет Европы. При Совете Европы образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. В некоторых государствах права личности от произвола государственных учреждений защищает омбудсмен – специальное должностное лицо. В России учрежден пост уполномоченного по правам человека, не относящийся ни к одной ветви власти.

Виды международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (деликты).

Виды ответственности государств:

1) Материальная ответственность: реституция (возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре); репарация (возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами).

2) Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации (восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого), сатисфакции (удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба), ограничений суверенитета и декларативных решений.

Виды международных преступлений: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции (принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя). Виды санкций: реторсии (например, установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством), репрессалии (эмбарго, бойкот, денонсация), разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборон; приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Источники международного гуманитарного права: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Женевские конвенции о защите жертв войны, Конвенция о политических правах женщин, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и другие.

Международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека: Европейский Суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).

А) Гуманитарное право в мирное время

* Немалое внимание в международном гуманитарном праве уделяется иностранцам. Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов , т. е. лиц без гражданства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

* Право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.

* Права и свободы беженцев и вынужденных переселенцев регламентируются международным гуманитарным правом. Беженцы имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Б) Гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

Основные направления международного сотрудничества в сфере вооруженных конфликтов: предотвращение вооруженных конфликтов; правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств; ограничение средств и методов ведения войны; защита прав человека в период вооруженных конфликтов; обеспечение ответственности за нарушение норм международного права. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

– Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

– Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

– Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

– Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

– Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

Международное право ограничивает средства и методы ведения войны. Полностью запрещены следующие средства ведения войны: взрывчатые и зажигательные пули; пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле; яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы; биологическое оружие; средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству; повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие.

Запрещены следующие методы ведения войны: предательски убивать или ранить мирное население или неприятеля; убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля; объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет; незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.; принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства; геноцид во время войны и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

На каких условиях состоялась первая сделка купли-продажи военного самолета? Первая в истории сделка купли-продажи военного самолета состоялась 8 февраля 1908 года, когда братья Райт (Орвилл и Уилбер) подписали контракт на поставку армии США одного самолета модели Райт-А за

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Международное воздушное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО - отрасль международного права, включающая международные и внутригосударственные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное гуманитарное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО (лат. humanus - человечность, человеколюбие) - одно из новейших понятий международно-правовой науки, в отношении которого единой позиции среди теоретиков не достигнуто. Сторонники более широкого подхода

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное космическое право МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО - складывающаяся в процессе освоения человечеством внеземного пространства отрасль международного права, которая представляет собой совокупность юридических принципов и норм, определяющих правовое

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное морское право МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО - одна из старейших отраслей международного права, образуемая системой юридических норм, регулирующих отношения между пользователями Мирового океана на основе единого универсального правопорядка, который

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право) - система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное таможенное право (МТП) МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО (МТП) - совокупность норм и принципов (обязательств и правил), установленных государствами и(или) международными организациями на договорной основе, регулирующих отношения в сфере международного

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное частное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО - термин, впервые появившейся в литературе, науке и практике в 1834 г.; в истории и доктрине связывается с именем члена Верховного суда США Джозефа Стори, который использовал его в труде "Комментарий о коллизии

Из книги Энциклопедия юриста автора

Уголовное право международное УГОЛОВНОЕ ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ - система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами. Его развитие в настоящее время обусловлено ростом преступности на

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Мировая экономика – это экономическая система, охватывающая национальные хозяйства всех государств и международные экономические отношения. Важнейшими элементами мировой экономики являются экономика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

В 70–80 гг. ХХ века в качестве особого института современного международного права сложилось международное гуманитарное право, целью которого является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово «защита» означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий. В международном гуманитарном праве объектом защиты обязательно является человек, а предоставляется она в условиях вооруженного конфликта. Поэтому защита в том значении, в котором это слово употребляется в международном гуманитарном праве, означает любое действие, цель которого – защитить жертвы вооруженных конфликтов от возможной опасности, страданий и злоупотреблений властью.

Международное гуманитарное право содержит совокупность норм, призванных обеспечить лицу, оказавшемуся во власти противной стороны, определенное качество жизни и уважение личного достоинства, правда, в рамках реального, т. е. с учетом военной необходимости. Эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться гуманным обращением и гарантиями элементарной безопасности, поскольку ему может грозить произвол со стороны властей, в руках которых он находится. Именно поэтому защита может быть предоставлена только при условии согласия со стороны соответствующих властей, которых международное гуманитарное право к этому обязывает. 1864 год был ознаменован началом кодификации, конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он являлся. В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:

· Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция);

· Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

· Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

· Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция);

Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

А также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны.

Наряду с универсальными международными договорами источниками международного гуманитарного права являются региональные договоры, среди которых наибольшее значение для нас имеет заключенное в рамках СНГ Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года.



Международный Комитет Красного Креста подготовил текст IV Женевской Конвенции и обоих Дополнительных протоколов, а в 1965 году принял резолюцию XXVIII под названием «Защита жертв гражданского населения от бедствий войны».

19 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла известную резолюцию 2444 (XXIII) «О правах человека в период вооруженных конфликтов», послужившую толчком для принятия ряда уточняющих и развивающих международно-правовых актов, направленных на защиту жертв войны.

Конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы оно из следующих действий:

а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;

б) захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава вооруженных сил другой стороны;

в) интернирование или принудительный захват хотя бы одного гражданского лица другой воюющей стороны

Несмотря на то что право войны существует много веков, термин комбатант был определен лишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43 Протокола 1 гласит: «Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях». Это право, равно как и статус комбатантов, напрямую связаны с их правом считаться военнопленными в случае, если они попадут во власть противной стороны (п. 1 ст. 44). Он обязан соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и несет индивидуальную ответственность за любые совершенные им нарушения этих норм. Но даже такие нарушения «не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если он попадет во власть противной стороны, его права считаться военнопленным».

На основе ст. 4 III Конвенции можно выделить следующие категории комбатантов:

· личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, причем даже в том случае, если он считает себя находящимся в подчинении правительства или власти, не признанных противником;

· личный состав других ополчений или добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне в конфликте и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если все эти группы отвечают четырем условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

На статус военнопленных имеют право различные категории лиц, которые не подпадают под определение комбатантов, приведенное выше, или не являются комбатантами.

К ним относятся:

· лица, принимающие участие в спонтанных массовых вооруженных выступлениях, когда население не оккупированной территории при приближении противника добровольно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны;

· лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (например, аккредитованные военные корреспонденты);

· члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте;

· лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в организациях гражданской обороны (ст. 67 Протокола I).

Рассматривая вопрос о комбатантах, следует специально выделить лиц, действующих в составе так называемых нерегулярных вооруженных сил, и прежде всего участников партизанской войны. Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа. Международное право связывает закрепление за каждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта с выполнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрении вопроса о категориях комбатантов.

Режим военного плена призван обеспечить не только сохранение жизни военнопленного, но и защиту его неотъемлемых человеческих прав. В этой связи необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно, за все, что происходит с военнопленными, несет ответственность государство неприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц в случае нарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция подробно регламентирует порядок содержания военнопленных:

– их размещение, обеспечение питанием и одеждой;

– требование гигиены и оказание медицинской помощи;

– религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т. д.

В соответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать справочные бюро по делам военнопленных, которые должны давать ответы на все вопросы, связанные с военнопленными.

III Конвенцией устанавливается институт доверенных лиц. Ст. 79 предусматривает, что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право свободно путем тайного голосования избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями. В лагерях для офицеров и приравненных к ним лиц и в смешанных лагерях старший по званию военнопленный офицер признается доверенным лицом. Пользуясь прерогативами и льготами, перечисленными в ст. 81, доверенные лица военнопленных содействуют их моральному и физическому благополучию. Следует также отметить, что стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, не дожидаясь окончания войны, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что пленные, не имеющие признанного статуса военнопленных, тем не менее, всегда имеют право на основные гарантии, предусмотренные ст. 75 Дополнительного протокола I.

Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а в XX веке это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5 % – гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75 % потерь составили гражданские лица и 25 % – военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от последствий войны.

Впервые попытка дать определения «гражданское лицо» и «гражданское население» была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

И с к л ю ч е н и е составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

П. 1 ст. 50 гласит: «Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола».

Иными словами, гражданское лицо – это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов.

Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами.

При всех обстоятельствах запрещаются:

· акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

· нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I;

· нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;

· использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54).

· Международное гуманитарное право признает две категории вооруженных конфликтов.

Квинтэссенцией положений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются следующие
о с н о в н ы е п р а в и л а:

1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя (hors de combat).

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста или красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения.

1. Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

2. Историческая справка о международном гуманитарном праве. Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

Устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

Военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

Мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

Вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

Запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

Оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914-1918 гг.) и Второй (1939-1945 гг.) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных наций (ООН). Принципы и нормы, выработанные ООН, которые составляют фундамент современного международного права, были следующие:

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Принцип уважения прав человека.

Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

3. Источники современного международного гуманитарного права относятся:

· Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,

· Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,

· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,

· Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,

· четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

· другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

4. Механизмы по контролю за соблюдением прав человека :

Рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует


Судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:

Европейский Суд по правам человека;

Межамериканский суд по правам человека;

Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества)

процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады

5. В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного Суда ООН . Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

6. Основные нормы международного гуманитарного права , применяемого в период вооруженных конфликтов:

Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

2. Научное познание. Основные особенности научного мышления .

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:

а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

б) особым (научным) языком, используемым для их описания;

в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева). На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.



Что еще почитать