Растительность приоритет пробираясь создавать излагающий. Проверяемые безударные гласные

Задание №8 в ЕГЭ по русскому языку проверяет навыки правописания корней. Для выполнения этого задания необходимо проанализировать 5 слов и определить, в каком из них пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Пример задания 8:

в..ртуоз

ч..рующий

прил..жение

п..норама

бл..стеть

Ответ: _______________

Гласная в корне слова может быть проверяемой, непроверяемой и чередующейся. Как правило, среди вариантов ответа предлагаются все три вида.

Проверяемая гласная в корне

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласная была по ударением.

1. Подбор однокоренного слова: пожа леть — жа лкий, дина мичный — дина мика

2. Изменение формы слова: во да — во дный, до ска — до ски

Важно! Нельзя проверять гласную в корне глаголами с суффиксами -ИВА- (-ЫВА-), поскольку может происходить чередование О/А (опо здать — по здно, а не опа здыва ть);

Слова с сочетаниями -ОЛО-/-ОРО- и -РА-/-ЛА- проверяются только словами с такими же сочетаниями (для проверки слова ГОРОД нельзя использовать слово ГРАД…)

Непроверяемая гласная в корне

Существует большое количество слов, в которых правописание гласной не проверяется ударением. Их написание проверяется по словарю, поэтому они называются словарными .

Например: винегрет, дирижер, авангард, дилемма, дизайн, контраст, иждивенец, карнавал, катастрофа, президент, пародия, комфорт, метель, мачеха, резюме, кощунство, сатира, корысть, эстакада…

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке существует ряд корней, гласная в которых может чередоваться в зависимости от определенных условий (о/а, е/и):

Алгоритм выполнения задания 8:

1) Выделите корни во всех словах

2) Откиньте слова с чередующейся гласной в корне и знакомые вам словарные слова

3) К оставшимся словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска

4) Запишите ответ вставив гласную на место пропуска

Итак, обратимся к заданию:

Выделим корни во всех словах: в?ртуоз , ч?р ующий, прил?ж ение, п?норам а, бл?ст ать;

благодаря этому мы можем определить два слова с чередованием в корне — приложение (лож/лаг) и блистать (блист/блест), исключаем их.

Гласные в оставшихся словах нам нужно поставить под ударение: ч?рующий — чАры; слова виртуоз и панорама проверить нельзя, они являются словарными.

ОТВЕТ: чарующий.

2-ой пример:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ск..чок

кр..ветки

ч..канить

обн..влялась

пор..внять

1. Выделим корни во всех словах: ск..ч ок, кр..ветк и, ч..кан ить, обн..в лялась, пор..вн ять; среди этих слов мы видим 2 с чередующейся гласной — скачок (скач/скоч, пишем А, т.к. это искл.), поровнять (ровн/равн, пишем О, потомому что значение: ровный, прямой);

2. Остальные слова попробуем проверить ударением. Слова чеканить и креветки проверить не получается, они словарные.

ОБН..ВЛЯЛАСЬ — нОвый, по-нОвому; пишем О

Ответ: обновлялась.

Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.

Общие сведения

Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.

Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:

  • проверяемая безударная гласная в корне;
  • в корне.

Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.

Непроверяемая безударная гласная в корне

Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.

Перечень слов, не поддающихся проверке

Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:


Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.

Проверяемые безударные гласные

О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.

Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.

Примеры подборки однокоренных слов

Должны быть максимально приближенными к проверочным:

  • вода - воды - вод;
  • уходить - уходит - ход;
  • чародей - чары;
  • символический - символ;
  • леса - лес;
  • лиса - лис и пр.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:

1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:

  • -жег- — -жиг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -стел- — -стил-;
  • -лож- — -лаг-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -бер- — -бир-;
  • -тер- — -тир-;
  • -дер- — -дир-;
  • -пер- — -пир-.

Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».

2. Ударением. К таким корням относятся:

  • -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
  • -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).

3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:

  • -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
  • -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
  • -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
  • -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).

4. Значением корня. К таким корням относятся:

  • -равн- — -ровн-;
  • -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» - «о»).

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Вспомним, что есть что.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а , коз ёл ? Потому что — ко´ з ы !

Как проверить?

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´ , козёл - ко´ зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´ , козёл - ко´ зий, ко´ злик .

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ ка, карака´ тица, камо´ рка

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Примечание:

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог - пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник » под редакцией В. Лопатина.

А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер- //-бир- , -пер- //-пир- , -жег- //-жиг- , -мер- //-мир- , -тер- //-тир- , -дер- //-дир- , -чет- //-чит- , - блест- //-блист- , -стел- //-стил-

есть суффикс а , пиши в корне и : убир а ть , блист а ть ,
нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться

Если в слове

  • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться , кас а ние ,
  • нет суффикса а , пиши о: кос нуться , прикос новение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять

Если в словах с корнями -ровн- //-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровн ять дорогу , заровн ять ямки ,
«равенство», пиши а: уравн ять в правах , равн осторонний .

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´ л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гор и´ т , клон и´ лся , твор и´ ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´ р , кла´ н яться , тво´ р чество , тва´ рь .

Исключение:
при´ гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар- //-зор-

без ударения, пиши а: заря´ , зарни´ цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ ри.

Исключение: зорева´ ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´ к- пловцы´ (искл.)

Если корни -плав- //-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´ к ,
под ударением пиши, как слышишь: пла´ вать , пла´ вание , заплы´ в .

Исключение: пловцы´ , плове´ ц, пловчи´ ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка

Если в корне согласные:

  • с, пиши о : росла ,
    ст или щ , то а : расти , выращенный ,
  • ж , пиши о : предложение ,
    г , то а : слагаемое ,
  • ч , пиши о : выскочка ,
    к , то а : скакалка .

Исключение: росто´ к, ростово´ й, ростовщи´ к, вы´ рост, подростко´ вый (наряду с литературной нормой подро´ стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

Формулировка задания: Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся (проверяемая, непроверяемая) гласная корня.

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 8 (Правописание корней).

Теорию для выполнения задания можно изучить в статье Правописание корней . Рассмотрим, как решаются подобные задания на примерах.

Пример задания 1:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня:

  1. осв...щение
  2. несг...раемый
  3. м...стерская
  4. пром...хнуться
  5. закр...пление
  • осв...щение – корень св...щ не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово свЕт => освещение
  • несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
  • м...стерская – корень м...стер не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово мАстер => мастерская
  • пром...хнуться – корень м...х, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово промАхиваться => промахнуться
  • закр...пление – корень кр...п, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово закрЕпит => закрепление

Таким образом, только в слове несгораемый выделена безударная чередующаяся гласная корня.

Ответ: несгораемый

Пример задания 2:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня:

  1. несг...раемый
  2. ст...рожить
  3. обж...гающий
  4. пор...сль
  5. к...нфорка

Подробно разберем каждое слово по алгоритму:

  • несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
  • ст...рожить – корень ст...рож не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово стОрож => сторожить
  • обж...гающий – корень является чередующимся ЖИГ/ЖЕГ, так как после корня есть суффикс А, то в корне пишется И => обжигающий
  • пор...сль – корень р...с является чередующимся РОС/РАСТ/РАЩ, в РОС всегда пишется О => поросль
  • к...нфорка – корень к...нфорк не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => конфорка

Таким образом, только в слове сторожить выделена безударная проверяемая гласная корня.

Ответ: сторожить

Пример задания 3:

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня:

  1. д...льнейший
  2. тр...туар
  3. р...внинный
  4. сх...матический
  5. экз...менатор

Подробно разберем каждое слово по алгоритму:

  • д...льнейший – корень д...ль не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово дАль => дальнейший
  • тр...туар – корень тр...туар не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => тротуар
  • р...внинный – корень р...вн является чередующимся РОВН/РАВН, так как прилагательное образовано от исключения равнина, пишем букву А => равнинный
  • сх...матический – корень сх...м не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово схЕма => схематический
  • экз...менатор – корень экз...мен не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово экзАмен => экзаменатор

Таким образом, только в слове тротуар выделена безударная непроверяемая гласная корня.

Ответ: тротуар

ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

Задание № 8 имеет 3 варианта.

1 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)

    Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)

    Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).

    Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

Сравните:

уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

    Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.

    ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.

    Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !

2 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)

    Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)

    Ответ: кОнституционный

3 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)

    Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)

    В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.

    Ответ: собИрать

Запомните корни с чередованием:

Без ударения - О

гар-гор

клан-клон

твар-твор

Без ударения - А

зар-зор

плав-плов

Зависит от последующей буквы в корне

раст-ращ-рос

лаг-лож

скак-скоч

Зависит от суффикса А, стоящего после корня

кас+А - кос

Зависит от значения

равн-ровн

мак-мок

Завис т от суффикса А.

Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер- при

тер-тир

бест-блист

стел-стил

жег-жиг

чет-чит

Буквы в корне им

(занять- занИмать)

ин

(начать- начИнать)

Запомните исключения и пишите их правильно

Разберём примеры

Пример 1

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла

    Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять

    Ответ: лЕ леять

Пример 2

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)

    Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)

    Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)

Пример 3

Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

изгот..вле­ние

ф..ло­ло­гия

расст..лать

предл..жение E-mail



Что еще почитать