Римско католический кафедральный. Трагическая история католического собора в грузинах. Римско-католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — видео

В православной Москве немного необычно видеть классический католический собор. Именно таким образцом классического католического собора и является Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве на Малой Грузинской улице. Храм решили построить в 1894 году, когда число католиков в Москве превысило 30 тысяч человек. Деньги на него собирали поляки, которые жили в Москве. А построен собор по проекту московского архитектора Фомы Иосифовича Богдановича-Дворжецкого. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а его купол напоминает купол кафедрального собора в Милане. Строительство собора велось с 1901 по 1911 год. И в декабре 1911 года он был торжественно открыт.

01.


Но в 1937 году храм был закрыт, а его имущество разворовано и уничтожено. За много лет внутренние помещения собора перестраивались различными организациями. А в 1989 году московские католики обратились с просьбой вернуть собор Римско-католической Церкви. В 1991 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о передаче храма, но она затянулась на несколько лет. И вот 12 декабря 1999 года собор был освящён легатом папы Иоанна Павла II, государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

02.

На колокольне храма находится четыре колокола, самый большой из которых - "Фатимская Божья Матерь" весит 900 килограмм и он звонит в 12 часов дня и в 12 ночи, а также за 15 минут до службы. Остальные называются: "Иоанн Павел II", «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «"Юбилей-2000" и "Святой Виктор" (в честь небесного покровителя епископа Скворца).

03.

Иисус и овцы. Господь пасёт своих овец. Овцы - это все верующие, которые пасутся рядом, а Господь даёт им пищу.

04.

05. Мать Тереза - создала множество школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей. В 1979 году ей была присвоена Нобелевская премия мира, а в 2003 году Мать Тереза католической церковью была причислена к лику блаженных.

06. По бокам собора находятся 14 барельефов. Они показывают 14 стояний Крёстного пути Христа

07.

08.

09.

10.

11.

12. Перед входом в собор верующие омывают руки и делают крестное знамение и поклон перед святыми дарами. Сверху находится медаль "Юбилей-2000"

13.

14.

15.

16.

17. Орган электрический

18. "Живой" орган фирмы "Kuhn". Это один из самых больших органов в России. Был принесён в дар Кафедральному собору Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве от Евангелическо-реформатского кафедрального собора "Basel Münster" швейцарского города Базеля. Сам орган изготовлен в 1955 году. А в 2002 году его начали демонтировать и перевозить в Москву. Все работы по установке органа в Москве велись бесплатно. 16 января 2005 года состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством архиепископа-митрополита Тадеуша Кондрусевича

19. Храм трёхнефный. Нефы разделены друг от друга десятью колоннами. Каждая колонна символизирует одну из заповедей Господних.

20. Икона с крестиком, который передал кусочке хлеба на волю, заключённый в 1930-хгодах человек

21.

22.

23.

24. Явление детям Девы Марии в Фатиме. Известно, что она сделала три пророчества. Далее цитирую документ "Третий Мемуар", написанный Люсией, одной из тех детей, по просьбе Жозе да Сильва, епископа города Лейрия:

1. "Богородица показала нам огромное море огня, которое будто бы находится под землёй. В этот огонь были погружены демоны и души в человеческой форме, как прозрачные горящие угли, все почерневшие или как темная бронза. Плавая в пожаре, они то поднимались в воздух языками пламени, исторгающимися изнутри их самих вместе с большими облаками дыма, то падали обратно во все стороны, как искры в огромном пожаре, без веса или равновесия, на фоне визгов и стонов боли и отчаяния, которые потрясли нас и заставили дрожать от страха. Демонов можно было различить по их ужасному и отвратительному подобию со страшными и неизвестными животными, полностью чёрных и прозрачных. Это видение длилось лишь мгновение. Как мы когда-либо можем достаточно возблагодарить нашу добрую Небесную Матерь, которая заранее подготовила нас, обещая, в первом своём явлении, принять нас на небо. Иначе, я думаю, мы бы умерли от страха и ужаса".

2. "Вы видели ад, куда отправляются души бедных грешников. Чтобы спасти их, Бог хочет установить в мире почитание Моего Пренепорочного Сердца. Если то, что я вам скажу, будет исполнено, много душ будет спасено и настанет мирное время. Война скоро закончится. Но если люди не перестанут оскорблять Бога, начнется худшая война при Папе Пии XI. Когда вы увидите ночь, озаренную необычным светом, знайте, что это великий знак Божий того, что Бог готов наказать мир за злодеяния посредством войны, голода, и гонений на Церковь и Святейшего Отца. Чтобы предотвратить это, я пришла просить о посвящении России моему Пренепорочному Сердцу и о причащении в возмещение грехов в первую субботу месяца. Если мои просьбы будут услышаны, Россия обратится и настанет мирное время. Если нет, то она распространит свои ошибки по всему миру, вызывая войны и гонения на Церковь. Добрые будут му́чимы, Святейший Отец будет много страдать, некоторые народы будут уничтожены. В конце моё Пренепорочное Сердце восторжествует. Святейший Отец посвятит Россию мне, и она обратится и некоторое мирное время будет даровано миру"

3. "Я пишу из послушания Тебе, мой Бог, приказавшего мне сделать это через Его Высокопреосвященство епископа Лейрии и Божию Матерь.
После двух частей, которые я уже объяснила, слева от Божией Матери и немного выше, мы увидели Ангела с огненным мечом в левой руке. Пылая, меч извергал языки пламени, которые могли бы сжечь всю Землю, но они затухали, касаясь великолепного сияния, которое Божия Матерь излучала навстречу им из своей правой руки. Указывая на землю своей правой рукой, Ангел закричал громким голосом: «Покайтесь, покайтесь, покайтесь!» Мы увидели в бесконечно ярком свете, что есть Бог, нечто подобное тому, как изображения людей появляются в зеркале, когда они проходят перед ним: епископа, одетого в белое, - нам показалось, что это был Святейший Отец. Там были и другие епископы, священники, верующие мужчины и женщины. Они поднимались вверх по крутой горе, на вершине которой был большой Крест из неотёсанных стволов пробкового дерева. Прежде чем попасть туда, Святейший Отец прошел через большой город, наполовину в руинах, наполовину содрогающийся. Он шёл останавливаясь, страдая от боли и горя, и молясь за души тех, трупы которых он встречал на своём пути. Достигнув вершины горы, на коленях у подножия Креста он был убит группой солдат, которые стреляли в него пулями и стрелами. И таким же образом там умерли один за другим другие епископы, священники и верующие мужчины и женщины, и различные миряне разных чинов и сословий. С обеих сторон Креста стояли два Ангела, каждый с хрустальной кропильницей в руке, в которую они собирали кровь мучеников и ею окропляли души, прокладывающие свой путь к Богу".

25. Святые Иоанн и Доминик

26.

27. Распятие, показывающее умершего Христа

28. Купель, в которой крестят младенцев

29.

30. Колокольчики, в которые звонят перед началом службы

31.

32. Под куполом

33. Подставка для колен во время венчания

34.

35. Солнце - это ниша, в которой находятся Пресвятые дары

36. Икона написана по просьбе Фаустины Ковальской - монахини из Польши, у которой были стигматы. Однажды к ней явился Господь и сказал: "Напиши меня таким, каким меня видишь". Она пошла к художнику и появилась такая икона

37. Матерь Божья

38.

39.

40. Папа Иоанн Павел II

41. Исповедальня

42.

43.

44.

45.

46.

47. Крестный путь Христа

48.

49.

50. Грот Лурдской Божьей Матери.

Лурд - город во Франции. Получил свою известность после того, как в 1858 году 14-летняя девочка Бернадетта Субиру удостоилась многократных чудесных явлений Пресвятой Богородицы

51.

52. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве

53.

54. Памятник жертвам геноцида армян в Османской империи

55.

В Москве, в давние времена существовала небольшая обособленная территория — грузинская Слобода, которой владел царь этого государства Вахтанг VI. С тех давних времён остались только названия улиц — Грузинский переулок, Грузинский Вал, Грузинские Малая и Большая улицы.

Костел на Малой Грузинской сильно выделяется на фоне остальных зданий, расположенных рядом

Сейчас на Малой Грузинской в здании 27/13 расположился уникальный костёл — Кафедральный римско-католический Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Построенное в неоготическом стиле здание храма выделяется среди рядом расположенных сооружений строгим и величественным видом с необычной архитектурой.

Своему названию костёл на Малой Грузинской обязан одному из важнейших персонажей христианской веры — Деве Марии (Пресвятая Богородица, Царица Небесная, земная мать Иисуса Христа).

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Свою историю храм начинает в 1894 г. В то время католическая диаспора Москвы заметно росла. Вследствие этого ее представители поставили перед московским губернатором вопрос о необходимости постройки большего храма, способного вместить большое число верующих. К этому времени в Москве уже имелось 2 католических храма.

Московские власти разрешение на строительство культового сооружения выдали, однако выдвинули определённые условия. Возводить собор нужно было подальше от православных святых мест и не в центре города. При этом, на здании не должны присутствовать какие-либо изваяния и башни.

Костёл на Малой Грузинской проектировал архитектор Ф. Богданович-Дворжецкий.

Он разработал и представил общественности проект собора в неоготическом стиле, который мог вместить 5000 прихожан. При этом, выдвинутые условия по отсутствию изваяний на фасаде и башен им были проигнорированы.

Несмотря на это, проект на конкурсе одержал победу, его рекомендовали для строительства. Под возведение собора был приобретён на улице Малая Грузинская участок земли.

История строительства

Купленный участок имел определённое значение для католиков. Именно здесь проживала основная польская диаспора. Представители этой общины и собрали основные средства для возведения собора. Всего же общая стоимость храма равнялась 300 тыс. руб. серебром.

Строить культовое сооружение начали в начале XX века. Продолжалось его возведение почти 10 лет. Завершилось в конце 1911 года. Зимой (21 декабря) костёл освятили.

Внутренняя отделка велась и после открытия, вплоть до революционных событий 1917 года. В первый период становления Советского Союза католический костёл не закрывался почти 20 лет. В нём осуществлялись регулярные богослужения.

Однако ситуация в стране все же привела к тому, что в 1937 году кафедральный собор закрыли.

Имущество культового сооружения разграбили и уничтожили. Разрушению подверглись орган, алтарь. Фасад здания был обезображен.

В дальнейшем строение отвели под общежитие и в нём началась перепланировка. Во времена Великой Отечественной войны собор пострадал от немецких авиабомб. Ряд башен и шпилей погибли. После войны главный шпиль храма разобрали. В здании была продолжена перестройка.

В 1956 году в бывшее здание католического собора переселился научно-исследовательский институт «Мосспецпромпроект» . Эта структура продолжала капитальные внутренние перестроения изменив его до неузнаваемости, создав 4 полноценных этажа.


Костел до реставрации

В 1976 году власти Москвы решили на базе сооружения создать органный зал. Но заведения, которые находились в здании костёла, а их насчитывалось около 15, переезжать категорически отказались, что привело к отказу от реализации культурных замыслов.

Однако католики Москвы, которых объединил под своим началом ассоциация «Польский дом», продолжили деятельность, направленную на возвращение культового сооружения верующим. В 1989 году они подали официальный запрос московским властям на возврат здания храма римской католической церкви.

Власти города к просьбам верующих отнеслись благосклонно и в 1990 году перед храмом была отслужена первая месса. Она стала знаковой, первой почти за 60 лет.

Однако до полного возвращения собора во владение католической епархии столицы пришлось ждать ещё 5 лет. НИИ «Мосспецпромпроект» выселяться из здания отказывался.

Окончательная точка в процессе возврата костёла верующим была поставлена 1996 году, когда Московская католическая епархия получила от властей города документальные материалы, подтверждающие право бессрочного пользования зданием.

Сразу после передачи костёла в нем началась реставрация. Она затянулась на 3 года. В конце 1999 года посланец Папы Римского — кардинал Содано осветил собор. Через несколько лет в нём поставили орган.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство собора впечатляет. Так шпиль центральной внутренней башенки украшен крестом, в боковые шпили которого вставлены гербы Иоанна Павла II и архиепископа Кондрусевича Тадеуша. В притворе храма имеется скульптурное изображение Христа, распятого на кресте. У чаш со святой водой в стены вставлены кирпич Лютеранской Базилики лютеранской и специальная медаль от 2000 года.

В центральной части костёла имеется два сектора со скамейками. Их разделяют проходы. Рядом с боковыми проходами установлены комнаты для исповеди — конфессионалы. С одного карая нефа левого (неф – часть помещения, ограниченная колонами) расположена часовня. Внутри неё стоит дарохранительница с алтарём Даров.

Боковые нефы отделяют от зала колоннады. Их потолки представляет своды в виде креста, созданные арками. Каждый неф в отдельности поддерживается пятью колонами-контрфорсами. Общее количество их – 10, что символизирует 10 главных христианских заповедей.


Орган собора

Окна собора стрельчатые, с витражными оконными проёмами. Под ними имеется 14 барельефов которые символизируют 14 «стояний» на Крестном пути. Рядом с первой потолочный аркой, выше нартекса (входная зона притвора храма), возведены хоры. Ранее проект собора предполагал размещение на них около 50 певчих. Однако на этом месте установили хоральный орган.

Святыни, иконы, мощи храма

На центральном месте костела находится главный его элемент — алтарь. Он обложен мрамором тёмно-зелёного цвета.

В ней размещены частицы святых, которые принадлежат:

  • Первоапостолу Андрею ;
  • святому Зенону (Зенон Веронский), покровителю детей и рыбаков;
  • святому Григорию Назианскому (Богослов или Григорий Назианзин) почитается как один из основателей Церкви, Константинопольский архиепископ;
  • святым Косьме и Димиану (братья, бессребреники, творители чудес и врачеватели);
  • частица покрова Девы Марии , подаренная костёлу Веронской епархией.

По правую сторону от алтаря находится амвон. Он также в темно-зелёном мраморе. В пресвитерии, в задней его части, имеется возвышения состоящее из 3 ступеней. Оно примыкает к апсиде (полукупольный храмовой выступ). Тут оборудованы места для нахождения священнослужителей, а также кафедра епископа.

В пресвитерии располагается Распятие. Оно достигает 9 метров в высоту. На кресте Иисус Христос высотой 3 метров. По бокам распятия скульптуры из гипса: евангелиста Иоанна и Божьей Матери.

Духовенство, наставники

Костел на Малой Грузинской располагает своим штатом духовенства. Представлен митрополитом московской Архиепархии, генеральным викарием, настоятелем собора, соборными администраторами, двумя приходскими викариями, тремя священниками, отвечающих за помощь в переходе. Имеется духовное лицо, представляющее армянский католический приход и священник испанской общины.

В штате есть 6 сестер. Они представляют 3 монашеских ордена: Салезианцев Дона Боско; Дочерей Марии Помощницы Христиан; Конгрегации Святейшего Сердца Иисуса.

Приход и хор

Приход костёла обширен. В него включены все католики, проживающие на западе и юге Москвы. Формально это прихожане приходов Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и Святого Семейства.

У костёла имеется свой хор, приходской, литургический. В цокольном этаже собора имеется класс хорового пения. В нем раз в неделю, в среду, проводятся занятия. Кроме того, желающие могут попробовать свои силы в молодёжном вокально-инструментальном ансамбле.

Интересные факты про собор, что в окрестностях

Известен костёл на улице Малая Грузинская своими колоколами. Они расположены с левой стороны фасада, за аркой. Колоколов всего 5. Их изготовили в Польше на всемирно известной фабрике Фальчинских. Подарены собору епископом Скворцом. Наибольший достигает веса более 900 кг.

Каждый колокол имеет своё название (в порядке убывания по весу):

  1. «Фатимская Божья Матерь».
  2. «Иоанн Павел II».
  3. «Святой Фадей».
  4. «Юбилей – 2000».
  5. «Святой Виктор».

Колокольный звук извлекается посредством электронного автомата.

Недалеко от места расположения костёла на Малой Грузинской улице имеются и иные достопримечательности столицы:

  • московский зоопарк;
  • памятник матери Терезы.
  • посольство Польской Республики;
  • Грузинский парк;
  • Ваганьковское кладбище;
  • городская усадьба Щукина.

Социальная работа, повседневная жизнь

В Кафедральном соборе проводятся бесплатные экскурсии. Но исключительно по предварительной записи. Время их проведения — вторник, среда, пятница, тогда, когда служений не ведётся. Посещать храм могут и экскурсионные посторонние группы. Но и для них требуется предварительная договорённость.

В храме осуществляются мероприятия катехизации (обучение основам католической веры и чину церковной жизни). Открыты для желающих церковные лавка, библиотека. Работает столовая для малоимущих. В соборе нашла пристанище редакция вестника «Свет Евангелия».

Концерт Ave Maria в соборе:

Костёл на Малой Грузинской фондом «Искусство добра» регулярно используется под органные концерты. Вход платный. Цена билетов от 300 до 3000 рублей. С расписанием представлений можно ознакомиться на сайте фонда.

Воскресная школа

Воскресной школы в соборе не имеется. Здесь можно лишь получить дополнительные знания в области английского языка. Занятия проводится в детских группах, так как основные получатели информации — дети. Их набирают в возрасте от 3 лет.

Курсам английского языка присущи такие особенности как игровая форма преподавания, доброжелательная атмосфера, естественность в освоении языка. К занятиям привлекаются преподаватели, имеющие опыт работы с детьми возраст, которых начинается с 3 лет.

Престольные праздники

Храм на Малой Грузинской – это религиозная культовая структура римско-католической церкви. Мессы, службы, престольные праздники проводятся в строгом соответствии с положениями календаря католических дат. Подробно с перечнем мероприятий костёла на год можно ознакомиться на сайте храма.

Расписание служб, режим работы

Римско-католический кафедральный собор работает ежедневно. Он открыт для посещения с 8:00 до 20:00. Закрывается на технический перерыв с 12:45 до 15:30, кроме воскресных дней.


Католическая пасха

Богослужения в храме проводятся ежедневно. Расписание приведено в таблице.

Расписание работы костёла

День время Название мессы, язык службы
Воскресенье 8.30 — 20.00 на языках польском, русском, корейском, на латинском, детская месса, армянская литургия
Понедельник ​7.45 – 19.00 на языках русском, польском,

поклонение дарам

Вторник ​7.45 – 20.45 на языках русском, польском

поклонение дарам

Среда 7.45 – 18.00 на языке русском, поклонение дарам
Четверг 7.45 — 19.00 на языке русском, польском
Пятница 7.45 – 19.00 на языке русском, поклонение дарам, вечерня
​ Суббота 7.45 – 18.00 на языке русском, поклонение дарам, воскресная на языке русском

Информация для паломников

Лицам, желающим посетить костёл на Малой Грузинской, паломникам, проживающими за пределами Москвы, нужно помнить, что собор мест для проживания не предоставляет. Необходимо заранее подумать о том, где предстоит проживать. Также загодя нужно ознакомиться с режимом работы и с мероприятиями, которые в нем проводятся.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Собор находится по адресу: город Москва, улица Малая Грузинская, дом 27/13 . Это культовое учреждение имеет свой официальный сайт Catedra_ru

Наиболее удобным способом, согласно которому до костёла можно добраться без задержек, является следующий:

  1. Вначале необходимо выйти на станции метрополитена «Краснопресненская».
  2. Далее двигаться по улице Красной Пресне в западном направлении, к Третьяковском Валу.
  3. Через 500 метров необходимо свернуть на Малую Грузинскую улицу пройдя по которой около 600 м и цель будет достигнута.

Иным популярным способом является выбор наземного маршрутного транспорта. До собора, который расположен рядом с улицей Климашкина, следует автобус номер 116. Его маршрут начинается у Белорусского вокзала.

Рядом с костёлом по улице Малая Грузинская имеются остановки и иного общественного транспорта. Так можно воспользоваться автобусами 12, 18, 35, 39, 40, 53, 64, 66, 69, 125, 567. Троллейбусом: 54. Маршрутным такси: 254М.

Полезное видео по теме

История собора:

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.

В 1894 г. было получено разрешение на строительство третьего католического храма в Москве, при условии, что костел будет возведен вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого был утверждён, несмотря на отклонение от последнего условия. Храм возводился в основном с 1901 по 1911 гг. Вид храма отличался от проектного. Собор представляет собой неоготическую трехнефную крестовидную псевдобазилику. Возможно, прообразом для фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, для купола - купол кафедрального собора в Милане. Деньги на строительство собрала польская община и католики других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 г. (архитектор Л. Ф. Даукш). Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 г. Отделочные работы продолжались до 1917 г. В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход.

В 1938 г. храм закрыт, имущество разграблено, внутри организовано общежитие. До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трехшпилевую готическую конструкцию с Престолом, возвышавшуюся до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница. В пресвитерии стояли пальмы, сам он отгораживался от нефа баллюстрадой. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башен и шпилей. В 1956 г. в здание был заселен НИИ «Мосспецпромпроект», проведена перепланировка, внутреннее пространство поделёно на 4 этажа. В 1976 г. разработан, но не реализован, проект реставрации здания под зал органной музыки. 8 декабря 1990 г., по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус (ныне епископ) впервые отслужил мессу на ступенях собора.

Постоянные богослужения проводятся с 7 июня 1991 г. В 1996 г., после удаления из помещений НИИ «Мосспецпромпроект», храм передан Церкви. 12 декабря 1999 г. Госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор. В нынешнем виде собор имеет отличия от вида до закрытия в 1938 г. Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути. Имеется пять колоколов, изготовленных на польской фабрике Фельчинских в Перемышле (подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом). Самый большой весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор». Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

Имеется орган (th. Kuhn, ag. Mannedorf, 1955), являющийся одним из самых больших органов в России (73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы), что позволяет исполнять органную музыку различных эпох. Орган фирмы «Kuhn» получен в дар от Евангелическо-реформатского кафедрального собора «Basel Münster» г. Базеля. Был построен в 1955 г., в январе 2002 г. начались работы по демонтажу органа и все части, кроме регистра № 65 Principal bass 32", были перевезены в Москву. Работы вела органостроительная фирма «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия - Герхард Шмид, Гуннар Шмид). Орган собора теперь является одним из самых больших в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку любых эпох. С 2009 года с использованием органа проводится образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», дающий российским музыкантам навыки григорианского хорала и органной импровизации.

В двух шагах от московского зоопарка на углу Малой Грузинской и улицы Климашкина среди жилых домов и нешироких улиц находится самый большой в Москве и один из самых больших в России католических соборов. Сегодня мы заглянем в Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Это здание было построено в 1911 году и большую часть своей истории использовалось не по назначению. Лишь с 1996 года здесь снова собираются католики.

1. Постройка с острыми шпилями видна с соседних улиц. Неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика по своей архитектуре. Говорят, что во внешнем оформлении использованы идеи фасада Вестминстерского аббатства и купол кафедрального собора в Милане.

2. Ни там ни там я не был. надеюсь найдутся те, кто поможет сравнить внешний вид.

3. На шпиле центральной башни установлен крест, а по бокам гербы. Один - папы римского Иоанна Павла II, второй - Тадеуша Кондрусевича, возглавлявшего ранее архиепархию Матери Божьей в Москве.

4. Территория со всех сторон окружена обычными жилыми домами. Лишь с юга расположился особняк.

5. Иисус - добрый пастырь. Скульптура среди цветов.

6. Неподалеку памятник матери Терезе Калькуттской, причисленной к лику блаженных в 2003 году.

7. Купол собора отдельно.

8. Тем, кто заходит в собор только внутрь, советую обойти его снаружи. Есть немало интересного.

9. А нам пора заглянуть внутрь.

10. Как я уже говорил, собор был вновь открыт для верующих в 1996 году. В это время папой Римским был Иоанн Павел II. Тадеуш Кондрусевич, чей герб на одном из шпилей, руководил восстановительными работами.

11. На входе находится информация для посетителей, ящик для пожертвований и требования выключить телефон. Место это открытое для посещения. Все желающие могут заказать экскурсии. Это не редкое явление в соборе.

12. Оформление собора внутри состоит из белых и жёлтых цветов. он очень светлый. При солнечном свете даже яркий.

13. Все места от купола до дальнего угла видны. После посещения многочисленных храмов, церквей, соборов и базилик в Испании и Португалии, а так же побывав в Ватикане, я видел многое. В большинстве своём это были темные помещения. даже те, что были оформлены внутри в белом цвете, казались мне более тёмными.

14. Хорошо это или плохо? Конечно же по сравнению с чем-то очень старым и много веков использующимся исключительно по назначению, здесь кажется пустовато. Но мы в Москве, в православии. Мест для католиков в нашей стране очень мало.

15. Интересна история органа. Дата его создания - 1955 год, когда в соборе находилась совсем другая организация и помещение было поделено на 4 этажа. Он один из самых больших в России: 73 регистра, 4 мануала и 5563 трубы. Этот орган - подарок кафедрального собора Базеля, разобранный на старом месте в 2002 году и поставленный на новое место в 2005. Перевезли в Москву все части кроме одного регистра.

16. Есть здесь и электрический орган.

17. История создания московского кафедрального собора началась в 1894 году с просьбы построить 3 католический храм из-за разрастающейся общины в Москве. Разрешение было получено с условием не создавать башни, внешнее оформление и вообще построить подальше от центра.

18. Малая Грузинская в то время была далека от центра. Место было выбрано по местонахождению большинства поляков-католиков, работающих в основном на Московско-Смоленской железной дороге. Поезда в Варшаву до сих пор отправляются именно по этой дороге. 30 тысяч поляков собрали деньги на строительство. В течение 10 лет, с 1901 по 1911 велось строительство по проекту Богдановича-Дворжецкого. Внутренние работы велись до 1917 года.

19. В 1938 году собор был закрыт.

20. Конструкция здания выполнена в форме креста, над пересечением которого расположен купол.

21. Помимо центрального нефа есть два боковых. они отделены двумя рядами по 5 колонн, символизирующими 10 заповедей.

22. Изначально по проекту здесь должно было помещаться 5 тысяч человек. Не знаю как сейчас, но число католиков явно больше.

23. Наверное не все знают, но чтобы видеть и слышать всё, что говорят, можно не выходить из дома. В соборе установлена веб-камера.

24. В различных частях собора есть несколько святых, к которым можно обратиться. немало людей приходят сюда именно с определённой целью.

25. Из колоколов, установленных в соборе, самый большой весим 900 килограмм и называется "Фатимская божья матерь".

26. Фатима - местечко в Португалии, где в прошлом веке богоматерь являлась трижды. Кстати, я был в Фатиме. Репортаж из религиозного центра вы можете .

27. Вдоль стен в простых рамочках находится информация для ознакомления о различных святых и не только.

28. Алтарная часть и большой крест.

29. Самое большое распятие в соборе имеет высоту 9 метров, а тело Иисуса - 3 метра. По бокам матерь Божья и евангелист Иоанн.

30. Оно заметно ещё со входа.

31. С одной стороны от алтаря освящённая вода и купальня.

32. Здесь же распятие уже умершего Иисуса.

33. С другой стороны небольшая, но очень богатая часть. Это, если я не ошибаюсь, часовня Божьего Милосердия с алтарём святых Даров.

34. Очень неожиданно, но в этот день погода разгулялась и выдала солнечную погоду. Можем посмотреть как лучи, пробивающие через готические окна, играют по зданию.

35.

36.

37.

38. Под окнами находятся 14 барельефов - 14 стояний крестного пути. Здесь же исповедальни.

39. В каждой из них есть памятка.

На этом наша экскурсия завершилась. Посещение было интересным. Собор оказался очень светлым. Меня это не удивило после Португалии. Моя девушка, например, считает его чересчур светлым. А как кажется вам?


Благодарности:
-организаторам экскурсии со стороны собора - за открытость;
-сообществу mosblog - за информацию о мероприятии;
-коллегам-блогерам за компанию (но кажется не все дошли): arctic-inga.ru , kis_dikiy , podpolkovnikvvs , bulyukina_e ,



Что еще почитать