Штрафы за отходы животноводства. Изменения в КоАП РФ. Обращение с отходами животноводства Государственная поддержка переработки отходов животноводства

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
(утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469)

С изменениями и дополнениями от:

1. Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

1.2. Биологическими отходами являются:

Трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

Абортированные и мертворожденные плоды;

Ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

Другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п.1.9. настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

Сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

Энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, виснамаэди перерабатывают на мясо-костную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

Болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1х10-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

1.11. Настоящие Правила определяют условия:

Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

Предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

Охраны окружающей среды от загрязнения.

2. Уборка и перевозка

2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

С утверждением настоящих Правил не действуют на территории Российской Федерации "Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов", утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 6 апреля 1951 года и согласованные со Всесоюзной государственной санитарной инспекцией 14 марта 1951 года.

Утверждаю

Согласовано

Регистрационный N 1005

Приложение
к Ветеринарно-санитарным Правилам сбора,
утилизации и уничтожения биологических отходов
от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) N _______ 1. Местонахождение__________________________________________________ (республика в составе Российской Федерации, край, _________________________________________________________________________ область, автономная область, автономный округ, район, _________________________________________________________________________ населенный пункт) 2. Расположение скотомогильника (биотермической ямы) на местности (прилагается выкопировка из карты землепользования в масштабе не менее 1:5000 (в 1 см 50 м), с привязкой к постоянному ориентиру (тригонометри- ческая вышка, дорога с твердым покрытием, линия электропередачи и т.д.). 3. Удаление от ближайшего населенного пункта и его наименование _______________________________________________________________________м; -.-.-.-.-.- фермы (комплекса)__________________________________________м; -.-.-.-.-.- пастбища___________________________________________________м; -.-.-.-.-.- водоема____________________________________________________м; -.-.-.-.-.- дороги_______________________________________________________ (между какими _________________________________________________________________________ населенными пунктами и ее характеристика) 4. Описание местности: характеристика окружающей территории _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ почва_________________глубина залегания грунтовых вод__________________м, направление стока осадков_______________________________________________. 5. Какие населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фер- мерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермичес- кой ямой) _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 6. Площадь скотомогильника______________________________________кв.м 7. Ограждение скотомогильника_______________________________________ 8. Санитарная характеристика скотомогильника: а) первое захоронение биологических отходов было в 19_____ г. б) животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в_______ гг.; в) животные, павшие от эмкара и других болезней, вызываемых спорооб- разующими микроорганизмами, перечисленными в п.1.9 настоящих Правил, бы- ли захоронены в_______________________________________________________гг. Оборотная сторона карточки _________________________________________________________________________ Дата Выявленные Указания по устранению Контроль Исполнение. про- недостатки (перечень работ, что выполнения Дата проверки, верки нужно сделать). Срок работ ФИО, должность исполнения. Исполнитель. проверяющего _________________________________________________________________________ Главный государственный ветеринарный инспектор района (города) ________________________ Фамилия И О (подпись) Ветеринарно-санитарную карточку получил _______________________ ________________________ _________________ (Должность) (Фамилия Имя Отчество) (Подпись) Ветеринарно-санитарная карточка составлена в 3 экземплярах и передана по экземпляру: 1._______________________________________________________________________ (организация, хозяйство) 2._______________________________________________________________________ (государственная ветеринарная организация) 3._______________________________________________________________________ (орган государственного санитарного надзора)

Навоз животных относится к отходам. Утилизация процессов жизнедеятельности контролируется на законодательном уровне. Для осуществления соответствующей деятельности необходимо получение лицензии.

Отходы животноводства

К ним относятся экскременты сельскохозяйственных животных: навоз крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, коз и помет птиц. К каловым массам включаются дополнительные вещества – корм, смывная вода.

Загрязнения животноводства имеют органический характер, но в них присутствуют токсичные химические вещества, гельминты. Они – опасные источники инфекций и болезней. Такие отходы следует правильно утилизировать. Для контроля этого проводится официальное лицензирование.

Навоз и помет, как и другие виды загрязнений, имеют свой класс опасности, по которому выявляется степень токсичности для окружающей среды. Свежий навоз относится к IV классу, а помет к III. После естественной переработки – разложения массы, степень опасности становится V и IV класса. Токсичность снижается. Экскременты можно использовать как прикормку.

Проблема определения загрязнения

Отходы животноводства имеют несколько статусов. В качестве:

  • загрязнений, подлежащих утилизации;
  • полезного удобрения.

В зависимости от классификации к ним складывается различное отношение.

Если рассматривать как загрязнение, то они попадают под строгие требования законодательства по переработке и лицензированию этой деятельности. При оценке как удобрения такого регулирования не происходит.

Сфера переработки отходов регулируется на основе федерального закона «Об отходах производства и потребления». Контроль осуществляется сразу несколькими организациями: Росприроднадзором, Роспотребнадзором и Россельхознадзором.

Получение лицензии

Федеральные службы проводят лицензирование деятельности по обращению с отходами животноводства. Для этого они должны быть официально направлены на утилизацию или обезвреживание, где пройдут экспертизу на класс опасности. После происходит получение лицензии на проведение деятельности по сбору и размещению на специальных площадках.

У лицензиата должно присутствовать помещение для хранения и обезвреживания сырья со всем необходимым оборудованием для утилизации, которое принадлежит ему на правах собственности. Транспортировка и подготовительные мероприятия нуждаются в лицензировании деятельности.

После получение официальной лицензии в государственный реестр объектов размещения отходов вносится помещение, где будет храниться сырье. В конце проводится оплата.

Переработка и хранение отходов животноводства требует лицензирования. Так, обезвреживание экскрементов регулируется на государственном уровне. Это помогает сократить наносимый вред окружающей среде.

Уже не первое десятилетие остаются нерешенными некоторые проблемные вопросы, касающиеся многих природопользователей. Среди таких вопросов — обращение с отходами животноводческих хозяйств, а именно с навозом и пометом. С одной точки зрения навоз и помет — это отход, и на него должны распространяться требования экологического и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, а с другой — это товарный продукт или сырье для предприятия. В данной статье рассмотрим законодательную и практическую стороны проблемы и варианты ее решения.

Практика обращения с отходами животноводства

Как известно, отходы производства и потребления подразделяются на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС). Классификация отходов в зависимости от источника их образования и других факторов приводится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 28.11.2017; далее — ФККО). В подтип «Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)» ФККО входят следующие группы отходов:

Отходы разведения крупного рогатого скота (1 12 100 00 00 0);

Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных (1 12 200 00 00 0);

Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих (1 12 300 00 00 0);

Отходы разведения овец и коз (1 12 400 00 00 0);

Отходы разведения свиней (1 12 500 00 00 0);

Отходы разведения сельскохозяйственной птицы (1 12 700 00 00 0);

Отходы разведения и содержания животных прочие (1 12 900 00 00 0).

Внутри каждой группы содержатся виды навоза и помета на разных стадиях перепревания : свежий (только что образовавшийся) и перепревший. В процессе перепревания из отхода улетучивается влага, а также происходит естественный процесс микробиологического разложения органических соединений. После перепревания класс опасности отхода снижается. Так, свежий навоз крупного рогатого скота, конский, верблюжий, мелкого рогатого скота, пушных зверей, диких животных после перепревания переходит из IV в V класс опасности, а свежий навоз свиней и птичий помет — из III в IV класс опасности.

СЛОВАРЬ

В соответствии с ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения»:
. навоз — смесь твердых и жидких экскрементов сельскохозяйственных животных (п. 8);
. помет — экскременты птиц, кроликов с подстилкой или без нее (п. 10);
. свежий навоз (помет) — навоз (помет) без признаков микробиологического разложения (п. 13);
. перепревший навоз (помет) — навоз (помет), в котором визуально нельзя обнаружить неразложившиеся растительные остатки (п. 16).

Технологическое проектирование систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета регламентируется требованиями РД-АПК 1.10.15.02-08 «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (далее — РД-АПК 1.10.15.02-08).

Отходы животноводства удаляются механическим способом (транспортерами, бульдозерами и др.) или гидравлическим (самотеком либо прямым смывом водой). До места их сбора, обеззараживания, карантирования и подготовки к использованию отходы животноводства транспортируются с помощью насосов, трубопроводов (жидкие фракции) либо механическим способом (мобильным транспортом). Удаленные отходы животноводства могут быть подвергнуты компостированию естественным способом (в данном случае процесс компостирования в буртах длится до 6 месяцев) либо анаэробному сбраживанию в метатенках.

По сложившейся практике отходы животноводства складируются в специальных объектах — навозо- и пометохранилищах, лагунах для хранения бесподстилочного навоза, на специальных площадках и др. Срок хранения обусловлен влажностью отхода, условиями хранения, площадью сооружения, эпизоотическим состоянием хозяйства и др., поэтому точные сроки каждый раз необходимо определять согласно технологии производства конкретного предприятия.

В подготовленных к использованию отходах животноводства должны отсутствовать возбудители болезней, жизнеспособные семена сорных растений; в указанных отходах должно быть нормализовано количество биогенных и других веществ в соответствии с ветеринарно-санитарными, экологическими, агрохимическими требованиями .

Отходы животноводства необходимо карантировать и обеззараживать . Обеззараживание может проводиться химическим или термическим методом в короткие сроки либо естественным путем. Согласно РД-АПК 1.10.15.02-08 естественное биологическое обеззараживание осуществляется путем выдерживания в секционных навозохранилищах или прудах-накопителях в течение 12 месяцев. Кроме того, отходы животноводства подвергаются дезинвазии биологическим, физическим или химическим методом. Сроки выдерживания отходов животноводства при использовании биологического метода:

В открытых хранилищах:

Навоз крупного рогатого скота — 6 месяцев;

Навоз свиней — 12 месяцев;

Помета в пометохранилищах — 3-6 месяцев.

Таким образом, процесс перепревания отходов животноводства из свежего состояния до состояния, в котором их можно использовать как удобрение, довольно сложный, может осуществляться разными способами и занимать длительное время (до 12 месяцев).

Отходы животноводства как отходы производства

Если рассматривать отходы животноводства как отходы производства, по отношению к ним будут актуальны следующие требования законодательства:

Разработка паспортов отходов I-IV классов опасности и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР);

Проведение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности ;

Получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ;

Внесение навозо- и пометохранилищ в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО);

Внесение платы за НВОС за размещение отходов и др.

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
. хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
. утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
. обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
. обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
. транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Как правило, отходы животноводства хранятся в специализированных объектах дольше 11 месяцев (а именно — до 12 месяцев), что позволяет отнести навозо- и пометохранилища к объектам размещения отходов и обусловливает необходимость внести такой объект в ГРОРО и получить соответствующую лицензию.

Опираясь на определение понятия утилизации отходов, можно предположить, что использование перепревшего навоза IV класса опасности (например, свиного) в собственных целях (например, для удобрения сельскохозяйственных полей) подпадает под понятие утилизации , а значит, также подлежит лицензированию.

Более того, перепревание отходов животноводства естественным или другим способом вполне подходит под определение обезвреживания отходов , т.к. в результате уменьшается количество отходов и степень их опасности для окружающей среды, а это влечет необходимость проведения ГЭЭ и получения соответствующей лицензии.

При этом довольно часто никаких специальных установок по обезвреживанию отходов животноводства у хозяйства нет, и даже отсутствует площадка для их хранения. Выдать лицензию такому хозяйствующему субъекту проблематично, поскольку одним из лицензионных требований , предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в т.ч. объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности ) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям .

Вдобавок ко всему полевые навозохранилища располагаются за границами основной производственной площадки, и транспорт, перевозящий отходы животноводства , перемещается к таким навозохранилищам по дорогам общего пользования, что в соответствии с определением понятия транспортирования отходов является таковым и тоже подлежит лицензированию. Любые подготовительные работы с отходами животноводства можно определить как обработку отходов , для которой также нужна соответствующая лицензия.

Что касается нормирования образующихся отходов, придется разработать соответствующие паспорта отходов I-IV классов опасности и внести данные отходы в ПНООЛР (если хозяйство не входит в число субъектов малого и среднего предпринимательства). Размещение отходов животноводства в навозо- и пометохранилищах является деятельностью, за осуществление которой необходимо вносить плату за НВОС. Учитывая, что на таких объектах возможно хранить тысячи тонн отходов, сумма платы получается внушительной.

Таким образом, вопрос идентификации отходов животноводства как отходов либо как потенциального сырья или продукта стоит довольно остро. Если рассуждать с позиции воздействия на окружающую среду, то хранение отходов животноводства в любых специальных сооружениях, несомненно, наносит вред окружающей среде и человеку, особенно с точки зрения микробиологической опасности. При перепревании и хранении отходов животноводства образуется больше десяти видов веществ, загрязняющих атмосферный воздух. На основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, крупные объекты животноводства относятся к объектам I или II категории.

Очевидно, что животноводческое хозяйство в целом и навозохранилище в частности является опасным источником негативного воздействия. Однако проблема состоит в том, что прохождение ГЭЭ, получение лицензии и внесение объекта в ГРОРО — непосильное финансовое бремя для небольших и средних животноводческих хозяйств, поэтому подавляющее большинство из них скрывает свои объекты хранения отходов животноводства либо вообще не занимается проблемами экологии.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Отходы животноводства и птицеводства становятся источниками загрязнения окружающей среды. На российских предприятиях по животноводству для содержания скота используется современное оборудование, но хозяйств, оснащенных современной техникой для обработки навоза и помета, крайне мало.

Состав отходов животноводства

Твердые и жидкие экскременты домашней скотины и птицы, которые включают себя воду, остатки корма и газы, называются отходами животноводства.

Продукты жизнедеятельности животных делят на два вида: навоз и помет.

Оба вида экскрементов различают по степени свежести. Они могут быть либо свежими, либо перепревшими.

Из-за возможного присутствия металлических соединений, лекарств и различных химических загрязнений в составе навоза и помета, их относят к нестабильным органическим загрязнениям.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения фекалии животных и стоки для них - рассадники приблизительно ста видов заболеваний, которым подвержены как животные, так и люди.

Обращение с отходами животноводства

Животноводческие отходы относят к 3-5 классам опасности, в зависимости от степени их свежести. Обращение с ними регулируется двумя законами: «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для фермеров навоз и помет – не экологическая угроза, а ценное сырье для производства органических удобрений. Свежие экскременты отправляют в хранилища, где они перепревают, сушатся, и становятся готовыми для удобрения почвы сельскохозяйственных полей.

Однако по последним подсчетам, в России больше половины этой «продукции», не используется и не обезвреживается, поэтому более двух миллионов гектаров земли занято одним хранением навоза. Таким количеством животноводческих отходов можно покрыть почти половину площади Московской области.

Контроль обращения

В России контроль осуществляется тремя органами власти: Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Росприроднадзором. Они уполномочены заниматься сбором, транспортировкой, обезвреживанием и переработкой отходов животноводства и птицеводства.

В начале 2017 года было предложено введение административной ответственности и взыскание штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

К отходам животноводства, как к производственным, можно применить следующие требования законодательства РФ:

  1. Согласно статье № 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 28.12.2017), требуется проведение государственной экологической экспертизы документации мест, которые используются для размещения и утилизации отходов.
  2. Получение лицензии на все виды деятельности обращения с отходами животноводства предписывает закон о лицензировании № 99-ФЗ.
  3. Утвержденный Минприроды приказ о кадастровом учете отходов предполагает внесение хранилищ навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов.
  4. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Также необходима разработка паспортов классов отходов и введение лимита на их размещение.

Сейчас вопрос утилизации экскрементов - источник конфликта между контролирующими органами и фермерами. Однако только при взаимодействии с органами власти возможно создание структурированной системы переработки отходов животноводства.

Способы утилизации

Существует четыре основных технологии утилизации отходов животноводства, в которые входит:

  • Переработка экскрементов в компост.
  • Повторное использование отходов животноводства как корма для скота и птицы.
  • Биоэнергетический метод утилизации.
  • Вывоз на поля.

Вывоз - традиционный способ переработки животных экскрементов, который был удобен при малом содержании скотины на земельном участке. Навоз складывался в одну кучу, где он постепенно превращался в перегной, пригодный для удобрения почвы.

Сейчас этот способ утилизации вызывает большое количество проблем не только финансовых, но и экологических. Для перевозки крупных масс отходов необходимы большие затраты, а хранение бесподстилочного навоза редко осуществляется по правилам, что приводит к загрязнению биосферы.

Техника компостирования предполагает наличие спецплощадок, разной техники и большого количества материалов (например, солома, торф), которые понижают уровень влаги в отходах птице- и животноводства.

На примере куриного помета можно разобрать систему компостирования.

  1. Толстый слой торфяной крошки величиной до 40 сантиметров высыпается на площадку. Сверху на нее закладывается помет.
  2. С помощью бульдозера торф смешивается с пометом.
  3. Получившийся бурт укрывают торфом.
  4. В таком виде компост хранится два месяца зимой, один месяц - летом.

Если соблюдать все технологические правила, то на конечном этапе компостирования получают высококачественное удобрение.

При компостировании до 40% полезных веществ, которые содержатся в отходах животноводства, испаряются.

Большое количество полезных веществ, содержащихся в кормах для птицы и домашней скотины, не перевариваются и остаются в экскрементах. Поэтому обработанные отходы птицеводства и животноводства применяют для повторного кормления скота.

Например, для кормовой добавки бычкам используют обработанный куриный помет. Его перерабатывают и обеззараживают при очень высоких температурах.

Из помета убираются все лишние и опасные для животных компоненты, которые не переварились: семена, перья и пух. В готовом продукте содержится до тридцати процентов протеина, что, в смеси с комбикормом обеспечивает хороший суточный привес.

Биоэнергетический способ утилизации

Биоэнергетический способ помогает решить несколько основных задач, которых требует переработка:

  1. Сбор и утилизация.
  2. Обезвреживание опасных газообразных веществ.
  3. Получение очищенного удобрения для почвы.
  4. Получение топлива.

Новые способы утилизации

Все вышеперечисленные способы используются на сегодняшний день, однако с расширением технологических возможностей, появляются новые, более продуктивные способы утилизации навоза и помета.

Среди них можно выделить вермикультуру и рыбоводно-биологические пруды.

Вермикультура - биотехнология, которая превращает отходы в натуральный белок.

Выращивание червей преследует две цели:

  1. Максимальная переработка отходов в удобрение.
  2. Наращивание биомассы червей.

Процесс происходит следующим образом: черви в несколько раз ускоряют распад биоотходов, и в достаточно короткие сроки превращают экскременты в очищенное удобрение.

Благодаря активной переработке наращивается биомасса самих червей, которые идут в корм свиньям и птице.

Рыбоводно-биологические пруды

Природная система самоочистки водоемов, из-за серьезного антропогенного воздействия на экологию, не справляется с выводом загрязняющих компонентов.

В рыбоводно-биологических прудах отходы служат кормом для водорослей и зоопланктонов, которые, в свою очередь, постепенно их очищают и перерабатывают.

Так происходит добыча органических удобрений на основе отходов животноводства и нового корма для скота (например, излишков ряски).

Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам обращения с отходами животноводства. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

В соответствии с поручениями, правительству Российской Федерации к 1 марта 2017 г. необходимо представить предложения по стимулированию использования сельскохозяйственными товаропроизводителями современных технологий утилизации отходов животноводства. Кроме того, кабмин должен к 1 июня 2017 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами животноводства.

В свою очередь, Генеральной прокуратуре РФ поручено систематически осуществлять проверку исполнения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (в части, касающейся обращения с отходами животноводства), а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе в указанной области. Доложить необходимо до 1 декабря 2017 г., далее - ежегодно.

Перечень некоторых нормативно-правовых актов содержащих требования к отходам животноводства

1) п. п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 (с изменениями от 16 августа 2007 г.);
2) ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", согласно которой владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
3) ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.



Что еще почитать