Таро Общие вопросы тарологии: системы, подходы, методы интерпретации Таро. Я не против гадания, но благодарю моих богов за то, что у меня есть другие источники дохода

Общие вопросы тарологии: системы, подходы, методы интерпретации Таро

В этой небольшой статье затрагивается несколько теоретических вопросов, но при этом имеющих прямое отношение к практике предсказаний с использованием карт Таро.

Чем больше общаешься с коллегами-тарологами, тем больше убеждаешься в том, что все мы работаем с Таро по-разному: у каждого свои принципы, методы и подходы в работе. Различия эти проявляются по многим параметрам. В этой статье я затрону лишь несколько таких параметров.

IО трех основных подходах в предсказательной работе с Таро.

С чем работает таролог?

В работе с Таро возможны три основных подхода. Эти подходы определяются той основной базой, на которую таролог опирается в первую очередь.

1. Первый подход - подход от системы.

Как известно, на данный момент существует несколько общепризнанных, наиболее распространенных школ Таро. Многие тарологи так или иначе опираются на одну из них.

Представители французской системы придерживаются канонов первого оккультного Таро, которое было разработано Э. Леви, П. Кристианом, О. Виртом, Папюсом и их последователями. Все остальное для них - это искажение первичной системы.

Уэйтовцы (пожалуй, самый большой «клан» тарологов) убеждены, что их колода (+ ее клоны) и их система самые рабочие и самые легкие в усвоении и понимании: ведь у них есть сюжетные Младшие арканы! И Сила у них на «правильном», восьмом, месте, ведь она ассоциируется со Львом, а порядок знаков Зодиака должен быть прямой (... Близнецы - Влюбленные, Рак - Колесница, Лев - Сила, Дева - Отшельник, а вот теперь Весы, а они-то - Справедливость!). И Шут - нулевой, так как без нуля никак нельзя: все начинается с отсутствия, с креативной пустоты, и только потом появляется единица...

Для кроулианцев самой верной, точной системой является система А. Кроули и колода Таро Тота. Все остальное для них - ветхое, так как не отражает тех изменений, которые произошли в результате перехода в новый Эон, Эон Гора. И Цади - не Звезда!.. А Император... И это, естественно, легко объяснимо, ведь в Зодиаке существует двойная петля... И Справедливость - не Справедливость, а Исправление, потому как «справедливость... Природе не присуща; однако Природе присуща точность»... И так далее, и тому подобное...

В чем суть подхода от системы?

Я, как таролог, выбираю определенную арканологическую систему Таро и в соответствии с этой системой подбираю себе такую колоду, которая в наибольшей степени отражает суть этой системы и соответствует моим эстетическим вкусам. Другими словами, я выбираю определенную систему концептов, понятий и идей, закодированных определенным образом в колоде карт.

К примеру, если я выбираю французскую систему, то я буду искать такую колоду, в которой соблюдены требования этой системы, а именно:

А) аркан Справедливость имеет номер 8, а Сила - 11;

Б) аркан Шут имеет номер 21 (или, дополнительно, 0), аркан Мир - 22 (или, дополнительно, 21);

В) рисунки на Старших арканах полностью соответствуют тем описаниям, которые были даны в работах представителей французской системы Таро (Кристиан, Вирт, Папюс) или в работах их последователей (Г.О.М., Шмаков);

Г) если на картах даны атрибуции, то они обязательно должны быть «французскими»: Маг - алеф, воздух; Папесса (Жрица) - бэт, Луна; Влюбленные - вау, Телец; Шут - шин, огонь; Мир - тау, Солнце...

Д) желательно, чтобы Младшие арканы были непрорисованными, без сюжетов, а если и прорисованными, то с такими сюжетами, которые отражают значения этих арканов во французской системе. Этому требованию отвечает, например, Средневековое Таро Скапини. У Папюса 7 жезлов имеет следующие значения: переговоры, разговор, совещание, беседа... говорить, сказать, беседовать, болтать и т.п. На карте «7 жезлов» Таро Скапини эти значения переданы через образ оратора, который использует 7 жезлов как трибуну.

Если я выбираю систему Уэйта, то тогда я беру каноническую колоду этой системы, колоду Райдера-Уэйта-Смит, или какой-либо ее клон, в котором соблюдены требования уэйтовской системы. И т.д. И т.п.

2. Второй подход - подход от колоды.

В чем он заключается?

У меня есть колода Таро. Мне абсолютно не важно, выполнена ли эта колода в рамках какой-либо системы. Да я могу и не знать, что вообще существуют какие-то системы! Просто мне нравится эта колода, и я понимаю ее «язык». Значения карт я вывожу из тех образов и символов, которые изображены на них. Изучая каждую карту, одну за другой, вникая в символизм, я составляю для себя списки тех значений, которые карты могут иметь. В сущности, так называемые проработки колоды (на форумах или в группах) представляют собой изучение символизма конкретной колоды, а не арканологической системы. Опорной базой для работы в данном случае является именно символизм конкретной колоды.

3. Третий подход.

Возможно и совмещение первых двух подходов, когда я знаю систему, но вместе с тем, кроме тех значений, которые считаются традиционными, использую и те, которые самостоятельно вывел из символизма карт. Этот подход (в котором совмещается и универсальная система, и индивидуальный символизм колоды), пожалуй, используется чаще всего.

II. Методы интерпретации: интуитивисты и рационалисты

Это еще одно разделение. Оно базируется на исходной позиции, которой придерживается таролог.

1. Одни полагают, что сам процесс предсказания - это исключительно интуитивный процесс. А если это так, то учить значения карт и уж тем более знать всё наизусть не надо. Послание, которое несут карты в процессе гадания, будет считано чисто интуитивно, с опорой на те образы, которые запечатлены на картах. Если избирается такой метод, то, как правило, выбирается колода с прорисованными Младшими арканами, что вполне понятно. Карта, на которой изображены, к примеру, только 2 меча на пустом фоне, дает мало ассоциаций. Другое дело, если на ней будет изображен какой-то сюжет. Например, женская фигура с завязанными глазами, держащая два скрещенных меча и сидящая на фоне водной глади. Образ в данном случае выполняет смыслопорождающую функцию: все смыслы вытекают именно из образа, а не из каких-то моих знаний или представлений о значении данной карты.

2. Другой метод (можно сказать, прямо противоположный) основывается на другой точке зрения, а именно: для того чтобы продуктивно работать с колодой, нужно знать значение каждой карты наизусть, при этом необходимо глубокое знание каждой карты. Другими словами, нужно держать всю систему в голове! Такой метод можно назвать рациональным. При таком подходе не важно, прорисованы или не прорисованы Младшие арканы.

Из собственного опыта могу сказать, что знать значения карт надо. Иначе есть риск «утонуть» в безбрежном океане символизма. В голове, так или иначе, должна быть некая система координат, которая и позволит сориентироваться при чтении карт.

Однако здесь следует сказать и о другой стороне. Если придерживаться некой жесткой системы интерпретации карт (то есть считать, что вот «эта карта» значит только вот «это» и ничего другого), то эффект может быть также отрицательным. Чрезмерный догматизм может привести к тому, что смысл карты, лежащий в конкретном раскладе на поверхности, тарологом просто не воспринимается, так как не укладывается в его жесткие рамки и изначально игнорируется.

Поэтому при интерпретации карт в раскладе необходимо гармонично соединять все два начала: и рациональное, и интуитивное.

Чтение любого расклада - это одновременно и интуитивный, иррациональный процесс, требующий абсолютной свободы и чистоты нашего сознания (для того чтобы можно было воспринять информацию из «особых» сфер), и рациональный процесс, опирающийся на логику и, следовательно, требующий некого базиса.

Чтобы интерпретация расклада была глубокой и соответствующей реальности, правдивой, нужно придерживаться срединного пути: не загонять себя в узкие рамки, но в тоже время знать предел свободы.

Опубликовано 25.08.2017

Это моя совместная с Константином Верещагиным (Лаво) работа. Мы задумали написать эту статью прежде всего для себя, для того чтобы собрать опыт и ответить себе на вопросы: каковы на данный момент сферы практического применения системы Таро и как можно понять систему Таро с позиции современных концепций сознания. Набросали план статьи, и он (план) развернулся на несколько страниц. По сути дела, на данный момент этот план стал некой предварительной статьей, обозначающей темы, которые предстоит обдумывать, обсуждать, описывать.

Введение

Как отмечают историки, карты Таро появились в Италии и изначально использовались для игры. Позднее их стали использовать как инструмент гадания. В наши дни карты Таро чаще всего связывают именно с предсказанием будущего. Однако Таро – это многофункциональный инструмент. И связано это с самой спецификой системы Таро, образно-символическим строем карт и теми «пространствами», которые стоят за картами.

Мы выделили три типа практик, в которых используется система Таро:

1) оккультно-эзотерические практики;

2) психологические практики;

3) духовные практики.

В данной статье мы попытаемся описать в общих чертах, как система Таро используется в различных практиках.

При описании и изучении любой системы, как правило, выделяют три основных аспекта самой системы: структурный (из каких элементов состоит), семантический (какие смыслы несут элементы системы) и функциональный (как система и ее элементы функционируют).

Таро – это система. Мы предполагаем, что через понимание того, как Таро используется (функционирует) в различных практиках, мы можем приблизиться к пониманию того, что собой представляет сама система Таро.

Перед тем, как перейти непосредственно к практикам, в которых используется система Таро, особо оговорим несколько ключевых моментов.

Карта и Аркан: в чем различие?

Мы разграничиваем два понятия: «карта» и «Аркан».

Аркан – это особое пространство сознания, часть нашей психики.

Карта – это средство, при помощи которого Аркан выражается символическим способом: картинкой, геометрическими фигурами, цветом, числом.

Карта – это элемент колоды. Аркан – это элемент системы. Арканы можно рассматривать как особые пространства. Карты – как двери и ключи, ведущие в эти пространства. Или как знаки, направляющие к этим пространствам.

Различные уровни прочтения Арканов

Активно практикующие тарологи (практики таро-консультирования) и «арканавты» (практики исследования Арканов) из собственного опыта знают, что Арканы Таро могут проявляться на следующих уровнях:

1. Телесный уровень.

2. Витальный уровень: общая энергия индивидуума, его витальность.

3. Эмоциональный уровень: эмоции, чувства, переживания.

4. Ментальный уровень: мысли, представления, фантазии, воображение, планирование.

5. Событийный уровень: поток событий, причинно-следственные связи.

6. Ценностный уровень: внутренние ценности, убеждения, верования, идеалы и принципы.

7. Экзистенциальный уровень: сущностные смыслы (смерть, вина, стыд, смысл жизни, свобода и т.п.).

8. Бытийный уровень: общие мировоззренческие понятия, космогонические представления, понятия пространства и времени.

9. Трансперсональный уровень: перинатальный, пренатальный, системный, родовой.

10. Трансцендентный уровень: глубокие мистические переживания.

Объяснение этому феномену надо искать в понимании общей структуры сознания и места Арканов в ней. Но именно эта особенность системы Арканов позволяет их использовать как в узкоспециализированных направлениях, так и в качестве интегрального инструмента.

I. Система Таро и оккультно-эзотерические практики

К оккультно-эзотерическим практикам, в которых используется система Таро, мы отнесли:

1. Изучение Арканов Таро как направление теоретического оккультизма.

2. Применение карт Таро в мантике.

3. Использование Таро в магии.

II. Система Таро в практике психологического консультирования

В последние 20 лет это направление использования системы Таро оказалось востребованным и потому активно разрабатываемым. Отечественные авторы-психологи, такие как Антонина Величко, Галина Бедненко, Алена Солодилова (Преображенская), описали в своих книгах разнообразие собственного опыта использования Таро в психологическом консультировании.

Карты Таро могут быть применены для анализа личности по принципам проективных тестов, оказываются хорошим инструментом в таких методах, как арттерапия, сказкотерапия, психодрама, психосинтез, гештальттерапия, символдрама, эмоционально-образная терапия, архетипотерапия, трансперсональные методы (ребефинг), эриксоновский гипноз; сочетаются с методами НЛП; используются аналитическими психологами и т.д.

Карты Таро, представляя собой архетипические образы и символические глифы, позволяют соприкоснуться с глубинным неосознаваемым психическим материалом, «открывают дверь» к этому материалу и помогают его переработать соответствующим образом.

Возможность практического применения карт Таро в различных методах, работающих с разными уровнями сознания, является особенностью системы Таро, подчеркивающей ее универсальность, многоуровневость, сложность и простоту одновременно.

III. От психологии к духовным практикам

К духовным практикам мы относим:

1) практику медитативного погружения и проживания энергосостояний Арканов;

2) современные духовные расстановки с использование Арканов;

3) Магический Театр Арканов (В. Лебедько).

Прежде чем перейти непосредственно к практикам, обозначим некоторые важные контексты.

Последовательность Старших Арканов как фазы развития сознания человека

Последовательность Старших Арканов Таро, по мнению оккультистов прошлого, представляет собой путь Посвящения, имеющий свои ступени. Первым эту мысль высказал Антуан Кур де Жаблен в 1781 году, приписав картам Таро древнеегипетское происхождение и назвав их «Царским Путем», то есть путем жреческого Посвящения. Идею о том, что последовательность Козырей (Старших Арканов) Таро представляет собой Путь Посвящения, развивали в той или иной форме в последующем Эттейла, Элифас Леви, Поль Кристиан, Ф. Барлет, Папюс, Освальд Вирт, а также С. Мазерс, А. Уэйт, А. Кроули.

С другой стороны, этапы развития сознания человека изучали и изучают представители науки. После открытия психиатром К.Г. Юнгом процесса индивидуации (взросления, становления и развития личности человека, достижения ею полноты и целостности) и после классических работ культурологов М. Элиаде, Дж. Кэмпбелла, многие специалисты заговорили о Пути Героя, пути развития человека, символически отраженном в мифах, преданиях и сказках разных народов.

Символизм Старших Арканов Таро и их последовательность также начали рассматриваться исследователями в контексте Пути Героя. Хайо Банцхаф в книге «Таро и путешествие героя» объединил идеи оккультистов о Посвящении с современными научными представлениями и интерпретировал последовательность Старших Арканов Таро как ряд сакральных символов, описывающих этапы пути духовного развития человека.

Психотерапия и духовные традиции и практики

Психотерапия и духовная традиция: что между ними общего и в чем различие? Это очень непростой вопрос. Где лежит граница между психикой и Духом? Есть ли она (граница) вообще? Что же все-таки такое душа? Как открыться Духу? Как соприкоснуться с Ним? Вопросов больше, чем ответов.

В сегодняшнем понимании этих сложнейших тем ведущие специалисты разных областей (философы, психиатры, психотерапевты, духовные учителя) сходятся во мнении, что, несмотря на значительные различия, у психотерапии и духовных практик есть много общих черт. Так Робин Скиннер в статье «Психотерапия и духовная традиция» четко обозначает сходства и отличия этих систем. Мы их перечислим в порядке и форме, предложенной Р. Скиннером.

Общие черты:

1. В обеих системах присутствует идея о том, что восприятие человека затуманено и искажено, что человек видит вещи не такими, каковы они есть, такими, какими хочет их видеть. В восточных учениях это идея покрывала Майи, в психотерапии – защиты: отрицание, проекции, идеализация, уход в фантазии.

2. В обоих случаях и духовный учитель и психотерапевт видят человека в состоянии разделенности, считают, что корни проблем уходят в эту разделенность и отсутствие целостности.

3. Познание себя, благодаря которому человек способен найти утраченные части самого себя и опять стать целостным, считается ключом ко вторичному открытию целостности, так, что он смог бы не оставаться разделенным на Я и Не-Я, не отождествлять себя с некоторыми частями своего существа и не отвергать другие, которые затем воспринимаются в отрицательной форме у окружающих людей.

4. В обоих процессах ожидается, что такое вторичное открытие и вторичное приятие окажутся болезненными, однако эти процессы считаются горьким лекарством, которое способно быть благотворным и привести к росту. Бессознательное становится сознательным, проекции уменьшаются, разрозненные части возвращаются к новому уровню приятия и единства. Как в духовных традициях, так и в психотерапии можно увидеть, что за этим более глубоким приятием самого себя и более глубокой объективностью следует более ясное восприятие мира и повышение способности понимания.

5. Оба процесса видят человека обладающим скрытыми ресурсами, которые без этого более глубокого познания себя и целостности остаются недостижимыми.

6. Большая часть боли и страдания человека в обоих процессах не считается необходимой, а является продуктом неведения и слепоты, заблуждения и усложненности, являющихся результатом внутреннего разделения. Поэтому (и в этом заключается все дело) отрицательные чувства, страдания и боль, по крайней мере те из них, которые не служат полезной цели, постепенно уменьшаются и исчезают как в курсе психотерапии, так и при следовании священной традиции.

7. Оба процесса требуют, чтобы ищущий находился в регулярном личном контакте с учителем, психотерапевтом, психоаналитиком или руководителем, который уже прошел через тот же самый процесс, обладает тем же опытом, т.е. кто увидел, понял и принял, по меньшей мере, некоторые аспекты самого себя, избавился от какой-то части собственной разорванности, заблуждений и искаженных восприятий, а потому, будучи способным воспринимать ищущего более объективно, мог бы помочь ему сделаться более объективным по отношению к самому себе.

Однако, несмотря на кажущееся совпадение этих направлений, между ними присутствуют принципиальные различия, и их следует понимать. Различия (которые, по выражению Р. Скиннера, «неизмеримо превышают сходство»):

1. Все священные традиции начинаются с идеи упорядоченной и разумной вселенной, где центральное место занимает идея иерархии, где каждый уровень связан с другим взаимной зависимостью. На этой шкале бытия место человека оказывается очень низким, хотя и строго определенным, а сам человек служит целям, превышающим его собственные и необходимым для всей структуры в целом.

2. В священных традициях предполагается, что человек имеет возможность выбора одной из двух целей, которым он может служить – Богу или кесарю; обыденному миру видимости или миру, как считают традиции, более реальному, скрытому за миром видимости: своим естественным влечениям и желаниям или внутреннему голосу, совести, которые могут вступить в противоречие. Традиции говорят, что для некоторых людей имеется возможность пробудиться по отношению к обыденной ситуации и усмотреть другую задачу, другую возможность, которую они могут выполнить, возможность освободиться до некоторой степени от слепоты и рабства повседневного существования. Для человека могут стать доступными более высокие энергии и более высокий разум, и они начинают изменять все цели и весь смысл его повседневной жизни. Человек еще служит кесарю, но и Богу, жизнь становится бесконечно богатым источником познания и опыта.

3. Психология и психотерапия ведут к укреплению и возрастанию нашего повседневного «я», делают его более действенным, более плодотворным, более приятным и менее противоречивым. Стремление к познанию другого уровня и начало понимания священных традиций начинается с разочарования в обычном «я», с разочарования в обычном знании, с поиска новых смыслов, иной сознательности, иной энергии. «Пробудившись, мы должны умереть, чтобы вновь родиться».

4. Священные традиции являются проявлением высшего уровня, о котором они нам говорят. И соприкосновение с этим уровнем может произойти только внутри самого человека.

Психотерапия, – продолжает Р. Скиннер, – относится к обычной жизни, к развитию человека от рождения до смерти по горизонтальной линии времени, к предотвращению угрозы психической стабильности, устранению препятствий и помех, появляющихся в процессе роста, когда человек переходит от положения ребенка к самостоятельности взрослого.

Священные традиции обращены к вертикальной линии развития: это постоянное осознание человеком цепи взаимного преображения и обмена между уровнями более высоких сфер, связь с этой цепью и служение ей.

Место, где встречаются оба этих измерения, находится на перекрестке внутри каждого человека, где линия времени пересекается с линией вечности, с ее уровнем и масштабом, заключает Р. Скиннер.

Система Таро и духовная традиция

Великие восточные духовные традиции веками сохраняются и передаются от учителя ученику в ходе продолжительного обучения в специально организованных местах, в монастырях, в ашрамах. История западной эзотерической традиции драматична, линия вековой прямой передачи знания не сохранилась, и поэтому некоторые исследователи задаются вопросом, а существует ли она вообще. Но есть и противоположное мнение: западная духовная традиция существует, живет, развивается, и одним из ее элементов и способов ее сохранения и передачи являются карты Таро и система Арканов Таро.

В России начала XX века существовали эзотерческие школы, изучавшие Арканы Таро. Московскую возглавлял розенкрейцер Владимир Шмаков, автор фундаментального труда «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро». В Санкт-Петербурге видный розенкрейцер Григорий Оттонович Мебес, известный по инициалам Г.О.М., в течении нескольких лет вел кружок и прочитал свои знаменитые лекции, записанные его ученицей и изданные под названием «Курс энциклопедии оккультизма». В своем курсе Г.О.М. соединил в единое целое Каббалу и Таро. Г.О.М. называет Арканы Таро посвятительным алфавитом, систематизирует методы изучения 22 Мажорных Арканов как одну из форм изучения Каббалы. К фундаментальным трудам об Арканах Таро также относятся «Символы Таро» П.Д. Успенского, «Сакральный мистицизм Египта. 22 ступени посвятительного пути» Н.П. Рудниковой и книга Валентина Томберга «Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма».

Известно, что в качестве одной из духовных практик этих школ было медитативное погружение и проживание Арканов Таро. К счастью, случилось так, что эта практика сохранилась и была передана одной из учениц Г.О.М-а по цепочке учитель–ученик, и в настоящее время линия передачи живет.

Медитации на Арканы Таро как практика

Мы попробовали систематизировать технологии и виды медитаций на Арканы. В этом тексте мы их только обозначим, но не будем описывать подробно.

Классифицировать технологии можно следующим образом.

1. По способу погружения в пространство Аркана:

·​ визуализация карты или ее элементов;

·​ визуализация образа, зачитываемого проводником;

·​ визуализация буквы еврейского алфавита, соответствующей Аркану;

·​ ассоциативные;

·​ другие.

2. По объекту медитации:

·​ медитации на Старшие Арканы;

·​ медитации на различные комбинации Старших Арканов: пары, тройки, четверки, шестерки;

·​ медитации на Младшие Арканы;

·​ медитации на Арканы на Древе Сефирот.

Практические результаты медитативной практики

Погружаясь в пространство Аркана и проживая его, мы прежде всего встречаемся с собственным внутренним миром, с его расщепленностью и обретаем шанс принять его. «Прими себя» – простая фраза, часто повторяемая, вроде бы понятная, но крайне трудно реализуемая. Принятие себя и согласие с собой должны произойти не на уровне слов, а на уровне глубин психики. Архетипы Арканов дают энергию для погружения в собственные глубины, для встречи со своей Тенью, со своим вытесненным психическим материалом. Появляется энергия, позволяющая интегрировать вытесненный материал в сознание, исцелить травмы и таким образом, увидеть себя чуть более объективно, несколько более «настоящим» и цельным, освобожденным от ограничивающих натуру привычек, состояний, стереотипов мышления, сформировавшихся в процессе жизни. Практика медитативного погружения в Арканы дает возможность согласиться с собой, с собственным несовершенством и научиться с этим знанием иметь дело или, напротив, увидеть свои дремлющие способности, таланты и дать себе право их развивать и реализовывать.

Происходит ли изменение характера? И да, и нет. Да – потому что многое изменяется в поведении человека, в восприятии людей, отношений (в широком понимании) и окружающего мира в целом. Главное – появляется бо´льшая ответственность за свои действия и слова, и бо´льшая внешняя или внутренняя активность. Нет – потому что, на самом деле, человек приходит к себе настоящему, такому, каким именно он «задуман» природой или Богом и воплощен родителями.

И эта часть подобных результатов соответствует по классификации Р. Скиннера психотерапевтической работе, то есть укреплению его личности и взрослению, движению по горизонтали. Мы назвали бы это первым путешествием героя. Но регулярное медитативное соприкосновение с Арканами, с символической формой передачи духовной традиции, способствует пробуждению практикующего, стремлению к более высокому уровню знания, к встрече с более высокими энергиями, открывается вертикальная (по определению Р. Скиннера) составляющая. Начинается второе путешествие героя, но в нем уже проявлена вертикальная составляющая. Собственно говоря, путешествий героя оказывается много, они в спиральном движении вверх способствуют значительному изменению (расширению) сознания человека. И появляется Путь, четко представленный Арканами, появляется карта Пути – Арканы. Арканы, которые, как мы уже писали, могут проявляться на разных уровнях, на тех, которые мы назвали в начале статьи, и на тех, которые не были названы, так как мы пока еще не знаем, как их назвать и классифицировать.

Расстановки на картах Таро

В настоящее время интенсивно развивается метод системных расстановок. Создатель метода Берт Хеллингер и многие его последователи практикуют духовные расстановки. Это «расстановки, в которых движение, ведущее к решению, приходит не от расстановщика, а от высшей третьей инстанции, которая больше, чем мы. Появление этого Большего перевело расстановки из решения задачи поиска «хорошего решения» в духовную практику – поиска контакта с Большим».

Технологически расстановки выполняются по-разному, методов довольно много. Среди них эффективным и удобным оказалось использование карт Таро в качестве вспомогательного инструмента. Впервые использование Таро для расстановок описала А. Солодилова (Преображенская) в книге «Карты Таро в работе психолога».

С 2011 года мы начали практиковать использование Арканов Таро в групповой работе. Мы экспериментировали со следующими подходами:

·​ расстановка психологического портрета по А.А. Хшановской;

·​ расстановка Аркана личности;

·​ расстановка Аркана проблемы;

·​ расстановка выполненного расклада.

IV. Другие полевые практики с использованием Арканов Таро

«Живые расклады» на Таро

Мы практикуем расклады, в которых картируется поле клиента. Такую практику мы называем «живыми раскладами». Этот метод работы возник у нас как результат синтеза предсказательной и расстановочной практики. Значительную роль в разработке этого метода сыграла наша коллега Виктория Верик. Расстановками эту практику можно назвать условно, так как это в большей степени метод считывания информации.

Суть метода заключается в следующем. Карты, которые достает клиент, выкладываются консультантом не по жесткой схеме (как в раскладах, где у каждой карты свое место), а по ощущениям. Консультант неспеша, медленно пытается найти место каждой карте на рабочем поле, которое имеет свои границы (например, стол). Вначале карты выкладываются взакрытую.

При выкладывании карт встречается много интересных феноменов, например: может возникнуть ощущение, что в определенном месте должна быть не одна карта, а больше (2-3 или даже целая стопка); некоторые карты выносятся за рабочее поле, так как ощущается, что их место где-нибудь рядом с рабочим полем или совсем далеко. Кроме того, в такой работе учитываются те чувства и ощущения, которые идут от карты. Например, от карты может идти чувство холода либо, наоборот, ощущение тепла или даже жара. Карты могут дрожать и вибрировать, энергетически идти вниз (как будто они очень тяжелые) или вверх (как будто они стремятся улететь) и т.п. От разных карт в «живом раскладе» могут идти совсем разные ощущения.

Всем этим феноменам придается особая значимость, и они интерпретируются консультантом. Как интерпретируются? Жестких правил здесь нет, в большей степени это индивидуальные интерпретации. Мы при интерпретации используем расстановочный опыт по чтению поля.

И только после того, как все карты выложены и есть ощущение, что все лежит на своем месте, карты открываются и читаются (либо все сразу, либо поэтапно). При этом в интерпретации той или иной карты учитываются еще и те ощущения, которые шли от нее, когда мы выкладывали ее в рабочее поле. Учитываются не только традиционные («системные») значения, но и спонтанно рождающиеся ассоциации.

Важным фактором оказывается и то место, где «легла» карта. Рабочее пространство (поле) имеет свою разметку. Эта разметка аналогична расстановочной разметке поля. А кроме того, важно, как карты взаимодействуют между собой (какие «легли» ближе, какие дальше и т.п.).

Таким образом в «живых раскладах» учитываются: 1) ощущения, идущие от карты; 2) положение в рабочем поле; 3) взаимодействие с другими картами; 4) смысловая наполненность самой карты (значения карты и ассоциации).

В такой практике одновременно используется несколько каналов считывания информации: проективный (ассоциации), полевый (непосредственное чтение поля клиента или поля системы клиента), системный (традиционные значения карт).

«Живые расклады» особенно интересно и продуктивно использовать для анализа разного рода элементов какой-то системы и их взаимоотношений (для каждого элемента достается отдельная карта). Например, когда стоит задача проанализировать отношения в рабочем коллективе, семье и т.п. Продуктивен этот метод и в работе с «внутренними частями» клиента, с субличностями.

Ресурсные ритуалы с Арканами Таро

Кроме вышеперечисленных практик, к полевым методам работы с Таро относятся ресурсные ритуалы с Арканами. В такой работе используются расстановочная технология с напольными якорями и технология концентрации архетипа из архетипотерапии В. Лебедько.

Заключение

В этой статье мы обозначили интересующие нас темы, которые будем обдумывать, обсуждать и описывать в дальнейшем. Для нас важно найти точки соприкосновения эзотерического, психологического и духовного знания.

Величко А. Карты Таро без мистики и тайн. – М.: Росткнига, 1998; Величко А. Психология в зеркале Таро: Путь к истокам судьбы. – М.: Росткнига, 2002.
Бедненко Г.Б. Страшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2009; Бедненко Г.Б. Младшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2010.
Солодилова (Преображенская) А. Карты Таро в работе психолога. – СПб.: Весь, 2012; Солодилова (Преображенская) А. Архетипы Таро. Психологический практикум. – СПб.: Весь, 2015.
Магический Театр Арканов, разработанный В. Лебедько, в данной статье мы рассматривать не будем. Подробнее об этой практике смотрите в книгах и статьях В. Лебедько и Е. Найденова.
Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. – Мн.: Вида-Н, 1998; Дейкман А. Наблюдающее Я. – М.: Эннеагон Пресс, 2007.
Скиннер Р. Психотерапия и духовная традиция // Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. – Мн.: Вида-Н, 1998. – С. 40-62.
Веселаго Е. Современные системные расстановки: история, философия, технология. – Киев-Бостон: Толиман, 2013. – С. 48.
Cеминары Елены Веселаго.

Это еще одна из моих любимых работ. Когда в конце 90-х я увлекся (как оказалось, на всю жизнь) картами Таро, литературы было очень мало. Мне захотелось собрать все, что можно было узнать о Таро Уэйта, в одном конспекте. Получилась вот такая книга, которая с 1999 года много раз переиздавалась под разными названиями и в разных форматах. Я постоянно исправлял неточности перевода, добавлял (по собственному желанию блеснуть ученостью) и убирал (по требованию издателей экономить бумагу и удешевлять книгу) разные исторические и теоретические материалы. Было несколько вариантов моего предисловия. Ниже я представляю облегченный (лишенный множества сносок) сетевой вариант.

***

Ответить на вопрос «Что такое Таро?» не так просто, как кажется. Одной этой теме можно было бы посвятить целую книжку. Проще всего сказать, что Таро — это особый род карт, употребляемых для игр, гадания и медитации. (Кстати, вопреки расхожему мнению, «обычные» игральные карты не происходят от Таро. Исторические данные свидетельствуют о том, что дело обстоит как раз наоборот — в Италии XV века к игральным картам, пришедшим в Европу из арабского мира, кто-то решил добавить некоторое количество «козырей» — дополнительных карт, каждая с особой картинкой.) Но практически в каждой работе по Таро вы прочтете о том, что это не столько карты, сколько иероглифическая книга, содержащая в себе ключ к древним эзотерическим знаниям. Я бы предложил такое обобщенное определение:

Таро — это, с одной стороны, целый комплекс человеческих практик, а с другой стороны — особый класс вещей, необходимых для этих практик.

Эта формулировка, конечно, требует разъяснений. Под практиками я понимаю Таро как:

  • игру (точнее, целое семейство карточных игр);
  • прорицательную систему (точнее, целый класс прорицательных систем, в основном относящихся к категории гадания, то есть использующих генератор случайных чисел);
  • символическую систему (опять-таки, корректнее будет сказать «класс систем»), кодирующую определенные философские, религиозные и т. д. идеи.

(Таро — это еще и особый жанр изобразительного искусства, в котором отметился, например, сам Сальвадор Дали. Но все равно готовое произведение оформляется как колода карт для гадания или философского созерцания, поэтому данную практику я бы не выносил в отдельный пункт.)

Какой из этих аспектов Таро первичен, пока остается невыясненным. Серьезные историки единодушно заявляют: первый, игровой. Оккультисты утверждают: третий, символический. Любопытно, что практически никто не считает, что карты Таро были созданы специально для гадания.

Таро как вещь может быть колодой карт или просто набором рисунков в книге; согласно некоторым оккультным теориям, прообразом карт Таро были фрески в тайном древнеегипетском храме или золотые листы с гравировкой.

Эта книга посвящена Таро как прорицательной и символической системе. Но я не случайно уточнил, что применительно к Таро можно говорить лишь о классах, или категориях, практик и лишь о достаточно обширном классе вещей. Не существует такой вещи, как «традиционная», «правильная» или «стандартная» колода Таро. Колод Таро очень много; между ними есть весьма существенные отличия, и какую из них считать «стандартной» — дело личного выбора. Точно так же не существует единой, «традиционной» или «стандартной» методики гадания на картах Таро. И не существует единой «правильной» символической системы Таро. Итак, в нашей книге описывается лишь одна система Таро из многих — та, которую разработал английский оккультист Артур Эдвард Уэйт (1857 — 1942). Для этой системы Уэйт придумал свою собственную колоду карт Таро, которую под его руководством нарисовала профессиональная художница Памела Колман-Смит (1878 — 1951). Впервые изданная в декабре 1909 лондонским издательством «Райдер», эта колода впоследствии получила название « » и стала самой популярной в мире. О причинах этого беспрецедентного успеха мы поговорим чуть позже. В начале 1910 года то же издательство выпустило и книгу Уэйта, в которой даются гадательные и символические значения карт и методика прорицания — то есть собственно уэйтовская система.Книга тоже стала очень популярной, многократно переиздавалась на всех основных языках (в настоящем сборнике используются обширные фрагменты из нее), и для многих людей (особенно в Англии и США) Таро Уэйта — это, собственно, и есть Таро как таковое.

Но, как мы уже отметили, Таро Уэйта — лишь одна система из многих, и для того, чтобы понять ее особенности, полезно хотя бы поверхностно познакомиться с другими колодами и системами оккультного Таро.

«Оккультным Таро» принято называть те колоды, которые были созданы специально для гадания и (или) иллюстрирования тех или иных эзотерических учений — в противоположность колодам, созданным в первую очередь для карточных игр, и Таро как жанру художественной миниатюры. Слова оккультный и оккультизм вызывают негативную реакцию у многих людей, ассоциируясь с черной магией. На самом деле они происходят от латинского occultus («тайный», «сокровенный») и с давних пор применяются к учениям о пока еще не познанных силах и явлениях Природы: к астрологии, нумерологии, алхимии, Каббале и т. п.

Исследования историков свидетельствуют о том, что во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, «змеям и лестницам» и т. п. были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпровождения, выигрывания денег или простого соревнования интеллектов. По-видимому, создатели козырей Таро (а именно эти карты, впоследствии получившие название Старших, Мажорных или Больших Арканов, и представляют главный интерес для оккультиста) тоже хотели привнести в карточную игру некоторые эзотерические идеи. О том, какие это были идеи и кто нарисовал первые козыри Таро в Италии, среди историков (то есть людей, исследующих старину при помощи строго научной методологии) пока еще нет единого мнения. На этих страницах мы будем говорить об идеях, заложенных в Таро, как они видятся оккультистам (то есть людям, в трактовке предметов и явлений опирающимся в значительной степени на предание и интуицию).

И тут начать нужно, безусловно, с французов Антуана Кура де Жебелена (1728(?) — 1784) и некоего «графа де М.» (по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль, граф де Меле, 1727 — 1804), чьи эссе « » и « » соответственно были опубликованы в восьмом томе (1781) капитального труда де Жебелена «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным ». Это первые сохранившиеся печатные работы, в которых говорится об оккультном содержании карт Таро. В частности, де Жебелен и де Меле первыми соотнесли 22 козыря с Таро с 22 буквами древнееврейского алфавита. Эта связь играет важнейшую, если не сказать центральную, роль во всех последующих оккультных системах Таро. Кроме того, де Жебелен первым опубликовал — в качестве иллюстраций к своему эссе — колоду Таро, «исправленную» по оккультным соображениям. (Она состояла лишь из козырей и тузов и основывалась на распространенном тогда во Франции дизайне, который впоследствии получил название «марсельского Таро». Некоторые карты де Жебелен переименовал «в египетском стиле», а Повешенного (козырь XII) не только превратил в Благоразумие, но и перерисовал, поставив «с головы на ноги»). И де Жебелен, и де Меле обсуждали также гадательные применения Таро.


Продолжил традицию оккультного Таро другой француз, Жан-Батист Альетт (1738 — 1791), более известный под «каббалистическим» псевдонимом . Он впервые в документированной истории:

  • написал книгу, целиком посвященную гаданию на Таро;
  • создал полную оккультную колоду (она была, с одной стороны, специально предназначена для гадания, а с другой стороны, должна была воспроизводить древнеегипетскую «Книгу Тота »);
  • установил соответствия между картами Таро, днями Творения, астрологическими энергиями и первоэлементами мироздания;
  • разделил карты Таро на мажорные и минорные .

Начиная с де Жебелена, все оккультисты создавали «исправленное» или «восстановленное» Таро. Основой для «исправления» сначала служило марсельское Таро, а со временем «исправляться» стали колоды предыдущих поколений оккультистов. Забегая вперед, укажу для примера, что Таро Уэйта, которому посвящена эта книга, было «исправлением» колоды ; в свою очередь, Уэйта «исправляли» и «дополняли» авторы, которых я перечислю позже. Эттейла исправил марсельское Таро очень радикально: он перерисовал все карты, поменял их названия и, что самое главное, нумерацию козырей. Этого ему не могли простить последующие поколения оккультистов, считавшие марсельское Таро либо древнейшим, либо максимально близким к гипотетическому древнеегипетскому прообразу, но, во всяком случае, «традиционным». (И все потому, что когда-то ученому масону де Жебелену случайно попалась на глаза колода не , не болонского Тароккино, не сицилийского Тарокко, а именно марсельского Таро.) Тем не менее, как показал текстологический анализ, проведенный недавно Джеймсом Риваком (США), около половины гадательных значений карт в книге того же Уэйта происходят от Эттейлы, либо от его учеников. Кроме того, минорные карты Эттейлы заимствовали для своих собственных колод такие видные оккультисты, как и (Эрнст Куртцан). Поэтому можно смело утверждать, что Эттейла еще и

  • заложил основы гадательных значений карт Таро;
  • внес вклад в иконографию оккультного Таро.

Гадательно-символическая система Эттейлы существует и развивается по сей день и породила много интересных вариаций, которым я намерен посвятить отдельную книгу. Но сейчас нас интересует другая ветвь традиции, основателем которой был Альфонс Луи Констан (1810 — 1875), более известный как Элифас Леви Захед или просто Элифас Леви. В его системе эзотерической философии Таро впервые оказалось тесно связанным с Каббалой — да и практически со всеми другими ветвями Западной оккультной традиции, поскольку свои энциклопедические сочинения Леви любил делить на 22 главы, которым соответствовали буквы еврейского алфавита, а значит, и козыри Таро.

Леви категорически отверг систему Эттейллы и взял за основу для марсельскую колоду. Он объявил Таро ключом ко всем оккультным наукам и практикам и самым совершенным инструментом прорицания. Вот важнейшие для истории оккультного Таро нововведения, предложенные Леви:

  • он связал десять очковых карт каждой масти с десятью Сефирот каббалистического Древа Жизни, а четыре масти — с четырьмя Элементами и четырьмя буквами Тетраграмматона (Йод-Хе-Вау-Хе);
  • хотя о соответствии козырей Таро еврейским буквам говорилось еще в «Первобытном мире », Леви первым соотнес Фокусника (позднее названного Магом) с буквой алеф , Папессу (впоследствии ставшую Жрицей) — с буквой бет , и т. д. Дураку (ненумерованному козырю марсельского Таро) Леви приписал 21-ю букву, шин .

Итак, Леви интегрировал Таро с Каббалой, и это была целостная система, которую продолжили развивать последователи Леви. Особенно большой вклад в нее внес доктор Папюс (Жерар Анкосс, 1865 — 1916). Он, в частности, в своей классической книге «Цыганское Таро » (1889) назначил козырям Таро астрологические атрибуты, воспользовавшись каббалистической книгой «Сефер Йецира », в которой буквы еврейского алфавита (уже соотнесенные Элифасом Леви с козырями Таро) сопоставляются с тремя стихиями, семью планетами и двенадцатью знаками Зодиака. Эта система, с отдельными вариациями, была вскоре принята оккультистами Германии, России и других стран, но, поскольку зародилась она во Франции, ее принято называть французской. Графически французскую систему впервые реализовал швейцарец (1860 — 1943). В 1889 году он издал колоду Таро из 22 козырей; эти же карты Вирта послужили иллюстрациями к «Таро цыган » Папюса.

Каббалистические и астрологические атрибуты карт — это важнейший аспект Таро как оккультной системы (да и как гадательной тоже, потому что эти соответствия не могут не влиять на значения карт в раскладах).


Французская система Леви — Папюса, при всей ее жизнеспособности и влиятельности,не лишена недостатков. Особенно странным и нелогичным выглядит размещение Дурака в последовательности козырей (Старших Арканов) между Судом и Миром. С одной стороны, если Дурак соответствует 21-й букве шин , он, по идее, и должен стоять между 20-й буквой реш (Суд) и 22-й буквой тау (Мир). Но, с другой стороны, в дооккультных колодах он либо вообще не имел номера, либо имел номер ноль, либо (в бельгийском Таро) нумеровался XXII, замыкая последовательность козырей. Во всех вариантах Таро как карточной игры Дурак — особая карта, которая подчиняется особым правилам (вроде джокера в других играх). Если верить в то, что создатели игры в Таро передали нам некое зашифрованное эзотерическое послание, на обособленность Дурака обязательно надо обратить внимание. Если ставить козыри Таро в соответствие буквам еврейского алфавита, логичнее предположить, что Дурак должен либо открывать последовательность, либо завершать ее. То есть соответствовать либо букве алеф (1), либо букве тау (22).

Оба этих варианта были реализованы после смерти Леви, что привело в конечном счете к созданию еще двух систем оккультного Таро.

Прародителем первой из них былеще один француз и ученик Леви, Жан-Батист Питуа (1811 — 1877), более известный под литературным псевдонимом Поль Кристиан. В его оккультных сочинениях « » (1863) и «История магии » (1870), в частности, описывается особая сложная система астрологии. В эту систему вплетаются нумерология, Таро и особый «алфавит магов», или «египетский иератический алфавит» (в принципе, это те же 22 еврейские буквы, только пишущиеся и называющиеся несколько иначе). Описывая Арканы Таро (кстати, именно Кристиан впервые назвал картины Таро «Арканами»), он следует порядку Леви (Крокодил, кристиановский аналог Дурака, имеет номер 0, но стоит между Арканами 20 и 21).

В 1888 году Эли Стар (он же Эжен Жакоб) издал книгу «Мистерии гороскопа », в которой описывается кристиановская версия астрологии и Таро. Эли Стар изменил нумерацию Крокодила (Дурака), поставив его на более уместное 22-е место.

В 1896 году (события все еще разворачиваются во Франции) вышла книга Р. Фальконнье «Двадцать два герметических листа прорицательного Таро ». Она была снабжена иллюстрациями Мориса-Отто Вегенера, как утверждал подзаголовок книги, «точно воссозданными по священным текстам в соответствии с традицией Магов древнего Египта». Вряд ли иллюстрации Вегенераспециально создавались к этой книге, и вот почему. Фальконнье ввел свою собственную номенклатуру и нумерацию «листов» Таро.На картах Вегенера нет ни подписей, ни номеров, зато есть буквы того самого магического алфавита, который приводит в своих книгах Кристиан. Но если расположить карты по порядку букв, мы получим не нумерацию Фальконнье и даже не нумерацию Леви — Кристиана, а именно нумерацию Эли Стара (иначе говоря, карте с крокодилом и дураком соответствует 22-я, и последняя, буква алфавита).

Система оккультного Таро, в которой дизайн и названия карт происходят от Кристиана, а нумерация — от Стара, получила некоторое развитие вГермании, но расцвела по другую сторону Атлантики. В 1901 г. в Чикаго вышла книга Эдгара де Валькур-Вермона (писавшего под псевдонимом «Граф К. де Сен-Жермен»), в которой, в сущности, пересказывалась астрологическая система Кристиана — Стара. В 1936 году Элберт Бенджамин (известный более как , 1882 — 1951) издал книгу «Священное Таро ». Это шестой том из его энциклопедии герметических наук в 21 книге.Труды Заина и его собственная версия Египетского Таро породили несколько новых ветвей этой традиции в США и странах Латинской Америки.
Систему Леви — Папюса называют французской. Отпочковавшуюся от нее систему Кристиана — Заина я бы назвал американской.

Теперь мы переходим к английской системе — и приближаемся вплотную к теме настоящей книги, ибо Артур Эдвард Уэйт является ярким представителем именно этой школы Таро. Она тоже отпочковалась от французской системы, оформилась же в недрах знаменитого британского Герметического Ордена Золотой Зари, основанного в 1888 году.

Для широкой публики название этого ордена ассоциируется в основном с многочисленными скандалами, расколами и судебными тяжбами, которые устраивали входившие в него знаменитости. Тем не менее, «Золотая Заря» сыграла важную роль в оккультном ренессансе начала ХХ века, породив огромное количество дочерних школ, орденов и оккультных систем. Основные ритуалы и теоретические документы Ордена составил Самьюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 — 1918); он же разработал систему Таро «Золотой Зари». В 1888 году Матерс издал небольшую книжку «Таро: краткий трактат о чтении карт », в которой описывает колоду марсельского типа и приводит французские (т. е. согласно Леви) соответствия козырей еврейским буквам.Но уже в то время он работал над совершенно новой системой. В конце концов его новое, английское Таро было описано в так называемой «Книге Т », предназначенной только для членов Ордена. Супруга Матерса нарисовала соответствующую новым требованиям колоду. Ученики должны были собственноручно копировать ее и хранить копию исключительно для личного пользования. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Со временем были опубликованы как «Книга Т », так и само Таро «Золотой Зари». Английская система перестала быть тайной, но это лишь способствовало ее распространению.

Матерс, как и его предшественники, «исправил» колоду Таро. Он радикально изменил иконографию нескольких карт, назначил козырю Сила номер VIII, а Справедливости — номер XI (во французской школе и старом марсельском Таро было наоборот). Дурака он поставил не в конце последовательности козырей, а в начале. Таким образом, Дураку стала соответствовать не буква шин , как во французской системе, и не тау , как в американской, а алеф ! Кроме того, Матерс изменил общий порядок карт в колоде: в начале идут тузы, потом фигурные карты, потом очковые (в сложной астрологической последовательности); соответственно, козыри не начинают, а завершают колоду.


Перестановки карт позволили назначить козырям более уместные, с точки зрения Матерса, астрологические и каббалистические соответствия. Действительно, оккультной системе «Золотой Зари» нельзя отказать в целостности и продуманности деталей. Но от совершенства она была все-таки далека, иначе не находилось бы такое количество желающих ее реформировать. Две самые популярные в ХХ веке колоды Таро были созданы оккультистами, которые на каком-то этапе были видными членами «Золотой Зари». Речь идет, конечно, об Артуре Эдварде Уэйте и Алистере Кроули (1875 — 1947). С системой Кроули читатель может познакомиться, обратившись к его «Книге Тота », изданной в моем переводе . А мы наконец займемся непосредственно Уэйтом.

Уэйт был чрезвычайно эрудированным оккультистом и человеком разносторонних интересов. Начав свою карьеру католиком, он последовательно увлекался спиритизмом, теософией, учением Элифаса Леви, розенкрейцерством, мартинизмом, эзотерическим масонством... Он перевел и написал десятки серьезных книг, но прославился в первую очередь как автор самой знаменитой и продаваемой колоды Таро. В Герметический Орден Золотой Зари Уэйт, увлеченно коллекционировавший разные оккультные посвящения и степени, вступил в 1891 году; вскоре ушел из него, затем вернулся. В 1904 году, во время очередного кризиса Ордена, Уэйт создал собственную группу раскольников — «Исправленный Орден Золотой Зари» — и распустил ее в 1914 году, сформировав затем «Братство Розового Креста». Все биографы Уэйта утверждают, что его наклонности всегда были не столько магическими, сколько мистическими, и он безуспешно пытался преориентировать «Золотую Зарю» с практической каббалистики на мистицизм более созерцательного толка. Тем не менее, в каббалистике он хорошо разбирался, с удовольствием переводил с французского Леви и Папюса и прекрасно усвоил магическую систему «Золотой Зари».

Теме картомантии и Таро Уэйт посвятил несколько небольших публикаций и наконец решил издать собственную — естественно, «исправленную», — колоду Таро. К тому времени (конец 1909 — начало 1910 гг.)из оккультных колод были широко распространены лишь эттейлловские, но Эттейллу «серьезные» оккультисты со времен Леви презирали как дешевого шарлатана. Авторитетом пользовалась колода Освальда Вирта, но в нейбыло лишь 22 карты Старших Арканов. Имело хождение египетское Таро Вегенера (см. выше); говорят, им пользовались теософы, но последователи Леви его тоже отвергали. И это, пожалуй, все. (Как уже отмечалось, к Таро «Золотой Зари» имели доступ только члены Ордена.) Возникла настоятельная необходимость в издании полной оккультной колоды Таро, которая бы стилистически не слишком далеко отходила от Вирта.

И вот в 1909 году во Франции вышла книга Папюса «Предсказательное Таро », к которой прилагался альбом — полная колода из 78 карт. Карты нужно было вырезать и наклеить на картон. Уэйт пошел по другому пути. В самом конце того же года он выпустил полную колоду готовых карт; книга «Ключ к Таро » и второе издание карт вышли в начале 1910 г.

Переиздания карт и книги Уэйта на разных языках и в разных форматах исчисляются десятками, если не сотнями.Таро же Папюса никогда не приобрело такой популярности. Почему? Старшие Арканы Папюса иллюстрируют описания Поля Кристиана (см. выше), а Младшие позаимствованы у Эттейллы. На очковых картах нарисованы только знаки мастей в соответствующем количестве и какие-то непонятные талисманы. Уэйт и здесь пошел по другому пути. Он велел своей художнице, Памеле Смит, снабдить каждую очковую карту, кроме тузов, уникальным сюжетным рисунком. Рисунок должен был отображать прорицательное значение карты. Вопреки широко распространенному мнению, Уэйт не был первым, кто до этого додумался (и он честно признает это в своей книге).Но то были колоды, известные разве что коллекционерам. А Уэйт и Смит сделали Таро для народа — широко доступное, понятное, готовое к употреблению. Теоретическая часть книги Уэйта (как и все его остальные работы) была написана очень мудреным языком, в многозначительном тоне, но описания карт и их значений в разных положениях и сочетаниях — достаточно просты и притом изящны.

Уэйт не дает ни на самих картах, ни в книге никаких астрологических соответствий, никаких еврейских букв — ничего, кроме общепринятых названий и номеров карт. Он сообщает, что в Таро существует Тайная Традиция (Доктрина) и не оставляет у нас сомнений в том, что сам он в нее посвящен, но объявляет, что многого раскрыть не может, ибо «здесь вопрос чести... Я чувствую, что пришло время сказать то, что можно сказать, чтобы свести к минимуму влияние нынешнего шарлатанства и неразумности». Название «Золотой Зари» в книге даже не упоминается. Вопрос о еврейских буквах (важнейший, как мы видели) Уэйт несколько раз затрагивает, но очень не хочет в него углубляться, отделываясь отговорками: «Истина в том, что настоящее расположение карт никогда не становилось известным».

Дурак под номером 0 располагается между козырями XX и XXI, как во французской традиции, но Сила имеет номер VIII, а Справедливость — XI (как в традиции «Золотой Зари»). При этом Уэйт ни единого разу не упоминает о «Золотой Заре»! Поскольку такое расположение козырей Сила и Справедливость именно в его книге впервые было опубликовано, а источник (Матерс и Орден Золотой Зари) не указан, неудивительно, что именно Уэйту и приписали авторство перестановки.

Замысел Уэйта, судя по вводным главам его книги, заключался в том, чтобы опубликовать внешнюю, экзотерическую версию эзотерической стстемы («Тайной Доктрины») Таро и составить здоровую конкуренцию шарлатанам и недоучкам (намекается на последователей Эттейллы и французской традиции). В части конкуренции замысел, безусловно, удался. Публика получила Таро, взывающее к интуиции, изображающее архетипы («универсальные типы»), не нагруженное (на взгляд непосвященного) сложными астрологическими и каббалистическими атрибутами. Пожалуй, в этом и заключается главный секрет всемирной популярности системы Уэйта: в том, что системы-то вполне может и не быть!Всё, что нужно для гадания и философской медитации, содержится в картах: смотри и истолковывай, как подсказывает интуиция. Список прорицательных значений может быть полезным, но в принципе можно обойтись и без него. Все карты Уэйта «говорят» — и это их качество стало чуть ли не стандартом для многих десятков позднейших Таро. Разрабатывая новые гадательные колоды, современные авторы все чаще иллюстрируют очковые карты, чтобы они напоминали пользователю о своих значениях и взывали к его интуиции. Кое-кто придумывает свои сюжеты, но чаще их заимствуют у соответствующих карт Уэйта. Так что система все-таки существует: хотя бы система образов.

Чтобы разгадать уэйтовскую «Тайную Доктрину», нужно быть учеником английской школы оккультизма. Один из таковых, Дэвид Аллен Халс, опубликовал в 1994 году монументальный труд «Ключ ко всему этому » (название цитирует кроулианскую «Книгу Закона », III, 47), в котором, помимо прочих интереснейших оккультных открытий, продемонстрировал скрытый символизм карт Таро Уэйта. Важнейшие наблюдения и рассуждения Халса включены в наш сборник; здесь мы только констатируем, что этот исследователь убедительно доказал: в Таро Уэйта есть и астрология, и Каббала, и другие магические атрибуты, и вся система образов выстроена в традиции Золотой Зари (хотя кое в чем и расходится с классическим ТароМатерса).

Итак, Таро Артура Эдварда Уэйта амбивалентно: с одной стороны, это продукт эзотерической (сиречь секретной) школы, выработавшей четкую систему иерархий, соответствий, атрибутов, ритуалов, посвящений и т. д. — то есть достаточно жесткую структуру теории и практики. Прорицание в «Золотой Заре» — это очень ритуализированная сакральная практика, требующая серьезной предварительной подготовки. Результаты прорицания выражаются в терминах духовной эволюции, астральных влияний, энергий Элементов и т. п.

С другой стороны, Таро Уэйта было опубликовано автором, то есть предназначено для всех. По этим картам можно гадать на сугубо мирские, повседневно-бытовые темы (что люди и делают уже десятки лет), даже не подозревая о существовании какой-либо оккультной традиции. Можно назвать эти два аспекта уэйтовской системы соответственно эзотерическим и экзотерическим. В настоящем издании предпринята попытка представить оба аспекта. Но читатель должен отдавать себе отчет в том, что для полного понимания эзотеризма Таро Уэйта следует искать посвящения в оккультную школу, следующую традиции «Золотой Зари». Ни из каких книг всех необходимых знаний не почерпнешь: нужна систематическая учеба и работа под руководством квалифицированных наставников. Что же касается экзотерического, или интуитивного, понимания этого Таро, то мы надеемся, что описания карт и упражнения, собранные нами из разных источников (в первую очередь из книги самого Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро »), помогут читателю сделать первые шаги на этом пути.

В заключение надо отметить, что история Таро Уэйта не окончилась с публикацией его колоды и книги. Во-первых, сам Уэйт с годами все больше разочаровывался в ритуальной магии «Золотой Зари» и созданной под ее влиянием собственной колодой Таро. В 1919 – 1923 годах художники Уилфрид Пиппет и Джо Брамс Триник создали для Уэйта новое, более мистическое Таро — 22 «Великих Символа Путей [Древа Жизни]» . Эти рисунки использовались в уэйтовском «Братстве Розового Креста», о котором мы упоминали выше, и не получили распространения за пределами этой школы.

Судьба же первого Таро Уйэта, или колоды «Райдер — Уэйт», была более интересна. Как мы уже отметили, это Таро многократно переиздавалось. Им охотно пользовались как гадалки, так и «высоколобые» оккультисты. Но и издатели карт, и лидеры оккультных школ рано или поздно явно начинали чувствовать, что в Таро Уэйта «чего-то не хватает». Издатели старались сделать эти карты «покрасивее», меняя цвета и перерисовывая все заново . Оккультисты поначалу пользовались колодой «Райдер — Уэйт», а потом создавали свою собственную. Приведем лишь несколько примеров:

К. К. Заин в созданной им школе «Братство Света» (www.light.org ) поначалу пропагандировал Таро Уэйта, но в 1918 году опубликовал свою собственную колоду, в египетском стиле .

Пол Фостер Кейс, еще один выходец из «Золотой Зари», в созданной им школе «Строители Святилища» (www.bota.org) пользовался Таро Уэйта, но в 1931 году опубликовал свою собственную колоду, основанную на уэйтовской, но со многими модификациями.


Долорес Эшкрофт-Новицки для своей школы «Служители Света» (www.servantsofthelight.org) в начале 1990-х годов заказала колоду, основанную на уэйтовской, но со многими модификациями в духе классической системы «Золотой Зари».
Борис Моносов, основатель российской школы магии «Атлантида» (www.avvadon.org), использует в своей системе Таро колоду «Таро Аввадона » (1993). Она основана на Таро «Райдер — Уэйт», но нарисована в «русском стиле».

Эйлин Коннолли, выдающийся таролог и нумеролог современности, разработавшая собственную систему толкования Таро Уэйта, в 1989 году создала (вместе с сыном-художником) и собственную колоду , во многих деталях отличающуюся от уэйтовской.

Как относиться к такому огромному количеству «улучшенных» версий? Конечно, можно воспринимать это как свидетельство несовершенства оригинала, Таро «Райдер — Уэйт», но можно и как доказательство его жизнеспособности и эффективности. Так или иначе, системе Артура Эдварда Уэйта скоро исполнится сто лет! И к вековому юбилею она подходит живая-здоровая и окруженная системами-детьми и даже внуками.

Состав колоды, школы таро

Покровительницей тайных знаний, заложенных в колоде Таро, и покровительницей самой колоды является Папесса, или Верховная Жрица (второй старший аркан)
Среди метафорических карт символом мудрости и тайных знаний могла бы быть сова из колоды Saga

Система таро - это путь посвящения через последовательное овладение каждым арканом. Практическое воплощение этой системы - колода карт таро, на которых можно гадать и на которые можно медитировать. Колода Таро состоит из 78 карт. Из них 22 карты - Старшие арканы, и 56 карт - младшие арканы.

Сразу оговорюсь, что начиная с середины XX века к старшим арканам добавилась так называемая "Белая карта". В некоторых колодах она есть (23 старших аркана, т.е. 79 карт в колоде), в некоторых отсутствует. Эта карта символизирует собой божественное влияние и является энергией другого уровня, как бы объединяя энергию всех старших арканов. В раскладах она имеет значение фатальности, неизбежности события, а часто - приятного божественного подарка, поэтому я предпочитаю иметь ее в колоде.

Старшие арканы

Старшие арканы - это высшие силы, эгрегоры , влияющие на нашу жизнь. Это разные способы божественного проявления в этом мире. Последовательность движения энергии по старшим арканам - это путь развитии божественной идеи от ее изначального замысла (первый аркан, карта Маг) до полного воплощения в мире (двадцать второй аркан, карта Мир). С точки зрения Таропсихологии для нас важно то, что старшие арканы обозначают путь эволюции Души.

Каждая карта старших арканов - это целый мир, исследовать который можно бесконечно долго. В раскладах старшие арканы чаще всего говорят о влиянии высших сил на ситуацию. Т.е. то, что они с собой приносят, практически неизбежно (с младшими арканами все иначе).

Старшие арканы можно использовать отдельно для медитаций и постижения тайн устройства мира. Созерцание этих карт и работа с их энергиями - прекрасный учитель. Считается, что проходя жреческое посвящение в Древнем Египте, новичок приходил в храм, на стенах которого были нарисованы старшие арканы таро, и проведя много дней в созерцании и медитации, выходил мастером.

1. Таро - аналоговая модель мира.

2. Таро - инструмент для общения с Высшими Силами.

3. В ходе гадания, то есть моделирования процессов, состояний, объектов, взаимодействий, Таро позволяет получить статическую и динамическую информацию о процессах, состояниях, объектах, взаимодействиях.

  • Статическая информация - характеристика объекта в указанное время (электрон как частица)
  • Динамическая информация - характеристика изменений объекта в заданных параметрах (электрон как волна)

4. Классическая колода Таро устроена следующим образом:

  1. Базовый набор - 78 карт.
  2. Старшие Арканы (СА) 22 карты, Младшие Арканы (МА) 56 карт.
  3. Старшие Арканы имеют имя и номер.
  4. В мировом Таро существует более, чем один вариант нумерации СА. Никакой вариант нумерации не может считаться единственно правильным.
  5. В мировом Таро существует множество вариантов названия СА. Никакое название не может считаться единственно правильным.
  6. В Русской Школе Таро принята следующая система нумераций и названий Старших Арканов:
    1. 0/XXI. Шут
    2. I. Маг
    3. II. Жрица (Папесса)
    4. III. Императрица (Хозяйка)
    5. IV. Император
    6. V. Иерофант (Папа)
    7. VI. Влюблённые
    8. VII. Колесница
    9. VIII (XI). Правосудие (Справедливость)
    10. IX. Отшельник (Мудрец)
    11. X. Колесо Фортуны
    12. XI (VIII). Сила
    13. XII. Повешенный
    14. XIII. Смерть
    15. XIV. Умеренность
    16. XV. Дьявол
    17. XVI. Башня
    18. XVII. Звезда (Надежда)
    19. XVIII. Луна
    20. XIX. Солнце
    21. XX. Суд (Страшный Суд)
    22. XXI/XXII. Мир (Вселенная, Универсум)
  7. Младшие Арканы могут быть разделены на Ситуационные Карты (СК) и Придворные Карты (ПК), а также на четыре масти. Всего в колоде 40 СК и 16 ПК.
  8. В каждую масть входит 10 ситуационных карт, имеющих свой порядковый номер от 1 до 10, и 4 придворные карты, имеющих свой ранг. Всего в масти 14 карт. Карта под №1 имеет своё собственное имя - Туз.
  9. В Русской Школе Таро принята следующая система названий мастей (в скобках указаны допустимые варианты):
    1. Посохи (Скипетры, Жезлы)
    2. Кубки (Чаши)
    3. Пентакли (Монеты, Диски)
  10. В Русской Школе Таро принята следующая система названий рангов (в скобках указаны допустимые варианты):
    1. Король
    2. Дама (Королева)
    3. Рыцарь

Примеры записи:
СА17, СА8/11, Повешенный,
Король Кубков, Дама Мечей,
1 Кубков (Туз Кубков), 3 Мечей, 7 Посохов

  1. Масти могут быть обозначены следующими значками:


  1. Белая Карта и любые другие дополнительные карты не являются неотъемлемой частью колоды Таро.

5. Масти и ранги имеют свои аналогии в стихиях.

  1. В мировом Таро существует более, чем один вариант соотношений мастей и стихий. Никакой вариант соотношений не может считаться единственно правильным.
  2. В Русской Школе Таро приняты следующие соотношения:
    • Стихия Огонь - масть Посохи - ранг Король
    • Стихия Вода - масть Кубки - ранг Дама
    • Стихия Воздух - масть Мечи - ранг Рыцарь
    • Стихия Земля - масть Пентакли - ранг Паж
  1. Взаимодействие стихий в Таро не тождественно взаимодействию стихий в астрологии и имеет свои особенности.
  2. Карты Старших Арканов могут быть соотнесены более, чем с одной стихией.
  3. Придворные Карты соотносятся со стихиями по масти и по рангу:

Паж Посохов > Земля Огня,
Король Пентаклей > Огонь Земли.

6. В Русской Школе Таро принята концепция неодновременного развития частей Таро. Это оказало существенное влияние на формирование визуального образа и комплекса значений карты.

  1. Визуальные образы Старших Арканов сформировались ещё в средние века и закрепились в так называемом «марсельском дизайне». В это же время формируются смыслы и значения Старших Арканов, включившие в себя множество религиозных и философских идей, значимых для того времени. Однако формально значения Старших Арканов были описаны лишь во второй половине XIX века.
  2. Одновременно с образами Старших Арканов формируются визуальные образы Придворных Карт. В Русской Школе Таро считается, что поскольку их смыслы и значения были определены и установлены только в конце XX века (С. Савченко), то изображения Придворных Карт до сих остаются формальными и неинформативными.
  3. Значения Ситуационных Карт были впервые разработаны Эттейла в конце XVIII века, и они во многом предопределили современное понимание Ситуационных Карт. Современное визуальное решение Ситуационных Карт опирается на колоду Уэйта-Смит, изданную в 1910 году.
  4. Особое место по изображениям и смыслам карт занимает колода Алистера Кроули «Таро Тота».

7. Значения карты.

  1. В Русской Школе Таро каждая карта определяется как идеограмма, имеющая множество смыслов.
  2. Совокупность значений имеет следующую структуру:

Семантическое ядро (СЯ) - слова-понятия, выражающие такие признаки, которые свойственны именно этой карте, по аналогии с основным лексическим значением, которое включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и так далее, а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого.
ФУНКЦИЯ: номинативная . Даже если слово выражает эмоцию или состояние, это только название эмоции или состояния. Признаки Семантического ядра - узнаваемость, воспроизводимость, частотность употребления. Является системным свойством семантики карт Таро, то есть может быть зафиксировано (по аналогии с толковыми словарями) и принято в определённом сообществе, как минимальная единица смысла.

Семантическая или прецедентная формула (СФ, ПФ) по сути - повторение основных понятий семантического ядра с добавлением эмоционально-оценочной функции. За счёт выражения собственных оценок и отношения происходит переход от системных (общепринятых) компонентов значения к индивидуально-авторским, но основные признаки семантического ядра должны сохраняться - узнаваемость, воспроизводимость, средняя частотность. Как правило подобными свойствами (соединением номинативной, назывной и эмоционально-оценочной функций ) в языке обладают фразеологизмы, крылатые фразы, реже - отдельные слова яркой стилистической окраски.

Семантическое поле - лежит за пределами собственно языковых связей, искать их нужно в том, что Д.С. Лихачёв называл «некие потенции значений»: то что связано непосредственно с человеком, его национальным, культурным, профессиональным опытом и знаниями, возрастными, гендерными характеристиками, индивидуальными особенностями психики и отражательных способностей и тому подобное.
Любые ассоциации, аналогии, визуальные образы и культурные аллюзии могут составлять периферию поля, по аналогии с лингвистической семантикой, их можно назвать потенциальными компонентами смысла. Главная функция (при том, что номинативная сохраняется, иначе единица перестаёт принадлежать полю) - когнитивная, познавательная. Не факт, что они (фоновые знания, бэк-граунд) будут когда-то использованы, но как говорила героиня одного фильма: красивое белье на первом свидании - это как ядерное оружие: не знаешь, куда заведут переговоры, но чувствуешь себя намного увереннее.

  1. При формировании значений карты учитываются её исторические и современные трактовки.
  2. Также учитываются исторические и современные визуальные решения карты.
  3. Не все трактовки и визуальные образы имеют одинаковую смысловую ценность для понимания карты.
  4. Чтение карт в процессе гадания на уровне Семантического ядра соответствует технике «Отшельник», на уровне семантического поля технике «Жрица».
  5. В Русской Школе Таро принято, что базовые значения (семантическое ядро) одинаковы для всех тарологов, а семантическое поле каждым тарологом формируется индивидуально и уникально для каждого таролога.
  6. Расширение собственного семантического поля происходит в том числе и за счёт изучения семантических полей, предложенных другими тарологами.
  7. Также карта может интерпретироваться как знак или как символ.
  8. Не может существовать единственно правильное значение конкретной карты. Но не должно быть взаимоисключающих значений конкретной карты.

8. Сферы применения Таро.

  1. Изначально карты Таро были созданы для игры. До наших дней дошла игра Тарок.
  2. Эзотерическая сфера применения карт Таро - гадание и магия.
  3. Сегодня Таро активно используется в психологии, от применения в консультировании до трансформационных игр и психологических расстановок.
  4. Таро как объект самореализации - коллекционирование, создание колод, написание книг. Здесь же следует упомянуть и преподавание Таро.
  5. Это самые очевидные сферы применения Таро, наверняка есть и другие, не такие заметные, например торговля Таро-продукцией и полиграфия Таро.

9. Принципы гадания.

  1. Существуют технические и морально-этические ограничения для ответов на запрос. Сумму морально-этических ограничений таролог определяет для себя индивидуально.
  2. Отсутствие современных протоколов процедуры гадания негативно влияет на имидж Таро.
  3. Значительная часть клиентов не видит разницы между пророчеством и гаданием и ориентирована на пророчество.
  4. На точность гадания может повлиять негативная позиция:
    • Со стороны клиента:
      • ожидание чуда
      • ожидание пророчества
      • пассивная позиция (Что со мной будет?)
    • Со стороны таролога:
      • порча и карма - причины всего происходящего
      • акцент на негативном восприятии мира.
  1. В гадании участвуют:
    • Клиент (кверент, вопрошающий). Его роль - дать запрос в форме вопроса Высшим Силам. Цель гадания - получение ответа на запрос.
    • Описание ситуации не является запросом.
    • Карты как инструмент. Следует помнить, что гадает не колода, а таролог. Следует помнить об опасности антропоморфизации колоды.
      Колоду в процессе работы предпочтительно рассматривать не как личность или субличность, а как сложное техническое устройство, требующее калибровки и настройки.
    • Таролог (гадатель) как переводчик и посредник между Высшими Силами и клиентом.
    • Высшие Силы как адресат запроса и источник информации для клиента.
    • Выпавшие в ходе гадания карты представляют собой ответ Высших Сил как метафору, понятную интуитивно или требующую специальной расшифровки.
    • Таролог должен дать метафору как она есть и при необходимости проинтерпретировать её, отдельно обозначив метафору, отдельно интерпретацию.
  1. В Русской Школе Таро принято активно вовлекать клиента в процесс гадания, делать его полноправным участником трёхстороннего диалога между клиентом, Высшими силами и тарологом.
  2. Клиент не обязан говорить правду в ходе гадания.
  3. Клиент не обязан принимать трактовку таролога и соглашаться с ней.
  4. В задачу таролога не входит преодоление психологической защиты клиента.
  5. Воля человека имеет приоритет перед любым прогнозом. Человек своими действиями или бездействием способен изменить любой прогноз в любую сторону.
  6. Высшие Силы могут оказать на ситуацию или объект воздействие форс-мажорного характера, изменив ситуацию или объект в произвольную сторону.
  7. Таролог не обязан, но может помочь клиенту сформировать запрос.
  8. Таролог должен убедиться в том, что он адекватно понимает запрос клиента перед передачей его Высшим Силам.
  9. Никакой прогноз не является исчерпывающим, неизменным и абсолютно точным. Прогноз - подсказка, а не руководство к действию.

10. Гадание как процесс.

  1. Для гадания необходим запрос, карты Таро и интерпретатор ответа.
  2. Ритуалы и антураж для процесса гадания таролог создает сам, исходя из своего ощущения психологического комфорта, но делает это на свой страх и риск. Никакой ритуал и никакой антураж не являются неотъемлемой частью процесса гадания.
  3. Порядок работы, длительность сеанса, количество сеансов в день, оплату таролог определяет самостоятельно.
  4. В Русской Школе Таро используется два метода гадания.
    1. Расклады. Этот метод опирается на «Путь Отшельника»
    2. Метод «5 карт». Этот метод опирается на «Путь Жрицы». Ближайший аналог - шаманский бросок в рунах.
  5. Выпавшие карты не обязательно содержат полный ответ или вообще ответ. Это может быть начало или развитие диалога с ВС.
  6. Также неполный ответ или искажение ответа может быть обусловлено влиянием всех или любого из трёх участников - кверента, таролога или Высших Сил.
  7. Также неправильный, неполный или неточный ответ может быть неправильным выбором инструмента (колоды Таро) или неправильной работой с ним.
  8. Отсутствие ответа или неправильный ответ могут быть обусловлены запретом на получение информации кверентом или тарологом.

11. Компетенции таролога

  1. Минимальное условие для того чтобы читать карты: знание значений карт на уровне семантического ядра.
  2. Знание ни одной эзотерической дисциплины (например каббалы, астрологии, нумерологии и так далее), кроме знания значений карт, не является необходимым условием для чтения карт.
  3. Поскольку на сегодня не определены требования к профессии «таролог», все указания на изучение тех или иных дисциплин могут носить только рекомендательный характер.


Что еще почитать