Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять одно и ТО(ЖЕ).
(ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях.
КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.
Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
(ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ.
Решение.
Рассматриваем каждое предложение, определяя часть речи выделенных слов и применяя правило их правописания.
Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) (союз ЧТОБЫ, слитно, «бы» нельзя опустить или переставить в другую часть предложения) не повторять одно и ТО(ЖЕ) (раздельно, устойчивое словосочетание, ТО ЖЕ)
(ЗА)ЧАСТУЮ (наречие, слитно) мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ (союз, слитно) в мельчайших деталях.
КАК(ТО) (наречие, через дефис) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ(наречие, слитно).
Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА (наречие, слитно), сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ (предлог, раздельно) всей жизни.
(ВО)ВРЕМЯ (существительное с предлогом, раздельно) экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ (наречие, слитно).
Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».
1
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.
2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.
3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.
4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.
5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. как только
3. потому что
4. лишь бы
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРИРОДА, -ы, ж.
1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
облилАсь
дозвонЯтся
нАживший
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы
2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.
3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...
4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.
5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
ЧЕТВЕРО саней
ПОПРОБУЕМ решить
нет ВРЕМЕНИ
7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1) Ватикан - единственное государство в мире, не имеющем своего народа. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 2) Дети должны чувствовать себя детьми, что бы вокруг них ни происходило. |
В) ошибка в построении предложения с однородными членами | 3) Стая скворцов вмиг рассеялась и разместилась на ветках яблонь, только освободившихся от снега. |
Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом | 4) Читателя завораживает романтическая история встречи и первой любви героя. |
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 5) Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести. |
6) До появления романа «Белой гвардии» М. Булгакова воспринимали только как сатирика. | |
7) Музыка А. Моцарта не только благотворно воздействует на людей, но и на растения. | |
8) Никто, кроме родителей, не поддержали меня. | |
9) Долго петляя по извилистым улочкам, старый город открылся нам с новой стороны. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
8
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..рикатура
инц..дент
разг..реться
кор..бельный
инт..ресный
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...морский, пр...остановить
и...целить, ра...долье
пр...бабка, пр...молчать
бе...донный, во...певающий
пр...обладать, пр...школьный
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
(токарь) точ..т
неприемл..мые (условия)
(рука) сгиба..тся
омыва..мые
несгора..мый
12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.
2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.
3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.
4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.
5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.
13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.
2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.
3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.
4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.
5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.
15
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
16
Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в городе (2) и (3) что (4) когда я добуду немного денег (5) то мы переедем в другое место.
20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.
(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.
(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…
(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.
(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.
(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.
(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.
(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.
(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...
(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:
(35)- Уродина!..
(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.
(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
(39)- Сейчас приедет неотложка.
(40)- Спасибо.
(41)- Как вы себя чувствуете?
(42)-Лучше.
(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.
Правописание НЕ с частями речи – одно из самых трудных заданий. Посвятите больше времени практике: решайте тестовые задачи, пользуясь нашим алгоритмом. Помните, что важно правильно сделать первый шаг – определить часть речи, а потом применять правило.
Задание 13 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания:
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Живопись И.К.Айвазовского получила признание зрителей
(НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем»
художнику была присуждена серебряная медаль.
Поэзия А.А.Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии
(НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.
(НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга,
(НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.
Универсальное правило правописания НЕ:
Универсальное правило правописания НЕ:
НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется: несчастье; нелепый; нездоровится; невредимый и т. д. – заменить слово «несчастье » на «недуг, небылица »
Там, где для проверки правописания требуется применить правило, начинаем с определения части речи.
Для существительных, прилагательных, причастий и наречий существует свое универсальное правило :
НЕ со словом пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь; не легкий, а тяжелый; не принятый, а отвергнутый вариант; не съеденный, а забытый ужин; сказал не спокойно, а взволнованно.
НЕ с существительными пишется слитно ,
неприятель – враг.
НЕ с прилагательными пишется слитно ,
если можно подобрать синоним без НЕ: неприятный – отталкивающий, плохой. (К прилагательным не горький, не городской, не золотой, не звериный и т. п. нельзя подобрать синоним.)
НЕ с прилагательными пишется раздельно ,
1) если при прилагательном есть слова-частицы далеко не, отнюдь не, вовсе не , усиливающие и подчеркивающие значение отрицания: далеко не известный писатель, вовсе не интересная книга . (Такие слова надо отличать от наречий меры и степени очень, совершенно, абсолютно и др., которые делают написание НЕ с прилагательным слитным: очень неинтересный рассказ, абсолютно незнакомый человек .
Слова совсем, вовсе могут выступать как в роли пояснительных слов-частиц, так и в роли наречий меры и степени. В таком случае написание зависит от общего смысла предложения: Эта книга вовсе (=абсолютно) неинтересная / Этот человек вовсе не простой.
2) если при прилагательном есть отрицательные местоимения или наречия: никому не нужный, нисколько не известный;
3) если прилагательное стоит в сравнительной степени: не хуже, не лучше;
4) В вопросительных предложениях такой конструкции: Не новый ли это костюм? Не правда ли?
Примечание:
Краткие прилагательные проверяются так же, как и полные: невысок = низок, неумен = глуп. Но прилагательные, которые утрачивают полную форму, у которых полная и краткая форма различаются по значению, пишутся с НЕ раздельно: не рад, не должен, не обязан, не способен и т. п.
Наречия , оканчивающиеся на -О, -Е (недалеко, некрасиво) образованы от прилагательных. Следовательно, всё, что сказано о слитном и раздельном (см. пункты 1) 2) 3) 4)) написании прилагательных, относится и к наречию.
Остальные наречия (кроме отрицательных) пишутся с НЕ раздельно: не всегда, не влево, не по-русски.
В отрицательных наречиях НЕ пишется слитно: негде, незачем, некогда (без ударения пишется НИ: нигде, никогда, ниоткуда ).
В отрицательных и неопределенных местоимениях НЕ зависит от предлога. Сравните: нечем – не с чем, некому – не к кому, несколько, нечто (без ударения пишется НИ: никогО – ни у когО ).
Полные причастия с НЕ во многом совпадают в правописании с прилагательными. ПовторИм:
Одиночное (без зависимых слов) причастие пишется слитно: нераспустившийся цветок, нескошенная трава.
Если зависимое слово – наречие меры и степени – причастие пишется слитно: совершенно непросохшая рубашка, очень запутанный ответ.
Если при причастии есть пояснительные частицы или отрицательные местоимения и наречия, причастие пишется раздельно: далеко не продуманное решение, никем не замеченная ошибка, нисколько не испорченная вещь.
У полного причастия есть свое правило (которое чаще всего вызывает ошибки):
НЕ с полными причастиями пишется раздельно , если причастие имеет зависимые слова (причастный оборот): цветок, не распустившийся из-за холода; не скошенная вовремя трава.
НЕ с краткими причастиями пишется раздельно: луг не скошен, ошибка не замечена, вещь не испорчена.
НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не привыкать, не мог, не возражая.
Внимание! Есть глагольная приставка НЕДО со значением «сделать не полностью, не на 100%». В глаголах с такой приставкой нельзя последовательно отделить НЕ и ДО, приставка НЕДО отделяется целиком: недосыпать (спать мало), недослышать (плохо слышать), недовыполнив норму (выполнив не на 100%).
Предлоги : несмотря на…, невзирая на… (Не путайте с деепричастиями: не смотря под ноги, не взирая с превосходством .)
Запомним сочетание слов:
Не кто иной, как отец… (= именно)
Не что иное, как дружба…(=именно)
Никто иной не скажет
Ничто иное не произойдет
Ни один (=никто)
Не один (=несколько)
Не раз (=много)
Ни разу (=никогда)
Во что бы то ни стало
Как ни в чём не бывало
Выполним задание:
необыкновенно рано (наречие на -о, нет противопоставления, можно подобрать синоним очень );
отнюдь не простое решение (прилагательное с пояснительным словом отнюдь не.. .);
не оцениваем (глагол)
не прекращавшийся всю ночь… ветер (причастие с зависимыми словами)
не переставая (деепричастие).
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».
1
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.
2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.
3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.
4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.
5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. как только
3. потому что
4. лишь бы
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРИРОДА, -ы, ж.
1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
облилАсь
дозвонЯтся
нАживший
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы
2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.
3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...
4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.
5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
ЧЕТВЕРО саней
ПОПРОБУЕМ решить
нет ВРЕМЕНИ
7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1) Ватикан - единственное государство в мире, не имеющем своего народа. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 2) Дети должны чувствовать себя детьми, что бы вокруг них ни происходило. |
В) ошибка в построении предложения с однородными членами | 3) Стая скворцов вмиг рассеялась и разместилась на ветках яблонь, только освободившихся от снега. |
Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом | 4) Читателя завораживает романтическая история встречи и первой любви героя. |
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 5) Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести. |
6) До появления романа «Белой гвардии» М. Булгакова воспринимали только как сатирика. | |
7) Музыка А. Моцарта не только благотворно воздействует на людей, но и на растения. | |
8) Никто, кроме родителей, не поддержали меня. | |
9) Долго петляя по извилистым улочкам, старый город открылся нам с новой стороны. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
8
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..рикатура
инц..дент
разг..реться
кор..бельный
инт..ресный
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...морский, пр...остановить
и...целить, ра...долье
пр...бабка, пр...молчать
бе...донный, во...певающий
пр...обладать, пр...школьный
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
(токарь) точ..т
неприемл..мые (условия)
(рука) сгиба..тся
омыва..мые
несгора..мый
12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.
2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.
3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.
4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.
5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.
13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.
2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.
3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.
4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.
5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.
15
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
16
Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в городе (2) и (3) что (4) когда я добуду немного денег (5) то мы переедем в другое место.
20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.
(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.
(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…
(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.
(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.
(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.
(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.
(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.
(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...
(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:
(35)- Уродина!..
(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.
(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
(39)- Сейчас приедет неотложка.
(40)- Спасибо.
(41)- Как вы себя чувствуете?
(42)-Лучше.
(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.
За правильное выполнение четырнадцатого задания ЕГЭ по русскому языку выпускники могут получить один первичный балл. Для этого нужно выписать из предложения два слова, удовлетворяющих условию. В задании приводятся только такие части речи, как союзы, частицы, предлоги, местоимения, наречия и союзные сочетания. Важно уметь различать значения омонимичных слов, в чем поможет приведенный ниже теоретический материал.
Слитно | Раздельно | Через дефис | |
---|---|---|---|
Союзы | Потому, потому что, поскольку, оттого что, зато, отчего, также, тоже, притом, причём, будто, как будто, чтобы, затем чтобы, коли | Как будто, то есть, так как, если бы, как бы, то ли, в связи с тем что, то... то, | |
Союзные сочетания | Ввиду того что, вследствие того что, | не то… не то | |
несмотря на то что | |||
Местоимения | Никто´, ничему´, | Кое у кого, кое от чего | Кто-то (-то, -либо, -нибудь, кое-) |
Не´кто, не´что, не´чему | ни с кем, не с кем, | ||
то же, что; то же самое, одно и то же, всё то же | |||
Наречия | Отовсюду, отныне, отчасти, вообще, | Без устали, бок о бок, с глазу на глаз, в общем, до сих пор, за границу, за границей, всё так же, точно так же | Как-то (-то, -либо, -нибудь, кое-), |
вскоре, вполголоса, наедине, наперёд, сначала, вначале, поначалу, понемногу, совсем, зачем, затем, сразу, тотчас | по-русски, по-моему, | ||
по-заячьи, во-первых, | |||
еле-еле, едва-едва, чуть-чуть, сегодня-завтра, | |||
де-юре, де-факто | |||
Предлоги | Вследствие, ввиду, | В течение, в продолжение, в заключение, в отличие, в целях, в силу, в меру, в виде, в области, | Из-за, из-под, по-над |
навстречу, насчёт, | на протяжении, в отношении, за исключением, | ||
вроде, вслед, | за счёт, | ||
сверх, вместо, | не считая | ||
внутри, ввиду, | |||
наподобие, | |||
несмотря на, | |||
невзирая на | |||
Частицы | Даже, разве, неужели | Ли, бы, же, | Всё-таки, дай-ка |
как раз, что за |
Производный предлог | Существительное с предлогом |
---|---|
В течение | В течении |
-в течение зимы | -в течении реки = в быстром течении реки |
-в течение двух часов | |
В продолжение | В продолжении |
Отвечает на вопросы «Как долго? Когда?» | Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или причастие |
-в продолжение целой недели | -в продолжении фильма = в долгожданном продолжении фильма |
-в продолжение двух месяцев | |
Вследствие | В следствии, в следствие |
Можно заменить предлогом «из-за»; отвечает на вопрос «Почему?» | Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или причастие |
-вследствие болезни | -в следствии по делу = в долгом следствии по делу |
-в следствие по делу = в нашумевшее следствие по делу | |
Навстречу | На встречу |
Можно заменить предлогом «к»; отвечает на вопрос «Куда?» | |
-навстречу ему | -на встречу с другом = на долгожданную встречу с другом |
Ввиду | Иметь в виду |
Можно заменить предлогами «из-за» и «по причине»; отвечает на вопрос «Почему? Отчего?» | Устойчивое выражение |
-ввиду плохой погоды | |
Насчет | На счет |
Можно заменить предлогом «о(об)» | Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное |
-договорились насчет поездки | -на счет фонда = на банковский счет фонда |
Наподобие | На подобие |
Можно заменить предлогом «вроде» | Имеется в виду геометрический термин |
-наподобие обеда | |
В заключение | В заключении |
Можно заменить словами «завершая, в итоге, под конец» | Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное |
-в заключении = в строгом заключении | |
Вслед | След в след |
Имеет значение «куда» | Имеет значение «за» |
-мы смотрели вслед уходящему поезду | -дети шли след в след друг за другом |
Важно запомнить правописание следующих слов: в связи с, в отличие от, вслед (=за), посередине, вблизи, вместо, на протяжении
Союз | Местоимение с частицей |
---|---|
Чтобы | Что бы |
Можно заменить союзами «для того чтобы, с тем чтобы»; «бы» нельзя убрать из фразы | Можно заменить существительным; «бы» можно переставить |
-я пришел, чтобы сказать тебе = я пришел для того чтобы сказать тебе | -я спросил, что бы еще мне почитать = я спросил, какую книгу мне почитать = я спросил, что еще мне бы почитать |
Тоже, также | То же, так же |
Можно заменить союзом «и», поставив его в начало предложения; «же» нельзя убрать из фразы | «же» можно переставить |
-я тоже видел этот фильм = и я видел этот фильм | -я тоже читал эту книгу = я читал такую же книгу |
Зато | За то |
Можно заменить союзом «но» | «то» можно заменить существительным, прилагательным или наречием |
-мы редко видимся, зато часто звоним друг другу = мы редко видимся, но часто звоним друг другу | -не нужно браться за то, что не нравится = не нужно браться за дело, что не нравится |
Итак | И так |
Можно заменить словами «подводя итог, следовательно» | Имеет значение «очень» |
-итак, можно сказать, что = подводя итог, можно сказать, что | -мы устали и так проголодались, что решили остановиться в отеле |
Оттого | От того |
Имеет значение «так как» | Можно заменить существительным с предлогом |
-это произошло оттого = это произошло, так как | -от того, что он сделает = от поступка, что он сделает |
Притом, причем | При том, при чем |
Можно заменить словами «к тому же», «вместе с тем» | «том» можно заменить прилагательным |
-он работает быстро, причем еще и качественно = он работает быстро, к тому же еще и качественно | -при том здании есть красивый сад = при высоком здании есть красивый сад |
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом