Вариант 13 часть 2 русский язык

Источник задания: Решение 3648. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять одно и ТО(ЖЕ).

(ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях.

КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.

Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.

(ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ.

Решение.

Рассматриваем каждое предложение, определяя часть речи выделенных слов и применяя правило их правописания.

Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) (союз ЧТОБЫ, слитно, «бы» нельзя опустить или переставить в другую часть предложения) не повторять одно и ТО(ЖЕ) (раздельно, устойчивое словосочетание, ТО ЖЕ)

(ЗА)ЧАСТУЮ (наречие, слитно) мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ (союз, слитно) в мельчайших деталях.

КАК(ТО) (наречие, через дефис) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ(наречие, слитно).

Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА (наречие, слитно), сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ (предлог, раздельно) всей жизни.

(ВО)ВРЕМЯ (существительное с предлогом, раздельно) экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ (наречие, слитно).

Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.

2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.

3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.

4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.

5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. как только

3. потому что

4. лишь бы

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено 
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы

2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.

3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...

4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.

5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Ватикан - единственное государство в мире, не имеющем своего народа.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Дети должны чувствовать себя детьми, что бы вокруг них ни происходило.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Стая скворцов вмиг рассеялась и разместилась на ветках яблонь, только освободившихся от снега.
Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом 4) Читателя завораживает романтическая история встречи и первой любви героя.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести.
6) До появления романа «Белой гвардии» М. Булгакова воспринимали только как сатирика.
7) Музыка А. Моцарта не только благотворно воздействует на людей, но и на растения.
8) Никто, кроме родителей, не поддержали меня.
9) Долго петляя по извилистым улочкам, старый город открылся нам с новой стороны.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура

инц..дент

разг..реться

кор..бельный

инт..ресный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...морский, пр...остановить

и...целить, ра...долье

пр...бабка, пр...молчать

бе...донный, во...певающий

пр...обладать, пр...школьный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

(токарь) точ..т

неприемл..мые (условия)

(рука) сгиба..тся

омыва..мые

несгора..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.

2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.

3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.

4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.

5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.

2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.

3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.

4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.

5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта 
и запечатлевается в его лирических строках.

2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

16

Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в городе (2) и (3) что (4) когда я добуду немного денег (5) то мы переедем в другое место.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35)- Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.

(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)- Сейчас приедет неотложка.

(40)- Спасибо.

(41)- Как вы себя чувствуете?

(42)-Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

Правописание НЕ с частями речи – одно из самых трудных заданий. Посвятите больше времени практике: решайте тестовые задачи, пользуясь нашим алгоритмом. Помните, что важно правильно сделать первый шаг – определить часть речи, а потом применять правило.

Задание 13 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Живопись И.К.Айвазовского получила признание зрителей

(НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем»

художнику была присуждена серебряная медаль.

Поэзия А.А.Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии
(НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.

(НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.

С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга,

(НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.

Универсальное правило правописания НЕ:

Универсальное правило правописания НЕ:

НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется: несчастье; нелепый; нездоровится; невредимый и т. д. – заменить слово «несчастье » на «недуг, небылица »

Там, где для проверки правописания требуется применить правило, начинаем с определения части речи.

Для существительных, прилагательных, причастий и наречий существует свое универсальное правило :

НЕ со словом пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь; не легкий, а тяжелый; не принятый, а отвергнутый вариант; не съеденный, а забытый ужин; сказал не спокойно, а взволнованно.

НЕ с существительными пишется слитно ,

неприятель – враг.

НЕ с прилагательными пишется слитно ,

если можно подобрать синоним без НЕ: неприятный – отталкивающий, плохой. (К прилагательным не горький, не городской, не золотой, не звериный и т. п. нельзя подобрать синоним.)

НЕ с прилагательными пишется раздельно ,

1) если при прилагательном есть слова-частицы далеко не, отнюдь не, вовсе не , усиливающие и подчеркивающие значение отрицания: далеко не известный писатель, вовсе не интересная книга . (Такие слова надо отличать от наречий меры и степени очень, совершенно, абсолютно и др., которые делают написание НЕ с прилагательным слитным: очень неинтересный рассказ, абсолютно незнакомый человек .

Слова совсем, вовсе могут выступать как в роли пояснительных слов-частиц, так и в роли наречий меры и степени. В таком случае написание зависит от общего смысла предложения: Эта книга вовсе (=абсолютно) неинтересная / Этот человек вовсе не простой.

2) если при прилагательном есть отрицательные местоимения или наречия: никому не нужный, нисколько не известный;

3) если прилагательное стоит в сравнительной степени: не хуже, не лучше;

4) В вопросительных предложениях такой конструкции: Не новый ли это костюм? Не правда ли?

Примечание:

Краткие прилагательные проверяются так же, как и полные: невысок = низок, неумен = глуп. Но прилагательные, которые утрачивают полную форму, у которых полная и краткая форма различаются по значению, пишутся с НЕ раздельно: не рад, не должен, не обязан, не способен и т. п.

Наречия , оканчивающиеся на -О, -Е (недалеко, некрасиво) образованы от прилагательных. Следовательно, всё, что сказано о слитном и раздельном (см. пункты 1) 2) 3) 4)) написании прилагательных, относится и к наречию.

Остальные наречия (кроме отрицательных) пишутся с НЕ раздельно: не всегда, не влево, не по-русски.

В отрицательных наречиях НЕ пишется слитно: негде, незачем, некогда (без ударения пишется НИ: нигде, никогда, ниоткуда ).

В отрицательных и неопределенных местоимениях НЕ зависит от предлога. Сравните: нечем – не с чем, некому – не к кому, несколько, нечто (без ударения пишется НИ: никогО – ни у когО ).

Полные причастия с НЕ во многом совпадают в правописании с прилагательными. ПовторИм:

Одиночное (без зависимых слов) причастие пишется слитно: нераспустившийся цветок, нескошенная трава.

Если зависимое слово – наречие меры и степени – причастие пишется слитно: совершенно непросохшая рубашка, очень запутанный ответ.

Если при причастии есть пояснительные частицы или отрицательные местоимения и наречия, причастие пишется раздельно: далеко не продуманное решение, никем не замеченная ошибка, нисколько не испорченная вещь.

У полного причастия есть свое правило (которое чаще всего вызывает ошибки):

НЕ с полными причастиями пишется раздельно , если причастие имеет зависимые слова (причастный оборот): цветок, не распустившийся из-за холода; не скошенная вовремя трава.

НЕ с краткими причастиями пишется раздельно: луг не скошен, ошибка не замечена, вещь не испорчена.

НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не привыкать, не мог, не возражая.

Внимание! Есть глагольная приставка НЕДО со значением «сделать не полностью, не на 100%». В глаголах с такой приставкой нельзя последовательно отделить НЕ и ДО, приставка НЕДО отделяется целиком: недосыпать (спать мало), недослышать (плохо слышать), недовыполнив норму (выполнив не на 100%).

Предлоги : несмотря на…, невзирая на… (Не путайте с деепричастиями: не смотря под ноги, не взирая с превосходством .)

Запомним сочетание слов:

Не кто иной, как отец… (= именно)

Не что иное, как дружба…(=именно)

Никто иной не скажет

Ничто иное не произойдет

Ни один (=никто)

Не один (=несколько)

Не раз (=много)

Ни разу (=никогда)

Во что бы то ни стало

Как ни в чём не бывало

Выполним задание:

необыкновенно рано (наречие на -о, нет противопоставления, можно подобрать синоним очень );

отнюдь не простое решение (прилагательное с пояснительным словом отнюдь не.. .);

не оцениваем (глагол)

не прекращавшийся всю ночь… ветер (причастие с зависимыми словами)

не переставая (деепричастие).

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.

2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.

3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.

4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.

5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. как только

3. потому что

4. лишь бы

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено 
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы

2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.

3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...

4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.

5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Ватикан - единственное государство в мире, не имеющем своего народа.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Дети должны чувствовать себя детьми, что бы вокруг них ни происходило.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Стая скворцов вмиг рассеялась и разместилась на ветках яблонь, только освободившихся от снега.
Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом 4) Читателя завораживает романтическая история встречи и первой любви героя.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести.
6) До появления романа «Белой гвардии» М. Булгакова воспринимали только как сатирика.
7) Музыка А. Моцарта не только благотворно воздействует на людей, но и на растения.
8) Никто, кроме родителей, не поддержали меня.
9) Долго петляя по извилистым улочкам, старый город открылся нам с новой стороны.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура

инц..дент

разг..реться

кор..бельный

инт..ресный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...морский, пр...остановить

и...целить, ра...долье

пр...бабка, пр...молчать

бе...донный, во...певающий

пр...обладать, пр...школьный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

(токарь) точ..т

неприемл..мые (условия)

(рука) сгиба..тся

омыва..мые

несгора..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.

2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.

3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.

4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.

5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.

2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.

3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.

4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.

5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта 
и запечатлевается в его лирических строках.

2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

16

Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в городе (2) и (3) что (4) когда я добуду немного денег (5) то мы переедем в другое место.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35)- Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.

(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)- Сейчас приедет неотложка.

(40)- Спасибо.

(41)- Как вы себя чувствуете?

(42)-Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

За правильное выполнение четырнадцатого задания ЕГЭ по русскому языку выпускники могут получить один первичный балл. Для этого нужно выписать из предложения два слова, удовлетворяющих условию. В задании приводятся только такие части речи, как союзы, частицы, предлоги, местоимения, наречия и союзные сочетания. Важно уметь различать значения омонимичных слов, в чем поможет приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №14 ЕГЭ по русскому языку

Правописание разных частей речи

Слитно Раздельно Через дефис
Союзы Потому, потому что, поскольку, оттого что, зато, отчего, также, тоже, притом, причём, будто, как будто, чтобы, затем чтобы, коли Как будто, то есть, так как, если бы, как бы, то ли, в связи с тем что, то... то,
Союзные сочетания Ввиду того что, вследствие того что, не то… не то
несмотря на то что
Местоимения Никто´, ничему´, Кое у кого, кое от чего Кто-то (-то, -либо, -нибудь, кое-)
Не´кто, не´что, не´чему ни с кем, не с кем,
то же, что; то же самое, одно и то же, всё то же
Наречия Отовсюду, отныне, отчасти, вообще, Без устали, бок о бок, с глазу на глаз, в общем, до сих пор, за границу, за границей, всё так же, точно так же Как-то (-то, -либо, -нибудь, кое-),
вскоре, вполголоса, наедине, наперёд, сначала, вначале, поначалу, понемногу, совсем, зачем, затем, сразу, тотчас по-русски, по-моему,
по-заячьи, во-первых,
еле-еле, едва-едва, чуть-чуть, сегодня-завтра,
де-юре, де-факто
Предлоги Вследствие, ввиду, В течение, в продолжение, в заключение, в отличие, в целях, в силу, в меру, в виде, в области, Из-за, из-под, по-над
навстречу, насчёт, на протяжении, в отношении, за исключением,
вроде, вслед, за счёт,
сверх, вместо, не считая
внутри, ввиду,
наподобие,
несмотря на,
невзирая на
Частицы Даже, разве, неужели Ли, бы, же, Всё-таки, дай-ка
как раз, что за

Производные предлоги/существительные с предлогом

Производный предлог Существительное с предлогом
В течение В течении
-в течение зимы -в течении реки = в быстром течении реки
-в течение двух часов
В продолжение В продолжении
Отвечает на вопросы «Как долго? Когда?» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или причастие
-в продолжение целой недели -в продолжении фильма = в долгожданном продолжении фильма
-в продолжение двух месяцев
Вследствие В следствии, в следствие
Можно заменить предлогом «из-за»; отвечает на вопрос «Почему?» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или причастие
-вследствие болезни -в следствии по делу = в долгом следствии по делу
-в следствие по делу = в нашумевшее следствие по делу
Навстречу На встречу
Можно заменить предлогом «к»; отвечает на вопрос «Куда?»
-навстречу ему -на встречу с другом = на долгожданную встречу с другом
Ввиду Иметь в виду
Можно заменить предлогами «из-за» и «по причине»; отвечает на вопрос «Почему? Отчего?» Устойчивое выражение
-ввиду плохой погоды
Насчет На счет
Можно заменить предлогом «о(об)» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное
-договорились насчет поездки -на счет фонда = на банковский счет фонда
Наподобие На подобие
Можно заменить предлогом «вроде» Имеется в виду геометрический термин
-наподобие обеда
В заключение В заключении
Можно заменить словами «завершая, в итоге, под конец» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное
-в заключении = в строгом заключении
Вслед След в след
Имеет значение «куда» Имеет значение «за»
-мы смотрели вслед уходящему поезду -дети шли след в след друг за другом

Важно запомнить правописание следующих слов: в связи с, в отличие от, вслед (=за), посередине, вблизи, вместо, на протяжении

Производные предлоги/деепричастия

Союзы/местоимения с частицей

Союз Местоимение с частицей
Чтобы Что бы
Можно заменить союзами «для того чтобы, с тем чтобы»; «бы» нельзя убрать из фразы Можно заменить существительным; «бы» можно переставить
-я пришел, чтобы сказать тебе = я пришел для того чтобы сказать тебе -я спросил, что бы еще мне почитать = я спросил, какую книгу мне почитать = я спросил, что еще мне бы почитать
Тоже, также То же, так же
Можно заменить союзом «и», поставив его в начало предложения; «же» нельзя убрать из фразы «же» можно переставить
-я тоже видел этот фильм = и я видел этот фильм -я тоже читал эту книгу = я читал такую же книгу
Зато За то
Можно заменить союзом «но» «то» можно заменить существительным, прилагательным или наречием
-мы редко видимся, зато часто звоним друг другу = мы редко видимся, но часто звоним друг другу -не нужно браться за то, что не нравится = не нужно браться за дело, что не нравится
Итак И так
Можно заменить словами «подводя итог, следовательно» Имеет значение «очень»
-итак, можно сказать, что = подводя итог, можно сказать, что -мы устали и так проголодались, что решили остановиться в отеле
Оттого От того
Имеет значение «так как» Можно заменить существительным с предлогом
-это произошло оттого = это произошло, так как -от того, что он сделает = от поступка, что он сделает
Притом, причем При том, при чем
Можно заменить словами «к тому же», «вместе с тем» «том» можно заменить прилагательным
-он работает быстро, причем еще и качественно = он работает быстро, к тому же еще и качественно -при том здании есть красивый сад = при высоком здании есть красивый сад

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №14 ЕГЭ по русскому языку

Тринадцатое задание демонстрационного варианта 2018

  1. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
  2. С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
  3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.
  4. Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ) ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
    • (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.- ПО ТОМУ пишем раздельно, так как это предлог с указательным местоимением; НАСКОЛЬКО пишем слитно, так как его можно заменить местоимением КАК.
    • (В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников. — ВПОСЛЕДСТВИИ пишем слитно, так как это наречие, которое можно заменить наречием ПОТОМ; ТАКЖЕ пишем слитно, так как нельзя опустить частицу ЖЕ без утраты смысла.
    • С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.- БУДТО БЫ пишем раздельно, так как частицу можно опустить без утраты смысла; ТОТЧАС пишем слитно, так как можно заменить В ТОТ ЖЕ МИГ.
    • (В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.- ВПОСЛЕДСТВИИ пишем слитно, так как можно заменить ПОТОМ; ТО ЖЕ пишем раздельно, так как можно опустить частицу без утраты смысла.
    • Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ) ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.- ОТ ТОГО пишем раздельно, так как это предлог и указательное местоимение, которое можно заменить именем существительным; НАОБОРОТ пишем слитно, так как можно заменить наречием НАПРОТИВ.
  2. Записываем правильный ответ: впоследствии, также.

Первый вариант задания

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • Мы решили пойти (ПО)ЭТОМУ переулку, ПОТОМУ(ЧТО) он тихий: здесь совсем нет транспорта. — оба слова пишутся раздельно; «потому что» — союз, а «по этому» пишется раздельно, так как это не выражение следствия и есть слово «переулку».
    • (В)ЗАВИСИМОСТИ от ситуации общения люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ. — «в зависимости от» всегда пишется раздельно, а «по-разному» — через дефис.
    • (НЕ)ВСЕГДА мы понимаем значение топонимов, (ЗА)ЧАСТУЮ звучащих странно для уха современного человека. — «не всегда» никогда не пишется слитно; слитно пишется «зачастую», но в задании сказано, что оба слова в предложении должны писаться слитно.
    • (СЕЙ)ЧАС он стремится добиться своего во ЧТО(БЫ)ТО ни стало. — слитно пишется «сейчас», заменяющееся сочетанием «на данный момент»; а вот «во что бы то ни стало» всегда пишется раздельно.
    • Заведи будильник, (ЧТО)БЫ не проспать и встать (ПО)РАНЬШЕ. — «чтобы» пишется вместе, так как заменяется сочетанием «для того чтобы». «Пораньше» — наречие, всегда пишущееся слитно.
  3. Записываем правильный ответ: чтобы, пораньше (не забудьте, что на экзамене нужно писать ответы без пробелов и знаков препинания).

Второй вариант задания

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • ПО(ЭТОМУ) пути никто не ездит, ПОТОМУ(ЧТО) дорога здесь в аварийном состоянии.- «По этому пути» — раздельно; можно заменить, например, сочетанием «по старому пути». «Потому что» — опять же раздельно.
    • (НА)ВСТРЕЧУ мы опоздали, хотя (ИЗ)ЗА снегопада выехали из дома на час раньше.- «На встречу» — раздельно, так как можно заменить «на деловую встречу», или «на важную встречу», а «из-за» пишется через дефис, так как указывает на причину.
    • И(ТАК), (В)ЗАВЕРШЕНИЕ разрешите поблагодарить вас за сотрудничество. — «Итак» пишется слитно, а вот «в завершение» — раздельно.
    • (В)ВИДУ нестабильной политической обстановки поездку в Египет, запланированную нами (НА)СПЕХ, пришлось отложить. — «Ввиду» пишется слитно – заменяется словом «из-за»; «наспех» — наречие, пишется слитно.
    • (В)ДАЛИ от цивилизации ты КАК(БУДТО) осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира. — «вдали» пишется слитно (заменяется «далеко»), а вот «как будто» — всегда раздельно.
  3. Записываем правильный ответ: ввиду, наспех.

Третий вариант задания

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • ЧТО(БЫ) ни говорили о России за рубежом, но страна уже давно (НЕ)ТА, что была в 90-е годы. — «Что бы» и «не та» пишется раздельно: в первом случае «бы» можно переставить – «что ни говорили бы о России», а во втором слитно написать просто нельзя.
    • Я говорю тебе ТО(ЖЕ) самое, что Андрею, ЧТО(БЫ) вы располагали одинаковой информацией. — «То же самое» пишется раздельно, а вот «чтобы» — слитно, заменяем на «для того чтобы».
    • (ПО)ВИДИМОМУ, Алексей не расслышал того, что я ему ответила, (ПО)ТОМУ что он повторил свой вопрос. — «По-видимому» — наречие, которое пишем через дефис; «потому» — слитно как часть союза «потому что».
    • Пушкин (ТОТ)ЧАС пристрастился к бильярду, хотя серьёзным игроком (ТАК)И не стал. — «Тотчас» — наречие, пишущееся слитно; «так и» пишем раздельно.
    • Сестра пела (В)ПОЛГОЛОСА, я ТО(ЖЕ) начала тихонько подпевать. — Осталось последнее предложение; «вполголоса» пишется всегда слитно; «тоже» также пишем слитно – заменяем союзом «и».
  3. Записываем правильный ответ: вполголоса, тоже.


Что еще почитать