Занимательные вопросы по физике (Не ленись, подтянись!). Смешные задачи по физике Интересные вопросы по физике для викторины

Слайд 2

Здравствуйте!

Сегодня мы предлагаем вам поиграть в викторину, которая называется «Мы и мир вокруг нас». Она позволит вам проверить то, насколько вы знакомы с привычными явлениями, как вы способны распознавать их… Правила викторины очень просты: Вам предлагается 12 вопросов. Верный ответ – 1 балл. Команда, набравшая большее количество баллов является победителем и признается знатоком. Кто набрал меньше баллов – все равно молодец…

Слайд 3

Вопрос 1

Характеристика этого движения, не описываемая числом – это…..

Слайд 4

Правильный ответ

Траектория (от позднелатинского trajectories – относящийся к перемещению) – это линия, по которой движется тело (материальная точка).

Слайд 5

Вопрос 2

Какие две характеристики создают общую конструкцию измерения окружающего мира?

Слайд 6

Затрудняетесь?

Вспомните старый фильм «Назад в будущее»… Нарушением чего был постоянно озабочен профессор Эммет Браун?

Слайд 7

Правильный ответ

Пространство-время (простра́нственно-временно́йконти́нуум) - физическая модель, дополняющая пространство равноправным временны́м измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом.

Слайд 8

Вопрос 3

Как называется явление, изображенное на рисунке?

Слайд 9

Правильный ответ

Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание, изменение, рассеивание, взаимодействие) - процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму

Слайд 10

Вопрос 4

Что заставляет крышку кастрюли, в которой кипит вода, подпрыгивать и греметь?

Слайд 11

Правильный ответ

При кипении пар вырывается из кастрюли. Для этого ему надо поднять крышку! Но после того, как определенная часть пара вырвалась наружу, давление пара в кастрюле упало и крышка падает. Давление опять подымается и всё повторяется. Это происходит быстро, вот крышка и гремит: падает - подымается, падает-подымается и т. д.

Слайд 12

Вопрос 5

Почему волны в микроволновой печи разогревают предметы?

Слайд 13

Правильный ответ

Приготовление пищи при помощи микроволновой печи - это электромагнитное возбуждение содержащихся в продуктах молекул воды. Мгновенно проникая, допустим, в глубину куска мяса, волны поглощаются содержащимися в нем молекулами воды. От этого молекулы возбуждаются, их тепловые колебания усиливаются, они сталкиваются друг с другом. А это и есть причина повышения температуры.

Слайд 14

Вопрос 6

Какой закон реализуется в этой ситуации?

Слайд 15

Правильный ответ

Закон сохранения импульса: сумма импульсов тел до взаимодействия равна сумме их импульсов после взаимодействия.

Слайд 16

Вопрос 7

Какой закон Ньютона в историческом варианте сформулирован следующим образом… Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны. А эту фразу я говорю именно в таком варианте в «Пункт назначения 4»…

Слайд 17

Правильный ответ

Это формулировка третьего законаНьютона Материальные точки взаимодействуют друг с другом силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю и противоположными по направлению:

Слайд 18

Вопрос 8

Стабильна ли орбита Луны при вращении вокруг Земли?

Слайд 19

Правильный ответ

Луна улетает и с каждым своим витком она чутка подальше, но эта скорость измеряется в сантиметрах. Тем не менее, Луна в современности радикально дальше, чем во времена динозавров. На данный момент у луны и земли уже первая стадия выравнивания достигнута - хотя луна и крутится вокруг Земли, но при этом повернута одной стороной, следующей стадией будет, когда она "зависнет" над какой-то точкой земли и будет вращаться, но уже "синхронно" и дело кончится её дальнейшим отлетом… При этом вращение Земли всё время замедляется, что несколько снижает притяжение.

Описание работы: материал будет полезен учителям физики при проведении внеклассных мероприятий для учащихся 8-9 классов в рамках предметной декады.

Цель : развитие познавательного интереса к предмету;

Задачи:

Способствовать углублению и обобщению знаний по физике;

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент;

Воспитывать у учащихся интерес и внимание к окружающему их миру.

Викторина по физике «Физический калейдоскоп»

1. Когда надо налить сок из жестяной банки через отверстие в крышке, то делают еще одно отверстие. Только тогда идет хорошая струя. Почему?

2. Ускорение ракеты возрастает даже в том случае, когда равнодействующая приложенных к ней сил остается неизменной. Почему?

3. Каким образом космонавт, не связанный с кораблем, может вернуться на корабль?

4. Какая физическая ошибка допущена в следующем стихотворении?

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла.

5. Даны два совершенно одинаковых длинных железных стержня. Один из них намагничен. Как определить, какой стержень намагничен, не пользуясь никакими другими предметами.

6. В высокий цилиндрический сосуд диаметром 5 см упал мяч диаметром 4 см. Сможете ли вы достать мяч, не поворачивая сосуда?

7. Почему грязный, покрытый копотью снег тает быстрее, чем чистый?

8. Всегда ли сила трения тормозит движение тела? Может ли сила трения быть движущей силой?

9. Как вылить воду из бутылки, не наклоняя ее?

10. Почему после снегопада становится тихо?

Ответы на вопросы викторины:

1. Если сделать в крышке банки только одно отверстие и опрокинуть банку. Сок буде выливаться до тех пор, пока давление внутри жидкости на уровне отверстия не станет равен атмосферному. Когда в крышке два отверстия. То воздух. Попадающий в банку через «свободное» отверстие. Оказывпает дополнительное давление на жидкость и «выталкивает» ее.

2. Ускорение растет из-за уменьшения массы ракеты.

3. Отбросив от себя в сторону, противоположную кораблю, Какой-либо предмет.

4. При кристаллизации воды тепло, наоборот выделяется.

5. Пусть намагничен стержень 1. Если в этом случае мы поднесем его конец к середине стержня 2, стержни будут притягиваться. А если поднести конец стержня 2 к середине стержня 1, стержни притягиваться не будут.

6. Налейте в сосуд воду. Мяч всплывет и его можно будет вынуть.

7. Тела черного цвета лучше поглощают тепловое излучение.

8. Может. Например. У тепловозов, автомобилей, мотоциклов силой тяги является сила трения ведущих колес о рельсы и полотно дороги. Предметы на ленте конвейера приводятся в движение и движутся под влиянием силы трения.

9. Через трубку, пропущенную внутрь бутылки, вдуть воздух. При этом давление воздуха в бутылке увеличится и он выдавит часть воды наружу через ту же трубку.

10. Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости. Которые поглощают звук также, как современные звукопоглощающие покрытия.

Задания по физике

Задание №1

Часто экстрасенсы демонстрируют явление так называемого биомагнетизма. Оно проявляется в том, что после прижимания ко лбу металлических предметов, например, монет, последние достаточно долго удерживаются на человеке. Экстрасенсы утверждают, что время удерживания монетки связано с интенсивностью процесса мышления. Предложите объяснение этому явлению, учитывая, что подобный опыт может повторить практически любой человек.

А Монетка прилипает к выделениям кожи

Б Монетка нагревается и диффундирует в кожу

В Монетка удерживается магнитным полем, возникающем при мыслительной деятельности

Г Между кожей и монеткой происходит электризация и электростатическое притяжение

Д Гравитационная сила притяжения монетки к человеку больше, чем сила притяжения ее к Земле

Прилипание обусловлено взаимным притяжением частиц, из которых состоит монетка, к молекулам веществ, находящихся на коже. Ответ А.

Задание №2

В районах со снежной зимой при оттепели деревянные крыши домов иногда продавливаются и рушатся под действием снега. А как изменяется сила тяжести, действующая на снег, находящийся на крыше, в процессе его таяния? При рассуждениях не учитывайте стекание растаявшего снега с крыши, изменение высоты центра тяжести тающего снега (и даже связь массы с энергией, выраженную в формуле Эйнштейна).

А Уменьшается

Б Не изменяется

В Многократно увеличивается

Г Увеличивается примерно в полтора-два раза

Сила тяжести, действующая на тело, зависит от его массы, но не зависит от агрегатного состояния. При таянии снега его масса не меняется, поэтому не изменяется и действующая на него сила тяжести. Ответ Б.

Задание №3

Китайцы называли их чу-ши, греки - адамас, геркулесов камень, французы - айман, египтяне - кость Ора, немцы - магнесс, англичане - лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий». О чем (или о ком) говорится таким поэтическим языком древних?

Ответ:Магнит.

Задание 4.

Этот ученый - один из известных физиков древности. Ему приписывают фразу: « Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю» О ком идет речь?

Ответ: древнегреческий ученый Архимед.

Задание 5.

Как вы объясните высказывание Плутарха?

«В янтаре содержится огненная и бестелесная сила, которая выходит из него скрытыми путями, если потереть поверхность янтаря…»

Ответ: При натирании поверхность янтаря электризуется. Наэлектризованное тело способно притягивать другие тела и создавать искровой разряд.

Турнир эрудитов по физике (10-11 кл.) Анохина Г.И.

Цель: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала.

Ход игры

Представление команд капитанами, девиз - 3 бал.

Разминка.

Участвуют все члены команды. В течение 1 мин. командам задают вопросы, игроки должны ответить на них. Если затрудняются, то говорят: «Дальше». Задача команд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов. В случае неверного ответа либо его отсутствия ведущий сам даёт правильный ответ. За каждый правильный ответ по 1 бал. В ходе разминки подсчитывается общее число баллов, набранных каждой командой и сообщается счёт игры.

10 класс.

1. Воздушная оболочка земли (атмосфера)

2. Как называется маленькое количество воды (капля)

3. В каких единицах измеряется масса атома в СИ (кг)

4. Где край света? (там, где начинается тень)

5. Числовые значения первой космической скорости для земли. (~ 7,9 км / с)

6. Вещество, сжигаемое для получения теплоты (топливо)

11 класс.

1. Кто говорит на всех языках? (эхо)

2. Учёный, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)

3. Прибор для измерения массы тела (весы)

4. Что видно, если ничего не видно? (туман)

5.То, что есть у магнита (полюс)

6. Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения (капилляр)

3. Физики - искатели (загадки с подсказками)

Вначале читают вопрос, если ответа на него не наступает, даю подсказку. В случае затруднения даю ещё одну.

Подсказки есть не ко всем вопросам, иногда их две, иногда -

одна. Если дали ответ сразу - получаете 5 бал., если после первой подсказки - на 1 балл меньше, после второй - на 2 б меньше.

10 класс.

1. Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой её не измеришь.

Подсказка 1: От одинаковых сникерсов она прибавится у всех

одинаково, и у высоких людей, и у маленьких,

и у девочек, и у мальчиков.

Подсказка 2: А если вместо сникерса съесть картошку, то

прибавка будет меньше. (энергия).

2. Он бывает в космосе, дома, на улице, в классе тоже. Есть у автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и искусственным. Без него было бы мрачно.

Подсказка 1: Без него никто бы не работал.

И мы бы не учились.

С ним и ночью в лесу не страшно.

Его не любит сова и летучая мышь. Когда он есть, дети плохо спят.

Подсказка 2: Кошкам он не очень нужен. Летом его очень

много. Зимой мало. Без него растения растут

белыми. Он может быть красным, белым и

зелёным (свет).

11 класс.

1. Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии.

Подсказка 1: Его часто ругают.

Подсказка 2: Но часто и благодарят.

Подсказка 3: Без него мы даже с места сдвинуться не можем (трение).

2. Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи лепёшки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики с трубами.

Подсказка 1: Когда его очень много, хочется в душ. Когда его

очень мало, мы не можем жить. У него странное

поведение: наверху его всегда больше, чем внизу

Подсказка 2: Когда оно есть, все люди весёлые и хотят на

работу и в школу, а когда его нет, дети прячутся

по домам. Животные и растения получают его

от солнца (тепло).

4. Историко-физическая викторина

(вопросы физиков к историческим фактам и событиям). - 4 б.

10 класс.

1. В 907 г. киевский князь Олег и его дружина пошли походом на Византию. Узнав об этом, византийцы закрыли гавань Константинополя цепью, преградив путь судам пришельцев. Тогда князь повелел своим судам причалить, где возможно, к берегу и «поставить» корабли на колёса. Приказ был выполнен. И суда «помчались» к городу на суше.

? Вопрос: Что могло привести в движение корабли?

(корабль мог гнать вперёд попутный ветер).

2. Один из защитников осаждённого фашистами в Великую Отечественную войну Севастополя - разведчик Морской пехоты И.П. Дмитришин рассказал такой эпизод: по склону горы («высоты»), где находились наши солдаты, «ухнул» тяжёлый немецкий снаряд. Недолет. Но… от места взрыва покатились камни. Один из них внизу подорвал немецкую мину, находящуюся на большом минном поле, окружавшем «высоту».

? Вопросы: На какую идею мог натолкнуть взрыв этой мины наших солдат, сдерживающих продвижение противника? Как объяснить смысл этой идеи с

точки зрения физики? (Наши солдаты могли попытаться прочистить путь через минное поле, используя камни - валуны. Эти камни, стронутые с места и движущиеся по склону с «высоты» вниз, могли приобрести большую

скорость за счёт превращения своей потенциальной энергии в кинетическую. Их удары по мине способны подрывать последние. При этом каждый валун мог увлекать за собой другие, создавая каменную лавину - «подрывников» ).

11 класс.

1. Эпизод Куликовской битвы (1380 г.). Передовой полк русских должен был принять на себя главный удар врага. Предводитель войска русского - князь Дмитрий Донской - хорошо продумал вооружение и тактику ведения боя

войнами этого полка. Несколько рядов воинов использовали щиты и копья разной длины, создавая из них «защитную стенку». У передних копья были короче, у задних - длиннее. Наступающий татаро-монгольский конник встречал не одно копьё, а натыкался сразу на несколько; смертельные раны были неизбежны.

? Вопрос: Какие физические явления «участвовали» в этом

замысле князя Дмитрия? (Давление острых копий,

«сопротивление» твёрдых щитов).

2. В документальном рассказе гвардии лейтенанта И.М. Журбы говорится о таком факте времён минувшей Отечественной войны. При отражении одной из атак фашистов наши подбили вражеский бронетранспортёр, в котором бойцы нашли около 60 резиновых жгутов. При взгляде на эти вроде бы бесполезные жгуты у И.М. Журбы появилась идея: создать с помощью жгутов и сучьев деревьев «малокалиберную артиллерию»; используя в качестве снарядов гранаты - лимонки.

? Вопросы: Как можно было реализовать эту идею, как объяснить её? (из массивных сучьев сделать большие прочные рогатки, к ним привязать концы резиновых жгутов. Рогатки вбить в землю. В каждый жгут вложить по гранате - лимонке. Один солдат должен натянуть жгут, другой разжать кольцо гранаты, выдернуть чеку, и пустить «снаряд». Выброс гранаты обеспечивала сила упругости, возникающая в жгуте при его деформации в процессе растяжения ).

5. Из истории Шерлока Холмса ( 3 бал. )

10 класс.

1. Посмотрите, Ватсон, на дне флакона лежат монеты. Их туда поместил мошенник, дело которого я вёл. Он был хитёр, и, чтобы не тратить свои деньги, он показывал в трактире флакон с монетами. Переворачивал его, но

монеты не выпадали. Тогда он говорил, что расплатится потом, и уходил.

Шерлок Холмс перевернул флакон и попытался достать хотя бы одну монету, но из этого ничего не вышло.

? Как же прежний владелец флакона, умудрился засунуть в него монеты? (он мог сделать это, нагрев горлышко флакона и одновременно сильно охладить монеты).

2. Шерлок Холмс продолжал извлекать вещи из своего ящика. На столе кроме них стояли начищенные до блеска серебряный кофейник и чашечка с кофе. Он отпил глоток кофе и продолжал:

Посмотрите-ка, друг Ватсон, на трость, которую вы

держите в руках. Это была толстая трость чёрного цвета с тяжёлым

набалдашником - одна из тех, что Шерлок Холмс именует «веским доказательством».

Толстый железный наконечник совсем стёрся с одной стороны, а по середине краску как будто специально соскоблили. Холмс сидел ко мне спиной, и я думал, что мои манипуляции остаются незамеченными.

Ну - с, Ватсон, какого вы мнения о ней?

Откуда вы знаете, чем я занят? Можно подумать, что у вас глаза на затылке? - сказал я.

Чего нет, того нет, - ответил он.

? Как мог Шерлок Холмс видеть то, что делает доктор Ватсон? (Холмс наблюдал за изображением Ватсона в серебряном кофейнике).

11 класс .

1. Этой тростью я и сам неоднократно пользовался, - немного помолчав, сказал Шерлок Холмс. - Это уникальный инструмент для обнаружения кладов. Однажды меня пригласил банкир исследовать принадлежащие ему подземные помещения. Я медленно шёл за ним, опираясь на трость; её я опускал звучно, чтобы тот слышал, что я не отстаю. Пройдя ряд коридоров, лестниц, комнат отделенных друг от друга массивными железными дверями, мы очутились в обширном подвале, проникнуть куда было чрезвычайно трудно.

Всё ясно, нам пора возвращаться, - сказал я банкиру. - Я точно могу сказать, где расположен тайник. Пригласите полицейских и я открою его.

? Как мог Шерлок Холмс определить местонахождение тайника? (Постукивая тростью, Шерлок Холмс заметил, что в одном месте на его с банкиром пути отраженный звук был таким, каким он бывает, когда внутри тела есть пустота).

2. - Ну что, дорогой мой, как вам нравится сокровища моего ящика? - спросил Шерлок Холмс, улыбаясь.

Любопытные вещички, - подтвердил я.

Вот ещё металлический толстостенный цилиндрический стакан с закручивающийся крышкой. В этот стакан я наливал воду, бросал в неё олово и расплавлял его.

Признаться, я вас не понимаю. Мне кажется это не осуществимо.

Хотите верьте, хотите проверьте, друг Ватсон.

? Можно ли в воде расплавить олово? (можно, т.к. температура кипения воды зависит от давления: чем оно больше, чем температура кипения выше. Имевшийся у Шерлока Холмса стакан выдержал, по - видимому, очень большое давление - достаточное для закипания воды при температуре плавления олова.

6. Поединок капитанов.

За каждый правильный ответ - 2 бал.

а) «Физические термины»

1. Добавив (убрав) букву в слове, составьте новое, например:

чайки + н = чайник

блок + а = (колба) марка + е = (камера) лапа + м = (лампа)

кузов - о = (звук) алмаз + п = (плазма) алиса - а = (сила)

ряд + о = (ядро) динар + а = (радиан)

2. Заменив букву в слове и переставив буквы, получите физ.

термин: удав (у о) = вода

нигерия (и э) = энергия локон (о у) = кулон

матрос (а е) = термос жёлудь (ё о) =джоуль

катион (н п) = оптика лапта (т м) = лампа

7. Четвёртый лишний

1. (лишнее слово зачеркнуть - 4 бал.)

1. вольтметр, манометр, амперметр, омметр

2. Ньютон, Попов, Дарвин, Галилей

3. литр, секунда, метр, килограмм

4. альфа, игрек, омега, дельта

5. нано, микро, милли, мега

6. метр , локоть, сажень, пядь

2. Подобрать подходящее слово из правого столбца к слову из левого столбца, чтобы получить устойчивое словосочетание.

Ударная … 1. Дыра

Критическая … 2. Точка

Ионная … 3. Проницаемость

Чёрная … 4. Дуга

Удельная … 5. Температура

Материальная … 6. Поверхность

Магнитная … 7. Турбина

Электрическая … 8. Теплоёмкость

Паровая … 9. Волна

10. Свободная … 10. Связь

1-9, 2-5, 3-10, 4-1, 5-8, 6-2, 7-3, 8-4, 9-7, 10-6.

8. Физико-биологическая викторина.

(вопросы, в которых описана биологическая ситуация, а объяснить её требуется с точки зрения физики).

10 класс.

1. Пойманная рыба, пущенная в ёмкость вместимостью 200 л. специального судна, приспособленного для сохранения живой рыбы, чувствовала себя там не очень хорошо, но когда в ёмкость добавили 40 л. воды из родника, рыба

ожила. О чём свидетельствует данный факт.

? Какое физическое явление помогло рыбе?

(рыбы чувствительны к запахам и чистоте воды. Благодаря диффузии первоначальная вода смешалась с водой из родника и обогатилась кислородом, что сказалось благотворно).

2. У водомерки на концах ножек расположены волоски, благодаря которым увеличивается площадь опоры, и она не проваливается в воду. Но если на её пути окажется пятно из керосина или масла, то она опустится в воду.

? Почему? (Волоски на ножках водомерки не смачиваются водой и смачиваются керосином и маслом).

3. Глубоководные рыбы при подъёме на поверхность воды гибнут.

? В чём причина этого явления?

(при подъёме рыбы внешнее давление на неё уменьшается, а давление внутри

остаётся большим; оно и разрывает органы).

4. Кит, попавший на мель, обычно погибает.

? В чём причина его гибели в такой ситуации?

(на мели на кита действует очень малая архимедова сила, поэтому ему нужны огромные усилия, чтобы сдвинуть с места свою тушу; кроме того, его вжимает в землю и раздавливает собственная сила тяжести).

5. Перед дождём ласточки - береговушки летают низко над водой, а мелкие мошки, сбившись в кучки, находятся у самой воды.

? Объясните этот факт. (мошки сосредотачиваются у воды, т.к. не могут подняться из-за того, что перед дождём воздух становится влажным, а их намокшие крылышки - тяжёлыми. Ласточки же питаются этими мошками, поэтому они и летают низко над водой).

11 класс.

1. Создан бесколёсный автомобиль, который передвигается прыжками; такой машине не нужна дорога.

? Принцип передвижения какого животного скопировали создатели этой машины? Что вам известно о прототипе?

(Кенгуру. Передвигается прыжками высотой до 3 м. и длиной до 10 м.).

2. Готовясь к осеннему перелёту, птицы накапливают жировой запас.

? Зачем? (жир - источник, биологического топлива, нужного птице для перелёта: его сгорание даёт энергию, приводящую в движения крылья. Жировая прослойка замедляет теплообмен с окружающей средой и сохраняет

тепло тела для птицы).

3. Чтобы уберечь от разорения медведем гнездо поселившихся в дупле лесного дерева пчёл, решили около дуба повесить тяжёлое бревно.

? Как следует подвесить и почему оно убережёт гнездо?

Как действует установка? (Бревно подвесить вертикально над дуплом так, чтобы оно прикрыло вход и образовался маятник. Подбираясь к гнезду пчёл, медведь вынужден оттолкнуть его. Бревно начнёт колебательные движения и

периодически ударять медведя).

4. Машина застряла в лесной яме. А рейс срочный. Кроме верёвки и топора, у шофёра ничего нет, помощь не предвидится.

? Как вытащить машину из колдобины? (привязать машину верёвкой к дереву, которое потом подрубить так, чтобы падало в противоположную от машины сторону. Верёвка натянется, создаст силу тяги и вытащит машину).

5. Отправляясь в зимний поход или на дальнюю прогулку, опытные люди между носками наматывают «портянки» из газет.

? С какой целью они это делают? (бумага и воздух между её слоями служат теплоизолирующим материалом, позволяющим уберечь тепло конечности).

Игра для болельщиков .

Прибор для измерения атм. давления (барометр)

Длина траектории тела (путь)

Единица измерения давления (паскаль)

Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие. (Эврика!)

Значение скорости света (300000 км/с)

Название сосудов, соединенных между собой (сообщающиеся)

Мельчайшая частица вещества (молекула)

То, без чего не бывает измерительных приборов (шкала)

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Викторина по физике

для учащихся 10-11 классов

1. Составить пары, используя образец: лампа Алладина.

Подобрать к каждому слову из столбца слева имя собственное из столбца справа, чтобы получить аналогичное выражение.

Лучи

Ответы: Рентгеновские лучи, закон Архимеда, азбука Морзе, камера Вильсона, эффект Доплера, свеча Яблочкова, пустота Торричелли, башня Шухова, гиперболоид инженера Гарина, число Авогадро, постулаты Бора, кольца Ньютона, счетчик Гейгера, маятник Фуко, цикл Карно, принцип Паули, вибратор Герца, шкала Кельвина, броуновское движение, фигуры Лиссажу, модуль Юнга, радио Попова, молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, постоянная Планка, фотоэффект Столетова, давление света Лебедева, планетарная модель атома Резерфорда, сила тока Ампера, постоянная Больцмана, атомный реактор Курчатова, напряжение Вольта, первый электродвигатель Якоби, уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клапейрона, электрическая лампа накаливания Ладыгина, закон Ома для участка цепи, первый космонавт Гагарин.

2. Физика-лирика

А) Проведите аналогию к стихотворению А. Ахматовой.

Молюсь оконному лучу – он бледен, тонок, прям.

Какой прибор дает тонкий, прямой луч? (лазер)

Б) Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно, без языка – кричит.

О каком явлении идет речь? (эхо)

В) Ф.И. Тютчев «Успокоение»

Гроза прошла – еще крутясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженный.

Какое явление сразило дуб? (молния)

Г) Угадайте название стихотворения И.А. Бунина.

Но куда б, в ветре и тумане, ни швыряло пеной через борт,

Верю – он опять поймает Nord , крепко сплю, мотаясь на диване. («Компас»)

Д) В.Я Брюсов. Смерть рыцаря Ланцелота.

Хватают рыцари мечи и рубятся сплеча.

Как искры от ночной свечи, так искры от меча.

Какое явление приводит к появлению искр от мечей? (трение)

3. Живая скульптура

Учащиеся делятся на группы и каждая группа должна изобразить событие или физическое явление и узнать, что загадал соперник.

4. Песенный конкурс «Земляне».

10 занимательных вопросов по физике

1. Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные?

Ответ: Стекло - плохой проводник тепла. Чем толще стенка стакана, тем больше разница температур на его наружной и внутренней поверхностях, и тем вероятнее, что он лопнет от горячей воды, потому что внутренняя прогретая часть будет расширяться.

2. Возможно ли вскипятить воду на открытом пламени в бумажной коробке?

Ответ: температура кипения воды намного ниже температуры горения бумаги. Поскольку теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага (или картон) не может нагреться до нужной температуры и поэтому не загорается.

3. В пустую стеклянную бутылку напустили дыма. Как вытряхнуть или вывести дым из бутылки, не наливая в нее воду или какую-нибудь другую жидкость?

Ответ: надо зажечь спичку и очень быстро, пока она разгорается, опустить ее внутрь. Дым сразу же будет вытеснен.

4. Слоненок, Удав, Попугай и Мартышка ушли гулять по джунглям. В это время приехала Бабушка Удава и поползла искать их по следам. Изрядно поплутав по джунглям, она обнаружила, что следы его друзей исчезли. Бабушка прекрасно знала физику и сразу поняла, в чем дело. Объясните и вы это странное явление.

Ответ: Слоненок посадил всех на спину, и давление на землю увеличилось.

5. Какая физическая ошибка допущена в следующем стихотворении?

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла.

Ответ: при кристаллизации воды тепло, наоборот выделяется.

6. Китайцы называли их чу-ши, греки – адамас, геркулесов камень, французы – айман, египтяне – кость Ора, немцы – магнесс, англичане – лоудстоун. Большинство этих названий означает «любящий». О чем (или о ком) говорится таким поэтическим языком древних?

Ответ: магнит.

7. Этот ученый – один из известных физиков древности. Ему приписывают фразу: « Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю» О ком идет речь?

Ответ: древнегреческий ученый Архимед.

8. На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

Ответ: да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело.

9. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

Ответ: время, температура.

10. Когда сутки короче: зимой или летом?

Ответ: сутки – это всегда 24 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...

Рабочая программа кружка "Занимательные вопросы по математике"

Программа кружка "Занимательные вопросы по математике" для обучающихся 8-9 классов.Программа кружка рассчитана на 2 года, 74 часа из расчёта 1 час в неделю.Главная цель: подготовить учащихся к сдаче м...



Что еще почитать