Актуальные вопросы подготовки к егэ по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: программа, методики и технологии

Классы коррекции в нашей школе действуют с 1993 года. Эти классы были открыты для учеников, испытывающих трудности при усвоении учебного материала и, соответственно, нуждающихся в щадящих условиях, которые сводились к снижению темпа обучения при том же объеме программы и уменьшению количества учеников в классе. Такой класс “достался” мне, когда они учились в 7-м классе. В этом классе были ученики разных национальностей. Многие их них с трудом освоили программу начальной школы, некоторые мальчики отмечались плохим поведением и нарушением дисциплины, и при этом подавляющее большинство учеников имело диагноз “задержка психического развития”. Тем не менее после девятого класса многие из них решили продолжить обучение в школе.

Главной задачей перед всеми выпускниками средней школы сегодня представляется сдача ЕГЭ как основная форма их аттестации и готовности дальнейшего обучения. Как подготовить учеников коррекционного класса к этому? Следует отметить, что одной из проблем является отсутствие у них мотивации, когда, например, ученик категорически заявляет: “Я ничего писать не буду!”, “Ну и пусть провалю!”, “Чему быть – того не миновать. Все равно ничего не знаю”, “Я не хотел, меня мама заставила идти в 11-й!” и т.п.

Для того, чтобы добиться успехов в обучении таких ребят, нужно учитывать особенности восприятия учебной информации каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход.

В начале обучения мною была проведена диагностическая работа. Ребята писали сочинение на тему “Как я лучше запоминаю”. В результате этой диагностической работы было выявлено, что определенная часть ребят лучше усваивает зрительную информацию – нужно много писать на доске, показывать схемы и т.д. Другие лучшие запоминают на слух, для них необходимо много проговаривать вслух, повторять. У одних память работает лучше, у других – хуже, для них необходимо повторение и возвращение к изученному материалу.

Кроме того, в педагогической работе необходимо учитывать то, что важно видеть “зону ближайшего развития ребенка”, не заваливать информацией, которую он не готов принять, а давать постепенно помимо заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно, и такие, которые пока он может выполнять с помощью учителя, с подсказкой. Таким образом, ученик выполняет задания по сложности на одну ступень выше, и это развивает ученика.

В целях повышения уровня подготовленности учеников коррекционного класса к итоговой аттестации по русскому языку в форме сдачи ЕГЭ были поставлены задачи:

1) Создание осознанной учебной мотивации.

– Повышение или коррекция самооценки учащихся. (“Я могу!”)
– Создание условий, позволяющих осознать востребованность знаний. (“Зачем мне это нужно!”).
– Привлечение к конструктивному диалогу родителей для решения общей задачи. (“Учитель + родитель = сила!”).

2) Актуальное содержание учебного материала, то есть “блоковая” подача материала, рассчитанная на разный уровень подготовки учащихся.

3) Включение элементов “нетрадиционной” методики, позволяющей легче воспринимать учебный материал через создание ассоциативных связей, так как сама жизнь подсказывает учителю пути оптимизации учебного процесса.

Проведя анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по вопросам подготовки к ЕГЭ и планированию уроков, изучив структуру единого государственного экзамена по русскому языку нами предлагается следующая последовательность изучения материала. При внимательном рассмотрении части А можно отметить, что она состоит из нескольких блоков.

  1. Вопросы А1–А5 проверяют степень владения орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. К ним по типу примыкает вопрос А26 – на синтаксическую синонимию.
  2. Вопросы А6–А11 основаны на анализе микротекста в этих заданиях проверяются умения находить грамматическую основу предложения, давать его синтаксическую характеристику, различать части речи, определять лексическое значение слова в контексте, понимать логическую структуру текста. К этой же группе следует отнести задание А27, связанное с выбором предложения, наиболее полно и точно передающего содержание микротекста.
  3. Вопросы А12–А25 посвящены проверке грамотности. Первые семь вопросов этого блока – на орфографические, последние шесть – на пунктуационные правила.
  4. Вопросы А28–А30 направлены на анализ содержания и речевого оформления “большого текста”, который в дальнейшем служит материалом для заданий части В и С.

Мы предлагаем такую последовательность изучения блоков ЕГЭ:

  • вначале повторяются и закрепляются правила орфографии и пунктуации, необходимые для выполнения заданий 3-го блока, с тем, чтобы на протяжении всего оставшегося времени подготовки регулярно повышать грамотность школьников;
  • затем повторяются грамматические темы, необходимые для выполнения заданий 2-го блока части А и части В;
  • после этого целесообразно переключиться на вопросы 4-го блока части А, к которым и во время экзамена логичнее приступать после выполнения заданий части В;
  • далее начинается регулярная работа над сочинением части С;
  • и в последнюю очередь, по нашему мнению, следует разбирать вопросы 1-го блока части А.

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку состоит из нескольких этапов (обычно двух-трех), во время которых работа ведется в одном из пяти направлений.

Говоря об особенностях построения урока, необходимо отметить следующее. Готовясь отвечать на основные вопросы по орфографии и пунктуации в тестовой форме, выбирая ответ из предложенных, учащиеся чаще всего (и это, безусловно, правильно, так как позволяет экономить время и работать очень продуктивно) выполняют тренировочные упражнения, вставляя пропущенные буквы, а не пишут слова и предложения в тетрадях. Кроме того, прийти к верному ответу им порой помогает метод исключения заведомо неправильных вариантов. Многолетние наблюдения показывают, что даже при хороших результатах выполнения заданий 3-го блока части А навыки грамотного письма парадоксальным образом могут теряться. Поэтому желательно как можно чаще включать в план урока небольшие фрагменты самостоятельного письма с последующей проверкой. Считаю, что поурочное планирование М.М. Казбек-Казиевой помогло мне организовать подготовку к ЕГЭ максимально эффективно.

Сложнее всего, как мы все знаем, ученикам написать сочинение – рассуждение (часть С).

Думаю, что сочинение на первых порах желательно давать на основе текстов небольшого объема, доступные пониманию, так как большие тексты отпугивают и так неуверенных в себе учеников. Содержание текста должно быть таким, чтобы у школьника возникло желание откликнуться на основные мысли автора.

Система заданий к тексту тоже должна быть направлена на формирование умений увидеть в тексте то самое главное и высказать свое отношение, свое понимание.

Можно использовать в подготовке к экзамену части В и С, как рекомендует М.М.Казбек-Казиева, цикл рассказов – миниатюр А.И.Солженицына “Крохотки” – например, “Утенок”, “Шарик”, “Костер и муравьи”. Но и здесь нужно быть избирательными. Чаще всего мы работали с текстами пособия под редакцией Г.Т. Егораевой.

Трудности у ребят возникают в подборе аргументации, как на основе жизненного, и тем более читательского опыта. На занятиях мы подбирали литературные аргументы по проблемам, поставленным в экзаменационных текстах. Круг проблем, которые поднимаются в предлагаемых текстах, не так уж широк. Многие из этих проблем являются вечными, а это значит, они не могли не найти своего отражения в произведениях известных писателей.

Ребята завели читательский дневник, куда кратко записывали фамилию, имя автора, жанр, проблематику, имена главных героев, сюжет, опорные слова и словосочетания. У кого-то читательский дневник был более подробным, у кого-то – менее, но польза очевидна, потому что потом многие охотно заглядывали туда, пользовались этой подсказкой.

Одной из задач стоящей перед каждым учителем является поиск эффективного способа запоминания учебного материала учениками. Внимание и память у многих детей ослабленные. Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение. На помощь приходит мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций.

Мнемоника дает возможность создания позитивного эмоционального фона, развития внимания и памяти, формирования ассоциативного мышления, умения обобщать и, наконец, формирует установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижение уровня тревожности.

Ассоциации порой создаются самым немыслимым образом, но служат своеобразным маяком для памяти. Вспомните название падежей как запоминали в начальной школе и последующую цепочку ассоциаций:

Этот прием помогает детям с ЗПР лучше усвоить учебный материал.

Умение группировать предметы и ассоциативное запоминание, по данным психологов, помогают улучшить усвоение информации с 19% до 61%. При этом важна также установка: запомнить, сохранить в памяти, воспроизвести.

Хочется отметить пособие “Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся”. Авторы весьма удачно разработали последовательность повторения лингвистических тем, мнемонические правила, помогающие ученику подготовится к ЕГЭ.

Например, по теме “Спряжение глаголов” запомнить слова-исключения помогает следующая рифмовка:

У глаголов два спряженья:
-ешь и -ишь. Вот исключенья:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть
.

При отработке этой орфограммы можно прибегнуть к помощи рисунков-ассоциограмм.

В цифре “один римское” вырисовывается буква “Е”, а в цифре “два римское” “И”.

Поэтому гласная Е пишется в окончаниях глаголов первого спряжения , гласная И второго.

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ :

Слово “ОДЕТЬ” имеет значение “покрыть чье-либо тело одеждой ”. ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, одеть ребенка, одеть куклу.

Слово “НАДЕТЬ” имеет значение “покрыть одеждой себя ”. НАДЕТЬ можно
ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, надеть пальто, платье, шапку. НАДЕТЬ можно
ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (надеть на кого? что? – надеть на ребенка пальто ).

Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:

Нельзя надеть Надежду,
Нельзя одеть одежду.
Надеть одежду можно.
Одеть Надежду можно.

Приведем еще коротенькие стихотворения, которые помогут запомнить орфографические правила и исключения из них:

Корень РОС влюбился в О ,
Ему очень повезло.
Там, где есть СТ и Щ ,
Пишем только букву А.

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,
РОСТИСЛАВОМ звали.
Он РОСТОК себе купил
Где-то на базаре.
Слова-исключения пишем с О,
Их запомнить нам легко!
Только ОТРАСЛЬ одна
Не может жить без буквы А !

Корень ЛАГ на корень ЛОЖ
Очень даже не похож:
В корне ЛАГ мы пишем А !
Это знает вся страна!
В корне ЛОЖ мы пишем О ,
Ему очень повезло.

Часть правила о чередующейся гласной в корне слова, звучит так: “В корнях -бир- – -бер-, -мир- – -мер-, -дир- – -дер-, -пир- – -пер- и т.д. в корне пишется буква и , если после корня стоит суффикс -а-, если его нет, пишется буква е. Например, собирать – соберемся”. Однако эту же часть орфограммы можно назвать “правилом осла ”: соби ра ть – Иа! Иа!

Разные типы объяснений с таблицей и озвученными примерами помогают учащимся запомнить, а самое главное, применить правило на практике.

Запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. Такие мнемонические рифмовки помогают успешнее освоить слова, входящие в орфоэпический минимум, который необходимо знать для правильного выполнения задания А1 ЕГЭ по русскому языку. Например:

1) Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.

2) Не влезешь в шорты,
Если будешь есть одни тОрты.

3) Уважаемый наш сэр,
Посетите диспансЕр.

4) Снова бегемот
Сломал нефтепровОд.

5) ОбеспЕчение,

Нет никакого печенья! (Или обеспЕчьте пЕчью. )

Для запоминания слов с правильным ударением в пособии С.В. Драбкиной рекомендуется использовать рисунки-ассоциограммы, на которых при помощи запоминающегося зрительного образа показывается сходство ударной гласной буквы с каким-то предметом. Например, в слове откУпорил ударная гласная – буква У – изображается в виде штопора, а в слове дОверху – находящаяся под ударением буква О рисуется похожей на овальную вазу, до самых краев заполненную водой, льющейся из-под крана.

3) При изучении темы “Словообразование” дети допускают ошибки, путают морфемный разбор с словообразовательным.

1) хитрый → хитрость → бесхитростный → бесхитростность;

2) холод → холодный → холодноватый → холодноватость;

3) масло → масляный → маслянистый → маслянистость;

4) обогревательный → обогревать (а не греть);

5) бесшумно → бесшумный (а не шум).

Важно объяснить детям доходчиво: “Делаем только шаг назад”.

4) При изучении темы “Виды связи в словосочетаниях”, дети оживлялись, услышав слово СУП (согласование, управление, примыкание), это также служило лучшему запоминанию учебной информации. Далее вспоминаем: СУП – согласование (согласуется в роде, числе падеже), управление (управляет падежами), примыкание (примыкает по смыслу, зависимое слово – неизменяемое).

Что касается орфоэпии, то при подготовке к ЕГЭ важным подспорьем может стать использование различных аудиосредств.

Важно также самим произносить слова, читать вслух, соблюдая нормы ударения, что ученики делали как на уроках, так и дома (например, прикрепив распечатку слов, на холодильник). Главное чтобы трудные случаи орфоэпии систематически были на слуху у детей.

Кроме того, в конце каждого учебного года ученики этого класса сдавали зачет по билетам. Готовились самостоятельно по учебникам, справочникам, волновались. (Кстати, готовиться предпочитали по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской). “В этих учебниках все понятно” – говорили дети.

Считаю, что систематизация изученного материала таким способом порой необходима, так как это стимулирует ученика. И те знания, которые он добыл самостоятельно, работая с источниками, будут прочными и помогут в дальнейшем успешно сдать ЕГЭ.

Большое значение имело и то, что, несмотря на особенный – коррекционный вид класса, ученики принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе. Это защита проектов по русской литературе, участие в “Гоголевских чтениях”, в конкурсе инсценировок, чтецов. Внеурочная деятельность позволяет учителю лучше узнать учеников, понимать их, принимать такими, какие они есть.

Важно не забывать, что современный ребенок часто включен в процесс негативного программирования, поскольку взрослые склонны скорее отмечать его недостатки, чем достоинства. Нередко ребенок вообще не имеет представления о своих хороших качествах, становится пессимистом. Пессимизм сегодня у многих, к сожалению, становится привычным состоянием жизни. Психологи утверждают, что именно пессимисты – их 30% – провалят экзамены.

Наблюдая за учениками, видишь насколько важно для них получать положительную обратную связь именно от учителя. Поэтому не надо скупиться на искренние человеческие слова поддержки.

1) Не использовать обобщений типа: “Ты всегда плохо работаешь!”, “Ты никогда не выполнишь, не сдашь …”, и т.п. Лучше сказать уклончиво: “Сегодня ты недостаточно старался”

2) Подбадривать крылатыми фразами:

– Не ошибается тот, кто ничего не делает;
– Успех радует, а ошибка учит;
– Умный не стремится избегать ошибок, но стремится их исправить;
– Дорогу осилит идущий.

3) Включать в урок такие задания как

– “Исправь ошибки друга”, задача задания – вызвать реакцию: “Я нашел ошибку. Я могу исправлять ошибки у других, значит – знаю эту тему”.
– Отвечать на вопрос “Почему ошибся?” – “Не знал проверочное слово, не выделил корень, не знал орфограмму”, основной посыл: – “У всякой ошибки нужно искать причину”.

Такие задания будут способствовать развитию у детей познавательной рефлексии.

Систематизированное применение нетрадиционных приемов и методов, позволяющие воспринимать учебный материал через создание ассоциативных связей, будет способствовать развитию памяти, мышления, воображения и познавательного интереса к урокам русского языка, повысят учебную мотивацию.

Я убедилась в этом. Мои ученики успешно сдали ЕГЭ и поступили в те учебные заведения, в которые хотели.

Список использованной литературы.

  1. Казбек-Казиева М.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Поурочное планирование для учителей: учебно-методическое пособие. М: Дрофа, 2010.
  2. Г.Т.Егораева. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М: Издательство “Экзамен”, 2011.
  3. Драбкина С.В.,Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. Москва. Интеллект – Центр 2012.
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
  5. Гобова Е.С. Зачем детям ходить в школу? – М., 1997.
  6. Шапиро Н.А. О пользе прописных истин – М., 2011.

Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку являются одними из существенных факторов успеха единого государственного экзамена. Существуют разные причины, по которым ученики попадают в разряднеуспевающих и не могут качественно усвоить учебный материал. Перед учителем стоит важная задача: создать такие условия, чтобы ученик захотел ликвидировать пробелы в знаниях, испытал успех, т.е. потребности ученика должны стать главными в обучении. Важнейший инструмент решения этой задачи ― организация предметного содержания учебного материала. Организация предметного содержания учебного материала включает следующие аспекты:

  • поэтапное предъявление предметного содержания учебного материала;
  • разработка алгоритмов решения заданий блока и отдельного задания;
  • систематизация умений, необходимых для выполнения заданий блока, предъявленных в подборке дидактического материала.

Ознакомимся с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2018 года по русскому языку на сайте Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), проанализируем некоторыезадания, а также разработаем рекомендации поэтапной подачи материала и рассмотрим алгоритм выполнения наиболее сложных заданий.

Задания 1-3 направлены на проведение логико-смыслового анализа исходного текста, выделение в нем ключевых слов, прослеживание причинно-следственных связей между частями и выбор двух предложений, в которых заключена главная информация текста.

Обратимся к заданию 1. Учащимся предлагается текст.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

В первом задании необходимо указать два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.

2)В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3)Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4)В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5)Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.

Предлагаем следующийалгоритм выполнения задания:

  • Подчеркиваем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
  • Предлагаем пересказать, начиная с конца, содержание текста и сформулировать основную мысль. Получаем:
  • Далее необходимо соотнести свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного содержания) с предложенными вариантами ответов.
  • Выбираем те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания . (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство .

Больше шансов оставить полноценное потомство в процессе естественного отбора имеют животные, наиболее приспособленные к конкретным условиям обитания.

Получаем ответ на первое задание: предложения, в которых верно передана главнаяинформация, содержащаяся в тексте, ― 2 и 3.

Одним из сложных заданий в экзаменационной работе, по мнению учащихся,является задание №7. Это задание относится к высокому уровню сложности. В седьмом задании необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушениевидовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Новая эстетика, возникшая в творчествехудожников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного

посвящено проблемам теоретической

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

Алгоритм выполнения задания:

1. Обращаем внимание на первую грамматическую ошибку - А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

/Употребляя букву «ъ» на конце слов/ , в XIX веке это была лишь дань традиции.

Это предложение осложнено деепричастным оборотом, но деепричастие «употребляя » и глагол «была » имеют разные категории лица, следовательно, такое употребление ошибочно.

2. Следующаяграмматическая ошибка – Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Внимательно читаем примеры и отыскиваем предложение с причастным оборотом.

Таких предложений среди примеров два:

1) Новая эстетика, /возникшая в творчестве художников русского авангарда /, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) /У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами / дух захватывало от богатырских подвигов.

Вспомним, что к наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

Неверное согласование причастия с определяемым словом;

Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

Во втором предложении определяемое слово «людей» находится внутри причастного оборота. Значит, в предложении №2 имеется грамматическая ошибка.

3. Переходим к следующей грамматической ошибке – В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Нам необходимо найти такое предложение, в котором глаголы употреблены в разных временных и видовых формах. В предложении «Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.» глаголсовершенного вида «поступит» употреблен в будущем времени, а глагол «приобретал» имеет форму несовершенного вида прошедшего времени. Получается, в данном предложении нарушена видовременная соотнесенность глагольных форм.

4. Обратимся к ошибке Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Важно помнить, что в русском языке предлоги употребляются с существительными в определённом падеже. Можно предложить следующий алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно прочитайте предложение, найдите предлоги.
  • Посмотрите, с каким существительным эти предлоги употреблены, определите падеж существительного.
  • Вспомните, какой предлог с каким падежом употребляется, определите, есть ли в данном предложении ошибка.
  • Если падеж существительного при данном предлоге неверен, то это ошибка.

Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

Предлог «наперерез» требует после себя существительное в дательном падеже, а в предложении №8 имя существительное стоит в родительном падеже, следовательно, употребление падежной формы существительного с предлогом неправильное.

5. Последняя ошибка, которую нужно найти, – Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Чтобы найти эту ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.

Предлагаем такой порядок решения этого задания:

Найдите предложение, в котором название чего-либо (книги, кинофильма, журнала и т.д.) дано в кавычках. Это будет предложение с несогласованным приложением.

Посмотрите, есть ли при приложении определяемое слово (слово, от которого задаётся к нему вопрос). Если есть, то тогда приложение должно стоять только в именительном падеже. Если падеж другой, то это ошибка.

В предложении №5 при определяемом слове «в картине» есть несогласованное приложение «Грачах» , которое должно стоять в именительном падеже. Последняя грамматическая ошибка найдена.

Проанализировав все предложения и повторив все необходимые правила, получаем ответ.

Задания 8-14 проверяют орфографические навыки.

В методике преподавания русского языка описаны разные способы организации повторения материала. Но самое главное ― это не отдельные, эпизодические обращения к уже изученному материалу, а организация систематической работы по повторению. Для того чтобы такая работа дала хорошие результаты, нужно четко определить, какие знания и умения должны быть у ребенка. И именно эти знания и умения нужно регулярно тренировать.

Среди знаний, необходимых для грамотного письма с точки зрения орфографии, важны знания о строении слова и знание системы частей речи в русском языке. А среди основных умений ― умение выделять морфемы в словах и определятьморфологическую принадлежность слов. Необходимо, чтобы ученики сознательно пользовались орфографическими правилами, большинство из которых ориентировано либо на определенные морфемы (например, орфограммы в приставках, в корнях), либо на определенные части речи (например, правописание числительных, предлогов и т.д.). Конечно, кроме указанных знаний и умений, важно регулярно повторять правила, связанные с наиболее частотными орфограммами в русском языке (например, правописание безударных гласных в корне, правописание приставок на З/С, ПРЕ- и ПРИ- и т. п).

В заданиях 15-19 необходимо расставить недостающие знаки препинания.

Выполняя любое их этих заданий, предлагаем следующий алгоритм работы:

1. В каждом предложении необходимо найти предикативные центры (грамматические основы).

2. Если центров два и более, находим средства связи. Вспоминаем, когда запятая ставится, а когда –нет. Проверяем наличие общего второстепенного члена, и при его отсутствии смело ставим запятую (или запятые).

3. В распространенных предложениях обращаем внимание на то, чем осложнено предложение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции, деепричастия, причастные и деепричастные обороты и др.). Вспоминаем правила.

Обратимся к заданию 16. В данном заданиинеобходимо расставить знаки препинания и указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алгоритм выполнения задания.

1) Читаем предложение, подчеркиваем главные члены:

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий

2) Характеризуем предложение: предложение простое, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (возвращая первоначальную красоту и великолепие Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге), и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами (готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже,прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий).

3) Определяем границы деепричастного и причастных оборотов; определяем, где находятся причастные обороты по отношению к определяемому слову. Получаем:

/Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге /, (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3), /готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже /(4), /прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий /.

Следовательно, правильный ответ: 2,3,4.

Рассмотрим 25 задание (высокий уровень сложности). Перед заданием дан комментарий:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 25

Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности – (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)________ («ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) гипербола

7) фразеологизм

9) односоставные неопределённо-личные предложения.

Предлагаем следующий алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборе ответов.
  • Вспомните, что означает каждый из этих терминов.
  • Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.
  • В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии.

Обратившись к предложениям 1, 2, 26, 28, 38, выделим грамматические основы и увидим, что все они по наличию главных членов односоставные с главным членом сказуемым, выраженным глаголами в форме 3 лица множественного числа (сошлись, говорили, провожали, дошли) , значит, синтаксическое средство выразительности, которое использует автор в указанных предложениях, – односоставные неопределённо-личные предложения.

В предложении 48 в переносном значении употреблено выражение «ритмично бились… звуки» . Авториспользует метафору - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Тропы «Ясные, детски чистые глаза » в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69 – это эпитеты. Главным назначением эпитетов является описание значимых свойств объекта, его образной характеристики.

Тропы, которые встречаются в предложении 63 «точно рыцарь своей даме» и в предложении 72«точно рыцарь Парсифаль» , помогают подчеркнуть контраст между Лизой и Паулем и её родными и знакомыми, являются сравнением. Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку называется сравнением.

Если учитель при подготовке к экзаменам заострит внимание учащихся на тех вопросах, которые мы сейчас рассмотрели, то они смогут успешно справиться с их выполнением.Важно отметить, что у каждого выпускника существует определенный уровень обученности,и только учителю, преподающему в конкретном классе, известно, какие пробелы в знаниях необходимо устранить, что представляет трудность, на каких заданиях ЕГЭ необходимо остановиться подробно,а каким вопросам можно уделить меньше времени.

Вторая часть экзаменационной работы: сочинение-рассуждение

Задание 26 второй части ЕГЭ проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Задание ко второй части сформулировано следующим образом.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Отличительной особенностью сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ текста.

Сама формулировка задания «подсказывает» композицию экзаменационного сочинения и намечает количество абзацев в нем. Рассмотрим основные этапы работы над сочинением.

Начальный этап работы над сочинением – это составление плана.

Опираясь на текст задания, составим следующий план написания сочинения.

  • Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного текста.

Современная методика обучения опирается на использование прототипов в качестве примеров выполнения заданий. Изучение русского языка и, в частности, сдача ЕГЭ также подразумевает подготовку к экзаменам, используя учебный материал в формате шаблонов.

Вопреки устоявшемуся мнению, что речь идет о готовом варианте сочинения, это не так. Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 и 2018 представляет собой учебный материал, включающий описание структуры и её особенностей.

С его помощью можно написать любой небольшой литературный очерк и успешно сдать письменный экзамен.

Чтобы успешно освоить учебный материал, следуйте рекомендациям:

  • используйте шаблоны в качестве тренировочного материала и каркаса, по которому можно литературно изложить проблему в рамках заданной темы;
  • попробуйте написать отдельные части структуры вашей темы, используя разные шаблоны;
  • закрепите материал, написав сочинения на одну тему, но используя разные структуры шаблонов;
  • используйте разные темы с разными шаблонами.

После закрепления навыков вы успешно справитесь с сочинениями ЕГЭ на любую тему. Разберите с преподавателем допущенные ошибки, прежде всего, уделяя внимание стилистике и особенностям литературного изложения.

Скачать шаблоны сочинения можно бесплатно по ссылке ниже.

Шаблон 1. Повествование о проблеме

Повествование о проблеме, поднятой писателем, может иметь следующую структуру.

Формулировка проблемы : «Прочитанное мною литературное произведение писателя ФИО производит глубокое впечатление, затрагивая глубинные проблемы человеческого существования. На первый план выносятся общечеловеческие вопросы, издавна ставшие основой <человеческого качества> (например, морали).

Автор задаётся этим вопросом в присущей ему манере <описать особенности> (например, юмора, легкости), со своей стороны как читатель я могу описать свои впечатления зрителя, смотрящего на проблему через призму произведения ФИО».

Комментарий проблемы : «Произведение – это <дать оценку>, в котором повествуется об определенных сторонах <ситуации>. Автор в любопытной для читателя форме рассказывает и рассуждает на тему, выводя на первый план тезис <указать тезис>. Основная мысль состоит в <описать мысль, используя два примера>».

Авторская позиция : «Как читатель, всецело погрузившийся в атмосферу произведения, могу описать свои впечатления и позицию <детализировать>. Писатель утверждает, что обозначенная проблема <в чем состоит>».

Собственное мнение <согласие> : «Несомненно, писатель не только умело раскрывает проблему, но и показывает глубокое ее понимание. Я согласен с тем, что… Я уверен, что… При этом моя точка зрения состоит в следующем… <привести аргументы>».

Аргумент 1 (литературный пример): «В качестве доказательства я приведу известный литературный пример…».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Реальные ситуации также доказывают жизнеспособность позиции автора, в чем я убедился на своем примере из своей жизни…».

Заключение : «В итоге я могу высказать свою признательность автору за изложение знакомой проблемы, но с использованием глубинных подтекстов. Это позволило мне заново ощутить актуальность и подумать над поставленным вопросом».

Схема: Шаблон для сочинения

Шаблон 2. Размышление на тему прочитанного материала

Постановка задачи анализа : «В <первый, очередной> раз перечитывая <уникальное, известное, комичное> произведение <какого> писателя ФИО, задаюсь <все тем же, новым> целым рядом вопросов. <Какая проблема поставлена…?> <Почему…?> <Какие животрепещущие вопросы подняты в произведении…?>».

Собственное мнение <согласие> : «Сложно противоречить мнению ФИО, являющегося признанным <писателем, публицистом, документалистом, художником литературного слова>, состоящим в следующем… Вполне реально доказать описанное на реальных примерах <привести свои мысли по этому поводу>».

Аргумент 1 (литературный пример): «В контексте описанного в произведении ФИО вспоминается другой литературный пример – <книга>, поднимающий вопрос <описать проблему>».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Прочтение этого произведения не стало для меня открытием, но лишь подчеркнуло реальность описанного в произведении. Подобную историю я слышал в передаче «Пусть говорят»…».

Заключение: «Логически подводя итоги под размышлением, я хочу подчеркнуть важность <чего> и сделаю вывод о следующем <о чем>».

Шаблон 3. Центристкая позиция

Формулировка проблемы: «Рассматривая в ближнем приближении проблему, поднятую писателем <описать проблему>, можно привести свои доводы на тему <какую>. Автор размышляет над вопросом <каким> и предлагает подумать над этим <над чем> своим читателям».

Собственное мнение <согласие> : «Я выражаю свое согласие с выводами, к которым подводит читателей автор <название>. Обосновывая свои мысли, могу подчеркнуть следующее».

Аргумент 1 (литературный пример): «Похожий вопрос поднимался ФИО в произведении <название>. Главная сюжетная линия посвящена проблеме героя <какой>, и к каким он приходит в конце произведения к выводам <каким>».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Прочтение этого труда заставило меня вспомнить об особых минутах жизни и историей, рассказанной моими близкими…».

Заключение : «Итак, писатель проделал сложнейшую работу, всесторонне раскрыв читателю проблему…, что позволяет сделать важнейшие выводы для собственной жизни».

Шаблон 4. Проблема как сущность произведения

Формулировка проблемы. Опишите тему, раскрытую в произведении как современную и часто обсуждаемую. Отметьте, какая цель писателя, о чем он вынуждает задуматься, обозначив краеугольные вопросы.

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

(Из опыта работы учителя русского языка высшей квалификационной категории МКОУ Таскаевской СОШ Карповой Ю. С.).

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является и то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. Поэтому, начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться тетрадями на всех уроках, кроме контрольных работ.

На ступени обучения русскому языку в 5-8 классах осуществляю интенсивную работу по решению заданий в форме ЕГЭ, а также веду отработку навыка написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения, в том числе и на лингвистическую тему. При проектировании уроков русского языка использую преемственность, основывающуюся на

    Комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяется другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение основывается на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте и далее в последующих контрольных работах. Система повторения состоит из 10 блоков: проанализировав ошибки, определив так называемые «провальные» темы, составляю 10 карточек повторения, рассчитанных на 2 недели. Через 2 недели возвращаемся к первой карточке. Содержание карточек может корректироваться. Таким образом, повторение осуществляется системно, позволяет отработать наиболее западающие темы несколько раз. Комплексная модель урока характеризуется очень высокой плотностью;

    Следующий важный момент – обязательная рефлексия учебной деятельности на каждом этапе урока, считаю, что очень важно научить обучающихся осознавать, какие виды деятельности осуществлялись на уроке.

    И третье, что обеспечивает преемственность и согласованность в работе, это общая структура рабочих программ учителей.

Также рекомендую в среднем звене систематически вести орфоэпические, орфографические, толковые словарики. Они помогают при подготовке к ЕГЭ. И хорошо, если учитель берет детей в 5 классе и ведет их до 11 класса. Тогда ему не надо тратить время на знакомство с учениками; на то, какие темы и в каком объеме изучались. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части В.

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Зачем это надо делать? Во-первых, летние каникулы всегда расхолаживают детей, и даже добросовестные ученики многое забывают. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия: класс впоследствии делится на две-три группы (1 группа – учащиеся, способные получить «4-5», 2 группа – учащиеся, способные получить «4-3», 3 группа – слабые учащиеся). Разрабатываю тематику дополнительных занятий в связи со спецификой работы с каждой группой учащихся. Работа в каждой из этих групп ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена. Недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Претендовать на высокую оценку можно в том случае, если ученик хорошо знает не только предмет, но и все особенности и тонкости экзамена по этому предмету.

Поэтому я поставила перед собой задачу, что нужно делать, чтобы рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ.

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. ВСПОМИНАЕМ ТЕОРИЮ . Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Теория – фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна , чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь, через опорный сигнал, кластер и т.п.

Второй шаг . РЕШАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО . Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.

Материалы собираются в тетрадь учета, затем каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.

Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. Такая работа дала удовлетворительные результаты. Все мои ученики сдают ЕГЭ. А в 2015 показали лучший результат.

. Третий шаг . СОЗДАЕМ САМИ!

В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания.

Как я веду мониторинг повышения качества обучения русскому языку.

В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Такую работу я провожу несколько раз в течение учебного года, а зачастую постоянно с целью выявления динамики развития.

Для каждого учащегося я предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.

Данные каждой работы заносятся в таблицу, учащийся видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности усвоения материала, свою динамику, что является значительным стимулом для дальнейшей работы. Кроме того, это даёт возможность увидеть, какие разделы наименее усвоены большинством учащихся и организовать на уроках комплексное повторение с учётом этих тем и разделов.

Большую помощь оказывают элективные занятия с учащимися.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая 25 задания, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

На занятиях в старших классах по подготовке к заданию 25 можно использовать приём «идеального сочинения» ,: 1 ученик пишет вступление, 2 – выявляет проблему и даём комментарий, 3 - определяет авторскую позицию, 4 формулирует собственную позицию и даёт аргументацию, 5 пишет заключение. Когда работа готова, каждый предъявляет наработанное. Так и получается идеальное сочинение.

Можно проводить работу над текстом по-другому, в несколько этапов . На первом этапе отрабатывается коллективно по алгоритму один текст. На втором этапе парам раздаются тексты для работы. Учащиеся дома самостоятельно пишут сочинение, а в классе по критериям оценивают друг у друга работу и ставят баллы. Третий этап работы: учитель проверяет и сочинение, и оценку партнёра за данную работу. Такая деятельность даёт возможность учащимся не только самостоятельно работать над сочинением, но и учиться у своего одноклассника или делать ему замечания. По итогам работы над сочинением составляется контрольный лист, в котором учащиеся и учитель оценивают созданный ребятами текст. Как и в тестах, целесообразно выполнять работу над ошибками. Тогда ученик доводит до совершенства свою работу, запоминает свои « слабые места». Перед учениками стоит задача – написать сочинение, характеризующееся «смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения». Объясняю учащимся, что сочинение на ЕГЭ имеет привычную трехчастную композиционную схему: вступление, основную часть, заключение. Между этими частями необходимо продумать «перекидные мостики» - логические переходы. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

Русский язык входит в число обязательных предметов ЕГЭ. Без положительного результата экзамена выпускник просто не получит аттестат о среднем образовании. Что собой представляет сегодняшний вариант ЕГЭ по русскому языку? Что нужно учесть при подготовке?

Все задания ЕГЭ по русскому языку предполагают хорошее знание школьной программы, не выходят за её рамки. Тем не менее задания построены так, что проверяют самые различные знания учеников и их умения работы с текстом.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по русскому языку состоят из двух частей. Первая часть включает 24 задания с кратким ответом или с выбором верных вариантов ответа. Вторая часть предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Первая часть

Рассмотрим подробнее задания первой части. Экзаменационная работа открывается небольшим текстом научного стиля. Первое задание на начальных этапах подготовки часто вызывает затруднение у школьников. Оно требует найти предложения, в которых содержится главная информация текста. Что можно посоветовать? Нужно найти в тексте ключевые, самые главные с точки зрения содержания, слова. А потом найти ответы, в которых будут присутствовать все эти слова.

Задание №4

Задание №4 тоже вызывает трудности, потому что проверяет знание орфоэпических норм, проще говоря, умение ставить ударение в словах. Но некоторые слова в повседневной жизни часто произносятся неправильно, мы привыкаем к их неправильному произношению. По сути эти слова приходится заново заучивать при подготовке к экзамену.

Задание №7

Задание №7 очень «дорогое». При правильном выполнении оно может принести вам целых пять первичных баллов. Но оно и очень сложное, потому что включает в себя огромное количество грамматических правил. Тут и умение употреблять причастные и деепричастные обороты, и умение правильно выбирать форму слова при определенных предлогах, и умение строить простые и сложные предложения. И не просто самому построить правильную конструкцию, а найти ошибки в уже предложенных предложениях, среди которых есть и абсолютно правильные с грамматической точки зрения. Подготовку к этому заданию нужно начинать заранее, тогда становится понятно, какие именно конструкции могут быть ошибочными.

Задания №8-14

Задания с восьмого по четырнадцатое проверяют знание орфографии, правил написания слов, начиная с гласных в корне слова и заканчивая слитным-раздельным написанием слов различных частей речи. Традиционно наибольшую сложность представляет написание не с различными частями речи (задание 12), правописание н, нн (задание 14), а также слитные раздельные написания (задание 13). В задании 13 встречаются слова, которые могут являться частичными омонимами, то есть произносятся они одинаково, а вот пишутся по-разному. Так что на эти правила тоже следует обратить внимание.

Задания №15-19

Задания с пятнадцатого по девятнадцатое проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях различной синтаксической структуры. Важно разбираться в том, какое предложение пред вами: простое или сложное, есть ли в нем однородные члены, обращения, вводные конструкции. Конечно, проверяется знание правил, изученных в 5-9 классе.

Задания №20-24: работа с текстом

Затем пишущим экзамен предлагается большой текст художественного или публицистического стиля. Задания с двадцатого по двадцать четвертое проверяют знания о тексте как таковом. Насколько ученик понимает содержание прочитанного отрывка, разбирается ли он в типах речи и в средствах связи предложений в тексте. Выполнение задания 24 может принести вам 4 первичных балла при правильном выполнении. Задание проверяет знания о средствах художественной выразительности, использованных в предложенном тексте. Обратите внимание, что в задании есть подсказки: указано, какого именно вида использовано средство выразительности: синтаксическое, лексическое, троп (слово в переносном значении). Конечно, этот материал тоже нужно повторять.

Вторая часть

Вторая часть экзаменационной работы предлагает написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Обращаем сразу внимание на тип речи. Сочинение-рассуждение. То есть в вашей работе должна быть четкая структура: тезис, аргументы, вывод. Сочинение по русскому языку пишется по :

  • Первое – указываем проблему прочитанного текста. В тексте может быть не одна проблема. Нужно выбрать одну.
  • Второе – нужно прокомментировать сформулированную проблему. По сути это ответ на вопрос, почему автор об этом заговорил. Комментарий берется из текста. Что автор увидел в окружающей жизни, что услышал, вспомнил, прочитал, что заговорил об указанной проблеме.
  • Третье – нужно определить позицию автора по поднятой проблеме.
  • Четвертое – высказать свою точку зрения. Это будет ваш тезис. С автором можно согласиться, а можно и не согласиться.
  • Пятое – подобрать два аргумента в защиту своей точки зрения. Причем максимально высокий балл по этому критерию вы получите лишь в том случае, если один из аргументов будет из художественной, научной литературы или публицистики. Второй может быть из жизни. Можно, конечно, привести два аргумента из жизни, но один балла вы потеряете. Шестое – необходимо сделать вывод, подведя итог своим размышлениям. Именно это о образом, мы видим, что экзаменационная работа оценивается при проверке работы.

Таким образом, мы видим, что ничего выходящего за рамки школьной программы в экзаменационной работе нет. Но объем проверяемого материала довольно большой. Поэтому начинать подготовку нужно, конечно, заранее. Было бы неплохо полностью написать работу, определить проблемные места и отработать их. Вы будете знать, какие вопросы именно для вас являются сложными. Если начать заниматься заранее, например, с начала учебного года, то есть все шансы не просто сдать экзамен, а сдать его очень хорошо.



Что еще почитать