Автоматизация ж в предложениях речевой материал. Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения. Игра «Снежный ком»

Напоминаем, что открытыми называются слоги типа "согласный+гласный".

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук . Подробнее о том, что такое автоматизация звука , можно прочитать .

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Произносить слоги.

жа - жо - жу - жи - же
жи - жа - жо - жу - же
жо - жа - жу - жи - же
же - жа - жо - жи - жу
жу - жа - жо - жи - же

Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.

Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.

Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль.

Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

Слова со стечением согласных.

Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

Произносить предложения.

Жук жужжит: ж-ж-ж-ж.
Летом жарко.
У Жени ножик.
На Жоре пижама.
У ежа ежата.
Моржи лежат на льду.
У вожатого рожок.
Покажи ножик, Женя.
Жора выбежал на лужок.
Мой дружок бежит на бережок.
В саду крыжовник и ежевика.
Под дубом лежат желтокожие желуди.
Рядом с ежом бежали ежата.
Летят журавли, а впереди вожак.
Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок.
Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал.
Жора живет на пятом этаже.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Моржи живут на севере, а жирафы - на юге.
Дети не обижают животных, и животные любят их.
Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.

Загадки

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)

Потешки

Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка тоже.

Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.

Встретил в чаще еж ежа: - Как погода, еж? - Ой, свежа!
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.

Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

Ужа ужалила оса.
Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,
Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот!
А доктор еж сказал ужу: «Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне, лежать вам лучше на спине,
Пока живот не заживет, вот».

(Н.Воронель, Р.Муха)

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит.

(А. Стародубова)

Произносить текст.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.

Желаю удачи!

Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.Жа, жи, же, жу, жо.

Жа-жи, жи-же, жо-жу, жё-жи, жа-жо-жу, жи-жа-же, жу-же-жа, же-жи=жа,

жа-жо-жу-же, жи-жа-жо-же, жу-жа-же-жё.

2.Жва-жво-жву-жвы-жве, жда-ждо-жду-жды-жде, жма-жмо-жму-жмы-жме, жна-жно-жну-жны-жне, жла-жло-жлу-жлы-жле.

Ажма-ожма-ужма-ыжма, ыжма-ужма-ожма-ажма, яжма-ёжма-южма-ижма-ежма, ежма-ижма-южма-яжма.

3.Жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, жара, жалеть; ежата, вожак ,
пижама, урожай, бежать, лежать, пожар, пожарник, кожа, лужа.

Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, жёлоб, жёлудь, жёлтый.

4.Жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур , тужурка.

Женя, уже, уважение, этажерка.

Жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить.

5.Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.

Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

6.Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

7.Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, вежливый , прилежный.

8.Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.

9.Изменить слова по образцу:

*нож – ножи.

Этаж, ёж, уж, нож, лужа, кожа, лыжа, ужин, ёжик, живот, жираф, морж.

*ходить – хожу, лежать – лежу.

Водить, глядеть, дружить, показать, заказать, рассказать, видеть, бродить, резать, мазать, уходить, приходить, переходить, находить, завязать, разбудить, сказать, заводить.

10.Ежиха с ежатами. Кожаная одежда. Важный вожатый . Жёлтые лыжи. Вежливый Женя. Пирожное на ужин. Нежное пирожное. Рыжий рыжик. Дружные лыжники. Важный жираф. Железная пружина. Книжная этажерка. Жидкий джем. Награждать художника. Женины ножницы. Бумажный абажур. Дюжина прохожих. Ждать монтажника. Нужно бежать. Бежать по лужам. Тяжёлый булыжник. Ждать дождя.

11.Жук жужжит: ж-ж-ж. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата. Моржи лежат на льду. Покажи свой ножик, Женя. Под дубом лежат жёлтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Женя живёт на пятом этаже. Дети не обижают животных, и животные любят их.

Дружно живёт детвора. У Жоры отец – монтажник, а у Жени – художник. На нижней полке этажерки лежат журналы. Жора бережёт одежду. Между окнами жужжит жук. Дождик лил уже дважды – жди урожай на грибы. Женя дважды побеждал в лыжных гонках . Дружно падают жёлуди! Идёт желудёвый дождик.

12.Составить из слов предложения.

Журавль, жить, болото, у. Лягушка, жить, болото, в. Швея, жёлтый, шить, жакет. Бабушка, на, лежать, лежанке. Книжки, в, положить, книжный, шкаф. Бабушка, вязать, Женя, варежки.

Тексты для пересказа

13.ЖЁЛУДЬ БОЛЬШЕ ДУБА

Школьники рисовали дуб. Жора хорошо помнил, как он нашёл жёлудь, а дедушка сказал, что из него вырастет большой дуб.

«неужели из маленького жёлудя может вырасти большой дуб?» - думает Жора. И он нарисовал дуб и рядом большой жёлудь.

Жёлудь волшебный – в нём дуб, - говорит Жора.

14.ЖАДНЫЙ МЕДВЕЖОНОК

Однажды медвежонок нашёл мёд. Он жадно начал вылизывать соты. Пора бы ему бежать домой, но жадность одолела медвежонка. Вдруг медвежонок слышит: «ж-ж-ж». «Вот ещё жуки прилетели», - подумал медвежонок и продолжал вылизывать соты.

Вдруг кто-то больно ужалил медвежонка между глаз. Медвежонок отмахнулся и продолжал с жадностью опорожнять пчелиную кладовую. Теперь уже со всех сторон слышалось: «ж-ж-ж». Это тревожно жужжали пчёлы. Они стали жалить медвежонка. Медвежонок не выдержал и побежал, а пчёлы продолжали больно жалить. Медвежонок подбежал к реке и бросился в воду. Пчёлы пожужжали, пожужжали и улетели, а медвежонок жалобно заревел и побежал домой.

Словарная работа: одолела, опорожнять. Какими другими словами их можно заменить?

15.ЖЕНЯ-РЫБАК

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Жнея держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Уже две дюжины в ведре. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

16.Выучить стихотворения.

Над Женей жук, жужжа, кружит. Дождик, дождик, не дожди!

От страха Женя весь дрожит. Дождик, дождик, подожди!

Зачем же Женя так дрожит? Дай дойти до дому

Совсем не страшно жук жужжит. Дедушке седому.

17.Отработать произнесение чистоговорок.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Речевой материал для автоматизации звука "Ж" у детей

Цель: автоматизация звука "Ж" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ж" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ж". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ж" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ж" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Вокруг дома я хожу", ребенок - "Жу-жу-жу"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЖУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Жи-жи-жи - жирные моржи.
Жа-жа-жа - жалоба ежа.
Жа-жа-жа - видели ужа.
Жа-жа-жа - жвачка для моржа.
Жи-жи-жи - очень твердые коржи.
Жу-жу-жу - на лужок хожу.
Жу-жу-жу - на ежа гляжу.
Жу-жу-жу - я жилет вяжу.
Жу-жу-жу - желудь покажу.
Же-же-же - пижама на морже.
Же-же-же - крыжовник на корже.
Жи-жи-жи - желудь покажи.
Жи-жи-жи - тут живут ежи.
Жи-жи-жи - Женя, не тужи.
Же-же-же - я живу на пятом этаже.
Жу-жу-жу - на животике лежу.
Жом-жом-жом - режут хлеб ножом.
Жок-жок-жок - Женя лучший мой дружок.
Жар-жар-жар - ужасный пожар.
Жак-жак-жак - кожаный пиджак.
Жда-жда-жда - трикотажная одежда.
Жал-жал-жал - я за Женей забежал.
Жал-жал-жал - железный гвоздь в ладони я зажал.
Ыжник-ыжник-ыжник - тяжелый булыжник.
Ежник-ежник-ежник - нежный подснежник.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
ЕЖИ
Жа-жа-жа - жили-были 2 ежа.
Жу-жу-жу - на двоих ежей гляжу.
Жу-жу-жу - ближе, ближе подхожу.
Же-же-же - вижу желудь на еже.
Ди-жи-жи - ежик, желудь покажи!
Жа-жа-жа - испугали мы ежа.
Жи-жи-жи - убежали прочь ежи.

УЖИ
Жа-жа-жа - ежата у ежа.
Жу-жу-жу - ужи пришли к ежу.
Жи-жи-жи - ежат нам покажи.

Жа-жа-жа - ужи уходят от ежа.

ЭТАЖИ
Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа - надо мной 2 этажа.
Жа-жа-жа - подо мной 2 этажа.
Же-же-же - на каком я этаже?

ЕЖ
Жа-жа-жа - вот поймаю я ежа.
Жу-жу-жу - ежа в корзину покажу.
Жи-жи-жи - глупый ежик, не дрожи.
Жу-жу-жу - молока налью ежу.
Жо-жо-жо - стало к вечеру свежо.
Жа-жа-жа - отпущу я в лес ежа.
Ож-ож-ож - до свиданья, крошка еж.

УЖИ
Жи-жи-жи - в озере живут ужи.
Жа-жа-жа - Жанна и Женя увидели ежа.
Жа-жа-жа - испугались все ужа.
Жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жи-жи-жи - расползаются ужи.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ж". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Ежу нужен жук на ужин.

Уежа - ежата,
У ужа - ужата,
А у медведя - медвежата.

Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, елка тоже!

Жук жужжал, жужжал, жужжал,
Утомился и упал.

Лежит ежик у елки,
У ежа иголки.

Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

Жук-жучок отвечал урок.
Вместо слов "ручей журчит"
Написал "жучей жужжит"

Дождик, дождик, не дожди.
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждет,
Ведь на ужин медвежонок
Пьет охотно жидкий мед.

Жук жужжит в железной банке-
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

– учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

– формировать лексико-грамматический строй;

– упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

2. Коррекционно-развивающие:

– развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

– развитие логического мышления, внимания;

– развитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

– формирование положительной установки на участие в занятии;

– умение слушать сверстников и логопеда;

– воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,

Ход занятия

Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,

Буква Ж, буква Ж в гости зазывала

Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)

Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

– Какой звук повторялся?

– Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

– Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

– Какой он?

– Согласный, твердый, звонкий.

– А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

– Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.

– Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

– Нет, мы видим и пишем буквы.

– Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

– Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

– Давайте из воска вылепим букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

– Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)

– А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).

6. Логопедическая зарядка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик – прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.

– К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана – комарище.

9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

– А сейчас мы с вами порыбачим:

Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжик кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовите.

В слове быстро Ж найдите.

В разные ведерки рыбки положите.

Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.

Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

– Чем мы сегодня занимались?



Что еще почитать