Части постоянной боевой готовности рф. Право военнослужащих на дополнительный отдых и боевая готовность воинской части. Боевая готовность достигается

Понятие о боевой и мобилизационной готовности.

Боевая готовность - это такое состояние Вооруженных Сил, при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки отразить и сорвать агрессию противника, откуда бы она не исходила и какие бы для этого средства и способы не использовались, в том числе и ядерное оружие .

Боевая готовность - это способность подразделений и частей к приведению в боевую готовность в кратчайшие сроки, в любое время суток, при любых климатических условиях и обстоятельствах и при угрозе применения противником оружия массового поражения.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится теми командирами (начальниками), которым предоставлено это право Министром обороны Республики Казахстан.

Мероприятия при приведении в высшие степени боевой готовности подразделяются на: боевыеи учебные.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится в целях подготовки ее к выполнению боевой задачи. При этом выводится в район сосредоточения весь личный состав воинской части с положенным ему вооружением, военной техникой и другими материальными средствами.

Порядок приведения воинской части в высшие степени боевой готовности определяется планом, разрабатываемым штабом под непосредственным руководством командира воинской части и утверждаемым старшим командиром (начальником).

В нем должны быть предусмотрены:

Кто имеет право на приведение части в высшие степени боевой готовности, порядок оповещения подразделений, а также оповещения и сбора офицеров, военнослужащих Вооруженных Сил;

Действия дежурного по воинской части и других лиц суточного наряда;

Район сбора воинской части, пункты сбора подразделений и порядок вывода в них личного состава и военной техники;

Организация комендантской службы при выходе в район сбора или в район сосредоточения.

Проверка боевой готовности проводится в целях проверки подготовки подразделений, умения органов управления части обеспечить выполнение мероприятий при приведении части в высшие степени готовности или выходе части (подразделения) на учения, при стихийном бедствии , для тушения пожара и решения других задач. При этом воинская часть (подразделение) действует согласно разработанному плану с установленными ограничениями.

Все военнослужащие должны твердо знать порядок действий воинской части (подразделения) при приведении в высшие степени боевой готовности, в части их касающейся.

Во всех случаях при объявлении высших степеней боевой готовности личный состав должен действовать быстро и организованно, соблюдая маскировку.

Основные требования, предъявляемые к боевой готовности:

Постоянная готовность подразделений и частей к выполнению боевых задач в установленные сроки;

Поддержание в части и подразделении высокой воинской дисциплины;

Высокое морально-психологическое состояние личного состава;

Высокая полевая выучка личного состава;

Исправность оружия, боевой техники, их постоянная готовность к боевому применению.

Боевая готовность достигается:

1. Организацией и поддержанием службы войск в строгом соответствии с требованием боевых уставов.

2. Тщательным планированием боевой и мобилизационной готовности и своевременным внесением в план необходимых изменений и уточнений.

3. Высокой боевой и полевой выучкой личного состава подразделений, офицеров и штабов.

4. Укомплектованностью соединений, частей и подразделений вооружением, боевой и автомобильной техникой и запасами материальных средств, правильным их содержанием, эксплуатацией и хранением.

5. Целеустремленной работой по идеологическому воспитанию военнослужащих и привитию всему личному составу высоких моральных качеств. Проведением систематических тренировок в действии подразделений и частей по установленным степеням боевой готовности и управлению ими, предельно четким знанием обязанностей всем личным составом.

В Вооруженных Силах РК действует четыре степени боевой готовности:

Боевая готовность - «ПОСТОЯННАЯ» ;

Боевая готовность - «ПОВЫШЕННАЯ» ;

Боевая готовность - «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» ;

Боевая готовность - «ПОЛНАЯ».

Боевая готовность «ПОСТОЯННАЯ» - это такое состояние Вооруженных Сил, подразделений и частей, при котором войска находятся в пункте постоянной дислокации, занимаются повседневной деятельностью, содержатся по штатам и табелям мирного времени и способны в установленные сроки перейти в высшие степени боевой готовности.

Выделенные части и подразделения несут боевое дежурство и выполняют задания согласно планам.

6. В частях и штабах осуществляется круглосуточное дежурство, соединения и части всех родов войск выделенными силами несут боевое дежурство.

7. Боевая техника, вооружение, содержатся в постоянной боеготовности в соответствии с нормами и порядком, установленными приказом, директивами МО РК.

8. Материально-технические средства хранятся на складах или на машинах в готовности к выдаче и вывозу в районы сосредоточения в соединениях и частях сокращенного состава.

9. Боеприпасы, горюче-смазочные материалы и др. материально- технические средства хранятся установленным порядком на складах.

10. Оборудование пунктов приема личного состава и техники содержатся в готовности к погрузке и вывозу в район отмобилизования.

Боевая готовность «ПОВЫШЕННАЯ» - это промежуточное состояние между постоянной боевой готовностью и состоянием военной опасности, вводимая для проведения ряда мероприятий, направленных на сокращение сроков приведения соединений и частей в высшие степени боевой готовности к выполнению поставленных им задач.

При этой степени боевой готовности:

В штабах всех степеней и военкоматах устанавливается круглосуточное дежурство генералов и офицеров из числа руководящего состава.

Устанавливается охрана и оборона в гарнизоне важных объектов, штабов и командных пунктов, выставляются дополнительные посты, организуется патрулирование.

Соединения, части и подразделения, находящиеся на полигонах и в районах учения возвращаются в свои гарнизоны.

По дополнительному распоряжению личный состав вызывается из отпусков и командировок.

Вооружение и боевая техника приводятся в боевое состояние.

Приписной состав, проходящий сборы, автомобильная техника, поставленная из народного хозяйства, задерживаются в войсках до особого распоряжения.

Увольнение лиц, выслуживших сроки действия службы, приостанавливаются.

Войсковые запасы материально-технических средств загружаются в боевые машины и автотранспорт.

Излишествующие запасы (сверх подвижных) материально- технических средств, казарменный фонд, учебная техника и имущество готовятся к передаче.

Время приведения штабов, соединений и учреждений в боевую готовность «повышенная» устанавливается не более 4 часов.

Боевая готовность «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» - это такое состояние, при котором выведенные в районы сосредоточения соединения, части и подразделения в короткие сроки приводятся к выполнению задач в соответствии с их предназначением. Приведение частей и соединений в боевую готовность «Военная опасность» осуществляется по боевой тревоге.

Соединения и части постоянной готовности и органы управления частями связи, охраны и обслуживания доукомплектовываются по штатам военного времени и приводятся в готовность к выполнению боевых задач, а сокращенного состава, кадра и вновь формируемого принимают из запаса организационное ядро и готовятся к отмобилизованию.

При этой степени боевой готовности:

1. Соединения, части всех родов войск по боевой тревоге выходят в район сосредоточения (для каждого соединения, части, учреждения подготавливаются 2 района, удаленные не ближе 25-30 км от пункта постоянной дислокации, один из которых секретный (не оборудованный в инженерном отношении).

2.Время окончания выхода из военных городков с момента объявления боевой готовности не должно превышать:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

3.Время приведения соединений, частей в районах сосредоточения в готовность к выполнению устанавливается:

а) без доукомплектования до штатов военного времени:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени - не более 12 часов.

4.Время получения, организованного ядра и развертывания пункта приема личного состава (ППЛС) и пункта приема техники (ППТ) не должно превышать 8 часов.

5.Все виды вооружения и боевой техники приводятся в готовность к боевому применению.

6.Личному составу выдаются патроны, гранаты, стальные шлемы, противогазы, дозиметры, противохимические пакеты и аптечки индивидуальные.

7.Увольнение лиц выслуживших установленные сроки действительной службы и очередной призыв молодого пополнения приостанавливается.

Боевая готовность «ПОЛНАЯ» - это состояние наивысшей готовности соединений и частей, выведенных в назначенные районы, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное отмобилизование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение полученной задачи.

При этой степени боевой готовности:

1. Ha командных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство полных смен боевых расчетов.

2. Соединения и части сокращенного состава, кадров и вновь формируемые укомплектовываются по штатам военного времени, осуществляется боевое слаживание и приводятся в полную боеготовность.

3. Соединения и части подготавливаются к выполнению задач по оперативному предназначению.

4. Время приведения соединений и частей постоянной готовности

«Полная» - установить:

а) без укомплектования до штатов военного времени.

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени из боеготовности

«Постоянная» - не более 12 часов

5.Сроки развертывания до штатов военного времени и приведения в боеготовность «Полную» - соединения, части и учреждения сокращенного состава, кадра и вновь формируемые определяются мобилизационными планами.

Боевая готовность «Повышенная», «Военная опасность», «Полная» в Вооруженных Силах вводится Министерством обороны или от его имени Председателем Комитета начальников штабов.

Приведение войск в различные степени боеготовности в зависимости от обстановки могут осуществляться последовательно или сразу в высшие, минуя промежуточные. В боеготовность «Военная опасность», «Полная» войска приводятся по боевой тревоге.

При внезапном нападении на территорию Республики Казахстан право приводить подчинённые войска в боевую готовность «Полная» представляется Министру обороны РК, командирам объединений, соединений и частей, в районах дислокации и в полосе ответственности которых произведено нападение, с немедленным докладом по инстанции.

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-майор Игорь КИРИЛЛОВ.

– Игорь Анатольевич, что сегодня представляют собой войска РХБ защиты, какие задачи стоят перед ними? Как изменились со временем технические средства и вооружение войск РХБ защиты? Какие специальные задачи выполняют войска РХБ защиты в мирное время?

– Для выполнения задач в интересах Вооружённых Сил и государства в целом создана самодостаточная группировка войск радиационной, химической и биологической защиты. В 2017–2020 годах её состав и организационно-штатная структура соединений, частей и организаций войск РХБ защиты будут совершенствоваться в целях обеспечения выполнения задач по РХБ защите группировок Вооружённых Сил в вооружённых конфликтах и локальных войнах, ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций и проведения исследований в области прикладных наук (химии, биологии, биохимии, генетики, биотехнологии).

На сегодняшний день войска РХБ защиты включают в себя боеспособные соединения, части и подразделения, входящие в состав военных округов, объединений, соединений видов Вооружённых Сил и родов войск, воинские части и организации непосредственного подчинения, в том числе научно-исследовательские организации и учебные воинские части.

Современные технические средства и вооружение войск РХБ защиты отвечают предъявляемым требованиям как по защите войск и населения страны в условиях применения массового поражения, так и при авариях (разрушениях) на опасных в РХБ отношении объектах и позволяют в полном объёме выполнить стоящие перед войсками РХБ защиты задачи.

Учитывая, что существующая система вооружения и средств РХБ защиты включает различные подсистемы (РХБ разведки и контроля; защиты личного состава; специальной обработки вооружения, военной и специальной техники, местности, зданий и сооружений; снижения заметности войск и объектов; огневого поражения противника; обеспечения), совершенствуются как технические средства, так и система вооружения и средств РХБ защиты в целом.

Так, средства индивидуальной защиты изменяются с учётом повышения защитных характеристик, улучшения эргономических свойств. Средства РХБ разведки – с учётом повышения чувствительности, расширения перечня определяемых веществ. Огнемётно-зажигательные средства – с учётом повышения эффективности поражения.

Что касается дальнейшего развития вооружения и средств РХБ защиты, то оно идёт в следующих направлениях. Это широкое внедрение автоматизированных систем управления; создание робототехнических комплексов специального назначения, в том числе беспилотных летательных аппаратов; совершенствование систем дистанционной РХБ разведки; качественное улучшение тактико-технических характеристик образцов вооружения и средств РХБ защиты; минимизация участия человека в эксплуатации технических средств, что позволяет не только свести вероятность ошибок к минимуму (практически к нулю), но и максимально обезопасить жизнь и здоровье военного специалиста.

Среди основных задач, стоящих сегодня перед войсками, – переоснащение войск современными (перспективными) образцами вооружения и военной техники; поэтапный переход к комплектованию военнослужащими, проходящими службу по контракту; взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам функционирования государственной системы радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации; организация функционирования в Вооружённых Силах РФ Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных радиационными, химическими веществами и биологическими агентами техногенного происхождения.

Перечень наших мероприятий, в частности, включает: биологическую разведку; прогнозирование и оценку биологической обстановки; специальную обработку войск, вооружения и военной техники, сооружений, участков местности и дорог, обмундирования, снаряжения, средств индивидуальной защиты.

Для выполнения задач в интересах Вооружённых Сил и государства создана самодостаточная группировка войск РХБ защиты

Что касается задач войск в мирное время, то это обеспечение готовности войск к ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения (вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера) в интересах войск и населения.

Кроме того, войска РХБ защиты выполняют задачи по обеспечению РХБ безопасности крупных международных форумов и массовых спортивных мероприятий. В период с 2011 по 2017 год войска участвовали в обеспечении безопасности практически всех значимых международных форумов и спортивных массовых мероприятий, таких как: летняя Универсиада в Казани, XXII Олимпийские зимние игры в Сочи, Кубок Конфедераций по футболу, ежегодные экономические и политические форумы в городах Санкт-Петербург, Сочи, Владивосток.
Анализ выполнения данных задач показал, что силы и средства войск стали основой межведомственной группировки по выполнению задач РХБ защиты.

Отмечу, что научно-исследовательские организации и подразделения войск РХБ защиты во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти (Минздравом, Роспотребнадзором, Россельхознадзором и др.) проводят активную работу по анализу и предупреждению распространения вспышек особо опасных и экзотических инфекционных заболеваний на территории России.

В 2016-2017 годах подразделения войск РХБ защиты приняли участие в ликвидации вспышек особо опасных инфекционных заболеваний людей и животных (сибирская язва, африканская чума свиней, ящур, птичий грипп, бруцеллёз и т.д.) в различных регионах Российской Федерации (Ямало-Ненецком автономном округе, Омской, Нижегородской областях и Республике Башкортостан).

Участие в указанных мероприятиях позволило войскам РХБ защиты получить опыт работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в очагах биологического заражения, опробовать на практике новейшие мобильные биологические комплексы, а также разработать и экспериментально опробовать эффективные методы утилизации павших животных, инфицированных патогенными микроорганизмами.
– Недавно в войсках завершились итоговые проверки за прошедший учебный период. С какими результатами подошли войска РХБ защиты к концу года?

– В октябре в войсках РХБ защиты прошли контрольные комплексные проверки и контрольные занятия. Они проводились комиссиями Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых Сил РФ и командиров воинских частей и организаций. Оценивалась готовность воинских частей и организаций войск РХБ защиты к выполнению задач по предназначению.

Проверены бригады и полки РХБ защиты, научные организации и учебный центр по подготовке младших специалистов, которые оценены на хорошо.

Подразделения проверялись в ходе решения учебно-боевых задач с выполнением нормативов по управлению подразделениями, тактико-специальной и специальной подготовке, а также на контрольных занятиях по основным предметам обучения.

Лучших результатов добился личный состав батальона РХБ разведки 1-й мобильной бригады РХБЗ и батальона РХБЗ чрезвычайного реагирования 9-го полка засечки и разведки. Такие результаты стали возможны благодаря увеличению количества высококвалифицированных военнослужащих по контракту.

Сегодня контрактник обязан быть специалистом своего дела – в соединения и воинские части поступает современная, высокотехнологичная техника. В войсках РХБ защиты внедрена система по отбору, подготовке и переподготовке военнослужащих по контракту в учебных воинских частях, боевая подготовка проводится по новым программам обучения, в которых заложены современные методики подготовки, главное место в ни занимает подготовка военнослужащих по контракту.

Сегодня проводится опытно-конструкторская работа по созданию нового робототехнического комплекса для войск РХБ защиты.

Большое внимание уделяется изучению и внедрению опыта, полученного в локальных войнах и вооружённых конфликтах. В элементы боевой (профессионально-должностной) подготовки для этого включаются различные учения, от ротных тактико-специальных до учений в составе частей и соединений во взаимодействии с соединениями, частями видов (родов войск) Вооружённых Сил и межведомственными воинскими формированиями в различных условиях РХБ обстановки.

В целом участие войск РХБ защиты в проведённых мероприятиях оперативной и боевой подготовки в этом году повысило уровень их готовности к выполнению задач по предназначению, позволило слаженно и качественно решить задачи в составе межвидовой группировки войск и максимально реализовать возможности своего боевого потенциала.

– Принимали ли участие войска РХБ защиты в совместном стратегическом учении «Запад-2017»? Какие задачи стояли перед ними?

– Да, принимали. В рамках совместного стратегического учения «Запад-2017» войска РХБ защиты Вооружённых Сил РФ выполняли задачи по предназначению совместно с войсками РХБ защиты вооружённых сил Республики Беларусь. В ходе учения отрабатывались вопросы РХБ защиты группировки войск (сил) в интересах обеспечения военной безопасности Союзного государства.

Для подготовки подразделений, действовавших в условиях применения «противником» отравляющих веществ, было развёрнуто учебное место, включающее площадки для теоретической подготовки личного состава, технической проверки средств защиты органов дыхания, подготовки техники, выполнения нормативов по РХБ защите, военно-медицинской и психологической подготовки. Особое внимание уделялось психологической подготовке военнослужащих для действий со спецификой войск РХБ защиты.

Отмечу, что личный состав подразделений, участвовавших в учении, обеспечили новейшими противогазами ПМК-4, принятыми на снабжение в июне этого года.

По итогам учения управления и службы РХБ защиты оценены как способные организовать выполнение задач РХБ защиты в интересах группировки войск (сил), воинские части и подразделения показали отличную подготовку и слаженность в действиях.

– Какова ваша оценка участия российских специалистов войск РХБ защиты в АрМИ-2017?

– Вот уже три года личный состав войск РХБ защиты участвует в Армейских международных играх под общим руководством министра обороны РФ.

В этом году отбор для участия в конкурсе «Безопасная среда» в рамках Армейских международных игр проходил в несколько этапов, а решающим был всеармейский. Основными критериями при определении рейтинга команд – претендентов на участие в международном этапе конкурса «Безопасная среда» являлись результаты отработки нормативов по тактико-специальной, специальной подготовке, РХБ защите, физической подготовке, вождению специальных машин, огневой подготовке, состоянию вооружения и военной техники.

Победителями стали расчёты от бригады непосредственного подчинения, которые и представляли российскую команду на международном этапе.

В этом году (с учётом предложения китайской стороны) министром обороны РФ было принято решение о проведении Международного конкурса «Безопасная среда» на территории Китайской Народной Республики на полигоне вблизи города Корла (Синьцзян-Уйгурский автономный район).

В конкурсе приняло участие пять команд (98 участников) от России, Республики Беларусь, Исламской Республики Иран, Арабской Республики Египет и Китайской Народной Республики.

Китайская сторона обеспечила все команды, участвовавшие в конкурсе, той же специальной техникой, вооружением и приборами РХБ разведки, на которых выступала команда Китая.

Российская команда на международном этапе улучшила свои результаты прохождения трассы, выполнения конкурсных упражнений и физической подготовки по сравнению с прошлым годом. Она, можно сказать, шла плечом к плечу с китайской командой –- территориальными хозяевами конкурса. Программа проведения конкурса в Китае была изменена под трассу и условия, предлагаемые китайской стороной, но основа осталась прежней.

По сумме призовых мест за все проведённые этапы конкурса в Китае был определён общий рейтинг стран-участниц: 1-е место – Китай, 2-е место – Россия, 3-е место – Беларусь, 4-е место – Египет, 5-е место – Иран. Анализ результатов конкурса показал, что целенаправленная подготовка российской команды позволила обеспечить занятие вторых мест на всех этапах.

Моя оценка российской команды – высокая. Военнослужащие справились с поставленной задачей, в очередной раз доказали, что на сегодняшний день они лучшие специалисты войск РХБЗ не только Вооружённых Сил РФ.

– Формируются ли в настоящее время новые части и соединения РХБ защиты? Если да, то какие задачи они будут выполнять?
– Что касается строительства войск, то за последние годы сформированы в составе армий полки РХБ защиты, оптимизирована организационно-штатная структура полка засечки и разведки, который непосредственно подчинён начальнику войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых Сил РФ. В состав полка включён оснащённый современными образцами техники и новейшим оборудованием батальон РХБ защиты чрезвычайного реагирования.

В рамках совершенствования системы управления соединениями, частями и организациями войск РХБ защиты на базе Управления начальника войск сформирован Центр управления войсками РХБ защиты.

В целях совершенствования военно-научного потенциала войск создан военно-научный комитет войск РХБ защиты. Сформированы мобильный научно-исследовательский центр биологической защиты специального назначения, экспертный центр химических и биологических угроз, работа которых увязана с деятельностью ряда заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко приступили к образовательной деятельности две новые кафедры («Автоматизации управления войсками» и «Биологической защиты»), а к подготовке военных кадров и научно-исследовательской работе – научная рота.

Для оснащения подразделений РХБ защиты разработаны и введены в строй отдельные уникальные образцы техники, аналогов которым в настоящее время в мире нет. Эта техника будет привлекаться к обеспечению безопасности наиболее важных мероприятий, в том числе чемпионата мира по футболу 2018 года.

В связи с проводимым переоснащением Вооружённых Сил РФ на современные образцы вооружения, военной и специальной техники проведено уточнение организационных структур соединений, частей и подразделений РХБ защиты, в том числе входящих в состав соединений и частей видов Вооружённых Сил и родов войск. Данная работа проведена совместно с выработкой единого стандарта подразделений войск, обеспеченных поставкой современных образцов вооружения и военной техники по государственному оборонному заказу. Для обеспечения поставки вооружения и военной техники, впервые закупаемой в рамках ГОЗ, в штаты соединений и частей включены современные образцы техники войск РХБ защиты, подача которых спланирована до конца этого года.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о ходе перевооружения подразделений РХБ защиты на новейшие образцы вооружения и военной техники.

– Процессу оснащения войск РХБ защиты новейшими образцами вооружения и техники уделяется первостепенное внимание. Эта задача стоит и на особом контроле у руководства Минобороны России.

Перевооружение подразделений РХБ защиты на новейшие (перспективные) образцы осуществляется в соответствии с решениями руководства нашей страны, Минобороны России в рамках государственного оборонного заказа и Государственной программы вооружения. Так, в этом году Вооружённые Силы получают от промышленности более 350 единиц специальной техники, среди которых машины РХБ разведки РХМ-6, универсальные станции специальной обработки УССО, машины дымовые ТДА-3, ну и, конечно, тяжёлые огнемётные системы ТОС-1А. С учётом поставок в 2017 году доля современных образцов превысит 60 процентов, а к 2020 году составит не менее 70 процентов.
– Каковы эффективность и перспективы развития применяемых в войсках РХБ защиты робототехнических средств?

– Основной целью применения робототехнических средств является максимальное снижение риска нанесения ущерба личному составу, выполняющему задачу в условиях воздействия различных поражающих факторов.

Войска РХБ защиты первыми в Вооружённых Силах приняли на снабжение роботов. Так, используя опыт применения различных наземных робототехнических систем для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, для войск РХБ защиты был разработан и принят на снабжение в 2002 году комплекс подвижный робототехнический КПР. В его состав входят малый робот разведки МРК-РХ и средний робот разведки, отбора проб и разграждения МРК-46. Оба робота на гусеничном ходу, обладают достаточной мобильностью, грузоподъёмностью, дальностью управления, а также оснащены современными средствами визуальной и радиационной разведки.

Отдельные уникальные будут привлекаться к обеспечению безопасности наиболее важных мероприятий, в том числе чемпионата мира по футболу 2018 года

Кроме того, был разработан дистанционно управляемый колёсный робот радиационной и химической разведки РД-РХР, предназначенный для проведения разведки, поиска локальных источников гамма-излучения на труднодоступных участках местности, в промышленных и жилых помещениях.

Современные образцы робототехнических комплексов способны эффективно выполнять широкий спектр задач, стоящих перед войсками РХБ защиты, в том числе возникающих при ликвидации последствий различного рода аварийных ситуаций.

Сегодня проводится опытно-конструкторская работа по созданию нового робототехнического комплекса для войск РХБ защиты. В его состав войдут как наземные роботы, так и беспилотные летательные аппараты. Применение БЛА для передачи информации о радиационной и химической обстановке позволит значительно повысить дальность управления наземными роботами.

– Где готовят будущих офицеров и младших специалистов для войск РХБ защиты? Какие применяются передовые методики и приёмы обучения военнослужащих?

– Подготовка офицерских кадров для войск осуществляется в Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, которая имеет глубокие, устоявшиеся традиции в формировании военных профессионалов высокой квалификации. Эти традиции сохраняются и приумножаются в современных условиях. На сегодняшний день среди профессорско-преподавательского состава 30 докторов и около 200 кандидатов наук. На кафедрах вуза успешно работают 13 научных школ.

Современная учебно-материальная база академии обеспечивает благоприятные условия для деятельности преподавателей и подготовки специалистов для войск РХБ защиты, в том числе и иностранных армий. Военная академия РХБ защиты является одним из передовых вузов в мире по своей направленности, в ней обучается более тысячи слушателей и курсантов, из которых для Вооружённых Сил РФ готовится более 800 человек, для других федеральных органов исполнительной власти – более 100 человек.

В образовательном процессе широко применяются автоматизированные системы обучения, создана обширная электронная библиотека.

Большое внимание в академии уделяется изучению форм и способов действий с учётом опыта, полученного в локальных войнах и вооружённых конфликтах.

В настоящее время академия реализует шесть образовательных программ высшего образования (по две программы специалитета, магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации), одну программу среднего профессионального образования и 28 программ дополнительного профессионального образования.

Общеобразовательным наукам курсантов обучают 144 лучших педагога Костромской области, которые обеспечивают получение уровня образования в соответствии с мировыми стандартами.

В 2017 году 22 процента выпускников закончили академию с отличием, 10 процентов – с золотой медалью.

Конкурс в академию в этом году составил более трёх человек на место.

Мы ждём в стенах нашего вуза молодых людей, твёрдо решивших посвятить свою жизнь защите России, приобретя нужную и интересную профессию.

Что касается подготовки младших командиров и специалистов войск РХБ защиты для Вооружённых Сил, то она проводится в 282-м учебном центре войск РХБ защиты (межвидовом, региональном), расположенном в д. Большое Буньково Ногинского района Московской области.
В настоящее время в учебном центре, где осуществляется подготовка младших специалистов по 10 военно-учётным специальностям, содержится 86% современных образцов специальной техники войск РХБ защиты.

В период с 2017 по 2020 год в рамках Плана оснащения Вооружённых Сил РФ в учебный центр спланирована поставка перспективных образцов войск РХБ защиты: машин РХБ разведки РХМ-8 и РХМ-9, специальной обработки УССО-Д, контрольно-распределительного пункта подвижного КРПП-1, тяжёлой огнемётной системы ТОС-2, машин аэрозольного противодействия КСДУ АЭП.

Полевая учебно-материальная база центра представляет собой учебно-тренировочный комплекс, в составе которого войсковое стрельбище, огнемётный полигон, огнемётно-стрелковый комплекс, огненно-штурмовая полоса, инженерное учебное поле, учебное поле РХБЗ с учебными площадками, учебное поле тактической подготовки, полигон безопасности военной службы.

Приказарменная учебно-материальная база в своём составе имеет спортивный зал, спортивный городок, полосу препятствий, водную станцию на открытом водоёме, стадион, волейбольную площадку и караульный городок.

Классная учебно-материальная база представлена учебным корпусом с девятью учебными классами. В учебном центре имеется 15 (71 процент) комплектов современных тренажёров и систем. Все учебно-тренировочные средства находятся в исправном состоянии.
– Какие задачи перед военнослужащими и войсками вы поставите на 2018 год в преддверии 100-летия войск?

– Несомненно, 2018 год для нас знаковый в плане подготовки войск. Мы спланировали комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы РХБ защиты войск и населения страны.

В первую очередь, это подготовка органов военного управления. В предстоящем году мы возвратим практику проведения мероприятий оперативной подготовки на базах соединений и частей войск РХБ защиты военных округов.

Во вторую очередь – подготовка подразделений. Одна из главных задач, стоящих перед войсками, это освоение современных образцов вооружения, военной и специальной техники, поступающей в войска по программе перевооружения. В этих целях мы спланировали ряд сборовых мероприятий по их изучению и приобретению практических навыков работы на них с экипажами специальных машин войск РХБ защиты.

Полевую выучку подразделений войск РХБ защиты мы продемонстрируем в ходе всеармейского и международного конкурсов «Безопасная среда» в рамках Армейских международных игр– 2018. Международный конкурс мы проведём у себя, на базе Военной академии РХБ защиты. Нам предстоит серьёзно подготовиться и к приёму гостей, и к борьбе за призовые места.

Венцом подготовки войск станет специальное учение войск РХБ защиты. В ходе него мы проверим возросшие возможности соединений и частей войск РХБ защиты по выполнению задач с учётом перевооружения на современные образцы вооружения, военной и специальной техники.

Задачи войскам на 2018 год поставлены, остаётся только их практическая реализация.

– 13 ноября – профессиональный праздник, День войск РХБ защиты. Ваши пожелания тем, кто связал свою судьбу с этой нелёгкой профессией.

– В год своего 99-летия войска РХБ защиты Вооружённых Сил РФ находятся на новом этапе качественных преобразований, совершенствования и оптимизации. Проводимые мероприятия определили основные ориентиры в дальнейшем совершенствовании и развитии войск, в преобразовании всех сфер жизнедеятельности, которые сейчас реализуются.

В большой, ответственной, трудоёмкой и наукоёмкой работе сосредоточены усилия всех соединений, частей и организаций войск. Каждый военнослужащий вносит свой посильный вклад в общее дело и вправе гордиться достигнутыми результатами.

От всего сердца выражаю искреннюю благодарность и признательность всем военнослужащим войск РХБ защиты Вооружённых Сил РФ, чьи усилия позволили не только оперативно и качественно решать поставленные перед войсками задачи, но и сделать значительный шаг вперёд в их развитии и совершенствовании.

Желаю ветеранам, всему личному составу здоровья, счастья и благополучия, удачи в добрых начинаниях, успехов в деле укрепления мощи и славы нашей любимой Родины – великой России!

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

Вопрос:

Здравствуйте. Я служу в 15-й отдельной мотострелковой бригаде войсковой части 90600 (поселок Рощинский Самарской области). Бригада сто процентов на контрактной основе, согласно 221 статье внутреннего устава и статье 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (дословно) пункт 3.1. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется!

Вопрос - а положена ли мне денежная компенсация за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (полевой выход 3 месяца)? И второй вопрос - если мне не положена денежная компенсация, то не является ли это нарушением моего Конституционного права согласно 2,3 (дискриминация), 5 пункта статьи № 37 Конституции Российской Федерации, Так как, например, контрактник на точно такой же должности в обычной бригаде получает (!) данную денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Ваш ответ я жду с нетерпением.

С уважением, сержант к/с Тойганбаев Марат Закиржанович

Ответ Начальника управления надзора Главной военной прокуратуры, генерал-майора юстиции Александра Никитина:

Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. С 5 февраля 2013 года Вы проходите военную службу по контракту в войсковой части 90600 в должности командира 1 отделения медицинского взвода. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется.

В связи с изложенным оснований для предоставления Вам дополнительных дней отдыха, а, следовательно, для выплаты денежной компенсации за эти дни, не имеется.
В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила ее выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073.
В частности, данная ежемесячная надбавка предоставляется военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, и иным указанным категориям военнослужащих. Указанная надбавка выплачивается военнослужащим войсковой части 90600, в том числе и Вам.

Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных, в том числе, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2743-О "По жалобе гражданина Маркова И.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

219. Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась ее постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержания воинской дисциплины и внутреннего порядка, воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи.

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, кроме случаев, указанных в абзаце третьем настоящей статьи , не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части.

Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

220. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, привлекаемым к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляется в качестве компенсации отдых в другие дни недели решением командира воинской части (подразделения) с учетом необходимости поддержания боевой готовности и интересов службы.

(см. текст в предыдущей редакции)

При невозможности предоставления в качестве компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели время исполнения обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, в выходные и праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно, а также время участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, суммируется и предоставляется указанным военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску. Учет указанного времени (в часах и сутках) ведется командиром подразделения в журнале, правильность записей в котором еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются Министром обороны Российской Федерации.

Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, выплатах денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха, присоединенных к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части.

(см. текст в предыдущей редакции)

222. Распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени.

Распорядок дня воинской части определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений и штаба воинской части.

Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливаются сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими мероприятий повседневной деятельности, вытекающих из обязанностей военной службы.

Распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает командир воинской части или соединения с учетом вида и рода войск Вооруженных Сил, задач, стоящих перед воинской частью, времени года, местных и климатических условий. Они разрабатываются на период обучения и могут уточняться командиром воинской части (соединения) на время боевых стрельб, полевых выходов, проведения учений, маневров, походов кораблей, несения боевого дежурства (боевой службы), службы в суточном наряде и других мероприятий с учетом особенностей их выполнения.

Распорядок дня и регламент служебного времени находятся в документации суточного наряда, а также в штабе воинской части и в канцеляриях подразделений.

223. В распорядке дня воинской части должно быть предусмотрено время проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учебных занятий и подготовки к ним, смены специальной (рабочей) одежды, чистки обуви и мытья рук перед приемом пищи, приема пищи, ухода за вооружением и военной техникой, воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы, информирования личного состава, прослушивания радио и просмотра телепередач, приема больных в медицинском пункте, а также время для личных потребностей военнослужащих (не менее двух часов), вечерней прогулки, вечерней поверки и не менее восьми часов для сна.

Промежутки между приемами пищи не должны превышать семь часов.

После обеда в течение не менее тридцати минут не должны проводиться занятия или работы.

224. Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, должно предусматриваться время их прибытия на службу и убытия с нее, время перерыва для приема пищи (обеда), самостоятельной подготовки (не менее четырех часов), ежедневной подготовки к проведению занятий и время на физическую подготовку (общей продолжительностью не менее трех часов в неделю).

При определении регламента служебного времени учитывается необходимость исполнения военнослужащими должностных обязанностей в соответствии с распорядком дня, а также выполнения мероприятий, направленных на поддержание воинской части (подразделения) в постоянной боевой готовности.

Регламент служебного времени при несении службы в суточном наряде определяется общевоинскими уставами и соответствующими инструкциями.

Круглосуточное дежурство в воинской части (подразделении) офицеров, прапорщиков и мичманов, а также сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, не входящих в суточный наряд, может быть введено только в исключительных случаях на ограниченное время командующим войсками военного округа, фронта, флотом, армией.

225. Каждую неделю, как правило в субботу, в полку проводится парково-хозяйственный день в целях обслуживания вооружения, военной техники и другого военного имущества, дооборудования и благоустройства парков и объектов учебно-материальной базы, приведения в порядок военных городков и производства других работ. В этот же день обычно производится общая уборка всех помещений, а также помывка личного состава в бане.

Кроме того, в целях поддержания вооружения и военной техники в постоянной боевой готовности в полку проводятся парковые недели и парковые дни с привлечением всего личного состава.

Парковые недели, парковые и парково-хозяйственные дни проводятся по планам, разрабатываемым штабом полка совместно с заместителями командира полка по вооружению и по тылу и утверждаемым командиром полка. Выписки из планов доводятся до подразделений.

В дни отдыха подъем разрешается производить позднее обычного, в час, установленный командиром воинской части, утренняя физическая зарядка не проводится.



Что еще почитать