Дипломная работа: Депозитная политика коммерческого банка на примере ОАО "Банк Петровский". Депозитная политика Основные положения депозитной политики коммерческого банка

В современных условиях для эффективного функционирования, развития и достижения своих целей каждый коммерческий банк должен разработать собственную депозитную политику, то есть стратегию практического управления. Как известно, привлечение денежных ресурсов и их последующее размещение являются основными формами деятельности коммерческого банка.

Сформированный на платной основе фонд средств используется для вложения в активные инструменты. Пассивные операции, таким образом, носят первичный характер по отношению к большей части банковских операций, направленных на получение доходов. В этой связи привлеченные средства должны рассматриваться как самостоятельный объект политики.

Таким образом, управление привлеченными средствами является важной составляющей деловой политики банка. Однако вопросы, связанные с исследованием теоретических основ этой сферы деятельности, в научной литературе разработаны недостаточно. Особенно это касается понятия депозитной политики коммерческого банка как составляющего элемента стратегии управления пассивами.

К определению сущности депозитной политики банка нельзя подойти однозначно, так как она изменяется в зависимости от её субъекта. Депозитная политика представляет собой стратегию и тактику коммерческого банка по привлечению денежных средств клиентов на возвратной основе.

Депозитная политика банка должна включать:

Разработку стратегии для осуществления деятельности банка по привлечению денежных средств во вклады, основанную на всестороннем исследовании рынка, то есть анализ окружающей финансовой среды, места и роли банка в сфере привлечения средств, диагностика и прогнозирование;

Формирование тактики коммерческого банка по разработке, предложению и продвижению новых банковских депозитных продуктов для клиентов (в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики);

Реализацию разработанной стратегии и тактики;

Контроль реализации политики и её эффективности;

Мониторинг деятельности коммерческого банка по привлечению денежных средств.

Основным документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных средств предприятий, организаций и населения на счета в банк в различного рода депозиты (вклады), является депозитная политика банка. Это документ, который разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана банка, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка и исходя из перспектив ее развития. Кроме того, используются такие документы, которые определяют основные направления и условия размещения привлеченных средств, как «Кредитная политика банка» и «Инвестиционная политика банка».

В документе «Депозитная политика банка» должна быть определена его стратегия по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач, определенных меморандумами по кредитной и инвестиционной политике с ориентиром на поддержание банком своей ликвидности и обеспечение прибыльной работы. Конкретно в нем банк предусматривает:

Перспективы роста собственных средств банка (капитала), а отсюда и соотношение между собственными и привлеченными средствами;

Структуру привлеченных и заемных средств (вклады, депозиты, межбанковские кредиты, в том числе кредиты ЦБ РФ);

Предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения; соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок «до востребования»;

Основной контингент по вкладам и депозитам, т. е, категорию вкладчиков;

Географию привлечения и заимствования средств;

Желательные банки-кредиторы по МБК, сроки привлечения последних; условия привлечения депозитов (вкладов) и МБК;

Способы привлечения депозитов (на основе договоров банковского счета, корреспондентского счета, банковского вклада (депозита), путем выпуска собственных сертификатов, векселей);

Соотношение между рублевыми и валютными депозитами (вкладами);

Новые формы привлечения средств в депозиты;

Особые условия открытия отдельных видов депозитов (вкладов);

Меры по соблюдению нормативов риска банка по привлеченным средствам.

Депозитная политика должна прежде всего отвечать следующим требованиям:

Экономическая целесообразность;

Конкурентоспособность;

Внутренняя непротиворечивость.

Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка обобщена на (Рис 1).

Рисунок 1 Состав субъектов и объектов депозитной политики банка

В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы, что наглядно отражено на (Рис 2).


Рисунок 2 - Принципы формирования депозитной политики

Разработкой и реализацией депозитной политики банка в тесной взаимосвязи друг с другом занимается целый ряд структурных подразделений банка (казначейство, финансовое управление, управление развития бизнеса, кредитное управление, управление ценных бумаг), а также органы управления банка: правление банка и комитет по управлению активами и пассивами.


Рис. 3.

Так, правление банка определяет и утверждает основные направления депозитной политики, утверждает порядок и условия привлечения депозитов, осуществляет общий контроль за реализацией депозитной политики.

Комитет по управлению активами и пассивами принимает принципиальные решения по вопросам формирования портфеля депозитов, анализирует структуру и динамику ресурсов, их сопряженность по срокам и суммам с активами банка с целью выработки в необходимых случаях решений по корректировке депозитной политики банка; осуществляет текущий контроль за реализацией депозитной политики отдельными структурными подразделениями банка.

Финансовое управление банка совместно с казначейством определяет общую потребность банка в депозитных средствах (на год, в том числе с разбивкой по кварталам): устанавливает размеры процентных ставок по каждому типу ресурсов (депозиты (вклады), векселя, МБК); определяет объемы резервирования привлеченных средств в Банке России; контролирует соблюдение банком нормативов риска по привлеченным средствам, установленных Банком России, и т.д.

Непосредственно привлечением депозитов в различных формах занимаются специальные отделы банка: отдел вкладов граждан, отдел ценных бумаг (выпуск собственных векселей, депозитных и сберегательных сертификатов), кредитный отдел или отдел активов и пассивов (депозиты юридических лиц) и другие отделы в соответствии с внутренней организационной структурой каждого банка.

Для осуществления практической деятельности по привлечению средств банки разрабатывают Положения по депозитным (вкладным) операциям (отдельно по вкладам физических лиц и по депозитам юридических лиц), в которых оговариваются:

Правила и условия приема депозитов (вкладов);

Правовой статус субъектов договорных отношений;

Порядок заключения договора банковского вклада;

Способы приема и выдачи вклада (депозита);

Перечень документации, необходимой для открытия и пользования вкладом (депозитом), и требования, предъявляемые к ним;

Права вкладчиков и обязанность банка;

Способы начисления и выплаты процентов по вкладам (депозитам).

Внутрибанковские инструкции о порядке совершения конкретных депозитных (вкладных) операций, которые разрабатываются банком в развитие Положений о вкладах (депозитах), содержат организацию работы филиала (подразделения) банка с различными категориями вкладчиков; порядок оформления документов, соответствующих совершению этих операций, схему их документооборота; отражение в бухгалтерском учете операций по приему и выдаче депозитов, начислению и уплате процентов по ним.

Объемы привлекаемых банком средств в депозиты (вклады) находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.

С целью привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот банки разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий. Так, прежде всего важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты).

Уровень процентных ставок по вкладам (депозитам) устанавливается каждым коммерческим банком самостоятельно с ориентацией на ставку рефинансирования Банка России и состояние денежного рынка, а также исходя из положений собственной депозитной политики. Прежде всего, уровень процентной ставки по вкладным (депозитным) операциям банков зависит от типа вкладов (депозитов). Как правило, по депозитам до востребования, отличающимся нестабильностью остатка, большой мобильностью и подвижностью, устанавливаются минимальные процентные ставки.

С целью стимулирования клиентов к поддержанию стабильных, не снижающихся остатков на счетах до востребования, что в целом оказывает существенное влияние на доходность кредитных операций, банки устанавливают повышенные проценты по ним или к величине остатка не ниже минимального, рассчитанного банком и согласованного с клиентом (что оговаривается в договоре банковского счета).

При установлении размера процентной ставки по срочным вкладам (депозитам) определяющим фактором является срок, на который размещаются средства: чем больше срок, тем выше уровень процента. Не менее важным фактором является сумма вклада, и, следовательно, чем больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем, как правило, выше по нему процентная ставка. Существенным моментом является и частота выплаты дохода по вкладам (депозитам). Ставка процента по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода, т. е. чем реже они осуществляются, тем выше уровень устанавливаемой банком процентной ставки по вкладу (депозиту). Следует отметить, что выплата банкам процентов по ставкам, значительно превышающим экономически обоснованный уровень, не является противозаконной. В этом случае материальная выгода, полученная от разницы между ставкой рефинансирования ЦБ РФ и ставкой кредитной организации по конкретным вкладам, должна облагаться подоходным налогом.

Выплата процентов по вкладу (депозиту) может производиться:

· один раз в месяц;

· один раз в квартал;

· по окончании срока действия договора.

В целях стимулирования привлечения на срочные счета в банк средств клиентов в условиях вкладов (депозитов) может предусматриваться капитализация процентов. Она возможна, если банком при расчете дохода используется техника сложных процентов.

Традиционным видом исчисления дохода являются простые проценты, когда в качестве базы для расчета используется фактический остаток вклада, и, исходя из предусмотренной договором ставки процента, с установленной периодичностью происходят расчет и выплата дохода по вкладу. Другим видом расчета дохода являются сложные проценты (начисление процента на процент). В этом случае по истечении расчетного периода на сумму вклада начисляется процент, и полученная величина присоединяется к сумме вклада. Таким образом, в следующем расчетном периоде процентная ставка применяется к новой сумме вклада, возросшей на сумму начисленного ранее дохода.

Для привлечения средств во вклады коммерческие банки стали широко использовать зарубежный опыт, в частности они осуществляют:

· разработку различных программ по привлечению средств населения;

· предоставление клиентам-вкладчикам различного рода услуг, в том числе и небанковского характера (например, элементов медицинского обслуживания; подписку на периодические издания экономической литературы; абонементов на экскурсионное обслуживание в музеях и т.д.);

· использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного характера;

· программа «Бонусный процент».

Помимо гибкой процентной политики с целью привлечения средств банки должны создавать вкладчикам гарантии надежности помещения средств во вклады. Для обеспечения защиты инвесторов, вкладчиков и предоставления им гарантий компенсации средств в случае своего банкротства банки должны создавать как в централизованном, так и в децентрализованном порядке специальные фонды страхования депозитов.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос о размещении имеющихся у него свободных средств, каждый кредитор должен быть достаточно информирован о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений. В этом неоценимую помощь вкладчикам и инвесторам могут оказать рейтинговые оценки деятельности банков специальных агентств и бюро.

Вместе с тем следует отметить, что и банки должны предоставлять исчерпывающую информацию о себе (о величине уставного капитала, собственных средств, об учредителях, перспективах развития, итогах деятельности и т. д.) своим кредиторам и вкладчикам. Особенно это касается физических лиц, которые выбирают банки для внесения своих средств. Поэтому в помещении банка (филиала, отделения, дополнительного офиса), принимающего вклады от граждан, для сведения вкладчиков должны быть представлены:

· лицензия Банка России, дающая конкретному банку право принимать вклады физических лиц либо в рублях, либо в рублях и в иностранной валюте;

· аудиторское заключение по годовому отчету банка;

· баланс банка на последнюю отчетную дату и отчет о прибылях и убытках по формам для публикации в печати;

· положение банка о вкладах физических лиц;

· перечень видов вкладов, принимаемых банком от физ. лиц;

· условия по каждому виду вкладов;

· информация об условиях обеспечения и гарантирования вкладов банком;

· формы документов, необходимых для оформления вкладов и совершения операций по ним;

· информация правления банка (или других органов управления банком) об изменениях процентной ставки по отдельным видам вкладов (с указанием причин и сроков внесения изменений в условия вкладов).

Работа кредитных организаций по привлечению средств кредиторов в свой оборот связана с определенными рисками, которые они должны учитывать в своей деятельности и уметь управлять ими во избежание негативных последствий для ликвидности и устойчивости.

Банк России устанавливает для банков и контролирует соблюдение ими определенных ограничений на размеры привлечения средств. В соответствии с последними указаниями Банка России устанавливается порядок определения величин остатков по счетам до востребования и срочным счетам физических и юридических лиц (за исключением кредитных организаций) для их включения в расчет (исключения из расчета) нормативов мгновенной (Н2), текущей (Н3) и долгосрочной ликвидности (Н4) банка Инструкция Банка России от 16.01.2004г. № 110-И.

Предлагаемый Указанием подход реализует используемый в международной практике способ оценки рисков банковской ликвидности с учетом так называемых "поведенческих" корректировок, то есть показателей, характеризующих состояние активов и обязательств на основании накопленных статистических данных.

Указание устанавливает, что банки самостоятельно определяют целесообразность использования величин минимальных совокупных остатков для расчета нормативов ликвидности.

Следует отметить, что не вся сумма привлеченных банком средств своих клиентов может выступать в качестве ресурсов для осуществления им активных операций. Часть привлеченных средств в размерах, установленных Советом директоров Банка России, подлежит обязательному депонированию на отдельном счете в Банке России Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 20 марта 200 года №255-П «Об обязательных резервах». Банк России образует обязательный резервный фонд кредитно-банковской системы государства. Он может использоваться для оказания кредитной помощи коммерческим банкам со стороны Банка России в различных вариантах, для расчетов с вкладчиками и кредиторами в случае банкротства кредитной организации.

Изменяя нормы обязательных резервов, Банк России оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков, а соответственно и на состояние денежной массы в обращении. Например, уменьшение норм обязательного резервирования привлеченных банками средств позволяет им в более полной мере использовать в своем обороте сформированные ресурсы, т.е. увеличивать кредитные вложения в народное хозяйство, и наоборот. Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Обязанность выполнения резервных требований возникает у коммерческого банка с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций.

Нормы обязательных резервов устанавливаются Банком России на определенный период времени и могут периодически пересматриваться, но они не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Следует отметить, что нормативы обязательных резервов могут дифференцироваться в зависимости от сроков привлечения средств, их видов (денежные средства юридических или физических лиц), валюты вклада (депозита). Обычно самый высокий норматив резервирования устанавливается по счетам до востребования, так как клиент может в любое время изъять с них свои денежные средства.

Этапы формирования сберегательной политики представлены на рисунке 4.

Мониторинг является необходимым инструментом оценки и управления качеством банковской деятельности на рынке сбережений. Именно благодаря мониторингу оценить результаты проводимой банком депозитной политики может сам коммерческий банк и надзорные органы, что крайне важно при разработке денежно-кредитной политики и иных инструментов регулирования рынка, а также для предотвращения кризисных ситуаций в банковской системе, связанных с потерей доверия клиентов к финансово-коммерческим институтам.

Далее рассмотрим этапы формирования депозитной политики коммерческого банка. Весьма важным является исследование вопросов формирования и реализации механизма депозитной политики коммерческого банка, поскольку от эффективности его функционирования во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся перед банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.


Рисунок 4 Этапы формирования сберегательной политики

На основе анализа сложившейся практики поведения банками депозитных операций предложена схема формирования депозитной политики коммерческого банка, которая представлена на рисунке 5.


Рисунок 5 Схема формирования депозитной политики коммерческого банка

Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса. В связи с этим можно выделить следующие направления депозитной политики коммерческого банка:

Анализ депозитного рынка;

Определение целевых рынков для минимизации депозитного риска;

Минимизация расходов в процессе привлечения средств;

Оптимизация управления депозитным и кредитным портфелем;

Поддержание ликвидности банка и повышение его устойчивости.

Анализ сложившейся практики свидетельствует, что формирование депозитной базы любого коммерческого банка, как процесс сложный и трудоемкий, связано с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера.

К субъективным проблемам относятся такие, как:

1) масштабы деятельности и слабая капитальная база российских коммерческих банков;

2) отсутствие заинтересованности руководства банка в привлечении средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка;

3) недостаточный уровень и качество высшего и среднего менеджмента;

4) отсутствие в большинстве российских банков научно-обоснованной концепции проведения депозитной политики;

5) недостатки в организации депозитного процесса: отсутствие соответствующего подразделения в банке, либо низкий уровень постановки маркетинговых исследований депозитного рынка, ограниченный спектр предлагаемых депозитных услуг и т.д.

Среди объективных факторов выделяются следующие:

1) прямое и косвенное воздействие государства и государственных органов;

2) влияние макроэкономики, воздействие мировых финансовых рынков на состояние российского денежного рынка;

3) межбанковская конкуренция;

4) состояние денежного и финансового рынка России;

Роль Центрального Банка РФ в качестве регулирующего органа за последние несколько лет особенно сильно проявилась в вопросах установления ставки рефинансирования и норм обязательного резервирования для коммерческих банков. Изменения ставки рефинансирования не позволяют коммерческим банкам точно прогнозировать и планировать свою деятельность в области управления активами и пассивами на долгосрочную перспективу и делают операции с долгосрочными пассивами достаточно рискованными.

Отрицательное воздействие на структуру ресурсной базы коммерческого банка оказывает растущая зависимость от крупных межбанковских кредитов, поскольку межбанковский кредит не способствует диверсификации рисков по депозитным операциям.

Для решения существующих проблем при разработке депозитной политики коммерческому банку необходимо руководствоваться определенными критериями ее оптимизации. Оптимизация депозитной политики банка - это сложная многофакторная задача, в основу решения которой, следует положить учет экономики страны в целом. Очевидно, что эти интересы не всегда совпадают. Поэтому оптимальная депозитная политика предполагает прежде согласование их интересов.

Итак, критерии оптимизации следующие:

а) взаимосвязь депозитных, кредитных и прочих операций банка для поддержания его стабильности, надежности и финансовой устойчивости;

б) диверсификация ресурсов банка с целью минимизации риска;

в) сегментирование депозитного портфеля (по клиентам, продуктам, рискам);

г) дифференцированный подход к различным группам клиентов;

д) конкурентноспособность банковских продуктов и услуг;

е) необходимость эффективной комбинации ресурсов, обеспечение оптимального сочетания стабильных и “летучих” ресурсов при увеличении доли стабильных ресурсов в депозитном портфеле коммерческого банка в условиях повышенных рисков (в т.ч. депозитным операциям);

ж) учет концепции жизненного цикла в процессе формирования гаммы вкладов и депозитного портфеля в целом.

В целях совершенствования депозитной политики коммерческого банка необходимо следующее:

Каждый коммерческий банк должен иметь собственную депозитную политику, выработанную с учетом специфики его деятельности и критериев оптимизации этого процесса;

Необходимо расширение круга депозитных счетов юридических и физических лиц сроком “до востребования”, что позволит даже в условиях незначительных финансовых накоплений поле удовлетворить потребности клиентов банка и повысить заинтересованность инвесторов в размещении своих средств на счетах в банке;

В качестве одного из направлений совершенствования организации депозитных операций возможно использование различных видов счетов для всех категорий вкладчиков и повышения качества их обслуживания;

Индивидуальный подход (стремление банка предоставить клиенту особые льготы).

Таковы некоторые возможные пути совершенствования депозитной политики коммерческого банка и повышения е роли в обеспечении его устойчивости.

Взаимосвязь сберегательной и депозитной политики коммерческого банка следующая: с одной стороны, основные направления депозитной политики являются элементами формирования сберегательной деятельности банка (например, ассортимент депозитов, процентная политика, продвижение продукта на рынке, организация работы соответствующих подразделении коммерческого банка). С другой стороны, назвать депозитную политику составным элементом сберегательной политики банка нельзя. Депозитная политика банка - это более широкое понятие, включающее кроме стратегии и тактики привлечения ресурсов на возвратной основе, также организацию и управление депозитным процессом.

В целом же, депозитную политику каждый коммерческий банк разрабатывает сам. Также руководством банка самостоятельно определяется степень важности названных направлений, первостепенность того или иного вида политики банка. В первую очередь это будет зависеть от области функционирования конкретного банка, его специализации и универсализации.

Москва 2004

1. Общие положения

1.1. Настоящий документ разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства и учитывает рекомендации, изложенные в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», Положении ЦБ РФ " №242-П от 16 декабря 2003г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», ряде других документов ЦБ РФ.

1.2. Назначение данного документа - представить депозитную политику
Банка, под которой понимается политика Банка в области привлечения ресурсов.

1.3. Основной целью депозитной политики Банка является привлечение
оптимального объема денежных ресурсов (по срокам и по валютам), необходимого и
достаточного для работы на финансовых рынках, при условии обеспечения
минимального уровня издержек.

1.4. Привлечение ресурсов осуществляется в ходе проведения конкретных
операций, предусмотренных действующими банковскими лицензиями. При этом,
основными инструментами, используемыми Банком для привлечения ресурсов,
являются:

Открытие и ведение счетов юридических и физических лиц,
предполагающее поступление на эти счета денежных средств;

Открытие и ведение счетов других банков, предполагающее поступление
на эти счета денежных средств;

Выпуск и продажа банковских векселей;

Открытие на Банк лимитов со стороны других банков, позволяющее
привлекать ресурсы в форме межбанковских кредитов.

Перечень инструментов для привлечения средств может быть расширен в ходе дальнейшей банковской деятельности. Банк частности, может приступить к выпуску собственных облигаций, заключить договор с ЦБ РФ на получение от него кредитов и так далее.

1.5.Проведение банковских операций, позволяющих привлекать ресурсы,
обеспечивают следующие подразделения Банка:

а) Департамент клиентских отношений:

Привлечение средств «до востребования» от юридических и физических
лиц (исключая сотрудников Банка) через открытие им соответствующих
счетов;

Привлечение срочных средств от юридических и физических лиц
(включая сотрудников Банка) через открытие им депозитных счетов.

б) Управление бухгалтерского учета и отчетности:


Привлечение средств «до востребования» от сотрудников Банка через
открытие им соответствующих счетов;

в) Казначейство:

Привлечение средств банков через продажу им векселей Банка,
получение от них межбанковских кредитов, размещение средств банков на
их корреспондентских счетах, открытых в Банке;

Привлечение средств юридических и физических лиц через продажу им
векселей Банка.

К участию в проведении вышеназванных операций могут привлекаться и другие подразделения Банка. При этом, участие отдельных подразделений Банка в проведении этих операций осуществляется в рамках задач и функций, закрепленных за ними Положениями об этих структурных подразделениях, а также на основании соответствующих приказов и распоряжений по Банку.

1.6. В ходе проведения депозитных операций подразделения Банка руководствуются законодательством РФ, нормативными актами ЦБ РФ, Уставом Банка, данным Документом и внутренними документами, регламентирующими технический порядок и условия проведения конкретных видов банковских операций.

2. Основные положения и принципы

2.1. Депозитная политика Банка тесно связана с кредитной и процентной политикой Банка, являясь одним из элементов банковской политики в целом.

Депозитная политика Банка формируется с выделением следующих

Постановка цели и определение задач депозитной политики;

Выделение соответствующих подразделений, участвующих в реализации
депозитной политики, распределение полномочий сотрудников Банка;

Разработка необходимых процедур и технических порядков проведения
банковских операций, обеспечивающих привлечение ресурсов;

Организация контроля и управления в процессе осуществления
банковских операций, направленных на привлечение ресурсов.

2.3. При формировании депозитной политики учитываются следующие специфические принципы:

Принципы обеспечения оптимального (с учетом последующего
получения доходов от размещения ресурсов) уровня издержек;

принцип безопасности проведения депозитных операций и поддержания
надежности работы Банка.


Соблюдение перечисленных принципов позволяет Банку сформировать как стратегические, так и тактические направления в организации депозитного процесса, обеспечив тем самым эффективность и оптимизацию депозитной политики.

2.4.Депозитная политика Банка строится в зависимости от:

Субъектов депозитных отношений (в отношении физических и
юридических лиц);

Банковских инструментов, используемых для привлечения ресурсов;

Сроков привлечения ресурсов (краткосрочная, среднесрочная и
долгосрочная депозитная политика);

Цели привлечения (для инвестирования, кредитования, поддержания
текущей ликвидности);

Агрессивности в вопросах привлечения ресурсов и связанных с этим
вопросом ценовой политики и степени риска проводимых операций.

2.5.Депозитная политика Банка предусматривает:

Проведение анализа депозитного рынка;

Определение целевых рынков для минимизации депозитного риска;

Минимизацию расходов в процессе привлечения денежных средств;

Оптимизацию управления депозитным портфелем Банка с целью
поддержания требуемого уровня ликвидности Банка, повышения его
устойчивости.

2.6. Банк при проведении своей депозитной политики учитывает следующие
факторы:

Изменение налогового законодательства;

Текущее состояние и тенденции финансового рынка как в части
привлечения, так и размещения ресурсов;

Изменения, вносимые в расчет банковских нормативов;

Изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ;

Лимиты, контрольные цифры, устанавливаемые самим Банком на
проводимые банковские операции.

2.7.Реализация депозитной политики Банка осуществляется в ходе
проведения конкретных банковских операций, перечисленных в пункте 1.3. данного
документа, позволяющих привлекать денежные средства. При этом, БАНК проводит
депозитные операции, то есть привлекает денежные средства на условиях:

Возвратности;

Срочности;

Платности (когда это предусмотрено соответствующими договорами);

Публичности (относительно условий привлечения средств).

2.8. Основным принципом работы Банка в ходе проведения депозитных


операций является обеспечение требуемого для нормального функционирования Банка объема ресурсов, достигаемое при минимальных затратах на их покупку.

2.9.Основной принцип достигается благодаря диверсификации портфеля
привлекаемых денежных ресурсов по источникам их привлечения и структуре,
привязке объемов и структуры этих ресурсов (по валюте и по срочности) к объемам
и структуре активов.

2.10.Обязательным требованием при определении возможных условий
привлечения ресурсов является предварительный анализ возможных направлений
расходования привлекаемых ресурсов с оценкой финансовых результатов и
структурных изменений в результате предполагаемых банковских операций.

3. Политика-Банка при проведении конкретных депозитных

операций

3.1. Открытие и ведение счетов юридических лиц.

3.1.1.Основным источником формирования ресурсной базы Банка являются
остатки средств на счетах юридических лиц - клиентов Банка.

3.1.2.Политика Банка в работе с юридическими лицами основывается,
прежде всего, на работе с действующими клиентами Банка.

Повышению устойчивости ресурсной базы Банка (по объемам и срокам) должны способствовать.

Развитие бизнеса действующими клиентами Банка;

Открытие в Банке счетов организациями и предприятиями -
контрагентами и партнерами действующих клиентов Банка;

Аккумулирование финансовых потоков, связанных с реализацией
программ и проектов, осуществляемых при участии клиентов Банка.

3.1.3. Банк открывает и ведет счета юридических лиц в рублях и иностранной
валюте на основе действующих договоров, различающихся в зависимости от
срочности счетов и категорий клиентов (предприятия муниципальной формы
собственности, прочие категории организаций и предприятий).

3.1.4. Ценовая политика Банка в работе с клиентами - юридическими лицами,
предусматривает о тсутствие платы за остатки средств, находящиеся на расчетных счетах юридических лиц, кроме случаевустановления в индивидуальном порядке платы за остатки средств на счетах предприятий и организаций.


3.1.5. Учитывая возрастающие требования со стороны ЦБ РФ относительно
повышения уровня ликвидности, выражающиеся в необходимости ежедневного
выполнения банковских нормативов, а также стремясь к сбалансированности
ресурсов с активами по срокам, Банк проводит мероприятия, направленные на
увеличение в общем объеме средств на счетах юридических лиц доли срочных
ресурсов. Данные мероприятия подразумевают персональную работу с конкретными
клиентами, предполагающую:

Отслеживание движения денежных средств по счетам клиентов -
юридических лиц, выбор на основе получаемой информации наиболее
перспективных клиентов в плане формирования на базе данных клиентов
срочной ресурсной базы;

Создание для клиентов - юридических лиц условий, стимулирующих к
переводу части средств с текущих счетов на срочные счета;

Своевременное информирование клиентов - юридических лиц о новых
условиях обслуживания клиентов.

3.1.6.В рамках решения задач расширения круга юридических лиц,
обслуживаемых в Банке, увеличения ресурсной базы Банка за счет средств,
аккумулируемых на счетах юридических лиц, первостепенное значение уделяется
созданию для клиентов условий, способствующих притоку в Банк денежных
ресурсов. В качестве таких условий могут рассматриваться конкурентоспособная, по
сравнению с другими банками, тарифная политика Банка, гибкость Банка в
отношении установления платы за привлекаемые денежные ресурсы, выгодные для
клиентов условия обслуживания, включая получение кредитов, возможность
дистанционного обслуживания клиентов через систему Клиент-Банк и так далее.


Введение 3

1. Сущность депозитной политики коммерческого банка 4

2. Проблемы формирования депозитной базы коммерческого банка 11

3. Депозитные вклады 12

4. Депозитные и сберегательные сертификаты 13

Заключение 15

Список литературы 17

Введение


Реформирование экономики и переход России в русло мирового экономического развития предполагают необходимость углубленного изучения процессов, составляющих ядро рыночных преобразований, к которым относятся формирование и развития рынка ценных бумаг, их размещения, перепродажу, модифицирование, погашение и другие операции».

Коммерческие банки на рынке ценных бумаг могут выступать в качестве эмитентов ценных бумаг, посредников при операциях с ценными бумагами и совершать операции с ценными бумагами от своего имени с целью получения доходов.

Выпускаемые коммерческими банками ценные бумаги могут быть разделены на две основные группы:

1. Акции и облигации;

2. Чеки, сберегательные и дополнительные сертификаты.

Основную часть ресурсов банков формируют привлеченные средства, которые покрывают до 90% всей потребности в денежных Средствах для осуществления активных БАНКОВСКИХ операций. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих счетов.

Вклад (депозит) –это денежные средства (в наличной и безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вкладе. Называются депозитными. Для банков вклады- это главный вид их пассивных операций и, следовательно, основной ресурс для проведения активных кредитных операций.

1. Сущность депозитной политики коммерческого банка


В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерчес­ким банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получе­ния максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна прежде всего отвечать следующим требованиям:

– экономическая целесообразность;

– конкурентоспособность;

– внутренняя непротиворечивость.

Под экономической целесообразностью здесь понимается рентабельность использования привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос, разумеется, должен рассматриваться в общем контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе – резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды.

Система ставок по вкладам должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру при непременном учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

Можно рассматривать внутреннюю непротиворечивость депозитной политики в нескольких аспектах. Это и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц).

Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.

В состав субъектов депозитной политики ком­мерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание). Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка обобщена на рисунке 1.

В основе фор­мирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы, что наглядно отражено на рисунке 2.

Под общими принципами депозитной политики понимаются принципы, единые и для государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ, проводимой на макроэкономическом уровне, и для полити­ки на уровне каждого конкретного коммерческого банка. К ним следует от­нести принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптималь­ности и эффективности, а также единство всех элементов депозитной поли­тики банка. Комплексный подход выражается как в разработке теоретических основ, приоритетных направлений депозитной политики банка с точки зрения стратегии его развития, так и в определении наиболее эффективных и оптимальных для данного этапа развития банка тактических приемов и методов ее реализации.



Рисунок 1 – Состав субъектов и объектов депозитной политики

коммерческого банка


К специфическим принципам депозитной политики относятся принципы обеспечения оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций, надежности, поскольку банк, осуществляя аккумуляцию временно свободных денежных средств с целью их последующего размещения, стремится получить доход не любой ценой, а с учетом реалий рынка, на котором он осуществляет свою деятель­ность.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет банку сформиро­вать как стратегические, так и тактические направления в организации депо­зитного процесса, обеспечивая тем самым эффективность и оптимизацию его депозитной политики.







Рисунок 2 – Принципы формирования депозитной политики

коммерческого банка


Одним из важных вопросов работы является вопрос о границах депозитной политики коммерческого банка, под которыми понимается определенный допустимый предел аккумулирования банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. При этом дается классификация этих границ по следующим признакам:

– в зависимости от спроса и предложения на рынке депозитов (экономические границы);

– по воздействию нормативов ЦБ РФ и лимитов банка (административные границы);

– в зависимости от субъектов депозитных отношений (внешние и внутренние границы);

– в зависимости от срочности депозитных отношений (временные грани­цы);

– в зависимости от географического принципа (территориальные границы);

– в зависимости от объемов и структуры привлеченных средств (количественные и качествен­ные границы).

В обобщенном виде классификация границ представлена на рисунке 3.



Рисунок 3 – Границы депозитной политики коммерческого банка


Рассматривая депозитную политику банка как один из элементов банковской политики в целом, необходимо исходить из того, что основной целью депозитной политики является привлечение как можно большего объема денежных ресурсов по наименьшей цене. Успешная реализация этой многогранной цели депозитной политики банка предполагает решение в процессе ее формирования таких задач, как:

– содействие в процессе проведения депозитных операций получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем;

– поддержание необходимого уровня банковской ликвидности;

– обеспечение диверсификации субъектов депозитных операций и сочета­ние разных форм депозитов;

– поддержание взаимосвязи и взаимной согласованности между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по суммам и срокам депози­тов и кредитных вложений;

– минимизация свободных средств на депозитных счетах;

– проведение гибкой процентной политики;

– постоянное изыскание путей и средств уменьшения процентных расхо­дов по привлеченным ресурсам;

– развитие банковских услуг и повышение качества и культуры обслуживания клиентов.

В данном вопросе целесообразно также рассмотреть механизм формирования депозитной политики коммерческого банка, который схематично представлен на рисунке 4. От эффективности функционирования данного механизма во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.

Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка непосредственно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса. В процессе разработки механизма депозитной политики банка принимают участие различные структурные подразделения банка. В контексте данного вопроса также необходимо отметить, что важным фактором, определяющим ликвидность банка, является качество его депозитной базы. Критерием качества депозитов является их стабильность. Чем больше стабильная часть депозитов, тем выше ликвидность банка, поскольку в этой части аккумулированные ресурсы не покидают банк. Увеличение стабильной части депозитов снижает потребность банка в ликвидных активах, так как предполагает возобновляемость обязательств банка.








Рисунок 4 – Схема формирования депозитной политики коммерческого банка

Анализ состояния различных видов депозитов, проведенный зарубежными исследователями показал, что наибольшей стабильностью обладают депозиты до востребования. Этот вид депозитов не зависит от уровня процентной ставки. Его принадлежность к тому или иному банку в большей мере обусловлена такими факторами, как: качество и быстрота обслуживания; надежность банка; разнообразие услуг, предлагаемых вкладчикам; близость расположения банка от клиента. Меньшей стабильностью, по данным обследования зарубежных исследователей, обладают остатки срочных и сберегательных депозитов. На их закрепленность за конкретным банком оказывает влияние уровень процентной ставки. Поэтому они подвержены миграции в случае определенных колебаний уровня депозитного процента, устанавливаемого разными банками.

2. Проблемы формирования депозитной базы коммерческого банка


Анализ сложившейся практики свидетельствует, что формирование депозитной базы любого коммерческого банка, как процесс сложный и трудоемкий, связано с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера.

К субъективным проблемам относятся такие, как:

– масштабы деятельности и слабая капитальная база российских коммерческих банков;

– отсутствие заинтересованности руководства банка в привлечении средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка;

– недостаточный уровень и качество высшего и среднего менеджмента;

– отсутствие в большинстве российских банков научно-обоснованной концепции проведения депозитной политики;

– недостатки в организации депозитного процесса: отсутствие соответствующего подразделения в банке; низкий уровень постановки маркетинговых исследований депозитного рынка; ограниченный спектр предлагаемых депо­зитных услуг и так далее.

Среди объективных факторов выделяются следующие:

– прямое и косвенное воздействие государства и государственных орга­нов на коммерческие банки;

– влияние макроэкономики, воздействие мировых финансовых рынков на состояние российского денежного рынка;

– межбанковская конкуренция;

– состояние денежного и финансового рынка России;

– отсутствие в России правового механизма страхования и защиты банковских вкладов.

3. Депозитные вклады

Депозит – это экономические отношения по поводу передачи средств клиента на временное пользование банку.

Депозитные счета могут быть самыми разнообразными и в основу их классификации могут быть положены такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение степень доходности и т.д., однако, наиболее часто в качестве критерия выступает категория вкладчика и формы изъятия вклада.

Депозиты физических лиц.

Депозитные операции – понятие широкое, поскольку к ним относится вся деятельность банка, связанная с привлечением средств во вклады.

Вклады граждан вправе принимать только банки, обеспечивающие их сохранность и своевременный возврат страхованием или другими способами, предусмотренными законодательством.

Сохранность и возврат вкладов граждан в банках, созданных государством, и банках, где государству принадлежит более 50% акций (паев), гарантирующих государством или Центральным банком, отвечающими за неисполнение обязательств перед вкладчиками.
Депозит может быть использован в двух значениях:

1. Депозит представляет собой денежные средства или бумаги, вносимые должником в финансово – кредитные, судебные или административные учреждения для хранения с последующей передачей (при определенных условиях) тем или иным хозяйствующим субъектам или гражданам – депозитором (взносы в оплату таможенных пошлин, взносы на депозитные счета судов в обеспечении иска и для передачи взыскателям, взносы в нотариальные конторы, при невозможности вручить деньги или ценные бумаги непосредственно получателю).

2. Депозит представляет собой вклад денежных средств или ценных бумаг в банки. Депозит –это вклад на жестко – определенный срок, при котором сразу же оговариваются условия возврата или ценных бумаг.

Депозиты являются источником образования ссудного капитала банка, который используется на выдачу кредитов, осуществление инвестиций и т.п. Эти банковские операции приносят банку доход. Поэтому банк оплачивает гражданину его депозит. Процент на депозитные вклады гражданину и является платой за вложенные деньги.

4.Депозитные и сберегательные сертификаты.


Сертификат – это письменное обязательство банка эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его право приемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями.

Сертификаты могут быть именными и на предъявителя.

Сертификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги.

Денежные расчеты по купле – продаже депозитных сертификатов и выплате сумм по ним осуществляются только в безналичном порядке.

Депозиты и сберегательные сертификаты являются ценными бумагами.

Сберегательный сертификат может быть выдан только гражданину Российской Федерации или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. Депозитный сертификат может быть выдан только организации, являющейся юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации или на территории иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы.

Сертификат не подлежит вывозу на территорию государства, не использующие рубль в качестве официальной денежной единицы. Право требования по депозитному сертификату может быть передано только юридическим лицам, зарегистрированном на территории Российской Федерации или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. Право требования по сберегательному денежному сертификату передается только гражданам РФ или иного государства, использующего рубль в качестве официальной платежной единицы.

Сертификаты должны быть срочными. Срок обращения по депозитным сертификатам (с даты выдачи до даты, когда владелец сертификата получает право востребования депозита или вклада по сертификату) ограничивается одним годом.

Срок обращения сберегательных сертификатов ограничивается тремя годами.

В случае, если срок получения депозита или вклада по сертификату просрочен, то такой сертификат считается документом до востребования, по которому банк несет обязательство оплатить вклад по первому требованию владельца (бенефициара).

Банк может предусмотреть возможность досрочного предъявления к оплате срочного сертификата. При этом банк выплачивает владельцу такого сертификата сумму сертификата и процента по пониженной ставке, устанавливаемой банком при выдаче сертификата.

Проценты по сертификатам устанавливаются при выпуске и указываются на бланках в процентном и денежном виде. При этом процентные выплаты, причитающиеся владельцу по истечении срока сертификата не зависят от времени приобретения.

Заключение


Пассивные операции играют в коммерческих банках первичную роль по отношению к активным. Именно за их счет происходит привлечение средств для дальнейшей инвестиционной деятельности банков.

В то же время нельзя не сказать, что такому источнику формирования банковских ресурсов, как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады зависит в значительной степени от клиентов, а не от самого банка. Поэтому конкурентная борьба межу банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов. Для этих целей коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из их целей и задач. Укрепление депозитной базы очень важно для банков. За счет увеличения общего объема вкладов и расширения круга вкладчиков юридических лиц и физических лиц, можно улучшить организацию депозитных операций и систему стимулирования привлечения вкладов.

Для укрепления депозитной базы и расширения ресурсного потенциала банку предлагается:

1) Расширить перечень существующих вкладов, ориентируясь на различные слои населения с разным уровнем доходов.

2) Освоить выпуск сберегательных сертификатов.

3) Принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов.

4) Производить выплату процентов по размещенным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь.

5) Ввести новую услугу для клиентов – службу телемаркетинга.

Также в целом для коммерческих банков предлагается построение системы гарантирования банковских вкладов с учетом особенностей российской банковской системы.

Список литературы


1. Ахметов А. Е. Как оценить ликвидность и платежеспособность банка. – Саратов: ЗАО «Финиз», 2000. – 78с.

2. Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. – СПб.: Питер, 2001. – 345с.: ил.

3. Банковское дело: Учебник. Под ред. Колесникова В. И. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 536с.: ил.

4. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. – СПб.: Питер, 2001. – 234с.: ил.

5. Серебряков С. В. Финансовая экология: будет ли безопасно хранить деньги в России // Банковское дело. – 2001. – №5. – С. 15-20.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждым коммерческим банком собственной депозитной политики, под которой следует понимать совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию. Реализацию депозитной политики можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле - это деятельность банка, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов, а также определением (регулированием) соответствующих комбинаций источников средств. В узком смысле - это действия, направленные на удовлетворение потребностей банка в ликвидности путем активного изыскания привлечения средств, в том числе и заемных.

Конечной целью выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков.

Основными элементами депозитной политики коммерческого банка являются:

  • 1) стратегия банка по разработке основных направлений депозитного процесса;
  • 2) тактика банка по организации формирования ресурсной базы;
  • 3) контроль за реализацией депозитной политики.

Как правило, банкам предлагается разрабатывать специальный документ по депозитной политике, который позволял бы определять стратегию и тактику банка в организации депозитного процесса. Документ «Депозитная политика банка» разрабатывается на основе анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка, а также в тесной увязке с такими документами, которые определяют основные направления и условия размещения привлеченных средств. Конкретно в депозитной политике банк предусматривает перспективы роста собственных средств, а отсюда и соотношение между собственными и привлеченными средствами; структуру привлеченных средств; предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения; соотношение между срочными депозитами и вкладами на срок и депозитами до востребования; основной контингент по вкладам и депозитам и т.д.

Учитывая мировой опыт проведения банками депозитных операций и возможность его адаптации к российским условиям, можно было бы рекомендовать следующую схему модели формирования депозитной политики коммерческого банка (рис. 1): Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой. - М.: «Юрист», 2007. с. 210

Рис. 1. Модель формирования депозитной политики коммерческого банка

Приведенная выше модель сформирована исходя из текущих задач, которые требуется решать в процессе осуществления пассивных операций и создания оптимальной ресурсной базы банка. Депозитная политика банка должна соответствовать его стратегическим целям. Поэтому при ее формировании чрезвычайно важен выбор генеральной линии. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: «Юрист», 2007. с.352 Банк может выбрать в качестве своих приоритетных потенциальных клиентов либо частных вкладчиков - «розничных» клиентов, либо коммерческие фирмы и других юридических лиц, либо тех и других. Если банк не привлекает широко депозиты населения, то он может заменить постоянные издержки процентными. При работе с населением банк на начальном этапе вырабатывает стратегию проникновения по рынкам, клиентам и банковским продуктам, а затем - стратегию развития и диверсификации. В условиях конкуренции банки вынуждены проводить агрессивную политику. На рынке частных вкладов стратегию лидера проводит, безусловно, Сберегательный банк России. Депозитная политика банка предполагает, что особое внимание должно уделяться управлению рисками в области депозитных операций. Ее основу составляет постоянное поддержание необходимого уровня диверсификации депозитных ресурсов, а также обеспечение возможности привлечения денежных средств из других источников и поддержание сбалансированности пассивов банка с его активами по срокам и процентным ставкам.

Задачами депозитной политики банка могут быть:

  • - соблюдение ликвидности баланса банка;
  • - привлечение ресурсов с минимальными расходами;- привлечение в депозиты необходимого количества ресурсов на возможно более длительный срок;
  • - создание в перспективе условий для устойчивости привлеченных средств.

Поддержание стабильных остатков на счетах клиентов может стимулироваться, например, путем установления более высокой ставки процента, но на минимальный остаток средств на счете либо посредством дифференциации процента в зависимости от размера минимального остатка.

Депозитная политика банка должна быть оформлена документально. Она может быть зафиксирована в виде самостоятельного документа на 1-2 года либо представлена отдельными положениями о порядке привлечения денежных средств во вклады и об открытии и ведении клиентских счетов.

Положение о депозитной политике банка может содержать следующие разделы:

  • - общие положения;
  • - цели ресурсной политики банка;
  • - взаимодействие структурных подразделений банка;
  • -структура ресурсов банка;
  • -сроки привлечения денежных средств и порядок установления условий договоров;
  • - перечень документов, необходимых для заключения договора и открытия депозита или счета в банке;
  • - перечень документов и порядок оформления операций по привлечению средств в депозитные и сберегательные сертификаты;
  • - порядок привлечения средств и оформления операций по привлечению средств кредитных организаций;
  • - порядок начисления и уплаты процентов по пассивным операциям;
  • - порядок отчисления в фонд обязательного резервирования ЦБ РФ, контроль за соблюдением экономических нормативов;
  • - порядок хранения документов.

Кроме того, в зависимости от состава клиентуры и направления деятельности банка документ может включать и другие разделы. Таким образом, депозитная политика банка определяется, во-первых, приоритетами в выборе клиентов и депозитных инструментов (сегментирование рынка), во-вторых, нормами и правилами (в том числе законодательными, инструктивными, внутрибанковскими и т.д.), регламентирующими практическую деятельность банковского персонала, реализующего эти приоритеты на практике. Качество депозитной политики и эффективность пассивных операций зависят также и от компетентности руководства банка и уровня квалификации персонала и выработкой условий депозитных договоров.

Депозитная политика создает необходимые предпосылки эффективной работы персонала ресурсных подразделений банка, объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений.

Наличие системы гарантирования вкладов укрепляет доверие к национальной банковской системе и создает предпосылки для перетока сбережений населения в банки. Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Федеральный закон от 28.02.2009 № 28-ФЗ «О банках и банковской деятельности». ст. 38 Участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов определяется федеральным законом.

Банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Там же. ст. 39 Фонды добровольного страхования вкладов создаются как некоммерческие организации. Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату создания фонда. Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и федеральными законами. Банк обязан поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов. В случае участия в фонде добровольного страхования вкладов банк информирует клиента об условиях страхования.



Что еще почитать