Эссе на тему: международный терроризм. Международный терроризм, которого не существует Роль философии в решении глобальных проблем

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На тему "Терроризм как социальное явление"

Терроризм относится к одному из самых опасных и сложных, трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все разнообразные формы и угрожающие масштабы. Акты терроризма чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушения материальных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными, религиозными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Составляющие явлений "терроризм" и" международный терроризм " - акты насилия, отличаясь громадным разнообразием как по средствам и методам совершения, так и по субъектам, для Российской Федерации и для многих других стран феномены относительно новые. Эти преступления выходят за рамки обычных (уголовных) деяний, которые главным образом покушаются на безопасность и благосостояние личности. Терроризм и международный терроризм, наряду с иными формами преступности - врагами любой государственности, являются угрозой для безопасности личности - общества - государства - международного сообщества, воздействуя не только на правопорядок, но и на экономическую, политическую, государственную, жизнь народов, государств, национальных и международных регионов.

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова "террор" (лат. terror - страх, ужас) являются слова "насилие", "запугивание", "устрашение". Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве (УК, ст.205), определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В праве США - как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества. В конце 1960-х годов появилась специфическая форма терроризма - международный терроризм.

Виды терроризма

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

·Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

·Организованный, коллективный - террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Организованный терроризм - наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

·Националистический - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

·Религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм);

·Идеологически заданный, социальный - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский "левый", экологический терроризм и др.

Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.

Примерно в середине 90-х годов Россия - вплотную столкнулась с проблемой терроризма. В 1995-1996 гг. самыми крупными террористическими актами в России были: набеги на г. Буденовск и г. Кизляр чеченских боевиков, взрыв на Котляковском кладбище в г. Москве, когда 13 человек погибло и 80 человек получили ранения, мощный взрыв в жилом доме в дагестанском городе Каспийске, когда погибло 68 человек. 31 декабря 1996 г. газета "Сегодня" подвела итог террористическим проявлениям в 1996 г., зафиксировав 33 факта. По данным газеты, примерно 90% таких фактов связаны со взрывом или попытками взрывов. В 1999 году взрывы в жилых домах в г. Москве и г. Волгодонске унесли сотни жизней. 11 сентября международная исламская террористическая организация Аль Каида произвела атаку на Пентагон (Вашингтон), и здания всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Террористы пытаются воздействовать, прежде всего, на общество и общественное мнение. Они, в первую очередь, хотят запугать людей. При этом угроза насилия или само насилие сопровождаются акциями устрашения, направленными на частичную или полную деморализацию общества в целом, и, как следствие, государственного аппарата. В конечном итоге количество жертв для террористов не имеет особого значения. Более важна демонстрация миллионам людей самого факта страдания людей, осуществляемая посредством СМИ.

марта 2010 года в 7:56 по московскому времени произошёл взрыв на станции метро "Лубянка", во втором (по другой версии в третьем) вагоне. Ещё один взрыв в 8:37 произошёл на станции "Парк Культуры". В результате терактов погибло 40 человек, 85 ранено. Сотрудники правоохранительных органов установили личность одной из смертниц, устроивших теракты в московском метро. Взрыв на станции "Парк Культуры" произвела 17-летняя уроженка Хасавюртовского района Дагестана Джанет Абдурахманова - вдова главаря дагестанских боевиков Умалата Магомедова по прозвищу Аль-Бара. Ответственность за этот теракт взял на себя лидер "Кавказского эмирата" Доку Умаров. Так же уходящий 2011 год запомнится нам всем терактам в Домодедово. 24 января в Москве в аэропорту Домодедово в 16:32 подорвал бомбу террорист-смертник. По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло (включая террориста), ранения разной степени тяжести получили 130 человек. Отдельные террористические преступления, в том числе прошлых лет, были раскрыты, и виновные привлечены к уголовной ответственности, но в целом наказуемость за столь опасные деяния находится на весьма низком уровне. 26 февраля 2006 Госдума приняла закон "О противодействии терроризму". Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму - в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти. Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны. Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для "пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами" - вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом. В июле 2006 в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке президент РФ Владимир Путин обратился к Совету Федерации с просьбой дать разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений спецназначения за рубежом для борьбы с терроризмом. 7 июля Совет Федерации единогласно проголосовал за предоставление такого права бессрочно и без каких-либо дополнительных условий.

терроризм религиозный идеологический власть

1.Конституция РФ

Уголовный кодекс РФ.

Замковой В., М. Ильчиков. Терроризм. - глобальная проблема современности. М., 2007.

Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 2006.

5.

.

Взрыв на остановке. Взрыв в метро. Захват самолета. Захват заложников. Многочисленные жертвы после взорвавшейся бомбы, которую подложил неизвестный. Паника, крики, плач. Жертвы, раненые. Это не сюжет фильма, а реальность. Такие и подобные сообщение мы почти ежедневно слышим в новостях и все это — терроризм. Именно о терроризме мы и напишем сегодня сочинение.

Терроризм сочинение на тему

Сочинение на тему Терроризм хотелось бы начать с самого определения данного понятия. Терроризм — это устрашение народа посредством насилия и насильственных действий. Сегодня терроризм во всех странах является проблемой номер один, поэтому данная тема актуальна и сочинение про терроризм будет также актуальным для школьников, ведь, задавая различные сочинения на социальные темы, невозможно пройти мимо сочинения про терроризм, или сочинения про борьбу с терроризмом. Вот и мы решили помочь и написать сочинение рассуждение на тему Терроризм.

Итак, терроризм — это зло против человечества и в сочинении хотелось бы сказать о том, насколько тяжело и больно видеть страдания людей, которых коснулась данная беда, что самое страшное, никто не знает и не может быть уверенным в том, что завтра беда не коснется именно его или его членов семьи. А ведь в метро мы спускаемся ежедневно, ежедневно мы стоим на остановках в ожидании транспорта, каждый день мы гуляем в парках, мы собираемся на площадях. Все эти места под прицелом террористов, ведь там, где большие скопления людей, можно нанести массовый вред людям. А именно это и нужно террористам.

Терроризм по своей масштабности, разрушающей силе, жестокости превратился в проблему всего человечества. Это чума современной жизни, это зло, что поработило весь мир, держит его в ужасе и страхе и с этим нужно что-то делать.

Борьба с терроризмом

Необходимо вести борьбу с терроризмом и террористическими актами, государству нужно направлять все свои силы на то, чтобы защищать мирное население, которое ни в чем неповинно, вот только искоренить терроризм очень сложно, особенно, в одиночестве. Необходимо странам объединяться в борьбе против терроризма и только так, всесторонне изучив проблему, выстроив эффективный механизм противодействиям террористическим угрозам, выяснив природу проявления терроризма, можно если не искоренить совсем террор, что сделать очень трудно и, наверное, невозможно, то хотя бы сократить его проявление.

Терроризм - это то слово, которое вызывает ужас, страх и одновременно сочувствие. Вспоминая кадры террористических актов, передаваемых по телевидению смесь чувств переполняет. К совершившему это преступления, а, точнее, ужасный поступок возникает два противоречивых отношения. Это: жалость и ненависть. Первое чувство возникает вследствие осознания того, что этот человек всего лишь пешка и за террористическими актами стоит множество людей. Второе - потому, что он все-таки это совершил и не с намеченной для него траектории. Но как говорят, со стороны хорошо судить, а вот если бы вся горесть коснулась, то мнение было совершенно другое.

Проблемы терроризма - как фактора, оказывающего давление на общество

Терроризм - это прежде всего проблема не одной страны, а всего мирового сообщества. Так как террористические акты гремят по всему миру. Вследствие них гибнет множество людей, страдают многие семьи, а также инфраструктура городов. Но искоренение терроризма это очень сложная задача и пока что в мире есть преступность - она становится практически не решаемой. Так как основное доход террористов - это на подпольном рынке оружия и наркотических средств.

Еще одной значимой проблемой терроризма является привлечения к этой деятельности детей. Их с самого рождения готовят к их миссии. Ни для кого не секрет, что под меньшее подозрение попадает ребенок, поэтому ему легче проникнуть, ведь досмотр на вокзалах в основном ведется за взрослыми.

Борьба с глобальной проблемой - терроризмом

В современном мире ведется ожесточенная борьба с террористическими организациями, чтобы добиться успехов в которой, применяется множество методов. Борьба только при помощи боевых действий не даст желаемого результата, ведь если уничтожить одну экстремистскую группировку, на ее месте образуется другая. Поэтому против террористов используются как политические, так экономические и информационные методы. Создание определенных подразделений, деятельность которых объединяет в себе борьбу с террористами и преступниками. Одной из таких известных организаций является Интерпол (Интернациональная ). С политической точки зрения можно отметить внедрение законопроектов ограничивающих или запрещающих носить оружие. Информационные методы - это прежде всего антитеррористическая пропаганда, ведь не зря по телевизору, в интернете и газетах терроризм представлен во всех красках.

Терроризм - это страшнейшее проявление экстремизма, которое не оставляет большинство равнодушными.

Силы международного терроризма атакуют Европу, силы международного терроризма совершили нападение на Россию… Удивительная по своим масштабам ложь! Никакой единой международной террористической организации не существует и никогда не существовало. Существуют отдельные террористические организации, каждая из которых имеет собственную идеологию. В одних случаях эта идеология имеет религиозные основания, в других выражается доктринами национально-освободительной борьбы, в-третьих - различными социальными учениями (анархистской, троцкистской, маоистской направленности). Но об идеологии, подвигающей на теракты предпочитают не говорить.

В наше деиделогизационное время сама постановка вопроса о том, что возможны идеологические альтернативы существующей системе жизнеустройства воспринимаются большей угрозой, чем сам терроризм. А между тем, без деконструкции идеологических мотиваторов терроризма противостоять ему невозможно.

РАЗМЫТОСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ»

Терроризм в настоящее время является не только выражением политических реалий, но и информационным феноменом. Он определяется сегодня в перечне глобальных угроз в качестве одного из главных вызовов, стоящих перед человечеством.

Терроризм позиционируется как противник признанных международным сообществом национальных государств, включая Россию. Война в Чечне характеризовалась именно как нападение на Российскую Федерацию сил международного терроризма. Международный терроризм является единственным названным противником России в Стратегии национальной безопасности. Тема угроз международного терроризма является фактически основным проблемным мотивом и в Стратегиях национальной безопасности США. Весь этот информационный дискурс выглядит как попытка ретуширования истинной природы рассматриваемых под террористическим маркером вызовов. Терроризм сам по себе не может быть определен как противник, поскольку не является субъектом. Терроризм есть тактика, к которой могут обращаться самые различные идеологические силы. А какова идеология терроризма предпочитают не говорить, ибо в таком случае окажутся подняты не вполне желаемые для бенефициаров современных мировой и национальной систем вопросы.

О том, что в отношении России была совершена агрессия со стороны сил международного терроризма неединожды говорил Президент Россия. Слова об этой агрессии содержались, в частности, в президентских Посланиях Федеральному Собранию.

2002 год: «Совместными усилиями нам удалось решить важнейшую стратегическую задачу - ликвидировать наиболее опасный центр международного терроризма в Афганистане. Пресечь его негативное воздействие на положение в других регионах мира, устранить исходившую оттуда для нас с вами угрозу.

После 11 сентября прошлого года многие, очень многие в мире поняли, что „холодная война“ закончилась. Поняли, что сейчас - другие угрозы, идет другая война - война с международным терроризмом. Его опасность очевидна, она не требует новых доказательств. Хочу отметить: это в полной мере относится и к России».

2004 год: «Россия оказалась одной из первых стран, столкнувшихся с масштабной угрозой международного терроризма. Как все мы знаем, еще не так давно это угрожало самой территориальной целостности Российской Федерации. После известных страшных трагедий, произошедших в результате терактов, в мире сложилась антитеррористическая коалиция. Сложилась при нашем активном участии, в сотрудничестве с Соединенными Штатами Америки, с другими странами и в ситуации с Афганистаном показала свою высокую дееспособность в борьбе с угрозой террора.

Россия дорожит сформировавшимся антитеррористическим сообществом, дорожит им как инструментом координации межгосударственных усилий в борьбе с этим злом. Больше того, успешное сотрудничество в рамках коалиции и на основе международного права может стать хорошим примером консолидации цивилизованных государств в борьбе с общими угрозами».

2005 год: «Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последовавшей хасавюртовской капитуляцией».

Итак, на нас напали, а кто напал - нежелательно произносить - «некие силы тёмные» . В российском случае, как и в случае с терактами в западных странах, пришлось бы анализировать феноменологию течений современного ислама и разбираться с идеологемой джихада. Но к этому не российское, ни западное экспертное сообщества не готовы. А между тем, без такого анализа исламистские течения, использующие тактику террора, будут только усиливаться.

И такой анализ должен привести к выводу, что ислам традиционный и джихадистские версии ислама противоречат друг другу. Сама же категория джихада традиционного ислама не может быть подверстана под современную террористическую практику. Идея борьбы содержится в любой из религий и не может не содержаться. Любая из религий построена на жесткой дихотомии добра и зла. И бороться со злом - нравственный императив для любого верующего. Джихад как раз и выражает эту философию борьбы. Существуют различные виды джихада, предполагающие в том числе, борьбу с преступниками, борьбу с собственными дурными помыслами. Между терроризмом и борьбой с собственными дурными помыслами, естественно, пропасть. Джихадисты произвели принципиальную подмену. Императив борьбы со злом был подменен фактически императивом геноцида - физическим уничтожением иных. Это прямая подмена ислама, не имеющая ничего общего с великой религией.

Все традиционные религии в качестве одной из базовых ценностей утверждают жизнь человека. Религиозный терроризм, казалось бы, действует от лица религии. Но сам факт лишения жизни человека вступает в противоречие с исходным религиозным ценностным фундаментом. Показательно, что духовные авторитеты всех ведущих традиционных религий осуждают сегодня терроризм. Террористические акты нельзя в этом смысле трактовать в качестве борьбы религиозного мира против мира секулярного. Так его хотят представить силы, заинтересованные в продуцирование конфликта. В действительности терроризм противоречит и религиозной, и гуманистической светской системам ценностных координат.

ИСТОРИЯ ТЕРРОРИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В известном смысле история терроризма соотносится с историей человечества. Однако в античную и средневековую эпохи он был в основном представлен в форме тираномахии. Генезис современного терроризма связан с появлением зачатков информационного общества.

Хотя и в средние века, и в античность теракт не только имел персональную направленность, но и предполагал зачатую эксцитативную функцию, т.е. служил формой агитационного или устрашающего послания. Более того, существовал мифологический пласт сакрализованного пантеона героев-террористов. Юдифь и Брут, зелоты и ассасины, Робин Гуд представляют собой вариации террористической канвы архаических периодов истории. Террорист воспринимается как фигура культовая, даже ритуальная в той культуре или контркультуре, ради идей которой он пошел на теракт. Мышление двойными стандартами выражается в том, что «чужой» терроризм преподносится как злодейство, когда как «свой» оценивается в качестве подвига. В первом случае террорист определяется преступником и бандитом, во втором - повстанцем, подпольщиком, партизаном. Преодолеть эту аксиологическую дихотомию невозможно. Возникновение его в качестве массового феномен датируется последней четвертью XIX века. С момента своего формирования он артикулировался в рамках трех идеологических направлений: анархический терроризм (США и Западная Европа), социалистический терроризм (Россия), этно-конфессиональный терроризм (Ирландия, Польша, Индия, Ближний Восток).

Нельзя говорить, что терроризм столетней давности был содержательно другим и был направлен на конкретные фигуры власти. Действительно, эсеровские теракты носили, главным образом, персонифицированную направленность. Но теракты в исполнении анархистов или максималистов были направлены против «буржуазного общества» в целом, что выражалось, к примеру, во взрывах общественных учреждений, забрасывания бомбами кафе, «аграрном» и «фабричном» терроре.

Теракт в условиях информационного общества ориентирован на общественный резонанс. При отсутствии информации, он оказывается лишен смысла. Следовательно, создание информационного вакуума вокруг деятельности террористических групп и есть действенный способ борьбы с терроризмом. Но принципы гласности и свободы СМИ являются краеугольными камнями организации гражданского общества, а потому для их ограничения, пусть даже в целях предотвращения террористической угрозы, следовало бы отказаться от существующей идеологической модели.

Существует и другой известный издревле универсальный способ предотвращения терактов - заложничество. Еще в античные времена при заключении мира широко применялась практика обмена заложниками, что являлось наиболее весомым фактором, удерживающим народы от нападений друг на друга. Заложничество служило действенным сдерживающим механизмом для местного населения в колонизационной политике царской России на национальных окраинах. Но позиционирование в соответствие с маркером «цивилизованности» не позволяло брать в заложники представителей собственной интеллигенции, и в результате, Российская Империя, успешно предотвращавшая развитие национального терроризма, была захлестнута террористической волной социальной революции. Кстати, и большевики не гнушались использовать процедуру заложничества. Так, в 1922 г. исполнение приговора для эсеров-смертников было отложено с оговоркой, что казнь обвиненных состоится в том случае, если Партия социалистов-революционеров и далее будет использовать террористические методы борьбы против Советской власти.

Угроза смерти на испугает террориста. Согласно давно устоявшемуся взгляду, побудительным мотивом теракта является суицидальная психопатология. Террорист ищет смерти, и перспектива эшафота для него оказывается желанной. Но, жертвуя собой, террорист далеко не всегда пойдет на жертву находящихся в заложниках своих товарищей или родственников. Однако, практика заложничества, естественно, также несовместима с концептом «прав человека». Соответственно, раскрутка темы терроризма логически подводит к выводу о необходимости в целях «обеспечения безопасности» пойти на свертывание системы прав и свобод человека. В перспективе глобальных трендов обозначаемые ориентиры могут быть определены как проекция новой фашизации мира.

ТЕРРОРИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Негативная аксиология терроризма идеологическими установками победившей или господствующей стороны. Но зачастую терроризм являлся единственным способом отстаивать свои права и достоинство, когда легитимный путь оказывается неэффективным.

Геноцид армян оказался бы по большому счету не замечен мировым сообществом, если бы не дашнакский террор. «В конце концов, кто говорит сегодня об уничтожении армян?» - задавал по прошествии времени риторический вопрос А.Гитлер в обосновании возможности геноцида в отношении евреев. Однако громкие политические убийства дашнаками лиц причастных к геноциду заставили мировое сообщество признать факт существования армянского вопроса. Безусловно, террор нельзя, находясь на гуманистических позициях, признать приемлемым средством. Но политически как метод он оказывается зачастую едва ли не единственно возможным способом донести свою позицию.

В войнах межгосударственных бывают, как известно, победители и побежденные. Победить же в цивилизационных войнах в принципе невозможно. Сила действия равна силе противодействия. Переводя эту формулу Исаака Ньютона на язык гуманитарных наук можно использовать метафору «цивилизационного маятника». Чем больше амплитуда маятникового движения в одну сторону, тем более значительным будет потом его движение в другую. Подавление цивилизационной идентичности в первой фазе неизбежно приведет во второй фазе к цивилизационному отторжению. Неизбежен и контрудар в отношении цивилизационного агрессора.

Движение «цивилизационного маятника» ярко иллюстрирует в этом отношении история Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. Персидская агрессия на Запад - Походы Александра Македонского на Восток - Парфянское наступление на Запад - Римское наступление на Восток - Нашествие гуннов на Запад - Византийское имперское восстановление власти на Востоке - Арабские походы на Запад - Крестовые походы на Восток - Османская агрессия на Запад - Западная колониальная агрессия на Восток. Современная террористическая атака Европы, распространение антизападного джихадизма является очередной фазой этого маятникового движения. Остановить ход кровавого маятника можно только отказавшись от практики цивилизационных агрессий.

Нельзя находясь на гуманистических позициях оправдывать практику терроризма. Но это не значит, что не следует объяснять ее генезис. Объяснительный же анализ объективно приводит к выводу об ответственности западных неокрестоносцев. Неужели не существовало понимания того, что агрессия - военная и информационная ни к чему иному как к распространению экстремистской идеологии непримиримой борьбы - джихадизма, стратегии ведения «войны без границ», тактике индивидуального террора не могло привести? Логика противодействия превосходящим силам противника должна была привести именно к такому исходу.

Пророческими оказались слова Муаммара Каддафи, которого свергали «широкой коалицией» сил и который за несколько месяцев до своей гибели, обращаясь к западному сообществу, предупреждал: «Пренебрежение стабильностью Ливии повлечёт за собой обрушение мира в мире, через нестабильность в Средиземном море. В случае, если наша власть в Ливии должна будет прекратиться, миллионы африканцев хлынут нелегально в Италию, во Францию… Европа станет чёрной в самое небольшое время. Это наша сила блокирует нелегальную иммиграцию. Это благодаря нам царит стабильность в Средиземном море, во всю длину 2 тыс. километров вдоль ливийских берегов. Мы предотвращаем иммиграцию, сдерживаем развитие и продвижение Аль Каиды… Таким образом, если стабильность в Ливии будет нарушена, это немедленно будет иметь плохие последствия для Европы и для Средиземноморья. Все будут в опасности!» .

А к чему могли привести такие действия как публикация карикатур в отношении Мухаммеда и исламских святынь. Инцидент с карикатурами «Charlie Hebdo» не был в этом отношении исключительным случаем, находясь в череде антиисламских манифестаций. Как оценивать такого рода действия, как выражение свободы мнений, или сознательную провокацию?

А вот еще один пример, лежащий в дуализме между правом на свободу и провокацией. В 2003 году после свержения в Ираке режима Саддама Хусейна новые власти одним из первых шагов проводят декриминализацию гомосексуальных отношений. Для исламской страны шаг беспрецедентный! Как мусульмане воспримут эту законодательную новеллу было очевидно. Рождение ИГИЛ такого рода шагами было программируемо. Характерны и проговоры современных политических фигур, нет, да и допускающих понятия из арсенала религиозных войн эпохи средневековья. Двенадцатого сентября 2011 года, на следующий день после резонансной террористической атаки на США Джордж Буш говорил о новой войне против терроризма, используя фразеологизм «крестовый поход». Для стран ислама после этого стало фактически все понятно. Впоследствии американский президент признал, что слова о «крестовом походе» были неуместны. Но проговорка состоялась. Да и последующая риторика звучала совершенно в духе обращений инициатора первого крестового похода папы Урбана II.

«И мы , - говорит американский президент под стиль мессианской проповеди на пятилетие событий 11 сентября, - пойдем вперед с уверенностью в нашем национальном духе, в справедливости наших целей, и с верой Бога, который всех нас сделал свободными… Сейчас мы находимся на самой ранней стадии битвы между тиранией и свободой. Несмотря на творящееся насилие, многие до сих пор задаются вопросом: хотят ли народы Ближнего Востока получить свободу? В течение 60 лет эти сомнения и определяли нашу политику в этом регионе. А затем в ясное сентябрьское утро нам стало очевидно, что умиротворение, которое мы видели на Ближнем Востоке, оказалось лишь миражом. Годы попыток добиться стабильности оказались потрачены впустую. И мы изменили нашу политику» .

Делается удивительное признание - хотят или не хотят народы региона свободы в ее американском прочтении неважно - политика умиротворения закончилась, начинается политика иного рода. А что есть политика противоположная умиротворению (а умиротворять можно только того, кого считаешь имманентным врагом) ясно - это политика подавления.

России, если она всерьез, берет на себя роль противостоятеля творимого на Ближнем Востоке беспределу, следует, наконец, определиться, с кем идеологически ведется борьба. Терроризм - это не идеология, а средство ведения борьбы, к которому могут прибегать совершенно различные организации. Сказать, что мы боремся с терроризмом - не сказать ничего. Сказать то, что боремся с ИГИЛ тоже недостаточно, поскольку у игиловской организации есть вполне определенная идеология. А вот определить суть враждебной идеологии бояться и не хотят. Бояться так как конфликт выйдет в этом случае за рамки сценария «маленькой победоносной войны», не хотят - потому, что, заявив идеологию противника, надо будет заявлять и идеологию собственную и перестраивать под нее всю сложившуюся систему жизнеустройства. Делать - рано или поздно это придется по любому.

ИНФОРМАЦИОННАЯ РАСКРУТКА ТЕМЫ МИРОВОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ

Вызов террористической угрозы, казалось бы, более чем очевиден. Теракты прямо подрывают сложившуюся систему управления, хаотизируют жизнь общества, вызывают состояние паники. Но не является ли подъем частотности терактов следствием соответствующей информационной раскрутки? Проверка данного предположения осуществлялась посредством сопоставления динамики терактов с динамикой упоминания проблемы терроризма в заголовках ведущих мировых газет. В результате было обнаружено, что разогрев темы террористической угрозы начался ранее самого увеличения количества терактов. Создание соответствующей информационной проблематике в СМИ потянуло за собой как отклик реальный терроризм. Итогом же явилась артикулируемая дилемма - свобода приватной жизни - в обмен на безопасность.

Международный терроризм выступает в настоящее время не только реальной угрозой, но и особого рода пугалом. Активно разыгрывается карта нависшей над миром террористической угрозы.

Контент-анализ средств массовой информации, выявление частотности оперируемых тем позволяет сегодня делать достаточно точные прогнозы в отношении политических процессов. Проводимый эксперимент состоял в установление хронологической последовательности между явлением и его информационной раскруткой. По общей логике вначале происходит событие, а только затем его информационное распространение. Если же первоначально появляется информация, то значит именно она и вызывает к жизни явление. Что обнаружилось? Первоначально подъем публикаторской активности по терроризму, и только потом рост динамики террористических актов. Это говорит о том, что именно СМИ и программируют такого рода действия. Технология информационных войн налицо. Вспоминая афоризм Жана Бодрийяра, в комнате, где стоит телевизор, рано или поздно произойдёт убийство.

Динамика терактов в мире, как показали расчеты, не возрастает. Но при этом тема терроризма, как информационный повод, не перестает раскручиваться. Следовательно, информационная раскрутка преследует не цели борьбы с террористической угрозой, а некие другие не афишируемые стратегические ориентиры.

Западный мир преподносится в качестве главной жертвы агрессии со стороны международного терроризма. В действительности география распределения численности терактов и их жертв по различным регионам мира совершенно иная.

Следовательно, информационная раскрутка темы международного терроризма имеет проектный целенаправленный характер. Резонанс сообщений о терактах, даже не сами теракты, оказался политически востребован. Дело здесь не в самих террористах - марионетках чужой геополитической игры, а в интересантах соответствующего информационного вброса.

ДВОЙНАЯ ИГРА И ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

Опыт изучения истории терроризма позволяет констатировать наличие неизменной связи террористов с представителями властных структур и правоохранительных органов. Российские террористические организации начала XX века были наводнены провокаторами, и действовали под колпаком Департамента полиции. «Дело Азефа» лишь вершина этого айсберга. Убийства Плеве, Сергея Александровича Романова, Столыпина происходили, по меньшей мере, при попустительстве охранки. Сейчас нет сомнений, что значительная часть терактов сталинской эпохи была инициирована НКВД. Так, если в исторической ретроспективе терроризм едва ли не всегда оказывался направляем властями, то почему такого рода закономерность не может быть применима к современной эпохе? Известно, что Аль-Каеда являлась изначально американским проектом, а Усама бен Ладен воевал при поддержке американцев против советских войск в Афганистане. Возможность связи международного терроризма с глобальным бенефицариатом в этой логике не может быть признана чем-то принципиально невозможным.

Ищи кому выгодно… Террористическая атака 11 сентября 2001 года в США явилась катализатором роста патриотического дискурса. Следствием теракта стала попытка Дж. Буша-младшего консолидировать американскую нацию против внешнего врага. Принятый в октябре 2001 года Федеральный закон «О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму», который давал правительству широкие полномочия в надзоре за гражданами и ограничение свобод, получил неофициальное название «патриотический акт». По прошествии шестнадцати лет действие закона так и не было отменено. Геополитическим следствием теракта 11 сентября стала американская экспансия в Ирак и Афганистан. В обоих случаях доказательств связи террористов с соответствующими государствами не имелось. Но общий информационный контекст - нападение на США террористов легитимизировал в массовом восприятии возможность вторжения ответным ударом в другие страны и даже участия в «крестовом походе», провозглашенным Дж. Бушем-младшим.

ТЕРРОРИЗМ И УГРОЗА НОВОЙ ФАШИЗАЦИИ

Создание любой цивилизационной системы предполагает конструирование образа врага. Если реальный враг отсутствует, он может быть выведен искусственно. Нет сомнения, что мы находимся на пороге утверждения новой мировой системы управления.

В качестве основного врага современного глобализируемого мира позиционируется международный терроризм. В воспроизводстве темы глобальной террористической угрозы и заключается конкретный механизм осуществления политической глобализации. Однако, возведению глобальной тоталитарной системы препятствует идеологический рецидив эпохи модернизации - «права человека». Через развертку темы международного терроризма массовое общественное сознание подготовляется к восприятию инволюции гражданских свобод. Общество уже готово признать целесообразной формулу: «права человека - в обмен на безопасность».

Международный терроризм - специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XX - началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики. Современный международный терроризм является, как правило, исламистским.

Основными чертами международного терроризма являются глобализация, профессионализация и опора на экстремистскую идеологию. Также отмечается использование террористов-самоубийц, угроза использования неконвенционального (ядерного, химического или бактериологического) оружия и рациональныйподход. Один из крупнейших современных исследователей терроризма Брайан Дженкинс (англ. ) считает международный терроризм новым типом конфликта.

Резолюция № 1373 Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года отмечает «тесную связь между международным терроризмом и транснациональнойорганизованной преступностью, незаконными наркотиками, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия и незаконными перевозками ядерных, химических, биологических и других потенциально смертоносных материалов» . Специалисты отмечают также рост технической оснащённости террористов и их негласную поддержку со стороны некоторых государств.

Для достижения своих целей террористические организации широко используют сеть Интернет, радио и телевидение.

Международный терроризм представляет особую опасность в связи с тем, что угрожает международному правопорядку и межгосударственным отношениям. Любая акция международного терроризма затрагивает интересы нескольких (как минимум двух) государств и для пресечения либо предупреждения таких акций необходимо широкое межгосударственное сотрудничеств.

42) Идеология «новых правых»

Новые правые - термин, который употребляется для обозначение ряда политических течений и партий правого толка.

Часто обозначение «новые правые» относится к совокупности праворадикальных социально-философских течений, возникших в ряде стран Запада в 1970-е гг. в качестве реакции на теории неомарксистов и «новых левых». В частности

политическое движение Nouvelle Droite возникшее в 1969 г. во Франции, заявившее о своей приверженности правым («консервативным») ценностям, ядром которого стала группа по изучению европейской цивилизации (ГРЕСЕ), заметными участниками которой были Ален де Бенуа и Доминик Веннер

Одна из главных тем геополитики “новых правых” - восстановление баланса сил в мире. Под балансом сил в геополитике подразумевается состояние не статического, а динамического равновесия, где допустимы непрерывные колебания в воздействии противостоящих центров политической динамики на стратегическую и геополитическую конфигурацию мировой политики.

Идеология тоталитаризма

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario ) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики - в отрицательном. На Западе используют общие черты сталинизма и фашизма для объединения их под одной вывеской тоталитаризма. Эта модель широко используется в антикоммунистической пропаганде.

1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.

7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).

8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

10. Централизованное планирование экономики.

11. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.

12. Приверженность экспансионизму.

13. Административный контроль над отправлением правосудия.

14. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью

44) Разновидности тоталитаризма: сходства и различия

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме – вовне, против других народов.

Существует весьма популярное и довольно устойчивое мнение, согласно которому советская коммунистическая империя на Востоке и нацистский третий рейх на Западе коренятся в национально-исторических традициях России и Германии, и в сущности представляют собой продолжение истории этих стран в новых условиях. Такое мнение верно лишь отчасти, поскольку в ряде ключевых аспектов они были построены на прерыве исторической преемственности, а в чем-то – даже отказе от некоторых ключевых элементов национально-исторической традиции.

45. Фашизм и неофашизм как политическая идеология

Возник на рубеже XIX - XX вв. как результат империалистических противоречий. Проявляется в движении антиглобалистов и «новых правых» сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей.

Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.

Идеология феминизма

Фемини́зм (от лат. femina , «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин.

Феминизм как движение возник в XVIII веке; во время первой волны феминизма с XIX века по первую половину XX века борьба шла за достижение равноправия полов. Впоследствии, во время второй волны, акцент борьбы сместился на достижение фактического равенства женщин с мужчинами. Особенно активизировался феминизм в конце 1960-х годов. В рамках феминизма существуют идеи экстремистской направленности.

Появление феминизма, как теории, подготовлено следующими интеллектуальными течениями Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Милль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд,Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы чернокожих за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.



Что еще почитать