Философия отношений применительно к жизни. Совет #2 мудрецов, древнегреческих философов. Фильмы о философии жизни

Философский выбор в широком смысле – это выбор отношения к жизни и к самому себе. В более конкретном смысле, философский выбор – это построение модели внутреннего мира, в котором предстоит жить. Для этого надо осмыслить элементы внутреннего мира, какими они должны быть, и какими должны быть отношения между этими элементами. Это не столько планирование действий во внешнем мире, как планы наведения порядка внутри самого себя. Для этого – ни много, ни мало – требуется переосмыслить всю свою жизнь в части восприятия событий жизни и отношения к согражданам и к самому себе.

Философский выбор отношения к жизни начинается с желания себя изменить в лучшую сторону, затем – с осмысления сути изменения и выбора установки относительно того, что именно следует изменить. Таким образом, установка на конкретное изменение своих отношений к жизни и к самому себе есть ключевой момент философского выбора, предваряющий порядок дальнейших действий по совершенствованию самого себя.

Примеры установок в философском выборе могут быть разные и зависят от предрасположенностей человека. В качестве иллюстрации я нашел в разных источника примеры установок отношения к жизни и/или к самому себе.

"Мудрый не отрицает реалий в жизни, не пренебрегает человеческими ценностями, но философски ставит под сомнение значимость мелких неприятностей и невзгод".

"Философское отношение к жизни - это настрой превращать даже тяжёлый стресс в задачу".

"Успех - это путь из грамотно воспринятых неудач".

"Относиться к жизни можно по-разному. Проще всего жить, как живется, и не задумываться о философском восприятии проблем. Это тоже философский выбор. Но чем проще живет человек, тем меньше он подготовлен к встрече жизненно важных проблем".

"По сути, философское отношение к жизни исчерпывается следующей позицией: «Раз уж я попал в этот мир, я должен в нем разобраться и жить». Устранить тщеславие, зависть, жадность и другие негативные эмоции, искажающие картину реальности, которую видит философ. То есть избавление от этих пороков и является одной из целей философского выбора отношения к жизни".

Итак, мы живем в двух мирах: реальном и воображаемом (модели первого). Все наши мысли, переживания это жизнь во втором мире. Философский выбор заключается в правильной организации этого мира. Воображаемый мир это не только мир иллюзий и т.п. Он имеет и важную функцию - приспособления к внешнему миру. Когда человек непосредственно не сталкивается с внешним миром, он приходит в равновесие со своим внутренним (воображаемым) миром.

Первичное в философском выборе - это наш выбор, как мы решили для себя относиться к жизни и к себе: более положительным или более отрицательным образом. А вторичное это то, как мы оправдываем для себя наш выбор в разных жизненных обстоятельствах, и рецепты, помогающие этот выбор претворить.

Первый шаг философского выбора – это само решение переосмыслить свою жизнь в части упомянутых отношений к жизни и к самому себе. Дальнейшие шаги относятся уже к конкретным элементам построения своего внутреннего мира: что в нем есть, и что в нем следует улучшить с точки зрения целей и глобальных духовных потребностей человека – таких как стремление к самосовершенствованию, тяга к познанию и т.д.

Вспоминая свой путь в части философского выбора, хочу отметить разницу между "принять" и "применить" (употребить). "Принять" – это значит сделать какое-то средство частью своей "философии", а без этого редко удавалось что-то полноценно "применить". Это был типичный вид самообмана: вроде бы я хотел что-то "применить", но не хотел "принять", а в результате по сути не хотел и "применить". Иначе говоря, я может быть и смог бы "применить", но не хотел за это заплатить своими желаниями, изменением образа жизни и т.д.

К этому добавлю, что изменить свои взгляды в философском выборе отношений к жизни и к себе вовсе не означает то же, что изменить себя. В конце концов, шаблоны отношений - это мелочь, а не суть человека, надо только знать для чего эти отношения нужно менять.

В своих давних записях я нашел извлечения (откуда они взяты не указано), более-менее близкие к теме. "Из субъективных факторов следует выделить тот главный, который заключается в ощущении человеком смысла собственной жизни. В душе человека существует в основном неосознанная система ценностей, определяющая его отношение к явлениям жизни и к самому себе. Эта организованность (структура) ценностей и создает у человека ощущение порядка в душе. Потребность установить этот порядок является инстинктивной и составляет "закон смысла" - фундаментальный принцип, которому подчиняется вся жизнь человека".

Иначе говоря, в философском выборе надо пожертвовать какими-то своими потребностями в пользу других, глобальных, потребностей, определяющих основной смысл жизни и которыми жертвовать уже нельзя.

Для меня, например, новизна познания – это уже не философский выбор, а необходимый атрибут моего существования, без которого жизнь теряет свой смысл. И в рамках данного понимания важно даже не то, в чем состоит новизна, а в том, что эта НОВИЗНА ДОЛЖНА БЫТЬ. И у меня нет такого выбора иметь новизну или не иметь, если мой главный внутренний вектор направлен по компоненте выбравшего жить. То есть не по компоненте страха, а по компоненте "иметь к жизни интерес". С этой же точки зрения важно даже не какая у меня сейчас задача, а смогу ли я в ней найти новизну.

При любом философском выборе отношения к жизни, новизна должна остаться со мной. Это не та потребность, которую я могу заменить какой-нибудь другой: "Где гибнет познанье, - да ведает всякий, - Там гибнет дитя человечье во мраке!". Так сказано в Бхагавад Гите, в которой отражена индийская мудрость веков.

Философский выбор, как необходимость изменения отношения к жизни, возникает чаще всего под давлением изменившихся в худшую сторону жизненных обстоятельств. Здесь, чтобы адаптироваться к изменившейся текущей жизни надо признать, что она есть НОРМА, а не нонсенс, крушение и т.п. Через это надо заставить себя пройти.

И еще один важный момент в философском выборе отношения к явлениям жизни: НАДО БЫТЬ МОРАЛЬНО ГОТОВЫМ К ПОРАЖЕНИЮ. Иначе очередная неудача или, скажу мягче, непредвиденная помеха на пути самосовершенствования могут обернуться в катастрофу. Расчет, вернее настрой, на то, что обстоятельства непременно должны складываться удачно (никто, например, случайным образом мне не помешает), мой коренной порок, постоянно выбивавший меня из колеи при попытках изменить свое отношение к жизни и к себе.

Настраиваясь на философский выбор, надо еще и еще раз себе напомнить, что уровень претензий (к себе, ко всем и в отношении всего с чем сталкиваешься или ожидаешь) - первопричина большинства проблем, порождающих негатив. Ошибка философского выбора, может быть, начинается с общего представления о том, что мир тебе чем-то обязан, что-то тебе должен, и ты вправе чего-то требовать от него. На самом деле, возможно, следует лишь понимать, что есть только вероятность тех или иных событий, вытекающая из свойства мира делать как зло, так и добро. К такому, так сказать, информативному отношению к жизни и своему месту в мире тоже следует себя приучать, если психологическая устойчивость в жизненных обстоятельствах является задачей совершаемого философского выбора.

С возрастом мы склонны рассматривать наш негатив, т.е. негативное восприятие жизни, как некую сверхценность, которой не допустимо изменять. Однако, следуя философскому выбору, мы должны принять другую точку зрения: негатив - это не ценность, а лишь одно из состояний человека, в котором он может пребывать, но не обязан пребывать.

Философский выбор при всей его глобальности в отношении к жизни состоит из каких-то конкретных моментов и шагов: конкретных отношений по поводу конкретных явлений и т.п. Каждый из нас, видимо, хотел бы научиться, когда это нужно, делать с удовольствием то, что неприятно тебе. Сделать это (изменить "философию выбора") можно, например, заставляя себя делать с удовольствием то, что неприятно тебе. Делать, пожертвовав своим неудовольствием, делать неоднократно, а средство для этого - положительный контроль мгновений. Здесь надо всего лишь помнить, что реально наша жизнь состоит из мгновений. В каждый момент мы можем обратить внимание на текущее мгновение и в каждое мгновение мы на краткий миг способны, при желании, сделать это мгновение приятным. Ну а общий философский выбор здесь заключается в готовности установить в своей жизни в качестве постоянного ее инструмента такой положительный контроль.

Жизненная философия - это система воззрений человека. Поиск ответов на главные вопросы в жизни, в чем ее смысл, для чего, что и как делать, не прекращается. С античных времен умы философов мудрствуют над этим. Сформированы десятки учений, но по-прежнему люди задают себе эти вопросы.

Что такое философия жизни?

Понятие «философия жизни» имеет два значения:

  1. Личная философия, в центре которой решение экзистенциальных вопросов о состоянии человека.
  2. Философское направление, зародившееся в Германии во второй половине XIX века как реакция на рационализм. Главные представители:
  • Вильгельм Дильтей;
  • Анри Бергсон;
  • Пьер Адо;
  • Фридрих Ницше;
  • Георг Зиммель;
  • Артур Шопенгауэр.

Понятие жизни в философии

Жизнь определение в философии занимало умы многих мыслителей. Сам по себе термин многозначен и может быть рассмотрен с разных точек зрения:

  • биологической (как форма существования материи);
  • психологической (как форма существования сознания);
  • культурно-исторической (как форма существования человечества).

Философия жизни - основные идеи

Философия жизни объединила в себе различные направления, объединенные общими идеями. Она возникла как реакция на устаревшие философские традиции, обусловленные рационализмом. Идеи философии жизни в том, что бытие – это первооснова, и только через него можно что-то постичь. Все рациональные методы познания мира – в прошлом. На смену им приходят иррациональные. Чувства, инстинкты, вера – основные инструменты постижения реальности.


Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке "Буря и Натиск" Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Смысл жизни человека - философия

Проблема смысла жизни в философии была и остается актуальной. Ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что делает жизнь значимой ищут философы разных направлений на протяжении веков:

  1. Античные философы были единодушны во мнении, что суть человеческой жизни таится в стремлении к благу, счастью. Для Сократа счастье равно совершенствованию души. Для Аристотеля – воплощению человеческой сущности. А сущность человека – это его душа. Духовный труд, мышление и познание ведут к достижению счастья. Эпикур видел смысл (счастье) в удовольствии, которое он представлял не как наслаждение, а как отсутствие страха, физических и духовных страданий.
  2. В Средние века в Европе представление о смысле жизни было напрямую связано с традициями, религиозными идеалами и сословными ценностями. Здесь наблюдается схожесть с жизненной философии в Индии, где повторение жизни предков, сохранение сословного статуса являются ключевыми.
  3. Философы XIX-XX веков считали, что жизнь человека бессмысленна и абсурдна. Шопенгауэр утверждал, что все религии и философские течения – это лишь попытки найти смысл и сделать бессмысленную жизнь выносимой. Экзистенциалисты, Сартр, Хайдеггер, Камю, приравнивали жизнь абсурду, и только человек мог собственными действиями и выбором придать ей некий смысл.
  4. Современные позитивистский и прагматичный подходы утверждают, что жизнь обретает тот смысл, который важен для отдельного человека в рамках его реальности. Это может быть все, что угодно – достижения, карьера, семья, искусство, путешествия. То, за что конкретный человек ценит свою жизнь и к чему стремится. Такая философия жизни очень близка многим современным людям.

Философия жизни и смерти

Проблема жизни и смерти в философии является одной из ключевых. Смерть как результат процесса жизни. Человек как любой биологический организм смертен, но в отличие от других животных, он осознает свою смертность. Это подталкивает его к мыслям о смысле жизни и смерти. Все философские учения можно условно поделить на два типа:

  1. Нет жизни после смерти . После смерти нет никакого бытия, вместе с телом человека погибает и его душа, его сознание.
  2. Жизнь после смерти есть . Религиозно–идеалистичный подход, жизнь на земле – это подготовка к или реинкарнации.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок . Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний» . Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха» . Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея» . Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра» . Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение» . Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Фильмы о философии жизни

Режиссеры обращаются в своих картинах к теме человеческой жизни. Фильмы о философии жизни, которые заставят задуматься:

  1. «Древо жизни» . Режиссера Терренса Малика. Это кино поднимает миллионы риторических вопросов о значении жизни, проблеме идентичности человека.
  2. «Вечное сияние чистого разума» . Картина Мишеля Гондри, вышедшая на экраны в 2004, своего рода философское учение о том, как жить свою жизнь, принимать ошибки и не забывать о них.
  3. «Фонтан» . Фантастическое кино от Даррена Аранофски покажет новые интерпретации действительности.

Занятие 9. Философия обновления отношения к жизни

1. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике

2. Становление биоэтической парадигмы выживания

3. Техногенная культура и проблема защиты жизни достоинства человека

4. Роль личности в ситуации нравственного выбора

Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, либерализм, врачебная ошибка, корпоративная этика, моральная ответственность

Темы рефератов:

1. Философия обновления отношения к жизни

2. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека

3. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

4. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей

Литература:

Основная:

Дополнительная:

Занятие 10. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

1. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней

2. СПИД как глобальная проблема современности

3. Феномен спидофобии

4. Этические проблемы ВИЧ-инфицированных

Основные понятия темы: спидофобия, социальный остракизм, эпидемиологическая информация и дезинформация

Темы рефератов:

1. Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики

2. Эпидемиология и права человека

3. Социальная защита ВИЧ-инфицированных

4. Инфекционные болезни как источник социальной опасности

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 4. «Нравственные проблемы» в биоэтике

Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине при диагностике, лечении и коррекции генетических нарушений. Осознание возможного риска для испытуемых при проведении научного эксперимента и клинического исследования. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов, проводящих эксперименты. характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты. Злоупотребления в медицине нацистской Германии. Суд над нацистскими медиками. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности.

Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике, нацеленной на позитивное обновление человеческого организма, избавления его от врождённых пороков. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека". Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия пациентов в современной медицинской генетике. Проблема клонирования человека.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.

Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

Смерть и умирание. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. История, философия и организационные принципы хосписа. Роль волонтеров.

Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа. Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы разработки искусственных органов.

Занятие 11. Биоэтические проблемы в научных исследованиях

1. Биоэтические проблемы применения инновационных методов исследований

2. Основные принципы научных экспериментов и клинических исследований

3. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность ученых-медиков

4. Характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты

Основные понятия темы: инновация, методы исследования, научный эксперимент, права испытуемых, нравственная ответственность, клиническое исследование

Темы рефератов:

1. Моральные аспекты медицинского эксперимента

2. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах

3. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке

4. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 12. Медицинская этика, генетика и репродукция человека

1. Специфика моральных проблем в генетике

2. Евгеника. Проблемы генной терапии и клонирования

3. Исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный аспект репродукции человека

4. Моральный статус пре-эмбрионов

Основные понятия темы: гомункул, генная инженерия, генетическая информация, евгеника, идея «непорочного зачатия», гомологическая и гетерологическая инсеминации, экстракорпоральное оплодотворение, активный донор

Темы рефератов:

1. История генетических методов и технологий

2. Основные (либеральные и консервативные) подходы к генетике

3. Международный проект «Геном человека»

4. Генетическая информация как собственность

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 13. Смерть и умирание

1. Проблема смерти: история вопроса

2. Определение смерти и понятие личности

3. Эвтаназия: от древности до наших дней

4. История, философия и организационные принципы хосписа

Основные понятия темы: «физика» смерти, «метафизика» смерти, «управление» умиранием, клиническая смерть, биологическая смерть, право на смерть, эвтаназия.

Темы рефератов:

1. Успехи анестезиологии, реаниматологии и проблема смерти

2. Этические проблемы паллиативной медицины

3. Качество жизни умирающего

4. Моральный смысл различных форм эвтаназии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 14. Этические проблемы трансплантологии

1. История научной трансплантологии

2. Моральные проблемы получения органов от живого донора и от трупа

3. Моральные проблемы ксенотрансплантологии

4. Проблемы разработки искусственных органов

Основные понятия темы: презумпция согласия, презумпция несогласия, правило пропорциональности в трансплантологии

Темы рефератов:

1. Типы забора органов для трансплантации

2. Патолого-анатомическое вскрытие и религия

3. Моральные ограничения на торговлю органами

4. Проблема справедливости в трансплантологии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 15. Этика в психиатрии, сексологии и онкологии

1. История психиатрии и мораль

2. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии

3. Этика в сексологии и сексопатологии

4. Этика в онкологии

Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, психическая норма, психическая патология, компетентность больного, сексология, сексопатология, сексуальные девиации, гомосексуализм, транссексуализм, фармакологическое средство, канцерофобия

Темы рефератов:

1. Права и интересы душевнобольного

2. Стигматизирующий характер диагноза в психиатрии

3. Специфика врачебной тайны в психиатрии

4. Сексуальные девиации как медицинская и социальная проблемы

5. Врачебная тайна в онкологии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 5. Биоэтика – курс на здоровый образ жизни

Философия здорового образа жизни – диететика (Кант). Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей. Государственная Программа «Здоровая Россия» - базовая программа изменения жизненных установок россиян. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей. Центры здоровья в России. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья.

Занятие 16. Философия здорового образа жизни

1. Философия здорового образа жизни – диететика (И. Кант)

2. Государственная программа «Здоровая Россия» - базовая программа изменения жизненных установок россиян

3. Центры здоровья в России

4. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего здоровья

Основные понятия темы: здоровый образ жизни (ЗОЖ), государственная программа «Здоровая Россия», центры здоровья, медицинская реабилитация, морально-правовая ответственность человека за свое здоровье

Темы рефератов:

1. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей

2. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей

3. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни

4. Реализация программы «Здоровая Россия» на Северном Кавказе

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 6. Нравственная суть межличностного общения в медицине

Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей. Моральные конфликты в современном здравоохранении. Особенности этического поведения в деятельности организаторов здравоохранения, врачей, провизоров и вспомогательного медицинского персонала. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи: обследования, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений.

Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Особенности этических проблем в педиатрии, основные модели взаимоотношений врач – ребенок - его законные представители. Ребенок и болезнь.

Занятие 17. Межличностное общение в медицине

1. Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей

2. Моральные конфликты в современном здравоохранении

3. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине

4. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине

Основные понятия темы: этический кодекс, моральный конфликт, этикет, наставничество в медицине

Темы рефератов:

1. Принципы взаимоотношения между врачами в античной медицине

2. Корпаративная этика в медицине

3. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного

4. Традиционная и нетрадиционная медицина: этический аспект

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 18. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами

1. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи

2. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты

3. Основные модели взаимоотношений врачей и пациентов

4. Особенности этических проблем в различных сферах медицинской деятельности

Основные понятия темы: права врача, права пациента, социальная защита, этический комитет

Темы рефератов:

1. История возникновения «этических кодексов» врачебной деятельности

2. Права и достоинство пациента за рубежом и в России

3. Основные международные биоэтические документы о защите прав и достоинства человека

4. Достоинство человека в связи с использованием достижений биологии и медицины

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Варианты тестовых заданий к курсу «Основы биомедицинской этики»

Вариант 1

001. Медицина относится к одному из следующих типов знания:

1) естественнонаучному

2) гуманитарному

3) междисциплинарному

005. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения

2) методы исследования

3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека

009. Нравственность – это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни

3) часть философии

4) отклассифицированные культурой нравы

5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку

013. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

1) свобода выбора действия

2) произвольность мотива деятельности

3) уголовная безнаказанность

4) социальное одобрение

5) наличие денежной заинтересованности

019. Понятие “достоинство” человека включает в себя все перечисленные смыслы, кроме:

а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка;б) образ и подобие Божие; в) здоровье; г) физиологические характеристики человеческого организма; д) свобода; е) экономический и финансовый успех; ж) общественное признание, популярность; з) критическая самооценка, вера в себя; и) наличие способностей и талантов человека; к) осознание особого предназначения человека в жизни.

1) б, д, ж, и

2) в, г, е

3) б, е, и,

4) а, б

023. Соотношение добра и зла заключается в том, что:

1) добро самодостаточно и самозначимо

2) добро существует независимо и отдельно от зла

3) зло самодостаточно

4) зло есть отсутствие добра

5) добро и зло одно и то же

6) добро и зло имеют взаимную обусловленность

027. Свобода является:

1) способностью человека делать всё, что хочешь

2) возможностью творчества

3) законом природы

4) законом общественной жизни

5) осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию

6) свойством человеческой природы

7) полным раскрепощением низменных инстинктов человека

8) отрицанием всех морально-этических ограничений

9) основанием прав человека

031. Нравственный идеал – это:

1) образ высшего совершенства и высшего блага

3) образец профессионального мастерства

4) мудрый человек

5) герой, пожертвовавший собой ради спасения жизни другого человека

6) президент великой страны

7) лидер думской фракции

Педиатрического факультета ...

Глава 1. Философское отношение к стрессовым ситуациям

Проблема восприятия происходящего

Философское отношение к стрессовым ситуациям – это перестройка мышления, переосмысление тех сложностей жизни, которые мы воспринимаем как стресс. Это способность увидеть в любой неприятности ее другую, подчас скрытую сторону. Это принцип орла и решки: там, где есть минусы, есть и плюсы. Просто надо научиться их различать.

Мудрые мысли

Искусство жить – это искусство отпускать на волю все ненужное.

Коко Шанель

И когда у кого-то возникает опасение, что человек якобы станет сухим, бесчувственным, не способным на глубокое сопереживание, то хочется задать вопрос: «А зачем ему такие глубокие, но негативные переживания там, где их просто и не должно быть?». Философское отношение к стрессовым ситуациям – это психотерапия, избавляющая людей от всего мелочного и наносного ради освобождения его энергии для больших и благородных дел.

Философское отношение к стрессовым ситуациям – это искусство благородства и сдержанности в любых травмирующих человека обстоятельствах. Мудрость нельзя скопировать, ее можно только приобрести. Мудрый не отрицает реалий жизни, не пренебрегает человеческими ценностями, а, наоборот, философски ставит под сомнение значимость мелких неприятностей и невзгод. Такое отношение к жизненным неприятностям воспитывает приверженность к самым важным святым заповедям и человеческим ценностям. Это отрицание всего мрачного и вредного в нашей жизни, которое разрушает нас, не дает использовать свой потенциал, и растрачивает саму жизнь на пустые стрессы и неприятности.

Мудрые мысли

Есть только один путь к счастью – перестать переживать о том, что нам неподвластно.

Из книги Как помочь мужу преуспеть в деле автора Карнеги Дороти

Глава 11 Будьте готовы к экстренным ситуациям Некоторые семьи, сталкиваясь с проблемой потери мужем работы, совершенно теряются, не зная, что предпринять. Часто это происходит потому, что в подобной экстренной ситуации жена не хочет помочь мужу и взять на себя часть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

56. Философское осмысление трансперсонального проекта Г.М. Нажмудинова Нажмудинов Гаджи Магомедович (р.10.02.1936) – специалист в области социальной философии, культурологии, философской антропологии, истории зарубежной философии; доктор философских наук, профессор. Окончил

Из книги Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы автора Максимов Андрей Маркович

ГЛАВА ВОСЬМАЯ, в которой автор наконец-то объясняет, почему интервью – понятие философское, и советует, как вести беседу, чтобы открыть для себя другого человека Философия, если совсем попросту, – это «разговор за жизнь». Про жизнь, значит, и поговорим.Вот человек живет

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Самоактуализированные люди - исследование психологического здоровья автора Маслоу Абрахам Харольд

Из книги Сумерки богов автора Фрейд Зигмунд

ФИЛОСОФСКОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА Своеобpазное чувство юмоpа - одна из пеpвых хаpактеpистик самоактуализиpованных людей, котоpую мне удалось обнаpужить, оно было пpисуще абсолютно всем моим испытуемым. Вам не удастся заставить этих людей улыбнуться в ответ на плоскую шутку, на то,

Из книги Священная коммерция. Бизнес как путь пробуждения автора

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Глава 17 Отношение к неприятностям У нас есть свой взгляд на проблемные ситуации, который помогает людям в их разрешении. Многие из нас ходят вокруг да около, избегая огорчений, пытаясь уклониться от гнева, конфронтации, разочарования и беспокойства. А мы говорим, что,

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Ключи к ситуациям 1А – проанализируйте установки, данные вашими близкими и замените их на противоположные. Запишите на листке и перечитывайте каждый день утром и вечером. Например: установка «Ты не умеешь одеваться!», замена – «Ты одеваешься со вкусом».1В – работайте над

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Глава 2 Отношение к людям Адекватность отношения человека к окружающим его людям во многом определяет его возможности в достижении поставленных перед собой жизненно важных целей. Американский юморист Роберт Бенчли лет 80 тому назад написал: «Все люди делятся на два

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Страдаете ли вы посттравматическим стрессовым расстройством? Ежегодно 5,2 миллиона американцев обращаются за помощью к специалистам из-за так называемых посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР); в странах, где основам безопасности жизнедеятельности на

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Из книги Оптимистическая трагедия одиночества автора Порошенко Ольга Юрьевна

9.1.2. Стратегии приспособления к трудным ситуациям «Активно преобразуя трудные жизненные условия, личность значительно изменяется, но изменения эти не преднамеренны и, как правило, неосознаваемы. Жизнь, однако, ставит личность в такие ситуации, когда только намеренное

Силы и всего остального. Триш заставила меня по иному взглянуть на мир". ВЫ - ХОЗЯИН ЖИЗНЕННОГО НАСТРОЯ Ваше отношение к жизни не может принадлежать никому другому. Оно - исключительно ваша собственность. Только вы властны над ним, только вы им... распоряжаетесь. Ни работодатель, ни семья, ни ближайший друг - никто не вправе завладеть вашим настроем. Отношение к жизни является личным достоянием в такой степени, что, возможно, вы даже избегаете и говорить о нем. Вы храните его...

https://www.сайт/psychology/14211

Что человек есть существо, стремящееся к счастью, и самая идея счастья есть фикция и совершенно бессодержательна. Пессимизм все же означает более глубокое отношение к жизни и большую чувствительность к страданию и злу жизни . Оптимизм более поверхностен и означает недостаточную чувствительность к злу и страданию. Такова, например, оптимистическая теория прогресса, для которой всякая конкретная, живая...

https://www.сайт/journal/143099

Своих мыслях и во внутренних сражениях с медициной, меня, видимо, и просквозило. В это время я была закрыта для жизни , для ее течения. Напомнила сама себе случай, описанный С. Н. Лазаревым: «Представьте, говорю я ему, двоих людей. Оба... тебе Учитель. Конкордия Антарова (13(25).04.1886 - 6.02.1959, Москва - певица, педагог, заслуженная артистка РСФСР, писательница. Книга «Две жизни ») Причина человеческих несчастий – в самом человеке, а там, где причина, там и средство для ее устранения. Е. И. ...

https://www.сайт/journal/143516

Дисциплина – это совершение того, что уместно или справедливо; то есть, в наш излишне усложненный век – упрощение наших жизней . Как следствие возникает покой ума. Появляется больше времени на обращения к духовным предметам и поиски того знания, что может... Когда явился свет, то первое, что он мне сказал – „Что ты сделал, чтобы показать мне, что ты делал со своей жизнью ?“ или что-то в этом смысле... И все это время он постоянно подчеркивал, что важна любовь... Он также очень интересовался тем, что...

https://www.сайт/religion/12403

Необходимый опыт. 1. Умение отличать главное от второстепенного Этот принцип призывает нас следовать в своей жизни какой-то основной, доминирующей линии и предостерегает от погони за сиюминутными целями. Принцип выбора наиболее значимых и... серьезного его осмысления, позволяет продвигаться вперед, учитывая предыдущие промахи и предусматривая возможные ошибки. Следуя в своей жизни этим принципам, вы сможете достичь поставленных целей, каким бы сложным ни оказался путь к ним. Конечно...

https://www.сайт/psychology/1889

Быть НОРМОЙ. Норма – быть счастливым! Для начала. В 99% случаев проблемы возникают из-за неправильного отношения к Жизни . К сожалению, но факт, что человек значительно лучше воспитывается и взрослеет, если испытывает и... следить за тем, чтобы ребёнок не был лишен возможности питаться и одеваться, но процесс его взросления является главным по отношению ко всему остальному. Поскольку прямого, непосредственного общения у вас нет, то вы будете воздействовать на его развитие различными обстоятельствами...

https://www.сайт/religion/14964

Мне не так просто, как покажется вам. В-первую очередь, мне необходимо было изменить себя, свое отношение к жизни , все миропонимание. Ведь без этого нельзя понять другого человека. Ведь наши дети прекрасно видят все наши... бы вы хотели, чтобы вас принимали! И еще могу сказать, что проблемы наших детей - это в первую очередь, зеркало нашего отношения к жизни . Как мы относимся к жизни , к нашим детям - так и у них все складывается Поэтому если есть проблемы у ваших детей, то посмотрите, а что не...

https://www.сайт/psychology/17104

Центра. Вот почему так много снов современных людей касаются восстановления восприимчивости к ним путем корректировки отношения сознания к подсознательному центру или Самости. Во многих мифологических изображениях Самости обозначаются стороны света. Видимо... нижеследующем сновидении шестидесятидвухлетней женщины. Оно явилось ей как прелюдия к новой, весьма активной в творческом отношении фазе жизни . "Я вижу сумеречный пейзаж. На заднем плане тянется ввысь, а затем выравнивается гребень холма. ...



Что еще почитать