Для выяснения сути армянского вопроса и понятия «геноцид армян» мы приведем ряд выдержек из книги известного французского историка Жоржа де Малевила «Армянская трагедия 1915 года», изданной на русском языке в бакинском издательстве «Элм» в 1990 году, и постараемся прокомментировать ее.
В главе I «Исторические рамки событий» он пишет: «географически великая Армения составляет территорию с неопределенными границами, приблизительным центром которой являлась гора Арарат (5.165 м) и которая была ограничена тремя большими озерами Кавказа: Севаном (Гейча) — с северо-востока, озером Ван — с юга-запада и озером Урмия в иранском Азербайджане — с юго-востока. Более точно определить границы Армении в прошлом невозможно из-за отсутствия достоверных данных. Как известно, сегодня на центральном Кавказе существует армянское ядро — Армянская ССР, 90% населения которой, по советской статистике, составляют армяне. Но так было не всегда. «Шесть армянских провинций» оттоманской Турции (Эрзерум, Ван, Битлис, Диярбекир, Эльазиз и Сивас) до 1914 года были населены большим числом армян, которые, тем не менее, не составляли ни в коей мере большинства. Сегодня же в Анатолии более армяне не проживают и именно их исчезновение и вменяется в вину турецкому государству «. Однако, как пишет Жорж де Малевил на стр. 19, «с 1632 года граница была изменена в результате вторжения русских на Кавказ. Стало ясно, что политические планы русских состояли в аннексии берега Черного моря. В 1774 году договор в Кучук-Кейнар подтвердил потерю оттоманами господства над Крымом. На восточном берегу Черного моря по договору 1812 года, заключенному в Бухаресте, к России отошли Абхазия и Грузия, аннексированные, впрочем, с 1801 года. Война с Персией, начавшись с 1801 года, окончилась в 1828 году передачей России всех территорий Персии к северу от Аракса, а именно Эриванского ханства. По Туркменчайскому договору, подписанному в марте, у России появилась общая граница с Турцией, и, оттеснив Персию, она получила господство над частью территории Армении (которой там никогда в истории не существовало — прим. авт.).
Месяцем позже, в апреле 1828 года, армия Лорис-Меликова, которая пришла завершить армянскую кампанию, оккупировала турецкую Анатолию в рамках операций пятой русско-турецкой войны и впервые устроила осаду перед крепостью в Карее. Именно во время этих событий впервые армянское население Турции выступает в поддержку армии России, состоявшей из добровольцев, набранных в Эривани, доведенных до фанатизма католикосом Эчмиадзина и призванных терроризировать мусульманское население, поднимая армянское население Турции на мятеж. Тот же сценарий невозмутимо разыгрывался в течение девяноста лет каждый раз, когда российская армия совершала очередной прорыв на той же территории, с тем лишь нюансом, что со временем российская пропаганда совершенствовала свои методы, и, начиная с того момента, когда «армянский вопрос» стал объектом постоянного ажиотажа, российская армия была уверена, что может рассчитывать на турецкую территорию и на тылы турецкой армии, т. е. на содействие банд вооруженных мятежников, которые в ожидании прорыва российской армии будут изматывать турецкую армию и попытаются разрушить ее с тыла. После этого были еще русско-турецкие войны в 1833, 1877 гг. Прошло 36 лет до очередного конфликта, который начался объявлением войны 1 ноября 1914 года. Однако долгий промежуток времени не был ни в коей мере мирным для турецкой Анатолии. Начиная с 1880 года впервые за свою историю турецкая Армения пережила мятежи, бандитизм и кровавые беспорядки, которые оттоманская держава без особого успеха пыталась пресечь. Мятежи происходили по хронологии, которая не была случайной: систематически возникали беспорядки, и пресечение их, необходимое для установления порядка, вызывало в ответ устойчивую ненависть.
На всей территории, заключенной между Эрзинджаиом и Эрзерумом — на севере и Диярбекиром и Ваном — на юге, в течение более чем двадцати лет осуществлялись подстрекательства к мятежу со всеми последствиями, которые отсюда могут вытекать, в регионе, отдаленном от центра и трудноуправляемом «. Сюда, как свидетельствуют российские источники, рекой текло оружие из России.
«Первого ноября 1914 года Турция была вынуждена вступить в войну», — продолжает Жорж де Малевил. Весной 1915 года турецкое правительство решило переселить армянское население восточной Анатолии в Сирию и в горную часть Месопотамии, которые тогда были турецкой территорией. Нам доказывают, что речь якобы шла об избиении, о мере по замаскированному уничтожению. Мы попытаемся проанализировать, так это или нет. Но перед тем, как излагать и изучать эти события, необходимо рассмотреть расположение сил по линии фронта во время войны. В начале 1915 года русские без ведома турок предпринимают маневр и, обойдя Арарат, спускаются к югу вдоль персидской границы. Именно тогда и вспыхнул мятеж армян, населяющих Ван, который повлек за собой первую значительную депортацию армянского населения во время войны. На этом следует остановиться более подробно.
Телеграмма губернатора Вана от 20 марта 1915 года сообщает о вооруженном восстании и уточняет: «Мы полагаем, что мятежников более 2000. Пытаемся подавить это восстание «. Усилия были, впрочем, тщетными, поскольку 23 марта тот же губернатор сообщает, что мятеж распространялся на близлежащие деревни. Через месяц ситуация стала отчаянной. Вот что телеграфировал губернатор 24 апреля: «В регионе собралось 4000 мятежников. Мятежники отрезают дороги, нападают на близлежащие деревни и подчиняют их. В настоящее время множество женщин и детей остались без очага и дома. Не следует ли перевезти этих женщин и детей (мусульман) в западные провинции? » К сожалению, тогда этого сделать не смогли, и вот каковы последствия.
«Кавказская армия России начинает наступление в направлении Вана , — сообщает нам американский историк Стенфорд Дж. Шоу. (Шоу С. Дж. т. 2., стр. 316). — Эта армия включает большое количество армянских добровольцев. Выступив из Еревана 28 апреля, …они достигли Вана 14 мая, организовали и осуществили массовое избиение местного мусульманского населения. На протяжении двух последующих дней в Ване было установлено армянское государство под защитой русских, и казалось, что оно сможет удержаться после исчезновения представителей мусульманского населения, убитых или обращенных в бегство «.
«Армянское население города Ван до этих трагических событий составляло только 33.789 человек, т. е., всего 42% от общего количества населения «. (Шоу С.Дж. с. 316). Количество же мусульман составляло 46.661 человек, из которых, видимо, армяне уничтожили около 36.000 человек, что является актом геноцида (прим. авт.). Это дает представление о масштабе избиений, осуществленных над безоружным населением (мужчины мусульмане были на фронте) с простой целью освободить место. В этих действиях не было ничего случайного или неожиданного. Вот что пишет другой историк, Валий: «В апреле 1915 года армянские революционеры овладели городом Ван и установили там армянский штаб под командованием Арама и Варелу (двух лидеров революционной партии «Дашнак»). 6 мая (возможно, по старому календарю) они открыли город российской армии после очищения района от всех мусульман… Среди наиболее известных армянских лидеров (в Ване) был бывший член турецкого парламента Пасдермаджян, известный под именем Гарро. Он возглавил армянских добровольцев, когда начались столкновения между турками и русскими «. (Felix Valyi “Revolutions in islam”, Londres, 1925, p. 253).
18 мая 1915 года царь, к тому же, выразил «благодарность армянскому населению Вана за их преданность » (Гюрюн, стр. 261), а Арам Манукян был назначен русским губернатором. Шоу продолжает описание событий, последовавших за этим.
«Тысячи армянских жителей Муша, а также других важных центров восточных районов Турции, начали съезжаться в новое армянское государство, и среди них были колонны беглых заключенных… В середине июня в районе города Ван было сосредоточено, по крайней мере, 250.000 армян… Однако в начале июля оттоманские части оттеснили русскую армию. Отступающую армию сопровождали тысячи армян: они спасались от кары за убийства, которые допустило мертворожденное государство » (Шоу С. Дж., стр. 316).
Армянский автор Хованесян, настроенный неистово враждебно по отношению к туркам, пишет: «Паника была неописуемая. После месяца сопротивления губернатору, после освобождения города, после установления армянского правительства все было потеряно. Более 200.000 беженцев убегало вместе с отступающей русской армией в Закавказье, потеряв самое светлое, что у них было, и, попадая в бесконечные ловушки, расставленные курдами » (Hovannisian, “Road to independence”, p. 53, cite par Shaue).
Мы столь подробно остановились на событиях в Ване, поскольку они, к сожалению, являются печальным примером. Во-первых, ясно видно, до какой степени распространенными и опасными были вооруженные восстания в регионах со значительным армянским меньшинством для оттоманских войск, которые сражались против русских. Здесь совершенно очевидно и явно речь идет о предательстве перед лицом врага. Такое поведение армян, кстати, сегодня систематически затушевывается авторами, благосклонными к их притязаниям, — все это просто отрицается: правда им мешает.
С другой стороны, официальные телеграммы турок подтверждают мнение всех объективных авторов о том, что армянские лидеры систематически подавляли мусульманское большинство местного населения для того, чтобы суметь захватить территорию (т. е. просто вырезали всех детей, женщин, стариков — прим. авт.). Мы уже об этом говорили и снова повторяем: нигде в Оттоманской империи армянское население, которое расселялось само добровольно, не составляло даже незначительного большинства, которое могло бы позволить создать автономную армянскую область. В этих условиях армянским революционерам для успеха своей политики не оставалось ничего, кроме превращения меньшинства в большинство путем уничтожения мусульманского населения. Они прибегали к этой процедуре каждый раз, когда у них были развязаны руки, к тому же при поддержке самих русских, наконец, и это главный элемент в наших доказательствах, при попытке подсчитать число армян, якобы уничтоженных турками, честный наблюдатель ни в коем случае не должен приравнивать число без вести пропавших к числу жертв; на протяжении всей войны безумная надежда добиться установления армянского автономного государства под покровительством русских превратилась для армянского населения Турции в навязчивую идею. Об этом нам говорит и Хованесян, армянский автор: «Безрассудный вооруженный мятеж в Ване стянул к нему 200.000 армян со всех точек восточной Анатолии, которые затем убежали оттуда, преодолевая 3000-метровые горы, чтобы вернуться затем в Эрзрум и снова убежать оттуда с другими армянами, и так далее «. Неизбежно, что население, испытавшее такие жестокие страдания в разгар войны, значительно теряет в численности. Однако справедливость не допускает возложить на турок вину за эти человеческие потери, происшедшие исключительно вследствие обстоятельств войны и безумной пропаганды, в течение десятилетий отравлявшей турецких армян и заставившей поверить, что им удастся посредством мятежа или убийств создать самостоятельное государство, в то время как они везде составляли меньшинство». Вернемся к истории боев.
Турецкий прорыв оказался недолговечным, и в августе турки были вынуждены вновь уступить Ван русским. Восточный фронт до конца 1915 года установился по линии Ван-Агри-Хорасан. Но в феврале 1916 года русские развернули мощное наступление в двух направлениях: одно — вокруг озера Ван с южной стороны и далее к Битлису и Мушу, второе — от Карса к Эрзруму, который был взят 16 февраля. Здесь также русских сопровождали иррегулярные колонны армян, полные решимости сокрушать все на своем пути.
Шоу пишет: «За этим последовало самое ужасное избиение за всю войну: более чем миллион мусульман-крестьян вынуждены были бежать. Тысячи из них были изрезаны на куски при попытке бежать вместе с оттоманской армией, отступающей к Эрзинджану » (Шоу С. Пж, стр. 323).
Можно только удивляться величине этой цифры: она дает представление о репутации жестокости, которую приобрели вспомогательные армянские группы и которую они поддерживали посредством постоянного террора (русская армия, разумеется, здесь не причастна).
18 апреля русскими был взят Трабзон, в июле — Эрзинджан, даже Сивас был под угрозой. Однако наступление русских на юге вокруг озера Ван было отражено. Осенью 1916 года фронт был в форме полукруга, который включал Трабзон и Эрзинджан в русскую территорию и доходил на юге до Битлиса. Таким фронт остается до весны 1918 года.
Конечно, армянские революционные организации верили, что победа русских обеспечена, и представляли себе, «что их мечта будет осуществлена, тем более что во вновь оккупированные территории входил порт Трабзон. В район Эрзрума стекалось огромное количество армян — беженцев из Вана, а также эмигрантов из русской Армении. На протяжении всего 1917 года русская армия была парализована петербургской революцией. 18 декабря 1917 года большевики подписали с оттоманским правительством перемирие в Эрзинджане, а за этим последовало заключение 3 марта 1918 года Брест-Литовского договора, который объявлял возвращение Турции восточных территорий, отнятых у нее в 1878 году. Русские вернули Каре и Ардаган, а «Армения» была, таким образом, сведена к своей естественной густонаселенной территории — русской Армении, которую армянские банды создали в 1905-1907 гг. в результате массовой резни азербайджанцев (однако следует отметить, что и здесь армяне не составляли большинство в то время, вплоть до конца сороковых годов двадцатого века — прим. авт.).
Но армяне так не договаривались. Начиная с 13 января 1918 года они стали приобретать оружие большевиков, отзывавших свои части с фронта (ЦГААР, Д-Т, № 13). Затем 10 февраля 1918 года они образовали вместе с грузинами и азербайджанцами единую социалистическую республику Закавказья с меньшевистскими тенденциями, отвергшую заранее условия договора, которые должны были быть приняты в Брест-Литовске. Наконец, воспользовавшись решением русской армии, нестроевые армянские части организовали в Эрзинджане и Эрзруме систематическое избиение мусульманского населения, сопровождаемое неописуемыми ужасами, которые затем были рассказаны возмущенными русскими офицерами ”. (Khleboc, journal de guerre du 2-e regiment d`artillerie, cite par Durun, p. 272).
Цель была все та же: освободить место для того, чтобы обеспечить армянским иммигрантам исключительное право на территорию в глазах международного общественного мнения. Шоу заявляет, что турецкое население пяти провинций — Трабзона, Эрзинджана, Эрзрума, Вана и Битлиса, которое составляло 3.300.000 человек в 1914 году, превратилось в 600.000 беженцев после войны (там же, стр. 325).
4 июня 1918 года кавказские республики подписали с Турцией договор, который подтвердил условия Брест-Литовского соглашения и признал границы 1877 года, таким образом позволив турецким войскам обойти Армению с юга и отбить Баку у англичан, что они и сделали 14 сентября 1918 года. Мудросское соглашение от 30 октября 1918 года застало турецкие войска в Баку. В последующий период разложения Оттоманской империи армяне постарались воспользоваться отходим турецких войск: 19 апреля 1919 года они вновь заняли Карс (грузины — Ардаган). Это означает, что линия фронта была вновь отодвинута к западу почти вдоль границы 1878 года. Оттуда в течение восемнадцати месяцев армяне совершали бесчисленные налеты на окраины территорий, оккупированных ими, а именно в северо-западном направлении к Черному морю и Трабзону (Гюрюн, 295 — 318), который ссылается на воспоминания генерала Кязима Карзбекира и двух свидетелей — Роулинсона (англичанина) и Роберта Дана (американца).
И, естественно, они опять пытались увеличить армянское население Карса, и делали это известными методами, т. е. путем тотального террора и убийств. Судьба распорядилась иначе. Благодаря Мустафе Кемалю Турция восстановила свои силы, и 28 сентября 1920 года генерал Кязим Карабекир предпринял наступление против армян. 30 октября он взял Карс, а 7 ноября — Александрополь (Гюмри). В третий раз за 5 лет войны огромная масса армян убегала перед наступлением турецкой армии, таким способом выражая по-своему отказ подчиниться турецкому правительству.
Так заканчивается история миграции армянского населения на Восточном фронте. Однако это население фактически никогда не могло быть взято в расчет в статистике пресловутых «избиений», совершенных турками над армянами. Все, что о нем известно, это то, что выжившие, число их весьма неясно, после страшных испытаний добрались до Советской Армении. Но сколько было этих несчастных, которых человеческая и преступно абсурдная пропаганда послала в разгар войны на линию огня, чтобы построить там путем истребления коренного местного населения химерическое государство?
Однако, чтобы яснее представить себе, что происходило в 1915 году, вернемся к событиям, разворачивавшимся вокруг армян в предвоенное время, т. е. до начала Первой мировой войны 1914-1918 гг.
О том, кто работал на раскрутку и использование армян в своих целях, довольно красноречиво сказано в письме царского наместника на Кавказе Воронцова-Дашкова, которое мы приводим ниже.
Десятого октября 1912 года наместник Николая II на Кавказе И.К.Воронцов-Дашков пишет императору Российской империи: «Вашему величеству известно, что во всей истории наших отношений к Турции по Кавказу вплоть до русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кончившейся присоединением к нашей территории нынешних Батумской и Карской областей, русская политика непрестанно с Петра Великого базировалась на доброжелательном отношении к армянам, которые и оплачивали за это нам во время военных действий активной помощью войскам. С присоединением к нашим владениям так называемой Армянской области, в которой находился Эчмиадзин, колыбель армяно-григорианства. император Николай Павлович употребил немало усилий для создания из Эчмиадзинского патриарха попечителя турецких и персидских армян, справедливо полагая тем самым достичь полезного России влияния среди христианского населения Малой Азии, через которую пролегал путь нашего исконного наступательного движения к южным морям. Покровительствуя армянам, мы приобретали верных союзников, всегда оказывавших нам большие услуги… Она проводилась последовательно и неуклонно почти полтора столетия » («Красный архив», № 1 (26). М., стр. 118-120).
Итак, политика использования армян в борьбе с турками и азербайджанцами Россией началась со времен Петра 1 и продолжается вот уже около 250 лет. Руками армян, которых, по меткому выражению прокурора Эчмиадзинского Синода. А.Френкеля, »только поверхностно коснулась цивилизация «, Россия претворяет в жизнь заветы Петра I. «А басурман этих зело тихо уменьшать, чтобы они это не знали «. Да, история, которую сколько ни замалчивай, ни искажай, сохранила истинное положение вещей по Кавказу так называемой Армянской области, в которой находится Эчмиадзин (Уч муАдзин — Три церкви), и Ираван, т. е. Ереван. Кстати, флаг Ираванского ханства находится в Баку, в музее.
В 1828 году 10 февраля согласно Туркменчайскому договору в состав Российской империи вошли Нахчыванское и Ираванское ханства. Ираванское ханство на протяжении 23 лет оказывало героическое сопротивление российским полчищам. В составе русских войск воевали и армяне. В 1825 году население Ираванского ханства составляли мусульмане-азербайджанцы (более 95%) и курды, В 1828 году Россия, потратив огромные материальные средства, переселила в пределы поверженного Ираванского ханства 120 тысяч армян.
А с 1829 по 1918 год туда было водворено еще около 300 тысяч армян, и даже после этого армяне в Эриванской, Эчмиадзинской губерниях и в других районах так называемой Русской Армении нигде не составляли большинства населения. Их национальный состав нигде не превышал 30- 40% от общего количества местного населения в 1917 году. Так, таблица населения Азербайджанской Демократической Республики, составленная по данным «Кавказского календаря за 1917 год», показывает, что в части Эриванской губернии, входящей в состав Азербайджана, мусульман проживало 129586 человек, а армян — 80530 человек, что соответственно составляло 61% и 38%. А в представленном Председателю Парижской мирной конференции документе — ноте протеста. Азербайджанской мирной делегации от 16/19 августа 1919 т. по поводу признания независимости Азербайджанской Республики (приводится с сокращениями — прим. автора) говорится: «Будучи лишена возможности получения регулярных и частных сношений со своей столицей — городом Баку, Азербайджанская мирная делегация лишь из последнеполутепных сообщений официального характера узнала о печальной участи, коей подвергалась область Карская, уезды Нахчыванский, Шаруро-Даралагезскнй, Сурмалинский и часть Эриванского уезда Эриванской губернии — присоединение, за исключением Ардаганского округа, к Карской области насильственно к территории Армянской республики. Все эти земли были оккупированы турецкими войсками, оставшимися в них до заключения перемирия. После ухода последних: области Карская и Батумская вместе с Ахалиихским и Ахалкалакским уездами Тифлисской губернии образовали самостоятельную республику Юго-Западного Кавказа во главе с временным правительством в городе Карсе.
Это временное правительство было составлено созванным тогда же парламентом. Несмотря на столь явно выраженную волю населения означенных областей, соседние республики в нарушение принципа свободного самоопределения народов сделали ряд попыток и насильственно захватили часть Республики Юго-Западного Кавказа и в конце концов добились того, что Карский парламент и правительство были распущены декретом генерала Томсона, а члены правительства арестованы и отправлены в Батуми. При этом роспуск и аресты были мотивированы тем, что Карский парламент и правительство будто держались враждебной ориентации, о чем, кстати сказать, Союзное командование было неправильно информировано заинтересованными в этом крае сторонами. После этого Карская область под видом водворения беженцев была занята армянскими и грузинскими войсками, причем занятие области сопровождалось вооруженными столкновениями. Глубоко сочувствуя делу водворения беженцев на свои места, азербайджанский министр иностранных дел в своем протесте от 30 апреля сего года писал господину командующему Союзными войсками о том, что водворение это должно происходить при содействии английских войск, а не армянских воинских сил, стремящихся не столько к водворению беженцев на места, сколько к насильственному захвату и закреплению за собой этой области.
К такой участи Карской области Азербайджанская республика не может и не должна относиться в качестве простой зрительницы равнодушно. Не надо при этом забывать, что именно в Карской области, сравнительно недавно принадлежавшей Турции (до 1877 г.), отношения армян к мусульманам оставляли всегда желать лучшего. Во время же последней войны отношения эти сильно обострились в связи с событиями в декабре 1914 года, когда турецкие войска временно заняли Ардаганский округ, г. Ардаган и часть Карского округа; после отступления турок русские войска стали уничтожать мусульманское население, предавая все огню и мечу. И в этих кровавых событиях, обрушившихся на головы неповинного мусульманского населения, местные армяне высказывали явно враждебное отношение и местами, как это было, например, даже в городах Карсе и Ардагане, не только науськивали казаков против мусульман, но и сами вырезали последних беспощадно. Все эти обстоятельства не могут, конечно, говорить о спокойной совместной жизни мусульман Карссой области под управлением армянских властей.
Сознавая это, само мусульманское население области через депутации и при помощи письменных просьб за последнее время неоднократно обращалось к азербайджанскому правительству с заявлением, что оно не сможет и не будет в состоянии подчиниться власти армян, и потому просит о присоединении области к территории Азербайджанской республики. Еще менее может примириться Азербайджанская республика с передачей управления уездами Нахичеванским, Шаруро-Даралагезским, Сурмалинским и частью Эриванского уезда правительству Армении…
Она находит, что передачей управления неотъемлемой части территории Азербайджана допущено явное нарушение несомненного права Азербайджанской республики на уезды: Нахичеванский, Шаруро-Даралагезский, Сурмалинский и часть Эриванского уезда. Этим актом создается источник постоянных недоразумений и даже столкновений между местным мусульманским населением и Армянской республикой.
Названные районы населены мусульманами-азербайджанцами, составляющими один народ, одну национальность с коренным населением Азербайджана, совершенно однородными не только по вере, но и по этническому составу, языку, нравам и быту.
Достаточно взять соотношение мусульман и армян, чтобы решить вопрос о принадлежности этих земель в пользу Азербайджана. Таким образом, мусульман-азербайджанцев не только больше половины, но их значительное большинство во всех уездах, особенно в Шаруро-Даралагезском уезде -72,3%». В отношении Эриванского уезда взяты цифры, касающиеся населения всего уезда. Но та часть этого уезда, которая передана в управление правительства Армении и которая состоит из районов Веди-Басарского и Миллистана, заключает в себе около 90% мусульманского населения.
Это как раз та часть Эриванского уезда, которая наиболее пострадала от армянских воинских частей под разными названиями — «ванцев», «сасунцев», кои, наподобие банд Андроника, вырезали мусульманское население, не щадя стариков и детей, сжигали целые селения, подвергали селения обстрелу из пушек и бронированного поезда, бесчестили мусульманских женщин, у убитых распарывали животы, выкалывали глаза, а иногда сжигали трупы, они же грабили население и вообще совершали неслыханные зверства. Между прочим, в Веди-Басарском районе имел место возмутительный факт, когда те же армянские отряды в селах Карахач, Кадышу, Карабаглар, Агасибекды, Дехназ вырезали всех мужчин, а затем забрали в плен несколько сот красивых замужних женщин и девушек, коих передали в распоряжение армянских «воинов». Последние долго держали при себе этих несчастных жертв армянских зверств, несмотря на то, что после протеста азербайджанского правительства в дело вмешался даже армянский парламент» (ЦГАОР Аз. ССР, ф, 894. от 10, д. 104, л. 1-3).
Сведения, имеющиеся в цитируемой ими ноте протеста Азербайджанской республики, представленной Председателю Парижской Мирной Конференции, красноречиво свидетельствуют, что в Армении (русской) никогда не было родины у армян, так как нигде они не составляли большинства. Этот документ свидетельствует, что в Батуми, Ахалсалаки, Ахалцихе, Карсе, Нахичевани, Эчмиадзине, Ереване и т. п. всегда проживали, притом в большинстве, мусульмане-азербайджанцы.
Вопреки здравому смыслу на территориях, испокон веков принадлежащих азербайджанцам, по воле Англии в 1918 году была создана Армянская Республика.
Англия этим решила двойную задачу: «создала буферное христианское государство между Турцией и Россией и отсекла Турцию от всего тюркского мира (а в 1922 году по воле руководства СССР был отобран у Азербайджана и передан Армении Зангезур. Таким образом, Турция окончательно потеряла прямой сухопутный доступ к тюркскому миру, который широкой полосой простирается от Балкан до Корейского полуострова. Что же двигало Англией и Антантой в принятии решения на пустом месте создать Армянское государство? По-видимому, антитюркизм и антиисламизм! И кроме этого успешное развитие блистательной Порты, которая простиралась от Малой Азии до середины Европы и органично сочетала интересы подвластных ей как мусульманских, так и христианских народов. Ведь недаром впервые в мировой практике в Османской империи был создан институт «Омбудсмена» — защитника прав человечества, независимо от религиозной, национальной и имущественной принадлежности подданных империи, который эффективно защищал все население от произвола бюрократического аппарата власти.
Отрывок из книги ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ О «ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ» Тахира Мобиль оглу. Баку «Араз» -2009 стр.58-69
Геноцид армян - причины, этапы, число жертв, итоги. Мировое признание - узнайте, какие страны признали Геноцид армян.
Ежегодно, 24 апреля миллионы армян по всему миру чтут память своих предков, погибших в страшнейшем событии, получившем название Геноцид армян. В память об этом кровопролитном событии было снято множество роликов, транслирующихся на главных каналах России и других стран, признавших геноцид. Среди множества снятых и показанных сюжетов, самым выделяющимся стал видеоклип, получивший название «Миллионы жизней» . В сюжет видеоклипа положена история армянского народа, без каких-либо искажений и извращений, вся боль, которую предки умерших несут с собой ежеминутно. В ролике приняли участие звезды мировой культуры, такие как , Монсеррат Кабалье, Мариам Мерабова, и многие другие.
Помимо данного ролика, в России на телевизионном канале ТНТ был показан , в котором приняли участие звезды канала. По всему миру, в странах, признавших геноцид, были проведены множество мероприятий, посвященных этой дате. Так, например, в одной из школ калифорнийского города Глендейл, прошло мероприятие, главным приглашенным гостем которого стала пережившая геноцид местная жительница, рассказавшая всем присутствующим свою историю выживания в то непростое время. В Париже были проведены мероприятия, призывающих помнить, почитать и скорбить вместе с армянским народом. Множество выставок, конференций, благотворительных вечеров, спортивных мероприятий, соревнований и концертов по всему миру были призваны почтить память погибших в том страшном событии.
Изучив многообразие форумов, можно сделать вывод, что большинство лишь приблизительно знают об этом происшествии, не углубляясь в исторические источники, делают кощунственные и неверные выводы. Множество историков до сих пор озадачены истинной причиной таких зверских событий, но едины в одном- зверство, с которой совершался данный геноцид, сравни лишь с другим масштабным геноцидом человечества- Холокостом.
Просматривая большинство исторических источников и заметок, можно самостоятельно попробовать разобраться в причинах этого события. Ни для кого не секрет, что основополагающей причиной большинства войн, кровопролитий и геноцидов становилась вражда на почве религиозных разногласий. В настоящее время эта тема актуальна, хотя и во всем мире страны стараются быть цивилизованы, толерантны по отношению к представителем различных вероисповеданий. Сто лет назад тема веры и поклонения иному Богу могла стать толчком к кровопролитной войне, какой считается резня, устроенная в 1915 г. турками.
Османское государство, основанное в 1299 году, путем завоевания различных земель увеличивало свои владения, и после падения Константинополя в 1453 году стало именоваться Османской империей. Во времена правления Сулеймана Великолепного, Османская Империя достигла небывалых высот и стала самой крупной страной мира. Османская империя была государством, связующим Европу и Восток на протяжении более 6 веков. После подписания в 1924 году мирного договора империя получила официальное название «Турецкая республика» или попросту Турция. В истории Турции самым почитаемым и восхваленным правителем был Сулейман Великолепный. До сих пор в Турции существуют мечети и топкапы, принадлежащие членам семьи правящей династии османов. Снимается множество сериалов и кинокартин, описывающих события правления Сулеймана Великолепного. Отличительной чертой правления Сулеймана является отсутствие фанатичного презрения к другим вероисповеданиям, кроме мусульманства, так как империя считалась многонациональным и многоязычным государством. Но следует знать, что мусульмане считали представителей других вероисповеданий «второсортными людьми» и не давали никаких прав на достойную жизнь. Только после событий, произошедших при правлении Селима(одного из сыновей Сулеймана Великолепного), а именно после резни шиитов в 1514 году в восточной Анатолии, в которой погибло более сорока тысяч человек, отношение к иноверцам резко ухудшилось.
Также в середине 15 века произошло временное перемирие между Османской империей и Персией. Оба государства «перетягивали» армянскую землю, и в ходе перемирия было принято решение о том, что Османской империи была отдана западная часть земель, Персии-восточная. То, что происходило после этого события с армянским народом, нельзя назвать никак иначе, как гонения и переселения.
Агрессивные действия турок по отношению к армянскому народу начались в результате турецкого поражения в Первой Балканской войне. Турки были ошеломлены поражением и тем, что давно принадлежавшие им европейские владения, больше никакого отношения к Турции не имеют. Решение армян выступать на стороне противников Турции, положило начало многолетней вражде.
Многие историки считают, что «коренной» и основополагающей причиной резни, направленной на армянский народ, стали отнюдь не военные стратегии, а вероисповедание армянского народа. В 301 году армяне первые во всем мире приняли христианство, как государственную религию и исповедают ее до сих пор. К моменту столкновения взглядов армян и турецкого правительства от идеи Сулеймана Великолепного о принятии всех вер не осталось и следа. Турки стали фанатиками своей веры и не признавали иного бога, кроме Аллаха. Турецкие правители придерживались «идеи-фикс»: воссоединить всех тюрков на исторической Родине, и главной помехой этого воссоединения был армянский народ. Для достижения собственных целей и мечтаний, правление Османской империи приняло решение произвести этническую чистку, которая повлекла за собой необратимые последствия. Геноцид не стал событием и решением одного дня, к этому действу вели события не одного десятка лет. По неофициальным данным, пассивные действия против армянского народа берут свое начало в 1876 году во времена правления деспотичного султана Абдул-Хамида II . Также, изучая тонкости и подробности данного вопроса, необходимо знать о том факте, что правление Османской империи игнорировало все подписанные документы о мире и независимости армянского народа. Иными словами, столь кровопролитное, чудовищное преступление против целого армянского народа ничто иное, как блажь турецких правителей и способ доказать всему миру, что они все еще великая и могущественная держава, как и при Султане Сулеймане.
Таким образом, две основные причины возникновения геноцида армян тесно переплетены между собой:
Говоря о любых масштабных событиях в истории, необходимо знать этапы, на которые эти события разделялись. Геноцид не является исключением и включает в себя несколько этапов и событий:
Следует знать, что во времена Султана Сулеймана все новости и публикации, разговоры и сплетни не только на османских базарах, но и со всех уголков Европы доносились визирям Османской империи. Эта «традиция» сохранилась, и о написанном в Париже тут же узнали Османские правители, которые были возмущены такой вопиющей несправедливостью и отсутствием поддержки со стороны Европы.
По результатам первой русско-турецкой войны был подписан Берлинский мирный договор, в котором значилось, что такие державы, как Россия, Англия, Германия, Франция и Италия отныне выступают «защитниками» и регуляторами всех политических и этнических вопросов армянского народа. Османы проигнорировали это соглашение, и в 1878 году тогда еще Османская Империя начала первый этап гонений и уничтожения неугодных армян. Первые упоминания о карательных операциях, датируются 1894-1896 гг. В результате погромов и убийств в Малой Азии погибшими считалось более 350 тысяч армян и не поддается исчислению сколько тысяч людей спаслись, выбрав для себя и своих семей спокойное существование вдали от османов.
Этот дикий, жестокий способ уничтожения людей не был единственным применяемым. В других частях армяне были насильно посажены на баржи и корабли, после чего эти судна намеренно топились османами. В итоге еще тысячи человек были утоплены в водах Черного моря.
Еще одним способом истребления, было выбрано убийство каждого гражданина армянского народа. Курдскими отрядами было расстреляно множество людей, а их трупы выбрасывались в реку.
Благодаря выбору таких жестоких методов истребления армянского народа и граждан Армении , по официальным источникам число жертв насчитывает более 1.5 миллионов человек. В каждом историческом источнике и статье, посвященной этой теме, цифры меняются, поскольку однозначно и официально неизвестно, сколько народа пало из-за прихоти и злобы правителей османского государства.
Отмечается, что армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. Об этом противостоянии армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.
Армяне не могли смириться с такими зверскими методами, и уже после окончания всех военных действий, была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.
Многие историки из сотни стран мира главным итогом этих кровопролитных действий считают сплоченность армянского народа после. В одной из израильских газет, в начале 2000х годов появилась статья, в которой автор сравнивал армянский и еврейский народы: «…нет в мире сплоченнее народов, чем армяне и евреи. Оба народа пережили в своей истории страшное и не пали. Они выстрадали и вымолили свою беззаботную жизнь».
Следует отметить, что турки и турецкое правительство на протяжении многих лет отрицали произошедшие события и называли факты искаженными, а армянский народ лгунами, желающими опорочить турок. Единственным фактом, препятствующим вступлению Турции в совет Европы, является нежелание признавать геноцид армянского народа.
В настоящее время считается, что нет ни одной армянской семьи, история которой никак не перекликается с геноцидом армян. Прабабушки и прадедушки, дальние родственники и просто члены семьи- хоть кто-то, но пострадал в том страшном событии. Поэтому для потомков тех самых армян и просто для армянского народа стало делом чести донести до человечества правду. С самого завершения армяне борются за признание геноцида во всем мире. Им важно не сочувствие, им важно признание того, что их почти истребили, а потом множество лет отрицали этот факт.
В настоящее время множество стран приняли резолюцию, признающую геноцид армян османами. К этим странам относятся:
Известен факт, что во время своего правления, Он предложил всем европейским странам последовать его примеру и примеру его государства. Также Саркази посоветовал Турции «…начать уважать себя и принять давно подтвержденный исторический факт». По словам Саркази, криминализация отрицания геноцида - очередной существенный шаг к признанию страшной трагедии, совершенной в 1915 году против всего армянского народа. Никакого ответа от стран-союзников не последовало, но по прошествии некоторого времени в различных странах стали приниматься и подписываться законопроекты, криминализирующие отрицание геноцида. Например, после подписания такого закона на Кипре, была введена такая мера наказания за отрицание геноцида, как лишение свободы сроком на 5 лет и штраф около 10000 евро.
По словам многих армян, живущих по всему миру, для них важен тот факт, что данное преступление не остается без внимания. Президент Армении говорит: «Своим несогласием и упорством армянский народ, возможно, предотвратил и предотвращает задатки геноцидов других народов».
Массовые убийства в 1894-1896 гг. состояли из трех основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.
В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. Одновременно османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В начале 1894 года произошло восстание армян Сасуна. При подавлении восстания турецкими войсками и отрядами курдов было вырезано, по разным оценкам, от 3 до 10 и более тысяч армян.
Пик армянских погромов пришелся на период после 18 сентября 1895 года, когда в Баб Али, районе турецкой столицы Стамбула, где была расположена резиденция султана, прошла демонстрация протеста. В последовавших за разгоном демонстрации погромах погибло более 2000 армян. Начатая турками расправа над армянами Константинополя вылилась в тотальную резню армян по всей Малой Азии.
Летом следующего года группа армянских боевиков, представителей радикальной партии "Дашнакцутюн", предприняла попытку привлечь внимание Европы к невыносимому положению армянского населения, захватив Имперский Оттоманский Банк - центральный банк Турции. В урегулировании инцидента участвовал первый драгоман русского посольства В.Максимов. Он заверил, что великие державы окажут необходимое для проведения реформ давление на Высокую Порту, и дал слово, что участникам акции будет предоставлена возможность беспрепятственно покинуть страну на одном из европейских кораблей. Однако власти распорядились начать нападения на армян еще до того, как группа дашнаков покинула банк. В результате трехдневной резни погибли, по разным оценкам, от 5000 до 8700 человек .
В период 1894–1896 гг. в Османской империи было уничтожено, по разным данным, от 50 до 300 тысяч армян.
С целью установления в стране конституционного режима группой молодых турецких офицеров и правительственных чиновников была создана тайная организация, ставшая впоследствии основой партии "Иттихад ве теракки" (Единение и прогресс), также именуемая "младотурками". В конце июня 1908 года офицеры-младотурки подняли мятеж, который скоро перерос во всеобщее восстание: к младотуркам присоединились повстанцы-греки, македонцы, албанцы, болгары. Через месяц султан был вынужден пойти на значительные уступки, восстановить Конституцию, амнистировать главарей восстания и во многих вопросах следовать их указаниям.
Восстановление Конституции и новые законы означали конец традиционного превосходства мусульман над христианами, в частности, армянами. На первом этапе армяне поддержали младотурок, их лозунги о всеобщем равенстве и братстве народов империи нашли самый положительный отклик среди армянского населения. В армянонаселенных регионах проходили празднования по случаю установления нового порядка, порой довольно бурные, что вызывало дополнительную агрессию у лишившегося привилегированного положения мусульманского населения.
Новые законы позволили христианам носить оружие, что привело к активному вооружению армянской части населения. И армяне, и мусульмане обвиняли друг друга в массовом вооружении. Весной 1909 года началась новая волна антиармянских погромов в Киликии. Первые погромы произошли в Адане, затем погромы перекинулись на другие города Аданского и Алеппского вилайетов. Посланные для поддержания порядка войска младотурок из Румелии не только не защитили армян, но вместе с погромщиками приняли участие в грабежах и убийствах. Итог резни в Киликии - 20 тыс. погибших армян. Многие исследователи придерживаются мнения, что организаторами резни были младотурки или, по крайней мере, младотурецкие власти Аданайского вилайета.
С 1909 года младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации, связанные с нетурецкими этническими целями. Политика отуречивания была утверждена на конгрессах Иттихад 1910 и 1911 годов.
По некоторым данным, геноцид армян готовился до войны. В феврале 1914 года (за четыре месяца до убийства Франца Фердинанда в Сараево) иттихадисты призвали бойкотировать армянские предприятия, а один из младотурецких лидеров, доктор Назым, отправился в поездку по Турции с целью лично проследить за осуществлением бойкота.
4 августа 1914 года было объявлено о мобилизации, а уже 18 августа стали поступать сообщения из Центральной Анатолии о проводимых под лозунгом "сбора средств для армии" грабежах имущества армян. Параллельно в разных районах страны власти разоружали армян, отбирая даже кухонные ножи. В октябре разбой и реквизиции шли полным ходом, начались аресты армянских политических деятелей, стали поступать первые сообщения об убийствах. Большинство призванных в армию армян были отправлены в специальные рабочие батальоны.
В начале декабря 1914 года турки начали наступление на Кавказском фронте, но в январе 1915 года, потерпев сокрушительное поражение в сражении под Сарыкамышем, были вынуждены отступить. Победе российской армии в значительной степени помогли действия армянских добровольцев из числа проживавших в Российской империи армян, что привело к распространению мнения о предательстве армян в целом. Отступающие турецкие войска обрушили всю злость от поражения на христианское население прифронтовых районов, вырезая на своем пути армян, ассирийцев, греков. Одновременно по всей стране продолжались аресты видных армян, нападения на армянские деревни.
В начале 1915 года состоялось тайное совещание младотурецких лидеров. Один из руководителей партии младотурок доктор Назим-бей произнес в его ходе следующую речь: "Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле, и забылось само это имя. Сейчас идёт война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан" . Назим-бея поддержали другие участники совещания. Был составлен план поголовного истребления армян.
Генри Моргентау (1856-1946 гг.), посол США в Османской империи (1913-1916 гг.), позднее написал книгу о геноциде армян: "Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации" .
Позиция турецкой стороны состоит в том, что имел место армянский мятеж: во время первой мировой войны армяне встали на сторону России, записывались добровольцами в российскую армию, формировали армянские добровольческие дружины, которые воевали на Кавказской фронте вместе с русскими войсками.
Весной 1915 года полным ходом шло разоружение армян. В Алашкертской долине отряды турецких, курдских и черкесских иррегулярных войск вырезали армянские деревни, недалеко от Смирны (Измир) были перебиты призванные в армию греки, началась депортация армянского населения Зейтуна.
В первых числах апреля начались массовые убийства в армянских и ассирийских деревнях Ванского вилайета. В середине апреля в город Ван начали прибывать беженцы из окрестных сел, сообщая о том, что там происходит. Приглашенная на переговоры с администрацией вилайета армянская делегация была уничтожена турками. Узнав об этом, армяне Вана приняли решение защищаться и отказались сдавать оружие. Турецкие войска и отряды курдов осадили город, но все попытки сломить сопротивление армян успеха не имели. В мае передовые отряды русских войск и армянских добровольцев отбросили турок и сняли осаду Вана.
24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы и затем уничтожены несколько сот самых видных представителей армянской интеллигенции: писателей, художников, адвокатов, представителей духовенства. Одновременно началась ликвидация армянских общин по всей территории Анатолии. 24 апреля вошло в историю армянского народа как черный день .
В июне 1915 года Энвер-паша, военный министр и фактический глава правительства Османской империи и министр внутренних дел Талаат-паша дают указание органам гражданской власти начать депортацию армян в Месопотамию. Данный приказ означал практически верную смерть - в Месопотамии земли бедные, имел место серьезный дефицит пресной воды, и сразу поселить там 1.5 миллиона человек невозможно.
Депортированных армян Трапезундского и Эрзрумского вилайетов погнали по долине Ефрата до ущелья Кемах. 8, 9, 10 июня 1915 года в ущелье беззащитные люди подверглись нападению турецких солдат и курдов. После ограбления почти все армяне были вырезаны, лишь немногие сумели спастись. На четвертый день был выслан "благородный" отряд, официально – чтобы "наказать" курдов. Этот отряд добил тех, кто остался в живых.
Осенью 1915 года по дорогам страны передвигались колонны изможденных и оборванных женщин и детей. Колонны депортированных стекались в Алеппо, откуда немногих выживших отправляли в пустыни Сирии, где большинство из них погибали.
Официальные власти Османской империи предпринимали попытки скрыть масштаб и конечную цель акции, но консулы иностранных государств и миссионеры посылали сообщения о происходящих в Турции зверствах. Это вынудило младотурок действовать осторожнее. В августе 1915 года, по совету немцев, турецкие власти запретили убивать армян в местах, где это могли увидеть американские консулы. В ноябре того же года Джемал-паша пытался отдать под трибунал директора и профессоров немецкого училища в Алеппо, благодаря которым миру стало известно о депортациях и резне армян в Киликии. В январе 1916 года был разослан циркуляр, запрещающий фотографировать тела погибших.
Весной 1916 года в связи с тяжелым положением на всех фронтах младотурки принимают решение ускорить процесс уничтожения. В него были включены прежде депортированные армяне, размещенные, как правило, в пустынных областях. Одновременно турецкие власти пресекают всякие попытки нейтральных стран оказать гуманитарную помощь погибающим в пустынях армянам.
В июне 1916 года власти отправили в отставку губернатора Дер-Зора Али Суада, араба по национальности, за отказ уничтожать депортированных армян. На его место назначили Салиха Зеки, известного своей беспощадностью. С прибытием Зеки процесс уничтожения депортированных еще более ускорился.
К осени 1916 года в мире уже знали о массовой резне армян. Были неизвестны масштабы произошедшего, с некоторым недоверием воспринимались сообщения о зверствах турок, но то, что в Османской империи произошло нечто, доселе не виданное, было ясно. По требованию турецкого военного министра Энвера-паши из Константинополя был отозван немецкий посол граф Вольф-Меттерних: младотурки посчитали, что он слишком активно протестует против резни армян.
Президент США Вудроу Вильсон объявил 8 и 9 октября Днями помощи Армении: в эти дни вся страна собирала пожертвования в помощь армянским беженцам.
В 1917 году положение на Кавказском фронте кардинально изменилось. Февральская революция, неудачи на Восточном фронте, активная работа большевистских эмиссаров по разложению армии привели к резкому снижению боеспособности русской армии. После октябрьского переворота русское военное командование вынуждено было подписать перемирие с турками. Воспользовавшись последовавшим развалом фронта и беспорядочным отходом русских войск, в феврале 1918 года турецкие войска заняли Эрзрум, Карс и дошли до Батума. Наступающие турки беспощадно истребляли армян и ассирийцев. Единственным препятствием, хоть как-то сдерживающим продвижение турок, были армянские добровольческие отряды, прикрывающие отход тысяч беженцев.
30 октября 1918 года турецкое правительство подписало со странами Антанты Мудросское перемирие, по которому, среди прочего, турецкая сторона обязывалась вернуть депортированных армян, вывести войска из Закавказья и Киликии. В статьях, которые непосредственно затрагивали интересы Армении, говорилось, что все военнопленные и интернированные армяне должны быть собраны в Константинополе, чтобы без всяких условий их передали союзникам. Ст.24 имела следующее содержание: "В случае беспорядков в одном из армянских вилайетов союзники сохраняют за собой право занять часть его" .
После подписания договора новое турецкое правительство под давлением международной общественности начало судебные процессы в отношении организаторов геноцида. В 1919–1920 гг. в стране были образованы чрезвычайные военные трибуналы, которые расследовали преступления младотурок. К тому моменту вся младотурецкая верхушка находилась в бегах: Талаат, Энвер, Джемал и другие, прихватив партийную кассу, покинули Турцию. Их заочно приговорили к смерти, но подверглись наказанию лишь немногие преступники более низкого ранга.
В октябре 1919 года на IX съезде партии "Дашнакцутюн" в Ереване по инициативе Шаана Натали было принято решение о проведении карательной операции "Немезида". Был составлен список из 650 лиц, причастных к массовому убийству армян, из которых отобран 41 человек в качестве главных виновников. Для осуществления операции были сформированы Ответственный орган (руководитель - посланник Республики Армении в США Армен Гаро) и Особый фонд (руководитель - Шаан Сатчаклян).
В рамках операции "Немезида" в 1920- 1922 годах были выслежены и убиты Талаат-паша, Джемал-паша, Саид Халим и некоторые другие бежавшие от правосудия лидеры младотурок.
Энвер был убит в Средней Азии в стычке с отрядом красноармейцев под командованием армянина Мелкумова (бывшего члена Гнчакской партии). Доктор Назым и Джавид-бей (министр финансов младотурецкого правительства) были казнены в Турции по обвинению в участии в заговоре против Мустафы Кемаля, основателя Турецкой Республики.
После Мудросского перемирия в Киликию начали возвращаться выжившие после погромов и депортаций армяне, привлеченные обещаниями союзников, в первую очередь Франции, оказать помощь в создании армянской автономии. Однако возникновение армянского государственного образования шло вразрез с планами кемалистов . Политика Франции, опасавшейся слишком резкого усиления Англии в регионе, менялась в сторону большей поддержки Турции в противовес Греции, которую поддерживала Англия.
В январе 1920 войска кемалистов начали операцию по уничтожению армян Киликии. После тяжелых и кровопролитных оборонительных боев, продолжавшихся в некоторых районах более года, немногие выжившие армяне были вынуждены эмигрировать, в основном в подмандатную французам Сирию.
В 1922–23 гг. в Лозанне (Швейцария) состоялась конференция по ближневосточному вопросу, в которой участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Турция и ряд других стран. Конференция завершилась подписанием серии договоров, среди которых был и мирный договор между Турецкой Республикой и союзными державами, определяющий границы современной Турции. В финальной редакции договора Армянский вопрос не упоминался вообще.
В августе 1915 года Энвер-паша сообщил о 300 000 погибших армян. В то же время, по данным германского миссионера Иоганнеса Лепсиуса, было убито около 1 миллиона армян. В 1919 году Лепсиус пересмотрел свою оценку до 1 100 000 человек. По его данным, только во время османского вторжения в Закавказье в 1918 году было убито от 50 до 100 тысяч армян. 20 декабря 1915 года консул Германии в Алеппо Рёсслер сообщил рейхсканцлеру, что, исходя из общей оценки армянского населения в 2,5 млн, число погибших, вполне вероятно, может достигать 800 000, возможно - выше. Одновременно он отметил, что если за основу оценки будет взята численность армянского населения в 1,5 млн человек, то число погибших следует пропорционально уменьшить (то есть оценка числа погибших будет составлять 480 000). Согласно подсчетам британского историка и культуролога Арнольда Тойнби, опубликованным в 1916 году, погибло около 600 000 армян. Немецкий миссионер-методист Эрнст Зоммер оценил число депортированных в 1 400 000 человек.
Современные оценки количества жертв разнятся от 200 000 (некоторые турецкие источники) до более 2 000 000 армян (некоторые армянские источники). Американский историк армянского происхождения Рональд Сюни указывает в качестве диапазона оценок цифры от нескольких сотен тысяч до 1,5 млн. По данным "Энциклопедии Османской империи", наиболее консервативные оценки указывают число жертв около 500 000, а наиболее высокой является оценка армянских учёных в 1,5 млн. Изданная израильским социологом и специалистом по истории геноцидов Израэлем Чарни "Энциклопедия геноцида" сообщает об уничтожении до 1,5 миллиона армян. По мнению американского историка Ричарда Ованнисяна, до последнего времени наиболее распространенной оценкой была цифра 1 500 000, однако в последнее время в результате политического давления Турции эта оценка пересматривается в сторону понижения.
Кроме того, согласно данным Иоганнеса Лепсиуса, от 250 000 до 300 000 армян было насильно обращено в ислам, что вызвало протесты некоторых мусульманских лидеров. Так, муфтий Кютахьи объявил насильственное обращение армян противоречащим исламу. Насильственное обращение в ислам преследовало политические цели разрушения армянской идентичности и уменьшения количества армян, чтобы подорвать основу для требований автономии или независимости со стороны армян.
Подкомиссия ООН по правам человека 18 июня 1987 год - Европарламент принял решение о признании Геноцида армян в Османской империи 1915-1917 годов и об обращении в Совет Европы для оказания давления на Турцию с целью признания геноцида.
18 июня 1987 года - Совет Европы принял решение, согласно которому отказ нынешней Турции признать геноцид армян 1915 года, осуществленного правительством младотурок, становится непреодолимым препятствием на пути вступления Турции в Совет Европы.
Италия - 33 итальянских города признали геноцид армянского народа в Османской Турции в 1915 году. Первым 17 июля 1997 года это сделал городской совет Баньокапальо. На сегодняшний день в их число вошли Луго, Фузиньяно, С.Азута Сул, Сантерно, Котиньола, Молароло, Русси, Конселиче, Кампонозара, Падова и др. Вопрос признания геноцида армян стоит в повестке дня итальянского парламента. Он был обсужден на заседании 3 апреля 2000 года.
Франция - 29 мая 1998 года Национальное собрание Франции приняло законопроект о признании геноцида армян в Османской империи в 1915 году.
7 ноября 2000 года за резолюцию о геноциде армян проголосовал сенат Франции. Сенаторы, однако, несколько изменили текст резолюции, заменив первоначальное "Франция официально признает факт проведения геноцида армян в Османской Турции" на "Франция официально признает, что армяне стали жертвой геноцида 1915 года". 18 января 2001 года Национальное собрание Франции единогласно приняло резолюцию, согласно которой Франция признает факт геноцида армян в Османской Турции в 1915-1923 гг.
22 декабря 2011 года нижняя палата парламента Франции одобрила проект закона об уголовном наказании за отрицание геноцида армян . 6 января занимавший пост президента Франции Николя Саркози направил законопроект на утверждение в сенат . Однако конституционная комиссия сената 18 января 2012 года отклонила законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян , посчитав текст неприемлемым.
14 октября 2016 года Сенат Франции принял законопроект по криминализации отрицания всех преступлений, совершенных против человечества, указав среди них Геноцид армян в Османской империи .
Бельгия - в марте 1998 года сенат Бельгии принимает резолюцию, согласно которой признается факт геноцида армян в 1915 году в Османской Турции и обратился к правительству современной Турции также признать его.
Швейцария - в швейцарском парламенте периодически ставился вопрос признания геноцида армян 1915 года депутатской группой, которую возглавляла Ангелина Фанкеватзер.
16 декабря 2003 года парламент Швейцарии проголосовал за то, чтобы официально признать геноцидом убийства армян на востоке Турции во время Первой мировой войны и после ее окончания .
Россия - 14 апреля 1995 года Государственная дума приняла заявление, осуждающее организаторов геноцида армян 1915-1922 гг. и выражающее признательность армянскому народу, а также признающее 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армян.
Канада - 23 апреля 1996 года, в преддверии 81-й годовщины геноцида армян, по представлению группы парламентариев Квебека, парламент Канады принимает резолюцию, осуждающую геноцид армян. "Палата общин, по случаю 81-й годовщины трагедии, унесшей жизни почти полутора миллионов армян, и в признание других преступлений против человечности принимает решение неделю с 20 по 27 апреля считать Неделей памяти жертв антигуманного отношения человека к человеку", - отмечается в резолюции.
Ливан - 3 апреля 1997 Национальное собрание Ливана приняло резолюцию, в которой признало 24 апреля Днем памяти трагической резни армянского народа. Резолюция призывает ливанский народ быть 24 апреля единым с армянским народом. 12 мая 2000 года парламент Ливана признал и осудил геноцид, осуществленный в 1915 году в отношении армянского народа Османскими властями.
Уругвай - 20 апреля 1965 года Главная ассамблея сената Уругвая и Палаты представителей приняла закон "О Дне памяти жертв геноцида армян".
Аргентина - 16 апреля 1998 года законодательный орган Буэнос-Айреса принял меморандум, в котором выразил солидарность с армянской общиной Аргентины, отмечающей 81-ю годовщину геноцида армян в Османской империи. 22 апреля 1998 года сенат Аргентины принял заявление, осуждающее геноцид любого рода, как преступление против человечности. В том же заявлении Сенат выражает свою солидарность со всеми национальными меньшинствами, ставшими жертвами геноцида, особенно подчеркивая свою озабоченность безнаказанностью организаторов геноцида. В основании заявления в качестве проявления геноцида приводятся примеры резни армянского, еврейского, курдского, палестинского, цыганского и многих народов Африки.
Греция - 25 апреля 1996 года парламент Греции принял решение о признании 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армянского народа, осуществленного Османской Турцией в 1915 году.
Австралия - 17 апреля 1997 года парламент южно-австралийского штата Новый Уэльс принял резолюцию, в которой, идя навстречу местной армянской диаспоре, осудил события, произошедшие на территории Османской империи, квалифицировав их как первый в XX веке геноцид, признал 24 апреля Днем памяти армянских жертв и призвал австралийское правительство предпринять шаги к официальному признанию геноцида армян. 29 апреля 1998 года Законодательное собрание этого же штата приняло решение установить мемориальный обелиск в здании парламента в знак увековечивания памяти жертв геноцида армян 1915 года.
США - 4 октября 2000 года Комитетом по международным отношениям Конгресса США принята резолюция №596, признающая факт геноцида армянского народа в Турции в 1915-1923 годах.
В разное время признали геноцид армян 43 штата и округ Колумбия. В списке штатов: Аляска, Аризона, Арканзас, Калифорния, Колорадо, Коннектикут, Делавэр, Флорида, Джорджия, Гавайи, Айдахо, Иллинойс, Канзас, Кентукки, Луизиана, Мэн, Мэриленд, Массачусетс, Мичиган, Миннесота, Миссури, Монтана, Небраска, Невада, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Нью-Йорк, Северная Каролина, Южная Каролина, Северная Дакота, Огайо, Оклахома, Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Теннесси, Техас, Юта, Вермонт, Вирджиния, Вашингтон, Висконсин, Индиана .
Швеция - 29 марта 2000 года парламент Швеции утвердил обращение парламентской комиссии по внешним отношениям, настаивающей на осуждении и признании геноцида армян 1915 года .
Словакия - 30 ноября 2004 года Национальное собрание Словакии признало факт геноцида армян .
Польша - 19 апреля 2005 года польский Сейм признал геноцид армян в Османской империи начала ХХ века. В заявлении парламента отмечалось, что "уважение памяти жертв этого преступления и его осуждение является обязанностью всего человечества, всех государств и людей доброй воли" .
Венесуэла - 14 июля 2005 парламент Венесуэлы объявил о своем признании геноцида армян, отметив: "Исполняется 90 лет со дня совершения первого в ХХ веке геноцида, который был заранее спланирован и осуществлен со стороны охваченных идеей пантюркизма младотурок по отношению к армянам, в результате чего погибло 1,5 миллиона человек" .
Литва - 15 декабря 2005 года Сейм Литвы принял резолюцию, осуждающую геноцид армян. "Сейм, осуждая совершенный в 1915 году турками в Османской империи факт геноцида армянского народа, призывает Турецкую Республику признать этот исторический факт", - говорилось в документе .
Чили - 6 июля 2007 года сенат Чили единогласно призвал правительство страны осудить проводившийся в отношении армянского народа геноцид. "Эти ужасные действия стали первой этнической чисткой ХХ века, и намного ранее, чем подобные действия получили свою юридическую формулировку, был зарегистрирован факт грубейшего нарушения прав человека армянского народа", - отмечалось в заявлении сената .
Боливия - 26 ноября 2014 года обе палаты боливийского парламента признали геноцид армян. "В ночь на 24 апреля 1915 года власти Османской империи, лидеры партии "Единение и прогресс" начали аресты и запланированную высылку представителей армянской интеллигенции, политических деятелей, ученых, писателей, деятелей культуры, духовенства, врачей, общественных деятелей и специалистов, а затем и массовую резню гражданского армянского населения на территории исторической Западной Армении и Анатолии", - говорилось в заявлении .
Германия - 2 июня 2016 года депутаты бундестага Германии одобрили резолюцию , которая признает геноцидом убийства армян в Османской империи. В тот же день Турция отозвала своего посла из Берлина .
Римско-католическая церковь - 12 апреля 2015 года глава римско-католической церкви Франциск в ходе мессы, посвященной 100-летней годовщине массовых убийств армян в Османской империи, назвал массовые убийства армян 1915 года первым геноцидом XX века : "В прошлом веке человечество пережило три массовых и беспрецедентных трагедии. Первая трагедия, которую многие рассматривают как "первый геноцид 20 века", ударила по армянскому народу".
Испания - геноцид армян признали 12 городов страны: 28 июля 2016 года городской совет Аликанты принял институциональную декларацию и публично осудил геноцид армянского народа в Османской Турции; 25 ноября 2015 года геноцид признал города Альсира.
Большинство стран мира на официальном уровне не признали геноцид армян. Активно отрицают сам факт геноцида армян власти Турецкой Республики, их поддерживают власти Азербайджана.
Власти Турции категорически отказываются признать факт геноцида. Турецкие историки отмечают, что события 1915 года ни в коем случае не были этническими чистками, а в результате столкновений от рук армян погибло большое число самих турок .
По мнению турецкой стороны, имел место армянский мятеж,и все операции по переселению армян диктовались военной необходимостью. Также турецкая сторона оспаривает численные данные о количестве погибших армян и подчеркивает значительное число жертв среди турецких войск и населения во время подавления мятежа.
В 2008 году премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил правительству Армении создать совместную комиссию историков для изучения событий 1915 года. Турецкое правительство заявило, что готово открыть армянским историкам все архивы того периода. На данное предложение президент Армении Роберт Кочарян ответил, что развитие двусторонних отношений - дело правительств, а не историков, и предложил нормализацию отношений между двумя странами без каких-либо предусловий. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в ответном заявлении отметил, что "вне Турции ученые - армяне, турки и другие, изучили эти проблемы и сделали собственные независимые выводы. Самое известное среди них - письмо премьер-министру Эрдогану от Международной ассоциации ученых геноцида в мае 2006 года, в котором они вместе и единодушно подтверждают факт геноцида и обращаются к турецкому правительству с просьбой признать ответственность предыдущего правительства" .
В начале декабря 2008 года турецкие профессора, ученые и некоторые эксперты начали собирать подписи под открытым письмом, в котором приносятся извинения армянскому народу. "Совесть не позволяет не признать великую беду османских армян в 1915 году", - говорится в письме.
Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган выступил с критикой этой кампании. Глава турецкого правительства заявил, что "не приемлет подобные инициативы". "Мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести извинения. Однако у Турецкой Республики, у турецкой нации таких проблем нет". Отмечая, что подобные инициативы интеллигенции мешают урегулированию вопросов между двумя государствами, премьер Франции сделал следующий вывод: "Эти кампании неправильны. Подходить к решению вопросов с благими намерениями - это одно, а извиняться - совсем другое. Это нелогично".
Республика Азербайджан проявила солидарность с позицией Турции и также отрицает факт геноцида армян. Гейдар Алиев заявил, говоря о геноциде, что ничего подобного не было, и все историки это знают .
В общественном мнении Франции также превалируют тенденции в пользу того, чтобы инициировать организацию комиссии по изучению трагических событий 1915 года в Османской империи. Французский исследователь и писатель Ив Бенар на своем личном ресурсе Yvesbenard.fr призывает беспристрастных историков и политиков изучать оттоманские и армянские архивы и ответить на следующие вопросы:
Ив Бенар считает, что имела место турецко-армянская трагедия, но не геноцид. И призывает к взаимному прощению и примирению между двумя народами и двумя государствами.
Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.
Геноцид армян — это физическое уничтожение христианского этнического армянского населения Османской империи, происходившее в период с весны 1915 года по осень 1916 года. В Османской империи проживало около 1,5 млн армян. Во время геноцида погибло по меньшей мере 664 тыс. человек. Есть предположения, что количество погибших могло достичь 1,2 млн человек. Армяне называют эти события «Мец Егерн» («Великое злодеяние») или «Агхет» («Катастрофа»).
Массовое уничтожение армян дало толчок происхождению термина «геноцид» и его кодификации в международном праве. Юрист Рафаэль Лемкин, автор термина «геноцид» и идейный лидер программы Организации Объединенных Наций (ООН) по борьбе с геноцидом, неоднократно заявлял, что его юношеские впечатления от газетных статей о преступлениях Османской империи против армян легли в основу его убеждений в необходимости предоставления юридической защиты национальным группам. Отчасти благодаря неустанным усилиям Лемкина в 1948 году Организация Объединенных Наций одобрила «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него».
Большинство убийств 1915-1916 годов совершались властями Османской империи при поддержке вспомогательных войск и гражданских лиц. Правительство, контролируемое политической партией «Единение и прогресс» (представителей которой также называли младотурками), ставило перед собой целью укрепление мусульманского турецкого господства в Восточной Анатолии путем уничтожения многочисленного армянского населения в этом регионе.
Начиная с 1915-1916 годов османские власти проводили масштабные массовые расстрелы; также армяне погибали в ходе массовых депортаций из-за голода, обезвоживания, отсутствия крова и болезней. Кроме того, десятки тысяч армянских детей были насильно забраны из семей и обращены в ислам.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Армянские христиане являлись одной из многих значительных этнических групп Османской империи. В конце 1880-х годов некоторые армяне создавали политические организации, которые добивались получения большей автономии, что усиливало сомнения османских властей в лояльности широких слоев армянского населения, проживавшего на территории страны.
17 октября 1895 года армянские революционеры захватили Национальный банк в Константинополе, угрожая взорвать его вместе более чем со 100 заложниками, находящимися в здании банка, в случае отказа властей предоставить армянской общине региональную автономию. Хотя благодаря французскому вмешательству данный инцидент закончился мирно, османские власти провели серию погромов.
В общей сложности в 1894-1896 годах было убито по меньшей мере 80 тыс. армян.
МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.
Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.
Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.
В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Массовые зверства и геноцид зачастую совершаются во время войны. Истребление армян было тесно взаимосвязано с событиями Первой мировой войны на Ближнем Востоке и на российской территории Кавказа. Османская империя официально вступила в войну в ноябре 1914 года на стороне Центральных держав (Германия и Австро-Венгрия), которые сражались против стран Антанты (Великобритания, Франция, Россия и Сербия).
24 апреля 1915 года, опасаясь высадки войск союзников на стратегически важном Галлипольском полуострове, османские власти арестовали в Константинополе и депортировали на восток 240 армянских деятелей. Сегодня армяне считают эту операцию началом геноцида. Османские власти утверждали, что армянские революционеры установили контакт с врагом и собирались оказать содействие высадке французских и британских войск. Когда страны Антанты, а также США, в то время еще сохранявшие нейтралитет, потребовали от Османской империи объяснений в связи с депортацией армян, она назвала свои действия мерами предосторожности.
Начиная с мая 1915 года правительство расширило масштабы депортаций, высылая гражданское армянское население, независимо от удаленности мест его проживания от зон боевых действий, в лагеря, расположенные в пустынных южных провинциях империи [на территории севера и востока современной Сирии, севера Саудовской Аравии и Ирака]. Многие конвоируемые группы отправлялись на юг из шести провинций Восточной Анатолии с высокой долей армянского населения — из Трабзона, Эрзурума, Битлиса, Вана, Диярбакыра, Мамурет-уль-Азиза, а также из провинции Мараш. В дальнейшем армян высылали практически из всех регионов империи.
Так как во время войны Османская империя была союзником Германии, многие немецкие офицеры, дипломаты и сотрудники гуманитарных служб становились свидетелями зверств, совершаемых по отношению к армянскому населению. Их реакция была различной: от ужаса и подачи официальных протестов до отдельных случаев негласной поддержки действий османских властей. Поколение немцев, переживших Первую мировую войну, хранило в памяти эти ужасные события в 1930-х и 1940-х годах, что повлияло на его восприятие нацистских гонений против евреев.
МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ
Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.
Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.
Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ
Хотя термин «геноцид» появился лишь в 1944 году, большинство ученых сходятся во мнении, что массовые убийства армян соответствуют определению геноцида. Правительство, контролируемое партией «Единение и прогресс», пользовалось чрезвычайным военным положением в стране для проведения долгосрочной демографической политики, направленной на увеличение доли турецкого мусульманского населения в Анатолии за счет сокращения численности христианского населения (преимущественно армян, но также исповедовавших христианство ассирийцев). Османские, армянские, американские, британские, французские, немецкие и австрийские документы того времени свидетельствуют о том, что руководство партии «Единение и прогресс» преднамеренно истребляло армянское население Анатолии.
Партия «Единение и прогресс» отдавала приказы из Константинополя и обеспечивала их исполнение при помощи своих агентов в Специальной организации и местных административных органах. Кроме того, центральное правительство требовало ведения тщательного контроля и сбора данных о количестве депортированных армян, типе и количестве оставленных ими единиц жилья, а также числе высланных граждан, поступивших в лагеря.
Инициатива относительно тех или иных действий исходила от высших членов руководства партии «Единение и прогресс», ими же велась и координация действий. Центральными фигурами данной операции были Талаат-паша (министр внутренних дел), Исмаил Энвер-паша (военный министр), Бехаэддин Шакир (руководитель Специальной организации) и Мехмет Назим (руководитель службы демографического планирования).
Согласно постановлениям правительства, в определенных регионах доля армянского населения не должна была превышать 10 % (в некоторых регионах — не более 2 %), армяне могли проживать в поселениях, в состав которых входило не более 50 семей, в удалении как от Багдадской железной дороги, так и друг от друга. Чтобы выполнить эти требования, местные власти раз за разом проводили депортации населения. Армяне пересекали пустыню туда-обратно без необходимой одежды, продуктов питания и воды, страдая от палящего солнца днем и замерзая от холода ночью. Высланные армяне регулярно подвергались нападениям со стороны кочевников и своих собственных конвоиров. В результате под воздействием природных факторов и целенаправленного истребления численность депортированных армян значительно снизилась и стала соответствовать установленным нормам.
МОТИВЫ
Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.
В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом