Грабежи на реке сухона. Река Сухона: описание, населённые пункты, исток, притоки. История реки Сухоны в Вологодской области

Су́хона — крупнейшая и самая длинная река в Вологодской области России, левая и основная составляющая Северной Двины (правая — Юг).
Название реки — славянское по происхождению, выводится из *Суходъна (ср. Суходон) — «(река) с сухим дном», или непосредственно от *сухъ «сухой», аналогично др.-рус. сухона «сухость, жар».
Длина — 558 км, площадь бассейна — 50 300 км². Сухона начинается двумя рукавами (собственно Сухона и Большой Пучкас) из Кубенского озера, сток из которого зарегулирован плотиной с судоходным шлюзом. В верховьях пойма широкая; в связи с незначительными уклонами весной из-за подпора рек Вологда и Лежа наблюдается обратное течение в Кубенское озеро. В среднем течении глубина долины до 80—100 м, русло изобилует перекатами; имеются пороги и каменистые острова; в низовьях скорость течения небольшая.

Водоток
Исток
Кубенское озеро
. Высота 110,1 м
. Координаты 59°30′40″ с. ш. 39°46′52″ в. д. (G) (O) (Я) (T)
Устье
Северная Двина
. Местоположение слияние с рекой Юг, г. Великий Устюг
. Высота 50 м

Река Сухона
Гидрология, река Сухона
Питание преимущественно снеговое. Половодье с апреля до середины июля. В верхнем течении образуются огромные, иногда многокилометровые разливы. Средний расход воды в 39 км от устья 456 м³/с, наибольший — 6520 м³/с, наименьший — 17,6 м³/с. Замерзает в конце октября — ноябре, в среднем течении и в декабре, вскрывается во второй половине апреля — первой половине мая.

Главные притоки:
Пельшма, Двиница, Стрелица, Царева, Уфтюга, Верхняя и Нижняя Ерга (левые);
Вологда, Лежа, Ихалица, Толшма, Леденьга, Печеньга, Городишна, Стрельна, Луженьга (правые).

Река Сухона
Водный реестр России, река Сухона
03020100112103000005023
Код бассейна 03.02.01.001
Код по ГИ 103000502
Том ГИ 3
По данным государственного водного реестра России и геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:
Бассейновый округ — Двинско-Печорский
Речной бассейн — Северная Двина
Речной подбассейн — Малая Северная Двина
Водохозяйственный участок — озеро Кубенское и река Сухона от истока до Кубенского гидроузла
Код водного объекта — 03020100112103000005023

река Сухона, Опоки

Хозяйственное использование
Соединена Северо-Двинской системой через реку Шексну с Волгой. Судоходна на всем протяжении, но летом иногда судоходство прерывается из-за маловодья в нижнем течении. Грузовые перевозки на баржах. Пассажирские перевозки полностью отсутствуют с середины 1990-х годов по причине их нерентабельности и вымирания прибрежных деревень, особенно в верхнем течении. Воды реки в последние десятилетия сильно загрязнены сбросами промышленных предприятий Вологды и целлюлозно-бумажных заводов и комбинатов Сокола, отмечается высокое содержание фенола, не рекомендуется пить сырую воду из реки. Дно реки устлано топленной древесиной от десятилетий сплава. Работы по расширению русла и углублению не проводятся. Русские поселенцы появились на Сухоне в XI веке.

Населённые пункты
На Сухоне стоят города Сокол, Тотьма, Великий Устюг.

По реке Сухоне, лоция реки Сухона

Протяженность - 274 км. Число ходовых дней - 12. Сезонность - июнь - август. Категория сложности - I (схема 54).

Маршрут проходит по Вологодской области. Сухона (длина 562 км) вытекает из Кубенского озера и после слияния с рекой Юг дает начало Северной Двине (называемой до слияния с Вычегдой Малой Северной Денной). Это типичная северная река с быстрым течением, частыми мелями, перекатами и лесистыми берегами. Сухону можно разделить на три характерных участка: верхний - от Кубенского озера до села Шуйского (137 км), где река медленно течет в низменной долине и имеет ширину до 100-120 м; средний - от Шуйского до Тотьмы (146 км), на котором долина суживается, берега повышаются до 9-10 м; далее луга постепенно заменяются лесом, ширина реки увеличивается до 140-240 м, появляются мели и перекаты, течение становится более быстрым; нижний - от Тотьмы до слияния с Югом (279 км), где долина суживается, коренные берега подступают к воде и местами достигают высоты 80 м, ширина реки 80-100 м, на отдельных отрезках - 400 м.

красивые места Вологодской области

В высокую воду Сухона судоходна на всем протяжении, а в межень только участками: от истока до Тотьмы; от Тотьмы до Нюксеницы; от Великого Устюга до деревни Опоки. По всей реке установлена речная обстановка, а по берегу через каждые 5 км - километровые столбы, показывающие расстояние от устья. Подьезд к началу маршруте - от Вологды, расположенной на одноименной реке, впадающей через 45 км в Сухону.
Вологда - областной центр РСФСР, один из древнейших городов Севера (XII век). Рекомендуется осмотреть краеведческий музей, Кремль, Софийский собор XVI века, архиерейские палаты, картинную галерею, домик Петра I, Прилуцкий монастырь XVI века и другие памятники старинного зодчества. Из Вологды на пароходе доехать до Тотьмы (250 км), откуда начинается маршрут.
Тотьма - старинный город, в царское время служил местом ссылки. Связан с именами А. В. Луначарского, Н. В. Шелгунова, В. Г. Короленко и др. В городе памятник архитектуры XVIII века - церковь Иоанна Предтечи, краеведческий музей. Сборка байдарок в районе пристани.
Ниже Тотьмы ширина Сухоны 70-100 м, река быстро течет в высоких, обрывистых берегах, покрытых сосновыми и смешанными лесами. В устьях правого притока - Леденги и левого - Еденги небольшие острова. Ниже лес отступает, но за пристанью Камчуга опять подходит к берегу. Постепенно берега повышаются и на участке от Коченги до Брусенца достигают 30 м. Лес сильно вырублен, много деревень. В русле ряд перекатов и мелей, идти придерживаясь фарватера.
Ниже Брусенца лес снова обступает реку, берега ненадолго понижаются. В устье левого притока - Уфтюги высота левого берега 26 м, у села Нюксеница до 55 м, а высота правого 25-35 м. Берега то понижаются, то обрываются к самой воде, образуя длинный коридор. Течение в этих местах быстрое, а судовой ход узок и извилист. Отвесные склоны долины, сложенные из песчаника, известняка, мергеля, исключительно живописны. Не в силах размыть особо твердые породы, Сухона делает частые повороты. Особенно высоки и красивы берега в районе деревни Порог и не доходя правого притока - Стрельны. Дальше они заметно понижаются. За селом Прилуки перекат Опокский перебор. Лес отходит в сторону. По мере приближения к Великому Устюгу увеличивается населенность берегов.
Великий Устюг, районный центр Вологодской области, раскинулся на левом холмистом берегу. В городе памятники архитектуры - церковь Вознесения (XVII век), Жен-мироносиц (XVIII век), Троицко-Гледенский монастырь (XVII век) и др. Краеведческий музей. Город славится художественным промыслом - резьбой по дереву и бересте, чернением по серебру.
Плыть далее, по Малой Северной Двине, не имеет смысла из-за интенсивного движения судов, большой ширины реки и неинтересных берегов. Лучше на теплоходе или автобусе доехать до Котласа. При желании маршрут можно начать от села Шуйского, на 146 км выше Тотьмы, где Сухона уже вышла из Присухонской низины и течет в сравнительно высоких лесистых берегах. В лесах много грибов и ягод, а в прибрежных озерах и устьях притоков хорошо ловится рыба. Останавливаться лучше в устьях притоков, так как вода в Суяоне загрязнена, особенно ближе к верховью. В 1975 году предполагается начать строительство Великоустюгской ГЭС.

Река Сухона, история края, путешествие

Сухона - одна из самых красивых рек России и самая большая река в Вологодской области. Она величава, таинственна, не очень многоводна. И полна неожиданностей.

Первые шестьдесят или семьдесят километров от истока она едва течет; падение воды не более сантиметра на километр, будто лежит вода, дремлет и раздумывает, куда бы отправиться. Решившись, она медленно продвигается на юго-восток, к низовьям. Потом вдруг убыстряет течение и следующие двести километров падает уже на семь метров. На последних двухстах семидесяти километрах до встречи с рекой Юг, против Великого Устюга, река успевает опуститься еще на сорок девять метров. Это уже быстрина!

Вот здесь река и показывает характер. На крутой излучине Опока с высокими каменными берегами русло реки делается очень порожистым. Село на правом берегу так и называется - Порог; недалеко от него заводь - стоянка для судов перед испытанием. А затем Чермянинские борозды, над которыми вода вроде бы закипает; перекат Борона, где на небольшой глубине Щерятся каменные зубья сланца, готовые изорвать даже железное днище судна; перекат Поползуха, само название которого более чем понятно, и, наконец, после крупной волны над гладкой лудой - волнистыми каменными плитами - можно вытереть пот со лба и пристать к берегу, где стоит село Выползово... Выползли, значит. Не без юмора были наши предки!

Вот так, через пороги и перекаты, с посвистом, а то и ползком когда-то тащились ладьи первопроходцев по опасному мелководью, где особенно "сухо" случается летом, в разгар путешествий и судоходства, пока не выползали на более глубокое место, чтобы перевести, как говорится, дух.
Вероятно, не раз и не два сидели на острокаменных перекатах широкие ладьи и подчалки наших предков, а корабельщики сигали в воду, чтобы тащить суда до этой самой Выползухи.

Река Сухона
Так, наверное, оно и родилось - "где сухо", то есть Сухона. Так и пошло откуда-то из одиннадцатого, пожалуй, века насмешливо-уважительное название, и докатилось до наших дней не всем понятное имя Сухона с ударением на первом слоге.

Вторая неожиданность, некий географический парадокс, встречается на реке возле самых ее истоков. Эти истоки, как известно, скрываются где-то совсем рядышком с длинным корытообразным Кубенским озером. Озеро вырыто древним ледником и питается реками, бегущими с севера: Уфтюгой, Итклой, Кихтой и Кубеной. Сухона рядом с озером еще едва движется, задумчиво стоит по заливам, спит среди неоглядных лугов.

Весной, пока Кубенское озеро покрыто надежным льдом, а его окрестности только-только набухают талой водой, южнее успевают вскрыться и переполниться два крупных притока Сухоны - реки Вологда и Лежа. Они помогают Сухоне разбить зимнюю одежду и быстро наполняют ее до краев. Река стоит чуть не вровень с берегами, а куда течь - никак не выберет. То ли вниз, то ли вверх... Достигнув некоей критической отметки, Сухона потихоньку начинает двигаться в ту сторону, где ниже, в... свое родимое Кубенское озеро, иначе говоря, против законного течения. И не день течет супротив правил географии, даже не два, а до тех пор, пока озеро не разобьет свои льды, само не поднимется, чтобы грозно прицыкнуть, наконец, на безрассудную дочь: куда повернула, неразумная?!
Весенний месяц противоборства кончается в пользу порядка. Сухона словно бы одумывается и меняет направление. Нарастающая волна половодья, подталкиваемая переполнившимся озером, обретает движение на юго-восток, от истока к низовьям.
Самые давние поречные люди - корелы, чудь, новгородцы, поселившиеся в этом луговом и лесном крае, только дивились причудам реки да по всякому приноравливались к ней.

Лишь в начале девятнадцатого века, когда западнее Кубенского озера, от Белоозера по Шексне и до Волги, была построена Мариинская водная система, соединившая Балтийский бассейн с Волгой; когда назрела потребность связать этот канал с водными дорогами в Белое море и на Каму, инженеры стали присматриваться к Сухоне. Уж больно удачно расположилась она на древних торговых путях от Новгорода к северу и востоку по Русской равнине, сочетаясь с цепью озер и рек севернее Кубенского озера, с волоками, по которым на катках и на колесах первопроходцы таскали свои кочи,- так удачно, что оставалось только соединить озера и реки каналами да и устроить единую судоходную систему. Начали подробно изучать все Заволочье. Тут-то и обратили внимание на странный каприз Сухоны, исследовали его, чтобы не дать промашки.
Судоходная система, построенная в 1825-1828 годах, оказалась как нельзя кстати. Все более увеличивалась торговля с севером и востоком Европейской России. Расширялось судостроение в Архангельске, куда требовалось доставлять дубовый лес с Волги. Да и вообще водный путь в обширных и бездорожных этих местах был позарез нужен, чтобы пользоваться богатым краем, где лес, руды, пушнина и соль.

Одним из первых гидросооружений на новой водной дороге стала плотина у истоков Сухоны, на озере. Длинная водорегулирующая преграда из металлических стоек с затворами могла держать или пропускать воду в две стороны: из озера в реку и из реки в озеро. Ее затворы все лето подпирают воду Кубенского озера, не давая ему обмелеть. Весной же, когда Сухона "балуется" и начинает нагонять воду к озеру, плотинные затворы укладывают на дно, и река без задержки течет в Кубену через образовавшийся широкий проем. По этому открытому проему весной из Сухоны в озеро и обратно, минуя шлюз, ходят большие суда.

А ведь еще пятьсот километров до опасных перекатов и порогов в низовьях, до тех мест, где железное дно теплохода или баржи нет-нет да и "чиркнет" о каменную луду, острой бороной затаившуюся на глубине встречь течения. Приходится заранее думать и о других препятствиях, созданных уже не природой, а самими людьми.
Город Вологда связан с Сухоной небольшой рекой Вологдой, по имени которой он и назван. Свой путь по этой реке мы начинаем вечером. Небо еще светлое, задумчиво-тихое, видно далеко-далеко, но на первых километрах северная сказочность начисто заслонена разнообразной "цивилизацией". Снуют катера, моторки, вальяжно, грудью, как и наша "Чагода", идут теплоходы, раздвигая мутно-желтую воду реки, которая чиста и прозрачна только выше города.

Вологда - один из старейших русских городов . Датой основания Вологды считается 1147 год, к которому относится первое упоминание города в летописях преподобного Герасима. На сегодняшний день Вологда — один из наиболее сохранившихся старинных городов России и входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием.

В центре города расположен Софийский собор, он является первым каменным храмом города. Построен в 1568-1570 годах. Строительство храма напрямую связано с именем Ивана Грозного. В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван Грозный повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. С отъездом царя в 1571 году строительство прекратилось. Собор оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к его окончательной достройке и устроению.

слияние реки Юг и реки Сухона, Северная Двина

Рядом с Софийским собором - Вологодский кремль. Строения Кремля здорово отличаются друг от друга по стилю. И ничего удивительного в этом нет: Кремль строили и перестраивали в течение нескольких столетий. В состав кремлевского комплекса относят бывшее Архиерейское подворье, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и колокольню.

Молчим, вглядываемся в ночь, ведь по-московски уже ночь, Двенадцатый час, а над рекой, над северными просторами стоят сумерки; только дали как-то посинели: там земля слилась с небом в одноцветье, и пространство расширилось до бесконечности, детали в нем потерялись.

А вот и устье,- говорит Кряжев и встает.
Сухона наискось пересекает путь Вологде. Левый берег луговой, не выше двух метров - черная полоска над водой. На берегу двухэтажный дом, верхние окна светятся. Диспетчерская речного флота.
- Как вы, "Чагода"? - раздается оттуда по радио.- Далеко идем? На борту порядок?
- Порядок,- отвечает капитан.- В Иванов Бор. Кто впереди нас?
- "Тарнога" прошла, минут сорок. До Знаменитого вы ее обгоните.

Смотрю направо. Еще одна, более светлая полоса воды вырывается из мглы правобережья за полкилометра от устья Вологды. Полоса отличительно поблескивает, струится радостью.
- Это Лежа.- Юрий Сергеевич угадывает и предупреждает мой вопрос.- Чистая река, не чета нашей.
Повинуясь рулям, "Чагода" описывает плавное полукружье - теперь нос ее смотрит строго на яркую Полярную звезду. Плеск за кормой усиливается, слышнее моторы. Прибавили ход.
Уже заполночь. Над лугами рождаются клочья тумана. Их не отличишь от озер - такие же тускло-серебряные, как вода, небо, дали. Очаги тумана растут, соединяются. Движешься, будто в пустоте, посреди необъятной, тихой и таинственной сферы, где нет даже звезд. Туман закрывает землю, реку, небо, властно хоронит реальный мир. Исчезают и низкие берега, и вода за бортом. Сумерки сгущаются, уже нет верха-низа, права-лева. Белесая круговерть.

Юрий Сергеевич за пультом спокоен. Пощелкивают кнопки и клавиши, судно послушно воле капитана. Как можно что-нибудь различить в молочной бездне, сквозь которую мы плывем? Редкие огоньки бакенов подозрительно быстро мигают и тотчас пропадают.
- Привычка,- коротко говорит Кряжев.- Я здесь хожу восемь, нет, девять лет. Десятки раз туда-сюда. Присмотрелся к берегам, к каждой кривизне. В лоцию могу не заглядывать, все по памяти. К тому же и родом отсюда. Деревня Суховерхово около Кириллова. Там школа, детство. Полазил по озерам-речкам с удочками, побегал за чибисами в лугах-болотах. Закрою глаза - и могу представить любое место.

река Сухона, город Тотьма

Он говорит отрывисто. Сбоку мягко светит лампочка. На молодом красивом и строгом лице Кряжева возникает долгая улыбка. Она оттуда, из детства с удочками, где неповторимые дни, мать, бабушка... Вздохнул и закурил. "Чагода" шла на скорости по затихшей, сонной реке. Где-то близко под днищем таились мели- отвлекаться разговорами опасно.
Ночь отступала. Туман стал просвечивать. Вот зачернел один берег, второй, проявились силуэты деревянных домов с высокоподнятыми окнами, лодки под берегом, лестницы, а дальше прорезались трубы, еще трубы и заводские корпуса с красными от бессонницы окнами. Город Сокол.

Сухона здесь полна, лесом. На берегах горы уже обсохших бревен, бесконечные плоты на подходах к городу, кивают черными головами вставшие на попа топляки. Речники их так и зовут: голованы. Кряжев морщится и сбавляет ход, когда под судно уходит такой подарок...
- Откуда они, Юрий Сергеевич?
- Со дна реки. В городской черте и на подходах немало утонувших бревен,- отвечает капитан.- Иные бревна с тяжелым комлем приподымаются, плавают, полузатопленные.

Проходим сквозь город деревообработчиков и бумажников. Незаметно и тихо светает, и не поймешь, откуда свет. Солнца еще долго не будет: часы показывают три; но небо уже налито перламутровым сиянием, один край подрумянен, и на этом фоне рисуются дальние деревни-типографской гравировки линия черных изб, крытых дворов с капитальными воротами, дощатых дорожек и лодок под мокрыми от росы березами.
Река ровно движется под нами. Вода дышит теплом. Спрашиваю, можно ли прибавить ходу. Кряжев неопределенно пожимает плечами.
- Попробуем...
Моторы приобретают басовую тональность. Из рубки видно, как приподымается нос. Корма, естественно, садится. И сразу же возникает противная дрожь. Теплоход гневно трясется. Кряжев неторопливо сбавляет обороты.
- Вот так. Мы идем с осадкой примерно полтора метра. Чуть больше, при скорости,- и уже достаем дно. Ограничитель...
Что же сделалось с тобой, Сухона?

достопримечательности Вологодской области, река Сухона

На обоих берегах от истока до далекого града Великого Устюга всегда стоял лес. И был он твоим другом и хранителем, этот густой и бесконечный лес. Все притоки процеживались сквозь лесную чащу и пополняли русло главной реки чистой, свежей водой. Все родники и болота в лесу питали Сухону. Была она глубокой, полноводной даже в жаркие годы, всегда богатая рыбой и бобрами в укромных притоках.
На ее берегах и поблизости охотно селились люди, ставили погосты, из которых пошли города, известные в истории: Прилука, Вологда, Шуйское, Тотьма, Нюксеница, Великий Устюг. К озерному поречью тяготел и древний Кириллов, и Харовск, и молодой город Сокол. Рекой жили и рекой пользовались, почитали, дивились красотой и сами украшали.
Когда стали рубить лес по берегам, опять же не обошлось без реки: сплавляли бревна и вверх, и вниз по реке. Сухона исправно таскала всевозрастающую тяжесть древесины. Чем больше бревен скатывали в воду, тем, конечно, пустыннее становились берега и чаще проглядывало сквозь обмелевшие притоки тинистое или каменистое дно.
Потом у Сокола выросли заводы. Бесконечные плоты и баржи с лесом потянулись сюда с апреля по октябрь. Лес заполонил реку, люди временами теряли контроль над этим движущимся лесом. И лишь недавно начали понимать, что так продолжаться не может. Сплавные конторы взялись очищать русло реки, ежегодно подымают топляк, строже следят за плотами. Работы тут хватает. И на долгие годы...
Над мокрыми лугами поднялось оранжевое теплое солнце. Заблестела каждая капля росы на травах. Река задышала, легкий парок поднялся над ней. Обсыхают тысячи и тысячи бревен на лесных биржах. Все быстрее движутся, скрежещат жадные лесотаски, с акробатической ловкостью перебегают по плотам рабочие: они баграми направляют бревна к транспортеру. Река дает заводам пищу...
Строения реже, все больше открытых берегов, полускошенные луга со стожками сена, и, наконец, Сокол позади.

Чувства, рожденные видом реки в черте города, не дают покоя. Что-то не так... Река, это драгоценное создание природы, воспринимается сокольцами, похоже, только как путь, по которому движется сырье для заводов.
Утро тем временем разгулялось. От тумана и следа нет. Плывут по небу, четко отражаясь в реке, белые облака. Их много - легких, кучевых, летних. Зелено по берегам, свежо, красиво. Вон и стадо бредет, коров как раз не хватало для полноты картины! На берегу за мысом высится чужеродный холм зеленовато-серой доломитовой муки. Для известкования пашни. Пришел грузовой теплоход со своим плавучим краном, выгрузил эту муку - и будь здоров!

Выходим из-за мыса, покрытого ольхой. Поселок, высокие березы и ветлы, шлюз в их тени, левее плотина. "Знаменитый" открылся.
Черная ленточка плотины низко над рекой прочерчена по лесистому зеленому заднику. Щиты открыты, из озера широко блещет белая вода и, выталкивая крупные хлопья пены, валом валит налево, в песчаное русло Сухоны.

ледоход на реке Сухона, Великий Устюг

Шлюз низкий, бревенчатая камера вложена в откосы канавы. Они мощены камнем, проросли травой. Толстые створки ворот с Фасной полосой поверху разведены. Сбоку пристроилась опрятная Деревня Шера в окружении старых и толстых берез. За плотиной и Камерой видна широченная полоса воды, а по берегам зелень всех оттенков: темноокрашенный ельник, светлые березы, солнечный, салатного цвета луг. Большой деревянный дом на острове - база отдыха речников - тоже выкрашен в зеленый цвет.
Это уже Кубенское озеро. Голубое с зеленым, оно так сияет на солнце, что без прищура не посмотришь - сплошной блеск. Жулитов мастерски проводит теплоход через боковое течение И с абсолютной точностью - как патрон в ружейный ствол - загоняет "Чагоду" в шлюз, не коснувшись бортами его бревенчатых стен. До них остается сантиметров сорок воды, не более.

Все тут выглядит просто, по-домашнему: и сам шлюз, уже наполненный до краев, - стоишь на последнем венце, и можно тронуть воду ногой, - и эти говорливые женщины, и открытые окна диспетчерской с геранями, с кошкой у порога, и музыка из деревянных пятистенок, и пустой ящик, вброшенный нам на палубу, чтобы на следующем шлюзе его наполнили свежим хлебом и попутным судном привезли снова сюда... Все это создает атмосферу легкости отношений, деревенской простоты.
Минут через двадцать "Чагода" вздрогнула и заскользила из шлюза в озеро. Теперь мы не на Сухоне, а в ее бассейне, на ее продолжении, на связке с Волго-Балтийским путем.

На Кубенском озере, как и на Воже, севернее его, обнаружены самые древние - трехтысячелетней давности - поселения человека в этих широтах. На западных приподнятых берегах прослежена цепочка стоянок оседлых людей того времени. И нынче тут деревни, одна за другой. Все избы на взгорке, окнами на озеро, откуда падает к воде травянистый наволок. За порядком домов заметны подолы - древние пашни, давным-давно обжитые и ухоженные новгородцами, пришедшими сюда за вольностью, "не прияхъ не имения ото князя, ни отъ епископа, и паша, себе покоя не дахъ". Лен и рожь с ячменем, репа и редька в огородах, овсы и луга кормили земледельца. Держали коров, навоз из подворья вывозили на близкое поле; в озере не переводилась рыба, в лесу тоже кое-чего добывали, вот и жили-поживали, добра не наживали, но и на чужих хозяев хребта не ломали. Сами с усами...
Сегодня здесь самый продуктивный район сельскохозяйственно Вологодчины. Правда, не очень людный. Снова луга и луга. В озерной пойме изобилие травы. Видны также долины рек Кубены, Уфтюги, мелких притоков. Из озера путь по воде идет к Устью, Харовску, ко всем живущим в стороне. И куда ни глянь - зелень!

Стоит пора горячего сенокоса. Погода - что надо. Но людей на покосе мало. Трудно сказать, сколько сена и травы может дать огромная Шекснинско-Сухонская пойма, где насчитывают сто шестьдесят тысяч гектаров пастбищ и сенокосов. С этой-то площади даже при низком урожае можно собрать не меньше двухсот тысяч тонн сена и прокормить сто тысяч коров. Но это, как говорится, на первый взгляд. Более половины пойменной площади по каналам и по Сухоне, Вологде, Леже, Шексне либо поросло кустами, либо малопригодно по причине заболоченности.

Жулитов сидит за пультом на высоком стуле, спокойно ведет судно. На озере просторно и светло, бакены покачиваются на мелкой волне - смотри, любуйся по сторонам.
Проходим Устье. Оно справа, чуть видно с озера.
-- Часто бываете там? - спрашиваю помощника.
Он вскидывает узкое смышленое лицо.
- Без речников там жить не можно. Все завозим. Муку, Удобрения, контейнеры с товарами, бетон и кирпич для строек, даже дакторы. Не ахти какой причал, но управляемся, путь проторенный, и в Уфтюгу, а по ней на Бережное, там до железной дороги ой-ой-ой! А проезжие дороги - сами знаєте... Только река и озеро выручают глубинку.
Александр Андреевич - речник опытный, и судоводитель, и механик. Учился в Котласе, поработал на Иртыше, но вернулся все-таки в родные места, и вот уже десять лет на Вологодчине. Тут, как говорится, и душа на месте.
Неподалеку буксир, куцый и пестрый, действительно похожий на птицу, протащил шаланду, полную слякотного грунта от земснаряда, углубляющего фарватер выше по озеру. Похоже, ищет место, где бы свалить на глубину свой груз да скорее назад. На корме сушится, полощется от ветра белье. Наверное, семейный экипаж, с хозяйкой.
Озеро постепенно сужается; с одной стороны болотистый ельник, с другой - осоковая топь. Камыш выше человеческого роста. На чистых от травы лагунах рыбацкие лодки и сами рыбаки застывшими изваяниями.

Входим в устье реки Порозовицы. Такое славное название, делающее честь безымянному автору! В этот солнечный день откосы берегов сияют цветами, как вешняя заря. Клеверок душист и красен, холмы покрыты разноцветным ковром. Много ржаных ползи, красного клевера, лесных привад. Хаты в деревнях разбросаны по холмам, как в Берендеевом царстве, и такая благодатная, теплая тишь вокруг, что слушаешь ее, словно хорошую музыку.
На шестом шлюзе все, как на "Знаменитом": та же приятная домовитость и сноровка судопропускных, шелест тополей над водой, стук плотничьих топоров и запах ошкуренных сосновых бревен, из которых складывается сруб нового дома. "Чагода" с ходу вошла в камеру, ворота закрылись.
Порозовица, недолгая, полноводная, хорошо обжита людьми. По правому берегу стоит Никольский Торжок с порушенным собором. Это бывшее торговое село с огромной булыжником вымощенной площадью. Далее две деревни, а за ними пятый шлюз, который проходим без задержки. Еще деревня на холмах. Шиферные крыши делают ее молодой. Рядом завидно-урожайное поле овса, У самой воды толпится стадо черно-пестрых коров. Они сыты спокойны, бесстрашно стоят близко к нам и влажными глазам провожают серую тушу "Чагоды".

Река Иткла и озера по пути - Вазеринские, Кишемское, Зауломское, Покровское, каналы и шлюзы, соединившие их,- вся наш дорога, то очень широкая, то узкая настолько, что воды по сторонам не видишь. Каналы наполнены до краев, так что иной раз кажется, будто движемся мы на судне посуху, прямо через луга и перелески, огибаем горбатые холмы в еловой заросли и только что не залезаем в них. Так естественны, так удобны в этой нигде не нарушенной природе старинные инженерные сооружения! Их ничто не выпячивает, не отделяет от ландшафта. Просто не верится, что эта часть большого Северо-Двинского водного пути - дело рук человеческих. Ловишь себя на мысли о единстве полезного с красивым, и возникает чувство благодарности к умелым и бережным строителям Северодвинской системы, не умалившим природной красы.

Кто они? Когда и как строили, подарив России столь нужный водный путь? Нигде ничего о строителях! Безымянно сооружение, сблизившее крестьян и речников, города и деревни в этом древнем крае, некогда отрезанном от остального мира.

Обширна Вологодская область, как и соседняя Архангельская, но обделены современными путями сообщения. Строителей в прошлом отпугивали немереные версты, нехоженые леса и болота. Нынешние же пока еще не успели развернуться во всю силу.
По обоим концам долгой Сухоны - от Кубенского озера до Великого Устюга, на север и на юг от реки - лежит обширная территория, где линии железных дорог отстоят одна от другой на триста с лишним километров. Первая идет по Архангельской области от Коноши на Котлас, другая по Ярославской и Костромской и захватывает только южный край Вологодчины.

река Сухона, Вологодская область, красивые места
деревень совсем отрезаны бездорожьем. Спасают только реки..
Что бы делали в Тотьме, Нюксенице, Сямже, Кириллове, Белозерске, Вытегре, Тарногском Городке, Никольске, Кичменгском Городке, Великом Устюге да и в соседних вятских районах, тяготеющих к реке Юг, в Подосиновце например, без реки, без речных судов, без пароходств - Сухонского и Северного?

Северо-Двинский водный путь - Сухона, Юг, Северная Двина с судоходными притоками - приобрел сегодня первостепенное значение для жизни и развития севера Нечерноземья. Смеем сказать, что эти наиважнейшие водные дороги не утеряют первостепенности еще долго, до тех пор, когда все заботы о грузах возьмут на себя новейшие виды транспорта, а реки станут прекрасными зонами отдыха и туризма. Но если вспомнить, что перевозка по реке одна из самых экономичных, то превращение рек только в места туризма произойдет еще ой как не скоро.
Можно только дивиться да радоваться чудесному дару природы Нечерноземья, способности наших судоходных и малых рек помогать людям в передвижении, в перевозке грузов - тем более крупных, чем обширнее программа развития нашей экономики и культуры. А "Чагода" продолжает свой путь на север через озера и каналы. По берегам далеко видны луга, перелески, темные от елок холмы, малые деревни, одинокие церквушки. Тихая вологодская земля.

реки Северная Двина, Сухона, река Юг

"Чагода" идет по каналу вдоль деревянных домиков окраины, как по улице, выходит в большое, с изрезанными берегами Сиверское озеро, забирает правее, еще правее, обходит мыс. За ним открывается широкий водный простор. Прямо перед собой видим у воды и одновременно в воде Кирилло-Белозерский монастырь.
Сколько о нем ни читай, все равно словами нельзя передать и малой доли обаяния, удивительной сказочной прелести этого белого монастыря-крепости, созданного русскими мастерами в XIV-XV веках, почти пятьсот лет назад. Монастырь надо увидеть в любой, будь он ясным или пасмурным, но только летний день на блюдечке из живой, цвета рыбьей чешуи, сиверской воды и в окружении зелени.

Схимник Кирилл, выходец из московского Симонова монастыря, достаточно много побродив по лесному и озерному Заволочью в поисках уединенного места, вышел на это озеро и, оглядев берега, записал для памяти: "Место зело крано, яко стеной окружено водами". Так было. Так осталось, когда Кирилл стал архимандритом.
Белым уступом сходят монастырские стены к береговой кромке, смотрятся в воду, и, когда озеро тихое, как сегодня, они целиком отражаются в нем вместе с небом, создавая иллюзию двойника, опрокинутого на дно. Из-за стен смиренно вырастают купола на храмах и звонницах, все разные, ни в чем не повторяющиеся, всяк своей формы и дивности, выше, ниже, тоньше, обширнее, тогда как весь в целом этот образ -стены, зеленые вязы, храмы, трапезные - сплошное чудо, сказка из камня и зелени на озере, полном и без того волшебными красками севера. Трудно оторвать взгляд, настолько совершенны пропорции зданий, так удачно вознеслось все каменное и живое на пологом бережку диковинного озера, укрытого со всех сторон лесом.
"Чагода" торжественно-тихо прошла по заводи и причалила к деревянному пирсу за монастырем.

Великий Устюг, Северная Двина, Сухона

Юрий Сергеевич не мог унять своего восторженного, прямо-таки детского умиления, когда мы шли по городу в монастырь. Здесь он рос, бегал, учился, познавал первые радости. Мальчишкой сто раз облазил каждую колокольню, стены, подвалы, тайные проходы. Катался с горки у Каменных сеней с крестом, сиживал рядом с художниками перед Ивановской стеной, бегал по узкой тропе возле Успенского собора. Побывал, конечно, и в Ферапонтове монастыре (где теперь музей фресок Дионисия) над другими двумя далековатыми отсюда озерками, под высокой горкой в густых лесах.

Время торопит, и мы - не без сожаления - отходим от крохотной пристаньки. Тут бы пожить, пораздумать... Еще раз окидываем прощально белокаменную сказку, залитую красноватыми лучами предвечернего солнца. История наша. И защита молодой России.
Озеро сужается, судно идет теперь на запад.
- Сейчас будем спускаться,- говорит Кряжев.- Здесь водораздел, впереди Шекснинская пойма и Волго-Балт.
Последний участок Северо-Двинского водного пути - Топорнинский канал - узок, он глубоко врезан в песчаные холмы. По сторонам за крупным и густым сосняком проглядывают крепи и согры (заболоченные леса водоразделов). Там на веретьях - небольших повышениях - много клюквы, брусники и голубики. Иным выглядит и канал. Вода в нем коричневая, лесного и торфяного настоя. Чтобы волна не разбивала податливые пески на плохо зарастающей выемке, понизу почти всюду устроен частокол из коротышей, между ним и беретом навален хворост. Волна от теплоходов затухает в такой крепи. Просто и хорошо. Чувствуется, что за каналом здесь ухаживают умелые люди.
Топорнинская "лестница" из двух шлюзов просматривается сверху до конца. Как в окошке, в конце просеки видна широкая водная гладь Волго-Балта. По ней густо идут-мелькают суда.

Канал, шлюзы и сам поселок Топорня очень красивы. Это, кажется, самое уютное и здоровое место. Вокруг поселка на белых песках сосновый бор. Чисто, сухо, приятный запах смолки. Дома добротные, рубленые, светлые. Шлюзы тоже срублены из сосновых бревен. И тоже светлые. Вода наливается вровень с берегом. Судно стоит в наполненной камере очень высоко, бортами едва не касается стенок. Ворота шлюзов отсвечивают свежей сосной. Все выглядит несколько старинным, миниатюрным, близким к природе и потому особенно по сердцу.

Водный перекресток Нечерноземья. Здесь встречаются Северо-Двинский судоходный путь, в который входит вся Северная Двина с Сухоной и Югом, Вычегдой и Пинегой, Сысолой и Вагой, с каналами и озерами общей протяженностью около пяти тысяч километров, и Волго-Балтийский водный путь. Он начинается тоже далеко - от устья Невы, идет через Ладогу до Белоозера, а от Белоозера до Рыбинского водохранилища по каналам, шлюзам, озерам, по Вытегре и Шексне. Длина всей системы Волго-Балта - около трех тысяч километров.
Три да пять - восемь тысяч километров судоходных дорог! В четыре стороны от Топорни. На запад, север, восток и на юг. Здесь когда-то был штаб Северо-Двинской системы. День и ночь баржи, теплоходы, буксиры... Вверх-вниз по шлюзам.
"Чагода" встретилась в Топорне с двумя пассажирскими теплоходами. Они возвращались с туристами из поездки по Волго-Балту. Шли моторные лодки - тоже с путешественниками. Повстречалась красивая, явно семейная парусная яхта. По бортам ее неожиданное имя: "Бес", совсем не подходящее к изящному, белому суденышку в этом былинном месте.
Открылись последние (или первые?) ворота, и наш теплоход разрезал воду широко разлившейся Шексны с плотным ветерком от недалекого Белоозера. Вошли в Волго-Балт...

Рыбалка на реке Сухона

Отчет о рыбалке: 15 августа, Сухона, река
Дата рыбалки: 15 августа 2009г.
Водоем: Сухона, река

Подробное описание места: 505 километр.
Описание дороги: Дороги нет,только по воде.
Погода: Погода была дождливая с перерывами солнце.

Способ ловли: Спиннинг
Моя снасть: Удилище китай 200р. леска 0,3,катушка Кобра за 320р.
Мои приманки: Воблер за 30 руб. был полностью перекрашен.
Насадка: - не указано -
Прикормка: - не указано -
Какую рыбу ловил: щука
Активность клева/рыбы: Рыба ловилась периодами между ливнями.
Мой улов: 3-5 килограмм
Самая большая рыба - не указано -

Как успехи у других рыболовов? Лодок на реке было мало,по причине ненастной погоды.Была белая яхта,тоже ловили щук.Видел 3 штук.
Подробный отчет о рыбалке По приезду на 505 км. все уже вымокли,но рыбалку решили начать.По первым забросам было видно что щука не жалует.После этого решили на троллинг попробовать.И вот удача,проходя под левым берегом первая поклевка.Шли против течения.Прогресс-2 на Сузуки-2,4-такт.Щука брала только у меня на самодельщину.Покупные расцветки игнорировала.Вскоре и сын поймал на колебалку,но отпустили по причине малолетства щучки.
Общее резюме: Погода не айс но рыбалка удалась.
Решили после спининга побаловться на фидер,и вот тут после дождя была прекрасная рыбалка.Улов был достоин как всегда.Лещь до кило,густера,плотва,и окунь.

Отчет о рыбалке: 27 октября - 27 октября, Сухона, река
Дата рыбалки: 27 октября 2012г. - 27 октября 2012г.
Водоем: Сухона, река
Место - область/район: Вологодская обл.
Подробное описание места: Река Сухона не далеко от устья реки Двиница.
Описание дороги: - не указано -
Погода: Погода просто отвратительная сильный ветер -1;-2
Состояние водоема: Уровень воды намного больше летнего. В течение недели не менялся. Вода средней прозрачности. Ловили и в более мутной.
Способ ловли: Спиннинг
Моя снасть: Плетенка 0,3; Удилище длина 1,8 м,Катушка безынерционная.
Мои приманки: Воблер
Насадка: Воблер.
Прикормка: Нет
Какую рыбу ловил: щука
Активность клева/рыбы: на 4 с +
Мой улов: 5-10 килограмм
Самая большая рыба щука, 4 кг.
Замечания по технике ловли, лучшие приманки. Был сильный ветер поэтому только тролинг.
Как успехи у других рыболовов? Других дураков не было ехать на рыбалку в такую погоду.
Подробный отчет о рыбалке
На рыбалку собирались с середины недели, и ждали выходных. И как бывает закон подлости погода окончательно испортилась уже к пятнице. Ветер сильный, порывистый, выпал снег, холодно -2;-3. Созвонились утром в субботу едем, не едем? Ну раз охота пуще не воли решили попробовать. Я если сказать честно вообще сомневался в каком либо улове. Сильный ветер, на реке волна, а на берегу снег. Встретились у лодки в 09:30 утра, пока мотор ставили и т.д уже 10 часов. Ну короче говоря сели в лодку и поехали. Холодно -2, ветер, волна. Минут за 30 доехали до места будущего лова и благополучно раскинули дорожки. И минут через 30-40 первая поклевка. Щука схватила на раз без каких либо тычков. Говорю напарнику что то клюнуло готовь сачок. Благополучно подвел к лодке а потом щука ушла под лодку и не как не хотела выходить на поверхность. Тяну тяну и вот показалась зубастая. Только успели пот деть ее сачком как она перекусила плетенку. Воблер маленький глубоко заглотила. На 2 кг потянула. Вторая поклевка опять случилась у меня минут через 10-15. Оказалясь щука чуть поменьше 1,5 кг тоже взяла жадно и без тычков рвз и есть. Едем дальше разговариваем, мерзнем. И вот опять вначале поклевка а потом как бы зацеп но начинает тянутся Говорю готовь сачок чтото крупное а сам мотор глушу. Протянул я метров 5-6 и эта рыбина сходит. Не знаю что там было но очень большое. Дальше решаем ехать в устье Двиници там ветер поменьше хоть немного потеплее а то сильно замерзли. Продорожили до Двиници не поклевки и по самой Двинице 1,5км тоже не клюнуло. Едем обратно где были пойманы две щуки и не много не доезжая того места у меня сильный рывок и тянется. Ну думаю не уйдешь. Идет тяжело. Напарник сачок приготовил. А вот она красавица. И он ловким движением ее подевает. И уже в сачке она выплевывает воблер.(Воблер маленький крючки маленькие) Щука оказалась самой большой на этой рыбалке 4 кг. Еще немного подорожили и окончательно замерзли и в 14 часов решаем ехать домой. Вот так вот съездили мы с Виталиком на рыбалку в эту Субботу.
Общее резюме: Не смотря на не погоду рыбка все таки поклевала. И выручил который раз мой маленький любимый воблер

Отчет о рыбалке: 18 июля - 19 июля, Сухона, река
Дата рыбалки: 18 июля 2008г. - 19 июля 2008г.
Водоем: Сухона, река
Место - область/район: Вологодская обл.
Подробное описание места: В районе усть-Печеньга
Описание дороги: Либо на Чуриловку, либо на усть-Печеньгу, это смотря от куда ехать.
Погода: Пасмурно ветер не большой северо-западный
Состояние водоема: уровень воды большой почти как весной
Способ ловли: Донка / Фидер / Пикер
Моя снасть: донка со скользящим грузилом 20грамм. леска 0,2
Мои приманки: - не указано -
Насадка: бутерброд, 3-4 опарыша и червяк.
Прикормка: - не указано -
Какую рыбу ловил: лещ
Активность клева/рыбы: мелоч долбила постоянно
Мой улов: 3-5 килограмм
Самая большая рыба лещ, 2 кг.
Замечания по технике ловли, лучшие приманки. - не указано -
Как успехи у других рыболовов? Подплывали другие рыбаки у них дела были несколько хуже
Общее резюме: Пришел к выводу уровень воды не влияет на клев, многое зависит от места и способа лова.

Дата рыбалки: 28 января 2010г.
Водоем: Сухона, река
Место - область/район: Вологодская обл.
Подробное описание места: слияние рек вологда и сухона
Описание дороги: на буране по вологде реке или до озера Молотовское а там пешком по бураньему следу до места
Погода: холодно,ветер
Состояние водоема: - не указано -
Способ ловли: Мормышка
Моя снасть: - не указано -
Мои приманки: мормышка самодельная тяжолая так как течение, жёлтого цвета похожа на солдатскую пуговитцу
Насадка: червь 2штуки
Прикормка: - не указано -
Какую рыбу ловил: язь
Активность клева/рыбы: клёв был отменный
Мой улов: больше 10 килограмм
Самая большая рыба язь, 1,5 кг.
Замечания по технике ловли, лучшие приманки. - скрыто автором -
Как успехи у других рыболовов? - не указано -
Подробный отчет о рыбалке - не указано -
Общее резюме: помимо язя ставили жерлицы брал налим но только на крупную мёртвую плотву! а в прочем рыбалка была что надо все были довольны

________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Кузнецов А. В. Сухона от устья до устья: Топонимический словарь-путеводитель. — Вологда: Ардвисура, 1994. — С. 37—39.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. С. 814.
Статистика на сайте ЮНЕСКО
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 3. Северный край/ Под ред. Н. М. Жила. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 612 с.
Государственный водный реестр РФ: Сухона. Архивировано из первоисточника 27 декабря 2012.
сайт Википедия.
http://www.skitalets.ru/
Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.
http://www.ru-regions.ru/
http://photosight.ru/
http://photos.lifeisphoto.ru/
http://www.fion.ru/

Сухона - это длиннейшая река в Вологодской области, по праву считающаяся и самой красивой на этой земле. Реки Сухона и Юг, сливаясь, образуют величественную Северную Двину. Вдоль каких населенных пунктов протекает Сухона, какова ее история, гидрология, притоки, читайте в статье ниже.

География реки

Долина реки образована в позднее и послеледниковое время, то есть примерно 20 тысяч лет назад. Бассейн Сухоны расположен на Северо-Западе Русской платформе. Именно здесь залегает огромная толща осадочных пород со времен мезозоя и палеозоя. Протекает река по отложениям пермской системы. Это значит, что течет она по пестроцветным мергелям, мергелистым глинам и известнякам, а также по линзам белых и зеленых песков.

Длина реки Сухона - 558 км. Площадь бассейна - более 50 тысяч кв. км. Река начинает свое движение из Кубенского озера. Здесь ее пойма широка. Весной случается обратное движение вод в Кубенское озеро, связанное с подпором рек Вологда и Лежа. Бассейн реки Сухоны включает 482 реки и несколько тысяч ручьев. Также в бассейне более 400 озер, но все они мелкие, многие не более 0,5 кв. км.

Так как воды текут в подзоне средней тайги, заметно преобладание ельников и черничников. Леса занимают около 70% водосбора, болота - 3%. В верховьях реки по берегам растет преимущественно березовый лес, в нижнем течении - сосновые и смешанные леса. Берега тут круты и обрывисты.

Гидрология реки

Питание реки Сухоны - снеговое. Половодье обычно наступает в апреле и длится до середины лета. В верховьях иногда образуются разливы на много километров. Покрывается льдом Сухона обычно в ноябре (в среднем течение - в декабре), а ледоход наступает в апреле.

Течение реки принято делить на три участка: верхний, средний и нижний. Рассмотрим их подробнее.

  • Верхний участок длится до устья Вологды. Течение на нем спокойное и размеренное. Берега низкие, безлесые, покрыты заливными лугами. Ширина реки в верхнем течении примерно 200 метров.
  • Среднее течение Сухоны идет до города Великий Устюг. Здесь берега становятся выше и уже. Лес подступает к руслу. Течение убыстряется, появляются пороги и перекаты.
  • Нижний участок начинается после города Тотьма. Берега реки Сухоны тут наиболее узкие, местами до 80 метров. Течение самое быстрое. В районе Тотьмы существует большое число перекатов. Самые известные из них - Корыто, Жидятино, Опокский перекат, Копытовский.

История реки Сухоны в Вологодской области

Название Сухона имеет славянское происхождение. Суходон означает "река с сухим дном", "сухость". Еще с пятого тысячелетия до нашей эры на берегах реки селились люди. Комплекс поселений Векса был расположен в месте впадения Сухоны в Вологду и просуществовал до 1339 года. В XI веке на Сухоне появляются русские поселенцы.

Река находится на водном пути в Центральную Россию, поэтому издавна имела большое транспортное значение. Немногие реки России принимали на себя тяжелые гидрологические работы, связанные с улучшением судоходства, издавна. Река Сухона - одна из них. Еще в 1278 году белозерский князь приказал выпрямить крутую излучину подле истока. В 1339 году спрямили излучину подле Лежи. Но главной проблемой для судоходства по Сухоне всегда были камни, пороги и обмеление некоторых участков. Летом она там мелела, что судоходство было возможным лишь при помощи крестьян, волоком тащивших грузы по руслу. В 1834 году у истока реки Сухоны была построена плотина. Она помогала поддерживать уровень воды на должном уровне летом.

Хозяйственное использование реки

Для Вологодской области Сухона имеет большое хозяйственное значение. Через реку Шексну она соединяется с крупной рекой России Волгой.

Река судоходна на всем своем протяжении. В нижнем течении в летний период случаются небольшие задержки из-за маловодья, но они непостоянны. Грузовые перевозки осуществляются при помощи барж.

Так как прибрежные деревни утратили свое прежнее население, то с 90-х годов прошлого века пассажирские перевозки по Сухоне отменены полностью. Ранее здесь постоянно курсировали паромы.

Экологическая обстановка на реке считается неблагополучной. Воды сильно загрязнены. Промышленные предприятия города Вологды, заводы и комбинаты Сокола сделали воду непригодной для питья в сыром виде. В ней отмечено высокое содержание фенолов. Негативное влияние на экологическую обстановку оказывают и талые воды.

После многих лет сплава леса по реке ее дно усеяно топленой древесиной. Расширение и углубление русла в ближайшее время не предвидится.

Левосторонние притоки реки Сухоны

Сухона имеет огромное количество левосторонних и правосторонних притоков. Рассмотрим подробнее самые крупные из них.


Правосторонние притоки

  1. Вологда - река, протекающая в Вологодском районе и имеющая длину 155 км. В верховьях течение быстрое, а русло извилистое. Проходя через город Вологду, река становится медленнее, а берега - заболоченней. Со временем течение почти останавливается. Наряду с Пельшмой считается одной из самых грязных рек бассейна Северной Двины.
  2. Лежа - река, протекающая по Вологодскому и Грязовецкому районам. Имеет длину 178 км. Верховье реки извилистое, течение слабое. В нижнем участке течение почти исчезает;.
  3. Ихалица - река, текущая в Междуреченском и Грязовецком районах Вологодской области. Имеет длину 98 км. В нижнем течении находится Ихалицкий заказник. Он славен богатой флорой и фауной. Имеются здесь и редкие виды растений:
  4. Леденьга - река в Бабушкинском и Тотемском районах. Ее длина составляет 57 км.
  5. Печеньга находится в Тотемском районе. Ее длина - 65 км.
  6. Стрельна - находится в Кигменгско-Городецком и Великоустюгском районах Вологодской области. Русло реки извилистое.

Населенные пункты

На реке Сухоне в Вологодской области находится большое число населенных пунктов.

Город Сокол является центром Сокольского района. От Вологды его отделяет расстояние в 35 км. В документах от 1615 года было найдено упоминание о деревне Соколово. Скорее всего, ее название образовано от личного имени Сокол, популярного в прошлых веках. В 1897 году здесь начали строить фабрику по производству бумаги, которую назвали в честь деревни.

Соколом назвали и быстро возникший фабричный поселок. Сегодня Сокол - это небольшой город с населением примерно 37 тысяч человек.

Еще одно крупное поселение, расположенное на Сухоне - это город Тотьма. Это центр Тотемского района, основанный в 1137 году. Население города - почти 10 тысяч человек. Тотьма входит в число городов России, считающихся особо ценными с исторической точки зрения. Она сохранила древнюю планировку и застройку, множество храмов и церквей.

Великий Устюг

Еще одно крупное поселение на Сухоне, имеющее статус вотчины Деда Мороза - Великий Устюг. Туристам город нравится за традиционный «русский дух», присущий этому месту. Здесь можно увидеть и золотые купола, и покосившиеся, милые сердцу деревянные избы, и прекрасные речные дали. Историческая часть города насчитывает почти 30 храмов и большое количество архитектурных памятников. Лучший вид на город открывается именно с набережной реки.

Течение реки Сухоны здесь спокойное и величественное. Великий Устюг - невероятно притягательный город, в котором слились культурное и материальное наследия народа.

Рыбалка

Сухона - достаточно длинная река, поэтому окрестности ее часто меняются. Это служит причиной рыбного разнообразия и некоторых трудностей для рыбаков. Для успешной рыбалки нужно правильно выбрать место. Сухонский лещ любит места выше устьев притоков, а ерш и судак - сами устья с песчаным дном. На мелководье можно поймать ельца, а на заросшем травой мелководье - язя и плотву. Между островами отлично идет охота на окуня. Очень много в реке щуки, ее ловят практически повсеместно. Стерлядь - редкая добыча, встречается на перекатах.

Коварный хищник судак - мечта любого рыболова на Сухоне. Ловят его чаще всего с лодок при помощи придонных снастей. Лучше всего судак клюет вечером и ночью. Он не любит активного нападения и охоты, предпочитая ждать добычу, притаившись в засаде. Именно поэтому знающие рыбаки советуют проводить приманку медленно. Судак должен заметить ее и успеть среагировать.

На протяжении реки есть множество баз отдыха, рыболовных баз и кемпингов, на которых всегда отдыхает большое количество людей. Вдоль реки от Сокола до Великого Устюга проходит автомобильная трасса, обеспечивающая подъезд к ней.

35 лет со дня катастрофы...

Теплоход грузовой. Тип: Пятидесятилетие Комсомола
Год постройки: 1971 , СССР. В ДВМП: 1971 - 1981 гг.
Вместимость: 5922,71 БРТ. Длина: 130 м. Ширина: 17,8 м. Осадка: 7,8 м.
Мощность машины: 4900 л.с. Скорость: 16 уз.

Имея на борту более 6 тысяч тонн металлопроката, теплоход «Комсомолец Находки», Дальневосточного морского пароходства, взял курс из японского порта Вакаяма (остров Хонсю) на Владивосток.
При выходе из Сангарского пролива судно попало в сильный шторм. От мощных ударов волн произошло смещение груза, повлекшее за собой резкий крен.
Попытки экипажа справиться со сложившейся ситуацией к успеху не привели. Двигатель заглох, «Комсомолец Находки» потерял ход и управляемость.
При сильном крене и штормовых волнах у экипажа не было возможности, да и времени воспользоваться спасательными средствами. Судно опрокинулось и затонуло в координатах 41°30" N 139°00" E.

Плавбаза «Сухона», находившаяся ближе всех к месту катастрофы, успела спасти 3-го помощника Сергея Колесникова, 3-го механика Юрия Садовникова и начальника радиостанции Анатолия Никитина.

35 членов экипажа погибли.

Овчинников А Г - капитан. 1942 г.р.
Христофоров А И - первый пом. кап. 1939 г.р.
Носков Е В - старший пом. кап. 1953 г.р.
Большаков В А - второй пом. кап. 1953 г.р.
Говердовский Г А - четвертый пом. кап. 1957 г.р.
Заулин В П - второй радист. 1959 г.р.
Демин А А - старший механик. 1941 г.р.
Семенец В Ф - второй механик. 1940 г.р.
Пискуненко А В - четвертый механик. 1958 г.р.
Киприанюк Е А - электромеханик. 1946 г.р.
Шрамко И Д - боцман. 1924 г.р.
Закружный Г М - плотник. 1942 г.р.
Ахметдинов В Ш - матрос. 1953 г.р.
Гильдерман В Т - матрос. 1959 г.р.
Колодный Н Н - матрос. 1962 г.р.
Кудяев В М - матрос. 1962 г.р.
Кулагин В С - матрос. 1953 г.р.
Саманков В И - матрос. 1955 г.р.
Лестин Ю Ф - моторист. 1955 г.р.
Наволоакэ Д И - моторист. 1949 г.р.
Нечаев В И - моторист. 1949 г.р.
Циванюк В М - моторист. 1959 г.р.
Мархель В А - ст.электрик. 1950 г.р.
Скопенок А Н - электрик. 1958 г.р.
Финько В А - матрос. 1955 г.р.
Аристархов Н И - моторист. 1955 г.р.
Клименко А А - моторист. 1953 г.р.
Кулаков В М - токарь. 1942 г.р.
Соколов Б С - ст. моторист. 1941 г.р.
Алексеенко С М - моторист. 1957 г.р.
Ганенко Н С - повар. 1929 г.р.
Шагеева С А - пекарь. 1961 г.р.
Снитко Ж В - буфетчица 1954 г.р.
Какунина Г С - дневаальная. 1957 г.р.
Мартынова Г И - уборщица. 1955 г.р.

Комиссия, проводившая расследование обстоятельств гибели судна, официальной причиной катастрофы назвала неправильную укладку и крепление груза...

Мемориал погибшим членам экипажа теплохода «Комсомолец Находки»

История управления « Востокрыбходфлот» началась в 1932 году. На базе строящего берегового холодильника на 53 причале во Владивостоке было создано рыбохолодильное предприятия комбинат ВОСТОКРЫБХОЛОД. Первым директором был Семен Павлович Емельянов. На балансе предприятия кроме современного холодильника который мог перерабатывать сухой заморозкой 30 тонн в сутки, а мокрой 40 тонн. Числились и целых шесть лошадей. Летом 1933 года было большим событием для коллектива –поступил первое морозильное судно « Рефрижератор №1» построенный в Дания, Копенгаген, верфь Бурмейстер и Вайн. В этом же году было закуплено в Англии и в Дании еще два судна: т\х «Днепр» и «Рефрижератор №2» в 1934 году с их поступлением функции предприятия значительно расширились. Суда стали совершать регулярные рейсы к береговым рыбокомбинатам и на промыслы, принимая на борт рыбу, замораживали ее и доставляли во Владивосток. В 1936 году во Владивосток прибыл крупнейший в стране рефрижератор «Пищевая индустрия», сыгравший в дальнейшем укрупнении производственной базы предприятия. Рыбоморозильная плавбаза "Пищевая Индустрия" было построено в 1909 году в Великобритании как грузо-пассажирское. В 1928 году переоборудовано в плавбазу. Под советским флагом с 1935 года. Судя по всему в то время это был самый большой рефрижератор в мире. На судне имелось оборудование для заморозки 70 тонн рыбы в сутки, а также морозильный аппарат для заморозки филе производительностью 1 тонна в сутки. В 1936 году на баланс предприятия поступили три однотипных транспортных рефрижераторов-теплоходов «Волга», «Рион», «Нева», а так же пароходы «Умба», «Кильдин», «Генерал Багратион» Годы становления флота, особенно в период с 1935 по 1938 года, были трудными в истории его развития. И не только потому, что предприятие делало первые шаги,не имело за плечами опыта соответствующего управления, ни традиций. Отрицательное влияние оказывалось имевшие место во второй половине тридцатых годов нарушение социалистической законности. За указанный выше сравнительно небольшой срок сменилось пять директоров комбината, и три из них в 1937 году. В 1939 году директором был назначен Феодосий Гаврилович Кобыща. В 1941 году директором стал Александр Максимович Ткачев. Война задержала дальнейшее оснащение флота, но задачи его в новых условиях расширились. Рыбная промышленность,как и другие отрасли народного хозяйства страны, с максимальным напряжением работала для нужд фронта: выпускала сушеную и вяленую рыбу, консервную продукцию. При этом рефрижераторный флот не только обеспечивал в возрастающих объемах заморозку рыбы и ее доставку в порты, но и принимал участие в перевозках стратегических грузов из США. Регулярные рейсы в США суда ВРХФ начали совершать с февраля 1942 года. На суда устанавливали по четыре «Эрликона»-крупнокалиберных пулемета и по одной трехдюймовой пушке. Среди военного снаряжения на каждое судно выделялись также глубинные бомбы для защиты от возможного нападения подводных лодок. Штурманские и рулевые рубки бронировались. В отличие от судов торгового флота, на большинстве которых формировались военные команды, на рефрижераторах и других судах рыбной промышленности обязанности по их обороне и обслуживанию огневых средств возлагались на экипажи. Во время рейсов в США на боевых постах судов устанавливались круглосуточные дежурства. В любую погоду-в холод и шторм орудийные и пулеметные расчеты были готовы к отражению врага. В 1945 году экипажи судов участвовали в боевых десантных операциях в корейские порты Юки и Сейсин. В 1950 году поступили суда: «Ангара», «Витим», «Донец», «Енисей». В 1952-53 годах в Востокрыбхолодфлот поступали новые, более совершенные морозильные суда: «Рефрижератор №4», «Рефрижератор №6», «Рефрижератор №8» . В 1955 годах поступили «Рефрижератор №10», «Рефрижератор №12», «Рефрижератор №13», «Светлогорск», «Зеленогорск», «Балтийск»., «Яна», «Индигирка», «Умань», «Тулома», «Кулой» В 1956-57 году поступили суда: «Геленджик», «Самарканд», «Горнозаводск», «Красногорск», «Углегорск», ТР «Зеленоградск» переименован в «Титания», «Курган», «Ахмолинск», «Каменогорск», «Волочаевск», «Иван Степанов», «Крамоторск». «Красногвардейск», «Ярославль», «Арсеньев», В 1960-61 году поступили новые производственные рефрижераторы «Дальневосточный», «Арсеньев», «В.Бонивур», « А.Евданов», «Эгершельд» , «Чуркин» , «Вологда», «Волчанск» до 1963 года флот пополнился еще судами: «Орель», «Болонь», «Кизи», «Ханка», «Эврон», «Хасан», «Эльтон», «Забайкалье» , «Баскунчак»,«Невельской», «Сибирь», «Василий Верещагин», «Виктор Васнецов» , «Ича» В начале 1963 году из Дании пришло построенное по заказу СССР морозильное судно «Скрыплев» . В 1965-72 году: ПР «Сухиничи», «Нанаец», «Боевой», «Молодежный», «Космонавт Комаров», ТР «Архип Куинджи», «Иван Крамской», «Василий Перов», «Золотой Рог», «Художник С.Герасимов», «Маршал Рокоссовский», «Маршал Малиновский», «Художник Дейнека», «Художник Врубель», «Горец», «Алмазный», «Гранитный», «Охотское море», «Карское море», «Камчатские горы, «Сахалинские горы», «Саянские горы», «Алтайские горы», «Остров Шокальского», «Остров Лисянского», «Остров Шмидта», «Остров Ушакова», «Остров Карагинский».Плавбазы «Шалва Надибаидзе» , «Сухона», «Спасск», «Суздаль», «Северодонецк», «Славянск», «Североуральск», «Сулак». ТР «Пролив Лаперуза» В начале 70-х годов произошла реорганизация. Большая часть старого флота, а также производственных судов и все 8 баз были переданы в другие рыбодобывающие организации. Часть производственных рефрижераторов была переделана в транспорта. Флот ВРХФ стал пополнятся новыми судами и танкерами. В конце 70-х годов в ВРХФ появился и спасательный флот. Трагедии на море: В январе 1966 года "Рефрижератор No. 10", находившийся в Беринговом море в 35 милях от одного из Алеутских островов, в результате навала на другое судно получил пробоину в районе одного из трюмов. Вода начала поступать в поврежденный трюм, а также через открытые клинкетные двери в соседний трюм. Появился крен, который стал быстро увеличиваться. Из четырех спасательных шлюпок удалось спустить только одну, но из-за сильного крена она оказалась далеко от борта и в нее так никто и не сел. Люди начали прыгать в воду. Подошедшие рыболовные суда начали спасение моряков, но шестеро из них погибли. "Рефрижератор-13" шел форштевнем в форштевень субмарины, у которой в носовом отсеке находился боезапас. Обнаружив встречное судно с потушенными ходовыми огнями на курсе всего в двух кабельтовых от лодки, капитан 3-го ранга В. Маранго подал команду рулевому "право на борт". Но из-за малой дистанции столкновение уже было неизбежным. Удар форштевня "рефа" пришелся в 6-й моторный отсек, почти обрезав его вместе с 7-м от подводной лодки. Пробоина составляла около 10 кв. метров. Все, кто находился в этот момент на мостике субмарины, при столкновении вылетели за борт, кроме сигнальщиков, которых насмерть разбило об ограждение рубки.)



Что еще почитать