Как сшить саван для старообрядца. Погребальная одежда. Погребальный костюм мужчины

1. Ширина савана зависит от ширины умершего в плечах . Расчеты производятся по схеме:

Ширина савана = Ширина умершего ´ 3

Например, ширина умершего в плечах – 30 см, значит, выбираем кусок ткани шириной 90 см, если ширина умершего – 40 см, ширина ткани – 120 см и т.д.

2. Длина савана выбирается по следующей схеме:

Длина савана = Длина умершего + 1/3 длины тела

Например, если длина умершего – 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см. Если длина умершего – 150 см, то длина савана = 150 + (150:3) = 200 см. Такое добавление делается для того, чтобы связать саван над головой и под ногами усопшего.

Второй шаг – заворачивание в саван:

1. Мужчину заворачивают в 3ткани. Это основывается на хадисе от ‘Аиши: «Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завернули тремя белыми хлопчатыми тканями. Среди этих тканей не было «рубашки» и «чалмы» *: сначала обернули первой, затем – второй, а затем – третьей».

1.1. Приготовить повязки из такой же ткани, как и саван, длиной равной ширине савана.

Например, если ширина умершего – 60 см, то ширина савана = 60´3 = 180 см, и длина повязки тоже будет 180 см. Повязок нужно приготовить нечетное количество (например, 7). После этого их нужно положить на носилки на одинаковое расстояние между собой.

1.2. Приготовить 3 ткани .

Например, пусть длина умершего – 180 см, длина ткани, соответственно, будет: 180 + (180:3) = 240 см. Эти три ткани кладут на носилки ровно друг на друга.

1.3. Приготовить ат-туббан – кусок ткани длиной 100 см и шириной 25 см. Посередине с верхнего и нижнего его краев делается разрез длиной около 30-40 см. Этот кусок ткани кладут на носилки поверх предыдущих трех тканей с расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершего. В середину ат-туббана кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим средством (одеколон, духи, миск).

1.4. Таким образом, на носилках находятся: повязки, поверх них – 3 куска ткани, поверх них – ат-туббан с кусочком ваты.

Завершив с этим, на носилки переносят умершего (‘аурат его постоянно должен быть укрыт). Желательно (но не обязательно) смазать какой-либо приятно пахнущей мазью места, участвовавшие в суджуде (лоб, нос, ладони, колени, пальцы ног). Этим действием им выражается благодарность за их поклоны Аллаху. Также желательно положить вату, пропитанную этой мазью, в паховую область усопшего. После этого руки умершего нужно сложить вдоль его тела.

Теперь вернемся к ат-туббану . Сделав в нем разрезы, мы условно разбили его на 4 сектора: 2 верхних и 2 нижних. После того, как умершего уложили на носилки, правый нижний сектор ат-туббана продевается между ног покойного и связывается над телом с правым верхним сектором. Точно так же левый нижний сектор связывается с левым верхним. Это делается для того, чтобы не допустить попадания возможных выделений умершего на саван.

1.5. После этого переходим к собственно заворачиванию умершего в саван. Заворачивать начинаем с первого куска ткани (ближайшего к усопшему). Тело сначала укрывается правой частью савана, а затем – левой. Обернув умершего в первый слой материи, убираем покрывало, закрывающее ‘аурат . Части ткани, находящиеся выше головы и ниже ног, сгибаются и укладываются на лицо и ступни соответственно. После этого тело укрывается правой частью второго куска ткани, а затем – левой его частью. Точно так же ткань, находящуюся выше головы и ниже ног, сгибают и укладывают на тело. Затем то же проводят с третьим куском ткани.

1.6. Приготовленными повязками, находящимися на носилках, в первую очередь связывают часть последней ткани, выступающую за голову и ноги. После этого завязывают оставшиеся повязки. Необходимо отметить, что узлы нужно делать над левым боком умершего, т.к. в могилу его уложат на правый бок, и повязки будут легко развязаны.

2. В заворачивании женщины участвуют 5 тканей : 2 куска ткани, в которые умершую завернут, верхняя одежда («рубашка» ), изар и головной платок (химар ).

Например: пусть ширина умершей 50 см, а ее длина – 150 см. Для заворачивания берутся две ткани шириной 50´3=150 см и такой же длины повязки (т.е. 150 см). Как уже говорилось, желательно иметь нечетное число повязок, например, 7. Их кладут на носилки на равном между собой расстоянии. Поверх повязок кладутся две приготовленные ткани так, чтобы с ножного конца носилок они выступали только на длину, достаточную для укрытия ног, а вся остальная часть должна выступать с головного конца.

2.1. Подготовка «рубашки» .

Длина «рубашки» = Расстояние от плеч умершей до ее голеней ´ 2

По середине этой ткани прорезается отверстие, через которое будет продета голова. Из-за того, что ткань «рубашки» в 2 раза длиннее носилок, поступаем следующим образом: укрываем носилки одной половиной ткани, а вторую – собираем и кладем за ними в том месте, где будет лежать голова умершей. (Таким образом, уложенная на носилки половина ткани будет лежать под умершей, а второй половиной ткани тело будет укрыто сверху.) Ширина «рубашки» постоянна всегда – около 90 см .

2.2. Подготовка изара . Изар – это прямоугольный кусок ткани шириной 90 и длиной 150 см. Он укладывается на носилки поверх «рубашки».

2.3. Подготовка головного платка. Он вырезается из ткани размерами 90´90 см.

2.4. Подготовка ат-туббана . Его ширина – 25 см, длина – 90 см. посередине ткани с верхнего и нижнего краев делаются 2 разреза. После этого ат-туббан укладывается на носилки поверх изара с таким расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершей. На ат-туббан кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим раствором (миск, камфора ). Этим же раствором желательно пропитать изар и «рубашку». Напомню, что ширина «рубашки», изара и головного платка является одинаковой для всех – 90 см.

2.5. Закончив с приготовлением тканей, умершую переносят на носилки, следя за тем, чтобы ее ‘аурат был укрыт. Связываем ат-туббан над телом усопшей: правый верхний его конец – с правым нижним, и левый верхний – с левым нижним. После этого правая часть изара укладывается на тело, затем – левая его часть, после чего аккуратно из-под изара убирают ткань, укрывавшую ‘аурат .

Затем переходим к надеванию «рубашки». Как уже говорилось, нижняя ее половина лежит на носилках, а верхняя – собрана и уложена над головой умершей. Разворачиваем верхнюю половину «рубашки» и в проделанное в ней отверстие продеваем голову умершей, а саму ткань укладываем поверх тела.

В нашем примере ширина тела – 50 см, а ширина «рубашки» - всегда 90 см. Эти превышающие 40 см укладываются под тело умершей с правого и левого боков. После этого голову (лицо и волосы) умершей обворачивают приготовленным головным платком.

2.6. Заворачивание. Правая часть первой ткани (т.е. той, что ближе к телу) укладывается на тело умершей (в том числе на голову и ноги), а затем укладывается левая часть. После этого тело укрывают второй тканью: сначала правой ее частью, затем – левой.

2.7. Связывание начинают с головы. Ткань, находящуюся над головой, связывают приготовленной повязкой. После этого связывается ткань, выступающая за ноги. Точно так же, если эта часть ткани выступает на большую длину, ее сгибают, укладывают на ноги и привязывают повязкой. После этого связывают оставшиеся повязки. Узлы нужно делать на левом боку, чтобы облегчить их развязывание после того, как тело будет уложено в могилу на правый бок (см. рис. 2 ) .

Обратите внимание :

1. Заворачивание мальчиков младше 7 лет выполняется одной или тремя тканями.

2. Девочек младше 7 лет заворачивают двумя кусками ткани и «рубашкой».

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Порядок намаза при погребении (джаназа-намаз)

1. Хадис , объясняющий достоинства джаназа-намаза .

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто участвовал в погребальной процессии до джаназа-намаза, тому – награда, равная одному карату. Кто участвовал в ней до самого погребения, награда того равна двум каратам». Тогда спросили: «А что такое два карата?» Он ответил: «Они – словно две огромных горы». Таким образом, если мусульманин участвует в похоронной процессии до самого погребения, он получает награду от Аллаха в два раза большую, чем размеры горы Ухуд , находящейся близ Медины.

Требования к мужскому и женскому савану

а) Простынное полотно: 4 м длиной и 140, 150 или 180 см шириной в соответствии с размером тела (1,75 м – для изара и 2,25 м для лифафы).

б) Ситец: 1,8 м длиной и 90 см шириной для камиса.

в) Любой другой материал 2,5 м длиной и 115 см шириной – для двух полотен техбанда размером примерно 115 х 115 см. Остаток следует использовать для изготовления мешковидных рукавиц. Несколько полосок следует оставить для закрепления данных мешочков на руках и для завязывания савана, после того как он будет надет.

г) 60 г тонко нарезанной камфоры, 60 г порошка сандалового дерева и розовую воду для смеси, наносимой на части тела, которые касаются земли во время исполнения земного поклона.

д) Только для мужчин: небольшая бутылочка хунут, если ее легко можно достать. Под хунутом подразумевается любое вещество, которым можно надушить тело; вещество состоит из мускуса, сандалового дерева, серой амбры и камфоры или любого чистого вещества.

Дополнительные требования по савану для женщин

а) Ситец: 140 см длиной и 90 см шириной для химара (орни).

б) Ситец: от 180 до 250 см длиной и 90 см шириной для укрывания женской груди (синабанд).

Название

одеяния

Мужчины и женщины

Длина

Ширина

Описание

Изар

180 см

150 см / 180 см

Для укрывания от головы до пят

Лифафа (чадар)

225 см.

150 см / 180 см

На 15 см. длиннее изара

Камис (кафани)

180 - 250 см.

90 см.

От плеча и ниже колен

Только для женщин:

Химар (орни)

140 см

90 см

Для укрытия головы и волос поверх груди

Синабанд (укрывание груди)

180 - 250 см.

90 см

От подмышек до бедер

Требования к могиле:

а) Необожженные кирпичи, доски или бамбуковые трости, если почва мягкая.

б) Достаточное количеств лопат.

в) Примерная глубина могилы для взрослых должна быть в соответствии с ростом умершего.

Могилы бывают двух видов:

а) Ляхад: там, где почва и стенки могилы – прочные (твердые), со стороны киблы следует сделать нишу для помещения в нее тела. Предпочтительнее использовать необожженные кирпичи для закрытия ниши, и их следует плотно подогнать друг к другу.

б) Шик: в тех местах, где из-за мягкой почвы не получится сделать ляхад , на дне могилы следует выкопать по центру неглубокую траншею, чтобы поместить в нее тело. Можно использовать доски для закрытия траншеи сверху. Использование каких-либо тканей, одеял и т. п. является нежелательным и расточительным. Доски или бамбуковые трости следует заранее (до похорон) распилить до нужной длины, чтобы избежать ненужной спешки во время похорон.

Обратите внимание: является макрухом (порицаемым) выкапывать и приготавливать свою могилу при жизни.

Кафан (саван)

Кафан (саван) – это могильная одежда умершего. Желательно, чтобы кафан был из белого материала и среднего качества в соответствии со статусом умершего. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

Не используйте дорогую ткань для кафана, поскольку он очень скоро сгниет.

Разрешается приготовить кафан при жизни. Это убережет от неудобств и судорожных поисков в последнюю минуту.

Кафан для мужчины

По cунне, кафан для мужчины состоит из изара , камиса и лифафы . В данном случае изар представляет собой простыню для укрывания с головы до пят, а камис – это длинная простыня, которую нужно согнуть пополам, с вырезанным отверстием для того, чтобы надеть его как рубашку. У камиса не должно быть ни карманов, ни рукавов, ни сшитых швов. Лифафа представляет собой кусок материи, идущий от головы и ниже ног. Одних лишь двух одеяний – изара и лифафы – тоже достаточно, но является сунной использовать все три . Использование менее двух одеяний без уважительной причины – макрух .

Кафан для женщины

По Сунне , кафан для женщины состоит из изара , химара (орни), камиса , лифафы и куска ткани для поддержания груди (синабанд). Химар – это головной платок. Предпочтительно, чтобы кусок материи, используемый для поддержания груди, был от груди до бедер. Трех одеяний – изара, лифафы и химара – будет достаточно, но пять являются сунной . Использование менее трех одеяний – макрух , за исключением случая, когда их нельзя достать. Оплата расходов по похоронам жены входит в обязанности мужа. Кафан можно окурить ладаном и т. д., но не надушивать его итром (духами). Кафан детей следует изготавливать подходящего для них размера.

Требования к гуслю (купанию) умершего

а) чистая, слегка теплая вода;

б) широкая скамья, стойка или платформа;

в) два больших ведра для теплой воды, одно маленькое ведро или сосуд для смешивания воды с небольшим количеством камфоры (используется в конце гусля);

г) два кувшина или сосуда для поливания тела;

д) листья зизифуса настоящего (Zizyphus Jujuba), если их легко достать, для смешивания со слегка теплой водой и кусок мыла;

е) 250 г ваты;

ж) два техбанда и две мешковидных рукавицы с полосками ткани для завязывания;

з) ножницы для удаления одежды умершего;

и) лобан (ладан, ароматическая смола, добываемая из деревьев) или любое другое чистое благовоние для окуривания скамьи, стойки или платформы;

к) один чистый кусок материи (простыня) для укрывания во время гусля и еще один для укрывания перед гуслем и после него;

л) одно чистое полотенце или кусок материи для вытирания тела.

Кто должен исполнять гусль

Гусль – это купание тела умершего. Взрослого мужчину должен омывать его отец, сын или брат . Взрослую женщину – ее мать, дочь или сестра . Если никого из этих людей нет, тогда любой близкий родственник может исполнить данную обязанность (мужчина – для мужчины, женщина – для женщины). Если никто из них не имеет возможности совершить гусль, следует попросить исполнять данный обряд наиболее набожного человека из присутствующих. Человеку, исполняющему гусль, должны помогать другие люди. Сам человек, совершающий гусль, должен быть чистым и в состоянии малого омовения. Другие люди должны помогать ему. Женщине во время менструации или в состоянии послеродового кровотечения совершать гусль умершему человеку – макрух .

а) Если умирает мужчина , и нет никого из мужчин для его купания, то никакой другой женщине, кроме его жены , не разрешается исполнить гусль.

б) В случае смерти женщины и отсутствия женщин для совершения гусля , муж не может совершить гусль жене .

в) В обоих этих случаях следует совершить таяммум . Таяммум для гусля такой же, как и для малого омовения.

г) Ребенку (мальчику, девочке), не достигшему возраста половой зрелости, гусль может совершать любой взрослый (мужчина или женщина) при отсутствии человека того же пола.

Гусль (последовательность по сунне)

1. Скамью, стойку или платформу, на которой будет совершаться гусль, нужно дочиста вымыть и окурить лобаном или любым другим чистым благовонием 3, 5 или 7 раз.

2. Во время гусля разрешается положить тело в одно из двух положений:

(а) чтобы ноги были обращены в сторону киблы ,

(б) чтобы лицо было обращено к кибле (так, как тело будет тело уложено в могилу).

Любое удобное положение разрешается.

Но предпочтительно уложить тело лицом в сторону киблы , так как пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что кибла – для живых и мертвых.

3. Не нужно стричь, брить, подравнивать или причесывать никакие из волос на голове, в бороде или любой другой части тела. Ногти стричь не следует. Обрезание также не разрешается. Все кольца, украшения, парики и т. д. должны быть сняты. Если вставные зубы можно легко снять, сделать это будет предпочтительным.

5. Живот следует мягко помассировать и затем, надев рукавицы, омыть те две части тела, на которые обычно совершают истинджу. Это следует делать, не глядя на интимные места.

6. Ноздри, уши и рот следует закрыть ватой, чтобы вода не вошла в тело при совершении гусля.

7. Если умерший не является ребенком (достиг возраста половой зрелости), ему следует сделать малое омовение. Данное омовение аналогично омовению для намаза за исключением полоскания рта и вливания воды в ноздри. Правильная последовательность для омовения:

(1) лицо ;

(2) руки до локтей ;

(3) масх головы ;

(4) ноги до лодыжек .

8. Если умерший был в состоянии большой нечистоты, месячных или послеродового кровотечения (состоянии, когда гусль был ваджибом), тогда рот обязательно нужно прополоскать, а ноздри намочить. Это можно сделать с помощью кусочка ваты.

9. После малого омовения лицо и бороду следует сначала вымыть с мылом или любым другим моющим веществом. Если их нет, чистой воды будет достаточно. Температура воды должна быть такой, при которой обычно купается живой человек.

10. Далее тело наклоняют на левый бок для того, чтобы вымыть сначала правый бок. Теперь теплую воду льют на тело с головы до пят один раз, и тело моют с мылом, пока вода не дойдет до низа (левого бока). Далее тело моют дважды, поливая его водой с головы до пят. Потом тело поворачивают на правый бок, и аналогично омывают его левый бок.

11. Далее тело следует приподнять почти до сидячего положения, и мягко помассировать живот нисходящим движением. Все, что выйдет из тела, следует смыть. Вуду и гусль не нужно повторять , если выделились нечистоты.

12. Тело следует снова повернуть на левый бок и камфорной водой полить на него трижды с головы до пят.

13. Всю вату изо рта, ушей и носа следует вынуть.

14. Теперь гусль завершен, и тело можно вытереть полотенцем или куском ткани. Аурат должен быть по-прежнему укрыт. Первый техбанд будет влажным из-за гусля. Его следует заменить на второй. Следует позаботиться, чтобы аурат не раскрылся во время смены техбанда.

Как следует надевать кафан (последовательность по сунне)

Мужчине:

1. Сначала разверните лифафу на полу, сверху положите изар , а сверху изара – часть камиса , которая будет под телом. Другую часть, которая будет покрывать верх тела, сверните и положите у изголовья.

2. Мягко опустите тело в кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.

3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата .

4. Нанесите итр или хунут на голову и бороду .

5. Нанесите камфорную смесь на места саджды (т. е. те части тела, которые касаются пола (земли) в намазе : лоб, нос, обе ладони, колени и носки стоп).

6. Заверните сначала левую часть изара , а сверху нее – правую часть, покрывая камис .

8. Наконец, свяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины с помощью полосок материи.

Женщине:

1. Сначала разверните на земле лифафу , далее – синабанд , на него – изар , и затем – камис таким же образом, как у мужчин. Синабанд можно также положить между изаром и камисом или же в конце поверх лифафы.

2. Мягко уложите тело на кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.

3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата. Не используйте ни итр, ни сурьму, ни какую-либо иную косметику.

4. Нанесите камфорную смесь на места саджды (лоб, нос, обе ладони, колени, носки стоп).

5. Волосы следует разделить на две части и уложить на правую и левую груди поверх камиса.

6. Укройте голову и волосы с помощью орни, не завязывайте и не сворачивайте его.

7. Заверните изар: сначала его левую часть, затем правую поверх камиса и орни.

8. Теперь поверх них сомкните аналогичным образом синабанд (для укрытия груди).

9. Закройте лифафу: сначала левую сторону, затем правую.

10. Наконец, завяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины полосками ткани, чтобы сохранить кафан.

Запрещено вкладывать в кафан:

2. Запрещено писать калимат или любое другое дуа на кафане или на груди умершего камфорой, чернилами и т. д.

Что делать после кафана

С завершением гусля и кафана тело теперь готово для похорон. Джаназа-намаз следует совершить как можно раньше без ненужных задержек. Пророк (салляллаху алейхи уасаллям) сказал:

Если человек умрет, быстрее доставьте его к могиле и не отставляйте его.

Для обеспечения того, чтобы все процедуры были совершены оперативно, тело следует захоронить на ближайшем мусульманском кладбище. Нежелательно также перевозить тело на далекие расстояния. Является также макрухом откладывать джаназа-намаз и ждать опаздывающих для увеличения джамаата.

Важно:

а) Только женщинам, приходящимся махрамами умершему мужчине, разрешается видеть его лицо.

К ним относятся: его жена, мать, бабушка (как со стороны отца, так и со стороны матери), сестры, тети и внучки и т. д.

б) И только махрам -мужчинам разрешается видеть лицо умершей женщины.

К ним относятся: ее муж, отец, дед, братья, дяди, сыновья, внуки и т. д.

в) Лицо умершего (умершей) не следует держать открытым после того, как надет кафан.

Из книги «Истинное учение» («Таглим-уль-хак») Шаббира Ахмада Десаи

Продолжаем говорить об обрядах, связанных с последними часами пребывания человека на земле. О том, как правильно обернуть покойника в саван читайте далее. Также, после того, как омыли усопшего, коллективной обязанностью является завернуть его в саван. Не обязательно, чтобы тот, кто заворачивает, был взрослым, можно доверить это и ребенку. Саван должен быть из ткани, дозволенной во время жизни, т.е., то, что запретно из одежды мужчинам при жизни, запретно и после смерти. Это же касается и женщин. Запретен для мужчин и гермафродитов саван из шелка. Шелк запретен в том случае, если есть другая ткань, а если нет ничего, кроме шелка, то тогда разрешается его использовать. Если есть чистая ткань и ткань с нечистью, которая не дозволена в намазе, то запретно заворачивать усопшего нечистой тканью, хоть и дозволено живому одевать такую одежду. Если даже чистая ткань из шелка, заворачивают в нее, а не в испачканную. Женщинам, детям, не достигшим полового созревания, а также одержимым разрешается саван из шелка, но это нежелательно.

Достаточный и предпочтительный вариант

Достаточно (минимально) завернуть усопшего или усопшую в одну ткань, покрывающую все тело, для паломника — кроме его головы, для паломницы — кроме ее лица. Это назвал достоверным имам Навави в книге «Манасик» (стр. 98).

Сунной является заворачивать мужчину тремя лифафами (лифафа — ткань различного вида и хорошего сорта), которые покрывают покойника с головы до ног, основываясь на том, что Пророка (мир ему и благословение) заворачивали так же (Бухари, 1205, Муслим, 2179).

Мужчин разрешается заворачивать в четвертую и пятую ткань, так как Ибну Умар завернул своего сына в пять тканей: камис, чалма и три ткани. (Байхаки, 6689). А больше этого уже нежелательно.

Женщин и гермафродитов обернуть в пять слоев является желательным. Использование больше пяти тканей нежелательно.

Когда мужчину заворачивают в пятислойную ткань, на него надевают камис и чалму, а сверху покрывают тремя тканями.

А когда женщину заворачивают в пять слоев, сначала идет изар (кусок ткани для нижней части тела), затем камис (рубаха без воротника и с вырезом для головы), затем химар (платок для покрытия головы и волос женщины), и поверх этого оборачивают двумя лифафами, основываясь на том, что Пророк (мир ему и благословение) таким образом завернул свою дочь Умму Кульсум (Абу Дауд).

Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким.

Расходы на саван

Расходы на саван и остальные обязательные ритуалы покрываются из имущества умершего. Если у умершего нет имущества, то тогда покрываются из имущества опекуна, который обязан его содержать, если у того тоже нет имущества, то из общественной казны (байт аль-маль), если и этого нет, то хоронят на имущество состоятельных мусульман.

Если усопшей есть муж, который обязан был содержать ее при жизни, то расходы покрывает он. А если при ее жизни на нем не было такой обязанности, например, из-за непослушания жены или ее несовершеннолетия, тогда муж не обязан оплачивать расходы.

Если муж не обеспечен имуществом, тогда расходы покрывают ее родственники, которые обязаны ее содержать, далее обращаются к общественной казне, и потом — к состоятельным мусульманам. Муж обязан покрыть расходы только на одну ткань, которая покрывает все тело.

Цвет савана

Сунна, чтоб саван был белый. Основа этому в хадисе:

«Одевайте одежду белого цвета, поистине, она самая чистая и самая приятная, а также оборачивайте ею ваших усопших» (Тирмизи, 994)

Саван желтого и красного цвета является нежелательным как для мужчин, так и для женщин.

Форма заворачивания усопшего в саван

Является сунной вначале умастить ткань (саван) благовониями (кроме савана паломника), применяя его три раза. Благовония должны быть из ветки (‘уд), без применения миска.

Потом стелют ткани. Если ткани разных размеров, сначала стелется самая лучшая, красивая и большая из них, потом на нее стелют вторую, чуть меньше нее, а потом на вторую третью, которая меньше второй.

Желательно на каждую ткань, прежде чем постелить сверху другую, насыпать Ханут (благовония, которые используются специально для усопших, подобные камфору) и также кафур (камфора). Имам Шафии сказал: «Является сунной использовать камфору для всего тела усопшего, так как это способствует укреплению тела и замедляет процесс распада».

Затем, после того, как постелили три ткани, бережно спиной укладывают на них усопшего. Кладутся ли руки по швам, или их опускают на грудь, правую руку на левую — этому нет доводов, допустим и первый, и второй вариант.

Затем закрепляются ягодицы, их завязывают, подложив между ними вату или хлопчатый материал с ханутом и камфорой. Также, ватой, обработанной камфорой и ханутом, закрывают все отверстия на теле усопшего: уши, нос, глаза, а также места, участвовавшие в земном поклоне (лоб, ладони, колени, пальцы ног).

Затем переходят к оборачиванию. Сначала берут край левую часть ткани и оборачивают ею правую сторону усопшего, потом берут край правой, и заворачивают левую. По бокам, над головой и под ногами оставляют лишнюю ткань, над головой оставляют больше, чем под ногами. То же самое повторяется во второй и в третий раз.

Затем, эти лишние части и саван подвязывают, а позже, когда усопшего уложат в могилу, развязывают и оставляют там же. Запрещается писать на саване аяты из Корана.

Вся Хвала Аллаху, Господу миров!

Мировые новости

06.12.2015

По Шариату мусульманин должен еще в земной жизни готовится к переселению в другой мир. Над мусульманином совершают особые обряды, они по своей особенности сложны, а поэтому ими руководят духовные лица и читаются погребальные молитвы.
По закону мусульман очень важно соблюдать погребальные обряды, это долг каждого мусульманина.
Умирающему закрывают глаза и подвязывают подбородок, выпрямляют ноги и руки и закрывают лицо. На живот кладут тяжесть, чтобы не было вздутия. В некоторых случаях делают махрам-суви или омывание запачканных участков тела.
Традиционный обряд омовения называется тахарат и производится сразу после смерти. Если умерший паломник и не обошел вокруг Каабы, то его моют чистейшей водой без всяких примесей.
Обычного умершего омывают водой с кедровым порошком и камфарой, кладя на жесткую поверхность лицом, обращенным к Кыбле. Помещение окуривают благовониями. Руки и лицо моют три раза, шея, голова и уши только смачиваются. Весь обряд длится четыре часа, главное участие в нем принимает родственник
Руки, ноги, лоб и ноздри ароматизируют благовониями. Мужчины не имеют право мыть женщин и наоборот. Только у супругов есть такое право.
По шариату запрещено хоронить усопших в одежде. Мусульманских умерших окутывают в саван из белой ткани, состоящей из трех частей.

Мужчинам:
Лифафа - кусок материи, длинее изара (на 40 см с каждой стороны, для временных завязок) , которым покрывают тело поверх изара.
Камис - рубаха чуть ниже колен.

Женщинам:
Лифафа - кусок материи, длинее изара (на 40 см с каждой стороны, для временных завязок), которым покрывают поверх изара.
Камис - рубаха, без воротника, чуть ниже колен.
Химар - платок для покрывания головы и волос женщины.
Изар - кусок материи, окутывающий тело с головы до ног.
Хирка - ткань покрывающая грудь, закрывающий тело от подмышек до бедер.

Если умер мальчик до девяти лет, его закутывают в саван. Если это состоятельный человек, который не имеет долгов - его тело заворачивают в три куска ткани. Материя должна быть соответствующей достатку умершего.
Особое значение мусульмане придают погребальной молитве. Её совершает имам, тобут устанавливают лицом к Кыбле. Имам стоит около гроба усопшего мусульманина, при молитве поклоны как у христиан не делают.
Если молитва не прочитана - похороны недействительны. Обязательна молитва над новорожденным подавшим признаки жизни, над ребенком родившимся мертвым молитву не читают.
Если мусульманин умер, его хоронят очень быстро головой в сторону Кыблы. Тело в могилу опускают ногами вниз, над мусульманкой которую опускают в могилу держат покрывало, для того чтобы мужчины не увидели женский саван. Родственники и знакомые бросают горстями землю вслед за умершим и говорят: « Мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» - слова из Корана. Захоронение поливают водой и говорят над ним молитву.
Особенностью мусульманских похорон является то, что мусульман не хоронят в гробу и то, что земля должна возвышаться над могилой на пять сантиметров.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Аллаh Всевышний сказал в Коране, что «и одному человеку Мы не давали вечной жизни». («Аль-Анбия»,34) . «Каждая душа вкусит смерть». («Аль-Анбия»,35) . «Но Аллаh не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллаh знает о ваших деяниях и воздаст вам за них».(«Аль-Мунафикун»,11) . Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» (Ла илаха илла-ллаху, Мухаммадун-Расулу-ллахи)

«Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха». Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк, что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин». Последний долг перед умирающим дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.

ОМОВЕНИЕ (ТАХАРАТ) И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛЬ) ПОКОЙНИКОВ

Над умершими совершается обряд омовения и обмывания водой. Если мусульманин был облачен в ихрам (одежда поломника) и умер во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфорой; чистой водой.

ПОРЯДОК ОМОВЕНИЯ

Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Накрывают половые органы материей. Гассал (омывающий) три раза моет руки, надевает защитные перчатки, затем, надавливая на грудь умершего, проводит ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника, затем обмывает половые органы. При этом запрещается смотреть на половые органы покойного. Гассал меняет перчатки, смачивает их и протирает покойному рот, чистит нос, моет лицо. Затем он моет обе руки по локти, начиная с правой. Такой порядок омовения одинаков как для женщин, так и для мужчин.

ОБМЫВАНИЕ

Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир) . Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место) . Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз — считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.) .

В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Гассалом и его помощником, поливающим тело водой, может быть близкий родственник. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей противоположного пола. Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший — мужчина, а среди окружающих есть только женщины (и наоборот), то производится только таяммум. Гассал не должен говорить о физических недостатках и изъянах покойного. Обмывание может производиться как безвозмездно, так и за определенную оплату. Могильщику и носильщикам также может быть оплачена их работа.

САВАН (КАФЕН)

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Требуется окутывать покойного в саван. Кафан изготавливается из белого полотна или ситца и состоит: для мужчин (из трех частей) :
1. Лифофа — ткани (любого вида и хорошего сорта) покрывающей покойного с головы до ног (по 40 см ткани с обеих сторон, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон) ; 2. Изор — куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис — рубахи до колен обыкновенной, но сшитой так, чтобы были прикрыты половые органы мужчины. Для женщин (из пяти частей) : 1. Лифофа— также как для мужчин; 2. Изор — куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис — рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча; 4. Химор — платка для покрывания головы и волос женщины, длиной 2 м, шириной 60 см; 5. Кирка — куска ткани для покрывания груди, длиной 1.5 м, шириной 60 см.

Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершего мужа - жена, для умершей жены - муж, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи. Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет — похоронил, если обеднеет — дал взаймы, если испытывает нужду — защитил его, если придет к нему добро - поздравил его, если беда — утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него». (Джами-уль-Фаваид, 1464) . Мусульманина может хоронить община. Покрывается тканью все тело. Это обязательное условие, если умерший был несостоятельным человеком, то покрыть его тело тремя кусками ткани является сунной. Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят - в знак уважения к нему. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запрещается покрывать тело мужчины шелком.

ОКУТЫВАНИЕ (КАФEНЛЕК)

Перед окутыванием борода, волосы не стригутся, не расчесываются, ногти рук и ног не стригутся, золотые коронки не удаляются. Удаление волос, подстригание ногтей производится при жизни. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями вроде розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают тело, сначала левую сторону, затем — правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.

Порядок окутывания женщин. Порядок окутывания в этом случае идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой — материей, покрывающей грудь от подмышек до живота. Надевается камис и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком — химором, подложенным под голову. Различие только в этом.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТАБУТ)

Табут представляет собой носилки с раздвижной крышкой, и обычно имеется при мечети и на кладбище. На табут стелят одеяло, на которое кладут покойного, затем крышка закрывается и покрывается материей.

ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА)

Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается перпендикулярно направлению Кыблы. Ближе всех к гробу стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются поясные и земные поклоны. Погребальная молитва состоит из 4-х такбиров (Аллаhу Акбар) , обращений к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному и приветсвия (направо и налево) . Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни, (или, наоборот остался ли ему кто-то должен) или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью) , то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.

ПОХОРОНЫ (ДАФН)

Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего на ближайшем кладбище. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван, бросают в могилу горсть земли, говоря на арабском языке: «Инна лиляhи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156) . Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву, в переводе означающую: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз». Затем у могилы остается один человек и читает талкин - слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, которые читают над могилой усопшего, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

МОГИЛА (КАБР)

Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане. 1. Лахад — состоит из айвана и кельи внутри него. Айван выкапывается по размеру 1,5 х 2,5 м глубиной 1,5 м. Снизу айвана круглый вход в келью (80 см) , такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвуют в похоронной процессии. 2. Ярма — состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела умершего Примерно на полметра с обеих сторон. Полка (шикка) выкапывается по размеру длины тела или по размеру ширины ярмы (ширина 70 см, высота 70 см) . Шариат требует хоронить покойного таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы - доской. Мусульман не принято хоронить в гробу. Если мусульманин умер во время плавания, Шариат требует по возможности отсрочить похороны и похоронить его на суше. Если же земля далеко, над ним совершается мусульманский обряд (омовение, окутывание в саван, молитва и т.д.) , затем к ногам тела покойного привязывают тяжелый предмет и опускают покойного в море или океан.

ЧТЕНИЕ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН

С погребальным обрядом связано чтение аятов из Корана. Согласно завету Пророка, мир Ему, читается сура «Аль-Мульк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаhу Всевышнему, чтобы Он смилостивился над покойником. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Аллаhу, так как в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».

МУСУЛЬМАНСКИЕ КЛАДБИЩА

Особенность мусульманских кладбищ состоит в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Кор’ана. Часто люди, не знающие, в какую сторону обращаться при молитве, определяют Кыблу по направлению могил. При кладбище имеются специальные помещения для совершения омовения и обмывания покойников. Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. Если умирает жена мусульманина — христианка или иудейка, и она была беременной, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке. Шариат не одобряет различные надмогильные постройки (например, камни с изображением покойного), богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых зависть. Также не одобряется, когда могила служит местом молитвы. Отсюда — требоание Шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети. Рекомендуется на надгробном камне написать следующие слова:
"Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун "
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

О ВСКРЫТИИ МОГИЛ

Шариат запрещает вскрывать могилы Пророка, мир Ему, халифов, имамов, мучеников за веру, ученых, имеющих религиозный авторитет. Запрещено также вскрывать захоронение ребенка или умалишенного, родители которых являются мусульманами. Вскрывать могилу мусульманина разрешается в следующих случаях:

1) если покойник захоронен в узурпированной земле, и владелец участка против того, чтобы там была могила;

2) если саван и другие похоронные принадлежности являются узурпированными или украденными и т.п.;

3)если известно, что захоронение совершено не по правилам Шариата (без савана, или тело лежит не лицом к Кыбле;

4) если мусульманин похоронен не на мусульманском кладбище или на участке, куда бросают нечистоты, мусор и т.д.;

5) если существует опасность, что хищные звери могут вытащить труп, или могила может быть затоплена, или у покойного были враги, которые могут и надругаться над телом;

6) если после похорон обнаружены незахороненные части тела покойного.

ОПЛАКИВАНИЕ УМЕРШЕГО

Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату от всех требуется соблюдение следующего: если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными, голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Ислам не одобряет это и выступает против профессиональных плакальщиц. Изречение Пророка Мухаммада, мир Ему, гласит: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».

Мусульманское учение требует терпеливо переносить горе. Терпение (сабр) считается большой добродетелью. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему) — не из нас (т.е. не из числа благочестивых) ». Четвертый халиф имам Али, говорил: «Терпение в вере то же самое, что голова на туловище». О терпении Аллаh Всевышний сказал в Коране: «Ищите помощи Аллаhа в терпении и молитве, поистине Аллаh с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаhа и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это - те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем». («Аль-Бакара», 153,156,157) .

О ПОДГОТОВКЕ К СМЕРТИ

Мусульманину необходимо быть готовым к смерти каждый миг: ночью или днем, во сне или наяву. Для этого необходимо:
1. Верить в принцип Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад - Его посланник)

2. Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов) , а также выполнять дополнительные (сунна, витр, нафиль) .
3. Читать Коран, размышлять над его смыслом, действовать согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц.

5. Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаhа, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни.

6. Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.

Чтобы это стало потребностью души мусульманина, необходимо постоянное вспоминание смерти путем:
а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;
б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость дана не навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость;
в) посещения больных и наблюдения за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаhа за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаhу, пока, не дай Аллаh, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.
Все это помогает мусульманину постоянно обновлять покаяние (тауба) ; быть удовлетворенным собственным положением; увеличивать активность в поклонении.
Однако если мусульманин невнимателен в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, несерьезно относится к исполнению предписаний Шариата, - это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.
«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)

Для того чтобы организовать похороны мусульман, необходимо знать все нюансы погребальных традиций, предписанных исламом. Даже внешне мусульманские кладбища имеют особенности - все надгробные памятники на них обращены в сторону Мекки. Принявшие ислам готовятся к смерти еще при жизни: посещают больных, людей преклонного возраста, могилы умерших. Среди последователей ислама не принято громко выражать горе, поэтому оплакивают усопшего тихо. Считается, что если семья оплакивает умершего, они приносят ему мучения. Правоверного мусульманина по законам Шариата положено похоронить в день смерти, обязательно до захода солнца.

Мусульманские похороны начинаются с омовения и обмывания покойника водой, затем его окутывают в саван из хлопчатобумажной ткани (Шариат запрещает хоронить умершего в одежде) . На кладбище усопшего доставляют на специальных носилках (они называются Тобут) . Перед погребением читается молитва Всевышнему о прощении грехов. Это очень важная для мусульман погребальная молитва, которую читает имам. Хоронят мусульман, как правило, на ближайшем кладбище. Закон Шариата запрещает возводить роскошные памятники или строить склепы, так как это может унижать бедных умерших.

После этого разные мои знакомые стали задавать мне вопросы по поводу тех нюансов, которые я подробно не прописала или вовсе опустила. В частности, они имели в виду, что я не рассказала об очень важной и щепетильной вещи. О том, как положено обряжать покойника для похорон , во что его одеть , обуть и так далее.

А ведь действительно, обо всем этом нужно иметь представление, чтобы случись беда, не оказаться в полнейшей растерянности. Моя подруга Ирина, которую, как вы помните, мне пришлось консультировать по поводу похорон ее сестры, именно растерялась. Она совершенно не знала, какую одежду и обувь выбрать для покойницы, чтобы все вышло правильно и достойно. Хорошо еще, что у нее была возможность спросить обо всем у меня. Но ведь некоторым иногда и обратиться бывает не к кому. Поэтому в своей очередной статье я решила рассказать о том, как правильно одеть умершего для совершения погребального обряда.

Наши бабушки и матери, по издавна сложившейся традиции, собирали для себя смертный узел, в котором до нужной поры хранилась необходимая для положения во гроб одежда . Таким образом, они фактически снимали со своих родственников ответственность за свой погребальный наряд. Да и выбирали его по собственному вкусу и разумению. Но сейчас этот обычай постепенно отмирает, уходит вместе со стариками. А представители младших поколений не испытывают потребности заранее продумывать детали собственных похорон . Поэтому обо всем приходится заботиться оставшимся в живых. Конечно, в этом им могут помочь ритуальные фирмы, которые предлагают среди прочих аксессуаров и готовые костюмы для умерших. Но ведь далеко не всем хочется хоронить родных в казенной безликой одежде . Многие считают своим святым долгом самостоятельно подобрать последний земной наряд для дорогого покойника . Каким же он должен быть?

Перво-наперво нужно убедиться в том, что все подготовленные вещи будут удобно надеваться на усопшего . Иначе их придется разрезать со спины. Разумеется, тело при взгляде на него со стороны даже в этом случае будет смотреться нормально, и никто ничего не заметит. Но лучше все же найти оптимальные варианты, и тогда вы будете уверены, что с одеждой все в порядке, она целая. Кроме того, все выбранное должно быть или новым, или чистым и отглаженным.

Погребальный костюм мужчины.

Если усопший мужчина был лицом гражданским, то погребальным платьем будет штатский костюм. Военных, полицейских или пожарных (то есть людей с воинским званием) хоронят в парадных мундирах. Фронтовики часто наказывают родным, чтобы их похоронили во всех орденах и медалях. И волю мертвого в этом случае нужно обязательно исполнить.


Обычный мужской погребальный костюм, как правило, мало чем отличается от повседневной умеренно парадной одежды . Конечно, это нижнее белье (трусы и майка), носки, рубашка, пиджак и брюки. Желателен галстук. Но иногда
родственники не хотят его надевать на покойного из-за того, что при жизни он галстуков не любил. Брючный ремень тоже используют по желанию, тем более, что его вообще не видно. При выборе вещей лучше остановиться на тех, которые имеют спокойные неброские тона и классический крой. Традиционная
обувь – туфли или тапочки без твердой подошвы (особенно для пожилого человека).

Во что одевают женщину.

Здесь необходимы следующие вещи: нижнее белье, платок на голову, ночная сорочка, чулки, туфли или специальные тапочки, верхняя одежда и носовой платок. Чулки раньше выбирали только простые в резинку и надевали их без специального пояса, просто натягивали на ноги. Теперь в обязательном порядке в них обряжают только пожилых женщин, для молодых можно выбрать и капрон, даже колготки теперь уже никого не шокируют. Верхняя одежда покойницы – это обычно однотонные (хотя бы не слишком яркие) платье или костюм с юбкой. Традиция требует, чтобы верх был с длинными рукавами. А головной платок можно заменить легким шарфом или палантином: главное, чтобы волосы были прикрыты.

Если преждевременно умерла незамужняя девушка , одеждой для нее может стать светлое нарядное платье, а косынкой ее голову можно не прикрывать. У многих народов до сих пор сохранился обычай хоронить не успевшую выйти замуж девицу в подвенечном наряде: белоснежном платье, белых сапожках или туфлях. То есть ее готовят к погребению, как невесту на свадьбу. Такой похоронный наряд часто бывает ненастоящим, его не шьют, а наметывают вручную. Из туфель же и сапожек предварительно вынимают гвозди. Прическу «невесте» не делают, волосы у нее остаются распущенными. Еще на нее набрасывают вуаль либо фату, а в былые времена на голову усопшей девушки надевали венок.

В некоторых случаях люди еще при жизни сообщают родным о той одежде, в которой им хотелось бы быть погребенными. Разумеется, это требование необходимо выполнить в любом случае, даже если наряд заказан не совсем общепринятый. Например, недавно у одних моих знакомых на байке разбился сын. Он как-то при жизни пошутил, что мечтает быть похороненным в любимой кожаной куртке и бандане. Так его и положили в гроб , несмотря на косые взгляды некоторых провожающих. И это было правильно.

Православные взгляды

на то, как должен выглядеть покойный, частично объясняются церковными предписаниями, а в чем-то предопределяются просто сложившимся обычаем, даже суеверием. В частности, считается, что христианская традиция запрещает хоронить в красном, иначе это повлечет за собой смерть кого-то из кровной родни. Перед нами явный предрассудок (здесь работает аналогия «красный цвет – цвет крови»), но его стараются на всякий случай придерживаться.

Лоб умершего христианина перед отпеванием покрывается венчиком , символом венца Царства Небесного. На нем обычно бывает изображен Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Предтеча и написаны слова Трисвятой песни. Такой венчик можно купить в церковной лавке (вместе с пропускной молитвой) или в ритуальном магазине. Уста покойного должны быть плотно сомкнуты, руки расположены на груди крестообразно, словно в молитве – правая поверх левой, что является знаком Распятого Христа. В руки обычно закрепляют распятие , а сверху кладут иконку Спасителя. Непосредственно перед погребением иконку следует убрать, так как ее хоронить нельзя. Потом ее или отдают в церковь или ставят в домашний иконостас. Тело в гробу по пояс или по грудь покрывается погребальной пеленой, на котором изображено Распятие – символ того, что усопший находится под покровом Христа. Поверх пелены гроб прикрывают белой гипюровой материей, иногда с выработкой в виде христианской символики. Под голову покойному кладется плоская подушечка из ваты или сухой травы в наволочке с изображением православного восьмиконечного креста и словами молитвы.

Одевают усопшего и кладут его в гроб обычно или сами близкие родственники, или представители ритуальной фирмы – сразу после процедуры обмывания и обряжения. Вот и все, что нужно знать о том, как одеть покойника для погребения. Надеюсь, что моя статья поможет тем, кому это будет необходимо, и облегчит им подготовку к похоронам .



Что еще почитать