Медведь сам себя напугал читать. Лесные сказки — Сладков Н. — Отечественные писатели. Б) Составление плана

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.

Упала шишка - угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Топик и Катя

Дикого сорочонка назвали Катей, а крольчонка домашнего - Топиком. Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе.

Катя сразу же клюнула Топика в глаз, а он стукнул её лапой. Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться.

Топик стрижёт травинки, и Катя, на него глядя, начинает травинки щипать. Ногами упирается, головой трясёт - тянет изо всех своих птенцовых сил. Топик нору роет - Катя рядом крутится, тычет носом в землю, помогает рыть.

Зато когда Катя забирается на грядку с густым мокрым салатом и начинает в нём купаться - трепыхаться и подскакивать, - к ней на обучение ковыляет Топик. Но ученик он ленивый: сырость ему не нравится, купаться он не любит и поэтому просто начинает салат грызть.

Катя же научила Топика воровать с грядок и землянику. Глядя на неё, и он стал объедать спелые ягоды. Но тут мы брали веник и прогоняли обоих.

Очень любили Катя и Топик играть в догонялки. Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение у Топика лопалось, он вскакивал и пытался удрать. Со всех своих двух ног с отчаянным криком, помогая куцыми крыльями, пускалась вдогонку Катя. Начиналась беготня и возня.

Однажды, гоняясь за Топиком, Катя вдруг взлетела. Так Топик научил Катю летать. А сам потом научился от неё таким прыжкам, что никакие собаки стали ему не страшны.

Так вот и жили Катя и Топ. Днём играли, ночью спали на огороде. Топик в укропе, а Катя на грядке с луком. И так пропахли укропом и луком, что даже собаки, глядя на них, чихали.

Непослушные малыши

Сидел Медведь на поляне, пень крошил. Прискакал Заяц и говорит:

Беспорядки, Медведь, в лесу. Малые старых не слушают. Вовсе от лап отбились.

Как так?! - рявкнул Медведь.

Да уж так! - отвечает Заяц. - Бунтуют, огрызаются. Всё по-своему норовят. Во все стороны разбегаются.

А может, они того… выросли?

Куда там: голопузые, короткохвостые, желторотые!

А может, пусть их бегут?

Мамы лесные обижаются. У Зайчихи семеро было - ни одного не осталось. Кричит: «Вы куда, лопоухие, потопали - вот вас лиса услышит!» А они в ответ: «А мы сами с ушами!»

Н-да, - проворчал Медведь. - Ну что ж, Заяц, пойдём поглядим, что к чему.

Пошли Медведь и Заяц по лесам, полям и болотам. Только зашли в лес густой - слышат:

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от мамы ушёл, я от папы ушёл!

Это что ещё за колобок объявился? - рявкнул Медведь.

И совсем я не колобок! Я солидный взрослый Бельчонок.

А почему тогда у тебя хвост куцый? Отвечай: сколько тебе годов?

Не сердись, дяденька Медведь. Годов мне ещё ни одного. И с полгода не наберётся. Да только вы, медведи, живёте шестьдесят лет, а мы, белки, от силы десять. И выходит, что мне, полугодке, на ваш медвежий счёт - ровно три года! Вспомни-ка, Медведь, себя в три годочка. Небось тоже от медведицы стрекача задал?

Что правда, то правда! - проворчал Медведь. - Год ещё, помню, в пестунах-няньках ходил, а потом сбежа-а-ал. Да на радостях, помню, улей разворотил. Ох и покатались же на мне пчелы тогда - посейчас бока чешутся!

Я, конечно, всех умней. Домик рою меж корней!

Это ещё что за поросёнок в лесу? - взревел Медведь. - Подать мне сюда этого киногероя!

Я, уважаемый Медведь, не поросёнок, я почти взрослый самостоятельный Бурундук. Не грубите - я укусить могу!

Отвечай, Бурундук, почему от матери убежал?

А потому и убежал, что пора! Осень на носу, о норе, о запасах на зиму пора думать. Вот выройте вы с Зайцем для меня нору, набейте кладовую орехами, тогда я с мамой до самого снега в обнимку готов сидеть. Тебе, Медведь, зимой забот нету: спишь да лапу сосёшь!

Хоть я лапу и не сосу, а правда! Забот у меня зимой мало, - пробурчал Медведь. - Идём, Заяц, дальше.

Пришли Медведь и Заяц на болото, слышат:

Хоть мал, да удал, переплыл канал. Поселился у тёти в болоте.

Слышишь, как похваляется? - зашептал Заяц. - Из дома удрал да ещё и песни поёт!

Рыкнул Медведь:

Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?

Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.

Как так - нельзя? - не унимается Медведь. - Первенцы у матерей завсегда первые любимчики, над ними они больше всего трясутся!

Трясутся, да не все! - отвечает Крысёнок. - Мама моя, старая Водяная крыса, за лето три раза крысят приносила. Две дюжины нас уже. Если всем вместе жить, то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся. Вот как, Медведушко!

Почесал Медведь щёку, посмотрел на Зайца сердито:

Оторвал ты меня, Заяц, без толку от серьёзного дела! Всполошил по-пустому. Всё в лесу идёт как тому и положено: старые старятся, молодые растут. Осень, косой, не за горами, самое время возмужания и расселения. И быть по сему!

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.
Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши.
Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Ирина Колесникова
НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова

«Как медведь сам себя напугал».

Разработал старший воспитатель

МБДОУ детский сад №146 «Белоснежка» г. Брянск

Колесникова И. А.

Программные задачи:

1. Продолжать учить детей пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно, понимать смысл произведения.

2. Учить понимать, что без середины рассказа не понятен его смысл. Закреплять умение использовать в речи авторские слова и выражения (валежина, угодила, насторожил, недоброе творится в лесу, рявкнул, подобру-поздорову).

3. Упражнять в умении подбирать синонимы и определения к заданным словам:

валежина - сухая упавшая ветка,

дать стрекоча - убежать быстро,

подобру-поздорову – пока ничего не случилось

4. Упражнять детей в выразительном рассказывании произведения, в изменении интонации и темпа речи в соответствии с текстом.

5. Учить детей участвовать в анализе рассказов товарищей.

6. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лось.

Набор схем для графического плана (см. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа», авторский коллектив, 2008)

Модель структуры рассказа (см. О. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»)

Маленькие флажки на каждого ребенка

Предварительная работа: Чтение рассказов Н. И. Сладкова

Организация выставки произведений Сладкова в групповом книжном уголке.

Адаптированный рассказ Н. И. Сладкова

«Как медведь сам себя напугал»

Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову?/

Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!

Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, книги какого писателя стоят в нашем книжном уголке? (Н. И. Сладкова)

С какими произведениями Николая Ивановича мы уже познакомились?

Кто герои эго произведений?

Проходите, рассаживайтесь и мы поиграем.

Выставляются картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси.

Воспитатель: Глядя на эти картинки, вы будете называть, какие у Сладкова герои в его рассказах. Старайтесь подобрать красивые слова о наших героях. За каждое красивое слово вы получите шишку. А шишки мы будем складывать вот в эту корзинку.

Какой в произведениях Сладкова медведь? (косолапый, мохнатый, неуклюжий, неповоротливый)

А какой заяц? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)

Какая сорока? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)

А белка какая? (ловкая, пушистая, хлопотливая, рыжая)

Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)

Вот и набрали полную корзинку шишек. Много красивых слов знаете. Молодцы!

Ребята, все эти герои встречаются в новом рассказе Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Вы уже знаете много произведений Сладкова. Мы читали их в группе, дома вам читали их родители. А с этим рассказом вы сами познакомите своих родителей, поэтому сегодня мы будем учиться его пересказывать. Внимательно послушайте этот рассказ (чтение адаптированного рассказа Н. И. Сладкова)

Вам понравился рассказ? О чем этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор? Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? (У страха глаза велики)

В рассказе встречается много трудных слов. Для того, чтобы вы поняли их и красиво рассказали рассказ, давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)

Воспитатель зачитывает фразы из рассказа:

Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Знаете ли вы, что такое валежина?

(упавшая сухая ветка)

Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)

Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)

Ребята! Мы с вами уже знаем, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Выставляется модель структуры рассказа.

Что же произошло в лесу?

Что случилось с белкой?

Как повел себя заяц?

Почему подняла крик сорока?

Что решили лоси? Что они сделали?

Как повел себя медведь? Как об этом сказал автор? Воспитатель предлагает повторить авторский текст 1-2 детям (Остановился медведь. Насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову)

Чем же закончился рассказ?

А если мы уберем середину нашего рассказа? (на модели убирается один сектор). Воспитатель зачитывает текст без середины.

Сможем ли мы понять, что же произошло с медведем? Почему он испугался? Почему нам будет трудно понять рассказ? (обобщает ответы детей) Мы не сможем понять, что произошло, потому что в рассказе не было середины. Рассказ был не полный. Поэтому, когда вы будете пересказывать рассказ, не забудьте рассказать начало, середину и конец.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево

Огляделся на пороге.

Потянулся ото сна: Потягивания – руки вверх

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, Вращение головы

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой

И трухлявые пеньки касаться левой ступни,

В них съедобные личинки затем наоборот

Для медведя - витаминки.

Наконец медведь наелся Садятся на свои места

И на бревнышке уселся

Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему: Я начну, а вы продолжайте:

Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала…

Затопал… Увидела… Подняла… Решили…

Пошли… Остановился… Рявкнул… Так медведь…

По ходу ответов выкладывается схема рассказа.

Работа над интонационной выразительностью

Ребята, как вы думаете, о чем в рассказе можно сказать быстро? А о чем замедлить свою речь? А где надо сказать вопросительно? Послушайте, как я скажу (просит повторить 2-3 детей)

Сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Вы его постарайтесь хорошо запомнить. А теперь возьмите в руку флажки и внимательно слушайте: там, где нужно говорить быстрее мы будем поднимать флажки вверх, а где медленнее – опускать вниз.

Прослушали рассказ? Кто хотел бы рассказать рассказ полностью.

Самостоятельные пересказы детей.

В конце занятия воспитатель привлекает детей к оценке рассказов товарищей:

Вам понравился рассказ? Чем же он вам понравился? И т. д.

Выслушивает всех, обобщает ответы и дает свою оценку пересказам детей.

Ребята! Сегодня вечером не забудьте познакомить своих родителей с новым произведением Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себе напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести завтра в группу, а мы с вами их рассмотрим.

Подкорытова Людмила Геральдовна
Учебное заведение: МБДОУ Звёздочка комбинированного вида СП д/с №148
Краткое описание работы: .Закрепление навыков связного, последовательного пересказа текста с опорой на картинки.

Дата публикации: 2016-11-19 Пересказ рассказа « Как медведь, сам себя напугал (по Н.И. Сладкову)» Подкорытова Людмила Геральдовна МБДОУ Звёздочка комбинированного вида СП д/с №148 . Закрепление навыков связного, последовательного пересказа текста с опорой на картинки.

Пересказ рассказа « Как медведь, сам себя напугал (по Н.И. Сладкову)»

Цель:

1.Закрепление навыков связного, последовательного пересказа текста с опорой на картинки.

2.Закреплять умение устанавливать причинно следственные связи, в пересказе текста.

3. Используя знакомые приемы рисования, упражнять в изображении дикого животного (медведя).

Оборудование:

1.Предметные картинки изображающие:медведя, белку, шишку, зайца, сороку, лосей, кусты.

2.Восковые мелки, альбомный лист.

Задачи:

1.Продолжать расширять у детей активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.

2.Активизация и обогащение словарного запаса.

Ход занятия

Организационный момент:

– Дети посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Давайте с ними поздороваемся. Садитесь удобно, спинка прямая, ноги вместе.

Я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее отгадайте:

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Как называется избушка медведя? (Берлога)

Сейчас я вам прочитаю рассказ писателя Николая Сладкого «Как медведь сам себя напугал»

Вы слушайте внимательно, запоминайте, будите пересказывать.

(Чтение рассказа)

Рассказ

Пошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лап шишку. Упала шишка угодила зайцу в лоб. Выскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из – под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто – то топает «Не уйти ли лучше?» – подумал медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

– Ребята, давайте сейчас с вами разберем сложные слова (подбор синонимов)

Ветка хрустнула – сломалась.

Шишка угодила – попала.

Из – под кустов выпугнул – выгнал.

Насторожил уши – прислушался.

Рявкнул медведь – крикнул.

Дал, стрекоча – убежал быстро.

Сегодня мы с вами будем пересказывать этот рассказ с помощью картинок.

(Читаю рассказ и выставляю картинки (медведь, елка, ветка, белка, шишка, заяц, сорока, лоси, куст).

Задаю вопросы:

– Что сделал медведь? (вошел в лес)

– Что услышал? (хруст)

– Что медведь сделал? (дал стрекоча)

– А что же случилось с медведем? (он так сам себя напугал)

– Почему медведь убежал из леса? (напугали)

– Почему испугались лоси? (сорока шум подняла)

– Почему испугалась сорока? (заяц наскочил)

– Почему испугался заяц? (белка шишку уронила)

– Почему испугалась белка? (хрустнула ветка)

Получился бы рассказ, если бы не было медведя? (не получился)

– А почему? Главный герой – медведь зашел в лес

– Если бы не было белки, получился бы рассказ? (нет)

– Почему?(белка выронила шишку)

– Если бы не было зайца, получился бы рассказ (нет)

– Почему?(шишка зайцу в лоб попала)

– Если бы не было сороки, получился бы рассказ? (нет)

– Почему?(сороку из кустов выпугнули и она крик подняла)

– Если бы не было лосей, получился бы рассказ? (нет)

– Почему? (пошли кусты ломать)

Вывод: Ничего нельзя выпускать из рассказа, иначе ничего не получится.

(Физ. Минутка)

По весеннему леску, в ясный день

Зверятам двигаться не лень

За мамой зайчихой

Прыгал зайчонок

За мамой лисицей

Крался лисенок

За мамой волчицей

Рыскал волчонок

За мамой медведицей

Косолапил медвежонок.

– Ну что, понравился вам рассказ?

Давайте попробуем его пересказать.

Вспомните, что было в начале рассказа, что в середине и что в конце.

Кто желает его пересказать?

Картинки вам в этом будут помогать. (Слушаем 2- 3 детей) Оценка.

А тех, кто не успел рассказать мы с удовольствием послушаем вечером.

Какой интересный случай произошел с медведем.

Давайте, ребята попробуем нарисовать главного героя из нашего рассказа.

Давайте рассмотрим медведя.

– Что есть у медведя? (голова она расположена чуть выше туловища и соединена мощной короткой шеей).

– Что есть на голове у медведя? (уши)

– Что есть на морде у медведя? (глаза и нос)

– Какое у медведя туловище? (большое, овальное)

– Какого цвета медведь? (коричневого) .

Развития речи

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

Цель. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие ветку дерева, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Логопед раздаёт учащимся по одной картинке и предлагает составить по картинке предложение.

2. Работа с рассказом.

Логопед читает рассказ:

«Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжёлой лапой веточка. Испугалась

белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Так крик поднялся на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? – подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал».

1) Словарная работа.

Логопед выясняет, понятен ли детям смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выпугнул, помчал, дал стрекоча. Затем предлагает подобрать у указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).

2) Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа.

Логопед предлагает детям расставить картинки. При затруднении помогает.

3) Выяснение причинно-следственных связей.

Почему медведь убежал из леса?

Почему испугались лоси?

Почему испугалась сорока?

Почему испугался заяц?

Почему испугалась белка?

4) Выяснение логических связей.

Получился бы рассказ, если бы не было медведя?

Почему рассказ не получился бы?

Получился бы рассказ, если бы не было белочки?

Шишки у белки? и т. д.

5) Выяснение последовательности действий в рассказе.

Логопед обращает внимание детей на последовательность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: «Что сделал? (Указывает на медведя.) – Вошёл. Что сделала? (Указывает на веточку.) – Хрустнула. Что сделала? (Указывает на белку.) – Испугалась. И т. д.

Затем предлагает детям вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошёл, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).

6) Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов.

Логопед называет действие, учащиеся – предложение с этим словом.

7) Рассказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности.

8) Пересказ без опоры на картинки.

Логопед кладёт картинки обратной стороной и предлагает детям вспомнить, что было изображено на каждой, и пересказать сказку.

3. Итог занятия.

Литература : Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. . – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.



Что еще почитать