Мохорев фотографии. Евгений Мохорев. Художественное творчество профессионального фотографа из России. Микки - цирковой шимпанзе

Подборка самых дорогих фотографий советских авторов, проданных на аукционе Sotheby’s в Лондоне. На торги было выставлено более полутораста лотов, составленных из снимков различных фотографов Советского Союза и стран бывшего СССР, сделанных в период с 1959 по 2004 годы. В основном это так называемое альтернативное искусство, которое в советскую эпоху предпочитали как минимум не замечать.

Всего было продано 34 лота на общую сумму 313 250 фунтов стерлингов, тем не менее остальные снимки также получили предварительную оценку, а значит, и ориентир для последующей продажи.

Евгений Мохорев «Азис»

Этот снимок Евгения Мохорева «Азис» относится к серии «Подростки Санкт-Петербурга». Он был сделан в 1996 году и теперь, вместе с еще семью работами автора, продан за 5 000 £.

Сартр Антанаса Суткуса

Одна из самых известных фотографий среди всех лотов аукциона. Этот снимок Антанаса Суткуса был сделан в 1965 году и неоднократно появлялся в самых разных мировых изданиях. На нем изображен французский писатель Жан-Поль Сартр во время его официальной поездки в Советский Союз. Снимок был продан за 7 250 £.

«Путешествия» Витаса Луцкуса

Весьма необычные работы Витаса Луцкуса (серия «Путешествия») были проданы за 1 500 £.

«Скорость» Иси Трапидо

Эстонский фотограф Иси Трапидо озаглавил этот снимок «Скорость». На аукционе фотография была продана за 2 250 £.

«Безмолвие» Евгения Раскопова

Снимок Евгения Раскопова, который фотограф назвал Silence («Безмолвие»), оценивается в 1 500–2 000 £.

Игорь Мухин, из серии «Молодежь большого города»

Две фотографии из серии «Молодежь большого города», сделанных Игорем Мухиным в 1980-е годы, когда он снимал московское панк-рок-движение, были оценены в 6 000–8 000 £.

Антанас Суткус, «Лицо эпохи и прощайте, товарищи по партии!»

Фото: Антанас Суткус «Лицо эпохи и прощайте, товарищи по партии!»

Александрас Мацияускас, «Васара»

Этот своеобразный снимок Александраса Мацияускаса из серии «Васара», идущий вразрез с официальным творчеством советских фотографов, был замечен специалистами и оценен в 2 000–3 000 £.

Александрас Мацияускас, «На рынке»

Фотограф Александрас Мацияускас неоднократно путешествовал по разным уголкам большой страны, чтобы запечатлеть реальную жизнь ее жителей.

Этот снимок озаглавлен «На рынке», и вместе с еще тремя работами он был продан на аукционе за 4 000 £.

Евгений Михайлов, из серии «Лурики»

Некоторые представленные на аукционе работы оценивались в очень большие суммы. В частности, один только этот снимок Евгения Михайлова из серии «Лурики» (примечательный тем, что вручную раскрашен акриловыми красками) был продан за 20 000 £.

Микки - цирковой шимпанзе

Микки - цирковой шимпанзе

На этом снимке знаменитый Микки - цирковой шимпанзе, которого Виталий Комар и Александр Меламид научили делать фотографии.

Микки - цирковой шимпанзе

В один лот были объединены в общей сложности 18 фотографий Микки, и продан он был за 50 000 £!

Микки - цирковой шимпанзе

Сама же серия снимков была сделана в 1998 году, и в ней Комар и Меламид задавались вопросом о роли человеческой расы на земле.

Характерная работа одного из самых заметных фотографов бывшего Советского Союза Бориса Михайлова была продана за 13 750 фунтов стерлингов.

В те годы многие фотографы работали на грани легальности, практически подпольно. Иногда их работы выставлялись, но всегда в альтернативных местах - увидеть такие снимки в официальных выставочных залах было невозможно вплоть до самого конца 1980-х годов.

Работы Геннадия Бодрова

Четыре фотографии, сделанные Геннадием Бодровым в 1988–1990 годах, оценены в 2 000–3 000 £.

Один из снимков Сергея Борисова из московской серии, сделанный в 1988 году, был продан за 1 500 £.

Город глазами Алексея Титаренко

Своеобразные работы Алексея Титаренко ценятся достаточно высоко. Пять снимков, включая этот, оцениваются в 6 000–8 000 £.

Никто не хочет сегодня составить мне компанию
на открытии выставки Евгения Мохорева в галере Ars Magna
(начало в 19 часов, Каменноостровский проспект, 26-28, пом.45)?

Галерея ARS MAGNA представляет 30 мая - 19 июня 2006 фотовыставку Евгения Мохорева, «26-й элемент».

В проекте представлено около 20 работ из новой серии Евгения Мохорева, объединенных в выставку «26-й элемент». Название выставки неслучайно. 26-й элемент в периодической системе Менделеева это Железо. Именно железные конструкции кронштадтских фортов вдохновили Мохорева на создание этой серии.

Эта территория обладает особенной силой. Полуразвалившиеся фортификационные сооружения, где причудливым образом сочетаются свалки, заброшенные мосты, кладбища кораблей и оставшиеся за бортом современности укрепления дамбы несут на себе отпечаток той самой Зоны, где в поисках истины бродил Сталкер.

Экспозиция уникальна. Мохорев, оставаясь верным своей главной теме, показывает совершенно новую возможность для ее раскрытия. Здесь довлеет не трепетное отношение к детскому телу, но железная конструкция.

Жесткая, звенящая манера, вообще характерная для снимков Мохорева здесь становится более явной. По сути своей это контррельеф - то из чего вышел и на чем был построен весь русский конструктивизм. Татлин, создавая свои контррельефы, решал задачу сочетания в одной композиции разных по своей фактуре и предназначению материалов.

Мохорев, создавая свои фотографические рельефы, тоже решает задачи похожего свойства: конструкции светотени, композиционной геометрии и более того, сочетания двух разнородных элементов: один из которых неорганического происхождения, а другой органического.

Один элемент - двадцать шестой в периодической системе Менделеева - Ferrum, железо, а другой - человеческое тело. Железо дает объем, ощущение мощи, тело - хрупкости и податливости. Наверное, благодаря этому, в этой серии Евгений Мохорев выходит за границы визуального искусства, превращая фотографию в искусство пластическое.

Евгений Мохорев родился в 1967 году в Ленинграде. В 8 лет впервые взял в руки фотоаппарат и с этого времени принимал участие во множестве выставок детского творчества. (Многочисленные дипломы и медали).
С 1986 г. стал работать профессионально фотографом на государственном предприятии. В 1988 г. вступил в известный ленинградский фотоклуб «Зеркало».
С этого времени - участник многих выставок в России и за рубежом. С 1992 г. - член Союза фотохудожников России.
В 1993 г. - приз «Открытие года» (Первый Всероссийский фотофестиваль).
1994 г. - Государственная стипендия для молодых авторов.
В 1995 г., совместно с А. Китаевым организовал профессиональную фотостудию «Табурет».
1996 г. - Лауреат номинации «Фотохудожники года» («Синие страницы России -1996»).
1997 г. - член Союза Художников России.

В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге. В течение последних 10 лет участвовал более чем в шестидесяти выставках.

Предполагаю, что люди, имеющие дело с фотографией, уже знакомы с работами Евгения Мохорева. Его творчество получало и получает противоречивые отзывы, вплоть до обвинений в педофилии со стороны особо ярых критиков. Тем не менее, многочисленные статьи, посвященные его творчеству, сходятся в одном: несмотря на то, что фотограф преступает общепринятые табу,связанные с изображением обнаженного детского тела, ему удается не сорваться на пошлость, кич и эпатаж.

«Снимая обнаженного подростка, я всегда стараюсь избежать эротики. Она, наверное, может присутствовать, но всегда вторым, третьим планом.Здесь все гораздо проще. Тело - это ведь тоже портрет человека, продолжение его лица, глаз… Но плюс к этому обнаженное тело это еще и свет, и линия, и форма, и инструмент, которым можно манипулировать, конструируя впечатления и образы»– считает сам Евгений.

Несмотря на очевидную эстетическую продуманность снимков, на их постановочный характер, чувствуется, что перед нами больше, чем просто красивая или шокирующая картинка. Эти кадры живые, более того, в них обычно есть и некий подтекст. Что важно, для Евгения фотография подростков не является данью моде или случайным увлечением. Эта тема является ведущей в его творчестве с начала 90х и, на мой взгляд, именно эта сосредоточенность на предмете делает его снимки неповторимыми, также спасая от формализма и гламуризации.

Фотограф говорит: " Со всеми подростками мы сначала много говорим. Если у ребенка нет ко мне доверия, я не снимаю его. Мне интересен сам человек и его проблемы. Важна среда, которая сильнейшим образом влияет на растущего человека. «Атмосфера места».

И эта атмосфера очень тонко передана в его снимках. Изломанные линии, геометрические фигуры: тела, окна, стены, батареи, конструкции- все сплетается воедино.При этом не утрачивается личность.

Несмотря на то, что у Евгения есть очень разные работы (настоятельно рекомендую посмотреть его фотосайт), ему удалось то, о чем мечтает каждый фотограф: выработать свой узнаваемый почерк.






Всем, кроме Андрея Каменко, которому это неинтересно.
Друзья, давайте все-таки пользоваться языком по возможности правильно и пользоваться терминами по назначению. Иначе мы просто друг друга не поймем. Термин "Профи" многие трактуют неправильно. Профи - разговорное сокращение от "Профессионал". Идем (проще всего) в википедию: "Профессиона́л - человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности, специалистом, подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности. Многие путают понятие профессиона́ла с мастером. Не все профессионалы могут быть мастерами своего дела, точно так же как и Мастер в определенной области деятельности не всегда является профессионалом в этой же области деятельности." (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%F4%E5%F1%F1%E8%EE%ED%E0%EB). Все ясно? Вспомните хотя бы знаменитую песню Высоцкого. Во время великого хоккейного противостояния наших с канадцами мы оправдывались тем, что у них хоккей профессиональный, а у нас любительский. Хотя это было, конечно, не так...
Далее. Я не поклонник Мохорева и с ним не знаком. НО так как Мохорев известен, не скрывается и не за решеткой, обвиняющие Мохорева в педофилии рискуют проиграть судебный процесс по обвинению в клевете. С тем же успехом можно назвать зоофилами фотографов, фотографирующих животных.
Далее. Судя по количеству откликов даже на этот ролик, Мохорев не просто профессионал, а настоящий мастер. Он добился того, чего хотел - поднял проблему. Пусть не первый, зато очень наглядно. И его уникальность в том, что он чисто репортажную тему сумел выразить средствами художественной фотографии. И бьют его за то, за что обычно бьют фотографов-репортажников.
Далее, об этике.Мохорев - профессионал. А у профи мозги устроены по другому. Я берусь утверждать, что в репортажной фотографии (и примкнувшим к ней Мохореву) по настоящему сильные кадры, позволяющие увидеть проблему, а нередко и способствующие ее решению, могут сделать только циники, не знакомые с моралью и этикой. Проще всего пояснить на примерах.
Анатолий Мальцев. "Мать подводника". http://www.photosight.ru/photos/420343/ Этичная фотография? Любой, попавший в кадр, скажет, что нет. (почитайте дискуссию под фоткой). Циничная? Безусловно. Но я, глядя на нее, сдерживал слезы в том числе и от стыда за свою страну. И кто циничнее: фотограф или президент, который даже не удосужился прервать отпуск во время катастрофы с Курском?
Можете поискать у него серию "Дети подземелья" о жизни детей в питерских подвалах...
Далее.
Эдди Адамс. "Расстрел вьетконговца".(http://ptctw.ru/5.html)
На фото генерал расстреливает захваченного в плен вьетконговца. Фото молчит о том, что этот повстанец с особой жестокостью уничтожил кучу народа, и исковеркала генералу всю оставшуюся жизнь. Для меня неэтичность фото под вопросом, но позже сам Адамс попросил прощения у генерала. И не смотря на это, реакция на это фото была такой, что сильно подстегнула в Штатах борьбу против войны во Вьетнаме и таким образом спасла не одну тысячу жизней.

Кевин Картер (ЮАР). «Голод в Судане».(http://www.photoisland.net/pi_hist_text.php?lng=1&hist_id=33) Сфоткана обессиленная от голода девочка и гриф, бродящий вокруг нее в ожидании смерти девочки. Фотограф 20 минут ждал подходящего ракурса, щелкнул, отогнал птицу и ушел. Хотя мог бы отнести девочку в международный пункт помощи, находящийся в пределах досягаемости. То есть урод полный. По всем канонам. Настолько урод, что сам не смог с этим жить и через какое-то время покончил с собой. Фото стало символом голода в Африке.

Циничность и нарушения этики - профессиональные болезни настоящего фотографа. Не надо их за это осуждать. Без них мир был бы гораздо хуже.

Родился в 1967 году в Ленинграде. В 8 лет впервые взял в руки фотоаппарат и с этого времени принимал участие во множестве выставок детского творчества.

С 1986 по 2008 гг. — фотограф на государственном предприятии. В 1987 г. вступил в известный ленинградский фотоклуб “Зеркало”. С этого времени — участник многих фотолюбительских выставок в России и за рубежом.

С 1992 г. — член Союза фотохудожников России.
В 1993 г. — приз “Открытие года” (Первый Всероссийский фотофестиваль, Москва).

1994/1998гг. — Государственная стипендия для молодых авторов. С 1997 г. — член Союза Художников России. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

Рассказывает: в «Коммерсанте», анонсируя «Фотобиеннале», Игорь Гребельников написал: «сексуальные принуждения малолетних беспризорников петербуржца Евгения Мохорева».

Таня Сазанская: это мог написать только человек, совсем не чувствующий фотографию. По снимкам видно, что модели абсолютно внутренне свободны, если бы было хоть какое-то принуждение, ты бы не смог скрыть этого в кадре.

Евгений Мохорев.: Со всеми подростками мы сначала много говорим. Если у ребенка нет ко мне доверия, я не снимаю его. Мне интересен сам человек и его проблемы. Важна среда, которая сильнейшим образом влияет на растущего человека. «Атмосфера места». Очень странно и, в некоторой степени, противоестественно видеть подростка в ванной комнате коммуналки на фоне вещественных следов чужой жизни. Не менее странно и страшно, чем детишки на какой-нибудь свалке. Но… ты помнишь, как иногда красиво цветет на свалках иван-чай?…

Т.С.: «Пока цветет иван-чай, мне не нужно других книг, кроме тебя». Как же быть с эротичностью раннего возраста, за которую тебя так невзлюбили?

Е.М.: Эротики нет. Обнаженное тело — это такая же часть человека, как глаза или руки. Это продолжение рассказа. (Показывает фотографию обнаженного мальчика в одном фотожурнале, необыкновенно красивую). Вот это снималось и публиковалось с разрешения его мамы. Все остались довольны, мальчик носил фото в школу, хвалился. Я спросил его: «Ты не стесняешься ее показывать, ты же там голый?» Знаешь, что он сказал? — «Голый на этой фотографии не я. А тот, кто ее снял».

Т.С.: Это и отличает настоящее искусство от вымышленного. На каждой своей настоящей фотографии ты беззащитен и гол, о чем бы она ни была. Между прочим, после посещения твоей выставки мне приснилось, что я раздетый подросток, и ты меня фотографируешь.

Е.М. (смеется): приезжай в Питер.

Т.С.: Женя, ты живешь в городе, в котором каждый квадратный сантиметр достоин фотографирования. Почему же Мохорев — это подростковая тема?

Е.М.: Hичего подобного. Я много снимаю город, пожилых людей. То же, что и все. Недавно снимал пожилую женщину, такую постаревшую мальвину. Но город у многих, старики у многих, а подростков в России никто не снимает. Ты много можешь назвать фамилий?

Т.С.: Только Мохорева.

Е.М.: Я тоже.

Подростки принесли ему скандальную славу и заслуженную славу. Потому что совершенство формы граничит с глубочайшим психологизмом. Потому что трепетно и гибко. Античность нашего времени.

Т.С.: Мне кажется, ты коснулся неких закостенелых табу. Нас учили скрывать тело, особенно пубертатное. Переходный возраст для моего поколения — время сплошных запретов. Сейчас все иначе, но ругают тебя люди моего поколения. Словно бы в старом доме отрубили электропитание и из тьмы вылезли привидения.

Е.М.: Да, конечно, невосприятие темы отражает только внутренние конфликты тех, кто смотрит работы. Проблема не во мне, а в них.

Т.С: Хотя ругают тебя.

Его любят и ругают. Ругают за то, что любят. Любят за то, что ругают. Ему дано видеть то, что боимся видеть мы. И смелость рассказать больше, чем можно увидеть. Живет он небогато, как и положено честному художнику. Иногда продает работы коллекционерам. «Однажды денег хватило на полтора года». Для глянцевых журналов не снимает. «Они не закажут то, что интересно мне, я не смогу снимать то, что интересно им». Говорит очень тихим голосом и не слишком много улыбается. Он сумеет быть глубже стереотипов и не сорваться. А мы будем учиться у него смотреть по ту сторону кадра.

Текст: Таня Сазанская



Что еще почитать