Надземная транспортная развязка. Пересечения и примыкания на автомобильных дорогах и городских улицах в разных уровнях. Перспективные проекты развязок

Транспортная развязка

Сложная развязка вблизи Барселоны (Испания)

Тра́нспортная развя́зка - комплекс дорожных сооружений (мостов , туннелей, дорог), предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне .

Термин чаще используется в отношении комплексов для одного определённого вида транспорта . В России наиболее известны автодорожные развязки, расположенные в Москве (МКАД , Садовое кольцо , Третье транспортное кольцо и др.), а также железнодорожные развязки.

Термины

Примечание. В статье описаны термины для правостороннего движения. В случае левостороннего принцип остаётся тот же, только надо заменить налево/направо. Это не исключает участков с движением в другую сторону, как на Звёздном бульваре .

Виды светофорных развязок

Светофорная

Образуется путём пересечения под произвольным углом (обычно прямым) двух и более дорог. Термин «развязка» употребляют только при сложном светофорном цикле, наличии других дорог для поворотного движения или запрете следования в одном из направлений.

Преимущества

  1. Простота светофорных циклов
  2. Возможность выделить отдельный цикл для пешеходов

Недостатки

  1. Проблема левого поворота при интенсивном движении на одной из дорог
  2. При интенсивном движении время ожидания зелёного может достигать 10 минут (Например, ранее на Кудринской площади)
  3. При большом трафике есть большой риск возникновения дорожных «пробок»

Светофорная с карманом для разворота и левого поворота

Такая развязка устраивается в случаях, когда на одной из улиц уже есть разделение потоков.

Преимущества

  1. Простота светофорных циклов.
  2. Используется имеющееся место на старом перекрёстке.

Недостатки

  1. Перегруз дороги, на которой устроены «карманы», может создать «пробки». Например, в районе конечной станции «Профсоюзная » общественный транспорт после высадки не успевает сразу перестроиться в 3 ряда, что приводит к неразберихе
  2. При левом повороте (а иногда и при развороте) необходимо стоять на минимум двух «красных» (для решения этой проблемы обычно разрешают правый поворот на красный).
  3. Ухудшается положение пешеходов за счёт сокращения цикла или ликвидации фактически бессветофорного перехода. Такую развязку часто строят вместе с подземным переходом .
  4. Необходимо убирать помехи для видимости пешеходов, либо создаётся опасность правого поворота.

Круговая

Основана на том, что вместо перекрёстка строится круг, на который можно въезжать и съезжать в любом месте.

Преимущества

  1. Количество светофорных циклов снижается до минимальных двух (на пешеходный переход и проезд машин), иногда светофоры упраздняются вообще
  2. Нет проблемы левого поворота (при правостороннем движении)
  3. Возможно ответвление и более четырёх дорог

Недостатки

  1. Не может дать приоритет какой-либо (главной) дороге; применяется, как правило, на дорогах сходной загруженности.
  2. Высокая аварийная опасность
  3. Необходимость чётко учитывать потоки пешеходов
  4. Требуется много лишнего места
  5. Пропускная способность ограничена длиной окружности
  6. Не более 3 полос движения

Нетипичные решения

К-элемент

Одна из дорог обязательно состоит из трёх сегментов, два из которых представляют собой дороги для движения каждый в свою сторону, а третий - выделенную полосу, при этом на перекрёстке центральная полоса «меняется» с одной боковой. Также есть частные случаи ухода выделенной полосы на второстепенную дорогу (улица Вавилова) с выделением бульвара (Нахимовский проспект)

Преимущества

  1. Выделенный цикл для ОТ совмещён с левым поворотом из двух полос
  2. Левый поворот проходит с оттянутым разворотом далее через центральную полосу

Недостатки

  1. Необходимо учитывать строение окрестных улиц

Виды развязок для пересечения шоссе и второстепенной дороги

Parclo (Неполного развёртывания)

Пример «полуромашки»

Или частичная клеверообразная. Популярна в Москве. Там наиболее ярким примером являются развязки у метро «Кунцевская» или при въезде в Реутов/Ивановское.

Преимущества

  1. Больше скорость, чем на типичной клеверообразной за счёт более длинных полос
  2. Дешевле за счёт строительства меньшей длины мостов
  3. Задействованы все направления
  4. Часто проектируется именно под преобладание левого поворота

Недостатки:

  1. Выделяется только часть полос для съезда/выезда. Выделить все полосы невозможно.
  2. Разворот с второстепенной дороги невозможен в принципе.

Светофорно-туннельная

На главной дороге для движения прямо строится туннель (или эстакада), для остальных сохраняется светофорное движение

Преимущества

  1. Позволяет выделить преобладающий поток без ущерба для второстепенной дороги
  2. Практически нет препятствий для движения общественного транспорта
  3. Зачастую можно сделать верхнюю зону преимущественно пешеходной (пример - Триумфальная площадь в Москве)

Недостатки

  1. Необходимо преобладание одного из потоков над другим. Если потоки сравниваются, то становится невозможным движение общественного транспорта через светофорную зону (пример - на Мосфильмовской улице), при росте потока может закупориться и тоннель
  2. Необходимо большее расстояние перед следующим перекрёстком по сравнению со светофорной

Кольцевая с выделением прямого направления

Преимущества:

  1. Компактность
  2. Простой разворот на кольце
  3. Возможность перестройки из кругового перекрестка

Недостатки:

  1. Скорость движения на кольце ограничена его размерами
  2. Конфликт потоков на кольце может привести к затору

Ромбообразная

Ромбообразная

На подходах к развязке дороги разветвляются на правый и левый повороты; пересечение потоков разводится мостом. Внутри ромба, образуемого дорогами для левых поворотов, строится прямое пересечение как ответвление от них; при этом направления движения меняются (правостороннее становится левосторонним).

Преимущества:

  1. Высокая пропускная способность и скорость движения;
  2. Левые повороты имеют такой же большой радиус, как и правые;
  3. Отсутствуют враждующие потоки (въезд после выезда);
  4. Левый поворот интуитивно понятен.

Недостатки:

  1. Необходимо строительство 5 мостов;
  2. В базовой конфигурации разворот невозможен.

Виды бессветофорных развязок для примыкания шоссе

Трубовидная

Трубообразная

Двухуровневая развязка, один из левых поворотов выполнен как правый на 270 градусов. Разворот в базовой конфигурации невозможен. При строительстве развязка требует сооружения всего одного прямого пересечения. Такая развязка наиболее популярна, в частности, на МКАД .

T-образная

T-образная

В T-образной развязке левые повороты выполняются на отдельных уровнях при помощи

Полуклеверная

Полуклеверная

Двухуровневая развязка, в которой оба левых поворота выполнены как правые на 270 градусов. В базовой конфигурации возможен разворот на примыкающей дороге. Возможен присущий клеверной развязке конфликт потоков из-за расположения въезда перед выездом. При строительстве развязка требует сооружения всего одного прямого пересечения, при продлении дороги возможна достройка до клеверной.

Перспективные проекты развязок

Развязка Петрука

Около метро «Шулявская » в Киеве находится полуклеверная развязка, крайне неудобная и для автомобилистов, и для пешеходов. С двух углов из четырёх - здания. После того, как в 2007 году сгорел близлежащий рынок и возникли сомнения в надёжности моста, последовали проекты перестройки столь тяжёлой развязки. Один из них предложен украинским инженером Виктором Петруком.

Развязку Петрука можно рассматривать как компромиссное воплощение накопительной развязки, у которой левые повороты не разведены по высоте, а находятся на одном уровне, образуя, таким образом, конфликтующие пары потоков. Особенностью развязки является организация движения на кольцевой части по часовой стрелке (для правостороннего движения). Например, траектория левого поворота показана на схеме зеленой стрелкой.

Преимущества

  1. Компактна, возможна реализация в плотной застройке.
  2. Сравнительно проста в строительстве.
  3. Интуитивная организация поворотов. Чтобы ехать налево надо повернуть налево, чтобы ехать направо надо повернуть направо. При езде надо уступать помехе справа.
  4. Простой разворот в базовой конфигурации.
  5. Меньшее число конфликтующих потоков по сравнению с кольцевой развязкой с прямыми ходами при сравнимой стоимости и подобной конструкции.
  6. Въезд после выезда.

Недостатки

  1. Четыре пересечения перпендикулярных потоков в сравнении с отсутствием их у «клеверной» или накопительной развязки - для пересекающихся пар левых поворотов.
  2. Круговое движение организовано нестандартно, по часовой стрелке (для правостороннего движения)
  3. Для движения пешеходов требуется организация отдельного «пешеходного» уровня.
  4. Малая скорость на левых поворотах и разворотах.
  5. - комплекс сооружений в месте пересечения дорог двух или нескольких направлений для поворота транспорта с одного направления на другое. Транспортные развязки устраивают главным образом в двух (напр., клеверный лист) или нескольких уровнях … Большой Энциклопедический словарь

    Комплекс сооружений в месте пересечения дорог двух или нескольких направлений для поворота транспорта с одного направления на другое. Транспортные развязки устраиваются главным образом в двух (например, «клеверный лист») или нескольких уровнях. * … Энциклопедический словарь

    Соединение автомобильных дорог (См. Автомобильная дорога) в разных уровнях со съездами для перехода автомобилей и других транспортных средств с одной дороги на другую. Т. р. устраивают на автомобильных дорогах 1 й, 2 й, 3 й категорий.… … Большая советская энциклопедия

    Комплекс сооружений в месте пересечения дорог неск.направлений для поворотов транспорта с одних направлений на другие. Т. р. устраивают в одном или неск. уровнях. В систему Т. р. входят искусств. сооружения насыпи, выемки, путепроводы, туннели.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Сооружение (или комплекс сооружений) на пересечении дорог, обеспечивающее бесперебойное движение транспортных потоков в различных направлениях. Устраивается в двух или нескольких уровнях. Если схема транспортной развязки обеспечивает непрерывное… … Строительный словарь

    Транспортная развязка 1-го класса - полная многоуровневая развязка с максимальными параметрами; проектируется на пересечениях магистральных улиц общегородского значения I класса...

Франкфурт, Германия

Прилетая во Франкфурт, советуем садиться у иллюминаторов по правому борту. Так больше шансов увидеть «Франкфуртский крест», самую загруженную развязку Западной Европы. На «кресте» сходятся автобаны А3, А5, шоссе B43, а под большим «клевером» проложены два железнодорожных туннеля. Строить развязку начали ещё в 1933 году, но из-за войны закончили только к 1957-му. Сейчас тут ежедневно проезжает 320 тысяч автомобилей.


Лос-Анджелес, США

Развязка построена в 1993 году и названа именем Гарри Преджерсона - в честь известного и старейшего в Штатах федерального судьи, который в том числе вёл и процесс о строительстве самой развязки. Хайвэи 105 и 110 пересекаются здесь под прямым углом. Как и почти все дороги в Лос-Анджелесе, одна идёт с севера на юг, другая - с востока на запад, к побережью Тихого океана и международному аэропорту Лос-Анджелеса. На десятки километров вокруг - квадратно-гнездовые пригороды одноэтажной Америки.


Атланта, США

Врезаясь прямо в Атланту, шоссе 75 и 85 сливаются в одну четырнадцатиполосную дорогу - Downtown Connector с ежедневным трафиком более 230-270 тысяч машин. При её строительстве в середине XX века сравняли с землёй кусок исторического центра Атланты. А в месте, где соединительная магистраль пересекает шоссе 20, возникла развязка «Лабиринт». Мы бы переименовали её в «Лабиринт в рамочке»: обратите внимание, как она вписана в прямоугольник обычных улиц, характерных для американских городов.


Грейвелли Хилл, Великобритания

В пригороде Грейвелли Хилл под Бирмингемом сливаются две реки, расходятся два канала, а мимо пробегает двухпутная железная дорога. Когда инженеры решили соединить тут автомагистраль M6 с шоссе A38(M), журналисты окрестили проект «Развязкой спагетти» - потому что нарочно такое не придумаешь. Пока разберешься, кому куда, можно тронуться умом или разъехаться в восемнадцати направлениях, считая многочисленные местные съезды. Строили развязку в 1968-1972 годах, установив 559 железобетонных опор, самые высокие из которых достигают 24,4 метра.


Атланта, США

Развязка имени Тома Моланда названа в честь главного инженера местного департамента транспорта. Сооружена в 1983-1987 годах в двадцати километрах к северо-востоку от Атланты на пересечении радиального хайвэя 85 и кольцевой дороги 285 - аналога подмосковной «Большой бетонки». Развязка включает 14 мостов и эстакад, самая высокая из которых поднимается над землёй на 27 метров. Ежедневно по развязке проезжает триста тысяч автомобилей. А внизу ещё и живут какие-то бедняги.


Шанхай, Китай

Река Хуанпу, впадающая в Янцзы за несколько километров до моря, не только делит Шанхай надвое. В черте города через реку перекинуты десять мостов, но для 24-миллионого Шанхая это немного. Один из них, вантовый мост Нанпу, интересен конструкцией западного подхода - виадуком Пуси. Три магистрали соединяются здесь и по трёхуровневой спирали поднимаются на тридцать метров, чтобы выйти на уровень моста. Судоходный пролёт моста может пропустить под собой морское судно высотой до 48 метров.


Путраджая, Малайзия

Город, рождённый быть столицей, возводится с 1995 года в двух десятках километров от Куала-Лумпура. Как и Петербург времён Петра I, Путраджая специально спроектирован, чтобы вывезти подальше от недовольного электората и разместить в элитном посёлке все шубохранилища и правительственные резиденции. Основное отличие Путраджаи от Питера - прямых улиц тут почти нет, все дороги старательно повторяют рельеф. А несколько улиц вокруг 50-метрового холма формируют овал (диаметрами 0,85-1,29 км), который считается самой большой в мире круговой развязкой.


Париж, Франция

Площадь Шарля де Голля до 1970 года носила более подходящее ей название - площадь Звезды, или площадь Этуаль. Пешим туристам это место известно как площадь с Триумфальной аркой, парижским водителям - как место, куда не приезжает полиция, водителям-туристам - как место, где навигатор издевательским тоном командует: «Выполните девятый съезд». На 40-метровой проезжей части никогда не было разметки, и в час пик этот круг похож на муравейник, где все едут по произвольным траекториям. Правда, Париж не Москва, и, если вы затупили и не знаете, куда сворачивать, никто, кроме арабов, парижан, мотоциклистов и водителей автобусов, вас учить жизни не станет.


Суиндон, Великобритания

К счастью, разметка есть на «Магическом кругу» в Суиндоне, но даже с ней сложно понять, как тут проехать, потому что вокруг одного большого круга устроено пять маленьких. К развязке сходится шесть небольших улиц, и лучший вариант для новичка - сворачивать налево ещё на подъезде. Впрочем, англичане уже привыкли: в 1970-е схема была популярна в Великобритании, и однотипные развязки успели построить в нескольких городах. Существуют и «лайт-версии», где малых кругов не пять, а, например, два.


Осака, Япония

Береговая линия Осаки - бесконечные причальные стенки в форме фигурок оригами. Прибрежные районы почти сплошь насыпные, на отвоёванных у моря землях лишнего места нет. Поэтому платная автомагистраль Байшор проложена «вторым этажом» над жилыми и портовыми кварталами. А чтобы мосты через гавани были достаточной высоты, с улиц на эстакады ведут спиральные дороги.


Ньюарк, США

Международный аэропорт Ньюарка - второй из трёх аэропортов, обслуживающих Нью-Йорк и окрестности. Открылся он ещё в 1928 году, но трафик быстро рос, как и автомобилизация населения в штате Нью-Джерси. В 1952 году здесь построили сложную развязку из пяти автомагистралей, которые не только пропускают транзитный поток, но и служат подъездами к гигантскому аэропорту.


Канзас Сити, США

Небольшое шестикилометровое кольцо объединяет девять магистралей и называется «Алфавитная петля». Внутри - деловой центр Канзас-Сити, а 23 съезда с обеих сторон петли пронумерованы последовательно, начиная с 2A и заканчивая 2Y. Если американцы построят ещё три съезда, получится полный латинский алфавит.


В отличие от стандартных пересечений, транспортная развязка обеспечивает свободный поток транспортных средств, позволяя им миновать перекрёстки и светофоры. Но иногда развязки могут быть чрезвычайно сложными и состоять из нескольких уровней. Ниже представлен список, состоящий из десяти самых сложных дорожных развязок в мире.

South Bay Interchange - массивная транспортная развязка в Бостоне, штат Массачусетс, США. Была построена в конце 90-х годов в рамках проекта “Big Dig”.


A4 и E70 - сложный дорожно-транспортный узел, находящийся в Милане, Италия.


Восьмое место в списке десяти самых сложных дорожных развязок в мире занимает транспортная развязка Xinzhuang interchange, находящаяся в Шанхае, Китай.


На седьмой позиции находится Higashiosaka Loop - дорожно-транспортный узел, расположенный в городе Осаке, Япония.


Шестую строчку занимает Interchange of I-695 and I-95 - сложная транспортная развязка, находящаяся в округе Балтимор, штат Мэриленд, США.


Kennedy Interchange - дорожно-транспортный узел, расположенный на северо-восточной окраине города Луисвилл, штат Кентукки, США. Его строительство началось весной 1962 года, и было закончено в 1964.


Judge Harry Pregerson Interchange - транспортный узел в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США. Был открыт в 1993 году и назван в честь федерального судьи Гарри Прегерсона.


Tom Moreland Interchange - транспортная развязка, находящаяся на северо-востоке от Атланты, штат Джорджия, США. Была построена между 1983 и 1987 годами и названа в честь Тома Морленда, одного из ведущих специалистов дорожно-строительных работ в США. В настоящее время узел обслуживает около 300 000 автомобилей в день.


Gravelly Hill Interchange - сложная дорожная развязка в Бирмингеме, Англия, более известная под прозвищем Spaghetti Junction. Была открыта 24 мая 1972 года. Она охватывает 12 га и включает в себя 4 км соединительных дорог.


Puxi Viaduct - большой, шести уровневый дорожно-транспортный узел, расположенный в историческом центре Шанхая, Китай.

Пробки – проклятие любого современного мегаполиса. Для того чтобы сэкономить жителям городов время и распределить потоки машин, инженеры-проектировщики прибегают порой к потрясающим решениям, о которых мы и расскажем в нашем материале.

Развязка имени судьи Хэрри Преджерсона, Лос-Анджелес

Одна из самых запутанных в мире дорожных конструкций, объединившая трассы для пассажирского транспорта, транзитную дорогу Harbor и железнодорожное полотно зеленой линии лос-анджелесского метрополитена, была открыта в 1993 году. Это хитрое сплетение дорог, расположенное на пересечении шоссе I-105, ведущего из Эль Сегундо в Норуолк, и I-110, следующего из Сан-Педро в Лос-Анджелес, неспроста носит имя федерального судьи Гарри Преджерсона. Подобно знаменитому законнику, сумевшему разобраться в дебрях судебного спора о возведении I-105, автомобильная развязка мастерски разруливает бесконечные потоки машин. Всего за один день этот лабиринт, позволяющий поворачивать в любом направлении на всех участках пути, пересекает более 500 тысяч автомобилей. Проблема лишь одна – стоит пропустить один, тот самый, нужный поворот, и чудо инженерной мысли превратится для вас в бесконечную ленту Мебиуса.

Круговая велосипедная развязка, Эйндховен

Государственная поддержка велосипедистов, развернутая на территории Голландии, привела к потрясающим результатам: в последние годы большая часть населения страны предпочитает использовать в быту экологичный и экономный двухколесный транспорт. Для удобства тех, кто предпочел отказаться от автомобилей, стала создаваться специальная инфраструктура – например, уникальная дорожная развязка The Honvering в Эйндховене. Этот круговой стальной мост, подвешенный над оживленным транспортным узлом, позволяет объезжать автомобильные дороги. Удивительная конструкция удерживается на центральном 70-метровом столбе при помощи металлических тросов, а для надежности укреплена еще и бетонными колоннами. Создатели The Hovering утверждают: будущее как раз за такими технологиями, сводящими на нет дорожно-транспортные происшествия и украшающими пейзажи необычным футуристическим дизайном.

Развязка Грэйвелли-Хилл, Бирмингем

Строительство запутанной, будто клубок ниток, дорожной развязки в Бирмингеме заняло четыре года. Много технологических проблем и инженерных загвоздок стояло на пути проектировщиков, вынужденных объединить в одну сеть две железнодорожных линии и 18 автомобильных маршрутов, от трассы государственного значения А38, ведущей из Корнуола в Нортхэмпшир, до узких проселочных дорог, не имеющих названия, и перекинуть все это через три канала и две реки. Для обеспечения лучшей пропускной способности и хорошей устойчивости строители были вынуждены заново уложить почти 22 километра дорожного покрытия и установить 59 колонн, разместив шоссе на пяти разновысотных уровнях. С легкой руки репортера местной газеты результат нелегких трудов, явившийся миру в мае 1972 года, получил шутливое прозвище «Развязка спагетти». Уж больно эта пугающая конструкция напоминает «смесь тарелки с макаронами и неудачной попытки завязать стаффордширский узел».

Транспортная развязка на Таганской площади, Москва

Даже те, кто знает «правила игры» и давно передвигается по таганским улочкам-переулочкам, нередко теряются на Садовом кольце. Что уж говорить про тех, кто впервые оказался на пересечении самых оживленных дорог Москвы, раскинувшихся в сердце Центрального округа столицы. Там, где Большой Краснохолмский мост соединяется с улицей Земляной вал, всегда царит хаос. Несколько автомобильных дорог, ведущих с Нижней и Верхней Радищевских, Гончарной, Марксистской, Воронцовской, Таганской, Народной улиц и насчитывающих по шесть и более полос, кишат бесконечными рядами автомобилей. Несмолкающий шум проезжающего транспорта прорезают резкие сигналы, а пробкам в часы пик не видно ни конца, ни края. Красочную картину одной из самых страшных дорожных развязок мира довершают две станции московского метро, автобусная остановка и практически полное отсутствие указателей.

Развязка на площади Шарля де Голля, Париж

Гениальные французские градостроители, подарившие Парижу площадь Звезды, наверняка не обладали даром предвидения. За прошедшие века «пятачок» возле прославленной Триумфальной арки, оживленный даже по меркам XIX века, превратился в настоящий ад для автомобилистов. Несмотря на то, что от центрального городского плаца, будто лучи звезды, расходятся в разные стороны 12 прямых и широких проспектов, и сходятся несколько линий метро, RER, автобусных маршрутов и автомобильных дорог, здесь нет ни светофоров, ни знаков приоритета. Немудрено, что даже парижские таксисты, проезжающие по округе по сто раз за день, грустно вздыхают, получив заказ на площадь Шарля де Голля. Ни интуиция, ни хорошее знание правил дорожного движения, ни многолетний водительский стаж не спасают от ужаса, творящегося тут в час пик: на развязке, попавшей в рейтинг самых сложных путей в мире, случается по несколько аварий в час.



Что еще почитать