Об интимных отношениях в православной семье. Супружеская жизнь и секс во время поста Супружеские отношения в пост когда можно

В комментариях на было высказано мнение, что эта позиция ригористична. Хотел бы узнать ваше мнение.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В духовных вопросах должна быть полная ясность в определениях. Недопустимо одно подменять другим и смешивать два разных предмета: духовный смысл поста как воздержания (не только для желудка, но для всего человека) и пастырскую икономию - снисхождение и соображения практической пользы при решении вопросов духовной жизни отдельных членов Церкви.

О том, что период поста - это время супружеского воздержания, ясно сказано у апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве , а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5).

Для понимания этого места обратимся к святоотеческому толкованию. Приведу объяснение святителя Феофана Затворника. Его способ толкования отличается важной для нас особенностью: он опирается на весь предшествующий ему экзегетический опыт святых отцов. Его экзегетика итоговая. Во-вторых, он близок к нам по времени. Духовные вопросы, которые он решает, мало чем отличаются от наших. Приведя процитированный нами стих, святитель пишет: «Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению… Видно, что апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились, только уступая крайней необходимости , которая определяется не пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а благоразумием» (Феофан Затворник , святитель. Толкование Послания апостола Павла: К коринфянам первого. М., 2006. С. 322).

Апостол Павел говорит: «Сие же глаголю по совету, (а) не по повелению» (1 Кор. 7: 6). Святитель Григорий Богослов, на которого была ссылка в одном из комментариев, только повторил эту мысль: «Об одном только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих, и то по взаимному условию и согласию (см.: 1 Кор. 7: 5). Ибо не закон предписываем, но даем совет и хотим взять нечто из твоего для тебя же и для общей вашей безопасности» (Григорий Богослов , святитель. Творения. М., 2007. Т. 1. С. 469).

В отличие от пищи, супружеское воздержание касается очень тонкой и хрупкой области отношений двоих, которые часто (как убеждает опыт) по своему духовному развитию различаются между собой. Поэтому и нет прямого канонического предписания (следовательно, и епитимии) воздержания, но все равно оно является духовно-нравственной нормой, несоблюдение которой при отсутствии соответствующей причины является грехом, который надо исповедать.

Мы должны свято держаться учения Церкви о посте как необходимом училище, без которого вряд ли мы будем иметь духовные плоды. «Воздержание состоит не в удалении от яств, ничего по себе незначащих, следствием которого бывает осуждаемое апостолом непощадение тела (см.: Кол. 2: 23), но в совершенном отречении от собственных своих желаний» (святитель Василий Великий). Вся жизнь христианина должна быть постоянным стремлением к высокому идеалу, достижение которого невозможно без определенного подвига. Если мы будем в правилах искать некие возможности жить вне спасительного подвига, то постепенно сравняемся с протестантами, которые давно отменили посты и делают все, чтобы идти навстречу падшему человеческому естеству.

Все сказанное не только не отменяет, но, напротив, требует пастырской чуткости и снисхождения в каждом конкретном случае, когда речь идет о посте супругов, если один из них еще духовно немощен.

На прозвучавшее в одном из комментариев утверждение, что я благословляю распад семей, мне не трудно ответить фактами. У нас имеется архив личных писем. За три года и три месяца нами было послано 11 873 письма. Приходилось отвечать на вопросы и о супружеском воздержании. Приведу те советы, которые мною были даны.

«Дорогой Дионисий! Очень сочувствую Вам. Если супруга Ваша еще не понимает смысла христианской жизни, в том числе воздержания в пост, то не воздерживайтесь, а уступайте. Мир в семье необходим. Греха не будет. Самое главное - явите плоды своего христианства: мир, радость, долготерпение, любовь и прочее. Будьте внимательны к жене».

«Дорогая Анастасия! Отношения с мужем во время поста надо строить мудро и чутко. Если он еще не готов к посту, то можно уступить, но постепенно вести его к жизни по святым уставам».

«Дорогой Олег! Сознаю трудность Вашего положения. Поскольку мир в семье на первом месте, то ради того, чтобы не напрягать отношения, уступайте жене. При этом не забывайте укорять себя и каяться».

«Дорогая Елена! Поздравляю Вас с началом спасительного Великого поста. Пост в еде соблюдайте, но ради мира в семье (раз муж еще не воцерковился) супругу надо уступить. Так Вы быстрее его приведете к Церкви. Он увидит Вашу мудрость и любовь к нему. Неполноту телесного поста восполняйте духовным постом: воздержание языка, нераздражительность, неосуждение и т.д.».

Не буду утомлять далее выписками. Из приведенных извлечений видно, что никакого «ригоризма» нет. Но подчеркиваю, что это другая тема. К сожалению, некоторые священники, которые участвовали в обсуждении проблемы воздержания, подменили один вопрос другим. В духовной жизни это всегда ведет к серьезным ошибкам.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Сегодня, в рубрике , мы рассмотрим следующие вопросы: Что конкретно говорится в церковных канонах по поводу того, в какое время супругам надо воздерживаться от телесной близости, а в какое нет? Когда устав предполагает воздержание от супружеской близости?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Существуют некоторые идеальные требования Церковного Устава, которые должны определять конкретный путь, стоящий перед каждой христианской семьей, чтобы их неформально исполнять.

Устав предполагает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне торжества двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и дней говения – подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Это идеальная норма.

Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1Кор. 7, 5–6).

Это значит, что семья должна дорастать до такого дня, когда принятая супругами мера воздержания от телесной близости никак не будет вредить и уменьшать их любви и когда вся полнота семейного единения будет сохраняться и без подпорок телесности. И именно эта целостность духовного единства может быть продолжена в Царствии Небесном. Ведь из земной жизни человека будет продолжено то, что к вечности причастно.

Понятно, что в отношениях мужа и жены к вечности причастна не плотская близость, а то, чему она служит подспорьем. В светской, мирской семье, как правило, происходит катастрофическая смена ориентиров, которую нельзя допустить в семье церковной, когда эти подпорки становятся краеугольными. Путь к такому возрастанию должен быть, во-первых, взаимным, а во-вторых, без перепрыгивания ступенек.

Конечно же, не каждым супругам, особенно на первом году совместной жизни, можно будет сказать, что они должны весь Рождественский пост пройти в воздержании друг от друга. Кто сможет вместить это по согласию и умеренности, тот явит глубокую меру духовной мудрости. А на того, кто еще не готов, полагать бремена неудобоносимые со стороны более воздержанного и умеренного супруга было бы неблагоразумно.

Но ведь семейная жизнь нам дана во временной протяженности, поэтому, начав с малой меры воздержания, надо постепенно наращивать ее. Хотя некую меру воздержания друг от друга «для упражнения в посте и молитве» семья должна иметь с самого начала.

Например, каждую седмицу накануне воскресного дня муж и жена уклоняются от супружеской близости не по усталости или занятости, а ради большего и высшего в общении с Богом и друг с другом.

И Великий пост нужно с самого начала супружества, кроме каких-то, совершенно особенных, ситуаций, стремиться проходить в воздержании, как самый ответственный период церковной жизни.

Даже в законном браке, плотские отношения в это время, оставляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, какая должна быть от супружеской близости, и во всем остальном умаляют само прохождение поприща поста.

В любом случае такого рода ограничения, должны быть с первых дней супружеской жизни, а дальше их необходимо расширять по мере взросления и возрастания семьи».

Вопросы об ограничениях интимного общения супругов в периоды четырех многодневных постов и определенных дней недели в течение календарного года весьма часто поднимаются семейными людьми на исповеди. В наш век соблазнов нельзя недооценивать актуальность этой темы хотя бы потому, что семейный путь, в отличие от монашества, выбирает абсолютное большинство людей . Учитывая деликатность данной темы, многие христиане стесняются спрашивать о супружеских отношениях у священника лично и вынуждены делать это заочно, адресовав свои вопросы на наш сайт в рубрику .

А. В. Простев. Что Бог сочетал, человек да не разлучает. 2008 год

Однако до сего дня нет четкого ответа на этот вопрос, и каждый духовник решает его исходя из своего опыта и понимания. В основном же мы наблюдаем тенденцию наказания «невоздержанных супругов » епитимиями и отлучением от Таинства причастия. Ведь в старообрядческой Церкви приняты в обиход самые строгие из прочих существующих уставы. Это касается пищевых, исповедных и других правил, регламентирующих самые разные сферы духовной, семейной и общественной жизни старообрядца. К слову, на Украине и в Молдавии во многих общинах РПсЦ действует странная и давно устоявшаяся традиция: семейные люди практически не причащаются Святых Таин, и существует негласное поверие, что якобы причащаться дозволено только младенцам, неженатым и вдовым.

Мы решили разобраться в этом непростом, но важном для семейных людей вопросе.

Священное Писание о вопросе супружеских отношений

Апостол Павел пишет:

Жене муж должную любовь да воздает, такоже и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Такоже и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:3–5).

Один из величайших проповедников воздержания и покаяния за всю историю Церкви, святой Иоанн Златоуст , так толкует эти слова:

«Жена не должна воздерживаться против воли мужа и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого - значит лишать, а по воле - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой ».

Церковь имеет также 13 правило святого Тимофея Александрийского:

«Вопрос 13: совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем необходимо должно воздерживатися в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу ». (Славянская кормчая. Правило 13-е. Живущим купно мужем с законными своими женами, глаголет апостол, не лишайте себе друг друга, токмо Аще хощете по совещанию се творите: да не искушает вас сатана. Потребно же в субботу и неделю, да не приближаются к себе, понеже в тыя дни духовная жертва возносится Богови ).

3 правило святого Дионисия Александрийского гласит:

«Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти » (1 Кор.7, 5). (Славянская кормчая. Законно совокупився муж с женою по совещанию, да не прикасаются на время друг к другу, и да упражняются на молитву, и паки, вкупе да пребывают ).

Святитель Василий Великий в первой беседе (О посте 1) пишет: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве» .

Если посмотреть историю Вселенских и Поместных Соборов первого тысячелетия, то в те времена предписывался однодневный супружеский пост перед Причастием . Однако со временем ужесточались правила, призывающие супругов отказываться от интимных отношений уже более половины года.

Если взять самые строгие предписания об ограничении в четыре годовых многодневных поста, среды, пятницы, воскресенья, а также великие праздники, то на супружескую близость остается лишь около 90 дней в году.

При этом в эти дни у женщин могут быть менструации, разные недомогания и не только жены, но и мужа; занятость по работе и домашнему хозяйству, обыкновенная усталость или отсутствие должного настроения. Поэтому для многих семейных людей эти условия объективно являются абсолютно невыносимыми , то есть, по слову Христа, на них возлагаются «бремена тяжелые и неудобоносимые » (Мф. 23:4). Следует отметить, что если бы церковные чада всецело исполняли предписания номоканонов, то дети бы у них рождались лишь в определенные дни и месяцы. Но, как мы видим, дети появляются круглый год, даже в ноябре и декабре, когда исполняется 9 месяцев с прошлогоднего Великого поста. Это значит, что, несмотря на суровость «правил », их исполняют далеко не все.

Суеверное представление о том, что дети, зачатые в пост, якобы несут на себе некое проклятие, явно оспаривалось святителями в древнерусской Церкви. В XII веке такие русские духовники, как новгородский Кирик , уже имели в своем распоряжении «худые номоканунцы » - книги, которые, по выражению архиепископа Нифонта , «годятся сжечи ». «Прочтох же ему из некоторой заповеди: аще в неделю, или в субботу, или в пяток ляжет человек и зачнется дитя, то будет любо тать, любо блудник, любо разбойник, любо трепетив, а родителема епитимея два лета, и рече ми: тыи книгы годятся сжещи » (Вопрошания Кирика и ответы еп. Нифонта) .

Надо отметить, что посты во время жизни апостола Павла были не столь длительными, как сегодня. В целом пост и супружеское воздержание - это два разных подвига, которые имеют определенные связи между собой, но являются разными по сути. Пост, в плане ограничения от вкушения скоромной пищи, - это личный подвиг: каждый сам определяет для себя, сколько и какой пищи ему вкушать (даже среди постной пищи есть большое разнообразие продуктов). Ни одно правило не призывает нас полностью воздерживаться от еды в течение постных дней и многодневных постов, а лишь указывают употреблять пищу другого качества, постную, и ограничить количество.

Супружеское же воздержание - обоюдный подвиг. К тому же, в отличие от пищи, супружеское общение невозможно в дни постов заменить ничем другим. А ведь именно интимные отношения между супругами постоянно поддерживают их единство, в частности духовное и душевное. Эти отношения являются ничем иным, как осуществлением слов Самого Бога: «И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть » (Мк. 10:8).

Не являются ли ригористические установки о многодневных воздержаниях противоречащими Христову учению об одной плоти и апостольскому указанию «не лишать себя друг друга, только по согласию и на время»?

Как бы то ни было, в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых каноны наказывают отлучением от св. Причастия, указания святых отцов относительно запретов на супружеское общение в пост носят скорее рекомендательный характер. Естественно, принцип воздержания в пост должен касаться и этой стороны жизни. Меру же воздержания и частоту отношений в посты должны решать сами супруги как самодовлеющие судьи, и ключевой момент - по согласию . В идеале, конечно, неплохо бы заручиться также советом и благословением у духовного отца.

Номоканон о супружеских отношениях в посты и некоторые другие дни

Помимо Священного Писания, в старообрядческой Церкви большой авторитет имеет Священное Предание.

О соблюдении супружеской неприкосновенности в Великий пост положительно указывает церковное правило в Большом Требнике : «Миряном от жен воздерживатися весь святой Великий пост. Аще ли падется с женою своею во святыи пост, то ни на Пасху да причастится, занеже весь пост безчествова: бельцем же от жен своих законных соблюдатися, якоже речеся, на весь пост » (Номоканон Постника, 40 гл.).

Однако вот что по поводу происхождения этого правила пишет известный русский канонист А. С. Павлов в своем исследовании «Номоканон при Большом Требнике »: «Не совсем уместная приписка к славянскому тексту о том, чтобы супруги в продолжение поста Четыредесятницы воздерживались от общего ложа, впервые сделана в третьем Киевском издании Номоканона, в котором указан и самый ея источник: Сава (монах?), уст. гл. 52 (разумеется, вероятно, устав святителя Савы Иерусалимского). Такое же правило находится в Номоканоне Постника. На соблюдении этого правила настаивают: Вальсамон в 52 ответе Марку Александрийскому, мнимый Иоанн, епископ Китрский (Кормчая, гл. 58, прав. 2) и схолиаст Пидалиона в одном из примечаний к 69 апостольскому правилу » . (Третье киевское издание «Номоканона» вышло в 1629 г. с предисловием архимандрита Киево-Печерской Лавры Петра Могилы - прим. ред.).


О том, чтобы уклоняться от своих жен в воскресенья и в Четыредесятницу, говорится во втором ответе Иоанна , епископа Китрского, епископу Драчскому Кавасилу : «О еже осквернятися своих жен в неделю и в четыредесятницу. Иже ниже в вечер господоименитого дне своих жен не хотящих осквернятися, яко же сказал апостол, да упразднитеся в молитве, запрещеньми в меру сице согрешающих, исправляти, такоже отнюд, и во святую четыредесятницу, инех дний множае себе чистых, от супружниц соблюдати . (Перевод. «Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; также и в Святую Четыредесятницу более чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг »

63 правило Номоканона также советует иметь воздержание в воскресные дни и великие праздники: «Во иное же время друг друга да не лишают, по апостолу, точию во время причастия и антидора, в неделях, и в нарочитыя праздники, и сие по согласию ». Источниками этой статьи послужили 5, 7 и 13 правила Тимофея Александрийского , с дополнением из Номоканона Постника


Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в ответе патриарху Александрийскому Марку указывает на недостоинство Причащения невоздержанных супругов. «Вопрос 52 . Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Таин в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет ? Ответ : Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями ».

Русские канонисты об отношениях супругов в посты

Русские канонисты средних веков колебались, стоит ли подвергать мирян жесткому ограничению в супружеском общении в посты, и предлагали различные варианты послабления.

В поучении Новгородского архиепископа Иоанна II (Илии) находим: «…А от жен не отлучайте по нуже, оже сами не изволят по свету подружих своих. А нам повелено есть тако, еже чистей недели и страстней и воскресней до конца, то тех три недели возбраняйте. А се слышал же есмь, оже друзии попы глаголют детем своим: Оли все говенье не лежите с женами, тоже дадим причастие, - то того нетут. А вы, попове будуче, оже восхочете служити коли, то чи на много дней отлучаетеся от попадий своих?! И оли то попом будя, аже не простечи, то любо си будут и в говении не ублюлися от жен, дайте причащение

А от мужей не требуйте, чтобы воздерживались от жен, если только они сами не станут это делать по согласию со своими супругами. Ведь нам предписано соблюдать только лишь Чистую, Страстную и всю Светлую седмицы, так что относительно этих трех седмиц и поучайте. А еще я услышал, что некоторые священники заявляют своим чадам: Допустим причащаться на Пасху, только если весь Великий пост воздержались от жен, - а вот нет такого правила! Вы-то сами, отцы, когда соберетесь служить, неужели по многу дней воздерживаетесь от своих жен?! И если уж для священников нет такого требования, то уж тем более для простецов; так что если кто-нибудь и не воздержался от супружеского общения в посту, допускайте его причащаться.

Новгородский епископ Нифонт так отвечает на вопрошание Кириково : «Спрашивал: Достоит ли дати тому причащение, аще в Великий пост совокупляется с женою своею ? - Разгневася [владыка]: Ци учите, рече, воздержатися в говение от жен?! Грех вы в том! - Рех: написано, владыко, есть в уставе в бельческом, яко добро есть блюстися, яко Христов пост есть. Аще не могут, а переднюю неделю и последнюю. И Феодос, рече, у митрополита слышав, написал. - Такоже не ни написав, рече, ни митрополит, ни Феодос, разве неделя праздник, а праздное недели вси дние, аки дние неделя. Аще ли створит тако, запрети ему паки творити. А хотяче кому причащатися в неделю, то в суботу измытися рано, и паки к жене в понедельник на вечер»

В переводе на современный русский:

А следует ли допускать причащаться тех, кто был со своей женой в Великом посту? - <Святитель Нифонт> рассердился: Вы что, учите воздерживаться в посту от своих жен?! Грех на вас за это! - Я ответил: Владыко, но ведь так написано в уставе для мирян, что хорошо бы воздерживаться, ибо это пост Христов. И Феодосий так написал, со слов митрополита. - <Святитель ответил>: ничего подобного ни митрополит, ни Феодосий не писали. <Речь> только о воскресеньях и Светлой седмице. Ведь на Светлой седмице все дни - как воскресенья. Если так сделают, то запрети им так делать. А если кто хочет причаститься в воскресенье, то пусть с утра в субботу омоется, а в понедельник вечером снова может быть с женой.

В Святцах XVI века библиотеки Троицкой лавры № 365 сказано: «Аще кто по худоверию своему не может ни в Великий пост от жены своея удержатися, и да удержал бы ся федорову неделю, вербную, страстную и святую » . В переводе: «Если кто по маловерию своему не может удержаться от своей жены весь Великий пост, то хотя бы удерживаться Федорову неделю, Вербную, страстную и Светлую ». Причем за воздержание в период от мясного заговения перед Великим постом до Радуницы обещается прощение грехов целого года.

В «Правиле бельцем » (по мнению описателя рукописей Соловецкой библиотеки, вероятно, «русском сочинении»), разработана регламентация полового воздержания до и после приобщения Святых Таин в Рождественский и Петров посты: «В великое говение от жены воздержатися… В Филиппово говение и в Петрово к причастию за неделю соблюдися от жены, а после причастия 3 дня » .

В Номоканоне XVI–XVII веков библиотеке Уварова №559 (329) это правило относится лишь к клирикам: «Заповеди иереям диаконам и клирикам… Аще кто по неудержанию в великий пост блуда не останется с женою своею, да… феодорову неделю и средокрестну и вербную и страстную, а во иныя да приближаются… А в Петров пост и в Филиппов невозбранно с женами своими пребывати, разве понедельника и среды и пятка и субботы и недели и памяти святых. А в Госпожино говение пребывайте в чистоте яко и в Великий пост » . В переводе : «Заповеди иереям, дьяконам и клирикам. Если кто по неудержанию в Великий пост не воздержится от жены, то… Федорову неделю, Крестопоклонную, Вербную и Страстную, а в остальные будут вместе. А в Петров пост и в Рождественский не возбраняется с женами быть, кроме понедельника, среды, пятницы, субботы, воскресенья и памяти святых. А в Успенский пост пребывайте в чистоте, как и в Великий пост ».

В текстах XVI века говорится: «Во Святой Великий пост добро удержатися маложенам от себе, аще ли не можета, да первую неделю и последнюю чисто да сохранятся. Такоже и Рожеству Христову пост, и к Петрову дню » . В переводе : «Во святой Великий пост будет хорошо удерживаться молодоженам, если же не могут, то первую и последнюю недели пусть сохраняются. То же и в Рождественский пост и в Петров ».

В дополнительных статьях к русским исповедным уставам в рукописном требнике XVI века Соф. библ. №875 читаем «Поучение святых апостол и святых отец отца духовного, како жити детям духовным в Великий пост »: «А в говение вовсе с женами не совокуплятися, и после Великого дня неделю всю проводити чисто, занеже Христу, воскресшу из гроба, солнцу всю неделю не заходившу. Вся бо та неделя как один день. А коли человек не может воздержати плоти своей, он да блюдет первую неделю и крестопоклонную, и неделю страстную и светлую по празднике. Зане же те недели все четыре за один день. А на тех неделях, во вторник и в четверг, если же не прилучится нарочитого святого, да совокупится с женою. А лучше бы десятину Божию всю чисту Богови отдати »

Авторитетный византийский толкователь церковных канонов Иоанн Зонара (ХII век) приводит повесть-притчу «о прельстившемся иерее ». Веками эта история входила в сборники церковного права на Руси, в том числе и у старообрядцев.

Транслитерация: Обретохом бо и сказание сице бывше, еже разсудихом написавши и предати. Презвитер бе некий в некоторой веси, име жену же, и млада беста оба. И Великия суботы вечеру приспевшу, вся яже подобная празднику уготова презвитер вечер возлеже со женою своею на одре. Брани ж ему пришедши от беса блуднаго, восхоте смеситися со женою своею, она же не остави его. Востав бо пришед, и бысть со скотиною, не ведущи жене его. Светающи же святей недели Пасхи, утреню совершив иерей, и литургию сотворив, сущим с ним всем людем. По воздвижении же божественаго хлеба и по причащении же облак птиц различных, ядущих крови, падшим на церковь ко вратом церковным прилетаху, яко нецыи ратницы, сретающи и сретаемых, и мечи купно пометающе, людие врата крепко затвориша, внутрь стояху мужие и жены. Святому же причащению бывшу; иерей же слышав и видев бывшее, и рече: «Мое есть согрешение, и моя язва. Мене ради сонм сии птиц бысть». И исповедаяся пред всеми людьми. Тако вопиюще вси, Господи помилуй, первый врата отверз, ничим же врежден быв от птиц. И тако вси людие начаша исходити, и еще же жене иереове, во вратех сущи, восхитиша ю птицы: подробну расторгнуша ю, и с костьми во устех своих вземше отлетаху. Сие преславное видение презвитер нам сказа, списателне к ползе нашей се положихом. Сего ради подобает со опаством вся творити, яко да не мнимое благо в лукавый грех будет.

Свободный перевод: В некоем селе жил молодой священник с молодой женой. Накануне Великой субботы, подстрекаемый блудным бесом, он начал склонять жену к плотскому общению. Она, будучи женщиной добродетельной и не желая впасть в грех, покинула супружеское ложе. Тогда неудовлетворенный муж согрешил со скотиной, о чем жена, естественно, не знала. Во время воздвижения Святых Даров на пасхальной литургии, которую совершал священник, около его церкви появилась стая («облак») хищных («ядущих кровь» или «кровожрущих») птиц, атакующих врата храма. Когда пресвитер узнал об этом, он сразу понял причину зловещего знамения, публично покаялся в содеянном и первым вышел из храма. Птицы не причинили зла ему и всем прихожанам (к тому времени исповедавшимся и причастившимся). Когда же во вратах появилась добродетельная жена священника, птицы набросились на нее, растерзали и улетели.

Исповедный устав старообрядческой Церкви к вопросу супружеских отношений в пост

В Уставе еп. Арсения Уральского , распространенном сегодня среди священников РПсЦ, правило 47 указывает: «Супруги, если во время приготовления к Причащению не удержатся от совокупления, то по 5 правилу Тимофея Александрийского отлучаются от причастия. И еще они должны иметь воздержание в воскресные дни и великие праздники, по 63 правилу Номоканона. Устав Большой такое же воздержание совещавает иметь и во всю святую Четыредесятницу и прочия постныя дни, под которыя не дозволяется браку повенчание » .


Краткий номоканон и чин исповеди (гектограф нач. ХХ века) еп. Арсения Уральского

При совершении Таинства Исповеди священники РПсЦ пользуются Чином исповедания из Большого Потребника, изданном при патриархе Иосифе в первой половине ХVII века. Касательно вопроса регламентации супружеских отношений в определенные периоды года, вот что находим на страницах этого Чина исповедания:

«Вопрос женатым и вдовцам : По закону ли с женою живеши, в Великий пост или на Святой неделе не бывал ли еси с нею, или в воскресение, или в среду, или в пяток. Не бывал ли еси с нею в Господские праздники, и в Богородичные, и в дни памяти святых великих ».

«Вопрос замужним и вдовицам : В Великий пост и на Святой неделе не соблудила ли с мужем своим, или с чужими. В воскресение, и в среду, и в пяток, не соблудила ли еси. И в Господские праздники, и Богородичные, и памяти великих святых не соблудила ли еси ».

«Поучение детям духовным : А с женою живи законно. Среду и пяток, неделю и праздники Господские, и Пречистой Богородицы, и прочих святых, почитай честно ».

Обращает на себя внимание тот факт, что отношения между законными супругами в пост называются блудом , а также законные супружеские отношения приравниваются к отношениям с чужой (чужим) женой либо мужем (эту же тенденцию наблюдаем и в ряде более ранних исповедных опросников)

«Единственный источник, откуда можно почерпнуть сколько-нибудь определенный ответ на этот вопрос, составляют первые два русские (Киевские) издания славянского перевода Номоканона, вышедшие в первой четверти XVII века. В них сделано прямое указание на Афон , как на место происхождения, и на афонских духовников , как на авторов издаваемой книги… Книга, появившаяся без имени автора и без всяких признаков происхождения от лица, власть имущего в церкви, могла получить столь высокое практическое значение только благодаря тому, что все считали ее произведением афонских подвижников, которые в свою очередь считались лучшими духовниками на всем православном востоке » .

Возникает очень последовательный и немаловажный вопрос:

Почему вопросы семейной жизни и интимных отношений между супругами регламентируют афонские монахи? Было ли у них объективное представление о тонкостях семейной психологии? Не было ли их целью сознательное разрушение теплых семейных отношений в угоду второго пути - монашества, как более правильного?

Литература:

С. И. Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины, М. 1912, с. 7
Павлов А. С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 166–167
Кормчая патриарха Иосифа, 1650 г., (напечатана тип. П.П. Рябушинского, 1912 г.), гл. 58, л. 598, об.
Павлов А. С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 186
Памятники древнерусского канонического права, Русская историческая библиотека, т. 6
Павлов А. С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 5.

Тема супружеского поста – одна из самых животрепещущих и обсуждаемых. Большинство людей предпочитают искать ответ на этот вопрос в интернете – ведь к священнику обращаться за разъяснениями, касающимися интимных отношений, стыдно. Но проблема в том, что в интернете информация противоречивая, да и священники, как правило, не имеют единого мнения, касающегося супружеского поста. Монашествующий священник скажет одно, а женатый – совсем другое. Кого же слушать? Самое главное, что следует уяснить каждому, кого интересует отношение церкви к интимным отношениям, это то, что нигде в Библии не сказано об их греховности, но при одном условии – если они ограничены браком. В качестве примера супружеского благочестия в Библии приводится множество пар: Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Захария и Елисавета, и особенное внимание уделяется тому, что верующие в Единого Бога, в отличие от язычников, не имели гаремов, а хранили верность своей второй половинке. Отношения между мужем и женой в Библии строго регламентируются всем известной седьмой заповедью, данной Богом Моисею в числе прочих на горе Синай, которая гласит: не прелюбодействуй. Поэтому и супружеский пост не выходит за рамки церковных вопросов.

Итак, что же такое супружеский пост и когда его следует соблюдать? Супружеский пост – это полное воздержание от интимных отношений между мужем и женой во время общепринятых церковью многодневных православных постов, накануне и в дни великих праздников, а также постных дней: среды и пятницы. Отказ от супружеских отношений предполагается и во время Пасхальной недели, а – между Рождеством и Крещением.

Именно поэтому непринято заключать брак в пост и накануне праздников: в эти дни запрещено венчание. В чем заключается смысл супружеского поста? Церковь объясняет его тем, что в постные и праздничные дни человек должен больше думать о духовном, пытаться возвыситься, приблизить душу к Богу. Это не означает, что все телесное – грязь и грех, воздержание следует воспринимать как добровольную жертву ради того, чтобы лишний раз напомнить себе, что мы состоим не только из плоти и крови. Святой старец Паисий Святогорец сказал когда-то, что супружеский пост – это тема, которая не может быть четко определена, поскольку все люди разные, и не могут жить по одному шаблону. То же самое говорит и апостол Павел в послании к фессалоникийцам: воздерживайтесь, но только по взаимному согласию.

Запрет на заключение брака в пост для православных верующих

Таким образом, мы видим, что строгого запрета на интимные отношения между супругами в пост не существует. Более того, даже святые старцы, которые сами добровольно отказывались от отношений, храня всю жизнь верность лишь Богу, акцентируют внимание на том, что супружеский пост может быть лишь тогда, когда на него согласны и муж, и жена. Сегодня это имеет особенное значение, ведь очень часто бывает так, что муж ходит в церковь, а жена нет, и наоборот. Отказ супруга или супруги от интимных отношений в таком случае приводит к скандалам, разводам, или, что еще хуже – изменам. Поэтому, уважая право человека на личную жизнь, церковь позволяет христианам самостоятельно регулировать эту сферу жизни, полагаясь на их благоразумие.

Единственные дни, когда супружеский пост обязателен: перед причастием, продолжительность его определяется духовником. Совсем другое дело − вступление в брак в пост. Здесь церковь проявляет больше строгости, поскольку тем, кто еще не живет вместе, проще воздержаться от отношений некоторое время, и, следовательно, женитьбу стоит перенести на дни после окончания Великого православного поста.

Почему святые отцы не оставили нам строгих и четких канонов относительно воздержания супругов от телесной близости во время однодневных и многодневных постов? Первая и главная причина в том, что телесный пост между мужем и женой – сфера очень интимная и деликатная. Если ввести на этот счет суровые каноны, запрещения, многие супруги могут на этом споткнуться: не каждый в силах понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к его половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 4–5).

Но супружеский пост – это общепринятая церковная практика, правило, обязательное для соблюдения, как и другие правила и традиции Церкви. О нем говорят нам правила для совершения венчания (которые, кстати, тоже не являются канонами), ведь эти предписания имеют только одну цель – повенчать супругов в те дни, когда разрешена супружеская близость. Потому что и в дни Светлой седмицы, и в святки вполне можно устраивать застолья и предаваться праздничному веселью. Кстати, правила о венчании соблюдаются очень строго. Если какой-нибудь священник будет венчать пары, например, во время Великого поста, это сразу же повлечет суровое наказание от правящего архиерея. Такому батюшке сначала сделают строгое предупреждение, а потом, если он будет и дальше практиковать венчание в пост, его вообще отправят под запрет.

Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдного согласия. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел. И во времена апостольские, и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда, и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви рекомендуется снисходить к немощи другого. Священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому. Вот еще одна причина, почему на этот счет нет строгих канонов и епитимий. Ведь был бы велик соблазн у некоторых не в меру суровых духовников проявить здесь излишнюю строгость.

Но супружеский пост никто не отменял, и жене церковной не нужно расслабляться и втайне радоваться тому, что ее пока немощной супруг не может понести бремя поста. Уступив ему ради мира в семье, она должна усилить молитву за него и воздерживаться в чем-то другом, следить за собой построже. Она должна надеяться на то, что муж когда-нибудь сможет в полной мере поститься вместе с ней.

Принуждать поститься, конечно, никого нельзя. Но люди, отрицающие пост (в том числе и супружеский), сами, как это ни странно, очень многого себя лишают. Они видят пост как сплошные ограничения и путы для их свободы, не подозревая о том, что пост – прекрасное средство к совершенствованию, в том числе и в жизни семейной. Церковь очень премудро установила дни супружеского поста. Да, порой непросто нести, особенно молодым, постные тяготы, но супруги не церковные, не постящиеся имеют другую, гораздо большую, проблему в сфере интимной – пресыщение, охлаждение в телесных отношениях. Об этой проблеме приходится слышать священникам на исповеди. Некоторые молодые люди рассказывают на исповеди, каким излишествам они предаются с супругой, чтобы как-то разнообразить свою интимную жизнь. Пост они, естественно, нарушают. Таким супругам я советую строго соблюдать посты, и тогда их телесные отношения не потеряют остроты и привлекательности.

А сколько супружеских измен случается из-за охлаждения в супружеской жизни! Особенно этим грешат мужчины. Даже если жена обладает очень яркой, эффектной внешностью, через некоторое время муж, не привыкший к воздержанию, пресыщается ею, интимная жизнь становится пресной, и здесь могут начаться всевозможные извращения в супружеских отношениях, а потом дело может дойти и до измены.

Человеку пресыщенному всегда хочется чего-то нового, горяченького. В Древнем Риме гомосексуализм, педофилия, другие извращения вошли в норму как раз из-за того, что люди полностью пресытились и уже не знали, чего еще желать. Так что в интимной жизни количество вовсе не переходит в качество, а даже наоборот. У Дейла Карнеги есть не очень известная книжка о семье и браке, изданная уже после его смерти. Так вот, он пишет в ней, что супругам, чтобы сохранить свежесть отношений, нужно вступать в половую связь реже, чем им этого хочется.

Любые супруги как-то регламентируют свои телесные отношения, так почему не использовать для этого дни, которые Церковью специально установлены для воздержания? Кстати и священники, и психологи знают, что интимных проблем, сексуальных расстройств у православных воздержанных людей гораздо меньше, чем у нецерковных.

Конечно, телесные отношения между супругами – очень важная составляющая семейного союза. Она есть выражение их любви друг к другу. Недаром ребенка называют «плодом любви». Старец Паисий Афонский говорит: «Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, и поэтому не решились бы вступить в брак». Если между мужем и женой долго нет телесных отношений (конечно, не по причине сугубого подвига) – это очень тревожный симптом, говорящий о том, что их отношения терпят кризис. Ведь телесные отношения – это лишь видимая часть близости.

Все начинается с душевного понимания, внимания супругов друг к другу. И при всей своей важности интимные отношения играют далеко не главную роль в браке. Пост очень помогает не только сохранить свежесть телесных отношений (супруги после воздержания будут всегда приятны и желанны друг для друга), но и способствует укреплению душевной и духовной близости. Отношения мужа и жены, когда они не общаются телесно, переходят в иную плоскость. Они начинают проявлять свои чувства по-другому, это выражается во внимании, понимании, общении. Пост – это экзамен на то, что же нас в действительности связывает: духовная ли, душевная или только телесная близость; сумели ли мы что-то построить, стать единым телом и единой душой, или нас связывает только плотское влечение. В период поста мы начинаем видеть нашу половинку в ином свете, с другой, человеческой, дружеской стороны, без примеси плотской страсти.

Еще один важный момент: пост воспитывает волю и учит умеренности и воздержанию. Ведь в жизни супругов обязательно наступает момент, когда телесное общение прекращается. Например, по причине болезни, беременности и т.п. Если супруги не привыкли к воздержанию, им будет очень непросто все это понести. Таким образом, время поста и воздержания – это очень хорошая возможность для супругов воспитать в себе не плотскую, а настоящую духовную любовь и близость. «Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают [необходимыми для такой любви] мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче. Если есть только плотская любовь, то жена, узнав, к примеру, что спутник ее жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глаза серной кислотой и лишает его зрения. А если она любит его чистой любовью, она испытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернуть его на правильный путь», – пишет старец Паисий.

Пост – прекрасная тренировка воли. Очень важно в семейной жизни приучить себя к дисциплине, научиться контролировать свои инстинкты. Ведь когда человек не умеет этого, как он сможет воздержаться от нескромного взгляда, флирта, а потом и измены, в нашем мире, переполненном соблазнами?

Я задал несколько вопросов на тему супружеского поста практикующему семейному психологу Ирине Анатольевне Рахимовой . Ирина Анатольевна возглавляет центр «Православная семья» и уже более 20 лет работает в сфере семейной психологии.

– Ирина Анатольевна, скажите, полезно ли временное воздержание супругов от телесного общения во время поста с точки зрения семейной психологии?

– Считаю установленные Церковью периоды постов, когда прекращаются телесные супружеские отношения, весьма разумным и нужным правилом. В жизни, в том числе и семейной, супружеской, есть гласные и негласные правила. Бывает в семейной жизни, когда супруги вынуждены воздерживаться от телесного контакта.

Ко мне на консультацию часто приходят люди, уже начавшие жить друг с другом до брака, чтобы, как им кажется, проверить, подходят они друг другу или нет. Я им объясняю, почему нужно воздерживаться до брака: чтобы научиться воздерживаться в браке. Период добрачный, подготовка к браку – время учебы. И в семейной супружеской жизни очень важно уметь обуздывать плоть, воспитывать свои чувства, волю, не все себе позволять. Человеку распущенному, не привыкшему воздерживаться, очень сложно хранить верность.

– Да, если люди уже живут до брака и имеют интимные отношения, я рекомендую проверить свои чувства таким образом: на некоторое время (скажем, на два месяца) прекратить телесные отношения. И если они соглашаются на это, то, как правило, варианта два: либо они расстаются, если их связывала только страсть, или вступают в брак, что у меня в практике было. Воздержание позволяет им по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти и игры гормонов.

– У кого больше проблем в интимной жизни: у православных или у нецерковных людей, не соблюдающих посты?

– Тема новизны в отношениях очень актуальна в семейной жизни. Великий пост очень символично заканчивается весной, когда природа расцветает, когда супруги вновь вступают в телесные отношения. И после периода поста у них открывается радость, и их чувства обновляются после зимы. Это помогает сохранить свежесть, романтику в отношениях. И людям православным сохранить это гораздо проще: у них есть пост.

Существует очень большое заблуждение, что воздержание вредно. Считается, что каждый (в том числе и вне брака) должен иметь регулярную половую жизнь, удовлетворять свои потребности: без этого, дескать, будут болезни, неврозы и психические расстройства. Это большая ловушка. Все неврозы и расстройства – в голове, в настрое человека, в том, что он сам себе внушил. Считаю, что в теории сублимации есть большая правда. Если человек не зацикливается на теме телесных отправлений и живет воздержанно, он может использовать нерастраченную энергию для реализации себя в творчестве, труде, научной деятельности, других сферах.

Я считаю, что христианин и в семейной жизни, и в любой другой всегда воин Христов, привыкший к труду над собой, человек сильной воли. И в этом нам очень помогает пост и воздержание. Но вера наша оскудеет, если мы дадим себе слабину, будем думать о том, как облегчить себе христианскую жизнь.

Православные христиане прошлых веков и помыслить не могли, что в пост можно предаваться плотским супружеским удовольствиям. Эта идея могла возникнуть только в наше время, когда люди оторваны от традиций и предания Церкви.

В заключение хочу сказать об одной опасности, которая подстерегает современных православных христиан. Когда в советское время Церковь находилась в гонении, православный человек волей-неволей был в оппозиции к внешнему миру. Он прекрасно понимал, что жить, как живут не христиане, не православные, ни в коем случае нельзя.

«Кто не со Мною, тот против Меня (Лк. 11: 23)», – говорил Спаситель. Сейчас очень велик соблазн быть, как все. Ведь сегодня многие называют себя верующими и православными, что не мешает им делать аборты, изменять супругам и сожительствовать вне брака.

С прискорбием замечаю, что многие из тех, кто пришли в Церковь в постперестроечное время и были ревностными православными христианами, очень прониклись духом времени. Например, не так давно я беседовал с одним своим знакомым (он регулярно ходит в храм и причащается) о семейной жизни. И вот этот человек совершенно серьезно утверждал, что это вполне нормально, когда мужчина и женщина сожительствуют до брака, потому что так они могут лучше узнать друг друга! Участились супружеские измены и разводы даже в православных семьях. Все это очень печально. Какие мы после этого православные, если потворствуем духу века сего лукавого, заражаемся им, как поется в известной песне: «прогибаемся под изменчивый мир»? Мы, наоборот, должны вести за собой людей, своей жизнью проповедовать истину, показывать, что православные семьи крепки своими традициями, завещанными нам от святых отцов и наших предков. Вот тогда мир «прогнется под нас».



Что еще почитать