П а столыпин человек и государственный деятель. Петр столыпин краткая биография и интересные факты. Значение и оценки

Значимые исторические фигуры никогда не появляются в спокойные для государства времена, когда развитие идет в так называемом «повествовательном» ритме. Только события, имеющие принципиальную перспективу своего развития, способны рождать людей, которые либо идут во главе революционных событий, либо также отчаянно защищают существующую государственную реальность. Таким событием в российской истории была первая русская революция 1905-1907 гг., которая показала, на что способна объединенная против власти сила. События 1905 г. во многом ускорили появление фигуры Петра Аркадьевича Столыпина и формирование его мировоззренческих позиций. По сути его карьера будет длиться не более пяти лет. Умный, образованный, убежденный сторонник монархизма, пытавшийся через реформы остановить продвижение революции.

Имя П. А. Столыпина до сих пор вызывает дискуссии, многочисленные споры со стороны политиков, ученых, публицистов. Так, некоторые журналисты даже пытаются провести аналогию между реформами Столыпина и современными преобразованиями в сельском хозяйстве (в 90-е годы ХХ в.). Хотя думается, что знак равенства между этими событиями возможен только в постановке авторами реформ принципиальных задач своего времени.

Столыпин интересен и исследователям, и читателям. Не зря это имя попало в список выдающихся исторических деятелей, сыгравших значительную роль реформатора в истории нашего государства.

Внимание к Столыпину свидетельствует о востребованности его исторического опыта, которое связано с попыткой встать на путь эволюционного развития и избежать революционных ломок и взрывов, что немаловажно и в наше время.

Неординарна биография этой личности, к ней смело можно применить определение «впервые»:

30 мая 1902 г. Столыпин становится самым молодым губернатором российской империи, успев проявить себя в Ковно, Гродно, Саратове, где в 1905 году он лично участвовал в усмирении крестьянского волнения;

На самую вершину правительственной власти взошел в свои 44 года уже достаточно опытным, волевым и вместе с тем гибким администратором, имевшим опыт рационального ведения хозяйства «в собственных имениях»;

С 8 июня 1906 г. - впервые происходит совмещение в лице Столыпина двух постов: министра внутренних дел и председателя Совета Министров;

Только Столыпин, после покушения на него (на даче, на Аптекарском острове), мог отказаться и ответить на предложение императора Николая II о помощи деньгами в лечении оставшемуся в живых сыну следующими словами: «Кровью детей не торгую»;

Только он считал своим долгом укрепление кадрового состава полиции и повышение ее престижа в глазах российского общества;

Только Столыпин добился принятия закона о денежном пособии «детям чинов полиции и корпуса жандармов, погибших или пострадавших при беспорядках и покушениях на сих чинов, в размере «установленных» для детей лиц, погибших в войне с Японией;

Только он вызвал на дуэль Родичева, употребившего впервые определение «столыпинский галстук» (после создания военно-полевых судов на основе постановления Совета Министров 9 августа 1906 г.), хотя это грозило ему отставкой. Честь он ценил дороже высокой должности1;

Только он мог попросить заранее похоронить его там, где он погибнет, точно зная, что не умрет мирной смертью;

И только судьба его памятника и захоронения могли быть столь же трагичны, как и судьба его самого.

Литература о нем насчитывает более 1000 названий.

Отношение к его делам менялось вместе с изменениями в стране.

Неудивительно, что неоднозначную оценку как среди его современников, так и среди историков получила и сама личность Столыпина, и все реформы, им проводимые.

Многие современники отмечали, что он был большим прагматиком и реалистом, больше, чем его предшественники. Но говоря об этом, Кржижановский С. Е., например, подчеркивал, что он не был традиционным министром в отличие от предшественника. При этом он добавлял: «Дурново, был выше Столыпина по уму и по заслугам перед Россией… Столыпин был баловнем судьбы. Даже физические недостатки шли ему на пользу».

Политический противник правый кадет А. С. Изгоев (Ланде) писал: «…действительно Столыпин был несомненно даровитым человеком, отличным оратором, обладал незаурядным мужеством и бескорыстием. Вместе с тем он был очень честолюбив, любил власть, «цеплялся за нее». Он не столько боролся, сколько отступал и подлаживался. Был мистиком. Слова расходились с делом. Сильный ум, но какого-то второго сорта, смешанный с мелкой хитростью и лукавством»2.

Историки более разнообразны в своих определениях и выводах. В научной литературе мы сталкиваемся с самыми разными точками зрениями: от резкой критики, как это было особенно в советское время, когда это имя являлось символом репрессий царизма, до достаточно сбалансированных оценок его деятельности.

Кроме этого, сегодня мы можем встретиться с крайне идеализированной оценкой его деятельности, когда все рисуется только в «розовом свете» и когда авторы «поют» настоящий панегирик в адрес премьера3, а порой очень резко отзывающиеся при этом об имеющейся на сегодняшний день научной литературе. Так, биограф П. А. Столыпина Б. Т. Федоров подчеркивает, что многочисленными авторами выбрана тактика псевдонаучного подхода, когда используется полуправда и намеки, пытаются использовать слова врагов. Красноречивый пример такого рода - «научная деятельность покойного А. Я. Авреха. Он посвятил значительную часть жизни растиранию Петра Аркадьевича Столыпина в прах»4.

Многие советские и российские историки не обошли вниманием деятельность Столыпина, выделяя те или иные качества реформатора. С. Наумкин отмечает, что это был уникальный государственный деятель, сочетавший в себе такие редкие для наших высших чиновников качества, как государственное мышление и незаурядный интеллект, честность, мужество, глубокую религиозность и абсолютную убежденность в правильности избранного пути, высокую требовательность к себе и неизменную последовательность в деле защиты государственных и национальных интересов России. На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека в России. Он явил собой совершенно новый тип государственного деятеля - консервативного реформатора с либеральной программой, в основу которой был положен системный подход и политический прагматизм. «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать»5.

Историк С. Г. Кара-Мурза считает, что «создание мифа Столыпина» стало крупной акцией, антисоветской кампании конца ХХ в. Тот, чье имя сочеталось со словом «реакция», стал кумиром демократической публики! Ведь дошло до того, что в среде интеллигенции Столыпин стал самым уважаемым деятелем во всей истории России - 41% поставили его на первое место. Выше А. Невского, Петра Великого или К. Жукова6.

Интересны высказывания видного историка И. В. Островского: «Многим публикациям о Столыпине свойственен апломб, который просто удручает. Сам Петр Аркадьевич не раз высказывал сомнения о верности взятого курса. Почему же все ясно нашим авторам?7

Подобную точку зрения продолжают высказывать современные исследователи.

По мнению Шевырина, В. М. Столыпин шел неизведанным и опасным путем и ему мало кто помогал. Даже респектабельный С. Ю. Витте исходил желчью, нещадно бичуя столыпинскую политику, за глаза называя его «дураком и подлецом». Исследователь в своей работе также приводит слова Маклакова А., досконально изучившего программу Столыпина и хорошо знавшего его лично. Он полагал, что не произойди в 1914 г. европейской войны, Россия могла бы продолжить постепенно выздоравливать, без потрясений8.

Историк Каледин А. П. считает, что Столыпин, воспитанный в монархическом духе, выступал то в роли буфера между верховной властью и народным представительством, то в роли орудия самодержавия. Демонстрируя силу, твердость и решительность власти, премьер без колебаний шел на конфронтацию с депутатами, употребляя в своих выступлениях резкие высказывания: «Не запугаете!» Сама же столыпинская программа в скором времени привела к обострению противоречий не только между правительством и обществом, но и в самих правящих кругах. Реализация столыпинского курса не могла удовлетворить практически никого9.

Ряд историков соглашаются с С. Ю. Витте, что страна в годы правления Столыпина «двигалась в сторону «регресса», элементы «прогресса» если и были, то только в проводимой в те же годы столыпинской аграрной реформе, впрочем, они не считают ее только «столыпинской», называя ее реформой «Витте - Столыпина» из-за того, что в первую очередь именно Витте предлагал государю довести до конца полное освобождение крестьян, но царь положил письмо под сукно, вернувшись к письму только в 1902 г.

Витте считал, что разрушение общины должно идти путем «разрушения препятствий для этого, а не со скоростью «курьерского поезда», как это делал, по его мнению, Столыпин10. Идею соавторства Витте подчеркивают также исследователи А. Л. Сидоров и В. К. Шацилло.

Можно привести мнения историков, принявших участие в научной конференции «Столыпинские» чтения - П. А. Столыпин: традиции реформирования России», прошедшей в сентябре 2011 г. в Саратове. Доктор исторических наук П. П. Фролкин отметил, что, по мнению самого Столыпина, все его реформы должны были быть осуществлены комплексно и дать ощутимый эффект только в долгосрочной перспективе. Главное же заключалось в том, что правительство Столыпина пыталось добиться социальных изменений административными методами.

Зарубежная историография неоднозначна в оценке деятельности Столыпина. Так, старшее поколение американских историков колеблется в своих определениях от «реакционера» до «реформатора», стараясь утвердить позитивный взгляд на его политическую деятельность. Большинство вышедших в последнее десятилетие книг концентрирует внимание на отдельных сюжетах: аграрная реформа, Столыпин и парламентаризм, национальная политика. Но главным для многих из них оказывается вопрос, что произошло бы, если бы Столыпин не был убит и получил бы в свое распоряжение «двадцать лет покоя». Многие считают Столыпина «последним шансом» мирной трансформации России, который был трагически утрачен11.

П. А. Столыпин предлагал, как мы знаем, целый комплекс реформ, которые должны были модернизировать Россию. Правда, выступая 16 ноября 1907 г. на заседании III Государственной Думы с правительственной Декларацией, он заявил, что первой и основной задачей правительства является «не реформа», а борьба с революцией. «Противопоставить этому явлению можно только силу».

Реформы должны были затронуть все без исключения сферы российской жизни. Они касались местного самоуправления. Он считал необходимым расширить права земств, представил проект преобразований губернских и уездных земств и муниципальных дум. Предполагалась реформа образования на всех его ступенях, прежде всего его доступность, а затем введение обязательного начального образования. Намечалось также создание широкой сети профессиональных учебных заведений, дающих обязательный минимум общего образования. Изменения должны были произойти в страховании рабочих, в обеспечении их врачебной помощью, должны были быть преобразованы местные суды, т.к. как считал Столыпин, «в зависимости от принятия этого законопроекта стоит проведение в жизнь другого - о неприкосновенности личности - и целый ряд преобразований в местном управлении»12.

Столыпин говорит о полной поддержке православной церкви, обещает проявить «особую заботу» о вооруженных силах страны.

В своем первом выступлении в качестве председателя Совета Министров 6 марта 1907 г. он заявил, что «если мы хотим сохранить наше военное могущество, ограждая вместе с тем самое достоинство Родины, и не согласны на утрату принадлежащего нам по праву места среди великих держав, то нам не придется отступить перед необходимостью затрат, к которым нас обязывает все великое прошлое России».

Столыпин был последовательным сторонником неучастия России в каких-либо международных конфликтах при сохранении ее положения великой державы.

Но главной его реформой, смыслом его жизни была аграрная реформа, о которой уже много написано. Несколько штрихов.

Столыпин считал проведение аграрного закона 9 ноября 1906 г. «коренной мыслью теперешнего правительства,… осуществление которой правительство считало и считает вопросом бытия русской державы».

Вот как определял цель реформы сам Столыпин: «Правительство желает поднять крестьянское земледелие, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, т.к. где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тисков. Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд… В западных странах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем Вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма…. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия13.

Столыпин высказывал мысль о том, что массовое крестьянское движение - это отнюдь не революционная пропаганда, а нищета российской деревни. Главное препятствие - община. «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы». При этом премьер подчеркивал вновь и вновь, что насаждение «крепкого личного собственника» в деревне необходимо для переустройства России на «крепких монархических устоях» и для создания преграды развитию в стране революционного движения14.

Реформа сделала решающий шаг в формировании новой аграрной политики. Был подготовлен Указ об аграрных преобразованиях, который получил название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения». Но за скромным названием скрывалась настоящая революционная мера: уничтожение и замену общинной формы землевладения на частную.

Указ явился итогом острой политической борьбы в правительственных кругах. Он был проведен в обход Государственной Думы, согласно ст.87 Основных законов чрезвычайной акт. Его применение вызвало резкую критику и слева, и справа. С первых лет проведения реформ правительство пыталось подключить к нему земства.

Но чем больше давила на крестьян административная власть, тем большее сопротивление оказывали крестьяне.

Самым удачным годом для реформ оказался 1909 г.

Замысел программы Столыпина известен давно. Это европейский путь развития капитализма в деревне. В России 85% населения составляли крестьяне. По мнению, например, историка С. Г. Кара-Мурзы, развитие капитализма в России противоречило фундаментальным интересам крестьян, раз оно не поддерживало столыпинскую аграрную реформу. Деревня не хотела менять свой уклад. Ведь по сути, после установления советской власти крестьяне восстановили общину. В 1927 г. в РСФСР 91% крестьянских земель находились в общинном землепользовании. И если бы не грядущая война и жестокая необходимость в форсированной индустриализации, возможно, более полно сбылся бы проект государственного общинного социализма народников15.

Он также подчеркивал, что, поскольку помыслы Столыпина были направлены на модернизацию при сохранении помещичьей собственности, он стал вождем тех сил, которые начали уничтожать общину. В этом и была суть реформ. Но сама реформа не отвечала реальности. Крестьяне озлобились и на помещиков, и на правительство. В условиях революции начать жесткую реформу по развалу общины - значило пойти ва-банк. Разрушительная идея, по мнению С. Г. Кара-Мурзы, пугала даже либералов — поборников модернизации по западному типу. Е. Н. Трубецкой писал в 1906 г., что Столыпин, «содействуя образованию мелкой частной собственности, вкрапленной в общинные владения… ставит крестьянское хозяйство в совершенно невозможные условия»16.

На ограниченные и пагубные последствия аграрной реформы указывает и историк П. Н. Зырянов, который считал, что они обострили социальную борьбу в деревне17.

Столыпин почти в самом начале своего премьерства с трибуны II Государственной Думы заявил на весь мир: “Отечество наше должно превратиться в государство правовое, понимая, что реформы должны опираться на прочное законодательство. Тем самым он признавал реалии создания Государственной Думы и реформу Государственного Совета. Первоочередной задачей была признана разработка правовых норм для реализации гражданских и политических свобод, провозглашенных Манифестом 17 октября 1905 г. Эти законы должны были составить правовую базу общества. Все это должно было способствовать формированию полноценного гражданского общества18.

Столыпин считал одной из причин политической нестабильности в стране противоречия между правительством и значительной частью левых депутатов Думы, в чем он убедился на собственном примере.

Отсюда и Манифест о роспуске II Государственной Думы и новый закон от 3 июня 1907 г., вошедший в историю как «государственный переворот» и «третьеиюньская монархия». Таким образом, попытки найти общий язык с парламентом не увенчались успехом, при этом Столыпин постоянно требовал на заседании Совета Министров от своих коллег как можно больше законопроектов для Думы. Это создавало, по мнению С. Е. Кржижановского, т.н. «законодательную жевачку» для того, чтобы занять умы и языки октябристско-кадетских законодателей19.

Столыпин занимал умеренно-либеральные позиции в сфере национальных отношений. Он попытался ослабить остроту европейского вопроса, провести ряд мер по упорядочению политико-административной автономии Польши и особого статуса Финляндии.

Но широкое национально-освободительное движение, охватившее в годы первой русской революции Финляндию, Польшу, Прибалтику, Украину, Кавказ, крайне обострило национальный вопрос. Отношение Столыпина было самым жестким, вплоть до отмены Конституции Финляндии, применения военной силы, сокращения числа членов Государственного Совета от западных губерний и т. д.

Столыпину ставили в вину его перегибы в национальном вопросе, «ультранационализм, на котором выезжает наш маленький Бисмарк»20.

Создание охранки нового типа (возникла целая русская школа провокаций), безнравственность, которая еще больше подорвала авторитет государства, бумерангом ударив по нему, что не было случайностью, т.к. именно Столыпин организовал провокацию, которая привела в свое время к разгону II Государственной Думы. Поразительно, что во время перестройки Столыпин стал кумиром той самой части интеллигенции, которая больше всего говорила о нравственности21.

Убийство Столыпина, по мнению исследователей, было организовано по тем самым канонам, которые он сам и выработал - связкой «провокатор-охранка». В эту концепцию логично вписываются и принципы самого Николая II, никогда особо не ценившего преданных России и самодержавию государственных деятелей, в том числе и таких выдающихся, как Столыпин. Николай II даже не привлек к ответственности киевских жандармов, впустивших террористов в Киевский театр оперы и балета.

К сожалению, в целом программная модернизация России на капиталистических принципах не получила своего завершения. Она не устраивала, в первую очередь, консервативное дворянство. Разрушение общины, приватизацию они приняли, и только. И это грамотное дворянство, а что тогда было ждать от остальной части общества?

Главной причиной провала реформистского курса было то, что Столыпин хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей. Он считал, что сначала надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять «свободы». Отсюда формулы: «…сначала успокоение, потом реформы» и т. д. Даже П. Струве, от всей души желавший успеха своему кумиру, понимал, что такая политика обречена22.

История нашего государства знает, кроме столыпинских реформ, несколько других примеров либерализации в экономической области - это и авторы нэпа, и Н. Косыгин, и попытки реформирования в период перестройки. Но, как показала практика, без демократизации общества, политической системы в целом невозможны продуктивные реформы.

Лучше всего Столыпина характеризуют следующие слова, которые можно считать его кредо: «Историческая самодержавная власть и свободная воля монарха - драгоценнейшие достояния русской государственности». Твердый монархист никогда не ставил задачи преобразования самодержавного строя, помещичьего землевладения.

Неоспорим тот факт, что глава правительства был патриотом России, государственным деятелем, не боявшимся брать на себя ответственность. Он заявлял, что «для лиц, стоящих у власти, нет, господа, греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности».

Российское общество оказалось слишком расколотым, чтобы поддержать Столыпина. Следует согласиться с выводами ряда авторов о том, что, потеряв поддержку монарха, реформатор оказался в политическом «вакууме», став еще до своей физической смерти «политическим трупом».

В конечном итоге реформы Столыпина привели к революции, усугубив взаимную ненависть российского крестьянства и частных собственников и власти.

1 Н. С. Нижняк, В. П. Сальников, И. И. Мушкет. Министры внутренних дел Российского государства (1802-2002). Библиография-справочник. - СПб: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности. «Университет», 2002. - С. 280.

2 Аврех А. Я. Петр Аркадьевич Столыпин и судьба реформ в России. - М.: Изд-во «политическая литература», 1991. - С. 257.

3 Розанов В. В. Историческая роль Столыпина // Правды Столыпина. - Саратов, 1999. - С. 10-15.

4 Федоров Б. Г. Петр Столыпин: Я верю в Россию. Биография П. Г. Столыпина. В 2 Т. Т.1 СПб: Лимбус Пресс, 2002. - С. 10.

5 Наумов С. Уроки Столыпина // Государственная служба. 2006. - С. 155-159.

6 Кара-Мурза С. Г. Столыпин - отец русской революции. - М: Изд-во. ЭКСМО. 2003. - С. 95.

7 Островский Н. В. Столыпин и его время. - Новосибирск, 1992. - С. 134.

8 Садриев М. М., Сахаров Т. А. Российские реформы и контрреформы (историко-политический и экономический аспект). - М., 2001. - С. 242.

9 Карелин А. П. Столыпинская реформа: исторический опыт и уроки. // Отечественная история. - 2007. - №3. - С. 163-164.

10 Плимак Е. Г., Паншин И. К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ): М.: Изд-во «Весь мир», 2000. - С. 264, 266.

11 Шевырин В. М. Феномен Столыпина // Россия и современный мир. 2002. - №3. - С. 149, 151.

12 Большакова О. В. Власть и политика в России ХIХ - начала ХХ века: американская историография. Институт научной информации по общественным наукам РАН. - М.: Наука. - 2008. - С. 166-167.

13 Программная речь в Государственной Думе 16 ноября 1907 // Свободная мысль. 2006. - №11-12. - С. 151.

14 Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России. - М.: РОССПЭН, 2008. - С. 289-291.

15 Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном Совете. 1906-1911. - М.: 1990. - С. 150, 179.

16 Кара-Мурза С.Г. Столыпин - отец русской революции. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - С. 24.

17 Кара-Мурза С. Г.. Там же - С. 227.

18 Зырянов П. Н. Петр Столыпин: исторический потрет. - М.: Высшая школа, 1992.

19 Абакумов О. Ю. Международная научная конференция «Столыпинские чтения». П. А. Столыпин: традиции реформирования власти // Вестник ПАГС, 2011. - С. 217.

20 Аврех А. Я. Петр Аркадьевич Столыпин и судьба реформ в России. - М.: Изд-во политическая литература, 1991. - С. 35.

21 Шеврин В. М. - С. 149.

22 Кара-Мурза С. Т. - С. 230-231.

Реферат составила: студентка 2 курса Эксузьян Елена

Сибирский независимый университет

Факультет психологии

Новосибирск 1998

Петр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с 16 века. Род сильно разветвился, владея многочисленными поместьями в разных губерниях. Родоначальником его трех наиболее известных линий стал Алексей Столыпин (1748-1810). Старшую ветвь представлял сенатор Аркадий Алексеевич, друг М.М.Сперанского. Среднюю ветвь представляла Елизавета Алексеевна Арсеньева - бабушка М.Ю. Лермонтова.

П.А.Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, куда его мать ездила к родственникам. Детство и раннюю юность он провел, в основном, в Литве. Столыпин окончил Виленскую гимназию и в 1881 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Петр Аркадьевич любил литературу и живопись. Не плохо сочинял, но не придавал большого значения своим литературным дарованиям. Внешне Столыпин был похож на отца. Петр Аркадьевич был высок, подтянут, подвижен, не курил, почти не употреблял спиртного, редко играл в карты. Стрелялся с убийцей своего брата и был ранен в правую руку, которая с тех пор плохо действовала.

Карьера Столыпина длилась всего 5 лет. По окончании университета Столыпин поступил на службу в министерство государственных имуществ. В 1889 году перешел в МВД, получив назначение ковенским уездным предводителем дворянства, а в 1902 году -неожиданно для себя - гродненским губернатором. Его выдвинул министр внутренних дел В.К.Плеве, старавшийся замещать губернаторские должности местными землевладельцами. В Гродно Столыпин пробыл всего 10 месяцев. В это время были созваны местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Открывая заседание комитета Столыпин перечислил те факторы, которые считал первостепенными в деле подъема сельского хозяйства. Среди них уничтожение чересполосности крестьянских земель и расселение крестьян на хутора. Считал, что следует улучшать быт крестьян не спрашивая о том его мнения, так как народ темен и пользы своей не разумеет. Это убеждение Столыпин пронес через всю свою государственную деятельность.

Важным фактором подъема земледелия Столыпин считал развитие мелиоративного кредита (кредит на сельскохозяйственные улучшения).

Коснувшись рабочего вопроса, высказался за широкое развитие социального страхования, рассматривая его как «предохранительный клапан» против распространения социальных идей. Особое внимание советовал уделять женскому образованию и насаждению сельскохозяйственных знаний.

В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел. Вместо прямолинейного Дурново требовался более либеральный министр. Выбор пал на Столыпина. Он пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Этот курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство, конкретно - создав Думу с преобладанием крестьянских представителей. Реформистская деятельность правительства, заглохшая после отставки Витте, вновь оживилась. В отличие от Дурново и Горемыкина Столыпин стремился не только подавить революцию при помощи репрессий, но и снять ее с повестки дня путем реформ, имевших целью в угодном для правительства и правящих кругов духе разрешить основные вопросы, поставленные революцией.

24 августа правительство опубликовало декларацию, в которой пыталось оправдать свою политику массовых репрессий и возвещало о намерении провести важные политические реформы. Был принят указ о передаче крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель. 5 октября - указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян. Были отменены подушная подать и круговая порука, сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отменен закон против семейных разделов, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены права крестьян на земских выборах.

17 октября 1906 года Столыпин конкретизировал указ о веротерпимости. Были определены права и обязанности старообрядческих и сектантских общин.

9 ноября 1906 года был издан указ, имевший название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В дальнейшем он стал действовать как закон 14 июня 1910 года. 29 мая 1911 года был принят закон «О землеустройстве». Эти три акта составили юридическую основу серии мероприятий, известных под названием «столыпинская аграрная реформа».

Столыпин стремился разрушить общину. Предполагалось, что чересполосное укрепление наделов отдельными домохозяйствами, нарушит единство крестьянского мира. Крестьяне, имеющие излишки против нормы, должны были заспешить с укреплением своих наделов и образовать группу, на которую правительство рассчитывало опереться. Затем следует разбивка всего деревенского надела на отруба или хутора, которые считались идеальной формой землевладения, ибо крестьянам, рассредоточенным по хуторам было бы трудно поднимать мятежи.

В конечном итоге властям не удалось разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Аграрная реформа потерпела неудачу.

Имя Столыпина всегда вызывало споры. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

В России ситуация в начале XX века была сложной - назревала революция. Роль личности в истории всегда имеет большое значение, но в кризисные, переломные эпохи, она иногда становится едва ли не определяющей.

По политическим взглядам Столыпин был убеждённым монархистом, считал самодержавие лучшей формой правления для России, но был готов пойти на некоторые уступки демократии ради сохранения самодержавия. При этом его политика подвергались яростной критике, как справа, так и слева. Столыпин был крайне негативно настроен против революции. Столыпин шёл ради «успокоения» на радикальные меры. Столыпин был за немедленный отказ от новых крупных займов при постепенном возвращении старых и получении незначительных новых. Что касается железных дорог, то он ни в коем случае не умалял их роли в развитии страны.

Таким образом главной целью он считал: осуществить модернизацию страны, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая принципиальных основ политической системы, ничего не меняя в государственном управлении.

Столыпин делал упор на реформирование аграрного сектора, создание «фермерского класса» и реформу государственного управления. Петр Аркадьевич считал, что изменения должны проводиться последовательно, пошагово… Столыпин занимался укреплением финансовой стороны, для него она являлась последним в его жизни проектом. В попытке решения национального вопроса Столыпин проявил себя наиболее ярко. Факт остается фактом: никто из политических деятелей - предшественников не поднимал еврейский вопрос или какой-либо другой, связанный с ущемлением прав тех или иных народов на территории России в отличие от Столыпина. Это объясняются следующими обстоятельствами: во-первых, хотя их реформаторскую деятельность разделяло несколько лет, за эти года в России многое переменилось. Нерешенность ключевых проблем накопилась и привела к революции. Именно поэтому, когда недовольство достигло своего пика, к Столыпину прислушались, как к единственному человеку, способному найти решение проблемы.

Такую великую личность того времени, как Петр Аркадьевич Столыпин, часто называют «последним шансом» царского режима. «Весь внешний облик Петра Аркадьевича как нельзя более соответствовал редким качествам и сторонам его души», « Часто даже враги его восхищались увлекательной правдивостью его слов, благородством его образа, неотразимой силой его ораторского таланта”, “…избегал всяких выставок и рисовок…”, “Все, что делал он, казалось ему лишь скромным выполнением своего жизненного долга” . Так писал о Столыпине один из исследователей русской истории, Н.П. Шублинской. Современники и исследователи характеризуют его, как честного, прямого человека, не запятнанного никакими скандалами и сплетнями, храброго, порядочного до щепетильности, но достаточно сложного в общении из-за излишней прямоты, доходящей до нетерпимости.

Он не был профессиональным политическим деятелем-карьеристом. Власть принял как тяжелый крест. Нес его стойко. Работал ночами. Говорил, глядя на часы, с досадой: «Идите проклятые!». Подвело сердце: от мгновенной смерти спас крест Св. Владимира, в который попала пуля убийцы, и 4 дня у врачей была надежда. Но сердце не выдержало.

Столыпин был реформатор - потому что пытался сломать старые структуры. Российский - думал только о России, мыслил имперскими категориями, на пороге смерти шептал: «Счастлив умереть за Царя».

Просвещенных людей много, они были и есть, но вот Столыпин показал, что может сделать высокообразованный человек и патриот на государственном месте, если обладает главнейшим свойством настоящего государственного человека - бескорыстием, умением и стремлением ставить народные интересы выше личных расчетов. Многие его современники признавали, что стремление к личной выгоде совершенно чуждо его честной и неподкупной натуре. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу», - эта фраза П.А. Столыпина. Главная заслуга Столыпина состояла не в аграрной реформе, а в энергичных действиях для подавления революционеров, укреплении государственного аппарата, выдвижении на передний план государственные работы национальных интересов. За короткий срок он сумел наладить эффективную систему борьбы с террористическими бандами.

Ядром государственных мероприятий Петра Аркадьевича стала твердая, национальная политика, ориентированная на придание справедливых преимуществ коренному русскому населению как хозяину русской земли. Одновременно Столыпин содействует консолидации всех активных государственных сил в России, имея в виду создание мощной национальной русской партии, способной противостоять натиску всех противников русского порядка. Очень важный закон, принятый по его инициативе, ограничил возможность немецкой колонизации западных губерний. Он позволил остановить скупку помещичьих земель немцами-колонистами.

Обладая упорством, решительностью, патриотизмом он отстаивал единственно верный на его взгляд путь сохранения монархии. Стремление Столыпина опереться на русское патриотическое движение становится главным элементом его политики.

Хорошо сказал Лев Тихомиров на похоронах П.А. Столыпина, что на него легла тяжелая задача в расшатанном состоянии страны и государства вести государственный корабль. И он его повел. Вчера еще никому неизвестный, он проявил несравнимое искусство. «Его долго не признавали и отрицали. Но это был деятель России, проявивший такие способности, каких не проявлял больше никто. Он соединил совокупность блестящих качеств, необходимых в то время, когда одному приходится заменять собою десятерых, правителя такого самоотвержения, такой напряженности сердечной любви к России».

Дело было не в опасности смерти. Страшна была сама трудность дела, отнимавшая надежду на успех. «В этом отношении, - говорил Л. Тихомиров, - у Петра Аркадьевича были внутренние опоры - это вера в Бога и Россию». Здесь и был, думаю, секрет его уверенности, которая давала шансы на успех сама по себе.

«Он делал, как ему указывал разум, поступал по-своему, как и должно. Иначе он бы и не заслуживал названия государственного человека», - рассуждает дальше Лев Тихомиров. Это идеал государственного деятеля. Ум, мужество, культура, патриотизм, вера, преданность царю и народу, неиссякаемая энергия, упорство, благородность, честность, сильная державная воля- все эти качества были в Столыпине - выдающемся русском человеке, превыше всех своих интересов ставившем интересы России.

"Высокий, представительный, великолепно воспитанный, всесторонне образованный; говорил громко, убедительно. Большим благородством веяло от его слов и поступков, что располагало к нему даже его политических противников. В нужных случаях он действовал решительно... Строгий к себе и снисходительный к ошибкам подчиненных. Он не был честолюбив, и все неблагородное и нечистое было противно его высокой душе" (князь А.В. Оболенский, "Мои воспоминания и размышления").

"Как человек П.А. Столыпин отличался прямодушием, искренностью и самоотверженной преданностью Государю и России. Он был чужд гордости и кичливости благодаря исключительно редким качествам своей уравновешенной натуры. Он всегда относился с уважением и пониманием к чужим мнениям. Враг всяких неясностей, подозрений и гипотез, он чуждался интриганства и интриганов. По своим политическим взглядам П.А. Столыпин не зависел от каких-либо партийных давлений и притязаний. Твердость, настойчивость, находчивость и высокий патриотизм были присущи его честной открытой натуре. Столыпин особенно не терпел лжи, воровства, взяточничества и корысти и преследовал их беспощадно; в этом отношении он был горячий сторонник сенаторских ревизий." (П.А. Столыпин. Некролог, опубликованный в газете "Новое время" 6 сентября 1911 г.)

"За его словами никогда не бывает пустоты" (А.Ф. Керенский)

В новом строе государства искали механизма, который начал бы обновительную, прогрессивную работу, состоящую из взаимных усилий со стороны правительства и народных представителей. Таково было основное течение, рядом с которым двигалось другое, мечтавшее само стать правительством и руководить жизнью страны.

Выразителем первой из этих группировок и был П.А. Столыпин, положивший ее намерения в основу своей политической программы. Столыпин был убежденным сторонником народного представительства в России. Он желал утверждения его и многое сделал в этом смысле. Идеальной формой правления для него была представительная монархия. Он напомнил, что в России господствующей силой является не анархически - революционный поток, а вековые исторические устои страны.

С гибелью Столыпина Российская империя умерла. В ней не было больше живых сил, и все быстро пошло по пути развала и революции. Деятельность Столыпина была последней выдающейся попыткой спасения государства от надвигавшейся катастрофы, энергичным и мощным рывком империи к модернизации. Он стремился приспособить архаические, политические структуры державы к быстро растущей экономике и динамическому обществу, освободить крестьянство от остатков крепостничества и вовлечь его в созидательную деятельность, укрепить народные устои монархии и превратить Россию в правовое государство. Курс, выбранный им, был единственно правильным, но видимо реформы пришли слишком поздно. Раскол между государством и интеллигенцией, превратившийся после 1905 года в пропасть, Столыпину преодолеть не удалось, хотя движение навстречу ему со стороны интеллигенции тоже имело место. Лишившись возможных союзников, Столыпин постепенно оказался в политической изоляции и, когда лишился поддержки царя, погиб. Сразу после его смерти модернизация была свернута, что сделало новую революцию неизбежной.

Оценка деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, дававшаяся и его современниками, и историками, никогда не была однозначной: по словам одних Столыпин являлся талантливым государственным деятелем, не только предложившим уникальную для своего времени программу реформ, но и стремившимся к их проведению наиболее "мягкими средствами", по словам других Столыпин - "душитель и вешатель", "проводник политики, вошедшей в историю под именем столыпинской реакции".

Современники, потомки и историки о П.А. Столыпине:

С.Ю. Витте, который придирчиво следил за политической карьерой своего преемника, отмечал, что Петр Аркадьевич "был человек с большим темпераментом, человеком храбрым", но обвинял его в отсутствии государственной культуры, неуравновешенности, излишнем влиянии на его политическую деятельность жены Ольги Борисовны, использовании служебного положения для протекции родственникам. "Столыпин последние два-три года своего правления водворил в России положительный террор, но самое главное, внес во все отправления государственной жизни полицейский произвол и полицейское усмотрение". В своих мемуарах Витте отмечал эволюцию Столыпина от либерального премьера до "такого реакционера, который бы не брезговал никакими средствами для того, чтобы сохранить власть, и произвольно, с нарушением всяких законов, правил Россией". "... Столыпин, - писал он, - обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера".

П.Н. Милюков , одного из лидеров партии кадетов, которых Столыпин, несмотря на, казалось бы, непреодолимые разногласия с ними, именовал "мозгом нации": "Столыпин выступал в двойном обличье - либерала и крайнего националиста" . Милюков весьма скептически относился к эффективности реформаторской деятельности Столыпина, но отдавал должное его неординарности. "П.А. Столыпин, - писал Милюков, - принадлежал к числу лиц, которые мнили себя спасителями России от ее "великих потрясений". В эту свою задачу он внес свой большой темперамент и свою упрямую волю. Он верил в себя и в свое назначение. Он был, конечно, крупнее многих сановников, сидевших на его месте до и после Витте".

Один из первых русских марксистов, Петр Бернгардович Струве , дал следующую характеристику деятельности Столыпина: "Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина - можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог".

В то же время другой гуманист XX века - В.В. Розанов - дал очень высокую оценку Столыпину, на котором, по мнению философа, "не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического деятеля", его "смогли убить, но никто не мог сказать: он был лживый, кривой или своекорыстный человек".

В.И. Ленин , оценивая Столыпина как политического деятеля, писал, что тот умел прикрывать свою деятельность "лоском и фразой, позой и жестами, подделанными под "европейские".,"пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом полезном, последнем мыслимом для царизма пути". Ленин видел в его реформах «последний мыслимый для царизма путь», «последнюю возможную для царизма политику»

А.Ф. Керенский : «Политическая прозорливость Столыпина уступала силе его характера» А.С. Изгоев, член ЦК партии кадетов: «У П.А. Столыпина был сильный ум, но это был какой-то ум второго сорта, действительно лишенный и углубления, и идеалистического благородства, ум, смешанный с мелкой хитростью и лукавством» .

Кончина Столыпина вызвала массу откликов в российской и зарубежной печати. Заграничная левая пресса восприняла этот факт с удовлетворением. Так, в газете Независимой рабочей партии Англии отмечалось: "Столыпин обратил Думу в фарс и мошенническую проделку. Он, именно он, бросил тысячи людей в зараженные тюрьмы и послал тысячи на виселицу". "Он не может воротиться - и, конечно, многие тысячи русских благоговейно поблагодарят за это господа". Печатный орган Французской социалистической партии заявлял: "Смерть Столыпина заслуженная. Пред этой могилой человечество может лишь вздохнуть с облегчением" .

В.В. Казарезов : «Никто не посмел упрекнуть его в бесчестии, личной корысти, трусости, беспринципности. Образованность и ум, умение широко мыслить и действовать сочетались в нем с такими коренными, глубинными качествами как любовь к родине и готовность жертвовать всем ради ее благополучия… Он был бесстрашен, когда создавалась реальная угроза для его жизни, и не менее смел и решителен, когда отстаивал свои позиции перед царем, Государственным советом, Государственной думой, перед политической оппозицией слева и справа.»

Родзянко М.М.: «П.А. Столыпин был воплощенное сознание своего долга перед родиной и никогда не уклонялся от ответственности за свои действия. Что ценили в Столыпине? Я думаю, не программу, а человека… Дела его правления никогда не были партийными, групповыми, не были классовыми или сословными; разумеется, если не принимать за «сословие» русских, а за партию самоё Россию… Столыпин показал единственно возможный путь парламентаризма в России. Он указал, что если парламентаризм будет у нас выражением народного духа и народного образа, то против него не найдется сильного протеста, и он даже станет многим и наконец, всем дорог.

Столыпин видел свою задачу в конструктивной работе с противоборствующими сторонами, в реализации и укреплении либеральных начал, заложенных в Манифесте 17 октября и кодифицированных в Основных Законах. При этом он исходил из сформулированного им позже принципа: разрешить существующие проблемы нельзя, их надо разрешать. В русской истории начала ХХ века нет фигуры вызывавшей большие разногласия в оценках. Народники и эсеры - клеймили за «развал общины» как исходной ячейки социализма. Монархисты попрекали, мыслившие общину - оплотом самодержавия. В бюрократических кругах было распространено мнение, что Столыпин вовсе не генерирует идеи, а использует «заготовки» - Крыжановского, Кривошеина, Гурко, Витте. Ближайшему окружению царя он казался диктатором, не склонным считаться с придворным политесом и даже с мнением самого императора.

Среди современников наиболее объективную оценку дал его коллега по министерству внутренних дел С.Е. Крыжановский. Соглашаясь с тем, что Столыпин не был инициатором многих законодательных актов, проводимых им в жизнь, и большинство иных находил готовыми или улавливал в общественном мнении, Крыжановский подчеркивал, что «блеском своего таланта, обаянием своей личности, умением идеализировать свою деятельность, поднимать идеи на пьедестал… (он) вдохнул жизнь в завещенную прошлым программу устроения России, сумел освоить ее и слить со своею личностью.

Столыпин П.А.: «Преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое, так как, пока писанный закон не определит обязанностей и не оградит прав отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли отдельных лиц.»

«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» - не были пустой фразой, а выражали квинтэссенцию достаточно стройной и продуманной концепции. Основными ее положениями были:

  • · Создание гражданского общества и укрепление его основы - частной собственности,
  • · Разделение властей исполнительной и законодательной,
  • · Разграничение компетенции центрального правительства и местного самоуправления,
  • · Вопрос о правах этнического большинства и национальных меньшинств.

Власть не может считаться целью. Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка… Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства. Правительство - аппарат власти, опирающейся на законы…»

Столыпин считал несовместимой любую - хоть черносотенную, хоть леворадикальную - политическую деятельность чиновника с государственной службой, что не означало отсутствия у него политических взглядов.

… Сильное правительство должно на местах иметь исполнителей испытанных, которые являются его руками, его ушами, его глазами. И никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы, не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти. Иными словами государственные служащие должны быть не только исполнителями воли, но и союзниками правительства, ставившего своею целью движение к состоянию, когда «писаная свобода» превратится в свободу настоящую, которая слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма.

В речи от 6 марта 1907 года Столыпин особенно рельефно проявился как государственный деятель нового типа:

«При множестве новизны, вносимой в жизнь народа, необходимо связать все отдельные правительственные предположения одной общей мыслью, мысль эту выяснить, положив ее в основание всего строительства и защищать ее, поскольку она проявляется в том или в другом законопроекте».

Особенностью деятельности Столыпина было соединение проектно-управленческих функций с контрольно-исполнительными. Примером может служить поездка премьера в Поволжье, Сибирь и Алтай. Эта рабочая поездка создавала прецедент нового стиля государственного управления. Столыпин получил возможность сопоставить официальные отчеты губернаторов со своими личными наблюдениями и на этой основе делать выводы и принимать квалифицированные решения. Столыпин приучил русскую общественность к думскому, парламентарному стилю государственного управления.

Маклаков: «Те, кто пережил это время, видели как конституция стала воспитывать и власть, и самое общество. Можно только дивиться успеху, если вспомнить, что конституция просуществовала нормально всего восемь лет (войну нельзя назвать нормальным временем). За этот 8-летний период Россия стала экономически подниматься, общество политически образовываться. Появились бюрократы новой формации, понявшие пользу сотрудничества с Государственной Думой, и наши политики научились делать общее дело с правительством… Совместное участие власти и общества в управлении государством оказалось и для тех и для других незаменимой школой, а для России началом ее возрождения»

О Столыпине можно судить как о деятеле нового типа по нескольким причинам:

  • 1. Системный подход прослеживался во всех действиях правительства, в котором ощущался реализм (прагматизм) для осуществления реформ требовалась тщательная подготовка как материальных условий, так и психологического состояния общества.
  • 2. Столыпин начал строить новое здание российской государственности не «с крыши», не с провозглашения либеральных свобод, а снизу, с обустройства самого многочисленного и обездоленного сословия России - крестьянства, полагая, что только так можно заложить основы гражданского общества в России.
  • 3. Столыпин не был ни монархистом, ни либералом. Он был государственником, ставившим интересы России превыше царской милости и «общественного мнения». Однако действовать ему приходилось в «заданных обстоятельствах»: над ним давлено безволие монарха или своеволие придворной камарильи.
  • 4. Столыпин выступал как председатель Совета министров, подчинил работу всех министерств единому плану, преодолев сопротивление весьма влиятельных лиц. Он считал что правительство должно или действовать смело и ярко, если оно рассчитывает на успех, или уйти в отставку, открыв эту возможность для других.

Столыпин видел три пути для развития России:

  • 1. Путь реставрации самодержавия
  • 2. Путь революционного экстремизма
  • 3. Путь либеральных реформ

Именно последний из них избрал и до конца отстаивал Столыпин, быть может, и не всегда «праведными» средствами, в чем его не раз обвиняли оппоненты. Но для нас важны предпринятый им поиск новых политических решений, новый стиль политического мышления, и, наконец, он сам как новый тип государственного деятеля.

Серебряная монета ЦБ РФ к 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина

«Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» (П.А. Столыпин).

Пётр Аркадьевич Столыпин – выдающийся государственный деятель Российской империи.

Занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра.

В должности премьер-министра он провёл ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа . Главным содержанием реформы было введение частной крестьянской земельной собственности.

По инициативе Столыпина были введены военно-полевые суды , ужесточавшие наказание за совершение тяжких преступлений.

При нем был введен Закон о земстве в Западных губерниях , который ограничивал поляков, по его инициативе также была ограничена автономия Великого княжества Финляндского, изменено избирательное законодательство и проведен роспуск II Думы, положившие конец революции 1905-1907 годов.

Петр Аркадьевич Столыпин

Биография П.А. Столыпина

Детство и юность

Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 г. в Дрездене, где была в гостях его мать, там же его крестили в православной церкви. Детство провел сначала в усадьбе Середниково Московской губернии, а затем в имении Колноберже Ковенской губернии. Столыпин приходился троюродным братом М.Ю. Лермонтову.

Фамильный герб Столыпиных

Столыпин учился в Виленской, а затем вместе с братом в Орловской гимназии, после окончания которой поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Во время обучения Столыпина одним из преподавателей университета был знаменитый русский учёный Д. И. Менделеев.

После окончания университета молодой чиновник на службе в Департаменте земледелия делал блестящую карьеру, но вскоре перешёл на службу в Министерство внутренних дел. В 1889 г. он был назначен Ковенским уездным предводителем дворянства и председателем Ковенского суда мировых посредников.

В Ковно

Ныне это город Каунас. На службе в Ковно Столыпин провел около 13 лет - с 1889 по 1902 годы. Это время было самым спокойным в его жизни. Здесь он занимался Сельскохозяйственным обществом, под опекой которого была вся местная хозяйственная жизнь: просвещение крестьян и увеличение производительности их хозяйств, внедрение передовых методов хозяйствования и новых сортов зерновых культур. Он близко познакомился с местными нуждами, получил административный опыт.

За усердие на службе он был отмечен новыми чинами и наградами: был назначен почётным мировым судьёй, титулярным советником, а затем произведён в коллежские асессоры, награждён первым орденом св. Анны, в 1895 г. произведён в надворные советники, в 1896 г. получил придворное звание камергера, произведён в коллежские, а в 1901 и в статские советники.

Во время жизни в Ковно у Столыпина родились четыре дочери - Наталья, Елена, Ольга и Александра.

В середине мая 1902 г., когда Столыпин с семьей находился на отдыхе в Германии, его срочно вызвали в Петербург. Причиной было назначение его гродненским губернатором.

В Гродно

П.А. Столыпин - Гродненский губернатор

В июне 1902 г. Столыпин приступил к обязанностям губернатора Гродно. Это был небольшой город, национальный состав которого (как и губернии) был неоднороден (в больших городах преобладали евреи; аристократия была представлена в основном поляками, а крестьянство - белорусами). По инициативе Столыпина в Гродно были открыты еврейское двухклассное народное училище, ремесленное училище, а также женское приходское училище особого типа, в котором, кроме общих предметов, преподавались рисование, черчение и рукоделие.

На второй день работы он закрыл Польский клуб, где господствовали «повстанческие настроения».

Освоившись в должности губернатора, Столыпин начал проводить реформы, которые включали:

  • расселение крестьян на хутора (отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством)
  • ликвидацию чересполосицы (расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками. Чересполосица возникала в России при регулярных переделах общинной земли)
  • внедрение искусственных удобрений, улучшенных сельскохозяйственных орудий, многопольных севооборотов, мелиорации
  • развитие кооперации (совместное участие в процессах труда)
  • сельскохозяйственное образование крестьян.

Эти нововведения вызывали критику крупных землевладельцев. Но Столыпин настаивал на необходимости знаний для народа.

В Саратове

Но вскоре министр внутренних дел Плеве предложил ему губернаторский пост в Саратове. Несмотря на нежелание Столыпина переезжать в Саратов, Плеве настаивал. В то время Саратовская губерния считалась зажиточной и богатой. В Саратове проживало 150 тыс. жителей, в городе насчитывалось 150 заводов и фабрик, 11 банков, 16 тысяч домов, почти 3 тысячи магазинов и лавок. В состав Саратовской губернии входили крупные города Царицын (ныне Волгоград) и Камышин.

После поражения в войне с Японией Российскую империю захлестнула волна революции. Столыпин проявлял редкое мужество и бесстрашие — он безоружным и без какой-либо охраны входил в центр бушевавших толп. Это так действовало на народ, что страсти сами собой утихали. Николай II дважды выразил ему личную благодарность за проявленное усердие, а в апреле 1906 г. вызвал Столыпина в Царское Село и сказал, что пристально следил за его действиями в Саратове и, считая их исключительно выдающимися, назначает его министром внутренних дел. Столыпин пытался отказаться от назначения (к тому времени он уже пережил четыре покушения), но император настаивал.

Министр внутренних дел

На этом посту он остался до конца своей жизни (при назначении премьер-министром совмещал два поста).

В ведении министра внутренних дел были:

  • управление делами почты и телеграфа
  • государственная полиция
  • тюрьмы, ссылка
  • губернские и уездные администрации
  • взаимодействие с земствами
  • продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае)
  • пожарная часть
  • страхование
  • медицина
  • ветеринария
  • местные суды и др.

Начало его работы на новом посту совпало с началом работы I Государственной думы, которая была в основном представлена левыми, с самого начала своей работы взявшими курс на конфронтацию с властью. Существовало сильное противостояние между исполнительной и законодательной властью. После роспуска Первой Государственной думы новым премьер-министром стал Столыпин (подробно об истории Государственной думы читайте на нашем сайте: ). Он также сменил И. Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров. На посту премьер-министра Столыпин действовал весьма энергично. Он к тому же был блестящим оратором, умевшим убедить и переубедить.

Отношения Столыпина со II Государственной думой были напряжёнными. В думу входило более сотни представителей партий, которые напрямую выступали за свержение существовавшего строя, - РСДРП (впоследствии разделившейся на большевиков и меньшевиков) и эсеры, которые неоднократно устраивали покушения и убийства высших должностных лиц Российской империи. Польские депутаты выступали за выделение Польши из Российской империи в отдельное государство. Две самые многочисленные фракции кадетов и трудовиков ратовали за принудительное отчуждение земель у помещиков с последующей передачей крестьянам. Столыпин являлся руководителем полиции, поэтому он в 1907 г. обнародовал в Думе «Правительственное сообщение о заговоре», обнаруженном в столице и ставившем своей целью совершение террористических актов против императора, великого князя Николая Николаевича и против него самого. Правительство предъявило Думе ультиматум, требуя снять депутатскую неприкосновенность с предполагаемых участников заговора, предоставив Думе кратчайший срок для ответа. Дума не согласилась на условия правительства немедленно и перешла к процедуре обсуждения требований, и тогда царь, не дожидаясь окончательного ответа, 3 июня распустил Думу. Акт 3 июня формально нарушал «Манифест 17 октября», в связи с чем был назван «третьеиюньским переворотом».

Новая избирательная система, которая использовалась при выборах в Государственные думы III и IV созывов, увеличила представительство в Думе землевладельцев и состоятельных горожан, а также русского населения по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в III и IV Думах проправительственного большинства. Находящиеся в центре «октябристы» обеспечивали Столыпину принятие законопроектов, вступая в коалицию по тем или иным вопросам либо с правыми, либо с левыми членами парламента. В то же время, тесными личными связями со Столыпиным отличалась менее многочисленная партия Всероссийский национальный союз.

III Дума явилась «созданием Столыпина». Взаимоотношения Столыпина с III Думой представляли собой сложный взаимный компромисс. Общая политическая ситуация в Думе оказалась такова, что правительство боялось вносить в Думу все законы, связанные с гражданским и религиозным равноправием (в особенности с правовым положением евреев), поскольку горячее обсуждение подобных тем могло вынудить правительство распустить Думу. Столыпин не смог достичь взаимопонимания с Думой по принципиально важному вопросу о реформе местного управления, весь пакет правительственных законопроектов по данной теме застрял в парламенте навсегда. В то же время, правительственные проекты бюджета всегда находили поддержку Думы.

Закон о военно-полевых судах

Создание данного закона диктовалось условиями революционного террора в Российской империи. В течение последних нескольких лет произошло множество (десятки тысяч) террористических актов с общим числом погибших в 9 тысяч человек. Среди них были как высшие должностные лица государства, так и простые городовые. Часто жертвами становились случайные люди. Лично против Столыпина и членов его семьи было предотвращено несколько террористических актов, революционеры приговорили к смерти путём отравления даже единственного сына Столыпина, которому было всего 2 года. Был убит террористами В. Плеве…

Дача Столыпина на Аптекарском острове после взрыва

Во время покушения на Столыпина 12 августа 1906 г. пострадали и двое детей Столыпина - Наталья (14 лет) и Аркадий (3 года). В момент взрыва они вместе с няней находились на балконе и были выброшены взрывной волной на мостовую. У Натальи были раздроблены кости ног, несколько лет она не могла ходить, ранения Аркадия оказались не тяжелыми, но няня детей погибла. Это покушение на Аптекарском острове осуществила петербургская организация «Союза социалистов-революционеров максималистов», образовавшаяся в начале 1906 года. Организатором был Михаил Соколов. 12 августа, суббота, был приёмный день Столыпина на казённой даче на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Приём начался в 14.00. Около половины третьего к даче подъехал экипаж, из которого вышли двое в жандармской форме с портфелями в руках. В первой приёмной террористы бросили к следующим дверям портфели и бросились прочь. Раздался взрыв большой силы, пострадали более 100 человек: 27 человек погибли на месте, 33 - тяжело ранены, многие потом скончались.

Сам премьер и находящиеся в кабинете посетители получили ушибы (была сорвана с петель дверь).

19 августа были введены военно-полевые суды для ускоренного рассмотрения дел террористов. Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа. Введение военно-полевых судов было вызвано тем, что военные суды проявляли, по мнению правительства, чрезмерную мягкость и затягивали рассмотрение дел. В то время как в военных судах дела рассматривались при обвиняемых, которые могли пользоваться услугами защитников и представлять своих свидетелей, в военно-полевых судах обвиняемые были лишены всех прав.

В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы Столыпин обосновывал необходимость действия этого законатак: «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада».

Художник О. Леонов "Столыпин"

За шесть лет действия закона (с 1906 по 1911 годы) по приговорам военно-полевых судов было казнено от 683 до 6 тысяч человек, а к каторжным работам приговорено 66 тысяч. В основном казни приводились в исполнение через повешение.

Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры. Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой Столыпиным . В обиход вошли термины «скорострельная юстиция» и «столыпинская реакция». Кадет Ф. И. Родичев во время выступления в запальчивости допустил оскорбительное выражение «столыпинский галстук», имея в виду казни. Премьер-министр вызвал его на дуэль. Родичев публично принёс свои извинения, которые были приняты. Несмотря на это, выражение «столыпинский галстук» стало крылатым. Под этими словами подразумевалась петля виселицы.

Против военно-полевых судов выступили многие видные люди того времени: Лев Толстой, Леонид Андреев, Александр Блок, Илья Репин. Закон о военно-полевых судах не был внесен правительством на утверждение в III Думу и автоматически потерял силу 20 апреля 1907 года. Но вследствие принятых мер революционный террор был подавлен. Государственный порядок в стране был сохранён.

И. Репин "Портрет Столыпина"

Русификация Финляндии

Во время премьерства Столыпина Великое княжество Финляндское являлось особым регионом Российской империи. Он указывал на неприемлемость некоторых особенностей власти в Финляндии (там скрывались от правосудия многие революционеры и террористы). В 1908 г. он добился того, чтобы финляндские дела, затрагивающие российские интересы, рассматривались в Совете министров.

Еврейский вопрос

В Российской империи времён Столыпина еврейский вопрос представлял собой проблему государственной важности. Для евреев существовал целый ряд ограничений. В частности, за пределами так называемой черты оседлости им запрещалось постоянное жительство. Такое неравноправие относительно части населения империи по религиозному признаку приводило к тому, что многие ущемлённые в своих правах молодые люди шли в революционные партии. Но решение этого вопроса продвигалось с трудом. Столыпин считал, что евреи имеют законные права домогаться полного равноправия.

Покушения на Столыпина

С 1905 по 1911 годы на Столыпина было совершено 11 покушений, последнее из которых достигло своей цели. Покушения в Саратовской губернии были спонтанными, а затем они стали более организованными. Самое кровавое – покушение на Аптекарском острове, о котором мы уже рассказали. Некоторые покушения были раскрыты в процессе их подготовки. В конце августа 1911 г. император Николай II с семьёй и приближёнными, в том числе и со Столыпиным, находились в Киеве по случаю открытия памятника Александру II. 14 сентября 1911 г. император и Столыпин присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане» в киевском городском театре. У начальника охранного отделения Киева была информация о том, что в город прибыли террористы с определенной целью. Информация была получена от секретного осведомителя Дмитрия Богрова. Оказалось, что покушение задумал именно он. По пропуску он прошёл в городской оперный театр, во время второго антракта подошёл к Столыпину и дважды выстрелил: первая пуля попала в руку, вторая - в живот, задев печень. После ранения Столыпин перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и произнёс: «Счастлив умереть за Царя». Через четыре дня состояние Столыпина резко ухудшилось, и на следующий день он скончался. Существует мнение, что незадолго до смерти Столыпин сказал: «Меня убьют, и убьют члены охраны».

В первых строках вскрытого завещания Столыпина было написано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Указание Столыпина было исполнено: Столыпин похоронен в Киево-Печерской лавре.

Заключение

Оценка деятельности Столыпина противоречива и неоднозначна. Одни выделяют в ней только негативные моменты, другие считают его «гениальным политическим деятелем», человеком, который мог бы спасти Россию от грядущих войн, поражений и революций. Нам бы хотелось привести строки из книги С. Рыбаса «Столыпин», которые очень точно характеризуют отношение людей к историческим деятелям: «…от этой фигуры веет вечным трагизмом русского образованного деятельного человека: в экстремальной ситуации, когда традиционные методы государственного управления перестают срабатывать, он выдвигается на первый план, когда же положение стабилизируется, он начинает раздражать, и его устраняют с политической арены. А потом собственно человек никого не интересует, остается символ».

Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель Российской империи, который в разное время был губернатором нескольких городов, затем стал министром внутренних дел, а в конце жизни занимал пост премьер-министра. Аграрная реформа Петра Столыпина и закон о военно-полевых судах были для своего времени если не прорывом, то, во всяком случае, спасительным плотом. Многие решения в биографии Петра Столыпина принято считать важнейшими для окончания революции 1905-1907 годов.

Энциклопедия "Вокруг света"

Личность Петра Столыпина характеризуется его бесстрашием, ведь на жизнь этого человека было совершено более десятка покушений, но он не отступил от своих идей. Многие фразы Столыпина стали крылатыми, например, «Нам нужна великая Россия» и «Не запугаете!». Когда родился Петр Аркадьевич Столыпин, его дворянский род существовал уже более 300 лет. Довольно близким родственником государственному деятелю приходился великий русский поэт .


Столыпин с братом Александром в детстве | Сайт памяти

Сам Столыпин Петр Аркадьевич, биография которого начала отсчет в 1862 году, родился не на территории России, а в немецком городе Дрезден, тогда являвшимся столицей Саксонии. Там жили родственники его матери, Натальи Горчаковой, у них и гостила мама будущего реформатора. У Петра были родные братья Михаил и Александр, а также сестра, с которыми он был очень дружен.


Столыпин: в гимназии и в университете

Мальчики росли в Московской губернии, а затем в имении в Ковенской губернии. В гимназии учителя выделяли рассудительность Петра и его волевой характер. После получения аттестата зрелости Петр Столыпин кратко отдохнул в имении родителей, а затем уехал в столицу, где стал студентом естественного отделения Санкт-Петербургского Императорского университета. Между прочим, одним из преподавателей у него был знаменитый ученый . После получения диплома агронома началась служба Петра Столыпина России.

Деятельность Петра Столыпина

Как блестящий выпускник вуза Петр Аркадьевич получает место коллежского секретаря и делает выдающуюся карьеру. За три года Столыпин дослужился до чина титульного советника, что было небывалым достижением за столь короткий промежуток времени. Вскоре его переводят в Министерство внутренних дел и назначают председателем Ковенского суда мировых посредников. Возможно, современному человеку необходимо пояснить кратко: Столыпин Петр Аркадьевич назначен фактически на генеральскую должность, находясь в чине капитана, да еще и в возрасте 26 лет.


Председатель Ковенского суда | Библиотека ЛитРес

На 13-летней службе в Ковно, как и во время губернаторства в Гродно и Саратове, Столыпин много внимания уделял сельскому хозяйству, изучал передовые методы в агрономии и новые сорта зерновых культур. В Гродно он сумел в два дня ликвидировать повстанческие общества, открыл ремесленные училища и специальные женские гимназии. Его успехи заметили и перевели в Саратов, более зажиточную губернию. Именно там застала Петра Аркадьевича русско-японская война, следом за которой поднялся бунт 1905-го года. Губернатор лично выходил успокаивать толпы взбунтовавшихся земляков. Благодаря энергичным действиям Столыпина жизнь в Саратовской губернии постепенно успокаивалась.


Губернатор Гродно | Российская газета

Дважды выразил ему свою благодарность, а в третий раз назначил министром внутренних дел. Сегодня можно подумать, что это большая честь. На самом деле два предшественника на данном посту были жестоко убиты, и Петр Аркадьевич не горел желанием становиться третьим, тем более что на него уже было совершено четыре покушения, но выбора не оказалось. Сложность работы заключалась в том, что основная часть состава Государственной думы была настроена революционно и открыто выступала против. Такое противостояние между исполнительной и законодательной властью создавало огромные трудности. В итоге Первая Государственная дума была распущена, а Столыпин стал совмещать свою должность с постом премьер-министра.


Саратовский губернатор | Хронос. Всемирная история

Здесь деятельность Петра Аркадьевича Столыпина вновь была энергичной. Он показал себя не только блестящим оратором, многие фразы которого становились крылатыми, но и реформатором, и бесстрашным борцом с революцией. Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа. На должности премьер-министра он оставался вплоть до своей смерти, наступившей вследствие очередного покушения.

Реформы Петра Столыпина

Как премьер-министр Столыпин Петр Аркадьевич реформы начал внедрять сразу же. Они касались и законопроектов, и внешней политики, и органов местного управления, и национального вопроса. Но главенствующее значение приобрела аграрная реформа Столыпина. Основная идея премьер-министра заключалась в мотивировании крестьян становиться частными собственниками. Если прежняя форма общины сковывала инициативу многих работящих людей, то теперь Петр Аркадьевич надеялся опираться на зажиточное крестьянство.


Премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин | Российская газета

Чтобы осуществить подобные планы, удалось сделать очень выгодные банковские кредиты для частных крестьян, а также передать большие необработанные государственные территории в Сибири, на Дальнем Востоке, Средней Азии и Северном Кавказе в частные руки. Второй важной реформой стало земство, то есть введение органов местного управления, которые сокращали влияние на политику богатых землевладельцев. Эта реформа Петра Столыпина весьма трудно входила в жизнь, особенно в западных регионах, где жители привыкли опираться на шляхтичей. Противостояли идее и в законодательном совете.


Портрет "Столыпин", художник Владимир Мочалов | Википедия

В итоге премьер-министру пришлось даже пойти на ультиматум императору. Николай II был готов очень жестко обойтись со Столыпиным, но в дело вмешалась императрица Мария Фёдоровна, склонившая царствовавшего сына принять условия реформатора. Благодаря третьей, промышленной реформе, изменились правила найма рабочих, продолжительность рабочего дня, ввелось страхование от болезней и несчастных случаев и так далее. Еще одна не менее важная реформа Петра Аркадьевича Столыпина касалась национального вопроса.


Портрет Петра Столыпина | Русская планета

Он был сторонником объединения народов страны и предлагал создать особое министерство национальностей, которое могло бы находить компромисс для удовлетворения интересов каждой нации, не унижая их культуру, традиции, историю, языки, религию. Премьер-министр верил, что таким образом можно искоренить межнациональную и религиозную рознь и сделать Россию одинаково привлекательной для человека любой национальности.

Итоги реформ Столыпина

Оценка деятельности Столыпина и во время его жизни, и позднее профессиональными историками носила неоднозначный характер. У Петра Аркадьевича были и остаются как ярые сторонники, считающие, что он единственный мог предотвратить последующую Октябрьскую революцию и спасти Россию от многолетних войн, так и не менее ярые противники, уверенные, что премьер-министр применял крайне жестокие и суровые методы и не заслуживает похвалы. Итоги реформ Столыпина тщательно изучались на протяжении десятилетий, и именно они легли в основу Перестройки . Фразы Столыпина о «Великой России» часто используются современными политическими партиями.


Реформатор Российской Империи | Хронос. Всемирная история

Многих интересуют отношения и Столыпина. Стоит заметить, что они относились друг к другу резко отрицательно. Петр Аркадьевич даже подготовил для императора специальный доклад о негативном влиянии деятельности Распутина на Российскую Империю, на что получил знаменитый ответ: «Лучше десяток Распутиных, чем одна истерика императрицы». Тем не менее, именно по требованию Столыпина Распутин покинул не только Санкт-Петербург, но и Россию, отправившись в паломничество в Иерусалим, а назад вернулся только после гибели знаменитого реформатора.

Личная жизнь

Женился Петр Столыпин в 22 года, еще в студенчестве, что для того времени было нонсенсом. Одни современники Столыпина говорят, что он погнался за очень солидным приданым, а другие утверждают, что молодой человек отстаивал честь семьи. Дело в том, что жена Петра Аркадьевича Столыпина была невестой его старшего брата Михаила, который погиб от ран, полученных на дуэли с князем Шаховским. И на смертном одре, якобы, брат просил Петра взять его нареченную в жены.


Петр Столыпин и его жена, Ольга Нейдгардт | Российская газета

Является эта история легендой или нет, но Столыпин действительно женился на Ольге Нейдгардт, которая была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны, а также приходилась праправнучкой великому полководцу Александру Суворову. Этот брак оказался очень счастливым: по свидетельствам современников, чета жила душа в душу. У супругов родились пять дочерей и один сын. Единственный сын Петра Столыпина, которого звали Аркадий, впоследствии иммигрирует и станет известным во Франции писателем-публицистом.

Смерть

Как говорилось выше, на Петра Столыпина десять раз покушались безрезультатно. Четырежды его хотели убить, когда Петр Аркадьевич Столыпин был губернатором Саратова, но то были скорее не организованные акты, а выплески агрессии. А вот когда он возглавил правительство, революционеры стали планировать его убийство более тщательно. Во время пребывания премьер-министра на Аптекарском острове был произведен взрыв, в котором сам Столыпин не пострадал, зато погибли десятки невинных людей.


Картина Дианы Несыповой "Убийство Столыпина" | Русская народная линия

Именно после этого события правительство издало указ о «скорорешительных» судах, получивших в народе название «столыпинский галстук». Это означало быструю смертную казнь террористам. Несколько последующих заговоров были вовремя раскрыты и тоже не нанесли вреда реформатору. Однако от 11-го, совершенного осенью 1911 года, уберечь Петра Аркадьевича Столыпина уже ничего не смогло.


Смерть Петра Аркадьевича Столыпина | Чтобы помнили

Он вместе с императорской семьей находился в Киеве по случаю открытия памятника . Там от секретного осведомителя Дмитрия Богрова пришло сообщение, что в столицу Украины прибыли террористы, чтобы умертвить . Но на самом деле покушение задумал сам Богров, причем не на императора, а на Столыпина. А так как этому человеку доверились, то ему был выдан пропуск в театральную ложу, где находились высокопоставленные особы. Богров дважды выстрелил в Петра Аркадьевича, который от полученных ран через четыре дня скончался и был похоронен в Киево-Печерской лавре.



Что еще почитать