Познание средняя группа аквариумные рыбки. НОД в средней группе на тему «В гостях у речных рыб. Наглядный материал и оборудование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 16 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

с детьми средней группы

по познавательному развитию

Тема: «Рыбы. Строение рыб»

подготовила

воспитатель А.А. Богославская

Санкт – Петербург

2017

Цель :

Дать элементарные представления о рыбах, .

Планируемые результаты : имеют представления о строении рыб и среде их обитания ; проявляют желание заботиться о рыбках.

Задачи :

1. Учить детей выделять части тела. (Рот, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуйки) .

2. Закрепить имеющиеся представления об аквариуме, дать новую информацию о его обитателях (особенности поведения)

3. Вызвать желание заботиться о рыбах и о чистоте аквариума.

Активизация словаря :

Аквариум, хватает (ртом, корм, плавники, чешуйки, жабры, икринки.

Оборудование :

Заряженный аквариум с рыбками, иллюстрации, «Волшебный телевизор» , слайдов-DVD, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа :

Экскурсия в «Уголок природы» , наблюдение за аквариумными рыбками, чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ком-то очень интересном. А о ком, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Плаваю под мостиком-

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

(рыба)

Правильно, это рыбка. (показ слайда) .

А какие они - рыбы ? Чем они отличаются от нас, людей? (перечисление детьми характерных особенностей) .

Всю остальную информацию педагог дает после высказывания детей : нет рук, ног; нет шерсти, а есть чешуя, плавники, дышат жабрами. (схематический рисунок) .

А где живут рыбки? (в воде) . Вы правильно сказали, рыбки живут в воде, но не в любой. Могут ли они жить в лужах? (ответы детей с добавлениями педагога) . Кроме воды рыбам нужно многое другое : свет, тепло, растения, корм.

А могут ли люди жить в воде? Правильно, не могут, но людей всегда привлекал подводный мир, ведь так хочется узнать, что там происходит! Под водой существует интереснейший и разнообразный мир, населенный удивительными обитателями (показ слайда и его рассматривание) . Но путешествовать под водой сложно и не всегда возможно, поэтому люди придумали специальный домик, в котором могут жить рыбки. Кто знает, как он называется? (аквариум) . А есть ли у нас аквариум? (да) . Где он находится? Но прежде чем мы пойдем туда, давайте с вами сделаем разминку :

Разминка.

Рыбки плавают в пруду,

Хвостиками машут.

Вот нырнули в глубину,

Испугались Машу.

Я фонариком свечу,

Позову их светом.

И, конечно, накормлю

Вкусным кормом этим.

А теперь, ребята, пошлите к нашему аквариуму. Вот он, наш аквариум! А для кого он приготовлен? А что есть в аквариуме? (камушки, водные растения, улитки) . Ребята, рыбкам стало тесно в одном аквариуме, поэтому мы с вами переселим маленьких рыбок в аквариум поменьше. Наши рыбки называются ГУППИ. (выпускаем с детьми рыбок в аквариум) .

А рыбки большие или маленькие? А где находятся глазки? А что есть у рыбок? А где находятся плавники? (на спине и на животе) Ребята, а покажите, как рыбка помогает себе плавать хвостом (показ движений детьми) .

А для того, чтобы рыбка жила в нашем аквариуме, что нужно делать? (кормить) .

Кормят рыбок специальным кормом для рыб. Давайте ее покормим. Что делает рыбка? (ест) . А чем она хватает корм? (ртом)

Новая информация : Рыбы никогда не бывают неподвижны, они постоянно двигаются : плавниками, жабрами, ртом.

А сейчас ребята давайте пойдем в наш кинозал (Показ слайдов-шоу) . Посмотрите, рыбы бывают разными по размеру, окраске. Они живут в различных водоемах и в пресной воде (реки, озера) и в соленой воде (моря и океаны) . Но у всех рыб есть плавники, жабры, глаза, рот, чешуйки, хвост.

А кто знает, откуда появляются рыбы ? (ответы и рассуждения детей) Рыбы мечут икру , а из икринок вылупляются рыбки, сначала маленькие, а затем они вырастают.

В заключение можно попросить детей показать те части тела рыбок, которые они запомнили на иллюстрации.


Тема: «Аквариум»

Образовательные области:

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности:

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Цель :

1 Развивающая:

Развивать способность организации действия;

Формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;

Выбирать материал, инструменты, способ для получения результата;

Формировать умения детей вступать в коммуникации во время работы;

Осуществлять рефлексию в понятийной паре цель – результат.

2 Образовательная:

Обогащать и систематизировать знания детей через познавательно исследовательскую деятельность;

Уточнить имеющиеся представления у детей о рыбах;

Научить детей видеть, оценивать сложившуюся ситуацию, придумывать пути её решения;

Активизировать и обогатить словарь детей.

3 Воспитательная:

Содействовать формированию самостоятельности, аккуратности при выполнении работы.

Формы и методы работы:

Сюрпризный момент

Художественное слово

Беседа

Мастерская

Словарная работа: чешуя, водоросли, аквариум, плавники,

Ход НОД:

Приветствие.

Организационный момент. Ребята возьмитесь за руки, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Катина сестра Снежана. Послушаем внимательно, что она хочет нам сказать.

Мы с Катей на выходных ходили в зоомагазин. Там мы видели много разных аквариумов и с интересом рассматривали их. Придя домой, нам захотелось своими руками сделать аквариум. В итоге у нас получился вот что (показывает аквариум). Катя предложила отнести его в группу. Мы его дарим Вам и детям. Думаю, что он вам пригодится (дарит и уходит).

Спасибо, Снежана, какой интересный аквариум у вас получился.

(Дети садятся полукругом на стульчики)

Давайте его рассмотрим. Что вы видите? (Водоросли, камешки, песок, ракушки, морскую звезду и т.д.)

Кто же может жить в аквариуме? (выслушивает предположения детей)

Послушайте загадку и отгадайте её.

У родителей и деток, вся одежда из монеток. (Рыбка)

Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыбка)

Молодцы. Конечно же рыбка.

(Показываю видео или картинки с аквариумными рыбками.)

Ребята, посмотрите, какие красивые аквариумные рыбки. Вы узнали их? А как они называются? (Золотая рыбка, петушок, рыбка клоун, бабочка и т. д.)

Молодцы. Подойдите пожалуйста к столу. У меня есть «волшебные картинки», посмотрите на них внимательно и скажите, что с ними можно сделать? (составить картинку).

Попробуйте составить картинку. Что получилось? (получилась рыбка).

Словесная игра (индивидуальная работа по активизации словаря)

  • Что есть у рыбки? (называют части тела рыбы);
  • Чем покрыто тело рыбки? (Чешуёй)
  • Что рыбке помогает плавать? (Плавники, хвост)

- (Чешуя, а хвост вместо руля)

  • Что умеет делать рыбка? (плавать, нырять, шевелить плавниками, хватать корм, смотреть, поворачиваться и т.д.);
  • Все ли рыбки одинаковые? (Все рыбки разные)
  • Где живёт рыбка? (В воде)

Давайте с вами превратимся в рыбок.

Физминутка «Рыбки».

Рыбки плавали, плескались,

В чистой светленькой воде.

То завьются, разовьются,

То зароются в песке.

Отдохнули!? Ребята мы сейчас были кем? (Рыбками)

Нам было весело, мы играли, плавали, резвились. А в нашем аквариуме никто не живёт, не плавает.

Что же делать?(Один из детей предлагает заселить аквариум рыбками)

Давайте поселим рыбок в аквариум.

Что мы можем сделать, чтобы появились рыбки? (предположения детей)

А у вас есть рыбки? (предположения детей) Где мы их возьмём? (Мы можем сделать сами).

Конечно, мы можем сделать сами. А как? (своими руками) Хорошо ребята, я согласна с вами.

Как будет выглядеть наша рыбка? (предположения детей)

(На столе заготовки силуэты рыбок и другого материала)

Подойдите к столу и выберите все, что вам необходимо для работы. Обратите внимание на семена, пёрышки, пуговицы и т. д. (продуктивная деятельность детей по изготовлению рыбок.)

Вопросы, направленные на выстраивание замысла. (индивидуально)

Что ты хочешь сделать?

Для чего ты это будешь делать?

Как выглядеть твоя рыбка?

Для чего ты это берешь?

Вопросы, направленные на анализ реализации.

Что ты сейчас делаешь?

Что ты уже сделал?

У тебя получается? В чём трудность? (тебе нужна моя помощь?)

Вопросы рефлексии в соответствии реализации замысла.

Что ты хотел сделать?

У тебя получилось?

А ты такую рыбку хотел сделать?

Общий вопрос.

Для чего мы делали рыбок? (чтобы заселить аквариум)

Возьмите свои рыбки и подойдите к нашим гостям они вам помогут.

(дети с воспитателем заселяют рыбок в аквариум) играет музыка

Итог.

Ребята, полюбуйтесь, что у нас получилось!

Мы с детьми другой подгруппы сделаем еще разных рыбок и пополним наш аквариум.


Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Золотая рыбка»

Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

{Загадывание детям загадки.}

Логопед:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Логопед: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Логопед: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Логопед: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Логопед: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Логопед: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}

Логопед показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Логопед: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Логопед: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Логопед: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает

Логопед: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Логопед: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Логопед: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Логопед: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Логопед: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Логопед: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева).

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

4. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.}

Воспитатель приглашает встать на ковёр.

Логоппед: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

5. Игра «Аквариум».

{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}

Логопед приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Логопед: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Логоппед: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево). Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети: Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}

Логопед помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

{Развитие артикуляционной моторики.}

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Логопед: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз).

8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Логопед раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Логопед: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

Дети выполняют задание

9. Окончание занятия.

{Оценка работы детей.}

Логопед: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Логопед: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Логопед : Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Логопед: Что она делает?

Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.

Логопед: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Логопед : Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы молодцы.


Занятие по развитию речи во второй младшей группе

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы
старшего дошкольного возраста: Тимирева Людмила Валерьевна

Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.) ;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

{Загадывание детям загадки.}

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}

Воспитатель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева) .

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

4. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.}

Воспитатель приглашает встать на ковёр.

Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

5. Игра «Аквариум».

{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}

Воспитатель приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево) . Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети: Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

{Развитие артикуляционной моторики.}

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз) .

8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

Дети выполняют задание

9. Окончание занятия.

{Оценка работы детей.}

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.

Доминирующая область : познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. ООД проводится воспитателем и учителем-логопедом.

Обучающие задачи : расширять представления об особенностях внешнего вида рыб; учить согласовывать имена существительные с числительными, образовывать родственные слова; упражнять в счёте предметов в пределах пяти, сравнивать группы предметов по количеству и уравнивать их; закреплять представления о геометрических фигурах, умение ориентироваться на листе бумаги, составлять образ предмета из геометрических фигур на плоскости; закреплять навыки рисования ватными палочками.

Развивающие задачи : развивать эстетическое восприятие окружающих предметов и объектов природы, зрительное внимание, память, навыки диалогической речи, мышление, воображение.

Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование : магнитная доска, мольберт, магнитофон.

Демонстрационный материал : изображение аквариума на бумаге формата А 2; аудиозапись «Звуки природы. Вода»; предметные картинки: рыбки, улитка, водоросли.

Раздаточный материал : счётный материал – рыбки; геометрические фигуры; изображения квадратных и круглых аквариумов; силуэты рыбок, гуашь, ватные палочки, салфетки, клеенки, ёмкости с водой.

Предварительная работа : рассматривание рыбок в аквариуме; беседа «Кто живёт в аквариуме», чтение стихов и рассказов о подводных обитателях водоемов.

Ход деятельности

1. Рыба и её строение
Логопед предлагает детям сложить лежащие на столах разрезные картинки «Рыбы». Дошкольники выполняют задание, рассматривают вместе с педагогом получившихся рыб и называют тех, которые заинтересовали. Детям предлагают ответить на вопросы: Чем отличаются рыбы? Какие части тела есть у всех рыб? Как передвигаются рыбы? Для чего им плавники? Что такое жабры? Чем покрыто туловище рыб? Где живут рыбы? Затем педагог обобщает ответы.

2. Речевые игры
Семейка слов
Словарь: рыбка, рыбёшка, рыболов, рыбак, рыбачить, рыбалка, рыбный, рыбина.

Дошкольники встают в круг. Логопед предлагает им, передавая мяч по кругу, назвать слова, родственные слову «рыба». При затруднении детям задают вопросы: Как можно назвать маленькую рыбу? Как называют человека, который ловит рыбу? Что делает рыбак? Куда ходит рыбак? Какой суп варят из рыбы? Как можно назвать большую рыбу?

Педагог поясняет, что названий рыб великое множество, но детки у всех называются мальками.

Назови ласково
Словарь: рыба, чешуя, хвост, трава, улитка, вода, песок, ракушка, камни, глаза, усы.

Логопед предлагает поиграть. Бросая мяч каждому из детей, он называет слово, а они в ответ называют уменьшительно-ласкательную форму этого слова и возвращают мяч.

3. Двигательная пауза
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Дети стоя имитируют кистями рук движения рыбок в воде .)
Лежало большое бревно на песке. (Разводят руки в стороны .)
Сказала одна: «Нырять здесь легко». (Выполняют наклоны вперёд с движением рук вперёд и в стороны .)
Вторая ответила: «Здесь глубоко». (Приседают, обхватывая руками колени .)
Третья сказала: «Мне хочется спать». (Поднимаются, складывают ладони вместе под ухом .)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Кладут скрещенные руки на плечи и потирают их .)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (Кистями рук имитируют пасть крокодила .)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Дети разбегаются и садятся за столы .)


4. Упражнения «Рыбки в аквариумах»
Количество предметов - воспитатель предлагает детям сосчитать лежащих перед ними рыбок и задаёт вопросы: Сколько всего рыбок? Они одинаковые или разные? Чем отличаются рыбки? Дети отвечают, что у них 5 больших и маленьких рыбок. Внимание дошкольников привлекают к изображениям квадратного и круглого аквариумов, уточняют их форму и предлагают положить маленьких рыбок в квадратный аквариум, а больших рыбок - в круглый, сосчитать и уравнять их количество. Детей подводят к выводу о том, что для уравнивания количества рыбок в двух аквариумах можно убрать одну рыбку. Дети пересчитывают рыбок в двух аквариумах.

Заполни аквариум - дети заполняют пустой аквариум на доске по следующей инструкции педагога: красная рыбка в верхнем левом углу; черепаха в нижнем левом углу; жёлтая рыбка в правом верхнем углу; зелёные водоросли в правом нижнем углу; улитка в центре аквариума.

Рыбки из геометрических фигур - перед детьми на подносах треугольники, овалы и круги. Педагог предлагает назвать эти геометрические фигуры, а затем выложить из них рыбок. Дошкольники выполняют задание, рассматривают получившихся рыбок и приходят к выводу о том, что выложить их можно по-разному, например, из овала, треугольника и круга; из четырёх треугольников.

6. Рыбка и её друзья
На окошке пруд,
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум )

Детям предлагается отгадать загадку. Затем воспитатель привлекает внимание дошкольников к мольберту, на котором расположен большой нарисованный аквариум. Выяснив, что в нём только одна рыбка, и поэтому ей грустно, дошкольники принимают решение нарисовать для неё рыбок-друзей.

Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавала, ныряла (Дети держат ладони вертикально .)
В чистой, солнечной воде. (Выполняют встречные плавные волнообразные движения кистями рук .)
То сожмётся, разожмётся, (Раздвигают и сдвигают пальцы обеих рук .)
То зароется в песке. (« Раскапывают» кистями рук «песок» .)

7. Закрепление материала
Раскрашиваем силуэты рыбок (воспитатель обращает внимание детей на белые бумажные силуэты рыбок, лежащие на столах ). Дошкольникам предлагают раскрасить их при помощи ватных палочек. После подготовки красок они раскрашивают рыбок под звуки льющейся в ручье воды, а затем «запускают» их в аквариум (прикрепляют с помощью двустороннего скотча ).

Представления детей о ситуации закрепляют с помощью вопросов : Какие рыбки у вас получились? Сколько теперь рыбок в аквариуме? Как вы думаете, рыбка довольна? Почему изменилось её настроение?

Анна Семёнова, воспитатель
Екатерина Крюкова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 59 г.о. Салават
Республики Башкортостан



Что еще почитать