Пунктуационный разбор предложения сделать достаточно легко, если знать схему и владеть основными правилами грамматики. По сути, этот языковой анализ основан на поиске и объяснении использования тех или иных знаков препинания, используя знания по синтаксису.
Отличия между анализом простых и сложных предложений существуют, но сам алгоритм действий остается таким же. Чтобы понять, как сделать пунктуационный разбор, нужно знать, в каком порядке проводить его.
Когда у вас проставлены все номера, приступаем непосредственно к анализу. Чтобы правильно объяснить использования знака в конце предложения, вам необходимо определить цель высказывания и его общий эмоциональный настрой. Точка ставится, чтобы показать законченную мысль. Такое предложение называют повествовательным. Если цель - задать вопрос, в конце будет обязательно стоять вопросительный знак, а если это приказ или побуждение к действию, после последнего слова ставят восклицательный знак, а само предложение называют побудительным. В случае если мысль не досказана или требует продолжительной паузы, в конце ставят многоточие.
Определяем конструкцию предложения. Чтобы объяснить выбор знаков в сложном высказывании, определите, со скольких частей оно состоит и как они связаны между собой. Соединение может быть сочинительным, подчинительным, союзным или бессоюзным.
В простых предложениях объясняем функции, которые выполняет тот или другой знак. Запятыми или тире могут выделяться вставные слова или словосочетания, обращения, обособленные определения и приложения, а также уточняющие члены, призванные привлечь внимание читателя.
Также запятой разделяют однородные члены. Прямая речь автора тоже требует запятых и тире.
В конце анализа предпочтительно нарисовать схему, где графически будут отображены места, в которых ставятся определенные знаки препинания.
Приведем пример разбора сложного предложения. Основываясь на нем можно проанализировать и простое.
Рассказать о грамматических функциях знаков.
Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев. (6)
Как мы видим, выполнить пунктуационный разбор предложения достаточно легко, но для этого нужно уметь анализировать структуру конструкции и объяснять с грамматической точки зрения использование знаков препинания. Поэтому стоит изучать не только правила письма, но и уметь разделять слова в предложении на члены.
Нельзя недооценивать роль пунктуации в нашей письменной речи. Благодаря ей в предложениях структурируются и отделяются друг от друга мысли, передается интонация и эмоции автора, текст становится ясным и понятным любому читателю. В устной речи все это помогают нам осуществлять интонации, паузы, мимика, а вот на помощь письменной приходят знаки пунктуации.
Знаки препинания в предложениях выполняют самые разнообразные функции: разделительную, смысловую, выделительную. Очень важное значение мы определяем знакам в конце предложения, ведь они помогают нам закончить мысль, показать интонацию (вопросительные, восклицательные знаки), а без них все повествование было бы одним сплошным предложением.
Каким образом происходит пунктуационный разбор предложения:
Для удобства пунктуационного разбора рекомендуется пронумеровать знаки препинания для дальнейшего объяснения их расстановки. Если научиться правильно расставлять знаки препинания с помощью пунктуационного разбора предложения, в дальнейшем беспрепятственно и интуитивно мы сможем всегда верно их использовать. Это поможет в будущем стать нам грамотными людьми, хорошо знающими правила нашего могучего и многообразного русского языка.
Когда я встретила на улице бездомного кота,(2) мое сердце,(3) не знавшее до этого момента печали,(4) наполнилось жалостью к нему.(1)
1) В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное и содержит законченную мысль.
2) Запятая между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, отделяющая придаточную часть ("когда я встретила на улице бездомного кота") от главное ("мое сердце наполнилось жалостью к нему");
3) Две запятые (3,4), выделяющие обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ("не знавшее до этого момента печали").
Пунктуационный разбор предложения обеспечивает лучшее усвоение школьниками правил пунктуации. Он основывается на трёх последовательных действиях, приводящих в итоге к объяснению условий выбора того или иного знака препинания. Для пунктуационного разбора необходимо знать части речи, уметь находить в предложении грамматическую основу и второстепенные члены, а также слышать интонацию, с которой оно произносится. Правильная простановка знаков препинания обеспечивает точность и ясность выражения мысли.
Порядок пунктуационного разбораПунктуационный разбор начинается с определения характера предложения, которое может быть как простым, так и сложным. Затем устанавливается одно или несколько пунктуационных правил, действующих в разбираемом предложении. Каждое из них подлежит отдельному выделению. Результатом пунктуационного разбора является графическая схема предложения.
Как выполнить пунктуационный разбор простого предложения?
Простое предложение на схеме обозначается квадратными скобками, после которых ставится один из пяти знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие или сочетание вопросительного и восклицательного знака.
Внутренняя часть схемы показывает осложнение простого предложения. Грамматическая основа указывается по умолчанию.
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
«П? – а. – П».
«П! – а. – П».
Как делать пунктуационный разбор предложения, чтобы раз и навсегда застраховать себя от нелепых ошибок во время письма? Если вы раз и навсегда запомните простые правила русского языка, можете не волноваться за свою репутацию грамотного переписчика. Как делать пунктуационный разбор, дети учат в пятом-шестом классе, но со временем уроки забываются и приходится восстанавливать знания.
На самом деле, ответ на данный вопрос кроется в самом названии термина. Это разделение предложения на определенные сегменты, которые отделены друг от друга знаками препинания, а также выяснение, какие именно знаки препинания подходят в том или ином случае. Это подробный анализ всех знаков расставленных знаков препинания в отдельном предложении.
Правильно выполнить пунктуационный разбор предложения значит не только грамотно расставить знаки препинания, но также объяснить, почему этот знак стоит именно здесь. Чтобы не запутаться и сделать все по порядку, необходимо соблюдать определенную последовательность действий.
Пунктуационный разбор предложения делается по следующей схеме:
Как сделать пунктуационный разбор предложения знает каждый школьник, но по мере взросления поступающая информация порой вытесняет такие элементарные знания, и мы забываем о самых простых вещах. Чтобы восстановить былой опыт, попробуйте сделать пунктуационный разбор на различных примерах текста. Таким образом вы сможете всегда быть уверенным в своей безупречной грамотности.
Схема пунктуационного разбора предложения:
Образец пунктуационного разбора предложения:
[Спросив, 1 (которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)
Объяснение знаков препинания:
1) Точка в конце предложения.
В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2) Знаки препинания между частями сложного предложения.
Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».
3) Знаки препинания между однородными членами предложения.
Обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом